Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Ручимская, Софья Валерьевна

  • Ручимская, Софья Валерьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 188
Ручимская, Софья Валерьевна. Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2010. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ручимская, Софья Валерьевна

Введение.

Глава I Феномен просветительства в пространстве культуры.

1.1.Просветительство как эстетическая, этическая и педагогическая категория: понятийная парадигма исследования.18.

1.2.Феномен просветительства в становлении и развитии отечественной музыкальной культуры.

1.3.Музыкальное просветительство в художественном пространстве культуры XX века.

Глава II Ход и содержание опытно-экспериментального исследования процесса формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

2.1.Теоретико-методологические основания осуществления процесса формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

2.2.Реализация и проверка эффективности теоретико-методической модели формирования просветительской направленности педагога-музыканта.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта»

Актуальность исследования. История становления и развития- культуры-от глубокой древности: и по сей день связана с просветительством' как-: социальным и культурным феноменом, заключающим в себе не только потребность в новом знании- и постижении окружающего мира, но и передаче этого знания; другому как партнеру по<коммуникации. Просветительское начало является-тем «вечным двигателем»;), который не позволяет человеку останавливаться?! на-, достигнутом; требует постоянной? устремленности- к ,свету, рассеивающему мрак невежества. С глубокой древности о роли просветительского начала: в духовном становлении личности размышляли философы всех стран и народов мира, связывая просвещение с воспитанием личности, обретением ею способности к усвоению социального и культурного опыта.

Современный этап: исторического развития.человечества во; многих исследованиях определяется: как эпоха глобального кризиса, обостряющего до; предела;конфликтные;ситуации. В исследованиях нашего времени; постоянно обсуждаются такие проблемы как трагизм глобального террора, многочисленные аспекты этнических иг межконфессиональных конфликтов, потеря; духовных и нравственных ориентиров в обществе. Для современной России, исторически находящейся? на перекрестке культур и переживающей сегодня сложнейший; переходный период, все;эти вопросы остро актуальны. Они требует поиска решений, позволяющих преодолеть множество негативных тенденций, характерных для эпохи цивилизационного кризиса.

Этим обусловлена насущная необходимость широкой просветительской деятельности, способствующей воспитанию личности, обладающей позитивной мировоззренческой позицией, сформированной системой ценностей, в которой идеи всеобщего блага, красоты, добра связываются с признанием высшей ценностью жизнь каждого человека на земле, реализующего в процессе деятельности свой творческий потенциал. Именно поэтому сегодня значение просветительства в становлении и развитии человека не только как биологического вида, но и мыслящего существа, образованного, толерантного, готового к диалогическому общению, остается; в центре, исследований-философов, социологов; психологов, культурологов, педагогов, деятелей культуры и, искусства.

Музыка, несущая в себе глубинное знание о мире и человеке, является особым каналом, позволяющим передавать это знание партнеру по коммуникации. Но для того, чтобы этот канал коммуникации превратился в канал духовного общения, чтобы новое знание передавалось непосредственно от сердца к в сердцу, профессиональному музыканту необходимо обладать не только потребностью в общении, но и способностью нести своим слушателям, ученикам, коллегам новое музыкальное слово, рождающее новые мысли и чувства. Ему необходимо осознавать огромную роль просветительского начала в профессиональной деятельности педагога-музыканта, раскрывающего перед своими учениками, своими слушателями новые художественные-миры.

Просветительское начало, заложенное в коммуникативной функции музыки, в ее способности вовлекать человека в процесс духовного постижения окружающего мира и своего места в нем, в процесс познания и самопознания осознавалось мыслителями во все времена: в Древней Индии и Китае, античной Греции и Древнем Риме, в эпоху Средневековья и Возрождения, Просвещения и Романтизма.

XX век, открывший глубоко мыслящему и тонко чувствующему человеку безграничность художественного пространства культуры, особенно остро поставил перед системой профессионального музыкального образования в качестве одной из важнейших задач подготовку музыканта-просветителя, способного открывать для своих учеников, своих слушателей пути к постижению этого пространства. Решение этой задачи на современном этапе выдвигает перед системой профессионального музыкального образования необходимость разработки научно обоснованной теоретико-методической модели, в основу которой положена идея просветительской направленности профессиональной подготовки музыканта.

Степень научной разработанности* проблемы. Феномен просветительства как инструмент обретения социального и культурного опыта, необходимого для жизни и деятельности человека в любом обществе, относится к кругу тех проблем, которые принято называть вечными, поскольку каждая эпоха раскрывает новые аспекты, новые области знания, нуждающиеся в постижении и осмыслении. В клинописных табличках библиотеки Ашурба-нипала и Кодексе Хаммурапи (цивилизация Междуречья), в дошедших до нас сведениях о существовавших в Древнем Египте в III тысячелетии* д.н.э. семейных школах, в которых чиновники, жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своих детей, подготавливая их к жизни и будущей профессиональной деятельности, в древнеиндийских Ведах и дополняющих их текстах Упанишад, в философии Конфуция, в сохранившихся испанских хрониках, описывающих цивилизацию майя, в памятниках культуры Древней Японии, Греции, Рима встречаем мы размышления о роли просвещения вообще и о значимости музыки в воспитании человека. Афинская педагогика, выдвинувшая идею гармонически развитой личности, назвала такую личность «муси-ческим человеком», поскольку именно в музыке греческие просветители усматривали образец мировой гармонии.

Поиск мировой гармонии всегда связан с потребностью в просвещении. Такая потребность ощущается в древних космогонических мифах, где человек уже стремится выстроить систему мироздания, чтобы понять место человека как части безграничного космического пространства в этой системе. Острая потребность в просвещении как источнике постижения окружающего мира постоянно звучит в творениях античных философов — Протагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки и др. Идеи художественного просвещения и воспитания содержатся в раннехристианских литературных памятниках, где древние авторы высказывают убеждение в том, что музыка, поэзия, пение псалмов и христианских гимнов, созерцание шедевров живописи и зодчества формируют добрые чувства. О значимости божественного песнопения для возвышения души и постижения ею сути человеческого тсуществования' писал в своих трудах ранневизантийский писатель Иоанн Златоуст, а для Лютера музыка являлась символом духовного просветления. Один из «отцов церкви»' Василий Великий- в своих поучениях напоминал о необходимости воспитания чувства добра и красоты, позволяющих преодолеть врожденное зло, мрак невежества, духовную слепоту.

С особой силой выражена идея просветительства в гуманистических идеях Возрождения. А философская мысль эпохи Просвещения вознесет на высшую ступень в иерархии ценностей разум, устремленный к познанию мира. Романтическая эпохи распространит идеи просветительства за пределы разума, направит исследователей в сферу Духа, свяжет просветительское начало с эстетическим поиском красоты и гармонии бытия.

Средства эстетического и этического воздействия, заключенные в художественно-просветительской и воспитательной функциях музыки, по выражению В.Н. Холоповой, «очеловечивают» окружающую действительность, и, таким образом, «осчастливливают и эвдемонизируют круг человеческого бытия». В деятельности представителей российской художественной культуры -художественно-публицистических работах А.Н. Серова и В.В. Стасова, музыкально-критических исследованиях Б.В. Асафьева и музыкально-философских трудах А.Ф. Лосева, в концертно-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности Н.Г. И А.Г. Рубинштейнов, М.А. Балакирева, Т.Я. Ломакина, С.И. Танеева, В.И. Сафонова А.Б. Гольденвейзера, Г.Г. Нейгауза, Г.Н. Рожденственского, Д.Д. Благого, М.В. Юдиной и многих других выдающихся музыкантов всегда одним из важнейших составляющих является поиск пути просвещения и воспитания высокообразованной, духовной личности, способной к активной творческой деятельности в современном пространстве культуры.

Анализ российских музыкально-педагогических исследований (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Т.А. И.С. Кобозева, Т.А. Колышева, Л.С. Майковская, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая, А.И. Щербакова и др.) и практика отечественного музыкального- образования свидетельствуют о постоянном возрастании- интереса к проблеме-формирования, просветительской направленности в.про-фессиональнойподготовке педагога-музыканта.

В ряде исследований последнего времени подробно рассматриваются различные аспекты данной проблемы. Так О.В. Милицина посвятила ряд работ формированию готовности студентов педвуза к осуществлению музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования. Ею были проанализирована специфика учебно-просветительской деятельности учителя музыки, изучен коммуникативный аспект и теоретические основы подготовки будущих учителей к музыкально-просветительской- деятельности в сфере дополнительного образования.

Л.Л. Мельникова включила в свои исследования разработку методики формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской деятельности, справедливо полагая, что-каждый колледж искусств, музыкальная школа или школа искусств должны быть своеобразными музыкально-просветительскими центрами своего района, города или поселка.

О необходимости формирования просветительской направленности учебного процесса в классе фортепиано пишет в своих исследованиях И.У. Аушева, JI.A. Безбородова призывает к осуществлению такой направленности в подготовке дирижеров-хоровиков. Ю.И. Засуха справедливо полагает, что необходимо выявлять педагогические основы непрерывного музыкального просвещения средствами культурно-просветительской работы. E.H. Ми-хейченкова обращается к проблеме формирования готовности студентов пед-колледжа к музыкально-лекторской деятельности, а Е.В. Павлова рассматривает педагогические условия, необходимые для подготовки студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности.

В каждом конкретном случае рассматривается определенный аспект в осуществлении просветительской направленности в подготовке будущего педагога-музыканта. Однако, целостной концепции, в которой была бы определена роль просветительства; как социального и культурного: феномена' в подготовке. профессионального музыканта, независимо от того, какую, конкретную? сферу деятельности он изберет для, творческой, самореализации и самоактуализации в пространстве культуры, до сих пор не существует.

Все вышеизложенное позволяет констатировать, что сегодня:; наметилось острое между потребностью общества в широкой просветительской деятельности современного педагога- музыканта и отсутствием; целостной концепции? формирования музыкально-просветительской; направленности. Это связано с тем, что феномен просветительства, несмотря на осознание его значимости, часто остается на периферии музыкально-педагогического процесса, в центре которого продолжают оставаться специальные знания, умения и навыки, несомненно, необходимые каждому, профессионалу, но недостаточные для того, чтобы включиться в1 активную социокультурную деятельность. Необходимость преодоления выявленного противоречия составляет основную и/юйгсем); исследования.

Объект исследования: подготовка педагога-музыканта в системе высшего профессионального образования.

Предмет исследования: феномен просветительства в осуществлении., процесса профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Цель исследования: выявление и обоснование теоретико-методических основ процесса формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

Согласно сформулированными - объектом, предметом исследования и поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

• произвести анализ и раскрыть содержание понятия «феномен просветительства» в философских трудах прошлого и настоящего;

• проанализировать социально-философские основания применения этого понятия в качестве эстетической, этической и музыкально-педагогической категории;

• обосновать значимость, осуществления профессиональной подготовки. педагога-музыканта с позиции приоритета просветительской направленности в формировании художественно-эстетического и духовно-нравственного становления личности; разработать и внедрить теоретико-методическую модель формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта; • проверить эффективность разработанной и внедренной теоретико-методической модели в процессе проведения экспериментальной работы.

В качестве гипотезы выдвигаются следующие положения:

Профессиональная подготовка музыканта, способствующая его творческой самореализации и самоактуализации в пространстве культуры, будет наиболее эффективной, если:

• феномен просветительства будет признан одним из важнейших факторов профессионального и духовного становления будущего педагога-музыканта;

• в качестве основной идеи обращения к феномену просветительства будет определена творческая трансляция смыслов и ценностей культуры в духовное пространство будущего педагога-музыканта;

• просветительская направленность будет определена как интегральное свойство творческой личности, испытывающей постоянную потребность в постижении нового художественного пространства и вовлечении в этот процесс своих учеников, слушателей, коллег,;

• организация процесса формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта будет строиться на основании современных психолого-педагогических подходов — аксиологического, антропологического, системного, культурологического, индивидуально-личностного, представляющих собой фундаментальную основу построения и реализации теоретико-методической модели формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские, социологические, культурологические, психологические, педагогические и музыкально-педагогогические идеи о роли просвещения в истории культуры и в становлении человека как творения и творца культуры, о значении музыкального просвещения и воспитания в эстетически-ценностном и духовно-нравственном становлении личности: в философских воззрениях античности (Аристотель, Платон, Конфуций, Сенека, Сократ); в трудах немецких классических философов (В.Г. Гегель, И.Кант, И. Фихте, Ф. Шле-гель); в работах русских философов (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, H.A. Данилевский, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский). А также современные исследования, освещающие роль феномена просветительства в:

• становлении и развитии личности (A.C. Арсеньев, В.М. Бехтерев, Н.Р. Битянова, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, К. Изард, JI.C. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.);

• поиске смысла творчества (H.A. Бердяев, Б.С. Братусь, Ж. Делез, JI.H. Коган, А.Н. Леонтьев, Ф. Ницше, 3. Фрейд и др.);

• теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, .A.B. Брушлинский, Л.П. Буева, Д.Б. Богоявленская, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.);

• формировании эстетических и этических идеалов (К.З. Акопян, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, Ю.Б. Борев, М.С. Каган, В.П. Клычков, А.Ф. Лосев, М. Н. Росенко, В.П. Шестаков и др.);

• изучении психологии искусства и музыкального восприятия ( Е.А. Бодина, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, A.A. Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, М.С. Старчеус, Г.С. Тарасов, A.B. Торопова, Ю.У. Фохт-Ба-бушкин и др.);

• осуществлении художественно-творческой деятельности (М.Н. Афасижев, Г.С. Батигцев, Д.Б. Богоявленская, A.JI. Вахетмеса, В.И. Волков, JI.C. Выготский, Э.Ф. Володин, П.С. Иванов, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.);

• эстетически-ценностном становления личности в процессе музыкального обучения и воспитания (Л.А. Баренбойм, Е.А. Бодина, Д.Б. Кабалевский, Г.Г. Коломиец, В,Г. Ражников, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова, М.В. Юдина и др.);

• личностно-ориентированном образовании (Н.И.Алексеев, Е.В.Бондаревская, А.А.Плигин, В.В.Сериков, И.С.Якиманской и др.);

• выявлении новых тенденций развития профессионального образования (A.A. Аронов, А.Я. Айзенберг, Н.К.Бакланова, Т.И. Бакланова,

A.А.Вербицкий, Л.С.Зорилова, Т.Г.Киселева, Н.В.Кротова, Ю.А. Стрельцов,

B.И.Черниченко, В.М. и В.В. Чижиковы и др);

• изучении аналиатических материалов, раскрывающих отечественный опыт музыкального просвещения (Б.В. Асафьев, Б.В. Диментман, Е.В. Духов, Д.Б. Кабалевский, Б.И. Краснобаев, А.Б. Луначарский, В.И. Муза-левский, П.А. Столпянский и др.);

• изучении и анализе работы профессиональной деятельности выдающихся педагогов-музыкантов (А.Д. Артоболевская, Л.А. Баренбойм, Б.А. Гольденвейзер, Я.И. Мильштейн, Г.Г. Нейгауз, В.И. Сафонов, С.Е. Фейнберг и др-);

• исследовании современных тенденций организации концертно-просветительской деятельности (Л. Бернстайн, П. Михель, Г.Н. Рожденствен-ский, Г.С. Фрид и др.);

• анализе методологии и методии современногое музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.).

База исследования. Исследование проводилось на базе РАМ им. Гнеси-ных (кафедры специального и общего фортепиано), РГСУ (факультет искусств и социокультурной деятельности), ЦМШ 2 г. Самары (курсы повышения квалификации педагогов-музыкантов, мастер-классы).

Методы исследования:

• изучение и анализ широкого круга материалов, посвященных проблеме исследования;

• анализ современного состояния просветительской направленности в педагогической и концертно-исполнительской деятельности;

• обобщение личного педагогического и концертно-исполнитель-ского опыта;

• методы эмпирического исследования - педагогическое наблюдение, педагогические беседы, интервьюирование и анкетирование участников эксперимента и т.д.;

• проведение констатирующего, формирующего и дублирующего экспериментов;

• статистическая обработка и анализ полученных результатов.

Первый этап исследования (2004-2007 гг.) можно рассматривать как теоретико-поисковый, поскольку на нем осуществлялась теоретическая подготовка к проведению диссертационного исследования: производился сбор необходимой информации, изучался широкий круг научных источников по проблеме исследования, уточнялся понятийно-категориальный аппарат работы. Это стало основой для определения исходных теоретико-методологических положений, на которых строилась исследовательская работа. Были сформулированы - объект, предмет, цель, задачи и гипотеза работы, положения, выдвигаемые на защиту. На первом этапе была определена общая стратегия проведения экспериментальной работы (структура, методы, теоретические основы музыкально-просветительской деятельности), а также определены фундаментальные основы теоретико-методической модели формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке музыканта.

Второй этап (2007—2009 гг. ) является основным. На этом этапе осуществлялась работа по реализации разработанной теоретико-методической модели формирования просветительской направленности к профессиональной подготовке педагога-музыканта. Для анализа ее эффективности в процессе формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке музыканта была разработана методика диагностики, определены критерии и параметры уровней сформированности просветительской направленности музыканта, что позволило проследить динамику в осуществляемом процессе. Для проведения экспериментальной работы был разработан экспериментальный курс «Просветительская направленность в профессиональной деятельности музыканта». На этом этапе были организованы контрольная и экспериментальная группы, проводился констатирующий и учебно-формирующий эксперимент, анализировались результаты каждого из контрольных срезов.

Третий этап - (2009-2010 гг.) - обобщающий. Этот этап был посвящен не только анализу полученных данных, но и проверке их достоверности в процессе проведения дублирующего эксперимента. Проведение такой работы позволило выявить как сильные, так и слабые стороны разработанной и внедренной теоретико-методической модели, что, в свою очередь, определило необходимые пути для ее совершенствования. На заключительном этапе были подведены итоги проделанной работы, на основании проведенного анализа были разработаны методические рекомендации. Общее количество участников на всех этапах исследовательской работы составило более 500 человек.

Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе проведенной исследовательской деятельности уточнено содержание понятий «феномен просветительства» в истории становления человечества, и «просветительская направленность» в профессиональной подготовке музыканта, которые включают в себя: потребность и способность к обретению и передаче нового знания; осуществление и вовлечение своих слушателей, учеников, коллег ватмосферу активного творческого поиска; потребность и способность создавать и постигать новое художественное пространство.

Разработана теоретико-методическая модель формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов, основанная на аксиологическом, системном, культурологическом, антропологическом, индивидуально-деятельностном подходах. Определены этапы формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога- музыканта, определены цели и задачи работы на каждом из этапов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обоснованы педагогические условия, необходимые для формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов; раскрыта взаимосвязь просветительской направленности будущих педагогов-музыкантов с уровнем эстетически-ценностного становления личности, определяющим потребность в осуществлении музыкально-просветительской деятельности, способность к обретению и передаче нового, знания, осуществлению постоянного творческого поиска, готовность к ценностному осмыслению и оценке новых музыкальных смыслов и ценностей.

В работе определен комплекс личностных и профессиональных качеств, необходимых для осуществления активной и плодотворной музыкально-просветительской деятельности. Разработана методика диагностики уровней сформированности просветительской направленности в профессиональной подготовке музыкантов. Подготовлен экспериментальный курс «Просветительская направленность в профессиональной деятельности музыканта».

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что, разработанные в исследовании - теоретико-методическая модель формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта, методика диагностики уровней сформированности просветительской направленности, подготовленный экспериментальный курс «Феномен просветительства в профессиональной деятельности музыканта» могут быть широко использована в вузах культурьг и искусств, в экспериментальной деятельности для разработки новых авторских методик, лекционных курсов, в подготовке студенческих и аспирантских исследовательских работ.

Сформулированные автором исследования научные выводы, положения, рекомендации, способы и методы формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога- музыканта открывают педагогам-практикам широкие возможности для осуществления просветительской направленности в своей работе, что способствует поиску новых путей совершенствания системы высшего профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены как опорой на широкий круг философских, психологических, культурологических, социологических, искусствоведческих и педагогических исследований, раскрывающих сущность феномена просветительства в историческом процессе становления и развития культуры, так и современными психолого-педагогическими подходами к решению проблемы создания просветительской направленности в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов, а также соответствием исходных методологических позиций методам исследовательской работы и проверкой выдвинутых теоретических положений в опытно-экспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в научных публикациях автора, обсуждениях и выступлениях в РАМ им. Гнеси-ных, РГСУ (факультет искусств и социокультурной деятельности),в концерт-но-исполнительской деятельности автора в качестве солистки-пианистки, солистки камерного ансамбля, участницы фортепианного дуэта, в проведении мастер-классов в различных городах Российской Федерации (Самара, Няндома, Нефтеюганск), ближнего и дальнего зарубежья (Украина, Болгария, Греция, Франция).

На защиту выносятся следующие положения:

1. .Феномен просветительства, на протяжении веков являющийся, одним из• основополагающих факторов развития человечества; сегодня, в-эпоху широкомасштабного цивилизационного кризиса приобретает особое значение в сохранении и приумножении духовных ценностей отечественной и мировой культуры.

2. Необходимость сохранения музыкально-просветительской направленности, составляющей одну из характерных особенностей российской, художественной культуры, на современном этапе обусловлена явно выраженной социальной потребностью в воспитании творческой личности, готовой к открытию новых горизонтов в избранной профессиональной сфере деятельности.

3. Формирование просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога- музыканта - это целенаправленный и многоступенчатый, процесс, в ходе которого происходит эстетически-ценностное и духовно-нравственное становление личности, обретающей в этом процессе ориентиры, необходимые для самореализации и самоактуализации в дальнейшей жизни и деятельности.

4. Педагогическими условиями для осуществления процесса формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога- музыканта являются: применение инновационных подходов (аксиологического, антропологического, системного, культурологического, идивиду-ально-личностного; разработка и реализация теоретико-методической модели.

5. Эффективность осуществления процесса формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога- музыканта определяется: сформированностью высокого уровня мотивации к осуществлению музыкально-просветительской деятельности; постоянно возрастающей потребностью и способностью к ее осуществлению; ценностным осмыслением и оценкой роли просветительского начала в формировании художественного пространства культуры нового тысячелетия; признанием феномена просветительства личностной и общественной ценностью. с

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Ручимская, Софья Валерьевна

Заключение

Проведенное исследование роли просветительства как социального- и культурного феномена в профессиональной? подготовке будущего' педагога-музыканта выявило актуальностью значимость этой проблемы в* воспитании личности, стремящейся к постоянному совершенствованию и самосовершенствованию, к постоянному открытию все новых «полей недостижимости», способной не только обретать новое знание, но и передавать его своимучени-кам в процессе активного духовного общения. Было выявлено о строе противоречие между потребностью общества в широкой просветительской деятельности современного педагога- музыканта и отсутствием целостной, концепции формирования музыкально-просветительской направленности.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Феномен просветительства является категориальным понятием, анализ, которого в гуманитарных науках (философии, социологии, культурологии, психологии, педагогике, музыкознании)' позволяет интерпретировать его в качестве одного1 важнейших факторов саморазвивающейся сущности человека как творца и творения культуры, активно влияющих на процесс профессионального и духовного становления личности.

2. Социально-философскими основаниями применения этого понятия в качестве эстетической, этической и музыкально-педагогической категории является* определение роли феномена просветительства* в'качестве транслятора смыслов и ценностей культуры в духовное пространство будущего педагога-музыканта;

3. Обоснованием значимости осуществления профессиональной подготовки педагога-музыканта с позиции приоритета просветительской направленности служит служит системный анализ просветительства как социального и культурного феномена и выявление в опытно-экспериментальной работе его влияния на процесс формировании художественно-эстетического и духовно-нравственного становления личности.

4. Разработка, реализация и проверка эффективности теоретико-методической модели формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта позволили доказать, что:

• просветительство есть интегральное свойство творческой личности будущего педагога-музыканта, испытывающей постоянную потребность в постижении нового художественного пространства и вовлечении в этот процесс своих учеников, слушателей, коллег;

• формирование просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога- музыканта - это целенаправленный и многоступенчатый процесс, в ходе которого происходит эстетически-ценностное и духовно-нравственное становление личности, обретающей в этом процессе ориентиры, необходимые для самореализации и самоакгуализа-ции в дальнейшей жизни и деятельности;

• эффективность осуществления процесса формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта определяется высоким уровнем мотивации к осуществлению просветительской деятельности, сформированной потребностью- и способностью к ее осуществлению, ценностному осмыслению и оценке роли просветительского начала в формировании художественного пространства культуры нового тысячелетия;

• основным условием достижения успеха в организация процесса формирования просветительской направленности будущего педагога-музыканта является применение современных психолого-педагогических подходов (аксиологического, системного, культурологического) и методов (аксиолого-аналитического, эволюционно-синергетического, прогностически-моделирующая, творческого проектирования), обеспечивающих решение всех целей и задач, поставленных в работе.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что все поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза и положения, выдвинутые на защиту, доказаны. В то же время, несомненно, что проблема формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта не исчерпана, поскольку музыка продолжает стремительно развиваться и ставить все новые и новые задачи перед педагогом-музыкантом третьего тысячелетия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ручимская, Софья Валерьевна, 2010 год

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности /К.А.Абульханова-Славская Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 334 с.

2. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности.//Психология и образ жизни личности. /К.А.Абульханова-Славская Жизненные перспективы личности.//Психология и образ жизни личности. — М.: Наука, 1987. —С. 30.

3. Аджемов, К.Х. Незабываемое /К.Х. Аджемов незабываемое. М.: "Музыка", 1972. - 152 е., 16 л. илл.

4. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии /А.Адлер Практика и теория индивидуальной психологии — М.: Прагма, 1993. — 175 с.

5. Адорно, Т. Избранное: социология музыки /Т.Адорно Избранное: социология музыки. — М., С.-П.: Университетская-книга, 1999.' — 445 с.

6. Александрович, М. Я помню /М. Александрович Я помню. М.: ПРОГРЕСС-АКАДЕМИЯ, 1992. - 240 е., илл.

7. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта /Ю.Б.Алиев Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: Гум. изд. центр Владос, 2000. — 336 е.: ноты.

8. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. /Ш.А.Амонашвили Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984.— 296 с.

9. Амонашвили, Ш. Размышления о гуманной педагогике /Ш.Амонашвили Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. дом Шалвы Амонащвили, 1996. — 494 с.

10. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды./Б.Г.Ананьев Избранные психологические труды. В 2-х т. — Т. 1. — Сост.: В. П. Лисенкова. Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980.230 с.

11. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление /С.Ф.Анисимов Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988. —253 с.

12. Ансерме, Э. Статьи о музыке и воспоминания /Э.Ансерме Статьи о музыке и воспоминания. — М.: Советский композитор, 1986. — 224 с.

13. Апраксина, О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе /О.А.Апраксина Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе — М.-Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1948.148 с.

14. Арановский, М. Г. Два этюда о творческом процессе /М.Г.Арановский Два этюда о творческом процессе./УПроцессы музыкального творчества. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. — С. 56-77.

15. Арановский, М. Г. Мышление, язык, семантика /М.Г.Арановский Мышление, язык, семантика.//Проблемы музыкального мышления. — М.: Музыка, 1974. — С. 90-128.

16. Аристотель Поэтика. /Аристотель Поэтика. Т. 4. — М.: Мысль, 1984.—С. 645-680.

17. Артамонова, Е.И. Развитие духовной культуры учителя: теория и методика /Е.П.Артамонова Развитие духовной культуры учителя: теория и методика. М.: МПГУ, 2000. - 126с.

18. Асафьев, Б. В. Избранные труды. т.З /Б.В.Асафьев Избранные труды т.З. — М.: изд. Академии наук, 1954. 335 с.

19. Асафьев, Б. В. /Б.В.Асафьев Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая. 2-е изд. — JI.: Музыка, Ленинград, отд., 1971. — 376 с.

20. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. /Ю.К.Бабанский Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

21. Баллер, Э. А. Преемственность в развитии культуры /Э.А.Баллер Преемственность в развитии культуры. — М.: Наука, 1969. — С. 15.

22. Баренбойм, Л. А. /Л.А.Баренбойм Путь к музицированию. Исследование. Изд. 2-ое, доп. — Л.: Совет, комп., 1979. — 352 с.

23. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию. Исследование /Л.А.Баренбойм Фортепианная педагогика и исполнительство. — Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1974. — 336 с.

24. Бахтин, М. М. Философия поступка. В кн.: Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985/М.М.Бахтин Философия поступка. В кн.: Философия и социология науки и техники. Ежегодник 19841985. — М.: Наука, 1984-1985 — С. 80-160.

25. Бахтин, М.М. От философии поступка к Риторике поступка /М.М.Бахтин От философии поступка к Риторике поступка. —М.: Лабиринт, 1996.— 176 с.

26. Белинский, В.Г. Собр. Сочинений. Т.VIII /В.Г. Белинский Собр. Сочинений. T.V. М.: Художественная литература, 1979. - 632 .

27. Белинский, В.Г. Собр. Сочинений. Т.VIII /В.Г. Белинский Собр.

28. Сочинений. T.VIII. М.: Художественная литература, 1982. - 635 с.

29. Бергсон, А. Творческая эволюция /А.Бергсон Творческая эволюция. — М.: КАНОН-пресс, Кучково поле 1998. — 384 с.

30. Бердяев, Н. А. Самопознание /опыт философской автобиографии /Н.А.Бердяев Самопознание /опыт философской автобиографии/. — М.: Междунар. отнош., 1990. — 336 с.

31. Бердяев, Н. А. Человек. Микрокосм и Макрокосм /Н.А.Бердяев Человек. Микрокосм и Макрокосм.//Феномен> человека: Антология. — М.: Высш. школа , 1993. — С. 28-58.

32. Березовчук, Л. Музыка и мы /Л.Березовчук Музыка и мы. — С.-П.: Бояныч, Бланка, 1995. — 287 с.

33. Бержеро, Ф., Мерлин, А. История джаза со времен бопа /Ф. Бержеро, А. Мерлин История джаза со времен бопа. М.: ACT - Астрель, 2003. - 160 с.

34. Бернандт, Г.Р. Статьи и очерки /Тр. Бернандт Статьи и очерки. -М.: "Советский композитор", 1978, 404 с.

35. Берне, Р. Развитие "я-концепции" и ее воспитание /Р.Бернс Развитие "я-концепции" и ее воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 422 с.

36. Бернстайн, Л. Концерты для молодежи /Л.Бернстайн Концерты для молодежи. — Л.: Советский комп., Ленингр. отд., 1991. — 227 с.

37. Беседы с Альфредом Шнитке /Сост. и пред. A.B. Ивашкин. М.: "Классика ХХГ'2005, 320 с.

38. Библер, В. С. Мышление как творчество. (Введение в логику мыслительного диалога) /В.С.Библер Мышление как творчество. (Введение в логику мыслительного диалога). — М.: Политиздат, 1975. — 399 с.

39. Библер, В. С. Нравственность, культура, современность. /Философское размышление о жизненных проблемах /В.С.Библер Нравственность, культура, современность. /Философское размышление о жизненных проблемах/. — М.: Знание, 1990. — 62 с.

40. Благой, Д. Д. Образная речь педагога /Д.Д.Благой Образная речь педагога.//Советская музыка. — 1966, № 6. — С. 81-84.

41. Блюмкин, В. А. Мир моральных ценностей /В.А.Блюмкин Мир моральных ценностей. — М.: Знание, 1981. — 64 с.

42. Бобринская, Е. А. /Е.А.Бобринская Концептуализм. Новое искусство. XX век. — М.: Галарт, 1994. — 216 с.

43. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

44. Болотова, А. К. /А.К.Болотова Самораскрытие личности: функции, временные границы и последствия в межличностном общении.// Психологические аспекты социальной нестабильности. — М.: Б. и., 1995. — С. 59-71.

45. Бонфельд, М. Ш. Музыка. Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства./М.Ш.Бонфельд Музыка. Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. — М., 1991. — 125 с.

46. Боткин, В.П. Литературная критикак. Публицистика. Письма /В.П. Боткин Литературная критика. Публицистика. Письма. М.: "Советская Россия", 1984. - 320 е., 1.порт.

47. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности /Л.Л. Бочкарёв психология музыкальной деятельности. М.: Классика-ХХ1, 2006. - 352 е., ил л.

48. Бродский, И. Книга интервью /И. Бродский Книга интервью. М.: Захаров, 2007. - 784 е., илл.

49. Буш, Ф. Из жизни музыканта /Ф. Буш Из жизни музыканта. — Л.: Музыка, 1983, 183 с.

50. Бьюзен, Т. Могущество духовного интеллекта /Т. Бьюзен Могущество духовного интеллекта: Минск: Попурри, 2004. 240 е., илл.

51. Бялик, М. М. Слово о музыке должно быть поэтичным /М.М.Бялик Слово о музыке должно быть поэтичным.//Советская музыка, № 4. — 1977.— С. 78-83.

52. Василюк, Ф. Е. Психология переживаний /Ф.Е.Василюк Психология переживаний. — М.: МГУ, 1984. — 200 с.

53. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. Руководитель авторского коллектива и отв. ред. Е. В. Попов. — М.: Владос, 1996. — 336 стр.

54. Веменич, Ю. Джаз. История. Стили. Мастера. /Ю. Верменич Джаз. История. Стили. Мастера. СПб.: Лань - ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2007. — 608 е., илл.

55. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений /В.К.Вилюнас Психология эмоциональных явлений. — М.: МГУ, 1984. — 143 с.

56. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации /Б.С. Волков основы профессиональной ориентации. М.: Академический проект, 2007. -333 с.

57. Выготский, Л. С. Психология искусства /Л.С.Выготский Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. — 341 с.

58. Гаккель, Л. Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю /Л.Е.Гаккель Исполнителю. Педагогу. Слушателю.//Статьи, рецензии. — Л.: Сов. комп., Ленингр. отд., 1988. — 167 с.

59. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка XX века /Л.Е.Гаккель Фортепианная музыка XX века.//Очерки. — Л.:: Всосоюз. изд. Сов. комп., Ленингр. отд., 1990. — 287 с.

60. Гачев, Г. Д. Творчество, жизнь, искусство /Г.Д.Гачев Творчество, жизнь, искусство. —М.: Дет. лит., 1980. — 143 с.

61. Гедда, Н. Дар не дается бесплатно /Н. Гедда Дар не дается бесплатно. М.: Радуга, 1983. - 252 с.

62. Гершунский, Б. С. Философия образования /Б.С.Гершунский Философия образования. — М.: Моск. псих-соц. инст., Флинта, 1998. — 432 с.

63. Гинзбург, Г. Статьи. Воспоминания. Материалы /Г. Гинзбург Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: "Советский композитор", 1984. -288 е., илл.

64. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре./И.Гофман Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М.: Госуд. муз. изд., 1961. — 223 с.

65. Григорьев, В.Ю. Исполнитель и эстрада /Ю.В. Григорьев Исполнитель и эстрада. М.: Классика- XXI, 2006. - 156 с.

66. Гройсман, А.Л. Основы психологии художественного творчества /А.Л. Гройсман Основы психологии художественного творчества. М.: Когито-Центр, 2003. - 220 с.

67. Грум-Гржимайло, Т.Н. Музыкальное исполнительство /Т.Н. Грум-Гржимайло Музыкальное исполнительство. -М.: Знание, 1984. 160 с.

68. Гуревич, П. С. Культурология /П.С.Гуревич Культурология. — М.: Знание, 1998. — 286 с.

69. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука /Э.Гуссерль Философия как строгая наука. — Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994. — 357 с.

70. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики /А.Н. Джуринский история зарубежной педагогики. М.: "ФОРУМ"- "ИНФРА-М", 1998.-268 с.

71. Дмитриевская, Е., Дмитриевский, В. Рахманинов в Москве /Е. Дмитриевская, В. Дмитриевский Рахманинов в Москве. М.: Московский рабочий, 1993.- 160 с.

72. Днепров, В. Д. Музыка в духовном мире современника /В.Д.Днепров Музыка в духовном мире современника.//Советская музыка. — 1971, №8. —С. 38-45.

73. Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли /Е.В. Дружинин психология эмоций, чувств, воли. -М.: ТЦ Сфера, 2003, 96 с.

74. Друскин, М. Избранное /М. Друскин Избранное. М.: "Советский композитор", 1981. - 336 с.

75. Дугин, А. Поп-культура и знаки времени /А. Дугин Поп-культура и знаки времени. СПб.: Амфора, 2005 - 495 с.

76. Ермолаева Томина, Л.Б. Психология художественного творчества /Л.Б. Ермолаева-Томина Психология художественного творчества. - М.: Академический проект, 2005. - 304 с.

77. Ефремов, О. Все непросто. /О. Ефремов Все непросто. М.: Изд. "Артист. Режиссер. Театр", 1992. - 319 с.

78. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования /В.П.Загвязинский Методология и методика дидактического исследования. — М.: Педагогика, 1982. — 159 с.

79. Закутский В.И. Музыкальное исполнительство как творческий процесс // Музыкально-эстетическое воспитание в России: традиции иноваторство: Материалы научно-практической конференции / Под ред. В.И. Закутского, Л.С. Майковской. -М.: МГУКИ, 2008. С. 13-20.

80. Зорилова, Л.С. Исторические особенности становления духовных идеалов личности в России / Л.С. Зорилова Исторические особенности становления духовных идеалов личности в России. Монография. М., МГУКИ, 1997. С. 506.

81. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки /Г.В. Иванченко Психология восприятия музыки. М.: Смысл, 2001. - 240 с.

82. Изард, К. Е. Психология эмоций /К.Е. Изард Психология эмоций. М.-СПб.: ПИТЕР, 2006. - 427 с.

83. Ильина Е.Р. Музыкально-педагогический практикум. М., 2007.Ионин, Л.Г. Социология культуры /Л.Г.Ионин Социология культуры. — М.: Логос, 1998.— 280 с.

84. Кабалевский, Д. Б. ума и сердца: Кн. для учителя./Д.Б.Кабалевский Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. Сост. В. И. Викторов. —М.: Просвещение, 1981. — 192 с.

85. Кабалевский, Д. Б. Прекрасное побуждает доброе /Д.Б.Кабалевский Прекрасное побуждает доброе. — М.: Педагогика, 1973. — 336 с.

86. Каган, М. С. Мир общения /М.С.Каган Мир общения. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.

87. Каган, М. С. Философия культуры /М.С.Каган Философия культуры. — С.-П.: ТОО ТК Петрополис, 1996. — 416 с.

88. Каган, М. С. Философская теория ценности /М.С.Каган Философская теория ценности. — С.-П.: ТОО ТК Петрополис, 1997. — 205 с.

89. Кандинский, В. В. О духовном в искусстве /В.В.Кандинский О духовном в искусстве. — Л.: Фонд ленинг. галерея, 1990. — 66 с.

90. Канке, В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего /В.А. Канке Этика ответственности. Теория морали будущего. М.: Логос, 2003. - 352 с.

91. Кант, И. Собрание сочинений в шести томах. Т.З. /И.Кант Собрание сочинений в шести томах. Т.З. — Минск: Попурри, 1993. — 240 с.

92. Капустин, Ю. Музыкант-исполнитель и публика /Ю. Капустин Музыкант-исполнитель и публика. Л.: Музыка, 1985. - 160 с.

93. Кармин, А. С. /А.С.Кармин Основы культурологии. Морфология культуры. — С.-П.: Лань, 1997. — 512 с.

94. Карпушина, С., Карпушин, В. История мировой культуры./С.Карпушина, В.Карпушин История мировой культуры. — М.: Notabene, 1988. — 536 с.

95. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов Психология профессионального самоопределения. М.: Изд. Центр «Академия», 2007, 304 с.

96. Козырева, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества /А.Ю.Козырева Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза.: Научно-метод центр Пензенск. гор. отд образования, 1994. — 344 с.

97. Козлов, А. Рок. Истоки и развитие /А. Козлов Рок. Истоки и развитие. -М.: «Мега-Сервис», 1998, 191 с.

98. Козловский, О.В. Выбор профессии /О.В. Козловский Выбор профессии. Ростов н/Д, Донецк: Кредо, 2006, 800с.

99. Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования: Сб. научн. тр. / Моск. консерватория. — М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1986. — 153 с.

100. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание /И.С.Кон В поисках себя: Личность и ее самосознание. Открытие "Я". — М.: Политиздат, 1984. — 367 с.

101. Конен, В. Рождение джаза /В. Конен Рождение джаза. М.: Советский композитор, 1984. - 312 е., илл.

102. Кремлев, Ю. А. Избранные статьи /Ю.А.Кремлев Избранные статьи. — Л.: Музыка., 1969. — 204 с.

103. Кремлев, Ю. Русская мысль о музыке /Ю.Кремлев Русская мысль о музыке./Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Т.1. 1825-1860. —Л.: Музгиз, 1951. —286 с.

104. Кулешов, К.И. История русской критики /К.И. Кулешов История русской критики. М.: "Просвещение", 1984. - 528 с.

105. Латышина, Д.И. История педагогики /Д.И. Латышина История педагогики. М.: "Форум", 1998. - 584 с.

106. Лебрехт, Н. Маэстро Миф. Великие дирижеры в схватке за власть /Н. Лебрехт Маэстро Миф. Великие дирижеры в схватке за власть. М.: "Классика- XXI", 2007. - 448 с.

107. Лемешев, С.Я. Путь к искусству /С.Я. Лемешев Путь к искусству.- М.: Искусство, 1968. 312 с.

108. Леонтьев, А. А. Общение как объект психологического исследования /А.А.Леонтьев Общение как объект психологического исследования.//Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. —С. 106-110.

109. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение /А.А.Леонтьев Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. — 46 с.

110. Леонтьев, А. Н. /А.Н.Леонтьев Деятельность, сознание, личность.

111. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

112. Леонтьев, А. Н. О путях исследования восприятия /А.Н.Леонтьев О путях исследования восприятия.//Восприятие и деятельность. — М.: МПГУ, 1976.— С. 3-27.

113. Леонтьев, А. Н. Философия психологии /А.Н.Леонтьев Философия психологии. — М.: МПГУ, 1994. — 286 с.

114. Ливанова, т. н. Критическая деятельность русских композиторов-классиков. М.: Музгиз, 1950. - 101 с.

115. Ливанова, Т.Н. Статьи. Воспоминания. /Т.Н. Ливанова Статьи. Воспоминания. М.: Музыка, 1989. - 432 с.

116. Лихачев, Д. С. Экология духа человеческого /Д.С.Лихачев Экология духа человеческого.//Сов. культура. — 1989, 23 марта. — С. б.

117. Лобанова, М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность /М.Лобанова Музыкальный стиль и жанр. История и современность. —М.: Сов. комп., 1990. —221 с.

118. Лосев А. Ф. и культура XX века: Лосевские чтения. Сост. Ю. Ф. Панасенко. — М.: Наука, 1991. — 219 с.

119. Лосев, А. Ф. Основной вопрос философии музыки. /А.Ф.Лосев Основной вопрос философии музыки.//Философия. Мифология, культура. — М.: Политиздат, 1991. — С. 315-335.

120. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон /А.Ф. Лосев история античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. -М.: "ACT", 2000. 846 с.

121. Лотман, Ю. М. Избранные статьи /Ю.М.Лотман Избранные статьи.//Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. — Таллинн: Александра, 1992 — 479 с.

122. Лотман, Ю. М. Избранные статьи /Ю.М.Лотман Об искусстве./Структура художественного текста. Семиотика кино. Проблемы киноэстетики.//Статьи. Заметки. Выступления. — С.-П.: Искусство, 1998. — 702 с.

123. Лук, А. Н. Психология творчества /А.Н.Лук Психология творчества. — М.: Наука, 1978. — 127 с.

124. Лук, А. Н. Эмоции и личность /А.Н.Лук Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982. — 175 с.

125. Мазель, Л. А. О природе и средствах музыки /Л.А.Мазель О природе и средствах музыки: Теоретич. очерк. 2-е изд.— М.: Музыка, 1991.80 с.

126. Майковская Л.С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальной культуре и образовании. Монография. М.: Граф-Пресс, 2008.- 260 с.

127. Музыкальное воспитание в современном мире М.: Советский композитор, 1973. - 416 с.

128. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию

129. М.Мамардишвили Как я понимаю философию. Ред. Ю. П. Сенокосова.--•

130. М.: Изд.группа Прогресс, Культура, 1992. — 415 с.

131. Мариупольская, Т.Г. Проблемы традиции и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки /Т.Г.Мариупольская Проблемы традиции и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки — М.: Прометей, 2002. — 204 с.

132. Мастера советской сцены. Очерки. Л.: Музыка, 1990. - 176 е.,илл.

133. Машковский ,И. И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности /И.И.Машковский Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. — М.: Знание, 1976. — 63 с.

134. Медушевский, В. В. /В.В.Медушевский Музыка в семье искусств.//Музыка в школе. — 1984. № 1. — С. 31-35.

135. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки /В.В.Медушевский О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976. — 254 с.

136. Медушевский, В. В. Углублять концепцию музыкального образования /В.В.Медушевский Углублять концепцию музыкального образования.//Сов. музыка. № 9. — 1981.— С. 52-59.

137. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений под ред. Э.Б.Абдуллина — М.: Academia, 2002. 272 с.

138. Милыптейн, Я. И. Статьи. Воспоминания. Материалы /Я.И.Милынтейн Статьи. Воспоминания. Материалы. Ред. В. В. Протопопова. — М.: Сов. комп., 1990. — 286 с.

139. Матье, M. Моя судьба /М. Матье Моя судьба. М.: Искусство,1991.-367 е., илл.

140. Михайлов, А. Выдающийся музыкальный критик /А.Михайлов Выдающийся музыкальный критик.//Адорно Т. Избранное: социология музыки. — М., С.-П.: Университетская книга, 1999 .— С. 281-427.

141. Мудрик, A.B. Введение в социальную педагогику /А.В.Мудрик Введение в социальную педагогику. — М.: Инст. соц. психологии, 1997. — 365 с.

142. Музыкальная энциклопедия . т. 3. М.: Изд. "Советская энциклопедия", 1976. - 1103 с.

143. Музыкальное воспитание в современном мире. М.: Советский композитор, 1970, 416 с.

144. На уроках Антона Рубинштейна /Ред-сост. JI.A. Баренбойм. М.-Л.: "Музыка", 1964. - 99 с.

145. Надирова, Л. Струны общности /Л.Надирова Струны общности. — Владимир: ВГПУ, 2000 — 318 с.

146. Наумов, Л. Под знаком Нейгауза /Л. Наумов Под знаком Нейгауза. М.: РИФ "Антиква", 2002. - 336 с.

147. Назайкинский, Е. В. /Е.В.Назайкинский О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.

148. Неизвестный, Э. Об искусстве, литературе и философии /Э. Неизвестный Об искусстве, литературе и философии./УКентавр: Неизвестный Э. об искусстве, литературе и философии. — М.: Прогресс,1992. —239 с.

149. Нейгауз, Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники /Г.Г.Нейгауз Размышления, воспоминания, дневники./УИзбранные статьи. Письма к родителям. Сост. Я. И. Милынтейн 2-е изд., испр. и доп. — М.: Сов. комп., 1983. —526 с.

150. Неф, К. /К.Неф История западноевропейской музыки. — М.: Музгиз, 1938. —304 с.

151. Ницше, Ф. Как становятся сами собою ЕССЕ HOMO /Ф.Ницше Как становятся сами собою ЕССЕ HOMO. Пер. с нем. Ю. М. Антоновского.//Собр. соч. в двух т. Т. 2. — М.: Мысль, 1990. — С. 693-769.

152. О воспитании //Антология гуманной педагогики. Толстой. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1997. - С. 203 - 209.

153. О композиционном и исполнительском творчестве русских музыкантов. // Научные труды. Ред.-сост. А. И. Кандинский. Сбор. 3. — М.: МГКим. П.И.Чайковского, 1998. — 186 с.

154. О музыкальной критике. / Из высказываний современных зарубежных музыкантов. — М:: Сов. комп., 1983. — 95 с.

155. Онеггер, А. /А.Онеггер О музыкальном искусстве. — JI.: Музыка, Ленингр. отд., 1979. — 264 с.

156. Орлов, Г. Древо музыки; /Г. Орлов Древо музыки. Спб.: Композитор, 2005. - 440 е.: илл.

157. Особенности психического развития в периоды возрастных кризисов. //Психология развития. Под ред.Т.Д.Марцинковской. — М.: Academia, 2001. С. 264 - 307.

158. Паисов, Ю. Александр Гречанинов Жизнь и творчество ЯО. Паисов Александр Гречанинов Жизнь и творчество. М.: "Композитор", 2004. - 600 с.

159. Педагогический поиск. //Сб. статей. Сост. И.Н.Баженова. 3-е изд. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

160. Педагог музыкант в пространстве Мысли и Духа. Хрестоматия. К учебному пособию «Мировоззренческие убеждения педагога — музыканта». Сост. Б.М.Целковников. -М.: Текст, 1998. - 126 с.

161. Петере, Я. Раймонд Паулс /Я. Петере Раймонд Паулс. — Рига: Лиесма, 1986. 176 е., илл.

162. Петров, А. Джазовые силуэты /А. Петров Джазовые силуэты. — М.: Музыка, 1996. 238 е., илл.

163. Платон. /Собрание сочинений в 4-х. томах. Т.2. — М.: Мысль, 1993. — 529 с.

164. Пономарев, Я. И. Психология творчества и педагогика Я.И.Пономарев Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. —280 с.

165. Пригожин, И., Стенгерс, Н. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой./И.Пригожин, Н.Стенгерс Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. — 431 с.

166. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. — С.-П.: Петрополис, 1999. — 280 с.

167. Проблемы формирования творческой личности в музыкальном вузе. Мировоззрен. подготовка в спец. классе: Сб. науч. тр./Моск. консерватория. —М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1983. — 136 с.

168. Психологические условия и механизмы воспитания подростков.//Сб. науч. трудов. — М.: АПН СССР, НИИ общей и пед. психол. , 1983. — 160 с.

169. Психология личности. T.I. /ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: «Бахрах-М», 2008, 512 с.

170. Психология одаренности от теории к практике /Под ред. Д.В. Ушакова. - M.: PER SE, 2000. - 80 с.

171. Психология формирования и развития личности. Под ред. JI. И. Анцыферовой. — М.: Наука, 1981. — 364 с.

172. Психология художественного творчества. Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 752 с.

173. Ражников, В. Г. /В.Г.Ражников Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: Музыка, 1989. — 141 с.

174. Ражников, В. Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры./В.Г. Ражников Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. — М.: ЦАПИ, 1993. — 134 с.

175. Раймон, Б. Общество и образование /Б.Раймон Общество и образование. — М.: Прогресс, 1989. — 200 с.

176. Рапацкая, JI. А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки /Л.А.Рапацкая Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. — М.: МГОПУ, 1996. — 142 с.

177. Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура: Учебное пособие./Л.А.Рапацкая Русская художественная культура: Учебное пособие. — М.: Гуман. изд. центр Владос, 1998. — 608 с: илл.

178. Раппопорт, С. X. /С.Х.Раппопорт Искусство и эмоции. 2-е изд. доп. — М.: Музыка, 1972. — 165 с.

179. Рахманинов, С. В. Письма /С.В.Рахманинов Письма. Редакция, вст. статья и коммент. 3. Апетян. — М.: Гос. муз. изд-во, 1955. — 603 с.

180. Рахманинов, С. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном /С. Рахманинов Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. М.: Радуга, 1992. - 256 с.

181. Рачина, Б.С. /Б.С.Рачина Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе: Учебное пособие для высших учебных заведений Спб.: «Композитор», 2007. - 544 с., нот., ил.

182. Риккер, П. Конфликт интерпретаций./ЛТ.Риккер Конфликт интерпретаций./Очерки о герменевтике. — М.: Academia-центр, Медиум, 1995.—412 с.

183. Риккет, Г. Философия жизни /Г.Риккет Философия жизни. Пер. с нем. — Киев: Ника-центр, Вист-С, 1998. — 512 с.

184. Рогов, Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала / Е.И. Рогов Выбор профессии. Становление профессионала. М.: Владос, 2003, 336 с. с илл.

185. Рожина, JI. /Л.Рожина Развитие эмоционального мира личности. — Минск: БГУ, 1999. — 256 с.

186. Рорти, Р. Философия и зеркало природы /Р.Рорти Философия и зеркало природы. — Новосибирск: Новое, университет, 1997. — 320 с.

187. Рубинштейн, А.Г. Музыка и ее представители /А.Г. Рбинштейн Музыка и ее представители. Спб.: изд. "Союз художников", 2005. - 160 с.

188. Рубинштейн, Л. Домашнее музицирование /Л.Рубинштейн Домашнее музицирование. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 440 с.

189. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии /С.Л.Рубинштейн Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1971. — 704 с.

190. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии /С.Л.Рубинштейн Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. — 432 с.

191. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности /Л.И.Рувинский Нравственное воспитание личности. — М.: МПГУ, 1981. — 184 с.

192. Руссо Ж.-Ж. Сочинения /Ж.-Ж. Руссо Сочинения. Калининград: Янтарный сказ, 1961. - 416 с.

193. Сарджент, У. Джаз /У. Сарджент Джаз.- М.: Музыка, 1987, 296 е.,нот.

194. Серов, А.Н. Избранные статьи /А.Н. Серов Избранные статьи т.1.- М.- Л.: Музгиз, 1950. 628 с.

195. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, E.H. Педагогика /В.А.Сластенин и др. Педагогика.//Учебное пособие для студ. пед. уч.заведений. — М.: Школа-Пресс, 2000 —512 с.

196. Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию /В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова Введение в педагогическую аксиологию. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. М.: Academia, 2003. - 192 с.

197. Соколов, А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества /А. Соколов Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. М.: "Музыка", 1992. - 230 е., нот.

198. Соснова, М.Л. Искусство актера /М.Л. Соснова Искусство актера.- М.: Академический проект, 2005. 432 с.

199. Спигин, Ю. Импровизация в контексте теории и истории музыки и ее проявление в джазе /Ю. Спигин . Рига: SIA «IUMI», 2008. - 200 с.

200. Станиславский, К С. Работа актера над собой /К.С.Станиславский Работа актера над собой. — М.: Худ. литерат., 1938. — 203 с.

201. Старчеус, М. С. Слух музыканта /М.С.Старчеус Слух музыканта. — М: Моск. гос. консерватория им.П.И.Чайковского, 2003 — 640 с.

202. Стасов, В. В. Избранные сочинения. Живопись, скульптура, музыка /В.В.Стасов Избранные сочинения. Живопись, скульптура. музыка.//Собр. соч. в 3-х т. Т. 1. — М.: Искусство, 1952. — 732 с.

203. Стасов, В. В. Избранные сочинения. Живопись, скульптура, музыка /В.В.Стасов Избранные сочинения. Живопись, скульптура. музыка.//Собр. соч. в 3-х т. Т. 2. — М.: Искусство, 1952. — 772 с.

204. Стасов, В. В. Избранные сочинения. Живопись, скульптура, музыка /В.В.Стасов Избранные сочинения. Живопись, скульптура. музыка.//Собр. соч. в 3-х т. Т. 3. — М.: Искусство, 1952. — 886 с.

205. Степанов, В. Г. Профориентация /В.Г. Степанов Профориентация. М.: Академический проект, 2008. - 447 с.

206. Степанов, Ю. С., Проскурин, С. Г. Константы мировой культуры /Ю.С.Степанов, С.Г.Проскурин Константы мировой культуры. — М.: Наука, 1993. — 158 с.

207. Стравинский, И.Ф. Статьи. Воспоминания /И.Ф. Стравинский Статьи. Воспоминания. М.: «Советский композитор», 1985. - 376 с.

208. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям /В.А.Сухомлинский Сердце отдаю детям.//Изб. пед. соч. в 3-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1979. — С. 25-266.

209. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей /К.В.Тарасова Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1988. — 173 с.

210. Таршис, Н. Музыка спектакля /Н. Таршис Музыка спектакля. -Л.: Искусство, 1978. 128 с.

211. Творческий процесс и художественное восприятие.//Сб. науч. трудов. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1978. — 278 с.

212. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей /Б.М.Теплов Психология музыкальных способностей. —М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. —335 с.

213. Тряпицына, А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников /А.П.Тряпицына Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. — Л.: МПГУ, 1989. —91 с.

214. Тугаринов, В. П. Философия сознания /В.П.Тугаринов Философия сознания. — М.: Мысль, 1971. — 199 с.

215. Уайтхед, А. Избранные работы по философии /А.Уайтхед Избранные работы по философии, пер. с англ. Сост. И. Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. статья М. А. Кисселя. — М.: Прогресс, 1990. — 718 с.

216. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения /И.Унт Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.

217. Утесов, Л. С песней по жизни /Л. Утесов С песней по жизни. -М.: Искусство, 1961. 208 с.

218. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические соч. в 2-х т. Т. 1. /К.Д.Ушинский Избранные педагогические соч. в 2-х т. Т. 1. — М.: Учпедгиз, 1953. —638 с.

219. Фадеева, Е.И., Ясюкевич, М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни /Е.И. Фадеева, М.В. Ясюкевич Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.: ЦГЛ, 2004. - 96 с.

220. Фейгин, М. /М.Фейгин Индивидуальность ученика и искусство педагога. — М.: Музыка, 1975. — 110 с.

221. Фейс, О. Генеалогия и психология музыкантов /О.Фейс Генеалогия и психология музыкантов.//Альманах музыкальной психологии. — М.: МГК им.П.И.Чайковского, 1994. — С. 156-185.

222. Фейнберг, С.Е. Пианист. Композитор. Исследователь /С.Е. Фейнберг Пианист. Композитор. Исследователь. М.: "Советский композитор", 1984. - 232 с.

223. Философия культуры. Становление и развитие.//Сборник научных трудов. Под ред. М.С.Кагана, Ю. В Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской. — С.-П.: Петрополис, 1998. — 443 с.

224. Фортепианное искусство XX столетия /Сб. научных трудов. -Спб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 130 с.

225. Фрейд, 3. Идеал «Я» /З.Фрейд Идеал «Я» //Психология самосознания. Ред-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Изд. дом Бахрах-М, 2003.-С.442-446.

226. Фрейд, 3. Художник и фантазирование /З.Фрейд Художник и фантазирование. —М.: Республика, 1995. — 396 с.

227. Фромм, Э. Бегство от свободы /Э. Фромм Бегство от свободы. -М.: ООО "ACT", 2004. 571 с.

228. Фромм, Э. Человек для себя /Э. Фромм Человек для себя. М.: Хранитель, 2006. - 314 с.

229. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности /Э. Фромм Анатомия человеческой деструктивности. М.: "ACT", 2006. - 635 с.

230. XX век. Композиторы о композиторах /Сост. Н. Хотунцов. Спб.: изд. "Союз художников", 1999. - 46 с.

231. Хайдеггер, М. Искусство и пространство /М.Хайдеггер Искусство и пространство.//Самоосознание европейской культуры XX века. — М.: Наука, 1991. —С. 95-99.

232. Холопов, Ю. Н. О методе музыкального анализа.ЯО.Н.Холопов О методе музыкального анализа.//Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. Составители: В. И. Зак, Е. И. Чигарева. В.6. — М.: Музыка, 1985. —С. 145-151.

233. Холопова, В. Н. /В.Н.Холопова Музыка как вид искусства. — М.: Научно-творч. центр МГК им. П.И.Чайковского, 1994. — 258 с.

234. Хренов, Н. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс /Н. Хренов Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс. М.:Аграф, 2007. - 496 е., цв. илл.

235. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности /Ю.А. Цагарелли Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб.: Композитор, 2008, 368 е., нот.

236. Цыпин, Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. /Г.М.Цыпин Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. Дис. . докт. пед. наук. — М., 1978. — 361 с.

237. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы суждения, мнения. Пособие для учащихся /Г.М.Цыпин Психология музыкальной деятельности: проблемы суждения, мнения. Пособие для учащихся. — М.: Интерпракс, 1994. — 384 с.

238. Чайковский, П.И. Музыкально-критические статьи /П.И. Чайковский Музыкально-критические с татьи. Л.: Музыка, 1986. - 365 с.

239. Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры /Т.В.Чередниченко Музыка в истории культуры.//Программа. Обновление гуманитарного образования в России. — Долгопрудный: Аллегро пресс, 1994, —В. 1. —215 с.

240. Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры /Т.В.Чередниченко Музыка в истории культуры.//Программа. Обновление гуманитарного образования в России. — Долгопрудный: Аллегро пресс, 1994. —В. 2. — 173 с.

241. Черепанов, В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях /В.С.Черепанов Экспертные оценки в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1989. — 152 с.

242. Шварцман, К. А. Философия и воспитание /К.А.Шварцман Философия и воспитание. — М.: Политиздат, 1989. — 208 с.

243. Шаляпин, Ф.И. Литературное наследство /Ф.И. Шаляпин Литературное наследство. Т.1. М.: Искусство, 1960. - 768 е., илл.

244. Шаляпин, Ф.И. Статьи. Высказывания. Воспоминания /Ф.И. Шаляпин Статьи. Высказывания. Воспоминания. Т.П. М.: Искусство, 1960. - 632 е., илл.

245. Шестаков, В.П. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века /В.П. Шестаков История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М.: Изд. ЛКИ, 2010. - 376 с.

246. Шнитке, А. Статьи о музыке /А. Шнитке Статьи о музыке. М.: «КОМПОЗИТОР», 2004. -408 с.

247. Щербакова, А. И. Музыка. Человек. Культура. Опыт социально-философского анализа / А.И. Щербакова Музыка. Человек. Культура. Опыт социально-философского анализа. -М.: РГСУ, 2009, 306 с.

248. Энтелис, Л. Заметки на нотных страницах /Л. Энтелис Заметки на нотных страницах. Л.-М.: Советский композитор, 1974, 184 с.

249. Юдина, М.В. Вы спасетесь через музыку /М.В. Юдина Вы спасетесь через музыку. М.: "Классика-XXI", 2005. - 412 с.

250. Юнг, К.-Г. Психология и поэтическое творчество /К.-Г.Юнг Психология и поэтическое творчество.//Самоосознание европейской культуры XX века. — М.: Политиздат, 1991. — С. 103-118

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.