Феномен игры в условиях виртуализации современной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Лопатинская, Тинатин Давидовна

  • Лопатинская, Тинатин Давидовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Астрахань
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 185
Лопатинская, Тинатин Давидовна. Феномен игры в условиях виртуализации современной культуры: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Астрахань. 2013. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лопатинская, Тинатин Давидовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИГРА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

1.1. Понятие игры как предмет философско-культурологического исследования

1.2. Сущность и характерные признаки игры как культурного феномена. .34 ГЛАВА 2.ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ФЕНОМЕНОВ

2.1. Виртуализация современной культуры: природа, сущность, формы проявления

2.2. Фактор игры в процессе виртуализации современной культуры

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

3.1. Игрушки и игровые устройства как средство вхождения в виртуальную реальность

3.2. Компьютерные игры: специфика, типы и функции

3.3. Реклама-игра как способ формирования виртуальной реальности (на примере языковой игры)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен игры в условиях виртуализации современной культуры»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современная культура, находящаяся в условиях бурного развития информационных технологий, претерпевает существенные изменения в различных сферах и проявлениях. Прежде всего, информатизация оказала влияние на такие виды деятельности человека, как наука, производство, образование, коммуникация, творчество, досуг и др. Существенные изменения, связанные с высокими технологиями, проявились и в развитии такого значимого феномена культуры, как игра.

Игровая деятельность, традиционно рассматриваемая исследователями как важнейший способ адаптации человека к окружающим условиям, в информационную эпоху приобретает новую специфику и функции. Наиболее значительные изменения оказались связаны с процессом виртуализации, одним из проявлений которой является перемещение объектов культуры в виртуальное пространство, созданное с помощью информационных технологий. Однако характер этих изменений, как и сущность самого процесса виртуализации, еще не имеют достаточной степени разработанности в науке. При этом изменения в области технологии и их влияние на игровые практики столь существенны, что анализ этих процессов требует актуализации внимания со стороны современных исследователей.

С этих позиций актуальность изучения трансформаций феномена игры, вызванных процессами внедрения информационных технологий, имеет как теоретический, так и практический аспект. Прежде всего, в контексте теории современной культуры важно выработать представления о сущности и характере процесса ее виртуализации, начавшегося с конца прошлого века и продолжающегося в настоящее время. Теоретический анализ концепта игры в контексте современных технологических вызовов представляется актуальным для различных областей знания: от философии и культурологии, до психологии и программирования. Практические аспекты изучения феномена игры связаны с понимаем его влияния на жизненные ценности человека, кото-

рые существенно трансформируются в направлении от реальных отношений и ориентиров к виртуальным. Большую тревогу у специалистов вызывает и такое явление, как игровая зависимость, которая в условиях информационных технологий охватывает все большее число людей и квалифицируется как серьезная социокультурная проблема. В значительной степени информатизация создает новое многомерное игровое пространство, которое начинает само влиять на культуру, человека и его ценности. Все вышесказанное и определяет актуальность предлагаемого исследования.

Степень научной разработки проблемы.

Интерес к изучению сущности игры наиболее ярко проявился начиная с XX века, в то время как внимание к самой игре не ослабевает на протяжении всей истории человечества.

В эпоху Античности первые философские идеи о сущности игры высказывали Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель. Игра понималась ими как процесс, неразрывно связанный с самой жизнью человека. В эпоху Средневековья Аврелий Августин, Гуго Сен-Викторский и др. отводили игре роль творческого начала в человеческой жизнедеятельности.

В ХУ1-ХУН вв. особую роль в изучении феномена игры сыграли Николай Кузанский, Дж. Пико делла Мирандола, Л.Б. Альберти и др. Игра трактовалась ими как неотъемлемая часть общественной сущности индивида, реализация его потребностей в общении с другими, в познании мира.

Изучение феномена игры продолжалось и в XVIII в. Весомый научный вклад в понимание и толкование феномена игры внесли Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Рабле, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Ф. Шиллер1 и т.д. Они акцентировали свое внимание на воспитательном потенциале игры.

1 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. Т. 2; Мон-тень М. Опыты. М.: Правда, 1991; Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: в 3 т. / под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. Т. 1; Рабле Ф., Мон-тень М. Мысли о воспитании и обучении детей / пер. с фр. В. Смирнова. М.: Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К0,1896; Кант И. Сочинения: в 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 321; Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании // Собр. соч.: в 8 т. М.: Госполитиздат, 1950. Т. 6.

В XIX в. ведутся исследования, связанные с изучением взаимодействия природного и социального в игре. В работах Г. Спенсера, К. Грооса игра рассматривается как имманентная часть поведения любого живого организма независимо от уровня его развития.

В XX в. наиболее обстоятельным исследованием феномена игры следует признать работу голландского ученого И. Хейзинги. Он характеризует игру как «необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал, в свою очередь определяющий духовную культуру эпохи»1.

Особое значение в философской мысли XX в. принадлежит исследованиям Э. Берна, Г-Х. Гадамера, Ж. Дилеза, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, Э. Финка, 3. Фрейда, Р. Винклера, М. Эйгена, где выдвинута оригинальная идея, согласно которой игра выступает своеобразным способом понимания и истолкования первоначального смысла, заложенного в авторский текст.

Значительный интерес представляют работы Г. Зиммеля, Р. Кайуа, X. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера, К. Ясперса и т.д. В их произведениях игра определяется как неотъемлемая часть общественной сущности индивида, связанная с его социализацией.

Среди современных исследователей, изучающих философские аспекты игры, следует отметить работы А. Вайнштейна, Н.Т. Казаковой, Ю.М. Лотма-на, Л.Т. Ретюнских, Е.О. Смирновой, Г.П. Щедровицкого2 и др. Они рассматривают игру как «важнейший культурообразующий фактор, с помощью которого происходит выявление и изучение «извечных», возрождающихся в истории цивилизации иллюзий и утопий человечества»3.

1 Хейзинга Й. Homo Ludens // Человек играющий: ст. по истории культуры / пер. с нидерланд. и сост. Д.В. Сильвестрова. М.: Айрис-Пресс, 2003. С. 32.

2 Вайнштейн А. Игра как путь гармонии // Alma Mater. 1993. № 2. С. 23; Казакова Н.Т. Феномен игры в философии: методологический анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.00. Иркутск, 1999; Лотман Ю.М. Игра //Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 10. С. 31; Ретюнских Л.Т. Философия игры. М.: Вузовская книга, 2002; Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психология и педагогика игры дошкольника: мат-лы симпозиума / под ред. A.B. Запорожца, А.П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. С. 92-132.

3 Цит. по: Швецов И.В. Игра в рекламе: учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 14.

Исследование игры как общего основания культуры представлено в трудах Т.А. Апинян1, М.М. Бахтина, B.C. Библера, И.С. Кона, А.Ф. Лосева, А.И. Мазаева, М. Мид, B.C. Мухиной.

Психологические аспекты игры нашли свое отражение в работах П.П. Блонского, Л.И. Божович, Д. Бруннера, Л.С. Выготского, К. Грооса, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, A.C. Спиваков-ской, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. В их научных исследованиях игра определяется как один из эффективных способов снятия психологических и иных барьеров на пути осуществления межличностной коммуникации.

Педагогические аспекты игры представлены в работах Н.П. Аникеевой, К.Н. Вентцеля, Г.Н. Волкова, О.С. Газмана, Т.Е. Конниковой, A.C. Макаренко, Д.В. Менджерицкой, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Ф. Фребеля, С.А. Шмакова3 и др. Представители данного направления воспринимают игру как специфическую деятельность, направленную не просто на организацию воспитания и обучения, а выступающую средством оптимизации педагогического процесса.

1 Апинян ТА. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.

2 Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979; Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968; Bruner J.S., Jolly А., Sylva К. Play, its Role in Development and Evolution. London: Harper books, 1976; Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 74-75; Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. : Педагогика-Пресс, 1994; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946; Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982.

3 Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации // Педагогика и психология игры: межвуз. сб. науч. тр. / редкол,: Н. П. Аникеева (отв. ред.) и др. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1985. С. 28-49; Вентцель К.Н. Свободное воспитание : сб. избр. тр. / сост. Л.Д. Филоненко. М.: Изд-во АПО, 1993; Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999; Конникова Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе школы // Воспитание самостоятельности и активности учащихся: ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1966. Вып. 297. С. 171-210; Крупская Н.К. Воспитывать достойную смену: избр. статьи, речи, письма. М.: Политиздат, 1973; Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей: соч.: в 7 т. М.: Педагогика, 1957. Т. 4. С. 73, 374-375; Ушинский К.Д. О воспитании: золотой фонд педагогики / сост. Н.М. Матвеева. М.: Школьная пресса, 2003; Фребель Ф. Воспитание человека // Педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Д.Н. Королькова. М.: Издание Тихомирова, 1913. T. I. С. 215224; Шмаков С.А. Ее величество игра. М.: МИП «NB Магистр», 1992.

Понятие виртуализации обрело широкую известность сравнительно недавно, хотя интерес к самой ее сущности известен с давних пор.

Впервые понятие виртуальности появляется в трудах Фомы Аквинского. В контексте осмысления проблемы основных состояний сущего оно выступает как равнозначное потенциальному бытию. В таком значении феномен виртуальности далее развивался в работах Д. Скота и Николая Кузанского. Идея множественности бытия была продолжена в исследованиях Г.Лейбница, И. Канта, А. Бергсона, где под множеством понимается вероятность существования нескольких возможных (виртуальных) реальностей.

«Виртуальная реальность» как символизм сознания человека рассматривается в трудах Э. Кассирера, Г. Когена, С. Лангер, М.К. Мамардашвили1 и др.

Трактовка «виртуальной реальности» с позиций компьютерных технологий представлена работами таких специалистов, как М. Крюгер, И. Сазер-лэнд2, О.И. Генисаретский, H.A. Носов3 и др.

Классификации виртуальных реальностей приводятся в трудах Т.А. Кирик, Ю.В. Наседкиной, В.Л. Силаевой4 и др.

Виртуальные компьютерные игры - сравнительно новая область исследований, поскольку первые попытки целостного изучения данного явления начинаются примерно с 70-80-х гг. XX в. Среди западных исследователей, занимающихся изучением проблемы виртуальных компьютерных игр, выде-

1 Лангер С. Философия в новом ключе: исследование символики разума, ритуала и искусства / пер. с англ. С.П. Евтушенко; общ. ред. и послесл. В.П. Шестакова. М.: Республика, 2000; Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.

2 Krueger M.W. Artificial Reality. Addison-Wesley Professional, 1991; Sutherland I.E. The Ultimate Display // Proceedings of the International Fédération for Information Processing Congress. 1965. Vol. 2. P. 506-508.

Генисаретский О.И., Носов H.A. Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора // Труды ГосНИИГА. Авиационная эргономика и подготовка лётного состава. М.: ГосНИИ ГА, 1986. Вып. 253. С. 32-39; Носов Н.А. Виртуальная психология. М.: АГРАФ, 2000.

4 Кирик Т.А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология: дис.... канд. филос. наук: 09.00.01. Омск, 2004; Наседкина Ю.В. Компьютерные виртуальные реальности как феномен современной культуры: дис.... канд. культурологии: 24.00.01. СПб., 2005; Силаева B.JI. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / B.JI. Силаева. М., 2004.

ляются: Кент Л. Стивен1, занимающийся вопросом истории развития компьютерных игр; К. Керделлан, Г. Грезийон2, рассматривающие компьютерные игры как эффективное средство игровой психотерапии, направленной на решение эмоциональных, а также психомоторных проблем; Э. Кафаи, Ю. Про-вензо3, изучающие проблемы игровой аддикции и девиации; Л. Манович4, занимающийся вопросами наличия нарратива в виртуальных компьютерных играх. Среди отечественных исследователей, занимающихся изучением различных аспектов компьютерных игр, выделяются: O.A. Степанцева5, рассматривающая особенности субкультуры компьютерных игроков; М.Б. Игнатьев6, анализирующий соотношение виртуальных компьютерных игр и актерской игры; Л.В. Баева7, изучающая компьютерные игры с позиции аксиологического подхода; И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.Г. Кузнецов8, рассматривающие сущность феномена виртуальных компьютерных игр с позиций психоанализа; И.Е. Гутман9, анализирующий компьютерные виртуальные игры в культурно-антропологическом аспекте и др.

1 Steven L. Kent The Ultimate History of Video Games / Kent L. Steven. Random House USA Inc, 2002.

2 Kerdellant C., Crezillon G. Children of the Processor: How Internet and Video Games Form the Adults of Tomorrow (translated by A. Luschanova). Yekaterinburg: U-Faktoriya, 2006.

3 Кафаи Э. Игра и технология. Изменение реалий, новый потенциал // Игра со всех сторон: книга о том, как играют дети и прочие люди: современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / ред. Е. Жорняк. М.: Прагматика культуры, 2003. С. 325-338; Провензо Ю. Электронно-опосредованные игровые ландшафты // Игра со всех сторон: книга о том, как играют дети и прочие люди: современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / ред. Е. Жорняк. М.: Прагматика культуры, 2003. С. 339-350.

4 Manovich L. The language of New Media. Cambridge, MA: MIT Press, 1999.

5 Степанцева O.A. «Социальный портрет» геймера // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2007. № 9 (29). С. 80-83.

6 Игнатьев М.Б., Гушанская Е.М., Игнатьев К.М. и др. Компьютерные игры / под ред. и с предисл. М.Б. Игнатьева. Д.: Лениздат, 1988.

7 Баева JI.B. Человек играющий в XXI веке // Информационная эпоха: вызовы человеку / под ред. И.Ю. Алексеевой и А.Ю. Сидорова. М.: РОССПЭН, 2010. С. 209-230.

Бурлаков И.В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр. М.: Класс, 2000; Иванов М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психологический журнал. 2003. № 2. С. 10-14; Кузнецов Г. Игры без насилия // Компьютерра. 2000. №32 (361). С. 36-37. URL: hrtp://v«vw.computerra.ru/offline/2000/361/ 10.09.2004.

9 Гутман И.Е. Компьютерные виртуальные игры: культурно-антропологические аспекты анализа: автореф. дис.... канд. филос. наук: 09.00.13 / И.Е. Гутман. СПб., 2009.

Несмотря на то, что сам феномен игры, а так же те или иные аспекты виртуализации рассмотрены довольно глубоко, проблема осмысления феномена игры в условиях виртуализации современной культуры требует более пристального изучения.

Объектом диссертационного исследования является игра как социокультурный феномен.

Предметом исследования выступает феномен игры в контексте виртуализации современной культуры.

Цель исследования состоит в изучении сущности и трансформаций феномена игры в условиях виртуализации современной культуры.

В связи с вышесказанным определяются задачи диссертационной работы:

• систематизация и анализ сложившихся подходов к пониманию феномена игры в контексте культуры;

• построение типологии и функциональная характеристика различных видов игр;

• выявление сущности и проявлений процесса виртуализации современной культуры;

• анализ изменений форм и функций игры в условиях виртуализации современной культуры;

• характеристика современных реалий игры в условиях виртуализации культуры (на примере анализа игрушек и игровых устройств, компьютерных игр и языковой игры как технологии рекламы).

Теоретическую базу диссертационного исследования составили научные труды по философии, культурологии, психологии, социологии, касающиеся анализа различных аспектов игры в изменяющемся пространстве современной культуры, прежде всего, это работы И. Хейзинги, Р. Кайуа, X. Ор-теги-и-Гассета, Ж. Бодрийяра, А.В. Костиной и др., а также работы М. Кас-тельса, Д.В. Иванова, И.Г. Корсунцева, Ф.И. Гиренка и др. в области теории информационного общества.

Методологической базой исследования явился системный подход, позволяющий выявить специфику феномена игры в контексте системы современной культуры. Изучение феномена игры в данной работе проводится на основе социокультурного подхода, развиваемого И. Хейзингой, Л.Т. Ретюн-ских и др. Исследование своеобразия культуры современной эпохи опирается на возможности парадигмы постиндустриального, информационного общества, связывающей главные факторы социальной динамики с технико-технологическими инновациями.

В соответствии с целью и задачами работы в исследовании были использованы методы социогуманитарного познания и общенаучные методы: конкретно-исторический, функциональный, компаративный, семиотический, аксиологический, типологический. Конкретно-исторический метод дает возможность проследить становление изучаемого понятия как культурного феномена. Функциональный метод способствует осмыслению специфических аспектов характеристики смыслового наполнения феномена игры в условиях виртуализации культурного пространства. Компаративный метод позволяет сопоставить в историческом разрезе содержательное наполнение игры как предмета исследования. Семиотический метод был использован в выявлении знаково-символической природы игры. Аксиологический метод был применен при анализе специфики современного этапа развития культуры в условиях влияния информационных технологий, вызывающего определенные трансформации в ценностных ориентирах молодого поколения. Типологический метод позволяет произвести деление объема изучаемого понятия с целью определения его типов, а также описания игровой деятельности в историко-культурном контексте.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• на основе анализа различных подходов к пониманию игры разработана их типология;

• предложена классификация и функциональная характеристика игр, моделирующих действительность в реальных, абстрактных и виртуальных условиях;

• выявлен характер воздействия виртуализации на различные сферы культуры, связанного с трансформацией и замещением реальных объектов виртуальными формами и аналогами;

• установлены особенности игры в условиях виртуализации культуры, а также выявлены и обоснованы ее новые функции: инновационная, вирту-ально-глобалистическая, виртуально-обучающая, виртуально-креативная, матричная, консолидирующая и т.д.;

• представлена характеристика современных реалий игры в культуре (компьютерные игры, электронные игровые устройства), раскрыт вербально-игровой характер рекламы и его связь с созданием виртуальных образов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Систематизация основных подходов к пониманию феномена игры позволила выявить среди них: философско-культурологический, антропологический, когнитивно-педагогический, психологический, биологизаторский, герменевтический, экономический, эстетический. На основе философско-культурологического подхода игра определяется нами как целенаправленный полифункциональный процесс моделирования реальности (в реальных, абстрактных или виртуальных условиях), имеющий рекреационный или познавательный характер, способствующий самореализации субъекта, а такэюе воспроизведению и развитию культуры и ее образцов. Игра обучает индивида навыкам коммуникации и социокультурной адаптации, развивает творческие способности, содействующие созданию новых феноменов культуры.

2. Все многообразие видов игр условно можно разделить на три основных типа: моделирующие действительность в реальных условиях, в абстрактных условиях и в виртуальных условиях. Фактор информационных технологий оказал влияние на возрастание роли игр, моделирующих реальность в виртуальных условиях, их доминирование среди других типов.

3. Анализ влияния информационных технологий на основные сферы жизнедеятельности общества показал, что одной из важных тенденций современной культуры выступает процесс виртуализации, заключающийся в

замещении реальных процессов и явлений виртуальными формами. Это приводит к созданию новой виртуальной культуры с присущими ей признаками: электронной симуляцией объектов, стандартизацией, дистанционностью, техногизацией, а также к смещению роли культуры от воспитательно-креативной к развлекательно-потребительской.

4. Под влиянием виртуализации культуры феномен игры обретает новые функции, такие, как: инновационная, виртуально-глобалистическая, виртуально-обучающая, виртуально-креативная, матричная, консолидирующая и др. Трансформируется роль игры в современном обществе, что связано с адаптацией человека к новым технологическим особенностям эпохи. На смену играм, моделирующим действительность в абстрактных и реальных условиях, приходят игры, моделирующие реальность в виртуальных условиях, для которых характерны интерактивность, техногизация, плюрализм, дис-танционность, утрата связи с реальными людьми и условиями.

5. Характеристика современных реалий игры, связанных с ее виртуализацией, дала возможность показать существенные изменения в их природе и появление их качественно новых форм. Традиционная игрушка, адаптируясь к новым условиям, становится инструментом, ключом вхождения в виртуальную реальность - иммерсивное нематериальное пространство, дополняя его материальными атрибутами. Информационные технологии порождают новый вид компьютерных игр, связанных с созданием псевдореалистической, иллюзорной, симуляционной картины мира, образа супергероя, виртуального взаимодействия и языка общения, что в свою очередь способствует появлению феноменов геймерства, сетевых игр, вызывающих значительное смещение ценностных ориентиров из реальной сферы в виртуально-игровую (что в крайних проявлениях выражается в игровых аддикциях). В новых технологических условиях одним из средств формирования виртуальной реальности становится реклама, которая использует возможности языковой игры, помогая вербальному представлению потребителя реализоваться через игротехнику и вовлекая его в искусственно созданный мир обладания желаемыми благами.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Научно-теоретическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью применения разработанных положений и выводов для развития информационной культуры в рамках дисциплин по философии игры, а также в области философской антропологии, социальной психологии, культурологии.

Практическая значимость результатов научного исследования заключается в возможности их использования при разработке курсов лекций для студентов гуманитарных направлений по дисциплинам: философия, социология, аксиология, социальная антропология, а также для студентов технических направлений, связанных с изучением социогуманитарных аспектов развития информационных технологий. Отдельные выводы работы могут найти применение в психологической практике для выявления и диагностики компьютерно-игровой зависимости.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в 17 публикациях (общим объемом 8,65 п.л.), 9 из которых размещены в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований. Различные аспекты диссертации излагались в сообщениях автора на международных и всероссийских конференциях и конгрессах: на научно-практической конференции «Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность» (г. Астрахань, 2007 г.), на научно-практической конференции «Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность» (г. Астрахань, 2008 г.), на Втором российском культурологическом конгрессе с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (г. Санкт-Петербург, 2008 г.), на научно-практической конференции «Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность» (Астрахань, 2009 г.); на Международной конференции молодых ученых «Медиафи-лософия - IV. Необратимость медиатрансформаций» (г. Санкт-Петербург, 2010 г.); на региональной научно-практической конференции ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» «Проблема идеального в фи-

лософии: человек, общество, государство» (г. Астрахань, 2011 г.); на Международной научно-практической конференции (XIX Адлерские чтения) «Проблемы национальной безопасности России в XX-XXI вв.: уроки истории и вызовы современности» (г. Адлер, 2011 г.); на Международной научно-практической конференции «Информатизация общества: социально-экономические, социокультурные и международные аспекты» (г. Пенза-Прага, 2011 г.).

Структура и объем диссертации. Структура и последовательность изложения материала обусловлены логикой, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка.

Общий объем диссертации составляет 185 страниц, в том числе библиографический список, в который входит 239 наименование.

ГЛАВА 1. ИГРА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Первая глава посвящена систематизации и анализу сложившихся подходов к пониманию феномена игры в контексте культуры; построению типологии и функциональной характеристике различных видов игр. Для реализации поставленных задач необходимо, основываясь на различиях в понимании сущности феномена игры, прежде всего, рассмотреть основные подходы к исследованию данного явления, среди которых мы выделяем философско-культурологический, антропологический, когнитивно-педагогический, психологический, биологизаторский, герменевтический, экономический, эстетический. Кроме того, важно сопоставить фундаментальные идеи о сущности игры различных европейских и российских исследователей, выделить общее игровое основание и предложить наиболее простую классификацию игр, проанализировать основные функции игры, а также ряд её особенностей, характеристик и отличительных черт.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лопатинская, Тинатин Давидовна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Первоисточники

1. Апель, К.-О. Трансформация философии [Текст] / К.-О. Апель; пер. с нем. В. Куренного, Б. Скуратова. М. : Логос, 2001. 344 с. (Университетская библиотека. Сер. Сигма).

2. Аристотель. Сочинения [Текст] : в 4 т. М. : Мысль, 1981. 616 с. Т. 3 : О возникновении и уничтожении / ред. и вступ. ст. И. Д. Рожанского, пер. Т. А. Миллер. (Серия «Философское наследие»),

3. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества [Текст] / Н. А. Бердяев. М.: Правда, 1989. 607 с.

4. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] : в 2 т. / П. П. Блонский; под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. 304 е.; Т. 2. 339 с.

5. Бодрийяр, Ж. Америка [Текст] / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. Д. Калугин. СПб.: «Владимир Даль», 2000. 206 с.

6. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М. : Добросвет, 2000. 387 с.

7. Бодрийяр, Ж. Система вещей [Текст] / Ж. Бодрийяр; пер. с ф. и сопровод. ст. С. Зенкина. М.: РУДОМИНО, 2001. 224 с.

8. Бодрийяр, Ж. Соблазн [Текст] / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. А. Гарад-жи. М. : Ай Ма^пет, 2000. 318 с.

9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] : психологическое исследование / Л. И. Божович. М. : Просвещение, 1968.464 с.

10. Витгенштейн, Л. Философские исследования [Текст] : в 2 ч. / Л. Витгенштейн // Избранные философские работы / пер. с нем., сост., вступ. ст., прим. М. С. Козловой. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1. 612 с.

11. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод [Текст] : основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер; пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. И. Бессонова. М. : Прогресс, 1988. 704 с.

12. Гессе, Г. Собр. соч. [Текст] : в 4 т. / Г. Гессе; пер. с нем. СПб. : Северо-Запад, 1994. Т. 4 : Игра в бисер : Роман. 543 с.

13. Гросс, К. Душевная жизнь человека [Текст] : пер. с нем. / К. Гросс. Киев : Киевское Фребелевское общество, 1916. 242 с.

14. Гуревич, П. С. Философия культуры [Текст] / П. С. Гуревич. СПб.: NOTABENE, 2000.352 с.

15. Деррида, Ж. Письмо и различие [Текст] / Ж. Деррида. СПб. : Академический проект, 2000. 495 с.

16. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский; ред. и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; пер. М. Л. Гаспарова. М. : Мысль, 1986. 571 с.

17. Кант, И. Критика способности суждения [Текст] / И. Кант // Собр. соч. : в 6 т. / под общ. ред. Я. Ф. Асмуса, А. Я. Гулыги, Т. И. Ойзермана; ред. тома В. Ф. Асмус. М. : Мысль, 1966. Т. 5. С. 161-530.

18. Кант, И. Основы метафизики нравственности [Текст] / И. Кант //Собр. соч. : в 6 т. / под общ. ред. Я. Ф. Асмуса, А. Я. Гулыги, Т. И. Ойзермана; ред. тома В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1965. Т. 4. С. 219-311.

19. Кант, И. Сочинения [Текст] / И. Кант // Собр. соч. : в 6 т. / под общ. ред. Я. Ф. Асмуса, А. Я. Гулыги, Т. И. Ойзермана; ред. тома В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1966. Т. 6. 717 с.

20. Кессиди, Ф. X. Этические сочинения Аристотеля [Текст] / Ф. X. Кессиди // Аристотель. Сочинения : в 4 т. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 8-37.

21. Кузанский, Н. Игра в шар. О видении Бога [Текст] / Н. Кузанский; пер. с лат. В. В. Бибихина. М.: Академический проект, 2012. 161 с.

22. Лосев, А. Ф. История античной эстетики [Текст] : в 8 т. / А. Ф. Лосев. М. : Фолио; ACT, 2000. Т. 2 : Софисты. Сократ. Платон. 848 е.; Т. 4 : Аристотель и поздняя классика. 624 с.

23. Манько, Ю. В. Социология молодёжи [Текст] / Ю. В. Манько, К. М. Оганян. СПб. : ИД «Петрополис», 2008. 316 с.

24. Ницше, Ф. Веселая наука [Текст] / Ф. Ницше; пер. с нем. М. Ю. Кореневой. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 382 с.

25. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла : прелюдия к философии будущего [Текст] / Ф. Ницше; пер. с нем. Н. Полилова. М. : Академический Проект, 2007. 398 с.

26. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру [Текст] / Ф. Ницше // Ницше Ф. Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1990. Т. 1.С. 57-157.

27. Ортега-и-Гассет, X. Философия культуры [Текст] / X. Ортега-и-Гассет. М.: Прогресс, 1991. 497 с.

28. Платон. Государство. Законы. Политик [Текст] / Платон; предисл. Е. И. Темнова. М.: Мысль, 1998. 798 с.

29. Платон. Законы [Текст] / Платон // Творения Платона : полное собрание творений Платона : в 15 т. Пб.: Academia, 1923. Т. 13. 221 с.

30. Сьюзен, Л. Философия в новом ключе : исследование символики разума, ритуала и искусства [Текст] / Л. Сьюзен; пер. с англ. С. П. Евтушенко; общ. ред. и послесл. В. П. Шестакова. М. : Республика, 2000. 287 с.

31. Тоффлер, Э. Шок будущего [Текст] / Э. Тоффлер; пер. с англ. М. : ООО «Издательство ACT», 2002. 557 с.

32. Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. Культура [Текст] / 3. Фрейд. М. : Ренессанс, 1992. 569 с.

33. Фрейд, 3. Психология бессознательного [Текст] / 3. Фрейд. М. : Просвещение, 1989. 448 с.

34. Хейзинга, И. Homo Ludens [Текст] / И. Хейзинга // Человек играющий : ст. по истории культуры / пер. с нидерланд. и сост. Д. В. Сильвест-рова. М.: Айрис-Пресс, 2003. 496 с.

35. Хейзинга, Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня [Текст] / Й. Хейзинга; Пер. с нидерланд. и прим. В. В. Ошиса; общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М. : Прогресс-Академия, 1992. 544 с.

36. Хинтикка, Я. Логико-эпистемологические исследования [Текст] /Я. Хинтикка. М.: Прогресс, 1980. 447 с.

37. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании [Текст] / Ф. Шиллер // Собр. соч.: в 8 т. М.: Госполитиздат, 1950. Т. 6. 762 с.

38. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика [Текст] / Ф. Шлегель. М. : Искусство, 1983. Т. 1. 479 с.

Научно-теоретическая и публицистическая литература

39. Аникеева, Н. П. Специфика игровой ситуации [Текст] / Н. П. Аникеева // Педагогика и психология игры : межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: Н. П. Аникеева (отв. ред.) и др. Новосибирск : Изд-во НГПИ, 1985. С. 28-49.

40. Апинян, Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие [Текст] / Т. А. Апинян. СПб. : Изд-во С.-Петерб. унта, 2003. 400 с.

41. Апресян, Ю. Д. Языковые аномалии : типы и функции [Текст] / Ю. Д. Апресян // Res Philologica. Филологические исследования. Памяти академика Георгия Владимировича Степанова (1919-1986) / под ред. Д. С. Лихачева. М.-Л.: Наука, 1990. С. 50-71.

42. Арутюнов, Ю. С. Методологические вопросы деловых игр [Текст] / Ю. С. Арутюнов // Применение активных методов обучения : тез. докл. на-учно-техн. школы-семинара. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. С. 85-97.

43. Астафьева, О. Н. Компьютерная виртуальная реальность и искусство (к вопросу о расширении эстетического опыта личности) [Текст]

/ О. Н. Астафьева // Виртуальные реальности : труды лаборатории виртуали-стики. М. : Изд-во ИФ и ИЧ РАН, 1998. Вып. 4. С. 141-145.

44. Бабенко, В. С. Художественная культура и виртуальная реальность [Текст] / В. С. Бабенко, С. Н. Иконникова, С. Т. Махлина // Виртуальные реальности : труды лаборатории виртуалистики / ред.-сост. Н. А. Носов. М. : Ин-т человека РАН, 1998. Вып. 4. С. 147-149.

45. Баева, Л. В. Информационная эпоха : метаморфозы классических ценностей [Текст] : монография / Л. В. Баева. Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2008. 217 с.

46. Баева, Л. В. Ценности мира «продвинутых пользователей» [Текст] / Л. В. Баева // Экзистенциальная традиция : философия, психология, психотерапия. 2007. № 2 (11). С. 135-148.

47. Баева, Л. В. Человек играющий в XXI веке [Текст] / Л. В. Баева //Информационная эпоха : вызовы человеку / под ред. И. Ю. Алексеевой и А. Ю. Сидорова. М.: РОССПЭН, 2010. С. 209-230.

48. Бартрам, Н. Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике [Текст] / Н. Д. Бартрам; сост. Е. С. Овчинникова, А. Н. Изергина, вступ. ст. Е. С. Овчинниковой. М.: Советский художник, 1979. 174 с.

49. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] : исследования разных лет / М. М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

50. Бельчиков, Я. М. Деловые игры [Текст] / Я. М. Бельчиков, М. М. Бирштейн. Рига : Авотс, 1989. 304 с.

51. Бергер, А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию [Текст] / А. Бергер. М. : ИД «Вильяме», 2005. 288 с.

52. Бергер, П. Социальное конструирование реальности [Текст] : трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман; пер. Е. Руткевич. М. : Медиум, 1995. 323 с.

53. Берлянд, И. Е. Игра как феномен сознания [Текст] / И. Е. Берлянд. Кемерово : АЛЕФ, 1992. 96 с.

54. Берн, Э. Игры, в которые играют люди : психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры : психология человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн; пер. с англ. А. А. Грузберга. М. : Эксмо, 2008. 566 с.

55. Бестужев-Лада, И. В. Виртуализация мировоззрения в философии, истории, экономике и социологии [Текст] / И. В. Бестужев-Лада // Философия хозяйства : альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 1999. № 2. С. 31-42.

56. Борчиков, С. А. Метафизика виртуальности (Опыт единой теории виртуальной реальности) [Текст] / С. А. Борчиков // Труды лаборатории вир-туалистики / ред.-сост. Н. А. Носов. М. : Ин-т человека РАН, 2000. Вып. 8. С. 49-53.

57. Бурлаков, И. В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр [Текст] / И. В. Бурлаков. М. : Класс, 2000. 142 с.

58. Вайнштейн, А. Игра как путь гармонии [Текст] / А. Ванштейн // Alma Mater. 1993. № 2. С. 23-44.

59. Вентцель, К. Н. Свободное воспитание [Текст] : сб. избр. тр. / К. Н. Вентцель; сост. Л. Д. Филоненко. М. : Изд-во АПО 1993. 172 с.

60. Ветренко, И. А. Социально-исторический статус игры. Философский анализ [Текст] : монография / И. А. Ветренко. Омск : Прогресс ОмИПП, 2003. 136 с.

61. Витгенштейн, Л. Философские исследования [Текст] / Л. Витгенштейн // Новое в зарубежной лингвистике. М. : Прогресс, 1985. Вып. XVI. С. 79-128.

62. Волков, Г. Н. Педагогика жизни [Текст] / Г. Н. Волков. Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1974. 376 с.

63. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. Н. Волков. М. : Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.

64. Вундт, В. М. Проблемы психологии народов [Текст] / В. М. Вундт; пер. с нем. Н. В. Самсонова. M. : URSS, 2010. 132 с.

65. Выготский, JI. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 74-75.

66. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 1999. 480 с.

67. Газман, О. С. Проблема формирования личности школьника в игре [Текст] / О. С. Газман // Педагогика и психология игры : межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: Н. П. Аникеева (отв. ред.) и др. Новосибирск : Изд-во НГПИ, 1985. С. 14-27.

68. Гейтс, Б. Дорога в будущее [Текст] / Б. Гейтс. М. : Русская редакция, 1996.312 с.

69. Гелд, Д. Демократия и глобальное устройство [Текст] / Д. Гелд; пер. с англ. M. : Port-Royal, 2008. 134 с.

70. Генисаретский, О. И. Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора [Текст] / О. И. Генисаретский, Н. А. Носов // Авиационная эргономика и подготовка лётного состава : труды ГосНИИГА. М. : ГосНИИ ГА, 1986. Вып. 253. С. 32-39.

71. Гиренок, Ф. И. Культура как виртуальность : событие и смысл [Текст] / Ф. И. Гиренок // Виртуальные реальности : труды лаборатории вир-туалистики. М. : Изд-во Ин-та человека РАН, 1998. Вып. 4. С. 23-31.

72. Григорьев, В. М. На пути к теории народной педагогики игры [Текст] / В. М. Григорьев // Теория и история игры / отв. ред. В. М. Григорьев, С. В. Григорьев. М. : ОДИ-International, 1995. Вып. 1. С. 5-18.

73. Григорьев, В. М. Народная педагогика игры : становление теории [Текст] / В. М. Григорьев // Теория и история игры / отв. ред. В. М. Григорьев, С. В. Григорьев. М. : ОДИ-International, 2002. Вып. 2. С. 14-26.

74. Грэм, Р. Г. Руководство по операционным играм [Текст] / Р. Г. Грэм, К. Ф. Грей; пер. с англ. М. : Советское радио, 1977. 376 с.

75. Гусакова, Т. Ф. Современный социум : искушение гедонизмом [Текст] / Т. Ф. Гусакова // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 5. с. 221-224.

76. Дагаева, Е. А. Ритуал как способ развития и поддержания корпоративной идентичности вузовского сообщества [Текст] / Е. А. Дагаева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2009. № 2 (14). С. 99-103.

77. Демидов, А. Б. Феномены человеческого бытия [Текст] : пособие для вузов / А. Б. Демидов. М. : Бел. фонд Сороса «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 1997. 192 с.

78. Джеймисон, Ф. Постмодернизм, или Логика культуры позднего капитализма [Текст] / Ф. Джеймисон // Философия эпохи постмодернизма : сб. переводов и рефератов / сост. А. Р. Усманова. Минск : «Красико»-принт, 1996. С. 117-137.

79. Дильтей, В. Описательная психология [Текст] / В. Дильтей. СПб. : Алетейя, 1996. 160 с.

80. Егоров, В. С. Философия открытого мира [Текст] / В. С. Егоров. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 320 с.

81. Емелин, В. А. Симулякры, виртуальная реальность и инновации [Текст] / В. А. Емелин // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 133-142.

82. Золотых, М. В. Виртуализация политики и перспективы развития прямого народовластия [Текст] / М. В. Золотых // Наука о человеке : гуманитарные исследования. 2010. № 5. С. 11-14.

83. Иванов, Д. В. Виртуализация общества [Текст] / Д. В. Иванов. СПб.: Петерб. востоковедение, 2000. 96 с.

84. Иванов, М. С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера [Текст] / М. С. Иванов // Психологический журнал. 2003. № 2. С. 10-14.

85. Игнатьев, М. Б. Компьютерные игры [Текст] / М. Б. Игнатьев, Е. М. Гушанская, К. М. Игнатьев и др.; под ред. и с предисл. М. Б. Игнатьева. Л. : Лениздат, 1988. 168 с.

86. Исупов, К. Г. Тезаурус запечатленный : молчание, одиночество, тайна, здравый смысл, наивность, кукла [Текст] / К. Г. Исупов // Silentium : Фило-софско-художественный альманах. СПб.: Эйдос, 1996. Вып. 3. С. 593-605.

87. Каган, М. С. Философия культуры. Становление и развитие. [Текст] / М. С. Каган. СПб. : Лань, 1998. 448 с.

88. Кайуа, Р. Игры и люди [Текст] : статьи и эссе по социологии культуры / Р. Кайуа; сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М. : Изд-во ОГИ, 2007. 304 с.

89. Кассирер, Э. Опыт о человеке : введение в философию человеческой культуры [Текст] / Э. Кассирер // Проблема человека в западной философии : переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 3-30.

90. Кастельс, М. Информационная эпоха : экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс; пер. с англ.; под ред. О. Шкаратана. М. : Изд-во ГУ-ВШЭ, 2000. 608 с.

91. Кастельс, М. Становление общества сетевых структур [Текст] / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе : антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М. : Academia, 1999. С. 492-505.

92. Кафаи, Э. Игра и технология. Изменение реалий, новый потенциал [Текст] / Э. Кафаи // Игра со всех сторон : книга о том, как играют дети и прочие люди : современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / ред. Е. Жорняк. М. : Прагматика культуры, 2003. 432 с.

93. Козлова, М. С. Идея «языковых игр» [Текст] / М. С. Козлова // Философия Людвига Витгенштейна : сб. ст. / отв. ред. М. С. Козлова М. : Мысль, 1996. С. 5-24.

94. Козлова, Н. Н. Комплекс «Искры» : мифология и жизнь [Текст] / Н. Н. Козлова // Миф в культуре : человек - не-человек / ред. Л. А. Софро-нова, Л. Н. Титова. М. : Индрик, 2000. С. 299-307.

95. Коллонтай, В. М. Неолиберализм : реалии, мифы и виртуальность [Текст] / В. М. Коллонтай // Философия хозяйства : альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. 1999. № 2. С. 42-52.

96. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] : в 2 т. / Я. А. Коменский. М. : Педагогика, 1982. Т. 2. 576 с.

97. Конникова, Т. Е. Творческая игра в воспитательной работе школы [Текст] / Т. Е. Конникова // Воспитание самостоятельности и активности учащихся : ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1966. Вып. 297. С. 171-210.

98. Корсунцев, И. Г. Прикладная философия : субъект и технологии [Текст] / И. Г. Корсунцев. М.: РФО, ИПК госслужбы, 2001. 272 с.

99. Корсунцев, И. Г. Философия виртуальной реальности [Текст] / И. Г. Корсунцев // Виртуальная реальность : философские и психологические проблемы : сб. ст. / под ред. Н. А. Носова. М.: Ин-т человека РАН, 1997. С. 37-56.

100. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества [Текст] / А. В. Костина. М. : Изд-во ЛКИ, 2008. 352 с.

101. Кравченко, С. А. Играизация российского общества [Текст] / С. А. Кравченко // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 143-155.

102. Крупская, Н. К. Воспитывать достойную смену [Текст] : избр. статьи, речи, письма / Н. К. Крупская. М.: Политиздат, 1973. 304 с.

103. Кузнецов, М. М. Виртуальная реальность : взгляд с точки зрения философа [Текст] / М. М. Кузнецов // Виртуальная реальность : философские и психологические проблемы : сб. ст. / под ред. Н. А. Носова. М. : Ин-т человека РАН, 1997. С. 86-100.

104. Куранова, Т. П. Функции языковой игры в медиатексте [Текст] / Т. П. Куранова // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные нау-

ки = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. 2010. № 4. Т. 1 (Гуманитарные науки). С. 272-277.

105. Курганова, Е. Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте [Текст] : учеб. пос. / Е. Б. Курганова. Воронеж : Изд-во ВГУ, 2004. 124 с.

106. Лангер, С. Философия в новом ключе : исследование символики разума, ритуала и искусства [Текст] / С. Лангер; пер. с англ. С. П. Евтушенко; общ. ред. и послесл. В. П. Шестакова. М. : Республика, 2000. 287 с.

107. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление [Текст] / Л. Леви-Брюль, // Миф. Сказка. Эпос : Фрагменты классических работ философов и литературоведов XIX-XX веков : хрестоматия / сост. д-р филос. наук С. Н. Бройт-ман. Екатеринбург : Лавка, 1997. С. 30-38.

108. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж.-Ф. Лиотар; пер. с фр. Н. А. Шматко. М. : Институт экспериментальной социологии; СПб. : Алетейя, 1998. 160 с.

109. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А. С. Макаренко // Соч.: в 7 т. М.: Педагогика, 1958. Т. 4. С. 374-375.

110. Макаренко, А. С. О воспитании молодежи. Игра [Текст] : сб. избр. пед. произведений / А. С. Макаренко; под общ. ред. Г. С. Макаренко. М. : Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во «Трудрезервиздат», 1951. 396 с.

111. Мак-Дауголл, В. Основные проблемы социальной психологии [Текст] / В. Мак-Дауголл; пер. с англ. М. И. Смирновой, под ред. Н. Д. Виноградова. М.: Космос, 1916. 282 с.

112. Мамардашвили, М. К. Символ и сознание : метафизические рассуждения о сознании, символике и языке [Текст] / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 224 с.

113. Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления [Текст] / М. К. Мамардашвили. М. : Московская школа политических исследований, 2000. 416 с.

114. Мандель, Б. Р. От «просто игры» до игры интеллектуальной: на перекрестке научных дисциплин [Текст] / Б. Р. Мандель // Вопросы культурологии. 2006. № 4. С. 54-59.

115.Манько, Ю. В. Социология молодёжи [Текст] / Ю. В. Манько, К. М. Оганян. СПб. : ИД «Петрополис», 2008. 316 с.

116. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] : пос. для воспитателей детского сада / Д. В. Менджерицкая; под ред. Т. А. Марковой. М. : Просвещение, 1982. 348 с.

117. Мокшанцев, Р. И. Психология рекламы [Текст] : учеб. пос. / Р. И. Мокшанцев. М. : ИНФРА-М; Новосибирск : Сибирское соглашение, 2009. 230 с.

118. Монтень, М. Опыты. Избранные главы [Текст] / М. Монтень. М. : Правда, 1991. 656 с.

119. Нейман, Дж. Теория игр и экономическое поведение [Текст] / Дж. Нейман, О. Моргенштерн. М. : Наука, 1970. 707 с.

120. Норман, Б. Ю. Язык : знакомый незнакомец [Текст] / Б. Ю. Норман. Мн. : Вышэйшая школа, 1987. 179 с.

121. Носов, Н. А. Виртуальная психология [Текст] / Н. А. Носов. М. : Аграф, 2000. 432 с.

122. Носов, Н. А. Виртуальная цивилизация [Текст] / Н. А. Носов // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике : труды лаборатории виртуалистики / ред. Н. А. Носов. М. : Ин-т человека РАН, 1995. Вып. 1. С. 105-117.

123. Носов, Н. А. Образование и виртуальная реальность [Текст] / Н. А. Носов // Новый коллегиум. 2000. № 3. С. 40^3.

124. Обуховский, К. Психология влечений человека [Текст] / К. Обу-ховский. М. : Прогресс, 1972. 247 с.

125. Огилви, Д. О рекламе [Текст] / Д. Огилви. М. : Эксмо, 2006. 232 с.

126. Оршанский, JI. Г. Игрушки [Текст] : статьи по истории, этнографии и психологии игрушек / JI. Г. Оршанский. М.; Петроград : «Гос. изд-во», 1923. 155 с.

127. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические произведения [Текст] : в 3 т. / И. Г. Песталоцци; под ред. М. Ф. Шабаевой. М. : Изд-во АПН

РСФСР, 1961. Т. 1.720 с.

128. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. М. : Педагогика-Пресс, 1994. 528 с.

129. Попов, С. Организационно-деятельностные игры : мышление в «зоне риска» [Текст] / С. Попов // Кентавр. 1994. № 3. С. 2-33.

130. Провензо, Ю. Электронно-опосредованные игровые ландшафты [Текст] / Ю. Провензо // Игра со всех сторон : книга о том, как играют дети и прочие люди : современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / ред. Е. Жорняк. М. : Прагматика культуры, 2003. 432 с.

131. Рабле, Ф. Мысли о воспитании и обучении детей [Текст] / Ф. Рабле, М. Монтень; пер. с фр. В. Смирнова. М. : Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1896. 164 с.

132. Ретюнских, JI. Т. Философия игры [Текст] / JI. Т. Ретюнских. М. : Вузовская книга, 2002. 256 с.

133. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии [Текст] / С. JI. Рубинштейн. М. : Учпедгиз, 1946. 704 с.

134. Руднев, В. П. Морфология реальности [Текст] : исследование по философии текста / В. П. Руднев. М.: Русское феноменол. об-во, 1996. 207 с.

135. Санников, В. 3. Русский язык в зеркале языковой игры [Текст] / В. 3. Санников. М.: Языки русской культуры, 1999. 544 с.

136. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пос. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

137. Серединская, JI. А. Героизм как стратегия языковой игры в феноменологической перспективе [Текст] / JI. А. Серединская // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 2/2 (66). С. 177.

138. Соболева, М. Е. «Трансцендентальный прагматизм» К.-О. Апеля. Проблема языка [Текст] / М. Е. Соболева // Вопросы философии. 2003. № 12. С. 162-176.

139. Спенсер, Г. Основания психологии [Текст] / Г. Спенсер // Ассо-

циативная психология. М.: ACT, 1998. С. 11-310.

140. Степанцева, О. А. «Социальный портрет» геймера [Текст] / О. А. Степанцева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2007. № 9 (29). С. 80-83.

141. Столович, JI. Н. Искусство и игра [Текст] / JI. Н. Столович. М. : Знание, 1987. 64 с.

142. Сыоэне, JI. Спорт и его гуманизирующее или дегуманизирующее воздействие на человека [Текст] / JI. Сьюэне // Спорт и образ жизни : сб. ст. /сост. : В. И. Столяров, 3. Кравчик. М. : Физкультура и спорт, 1979. С. 134140.

143. Тур, А. Интернет. Субкультура хаоса [Текст] / А. Тур. Владивосток : Изд-во Ин-та истории, философии и культуры, 2010. 78 с.

144. Туркина, О. Пип-шоу (идиоадаптация образа женщины в российской рекламе) [Текст] / О. Туркина // Женщина и визуальные знаки : сб. ст. / под ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс, 2000. 280 с.

145. Усачева, О. Ю. К вопросу о жанровых характеристиках русскоязычного интернет-дискурса [Текст] / О. Ю. Усачева // Славянские языки и современные средства массовой коммуникации : мат-лы Международного научного симпозиума (г. Москва, филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 24-26 марта 2009 г.) / сост. : О. В. Дедова, Л. М. Захаров; под общ. рук. проф. М. Л. Ремнёвой. М.: Изд-во МГУ, 2009. С. 320-348.

146. Ученова, В. В. Реклама и массовая культура : служанка или госпожа? [Текст] : учеб. пос. для студ. вузов, обуч. по спец. «Журналистика» и «Реклама» / В. В. Ученова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 248 с.

147. Ушинский, К. Д. О воспитании : золотой фонд педагогики [Текст] / К. Д. Ушинский; сост. Н. М. Матвеева. М.: Школьная пресса, 2003. 192 с.

148. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков [Текст] / Д. И. Фельдштейн. М. : Педагогика, 1982. 224 с.

149. Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия [Текст]

/ Э. Финк // Проблемы человека в западной философии : сб. пер. с англ., нем., фр. / сост. и послесл. П. С. Гуревича, общ. ред. Ю. Н. Попова. М. : Прогресс, 1988. С. 357-403.

150. Фребель, Ф. Воспитание человека [Текст] / Ф. Фребель // Педагогические сочинения : в 2 т. / под ред. Д. Н. Королькова. М. : Издание Тихомирова, 1913. T. I. 359 с.

151. Фришман, И. Подходы к игровой практике детей и подростков в современном обществе. Опыт программы СПО-ФДО «Игра - дело серьезное» [Текст] : О программе российско-британского партнерства «Технология игры в XXI веке» в рамках деятельности Международной Федерации детских организаций / И. Фришман // Технология игры в XXI веке : сб. ст. М. : Научно-практический центр СПО-ФДО, 1999. С. 8-11.

152. Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме [Текст] / И. Т. Фролов. М. : Изд-во политической литературы, 1989. 555 с.

153. Чесноков, А. А. Ресурсы INTERNET и российские политические технологии : состояние и перспективы развития [Текст] / А. А. Чесноков // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 4. С. 65-66.

154. Шапиро, Д. И. Человек и виртуальный мир : когнитивные, креативные и прикладные проблемы [Текст] / Д. И. Шапиро. М. : Эдиториал УРСС, 2000. 222 с.

155. Шаповалов, Е. А. Философские проблемы виртуальной реальности [Текст] / Е. А. Шаповалов // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры : мат-лы первого Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности (г. Санкт-Петербург) / отв. ред. Е. А. Шаповалов. СПб. : Изд-во СПбГАК, 1996. С. 6-12.

156. Швецов, И. В. Игра в рекламе [Текст] : учеб. пос. / И. В. Швецов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 159 с.

157. Шмаков, С. А. Ее величество игра [Текст] / С. А. Шмаков. М. : МИП «NB Магистр», 1992. 160 с.

158. Шмаков, С. А. Игры для учащихся - феномен культуры [Текст]

/ С. А. Шмаков. М.: Новая школа, 1994. 239 с.

159. Щедровицкий, Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры [Текст] / Г. П. Щедровицкий // Психология и педагогика игры дошкольника : мат-лы симпозиума / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. С. 92-132.

160. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. М. : Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999. 360 с.

161. Эльконин, Д. Б. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965.294 с.

162.Ягодкина, М. В. Трансформация реальности в языке рекламы [Текст] / М. В. Ягодкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, искусствоведение, экономика, право, история, социология). 2007. № 9 (46). С. 5161.

Аналитические исследования и справочные материалы

163. Католическая энциклопедия [Текст] : в 5 т. / общ.-науч. совет : М. Д. Афанасьев, Е. Ю. Гениева, Ю. Е. Карлов, А. О. Чубарьян. М. : Изд-во Францисканцев, 2002. Т. 1. 1010 с.

164. Лексикон неоклассики. Художественно-эстетическая культура XX века [Текст] / под ред. В. В. Бычкова. М. : Российская политическая энциклопедия, 2003. 607 с.

165. Лотман, Ю. М. [Текст] Игра / Ю. М. Лотман //Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 10. С. 31.

166. Руднев, В. П. Словарь культуры XX в. [Текст] / В. П. Руднев. М. : АГРАФ, 1997.384 с.

167. Современная западная философия [Текст] : словарь / сост. и отв. ред. В. С. Малахов, В. П. Филатов. М.: ТОН-Остожье, 1998. 544 с.

Авторефераты диссертаций и диссертации

168.Бабошии, А. К. Влияние культуры информационного общества на стадиальные трансформации личности [Текст] : дис. ... канд. соц. наук : 22.00.06 / А. К. Бабошин. Тамбов, 2011. 165 с.

169. Бревнова, Ю. Компьютерные игры в современной субкультуре детства (социокультурный аспект) [Текст] : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Ю. А. Бревнова. М., 2012. 29 с.

170. Волохов, А. В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / А. В. Волохов. Ярославль, 1999. 31 с.

171. Голуб, И. В. Сознание человека в бытии симулированного пространства [Текст] : дис.... канд. филос. наук : 09.00.01 / И. В. Голуб. М., 2003. 151 с.

172. Горбунов, И. Г. Формирование и функционирование виртуальных предприятий как объектов управления в условиях информационной экономики [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / И. Г. Горбунов. СПб., 2006. 214 с.

173. Гронский, И. А. Социально-философские основания активности интернет-аудитории в сетевой коммуникации [Текст] : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / И. А. Гронский. Нижний Новгород, 2011. 198 с.

174. Гусева А. Ю. Эстетика игрушки как феномена массовой культуры [Текст] : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 / А. Ю. Гусева. СПб., 2001. 147 с.

175. Гутман, И. Е. Компьютерные виртуальные игры : культурно-антропологические аспекты анализа [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 / И. Е. Гутман. СПб., 2009. 26 с.

176. Давыдов, С. Г. Сетевая массовая коммуникация как социальное явление : социально-философский анализ [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / С. Г. Давыдов. М., 2000. 18 с.

177. Елхова, О. И. Онтологическое содержание виртуальной реальности [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.01 / О. И. Елхова. Уфа, 2011.38 с.

178. Казакова, Н. Т. Феномен игры в философии [Текст] : методологический анализ : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.00 / Н. Т. Казакова. Иркутск, 1999. 39 с.

179. Казанова, Н. В. Социальный феномен игры в контексте деятельно-стного подхода [Текст] : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Н. В. Казанова. Волгоград, 2002. 143 с.

180. Калашникова, А. А. Языковая личность в русскоязычном блоге : когнитивно-прагматический аспект [Текст] : автореф. дис.... канд. филол. наук : 10.02.19 / А. А. Калашникова. Ростов-н/Д., 2011. 19 с.

181. Карасева, Г. И. Национальная игра как фактор формирования этнокультурной идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Г. И. Карасева. СПб., 2012. 26 с.

182. Кирик, Т. А. Виртуальная реальность : сущность, критерии, типология [Текст] : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Т. А. Кирик. Омск, 2004. 165 с.

183. Ковбасов, С. Н. Развитие креативной функции личности старшеклассников в условиях освоения ими компьютерных технологий [Текст] : дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. Н. Ковбасов. Волгоград, 2001. 214 с.

184. Лекторова, Ю. Ю. Политические коммуникации в сетевом ландшафте : акторы и модели взаимодействия [Текст] : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Ю. Ю. Лекторова. Пермь, 2011. 23 с.

185. Лутовинова, О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.19 / О. В. Лутовинова. Волгоград, 2009. 35 с.

186. Малышко, А. А. Философские проблемы виртуальной реальности : историко-философский анализ [Текст] : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03, 09.00.11 / А. А. Малышко. Мурманск, 2008. 164 с.

187. Муртазина, М. Ш. Виртуальная культура как феномен глобализации : философско-культурологическое осмысление [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 / М. Ш. Муртазина. Чита, 2012. 21 с.

188. Наседкина, Ю. В. Компьютерные виртуальные реальности как феномен современной культуры [Текст] : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Ю. В. Наседкина. СПб., 2005. 156 с.

189. Остапенко, И. А. Тендерная идентичность и самопрезентация в интернет-коммуникации (социально-философский анализ) [Текст]: дис.... канд. филос. наук : 24.00.01 / И. А. Остапенко. Ростов-н/Д, 2004. 196 с.

190. Павловская, О. В. Компьютерное творчество в процессе становления информационного общества [Текст] : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / О. В. Павловская. Тюмень, 2006. 165 с.

191. Силаева, В. JI. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества [Текст] : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / В. Л. Силаева. М., 2004. 119 с.

192. Степанцева, О. А. Субкультура геймеров в контексте информационного общества [Текст] : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / О. А. Степанцева. СПб., 2007. 27 с.

Интернет-источники

193.GameCity Online / Новые игры для компьютера и консолей. Новинки игр 2011-2012 года [Электронный ресурс] : обзор игр. Режим доступа : http://www.city2100.com/game_news/, свободный.

194. Агаффонов, Р. Пробки и снег в Астрахани [Электронный ресурс] / Р. Агаффонов. Режим доступа : http://agaffonov.livejournal.com/561521.html,

195. Анализ Спам писем игр [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.drabis.nnov.ru/, свободный.

196. Андреев, А. Флейм : основы программирования [Электронный ресурс] / А. Андреев // Интернет. 1999. № 8 (И). Режим доступа : http://www.gagin.ni/internet/l l/9.html, свободный.

197. Бажин, П. Россияне потратили на игры 45 млрд рублей [Электронный ресурс] / П. Бажин // Игромания : интернет-журнал. Режим доступа : http://www.igromania.ru/news/156809/Rossiyane_potratili_na_igry_45_mlrd_rubl ei.htm, свободный.

198. Время квестов [Электронный ресурс] // Нужна ли квестам популярность? Режим доступа : http://questtime.net/questology/2391-nuzhna-li-kvestam-populjarnost.html, свободный.

199. Дополненная реальность в контексте книгоиздания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bookind.ru/categories/e_book/99/, свободный.

200. Епишев, С. Русская народная линия [Электронный ресурс] /С.Епишев // Православие Самодержавие Народность, 2003-2011 гг. - Режим доступа: http ://ruskline.ru/analitika/2013/04/19/tito_istoriya_voshozhdeniya_k_vlasti/, свободный.

201. Игромания.ру / Описание игры - Civilization [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.igromania.ru/gamebase/183257/, свободный.

202. Игромания.ру / Описание игры - EverQuest [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.igromania.ru/gamebase/719/, свободный.

203. Игромания.ру / Описание игры - Street Fighter [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.igromania.ru/gamebase/182560/, свободный.

204. Игромания.ру / Описание игры - Super Mario Sunshine [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.igromania.ru/gamebase/2202/, свободный.

205. Игромания.ру / Описание игры - Super Mario Sunshine Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.igromania.ru/gamebase/174950/, свободный.

206. Игромания.ру / Описание игры - World of Warcraft [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.igromania.ru/gamebase/602/, свободный.

207. Игры на благо человечества [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://internetno.net/category/obzoryi/mnenie/games/, свободный.

208. ИНТЕРНЕТ : Количество геймеров в мире превысило 300 миллионов человек [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.ufanet.ru/news/index.jsp?action=show&id=4483&showcat==4, свободный.

209. Казань доктор.ги [Электронный ресурс] : медицинский портал Казани // Онлайн-игра World Of Warcraft может быть полезна для подростков. Режим доступа : http://kazandoctor.ru, свободный.

210. Кузнецов, Г. Игры без насилия [Электронный ресурс] / Г. Кузнецов // Компьютерра. 2000. № 32 (361). С. 36-37. Режим доступа : hrtp://v«vw.computerra.ru/offline/2000/361/ 10.09.2004, свободный.

211. Куксова, А. Анализ фонетических явлений в форумах и чатах русскоязычного сегмента Интернета (Рунета) [Электронный ресурс] / А. Куксова // ИФ МАМИФ. 2007. Режим доступа : http://www.mamif.org/fonjaz.htm., свободный.

212. Купер, И. Р. Гипертекст как способ коммуникации [Электронный ресурс] / И. Р. Купер // Социологический журнал. 2000. № 1-2. Режим доступа : http://knowledge.isras.ru/sj/, свободный.

213. Мандель, Р. Б. Интеллектуальная игра : социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) [Электронный ресурс] / Р. Б. Мандель // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. 2009. № 2. С. 62-68. Режим доступа : http://www.science-education.ru/29-l 079, свободный.

214. Первый реабилитационный центр для игроманов открыт в Лондоне [Электронный ресурс]. Режим доступа : : http://www.vesti.ru/doc.html?id=534095, свободный.

! )> 183

215. Перемещение игрушек Lego в дополнительную реальность [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://news.mydiv.net/news/view-Lego.html, свободный.

216. Полякова, Т. А. Виртуализация знания в современном мировоззрении [Электронный ресурс] / Т. А. Полякова, Е. В. Поляков // Аналитика культурологии : интернет-журнал. 2010. № 3 (18). Режим доступа : http://analiculturolog.ru/archive/itemlist/category/35-issue-18.html, свободный.

217. Потанина, H. JI. Игра и культура человечества : к истории проблемы [Электронный ресурс] / H. JI. Потанина. Режим доступа : http://www.russiandickens.com/sience/Essay/text9.htm, свободный.

218. Словоново : словарь компьютерной лексики, жаргона и сленга [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.slovonovo.ru/tag/, свободный.

219. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России : итоги экспертного исследования [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt, свободный.

220. Форум. Мир / Правильное общение на форумах [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://mirknig.com/forum/topic_843/last, свободный.

221. Хакеры [Электронный ресурс]. Субкультуры. 2006. Режим доступа : http://subcult.s645.ru/index.php?name=hack, свободный.

222. Хуторской, А. В. Виртуальное образование и русский космизм [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал. 20.01.1999. Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/1999/0120.htm., свободный.

Научно-теоретическая и публицистическая литература на иностранных языках

223. Brey, P. The Ethics of Representation and Action in Virtual Reality [Text] / P. Brey//Ethics and Information technology. 1999. № 1 (1). P. 5-14.

224. Bruner, J. S. Play, its Role in Development and Evolution [Text] / J. S. Bruner, A. Jolly, K. Sylva. London : Harper books, 1976. 340 p.

225. Budge, I. Issue dimensions and agenda change in postwar democracies : Long-term trends in party election programmes and newspaper reports in twenty-three democracies [Electronic resource] / I. Budge. Access mode : http://www.democ.uci.edu/education/courses/budgel .htm, free.

226. Capurro, R. Towards an Ontological Foundation of Information Ethics [Electronic resource] / R. Capurro // Ethics and Information Technology. 2006. Vol. 8, № 4. P. 175-186. Access mode : http://www.capurro.de/oxford.html, free.

227. Frobenius, L. Kulturgeschichte Afrikas. Prolegomena zu einer historischen Gestaltlehre [Text] / L. Frobenius; id. Schicksalskunde im Sinne des Kulturwerdens. Lpz.: Phaidon Verlag, 1932. 203 p.

228. Haddon, L. Information and Communication Technologies in Everyday Life : A Concise Introduction and Research Guide [Text] / L. Haddon. Oxford. England : Berg 2004. 183 p.

229. Hammet, F. Virtual reality [Text] / F. Hammet. N. Y. : Straus Ed., 1993.290 p.

230. Heim, M. The Essence of Virtual Reality [Electronic resource] / M. Heim // The Metaphysics of Virtual Reality / M. Heim. New York: Oxford University Press, 1993. P. 109-128. Режим доступа: http://www.stanford.edu/class/history34q/readings/Michael_Heim/HeimEssenceV R.html, свободный.

231. Igor Brain. Theory&Practice / Brain Igor // Чему учат игры : тренировка полезных навыков. 24.12.2010. URL : http://theoryandpractice.ru/posts/963-chemu-uchat-igry-trenirovka-poleznykh-navykov.

232. Kerdellant, С. Children of the Processor : How Internet and Video Games Form the Adults of Tomorrow (translated by A. Luschanova) [Text] / C. Kerdellant, G. Crezillon. Yekaterinburg : U-Faktoriya, 2006. 272 p.

233. Krueger, M. Artificial Reality 2 [Text] / M. Krueger. Addison-Wesley Professional, 1991.286 р.

234. Manovich, L. The language of New Media / L. Manovich. Cambridge, MA : MIT Press, 1999. 307 p.

235. Mitchell, E. D. The Theory oftlay [Text] / E. D. Mitchell, B. S. Mason. New York, A.S. Barnes and company, incorporated, 1939. 547 p.

236. Raban, D. R. Self-Presentation and the Value of Information in Q&A Websites [Text] / D. R. Raban // Journal of the American society for information science and technology. 2009. № 60 (12). P. 2465-2473.

237. Rogerson, S. Social Values in the Information Society [Text] / S. Rogerson // This paper appears in FTI Annual Report 1998, Forum of Information Technology, Milan, Italy, 1998. P. 31-46.

238. Steven, L. Kent The Ultimate History of Video Games [Text] / Kent L. Steven. Random House USA Inc, 2002. 624 p.

239. Sutherland, I. E. The Ultimate Display [Text] / I. E. Sutherland // Proceedings of the International Federation for Information Processing Congress. 1965. Vol. 2. P. 506-508.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.