Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, доктор социологических наук Яковук, Тамара Ивановна

  • Яковук, Тамара Ивановна
  • доктор социологических наукдоктор социологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 270
Яковук, Тамара Ивановна. Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи: дис. доктор социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Москва. 2006. 270 с.

Оглавление диссертации доктор социологических наук Яковук, Тамара Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЁЖИ КАК ПРЕДМЕТ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

1.1 Молодёжь как субъект воспроизводства духовной жизни.

1.2 Особенности формирования группового сознания молодёжи в условиях трансформирующегося общества.

ГЛАВА 2. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ.

2.1 Социокультурная регуляция духовной жизни молодёжи.

2.2 Неопределенность в механизме социокультурной регуляции.

ГЛАВА 3. ДЕТЕРМИНАНТЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ.

3.1 Изменение структуры ценностей современного молодого поколения.

3.2 Мировоззренческие и смысложизненные ценности.

3.3 Новые основания социальной идентичности в молодежной среде.

ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.

4.1 Традиционные и достиженческие ориентации.

4.2 Изменения в структуре самосознания молодёжи.

4.3 Возможности самореализации молодёжи в духовной жизни современного общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи»

Актуальность темы исследования. Духовная жизнь общества является важнейшей сферой его жизнедеятельности. Она всегда играла особую роль в белорусском обществе, поэтому ее воспроизводство в новых условиях становится первоочередной задачей дальнейшего общественного развития.

Важнейшим субъектом воспроизводства духовной жизни выступает молодёжь, сущностной социальной характеристикой которой является способность наследовать и воспроизводить социокультурные образцы, трансформировать их с учетом изменившегося социального опыта на основе собственного инновационного потенциала и транслировать будущим поколениям, внося тем самым свой вклад в развитие общества. Реализация сущностных социальных функций молодёжи становится необходимым условием ее духовного развития.

В процессе духовного производства накапливаются и воспроизводятся знания, идеи, потребности, интересы, ценности, отражающие совокупный социальный опыт и играющие важную роль в индивидуально-личностном и общественном развитии. В современных обществах, отличающихся динамичными изменениями, происходит стремительный процесс устаревания социального опыта. Под влиянием новых социальных посредников молодёжь чаще отвергает традиционный опыт, чем его усваивает. Формируется особый тип префигуративного сознания. В условиях префигуративной культуры возникают изменения в механизме социальной регуляции в сфере духовной жизни молодёжи.

Эти изменения связаны с объективным, по своей сути, процессом эволюции общественных отношений. В современных условиях он приобретает уникальную специфику, обусловленную радикальной трансформацией социальной структуры общества, вызванной политическими, идеологическими, экономическими, культурными реформами. Одни институты вытесняются другими, на месте традиционных институциональных механизмов возникают современные, культурный плюрализм опирается на различные, часто противоречащие друг другу смыслы и значения. Новая аксиологическая реальность прокладывает себе путь на продолжающих функционировать обломках старой инфраструктуры, прошлой ментальности, через процессы социальной дезорганизации как переходный этап апробации инновационных социокультурных образцов. Поэтому основной отличительной характеристикой этой реальности становится неопределенность.

Условия социальной неопределенности в сочетании с трансформацией социокультурной ситуации дестабилизировали в современных обществах механизм социокультурной регуляции, что не могло не отразиться на изменении духовной жизни молодёжи и проявиться: во-первых, в . деидеологизации духовности, понимаемой как продолжающийся отход от морального кодекса, на котором воспитывались все предыдущие поколения молодых белорусов. Она проявляется в снижении значимости существующих в обществе традиционных норм и стилей жизни как образцов "правильного поведения", в ослаблении влияния на духовную жизнь современной молодёжи идеологизированных стереотипов; во-вторых, в трансформации духовных ценностей, т.е. в распаде прежних, в недалеком прошлом доминировавших ценностей и возникновении новых, соответствующих плюральному обществу. В молодёжной среде трансформация протекает в русле современных тенденций изменения ценностных ориентаций и проявляется в отходе от акцептации ценностей долженствования в пользу инструментальных ценностей саморазвития; в-третьих, в возникающей в результате неопределенности реорганизации духовного пространства, которая приводит к утрате однозначности ценностей и норм, а вслед за этим и критериев, определяющих шкалу социальной оценки духовного выбора молодёжи, т.е. к дестабилизации механизма социокультурной регуляции ее духовной жизни; в-четвертых, в наметившейся реориентации духовных ценностей, в соответствии с которой происходит синтез традиционных ментальных структур (системы ценностей, стереотипных представлений, норм и образцов поведения, обычаев и традиций, имеющих социально-исторические корни) с новыми, привнесенными модернизационным процессом глобализирующегося социокультурного пространства.

Отмеченные универсальные процессы приобретают свою уникальную специфику под влиянием национальных особенностей трансформирующихся обществ. В Беларуси специфика связана, прежде всего, с особенностями ментальности белорусского общества и вынужденным характером модернизационных процессов. Групповое сознание белорусов отличается особой толерантностью, имеющей мало общего с привычным ее пониманием как терпимости к "инаковости" и выраженной, скорее, в нежелании перемен и элиминировании рисков, привязанности к апробированным схемам мышления и поведения во имя сохранения стабильности, "мира и спокойствия в стране".

Беларусь последней из союзных республик вышла из состава СССР, демонстрируя тем самым свою внутреннюю глубинную приверженность стабильности и нежелание кардинальных перемен. Неудачный опыт перестройки и последующих реформ в соседних постсоветских государствах (Украина, Россия и др.) в 90-е годы продемонстрировал негативные последствия потрясений основ повседневной, привычной жизни людей и утвердил белорусов в их опасениях. Однако вызовы со стороны рыночно ориентированных обществ, новых политических и бизнес-элит, пришедших к власти в соседних постсоциалистических государствах, а также глобальные процессы, развернувшиеся в экономике, политике и культуре объединяющейся Европы, все-таки потребовали от белорусского общества переориентации на новые, рыночные правила.

Вынужденный трансформационный процесс, сопровождающийся пусть осторожными, часто неглубокими реформами, не мог не затронуть основы жизни белорусского общества, вызвав его переход в состояние неопределенности. Поскольку негативный опыт, переживаемый в процессе модернизации, во многом, в сознании белорусов связывается с утратой традиционных ценностей социализма, то курс на их сохранение и поддержание в массовом сознании стал отличительной социокультурной чертой белорусской трансформации и явился причиной развития противоречия в духовном воспроизводстве. Названное противоречие обусловлено культурно-цивилизационным столкновением традиционных образцов из отдаленного и недавнего социалистического прошлого с новыми идеями, смыслами и стилями жизни, привносимыми глобализацией.

Молодёжь оказалась на острие этого противоречия. Социализируясь в условиях межкультурного столкновения и возникшей неопределенности, она одновременно интериоризирует различные образцы, причудливо переплетающиеся в ее сознании. При этом в результате активной реакции на культурные вызовы она расширяет свои духовные потребности и трансгрессивные интересы, ориентируется на референтные группы соотнесения, представленные в массовой культуре, постепенно отдаляется от традиционной культуры старших поколений.

В сложившихся условиях молодой человек все чаще функционирует как автономный субъект, делающий независимый выбор среди обилия доступных благ и информации, среди множества предлагаемых ценностей и стилей жизни. В связи с этим на передний план выходит вопрос, кто и каким образом может регулировать выбор и преференции свободных автономных субъектов?

Ввиду недостаточной изученности процессов духовного воспроизводства, формирования духовных ценностей молодёжи и социокультурной регуляции ее духовной жизни под влиянием фактора неопределенности, характерного для современных обществ, а также в силу теоретико-методологической неразработанности проблемы неопределенности применительно к функционированию белорусского общества, данное исследование имеет эвристическое и практическое значение. Социальная неопределенность является важнейшей характеристикой современных обществ. Как специфика условий жизнедеятельности она предопределяет особенности развития и стилей жизни различных социальных групп. В молодёжной среде неопределенность обусловлена не только фактором внешней по отношению к ней нестабильности, вызванной объективными трансформационными процессами. Она отражает также специфику самой молодёжи как становящегося субъекта духовной жизни: переходность и амбивалентность ее социального положения, лабильность и неустойчивость сознания. Эта особенность детерминирует специфичность поведения молодёжи, ее взаимодействия со сверстниками и представителями других поколений, она лежит в основе актуальных проблем духовного воспроизводства и духовной жизни.

Подобная противоречивая ситуация, в которой, с одной стороны, налицо девальвация традиционных духовных ценностей молодёжи, а, с другой стороны, появление новых возможностей самореализации в сфере духовной жизни при условии гармонизации разнонаправленных социокультурных процессов способна стать источником развития как молодёжи, так и общества. Однако в условиях неопределенности социальная регуляция социокультурных процессов реализуется иначе, чем в стабильных обществах.

Изучение рассмотренных противоречий духовного воспроизводства в условиях социальной трансформации и неопределенности позволяет раскрыть механизм формирования образцов сознания молодёжи, воплощенных в ее духовной жизни, предпосылки и характер изменения социокультурной регуляции, выявить направленность духовного развития молодого поколения в контексте развития трансформирующегося общества.

Исследование механизмов социальной регуляции духовной жизни в условиях неопределенности требует целостного подхода, который позволяет всесторонне раскрыть ее природу, глубже понять влияние данного фактора на формирование сознания и поведение молодёжи, расширить представление о детерминантах, определяющих качественные изменения социокультурных характеристик молодёжи как группы, и, благодаря этому, приблизиться к решению проблемы формирования индивидуального и группового сознания молодого поколения в гармоничном соотнесении общественно значимых и индивидуальных образцов. Вместе с тем такой подход открывает дополнительные возможности в исследовании конкретных процессов в духовной жизни молодёжи - изменения повседневных социокультурных практик.

Таким образом, актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью теоретических и прикладных проблем изменения духовной жизни молодёжи в условиях социальной неопределенности, а также потребностью в научно-обоснованных подходах к разработке механизма ее социокультурной регуляции.

Обоснование проблемы исследования. В условиях неопределенности в самом механизме социокультурной регуляции возникают следующие противоречия:

- между формирующимися в обществе потребностями, интересами и ценностями, которые позитивно осмысливаются молодёжью, и одновременным снижением их позиций в аксиологической структуре из-за неспособности конкурировать с расширяющимися индивидуальными потребностями, трансгрессивными интересами и инструментальными ценностями в сознании значительной части белорусской молодёжи ввиду отсутствия ресурсов для их реализации;

- между терминальными, смысложизненными ценностями-целями и инструментальными ценностями-средствами, призванными служить их реализации, что приводит к аномии в сознании молодёжи;

- связанные с неопределенностью ценностно-нормативной системы, понимаемой как размытость, неясность, нечеткость ценностно-нормативных стандартов и критериев оценок, возникающих в силу девальвации традиционных и агрессивности наступающих современных образцов культуры;

- между общественными преференциями, предлагаемыми молодому поколению институтами социокультурной регуляции, и готовностью молодёжи соответствовать социально одобряемым культурным образцам;

- в наличии девиантных элементов механизма регуляции, нарушающих согласованность норм морали и закона, а также в пределах отдельной нормативной системы, когда содержащиеся в ней правила требуют одновременно противоположного поведения, что ведет к дезорганизации личности;

- связанные с инерционностью механизмов социокультурной регуляции в лице институтов социализации, функционально направленных на стабилизацию социокультурных связей и отношений.

Выделенные противоречия являются следствием неопределенности, сопровождающей трансформацию современного белорусского общества.

Таким образом, проблема исследования состоит в противоречиях традиционного и современного в духовном развитии молодёжи, возникающих под воздействием фактора неопределенности в механизме социокультурной регуляции ее духовной жизни.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика духовной жизни занимает особо важное место в системе социологического знания. Ее разработка берет свое начало в трудах Г. Гегеля, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Целостная научная концепция духовной жизни содержится в марксистском подходе, опирающемся на диалектический метод (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Разработке актуальных проблем духовной жизни в современной отечественной социологии посвящены труды М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Ф.И. Минюшева, А.И. Шендрика.

Различные теоретические аспекты изменения сознания молодёжи нашли применение в неомарксистских концепциях трансформации общества (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Э. Гоулднер и др.), в теориях структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон), в системном подходе в социологии (Н. Луман), символическом интеракционизме (Дж. Г. Мид, Г. Блумен), в социологии социальных изменений (Д. Белл, П. Штомпка, М. Жулковский), в теории переходного возраста (К. Гроос, В. Штерн, А. Бидль, Ф. Гизе, А. Буземан), в теории пубертата Ш. Бюлер, концепции "общественных фактов" (Э. Дюркгейма), психоналитических концепциях 3. Фрейда и представителей его школы, в теориях молодёжи как феномена культуры (Г. Гризе, Э. Шпрангер, М. Мид), теориях межгенерационного изменения ценностей (Р. Инглхарт, С. Фланаган), теориях осмысления молодёжи через понятие субкультуры (Я. Марьяньски, Т. Парсонс, Ш. Эйзенштадт), в теориях социальной функции молодёжи: марксистская концепция молодёжи, культурно-историческая концепция JI.C. Выготского, социальная концепция С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В. Фридриха, концепция субъектности молодёжи (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, М.Н. Поршнев и др.), концепция молодёжи как источника конфликта поколений (К. Манхейм, X. Ортега-и-Гассет), концепция уникальности молодёжи (И.М. Ильинский), концепция трансформации ценностей (X. Клагес).

Важным теоретико-методологическим основанием исследования особенностей духовной жизни различных социальных групп явилась разработка концепции социального развития молодёжи, важнейшей составной частью которой является обоснование ее субъектности в духовном производстве и в духовной жизни (В.И. Чупров). Углубленное изучение различных аспектов духовной жизни молодёжи содержится в специальных социологических теориях: социального самоопределения (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский), социоструктурных изменений (В.И. Староверов); социализации (А.И. Ковалева, A.A. Щегорцов), социального конструирования реальности молодёжью (В.А. Луков), культурологических концепций молодёжи (В.Ф. Левичева, A.JI. Маршак, В.К. Сергеев, А.И. Шендрик), гражданских идентификаций (Е.А. Гришина, A.A. Козлов), образовательных стратегий (В.И. Добрынина, Т.В. Ковалева, Т.И. Кухтевич, Т.Э. Петрова), инновационного потенциала (О.В. Афанасьева, Б.К. Лисин), экстремистских проявлений молодёжного сознания (A.A. Козлов) и др.

В ходе разработки проблемы социальных изменений все большее значение приобретают концепции неопределенности таких авторов, как 3. Бауман, У. Бек, Э. Гидденс, М. Дуглас, X. Клагес, С. Лаш, Н. Луман, И. Пригожин, И. Стенгерс, А.Д. Урсул, В. Гот, П. Визир. В их трудах содержится теоретическая разработка неопределенности, рассмотрен ее междисциплинарный характер, обоснованы важнейшие направления ее научного исследования.

Неопределенность новой реальности, нестабильность социальных процессов предопределили появление новой отрасли социологического знания - социологии нестабильности. Теоретическое обоснование социальной неопределенности представлено в работах Е.М. Бабосова, Н.Л. Смакотиной, А. Мелуччи, А. Мур. Исследование проблем неопределенности в белорусской социологической науке в настоящее время не вылилось в какие-либо направления, в то время, как в российской социологии исследования этих проблем осуществляются в русле следующих направлений: проблемы социальной неопределенности, нестабильности и риска (A.M. Бекарев, С.А. Кравченко, A.B. Мозговая, О .Я. Яницкий), проблемы социальной безопасности (В.Н. Кузнецов, Р.Г. Яновский) и др.

В социологии молодёжи наиболее полная теоретическая и эмпирическая разработка проблем социальной неопределенности осуществлена Отделом социологии молодёжи ИСПИ РАН (Ю.А. Зубок, В.И. Чупров). Разработаны и эмпирически апробированы теоретико-методологические подходы к ее социологическому исследованию. Концептуализирована взаимосвязь неопределенности и риска в процессе социального развития молодёжи, выявлены закономерности качественных и количественных изменений в этом процессе в условиях неопределенности, а также на пути ее преодоления посредством рискованных стратегий поведения, в том числе в аспекте формирования мотивационной сферы сознания молодёжи - ее потребностей, интересов, ценностей, установок. Однако в социологической литературе, практически, отсутствует целостная социологическая концепция духовной жизни молодёжи и механизмов ее регуляции в условиях неопределенности социокультурной среды, что и предопределило объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования - духовная жизнь молодёжи.

Предмет исследования: социокультурная регуляция духовной жизни современной молодёжи в условиях социальной неопределенности.

Цель исследования заключается в разработке теоретико-методологических основ социологического изучения неопределенности как фактора изменения механизма социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи, в обосновании тенденций воспроизводства молодёжью духовной жизни в условиях социальной неопределенности трансформирующихся обществ.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие исследовательские задачи:

- разработать теоретическую концепцию социологического изучения духовной жизни молодёжи в условиях неопределенности;

- обосновать субъектность молодёжи в механизме духовного воспроизводства и в духовной жизни;

- изучить роль неопределенности в процессе социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи;

- выявить особенности и тенденции изменения группового сознания современной белорусской молодёжи в условиях неопределенности;

- раскрыть характер трансформации механизма социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи в условиях неопределенности;

- проанализировать особенности социальных идентичностей в молодёжной среде;

- исследовать основные тенденции и противоречия в изменении духовной жизни белорусской молодёжи.

Гипотеза исследования. Изменения социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи в условиях неопределенности обусловлены дезинтеграцией данного механизма, выразившейся в деструкции нормативности, ослаблении функций институциональной регуляции и усилении роли саморегуляции. Как следствие, возникают разнонаправленные процессы распада традиционных аксиологических структур и реориентации сознания молодёжи с учетом новых социокультурных реалий.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: диалектический подход к анализу духовной жизни молодёжи как сложной целостной структуры, осмысливаемой в ее взаимосвязи с обществом; философские и общесоциологические принципы исследования - развития и всеобщей связи, диалектического единства анализа и синтеза, объективности, системности, историзма, детерминизма; методология социологии социальной неопределенности и нестабильности.

Теоретической базой настоящей работы послужили труды ранее названных отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные основы общесоциологической теории духовной жизни, становления молодёжи как субъекта духовного производства и духовной жизни общества, социологических подходов к исследованию неопределенности. При разработке концептуальных подходов к исследованию неопределенности в механизме социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи автор опирается на следующие идеи: выделение в общественном производстве его диалектически взаимосвязанных сторон -материального и духовного производства (К. Маркс), методологию исследования духовной жизни молодёжи (Ф.И. Минюшев, А.И. Шендрик), сущности молодёжи как субъекта общественного воспроизводства на макро уровне (В.И. Чупров) и субъекта конструирования реальности на микро уровне (В.А. Луков), социологические подходы к исследованию социальной неопределенности (3. Бауман, У. Бек, Э. Гидценс, С.А.Кравченко, H.JI. Смакотина) и методологию изучения неопределенности и риска в социальном развитии молодёжи (Ю.А. Зубок).

Эмпирической базой диссертации послужили материалы исследования "Динамика ценностных ориентаций белорусской молодёжи в условиях трансформации общества", осуществленного автором в 1998-2004 гг. Исследованием были охвачены пять регионов Беларуси. Всего в анкетировании и интервьюировании приняли участие 1824 респондента, из них 961 юноша и 863 девушки в возрасте 17-22 лет, что соответствует статистическим данным генеральной совокупности, в том числе проживающие в столице и областных центрах, малых городах (1437 респондентов, что составляет 78,8% от общего числа опрошенных) и сельской местности (387 респондентов, 21,2% от общего числа опрошенных). Работающие составили 10,6%, учащиеся ПТУ и средних специальных учебных заведений, студенты вузов составили около 70% опрошенных, что соответствует статистическим данным. Кроме того, использовались данные государственной ведомственной статистики, вторичный анализ результатов социологических исследований, осуществлявшихся Институтом социологии HAH Беларуси, ИСПИ РАН, результатов исследований, проведенных польскими социологами.

Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, самим концептуальным подходом к изучению духовной жизни молодёжи и механизмов социокультурной регуляции в условиях социальной неопределенности. В соответствии с этим в работе получены следующие результаты, имеющие научную новизну:

1. Теоретически обоснована концепция духовной жизни молодёжи в условиях социокультурной неопределенности, уточнены исходные понятия социокультурная регуляция", "духовная жизнь молодёжи" как ключевые в предметной области исследования;

2. Обоснованы формы социальной субъектности молодёжи в духовной сфере;

3. Выявлены факторы неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи, раскрыт двойственный характер неопределенности как социокультурной детерминанты основных параметров духовной жизни современной молодёжи;

4. Обоснована социологическая концепция трансгрессии в духовной жизни молодёжи;

5. Разработаны трансгрессивные механизмы формирования группового сознания молодёжи;

6. Выявлены особенности механизма саморегуляции духовной жизни молодёжи в условиях неопределенности;

7. Сформулирована типология противоречий в механизме социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи в трансформирующемся обществе;

8. Изучены тенденции изменений в системе духовных ценностей и норм, в структуре индивидуального и группового сознания молодёжи, в характере ее социальных идентичностей и возможностях самореализации данной социально-демографической группы в духовной сфере в условиях белорусской модели постсоветской трансформации общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. В ходе расширенного воспроизводства и потребления духовной культуры происходит становление молодёжи как субъекта духовной жизни. Под "духовной жизнью молодёжи" понимается сфера общественной жизни этой социально-демографической группы, призванная обеспечить условия и средства ее становления как субъекта производства духовных и физических сил; социокультурное пространство, связанное с духовной деятельностью, реализацией интеллектуально-духовных потребностей, потреблением духовной культуры; сфера индивидуального и группового сознания, отражающая высшие духовные и нравственные ценности.

2. Социальная субъектность молодёжи в духовной сфере проявляется, во-первых, в процессе реализации молодёжью функций простого и расширенного воспроизводства духовной культуры общества; во-вторых, в выборе смысложизненных ценностей в ходе собственного самоопределения и самореализации; в-третьих, в процессе формирования индивидуального и группового сознания на основе самоорганизации и саморегуляции в рамках молодёжной субкультуры.

3. Под влиянием фактора социальной неопределенности как следствия трансформационных изменений в обществе происходит деформация составных элементов, механизма социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи. Она проявляется в дестабилизации ценностно-нормативной составляющей социальной регуляции, исчезновении однозначных критериев оценки деятельности индивидов и групп и деформации механизма социального контроля, детерминирующих ослабление институциональных основ социальной регуляции. При этом социальная неопределенность как детерминанта основных социокультурных параметров трансформирующегося общества оказывает двойственное влияние на духовную жизнь молодёжи. С одной стороны, налицо дестабилизация и дезорганизация механизма духовного воспроизводства, выраженная в нарушении преемственности традиционных духовных ценностей, с другой, -поиск и активизация новых форм и образцов духовной жизни молодёжи в условиях открытой социокультурной реальности как реализация инновационной функции молодёжи.

4. Все многообразие объективных и субъективных противоречий, возникающих в механизме социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи под влиянием неопределенности, может быть сведено к следующим основным типам: связанные с деидеологизацией духовности, с трансформацией духовных ценностей и наполнением их новым смысловым содержанием, индивидуализацией духовной жизни и сужением идентификационных оснований, ослаблением традиционных и усилением новых субъектов социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи, снижением эффективности институциональных и нарастанием спонтанных саморегуляционных процессов духовной жизни молодёжи.

5. В механизме саморегуляции духовной жизни молодёжи наблюдается ряд особенностей, связанных с внутренними противоречиями современной аксиологической структуры в силу сплетения традиционных ментальных структур с новыми глобальными социокультурными образцами и стилями жизни, размытостью ценностно-нормативного сознания и релятивизмом социальных ограничений, а также доминированием префигуративного сознания и трансгрессивной деятельностью молодёжи в условиях трансформации.

6. Трансгрессивность концептуализируется как особая направленность сознания и поведения молодёжи (потребностей, интересов, ценностей, установок), основанная на своеобразном преодолении виртуальных границ социального времени под влиянием чувственного, интуитивного разума и ориентации повседневного поведения, смыслов и целей жизни на образцы априорного, интуитивно ощущаемого будущего. Проявляясь в виде социальной установки и реализуясь в механизме индивидуального и группового конструирования социальной реальности, трансгрессивность является неотъемлемой составляющей инновационной функции молодёжи, выступает формой проявления префигуративной культуры и рассматривается в качестве сущностной характеристики молодёжи и особенности ее группового сознания на стадии трансформации. Виртуальные социокультурные образцы оказывают влияние на сознание и поведение молодых людей, усиливая роль трансгрессивной составляющей в механизме саморегуляции молодёжи.

7. Доминирующими тенденциями изменения духовной жизни молодёжи в условиях трансформирующегося общества и дестабилизации механизма социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи являются: 1) дифференциация и индивидуализация сознания молодёжи; 2) плюрализация и либерализация ее ценностных ориентаций; 3) рационализация ценностно-нормативного сознания современной молодёжи, проявляющаяся в прагматизации, переориентации духовных ценностей с нематериальных на материальные, с терминальных на инструментальные; 4) деэтизация сознания, понимаемая как процесс коррозии моральных оснований саморегуляции в молодёжной среде; 5)отход от акцептации ценностей долженствования в пользу либеральных ценностей саморазвития и удовольствия в стратегиях самореализации.

8. Социальная идентификация молодёжи приобретает противоречивый характер, что обусловлено размыванием социальных статусов, ценностно-нормативных структур и интересов молодёжи как основы их социальной идентификации. В этих условиях новые основания социальной идентичности молодёжи формируются под влиянием инстант-культуры, основанной на сиюминутных образцах жизнедеятельности, исключающих устойчивые ценностно-нормативные комплексы, общественно значимые ценности и смыслы, долгосрочные эмоциональные привязанности, с одной стороны, и подчиняющихся идее расширенного потребления, удовольствия и впечатления как новых оснований идентичности, с другой.

Научно-практическая значимость работы состоит в обосновании научной перспективы данного исследовательского направления. Методологический подход, реализованный в диссертации, теоретическая разработка проблемы противоречий в механизме социокультурной регуляции позволили расширить сложившиеся представления о социальной сущности молодёжи, понять механизмы формирования ее духовной жизни, что способствует более фундаментальному исследованию молодёжной проблематики.

Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут служить основанием для разработки новых направлений государственной молодёжной политики в современных условиях.

Апробация работы. Основное содержание диссертационного исследования изложено в 91 публикации автора, изданной в Беларуси и за рубежом, в том числе в 3 монографиях.

Отдельные результаты диссертационного исследования докладывались автором на международных научно-практических конференциях: "Морально-психологическое обеспечение: необходимость, содержание, пути осуществления" (Минск, 1998); 'Тендер и проблемы коммуникативного поведения" (Полоцк, 2002); "Экологическое образование и воспитание: проблемы и пути решения" (Брест, 2002); "Социологическая наука и современность" (Минск, 2002); "Приоритеты интеллектуальной элиты в развитии мировой цивилизации" (Минск, 2002); "Экологическое образование и воспитание: проблемы и пути решения" (Брест, 2002); "Адаптация к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема: методологические основания, пути и способы решения" (Барановичи, 2003); "Природа, человек, культура: проблемы гармонии" (Минск, 2003); "Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы" (Гомель, 2003); "Сравнительная педагогика в условиях международного сотрудничества и европейской интеграции" (Брест, 2003); "Белоруско-руско-польское сравнительное языкознание, литературоведение, культурология" (Витебск, 2003); "Краеведение в учебно-воспитательном процессе школ и вузов" (Брест, 2003); "Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества" (Минск, 2003); "Польская философия периода системной трансформации" (Седльце, Польша, 2003); "Студенческая молодёжь в меняющемся обществе" (Брест, 2003); "Трансформационные процессы в обществе; их последствия в экономической и духовной сферах жизни" (Брест, 2003); "Валеология: современное состояние, направления и перспективы развития" (Харьков,

2003); "Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе" (Минск, 2003); "Двигательная активность, образование и здоровье в (кон)текстах защиты" (Познань, Польша, 2003); "Сравнительная педагогика в условиях международного сотрудничества и европейской интеграции" (Брест, 2003); "Технообраз 2003" (Гродно, 2003); "Философия и наука на современном этапе развития экологического мировоззрения (аспекты междисциплинарного взаимодействия)" (Брест, 2003); Первые республиканские Афанасьевские чтения "Социальные процессы: ВосточноЕвропейский контекст" (Брест, 2003); "Игры и развлечения в структуре проведения свободного времени населения" (Брест, 2004); "Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества" (Брест, 2004); "Человек. Мир. Культура. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований" (Киев, 2004); "Профессиональное сознание специалиста: методологические, идеологические, психолого-педагогические факторы формирования" (Минск,

2004); "Личность - Слово - Социум" (Минск, 2004); "Философия в жизни -философская жизнь" (Прешов, Словакия, 2004); на VII Международной научной сессии БГУФК и НИИФКиС РБ "Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре" (Минск, 2004); I Международном экологическом симпозиуме "Экологические проблемы природно-технических комплексов" (Полоцк, 2004).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Яковук, Тамара Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблематика духовной жизни молодёжи в условиях неопределенности в последние годы все больше привлекает внимание социологов. На основе исследований социальной неопределенности в молодёжной среде были сформулированы важные выводы о нелинейности транзиции молодого поколения, о неопределенности и непредсказуемости процессов самореализации молодёжи и ее интеграции в общественные структуры, об утрате социальной опоры в виде традиционных ценностно-нормативных структур и ролевых моделей и, что особенно важно для данной социально-демографической группы - о повышении на фоне деформации социальных защитных механизмов роли индивидуальных факторов в ее самореализации в духовной сфере, что является позитивным результатом влияния неопределенности. Однако более углубленное изучение данных проблем упирается в неразработанность целостной концепции духовной жизни молодёжи, вступающей в самостоятельную жизнь в условиях социальной неопределенности трансформирующихся обществ.

Как следствие трансформации и неотъемлемая характеристика транзитивности неопределенность проникает в механизм социокультурной регуляции духовной жизни молодежи, детерминируя изменение ее качественных параметров. В основу теоретической разработки диссертационной концепции был положен воспроизводственный подход, позволяющий осуществить целостное исследование неопределенности как фактора, детерминирующего социокультурную регуляцию духовной жизни этой социальной группы. В соответствии с этим подходом молодёжь, наследуя передаваемый ей совокупный духовный опыт, обновляя его с учетом изменившихся в ходе трансформации условий и транслируя будущим поколениям, интегрируется в общественную жизнь, обеспечивая ее целостность и совершенствование на основе собственного инновационного потенциала. Тем самым происходит взаимообусловленное развитие общества и молодёжи как его части, а также реализуется социальная сущность молодёжи как субъекта духовной жизни.

Духовная жизнь молодежи выступает как сфера общественной жизни этой социально-демографической группы, призванная обеспечить условия и средства ее становления как субъекта производства духовных и физических сил; социокультурное пространство, связанное с духовной деятельностью, реализацией интеллектуально-духовных потребностей, потребления духовной культуры; сфера индивидуального и группового сознания, отражающая высшие духовные и нравственные ценности. В процессе формирования группового и индивидуального сознания духовная жизнь молодёжи обогащается новыми духовными потребностями, интересами и ценностями, происходит усвоение культуры, которой подчиняется как выбор средств, способов и методов социального действия молодых людей, так и определение цели, на которые направлено действие.

Молодёжь выступает активным субъектом духовной жизни общества, при этом субъектность молодёжи проявляется, во-первых, в процессе социализации и расширенного воспроизводства духовной культуры, в процессе интеграции молодого поколения в социокультурную среду и в процессе формирования индивидуального и группового сознания.

В условиях трансформации неопределенность выступает фактором изменения социальных позиций молодёжи и ее сознания в целом, при этом влияние неопределенности проявляется неоднозначно. Как показал анализ представительных социологических исследований, проведенных автором в 1998-2003 гг., а также вторичное изучение данных белорусских, российских и польских мониторингов, общественные условия формирования сознания молодёжи, связанные со структурными изменениями в постсоциалистическом обществе, отличающемся неопределенностью социально-экономических, политических и иных процессов делают духовную жизнь молодёжи в высшей степени противоречивой. Основной причиной здесь выступают институциональные противоречия, вызванные дисфункциями традиционных, а также появлением новых механизмов социального контроля, моделирующих духовное развитие молодёжи. Эти институциональные противоречия усиливаются также противоречиями в молодёжной субкультуре - социально-статусными и социокультурными.

Иными словами, нарушение основных функций институтов социального контроля, обусловленное отсутствием четких критериев оценки деятельности молодёжи, деформацией системы положительных и отрицательных санкций и превентивных мер, приводит к столкновению разнонаправленных тенденций в сознании молодёжи. Это, с одной стороны, не способствует духовной зрелости молодёжи, а, с другой стороны, становится основой социальных проблем и конфликтов в самой молодёжной субкультуре. На этой. основе формируются источники конфликтов между молодёжью и обществом, которые в трансформирующемся обществе напрямую связаны с явлениями системного кризиса. Отмеченные противоречия, по существу, конкретизируют основное противоречие в развитии молодёжи. Оно заключается в разрыве между двумя сторонами общественного производства, становящимся субъектом которого является молодёжь - производством материальных условий жизни и производством духовных и физических сил человека.

Разрабатываемый концептуальный подход раскрывает возможности не только целостного изучения механизма социокультурной регуляции под влиянием неопределенности, но и различных аспектов духовной жизни молодежи, проявляющихся в конкретных формах ее сознания и поведения.

Духовная жизнь молодёжи во многом зависит от работы механизма социокультурной регуляции, под которым нами понимается ценностно-нормативная система и институты социального контроля. В условиях трансформации происходит, во-первых, деформация духовных ценностей, являющаяся результатом деидеологизации, трансформации, индивидуализации и реориентации ценностей, а во-вторых, деструкция нормативности, проявляющаяся в распаде культурных и этических социальных норм как общепринятых правил поведения в обществе. Снижение императивного характера норм просматривается в отходе от предписывающих правил поведения в сторону рекомендаций желательного поведения индивидов, ориентированного на процессы саморегуляции молодёжи. Немаловажным на постосоветском пространстве оказалось полное исчезновение таких традиционных субъектов социального контроля, как, например, комсомольские, партийные организации.

На этом фоне все чаще роль субъектов социального контроля принимают на себя потребительский рынок, реклама, поп-культура и СМИ. Воздействуя на духовно незрелую молодёжь не через принуждение, а через "соблазн", искушение, они конструируют достаточно цельную картину мира и формируют ее духовные потребности, трансгрессивные интересы, стили жизни.

Анализ трансформационных процессов, сопровождающихся ростом социальной неопределенности, подтвердил их воздействие на групповое сознание белорусской молодёжи, характеризующееся рядом особенностей. Во-первых, в модернизирующемся белорусском обществе не сложились условия, способствующие формированию единого группового сознания молодёжи, в силу чего общие интересы не осмысливаются и не синтезируются в общности, несмотря на то, что идеология государства поддерживает и культивирует традиционные коллективистские ценности. В результате дифференциация молодёжи по целому ряду признаков привела к дифференциации ее сознания. Во-вторых, молодёжь, социализируясь в условиях межкультурного столкновения и возникшей неопределенности, одновременно интериоризирует различные образцы, синтезирующиеся в ее сознании. При этом, ориентируясь на референтные группы соотнесения, представленные в массовой культуре, она постепенно отдаляется от традиционной культуры старших поколений. В-третьих, в условиях Беларуси центр тяжести сместился в сторону префигуративного сознания, инновационной части общественного воспроизводства, что привело к разрыву преемственности духовных ценностей. В-четвертых, в условиях неопределенности трансгрессия, являющаяся имманентной сущностной характеристикой молодёжного сознания, становится доминантой инновационного поведения молодёжи, двигателем развития префигуративного типа культуры.

Анализ функционирования механизма социокультурной регуляции духовной жизни белорусской молодёжи в условиях трансформационных процессов и неопределенности социокультурных реалий, свидетельствует о возникновении в этом механизме следующих особенностей:

Во-первых, на этапе трансформации в механизме социокультурной регуляции происходит не простой переход от одних ценностей к другим, а возникают гибридные ценностно-нормативные системы, отражающие инерцию прежних социокультурных образцов и формирование новых.

Во-вторых, специфика регуляции духовной жизни молодёжи состоит в том, что в индивидуальном и групповом сознании молодёжи господствуют не терминальные, а инструментальные ценности, определяющие линию ее поведения. В постсовременной культуре, ориентированной на "здесь и сейчас", нет места отложенным желаниям, что усиливает гедонистические ориентации в механизме социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи.

В-третьих, в силу наступившего в ходе трансформации расширения сферы свободы молодёжи и ослабления институциональной регуляции в индивидуальном и групповом сознании молодёжи отмечается доминанта саморегуляционных процессов, основанных на потребностях, интересах, ценностях и нормах, ориентированных на достижение индивидуальных целей эмансипированных индивидов. На общественном уровне отмеченные процессы связаны с усилением ориентаций на саморазвитие, а в индивидуальном аспекте приобретают трансгрессивный, гедонистический и индивидуалистический характер, в наибольшей степени соответствующий стилю и темпу современной жизни.

В-четвертых, в трансформирующихся обществах, стоящих перед необходимостью модернизации общественных структур и отношений, происходит расширение функций социального контроля, среди которых особую значимость приобретает конструктивная функция, направленная на стимулирование внутренней саморегуляции и инновационного потенциала молодёжи.

В-пятых, характерной особенностью является незрелость духовной составляющей в механизме регуляции духовной жизни молодёжи. Незавершенность процесса формирования духовных потребностей, интересов и ценностей молодёжи, с одной стороны, и переходный характер ценностно-нормативных систем, обусловленный трансформацией духовного пространства, - с другой, ведут к изменению мировосприятия и новым формам рационализации духовной жизни молодёжи. Формой рационализации выступают прагматизация и монетизация сознания молодёжи, снижение планки нравственных императивов, отсутствие строгих норм в механизме саморегуляции духовной жизни молодёжи.

Неопределенность, повлиявшая на кардинальные изменения в структуре потребностей, интересов, норм, ценностей и функционирование институциональных структур, явилась причиной качественных изменений в механизме социокультурной регуляции духовной жизни. В реалиях современного белорусского общества под влиянием неопределенности в механизме социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи происходят следующие процессы:

Во-первых, происходит дестабилизация механизма воспроизводства норм и ценностей, призванного продуцировать и внедрять в сознание молодёжи образцы необходимого поведения. Дисфункция институтов социализации (семьи, образования и воспитания), отсутствие единой, непротиворечивой системы ценностей и норм на уровне всего трансформирующегося общества становятся причиной социальной дезорганизации, с одной стороны, и усиления самоорганизации молодёжи, с другой.

Во-вторых, отмечается расширение структуры потребностей в сознании молодёжи, появление новой потребности совершения выборов, никогда ранее не ощущавшейся так остро, как в современных условиях, отличительным признаком которых становится резкое сокращение времени, необходимого на поиск и реализацию изменяющихся целей.

В-третьих, изменяется характер саморегуляционных процессов духовной жизни молодёжи, состоящий в самостоятельном поиске и фильтрации ценностно-нормативных образцов и целеполагания на основе индивидуализации, прагматизации и ориентации на префигуративные образцы, реализуемые посредством осознанного стремления к преодолению материальных, духовных и символических границ, т.е. имеет место усиление роли трансгрессии в механизме социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи.

В-четвертых, под влиянием фактора неопределенности в механизме социокультурной регуляции возникает ряд противоречий. Они связаны преимущественно с рассогласованностью внутри и между нормативными структурами и подструктурами, социокультурными образцами и формами организации жизнедеятельности молодёжи.

Фактор неопределенности трансформирует и механизм формирования социальных идентичностей. Положение молодёжи не осмысливается ею через призму макрогруппового интереса, что, в свою очередь, не способствует возникновению солидарностей с большими группами и поэтому идентификации, в основном, не выходят за пределы микрогрупп. В этой ситуации новым основанием социальной идентичности молодёжи становится "культура типа инстант". Все это не способствует позитивной интеграции молодёжи в социальную жизнь, формирует модели интеграционного поведения, ведущего к исключению молодёжи из активного участия в духовном и материальном воспроизводстве.

Под влиянием фактора неопределенности в механизме социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи возник ряд противоречий, проявляющиеся в столкновении разнонаправленных тенденций в сознании молодёжи, что становится основой социальных проблем и конфликтов в молодёжной субкультуре.

Все перечисленные факторы неопределенности ведут к дестабилизации механизма социокультурной регуляции в целом, в результате чего духовную жизнь молодёжи отличают релятивизм, ситуативность, нигилизм, инструментальный подход при совершении необходимых выборов и выстраивании межличностных отношений. В белорусском обществе социокультурная неопределенность, воздействуя на духовную жизнь, в значительной мере способствовала, с одной стороны, индивидуализации сознания белорусской молодёжи, вызреванию климата индивидуальной свободы, в котором собственное существование воспринимается молодёжью не в категориях общественного принуждения, а как результат суверенного выбора, а, с другой, укреплению толерантности ее сознания и позиций аффилиационно-аллоцентрических духовных ценностей, конформистского поведения. Подобная • тенденция созвучна с либеральной идеологией, с акцентом на индивидуализм.

Список литературы диссертационного исследования доктор социологических наук Яковук, Тамара Ивановна, 2006 год

1. Андреенкова A.B. Материалистические постматериалистические ценности в России // Социс. — 1994. — N 11. — С. 73 81.

2. Андрос И.А. Становление бизнеса в Беларуси // Социология. N 1. -2001.-С. 86-90.

3. Антонович И.И. Социодинамика идеологий. — Мн.: Навука i тэхшка, 1995.— 376 с.

4. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социс. 2002. - N 10.- С. 29 - 40.

5. Ахиезер A.C., Пригожин А.П. Культура и реформа // Вопросы философии. 1994. - N 7-8. - С. 37 - 47.

6. Бабосов Е.М. Глобализация как предмет социологического анализа // Социология. 2000. - N 4. - С. 3-15.

7. Бабосов Е.М. Ранговая иерархия жизненных ценностей молодёжи // Динамика ценностных ориентаций молодёжи в трансформирующемся обществе / Под науч. ред. Е.М. Бабосова. Минск: Современное слово, 2001.-С. 30-35.

8. Бабосов Е.М. Смена поколений и изменяющаяся система ценностей // Динамика ценностных ориентаций молодёжи в трансформирующемся обществе / Под науч. ред. Е.М. Бабосова Минск: Современное слово, 2001.-С. 10-23.

9. Бабосов Е.М. Социология. — Мн.: Дизайн ПРО, 1998. — 4.1. — 383 с.

10. Бабосов С.Е. Ценностные ориентации молодёжи в духовной жизни общества // Динамика ценностных ориентаций молодёжи в трансформирующемся обществе / Под науч. ред. Е.М. Бабосова-Минск: Современное слово, 2001. С. 96 - 102.

11. И.Балабанова Е.С. О комплексном характере социологических исследований // Социс. N 10. - 2002. - С. 11-16.

12. Барулин B.C. Духовное производство. М., 1981.

13. Барулин B.C. Социальная философия: Учебник. Изд. 2-е. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 560 с.

14. П.Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. - N 3. - С. 46 - 61.

15. Беларусь: религиозное сектантство и молодёжь: Материалы Респ. науч.-практ. конф., Минск, 18-19 декабря 1996 г. — Мн., 1997. — 87 с.

16. Беляева JI.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социс. -N 6.-2001.-С. 44-53.

17. Бубнов Ю.М. Экстремистские ориентации современной белорусской молодёжи // Динамика ценностных ориентаций молодёжи в трансформирующемся обществе / Под науч. ред. Е.М. Бабосова-Минск: Современное слово, 2001. С. 127 - 139.

18. Бутенко И. А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях // Социс. 2000. - N 4. - С. 3 - 11.

19. Быков С.А. Наркомания среди молодёжи как показатель дезадаптированности // Социс. 2000. - N 4. - С. 48 - 53.

20. Вардамацк1 А. Каштоунасныя арыентацьи асобы у жыцщ i культуры //Культурная спадчына. Культаралапчна-сацыялапчныя даследаванш / Пад навук. рэд. Э.К. Дарашэв1ча. Мшск. 2001. - С. 120- 133.

21. Выготский Л.С. Собр. Соч.: в 6 т. М., 1984.

22. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

23. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. М., 1990.

24. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. — М.: Совершенство, 1998. — 605 с.

25. Голубкова Н.Я. Моральное поведение учащейся молодёжи // Социс. — 1998.— N9. —С. 123-126.

26. ЗЬГоряинов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Социс.— 1997.— N3.— С. 60-67.

27. Готт В., Урсул А. Определенность и неопределенность как категории научного познания. Кишинев, 1971.

28. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат. 198. - 368 с.

29. Гуров Ю.С. Методология и методика социологических исследований // Чувашский гос. ун-т. Чебоксары, 1995. — 60 с.

30. Данилов А.И. Переходное общество: проблемы системной трансформации.— Минск: Университетское, 1997.— 431 с.

31. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. -Екатеринбург, 1994. 234 с.

32. Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодёжи. М., 2003.

33. Идейные, моральные и религиозные взгляды российской молодёжи // Аналитический доклад. Российский независимый институт социальных и национальных проблем. М., 1999.

34. Иконникова С.Н. Молодёжь: Социол. и социально-психол. анализ. Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1974. - 53 с.

35. Иконникова С.Н. Высшее образование на рубеже веков // Молодёжь и общество на рубеже веков / Под науч. ред. И.М. Ильинского. М.: Голос, 1999.-С. 143- 152.

36. Ильинский И.М. Молодёжь в контексте глобальных процессов развития мирового сообщества // Молодёжь и общество на рубеже веков. М.: Голос, 1999.

37. Ильинский И. М. Образовательная революция. М., 2002.

38. Ильинский И.И., Бабочкин П.И. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений // Молодёжь России: воспитание жизнеспособных поколений: доклад Комитета Рос. Федерации по делам молодёжи. М., 1995.

39. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // www. sociology.extrim. ru

40. Ирхин Ю.В. Ментальность // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1 / Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003.

41. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

42. Клименко В.А. Образование как фактор социально-стратификационных изменений в белорусском обществе // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: социологический анализ. Сб. науч. трудов. Выпуск 5. - Мн., 2004. -С. 373-382.

43. Клименко В.А. Ценностные ориентации молодёжи в сфере предпринимательства // Динамика ценностных ориентаций молодёжи в трансформирующемся обществе / Под науч. ред. Е.М. Бабосова-Минск: Современное слово, 2001. С. 57 - 72.

44. Ковалева А.И. Социальная идентичность молодёжи // Молодой человек в условиях кризиса. М. С-Петербург, 1994.

45. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М.: Новая школа, 1996. — 224 с.

46. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодёжи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. - 351 с.

47. Коган Л.Н. Духовная жизнь общества и ее структура / Духовное развитие личности. Материалы юбил. научной сес-и вузов Уральской зоны. Философские науки. Выпуск 3. - Свердловск. - 1967.

48. Коган Л.Н., Сесюнина И.Б, Духовное воспроизводство: методологические и социологические проблемы. Томск, 1986.

49. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995. - 278 с.

50. Козловский В.П., Иванов В.П., Быстрицкий Е.К. Культура и развитие человека: Очерк философско-методологических проблем / АН УССР. Ин-т философии. — Киев: Наукова думка, 1989. — 319 с.

51. Кон И.С. Юность как социальная проблема // Общество и молодёжь. -2-е изд., доп. и перераб., М., 1973.

52. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Переход от образования к труду: явные и скрытые конфликты // Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты. М. 1994.

53. Кравченко С. А., Красиков С. А. Социология риска: полипарадигмальный подход. М.: Анкил. - 2004.

54. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодёжи / МВД РФ. Сарат. высш. школа. Саратов, 1998. — 195 с.

55. Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм основа формирования новой российской идентичности. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.-328 с.

56. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. - N 2. - С. 57 - 70.

57. Кухто Л.К. Социально-демографическая характеристика современной белорусской молодёжи // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества. Мат-лы VI Международной науч.-метод. конференции. 4.1. - Мн., 2003. - С. 94-96.

58. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. — 1996.— N10.— С. 3-25.

59. Лапин Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия // Вопросы философии. 1996. - N 5. - С. 21 -31.

60. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. - N 6. - С. 3 - 17.

61. Лапин. Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000. С. 38-40

62. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социс. — 1993. — N 9. — С. 17 27.

63. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социс. 2000. - N 7. - С. 3 - 11.

64. Лапин Н.И. Ценности группы интересов и трансформация Российского общества//Социс.- 1997.— N6. — С. 14-24.

65. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. — 1996. — N 4.1. С.15-26.

66. Лисовский В.Т. "Отцы" и "дети": за диалог в отношениях // Социс. -2002.-N7.-C. 111-116.

67. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодёжи) // Социс. — 1998. — N 5. — С. 98 104.

68. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25, Ч. II.

69. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т. 3.

70. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл. - 1999.- 424 с.

71. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект, 2004. 272 с.

72. Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствие) // Вопросы философии. 1991. № 3.

73. Молодёжь Беларуси на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения. 2-е издание. - Минск. - 2004. - 341 с.

74. Молодёжь города Минска: социальный портрет. Минск. - 2004.

75. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс. - 1973. - 406 с.

76. Мониторинг "Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси". — Мн. — 2004.

77. Назаретян А.П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс // Вопросы философии. 1992. - N 3. - С. 82 - 94.

78. Наркомания в России: угроза нации // Аналитический доклад, год 2000. Совет по внешней и оборонной политике. Рабочая группа под рук. А.В.Федорова, -www. narkomania. com/rosdoklad. Htm

79. Политическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. М., 2000.

80. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. М., 1995.

81. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. №6.

82. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. - 2003. - 310 с.

83. Российская идентичность в условиях трансформации: Опыт социологического анализа / Отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. -М.: Наука, 2005.-396 с.

84. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

85. Россия: риски и опасности переходного общества / Отв. ред. О.Н. Яницкий. М., 1998;

86. Ротман Д.Г., Бурова С.Р. Оперативные социологические исследования: Учеб. пособие. — Мн.: Веды, 1997. — 204 с.

87. Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социс. — 1998. — N 6. — С. 9 13.

88. Сибирев В.А. Изменение социальных ценностей молодёжи: Опыт сравнительного анализа // ВСПУ. 1997. - N2. - www. sociology.extrim. ru

89. Сибирев В.А., Головин H.A. Штрихи к портрету поколения 90-х годов // Социс. — 1998. — N 3. — С. 106 117.

90. Сидоренко С.Ф. Структура свободного времени подростков как фактор их социального поведения // Социология. -2000. N 2. - С. 69 -74.

91. Симановский И.С. Государственная молодёжная политика в Республике Беларусь // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества. Мат-лы VI Международной науч.-метод. конференции. 4.1. - Мн., 2003. - с. 152-154.

92. Смакотина H.JI. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты. М. - 1999. - 256 с.

93. Смирнова P.A. Региональные особенности социальных изменений в Беларуси // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: социологический анализ. Сб. науч. трудов. -Выпуск 5. Мн., 2004. - с. 104-107.

94. Сознание групповое // Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвиашини, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. Политиздат, 1988. - 479 с.

95. Соколова Г.Н. Состояние и тенденции социально-экономического развития в оценках населения Республики Беларусь // Социологическая наука и современность: Тез. докл. междун. науч. конф., Минск, 2 окт. 2002г. Минск, 2002. - С. 74 - 77.

96. Социологическая энциклопедия / Под ред. А.Н. Данилова. Мн., 2003.

97. Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., франц. и чешек, яз. / Редактор-координатор Г.В. Осипов. М., 1998.

98. Социология молодёжи: Учебник // Под ред. Лисовского В.Т. -СПб: С-Петербургский ун-т, 1997. — 458 с.

99. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.

100. Статистический ежегодник Республики Беларусь. Минск, 2001.

101. Статистический ежегодник Республики Беларусь. Минск, 2004.

102. Сцепанцоу A.I. Кадры творцы мастацкай культуры // Культура Беларуси стан i перспектывы развщця. 36. артыкулау. - Мн. - 2001. - с. 70 - 76.

103. Тур лак Т. А. Особенности процесса социализации молодёжи в трансформирующихся обществах // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества. Мат-лы VI Международной науч.-метод. конференции. 4.1. - Мн., 2003. - с. 167169.

104. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М., 1996. — С. 158 - 164.

105. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

106. Формирование мировоззренческой культуры молодёжи / Под ред. Табачковского В.Г. Киев: Наукова думка, 1990. — 308 с.

107. Фролов С.С. Социология организаций. М. 2001.

108. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М: Наука, 1989. -129 с.

109. Ценностные ориентации белорусской молодёжи на рубеже XXI века // Материалы региональной научно-практической конференции 34 февраля 1998г. — Могилев, 1998.

110. Человеческий потенциал современной России: Сборник / Под ред. Г.Х. Шингарова, И.Е. Задорожнюка. М.: Изд-во СГУ, 2005 - 264 с.

111. Чупров В.И. Методологические проблемы социологического исследования процессов социального развития и социализации молодёжи // Социология молодёжи / Под ред. В.Т. Лисовского. Изд-во СпбГу, 1996.-С. 54

112. Чупров В.И. Развитие молодёжи: концептуализация понятия // Молодёжь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992.

113. Чупров В.И. Социальное развитие молодёжи: Теоретические и прикладные проблемы. М.: Социум, 1994.

114. Чупров В.И. Социология молодёжи на рубеже своего тридцатилетия // Социол. исследования . 1994. - №6. - С. 55.

115. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодёжь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М. - 2000. - 115 с.

116. Шендрик А.И. Субкультуры молодёжные // // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. -М.: Мысль, 2003.

117. Шендрик А.И. Социальная активность советской студенческой молодёжи: Вопросы методологии и методики исследования /ВКШ при ЦК ВЛКСМ.-М., 1981.

118. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: сравнительное изучение цивилизаций. Пер. с англ. М., 1999.

119. Эфендиев А.Г Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции // Общая социология. Учебное пособие под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА - М, 2004. - 654 с.

120. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология / Под ред. Е.С., Кузьмина, В.Е. Семенова., Л. 1979.

121. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество // Общество и экономика. 1999. - №10-11

122. Яковлев A.M. Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль // Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН JI.H. Москвичев. М.: Норма, 2005. - 912 с.

123. Adamkiewicz A. Subiektywny i obiektywny charakter wartosci: Problematyka riioralna w ksztalceniu oficerow armii panstwa demokratycznego. Poznan, 1997. - S. 16-29.

124. Adamski F. Kulturowe i polityczne podloze rozchwiania aksjonormatywnego . : Edukacja wobec dylematow moralnych wspolczesnosci / Pod red. F.Adamskiego, A. de Tchorzewskiego. Krakow, 1999.-S. 11-18.

125. Apel K-O. Problem uniwersalnej makroetyki wspolodpowiedzialnosci: Wspolnotowosc wobec wyzwan liberalizmu / Pod red. nauk. T.Buksinskiego. Poznan, 1995. S. 33 - 50.

126. Bargowicz' J. Wychowanie sumiennia u postaw wychowania integralnego: Edukacja wobec dylematow moralnych wspolczesnosci / Pod red. nauk. F.Adamskiego, A. De Tchorzewskiego. Krakow, 1999. - S. 81 - 102.

127. Baudrillard J. America. London, 1988.

128. Baudrillard J. La societe de consomation. -Paris: Denoel, 1991.

129. Baudrillard. Selected Writings, Cambridge, 1988.

130. Bauman Z. Dwa szkice о moralnosci ponowoczesnej, Warszawa, 1994.

131. Bauman Z. Pfynna nowoczesnosc. Krakow. - 2006. -341.

132. Bauman Z. Razem i osobno. Krakow. - 2005. - 307.

133. Bauman Z. Socjologia. Poznan . - 2004. - 240 s.

134. Bauman Z., Tim May. Socjologia. - Poznan . - 2005. - 284 s.

135. Bauman Z. Spoieczenstwo w stanie obl?zenia. Warszawa. - 2006. -285 s.

136. Bauman Z. Tozsamosc. Wtedy, teraz, po со? // Idee a urz^dzanie swiata spolecznego, Warszawa, 1999.

137. Bauman Z. Wieloznacznosc nowoczesna i nowoczesnosc wieloznaczna. Warszawa: PWN, 1995. - 387 s.

138. Bauman Z. Wzory sukcesu zyciowego miodziezy warszawskiej (proba typologii): Miodziez epoki przemian. Z badan polskich socjologow / Pod red. nauk. R.Dyoniziak. Warszawa, 1965. - S. 66 - 79.

139. Bauman Z. Zycie na przemial, Krakow, 2004.

140. Век U., Spoieczenstwo ryzyka. W drodze do innej nowoczesnosci. Warszawa, 2004.

141. Bell D. Kulturowe sprzecznosci kapitalizmu, Warszawa, 1998.

142. Berger L.P., Luckman T. Spoleczne tworzenie rzeczywistosci, tlumaczenie J.Niznik. Warszawa, 1993.- 289 s.

143. Bertman, Stephen. Hyperculture. The Human Cost of Speed. Westport, CT: Greenwood Press, 1998. S. 9-11.

144. Berto D. Destins personnels et structure de classe: Pour une critique de L antronomie politiue. P. 1977.

145. Blok Z. Globalizacja prawidlowosc czy wynaturzenie: Spoleczne problemy globalizacji / Pod red. nauk. Z.Bloka. - Poznan, 2001. - S. 1116.

146. Bourdieu P. Cultural reproduction and social reproduction // Brown R. Knowledge, education and cultural change. London, Tavistock, 1973.

147. Bourdieu Pierre, Homo Academicus, перевод Peter Collier, Stanford, Cal. 1988, Stanford University Press.

148. Bourdieu Pierre, Outline of a Theory of Practice, перевод Richard Nice, Cambridge 1977, Cambridge Press, s. 22 24.

149. Buber M.'., 1993. Problem czlowieka. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN.

150. Castel R., Métamorphoses de la question sociale. Une chronique du salariat, Paris 1955.

151. Castelain-Meunier C. Les accros du portable. Le téléphone mobile est aussi un instrument decohabitation entre parents et adolescents // Le Nouvel Obsercateur, 2000, N41.

152. Cybal-Michalska A. Orientacje proeuropejskie mlodziezy. Stan i potszeby edukacyjne. Poznan, 2001. - 221 s.

153. Eisenstadt S. From generation. N.Y., Free Press, 1956.

154. Falkowska M. Czas wolny i orientacje kulturalne Polaköw // O stylach zycia Polaköw. Wartosci, praca, zakupy. Warszawa, 1997. S. 191 - 209.

155. Filipiak M. Mlodziez w okresie transformacji // Prz. powsz- 1997. -N9.-S. 200-215.

156. Firkowska-Mankiewicz A. Czym jest sukces zyciowy dla wspölczesnego Polaka? // Elementy nowego ladu / Pod red. nauk. H.Damanskiego i A.Rycharda. Warszawa: IfiS PAN, 1997. - S. 303 - 330.

157. Foucault M., 1977. Language, counter-memory, practice. Oxford: Basil Blackwell.

158. Friedrich W. Jugend heute. Berlin: Deutscher Verl. der Wissenschaften, 1966.

159. Fr^czkowiak T. Refleksje o szansach zyciowych czlowieka w czasach mlodej demokracji // Chowanna 1(8). 1997. - S. 15 - 27.

160. Galas M. Wartosci kultury w epoce wspölczesnej. Torun, 2000. -243 s.

161. Galkowski J. Wychowanie a wartosci // Rocz. nauk spol. 1996. -Z.2.-S. 17-29.

162. Geser T. The Simultaneous Increase of individual Empowerment, Personal Responsibility and Social Controls // Towards a Sociological Theory of the Mobile Phone, http://socio.ch/mobile/tgeserl .htm

163. Giddens A. Acontemporary Critique of Historical MaterialismLondon: Macmillan, 1981.- Vol. 1.

164. Giddens A. The Consequences of Modernity Stanford, Ca: Stanford University Press, 1990.- S. 64.

165. Giddens A. Nowoczesnosc i tozsamosc. "Ja" i spoleczenstwo w epoce pöznej nowoczesnosci. Warszawa, 2001. - 322 s.

166. Griese Harmut M. Socjologiczne teorie mlodziezy. Wprowadzenie. -Krakow, 1996.-239 s.

167. Grossberg L. Pedagogy in the Present: Politics, Postmodernity and the popular // Popular Culture, Schooling and Everyday, 1989.

168. Grossberg L. We gotta get out of this place. Popular conservatism and postmodern culture, New York, 1992.

169. Guzowska B. Globalizacja kultury szanse i zagrozenia // Wschod-Zachöd. Plaszczyzny integracji. - Gdynia, 2001. - S. 15-20.

170. Hall S. The Local and Global: Globalization and Ethnicity // Culture, Globalization and the World System. Contemporary Conditions for the Representation of Identity, London, 1991.

171. Jacher W. Wi?z spofeczna w teorii i praktyce. Katowice: US., 1987.

172. Jalowiecki S. Struktura systemu wartosci. Studium zröznicowan mi^dzygeneracyjnych. Warszawa-Wroclaw, 1978. - 314 s.

173. Jawlowska A. Pytania o sens w swiecie postmoderny // Kulturowy wymiar przemian spolecznych / Pod red. nauk. A.Jawlowska, M.Kempny, E. Tarkowska IFiS PAN.-Warszawa, 1993.- S. 155.

174. Kaminski A. Funkcje pedagogiki spolecznej. Praca socjalna i kulturalna. Warszawa, 1972 - 318 s.

175. Klages H., Wertorientirungen im Wandel. Ruckblick. Gegenwartsanalyse, Prognosen, Frankfurt-New York, 1985, s. 21 22.

176. Kluczynska U. Mlodziez i kult ekstremalnosci w kulturze HHCTaHT, Poznan, 2003.

177. Kojder A. Spojrzenie na przemiany ustrojowe w Polsce w latach 1989- 1997 // Imponderabilia wielkiej zmiany. Warszawa - Krakow, 1999. -S.3-32.

178. Korporowiçz L. Osobowosc i komunikacja w spoleczeñstwie transformacji. Warszawa: Instytut kultury, 1996. - 192 s.

179. Kozielski J., 2002 Transgresja i kultura. Warszawa: wydawnictwo Akademickie Zak.

180. Kurczewska Kultura narodowa i polityka w okresie wielkichprzemian. Kilka uwag o Europie Srodkowej i Wschodniej // Imponderabilia wielkiej zmiany. Warszawa-Kraków. - 1999. - S. 315-332.

181. Mariañski Ja. Kryzys moralny czy transformacja wartosci // Imponderabilia wielkiej zmiany. Warszawa - Kraków, 1999. - S. 243 -258.

182. Mariañski Ja. Mlodziez miçdzy tradycjX i ponowoczesnosci^. -Lublin.: KUL, 1995.-287 S.

183. Mariañski Ja.Wartosci prorodzinne mlodziezy // lus Martim. 1997. -T.2.-S. 159- 190.

184. Marody M. Styl zycia jako kategoria opisu socjologicznego // О stylach zycia Polaków pod red. M.Falkowskiej. Warszawa, 1997. - S. 3 -11.

185. McLuhan M. Srodek jest przekazem. Warszawa, 1968. - 437 S.

186. Mcluhan M. Wybór pism. Warszawa, 1975. - 249 s.

187. Mead M. Kultura i tozsamosc. Warszawa, 1978. - 148 s.

188. Melosik Z. Kryzys mçskosci w kulturze spólczesnej, Poznañ 2002.

189. Melosik Z. Kultura instant paradoksy pop tozsmosci, w:. Edukacja. Spoleczne konstruowanie idei i rzeczywistosci, red. M. Cylkowska-Nowak, Poznañ 2000.

190. Melosik Z. Mlodziez i styl zycia: paradoksy pop-tozsamosci // Mlodziez, styl zycia i zdrowie. Konteksty i kontrowersje, Poznañ, 2002.

191. Melosik Z. Obywatelstwo, czas (historia) i przestrzen (geografia), w:. Wychowanie obywatelskie. Studium teoretyczne, porownawcze i empiryczne, red. Z. Melosik, K. Przyszczypkowski, Toruri-Poznari 1998.

192. Melosik Z. Ponowoczesny swiat konsumpcji // Cialo i zdrowie w spoleczenstwie konsumpcji, Torun-Poznan, 1999.

193. Melosik Z. Postmodernistyczne kontrowersje wokol edukacji, Poznan-Toruri, 1995.

194. Melosik Z. Tozsamosc, cialo i wladza. Teksty kulturowe jako (kon)teksty pedagogiczne, Poznan-Torun, 1995.

195. Melucci A., The Playing Self: Person and Meaning in the Planetary Society, Cambridge 1996.

196. Merton R.K. „Social Structure and Anomie" / R.K. Merton on Social Structure and Science, pod red. P. Sztompki, Chicago 1996: The University of Chicago Press, s. 132 152.

197. Milosz Cz., Prywatne obowi^zki, Olsztyn 1990.

198. Misztal B. Teoria spoleczna jako sposob widzenia swiata. Studia socjologiczne 1,1998. Warszawa, 1998. - 354 s.

199. More A., Raising a false alarm, "Observer Magazine", 2612003. N 1. 2001. - C. 86-90.

200. Pankowski K. O sensie zycia, wartosciach zyciowych, cnotach i wyst^pkach // O stylach zycia Polakow / Pod red. nauk. M.Falkowskiej. -Warszawa, 1997, S. 17 - 49.

201. Parsons T. Szkice z teorii socjologicznej. Warszawa, 1972. - 228 s.

202. Parsons T. The Social System. N.J., 1951. - 214 s.

203. Paterek W. Spoleczenstwo polskie w okresie transformacji -przemiany systemu wartosci // Edukacja wobec wartosci / Pod red. nauk. J.Kojkol, P. Przybysz. Gdynia, 2002. - S. 219 - 228.

204. Pawlina K. Nowa Ewangelizacja i mlodziez // Prz. Powsz. 1996. - N 11. —S. 206-213.

205. Pawlina K. Polska mlodziez roku 1997: pröba opisu socjologicznego // Prz. Powz. 1998. - N 9. - S. 226 - 235.

206. Pawlina K. Sens zycia w opinii mlodziezy w Polsce // Comminio. -1996. -N 3. S. 16-25.

207. Pawtowska R. Miodziez a wartosci / Probl. Alkoh. 1995. - N8/9. -S.3-6.

208. Pirecki K. Studiowanie jako droga i szansa ksztaltowania systemu wartosci // Edukacja wobec wartosci / Pod red. nauk. J.Kojkot, P. Przybysz. -Gdynia, 2002.-S. 309-316.

209. Piwnicki G. Wartosci spoleczno-polityczne i ich miejsce w kulturze spoieczenstwa na przelomie XX i XXI wieku // Edukacja wobec wartosci / Pod red. nauk. J.Kojkot, P. Przybysz. Gdynia, 2002. - S. 169 - 176.

210. Schliep H.J., Kirche in der Erlebnisgesellschaft. Soziologische Beobachtungen und theologische Bemerkungen. "Pastoraltheologie. Monatsschrift für Wissenschaft und Praxis in Kirche und Geselschaft", 85" 1996 N6, s. 219.

211. Slownik socjologiczny. K. Olechnicki, P. Zal^cki. Torun. - 2002. -s. 262.

212. Schnädelbach H., Rozum, w: Filozofia. Podstawowe pytania, pod red. E. Martensa i H. Schnädelbacha, Warszawa 1995.

213. Sw. Augustyn, O wielkosci duszy, w: idem, Dialogi filozoficzne, XIV 24. - Warszawa 1992.

214. Sw. Augustyn, Wyznania, XIII2. Warszawa 1992.

215. Swiadomosc patriotyczna mlodiezy. Antoni Tomkiewicz, Renata Jarowska // Studia Teol. 1997. - T. 15. - S. 255 - 275.

216. Swida-Ziemba H. Czlowiek wewn^trznie zniewolniony. Problemy psychologiczne minionej formacji. Warszawa, 1998. - 438 s.

217. Swida-Ziemba H. Obraz swiata i bycia w swiecie. Warszawa, 2000. -607 s.r

218. Swida-Ziemba H. Postawy wartosciuj^ce pokolenia X. // Probl. opiek.-wychow. 1996. - N2. - S. 3 - 10.r

219. Swida-Ziemba H. Wartosci egzystencjalne mlodziezy lat dziewiqcdziesi^tych. Wyd. 2. Warszawa: Uniwersytet Warszawski, 1998. -294 s.

220. Swiniarski J. Filozofia bezpieczeñstwa a bezpieczeñstwo jako przedmiot nauk szczególowych // Bezpieczeñstwo w perspektywie socjologicznej. -Toruñ, 1999.-S. 39-50.

221. Swiniarski J. O naturze bezpieczeñstwa. Prolegomena do zagadnieñ ogólnych. Warszawa - Pruszków, 1997. - 255 s.

222. Szlendak T. Milosc wsród mlodziezy w dobie postmoderny //Odra. -1996.-N7/8.-S. 36-40.

223. Sztompka P. Imponderabilia wielkiej zmiany. Mentalnosc, wartosci i wi^zi spoleczne czasów transformacji. Wst^p. Warszawa-Kraków, 1999. -S. 1-3.

224. Sztompka P. Kulturowe imponderabilia szybkich zmian spolecznych: zaufanie, lojalnosc, solidarnosc // Imponderabilia wielkiej zmiany. -Warszawa-Kraków, 1999. S. 265 - 282.

225. Sztompka P. Stawanie si? spoleczeñstwa; zagadnienia i pojqcia // Historyka.- 1993.-№ 23.- S. 17-33.

226. Sztompka P. Socjologia. Analiza spoleczeñstwa W-wa, 2005.

227. Tarkowska E. Temporalny wymiar przemian zachodz^cych w Polsce // Kulturowy wymiar przemian spolecznych / Pod red. nauk. Jawlowska A., M.Kempny, E.Tarkowska IFiS PAN. Warszawa, 1993. - S. 76 - 94.

228. Weselowski W. Niszczenie i tworzenie interesów w procesie systemowej transformacji. Proba Teoretycznego Ujqcia. Kultura i Spoleczeñstwo. 1995. -N 1. - S. 12 - 15.

229. Ziólkowski- M. Osobowosc w swiecie niepewnosci i ryzyka. Komentarz do artykulu Jerzego Mikulowskiego-Pomorskiego //1.ponderabilia wielkiej zmiany. Warszawa - Krakow, 1999. - S. 234 -242.

230. Ziólkowski M. O imitacyjnej modernizacji spoleczeñstwa polskiego // Imponderabilia wielkiej zmiany. Warszawa - Kraków, 1999. - S. 38 - 64.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.