Феномен национального самосознания: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Мельникова, Светлана Владимировна

  • Мельникова, Светлана Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Черкесск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 171
Мельникова, Светлана Владимировна. Феномен национального самосознания: Социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Черкесск. 2003. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мельникова, Светлана Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

1.1. Природа категорий «национальное» и «национальное самосознание».

1.2. Структура национального самосознания.

1.3. Динамика и характер этносоциальных изменений.

ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

2.1. Национальная культура как индикатор национального самосознания.

2.2. Значение русской культуры для развития национальных культур.

ГЛАВА III. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В НАЦИОНАЛЬНОМ САМОСОЗНАНИИ НАРОДОВ

3.1. Феномен исторической памяти.

3.2. Влияние исторических несправедливостей на развитие национального самосознания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен национального самосознания: Социально-философский анализ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Процесс преобразования российского общества, начатый с середины 80-х годов, привел к мощным по глубине широкомасштабным изменениям, которые стали объектом пристального изучения. Он сопровождался резким обострением межнациональных отношений, проявлениями национализма и национального экстремизма, усилением этнической нетерпимости и антагонизма. Возникшую в России на пороге XXI столетия межэтническую напряженность нельзя назвать ни случайной, ни неожиданной: длительное нарушение гуманистических принципов национальной политики, извращение самой сути традиций взаимной открытости и безусловного патриотизма, псевдоинтернационалистское отношение к национальным проблемам придали национальному вопросу особую остроту. Ее усугубили радикальность, шоковость проводимых реформ, их спонтанность, недостаточная продуманность, резкая смена приоритетов, идеологический вакуум. И вполне закономерно, что для подлинного обновления российского общества и его реального развития в условиях демократизма жизненно необходимы глубинный анализ всей системы межнациональных отношений и выработка новой парадигмы, адекватной современным реалиям. Это должна быть новая целостная концепция социально-этнических отношений, предполагающая объяснение характера, механизма и направленности протекания национальных процессов, теоретическое обоснование тенденций развития национального самосознания и конструктивно-практическое осмысление реального содержания и состояния дел в этой очень сложной, деликатной и эмоциональной сфере человеческой жизни.

Опасность и непредсказуемость этносоциальных процессов наиболее ярко проявляются в переходные эпохи, когда становление позитивно нового происходит на фоне трансформации всей системы социальных отношений, этносоциальной структуры, что при наличии определенных условий сопровождается экономическим спадом, маргинализацией социума, усилением тенденций дезинтеграции, приобретающих деструктивный характер. Подобные процессы происходят в постсоветской России и странах СНГ. Полиэтнические государства неизбежно подвержены риску негативного воздействия этнического фактора, оказывающего непосредственное влияние на общественные, групповые и межличностные отношения и тем конституирующего либо интернациональное гражданско-правовое, либо национально ориентированное общество.

В таких условиях актуализируется проблема национального самосознания, усиливается важность понимания возникающих в нем черт и особенностей. В теории и практике национальных отношений эта проблема имеет чрезвычайно важное значение как в теоретико-познавательном, так и в практическом плане: она позволяет показать, в какой мере национальное самосознание меняет состояние и формы этнонационального бытия, воздействует на образ жизни людей разной этносоциальной принадлежности, влияет на становление и развитие демократических институтов, не совместимых ни с приверженностью к национальному неравенству, этническому эгоизму, ни с национальным нигилизмом, пренебрежением национальными чувствами людей, неприятием интересов этнических общностей.

Современные разнонаправленные процессы национально-этнического характера - интеграционные и дезинтеграционные, - сопровождающиеся усилением разной степени конфликтности в межнациональных отношениях, привели к неуклонному возрастанию в последние десятилетия роли и значения этнонационального фактора, в особенности национального самосознания, в мировом развитии в целом и в жизни отдельных, особенно многонациональных стран. Это объясняется тем, что национальное самосознание, во-первых, осуществляет важные этноинтегрирующие функции, аккумулируя культурные и духовно-нравственные ценности народа, его историческую память, сплачивая этнос, определяя формы и способы личностной социализации и специфику внутриэтнических связей. Во-вторых, несет в себе одновременно и этнодифференцирующие признаки, позволяющие осознать свое этническое «я» через сравнение с этническим «они» и определить характер межэтнического взаимодействия. Эти признаки являются не только непременными атрибутами национального самосознания, но и определяют характер взаимосвязи национального и межнационального бытия. Превалирование одного над другим приводит к усилению потенциала этнической деструктивно сти, равновесный характер этноинтегрирующего и этнодифференцирующего обеспечивает благоприятный этнокультурный климат. Характерная для современного общества недооценка вышеназванных сторон национального самосознания и роли этнического фактора в социальном развитии предопределяют актуальность обсуждаемой темы.

В периоды резких структурных сдвигов, крутых ломок устоявшихся традиционных стереотипов и социально-духовных ориентиров особую роль приобретает фактор этносоциальной самоидентификации, позволяющий индивиду адаптироваться к условиям быстро меняющейся социально-психологической среды, что чрезвычайно актуально для современной России. Необходимость адаптации, вызванная экономическими, политическими и этносоциальными трансформациями, предполагает изменения в массовом сознании и поведении населения, пересмотр устоявшихся и восприятие новых ценностей и поведенческих установок. Это неизбежно ведет к аналогичным изменениям в структуре национального самосознания и его адаптации к новым жизненным реалиям.

Последнее возможно на путях признания этнокультурного разнообразия, уважения прав на развитие и сохранение национальной уникальности и национального колорита и их обязательный учет в строительстве новой демократической государственности. Диалог, взаимообмен, взаимное уважение, равноправие и учет разных интересов является главной формой взаимоотношений в полиэтническом сообществе, каким и является Россия. Весьма актуально в условиях активных интеграционных процессов сохранить мозаичность национального мира с присущими ему неповторимыми особенностями, ибо они формируют глубинные устои жизнедеятельности и самобытности индивида.

Актуальность научного осмысления процессов, происходящих в национальной сфере, обусловлена необходимостью понимания сути социальных, идеологических и политических процессов, происходящих в современном российском обществе, а также построения прогнозов социальных последствий происходящих изменений.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Вопросы национального самосознания, являясь одними из важнейших в теории национальных отношений, привлекают к себе пристальное внимание ученых, которые затрагивают в своих исследованиях теоретико-методологические, концептуальные и практические аспекты этой проблематики.

Роль этничности и влияние этнического фактора на общественное развитие нашли достаточно глубокое и всестороннее освещение в советской обществоведческой науке. Это работы Р.Г. Абдулатипова, А.Г. Агаева, Э.А. Баграмова, Ю.В. Бромлея, Т.Ю. Бурмистровой, М.С. Джунусова, Л.М. Дробижевой, Ю.И. Семенова, Э.В. Тадевосяна, В.А. Тишкова и др. Хотя теоретическая мысль была жестко замкнута в рамках лишь одной -марксистско-ленинской парадигмы, в исследованиях этих ученых имелись и глубокие теоретические разработки (понятийного аппарата, методики и методологии исследования этносоциальных и этнокультурных процессов) и находки, и позитивные идеи, и значительное движение вперед в понимании сложной и противоречивой вязи межнациональных отношений.

В начале 90-х гг. концепция «наций и национальных отношений» вновь становится объектом серьезного критического анализа. Значительно расширяется теоретическая база исследований, которая обогащает теоретико-методологическими и источниковедческими основаниями, размышлений по социально-этнической проблематике. В работах

В.А. Авксентьева, Г.С. Денисовой, А.Ю. Коркмазова, C.B. Лурье, М.О. Мнацаканяна, О.С. Новиковой, М.В. Савва, Г.У. Солдатовой, JI.JI. Хоперской анализируются новые подходы к исследованию всего многообразия этнического, процессов этносоциокультурного развития, формирования национального сознания и самосознания. Данная проблематика подробно изложена и в работах северокавказских ученых: A.B. Авксеньева, А.Б. Багдасарова, В.Х. Болотокова, М.Д. Напсо, В.Ш. Нахушева, А.Ю. Шадже, P.A. Ханаху, Ф.С. Эфендиева и др.

В этом отношении несомненный научный интерес представляет работа З.В. Сикевича «Национальное самосознание русских», в которой дан всесторонний анализ сущности, роли и социальных функций этничности, соотношения этничности и русского сознания и культуры. Используя междисциплинарный подход к проблеме этничности в целом, автор рассматривает национальное самосознание комплексно, как явление социально-политическое и культурно-психологическое. Исследование феномена национального самосознания через взаимоотношение социального и этнического призвано показать степень социальной обусловленности различных форм его проявлений, а с другой стороны, - его воздействие на процессы этносоциальных изменений.

Конкретностью анализа, использованием богатого фактического материала, философско-теоретическим осмыслением сложной системы этнических взаимосвязей и этнического самосознания выделяется работа Ф.С. Эфендиева «Этнокультура и национальное самосознание», в которой на материале Северного Кавказа представлен: феномен национального самосознания, его структура, основные характеристики и детерминанты, соотношение в нем национального и инонационального; вопросы, связанные с этнокультурой, тенденциями ее развития, этнопсихологическими особенностями северокавказских народов; место национальной идеи в духовной жизни этносов и ее влияние на изменения национального сознания; проблемы исторической памяти и ее отражение в топонимике и ономастике - этих неотъемлемых элементах национального самосознания.

Среди публикаций, посвященных анализу национальных проблем применительно к северокавказскому региону, следует выделить исследование А.Ю. Коркмазова «Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа», в котором дан развернутый анализ феномена этноса, этничности и широкого круга вопросов, связанных со спецификой этнополитических процессов. Признавая сложность и неоднозначность подходов, существующих в социально-философской литературе по проблемам этничности, А.Ю. Коркмазов предлагает не лишенную научного интереса трактовку особенностей этнополитических процессов в разные исторические периоды, рассматривает их влияние на развитие национального самосознания. Автор показывает степень зависимости и формы его проявления в условиях политико-социальных и этнокультурных сдвигов и преобразований в их противоречивом единстве и характер их воздействия на современное национальное развитие.

Указанные работы затрагивают различные аспекты проблемы, исследуемые в настоящей диссертации, однако вопрос о сущности и структуре национального самосознания далек от решения. Следует заметить, что среди большого разнообразия научной литературы по проблемам национальной направленности фундаментальных работ, посвященных исследованию собственно национального самосознания, ничтожно мало: отдельные публикации и журнальные статьи не восполняют существующий пробел. Слабым местом в исследованиях по проблемам этничности все еще остаются собственно национальные вопросы. В этой связи чрезвычайно важным представляется выработка новых, соответствующих современным этносоциополитическим реалиям подходов к анализу феномена национального самосознания, рассмотрение специфических форм его проявления в меняющейся исторической и социокультурной среде.

Белыми пятнами в проблематике национального самосознания остаются перспективы развития национального самосознания национально-этнических общностей, проживающих в современном российском социуме; использование зарубежного опыта национальных проблем применительно к полиэтническим сообществам. Нет адекватного современным реалиям осмысления противоречивого единства глобального и национального, универсального и специфически национально-культурного как факторов, предопределяющих формирование и возможности самореализации жизненных потенций этносов. Поэтому в условиях этнокультурного возрождения народов и их повышенного интереса к национальным истокам своего бытия особую значимость приобретает необходимость исследования изменений в национальном самосознании, влияющих на современные этнополитические и этнокультурные процессы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Целью данной диссертации является целостный социально-философский анализ феномена национального самосознания, исследование его социальной сущности и структуры, механизма становления и дальнейшего развития. Для этого в диссертации щироко используется материал социологических исследований, проведенных в различных регионах России.

Достижение этой цели ставит ряд исследовательских задач: дать социально-философский анализ категорий «этническое», «национальное», «национально-особенное», «инонациональное», «общечеловеческое»; проанализировать имеющиеся подходы к определению понятия «национальное самосознание»; выделить основные структурные составляющие национального самосознания; рассмотреть социально-историческую и этническую обусловленность изменений в национальном самосознании; выявить возможности национального самосознания для преодоления межэтнической напряженности.

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом исследования является национальное самосознание как этносоциальный и этнокультурный феномен. Объектом диссертационного исследования выступают механизм и закономерности формирования и функционирования национального самосознания в условиях постсоветской России.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретической основой диссертации явились исследования отечественных ученых по философии и этносоциологии, теоретической этнологии, в которых содержатся принципиально важные идеи о состоянии, основных направлениях и перспективах развития национальных отношений, а также заслуживающие внимания отдельные идеи и концепты, содержащиеся в работах ряда зарубежных ученых - Э.Геллнера, У.Самнера, Э. Яна.

Методологической основой диссертации явились общенаучный системный подход и принципы материалистической диалектики - историчности, конкретности, всестороннего охвата предмета рассмотрения в его противоречивом развитии. Объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования обусловили использование общенаучных методов, а также некоторых методов историко-социологического, политологического и культурологического анализа.

Современные этнические процессы требуют рассмотрения этнореальности в единстве с проблемами социально-экономического, политического, правового, демографического порядка. Так как область межнациональных отношений является производной от множества факторов, вычленить ее из всей совокупности протекающих в обществе процессов без ущерба для уяснения ее подлинной сущности не возможно. В силу этого предпочтителен многоаспектный и системный анализ всего комплекса взаимозависимых и взаимообусловленных составляющих, формирующих «материю» этничности. При этом чрезвычайно важно, чтобы предмет исследования не растворился в широком многообразии и разнообразии социальных процессов, так и иначе соприкасающихся с областью этнического.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Научная новизна настоящей диссертации, определяемая ее целями и задачами, состоит в следующем: применен социально-философский подход к изучению феномена национального самосознания, показано его значение для динамики этнополитических и социокультурных процессов современной России; уточнено понятие национального самосознания и его структурных составляющих, дан их развернутый анализ, показана диалектика их взаимосвязи и взаимообусловленности; конкретизирована роль национальной культуры для развития национального самосознания в современных условия; определены тенденции и закономерности развития национального самосознания репрессированных народов; дополнено понимание феномена исторической памяти и ее роли в развитии национального самосознания; показано воздействие глобализационных процессов на этнокультурное развитие.

Исходя из этого, на защиту выносятся следующие положения:

1. В условиях реформирования российского общества приобретает особое значение этническая самоидентификация, представляющая собой чувство принадлежности к той или иной этнической общности, базирующееся на единстве природно-климатического, географического, социо-культурного, генетического, исторического бытия народов; она как фактор формирования о себе как об этносубъекте позволяет создать образ «этнического Я» как представителя определенной этнической общности.

2. Национальное самосознание - важнейший феномен национальной жизни -явление многокомпонентное, динамичное, подверженное влиянию множества факторов различного уровня модальности. На всех этапах развития этносоциальных общностей оно является наиболее устойчивым и постоянно воспроизводящимся этноинтегрирующим признаком, способствующим возрождению и укреплению духовности, национальных ценностей и менталитета народов. Обеспечивая неповторимость национального своеобразия каждого субъекта социально-этнического процесса, развитое национальное самосознание снимает межэтнические преграды между народами, их культурами и отдельными индивидами, крепит родовое единство. Вместе с тем в условиях коренной перестройки всего постсоветского пространства и вызванного этим углубления процесса межэтнической дифференциации развитие национального самосознания происходит крайне противоречиво. Общие тенденции социально-экономических, политических и культурных процессов, характерные в целом для народов России, не отменяют их национального своеобразия и этнической специфики, которые реально отражаются и проявляются в национальном самосознании.

3. Резко меняющиеся условия жизни, экономические, политические, социальные трансформации предполагают изменения в массовом сознании, в том числе и национальном самосознании, отказ от старых и восприятие новых ценностей и поведенческих установок как условия адаптации к новым жизненным реалиям, оказывая серьезное влияние на динамику этносоциальных, этнополитических и этнокультурных процессов и способствуя повышению конфликтности национальных отношений. Существенные сдвиги, происходящие в сфере национального и этнической структуре общества, втягивают в круговорот сложных межэтнических взаимосвязей различные народы, существенно меняя их национально-психологические особенности, национальные чувства и настроения. Будучи одной из форм общественного сознания, национальное самосознание является своеобразным регулятором жизнедеятельности этнической общности, цементирует этническое единство, содействует утверждению национальной самобытности и развитию этнокультурного своеобразия. Но в условиях полиэтничных сообществ она может и сопровождается распространением идеологий национального превосходства, сепаратизма, изоляционизма, приводя к развитию центробежных, дезинтеграционных тенденций, ведущих к национализму и узконациональному регионализму.

4. Узкорегиональное сознание, этническая зауженность, «психология островитян», сохранение в неприкосновенности древней социально-психологической установки вечного противостояния «мы - они» - все это представляет опасность для гармоничного развития человечества. Национальное сознание - это всегда осмысление собственной «самости», самобытности, оригинальности, уникальности, отличия от других. Без этого нет самосознания, понимания того, что такое национальная идентичность, что есть мы в истории и пространстве. Но в этом положительном явлении заложены и отрицательные моменты. Превращение национальной гордости, достоинства, любви к своему народу в национальную кичливость, высокомерие, враждебное неприятие других, ненависть, национальных прав в исключительные для одних и национальные чистки и преследования других.

5. Среди компонентов национального самосознания особая роль принадлежит национальной культуре, рассматриваемой не только как один из социальных институтов, но и как целостная система ценностей и смыслов, содержащей в себе определенные представления о строении мира культуры в целом, о месте национальной культуры среди других и формирующей этническую идентичность, влияя на все сферы государственного и национального бытия. Именно культура берет на себя задачу сохранения традиционно-значимых духовно-нравственных ориентиров нации. В условиях интенсивной глобализации, ведущей к образованию мультинациональных культур, возникает угроза самому существованию этносов, в особенности малочисленных, и их культур. Но вместе с тем она заставляет их искать адекватные способы сохранения своей самобытности, оставаясь в общем русле цивилизационного развития.

6. Одной из форм проявления национального самосознания является историческое сознание. Накапливая, сохраняя и передавая социальный опыт, оно позволяет этносоциальной общности сформулировать национально-историческое «Я», воспроизвести собственное существование, связывает прошлое с настоящим и будущим, обеспечивая таким образом динамику развития внутри- и межэтнических процессов. В силу определенной устойчивости и даже консервативности национального самосознания историческая память народов очень прочна и хранит нанесенные ей обиды, которые во многом осложняют решение непростых проблем национальной жизни.

7. Национальное самосознание находит свое преломление и в национальной идее - одной из наиболее привлекательных в массовом сознании. Понимаемая в узком смысле, национальная идея, порождая философию национализма, нередко становится этноразъединяющим фактором, усиливающим процессы дезинтеграции. Превращение национальной идеи в полиидею расширяет рамки узкопонимаемого национального самосознания, закладывая таким образом основы идеологии патриотизма. Для многонациональной России особенно важно сохранение естественно сложившейся этносистемы, основанной на равенстве всех перед законом вне зависимости от этнических, религиозных и прочих стереотипов. На наш взгляд, российской национальной идеей могла бы стать идея поликультурного гражданского общества, и она с необходимостью должна взять верх над концепциями сугубо этнического (или этнокультурного) сообщества.

8. Получившая в последнее десятилетие распространение тенденция предоставления особых политических или экономических прав титульным народам опасна не только и не столько повышением возможности конфликтов, сколько упрощением картины этнического взаимодействия.

Вместо полиэтничности, характерной для каждого российского региона, постепенно устанавливается двуполярная система этнического существования: коренной этнос - инонациональное население. Это в значительной степени обедняет и национальное, и инонациональное. Национальное приносит плоды лишь на основе и через интернациональное. Именно последнее, указывая путь наций друг к другу, помогает преодолеть то, что их разделяет и противопоставляет. Для оптимального функционирования этносоциума, необходимо сохранить множественность и многовариантность этнокультурных сфер. Только реальное взаимодействие и взаимопроникновение различных национальных культур позволит этносам, оставаясь самими собой, интегрироваться в общечеловеческое целое.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.

Основные положения и материалы диссертации (в том числе и опубликованные) могут быть использованы для дальнейшего исследования проблем этничности в целом. Работа представляет определенный научный интерес в изучении широкого спектра национальных вопросов, современной этнополитической и этнокультурной ситуации на Северном Кавказе, выработки механизма совершенствования межэтнических отношений.

Результаты настоящего диссертационного исследования имеют и прикладное значение: они могут быть использованы и используются в учебном процессе в Карачаево-Черкесском государственном технологическом институте при изучении как основных дисциплин (философии, культурологии, политологии, социологии), так и спецкурсов (этнологии, этноконфликтологии, истории народов КЧР, национальной психологии). Результаты исследования могут представить определенный интерес для практических работников, для законотворчества, для выработки механизма стабилизации межнациональных отношений.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация обсуждена на кафедре философии КЧГТИ. Ряд положений диссертации нашел отражение в материалах вузовских и межвузовских научных и научно-методических конференций. Основные положения работы изложены в публикациях автора общим объемом 1,3 п.л.

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, примечаний и библиографии. Общий объем работы - 170 стр. машинописного текста. Библиография включает в себя 160 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Мельникова, Светлана Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты, полученные в ходе исследования, делают возможным сформулировать следующие основные выводы.

1. Национальное самосознание - широкое социокультурное понятие. В него входит не только знание данного этноса о себе, но и знания, воспринятые от других, особенно родственных народов, полученные в результате длительного проживания с ними на одной территории. Этническое в национальном сознании наиболее ярко проявляется в единичном, индивидуальном, личностном. Степень усвоения индивидами - членами данной этнической общности - основных черт своего этноса определяет характер этнического самосознания, и отражает оно в своеобразной форме научные взгляды и обыденные представления, мифологизированные суждения и заблуждения, политизированные установки и примитивные ориентации. Структура самосознания нации по преимуществу консервативна, что позволяет ей оставаться довольно устойчивой по сравнению с политическими и общественными изменениями.

2. Играя весомую роль в реализации важных групповых, межгрупповых и индивидуальных целей политического, социально-экономического и культурного характера, этничность, национальность выполняют ряд функциональных задач. Ею во многом определяются духовный мир человека, его образ жизни, менталитет, мироощущение, формы самоутверждения и самовыражения, пределы социальных возможностей и т.д. Степень учета этнического фактора во внутренней политике соответствует в целом характеру и роли этничности в жизни общества.

3. Рост национального самосознания в условиях интернационализации производства и культуры является реакцией на деэтнизацию или ее угрозу. Активизация межэтнических связей и культурных взаимодействий, активные миграционные процессы усиливают влияние социокультурных инноваций, что ведет к постепенной смене традиционных укладов, в определенной степени к ассимиляции, сопровождаясь этническими противоречиями разного уровня. Изменение социокультурной парадигмы, экономики, структуры этносоциальных отношений предопределяет механизмы развертывания и специфику функционирования национального самосознания. Многосторонние воздействия разной силы приводят к многовариантности форм проявления национального самосознания.

4. Особенностью современного этнокультурного процесса является так называемый этнический парадокс, носящий естественно-закономерный характер. С одной стороны, это процесс формирования интернациональной этнокультуры и закрепления общечеловеческих норм и ценностей, а с другой, -рост этнического самосознания, проявляющийся в стремлении сохранить свою этническую «самость» как равноценную и неповторимую часть цивилизации. При этом второе является логическим следствием первого и находит наиболее яркое выражение в противостоянии всеобщей стандартизации и универсальной унификации посредством сохранения и приумножения национально-культурного достояния.

5. Историческая память, являясь компонентом этнического самосознания, тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания. Она, будучи многоплановым явлением, отражает историю формирования и развития жизни данного этноса. Формируясь на базе обыденного сознания, она не непосредственно отражает исторический процесс, а преломляет его через призму национального-группового и индивидуально-личностного восприятия. В исторической памяти закрепляются сложившиеся на протяжении длительного времени обычаи и традиции данного этноса, богатство родного языка, социальные и моральные нормы, духовные ценности, определенная национальная идея.

6. Процесс национального возрождения народов сопровождается усилением общественного интереса к истории этносов, культурной и лингвистической самобытности. Сегодня наметилась тенденция углубленного осмысления проявлений духовной самобытности этносов и в частности их исторической памяти. Нередко встречается упрощенное представление о событиях прошлого, когда игнорируется их индивидуальный характер, свойственный лишь тому историческому времени, к которому относится указанное событие. Резкая переоценка исторических событий и их роли в этнической жизни чревата деформированием национального характера и всей системы национальных приоритетов и ценностей.

7. Историческая практика свидетельствует, что этническое возрождение, с одной стороны, цементирует этническое единство, содействует утверждению национальной самобытности, развитию культурно-языкового своеобразия, ориентируясь на право народов самостоятельно решать жизненно важные для их сохранения задачи. С другой, оно может сопровождаться децентрализацией и развитием центробежных тенденций, что особенно актуально для полиэтничных сообществ, что ведет к узконациональному регионализму, самоизоляции, замкнутости в национально гомогенной среде, утверждению принципов моноэтничного развития народов. Но современное этнонациональное развитие возможно лишь на основе признания многоэтничности как огромного естественного богатства, своеобразия духовного мира, обладающего неисчерпаемыми возможностями обогащения духовного мира личности и этноса, социального явления, способного стать интегрирующим фактором социальной жизни.

Идея полиэтничности, множественности наиболее важна для сосуществования этносоцио-культурных систем. Констатация этого факта явилась закономерным результатом развития научных представлений о различных народах, их культурах, менталитете. Воспроизводство традиционных форм национальной жизнедеятельности невозможно без понимания, усвоения и переработки инокультурных влияний, без заметного нарушения основ своей оригинальности и самобытности. Именно на фоне полиэтничности наиболее ярко расцветают и ощущаются этническое своеобразие и уникальность.

8. Россия является пространством, на котором разместились «исторические родины» многих автохтонных народов, зародились их культуры и были заложены основы исторической памяти, психологического восприятия собственной самости, этнической идентификации и самосознания. Их множественность, интенсивность контактов, вековой опыт сосуществования сформировали условия и факторы их адаптированного друг к другу отношения, самосохранения и самореализации. Для многонационального государства чрезвычайно актуально сохранить национальное равновесие, не допустить дискриминацию граждан по национальному признаку, унижения национального достоинства, сепаратизм, национальный эгоизм, распространение радикально-националистических идей.

В этой связи особенно важно признание факта существования не только региональной, но и этнической реальности - диалектики национального и регионального. Она в различных региона России проявляется по-разному, будучи зависимой, в значительной мере от степени развития национального самосознания. Но и доминирование регионального над национальным вовсе не означает, что этнические характеристики не играют свойственной им роли, напротив, они повсеместно присутствуют и культивируются, но в пределах тех же региональных границ как доказательство ее - региональной -самобытности. Как региональная, так и национальная близость и даже идентичность выступают в качестве основы единства народов.

9. Узкорегиональное сознание, этническая зауженность, «психология островитян», сохранение в неприкосновенности древней социально-психологической установки вечного противостояния «мы» - «они» - все это представляет опасность для гармоничного развития человечества. Национальное сознание - это всегда осмысление собственной «самости», самобытности, оригинальности, уникальности, отличия от других. Без этого нет самосознания, понимания того, что такое национальная идентичность, что есть мы в истории и пространстве. Но в этом положительном явлении заложены и отрицательные моменты. Превращение национальной гордости, достоинства, любви к своему народу в национальную кичливость, высокомерие, враждебное неприятие других; превращение национальных прав - в исключительные для одних и национальные чистки и преследования других.

10. Предоставление особых политических или экономических прав титульным народам не только повышает возможность конфликта, но и в определенной мере упрощает картину этнического взаимодействия в регионах. Вместо полиэтничного сообщества, которое имеется в каждом российском регионе, постепенно устанавливается двуполярная система этнического взаимодействия: коренной этнос - инонациональное население. При этом забывают о том, что каждый народ множеством нитей связан с другими, также имеющими свои национальные интересы. Столь радикальный способ этнического самоутверждения по принципу «мы» - «они», обладая мощным деструктивным потенциалом, представляет настоящую угрозу любой государственности. Поэтому он не может быть положен в основу межнационального сосуществования.

11. В советский период официальная трактовка этничности и политика в национальном вопросе сыграли роль мощного стимулятора этнообразующего фактора. После распада СССР в межэтнических отношениях возникли глубокие противоречия, принявшие в ряде регионов форму конфликтов и этнических чисток, породившие резкое противопоставление на коренных и пришлых с легко прогнозируемыми последствиями для их взаимоотношений, стремление как к повышению административно-территориального статуса, так и к его созданию. Все это сопровождается актуализацией всякого рода стереотипов, «фобий» и «филий», исторических обид и несправедливостей; мифологизацией представлений о происхождении и истории этноса, исконной территории; приданием исключительного значения родному языку, культуре, традициям. Амбивалентность этих процессов заключается в том, что, с одной стороны, расширяется база для развития национально особенного, но с другой, сужаются рамки межэтнических взаимодействий, ограничивающие сферу инонационального.

12. Важным направлением в разработке национальных проблем является изучение этнического в социальном и социального в этническом, а именно: раскрытие социальной обусловленности этнических явлений и этнического разнообразия социальных процессов. Общие закономерности этнополитических процессов, характерных для России, не исключают этнических особенностей, которые реально проявляются в общих социальных явлениях, связанных с экономической жизнью, миграцией. С другой стороны, раскрытие этнического в социальном предполагает анализ этнических черт культуры и быта, некоторых особенностей норм поведения, традиций и обычаев, языковой жизни, национального самосознания в целом.

13. Национально-этнические общности, представляющие собой единое социальное целое по своим функциям и роли, выступают субъектами исторического процесса. Интеграция, глобализация не мыслимы вне языка и культуры, национальных форм бытия и общения людей. Человек черпает духовные силы, культурные идеи и ценности в национальной идентичности, дающей ему ощущение безопасности. Сейчас наблюдаются два разнонаправленных процесса - глобализация и этническая дифференциация. Первая характерна для экономики, коммуникаций, информационных технологий, отчасти политики. Это сближает народы и этносы, уменьшает различия «центров» и «периферии», «севера» и «юга», «запада» и «востока», повышает значение научно-технологических инноваций по сравнению с традициями. Очевидно, что нельзя воссоздать, законсервировать национальные заповедники, анклавы, резервации.

Вместе с тем человечество продолжает существовать в условиях культур, которые различны в своей национальной и религиозной определенности, что отделяет страны друг от друга. В опыте современных обществ, вовлеченных в процессы глобализации, явственно обнаруживаются тенденции сохранения собственной идентичности. Усиление роли стандартизации, унификации общественной и личной жизни человека, формирование так называемого универсального образа жизни, рост взаимозависимости народов в условиях повышения значимости глобальных проблем, коммуникационной революции сопровождаются процессами противоположного характера - явным возрастанием значения национально-культурной дифференциации, этнического самосознания, самоидентификации, ее государственной, общественной защищенности. Нельзя без серьезных последствий для этноразвития разрушать ткань национальной культуры и ввергать ее в котел космополитического варева. Гетерогенность, разнообразие, автономизация могут увеличиваться, но это увеличение будет идти, на наш взгляд, не по линии отгораживания, а по линии выявления богатства внутренних потенций каждого субъекта социально-этнического процесса при усилении ориентаций на поиск согласия и глобализации ценностей.

14. Глобальная межэтническая интеграция с сохранением суверенитета и самобытности народов - одна из современных объективных тенденций. Переломным историческим моментам свойственны поиски духовных опор, новых смыслов и ориентиров. Многие готовы найти их, замкнувшись в зауженном этноцентризме. Это привлекает, это привычно, это легче, ибо за ним стоит величие древней традиции. Но ошибочность этого пути, доказанная исторически - именно в опасности жить с головой, повернутой назад. Национальное приносит плоды лишь на основе и через интернациональное. Именно последнее, указывая путь наций друг к другу, помогает преодолеть то, что их разделяет и противопоставляет. Для оптимального функционирования этносоциума необходимо сохранить множественность и многовариантность этнокультурных сфер. Только реальное взаимодействие и взаимопроникновение различных национальных культур позволит этносам, оставаясь самими собой, интегрироваться в общечеловеческое целое.

15. Для многонациональной России особенно важно сохранение естественно сложившейся этносистемы, основанной на равенстве всех перед законом вне зависимости от этнических, религиозных и прочих стереотипов. На наш взгляд, российской национальной идеей могла бы стать идея поликультурного гражданского общества, и она с необходимостью должна взять верх над концепциями сугубо этнического (или этнокультурного) сообщества. В этой связи важное значение имеет выработка оптимальной национальной политики и ее адекватная реализация. Именно научно обоснованная национальная политика в сочетании с устойчивым ростом экономики, укреплением демократических институтов в каждом регионе страны позволит гармонизировать межнациональные отношения.

16. Для современной России реальную опасность представляет наметившаяся тенденция подмены национальной политики решением конфликтных межнациональных проблем, как это, в частности, происходит на Северном Кавказе. Национальная политика не может и в принципе не должна быть направлена на решение сиюминутных проблем с помощью временных мер, пусть даже и носящих актуальный характер.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мельникова, Светлана Владимировна, 2003 год

1. Абалкин Л. О национально-государственном интересе России

2. Вопросы экономики. 1994. - № 2. - С. 4-16. 2 Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». - М. - 1995- 224 с.

3. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М. 1991.-224 с.

4. Абдулатипов Р.Г. Россия: национальное возрождение и межнациональное сотрудничество//Регионология. 1994. - №2-3.- С.8-48.

5. Абдулатипов Р.Г. Национальная идея и национализм //Этнополис. 1995. - №3. - С.5-17.

6. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2 ч. 4.1.

7. Ставрополь: Изд-во СГУ. 1996. - 154 с.

8. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2 ч. 4.2. -Ставрополь: Изд-во СГУ. - 1996. - 154 с.

9. Авксентьев В.А. Этнические проблемы Северного Кавказа в контексте общероссийских и мировых этнических проблем //Известия вузов Сев.-Кав. региона. Общ. науки 1998. - № 2. - С. 32-35.

10. Авксентьев A.B., Шаповалов В. А. Этносоциальные проблемы России. -Ставрополь.- 1994. -88с.

11. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. 1996. - №3. - С. 13-22.

12. З.Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства /ОНС 1996. - № 1. - С. 165.

13. Н.Арбатов А. Национальная идея и национальная безопасность //МЭ и МО.- 1998. № 5. - С. 5-21, № 6. - С. 5-19.

14. Артановский С. Н. Этноцентризм и "возврат к этничности": концепции и действительность//Этнографическое обозрение. 1992. - №3. - С. 15-23.

15. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социс. 1990 - № 7. - С. 42-49.

16. Баграмов Э.А. Нация и национальная психология. В поисках новых концептуальных подходов // Евразия. -М. -1993.- №1 .-С.8-14.

17. Баграмов Э.А. Национальная идея в евразийском контексте//Евразия: народы, культуры, религии. М. - 1996. - №1. - С. 10-15.

18. Баранов Е.Г. Нациопатия источник конфликтов //ОНС. -1996. -№6. -С. 67-75.

19. Барановский К. О феномене цивилизованного национализма //Дружба народов. 2000. - № 3. - С. 156-158.

20. Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии// Этнографическое обозрение. 2000. - №6. - С. 15-29.

21. Беджанов М.Б. Общественный кризис и проблемы национального возрождения. Майкоп, 1995.

22. Беджанов М.Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. Майкоп, 1997.

23. Бердяев H.A. Судьба России: опыт по психологии войны и национальности. М.: Мысль. - 1990. - 205 с.

24. Бибикова О. Репрессии длиною в жизнь //Азия и Африка сегодня. 1995.- №1. С.4-15.

25. Болоскова Т. Диаспора: фактор конфликта или сближения? // Дружба народов. 2000. - № 3. - С. 159-167.

26. Боров А.Х., Битова Е.Г. Проблема демократизации и этнополитической реконструкции в Северо-Кавказском регионе //Известия вузов Сев.-Кав. региона. Общ. науки 1998. - № 2. -С. 52-58.

27. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. -М.- 1973. 283 с.

28. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.- М.- 1983. 416 с.

29. Вдовин А.И. Российская нация//Кентавр. -1995. -№4. -С.1 14- 123.

30. Вдовин А.И. К нынешним спорам вокруг национальной идеи // Кентавр. -1995.-№3. -С.3-12.

31. Винер Б.Э. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998. - №4. - С.3-26.

32. Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Материалы межвузовской научно-практической конференции 25-26 сентября 1996 г. Нальчик: Изд-во КБГУ . - 1996. - 323 с.

33. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. Р/Д.: РГУ.- 1982. - 184 с.

34. Гасанов H.H. О культуре межнационального общения //Социально тематический журнал. - 1997. - № 3. - С. 232-236.

35. Геллнер Э. Нации и национализм: Пер. с англ. /Ред. и послесл. И.И. Крупника. М.: Прогресс. - 1991. - 320 с.

36. Глейзер Н. Мультиэтнические общества: проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия //Этнографическое обозрение. 1998. - №6.-С. 98-103.

37. Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. Киев: Вища школа. - 1984. - 152 с.

38. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М.: Наука. -1979.-368 с.

39. Губин В.Д. Русская культура и феномен насилия //Вопросы философии.-1995.-№ 5.-С. 3-5.

40. Губогло М.Н. Формирование гражданской идентичности (опыт молодежи России) // Этнографическое обозрение. 1998. - №6. - С. 89-97.

41. Гумилев JI.H., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению// Социс. 1992. - №1 . - С.50-57 .

42. Гусейнов О.М. О самоопределении как моральном праве народов //Социально-политический журнал. 1993. - №№11-12.

43. Дедяев В.М. Региональные проблемы национально государственного строительства на Северном Кавказе //Известия вузов Сев.-Кав. региона. Общ. науки. - 1998. - № 2. - С. 20-23.

44. Денисова Г.С. Интеграционные процессы на Северном Кавказе как политическая проблема //Известия вузов Сев.-Кав. региона. Общ. науки -1998.-№ 2.-С. 37-42.

45. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов Н/Д. 1996. - 224 с.

46. Денисова Г.С. Социальная субъективность этноса / концептуальный подход /. Ростов Н/Д. - 1997. - 38 с.

47. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. Алма-Ата: Казахстан. - 1990. - 197 с.

48. Джунусов М.С. Суверенитет как социальный феномен. М. - 1994. -109 с.

49. Джунусов М.С. О мере своеобразия национальных культур //Социс. -2002. №5.-С. 124-128.

50. Долова З.В. Причины обострения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе. Автореф. канд. дис. Ставрополь. - 2000. - 22 с.

51. Дробижева JI.M. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭИА.- 1994. - 236 с.

52. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика //Советская этнография. -1991.-№1.-С. 3-10.

53. Дроздов B.C. Чечня: выход из лабиринта конфликтов // Кентавр,- 1995. -№4. С. 44-56.

54. Жовтун ДЛ. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума //Социально-гуманитарные знания. 2000. - № 1. -С. 132-145.

55. Зубов А. Послесловие к эпохе этнических революций:Советская практика современных теорий этнических движений // Знамя.- 1993.-№5. С.161-181.

56. Иванов В. Состояние межнациональных отношений в Российской Федерации //Социально-политический журнал. -1996. -№3. С. 33-37.

57. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социс. 1995. - №4. - С. 3-13.

58. Иорданский Б.В. Этническое самосознание изнутри: его структура //Рабочий класс и современный мир. 1990.- №4. - С. 151-161.

59. Казьмина O.E., Пучков П.И. Основы этнодемографии: Учебное пособие. -М.: Наука,- 1994.-253 с.

60. Карамов М.Х. О понятии "национальное самосознание"// Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР. Махачкала.1993,- С. 177-184.

61. Карлов В.В. Евразийская идея и русский национализм //Этнографическое обозрение. 1997. - №1. - С.3-13.

62. Карлов В.В. Этнокультурные процессы новейшего времени. М. - 1995. -219 с.

63. Козлов В.И. Проблематика «этничности»// Этнографическое обозрение. -1995.-№4.-С. 39-55.

64. Козлов В.И. Этнодемография как зеркало российских трансформаций //Этнографическое обозрение. 2000. - №6. - С. 57-68.

65. Койчуев А.Д. Историческая и духовная общность народов Северного Кавказа основа для сохранения мира и стабильности в регионе //Известия вузов Сев.-Кав. региона. Общ. науки -1998. -№ 2. -С. 58-60.

66. Кон И. С. К проблеме национального характера// История и современность. Москва: Наука. - 1971.- С. 122-158.

67. Концепция государственной национальной политики РФ //Российская газета. 1994. - № 128. - С. 5.

68. Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика //МЭ и МО. 1996. - № 7. - С. 59, №8. -С. 78, №9.-С.69.

69. Косиков И.Г., Косикова JI.C. Северный Кавказ. Социально-экономический справочник. М. - 1999. - 304 с.

70. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе (история и современность).-Ставрополь:Изд.Ставропольского университета. 1994. - 188 с.

71. Коркмазов А.Ю. Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа. М. - 2002. - 207 с.

72. Кузнецова А.Б. Основные аспекты реабилитации вайнахов (1957-1990 гг.) //Этнографическое обозрение. 2002. - №5. - 91-107.

73. Кучуков М.М. Нация и социальная жизнь. Нальчик: Эль-Фа. - 1996. -171 с.

74. Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск. - 2000. - 80с.

75. Лебедева Э. Национальный вопрос и федерализм //МЭ и МО. 1998.-№9.-С.44-50.

76. Ледович Т.С. Социально-философский анализ проблем разделенных народов. Автореф. канд. дис. Ставрополь. - 1999. - 21 с.

77. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн. собр. соч. Т.25. -С. 255-320.

78. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990.- №4,- С.3-7.

79. Лунеев В.В. Преступность в межнациональных конфликтах //Социс. -1995. №4. - с. 103 - 107.

80. Лурье C.B. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика // ОНС. 1999. - № 4. - С. 101-111.

81. Маевская H.A., Явичновская P.A. К вопросу об этике политического и национального в сознании //Национальные процессы в СССР в условиях перестройки. М. - 1990. - С.88-100.

82. Малышева Д. Этнические конфликты на юге СНГ и национальная безопасность России //МЭ и МО. 1994. - № 3. - С. 30-41.

83. Марченко Г.И. Формирование этнополитических идей //Социально-политический журнал. 1994. - № g . с. 69-75.

84. Мировая цивилизация рождается и живет сотворчеством народов.-Беседа-с Р.Г. Абдулатиповым //Этнополитический вестник. 1994. - №1. - С. 5874.

85. Мнацаканян М.О. Нации, «нациестроительство» и национально-этнические процессы в современном мире // Социс. 1999. - № 5. - С. 118-127.

86. Моисеев H.H. Размышления о национализме //Социально-политический журнал. 1994. - № 7-8. - С. 31-39.

87. Молчанов М.А. Дискуссионные аспекты проблемы «национальный интерес» // Полис. 2000. - №1. - С. 8-22.

88. Мухамметбердиев О.Б. Национальное самосознание /социопсихологический анализ/. М. - 1992.-140 с.

89. Мыльников A.C. О феномене «постэтничности»: современный взгляд на некоторые идеи Ю.В. Бромлея //Этнографическое обозрение. 2000. -№2. - С. 3-9.

90. Напсо М.Д. Интернационализация национальной жизни: сущность, тенденции развития.- Ставрополь. 1991. - 175 с.

91. Национальные интересы России и реальные приоритеты государственной политики за полтора века: «Круглый стол» //Отечественная история. 1996. - № 6. - С. 110-117.

92. Национальная политика в Российской Федерации. М.: Наука,-1993.-184 с.

93. Национальность феномен более существенный, чем казалось // Человек. - 1990.- №6. - С.7-15.

94. Нация, национализм, суверенитет //Социально-политический журнал. 1988. -№3.-С. 113 - 128.

95. Некоторые проблемы этнических процессов на Кавказе. Ставрополь. -1997.-76 с.

96. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. -Петербург: Время. 1922. - 39 с.

97. Панарин A.C. Россия: опыт национально-государственной идеологии.- М.: Изд-во МГУ. 1994. - 229 с.

98. Полутин С. Могут ли быть в России гармоничные национальные отношения? (Научно-практическая конференция в Саранске) // Этно-политический вестник. 1994. - №1. - С.218-226.

99. Полянский B.C. Историческая память в этническом самосознании народов // Социс. 1999. - №3.- С. 11-20.

100. Проблемы межнациональных отношений и пути их стабилизации. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь. - 1994. -111с.

101. Разделит ли Россия участь СССР? (Кризис межнациональных отношений и федеральная национальная политика). М. - 1993. - 270 с.

102. Расы и народы: Ежегодник. Вып.20: Современные этнические и расовые проблемы. Отв.ред. С.И. Брук. -1990. 262 с.

103. Римаренко Ю., Степанов Э. Конфликтология межэтнических отношений //Социально-гуманитарные знания. 1999. - № 4. -С. 135- 147; № 5. - С. 32-48.

104. Романенко С. А. Типология процессов национального самоопределения /ЮНС. № 2- С. 66-74.

105. Россия: опыт национально-государственной идеологии М.:Изд-во МГУ. - 1994.-231с.

106. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. М.: Academia. - 1996. - 294 с.

107. Рубан JI.C. Межнациональные отношения и межконфессиональные противоречия (региональный аспект)//Социс. 1995.- №4.- С.97-102.

108. Рукавишников В.О., Халман Д., Эстер П., Рукавишникова Т.П. Россия между прошлым и будущим // Социс. 1995. - №5.- С.75-90.

109. Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект //Этнографическое обозрение. 1998. - №6. -С. 3-15.

110. Рыбаков С.Е. Национализм и нация //Этнографическое обозрение. -1999. №4.-С. 3-17.

111. Рыбаков С.Е. О методологии исследования этнических феноменов //Этнографическое обозрение. 2000. - №5. - С. 3-16.

112. Савва М.В. Этнический статус в идеологии и политике // Полис. -1999.-№4.-С.141-147.

113. Савоскул С.С. Этнический аспект постсовестской гражданской идентичности //ОНС. 1999. - № 5. - С. 91-104.

114. Сампиев М.С. Типология самоопределения народов как инструмент его исследования //Социально-гуманитарные знания. 2000. -№ 1. - С. 282-294.

115. Сармантин Е.С. К оценке чеченского кризиса //Известия вузов Сев-Кав. региона. Обществ, науки. 1988. - № 2. - С. 65-67.

116. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе//Вопросы философии. 1990.- №2. - С.4-26.

117. Семенов Ю.И. Этнология и гносеология. // Этнографическое обозрение. 1993 - №6.- С.3-20.

118. Семенов Ю.И., Чешко C.B. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ. //Философия и общество. 1997. - .№3. -С.256-265.

119. Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации //Этнографическое обозрение. 1996. - №3. - С. 3-12.

120. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А. - 1999.-203с.

121. Сипатова М.В. Особенности формирования национального самосознания // Актуальные вопросы теории и практики в социологии. -4.2.1989. С.39-41.

122. Сингер Б.Д. Демократическое решение проблемы этнического многообразия //Вопросы философии. 1994. - № 6. - С. 89-92.

123. Ситунишин В. Самоопределение народов: традиции и действующее право. Национальные отношения /ОНС. 1994. - №2. - С. 107-113.

124. Скворцов Н.Г. Этничность в процессе социальных изменений //Социально-политический журнал. 1996. - № 1. - С. 29-34.

125. Соколовский C.B. Понятие «коренной народ» в российской науке, политике и законодательстве //Этнографическое обозрение. 1998. - №3. -С. 74-88.

126. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М.: Наука. - 1988. -С. 111-125.

127. Сорокин П.А. Проблема социального равенства // Этнополис,-1992.-№2.-С. 121-130.

128. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз (первое полугодие 1995 года) М.: Academia. - 1995.- 288 с.

129. Ставропольцы о своей жизни. Отчет о результатах исследования по теме: Состояние межнациональных отношений в Ставрополье в оценкахи представлениях массового сознания. Москва - Ставрополь: ИСПИ-РАН. СГПИ. - 1993.-60 с.

130. Студенчество и современное ценностное сознание. Ценностные аспекты вузовского образования. Ставрополь. - 1992. - 272 с.

131. Сусоклов A.A., Степанов В.В. Этнос и его среда // Человек. -1990,- №6.- С.51-56.

132. Тавадов Г.Т. Современная этнополитическая ситуация в России. Народы России: возрождение и развитие //Социально-политический журнал. 1994. - № 2. - С. 35-45.

133. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) //Этнографическое обозрение. 1998. - №5. - С. 3-26.

134. Тишков В.А. О природе этнического конфликта //Свободная мысль,- 1993. №4. - С.4-15.

135. Тишков В.А. Что есть Россия? (перспективы нациестроительства) //Вопросы философии. 1993. - .№2. - С.3-18.

136. Ткаченко A.A. Этносоциальные проблемы в Российской Федерации //Этнографическое обозрение. 2000. - №6. - С. 69-81.

137. Троицкая Н.Е. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом /Историософские миниатюры/. М.- 1995.-52 с.

138. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме //Вопросы экономики. 1994. - № 2. - С. 108-125.

139. Федотова В. Г. Судьба России в зеркале методологии //Вопросы философии,- 1995. №2. - С.21-34.

140. Филиппов В.В. Из истории русского национального самосознания //Советская этнография. -199 1. №3 - С.25-33.

141. Хоперская Л.Л. Этнический фактор становления федерализма на Северном Кавказе //Известия вузов Сев.-Кав. региона. 1998. -№2. - С. 14-20.

142. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социс. 1999. - № 9. -С. 67-74.

143. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М. - 1994. - 236 с.

144. Черноусова Е. Социальная интеграция и национальная идея (мировой опыт и проблемы) //Общество и экономика. 2000. -С.79-95.

145. Чешко C.B. Современные мифологемы или национальный вопрос в СССР.//Национальные процессы в СССР. М. -1991.- С.83-104.

146. Шадже Д.Ю. Политический диалог как средство разрешения этнических конфликтов //Социально-политический журнал. 1996.-№2.-С.218-221.

147. Шемакин Я.Г. Этнические конфликты: цивилизованный ракурс ПОЯС. № 4. - С. 49-60.

148. Шувалов Б.А. Национальное и интернациональное в массовом сознании // Национальные процессы в СССР в условиях перестройки. -М.- 1990.-С.77-88.

149. Шугуров М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. Саратов. - 1994. -242 с.

150. Этничностъ и власть в полиэтничных государствах. Материалы международной конференции 1993 г.- М.: Наука. 1994.-320 с.

151. Этнополитическая ситуация в регионах Российской Федерации (г. Оренбург). -Москва-Оренбург. 1995. -66 с.

152. Этнополитическая ситуация в регионах Российской Федерации (Дагестан). РИДИСПИРАМ. 1995.-76 с.

153. Этносы и этнические процессы (Сб.ст. -М.: Наука. 1993.- 343 с.

154. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Автореферат докт. дис. РостовН/Д. 1999. - 38 с.

155. Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходство // Полис. 2000. - №1. - С. 114-123.

156. Ян Э. Демократия и национализм: единство или противоречие? //Полис. 1996.- №1.- С.33-49.rocci ислля ^

157. ГОСУДА1 СТВ7ЛШ.А:-; БЕБЛИОТ?-'/7//

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.