Фантастика как конструктивный элемент прозы Ф. М. Достоевского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Фомина, Ольга Александровна

  • Фомина, Ольга Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Самара
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 159
Фомина, Ольга Александровна. Фантастика как конструктивный элемент прозы Ф. М. Достоевского: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Самара. 1999. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Фомина, Ольга Александровна

Введение

1. Фантастика и поэтические критерии её функционирования в текстах художественной литературы.

2. Роль фантастики в творчестве Ф.М.Достоевского как конструктивного элемента его прозы.

3. Основные тенденции изучения фантастики как изобразительного средства в творчестве Ф.М.Достоевского.

Глава первая. Особенности фантастики реализма "в высшем смысле"

1. Специфика понимания художественной фантастики Ф.М.Достоевским.

2. Своеобразие художественной фантастики Ф.М.Достоевского на фоне литературного наследия русских и западноевропейских писателей.

3. Связь художественно-философской системы Ф.М.Достоевского с особенностями его мировосприятия.

4. "Фантастический реализм" как специфическая черта поэтики Ф.М.Достоевского.

Глава вторая. Создание художественно-философского идеала как важная функция фантастики в прозе Ф.М.Достоевского

1. Идеал Прекрасного и его связь с художественным применением фантастики в произведениях Ф.М.Достоевского.

2. Образ мечтателя в раннем творчестве Ф.М.Достоевского (1846-1849 годы) как форма воплощения художественно-философского идеала писателя.

3. Фантастика как средство отражения мечты о "золотом веке" человечества в творчестве Ф.М.Достоевского.

Глава третья. Сюжетно-композиционные принципы и приемы воплощения фантастического в прозе Ф.М.Достоевского

1. Фантастика как жанрообразующий фактор в повести "Двойник".

2. Фантастика как сюжетно-композиционный приём в романе "Преступление и наказание".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фантастика как конструктивный элемент прозы Ф. М. Достоевского»

1. Фантастика и поэтические критерии ее функционирования в текстах художественной литературы

Фантастический колорит является отличительной чертой прозы Ф.М.Достоевского. Первым заметил эту особенность, на основе которой позже появилось и само название творческого метода писателя ("фантастический реализм", реализм. доходящий до фантастического"), В.Н.Майков, подчеркнув, что "мистический отблеск" "свойствен вообще изображениям глубоко анализированной действительности"1. А друг Достоевского поэт Ап. Майков высказал свое мнение по этому поводу следующим образом: "Читается запоем и в то же время - не верится!" Лица героев произведений писателя, по мнению Ап. Майкова, освещены "электрическим огнем, при котором самое обыкновенное знакомое лицо, обыкновенные цвета получают сверхъестественный блеск"2.

Но чтобы говорить о фантастике в творчестве Достоевского, необходимо представить наше понимание фантастики как явления искусства, определить художественную природу и генетические связи этой категории, а также место фантастического типа образности в художественном мышлении человека.

Толкования фантастики в трудах современных специалистов по

1. Майков В.Н. Литературная критика. - Л., 1985. - С. 182.

2. Достоевский Ф.М. Письма: В 4-х томах / Под ред. А.С.Долинина. -М., 1928-1959. -Т.2.-С.419. данному вопросу в принципе совпадают.

Опираясь на материалы этих источников1, мы определяем фантастику (от греч. рИаМаяйке - "искусство воображать") как специфический способ художественного отображения жизни, при котором элементы реальности сочетаются с нереальным, "чудесным", сверхъестественным, с не существующим в реальной действительности, но иногда возможным в перспективе, то есть с тем, что В.И.Коровин называет "ясно ощущаемым нарушением художником присущих природе причинных связей и закономерностей"2.

Конечно, это определение фантастики (впрочем, как и все существовавшие ранее) может вызвать вопросы применительно к некоторым формам фантастического, в том числе и в прозе Достоевского. Так, исследователи часто сворят в связи с определением границ фантастического в творчестве писателя. Выясняют, например, все ли сны и грёзы в структуре художественных текстов можно считать элементами фантастики, являются ли некоторые произведения

1. См.: Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. - М., 1964. - В.6. -С.86-94; Измайлов Н.В. Фантастическая повесть // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. - Л., 1973. - С. 134169; Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? - М., 1974; Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975; Воздвиженская А. Продолжая своры о фантастике // Вопросы литературы. - 1981. - №8.-С.200-212; Манн Ю. Поэтика Гоголя. - М.,1988. - С.55-129; Todorov Tz. Introduction â la litérature fantastique. -P., 1970; Campbell J. The flight of tee Wild Gander. - Chi., 1972; Kennard J.E. Number and nightmare. Forms of fantasy in contemprorary fiction. - Hamden (Conn.), 1975; Tymn M., Zahorski К., Boyer K. Fantasy Literature. A corecoll. and reference guide. - N.Y. - L., 1979; The aesthetics of fantasy literature and art. - Notre Dame, 1982.

2. Коровин В.И. О русской фантастической повести // Русская фантастическая повесть эпохи романтизма. - М., 1987. - С.5.

Достоевского фантастическими и т.п.1 Но причина этого, на наш взгляд, не в качестве самого определения фантастики, а в относительном характере человеческого познания мира, о котором говорил французский астроном К.Фламмарион: "Все в пределах природы, как известное, так и неизведанное, а сверхъестественного совсем не существует. Это слово пустой звук"2. А В.Чиж, автор книги о Достоевском, так объясняет истоки колебаний и споров литературоведов: "В природе нет резких границ, всюду разлита постепенность, и вот эти-то переходные формы и ставят в тупик исследователя"3.

Спор о фантастике в творчестве Достоевского на сегодняшний день не может считаться законченным, так как не выяснен до конца вопрос о том, как писатель использует художественные элементы, которые могут восприниматься как образы сверхъестественного.

Критерием включения художественного явления в разряд фантастических элементов можно считать и признаки (помимо данных в определении), выделенные М.М.Бахтиным. Исследователь предлагает отно

1. Так, например, нефантастической считают повесть "Хозяйка" Л.П.Гроссман (см.: Гроссман Л.П. Достоевский. - М., 1965. - С.95), Н.М.Чирков (см.: Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика. Идеи. Образы. - М., 1967. - С. 12), В.Н.Захаров (см.: Захаров В.Н. Концепция фантастического в эстетике Ф.М.Достоевского // Художественный образ и историческое сознание. - Петрозаводск, 1974. - С.113-115.). Рассматривают "Хозяйку" как фантастическое произведение В.В.Ермилов (см.: Ермилов В.В. Ф.М.Достоевский. - М., 1956. - С,77-80), В.Я.Кирпотин (см.: Кирпотин В.Я. Ф.М.Достоевский. Творческий путь( 1821-1859). - М., 1960. - С.299-309), К.В.Мочульский (см.: Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. -М., 1995. - С.253-257). О фантастической атмосфере повести говорят многие современные исследователи, например, О.Г.Дилакторская (см.: Дилакторская О.Г. Формула сказки в "Хозяйке" Ф.М.Достоевсского // Русская речь. - 1996. -№5.-С. 101) и др.

2. Фламмарион К. Неведомое. - Хабаровск, 1991. - С. 18.

3. Чиж В. Достоевский как психопатолог. - М., 1885. - С. 117. сить художественней компонент к разряду фантастических, исходя из того, создается ли этим "второй план" повествования, появляется ли благодаря ему новая эстетическая реальность1.

Точку зрения М.М.Бахтина поддерживает и В.И.Коровин, отмечая, что "художественная фантастика предполагает существование двух миров - естественного и сверхъестественного, причем чудесное, вторгаясь в реальную сферу, обязательно нарушает сложившиеся в ней причинные отношения и деформирует их"2.

Поэтому фантастическим у Достоевского мы, опираясь на наше определение, а также на признаки, выделенные исследователями в этой области литературоведческой науки, будем считать достаточно широкий круг художественных явлений, тем более, что и сам писатель понимал интересующую нас категорию довольно специфически: это и необыкновенные сюжеты, вроде приключений чиновника, проглоченного крокодилом, философско-пророческие сны (особая "изюминка" художественного стиля Достоевского), грезы наяву, мистические совпадения, галлюцинации и предчувствия героев, знамения и пр., вплоть до придуманных "трихин" несогласия в "Преступлении и наказании". Многие персонажи несут на себе печать демонизма, а некоторые - бесовщины как утраты духовно-нравственных ориентиров ("Бесы").

Но все эти фантастические образы не прихоть художника, не самоцель, а средство раскрытия идей.

Вместе с тем, необходимо отличать художественную фантастику (что, к сожалению, не всегда осуществляется в исследовательских рабо

1. См. об этом: Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - Киев, 1994. -С.359.

2. Коровин В.И. Указ. соч. - С.5. тах) от фантастики, так сказать, мистической, которая также присутствует порой в художественных текстах, но в которой уже менее заметны внутренние, логически обоснованные связи с объективным миром. Это фантастика в. никуда, плод аберрации творческого ума, поставившего перед собой задачу постигнуть непостигаемое. Такую фантастику, вероятно, следует отнести к области общей патологии, что, понятно, не имеет отношения к искусству, но, к сожалению, не лишено подчас определённых претензий на право именоваться искусством.

Достоевский же принимает лишь ту фантастику, которая в образной форме помогает объяснить реальный, действительный мир. Это существеннейшая черта писателя-реалиста, в отличие, например, от сентименталиста Н.М.Карамзина, который, по словам И.В.Попова, "видел основу искусства", прежде всего, "в "украшении жизни" и в "облагораживании" ее, в праве художника уходить в мир мечты о хороших людях"1. Достоевскому фантастика нужна не только для художественной оригинальности повествования: необычное и таинственное дают простор мысли и мечте, позволяют взглянуть на жизнь в философском аспекте, когда наглядно проступают ее самые важные, подчас тревожные закономерности. Фантастическое начало дает возможность Достоевскому включить в повествование излюбленные его темы мирового зла, трагического поиска правды, сознательного выбора жизненного пути и др. Обратившись к этим философским темам, писатель ведёт нас по пути глубокого осмысления неидеальной, дисгармоничной действительности и противоречивой природы человеческого духа.

1. Попов И.В. Литературная критика пр еддек абр истек ого периода в ее публицистическом аспекте: Учеб. пособие для спецкурсов и спецсеминаров по истории русской критики. - Куйбышев, 1975. - С.26.

Таким образом, фантастика у Достоевского является не случайным приемом, а конструктивным, то есть базовым элементом прозы писателя, формирующим его специфический художественный метод.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Фомина, Ольга Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование, как свидетельствует содержание данной диссертации, позволяет сделать вывод о том, что фантастический элемент в прозе Ф.М.Достоевского составляет органическую часть творческой системы писателя в целом. Фантастика в произведениях Ф.М.Достоевского не только является жанрообразующим фактором и сюжетно-композиционным средством в отдельных произведениях, но и выступает как компонент поэтического повествования, который определяет саму художественную палитру, характер образного воплощения идеи в творчестве писателя.

Положение о фантастике как конструктивном элементе прозы Ф.М.Достоевского подкреплено тем, что фантастическое в произведениях писателя является обобщённой формой символического изображения мира. Фантастическая образность у Ф.М.Достоевского является высшей степенью концентрации художественной мысли, поднимается до символического обобщения основных социально-нравственных противоречий современного писателю мира. Фантастическое начало, выступающее в форме фантастических сновидений, галлюцинаций, грез Якова Петровича Голядкина ("Двойник"), Раскольникова ("Преступление и наказание"), Ивана Карамазова ("Братья Карамазовы") и многих других героев, дает возможность Ф.М. Достоевскому не просто показать индивидуально-личностные проблемы трагического поиска правды, выбора нравственных приоритетов, но и включить в повествование темы мировой борьбы

- НОсил добра и зла (в их общем проявлении), путей спасения всего человечества от духовно-нравственной катастрофы и т.п.

Истоки столь активного использования фантастики писателем-реалистом лежат не только в парадоксальности, абсурдности реального мира с его несовершенством и многочисленными пороками, но и в романтическом характере типа мышления и типа творчества Ф.М.Достоевского, которые были во многом свойственны писателю.

Применение Ф.М.Достоевским фантастики как средства поэтического изображения не противоречит реалистической в целом стихии художественных текстов писателя, который сам называл свой способ отражения действительности реализмом, "доходящим до фантастического". В то же время автор диссертации далек от намерения включить многогранное творчество Ф.М.Достоевского только в одну, в данном случае реалистическую, систему . В диссертации отмечается целый ряд художественных ситуаций, близких по своей поэтической окраске и к романтизму, в частности, в таких произведениях, как "Белые ночи", "Хозяйка", "Неточка Незванова" и др.

Ведущие идейно-художественные функции фантастического элемента в прозе писателя определяются его нравственно-философской позицией в отношении человека как главного предмета творческих изысканий. Необходимо, как нам кажется, говорить о двух ведущих функциях фантастики в произведениях Ф.М.Достоевского. Одна из них - противопоставление идеала дисгармонии реального мира. Вторая же - антропологическая (в смысле всесторонности художественного исследования природы человека) - определяется не только желанием писателя глубоко исследовать человеческую натуру, но и стремлением доказать генетическую нравственную зависимость личности от идеала и показать возможные пути совершенствования человека, стремящегося к этому идеалу.

Фантастика как средство создания образа художественно-философского идеала ориентирована у Ф.М. Достоевского на две основные ипостаси этого идеала - индивидуально-личностную (реализованную в образе мечтателя) и общественную (воплощенную в идее о "золотом веке" человечества).

В ранних произведениях Ф.М.Достоевского ("Хозяйка", "Белые ночи", "Неточка Незванова") фантастические средства изобразительности играют ведущую роль в раскрытии основной идеи произведения. Здесь фантастика тесно связана с образом мечтателя, который не только создает в своих грезах фантастический, идеальный мир гармонии и красоты, но и сам является носителем многих свойств духовно-нравственного идеала.

В более поздних произведениях функциональная сфера фантастики, служащей воплощением художественно-философского идеала, перемещается с личностно-философского уровня проблем на общественно-философский: в таких произведениях, как "Подросток", "Мальчик у Христа на елке", "Сон смешного человека", Достоевский использует формы фантастического как средство воссоздания идеала общественного устройства.

Фантастика, будучи конструктивным элементом прозы Ф.М.Достоевского, усиливает психологическую глубину художественного повествования. Однако изобразительные возможности фантастики в разных произведениях писателя применяются по-разному и в разной степени. В одних произведениях ("Двойник") фантастика выполняет не только сюжетно-композиционную функцию, но и играет роль жанрооб-разующего фактора. В других (к примеру, в романе "Преступление и наказание") - фантастика используется как элемент повествования, композиционный прием, подчеркивающий конфликтность ситуации (сон) или символико-обобщающий характер анализа "мировых" противоречий ("трихины" несогласия и т.п.). Все это позволяет Ф.М.Достоевскому и в повести "Двойник", и в романе "Преступление и наказание", используя разные сюжетно-композиционные принципы и приемы воплощения фантастического, - от сюжетоорганизующих и концептуальных до композиционных, - всесторонне и глубоко показать борьбу противоположных начал в душе человека, а также последовательно и неуклонно провести идею о положительной первооснове человеческого характера.

Многие названные черты и функции фантастического в прозе Ф.М.Достоевского имели место в русской и зарубежной литературе задолго до начала расцвета творческого таланта гениального художника. Тем не менее, новаторский характер использования фантастического Ф.М.Достоевским заключается в том, что у писателя средства фантастической образности служат конкретизации нравственно-философских идей, уходящих своими корнями в идеологию Православия.

Философия Достоевского - это не философия отдельной, пусть даже и гениальной, личности. Это русский взгляд на мир, концентрация многовекового духовного опыта целого народа. Чтобы понять, насколько специфична нравственная философия русского народа, по сравнению с философией западной, необходимо помнить, что русская философская мысль, базировавшаяся на народной основе, развивалась в традициях Православия, утверждавшего, что человек, созданный "по образу и подобию Божьему", добр по своей сути, хотя и воплощает в себе соединение возвышенного и низкого. В ходе анализа текстов Ф.М.Достоевского мы постоянно акцентируем внимание на этой идее, так как именно она лежит в основе всего художественно-философского опыта писателя, и без осознания ее невозможно приблизиться к пониманию того, что завещал нам этот великий художник.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.