Феномен религиозной веры в мировоззрении Ф.М. Достоевского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Лапин, Андрей Валерьевич

  • Лапин, Андрей Валерьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Благовещенск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 168
Лапин, Андрей Валерьевич. Феномен религиозной веры в мировоззрении Ф.М. Достоевского: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Благовещенск. 2006. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лапин, Андрей Валерьевич

Введение.

1 Глава. Оппозиция веры и неверия в религиозном сознании

Ф.М. Достоевского.

1.1. Современная философия религии о роли религиозной веры в мировоззрении личности.

1.2. Религиозная вера в жизни Достоевского.

1.3. Проекция представлений о религиозной вере и неверии в литературное творчество.

1.4. Ф.М. Достоевский, С. Кьеркегор и Л. Шестов: сравнительный анализ представлений о религиозной вере и неверии.

2 Глава. Проблема религиозной веры в отечественной философской традиции в контексте осмысления творчества Ф.М. Достоевского.

2.1. Мировоззрение Ф.М. Достоевского как объект критики в русской философии конца 19 - первой половины 20 века.

2.2. Отражение идей Достоевского о религиозной вере в философии всеединства.

2.3. Проблема веры и свободы в философии Н.А. Бердяева диалог с Достоевским).

2.4. Достоевский и Лосский: Бог как предмет веры.

2.5. Рецепция представлений Достоевского о вере и неверии в философии

В.В. Розанова и Д.С. Мережковского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен религиозной веры в мировоззрении Ф.М. Достоевского»

Актуальность темы. Современный человек находится в особой ситуации в отношении восприятия окружающего мира. С одной стороны, арсенал познавательных возможностей дополняется новыми формами, порожденными современной культурой, с другой, происходит нивелирование классических форм, к которым относится религиозное познание и опыт. С одной стороны, отмечается высокая степень индифферентности по отношению к религии, десакрализация человеческого бытия, «разочарование мира» в способностях религиозной веры и опыта, с другой стороны, наблюдается обращение в поисках ответа на смыслоопределящие вопросы для личности к традиционным культам и их современным интерпретациям.

Можно утверждать, что вера, знание и их взаимоотношения определяют эпистемологический потенциал современной культуры. В современной культуре нигилизм, в том числе и религиозный, уже не представляется как новое веяние, на смену нигилизму недалекого прошлого приходит осознание необходимости синтеза различных форм познания реальности. Среди этих форм религиозный опыт по праву считается одной из основных, однако современная ситуация требует уточнения содержания категории религиозного опыта. В преимущественно секуляризированной культуре религиозный опыт и знание должны подтверждать свой эпистемологический статус, выдерживать критику со стороны оппонентов. Поскольку в современной культуре всякую религиозную веру можно подвергнуть сомнению, всякое религиозное убеждение можно объявить лишенным смысла, для современной философии религии, а в целом для современного философского мировоззрения, характерна попытка представить так содержание религиозного опыта и веры, чтобы это позволяло выдерживать и позитивную и негативную критику.

Особый интерес при раскрытии содержания категории религиозной веры представляет опыт мыслителей, которые не были ангажированы ни конфессиональной принадлежностью, ни формальной принадлежностью к философской среде. Творчество Ф. М. Достоевского — общепризнанная ценность мировой культуры. Количество работ, посвященных его наследию, значительно превышает число его собственных произведений. Достоевский относится к авторам, творчество которых носит вневременный характер. Идеи, формирующие мировоззрение Достоевского, постоянно актуальны, т. к. представляют собой попытку раскрыть смысл и значение человеческого существования.

Книги Достоевского никогда не воспринимались только как художественный опыт талантливого писателя. Они становились выражением определенной мировоззренческой позиции по целому спектру проблем - от социально-политических, до религиозно-этических. Миропонимание Достоевского, художественно выразившееся в его творчестве, было созвучно миропониманию многих его читателей и исследователей, воспринявших произведения мастера как художественный диалог с собственными идеями. Не меньше было и тех, кто увидел в писателе явного противника собственных убеждений, кто воспринял его творчество как вызов общепринятым нормам и традициям.

Ф.М. Достоевский принадлежал к типу мыслителя, для которого проблема религиозности человека не замыкается на ее богословских или культурологических интерпретациях. Достоевский прагматически подходил к раскрытию феномена веры. Для него было очевидным фактом то, что вера есть атрибутивное свойство человеческой природы, мощный регулятор поведения и, более широко, - всякой вообще человеческой активности. Именно вера позволяет человеку воспринимать себя в мире целостно, избегая трагического разрыва между Я и не-Я, она дает ощущение аутентичности, дает возможность сознанию сконцентрироваться на некоей «идее чувстве», за которую человек бывает готов пожертвовать самой жизнью. Такое истолкование феномена веры ставило ребром вопрос, возможно ли вообще существование вне ее, и если возможно, то, что из себя представляет такая индивидуальная жизнь. Проблема феномена веры ставит вопрос о природе неверия. Специфика представления содержания веры и неверия в произведениях писателя, сохраняя свою индивидуальность, звучит в контексте основного содержания русской религиозной философии. Осознание этой специфики дополняет и обогащает представления о феномене религиозной веры, сложившиеся в структуре современного религиоведческого знания.

Объектом исследования в данной работе выступает религиозное мировоззрение Ф.М. Достоевского, представленное в литературном творчестве, публицистике, биографических материалах.

Предметом исследования является феномен религиозной веры в мировоззрении писателя.

Цель исследования философско-религиоведческая экспликация феномена религиозной веры в мировоззрении Ф.М. Достоевского в контексте проблематики русской религиозной философии и современной философии религии.

Задачи исследования. В соответствии с заданной целью в диссертационном исследовании решались следующие задачи:

1. Выявить основные смыслы, которые русская философия вкладывала в понимание феномена религиозной веры.

2. Определить место религиозной веры в мировоззрении Достоевского, раскрыть генезис и эволюцию представлений о религиозной вере в духовном мире мыслителя.

3. Рассмотреть степень влияния представлений о религиозной вере у Достоевского на идейно-художественное содержание произведений писателя.

4. Вскрыть способы интеграции и пути развития представления Достоевского о религиозной вере в русской философской традиции.

5. Провести сравнительный анализ представлений о вере в произведениях Ф.М. Достоевского, С. Кьеркегора, J1. Шестова.

Методология исследования и источники. Методология диссертации имеет комплексный характер - автор опирался на теоретический опыт различных историко-философских и историко-культурных направлений. Использовались историко-генетический, сравнительно-исторический подходы, метод каузального анализа, метод герменевтической интерпретации текста. Особое место занимает феноменологический подход, во многом основанный на механизме дескрипции, который представляет собой плодотворный способ анализа, позволяющий различить в многообразии подходов общую схему, универсальные характеристики рассматриваемого предмета.

Диссертационное исследование построено на основе следующих источников:

1. Литературные произведения Ф.М. Достоевского, среди которых, прежде всего, выделяются его «большие романы» - «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», а также публицистика писателя, в которой особое место занимает «Дневник писателя», а также рабочие тетради, черновые наброски к произведениям, письма и рецензии, представленные в полном собрании сочинений.

2. Статьи и монографии представителей русской философии - B.C. Соловьева, К.Н. Леонтьева, С.Л. Франка, Б.П. Вышеславцева, о. Сергея Булгакова, о. Василия Зеньковского, Л.П. Карсавина, о. Павла Флоренского, Н.А. Бердяева, И.О. Лосского, В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, Л. Шестова, Э.Л. Радлова и других, в которых религиозное мировоззрение Достоевского становится основой для рассуждений о сущности и содержании религиозной веры.

3. Работы И. Канта, Фихте, Гегеля, С. Кьеркегора, определявшие философское содержания диалога о религиозной вере в 19 веке, а также работы ряда отечественных и зарубежных авторов, содержащие представления о религиозной вере в современной философии религии.

4. Работы современных религиоведов и теологов - И.Н. Яблокова, А.П. Забияко, Ю.А. Кимелева, Ф.Э. Реати, Д. Полкинхорна, А. Пикока, А.И. Осипова, Ю. Мольтмана, С. Вшолека, Л.И. Василенко и ряда других, проясняющие основные акценты понимания феномена веры в философии религии.

Степень разработанности темы. Религиозное мировоззрение писателя стало предметом изучения еще при жизни Достоевского. В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и М. А. Антонович, А. А. Григорьев и Н. Н. Страхов сформировали литературно-критическую традицию трактовки его творчества, в которой фрагментарно представили анализ его религиозных идей.

В исследованиях западных авторов конца XIX - начала XX вв.- Ф. Ницше, 3. Фрейда, Т. Манна, А. Камю, и др. мировоззрение Достоевского характеризовалось как неклассическая философия. Западная критика полагала Достоевского преимущественно как религиозного автора, в творчестве которого нашли свое отражение идеи, созвучные экзистенциальной и психоаналитической философии. В работах западных авторов религиозная вера в мировоззрении писателя не представляет самостоятельного предмета исследования.

В отечественной литературе о Достоевском, в период с конца XIX и на протяжении всего XX века, формируются два направления, которым было суждено не только определить основное содержание идей мировоззрения писателя и его творчества, но и высказать диаметрально противоположные суждения о Достоевском, которые до сих составляют дискуссионное поле изучения наследия писателя.

Первое направление возникает в рамках русской философской традиции конца XIX - первой половины XX века. К.Н. Леонтьев и B.C. Соловьев, В.В. Розанов и Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев и И.О. Лосский, С.Н. Булгаков и В.В. Зеньковский и многие другие находили в мировоззрении писателя идеи, созвучные проблематике не только русской, но и всей мировой философии.

Для представителей русской философии мировоззрение и творчество писателя носили выраженный религиозный характер.

В работах русских философов содержание религиозного мировоззрения писателя раскрывается через несколько основных положений. Во-первых, это анализ соответствия религиозности Достоевского догматике христианства вообще и православной догматике в частности. Во-вторых, полагание проблемы личности - «темы о человеке», центральной для мировоззрения писателя. Через «тему о человеке» в произведениях Достоевского раскрываются идеи свободы, зла, красоты, любви, страдания и спасения. В-третьих, содержание идеи Богочеловечества и образ Христа в мировоззрении писателя. В-четвертых, раскрытие содержания религиозных оснований национальной идеи у Достоевского. Проблема отношения личности к Богу, отношения личности к собственной религиозной природе являлась для большинства исследователей одной из центральных тем в религиозном мировоззрении писателя. В работах русских философов, обращенных к этой проблеме, один из главных моментов - констатация и обоснование Достоевским абсолютной ценности человеческой личности. Однако, работ посвященных специально анализу содержания религиозной веры и неверия в творчестве писателя, мы не встречаем.

Второе направление возникает в советский период отечественной истории. Наряду с фундаментальными исследованиями творчества и личности Достоевского публиковались работы об отдельных его произведениях. Создавались литературные общества, которые специализировались на изучении проблематики творчества писателя. С 1974 г. начали выходить сборники «Достоевский: Материалы и исследования», на страницах которых два десятка лет обсуждались проблемы, связанные с критикой творчества и мировоззрения Достоевского, раскрывался характер его влияния на различные области отечественной и мировой культуры.

В 20-е годы в советской критической литературе обозначилась точка зрения, которая долгое время оставалась господствующей в отношении понимания мировоззрения писателя. Авторами данной точки зрения стали А.В. Луначарский и A.M. Горький. По их мнению, несмотря на талант и мастерство Достоевского-художника, Достоевский-мыслитель значительно слабее.

Интерес к религиозной основе мировоззрения и творчества писателя в советской литературе впервые проявился в работе Л.П. Гроссмана «Поэтика Достоевского»1. Основную особенность поэтики писателя Л.П. Гроссман усматривает в соединении разнороднейших и несовместимейших элементов в единстве романной конструкции. Среди главных источников формально-содержательного своеобразия романов Достоевского он указывает Библию и житийную литературу, отмечая интерес к этим источникам не только со стороны Достоевского-писателя, но и со стороны Достоевского-мыслителя.

Отказываясь от монологического понимания устройства мира писателя, эти мысли Гроссмана развивает М.М. Бахтин. В работе «Проблемы поэтики Достоевского», называя произведения писателя полифоническими, автор тем самым обозначает существеннейший принцип их организации, родственный по своей природе поэтике и этике Св. Писания. Более того, он выводит это родство из истории жанра романа. Бахтин возводит «диалогический роман» Достоевского к античным жанрам «сократовского диалога» и «мениппеи». При этом отмечает, что древнехристианская литература (Евангелия, Послания Апостолов и Деяния, Апокалипсис) «проникнута элементами мениппеи и карнавализации». Достоевский наследует «архаику» жанра романа через мир Библии и христианского мифа2.

Некоторые попытки вновь вернуться к религиозной проблематике в системе поэтики Достоевского наблюдаются в отечественной литературе лишь в конце 50-х годов. В работе А. А. Белкина «Братья Карамазовы» (социально-философская проблематика), содержится ряд интересных замечаний о поэтике последнего романа в связи с определением понятия

1 Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского - М., 1925.

2 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 120 реализма в высшем смысле», а философское содержание произведения возводится к этическим нормам христианства3.

Некоторые попытки вновь вернуться к религиозной проблематике в системе поэтики Достоевского наблюдаются в отечественной литературе лишь в конце 50-х годов4.

Период «оттепели» позволил советским литературоведам вновь обратиться к проявлению в художественных особенностях романов Достоевского, их сюжетно-композиционных, стилевых и образных средствах, религиозной основы мировоззрения писателя.

В конце 60-х гг. появляется ряд работ отечественных ученых, обращающихся к некоторым вопросам архитектоники произведений позднего Достоевского, рассматривающих их отдельные структурные элементы в свете бахтинской традиции5.

Автором, который в жестких условиях советской действительности сумел аргументировано обосновать религиозную составляющую мировоззрения Достоевского, был А.С. Долинин.

В 70-е годы, которые характеризуются некоторым повышением интереса к религиозной составляющей мировоззрения писателя, в научной печати появляются работы советских литературоведов, изучающих как идейно-содержательные, так и формальные особенности творчества писателя, в том числе и в свете библейских аналогий6.

3 Белкин А. А. Братья Карамазовы (социально-философская проблематика) // Творчество Достоевского. Сборник статей. М„ 1959, С. 265-292.

4 См. например работу А.А. Белкина «Братья Карамазовы» (социально-философская проблематика), в которой содержится ряд интересных замечаний о поэтике последнего романа в связи с определением понятия «реализма в высшем смысле», а философское содержание произведения возводится к этическим нормам христианства.

5 Среди них стоит отметить, прежде всего, работы Д.С. Лихачева «Летописное время у Достоевского» и «Внутренний мир художественного произведения», работу М.Я. Ермакова «Место «Легенды о великом инквизиторе» в композиции романа «Братья Карамазовы» и работу М.Б. Храпченко «Сюжет и творческий метод».

6 См. работы А. Латыниной «В поисках жизни духовной», И. Виноградова «Горнило сомнений», Э. Соловьева «Верование и вера Ивана Карамазова», В. Кантора «Эстетика Достоевского и кризис религиозного сознания в России» и работу Д.С. Лихачева «В поисках выражения реального». Наследуя бахтинские традиции в понимании структурной организации художественных полотен Достоевского, авторы этих работ исследуют отдельные соотносимые с христианским мировоззрением сюжеты, мотивы, образы творчества писателя.

В 80-90-е годы появляются работы о Достоевском таких авторов, как А.В. Гулыга, А.Ф. Лосев, Г.С. Померанц. Эти исследователи, особенно Г. Померанц в своей книге «Открытость бездне», утверждая религиозные основания мировоззрения писателя, обращаются к опыту русских философов, в творчестве которых эти основания впервые были обозначены и критически осмыслены.

В опыте советских исследователей мировоззрения и творчества Достоевского работ, исследующих творчество писателя целиком с позиции философского анализа, практически не было. Наследие Достоевского советские авторы трактовали преимущественно как литературное творчество, практически оставляя без внимания или же жестко критикуя идею о религиозной основе мировоззрения писателя.

Заключая обзор предшествующих подходов отметим, что, несмотря на большой объем литературы, религиозное мировоззрение писателя в основном представлялось, как правило, в более общем контексте, а феномен религиозной веры часто «растворялся» в более общих положениях. Настоящая диссертационная работа направлена на то, чтобы отчасти восполнить указанные пробелы.

Научная новизна исследования. В предлагаемой работе новизна определяется как значимостью определения содержания феномена религиозной веры в контексте современного философско-религиозного дискурса, так и значимостью понимания специфики представлений о религиозной вере и неверии Достоевского в контексте основного содержания русской религиозной философии.

Основываясь на обстоятельствах личной жизни писателя, отраженных в биографических материалах, письмах, в диссертации утверждается, что тема собственной религиозности оставалась объектом пристального внимания писателя на протяжении всей жизни. Содержание религиозного опыта Достоевского становилось основой для создания ключевых образов и идей его произведений, и именно через исследование этих образов можно реконструировать представления о религиозной вере самого мыслителя.

В диссертационном исследовании произведена целостная реконструкция представлений Достоевского о религиозной вере, которые в значительной части оставались неизменными на протяжении жизни мыслителя, но при этом в большой мере существенно менялись под влиянием религиозного опыта писателя и внешних обстоятельств.

В диссертационном исследовании обосновывается положение о том, что понимание веры, отношение к вере у писателя характеризуется экзистенциальной глубиной и сопровождается тщательным самоанализом, основанным на рефлексии по поводу собственной религиозности.

Не отрицая сложившихся в научной традиции подходов к пониманию мировоззрения Достоевского, связанных с социально-политическими, психологическими и иными трактовками, в диссертации утверждается, что, прежде всего, исходя из собственного понимания сущности религии и религиозной веры, писатель формирует содержание основных идей и мотивов своих произведений. Вера становится главным смыслоопределяющим началом в духовном мире личности, через отношение к вере, через мотив приятия или неприятия веры определяется степень нравственного совершенства личности. Диалектика страдания - одна из главных тем Достоевского, через веру приобретает очистительный смысл. Обладание верой не означает обретения личностью покоя. Даже самые верующие персонажи писателя - Зосима, Алеша, проходят через соблазн сомнения и неверия.

В диссертации на основе обоснованного тезиса о том, что специфика религиозного мировоззрения Достоевского во многом определяется пониманием религиозной веры, проведен сравнительный анализ представлений о вере у Достоевского, JI.H. Толстого, C.JI. Франка, Л.Д. Шестова, других российских мыслителей, что позволило выявить общее и особенное в трактовке религиозной веры современниками писателя, его оппонентами и последователями.

Для воссоздания общеевропейского контекста развития представлений о религиозной вере к исследованию были привлечены концепции Канта, Фихте, Кьеркегора, Гегеля, позволившие уточнить созвучность представления о вере у Достоевского философской мысли его эпохи.

Полоэюения, выносимые па защиту. По результатам проведенного диссертационного исследования на защиту выносятся следующие теоретические положения:

1. В отечественной философской традиции сложилось определенное представление о содержании и сущности религиозной веры. Одним из главных источников для целого ряда авторов в формировании концепции веры стало религиозное мировоззрение Ф.М. Достоевского, представленное как на страницах литературных произведений, так и в публицистике писателя.

2. Отношение к религиозной вере, понимание сущности и назначения веры прошло в мировоззрении писателя сложную эволюцию - от религиозной разочарованности и увлеченности социальными проектами, через «горнило сомнений», к осознанию веры как смыслоопределяющего начала, проявляющего себя через нравственную природу личности. Евангельские тексты, святоотеческая литература, опыт общения со старцами, религиозное искусство, личный религиозный опыт определили понимание писателем религиозной веры как устремления к «положительно прекрасному идеалу», воплотившемуся в личности Христа. Стремление к идеалу, путь веры, открыт для всякой личности, независимо от степени ее нравственного развития.

3. Формула «со Христом нежели с истиной» утверждает иррациональный характер символа веры Достоевского. Вера в понимании писателя сторонится всякой определенности, так как ее содержание часто не может не вызывать недоумение с точки зрения разума. Вера отказывается от разума как источника абсолютной истины.

4. Через свое творчество писатель утверждает - основания веры не могут быть утверждены «силой разума», а должны быть основаны на «силе любви и безграничного доверия предмету веры». Путь веры - опыт «деятельной любви», который ярко выражен в образе старца Зосимы и проявляется в образах Алеши Карамазова и князя Мышкина. Любовь открывается в вере, силой любви личность преображается. Достоевскому было важно показать, что любить нужно «не только ближнего, но и дальнего». Вне веры эта задача не выполнима. Любовь к дальнему вне веры может представляться как метафора, как отвлеченное понятие.

5. Опыт деятельной христианской любви на основе веры, заставляет Достоевского обращаться к православию. Православие понимается писателем не столько как система догматических предписаний, сколько как справедливая форма организации общества. Русское православие становится для писателя единственно возможной формой достижения общественного согласия на основе деятельной любви и веры. Отсюда, «русская идея» в публицистике Достоевского, образ «русского Христа».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Представленное в диссертации содержание и проблематика могут способствовать дальнейшему развитию современной философии религии, обогатить понимание специфики основных идей русской религиозной философии и ее идейных истоков.

Реконструкция представлений о религиозной вере в религиозном мировоззрении писателя вскрывает содержание, которое может быть рассмотрено в дальнейшем, а именно: проблема греха и воздаяния в творчестве писателя, феномен смирения и покаяния, специфика представления в произведениях Достоевского основ христианской догматики.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что в мировоззрении писателя отмечен ряд параллелей с философскими концепциями его эпохи. В критической литературе предпринимались попытки соотнести идеи Достоевского с концепциями Канта, Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше, однако эти попытки носят скорее характер предварительных замечаний. Исследования в данной области могут носить продуктивный характер, и в диссертации была продемонстрирована возможность подобного исследования.

Фактический материал диссертации, основные выводы и гипотезы могут быть использованы при подготовки базовых университетских курсов, как для студентов-религиоведов, так и для студентов гуманитарных отделений, изучающих блок философских дисциплин, а также историю русской литературы и культуры.

Апробация работы. Основное содержание работы было представлено в докладах на научно-практических конференциях в БГПИ (1995, 2000 гг.), АмГУ (1998, 1999, 2003), на международной конференции «Эволюция и революция: опыт и уроки мировой и российской истории» (Хабаровск, 1997 г.). Автор выступал с докладом о сущности религиозного мировоззрения Ф.М. Достоевского на Летнем институте, проводимом Библейско-богословским институтом св. апостола Андрея (Москва, 2004 г.). Существенная часть диссертационного исследования используется в материалах курсов «Философия религии», «Религиозная философия», «Религиозная антропология», читаемых для студентов-религиоведов АмГУ. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 работ.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры религиоведения Амурского государственного университета (протокол № 4 от 25 ноября 2005 г.) и рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Лапин, Андрей Валерьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной культуре, прошедшей стадию жесткой конфронтации между наукой и религией, пережившей крайности процесса секуляризации и нигилизма, благодаря совместным усилиям философии и теологии складывается новое содержательное определение феномена веры. Это определение еще далеко не полное, с учетом того, что специфика веры вряд ли может быть выражена адекватно в рациональном понятии, однако оно позволяет непротиворечиво сочетать в себе и богословское и философское начала, без выяснения вопроса об их первичности.

Для философского анализа веры, как в светской, так и в теологической традиции важно понимание того, что вера в принципе может быть связана со знанием, представляться как знание - «вера как таковая конституируется знанием о том, что «Бог есть», «Бог существует»1, соответственно конституируется определенным знанием о том, каков Бог. В этом фундаментальном смысле вера как таковая есть знание, есть целостное или даже тотальное знание. В этом смысле вера неотделима от содержащегося в ней, конституирующего ее знания». Но знание лишь компонент целостного феномена религиозной веры, другой определяющий компонент - «отношение к инкорпорированному в веру знанию».

В свете заявленной проблематики, можно утверждать, что творчество Достоевского не только являлось импульсом религиозной философии в России, но через содержание произведений писателя можно реконструировать его собственную оригинальную концепцию веры и неверия. Через мучительный поиск, через «горнило сомнений», писатель приходит к тому, что вера есть голос инстинктивного, смыслоутвеждающего начала в личности; ее движение, ее тяготения безошибочны как инстинкт -положения веры нет необходимости проверять, только инстинктивное принятие обеспечивает достоверное знание.

Отрицание правоты религиозного чувства есть «отрицание собственного сердца», отрицание Богочеловечества. Образ Богочеловека, образ Христа, обеспечивает действительность реализма, который составляет содержание отношения человека к миру. Через этот реализм личность осознает свою природу во всей полноте - «и во мне и вне меня». Принятие собственной религиозности или отрицание ее становятся для человека утверждением собственного бытия или небытия. Не признавая Его волю, утверждая только самоволие, только неверие, личность разрушается. Произведения Достоевского - не только иллюстрация этих положений, но и убеждение в их значимости и окончательной правоте.

Можно с уверенностью утверждать, что Ф.М. Достоевский в своем творчестве, С. Кьеркегор и JI. Шестов в своей философии утверждают тезис о несостоятельности претензий разума на абсолютное обладание истинной. Эти авторы избирают для своего мировоззрения некое мерило, позволяющее оценивать все происходящее - это путь человека к Богу. Достоевский показывает через своих героев «мутные глубины души», куда не проникает свет разума, Кьеркегор и Шестов отчетливо понимают, что тотальная рациональность в философии поглощает и подчиняет человеческую экзистенцию и окружающий человека мир в своем диалектическом движении. Формируя новые горизонты философской мысли, указанные авторы все же опирались на предшествующие системы. В творчестве всех трех авторов можно отметить одну общую тему - определение сущности и содержания веры, утверждение иррационального характера религиозной веры и определение идеи Бога в качестве коррелята веры. Все три автора напряженно увлечены поисками Бога и веры. Результаты поисков жизненно важны, так как через них видится способ преодоления беспочвенности разума, автономии разума, диктата разумности. Все три автора в преодолении разума верой видят залог обретения полноты личностного начала, обретения первоначальной гармонии, «состояния догреховности». Достоевский силой художественных образов, Кьеркегор и Шестов философскими конструкциями, которые по эмоциональному накалу часто напоминают проповеди времен зарождения протестантизма, доказывают, что через веру и отчаяние личность приходит к самой себе, утверждают деятельный характер веры. Через динамическое соответствие самому себе человек оказывается соответствующим Богу. У Кьеркегора динамика веры предстает как диалектика страха и отчаяния, однако эта диалектика не дает ощущения «предрешенности маршрута». Цель «движения в вере» может оказаться легко осязаемой и тут же удалиться бесконечно далеко.

Понимание Достоевским сути веры не противоречит установкам секуляризированного сознания современной личности, так как основания веры представляются как основания «естественной нравственности» в человеке. Соблазн неверия становится не только частным делом, писатель убедительно показывает, что увлечение им приводит к катастрофическим социальным последствиям, поскольку разрушается, прежде всего, нравственный принцип в личности и утверждается независимое своеволие, в конце концов лишающее личность свободы.

Проблема определения и содержания феномена религиозной веры занимала одно из центральных мест в идейном комплексе русской религиозной философии. Работ, специально посвященных анализу феномена веры, мы практически не встречаем, однако в сочинениях представителей русской религиозной философии определение веры часто звучит в контексте рассуждения о наиболее значимых и глубинных проблемах.

В анализ содержания феномена веры у русских мыслителей включены также идеи, которые можно представить как раскрытие определенных проблем, возникающих в контексте рассуждений о вере как знании. К числу таких идей следует отнести, прежде всего, идею смысла жизни. В теологии различных конфессий эта идея часто истолковывается как идея преодоления смерти, истолковывается как предмет веры, однако на русской почве идея бессмертия становится предметом знания. Другой значимой идеей в контексте рассуждений о содержании веры следует признать «русскую идею». «Русская идея» - идея об особой религиозно-исторической миссии России в статусе примиряющего начала в вековом конфликте Запада и Востока. Для авторов «русской идеи» Россия должна стать местом становления высшей истинной формы Православия как полноты христианской веры и жизни по Евангелию, где раскроются дремлющие возможности подлинно вселенского христианства, которое вберет в себя лучшее из христианских традиций разных стран, культур и эпох.

Еще одна идея, даже скорее целый идейный комплекс - философская рефлексия по поводу содержания православной догматики. В истории русской философии мы встречаем обращение к теологическим по сути и содержанию вопросам у представителей самых различных направлений. Идея свободной воли, которая присутствует в философии не только религиозного толка, у русских мыслителей часто приобретает глубинное религиозное содержание и часто напрямую вытекает из определения содержания веры. И, наконец, еще одна область, которая часто прямо замыкается на проблему веры - истолкование содержания нравственных идей, раскрытие их смысла и статуса в обществе и мировоззрении личности.

Характерная черта русской философии - обращение к творчеству русских писателей для более детального познания духовного мира человека. Критика произведений Ф.М. Достоевского занимает особое место в русской философской традиции. В контексте этой критики многие идеи Достоевского получали дальнейшее развитие, уточнение и выступали мощным импульсом эволюции русской философской мысли. В полной мере это относится к феномену религиозной веры.

Концепция веры, сложившаяся в русской философии во многом под влиянием идей Достоевского, обладает следующими характерными чертами. Во-первых, вера имеет безусловный характер, не определяемый эмпирическим и логическим содержанием. В силу своей безусловности вера представляет собой высший род познания, возвышаясь над наукой и философией.

Во-вторых, проблема веры неотделима от проблемы нравственности. Только через веру возможно утверждение абсолюта нравственного начала. Абсолют веры и нравственного начала утверждается через признание бытия Бога и признание факта бессмертия души. Религиозная вера понимается также как условие обретения истинного смысла свободы.

В-третьих, будучи абсолютным началом, нравственность по своему содержанию есть любовь. Смысл любви не только в обеспечении всеединства, но и в раскрытии красоты всего сущего, которая носит религиозный характер и создает условия для преображения мира на нравственных началах.

В-четвертых, через веру христианство получает возможность заявить о себе как о силе справедливого общественного преобразования.

В-пятых, вера есть «дитя тайны». Разум может утвердить силу веры, но он не может ее полностью объяснить, хотя именно благодаря разуму часто происходит подмена мистического объясняемым, что приводит к «утрате тайны», за которой следует угасание веры.

Наряду с обращением к содержанию веры русские мыслители исследуют и диалектику «соблазна сомнения», который часто определяет глубину неверия, которое на русской почве приобретает трагическое содержание.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лапин, Андрей Валерьевич, 2006 год

1. А.Г. Достоевская, Воспоминания, под ред. Л. П. Гроссмана, Москва, 1922

2. Азадовский К.М. Достоевский глазами современников/ Новый мир, №8, 1985

3. Альтман М.С. Достоевский: по вехам имен. Саратов, 1975

4. Аскольдов С.А. Достоевский как учитель жизни/ О Достоевском, М., 1991

5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979

6. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. Саратов, 1992

7. Белкин А.А. Братья Карамазовы (социально-философская проблематика)/ Творчество Достоевского. Сборник статей. М., 1959

8. Белопольский В.Н. Достоевский и позитивизм. М., 1985

9. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. М., 1987

10. Белый А. Трагедия творчества. Достоевский и Толстой/ О Достоевском, М., 1991.

11. И Бердяев Н. А. Сочинения. М.: "Раритет", 1994

12. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994

13. Бердяев Н.А. Духи русской революции/ Из глубины. М., 1989

14. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского/ Н. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991.

15. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1991

16. Бердяев Н.А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского/ Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994

17. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1992

18. Бердяев Н.А. Ставрогин/ Новое время, № 32, 199619Бесносов В. Смогу ли уверовать? Достоевский и нравственно-философские искания в России к. XIX нач. XX в.СПб., 1993

19. Билинкис Я.С. Ф.М. Достоевский. Л., 1960

20. Бочаров С. Леонтьев и Достоевский/ Вопросы литературы выпуск 6, 1993

21. Булгаков С. Свет невечерний. М., 1994

22. Булгаков С.Н. Венец терновый (памяти Достоевского)/ Сочинения. Т.2, 1993

23. Булгаков С.Н. Иван Карамазов как философский тип/ Сочинения. Т.2, 1993

24. Булгаков С.Н. Русская трагедия/ Сочинения. Т.2, 1993

25. Бурсов Б.И. Личность Достоевского. М., 1979

26. В. Соловьев о Достоевском/ Литературная учеба, №5, 1989

27. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М., Истина и Жизнь, 2000

28. Вересаев В. Живая жизнь. М., 1991

29. Вшолек С. Рациональность веры. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005

30. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. М., 1994

31. Вышеславцев Б.П. Конспект книги Розанова «Великий Инквизитор»/ Вопросы философии №6, 1996

32. Вышеславцев Б.П. Чувство греха/ Слово, №12. 1990

33. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса: Проблемы Закона и Благодати. М.: Республика, 1994

34. Гегель Г.В.Ф. Наука логики в трёх томах. М., 1970-1972

35. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2-х т. Вступит, статья А.В. Гулыги. -М., 1975-1977

36. Гессен С.И. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского/ О Достоевском, М., 1991

37. Гоготишвили Л.А. Варианты и инварианты М.М. Бахтина/ Вопросы философии, №1. 1992

38. Гроссман Л.П. Ф.М. Достоевский. М., 1995

39. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995

40. Гулыга А.В. Философия есть тоже поэзия/ Наш современник. № 11, 1996

41. Долинин А.С. Достоевский и другие. Л., 1989

42. Достоевский художник и мыслитель. Сб. статей, М., 1972

43. Достоевский в зарубежных литературах. Л., 1978

44. Достоевский в конце XX столетия. М., 1996

45. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах.

46. Закржевский А.К. Религия. Психологические параллели. Достоевский. Киев: Издание журнала «Искусство», 1913

47. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1 ч. 2, М., 1989

48. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997

49. Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия/ О Достоевском, М., 1991

50. Иванов Вяч. Лик и личины России (к исследованию идеологии Достоевского) / Родное и вселенское. М., 1996

51. Иванов Вяч. Основной миф в романе «Бесы»/ Родное и вселенское. М., 1996

52. Иванова А.А. Философские открытия Достоевского. М., 1995

53. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли. М., 1997

54. Игнатов А. Черт и сверхчеловек (предчувствие тоталитаризма Достоевского и Ницше)/ Вопросы философии №4, 1993

55. Иоганн Готлиб Фихте. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М.: Ладомир, 1995

56. История философии в СССР. Т.З

57. Кант И. Сочинения. В 8-ми т., Т. 4 , М.: "ЧОРО", 1994

58. Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч. 1. М., 1965

59. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980

60. Кант И. Трактаты. Санкт-Петербург: Наука, 1996

61. Карсавин Л.П. Сочинения. М., 1993

62. Карсавин Л.П. Ф.П. Карамазов как идеолог любви/ Малые сочинения. СПб, 1994

63. Карякин Ю.Ф. Достоевский в канун XXI века. М., 1989

64. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского. М., 1986

65. Кашина-Евреинова А. Подполье гения. Сексуальные источники творчества Достоевского. Петроград. 1923

66. Кимелев Ю.А. Философия религии. Систематический очерк. М., 1998

67. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М., 1983

68. Кирпотин В.Я. Ф.М. Достоевский. М., 1960

69. Клейман Р.Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского. М., 1985

70. Кьеркегор С. Страх и трепет, М., 1998

71. Л.Ф, Достоевская, Достоевский в изображении его дочери Л. Достоевской. Андреев и сыновья, М.- П., 1922

72. Лаут Р. К вопросу о генезисе «Легенды о Великом Инквизиторе»/ Вопросы философии №1, 1990

73. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996

74. Лаут Р. Что говорит нам сегодня Достоевский?/ Литературная учеба №6, 1989

75. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 48

76. Леонтьев К.Н. О всемирной любви (по поводу речи Ф.М. Достоевского на Пушкинском празднике) / О Достоевском, М., 1991

77. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание/ Бог и мировое зло. М., 1994

78. Лосский Н.О. Избранное. М., 1991

79. Лосский Н.О. О природе сатанинской (по Достоевскому) / О Достоевском, М., 1991

80. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991

81. Мережковский Д.С. Пророк русской революции/ О Достоевском, М., 1991

82. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Жизнь, творчество и религия. Т.7,11-12, ПСС, СПб.-М., 1912

83. Михайловский Н.К. Жестокий талант/ Достоевский в русской критике. М., 1956

84. Мольтман Ю. Наука и мудрость: К диалогу естественных наук и богословия. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005

85. Мукашев З.А. Очерки социальной философии Ф.М. Достоевского. Алма-ты. 1994

86. Осипов А.И. Достоевский и христианство/ Журнал Московской Патриархии. 1997

87. Основы религиоведения/ Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000

88. Переверзев В.Ф. Ф.М. Достоевский/ О Достоевском, М., 1991

89. Пикок А. Богословие в век науки: Модели бытия и становления в богословии и науке. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004

90. Письма В. Соловьева и Достоевского/ Наше наследие. В.6, 1991.

91. Полкинхорн Д. Вера глазами физика: богословские заметки мыслителя «снизу вверх». М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1998

92. Полкинхорн Д. Наука и Богословие. Введение. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004

93. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия/ Вопросы философии №2, 1992

94. Померанц Г. Мыслители читают Достоевского/ Октябрь №3, 1993

95. Померанц Г. Открытость бездне. М., 1992

96. Проблемы изучения русской философии и культуры/ Вопросы философии, №9 1988

97. Радлов Э.Л. Соловьев и Достоевский/ О Достоевском, М., 1991

98. Розанов В.В. Белинский и Достоевский/ Новое время №32 1996

99. Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе/ Мысли о литературе. М., 1989

100. Розанов В.В. Несовместимые контрасты бытия. М., 1990

101. Розанов В.В. О Достоевском/ О Достоевском, М., 1991

102. Розанов В.В. Опавшие листья. М., 1992

103. Розанов В.В. Размолвка между Достоевским и Соловьевым/ Наше наследие №6, 1991105 Русская идея. М., 1992

104. Русская философия: очерки истории. М., 1991

105. Сараскина JI. Сочинители в произведениях Достоевского/ Вопросы литературы №12, 1989

106. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. М., 1980

107. Селезнев Ю.И. Ф.М. Достоевский. М., 1990

108. Селиверстов Ю. О Великом Инквизиторе и последующее. М., 1992

109. Соловьев B.C. Русский национальный идеал/ Смысл любви. М., 1991

110. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. М., 1988, т. 2

111. Соловьев B.C. Три речи памяти Достоевского/ Сочинения Т.2 М., 1989

112. Сорокин П. Заветы Достоевского/ О Достоевском, М., 1991

113. Сухов А.Д. Русская философия. Пути развития. М., 1989

114. Тарасов Б.Д. Достоевский и современность/ Москва №5, 1989

115. Тарасов Б.Д. Поэма о великом инквизиторе в истолкованиях русских философов к. 19 нач. 20 веков/ Лепта №23, 1994

116. Туган-Барановский М.И. Нравственное мировоззрение Достоевского/ О Достоевском, М., 1991

117. Ф.Д. Шлейермахер. Речи о религии. Монологи, Санкт-Петербург: Алетейя, 1994

118. Ф.М. Достоевский: статьи и материалы. Сб. 1. и 2. под ред. А.С. Долинина. М., 1924

119. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1994

120. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000

121. Флоровский Г.В. Религиозные темы Достоевского/ О Достоевском, М., 1991

122. Франк С.Л. Достоевский и кризис гуманизма/ О Достоевском, М., 1991

123. Франк С.Л. Легенда о Великом Инквизиторе. М., 1992

124. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990

125. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996

126. Франк С.Л. Свет во тьме. М., 1998

127. Фьоренцо Эмилио Реати. Религия как освобождающая сила в философии XX века. СПб.: Европейский Дом, 2001

128. Шестов Л. Sola fide только верою. Париж, 1966

129. Шестов Л. Достоевский и Ницше. Философия трагедии/ Сочинения Т.1, М.,1993

130. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992

131. Шестов Л. На весах Иова (Странствование по душам)// Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1993

132. Шестов Л. Пророческий дар/ О Достоевском, М., 1991

133. Штейнберг А.З. Достоевский как философ/ Вопросы философии №9, 1994

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.