Феномен культуры в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Ковалева, Марина Валерьевна

  • Ковалева, Марина Валерьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Курск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 141
Ковалева, Марина Валерьевна. Феномен культуры в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Курск. 2009. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ковалева, Марина Валерьевна

Введение.

Глава I Проблемное поле анализа культуры в русской религиозной философии конца XIX — начала XX века

1.1. Истоки культурно-философских построений русских религиозных мыслителей.

1.2. Онтологические основания культуры.

1.3 Происхождение культуры.

1.4. Творчество как преображение мира.

Глава II Становление и развитие философии культуры в русской религиозной мысли начала XX века

2.1. Тема культурного кризиса.

2.2. Поиск путей преодоления кризиса представителями русской религиозной философии.

2.3 Феномен культуры в кризисном контексте.

2.4. Концепция культуры русских религиозных философов в свете современной культурно-философской рефлексии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен культуры в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века»

Актуальность темы исследования. Динамичные изменения в российской социальной жизни конца XIX - начала XX века, устранение ее жестких идеологических рамок оказали влияние на развитие нашего общества. Переломные процессы не исчерпывались экономическими и политическими переменами. Произошла кардинальная смена мировоззренческой парадигмы, что, соответственно, повлияло на содержание идеалов, ценностей, смысложизненных установок, правил социального взаимодействия.

Перекомпоновка слагаемых духовно-смыслового ядра культуры в конце 90-х годов свидетельствовала о кризисе в этой сфере. Именно кризисные процессы в культуре предопределили дальнейший поиск ее адекватного истолкования и в этой связи вызвали колоссальный исследовательский интерес к ее генезису, структуре, движущим силам и внутреннему потенциалу.

Бесспорно, внимание к данному феномену связано и с тем, что культура в современных условиях становится доминирующей общественной силой. Ни одно общественное явление не может протекать вне культуры и независимо от нее. Это означает, что кардинальные изменения в обществе влекут за собой изменения в системе его норм и ценностей, т.е. культурные изменения, и, наоборот, изменения в культуре обязательно сопровождаются сдвигом в социальном поле. Регулируя межличностные взаимодействия, культурные системы, прежде всего, смысловые комплексы (идеи, нормы, ценности) конституируют любой феномен социального. Соответственно в современной философии обостряется интерес к культуре как фактору творческого жизнеустроения и социального развития.

В начале XX века в чрезвычайно специфических условиях «российского бытия» представители русской религиозной философии направляют свой творческий поиск на постижение сущности культуры и определение путей выхода из кризисного состояния. В этой связи представляется актуальным обращение к идеям таких философов, как С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, C.JI. Франк, П.А. Флоренский, которые осмысляют судьбу русской культуры и выдвигают ряд положений, определяющих понимание данного феномена.

В русле оценки культуры как фактора социального жизнеустроения актуальна тематика, которая высвечивает проблемное поле анализа, намеченного представителями русской религиозной философии конца XIX - начала XX века. Это понимание культуры как специфического целостного организма, как способа приобщения человека к духовной сущности мира, как ценностного пространства с ориентацией на идеалы. Это и глубокая вера в культуру, ее толкование как средства духовной жизни, в которой раскрывается личностное начало человека.

В начале XX века происходит самоопределение русской религиозной философии в контексте обращения к духовному наследию, в том числе религиозному. И уже самоопределившаяся как таковая, русская религиозная мысль рефлексирует по поводу состояния национальной культуры. В этом также состоит актуальность темы.

Одной из самых популярных проблем начала XX века является проблема культурного кризиса. Религиозной концепции культуры присуще стремление постигнуть сущность культуры, чтобы открыть путь из кризисного состояния к обновлению и культурному возрождению. Русскую мысль этого периода отличает широта рассмотрения темы кризиса: от теоретического и историко-культурного анализа к острой социально-философской публицистике. Концепция кризиса культуры, разработанная русскими религиозными философами, является основой их собственной философии культуры. Представители данного направления сосредотачивают свой творческий поиск на определении путей выхода из кризисного состояния, поэтому обращение к данной проблематике при наличии тенденции преодоления культурного кризиса, начавшегося в российском обществе в конце XIX века, также актуально.

Следует отметить, что обозначенные проблемы, тематика, разрабатываемая русскими религиозными философами конца XIX - начала XX века полемичны как в теоретическом плане, так и в контексте реалий современной российской культуры. Является ли культура пространством абсолютных ценностей? Возможно ли истинное понимание культуры в отстранении от социальной прагматики? Почему человеческая деятельность непременно должна быть сопряжена с идеалами и ценностями? Должен ли философский подход к пониманию культуры базироваться на исторических реалиях? Можно ли отождествлять понятие культуры в целом с духовной культурой? Что представляет собой кризис - культурную исчерпанность или бытие без культурной ориентации? Ответы на эти и многие другие вопросы, так. или иначе затрагиваемые представителями данного направления, без сомнения, вносят новые аспекты в философское видение культуры, обогащают современное культурно-философское знание и, что очень важно, способствуют углубленному осмыслению российских культурных процессов нового тысячелетия.

Степень научной разработанности проблемы. Данная диссертационная работа посвящена теме, недостаточно разработанной в современной отечественной философии. Современная литература, в которой анализируется проблема культуры в русской религиозной мысли конца XIX -начала XX века, конечно, существует. Однако в трудах большинства авторов затрагиваются лишь отдельные аспекты трактовки культуры представителями этого направления. Следует также отметить отсутствие специальных работ, в которых осуществлена реконструкция целостного подхода к культуре, выявлены его истоки, сущность, особенности и значение.

Специфика предмета исследования с необходимостью ориентирует на комплексный анализ нескольких блоков литературы.

Первая группа текстов представляет собой труды русских религиозных философов конца XIX - начала XX века. Следует отметить, что само направление русской религиозной философии определилось окончательно в первой четверти XX века, хотя формирование его происходило на протяжении предыдущего столетия. Оно представлено именами B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.А. Флоренского и других философов. Данное исследование опирается на текстовый материал именно этих авторов, поскольку, на наш взгляд, они внесли наиболее значимый вклад в разработку таких проблем, как соотношение культуры и бытия, культуры и религии, культуры и цивилизации. В работах обозначенных авторов мы находим осмысление источников идеалов в культуре, а также способов реализации культуры. Соответственно труды названных представителей русской религиозной философии являются источниковой базой исследования.

В становлении отечественной философии культуры, равно как и в формировании русского культурно-философского словаря особое значение имеет концепция всеединства B.C. Соловьева, которая задает нравственно-антропологическую направленность культурно-философской проблематики русских религиозных мыслителей конца XIX - начала XX века в целом, а также специфику понимания культуры. Культурно-философское наследие русских религиозных мыслителей конца XIX - начала XX века в различных аспектах анализируется В.В. Зеньковским. Э.Л. Радловым, А.С. Лосевым, Н.О. Лосским, Г.В. Флоровским.

На рубеже 1980-х - 1990-х годов идейное наследие русской философии становится предметом серьезного изучения. Появляются работы, посвященные различным сторонам творчества русских религиозных мыслителей. Своеобразию отечественной философской мысли, ее роли в мировой культуре посвящены работы таких современных авторов, как Ф.С. Буббайер, О.Д. Волкогонова, П.П. Гайденко, Н.К. Гаврюшин, А.Ф. Замалеев, Л.Г. Королева, В.Н. Кувакин В.И. Кураев,

Н.В. Мотрошилова, Е.В. Мареева, В.Н. Назарова, С.С. Хоружий, Л.Е Шапошников. Исследования названных авторов, имеющие значение для понимания особенностей русской философии культуры, составляют вторую группу источников.

Третья группа источников посвящена анализу кризисных явлений в культуре. И это не случайно, так как именно концепция кризиса культуры проясняет центральные позиции, которые являются основой собственной философии культуры С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, C.JI. Франка, П.А. Флоренского. Наиболее показательными в осмыслении этой фундаментальной проблемы XX века являются работы современных авторов Ф.А. Айзятова, Ю.Н. Давыдова, А.Т. Павлова, Н.И. Сербенко, Т.Ю Сидориной, Ю.Н. Солонина, О.М. Штомпеля, А.Я. Флиера, С.А. Яворской.

Поскольку тематика диссертационного исследования включает в себя понимание культуры, ценностей, идеалов, духовности, смысла жизни в этой связи использована четвертая группа источников, в которых данные феномены представлены современными авторами - С.С. Аверинцевым, B.C. Библером, Н.Н. Громовым, А.А. Дорофеевым, Н.И. Лапиным.

Из диссертационных исследований, так или иначе, относящихся к обсуждаемой нами тематике, отметим работы Л.Я Андреевой, Э.В. Барковой, К.В. Воденко, Г.А. Гумеровой, Т.Я. Короткой, М.В. Финько, О.М. Штомпеля1.

Объектом исследования данной диссертационной работы является русская религиозная философия конца XIX - начала XX века.

1 Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум культуры: Философско-культурный анализ: Автореф. дисс. . докт. фнлос. н. - Волгоград, 2003; Воденко К. В. Религиозно-философская концепция культуры: По раб. П.А. Флоренского: Автореф. дисс. . канд. филос. н. - Р./ на Дону, 2006; Гумерова Г.А. Философия культуры русских религиозных мыслителей XX века: Автореф. дисс. . канд. филос. н. -Нижневартовск, 1997; Короткая Т.Я. Проблема ценностных оснований культуры в русской религиозной философии первой пол. XX века: Автореф. дисс. . канд. филос. н. - Тверь, 2007; Финько М.В. Религиозно-философская концепция русской культуры: На мат-ле работ И. Ильина: Автореф. дисс. . канд. филос. н. -Б.М., 2004; Штомпель О.М. Социокультурный кризис: Теория и методология исследования: Автореф. дисс. . докт. филос. н. - Р./на Дону, 1999.

Предмет исследования. Феномен культуры в русской религиозной философии конца XIX — начала XX века.

Цель диссертационного исследования: культурно-философская реконструкция и анализ русской религиозной философии конца XIX - начала XX века, ее значение в свете современной культурно-философской рефлексии.

Для достижения поставленной в диссертации цели предполагается решить следующие задачи:

- определить проблемное поле анализа культуры представителями русской религиозной философии конца XIX - начала XX века;

- выявить истоки культурно-философских построений русских религиозных мыслителей;

- эксплицировать основные характеристики культуры в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века и обосновать сущность ее понимания представителями данного направления;

- осмыслить культурно-философские идеи С.Н. Булгакова, C.JI. Франка, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского в русле религиозно-нравственных исканий, определив особенности религиозности русской философии начала XX века и выявив ее отношение к религиозному дискурсу;

- проанализировать основные положения концепции кризиса культуры, разработанные русскими религиозными философами и обосновать их значение для формирования собственной философии культуры русской религиозной мысли конца XIX - начала XX века;

- дать оценку вкладу, внесенному русскими религиозными философами в разработку проблематики культуры и показать мировоззренческую значимость их позиций в контексте современных реалий.

Методологическая основа исследования: Достижение цели и решение поставленных задач определяет комплексный характер использования различных методов. Так, выявление и сопоставление философских идей, положений и позиций представителей русской религиозной философии конца XIX - начала XX века проводится в рамках структурно-типологического анализа, а интерпретация текстов указанных философов осуществляется в философско-культурологическом русле.

Диалектический и культурно-исторический метод, нацеливающие на познание явлений в их развитии, в связи с характером исследуемого вопроса, помогают определить понимание культуры представителями данного направления в начале века и эксплицировать ее основные характеристики.

С помощью аксиологического подхода выявляется ценностная значимость феномена культуры, осмысленного в русской религиозной философии на рубеже XIX - начала XX века.

Намеченная цель работы определяет направленность анализа не в персоналистическом, а в проблемно-тематическом русле.

Сравнительный метод, используемый на отдельных этапах работы, позволяет в целом очертить проблемное поле исследования и воссоздать концепцию культуры. Нарративно-текстологическое пространство исследования выстроено с опорой на обобщения, аналогии и сравнения.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в работе осуществлен целостный культурно-философский анализ и реконструкция русской религиозной философии XIX - XX веков, определена специфика культуры в русле религиозно-нравственного поиска.

Полученные результаты позволяют сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Показано, что в становлении отечественной философии культуры конца XIX - начала XX века особое значение имеет концепция всеединства Вл. Соловьева. На основании идеи философии всеединства, а также опыта литературной традиции XIX века выявлено исходное положение культурно-философских построений русских религиозных философов: культура -разновидность всеединства, специфический, целостный организм, но мир условный, который вводит людей в актуальное общение с миром божественным.

2) Установлено, что нравственно-антропологическая направленность культурно-философской проблематики русской религиозной мысли конца XIX - начала XX века исходит из антропоцентрического характера философии Вл. Соловьева и определяет в целом особенности подхода к культуре. В этой связи показано, что в общем контексте русской религиозной мысли просматривается, с одной стороны, тенденция оправдания тварного, человеческого бытия, а также практическая составляющая, обращенная к животрепещущим проблемам реальной человеческой жизни. Понимание практики сводится к духовной работе, или богоделанию. Понимание феномена культуры, следовательно, основывается на необходимости установления связи с сущностными основами бытия и его личностного постижения, концептуальные построения в целом - на поиске смысла жизни, цели существования и назначения человека.

3) Установлено, что представители русской религиозной мысли конца XIX - начала XX века внесли значительный вклад в разработку аксиологических составляющих культуры. Ценностное значение культуры в понимании русских религиозных философов основывается на следующих позициях:

- мир культуры несовершенен, но он вводит людей в актуальное общение с миром божественным и является средством для духовной жизни, в котором раскрывается личностное начало;

- через культуру в жизнь человека входит высший смысл, устанавливается гармоническая связь с человечеством, происходит приобщение к духовной сущности мира.

Показано, что признание данных положений основано на глубокой вере С.Н. Булгакова, C.JI. Франка, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского в реальную силу абсолютных ценностей, служение которым ведет к совершенствованию человеческой природы. Таким образом, определен лейтмотив подхода как утверждение трансцендентных оснований культуры, исходящее из признания трансцендентного начала в человеке от Бога.

4) В диссертационном исследовании установлена специфика религиозного обоснования культурно-философских проблем, которая связана: а) с глубочайшим кризисом официального православного сознания, возрождением интереса к религиозным идеям и попытками осмыслить их с философских позиций; б) с поисками «нового религиозного сознания», открывающего перспективы для развития культуры, способной сплотить человечество; в) в связи с этим определена специфика религиозности позиций философов данного направления, которая представлена как поиск той среды ментальности, в которой осмысливается человек, его бытие, идеалы и устремления.

5) Установлено, что глубокие прозрения по вопросам философского видения культуры в русской религиозной мысли возникают, с одной стороны, в ходе анализа реального состояния российской культуры на рубеже веков и вызваны необходимостью поиска путей выхода из социального, культурного и мировоззренческого кризиса. С другой стороны, позитивистским и техницистским веяниям Запада, они пытались противопоставить синтез знания и веры. В целом, философское освоение феномена культуры в большей мере связано с назревающими изменениями социокультурного порядка, нежели чем со специфической логикой развития самого предмета, то есть культуры. '

Выявлено, что концепция кризиса культуры является основой формирования философии культуры русской религиозной мысли конца XIX - начала XX века. Однако становление философии культуры как относительно самостоятельного направления связано с теоретическими исследованиями специфики культуры. В работе показано, что для представителей русской религиозной мысли конца XIX - начала XX века, разрабатывающих религиозную концепцию культуры характерны поиски сущности феномена культуры как средства выхода из кризисного состояния к обновлению и культурному возрождению.

6) В ходе анализа установлено, что русские религиозные философы в оценке судьбы русской культуры в конце XIX - начале XX веков, обращаются к актуальным темам и проблемам, имеющим значение для современного культурно-философского знания:

- обосновывают проблему творчества как общения с божественным миром и утверждают приоритет индивидуальной личности;

- выявляют проблемы соотношения культуры и бытия, культуры и религии, культуры и цивилизации;

- разрабатывают вопросы типологии культуры на основе специфической систематизации культурных феноменов;

- дают оценку культурному кризису как переломному состоянию внутри культуры, моменту переоценки ценностей, благодаря чему в условиях преодоления кризисных явлений вызревают позитивные процессы;

- определяют понимание идеалов как действенного средства преображения жизни, акцентируя внимание на идеалополагающее мышление человека и творческую силу должного.

- на основе веры в особую социальную и духовную миссию России русские религиозные философы обосновывают великую, возрождающую силу культуры, которая способна гармонизировать отношения человека и мира.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что осуществлена реконструкция целостного подхода к пониманию культуры в русской религиозной философии, выявлена специфика репрезентации феномена культуры в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков, а также проведена его идентификация. Достигнутые результаты дают основания для продуктивного осмысления процессов современной Российской культурной жизни. Материалы работы могут быть использованы в образовательных целях при разработке лекционных курсов и спецкурсов, семинарских занятий и написании учебных пособий по культурно философским и общефилософским разделам.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Ковалева, Марина Валерьевна

Заключение

Проведенный анализ культуры на основе обобщения имплицитно присутствующих характеристик, идей и положений, выдвинутых русскими религиозными философами, позволил реконструировать подход, выявить его сущность, и определить особенности понимания феномена культуры. В связи с реализованными в диссертационном исследовании задачами отметим следующее:

1. В становлении отечественной философии культуры конца XIX - начала XX века особое значение имеет концепция всеединства Вл. Соловьева. На основании идеи философии всеединства, а также опыта литературной традиции XIX века выявлено исходное положение культурно-философских построений русских религиозных философов: культура - разновидность всеединства, специфический, целостный организм, но мир условный, который вводит людей в актуальное общение с миром божественным.

2. Установлено, что нравственно-антропологический характер культурно-философской проблематики русской религиозной мысли конца XIX - начала XX века связан с антропоцентрическим характером мировоззрения Вл. Соловьева, что высвечивает специфику понимания феномена культуры. Отсюда проистекает практическая, обращенная к животрепещущим проблемам реального человеческого бытия направленность. В общем контексте русской религиозной мысли просматривается тенденция оправдания тварного, человеческого бытия. Понимание феномена культуры строится исходя из необходимости установления связи с сущностными основами бытия и его личностного постижения. Концептуальные построения в целом основываются на поиске смысла жизни, назначении человека и смысла его существования.

3. Продолжая идеи Вл. Соловьева о Софии (с точки зрения которого, логос уже не мудрость, он оторвался от добра и красоты) представители русской религиозной философии разрабатывают проблему несовпадения логоса с мудростью, что выражается в апологии Софии как Премудрости Божией, и развивают, таким образом, софийную тематику.

4. Выявленные положения о том, что мир культуры несовершенен, но он вводит людей в актуальное общение с миром божественным, является средством для духовной жизни, в котором раскрывается личностное начало, что через культуру в жизнь человека входит высший смысл, устанавливается гармоническая связь с человечеством, происходит приобщение к духовной сущности мира - составляют сущность понимания культуры русскими религиозными философами. Обоснование данных положений основано на глубокой вере С.Н. Булгакова, C.JI. Франка, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского в реальную силу абсолютных ценностей, служение которым ведет к совершенствованию человеческой природы. Утверждение трансцендентных оснований культуры, исходящее из признания трансцендентного начала в человеке от Бога - лейтмотив подхода.

Таким образом, установлено, что представители русской религиозной мысли конца XIX - начала XX века внесли значительный вклад в разработку аксиологической проблематики культуры. В этой связи реконструированный подход классифицирован как ценностный. Признание наличия иррациональных пластов в человеческом духе русскими религиозными философами, веры, лежащей в основе миропонимания, свидетельствует об иррациональной трактовке культуры.

5. Нынешний разрыв между уровнями развитости материальной и духовной культуры не только в России, но и во всем мире катастрофичен. В условиях консьюмеристского общества и соответственно массовой, низкопробной, потребительской культуры очень важно не растерять традиции, которые составляют основу духовности. Для укрепления стабильного состояния современного общества важнейшее значение имеет духовность, понимание которой разработано в русской религиозной мысли конца XIX - начала XX века.

Обобщая положения, выдвинутые представителями русской религиозной философии, можно заключить, что они определяют решающим и незаменимым средством формирования подлинной нравственности исключительно религиозную духовность, которая опирается на понятие высшего идеала и восстановление утраченной связи с Богом. Данная позиция актуализирует полемическую проблему как современного культурно-философского знания, так и реальной жизни. Действительно ли сегодня религия единственное, решающее и незаменимое средство духовного и нравственного благополучия будущей России или духовность современного человека формируется и в рамках светского сознания.

6. Начало XX столетия ознаменовалось глубочайшим кризисом официального православного сознания, но уже в конце XIX века в обществе наблюдается возрождение интереса к религиозным идеям и попытки осмыслить их с философских позиций. Поиск «нового религиозного сознания», открывающего перспективы для развития культуры, способной сплотить человечество, обусловливает специфику религиозного обоснования культурно-философских проблем представителями данного направления. По сути дела русская религиозная философия утверждает особый тип культуры на духовной основе православия.

В ходе анализа установлено, что религиозность позиций философов данного направления - это не столько следствие принятия православия, сколько поиск среды ментальности, в которой осмысливается человек, его бытие, идеалы и устремления.

7. Глубокие прозрения по вопросам философского видения культуры в русской религиозной мысли возникают в ходе анализа реального состояния российской культуры на рубеже веков и вызваны необходимостью поиска путей выхода из социального, культурного и мировоззренческого кризиса. Философское освоение, таким образом, феномена культуры в большей мере связано с назревающими изменениями социокультурного порядка, нежели чем со специфической логикой развития самого предмета, то есть культуры.

В этой связи выявлено, что концепция кризиса культуры, с одной стороны, является основой формирования философии культуры русской религиозной мысли конца XIX - начала XX веков. Но, с другой стороны, становление философии культуры как относительно самостоятельного направления исследований стало возможным только тогда, когда основные грани и параметры культуры в качестве специфического феномена были уже определены и обрели свое теоретическое осмысление. Таким образом, религиозной концепции культуры присуще стремление постигнуть сущность культуры и открыть путь из кризисного состояния к обновлению и культурному возрождению.

8. Русские религиозные философы в оценке судьбы русской культуры в конце XIX - начале XX веков, обращаются к актуальным темам и проблемам, имеющим значение для современного культурно-философского знания. В ходе анализа установлено, что философы

- обосновывают проблему творчества как общения с божественным миром и утверждают приоритет индивидуальной личности;

- подвергают рефлексии проблемы соотношения культуры и бытия, культуры и религии, культуры и цивилизации;

- разрабатывают вопросы типологии культуры на основе специфической систематизации культурных феноменов;

- дают оценку культурному кризису как переломному состоянию внутри культуры, моменту переоценки ценностей, благодаря чему в условиях преодоления кризисных явлений вызревают позитивные процессы;

- определяют понимание идеалов как действенного средства преображения жизни, акцентируют внимание на идеалополагающее мышление человека и творческую силу должного;

- на основе веры в особую социальную и духовную предрасположенность России к высоким устремлениям русские религиозные философы обосновывают великую, возрождающую силу культуры, которая способна гармонизировать отношения человека и мира.

Своего продолжения заслуживает исследование вопроса о культурной традиции, а также анализ русской религиозной мысли в целом с точки зрения М.М. Бахтина, который к середине XX столетия, глубже кого бы то ни было, вскрыл ее специфический уклон.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ковалева, Марина Валерьевна, 2009 год

1. Амелина Е.М. Проблема общественного идеала в русской религиозной философии конца XIX XX веков. - Калуга: ИД «Эйдос», 2004. -336 с.

2. Андреев А.Л. Искусство, культура, сверхкультура: (философия искусства Н.А. Бердяева). М., Знание, 1991. - 63 с.

3. Антонов М.Ф. Ложные маяки и вечные истины: пути выхода из кризиса и русская общественная мысль. М.: Современник, 1991. -301 с.

4. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологи середины 19 начала 20 веков). - М.: ОГИ, 2000. -344 с.

5. Ахиезер А.С., Шуровский М.А. От диалога к диалогизации (в свете концепции В. Библера) // Вопросы философии. М., 2005. - № 3. -С. 58-70.

6. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии.-М., 1991.-№8.-С. 102-116.

7. Белый А. Пути культуры // Вопросы философии. М., 1990. - № 11. -С. 91-94.

8. Бердяев Н.А. Аристократическое начало культуры и судьба интеллектуального слоя II Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - С. 355-362.

9. Ю.Бердяев Н.А. Война и кризис интеллектуального сознания // Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 43-49.

10. П.Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М.: Мысль, 1990.-С. 162-174.

11. Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2005. - 620 с.

12. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира // Философия творчества, культуры, искусства в 2-х т. Т.1. М.: Искусство, 1994. (Серия "Русские философы XX века"). - С. 523-528.

13. Н.Бердяев Н.А. Духовность // О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Флинта, 1999. -С. 320-326.

14. Бердяев Н.А. Космическое и социологическое мироощущение // Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 143-150.

15. Бердяев Н.А. Красота // Диалектика божественного и человеческого. -М.: ACT; Харьков: Фолио, 2005. С. 449-455.

16. Бердяев Н.А. Мировая опасность // Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990.-С. 3-7.

17. Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс: ХДС - пресс, 1991. - 82 с.

18. Бердяев Н.А. О культуре // Философия неравенства. М.: ИМА -пресс, 1990.-С. 248-261.

19. Бердяев Н.А. О культуре // Философия творчества, культуры, искусства в 2-х т. Т.1. М.: Искусство, 1994. (Серия "Русские философы XX века"). - С. 485-499.

20. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1998.-384 с.

21. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. М., 1991. - С. 307314.

22. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. -М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Флинта, 1999. 312 с.

23. Бердяев Н.А. Русская идея. -М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. 832 с.

24. Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала XX века // Философия творчества, культуры, искусства: В 2 т. Т.2. — М.: Искусство: ИЧП Лига, 1994. С. 301-322. - (Серия "Русские философы XX века").

25. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 175 с.

26. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия свободы. М.: Изд-во «Правда», 1989. - 607 с.

27. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: ЭКСМО-ПРЕСС; Харьков: Изд-во Фолио, 2001. - 726 с. - (Серия "Антология мысли").

28. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире // Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - С. 318-362.

29. Бердяев Н.А. Три эпохи. Творчество и культура. Творчество и церковь. Творчество и христианское возрождение // Собрание сочинений. Т.1 -Париж: ИМКА — Пресс, 1991. -С. 355-363, 389-396.31 .Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. - 382 с.

30. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцатый век. - М., 1990. - 413 с.

31. Буббайер Ф. С. Франк. Жизнь и творчество русского философа. М., 2001.-153 с.

32. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм // Соч.: В 2 т. Т.2. М., 1993. -С. 368-435.

33. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Из глубины. М.: «Правда», 1991. - С. 31-72.

34. Булгаков С.Н. Два града: Исследования о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 587 с.

35. Булгаков С.Н. Догматическое обоснование культуры // Сочинения в 2-х томах. Т.2. -М., 1993. С. 637-643.

36. Булгаков С.Н. На пиру богов. Современные диалоги // Героизм и подвижничество. -М., 1992. С. 457-483.

37. Булгаков С.Н. Религия человекобожия в русской революции // Новый мир. -М., 1989.- № 10.-С. 221-229.

38. Булгаков С.Н. Свет Невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 414 с. - (Мыслители XX века).

39. Булгаков С.Н. Человекобог и человекозверь // Лики культуры: Альманах. Т. 1. М.: Юрист, 1995. - С. 276-320.

40. В поисках пути: русская интеллигенция и судьба России. М., 1992. -381 с.

41. Вехи. Интеллигенция в России. М.: Изд-во «Правда», 1991. - 499 с.

42. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Струве, С.Л. Франка. М., Международная ассоциация деятелей культуры: Журнал «Горизонт», 1990. — 210 с.

43. Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX века // Материалы междун. научн. конф. Иваново, 2001. С. 152-157.

44. Волкогонова О.Д. Русская религиозно-идеалистическая философия XIX начала XX в. - М., 1992. - 285 с.

45. Волкогонова О.Д. Образ России в философии Русского Зарубежья. -М.: РОССПЭН, 1998. 325 с.

46. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросыфилософии. М., 1994. - № 1. - С. 65-68.

47. Гайденко П. Соловьев В. Философия серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001.-468 с.

48. Геде, Андраш Философия кризиса: Пер. с венгерского. М.: Прогресс, 1978.-374 с.

49. Гершензон М.О. Кризис современной культуры // Минувшее: Исторический альманах. -М.; СПб., 1992. С. 232-248.

50. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. М., 1994. - № 1. — С. 54-65.

51. ЗЗ.Гуревич П.С. Первообразы культуры // Лики культуры: Альмонах. Том первый. -М.: Юрист, 1995. С. 500-510.

52. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков. Христианская аскеза и трудовая этика // Вопросы философии. М., 1994. - № 2. - С. 56-65.

53. Давыдов Ю.Н. Стабилизационное сознание в век кризиса: его основополагающие категории // История теоретической социологии. -М., 1999.-Т. 3,-С. 5-12.

54. Дорофеева JI.A. Ценностный кризис / Человек в современных философских концепциях. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - С. 314317.

55. Дуденков В.Н. Философия веховства в России. JL: Изд-во ЛГУ, 1984. -63 с.

56. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. В 2-х ч. СПб.: Алетейя, 2000. - 828 с.

57. Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М.: Изд-во РАГС, 2002. - 656 с.

58. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -464 с.

59. Ильин В.Н. Религия революции и гибель культуры. М.: Христианское изд-во, 1994.- 138 с.

60. Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (17-20 вв.). -СПб. СП «Ганза», 1993. 512 с.

61. Кантор В.К., Емельянов Б.В. Три века русской философии // Вопросы философии. М., 2004. - № 7. - С. 185-187.

62. Келле В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры // Вопросы философии. М., 2005. - № 10. - С. 38-54, 49-50.

63. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русской философии 19-20 веков. М., 1996. - 124 с.

64. Колеров М.А. С.Н. Булгаков и религиозно-философское начало // Вопросы философии. -М., 1993. № 11. - С. 107-114.

65. Королева Л.Г. Основные идеи русской философии 19-20 в. Курск: Изд-во РОСИ, 2001. - 256 с.

66. Крекшин И. Метафизика зла // Вопросы философии. М., 2001. -№ 12.-С. 139-146.

67. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / В авт. ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляева. М., 1994. - 245 с.

68. Крылов Д.А. Евхаристическая чаша. М.: Изд-во КомКнига, 2006. -400 с.

69. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. М., 1992. - № 2 - С. 21-28.

70. Кувакин В.А. Философия В. Соловьева. М.: Знание, 1980. - 62 с.

71. Кувакин В.Н. Религиозная философия в России: Начало XX в. М., 1980.-309 с.

72. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург. Университетская книга, 1997. - 640 с. (Культурология XX век).

73. Кутырев В.А. Почему наша(у) цивилизация(ю) не любит мудрость? // Вестник Российского философского общества. М., 2007. - № 3 (43).-С. 96-101.

74. Лапин Н.И. Структура ценностей россиян: Всероссийский мониторинг и портрет региона // Опыт подготовки социокультурных портретоврегионов: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2007. - С. 47-58.

75. Лапин Н.И. Тяжкие годы России (перелом, кризис, ценности, перспективы) // Мир России. М., 1992. - № 1. - С. 10-15.

76. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: «Искусство», 2000. - 439 с.

77. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1994. - 231с.

78. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. 524 с.

79. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 460 с.

80. Максимов М.В. Владимир Соловьев и Запад: невидимый континент. -М.: Прометей, 1988. С. 77-79.

81. Мамардашвшш М.К. Мысль под запретом // Вопросы философии. М., 1992.- №5.-С. 100-115.

82. Мареева Е.В. С. Франк как зеркало русской религиозной философии // Вопросы философии. М., 2005. - № 6. - С. 117-129.

83. Маслин М.А. История русской философии. М.: Республика, 2001. -639 с.

84. Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии: Критический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 207 с.

85. Митрохин Л.Н. В.С.Степин и проблемы философии культуры // Вопросы философии. М., 2004. - № 9/2. - С. 72-79.

86. Морфология культуры. Структура и динамика. М.: Наука, 1994. -415 с.

87. Мотрошилова Н.В. Идеи Единой Европы: философские идеи и современность // Вопросы философии. М., 2004. - № 11. - С. 3-18.

88. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. М.: Республика, 2006. - 477 с.

89. Назаров В.Н. Нравственная мудрость как творчество жизни // Философские науки. -М., 1991. -№ 11. С. 51-64.

90. Назарова О.А. Щвейцарские публикации С.Л. Франка // Вопросы философии.-М., 2007.-№ 1,- С. 145-157.

91. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического //Вопросы философии. -М., 1991. -№ 3. С. 67-83.

92. Никитаев В.В. Проблема "культура и цивилизация" в контексте современности //Культурология. -М., 1997. -№ 2-3. С. 42-51.

93. Новиков А.И. История русской философии Х- XX веков. СПб: Изд-во «Лань», 1998.-320 с.

94. Носов С.Н. Идея сверхчеловечества и философия Вл. Соловьева // Философские науки. М., 1991. - № 7. - С. 56-66.

95. Овинникова Ю.А. Феноменология вербальной немоты в русской культуре // Культура. Творчество. Традиция: Международный сборник 90 научных трудов. М.: Изд-во Европейского ун-та права "Justo". -С. 120-129.

96. Павленко А.В. Метафизические основания высших ценностей в философии Вл. Соловьева // Соловьевские исследования: Периодический сб. науч. тр. / Отв. ред. М.В. Максимов. Иваново: ИГЭУ, 2002. Вып. 5. - С. 102-116.

97. Павлов А.Т. Было ли в России в начале XX века религиозно-философское возрождение? // Вопросы философии. М., 2004. -№9/2.-С. 163-169.

98. Пантин И.К. Россия в мире: историческое самоузнавание. Переписка П.Б. Струве и С.Л. Франка // Вопросы философии. М., 1993.-№2.-С. 115-139.

99. Пелипенко А.А. Генезис смыслового пространства и онтология культуры // Человек. М., 2002. - № 2. - С. 7-21.

100. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии.-М., 1992.-№2.-С. 123-140.

101. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа. М.: Мысль, 1984. - 325 с.

102. Рачков П.А. Слово об общественном идеале, его понятии и ценности // Вестник Московского университета, 1995. № 2. — С. 19-36.

103. Розанов В.В. Люди лунного света // Розанов В.В. Уединенное. -М., 1990. Т. 2.-С. 55-59.

104. Россман В. Платон как зеркало русской идеи // Вопросы философии. М., 2005. - № 4. - С. 38-50.

105. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. - 624 с.

106. Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология / Сост. А.П. Доброхотов, С.П. Неволин, Л.Г. Филонова. - М.: Изд-во «Книжная палата»; 1993. - 368 с.

107. Семенов B.C. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в XIX веке // Вопросы философии. М., 2007. -С. 94-113.

108. Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен // Философские науки. М., 1990. - № 7. - С. 32-39.

109. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. -М, 1994.-203 с.

110. Сидорина Т.Ю. Кризис XX века. Прогнозы русских мыслителей. -М., 2001.-420 с.

111. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. М.: Флинта: Наука, 2003. - 456 с.

112. Смысл жизни в русской философии 19 начало 20 века / Отв. ред. А.Ф. Замалеев. - СПб.: «Наука», 1995. - 382 с.

113. Солженицын А.И. "Русский вопрос" к концу XX века // Новый мир.-М., 1994.-№7.-С. 135-176.

114. Соловьев B.C. Кризис западной философии / Сочинения: В 2 т. Т. 2. -М.: Мысль, 1988.- С. 3-139.

115. Соловьев B.C. Оправдание добра / Сочинения: В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1988. С. 47-548.

116. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т.; АН СССР, Ин-т философии. -2-е изд. М.: Мысль, 1990. - 822 с.

117. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории / Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т.2. М.: Мысль, 1988. -С. 635-763.

118. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика / Вступ. статья Р. Гальцевой и И. Роднянской. М.: Искусство, 1991. -701с.

119. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания / Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. - С. 130-289.

120. Солонин Ю.Н. Кризис культуры в контексте русского и западноевропейского менталитета // Вестник СПбГУ, Сер. 6. Вып. 3 (№20). 1993.-С. 7-11.

121. Сухов А.Д. Русская философия. Пути развития: Очерки теорет. истории / Отв. ред. Н.Ф. Уткина; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1989. - 62 с.

122. Тарасов Б.Н. Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе: Сборник статей. М.: Кругъ. 2007. - 934 с.

123. Толстых В.И. В.К. Егоров. Философия культуры России: контуры и проблемы // Вопросы философии. М., 2004. - № 1. - С. 179-181.

124. Удинкан О.В. Творчество в религиозном гуманизме C.JI. Франка / Человек в современных философских концепциях. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - С. 794-797.

125. Федотов Г.П. О судьбе русской интеллигенции. М.: Знание, 1991.-62 с.

126. Федотова В.Г. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях // Вопросы философии. М., 1994. - № 11. - С. 152-159.

127. Философия и история культуры: (сборник статей); Отв. Ред. В.А. Карпушин. М.: Наука, 1985. - 319 с.

128. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.Ю. Юровской. СПб.: «Лань», 1998.-448 с.

129. Философия русской религиозного искусства XVI-XX вв.: Антология. М.: Прогресс. Культура, 1993. - 400 с.

130. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. -М.: Политиздат, 1968. 492 с.

131. Флиер А .Я. Кризис социокультурный // Культурология. XX век. Словарь. М., - С. 199-200, 565-567.

132. Флоренский П. А. Иконостас // Антология. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993. - С. 265-280.

133. Флоренский П.А. Автореферат // Вопросы философии. М., 1991.-№ 12. - С. 113-119.

134. Флоренский П.А. Записки о христианстве и культуре // Сочинения в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. - С. 549 - 560.

135. Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. Вып. XVII. М., 1977. - С. 127.

136. Флоровский Г.В. Вера и культура: Изб. труды по богословию и философии / Прот. Георгий Флоровский. СПб.: Изд-во Русск. Христианск. гуманит. ин-та, 2002. — 862 с.

137. Франк С. Л. Духовные основы общества: Сборник / Сост. и авт. вступ. ст. П.В. Алексеев. -М.: Республика, 1992.-510 с.

138. Франк C.JI. Крушение кумиров // Соч. М.: Изд-во «Правда», 1990. - С. 113-161.

139. Франк С.Л. Культура и религия (По поводу статьи « О Вехах» С.В. Лурье) // Философские науки. М., 1991. - № 7. - С. 68-82.

140. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Сочинения. М.: Изд-во «Правда», 1990. -С. 183-559.

141. Франк С.Л. Русское мировоззрение // Духовные основы общества. СПб., 1996. - С. 471-492.

142. Франк С.Л. Свет во тьме // Духовные основы общества. СПб., 1996.-С. 405-470.

143. Франк С.Л. Творческая природа человека // Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - С. 359-367.

144. Франк С.Л. Философия и жизнь: Этюды и наброски философии культуры. СПб, 1910. - 163 с.

145. Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М.: Изд-во «Правда», 1991.-С. 167-199.

146. Ханова О.В. Ценности современного человека / Человек в современных философских концепциях. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007.-С. 318-321.

147. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Парад, 2005.-445 с.

148. Хоружий С.С. Философский символизм П.А. Флоренского // П.А. Флоренский: Pro et contra. СПб., 1996. - С. 540-551.

149. Царева Е.А. Символотворчество и социокультурный кризис // Символ в условиях изменения социокультурного бытия. Курск, 2006. - С. 73-89.

150. Человек в современном мире. Очерки философской антропологии. Выпуск 1: сборник статей слушателей, соискателейкафедры философии ИППК МГУ Калуга: Издательство «Эйдос», 2006. - 272 с.

151. Человек в современных философских концепциях. Волгоград: Изд-во ВолГУ. В 4 т. Т. 3, 2007. - 854 с.

152. Черников М.В. Философия правды в русской культуре: Монография. Воронеж, 2002. - 201 с.

153. Что такое аномия в культуре? Что такое глобальный кризис в современной культуре? // Культурология в вопросах и ответах. М., 1999.-С. 83-85, 202-204.

154. Шапошников JI.E., Федоров А.А История русской религиозной философии. М.: Высшая школа, 2006. - 447 с.

155. Шапошников JI.E. B.C. Соловьев и православное богословие. -М.: Знание, 1990.-63 с.

156. Штомпель О.М. Социокультурный кризис: Теория и методология исследования проблемы. Ростов-на-Дону, 1999. - 314 с.

157. Шушарин Д. Возвращение в контекст // Новый Мир. М., 1997. -№7.-С. 177- 193.

158. Элен П. Философия «мы» у С.Л. Франка // Вопросы философии. -М., 2000.-№2.-С. 63-71.

159. Kluckhon С. Value and value-orientation in the theory of action // Toward a general theory of action. New York: Harper. 1962. - Chapter 3.-P. 567-576.

160. Inglehart R. Modernization and Postmodernization. Cultural Economic and Political Change in Societies. Princeton: Princeton Univ. Press, 1997/-440 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.