Феномен лика в контексте культурных традиций христианского мистицизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Леонова, Людмила Леонидовна

  • Леонова, Людмила Леонидовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2004, КировКиров
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 132
Леонова, Людмила Леонидовна. Феномен лика в контексте культурных традиций христианского мистицизма: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Киров. 2004. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Леонова, Людмила Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ.з

ГЛАВА 1.

Мистическое богообщение в историко-культурной взаимосвязи: от символа к лику.

§ 1 Символ и его роль в понимании феномена лика.

§ 2 Формирование понятия лика на основе парадигмы «Бог-символ-человек» в античной и христианской философии.

§3. Историко-культурные аспекты возникновения античного и христианского мистицизма богообщения.

ГЛАВА 2.

Иконописный лик в его философско-культурологическомпонимании и мисгико - эстетическом восприятии.

§1. Понимание лика философами русского.религиозного Ренессанса.

§2. Структура мистико-эстетического восприятия лика (учение Н. Гартмана в контексте его применения к феномену лика).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен лика в контексте культурных традиций христианского мистицизма»

Одной из самых интересных и малоизученных проблем русской культуры является феномен лика иконы. Характерное для современности расширение, круга проблематики богообщения коснулось и отношения к мистике религиозной вообще, и к христианской мистике в частности.

Это обусловлено переоценкой ценностей и стремлением вернуться к подлинным религиозно-этическим истокам русского менталитета. Оценивая сложившуюся ситуацию, С. Кортунов считает, что "если бы Бога не было, человек бы не смог достичь самовыражения ; смерть Бога означала бы, в конечном счете, смерть человека" [100, с.9].

В этой ситуации существенно меняется и отношение к религиозному /церковному/ искусству. Его рассматривают и, изучают в контексте историко-культурной эволюции, синтезирующей различные виды выразительных средств. Икона как феномен церковного искусства исследуется с позиций культурных взаимосвязей жанра и стиля эпохи. Сложная культурно-историческая судьба иконы и ее художественно-эстетическое своеобразие также становятся предметом исследования. Оживление интереса к культурно-эстетическим ценностям церковного искусства - один из мотивов выбора темы исследования.

Другим мотивом является то, что феномен лика иконы изучают в основном с позиций эстетических, видя в нем прежде всего произведение живописное. Мистический потенциал лика иконы, его взаимосвязь с культурным контекстом традиций христианского мистицизма практически исследователями затрагиваются очень мало. Обращение к некоторым работам русских религиозных философов, которые долгое время были идеологически невостребованы, также актуализирует данное исследование.

Фактор возрождения православия в России XXI века,наметившаяся тенденция к возврату изучения несправедливо забытых шедевров церковного искусства во многом объясняют обращение к темам, подобным выбранной диссертантом.

Изучению специфических особенностей иконы и ее взаимосвязей с культурными традициями христианского мистицизма в последние годы уделяется довольно серьезное внимание, однако работа в этом направлении начата сравнительно недавно. Это, прежде всего, связано с той ситуацией, которая сложилась в русском обществе конца XX века на фоне атеистической парадигмы мышления, отрицавшей и религию, и мистику. Долгое время работы русских религиозных философов не публиковались и были недоступными широкому кругу исследователей. Кроме того, сама возможность исследования в этой области по известным причинам в недавне,м прошлом была существенно затруднена. Вполне понятно, что при таком отношении к религии, научное освоение проблем, связанных с феноменом лика иконы и культурными традициями христианского мистицизма, было тем более невозможно.

Тем не менее, в результате активной работы исследователей мы уже имеем ряд работ, посвященных отдельным аспектам интересующей нас проблемы. Анализу воздействия русских иконна эмоциональный мир человека посвящены работы М. Алпатова, В. Бычкова, Н. Барской,Г. Вагнера,И. Волкова, Т. Владышевской, Б. Раушенбаха и других.

Разнообразные частные аспекты культурных основ мистицизма рассматриваются в роботах В. Асмуса, С. Аверинцева, И. Бонецкой, Г.Габинского, Н. Голубцовой, И. Ильина, С. Страгородского, С. Хоружего и других. К анализу мистического своеобразия лика иконы в контексте культурных традиций христианства обращаются многие русские религиозные философы, в частности С. Булгаков, Е. Трубецкой, П. Флоренский и другие. Отдельно рассматриваются вопросы, касающиеся культурно-исторической преемственности христианского мистицизма и византийского исихазма — в работах С. Хоружего.

Из современных исследователей отметим глубокую и интересную работу JI. А. Шумихиной «Генезис русской духовности» (Екатеринбург, 1998), а также диссертационное исследование Л. В. Жохова «Человек в православном храме» (Пермь, 2001). В работе JI. Л. Шумихиной исследуются вопросы генезиса православия в русской культуре, затронут вопрос и о трагической судьбе православия в социалистическом обществе. В работе А.В.Жохова, намечены некоторые аспекты воздействия храма как культуроформирующего компонента на дущу верующего человека.

Что касается исследований Г.Вагнера и В.Бычкова, то они интересны широко развернутым историко-культурным контекстом, а также подробным анализом жанровых особенностей иконописи, что, несомненно, важно в контексте поставленной проблемы. Эти авторы предпринимают попытку широкого и целостного рассмотрения иконописи, останавливаясь на особенностях живописной техники и композиции иконы в целом. Вполне естественно, что решение столь грандиозной задачи не позволяет сосредоточить внимание на иных аспектах проблемы, представленных очень сжато, лаконично. Работы М. Алпатова и Б. Раушенбаха представляют собой исследования, целиком посвященные композиционным и стилистическим особенностям икон различных эпох и жанров. В них хорошо обозначено жанровое своеобразие икон и подробно разобран феномен обратной перспективы, позволяющий нарушать общепринятую логику построения живописной композиции. В исследованиях С. Хоружего и В. Асмуса рассмотрены проблемы зарождения и развития культурных традиций русского православия, его генетических связей с византийским исихазмом, а работы И. Ильина и С. Страгородского посвящены концептуальному анализу духовной сути православной мистики, ее основных компонентов.

Совершенно естественно, что анализ существующих на сегодня работ позволяет констатировать, что, несмотря на наличие определенного количества работ по интересующей нас проблеме, целый ряд очень сложных проблем, связанных с феноменом лика иконы и культурными традициями христианского мистицизма, все же недостаточно изучен и требует дальнейшей углубленной проработки. Авторы обращают внимание на те аспекты проблемы, которые наиболее важны с точки зрения их собственных стремлений и приоритетов.

Исходя из вышеижзложенного, диссертационное исследование ставит цель охарактеризовать феномен лика в историко-философском и культурологическом аспектах, дать анализ способов его понимания в русской религиозной философской мысли начала XX века, а также осветить некоторые аспекты взаимосвязи лика с культурными традициями христианского мистицизма. В этой, связи конкретные задачи диссертационного исследования сводятся к следующему:

- выявление особенностей лика как феномена культурного сознания и раскрытие его понимания в христианской культуре и философии;

- осуществление анализа зарождения и развития понятия лика в различные историко-культурные периоды жизни общества;

- выделение и анализ узловых моментов культурного синтеза как единства эстетического и мистического восприятия лика иконы в контексте учения Н. Гартмана.

Теоретической и методологической базой диссертации является философская и эстетическая классика труды крупнейших представителей русской религиозной философии (С. Булгакова, С. Левицкого, В. Соловьева, Е. Трубецкого, С. Трубецкого, П. Флоренского и других), а также исследователей русской религиозной философии, таких как В. Асмус, Н. Бонецкая, В. Зеньковский, С. Неретина, Г. Флоровский; работы авторов, обращавшихся к рассмотрению отдельных аспектов проявления мистического начала в христианском искусстве, в христианской культуре - М. Алпатова, Ю. Боброва, Н. Барской, В. Бычкова, Г. Вагнера, И. Волкова, Т. Владышевской, JI. Жегина, Б. Раушенбаха, П. Флоренского и многих других.

В подготовке исследования были учтены работы представителей Возрождения - Н. Кузанского, Джованни Пико делла Мирандолы, J1. Б. Альберти, М. Фичино, JI. Валла, П. Помпонацци, отдельные исследования философов средневековья - Августина, Фомы Аквинского, Мейстера Экхарта, а также работы современных исследователей - Г. Габинского, В. Гайденко, В. Горана, А. Карташова, Ю. Кимелева, А. Лосева, А. Рановича, К. Свасьяна, М. Писманика, Э. Фролова, Й. Хейзинги, К. Хюбнера, Г. Шингарова и других.

В основу методологии исследования положен комплексный подход к феномену лика, который предполагает использование разнообразных методов анализа: структурного, историко-функционального, историко-генетического, семиотического, рецептивного, коммуникативного. Привлекаются также методы и приемы, связанные с культурно-антропологическим подходом и психологией восприятия. Объектом диссертационного исследования является лик иконы в его многообразных связях с культурными традициями русского православия; предмет исследования - процесс восприятия лика как феномена культурного сознания человека в контексте русской религиозной философии, философской метафизики XX века, а также идеи культурного синтеза.

Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что автор с философских и культурологических позиций рассматривает лик как феномен культурного сознания, генетически связанный с символом и сопряженный с эмоциональным миром человека. Механизм восприятия лика иконы рассмотрен в культурном синтезе эстетических и мистических компонентов, составляющих суть процесса мистического богообщения. Взятый за основу исследования термин Гартмана «отношение проявления» позволил раскрыть процессуальность вхождения в эмоциональный мир лика иконы, понять его внутреннюю драматургию и культурно-эстетические особенности.

Высокая оценка лика как феномена христианской культуры и данный диссертации анализ процесса восприятия лика в единстве эстетического и мистического элементов вводятся нами в современную культурологическую литературу.

Основные положения и выводы проведенного исследования могут быть использованы:

- в преподавании курсов по истории мировой художественной культуры;

- в разработке спецкурсов, посвященных проблемам истории и теории христианской культуры.

Диссертация обсуждалась и получила рекомендацию к защите на совместном заседании кафедры философии и кафедры культурологии Пермского государственного технического университета 13 декабря 2003 года.

Основные положения исследования изложены автором в сообщениях на научно-практических конференциях и отражены в ряде научных публикаций. 9

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Леонова, Людмила Леонидовна

Заключение

Проведенный в рамках поставленных задач анализ позволил диссертанту сделать следующие основные выводы:

1. Лик иконы как феномен культурного сознания своеобразен в силу своей индивидуальности и особой направленности на внутренний мир эмоций человека. В христианской философии его особенности связаны с пониманием феномена Бога и человека как взаимодействующих друг с другом совершенно разных духовных субъектов, причем реальность проявления Божественной воли всегда нравственно конституирует человека.

2.Важную роль в понимании феномена лика играет его художественное выражение - символический образ. Символический образ не только связывает воедино два различных мира, но и помогает верующему воспринимать христианские догматы, заключенные в Священном Писании. Символический образ уводит человека в духовный мир, но этот мир дан в некоем зашифрованном варианте, который предстоит правильно понять и познать верующему человеку. В этой особой зашифрованности символический образ и указывает направление нашему сознанию, ориентирует его на постоянное внутреннее возрастание.

3. В христианской философии символическое начало полнее всего выражает себя в понимании Бога. Поскольку направленность философии русского религиозного Ренессанса неортодоксальна, то для удобства исследования мы выделили в ней три основных направления и на основе анализа онтологии ведущего представителя каждого направления сделали выводы о специфике понимания символического и мистического начала в их концептуальной взаимосвязи. Нами отмечена репрезентирующая роль символа, в котором фиксируется мистическая суть бытия духовного. В этой своей генетической непознанности символ тесно связывается с античным мифом, который является одной из первичных познавательных моделей мира. И в античных мифах, и в тех символах, которые возникли на их основе, возникает одна из самых важных и интересных тем - процессуальное вхождение в познание на основе осознания внутреннего духовного родства человека и бога. Именно эта взаимосвязь позволяет ощутить уникальную суть человеческой натуры как Богоподобной сущности и способствует понятию духовной сути земного бытия, его внутренней направленности к богообщению.

4. Понимание мистического Богообщения в античной и христианской философской культуре имело свои специфические черты. Философы античности в трактовке бога как творца мира на первый план выдвигали такое его качество, как разумность, стремление создать одухотворенный мир по законам Истины, Красоты и Блага. Это накладывало отпечаток и на понимание богообщения как парадигмы «учитель - ученик». Боги Олимпа были для людей воплощениями всех возможных добродетелей и власти над миром. Поэтому основным мотивом мистического общения с божествами Олимпа становится стремление научиться совершенно новому, познать новое, и благодаря этому познанию стать лучше, совершеннее и сильнее, подчинить себе этот мир, заставить говорить себе как о неком исключительном явлении.

В христианской философии мистическое общение с богом понималось как возможность научиться любить и ценить свою душу, возможность преобразить свою жизнь на земле через жизнь по заповедям христовым. Учиться любви к ближним и осознать свою уникальность как Творения Божия -вот основное отличие специфики богообщения в христианстве от богообщения в античности.

5. Историко-культурная обусловленность возникновения античного и христианского мистицизма богообщения складывается из совокупности внутренних и внешних факторов. Для античного мистицизма такими факторами явились синойкические процессы, способствовавшие возникновению полиса как замкнутой философской структуры. В недрах полисной организации общества античный мистицизм развивался от позднеродовой аморфности к правильной иерархической системе олимпийских божеств. Общность божественного и человеческого резко разграничивалась и в мифологеме судьбы, и в культе героев. В христианском мистицизме историко-культурные истоки связаны с социальными низами, а все мистическое связано с тем, как человек понимает Бога и осознает свою личную уникальность через мистическое общение с Богом. Утверждение личностного начала в человеке строится и благодаря аксиологической связи его души с Богом, которое порождает синергию - энергию духовного перерождения личности. Синергия связана и с долгим созерцанием лика иконы

6. Наиболее полно философско-культурологическое понимание лика дано в трудах философов русского религиозного Ренессанса.

Русская софиология лика иконы - вот то новое, что внесли философы русского религиозного ренессанса в его понимание. Подробно занимались разработкой этой проблемы П. Флоренский и JI. Карсавин, причем в трудах Л. Карсавина термин «софийность» применен по отношению к личности, преображенной под влиянием Божественной истины. П. Флоренский, исследуя лик иконы, в своих работах выдвигает на первый план мысль о световой моделировке лика, прослеживая его выразительную роль в общей драматургии иконы. Многие элементы философского учения Л. Карсавина также отнесены нами к феноменологии лика: в частности, мысль философа о пробуждении в человеке особой внутренней симфоничности под влиянием софийности. Мысль эта интересная, но крайне спорная, поскольку онтологически восходит к учению гностиков.

Софийность, проявляемая на разных уровнях в эмоциональном мире рецепиента, связана и с формированием нового типа личности, который философ назвал симфоническим. Симфоническая многогранность сродни внутренней музыкальности лика, поскольку она развертывается постепенно и длительно. С некоторыми моментами феноменологии лика перекликается и работа И. Ильина «Аксиомы религиозного опыта». Ильин выделяет такие качества религиозного сознания как глубокую созерцательность и внутреннюю сосредоточенность, потребность в богообщении. Именно эти качества создает в человеческой натуре долгое и проникновенное созерцание лика иконы.

7. Лик иконы при созерцании направлен на формирование эмоций благоговения. Восприятие лика иконы - процесс долгий и его конечная стадия -преображение души верующего человека. Мистическое восприятие лика иконы, при котором реализуется установка субъекта на особый вид вчувствования, согретый эмоцией благоговения, есть богообщение, или общение верующего с Богом через лик божий, изображенный в иконе.

8. Лик как феномен христианской культуры связан с особым типом восприятия, который можно назвать синтезирующим, поскольку в нем переплетены и взаимосвязаны эстетическое и мистическое начала. Взятое нами за основу дальнейшего исследования учение Гартмана, изложенное в его книге «Эстетика», позволило выделить некоторые специфические черты эстетического восприятия: объективация субъективного, духовная ориентация в процессе созерцания произведений живописи, восприятие внутреннего мира картины как замкнутой в себе самой системы («мир для себя», по мысли Гартмана), и другие.

Эстетическое начало, присущее всем произведениям искусства, можно познать через «отношение проявления» (термин Гартмана). Мы спроецировали этот термин на процесс восприятия лика и сделали следующие выводы: связывая увиденное и прочувствованное в один оценочный ряд, отношение проявления исследует все внутренние драматургические слои лика и сопоставляет их с мистическим переживанием. Это имеет немаловажное значение для погружения в высшие формы религиозного созерцания.

9. Лик иконы как феномен христианской культуры тесно связан с культурными традициями церковного искусства. Воздействуя на эмоциональный мир рецепиента, он пробуждает жажду проникновения в мир духовных ценностей, формирует потребность переустройства личного бытия, закладывает основы для формирования, личного религиозного характера. Созерцая лик, мы постигаем органичность церковного искусства, учимся видеть внутреннюю цельность окружающего нас мира. Таковы основные выводы нашего исследования.

120

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Леонова, Людмила Леонидовна, 2004 год

1. Августин Аврелий. Исповедь.- М.: Республика, 1992.- 332с.

2. Аврамова М. А. Учение Аристотеля о сущности.- М.: Издательство МГУ, 1970.- 68с.

3. Аксаков К. Рабство и свобода.- Москва, 1991, №8, с. 197 202

4. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1984.- 126с.

5. Аристотель. Метафизика.- М.: Соцэкгиз, 1934-348с.

6. Аристотель. О душе.- М.: Соцэкгиз, 1937.- 179с.

7. Аристотель. Собрание сочинений, том 1 // под общей редакцией Е. Голубцовой.- М.: 1983.- 423с.

8. Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1999.- 400с.

9. Асмус В. Ф. Платон М.: Мысль, 1969.- 247с.

10. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. -М.: Просвещение, 1993.- 221с.

11. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.-383с.

12. Бердяев Н.А. Бунт и покорность в психологии масс. -Кодры, 1992, №2, с. 135-140.

13. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира. -Новый мир, 1990, №1, с. 216-224.

14. Бердяев Н.А. Кризис интеллекта и миссия интеллигенции.-Новый мир, 1990, №1, с. 228-231.

15. Бердяев Н.А. Обскурантизм. Ленинградская панорама, 1990, №5.- с. 32-35.

16. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда. Литературное обозрение, 1990, №7, с. 90-95.

17. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М.: Правда, 1989-605с.

18. Бердяев Н.А. Истина и откровение. / Русский христианский гуманитарный институт.- Спб.: РХГИ, 1996.- 384с.

19. Бердяев Н.А. О русской философии.- Свердловск: Издательство Уральского Университета, 1991.- 240с.

20. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994,- 479с.

21. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.-479с.

22. Бёме Я. Аврора или Утренняя заря в восхождении. М.: Гуманус; Политика, 1990,- 415с.

23. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного.- М.: Искусство, 1979.- 273с.

24. Блаватская Т. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. //М.: АН СССР, Институт всеобщей истории. М.: Наука, 1976.- 173с.

25. Богомолов А.С. Античная философия.- М.: Издательство МГУ, 1985.-367с.

26. Бонецкая Н.К. Русская софиология и антропософия. -Вопросы философии, 1995, №7, с. 79-98.

27. Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Искусство, 1995. -671с.

28. Боргош Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1975,- 183с.

29. Бородин Н. Сотворение мира, или страсти по Бердяеву. -Москва, 1993, №8, с. 7-11.

30. Боэций С. «Утешение философией» и другие трактаты // ред. Г.Г. Майоров. М.: Наука, 1990.- 415с.

31. Бубнов Н. Проблема зла в русской религиозной философии.-Звезда, 1993, №9, с. 144-169.

32. Булгаков С. Свет невечерний.- М.: Республика, 1994.- 415с.

33. Булгаков С.В. Православие.- М.: Современник, 1994.- 576с.

34. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы.-М.: Научно-издательский ценьр «Ладомир», 1995.- 336с.

35. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.-288с.

36. Ванеев А.А. Очерк жизни и идей Л. Карсавина. Звезда, 1990, №12, с. 138-152.

37. Васильева Т.В. Путь к Платону: любовь к мудрости, или мудрость любви,- М.: Логос: Прогресс Традиция, 1999. -208с.

38. Васильева Т.В. Философский язык Платона и Аристотеля. Афинская школа философии,- М.: Наука, 1985,- 161с.

39. Вер Г. Якоб Бёме сам о себе.- Урал: LTD, 1998.- 306с.

40. Визгин В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля.- М.: Наука, 1982.- 429с.

41. Виноградов П. Учебник всеобщей истории. М.: 1900.- 246с.

42. Виппер Р. Рим и раннее христианство.- М.: АН СССР, 1954. 268с.

43. Виппер Р. История средних веков. Киев, 1996.- 384с.

44. Вышеславцев Б.П. Образ божий в грехопадении. в кн. Русская религиозная антропология,- М.: Моск. философск. фонд: т.2 // сост., общ. редактор Н.К. Гаврюшин.- М.: Московск. дух. акад., 1997.- 480с.

45. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: республика, 1994.-386с.

46. Габинский Г.А. Теология и чудо. Мысль, 1978.- 280с.

47. Габричевский А. Пространство и время.- Вопросы философии, 1994, №3, с. 134-147.

48. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.-367с.

49. Гайдадым Э. Православно-теистические социальные утопии XIX века. — Философские науки, 1991, № 12, с. 65 78.

50. Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в греческом мировоззрении.- Вопросы философии, 1969, №9, с. 88-98.

51. Гайденко П.П. «Конкретный идеализм» С. Трубецкого. -Вопросы литературы, 1990, №9, с. 96-131.

52. Гартман Н. Эстетика /перевод с нем. Т.С.Батищевой и др./-М.: Издательство иностранной литературы, 1958.- 692с.

53. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии.- М.: МГУ, 1987.- 214с.

54. Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. М.: Мысль, 1967.- 114с.

55. Горам В.П. Древнегреческая мифологема судьбы.- Новосибирск.: Наука, Сибирское отделение АН СССР., 1990.- 330с.

56. Гревс Ж.- Ж. История средних веков.- /Лекции, читанныена Санкт-Петербургских Высших женских курсах в 1895-1896гг.-б/г.

57. Гуревич А .Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.- М.: Искусство, 1990.- 396с.

58. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры.- М.: Искусство, 1981.-359с.

59. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- М.: Искусство, 1975.-320с.

60. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков. Вопросы философии, 1994, №2, с. 54-73.

61. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М.:издательство МГУ, 1980.- 84с.

62. Доброхотов A.J1. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: издательство МГУ, 1986.-242с.

63. Донини А. У истоков христианства. / перевод с ит. И.И. Кравченко/.-М.: Политиздат, 1989.- 364с.

64. Донини А. Люди, идолы и боги. / перевод с ит. И.И. Кравченко/.- М.: Политиздат, 1962.- 320с.

65. Донских О., Кочергин А. Античная философия: Мифология в зеркале рефлексии.- М.: Политиздат, 1993.- 240с.

66. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. Спб., 1993. - 420с.

67. Дживелегов А.К. Возрождение.- М-Л., 1925.- 96с.

68. Джохадзе Д.В. Диалектика Аристотеля. М.: Наука, 1971 264с.

69. Егер О. Средние века. Спб.: Спец. лит., 1997.- 824с.

70. Еремина Т.С. Предания о русских иконах. М.: Гуманитарно -издательский центр Владос, 1994.- 185с.

71. Живов В.О. О сомнительном и недостоверном в историософии Н.А.Бердяева.- Новый мир, 1992, №10, с 216-222.

72. Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения.- М.: Искусство, 1969.- 174с.

73. Зелинский Ф.Ф. история античной культуры. Спб.: Марс, 1995.- 380с.

74. Зеньковский В.В. Апологетика.- Париж, 1992.- 263с.

75. Зеньковский В.В. Основы христианской философии.- М.: Канон, 1996.-560с.

76. Протоиерей Зноско-Боровский М. Православие. Римо-католичество, протестантизм и сектантство. Лекции посравнительному богословию. репринт.- Свято-Троицкий и Ново-Голутвинский жен. Монастырь, 1992.- 158с.

77. Золотарев В.Н. Николай Иванович Кареев. Новая и новейшая история, 1992, №4, с. 128-156.

78. Зубов В.П. Аристотель.- М.: Издательство АН СССР, 1963. -366с.

79. Ильин И.А. Будущее принадлежит благородным сердцам./ отрывки из книг «Путь к очевидности» и «Поющее сердце»/. -Родина, 1990,№12, с.85-90.

80. Ильин И.А. О смирении.- Родина, 1990, №12, с. 87-89.

81. Ильин И.А. Погребение набальзамированного толстовства. / главы из книги «О сопротивлении злу силою». / Вопросы философии, 1992, №4, с. 84-108.

82. Ильин И.А. Поющее сердце. Наш современник, 1991, №6, с. 164-182.

83. Ильин И.А. Поющее сердце. Наш современник, 191, №7, с. 166-183.

84. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО «Рарогъ», 1993.-448с.

85. Иоанн /игумен/. Православие. Византия. Россия.: Сборник статей./ Игумен Иоанн Экономцев. М.: Христианская литература, 1992.-230с.

86. Каган М.С. Время как философская проблема. Вопросы философии, 1982, №10, с. 117-125.

87. Кареев Н.И. государство-город античного мира. Спб., 1905.-398с.

88. Карсавин Л.П. О личности. Вильнюс, 1989, №10, с. 170175.

89. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М.: Высшаяшкола, 1992.- 191с.

90. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.- 208с.

91. Карсавин Л.П. О началах. Спб.: YMCA - PRESS, 1994.-375с.

92. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. АН СССР; предисловие А.Н. Сахарова.- Репринтное воспроизведение. -М.: Наука, 1991.- 22с.

93. Карташев А.В. Вселенские соборы.- М.: республика, 1994.-541с.

94. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу.- М.: Мысль, 1972.- 312с.

95. Кимелёв Ю. Философия религии. М., Издательский дом Nota Bene, 1998.- 424с.

96. Киселева М.С. Мера и вера. Вопросы философии, 1995, №8, с. 103-123.

97. Архимандрид Киприан /Керн/. Антропология святого Григория Паламы. М.: Паломникъ, 1996. - 449с.

98. Коган Л.А. Философия Н.Ф. Федорова. Вопросы философии, 1990, 11, с. 74-85.

99. Корнилов С. Трансцедентальный монизм В.Д. Кудрявцева -Платонова.- Вестник Московского университета, серия 7. Философия, 1990, №2, с. 51-60.

100. Кортунов С.А. Альтернативы: аксиологические аспекты христианства, марксизма, философии жизни. М.Российский научный фонд, 1992.- 83с.

101. Кудрявцев-Платонов В.Д. Об источнике идеи Божества. -Вестник Московского университета, серия 7, Философия, 1991, №2, с. 60-72.

102. Кузанский Н. Собрание сочинений, т. 1 / сост. В.В. Бибихина, общ. ред. Соколов В.В., Тажуризина З.А. / - М.:1. Мысль, 1979.-488с.

103. Кузанский Н. Вся ты прекрасна, возлюбленная моя.- в кн. Эстетика Возрождения, т. 2, сост. В. Шестаков. М.: Искусство, 1981.-639с.

104. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.- 383с.

105. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев: AIRLAND, 1994. - 504с.

106. Кэмпбэлл Д. Герой с тысячью лицами.- Киев: София, 1997. -335с.

107. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования.- М.: Наука, 1970. 343с.

108. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христиан в греко-римском мире.- М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальский монастырь, 1994.- 398с.

109. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. -М.: Канон, 1996.-372с.

110. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века.- / перевод с фр. А. Руткевич. //- М.: Посольство французской республики в России, Центрально-европейский университет «Translation Project»,- Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1997.- 210с.

111. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.- М.: Прогресс, 1992.-372с.

112. Лепешкин Ю.В. Константин Дмитриевич Кавелин: актуальность научного наследия.- Социально-политический журнал, 1994, №11/12, с. 198-207.

113. Ли Г.Ч. История инквизиции в средние века, том 1.- М.: 1994.- 608с.

114. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культ, информации, 1997.- 688с.

115. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: 1991.-310с.

116. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма имифологии. М.: Мысль, 1993.- 959с.

117. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.- М.: Мысль, 1978.- 623с.

118. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель.- М.: 1993 .-383с.

119. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона.- в кн. Платон. Собрание сочинений, т. 1, М.: Мысль, 1990.- 678с.

120. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие.- М., 1991. 288с.

121. Лосский Н. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.- 559с.

122. Макаров М. Обоснование нравственного идеала в философии ранних славянофилов и у Вл. Соловьева. -Философские науки, 1992, №2, с. 74-89.

123. Малерб М. Религии человечества, /перевод/. М.: Республика.: Спб, Университетская книга, 1997.-607с.

124. Мелетинский Е. Поэтика мифа. М.: Мысль, 1976.- 407с.

125. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия.- Спб., 1999.- 606с.

126. Муравьев А. Логос и диалог: Платон о начале и методе познания. в кн. Материалы и исследования по историиплатонизма. Межвузовский сб., вып. 1 /ред. Светлов P.P., Цыб А.В./- Спб., 1997. 304.

127. Мучник В.М. В поисках утраченного смысла истории: эволюция мировоззрения А.Дж.Тойнби. Томск, 1986,- 200с.

128. Неретина С. Бердяев Н. и Флоренский П.: о смысле исторического.- Вопросы философии, 1991, №3, с. 67-83.

129. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1998.- 445с.

130. Нилус С.А. Великое в малом: записки православного, /репринтное издание/. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, М.: Московское отделение BOO ПИИК, 1992.-334с.

131. Ничипоров Б. Введение в христианскую психологию. М. 1994.- 92с.

132. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия.- М.: 1975.- 224с.

133. Палама Г. Беседы. Том 1. Перевод с греч. Архимандрид Амвросий /Погодин/.- М.: Издательский отдел Сиасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.- 255с.

134. Палама Г. Триады в звщиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995.- 383с.

135. Памфил Е. Церковная история.- М.: Издательский отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.- 446с

136. Петров М.К. Античная культура.- М.: Росспэн, 1997.-352с.

137. Платон. Собрание сочинений. Том 3, часть 2.- М.: Мысль, 1972.- 678с.

138. Платон. Собрание сочинений. Том 3, часть 1.- М.: Мысль, 1993.-578с.

139. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986.- 607с

140. Посиов М.Э. История христианской церкви, (до разделения церквей 1054г.) Киев: Издание христиаской благотворительно-просветительской организации «Путь к истине», 1991.-614с.

141. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Издательство полит, лит., 1990.- 479с.

142. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- том 2. Спб.: ТОО ТК №2 «Петрополис», 1994. -354с.

143. Розанов В.В. Возле «русской идеи». Сибирь, 1991, №2, с. 172-180.

144. Рубцов Н. Символ в искусстве и жизни. АН СССР. - М.: Наука, 1991.- 174с.

145. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. Ереван: АН АрмССР, 1980.- 226с.

146. Семенкин Н. Философия богоискательства. М.: Политиздат, 1986.- 172с.

147. Соболев B.JT. Вера и ее социокультурное пространство. Доклад на соискание степени доктора философских наук.- М.: 1997.- 43с.

148. Солонько Л.А. онтология духа: рефлексия, ритуал, миф.- Философская и социологическая мысль, 1991, №10, с. 34-51.

149. Соловьев Вл. Вера, разум и опыт. Вопросы философии, 1994, №1, с. 113-128.

150. Соловьев Вл. Жизненный смысл христианства. -Философские науки, 1991, №3, с. 51 -65.

151. Словарь античности. /ред. В Кузищин и др./.- М.:1. Прогресс, 1989.-704с.

152. Архиепископ Сергий Страгородский. Православное учение о спсасении. М.: Издательский отдел Московского патриархата, Иосифо-Волоцкий монастырь, 1991.- 264с.

153. Студит Ф. Послание Платону о почитании икон.- Человек, 1992, №1, с. 68-71.

154. Тажуризина З.А. Философия Н. Кузанского. М.: МГУ, 1972.- 148с.

155. Тертуллиан К.С. Избранные сочинения. М.: Прогресс. Культура, 1994.-443с.

156. Тойнби А.Д. Цивилизация перед судом истории. -М.: Издат. Группа Прогресс, Культура; Спб.: «Ювента», 1995.-478с.

157. Троицкий Е.С. Что такое русская соборность? М.: Московское отделение философского общества. 1993.- 104с.

158. Трубецкой Е.Н. Избранное. М.: Канон, 1995.- 480с.

159. Трубецкой Е.Н. О Святой Софии, Премудрости Божией.-Вопросы философии, 1995, №9, с. 120-165.

160. Фичино М. О моральных добродетелях. в кн.: Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. - Москва., 1996.- 575с.

161. Фичино М. В чем состоит счастье, какие оно имеет ступени, о его вечности. в кн. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы.- М.: 1996.- 575с.

162. Флоренский П.А. Собрание сочинений. Том 2.- М.: Правда, 1990.- 490с.

163. Флоренский П,А. Избранные труды по искусству,- М.: Изобразительное искусство, 1996 446с.

164. Флоровский Г.П. Пути русского богословия. Вильнюс,1991.- 230с.

165. Фомин В. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона. М.: Ариус, 1994.- 285с.

166. Франк C.JI. Смысл жизни. Вопросы философии, 1990, №6, с. 68-132.

167. Франк СЛ. Человек и бог. Человек. 1992. №4, с. 103-114.

168. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. J1.: изд. ЛГУ, 1988.-230с.

169. Фрэзер Дж. Золотая ветвь.- М., 1998.- 784с.

170. Хоружий С.С. Исихазм и история.- Человек, 1991, №4, с.72-83.

171. Хоружий С.С. Исихазм и история. Человек, 1991, №5, с. 71-79.

172. Хоружий С.С. Исихазм как пространство философии. -Вопросы философии, 1995, №9, с. 80-95.

173. Хюбнер К. Истина мифа. -М.: Республика, 1996. -448с.

174. Чаадаев П.Я. Сочинения. -М.: Правда, 1989.- 655с.

175. Чанышев А. Аристотель. М.: Мысль, 1987,- 220с.

176. Шарден П.Т. Божественная среда. М.: Ренессанс, 1992.-312с.

177. Шингаров Г.А. Эмоции и чувства как форма отражения действительности.- М.: Наука, 1997. 224с.

178. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры.-Институт «Открытое общество» /фонд Сороса/.: Москва, Мирос, 1998.- 448м.

179. Яковлев Е. Эстетическое чувство и религиозное переживание. М.: Советский художник, 1964. - 94с.

180. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, - 527с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.