Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурол. наук Хомутова, Елена Николаевна

  • Хомутова, Елена Николаевна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 2002, Нижневартовск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 137
Хомутова, Елена Николаевна. Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нижневартовск. 2002. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Хомутова, Елена Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Культурно-исторический феномен авторской песни.12

§ 1. Культурные истоки жанрово-тематической направленности авторской песни.12

§ 2. Интерпретация традиций европейской средневековой культуры в творчестве создателей авторской песни.33

§ 3. Авторская песня как актуальный жанр искусства в отечественной культуре середины XX века.52

ГЛАВА II. Проблема человека в тематике и содержании авторской песни.72

§ 1. Идеи экзистенциальной философии в авторской песне.72

§ 2. Авторская песня и «время человеческого бытия».90

§ 3. Мифология и «философия бунта» в авторской песне и в жизни.106

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века»

Актуальность темы. Данное диссертационное исследование посвящено авторской песне как самобытному явлению культуры России XX века. Авторская песня - это интереснейшее, но до настоящего времени недостаточно изученное явление, составляющее значительный пласт российской художественной культуры. Обладая собственной эстетической ценностью, художественная культура играет существенную роль в определении форм социального поведения, становится средством выражения духовных запросов и идеалов различных слоев общества. Современные исследователи придают особое значение отдельным жанрам искусства, признавая их активную роль в процессах социально-культурных преобразований. Авторская песня рассматривается в исследовании как актуальный жанр искусства 60-х - 80-х гг. XX века, который сумел раздвинуть идеологические и узкофольклорные рамки и послужил толчком к перенесению многих социально-политических проблем в культурно-философский и эстетический пласт.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью показать уникальность авторской песни как своеобразного направления песенного жанра, которое в наши дни претерпевает существенные изменения. Уникальность заключается и в неповторимом настрое автора, и в тесном, неповторимом общении его со слушателем, при котором автора-исполнителя и слушателя объединяет общая вера в реальность того, о чем поется в песне. Авторская песня не столько призывает к действию, сколько она становится действием, и со-действием, объединяющим людей. Особенность данного песенного направления также и в том, что автор песни сам является и ее исполнителем, и слушателем, т. е. оказывается вовлеченным в процесс диалога. В то же время автор получает мощную энергетическую «подпитку» от слушателей, непосредственное общение с ними увеличивает его творческие силы. Иными словами, авторская песня - это результат сотворчества, и по-настоящему создается она в момент исполнения.

Песня - один из наиболее распространенных, демократических и наиболее быстро отзывающихся на любые изменения в общественно-политической жизни жанров музыкально-поэтического искусства. Изучение феномена авторской песни способствует более глубокому пониманию духовных потребностей общества, выявлению интересов и запросов различных слоев населения. Авторская песня запечатлела существенные черты своего времени, поставив перед слушателями множество сугубо экзистенциальных вопросов, вызвав резонанс в широких кругах общественности, еще раз отразила неоспоримую связь изменений в стране с демократическими процессами в сфере культурной жизни общества. Жанр авторской песни оценивается как одно из современных направлений в искусстве, имеющих, в то же время, богатые традиции в культуре разных народов. Масштабы явления, его новаторский характер и культурные функции, понимаемые через диалогический процесс воздействия на слушателя, восприятия и ответной реакции реципиента, подчеркивают актуальность данного исследования. Необходимость осмысления значения авторской песни для современной отечественной культуры обусловило культурологическую направленность исследования.

В качестве объекта исследуются отечественная культура середины XX века и ее особенности, обусловившие актуальность музыкально-поэтических произведений с текстовой доминантой, включая их эстетическое, коммуникативное и семантическое своеобразие, а также особенности сознания субъектов данного жанра художественного творчества и социальную значимость этих произведений. Выраженные особым образом, философские взгляды авторов-исполнителей бардовской песни оказывают сильное воздействие на людей, вскрывают проблемы и противоречия современного общества, предлагают пути выхода из социального и культурного кризиса, призывают и делают человека восприимчивым к прекрасному. В советском обществе с периодом так называемой «оттепели» и поколением «шестидесятников» связаны существенные изменения в культуре. Феномен советской авторской песни не только выражал особенности политических и социальных процессов в отечественной культуре, но и оказывал обратное влияние на социально-культурную ситуацию в стране, становясь примером активной жизненной позиции его создателей. Явление авторской песни тесно взаимосвязано в сознании людей с поколением «шестидесятников» и процессами гласности и свободы. На культуре авторской песни воспитано не одно поколение городской интеллигенции в нашей стране.

Предметом диссертационного исследования выступают авторская песня и ее роль в отечественной культуре XX века. При этом особо выделяется то обстоятельство, что во второй половине XX века авторская песня становится актуальным жанром отечественной культуры.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время у гуманитариев заметно возрос интерес к авторской песне как особому литературно-музыкальному жанру. Длительное время данной теме посвящались только статьи в периодической печати, и лишь в последние годы авторская песня стала предметом литературоведческого и искусствоведческого анализа. Отражению авторской песни в восприятии критики посвящена докторская диссертация польского филолога А. И. Жебровски. Все критические статьи о данном литературно-музыкальном жанре А. И. Жебровски делит на две группы. Авторы первой, более ранней по времени, оценивали явление не с точки зрения собственно эстетических критериев или функциональности, а с позиций соответствия канону советского времени с обязательным следованием партийно-правительственному курсу. При этом критикам отводилась роль стражей, наблюдающих за идейной чистотой литературы и искусства, а не интерпретаторов художественных произведений. Критические статьи второй группы преобладают в печати начиная с 80-х годов XX века и ставят своей целью донести до читателей своеобразие авторской песни, оценить ее с эстетических и литературоведческих позиций. Большую роль в изучении литературной стороны творчества авторов-исполнителей сыграли работы С. С. Бирюковой, М. В. Каманкиной, Д. Н. Курилова, Н. М. Рудник. В кандидатской диссертации С. П. Распутиной предпринят философско-социологический анализ мотивационного своеобразия советского бардовского движения. Следует отметить и литературоведческие работы, которые посвящены жанру авторской песни, где исследуются предшествующие ему по времени поэтически-музыкальные произведения ( Ю. А. Андреев, С. Д. Артамонов, А. В. Кулагин, В. И. Новиков, Б. И. Пуришев). Значительное количество исследований посвящено творчеству отдельных поэтов - представителей жанра авторской песни (Ю. Визбору, В. Высоцкому, А. Галичу, Б. Окуджаве). Существуют и обширные материалы в периодической печати, посвященные литературным портретам исполнителей авторской песни, слетам, фестивалям, вечерам самодеятельной песни. Но до настоящего времени творчество авторов-исполнителей не получило целостного культурологического осмысления.

Цели и основные задачи исследования. Целью диссертационного исследования является комплексное изучение авторской песни как культурно-исторического феномена, в связи с чем анализируются особенности ее генезиса, роль в культуре, влияние на нее предшествующих по времени музыкально-поэтических традиций, отражение в авторской песне идей экзистенциальной философии.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- анализ исторических предпосылок формирования жанра авторской песни в отечественной культуре;

- сопоставление социально-культурных особенностей жанра современной авторской песни с поэтическими формами творчества в средневековой Западной Европе;

- выявление черт, позволяющих оценить авторскую песню как актуальный жанр искусства конца XX века;

- рассмотрение особенностей отражения идей экзистенциальной философии в авторской песне;

- определение основной тематической направленности жанра;

- анализ связи мифологических образов, активно используемых в авторской песне, с мифологией общества в целом.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляет аксиологический подход, который способствует осознанию значимости авторской песни для отечественной культуры, ее влияния на формирование ценностей и интересов людей. Выявлению общих и отличительных черт стихотворно-песенного творчества средневековой Западной Европы, российских музыкально-поэтических традиций и современной авторской песни служат компаративистский и диахронический методы. Анализируя прозаические и поэтические тексты, мы в наибольшей мере ориентируемся на методологию, предложенную М. М. Бахтиным, рассматривая литературный текст как эстетическую ценность и ориентируясь на такие его характеристики как композиция, пространственно-временные координаты художественной картины мира (теория хронотопа), диалогичность, многозначность слова. При осмыслении специфики и своеобразия жанра используется сравнительный анализ. Аспект использования творцами авторской песни идей экзистенциальной философии показан на основе историко-философских и культурологических трудов крупнейших мыслителей XX века: Н. А. Бердяева, А. Камю, Ж. -П. Сартра, М. Хайдегге-ра. Теоретической базой исследования являются культурологические, философские и литературоведческие работы С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, П. И. Милюкова. Исследование в значительной мере опирается на ряд работ по философии, психологии, социологии культуры, эстетике музыкального творчества (зарубежных: А. Бергсон, А. Камю, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, Ж. -П. Сартр, М. Хайдег-гер, А. Шопенгауэр, К. Г. Юнг и отечественных: В. А. Апрелева, Б. И. Брасов, О. А. Кривцун, Л. А. Мазель, В. И. Полищук и др.). Способствуют пониманию мировоззрения авторов-исполнителей прозаические произведения М. Л. Анчарова, В. С. Высоцкого, А. М. Городницкого, Б. Ш. Окуджавы. Большое методологическое значение в определении отличительных черт авторской песни имеют взгляды самих поэтов - М. Л. Анчарова, Ю. И. Визбора, В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы.

Научная новизна работы обусловлена, в первую очередь, выбором в качестве предмета культурологического исследования творчества авторов-исполнителей, долгое время находившегося на периферии художественной культуры России. Новизна в решении поставленных задач заключается:

- в обращении к самой теме авторской песни как к объекту культурологического рассмотрения, в сопоставлении ее с традициями литературно-музыкального творчества средневековой Западной Европы и признанием интерпретационного характера современного творчества на основании сходства ряда черт;

- в анализе идей экзистенциальной философии в текстах авторов-исполнителей, которому обычно не уделяют внимания современные исследователи авторской песни;

- в выявлении через формы авторской песни взаимовлияния социально-политических процессов в стране и тематики актуального жанра художественного творчества;

- в обращении к творчеству авторов-исполнителей нового поколения (О. Митяев), которое оставалось неисследованным.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторская песня - это современный культурно-исторический феномен, имеющий истоки в различных традициях российской музыкальной культуры: в русской народной песне, с ее образностью, тематикой и мелодичностью; в классической русской поэзии, у которой авторская песня заимствует внешнюю простоту и гражданскую направленность; в городской романсовой лирике, с ее особой формой подачи музыкально-поэтического материала и традицией использования для сопровождения пения гитары; в культуре романтизма, придающей жанру особую настроенность, мечтательность. Тем не менее, авторская песня становится особым феноменом, используя все лучшее из ранее созданного в культуре России, сохраняя в то же время самобытность и коренным образом отличаясь от своих традиционных истоков.

2. В современном творчестве авторов-исполнителей интерпретируются элементы средневековой западноевропейской культуры, используются присущие творчеству средневековых авторов анонимность, маргинальность, комментирование, полисемия. При сопоставлении творчества поэтов-бардов советского периода и вагантов, в исследовании обнаруживается общая антиофициальная направленность; в сопоставлении с куртуазной поэзией трубадуров и песнями миннезингеров - близость тематики и формы исполнения.

3. В 60-е - 80-е гг. XX века авторская песня выступала как актуальный жанр искусства, что было обусловлено массовым характером распространения авторских песен, вовлечением населения в движение КСП (клубов самодеятельной песни), фестивальное движение. Актуальность жанра основана на неформальности креативного процесса, обращенности к тематике, близкой населению, к чувствам и переживаниям простого человека, который утратил в советском обществе возможность проявления своей индивидуальности, унифицировался. Влияет на популярность авторской песни в обозначенный период еще и отсутствие цензурных ограничений самодеятельного творчества, ввиду того, что создание песен не является профессией данных авторов. На протяжении 60-х - 80-х гг. прослеживается поэтапная эволюция жанра, в ходе которой из контркультурного направления он превращается в субкультуру.

4. Авторская песня получает развитие и стремительное распространение именно в XX веке - века кризиса культуры и человека - отнюдь не случайно. Основным содержанием авторской песни становится человек и мир его субъективных переживаний. Обращаясь к проблемам жизни и смерти, одиночества и заброшенности человека в мире, творцы авторской песни отражают идеи экзистенциальной философии, основные положения которой разработаны Н. А. Бердяевым, А. Камю, Ж. -П. Сартром, М. Хайдеггером и др., предлагая человеку возможные варианты выхода из кризиса - от смирения и покорного принятия судьбы к окрыляющему протесту, открывающему в человеке титанические возможности.

5. Через трагическое восприятие действительности авторы-исполнители постоянно обращаются к человеку и времени его бытия как основной и наиболее важной теме, основным мотивом песни становятся личные субъективные переживания и чувства автора, которые воспринимаются слушателями как наиболее важные и значительные.

6. Обращение к проблеме трагического основано у авторов на остром понимании социально-политических процессов современности, в ходе которых нарушается мера автономности личности и возникает конфликт между общечеловеческими ценностями и ценностями конкретно-историческими. Отражение уродливых черт социалистической системы получало в авторской песне мифологическое, аллегорическое воплощение, опосредованно возвращая слушателя к непреходящим, вечным ценностям. Мифологические образы прошлого умело преобразовываются авторами, обнажая современные им социально-политические процессы.

Практическая значимость диссертации. Основные положения диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении учебных курсов по культурологии, искусствоведению, эстетике, а также при подготовке спецкурсов по истории отечественной культуры. Данные, полученные в исследовании могут быть использованы при организации культурно-массовой работы с привлечением учащейся молодежи, в выборе форм досуговой работы в рамках высших учебных заведений. Материалы диссертации могут быть использованы в ходе дальнейших исследований авторской песни как актуального жанра искусства, синкретического культурно-исторического феномена с ярко выраженной текстовой доминантой.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования обсуждались в ходе научных конференций НГПИ, филиала ЮУрГУ в г. Нижневартовске, а также отражены в пяти публикациях автора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Хомутова, Елена Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждая эпоха развивает определенные виды и жанры, в которых лучше чем в других отражается ее суть, что позволяет современникам лучше осознать окружающую действительность, выразить свои интересы, притязания и ценности. Так, в 60-е - 80-е годы XX века, авторская песня как жанр получила стремительное развитие, отвечая потребностям общества того времени. Продолжая многие традиции российской культуры, такие как скоморошество, народная песня, классическая русская поэзия, музыкально-поэтический жанр романса, авторская песня в то же время становится особым культурно-историческим феноменом, который, почерпнув из своих истоков все лучшее, внес свой собственный вклад в культуру.

В XX веке авторская песня и прозаическое творчество современных бардов выступают как своеобразное преломление художественных традиций средневековой культуры, перенимая и развивая на новом витке истории свойственные литературно-музыкальному творчеству того времени анонимность цитирования, недосказанность, аллегоричность, многозначность слова, понимание жизни и судьбы как незначительных «заметок на полях вселенского бытия». Все эти черты привлекают внимание к авторской песне читателей и слушателей, заставляют их включаться в процесс «домысливания» авторской позиции, делают «соавторами». Близка и тематика светских направлений в культуре периода Средневековья с тематикой авторской песни середины XX века. Обе названные нами культуры становятся противовесом: средневековая - церковным догматам и несправедливости устройства общества, авторская песня - бездуховности и негуманности социалистического режима, проявляя неофициальную направленность. Еще одним источником авторской песни становится культура романтизма, позволяющая романтизировать действительность, индивидуализировать создаваемое. В отличие от романтизма XIX века, современные романтики - авторыисполнители обращают свой интерес к обыденному, находя неожиданное в обычном, будничном.

Авторскую песню мы рассматриваем как комплексную среду, синкретическое явление, в котором органично соединены поэзия, музыка, импро-визационность, непосредственность контакта со слушателем, диалогич-ность, ненавязчивость, аллегоричность и стремление к отображению всего, что свойственно человеку, значителен он или нет. Опосредованно, но реалистически отражая все социально-политические процессы, авторская песня привлекает к себе внимание многих и становится массовым явлением, сохраняя при этом свои индивидуальное, личностное начало, непохожесть на песню эстрадную. Характерными чертами авторской песни стали ее вокально-музыкальная выразительность, интимность, камерность, коммуникативность, «другодоминантность» и вариативность. Авторская песня выражает демократические тенденции элитарного в интеллектуальном отношении слоя общества, объединяя вокруг себя представителей самых различных социальных групп. Эти факторы дают возможность сделать вывод о том, что в 60-е - 80-е гг. XX века авторская песня становится актуальным жанром искусства.

Проявления авторской песни разнообразны и многоплановы, определяются они несхожестью самих авторов и их судеб, характеров, индивидуальностью процессов восприятия и отражения. Но всегда и во всех проявлениях важнейшей темой авторской песни остается человек. И не только «герой», но и человек обыкновенный, с его чувствами, ощущениями, интересами, ценностями и отношением к самому себе и другим людям.

Мифологизация современного бардам советского общества подталкивала их к демифологизации собственным творчеством. Авторское движение также видится воплощением спонтанной реакции протеста либерально ориентированной молодой городской интеллигенции против дегуманизации общества, установок тоталитарного режима, представляющих человека обезличенной деталью социального механизма, политизированным придатком системы, персональные интересы которого должны быть подчинены коллективным утопическим идеалам и ценностям. При таком подходе к человеку, его эстетические и коммуникативные потребности не удовлетворяет культура, подчиненная методу социалистического реализма и появление неформальных тенденций в культуре становится закономерным. Утверждению авторской песни способствовала политическая «оттепель», пробудившая социальную активность общества, возросшее самосознание которого требовало адекватных форм осознания действительности и ее художественного отражения. Статус контркультуры авторская песня сохраняла вплоть до середины 80-х годов - того периода, когда песни бардов стали вводиться в официальный оборот.

Человек, его существование, пространственно-временные характеристики человеческого бытия становятся темой экзистенциальной философии, эти же вопросы - ведущая тема авторской песни и прозаического творчества бардов. Личностное начало, присутствующее в каждой из песен, приобрело особое мировоззренческое значение, наделив жанр названием - «авторская песня». Авторская песня - это отражение стремления ее создателей сблизить ценности конкретно-исторические (актуальные для данного общества в данный период времени) с ценностями вечными. На ее традициях начиная с середины XX в. воспитано уже не одно поколение России. Важной заслугой современных создателей авторской песни является также популяризация стихотворного творчества выдающихся российских поэтов, творчество которых в силу различных причин не получило своевременно широкого распространения. Музыкальное оформление, песенное исполнение дарует таким стихам новое «рождение», подчас придает им неожиданное звучание. Так, еще раз появилась возможность у слушателей осознать важность личного, сиюминутного, субъективного, воспринимая положенные Л. Марголи-ным и О. Митяевым на музыку стихи Иосифа Бродского.

Таким образом, творческое произведение авторской песни диктуется вовсе не логикой мифического саморазвития форм, манер и стилей. Оно на

126 правлено на удовлетворение жизненно важной духовной потребности общества. Поэт-бард инстинктивно стремится поддерживать и возобновлять хрупкое единство скрытой внутренней реальности культуры в целом. Для него песня - это животворящий символ цельности и естественного равновесия с миром, данный от начала времен и сохраненный поколениями анонимных мудрецов.

Проблематика, связанная с авторской песней, поистине широка, раз-нопланова и научно мало разработана, поэтому невозможно в полной мере осветить все вопросы, связанные с ней. Творчество создателей авторской песни продолжается, а следовательно, исследование живого художественного процесса не может быть лишь фиксацией прошлого и отжившего. Думается, в данной теме кроется множество перспектив для дальнейших исследований важнейшего в научном и жизненном отношении феномена отечественной культуры XX века - авторской песни.

127

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Хомутова, Елена Николаевна, 2002 год

1. Августин А. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. 335 с. (Человек в исповедальном жанре).

2. Авторская песня. М.: Олимп, 1997. 512 с.

3. Авторская песня. П Мелодия. 2000. № 3. С. 28 29.

4. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М,: Школа «Языки русской культуры», 1996. 448 с.

5. Аграновская Г. Все будет хорошо.: Воспоминания об А. Галиче. // Литературное обозрение. 1989. № 9. С. 99 102.

6. Алексеева Л. Н. Поэтический мир современной песенной лирики. М.: Знание, 1983. 32 с.

7. Андреев Ю. А. Наша авторская. М.: Молодая гвардия, 1991. 271 с.

8. Андреев Ю. А., Вайнонен Н. В. Наша самодеятельная песня. М.: Знание, 1983, 64 с.

9. Анчаров М. Л. Звук шагов. М.: МП Останкино, 1992. 302 с.

10. Анчаров М. Л. «Ни о чем судьбу не молю.». Стихи и песни. М.: Вагант Москва, 1999, 182 с.

11. Анчаров М. Л. Самшитовый лес.: Роман. М,: Советский писатель, 1981. 319 с.

12. Апрелева В. А. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы. Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999, 327 с.

13. Асафьев Б. В. Избранные труды. В IV т. Т. И. М.: Изд. Академии наук СССР, 1954. 384 с.

14. Асафьев Б. В. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. 248 с.

15. Бард-рок, /./ Молодежная эстрада. 1991. № 4. С. 91 92.

16. Зарубежная литература средних веков. / сост. Пуришев Б. И. 2-е изд., М,; Просвещение, 1974, 399 с.

17. Золотухин В. Все в жертву памяти твоей.:Повесть в дневниках: (О В. С. Высоцком)././ Литературное обозрение. 1991. № 8. С. 84 87.

18. Зубрилина С. Н. Владимир Высоцкий: страницы биографии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 352 с.

19. Из немецкой поэзии век X век XX. / Пер. Л. Гинзбурга. М.: Худ. литература, 1979. 543 с,

20. Каманкина М. В. Самодеятельная авторская песня 1950-х 1970-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра).: Автореферат дисс. <.> канд. искусствоведения. М,: ВНИИ искусствознания, 1989. 24 с.

21. Камю А. Миф о сизифе. Эссе об абсурде. /./ Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. 415 с.

22. Канер В, В. Недопетый звук. М,: Аргус, 1996. 80 с.

23. Карпов Ю. Д. А. Галич: Март 68-го.// Библиография. 1993. № 1. С. 48 -60.

24. Ким Ю. Прощальная песня Визбора. // Юность. № 10. 1987. С. 92-93.

25. Ким Ю. Спой нам, Визбор././Юность. № 1. 1985. С. 107 108.

26. Ким ЮЛ. Собранье пестрых глав. М.: 1998. 288 с.

27. Клячкин Е. И. Не гляди назад. СПб.: Бояныч, 1994. 224 с.

28. Кохановекий И. Серебряные струны. // Юность. 1988. № 7. С. 79 82.

29. Красная книга культуры? М.: Искусство, 1989. 423 с.

30. Кривцун О. А. Искусство и мир человека. М.: Знание, 1986. 112 с.

31. Крымова Н. Наша профессия пламень страшный. // Аврора. 1984. № 9. С. 125 - 139.

32. Кукин Ю. А. Дом на полпути. М.: Советский фонд культуры, 1990. 192 с.

33. Кулагин А. В. Поэзия В. С. Высоцкого. М,: Вагант, 1997. 196 с.

34. Курилов Д. Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи (60-70-е гг.).: Автореферат дисс. <.> канд. филолог, наук. М.: Лит. институт им. Горького, 1999. 23 с.

35. Ланцберг В. И. Условный знак. М.: Аргус, 1996. 288 с.

36. Латынина А. Да, исторические фантазии. // Литературная газета. 1984. 4 января.

37. Левашева О, Е., Келдыш Ю. В., Кандинский А. И. История русской музыки. В 2 т. М.: Музыка, 1980. Т. 1. 623 с.

38. Лирические бардовские песни. // Молодежная эстрада. № 3. 1996. 112 с.

39. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: МГУ, 1980. 639 с.

40. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 360 с.

41. Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Т. 3. Л.: Художественная литература, 1987. 520 с.

42. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб.: Алетейя, 1999. 508 с.

43. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. 944 с.

44. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. Киев: Киевская Академия Евробизнеса, 1994. 288 с.

45. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство СПБ, 1994. 415 с.

46. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство СПБ, 1996, 848 с.

47. Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Советский композитор, 1982. 328 с.

48. Маймин Е. А. Русская философская поэзия. М.: Наука, 1976. 190 с.

49. Матвеева В. И. Обращение к душе. М.: АПН, 1990. 240 с.

50. Матвеева Н. Н., Киуру И. С. Мелодия для гитары. / Сост. М. Нодель. М. Аргус, 1998, 416 с,

51. Матюшина И. Г. Древнейшая лирика Европы. М.: РГГУ, 1999. 493 с.

52. Милюков П. И. Очерки по истории русской культуры. М.: Прогресс-Культура, 1994. 416 с.

53. Миротворцев В. Бард. // Русская речь. 1985. № 4. С. 137 -141.

54. Митяев О, Г. Песни. М.: Главбух, 2000, 222 с.

55. Михеева Ю. В. Проблема трагического в русской музыке XX века. Автореферат дисс. <,.,> канд. фидос, наук, М.; МГУ, 1999. 24 с.

56. Мусский И. А. Сто великих мыслителей, М,; Вече, 2000, 688 с.

57. Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. / Сост. Р. А. Шипов. М.: Советский композитор, 1989. 255 с.

58. Нет хода нам назад. 33 московских барда,; Сб. / Сост. Р, А. Шипов. М.: Прейскурант-издат, 1991, 191 с,

59. Ницше Ф. Собрание сочинений, В 2 т. Т. 1. СПб.: Кристалл, 1998. 960 с,

60. Он говорит на языке сердечном,,,: К 70-летию Б. Окуджавы/ Сост. А, Е, Крылов, В. Ш, Юровский. /./Библиография, 1994. № 6. С. 38 40.

61. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М,: Искусство, 1991. 588 с,

62. Осипова JI. В. По Москве Владимира Высоцкого и его литературных героев. М,: Вагант, 1997. 79 с.

63. От костра к микрофону.: Из истории самодеятельной песни в Ленинграде,./ Сост. А. и М. Левитаны. СПб.: РЕСПЕКС, 1996. 520 с.

64. Песни Булата Окуджавы. / Сост. Л. Шилов. М.: Музыка, 1989. 224 с.

65. Песни встреч и дорог. Авторские песни разных лет. // Молодежная эстрада. № 5. 2000. 175 с.

66. Песни у ночного костра, М.: Денис-Альфа, 1996. 320 с.

67. Песнотворец. // Встреча, Культурно-просветительная работа, №4. 1998. С. 46-48.128. 1 lerpyi панская Р. И. Музыка и поэзия. М.: Знание, 1984, 55 с,

68. Платонов А. П. Ювенильное море: Повести, М.: Художественная литература, 1987. 190 с.

69. Полищук В. И, Культура. Познание. Жизнь. Алма-Ата: Гылым, 1983. 186 с.

70. Полищук В. И. Культурология: Учебное пособие. М.: I ардарика, 1998. 446 с,

71. Попова Т. В. О музыкальных жанрах, М,; Знание, 1981. 128 с.

72. Попова Т, В. Русское народное музыкальное творчество. Выпуск 1. В 2 т. Т. 1. М.: Музгиз, 1962. 384 с.

73. Попова Т. В. Русская народная песня: Популярный очерк. М -JI : Музгиз, 1946. 18 с,

74. Поппер К. Р, Открытое общество и его враги. В 2 т. Т 1. М.: 1992, 228 с.

75. Приходит время.,.: Поэты физфака МГУ 60-х , М,: Витязь, 1994. 108 с.

76. Пропп В, Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976. 183 с.

77. Пропп В. Я, Русский героический эпос. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1955, 551 с.

78. Пуришев Б, И, Зарубежная литература средних веков. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1974, 399 с.

79. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея универсального человека: Курс лекций- М,; Высшая школа, 1996. 368 с.

80. Различи меня среди чужих. // Библиография. 1993. № 5. С. 46 60.

81. Распутина С. П, Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардовского движения 1960 1980-х годов.; Автореферат дисс, <,.> канд. филос. наук. М.: МГПУ, 1997. 24 с.

82. Рассадин С. Б. Я выбираю свободу. // Искусство. ML; Знание, 1990,, № 8. 55 с,

83. Розенбаум А, Я. Белая птица удачи. Сборник стихотворений. М,: ИМИ, 1997. 480 с,

84. Рудник Н, М, Проблема трагического в поэзии В. С. Высоцкого.: Автореферат дисс. <,,.> канд. филолог, наук. М.: МГУ, 1994. 26 с.

85. Русский народный романс. // Русская традиционная культура. 1998. № 1 , 64 С:

86. Савченко Б, А, Александр Вертинский. М.; Знание, 1989. 56 с.

87. Сакулин П. Н. Филология и культурология. М.; Высшая школа, 1990, 240 с,

88. Стихи, что с музыкой слились, // Библиография. 1993, № 2. С, 51 65,

89. Смирнов А. А, Из истории западноевропейской литературы, М.-Л.: Художественная литература, 1965. 367 с.

90. Терещенко А, В. Быт русского народа. М.: Русская книга, 1997. 283 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.