Ф. Ницше и русская экзистенциальная философия культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Буланов, Владимир Владимирович

  • Буланов, Владимир Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Тверь
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 166
Буланов, Владимир Владимирович. Ф. Ницше и русская экзистенциальная философия культуры: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Тверь. 2004. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Буланов, Владимир Владимирович

Введение.

Глава 1. Ф. Ницше и русская экзистенциальная мысль: восприятие идеи сверхчеловека в философии культуры.

1.1 Ф. Ницше и экзистенциальная культурфилософия в России.

1.2 Д.С. Мережковский: сверхчеловек и Антихрист.

1.3 H.A. Бердяев: сверхчеловек и аристократ духа.

1.4 Л. Шестов: отвержение сверхчеловека.

Глава 2. Ф. Ницше и русская экзистенциальная мысль: восприятие ницшеанского видения кризиса европейской культуры.

2.1 Д.С. Мережковский: культурфилософия Ф. Ницше и язычество.

2.2 H.A. Бердяев: явление Ф. Ницше и кризис гуманистической культуры.

2.3 Л. Шестов: Афины и Иерусалим в пространстве культурной истории.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ф. Ницше и русская экзистенциальная философия культуры»

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема кризиса современной европейской культуры, порожденной духом гуманизма, духовной деградации её носителей, поднятая немецким мыслителем Ф. Ницше, предложенный им радикальный рецепт её решения, не оставили равнодушным никого в среде интеллигенции как Европы рубежа XIX-XX веков, так России " серебряного векаГ . В том числе и виднейших представителей только зарождающегося русского экзистенциализма, среди которых можно назвать H.A. Бердяева, Д.С. Мережковского и JI. Шестова. Рецепция русской экзистенциальной мыслью культурфилософского наследия Ф. Ницше, не была однородной и непротиворечивой. Проблемы рецепции философии культуры Ницше экзистенциальными философами в России, а тем более, русской экзистенциальной мыслью в целом, пока недостаточно глубоко изучены и требуют пристального внимания исследователей.

Актуальность исследования. В России рубежа XIX-XX веков экзистенциальные мыслители продемонстрировали способность к плодотворному использованию западноевропейских идей, и, прежде всего, культурфилософского наследия Ф. Ницше, мыслителя, воззрения которого оказавшего огромное влияние на современную западную философию.

Такие важнейшие элементы культурфилософии Ф. Ницше как учение о сверхчеловеке (как попытка преодолеть доминирование культурной усредненности, пошлости и низости в современном ему обществе) и концепция кризиса современной европейской культуры повлияли на корпус идей ведущих представителей русской экзистенциальной философии (H.A. Бердяев, Д.С. Мережковский, Л.И. Шестов), раскрывая многие грани процесса, приведшего в XX — начале XXI веков к серьезным последствиям практически во всех сферах не только европейской, но и мировой общественной и культурной жизни.

Унаследовав ренессансную гуманистическую установку, европейская культура Нового времени привела к стандартизации жизнедеятельности личности, породив человека массы, лишенного творческих потенций. Дегуманизация культуры и общественной жизни стали опорой тоталитарных политических режимов, важной предпосылкой многочисленных революций и войн. Они породили различные варианты технического и военного отчуждения, давшего небывалые по масштабу всплески терроризма, ставящие под реальную угрозу не только безопасность и поступательное развитие не только отдельных стран и регионов, но и всего мирового сообщества в целом.

Степень разработанности проблемы. Влияние культурфилософии Ф. Ницше на русских экзистенциальных мыслителей, а также их мировоззренческая эволюция, вызывали интерес уже у ряда их современников, например, у В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, С.А. Левицкого, Ф.А. Степуна.1 Однако октябрьские события 1917 г. и их последствия кардинально изменили в России отношение к данной проблематике. В СССР учение Ф. Ницше и экзистенциальная философия считались враждебными делу строительства социализма и до 90-х гг. подвергались резкой критике. Поэтому среди исследований 70-80-х гг., посвященных этой проблематике, можно отметить лишь работы Ю.Н. Давыдова, В.А. Кувакина, Н.С. Семекина и некоторых других авторов.2

В отличие от советской историко-философской науки, в западной историко-философской литературе проблема "Ницше и Россия" быстро обрела популярность и сохраняет её сейчас: об этом свидетельствуют

1 Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Л., 1991. Т.2. 4.2. С. 54-92; он же. Русские мыслители и Европа. М., 1997; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996; Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. СПб., 1994; он же Встречи. М., 1998; он же Портреты. СПб., 1999. С. 277-293.

2 Давыдов Ю.Н. Бегство от свободы. М., 1978; он же Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982; Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1976; он же Религиозная философия в России: начало XX в. М., 1980; Семенин Н.С. Философия богоискательства: критика религиозно-философских идей софиологов. М., 1986. посвященные её научные исследования, среди которых стоит выделить работы Э. Клюс и Б.Г. Розенталь.1 То же самое можно сказать и о восприятии культурфилософских воззрений русских экзистенциальных мыслителей. Они исследуются в работах А. Валицкого, Г.Л. Клайна, Д. Лоури, О. Клемана, Ф. Нучо, Б.Г. Розенталь, Д. Эдди и других авторов.2

После распада СССР и отказа от гегемонии марксистской идеологии в России наблюдается мощный подъем интереса к наследию Ф. Ницше и русских экзистенциальных мыслителей. Причем оценки и подходы российских исследователей и их западных коллег все больше сближаются. Среди современных российских авторов, исследующих данную проблематику, отмечу Ю.В. Синеокую, Н.В. Мотрошилову, Р. Данилевского, М. Кореневу, В. Шестакова, Б. Гройса, Б.Л. Губмана, П.П. Гайденко, М.А. Колерова, И.И. Семаеву, С.С. Хорунжего.3

Но в данных трудах пока не представлено целостного анализа рецепции культурфилософии Ф. Ницше в русской экзистенциальной

1 Clowes Е. Gorky, Nietsche and God-Building // Fifty years on: Gorky and his time, Nottingham, 1987; Clowes E. The Revolution of Moral consciousness: Nietsche in Russian literature, 1890-1914. Northern Illinois University Press, 1988; Rosental B.G. Introduction // Nietsche in Russia. Princeton University Press. 1986; Rosental B.G. Stages of Nietzscheanism: Merezhovsky's Intellectual Evolution// Nietsche in Russia. Princeton University, 1986.

2 Clement O. Berdiaev. Paris, 1991; Kline B.L. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. Chicago, 1968; Lowrie D. Rebellious Prophet: A Life of N. Berdyaev. New York, 1960; Nucho F. Berdyaev's Philosophy: The Existential Paradox of Freedom and Necessity. Garden City, 1966; Rosental B.G. Introduction // Nietzsche and Soviet Culture. Ally and Adversary Ed. By B.G. Rosental. Cambridge, 1994; Russian Philosophy. Ed. By M. Edie. Chicago, 1965; Walicki A.A. History of Russian Thought: from the Enlightenment to Marxism. Stanford, California, 1979.

3 Синеокая Ю.В. Восприятие идей Ф. Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение // Фридрих Ницше и философия в России. СПб., 1999. С. 7-37; она же Рубеж веков: русская судьба Сверхчеловека Ницше // Фридрих Ницше и философия в России. СПб., 1999. С. 58-74; Мотрошилова Н.В. Дискуссии о философии Ф. Ницше в России серебряного века// Фридрих Ницше и философия в России. СПб., 1999. С. 38-45; она же Николай Бердяев // История философии: Запад-Россия-Восток. В 4-х кн. Кн. 3. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шаталина, 2000. - С. 338-348; Данилевский Р. Русский образ Ницше // На рубеже XIX-XX веков. Л., 1991. С. 5-44; Коренева М. Д.С. Мережковский и немецкая культура (Ницше и Гете. Притяжение и отталкивание) // На рубеже XIX-XX веков. Л., 1991. С. 44-76; Шестаков В. Ницше и русская мысль // Россия и Германия. Опыт философского диалога. М., 1993. С. 280-307; Гройс Б. Поиск национальной русской идентичности // Россия и Германия. Опыт философского диалога. М., 1993. С. 3052; Губман Б.Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь, 1997; он же Экзистенциальная культурфилософия // Культурфилософия. XX век. В 2 т. Т. 2. СПб., 1998. С. 378-381; Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997; Гальцова Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992; Колеров М.А. Не мир, но меч. СПб., 1996; Семаева И.В. Традиции исихиазма в русской религиозной философии первой половины 20 в. М., 1993; Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994; он же Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 52-68. философии конца XIX - первой половины XX века. Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы моего исследования. Его объект -экзистенциальная философия культуры русских мыслителей, а его предмет - влияние философии культуры Ф. Ницше на их творческую эволюцию.

Цели и задачи исследования. Цель диссертации составляет историко-философский анализ проблемы рецепции философии Ф. Ницше в философии культуры российской экзистенциальной мысли. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1. Дать характеристику рецепции наследия Ф. Ницше ведущими представителями российской экзистенциальной философии культуры;

2. Проследить эволюцию отношения Д.С. Мережковского к идее сверхчеловека, и роль её ассоциации с образом Антихриста;

3. Выяснить динамику перемен в восприятии H.A. Бердяевым идеи сверхчеловека в связи с его увлеченностью духовным аристократизмом;

4. Понять отказ JI. Шестова от идеи сверхчеловека с учетом неоднозначности его отношения к личности её автора;

5. Выявить сущность рецепции Д.С. Мережковским ницшеанского видения кризиса европейской культуры и роли в ней его представлений о язычестве, как начале, полярном христианству;

6. Объяснить взаимосвязь между восприятием H.A. Бердяевым ницшеанского видения кризиса европейской культуры и ролью, отведенной им в нем" явлению НицшеГ;

7. Определить влияние рецепции ницшеанского видения кризиса европейской культуры на создание JI. Шестовым концепции противостояния" Афш/' и" Иерусалима" в мировой истории.

Источниками исследования являются произведения Ф. Ницше и известнейших российских экзистенциальных мыслителей (H.A. Бердяева, Д.С. Мережковского, Л.И. Шестова), где прямо или косвенно затрагивается культурфилософская проблематика. К числу источников следует отнести также произведения J1.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева и других отечественных и зарубежных мыслителей, в поле идей которых шла рецепция культурфилософского наследия Ф. Ницше. Сочинения В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, С.А. Левицкого, Ф.А. Степуна, которые содержат важные сведения об их творческой эволюции, также являются частью источниковедческой базы диссертации.

Методология исследования предопределена особенностями культурфилософских концепций изучаемых мыслителей и самой структурой работы. В диссертационном исследовании принципиальный акцент сделан на сочетании сравнительного и проблемно-тематического изложения материала, позволяющем проследить особенности рецепции культурфилософских идей Ф. Ницше в проблемном поле российской экзистенциальной философии на примере творчества её ведущих представителей - H.A. Бердяева, Д.С. Мережковского и Л.И. Шестова. В процессе анализа материала нашли свое применение в основном системно-структурный и функциональный методы.

С помощью системно-структурного метода культурфилософские взгляды Ф. Ницше и русских экзистенциальных мыслителей можно рассматривать как целостные системы, имеющие свои неповторимые структуры, и свои закономерности эволюции. Без обращения к функциональному методу невозможно было бы выяснить ту роль, которую сыграли те или иные идеи и положения философии культуры Ф. Ницше в складывании и дальнейшем развитии культурфилософских воззрений русских экзистенциальных мыслителей.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация включает в себя введение, две главы, заключение и библиографию. Общий объем диссертации - страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Буланов, Владимир Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе работы над диссертацией был проведен историко-философский анализ проблемы рецепции философии Ф. Ницше в философии культуры русской экзистенциальной мысли. Он привел к следующим выводам.

1. Экзистенциальная философия культуры в России рубежа XIX-XX веков носила религиозный характер, и, в соответствии со своим экзистенциальным духом, рассматривала историко-культурные феномены сквозь призму интересов и потребностей человеческой личности. Основной её проблемой был кризис европейской гуманистической культуры. Причины его она видела в гуманистическом возвышении человека, в культе разума и науки, которые лишили как культуру, так и её носителей живительной связи с сакральной сферой, с Богом, к внутреннему опустошению и дисгармонии. Путь преодоления этого кризиса, в итоге, у всех основных представителей русской экзистенциальной культурфилософии сводился к новому видению истинной веры в Бога, к разработке собственных религиозных воззрений, непосредственно предопределявших и их философию культуры. Рецепцию философии культуры Ф. Ницше русской экзистенциальной культурфилософии целесообразно анализировать на примере творчества виднейших мыслителей России тех лет - H.A. Бердяева, Д.С. Мережковского и Л. Шестова (по всем характерным чертам их философия культуры являлась экзистенциальной).

Философия культуры Ф. Ницше была воспринята неоднозначно российской экзистенциальной мыслью. На этом сказывалась и специфика восприятия наследия немецкого мыслителя в России вообще, и его прочтение уважаемыми русскими философами, например, B.C. Соловьевым. Поэтому неудивительно, что у большинства представителей русской экзистенциальной культурфилософии - например, у Н.А. Бердяева и Д.С. Мережковского - рецепция её положений отличалась субъективностью и неустойчивостью: прочтение ницшеанской философии культуры менялось в зависимости от общей эволюции их философских взглядов. И лишь у немногих из них - например, у JI. Шестова, культурфилософского наследия Ф. Ницше была достаточно объективной и не претерпевала особых изменений на протяжении их творческого пути.

Представители российской экзистенциальной философии культуры в зависимости от своих предпочтений одни положения творческого наследия Ф. Ницше считали основными и ценными, другие - незначительными или даже излишними, мешающими понять суть его философского мировоззрения. Её оценивали по двум направлениям: во-первых, идея сверхчеловека в частности и учение о человеке - в целом; во-вторых, анализ кризиса европейской гуманистической культуры с лежащим в его основе генеалогическим методом исследования истории культуры. Оценке подвергались, сама идея сверхчеловека с близкими, по духу к ней аристократизмом, концепцией ressentiment, этикой " по ту сторону добра и злгР, и два видения Ф. Ницше сущности кризиса европейской гуманистической культуры: в успешной борьбе сократического начала против дионисического (и отчасти аполлонического), и в духе ressentiment, на который опирается христианская мораль.

2. Эволюцию отношения Д.С. Мережковского к идее сверхчеловека шла по мере его изменения отношения к христианству, так как он воспринимал и их Ф. Ницше как проповедника языческих, а подчас и откровенно антихристианских, ведущих к богоборчеству, ценностей. В первые годы после знакомства с идеей сверхчеловека мыслитель считал себя солидарным с Ф. Ницше в борьбе за эллинскую красоту и свободу против христианской морали аскетизма (он тогда её, по Ф. Ницше, ассоциировал с духом ressentiment). Но в ходе работы над трилогией

Христос и Антихрист*' образ сверхчеловека сливается с образом Антихриста, и в таком виде теряет для Д.С. Мережковского свою привлекательность, приобретает демонические черты, концепция resseniment все больше выглядит клеветой на христианство. Однако идея сверхчеловека настолько оказалась близка его чаяниям, он, даже будучи убежденным противником ницшеанства, уже неосознанно, по-прежнему стремился сверхчеловеком стать, пусть с помощью Бога. Итогом рецепции Д.С. Мережковским антропологического наследия Ф. Ницше оказалось то, что он никогда не смог стать полноценным христианином, забыть соблазн идеи сверхчеловека, который для него стал искушением Антихриста.

3. Динамику перемен в восприятии Н.А. Бердяевым идеи сверхчеловека хотя и зависела от общей эволюции его мировоззрения, но постоянно сопровождалась его увлеченностью идеей аристократизма человеческого духа. Восторженно встретив идею сверхчеловека как воплощение борьбы за независимость и самоценность личности и провозглашение новой морали в период кантианского марксизма, с переходом на позиции религиозного мировоззрения она стала видеться им опасной из-за её враждебности христианству; в духе российской философской мысли тех лет "сверхчеловек!' ошибочно начал им ассоциироваться с человекобогом, противником Христа, а концепция ressentiment стала использоваться уже не для критики христиан, а для обличения их противников - тех же сторонников идеи человекобога. В поздних работах Н.А. Бердяев не устает критиковать идею сверхчеловека. Однако, из-за преклонения перед свободой и величием человеческой личности, воспевания человека как творца, веры в его избранность, духовный аристократизм, он окончательно отказаться от идеи сверхчеловека оказался не в состоянии, точнее, от той ассоциации, которая у него была с ней тесно связана - идеи " аристократа духа(' .

4. JI. Шестов в отношении идеи сверхчеловека и взаимосвязанных с ней концепции ressentiment и этики" по ту сторону добра и зле*' особых колебаний не испытал: он с самого начала отвергнул идею сверхчеловека за её жестокость, и, одновременно, взял на вооружение ницшеанские выводы из констатации лицемерия и мстительности проповедников морали добра. Российский философ на протяжении всего своего творческого пути оставался этим оценкам верен. Другой вопрос, что, проникшись сочувствием к несчастной доле немецкого мыслителя -создателя идеи сверхчеловека, Л. Шестов пытался через её осмысление оправдать и её жестокость.

5. Восприятие Д.С. Мережковским ницшеанского видения кризиса европейской гуманистической культуры имело важную особенность: мыслитель олицетворял ценности ницшеанской культурфилософии, антихристианские по духу, с язычеством. В первых статьях христианское (в духе Ф.М. Достоевского) и языческое (под знаком Ф. Ницше) тенденции борются с переменным успехом, но симпатии Д.С. Мережковского пока в большей степени не на стороне христианства. Но в процессе создания романов трилогии Христос и Антихрист" , мыслитель от солидарности с ницшеанской критикой христианства, переходит к противопоставлению сначала лишь традиционного христианства, а затем и язычески-ницшеанского начала своим неохристианским построениям, на которые уже возлагаются надежды как на путь выхода из кризиса европейской гуманистической культуры. Однако двойственность оценок данного кризиса у культурфилософии Д.С. Мережковского осталась. Влияние язычески-ницшеанского начала им полностью преодолено не было.

6. Рецепция культурфилософии Ф. Ницше оказала сильнейшее влияние на видение Н.А. Бердяевым кризиса европейской гуманистической культуры. Во-первых, в его основу легла ницшеанская

Г' генеалогия морали как метод исторического исследования, несмотря на свойственных для его поздних работ увлечения концепцией О. Шпенглера и акцента на вневременном соотношении личности и мира объективации. Во-вторых, H.A. Бердяев даже после перехода на позиции неортодоксального христианства был настолько очарован ницшеанским видением кризиса европейской гуманистической культуры, использовал её идеи и понятия, генеалогический метод для того, чтобы с ней бороться на протяжении всего своего творчества, как с одним из самых показательных этапов кризиса европейского гуманизма. Развитие философии культуры H.A. Бердяева продолжалось под знаком явления Ф. Ницше, пусть его влияние и проявлялось уже по-иному.

7. Рецепция Л. Шестовым видения философией культуры Ф. Ницше кризиса европейского гуманизма была односторонней. Русский мыслитель воспринял лишь ницшеанскую идею о пагубности рационалистического (сократического) начала. Но, наряду с генеалогическим методом, легла в основу всей трактовки кризиса европейской гуманистической культуры Л. Шестовым. Мыслитель непрерывно вел борьбу против всех проявлений в ней рационализма (морали, культа науки) как последствий грехопадения человека, и видел в этой борьбе Ф. Ницше в качестве союзника. Эволюция его культурфилософии состояла лишь в том, что сначала он выступал на стороне веры против разума (и его порождений - науки и морали), затем -на стороне " философии трагедий' против " философии обыденности . В последней работе это противостояние начал европейской культуры получило название борьбы библейского (Иерусалима) и эллинского (Афин) начал в истории культуры. В свою очередь, под знаком его и трактовалось ницшеанское видение кризиса европейской гуманистической культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Буланов, Владимир Владимирович, 2004 год

1. Ахутин A.B. Одинокий мыслитель // Шестов Л. Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Наука, 1993. - С. 3-14.

2. Баранова Шестова H.H. Жизнь Льва Шестова. По переписке и воспоминаниям современников. В 2 т. T.I. Paris: YMCA - Press, 1983.-359 с.

3. Бельчевичен С.П. Проблемы взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского. Тверь: ТвГУ, 1999. 130 с.

4. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.-525 с.

5. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. -382 с.

6. Бердяев H.A. A.C. Хомяков, как философ (К столетию дня рождения) // Мир Божий. Июль 1904. С. 17-23.

7. Бердяев H.A. Борьба за идеализм // Мир Божий. Июнь 1901. -С. 1-26.

8. Бердяев H.A. Бунт и покорность в психологии масс // Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон +; Реабилитация, 1998.-С. 79-88.

9. Бердяев H.A. Варварство и упадничество // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994. С. 371-376.

10. Бердяев H.A. Введение // Бердяев H.A.Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон +; Реабилитация, 1998. С. 9-20.

11. Бердяев H.A. К вопросу об отношении христианства к общественности И Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон +; Реабилитация, 1998. С. 207-217.

12. Бердяев H.A. К. Леонтьев философ реакционной романтики // К.Н. Леонтьев: pro et contra: Антология. В 2 кн. Кн. 1. СПб: РХГИ, 1995. - С. 205-234.

13. Бердяев H.A. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 392-406.

14. Бердяев H.A. К психологии революции // Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон +; Реабилитация, 1998. -С. 46-66.

15. Бердяев H.A. К философии трагедии. Морис Метерлинк // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994.- С. 187-210.

16. Бердяев H.A. Кризис искусства // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1994. -С. 399-419.

17. Бердяев H.A. Критика исторического материализма // Мир Божий. Октябрь 1903. С. 1-30.

18. Бердяев H.A. Ф. Ланге и критическая философия в ее отношении к социализму // Мир Божий. Июль 1900. С. 224-254.

19. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1994.-С. 7-150.

20. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон +; Реабилитация, 1999. 464 с.

21. Бердяев H.A. Новое средневековье. М.: At-никс: ХДС-пресс, 1991.-82 с.

22. Бердяев H.A. Новое христианство (Д.С. Мережковский) // Мережковский Д.С. Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 331-354.J

23. Бердяев H.A. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. -С. 20-253.

24. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистской философии // Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. С. 4-162.

25. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.-С. 164-286.

26. Бердяев H.A. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1994. С. 151-176.

27. Бердяев H.A. Очарование отраженных культур. О Вяч. Иванове // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1994. С. 389-399.

28. Бердяев H.A. Предсмертные мысли Фауста // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994. С. 376-392.

29. Бердяев H.A. Русская идея // // Бердяев H.A. Русская идея. Харьков: Фолио; М.: ACT, 1999. С. 5- 242.

30. Бердяев H.A. Русские богоискатели // Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон +; Реабилитация, 1998. С. 35-45.

31. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. 318 с.

32. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 318 с.

33. Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994. С. 37-341.

34. Бердяев H.A. Ставрогин // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1994. -С. 176-186.

35. Бердяев H.A. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о К.Н. Михайловском. М.: Канон+; Реабилитация, 1999. 478 с.

36. Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 318362.

37. Бердяев H.A. Трагедия и обыденность // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1994. 217-246.

38. Бердяев H.A. Философия и жизнь // Новый путь. 1904. №11.-С. 361-375.

39. Бердяев H.A. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990. -288 с.

40. Бердяев H.A. Философия свободного духа // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 14-228.

41. Бердяев H.A. Философия свободы // Бердяев H.A. Сочинения. М.: Раритет, 1994. С. 11-244.

42. Бердяев H.A. Христос и мир. Ответ В.В. Розанову // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1994. С. 274-290.

43. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря // Бердяев H.A. Царство духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 266-356.

44. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.-254-357.

45. Бердяев H.A. Этическая проблема в свете философского идеализма. // Проблемы идеализма. М.: Изд-во Московского психологического общества, 1903. С. 91-136.

46. Бердяев H.A. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 230-316.

47. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.: Луч. 1993.-252 с.

48. Гайденко П.П. Прорыв в трансцендентное: новая онтология XX века. М.: Республика. 1997. 492 с.

49. Гайденко П.П. Соблазн" святой плотй' (Сергей Соловьев и русский серебряный век) // Вопросы литературы. Июль Август. 1996.-С. 72-127.

50. Гальцова P.A. Очерки русской утопической мысли XX века. М.: Наука, 1992.-204 с.

51. Гройс Б. Поиск национальной русской идентичности // Россия и Германия. Опыт философского диалога. М.: Медиум. 1993. С. 3052.

52. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: ЛЕАН, 1997.-287 с.

53. Губман Б.Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь: ТГУ, 1997.- 111 с.

54. Губман Б.Л. Экзистенциальная культурфилософия // Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2. СПб.: Университетская книга, 1998.-С. 378-381.

55. Давыдов Ю.Н. Бегство от свободы. М.: Художественная литература, 1978. 365 с.

56. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая гвардия, 1982. 287 с.

57. Данилевский Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше (Предистория и начало формирования) // На рубеже XIX и XX веков. Л.: Наука, 1991. С. 5-43.

58. Делез Ж. Ницше. СПб.: Axioma, 1997. 186 с.

59. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Т.2. 4.2. Л/.ЭГО, 1991.- 268 с.

60. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997. 368 с.

61. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Paris: YMCA-PRESS, 1991.-368 с.

62. Колеров М.А. Не мир, но меч. СПб.: Алетейя, 1996. 375 с.

63. Кондаков И.В. Мережковский // Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т.2. СПб.: Университетская книга, 1998. С. 28-29.

64. Коренева М.Ю. Д.С. Мережковский и немецкая культура (Ницше и Гете. Притяжение и отталкивание) // На рубеже XIX-XX веков. Л.: Наука, 1991. С. 44-76.

65. Кравец С.Л. Примечание к" Идее сверхчеловека!' //B.C. Соловьев. Избранное. М.: Советская Россия, 1990. С. 470-471.

66. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М.: МГУ, 1976.-205 с.

67. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX века. М.: Мысль, 1980. -308 с.

68. Кувакин В.А. Экзистенциализм // Русская философия. Словарь. М.: Терра Книжный клуб; Республика, 1999. - С. 628-630.

69. Курабцев В.Л. Человекобог // Русская философия. Словарь. М.: Терра Книжный клуб; Республика, 1999. - С. 604-605.

70. Левицкий С.А. Сочинения. В 2 т. Т.2. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996. С. 494 с.

71. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994.-456 с.

72. Любимова Е. Трилогия" Христос и Антихрист" // Мережковский Д.С. Собрание сочинений. В. 4 т. Т.2. М.: Правда,1990.-С. 760-764.

73. Мережковский Д.С. Акрополь // Мережковский Д.С. Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата,1991.-С. 17-24.

74. Мережковский Д.С. Антихрист. Петр и Алексей // Мережковский Д.С. Собрание сочинений. В. 4 т. Т.2. М.: Правда, 1990.-С. 319-757.

75. Мережковский Д.С. Атлантида Европа. Тайна Запада. М.: Русская книга, 1992. - 413 С.

76. Мережковский Д.С. В обезьяньих лапах (О Леониде Андрееве) // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. С. 12-39.

77. Мережковский Д.С. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи) // Мережковский Д.С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1-2. М.: Правда, 1990. Т.1. С. 309-591. Т.2. С. 7-318.

78. Мережковский Д.С. Гоголь и черт (исследование) // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. С. 212-309.

79. Мережковский Д.С. Грядущий хам // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991.-350-377.

80. Мережковский Д.С. Двойная бездна // Мережковский Д.С. Избранное: Роман, стихотворения, эссе, исследования. Кишинев: Литература артистикэ, 1989. С. 399-400.

81. Мережковский Д.С. Достоевский // Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. С. 107-126.

82. Мережковский Д.С. Красная шапочка // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. С. 57-62.

83. Мережковский Д.С. JI. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество. 4.1. // Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений. Кн. 5. Т. 9. М.: Типография товарищества ИД. Сытина, 1914. 152 с.

84. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество. 4.2. // Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений. Кн. 5. Т. 10. М.: Типография товарищества И.Д. Сытина, 1914. 176 с.

85. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Религия. Ч. 1. // Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений. Кн. 6. Т. 11. М.: Типография товарищества И.Д. Сытина, 1914. 239 с.

86. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Религия. 4.2. // Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений. Кн. 6. Т. 12. М.: Типография товарищества И.Д. Сытина, 1914. 272 с.

87. Мережковский Д.С. Лев Толстой и революция // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. С. 140-145.

88. Мережковский Д.С. Леонардо да Винчи // Мережковский Д.С. Избранное: Роман, стихотворения, эссе, исследования. Кишинев: Литература артистикэ, 1989. С. 399.

89. Мережковский Д.С. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. С. 378-415.

90. Мережковский Д.С. Майков // Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. С. 143-157.

91. Мережковский Д.С. Маленькая Тереза // Мережковский Д.С. Испанские мистики. Томск: Водолей, 1998. С. 207-269.

92. Мережковский Д.С. Меч // Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений. В. 24 т. Кн.7. Т. 13. М.: Типография товарищества И.Д. Сытина, 1914. С. 5-35.

93. Мережковский Д.С. Мистическое движение нашего века // Акрополь. Литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991.-С. 172-178.

94. Мережковский Д.С. Наполеон: Жизнь Наполеона. Наполеон человек. Нальчик: Логос, 1992. 351 с.

95. Мережковский Д.С. О новом религиозном действии (Открытое письмо H.A. Бердяеву) // Мережковский Д.С. Больная Россия. Л.: ЛГУ, 1991.-91-110.

96. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых тенденциях современной русской литературы // Мережковский Д.С. Эстетика и критика. В 2 т. Т.1. М.: Искусство; Харьков: Фолио, 1994. С. 137225.

97. Мережковский Д.С. Павел I // Мережковский Д.С. Собрание сочинений. В 4 т. Т.З. М.: Правда, 1990. С. 7-89.

98. Мережковский Д.С. Пророк русской революции (К юбилею Достоевского) // В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. С. 310-349.

99. Мережковский Д.С. Пушкин // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М.: Советский писатель, 1991. С. 146-212.

100. Мережковский Д.С. Св. Иоанн Креста //Мережковский Д.С. Испанские мистики. Томск: Водолей, 1998. С. 111-205.

101. Мережковский Д.С. Св. Тереза Иисуса // Мережковский Д.С. Испанские мистики. Томск: Водолей, 1998. 21-109.

102. Мережковский Д.С. Сервантес // Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. С. 85106.

103. Мережковский Д.С. Сердце человеческое и сердце звериное // Мережковский Д.С. Больная Россия. Л.: ЛГУ, 1991. С. 148-157.

104. Мережковский Д.С. Смерть богов (Юлиан Отступник) // Мережковский Д.С. Собрание сочинений. В 4 т. Т.1. М.: Правда, 1990.-С. 27-308.

105. Мережковский Д.С. Собрание сочинений. Иисус Неизвестный. М.: Республика, 1996. 687 С.

106. Мережковский Д.С. Старый вопрос по поводу нового таланта // Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991.-С. 25-46.

107. Мережковский Д.С. Тайна русской революции. Опыт социальной демонологии. М.: Русский путь, 1998. 142 с.

108. Мережковский Д.С. Цветы мещанства // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. С. 70-77.

109. Мережковский Д.С. 14 декабря // Мережковский Д.С. Собрание сочинений. В 4 т. Т.4. М.: Правда, 1990. С. 7-258.

110. Михайлов О.Н. Пленник культуры (О Д.С. Мережковском) // Мережковский Д.С. Собрание сочинений. В 4 т. T.l. М.: Правда, 1990.-С. 3-26.

111. Морева Л.В. Лев Шестов. Л.: ЛГУ, 1991. 85 с.

112. Мотрошилова Н.В. Дискуссии о философии Ф. Ницше в России серебряного века // Ф. Ницше и философия в России. Сб. ст. СПб.: РХГИ, 1999. С. 38-45.

113. Мотрошилова H.B. Вл. Соловьев о Фр. Ницше. Поиск новых философских парадигм // Ф. Ницше и философия в России. Сб. ст. СПб.: РХГИ, 1999. С. 47-57.

114. Мотрошилова Н.В. Николай Бердяев // История философии: Запад-Россия-Восток. В 4-х кн. Кн. 3. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шаталина, 2000. 338-348.

115. Мотрошилова Н.В. Экзистенциализм // История философии: Запад Россия - Восток. В 4-х кн. Кн. 4. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шаталина, 2000. - С. 230-242.

116. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству // По ту сторону добра из зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ессе Homo: Сборник. Минск: Попурри, 1997. С. 297-371.

117. Ницше Ф. Ессе Homo. Как становятся сами собой // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ессе Homo: Сборник. Минск: Попурри, 1997. С. 373-468.

118. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник. 2-е изд. Минск: Попурри, 2001. -С. 299-451.

119. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни; Сумерки кумиров; Утренняя заря: сборник / Минск: Попурри, 1997. С. 15-128.

120. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. По ту сторону добра из зла; Казус Вагнер; Антихрист, Ессе Homo: Сборник. Минск: Попурри, 1997. С. 55-257

121. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии из духа музыки или Эллинство и пессимизм: Сборник. Минск: Попурри, 2001. С. 453-591.

122. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник. Минск: Попурри, 2001. С. 3-297.

123. Ницше Ф. Утренняя заря или мысль о моральных предрассудках // О пользе и вреде истории для жизни; Сумерки кумиров; Сумерки кумиров; Утренняя заря: Сборник. Минск: Попурри, 1997. С. 385-508.

124. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Весь мир, 2000. С. 43-163.

125. Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 1998.-414 с.

126. Поварцов С. Возвращение Мережковского // Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991.-С. 332-350.

127. Поляков Л.В. "Афины" и "Иерусалим" на весах Льва Шестова // Шестов Л. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 5-14.

128. Порус В.Н. В. Соловьев и Л. Шестов: единство в трагедии // Вопросы философии. №2. 2004. С. 148-159.

129. Пустарников В.Ф. Был ли когда-нибудь Фридрих Ницше "самым русским" из западных философов? // Ф. Ницше и философия в России. СПб.: РХГИ, 1999. С. 86-109.

130. Розенталь Б.Г. Стадии ницшеанства: интеллектуальная эволюция Мережковского // Историко-философский ежегодник-94. М.: Наука, 1994.-С. 191-212.

131. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. Сб. ст. М.: Политиздат, 1990. - С. 319-344.

132. Свасьян К.А. Комментарий к "Генеалогии морали" // Ницше Ф. Так говорил Заратустра; Генеалогия морали; Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм: Сборник. Мн.: Попурри, 2001. С. 604-611.

133. Свасьян К.А. Комментарий к" Рождению трагедии из духа музыкй' // Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии из духа музыки или Эллинство и пессимизм: Сборник. Мн.: Попурри, 2001. С. 612-619.

134. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Антихрист // По ту сторону добра из зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ессе Homo: Сборник. Мн.: Попурри, 1997. С. 3-54.

135. Семаева И.В. Традиции исихиазма в русской религиозной философии первой половины 20 в. М.: МПГУ, 1993. 205 с.

136. Семенкин Н.С. Философия богоискательства: критика религиозно-философских идей софиологов. М.: Политиздат, 1986.172 с.

137. Синеокая Ю.В. В мире нет ничего невозможного? (JI. Шестов о философии Ф. Ницше) // Ф. Ницше и философия в России. СПб.: РХГИ, 1999.-С. 75-85.

138. Синеокая Ю.В. Восприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение // Ф. Ницше и философия в России. Сб. ст. СПб.: РХГИ, 1999. С. 7-37.

139. Синеокая Ю.В. Ницше в России // Русская философия. Словарь. М.: Терра Книжный клуб; Республика, 1999. - С. 323-326.

140. Синеокая Ю.В. Рубеж веков: русская судьба сверхчеловека Ницше // Ф. Ницше и философия в России. Сб. ст. СПб.: РХГИ, 1999. -С. 58-74.

141. Скенлен Дж. П. Мережковский // Русская философия. Словарь. М.: ТЕРРА Книжный клуб; Республика, 1999. - С. 294-296.

142. Смирнов И.П. "От марксизма к идеализму": М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев. М.: Русское книгоиздательское товарищество, 1995. 284 с.

143. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека// Соловьев B.C. Избранное. М.: Советская Россия, 1990. С. 217-230.

144. Соловьев B.C. Словесность или истина? // Фридрих Ницше и русская религиозная философия: Переводы, исследования, эссе философов" серебряного векаГ . В 2 т. Т.1. Минск: Алкиона; Присцельс, 1996.-С. 17-21.

145. Соловьев B.C. Три разговора // Соловьев B.C. Избранное. М.: Советская Россия, 1990. С. 231- 423.

146. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. СПб.: Алетейа, Прогресс, 1994.-649 с.

147. Степун Ф. А. Встречи. М.: Аграф, 1998. 256 с.

148. Степун Ф.А. Портреты. СПб.: РХГИ, 1999. 440 с.

149. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2003.-576 с.

150. Цыбин В. Атлантида на заклании истории // Мережковский Д.С. Атлантида - Европа. Тайна Запада. М.: Русская книга, 1992. -С. 3-10.

151. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 63-176.

152. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. М.: Республика, 1993.-С. 192-220.

153. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейа, 1994.-445 с.

154. Хоружий С.С. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 52-68.

155. Шестаков В. Ницше и русская мысль // Россия и Германия. Опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993. С. 280-307.

156. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления) //Л. Шестов Сочинения. М.: Раритет, 1995.-С. 176318.

157. Шестов Л. Афины и Иерусалим // Шестов Л. Сочинения в 2 т. Т.1.М.: Наука, 1993. С. 317-664.

158. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (Философия и проповедь) // Шестов Л. Избранные сочинения. М.: Ренессанс, 1993.-39-158.

159. Шестов Л. Достоевский и Ницше (Философия трагедии) // Л. Шестов Сочинения. М.: Раритет, 1995.-С. 15-175.

160. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М.: Прогресс Гнозис, 1992. - 301 с.

161. Шестов Л. На весах Иова // Шестов Л. Сочинения в 2 т. Т.1. M.: Наука, 1993.-С. 5-404.

162. Шестов Л. Potestas clavium // Шестов Л. Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Наука, 1993.-С. 15-312.

163. Шестов Л. Sola fide только верою: Греческая и средневековая философия, Лютер и церковь. Paris: YMKA-PRESS, 1966. - 293 с.

164. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. В 2 т. Т.1. Образ и действительность. Минск: Попурри, 1998.-688 с.

165. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. -114 С.

166. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 420-508.

167. Chomiak M. Introduction // A Revolution of Spirit. Crisis of Value in Russia, 1890-1924 / Ed. by Bernice Glatzer Rosental & Maria Bochachevsky-Chomiak. New York. Fordham University Press. 1990.

168. Clement O. Berdiaev. Paris, 1991.

169. Clowes E. Gorky, Nietsche and God-Building // Fifty years on: Gorky and his time, Nottingham, 1987.

170. Clowes E. The Revolution of Moral consciousness: Nietsche in Russian literature, 1890-1914. Northern Illinois University Press, 1988.

171. Gubman B. Nietzschean Foundation of Soviet Culture: Beyond Good and Evil // British journal of History of Philosofy. Volume 5, Number 1, Marsh 1997. P. 175-180.

172. Kline B.L. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. Chicago, 1968.

173. Lowrie D. Rebellious Prophet: A Life of N. Berdyaev. New York, 1960.

174. Nucho F. Berdyaev's Philosophy: The Existential Paradox of Freedom and Necessity. Garden City, 1966.

175. Rosental B.G. Introduction // Nietzsche and Soviet Culture. Ally and Adversary Ed. By B.G. Rosental. Cambridge, 1994.

176. Rosental B.G. Introduction // Nietsche in Russia. Princeton University Press. 1986.

177. Rosental B.G. Stages of Nietzscheanism: Merezhovsky's Intellectual Evolution // Nietsche in Russia. Princeton University, 1986.

178. Walicki A.A. History of Russian Thought: from the Enlightenment to Marxism. Stanford, California, 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.