Феномен старчества в православной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Корнецова, Оксана Александровна

  • Корнецова, Оксана Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 130
Корнецова, Оксана Александровна. Феномен старчества в православной культуре: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2003. 130 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Корнецова, Оксана Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА И ФЕНОМЕН СТАРЧЕСТВА (ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ).

1.1. Понятие православной культуры.

1.2. Сущность старчества и его устроение в древнехристианском монашестве.

2. ФЕНОМЕН РУССКОГО СТАРЧЕСТВА.

2.1. Культурные истоки и преемственность традиций в русском старчестве.

2.2 Социокультурная самобытность русского старчества.

2.3 Влияние оптинских старцев на духовную культуру XIX века.

ГЛАВА 3. ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ДУШЕПОПЕЧЕНИЕ

3.1. Старчество, медицина, психотерапия: сравнительный анализ . 77 3.2.0 некоторых возможностях духовно-ориентированной психотерапии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен старчества в православной культуре»

Актуальность темы исследования.

Принятие Русью христианства рассматривается как факт общекультурного и исторического уровня, выходящий далеко за пределы события чисто религиозного. Масштабы воздействия православия на российское общество, культуру и ментальность россиян значительно превосходят воздействие иных конфессий, что предопределяет его особую историческую роль. На протяжении тысячи лет Православная Церковь «ковала и пестовала несгибаемый державный дух русского патриотизма»1, прививая fj человеку особый этический вкус. Слова A.G. Пушкина подкрепляют сказанное: «Греческое вероисповедание, отдельное от прочих, дает нам особенный национальный характер»3.

Христианская Византия для становления русской православной культуры — неизбежная историческая основа, отложившая отпечаток на все ее достояние. Начиная с VI в., Константинополь стал бесспорным центром христианской ортодоксии, а после великой схизмы между Востоком и Западом он сохранил первенство в православии в целом4. Крупнейший отечественный культуролог С.С. Аверинцев по этому поводу отмечал: «Только с принятием христианства русская культура через контакт с Византией преодолела локальную ограниченность и приобрела универсальное измерение . Она стала культурной в полном значении этого слова»5. О том же писал Н. Бердяев: «Если мы, русские не, окончательно варвары и скифы, то потому лишь, что Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты: Слово к русскому народу. СПб., 1995. - С. 32.

2 См.: Силуянова И. Этика врачевания. Современная медицина и православие. М., 2001 .-С.22.

3 Пушкин А.С. Собр. соч., Т.4. Исторические замечания.— М.: Художественная литература, 1986.

4 См.: Иоанн (Мейендорф), протопресвитер. Литургия или Введение в духовность Византии // Альфа и Омега. №1(4), 1995.- С.95.

5 Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры 7/ Страницы русской зарубежной печати.

Мюнхен-М., 1998.-С.44. через православную церковь, через Византию получили связь с преданиями античной, греческой культуры»1. Благодаря этим историческим событиям «мысль о православной непрерывности и внутренней логичности в истории вне ссылок на Византию невозможна»2.

Святоотеческая литература была главным питательным источником русской культуры вплоть до XVIII в., но влияние ее отчетливо ощущается также и в новой русской философии и литературе. Прежде всего в XIX — начале XX в., но не только: присутствие идей византийско-православного наследия имеет место и в; современном сознании и культуре, что, к примеру, отражается в некоторых подходах к психотерапии, на способах постановки и путях решения педагогических проблем. Задаваемый святоотеческим наследием духовный уровень бытия человека и общества Древней Руси противостоял низведению человека к натуралистическим проявлениям, наполняя душу возвышенным содержанием. Распространение на Руси идей патристики создавало прочную опору для наращивания духовно-культурного потенциала. Русская православная культура сделала монашеский идеал центром всей своей жизни и самосознания. Русское монашество выставило из. своей среды сонм подвижников, полнее других осуществивших идеалы своего знания. Старчество, как явление общерусское, которое со всем основанием относят к числу наиболее характерных и специфических отличий русского Православия, почти с самого начала своего существования: вступило на самостоятельный путь. Старец имел в православной <аскетике исключительное значение, хотя разные обстоятельства в истории православного монашества могли заслонять или искажать эту фигуру, Предание во все времена упорно напоминало об ее особой роли. В старчестве реализовался персонализм, православной аскетики.

1 Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. М.-1994. - С.528-529.

2 Иоанн (Мейендорф), протопресвитер. Литургия или Введение в духовность Византии // Альфа и Омега. №1(4), 1995.-С.95.

Полнота культурной жизни* современной России немыслима без учета религиозно-нравственных ценностей. И в связи с особенностями русской истории XX- XXI вв. духовные преобразования связываются сегодня не столько с очередным интеллектуальным «обновлением», сколько с обращением к забытым ценностям и традициям. «Беспамятство— разрушительно, память — созидательна», — напоминает Д. Лихачев1. Естественно поэтому, что крайне важна ориентация нравственных преобразований в современной России на духовно-культурное наследие — на великие культурные традиции Православия. В Святоотеческом Предании, в русской религиозной философии, для которой! нравственные вопросы всегда были особенно значимы, в т.ч. в творчестве С. Булгакова; В. Зеньковского, Л. Карсавина, В. Лосского, Н. Лосского, В. Несмелова, В. Соловьева, П. Флоренского, С. Франка, мы можем найти опору в подходе: к решению проблем жизни и смерти, здоровья и болезни,. свободы и несвободы человека, существующего сегодня в условиях мощного вторжения техногенной цивилизации в пространство и время простого человеческого бытия.

Игнорирование духовных традиций, органически свойственных нации, как правило, не имеет созидательной перспективы. Вместе с тем, в постклассической ситуации, не считают обоснованным апеллировать к религиозным основаниям культуры, использовать их как весомый аргумент в социокультурном самоопределении, - если это входит в противоречие с мнимой свободой4 нового образа жизни. В итоге ситуация значительно драматизируется. Формируется психологически расколотый, нецельный человек (вспомним выдающегося философа XX в. Питирима Сорокина: «по воскресеньям - Бог, в будние дни - фондовая биржа»), который уже не замечает своей нецельности; Как видим, фундаментальное противоречие нашей эпохи и одновременно главный вызов человеческому сообществу: резкое противостояние либеральных цивилизационных стандартов, с одной стороны, и

1 Лихачев Д. Память преодолевает время // Наше наследие. - № 1. 1988. - С. 1. ценностей! национальной культурно-религиозной идентичности, с другой, -подвигают нас к поиску возможных путей культурного со-развития. Исследование генезиса преодоления противоречий между этими двумя решающими факторами современного развития должны занять важное место в культурологических исследованиях.

Русское православие исторически было одним из самых серьезных социальных факторов жизни России. Ныне это служение русскому народу оформлено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», тем самым открывается новая i эпоха в жизни российского православия - эпоха полнокровного участия Русской Церкви в общественной жизни свободного общества. Будет, разумно способствовать тому, чтобы данное служение было осознано, и имело широкое общественное и практическое приложение.

Степень разработанности темы.

По данной теме представляется возможным; выделить несколько исследовательских направлений.

В богословском контексте о сущности старчества пишут - митрополит Трифон (Туркестанов) (154), протоиерей Александр Соловьев (144), епископ Николай Чуфаровский (176), архиепископ Феофан Полтавский (127), архимандрит Софроний (146), иеродиакон Николай (Сахаров) (139). В их исследованиях старчество рассматривается как «харизматическое» таинство Церкви, мистическое обоснование нравственного подвига человека. Здесь подчеркивается: святоотеческая традиция, особое монашеское устроение, развиваются идеи о пользе старческого руководства. Так, епископ, Николай Чуфаровский показывает органическую связь старчества со стремлением; ко спасению, понимаемому как обожение. Обожению мешают страсти, основание которых коренится в помыслах. Отсюда следует необходимость борьбы с помыслами, «урегулирование» их. Метод этой борьбы — откровение помыслов старцу. Автор раскрывает антропологические основания практики исповедания помыслов. С точки зрения культуролога, в богословских исследованиях важно * было увидеть роль аскетической практики старца в формировании новой личности, механизм старческого окормления, а также понять, каким образом православие может ответить на проблемы культуры, интерпретируя свою догматику в свете основных экзистенциальных проблем.

В историческом и историко-богословском направлениях изложены работы таких авторов, как проф., богослова И.М. Концевича (73-74), монахини Игнатии (Петровской) (51-53), проф. С. И. Смирнова (148-149), философа-богослова В: Н. Лосского (96), протоиерея С. Четверикова (174-175), проф., богослова В. И. Экземплярского В; И. (182), П. Н. Зырянова. (49), проф. А.И.Сидорова (151). Наиболее полное богословско-историографическое исследование старчества мы находим у И: М. Концевича. В своей книге «Стяжание Духа Святого.» от попытался всесторонне осветить сущность подвига трезвения и духовной молитвы, приводящих к Богообщению, и связанного с этим подвигом благодатного старчества, как руководящего начала. Концевич вписывает богословскую канву в исторический фон, показывая, как развивалось старчество в древнем? монашестве на Востоке, а также у нас в России в X-XIX веках. Труды протоиерея Четверикова С. посвящены исследованию жизни и учению Паисия Величковского, восстановителя общежительного монашества и основоположника русского старчества XIX века, непосредственно связанного с древней традицией исихазма. Для выполнения целей настоящего исследования важно было проследить истоки и выявить исторические традиции преемственности в русском старчестве. Так, в очерке Лосского В. Н. «Оптинские старцы» кратко рассматривается история Оптиной пустыни и традиция преемственности старцев, влияние Оптиной пустыни на интеллигенцию.

Среди; философско-культурологических и историко-культурологических исследований представляется возможным выделить ряд работ, тонко ухвативших связь времен и подчеркнувших культурообразующую роль, аскетического подвижничества русских старцев, а также культурологический анализ духовного учительства, предпринятый в научных трудах Государственной Академии; славянской культуры. В частности, феномен старчества достаточно глубоко исследовался в диссертации Е. В. Зимаковой (47). Новизна ее исследования в том, что понятие старчества было рассмотрено с культурологических позиций как культуротворческое начало. В качестве культурной деятельности старца автор выделяет «взращивание» души ученика по образу и подобию Божьему. Автором обозначена аскетическая составляющая Православия, и предпринята попытка представить ее в философско-культурологической форме. Важным достоинством диссертации является сравнительно-культурный анализ феномена старчества в культуре православия и духовного лидерства в ряде других культур1.

В религиозно — философском контексте институт старчества анализируется в работах С. С. Хоружего (167-170). Феномен русского старчества исследуется автором как практическое выражение общечеловеческого содержания исихастской традиции. Важно отметить то, что исследования С. С. Хоружего, скрупулезно раскрывающие существо и содержание православного аскетизма - исихастского учения о человеке, в целом, весьма актуальны и своевременны для; современной гуманитарной науки.

Агиографическим исследованиям феномена старчества посвящены работы, А. Н., Муравьева (106), Г.П.Федотова (158) и других. Через глубокое изучение их трудов, приоткрывается мир русской святости, объясняющий многое в явлениях и современной, секуляризованной русской культуры. В этом плане особенно значима работа Г. П. Федотова «Святые Древней Руси», которая является концептуальной, но» показывает и самую живую архитектонику бытия культуры в обществе. Особо следует выделить гениального русского писателя XIX века Ф.М. Достоевского (27-28), художественно рассматривавшего; старчество и при этом с религиозно-психологической точки зрения и, внесшего значительный вклад в его обоснование, с акцентом на любви старца к людям.

1 Зимакова Е. В. Старчество как феномен культуры: Дисканд. культурологии. Москва. 2000. - С. 8.

Идеи русских философов И. А. Ильина (60-61) и В: Н. Зеньковского (4245) помогли; в работе по уяснению основных положений православной культуры.

Из современной литературы решающее значение имели для данной работы исследование Т. П. Матяш (100), основательно раскрывающее понятие православной культуры и статья A. JL Доброхотова (32), в которой анализируются отношения христианства и культуры в истории.

Исследование генезиса и поиск возможных путей преодоления противоречий и противостояния либеральных цивилизационных стандартов, с одной стороны, и ценностей национальной = культурно-религиозной идентичности представленных в старчестве - с другой; подтолкнули меня к анализу литературы россиеведческой проблематики: труды А. Н; Ерыгина (3638), И.В. Кондакова (75) и В.Ф. Шаповалова (178), в которых вскрываются социокультурные механизмы, регулирующие смену культурных парадигм и определяющие общую логику исторического развития отечественной культуры.

Анализ восточно-христианского дискурса привел к теме, где на центральное место вышли явления и стратегии «антропологической модели», при которой трансформируется сам способ бытия человека. Здесь ключевыми источниками были труды философов — славянофилов, Ф. М. Достоевского (2728), В: Н. Лосского (95), Зеньковского В. Н.(43), Ильина В. Н. (61), Хоружего G.e.(170).

В уяснении понимания сущности православной духовности важное значение имели труды И! Влахоса (15), И. Зизиуласа (46), X. Яннараса (184).

Таким образом, исследования вышеназванных авторов в значительной степени позволяют раскрыть феномен старчества в православной культуре и показать его значительное влияние на социокультурные процессы.

Вместе с тем, можно констатировать - феномен старчества: в православной культуре до настоящего времени остается культурологически малоисследованным, и в литературе представлен не достаточно широко, что и послужило толчком для осуществления исследования старчества как уникального феномена в православной культуре.

Методологическая основа исследования.

При рассмотрении основных положений диссертации используются следующие принципы: синхронии и диахронии, системности и историзма, которые позволяют культурологически проанализировать феномен старчества не только в тесной связи с исторической обстановкой; но и выявить существенные отличия древне-византийского и русского старчества.

Однако изучение сущности старчества предполагает углубление и проникновение в смысл православной антропологии, атак же наличие «третьей: позиции», преодолевающей; бинарную оппозицию чисто внешнего и чисто внутреннего, позиции диалогического или, в терминах М.М. Бахтина, «участного» сознания. В нашем случае она означает, что научное сознание, сохраняя свои определяющие черты и цели, вместе с тем должно быть причастным к описываемому опыту, в той или иной мере его разделять и на него откликаться, меняя собственные установки в зависимости от постигаемого содержания.

Наличие «участного» сознания диктуется следующим. Главная часть исихастского опыта; в котором находит духовные и антропологические основания старчество есть внутренний духовный- процесс, для которого заведомо неприемлема обычная научно-философская методология описания опыта, т.к. суть и природу опыта попросту нельзя выразить на; позитивистском языке, с его парадигмально-концептуальным аппаратом. Проявления аскетического опыта старцев адекватны природе опыта, но это - внутренняя речь Традиции, во многом отличная от других, ограниченная миром Традиции и специфическими целями подвига. В силу этого она - зашифрованная антропология, поэтому мы утверждаем, что для ее расшифровки нужно создание некоторой третьей позиции - описания опыта, промежуточной между чисто внешней позицией экспериментальной науки и чисто внутренней позицией; самих аскетических первоисточников, т.е. необходим метод участного» сознания. Только в этом случае возможно проникновение в область мистико-аскетического опыта, с раскрытием его философского и культурологического смысла.

Объект и предмет исследования.

Таким образом, объект исследования — это православная культура, взятая в аспекте представленной в ней традиции духовного старческого руководства и душепопечения.

Предметом настоящего исследования, выделяемым в ходе культурологического анализа, является феномен (явление) старчества в составе православной культуры как исторически конкретного способа сохранения и трансляции определенной традиции.

Цель и задачи диссертационного исследования

Основной целью представленной диссертационной работы является философско-культурологическое исследование старчества как феномена православной культуры и прояснение его социокультурной специфики (самобытности).

Поставленная цель определила следующие задачи:

1) определить понятие православной культуры, сущность старчества и специфику его устроения в древнем монашестве;

2) осуществить культурологический анализ феномена русского старчества;

3) выявить и теоретически осмыслить культурно-историческую роль и значимость русского православного старчества;

4) провести сравнительный анализ трех исторических форм врачевания и душепопечения (медицины, психотерапии и старчества) в культуре.

Научная новизна полученных результатов определяется тем, что в диссертационном исследовании предпринят опыт целостного философско-культурологического анализа феномена старчества в православной культуре. Это нашло свое выражение в следующих конкретных пунктах: определено с учетом наличного философского знания понятие православной культуры в качестве основания для культурологического анализа сущности старчества и его первоначального устроения;

- выявлены; религиозно-культурные истоки, преемственность традиции, социокультурная самобытность и влияние старчества на русскую культуру;

- впервые осуществлен сравнительный историко-культурологический анализ медицины, психотерапии, старчества, - с акцентом на возможностях духовно-ориентированной психотерапии.

Положения, выносимые на защиту.

1. Православная культура, в которой в идеале достигается! «симфония» всех форм, личной и общественной? жизни людей; (преображаемых через перспективу Царства Божия) и которая опирается наг мистико-аскетическую традицию < монашества,, - находит свое специфическое выражение в, феномене (явлении) старчества как проявления духовного учительства, реализовавшего в > себе персонализм православной аскетики и; несущего в себе опыт духовного делания.

2. Социокультурная; самобытность; русского старчества заключается в социальном служении народу. Уже: древнерусские литературные памятники (Киево-Печерский патерик, произведения: Кирилла Туровского, житие Авраамия Смоленского и др.) свидетельствуют о примерах: интенсивного старческого духовного наставничества (в отношении- как монахов так и мирян), достигающих апогея? в деятельности: Оптиной пустыни. Таким образом, происходит трансляция православной духовной традиции- в социокультурное пространство мирской (интеллигенция, простой народ) жизни.

В««обновленном» русском старчестве, классическим примером которого является деятельность АмвросияЮптинского и его преемников, православной духовной традиции: удается преодолеть, главный, антропологический; барьер, стоящий на пути ее выхода в мир; решается сложнейшая задача сочетания «умного делания» с полномерным участием в жизни мира.

В XX столетии появляется новая тенденция в развитии этого феномена: происходит перемещение основных функций монастырского старца к приходскому священнику-старцу («монастырь в миру»), что является новой, вынужденной формой в приобщении мирян к православной духовной традиции старчества;

3. В русском старчестве родилась новая плодотворная форма взаимодействия аскетической^ традиции с миром ^ и мирским1 человеком. Во внесословном социальном поведении старцев происходит снятие не только социальных привилегий; разделений, барьеров, но и утверждение иного высшего образа существования, где человек получал усвоение основных его принципов в качестве твердых ориентиров; своего мира. Каждому действию человеческого существования мог быть придан практически-ценностный смысл ступени в «лествице» восхождения человека к, Богообщению. Таким образом, старческое руководство способствовало тому, что осуществлялась вся реальная душевно-телесная жизнь личности в лучших ее устремлениях и предоставлялись действенные средства к,внутренней борьбе человека с тем, что мешало реализации главных его потенций.

4. В трех исторических формах помощи человеку (медицина, психотерапия,, старчество) имеет место: различие как исходных культурных оснований, так и понимание сущности человека.,. Если; в медицине врачуется; прежде всего, тело (в крайнем случае, принимаются во - внимание социальные аспектыг болезни), если к компетенции психотерапевта относится! психика (психотравмирующие причины, дефекты воспитания); - то в старческом душепопечении происходит обращение к духовной стороне личностной? жизни. Это объясняется; тем, что православная* антропологическая модель основывается на понятии: личности как целостного существа, в котором телесное, душевное и духовное находятся в соразмерном взаимодействии и соподчинении.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Содержание диссертации позволяет оценить значимость института старчества для духовного совершенствования личности. Работа раскрывает самобытность и социокультурную роль русского старчества, его влияние на природу русской духовной культуры.

Материал диссертации может быть использован в курсах по истории русской культуры, россиеведения, религиоведения и культурологии, в спецкурсах по проблемам духовной культуры личности и в основах православной культуры.

Апробация работы.

Материалы диссертации неоднократно обсуждались на кафедрах теории культуры, этики и эстетики, социальной философии и философии права факультета философии и культурологи РГУ. Основные положения диссертации были апробированы на чтениях имени Димитрия Ростовского, на заседаниях межведомственного научного отдела истории русской философии и культуры РГУ и ИФРАН. Отдельные материалы диссертации отражены в следующих публикациях: труды аспирантов и соискателей Ростовского государственного университета за 2001, 2003 годах, краткий тематический словарь по Философии, тематический сборник научного отдела истории русской философии и культуры.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, приложения, примечаний и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Корнецова, Оксана Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в настоящей диссертационной работе исследование феномена старчества в православной культуре позволяет сделать следующие выводы.

Суть православной культуры наиболее полно характеризуется органическим миром, в котором, христианско-православная религия пронизывает все «тело» культуры, не оставляя места дихотомии веры и благодати, с одной стороны, и жизнедеятельности, с другой. В диссертационном исследовании мы попытались показать, что православная культура предполагает «симфонию» всех форм жизни людей в «мире сем» и Церкви, «симфонию», в пространстве которой истинный смысл и ценность всех форм личной и общественной жизни определяется через перспективу Царства Божия.

Старчество, являясь необходимым элементом православно-аскетической традиции и важной составляющей; православной культуры. Институт старчества, опираясь на высокоорганизованную, внутренне проработанную православную традицию выработал определенные методы воздействия на духовное развитие человека, частично выраженные в практике послушания и в «откровении помыслов». Посредством духовного руководства старцев передается опыт преображения человека, онтологическое изменение «духовного возрастания», являющееся актом * соучастия в культурном строительстве. В основе радикального переустройства внутренней реальности человека лежит непосредственное деятельное общение, в котором происходит усвоение духовного опыта старца, основанном на традиции христианского служения через, овладение и воспроизведение формы подвижничества. В этом заключается сущность старческого окормления.

Функция или назначение института старчества может рассматриваться как трансляция, передача традиции, поскольку в нем традиция раскрывает и передает миру свои принципы и нормы, жизненные и духовные установки. Если древнее старчество - институт, принадлежащий исключительно монастырской культуре и практически не выходящий за ее рамки, то русское старчество представляет собой существенно новую форму древне-византийского. Древнее старчество - внутренний институт исихастской традиции: механизм- обеспечивающий ее самовоспроизводство, или же трансляцию во, времени; в русском старчестве трансляция традиции; (исихазма) происходит в социальное пространство.

Старчество со всем основанием возможно отнести к числу наиболее характерных и специфических отличий русского Православия. Оно практически с момента своего появления вступило на самостоятельный путь. Тогда было взято своеобразное качественно-иное направление развития древнейшего монашеского института духовного руководства. Изначально входившая в структуру православного монашеского уклада двойственная связь «монах (или послушник) — старец (духовник-руководитель, духовный отец)» преобразуется в институт духовного руководства, совета, назидания простых мирян. При этом.характерно однократное или многократное, обращение людей к старцам по поводам, связанными с духовными трудностями- или житейскими проблемами. Таким образом, можно констатировать, что русское старчество хотя* и продолжает традиции древне-византийского, но представляет собой существенно новую форму. Если посредством древнего старчества традиция осуществляет свою трансляцию во времени и во всей своей полноте; то в русском: - происходит трансляция традиции в социальном, пространстве, и отнюдь не в полноте, а только в избранных, основных элементах.

В служении русских старцев, к опыту которых прибегали практически все сословия и слои России, происходило коренное снятие социальных и культурных; барьеров. От старца требовалось непременное обладание личной харизмой и духовным авторитетом; его наставления^ выражали свой собственный, добытый и пережитый им самим, опыт подвига как Богообщения и единения с Богом.

Исследуя феномен русского старчества в его антропологических и духовных основаниях, мы увидели, что в старчестве достигается актуальное раскрытие и практическое воплощение универсального, общечеловеческого содержания исихастской традиции: исихазм отдельными принципами входил в культурную жизнь человека,, раскрывая; заложенное в нем общечеловеческое содержание. В этом; процессе социализации исихазма разрушается преграда между аскетической традицией и обществом. Трансляция исихастского мироотношения и жизнеустроения в православной культуре, бывшая прежде уделом старцев-монахов, начинает осуществляться «белым» духовенством, сочетавшего синтез иерейского и старческого руководства (напр. служение священников Алексея Мечева, Валентина Свенцицкого, св. Иоанна Крондштатского). Их духовное наставничество следовало тем же линиям и принципам, что у оптинских старцев, этим наставничеством охватывались, связуясь духовной общностью, люди всех сословий и уровней образования, начиная с известных деятелей русской культуры — Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Дурылина и многих простых людей.

Старчество, касавшееся преимущественно народной среды, тем не менее стало связующим звеном со светской культурой. XIX век — время блестящего расцвета русской духовной культуры (литературы, философии), ив некоторых своих тенденциях, некоторых фигурах, эта культура испытывала влияние сферы православного подвига и обращалась к этой сфере в своей творческой и осмысливающей работе. Так, к пониманию значения старчества Оптиной Пустыни, российское общество и мировая культура приходит не без помощи творчества и жизненного опыта великих мыслителей и писателей России - И. Киреевского, Н. В. Гоголя, Ф; Достоевского, Л. Толстого, В. Розанова, К. Леонтьева и др. Самым выдающимся, открывший феномен старчества культуре, внесший свой вклад в богословское обоснование старчества, делая акцент на любви; был Ф.М.Достоевский.

Итак, можно подытожить: история свидетельствует - православное мировоззрение, опирающееся на институт старчества как верховный авторитет аскетики, оказало влияние на природу российской духовности, что нашло свое выражение, как в произведениях культуры, так и народном характере. Этот факт еще раз подчеркивает позитивность m значимость культурно-исторической роли» русского православного старчества. Именно, благодаря: православной вере и старцам, в частности, в дореволюционной^ России удавалось поддерживать в массе населения определенный уровень духовности и; нравственности:

К началу XXI века на; фоне проявлений; глобализационных стратегий, противостояния; либерализационных и культурно-религиозных традиций, в рамках нарастающей потребности дискурса человеческого со-развития исследование православной антропологии принимает новые очертания:

Православная антропологическая модель основывается на понятии личности как целостного существа, в котором телесное, душевное и духовное находятся в соразмерном взаимодействии и соподчинении. Здесь концепция? личности предполагает открытость и:динамику человеческого существования, включающую в себя отношение к Три-Ипостасному Богу-Творцу и к поли-ипостасному человеческому миру. Духовное всегда превалирует над телесно-душевным: В частности: духовно-ориентированная психотерапия, как направление, находящееся сегодня, в стадии- становления, использует в целях лечения: души: и душепопечения обращение, в первую» очередь, к духовным; ресурсам личности: Данное направление в своей; основе соответствует мироотношению, формируемому- православной; антропологией, являясь практическим; применением: и; дальнейшим; развитием; русской; духовной: или религиозно-философской психологии.

Изучение старчества, как одного из ключевых элементов^ православной культуры,, видится вполне уместным и необходимым; это >представляется особо; насущным для разработки? и? налаживания самой культуры глубоких человеческих диалогов и понимания религиозно-культурной самобытности России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Корнецова, Оксана Александровна, 2003 год

1. Абрамова Т. С. Практическая психология. Екатеринбург: деловая книга, 1999.

2. Азбука православного воспитания. Сборник. М., 1997.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- М.: Прогресс, 1995.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М., 1993.

5. Бердяев Н.А. Судьба России. // Н.А.Бердяев. Русская идея. Судьба России. М.:»Наука» 1990.

6. Беляев Варнава, епископ. Основы искусства святости. (Опыт изложения православной аскетики). В 5 т. Нижний Новгород, 1995.7. Библия.

7. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. A.M. Прохоров.- М.: Сов. энциклопедия, 1991.

8. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства). М., 1913, тт. 1-Й. (Репринт: М., 1993).

9. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. П.Бычков О.И. Образование от слова образ // Воронежскийепархиальный вестник. 1995. - №7-8.

10. Быков В.П. Тихие приюты. Изд-е Св.-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1993.13. Василий Великий, свт. Творения: В 7 ч. М., 1845-1848. -4.7; Творения: В 3 т. - СПб., 1991. - Т. 1-2.

11. Василий (Шустин), священник. Записки об отце Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. М.: «Скит», 1991.

12. Влахос И., митрополит. Православная духовность. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.

13. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление. М., 2001.-160с.

14. Воспитание детей. Отечник. М., 1997 - №2.

15. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М.: «Алгоритм» 2003 .-448с.

16. Григорьевский М. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. -Архангельск, 1902.

17. Григорий Богослов, свт. Творения. М., 1889. - 4.4.

18. Горянов Б.Т. Исихасты. // Философская энциклопедия, т. 2, М.,1962.

19. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т. 8. / Издательство Академии Наук СССР. Ленинград, 1952.

20. Голубинский Е. Е. История русской церкви.— М., 1881.

21. Глубоковский Н. Благовестив христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галам. М., 1999.

22. Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости.-М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.

23. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1992.

24. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Ленинград, «Наука», 1976.

25. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Части 1-2. Москва Харьков2000.

26. Духовные основы наркомании / Под ред. А. Берестова. М., 2002.

27. Дурылин С. Памяти о. Алексея. / Отец Алексей Мечев. Воспоминания. Проповеди. Письма. Париж, 1989.

28. Дернов А.А., прот. Методика Закона Божия. Учебное пособие. -СПб., 1913.

29. Доброхотов A. JI. Культура и христианство// VII Международные Рождественские образовательные чтения. «Христианство и культура» -сборник докладов конференции. М., 1999.

30. Дронов М. Православная аскетика и психоанализ./Отцы, матери, дети. М.: Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры 2001.

31. Евмений, игумен. Психотерапия в пастырском душепопечении // Человек.- 1999. № 6.

32. Ершов С. А. Православная психотерапия.//Вестник психотерапии. 1999 №6.

33. Ерыгин А.Н. Историческая культурология: «сумасшедшая» гипотеза и «тихая» революция //В сборнике «Ессе homo (Памяти Э.Г. Алавердова).- Ростов-на-Дону, 2002.

34. Ерыгин А. Н. Восток — Запад — Россия (Становление циви-лизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов н/Д., 1993.

35. Ерыгин А. Н. Российский менталитет и феномен западничества в русской культуре//Вопросы философии. 1994. № 1.

36. Жизнеописание священномученика иерея Сергия Мечева, составленное его духовными чадами. // Надежда. Душеполезное чтение. Вып. 16. Базель—Москва, 1993.

37. Загладин Н. Глобализация: вызовы структуре миропорядка Материалы круглого стола // Международная экономика и международные отношения. 2002 №9.

38. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т.1. Кн.2. М., 1996.

39. Зеньковский В. В. Идея православной культуры//Альфа и Омега. -1997 №3(14).

40. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- Клин, 2002.

41. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX в. Париж, 1960.

42. Зеньковский В. В. История русской философии. Ростов/н/Д: Феникс.- 1999.

43. Зизиулас И. Православная Церковь и третье тысячелетие.// Русская мысль, Париж, № 4344, 7 декабря 2000 г.

44. Зимакова Е. В. Старчество как феномен культуры: Дис. . канд. культурологии. Москва. 2000.

45. Зимакова Е. В. Религиозно-философские парадигмы русского старчества//Человек. 2003. №2.

46. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М.: Вербум - М, 2002.

47. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. В 6 т. М;: Изд.: Правило веры. 1999.

48. Игнатия (Петровская), монахиня. Слово о старчестве // Альфа и Омега.-1996. № 2-3 (9/10).

49. Игнатия (Петровская), монахиня. Старчество на Руси. М.: Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 1999.

50. Игнатия (Петровская), монахиня. Старчество в годы гонений. М.: Игнатия, монахиня. 2001.

51. Иоанн Златоуст, свт. О воспитании. Репринт. Изд. Московской Патриархии. М., 1993.

52. Иоанн Златоуст, свт. Творения: В 12 т. Т. 1. - Кн.1. Репринт. Изд. Московской Патриархии. - М., 1991.

53. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. Репринт, изд.: Ростов-на-Дону, 1992.

54. Иоанн Лествичник. Лествица. СПб., 1995.

55. Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961.

56. Иоанн (Мейендорф), протопресвитер. Жизнь и труды Святителя Григория Паламы. СПб., 1997.

57. Ильин И. А. Одинокий художник. М.: «Искусство» 1993.

58. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. // Собрание сочинений: В 10 т. М., 1998.

59. Иванов М. Церковь и мир / О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М., 1991.

60. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. T.l. М., 1992.

61. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие православия в их творениях). М., 1994.

62. Кал еда Г., протоиер. Домашняя Церковь (Очерки духовно-нравственных основ создания и построения семьи в современных условиях). -М., 1997.

63. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М.: «Терра» 1993.-Т. 2.

64. Киприан (Керн), архимандрит. Православное пастырское служение. СПб., 1996.

65. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.

66. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных воспитателей IX-XX вв. М., 1996.

67. Климков О. Психология аскетизма и целостность личности. // Психология XXI века: (Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции «Психология XXI века», 13-15 апреля 2000 года). СПб., 2000.

68. Ковалевская Б. Психология и отношение к больному человеку // Московский Психотерапевтический Журнал. 1997№ 4,.

69. Кожинов В.В. Победы и беды России.-М:: ЭКСМО-Пресс, 2002.512с.

70. Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М.: Посад, 1993.

71. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.- М., 1995.

72. Кондаков И. В. Культура России. М.: Университет. 2000.

73. Королев В.К. Культура западноевропейского средневековья// Культурология. Изд. 4-е. Ростов/н/Д, Феникс 2003.

74. Ковалевская Б. Психология и отношение к больному человеку, Московский Психотерапевтический Журнал, № 4, 1997.

75. Кондаков И. В. Культура России / Учебное пособие. М.: Университет, 2000.

76. Котельников В. А. Православные подвижники и русская литература. М., 2002.

77. Котельников В. А. Восточнохристианская аскетика на русской почве.// В Сб. ст. «Христианство и русская литература». Отв. ред. В. А. Котельников. — СПб.: «Наука», 1994.

78. Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб.,1998.

79. Кулаковский Ю.А. История Византии: В 3-х тт. СПб., 1996.

80. Куламзина С.С. Наша Церковь и наши дети. 2-е изд. -Составление, вступительная статья и пер. с англ. С.С.Бычкова. - М.: Мартис, 1994.

81. Культурология / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-н-Д.: Феникс. 1995.

82. Кураев А., диакон. Школьное богословие. М.: Фонд «Благовест»1999.-365С.

83. Киево-Печерский патерик. — В кн.: памятники литературы Древней Руси. 12век. М.: Худож. лит., 1980.

84. Кириченко О. Дворянское благочестие. XVIII век. М.: Паломник,2002.

85. Криволапов В. Н. Оптина пустынь: ее герои и тысячелетние традиции//Историко-биографический альманах серии «ЖЗЛ» Том шестнадцатый. М., 1990.

86. Кривошеин В., Архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. Нижний Новгород. 1996.

87. Леонтьев К.Н. Отшельничество, монастырь и мир. Их сущность и взаимная связь. Сергиев Посад, 1913.

88. Лихачев Д. С. Память преодолевает время 7/ Наше наследие. № 1,1988.

89. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X—XVII веков: Эпохи и стили.— Л., 1973.

90. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998.

91. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. -СПб.: Владимир Даль, 2001.

92. Лосский В. Н. Очерк Мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

93. Лосский В. Н. Оптинские старцы // Даниловский Благовестник. 1992 №2-3, 4.1.

94. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре//Психологический журнал, 2001, №3.-С.26.

95. Лев, епископ Новгородский и Старорусский. Размышления о религии и культуре//Москва,-1993 .№12.

96. Малков Ю. Г. Очерк истории православия в России. М.: Правило веры. 2002.

97. Матяш Т.П. Православная культура как идеальный тип / Философское и культурологическое россиеведение: феномен восточнохристианской цивилизации. Выпуск 1. Ростов-на-Дону, 2003.

98. Мелехов Д. Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни. М.,1999.

99. Мирский М. Медицина в России XIV— XIX веков. М., 1996.

100. Мосс В. Православный подход к науке // Православная жизнь. 1995. № 8.

101. Московский Т. М. Старец отец Алексей Мечев // Альфа и Омега. 2000 №1(23).

102. Мышцын В. Учение Св. Апостала Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад, 1894.

103. Муравьев А.Н. Русская Фиваида. М., 2001.

104. Настольная книга; священнослужителя. Изд. Московской Патриархии, 1998.

105. Невярович В. К. Терапия души. М., 2001.

106. Николаев Б. Нравственные основы семьи в свете Священного Писания и учения святой Православной церкви // К свету. 1993. №9-10.

107. Нилус С. Великое в малом. Записки православного. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 19921

108. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1 -М.: Мысль.- 1990.

109. Осипов А.И. Путь разума в поисках, истины. Основное богословие.- М.: Даниловский благовестник, 1997.

110. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов /под ред. Н.Ю.Шведовой. 23-е изд. - М.: Русский язык, 1991.

111. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 2000. № 8.

112. О старчестве. С-Пт., М.: Диоптра, Лествица.- 2002.

113. Палама Григорий, св. О священно-безмолствующих. / Пер. еп. Феофана (Говорова). // Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е,М., 1900 (Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992).

114. Панченко А. О русской истории и культуре. Сантк-Петербург. -Изд. «Азбука» 2000.

115. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.

116. Пентковский А. М. Архимандрит Серапион Машкин и студент Павел Флоренский (новые материалы) // Символ, № 24, декабрь 1990.

117. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека. Сергей Хоружий. Доклад на богословской конференции «Учение Церкви о человеке» (Москва, 5-8 ноября 2001 г.).

118. Православная Церковь и современная медицина / Под ред. С. Филимонова. СП6.-2001.

119. Прохоров Г. М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы.— Труды отдела древнерусской литературы.— Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979.

120. Пелевин B.Generation «П». М., 1999.

121. Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей.-М.: Даниловский благовестник, 1997.

122. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр Владос, 1996.

123. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь (соотв. тома), Репринтное издание концерна «Возрождение», 1992.

124. Полтавский Ф., архиепископ. О правильном духовном руководстве. СПб. М., 2002.

125. Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад. 1917.

126. Рашковский Е.Б. Религиозная сфера и интеллектуальные ресурсы глобального человеческого развития / Материалы клуба ученых «Глобальный мир».-М.: Институт микроэкономики, 2003.

127. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., 1996.

128. Розанов В.В. В мире неясного, нерешенного. М., 1995.

129. Российская педагогическая энциклопедия.

130. Ромек Е.А. Психотерапия: теоретическое обоснование и социальное становление. Ростов-н-Д., 2002.

131. Роуз Серафим, иером. Православное мировоззрение // Воронежский епархиальный вестник. 1995. - №5-6.

132. Розенблюм JI. М. Красота спасет мир // Вопросы литературы, 1991,№ И —12.

133. Русская Православная Церковь 988-1988. Очерки истории I XIX вв., Вып. I; Издание Московской Патриархии, 1988.

134. Русская религиозная антропология. Т.1: Антология /Сост., общ. ред. предисл. и прим. Н.К.Гаврошин. - М.: Московский философский фонд, Московская духовная академия, 1997.

135. Самохвалова В.И. Проект глобализации и метафизический мегапроект человека//Философские науки. 2003. № 3.

136. Сахаров Н. Учение Архимандрита Софрония о старчестве: старчество и послушание в богословии Архимандрита Софрония (Сахарова) // Журнал института Богословия и Философии. СПб. 2001 №10.

137. Савчук В. Св. Величковский Паисий и возрождение исихастской традиции в Румынской Церкви в XIX—XX веках. // Труды Киевской Духовной Академии, 1999. Вып.2.

138. Святейший Патриарх Московский и всей Руси Алексий II / О духовничестве. Клин, 2001.

139. Сергий, митрополит Солнечногорский. Смысл духовничества -облегчить жизнь человека /О духовничестве. Клин, 2001.

140. Сотников А. В. Архимандрит Серапион (Машкин) и о. Павел Флоренский. Историко-эпистолярный очерк. / Путь к Востоку. Томск, 1995.

141. Соловьев А., протоиерей. Старчество по учению святых отцев и аскетов. Семипалатинск, 1900 (репринт: М., 1995).

142. Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Essex, 1985.

143. Софроний, архимандрит. Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996.

144. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов С.Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997.

145. Смирнов С. И. Духовный отец в Древней Восточной церкви: История духовничества на Востоке. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003.

146. Смирнов С. И. Древнерусский духовник М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004.

147. Сурова JI.B. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М., 1996.

148. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: «Православный паломник». - 1998.

149. Тихомиров Л. Критика демократии. М., 1997.

150. Тимошенко JI.H. Воспитание старшеклассниц. Книга для учителя. М., 1989.

151. Трифон (Туркестанов), митроп. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1996.

152. Тростников В.Н. Воспитание безнравственности // Русский дом. М., 1998.-№3.

153. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т.З. - М.,1988.

154. Уайт Лесли А. Государство-Церковь /Антология исследований культуры. В 2-х т. Т. 1. Санкт-Петербург, 1997.

155. Федотов Г. П. Святые древней Руси. Ростов-на-Дону: Феникс1999.

156. Феофан (Говоров) еп. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. М., 1899.

157. Феофилакт Болгарский, архиеп. Святое Евангелие от Матфея с толкованием. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, «Новая книга», 1996.

158. Филарет (Дроздов), митроп. Нравственность христианина. М.,1991.

159. Флоренский П., священник. У водоразделов мысли //Флоренский П. Соч. В 4-х т. Т.2. М., 2000.

160. Флоренский П., священник. Отец Алексий Мечев // Флоренский П. Соч. В 4-х т. Т.2. М., 2000.

161. Флоровский Г. В., протоиерей. Пути русского богословия. -Париж. 1937.

162. Флоровский Г. В., протоиерей. Византийские Отцы V-VIII вв. М.: Паломник, 1991.

163. Хомяков А.С. Сочинения в 2-х тт. М., 1994.

164. Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М.: Изд. Гуманитарной лиетратуры. 1998.

165. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000.

166. Хоружий С.С. Феномен русского старчества в его духовных и антропологических основаниях // Церковь и время. 2002. №4.

167. Хоружий С. С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Доклад на'богословской конференции «Учение Церкви о человеке» Москва, 5-8 ноября 2001.

168. Церковь, дети и современный мир. СПб.: изд-во «Новый город», 1997.

169. Чешков М.А. Глобализация: контуры рамочной концепции // Проблемы глобализации: реальность, тенденции, прогнозы. Мат-лы семинара «Глобальный мир». Вып. 6. М., 2001.

170. Четвериков С., прот. Путь чистоты (беседы священника с молодежью по вопросам пола). М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего подворья, 1996.

171. Четвериков С., прот. Бог в русской душе. М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего подворья, 1998.

172. Четвериков С., прот. Правда христианства. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье Общество любителей церковной истории. 1998.

173. Чуфаровский Н, епископ. Пастырство монастырское, или старчество //Альфа и Омега. 1999.№ 2(20).

174. Шаповалов В.Ф. Основы философии. Учеб. Пособие для вузов.-М.:ФАИР-ПРЕСС, 1999.-576 с.

175. Шаповалов В. Ф. Россиеведение: Учебное пособие для вузов. -М.: Фаир-Пресс, 2001.

176. Шишков Ю.В. Глобализация, конечно, бросает вызовы. // Материалы семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 7. М., 2001.

177. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви. М.: Даниловский благовестник, 1997.

178. Шмеман А. Церковь, мир, миссия. М., 1996.

179. Экземплярский В. И. Старчество. Дар ученичества. Сборник. / Под ред. П. Г. Проценко.М., 1993.

180. Экономцев И. Православие, Византия, Россия. М., 1992.

181. Яннарас Хр. Вера Церкви. Введение в Православное богословие. М., 1992.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.