Феномен старости в современном обществе: социально-культурная и личностная экспликация тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Дьяченко, Лиана Инсафовна

  • Дьяченко, Лиана Инсафовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Казань
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 153
Дьяченко, Лиана Инсафовна. Феномен старости в современном обществе: социально-культурная и личностная экспликация: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Казань. 2009. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Дьяченко, Лиана Инсафовна

Введение.

Глава 1. Старость как комплексный феномен: история и теория.

1.1. Старость в социально-исторической ретроспективе.

1.2. Эволюция геронтологических знаний.

1.3. Философское осмысление феномена старости.

Глава 2. Социально-культурные контексты и модели старости в современном обществе.

2.1. Старость в системе современных социально-культурных реалий.

2.2. Эвристический потенциал социальной синергетики в исследовании феномена старости.

2.3. Личностная геронтологическая идентификация: модели старости в дискурсе социальной синергетики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен старости в современном обществе: социально-культурная и личностная экспликация»

Актуальность темы исследования

Перманентное возрастание доли пожилых и старых людей в численности мирового народонаселения, существенная трансформация их места и роли в обществе под влиянием глобальных процессов современного цивилизационного развития обусловливают необходимость нового осмысления феноменов старости и старения. В современном обществе старость выступает в качестве длительного и значительного этапа индивидуального развития и является одним из важнейших индикаторов изменения социальных, экономических, политических процессов макроструктурного уровня. По данным Всемирной организации здравоохранения в 2000 году в мире насчитывалось 600 млн. человек в возрасте старше 60 лет. По прогнозам этой организации к 2025 году их количество достигнет 1 млрд. 200 тыс. человек, а к 2050 составит 2 млрд. человек (180).

С древнейших пор старость символизировала переход на качественно новый, благодатный, социально значимый и престижный этап жизни. Тогда под старостью подразумевалось не только физиологическое, но и духовно-нравственное состояние человека. Старые люди ассоциировались в обществе с элитой, носителями мудрости, были окружены уважением и почетом.

Современная культура поклонения молодости акцентирует неприятие старости, проблему конфликта поколений. В терминах «старость» и «пожилые люди» начинает превалировать негативное значение, зачастую они являются синонимами слов «дряхлый», «угасший», «ущербный», «отживший». Современные старые люди, оказавшись на социальной периферии, в большинстве своем озабочены своим физическим состоянием, отягощены материальными, бытовыми проблемами.

Такой трансформации в отношении старости и ее носителей способствует стремительное развитие общества, технический прогресс. Это в свою очередь влияет на появление зависимости пожилых людей от более активных членов общества, затрудняет их самореализацию, ускоряет процессы патологического старения. Очень часто «тональность» неприятия старости поддерживают средства масс-медиа, конструируя проблему снижения интеллекта, психической неполноценности, статуса и благосостояния пожилых людей.

Нравственная система современной цивилизации отдаёт предпочтение самодостаточности, активности, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной, старомодной старости. Престижно быть молодым и преуспевающим. Очевидно, что такое положение существенным образом отражается на самооценке пожилых, ведет к обеднению духовного мира человека, его обесцениванию как личности, а также формирует соответствующим образом мировоззрение новых поколений. Происходит разрушение традиционных ценностных основ, культура старения и умирания безвозвратно уходит.

Между тем, по мнению ученых, современный пожилой человек развивает в соответствии со своими интересами, привязанностями и потребностями широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художественной, спортивной.

Американский ученый Э. Эриксон, характеризуя старость, использует такие словосочетания: «зрелость ума», «глубокое всеобъемлющее понимание», «обдуманность суждений» (174). Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми её взлётами и падениями, в отсутствии горечи по поводу прожитой жизни и невозможности начать её сначала. Старость ни в коем случае не должна быть процессом упадка, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным. Идеальное старение требует от человека мудрости, альтруизма. Именно мудрость старших поколений может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества, способствующим созданию гармоничной структуры социальной действительности.

Степень научной разработанности темы

Со времен возникновения древних цивилизаций существуют различные представления по поводу процессов старения и собственно старости. Они образуют содержание геронтологического знания (от греч. «геронт» - старик, «логос» - учение). Во многих исторических исследованиях становление героитологического знания связывается с именами Конфуция, Jlao-Цзы, Гиппократа, Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Ибн-Сины (Авиценны).

Геронтология в ее современном понимании сформировалась лишь к середине XX века (Рыбакова H.A., 2000; 2006). Исторически развитие геронтологии осуществлялось в трех основных направлениях — биологическом, психическом, социальном.

Вопросы старения в общебиологическом смысле исследовали в нашей стране A.A. Богомолец, Л.А. Гаврилов, И.И. Мечников, A.B. Нагорный, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, З.Г. Френкель, В.В. Фролькис.

Вклад в разработку психологических аспектов старости внесли отечественные ученые Б.Г.Ананьев, Л.И. Анцыферова, Т.В. Карсаевская, О.В. Краснова, А.Г. Лидере, Л.А. Логинова, Н.Ф. Шахматов и др.

Социальное направление представлено трудами таких авторов, как М.Д. Александрова, В.Д. Альперович, И.Г. Беленькая, A.A. Дыскин, М.Э. Елютина, A.A. Козлов, И.С. Кон, О.В. Краснова, И.И. Лихницкая, Г.П. Медведева, Е.Ф. Молевич, А.Н. Рубакин, H.H. Сачук, H.H. Симонова, М.Я. Сонин, С.Г. Спасибенко, Е.И. Стеженская, H.A. Рыбакова (Коротчик), К.А. Феофанов, З.Г. Френкель, Э.Е. Чеканова, В.Д. Шапиро, Н.П. Щукина, P.C. Яцемирская.

Демографическим анализом стареющего общества заняты Е.А.Егорова, Л.Ф. Лебедева.

Социально-экономические проблемы старости исследуются такими авторами, как Э.В. Иванкова, Н.И. Кондакова, Т.В. Смирнова, О.В. Терещенко.

Социально-политические проблемы в рамках геронтологии исследуют О.В. Красильникова, Н.В. Тушина, Ю.В. Хуторянский.

Отечественными исследователями И.С. Коном, Т.В. Карсаевской и др. было предложено использовать термин «геронтология» для обозначения комплексного знания о старости в единстве всех ее аспектов. В таком понимании современная геронтология - это комплексная наука, включающая в себя биологию старения, биологию продолжительности жизни, клиническую геронтологию (гериатрию), психогеронтологию, социальную геронтологию, биохимию, биофизику, психоаналитику, психофизиологию. Для осмысления геронтологических проблем становится характерным подход с использованием достижений в области социологии, культурологии, психологии, биологии, медицины, демографии, экономики и др. наук.

Стремление геронтологии к комплексному изучению старости вызвано ограниченностью монокаузального, в первую очередь, биологического подхода к определению возраста старости, ее границ, причин старости. Точно также отмечены односторонностью психологический и социальный подходы в геронтологии, взятые в отдельности, без сопряжения с остальными дискурсами старости.

Отсюда - многообразие определений старости. Так, авторы словаря по социальной геронтологии дают несколько определений этого феномена, каждое из которых обусловлено собственным фокусом рассмотрения. «Старость — заключительный период возрастного развития, следующий после стадии зрелости и сопровождающийся в той или иной мере угасанием жизненных функций. Доминирующим фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет. Физиологическая старость определяется состоянием здоровья, совокупностью физических отклонений организма. Психологическую старость можно определить как момент в жизни человека, когда он сам начинает осознавать себя старым. Возможны две крайние формы выражения этого процесса: это осознание может прийти слишком рано или слишком поздно. Социальная старость является синтезом всех видов старости и отражает положение человека в обществе, систему прав и требований, предъявляемых обществом к человеку на заключительном этапе его жизни, характер его взаимосвязи с окружающим» (137; С. 160-161).

Феномен старости издавна привлекал к себе внимание философов. И это вполне естественно: осмысление старости неразрывно связано с такими фундаментальными темами философствования, как бытие и небытие, жизнь и смерть, природа и сущность человека, смысл жизни, гуманизм и др.

Философская рефлексия старости прошла длительную историю. Свой вклад в разработку старости как философской проблемы внесли зарубежные и отечественные мыслители: Ф. Бэкон, Вольтер, И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, С. Кьеркегор, А. Камю, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, Х.Ортега-и-Гассет, А. Швейцер, И.А. Ильин, В.В. Розанов, С.Л. Франк, Н.Ф. Федоров, П.А. Сорокин, В. Франки. Они заложили базу для дальнейшего развития философских концепций осмысления феномена старости.

Значение философского дискурса старости состоит в том, что, с одной стороны, в отличие от позитивного знания конкретных наук, изучающих феномен старости как бы изнутри, в пределах ее самодостаточности, он предоставляет исследователю возможность выйти за границы данного феномена и посмотреть на старость как бы извне, в соотношении с бытием феноменов иного предметного содержания — в частности, в связи с обществом, культурой, духовностью, формами общественного сознания, социальной коммуникации и т.п.

С другой стороны, такое по-философски широкомасштабное, метапредметное видение старости образует общеметодологическое основание, отталкиваясь от которого, частные геронтологические дисциплины только и могут корректно интегрировать свои исследовательские усилия по изучению феномена старости.

Долгие споры в современной отечественной геронтологии о том, является ли старость философской проблемой, завершились утверждением в научном обиходе новым наименованием — геронтософии в качестве философской геронтологии (философии старости) (151).

Философская аналитика старости представлена в работах В.Д. Альперовича, C.B. Геценок, В.П. Демидова, Т.В. Карсаевской, К.С. Пигрова, И.А. Подольской, A.A. Телегина и др. В их трудах предпринимается попытка увязать решение геронтологических проблем с сущностными характеристиками человека, его природой, предназначением в мироздании; соотнести старость с такими понятиями, как духовность, ценности, традиции, мировоззренческая позиция, смысл жизни; дать социально-философское определение старости и сформулировать социально-философские концепции старения.

Авторы философских исследований старости обращают внимание на её конструктивные аспекты, формируют ее положительный образ в оппозиции к превалирующему в общественном сознании образу деструктивной («жалкой», «слабоумной») старости. Безусловно, личность человека по мере его старения может изменяться, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов — как биологических, так и социально-психологических. Насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, определяется тем, как он выстраивал свой жизненный путь на предшествующих стадиях.

Вместе с тем можно констатировать, что проблема старости к настоящему времени далека от разрешения средствами более или менее полновесного всеобъемлющего философского дискурса.

Одно из значимых направлений философского осмысления старости связано с анализом ее социально-культурных и личностно-экзистенциальных социально-культурных аспектов. Пионерские публикации на этот счет принадлежат М.Э. Елютиной, Э.Е. Чекановой, Н.А. Рыбаковой (Коротчик). В них старость рассматривается в широком, культурно-историческом и личностно-антропологическом аспекте, под знаком идеи вселенского назначения человека, индивидуальности его бытия, отношения самого человека к процессу старения, самооценке жизненного пути, осознания того, что удалось и чего не удалось сделать на его протяжении, какое наследство оставит индивид своим потомкам, какую потерю понесет общество с его уходом в небытие.

Социально-культурные и личностные аспекты старости во многом еще ждут своей разработки и решения. В частности, требуют осмысления социально-культурные контексты, опосредующие биологическую старость в современном обществе; нуждаются в систематизации социально-культурные факторы, обусловливающие геронтологическую идентификацию индивида; требуют философской экспликации основные черты современного социально-культурного топоса старости.

Не менее перспективным представляется вычленение основных моделей старости в качестве способов личностной геронтологической идентификации в современном обществе.

При этом открываются эвристические возможности использования с этой целью теоретико-методологического инструментария некоторых новейших направлений общенаучной методологии, в частности аппарата социальной синергетики.

Цель исследования — выявление социально-культурных контекстов, обусловливающих особенности топоса старости в современном обществе, построение основных моделей личностной геронтологической идентификации и путей их формирования в социуме конца XX - начале XXI вв.

Задачи диссертации:

1. Произвести социально-историческую реконструкцию феномена старости и проанализировать эволюцию геронтологического знания.

2. Обосновать роль и значение философского дискурса для осмысления старости как комплексного феномена.

3. Выявить, систематизировать и проанализировать совокупность социально-культурных факторов, опосредующих биологическую старость в современном обществе и обусловливающих место, роль и статус старости в современной культуре.

4. Сформулировать основные черты современного социально-культурного топоса старости (геронтотопоса).

5. Обосновать эвристическую продуктивность использования теоретико-методологического аппарата социальной синергетики, опосредующего философский дискурс феномена старости в аспекте личностной геронтологической идентификации.

6. Вычленить модели старости в качестве способов личностной геронтологической идентификации, дать их социально-философскую характеристику, а также проанализировать процесс формирования этих моделей в свете социальной синергетики.

Объект исследования - старость как комплексный феномен.

Предмет исследования - формы и способы социально-культурного и личностного выражения старости в современном обществе

Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя следующие первоисточники.

Это, во-первых, труды по различным направлениям научной геронтологии, содержащие различные концепции и теории старости (Э.С. Бауэр, A.A. Богомолец, Л.А. Гаврилов, А. Комфорт, И.И. Мечников, З.Г. Френкель, В.В. Фролькис) работы, посвященные генезису и исторической эволюции геронтологического знания, а также публикации по философской аналитике старости (В.Д. Альперович, С. Бовуар, И.В. Давыдовский, М.Э. Елютина, В.П. Демидов, Т.В. Карсаевская, И.С. Кон, H.A. Рыбакова, К.С. Пигров, A.A. Телегин).

Во-вторых, труды классиков мировой и отечественной философии

Платон, Аристотель, X. Гуфеланд, Ф. Бэкон, Вольтер, И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Камю, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, Ж.Бодрийяр, И.А. Ильин, В.В. Розанов), а также работы отечественных исследователей-философов (В.А. Кутырев, В.А. Лекторский, Б.В. Марков, B.C. Степин, И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин).

В-третьих, труды по методологии социально-философского анализа, включая работы зарубежных и отечественных исследователей в области социальной синергетики (В.И. Аршинов, О.Н. Астафьева, В.Г. Буданов, В.В. Василькова, С.А. Гомаюнов, Г.А. Котельников, E.H. Князева, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, А.П. Назаретян, Е.М. Николаева, Е.Я. Режабек, В.П. Шалаев).

В связи с междисциплинарным характером исследования были вовлечены в оборот знания из области биологических, демографических, экологических, социологических и психологических наук.

В основу методологии исследования положены методы, характерные для социально-философских исследований: системный, историко-культурологический, сравнительно-исторический, единства исторического и логического, критико-рефлексивный, диалектический. Значительное место отведено применению методов социальной синергетики. В частности, при построении моделей старости, автор активно использовал синергетическую теорию аттракторов, концепцию параметров порядка, многие базовые синергетические понятия (открытая система, нелинейность, бифуркационный переход и др.).

Научная новизна исследования

1. Обоснованы роль и значение философского дискурса для осмысления старости, что позволило выявить комплексный характер данного феномена и необходимость его метапредметного исследования.

2. Выявлены, систематизированы и проанализированы социально-культурные факторы различной природы (демографической, экологической, экономической, социализационной, образовательной, политической, информационной, масс-медийной и психоментальной), опосредующие биологическую старость в современном обществе и обусловливающие место, роль и статус старости в современной культуре. Это позволило сформулировать основные черты современного социально-культурного топоса старости (геронтотопоса).

3. Выявлено, что отличительными чертами современного геронтотопоса является превращение носителей старости в многочисленную часть демоса, усиливающую антропогенное воздействие на экосферу; теряющую возможности гарантированного социального иждивения; поставленную перед необходимостью продолжать свое образование постоянно; вытесняемую из процесса социализации молодежи; подверженную геронтофобным воздействиям извне; находящуюся в агрессивной информационной среде; превращающуюся в серьезную политическую силу.

4. Показано, что философский дискурс феномена старости в аспекте личностной геронтологической идентификации может быть эвристически продуктивно опосредован исследовательскими возможностями социальной синергетики. Это позволило рассмотреть старость как сложный, комплексный феномен, совместить аналитику старости как формы бытия (ставшего) с исследованием механизмов старения (становящегося).

5. Вычленены две модели старости: старость мнимая и старость подлинная - в качестве способов личностной геронтологической идентификации и дана их социально-философская характеристика. В свете социальной синергетики репрезентирован процесс формирования этих моделей с введением в исследовательский оборот новых понятий топоса старости (геронтотопоса), геронтологического аттрактора, геронтологической идентификации.

6. Определено, что продолжение поступательного развития личности в поздние годы жизни обусловлено широтой спектра адаптивных стратегий. Установлено, что более поливариантным набором этих стратегий обладает личность, пребывающая в конусе притяжения геронтологического аттрактора подлинная старость, в личностном становлении которой доминирует глубинное «Я».

Положения, выносимые на защиту:

1. Применительно к старости философский дискурс исходит из неразрывного единства трех ее компонент: 1) естественно-природных факторов, относящихся к жизнедеятельности человека как биологического организма; 2) социально-культурных паттернов, то есть норм, стандартов, предписаний культуры относительно того, кого считать носителем старости, в чем состоят его отличия от молодого, каковы должны быть особенности поведения старого человека, как к нему должно относиться общество и др.; 3) личностно-психологической идентификации, заключающейся в рефлексии индивидом своего онтогенетического состояния в поисках ответа на вопрос, старый он человек или нет. Единство этих компонент задает конкретно-исторический топос старости, определяет целостную полновесную геронтологическую идентификацию.

2. Система социально-культурных факторов, опосредующих биологическую старость в современном обществе и обусловливающих место, роль и статус старости в современной культуре, включает в себя совокупность взаимосвязанных объектов (тенденций, трендов, институтов, феноменов) различной природы - демографической, экологической, экономической, социализационной, образовательной, политической, информационной, масс-медийной и психоментальной. Как и всякие социально-культурные феномены они изначально творятся людьми, в том числе и пожилыми, но в дальнейшем объективируются относительно общественных субъектов, оказывая на них самостоятельное влияние.

3. Социально-культурные реалии бытия современных носителей старости составляют условия формирования нового социокультурного геронтотопоса, существенно отличающегося от прежнего топоса старости следующими особенностями. А именно, старые люди превращаются: из малочисленной доли в структуре населения в ее многочисленную часть; из живущих в гармонии с природно-экологической средой — в усиливающих антропогенное воздействие на экосферу; из находящихся на гарантированном иждивении семьи, общества и государства - в социальную страту, теряющую возможности иждивения; из не нуждающихся в образовании - в поставленных перед необходимостью продолжать образование постоянно; из включенных в процесс социализации молодого поколения - в вытесняемых и даже полностью исключаемых из этого процесса; из окруженных заботой и уважением, по крайней мере, не презираемых младшими поколениями - в подверженных выраженным геронтофобным воздействиям извне; из пребывавших в довольно терпимом информационном окружении - в находящихся в агрессивной, чуждой им информационной среде; из составлявших ранее незначительную «обочинную» часть политического электората — в значительную политическую силу.

4. С методологической точки зрения, философский дискурс старости, в аспекте личностной геронтологической идентификации, может быть опосредован теоретико-методологическим инструментарием социальной синергетики. Это, во-первых, позволяет рассмотреть старость как сложный, комплексный феномен; во-вторых, поскольку в фокусе синергетики находятся процессы становления, становится возможным совмещение аналитики старости как формы бытия (ставшего) с исследованием механизмов старения (становящегося); в-третьих, с точки зрения метафорического заимствования, мировоззренческий потенциал синергетических понятий позволяет предварительно освоить то проблемное исследовательское поле, в пространстве которого находится феномен старости и которое остается недоступным для четкого анализа с позиций современного типа рациональности.

В этом свете доказывается продуктивность использования для исследования возрастных особенностей личности и специфики старения синергетической теории аттракторов, концепции параметров порядка, а также таких понятий, как нелинейность, бифуркационный переход, открытая система и др.

5. Личностная геронтологическая идентификация результируется в двух противоположных моделях старости: старости мнимой и старости подлинной, обладающих своим специфическим этосом.

Подлинная старость определяется способностью человека принять завершающий этап своего жизненного пути как новую культурную реальность, направленную на постепенное завершение, исчерпание задач жизненной экспансии. Это переход к другому типу жизнедеятельности, в иную сферу социальной жизни, связанную с активизацией духовных способностей. Когда наряду с неизбежным физическим регрессом прослеживается прогресс духовный, приходит осознание ценностно-смысловых ориентиров, составляющих этос подлинной старости.

Мнимая старость (старость-симулякр) связана с неприятием старости как новой культурной реальности и себя в ней. Здесь человек продолжает жизненную экспансию, жестко идентифицируя себя со своей телесностью, пытается усовершенствовать ее, чтобы «убежать» от старости. Если подлинная старость представляет собой сбалансированность желаний и возможностей, то мнимая, неудавшаяся старость являет собой их трагический конфликт.

6. Процесс формирования двух противоположных моделей старости определяется, в первую очередь, доминированием того или иного параметра порядка в жизнедеятельности человека. Параметры порядка опосредуют диалектику человеческого «Я», задают векторы движения (притяжения) к одному из геронтологических аттракторов, как конечной цели личностного развития.

Параметром порядка, управляющим движением к геронтологическому аттрактору мнимая старость, является эмпирическое «Я». Этот параметр порядка задает эмпирически-горизонтальный слой бытия человека, ориентирует его на данные, которые доставляются внешним миром. Предпочтительное внимание уделяется объектам внешнего мира и обладанию ими.

Параметром порядка, управляющим движением к геронтологическому аттрактору подлинная старость, является глубинное «Я». Этот параметр порядка разворачивает духовный, внутренний слой бытия человека, обращает его к непреходящим, духовным и вечным благам, утверждая их в качестве главных ценностей жизни.

7. Продолжение поступательного развития личности в поздние годы обусловлено широтой спектра адаптивных стратегий. Более поливариантным набором этих стратегий обладает личность, пребывающая в конусе притяжения геронтологического аттрактора подлинная старость. Доминирование глубинного «Я» позволяет личности рассматривать жизнь и ее события в разных системах координат, выявлять латентные возможности жизненных ситуаций, воспринимать неожиданность, неопределенность, многозначность обстоятельств жизни как стимул для своего развития. Актуализация потенциальных личностных структур-«набросков» может помочь человеку преодолеть хаотичное кризисное состояние бифуркационного перехода к старости, успешно адаптироваться к новой реальности.

Введенные в исследовательский оборот понятия топоса старости (геронтотопоса), геронтологического аттрактора, геронтологической идентификации представляются продуктивными в исследовании старости с позиций социальной синергетики.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Положения и выводы диссертации существенно расширяют теоретическое понимание феномена старости. Результаты, к которым пришел автор в результате исследования, могут быть использованы в педагогической практике в учебных дисциплинах «Геронтология», «Антропология», «Культурология», «Социальная философия». Результаты исследования представляют теоретико-методологическую основу совершенствования деятельности государственных органов и общественных организаций по реализации социальной политики в отношении пожилых и старых людей.

Апробация результатов исследования Основные положения диссертации обсуждены на заседании кафедры общей философии философского факультета Казанского государственного университета. Отдельные аспекты работы нашли отражение в докладах на Международной научно-практической конференции «Телесность как социокультурный феномен: опыт междисциплинарного анализа» (Москва, 2009); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной экономики России» (Казань, 2006); III Международной научно-практической конференции «Социально-экономические технологии в повышении потенциала современного общества: российский и зарубежный опыт» (Пенза, 2006); V Международной научно-практической конференции «XX век в истории России: актуальные проблемы» (Пенза, 2009). Всего по теме исследования опубликовано 10 научных работ, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ - 1. ^

Структура диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы, включающего 180 источников. Общий объем работы составляет 153 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Дьяченко, Лиана Инсафовна

Заключение

Феномен старости выступает в качестве длительного и значительного этапа индивидуального развития и в современном обществе является одним из важнейших индикаторов направлений изменения социальных, экономических, культурных процессов макроструктурного уровня.

Будучи сложным био-социо-психическим феноменом, старость в качестве предмета исследования требует комплексного междисциплинарного подхода, объединяющего естественные, социальные и гуманитарные науки. Важное место в этом подходе принадлежит философскому дискурсу старости.

Одно из значимых направлений философского осмысления старости связано с анализом ее социально-культурных и личностных аспектов, в частности — с осмыслением социально-культурных контекстов, опосредующих биологическую старость в современном обществе; систематизацией социально-культурных факторов, обусловливающих геронтологическую идентификацию индивида; экспликацией основных черт современного 4 социально-культурного топоса старости. Не менее перспективным представляется вычленение основных моделей старости в качестве способов личностной геронтологической идентификации в современном обществе.

Попытка обращения к этим аспектам и была предпринята в проведенном исследовании.

История человечества демонстрирует изменчивое, вплоть до противоположного, отношение к старости и ее носителям в различных эпохах и культурных традициях.

С древнейших пор старость и ее носители наделялись самыми разнообразными характеристиками - от конструктивно-уважительных до деструктивно-пренебрежительных, от естественных до сверхъестественных. Такое многообразие черт старости было обусловлено конкретноисторической конфигурацией социально-культурных факторов различного происхождения (мировоззренческих, религиозных, экономических, семейно-бытовых и др.), опосредующих бытие пожилых и старых людей в обществе.

В работе прослежено воздействие этих факторов в основных культурно-исторических эпохах (первобытность, древность, античность, средневековье, возрождение, новое время), религиозных традициях (конфуцианство, даосизм, буддизм, христианство, ислам). Особое внимание уделено истории старости в России.

Показано, что процветание современных государств и сообществ во многом обеспечивается их мобильностью, способностью быстро меняться и опережать в гонке технических, социальных инноваций своих соперников. Подобную конкурентную борьбу выдерживает молодежь, часть зрелых людей, но не старики. Старость в наши дни уже не ассоциируется ни с властью и богатством, ни с успехом и мудростью.

Современное общество отличается от предшествующих цивилизаций культурным пуэрилизмом, проявляющимся, в частности, в культивировании мнимой серьезности, распространении игровых моделей поведения с весьма запутанными правилами, инфантилизации жизни.

Общая тенденция времени - не оглядываться на прошлое, а смотреть вперед. Конфликт старшего и младшего поколения трансформируется в противопоставление старого опыта - новому знанию. Можно констатировать, что старости не находится места и в современных семьях, а семья - это общество в миниатюре. Само воспитательное воздействие старшего поколения на молодежь понимается в негативно-нигилистическом, а не в традиционно-положительном смысле. Исключением являются восточные азиатские культуры, в частности - культуры Китая, Японии, где старым людям отводят почетную роль патриархов, оказывают особое внимание, создают комфортные условия жизни, в отличие от европейских культур. Впрочем, в европейских и североамериканских государствах старость является предметом известной заботы государства и общества, проявляющейся скорее на формальном уровне.

Автор диссертации солидарен с мнением большинства исследователей, согласно которому, в целом, не существует убедительных аргументов в ' пользу широко распространенного взгляда, что в прошлом интересы, потребности старых людей были более удовлетворены, а сами старики имели большую защищенность, чем сейчас. В некоторых аспектах —

• востребованности обществом, отношении младших поколений — история, казалось бы, отмечена тенденцией умаления роли пожилых людей и стариков в общественно-историческом процессе. Вместе с тем, по целому ряду параметров - средней продолжительности жизни, степени социальной защищенности, масштабу защищенных категорий старых людей — наблюдается очевидный прогресс. «Золотого века» для старости, по-видимому, никогда не было.

В той мере, в какой человек исторически становился предметом саморефлексии, старость, как состояние его бытия, начинает привлекать внимание ученых, мыслителей. В этом плане можно говорить о зарождении геронтологического знания в широком смысле и его дальнейшей эволюции.

Длительное время - на протяжении античной и средневековой эпохи -геронтология развивалась в донаучной (натурфилософской, религиозно-философской) форме. Размышления тогдашних людей о старости отличались, с точки зрения современности, наивностью, отсутствием глубины и анализа, но в то же время имели несомненную практическую значимость.

Каркас геронтологии как науки закладывался научными трудами естествоиспытателей и врачей Возрождения и Нового времени. В этих работах описывались заболевания, присущие людям старшего возраста, предлагались различные рекомендации по профилактике и преодолению недугов, а также описывались физиологические и психологические симптомы старости.

На протяжении XX века происходит нарастание естественнонаучного интереса к проблеме старости, которая становится предметом специальных медицинских методик по увеличению срока жизни, по предотвращению старения и продления молодости, по сохранению функциональной активности человека. В наибольшей степени эта потребность проявилась в последние годы из-за существенного постарения населения экономически развитых и развивающихся стран, т. е. увеличением в его структуре доли пожилых.

Вот почему в начале XXI в. интенсивность исследования проблем старости резко возросла, появились новые проблемы и подходы к решению традиционных геронтологических вопросов. Проблемы старения все больше привлекают внимание ученых самых разных областей знаний. Быстрыми темпами идет институциональное оформление науки геронтологии — возникли геронтологические и гериатрические научные школы и общества, стали проводиться специализированные конференции, выходить периодические издания, всецело посвященные проблеме старения.

При всем многообразии проблемного поля геронтологии, важнейшей проблемой для нее продолжает оставаться «первопричина» старости, которая до сих пор не получила однозначного объяснения. В работе представлен анализ основных теорий старения (гипотеза ошибок; теория свободных радикалов; теория поперечных сшивок; гипотеза мозговой регуляции; аутоиммунная теория; теория генетически запрограммированного старения (теория заведенных часов).

Обилие гипотез, объясняющих процесс старения, наводит на мысль, что их авторы в качестве причины старения принимают какое-то одно основание. В то же время показывается, что с некоторых пор уже в рамках самой геронтологии становилась очевидной недостаточность, ограниченность исключительно монистического, преимущественно естественнонаучного, подхода к постижению старости.

К настоящему времени геронтология обнаруживает тенденцию к комплексному междисциплинарному постижению старости на основе достижений в области биологии, медицины, психологии, демографии, социологии, культурологии, экономики и др. наук. Делается вывод: от того, насколько геронтология будет продвигаться в этом направлении, во многом зависят успехи в деле теоретического постижения старости, а также практические аппликации геронтологических знаний.

Одновременно с развитием конкретно-научных геронтологических знаний формировалась традиция философского осмысления отдельных аспектов феномена старости как целого.

Представленный в работе экскурс в историю философской рефлексии старости с очевидностью демонстрирует, что полноценное познание феномена старости, механизмов старения, разработка методов увеличения продолжительности жизни не только могут, но и, по нашему мнению, должны увязываться с философскими проблемами бытия личности и общества, а фундаментальные философские категории - переплетаться с достижениями естественной науки, открывшей возможность воздействия на человеческую телесность.

Значение философского дискурса старости аналогично значению других узко специализированных по предмету видов философской рефлексии (философия права, философия хозяйства, философия образования, философия языка и т.п.). В отличие от позитивного знания конкретных наук, изучающих данные предметы (геронтология, правоведение, экономика, педагогика, филология и т.п.) как бы изнутри, в пределах их самодостаточности, он предоставляет исследователю возможность выйти за границы этих предметов и посмотреть на них как бы извне, в соотношении с бытием феноменов иного предметного содержания - в частности, в связи с обществом, культурой, духовностью, формами общественного сознания, социальной коммуникации и т.д.

Такое по-философски широкомасштабное, метапредметное видение старости образует общеметодологическое основание, отталкиваясь от которого частные геронтологические дисциплины только и могут корректно интегрировать свои исследовательские усилия по изучению феномена старости.

Обращение к социально-культурным контекстам старости обнаружило, что система социально-культурных факторов, опосредующих биологическую старость в современном обществе и обусловливающих место, роль и статус старости в современной культуре, включает в себя совокупность взаимосвязанных объектов (тенденций, трендов, институтов, феноменов) различной природы — демографической, экологической, экономической, социализационной, образовательной, политической, информационной, масс-медийной и психоментальной. Как и всякие социально-культурные феномены, они изначально творятся людьми, в том числе и старыми, но в дальнейшем объективируются относительно общественных субъектов, оказывая на них самостоятельное влияние.

Социально-культурные реалии бытия современных носителей старости составляют условия формирования нового социокультурного геронтотопоса, существенно отличающегося от прежнего топоса старости следующими особенностями. А именно, старые люди превращаются: из малочисленной доли в структуре населения в многочисленную часть демоса; из живущих в гармонии с природно-экологической средой - в усиливающих антропогенное воздействие на экосферу; из объекта на гарантированном иждивении общества и государства — в социальную страту, теряющую возможности иждивения; из не нуждающихся в образовании - в поставленных перед необходимостью заниматься своим образованием постоянно; из включенных в процесс социализации молодого поколения - в вытесняемых и даже полностью исключаемых из этого процесса; из окруженных заботой и уважением, по крайней мере, не презираемых младшими поколениями - в подверженных выраженным геронтофобным воздействиям извне; из пребывавших в более или менее терпимом информационном окружении — в находящихся в агрессивной, чуждой им информационной среде; из составлявших незначительную «обочинную» часть политического электората — в серьезную политическую силу.

Общество и государство не могут не реагировать на складывающийся новый топос старости. Эта реакция не должна сводиться к двум крайностям: либо к абстрактным призывам к сохранению уходящих в прошлое былых идеалов старости, либо к «зряшному» объективизму по типу «история все сама расставит по своим местам». На наш взгляд, государственное и общественное реагирование должно быть нацелено на создание условий для оптимального - с точки зрения интересов как старого человека, так и самого социума - развития этого нового геронтотопоса.

Большинство исследователей социально-культурных аспектов старости методологически ориентируются на использование традиционных инструментов социально-гуманитарного познания, порожденных в основном классическим типом научной рациональности XIX - начала XX века.

В этой связи можно предположить, что становление в настоящее время новых, неизвестных по опыту прошлого, условий старения и форм социального поведения стареющего человека может и должно стать предметом исследовательской деятельности, основанной на новых, порожденных наукой XX - начала XXI столетия концептуальных подходах и методах, в первую очередь на методологии междисциплинарности.

Наиболее адекватным в этом отношении представляется методологический инструментарий синергетики. Предмет синергетики -процессы становления новых свойств и качеств; явления самоорганизации и нелинейные эффекты в сложноорганизованных, открытых, далеких от равновесия системах и хаотических средах.

Социально-синергетический инструментарий выступает опосредующим звеном философского дискурса старости, в первую очередь в аспекте личностной геронтологической идентификации. Во-первых, методологический аппарат синергетики позволяет рассмотреть старость как сложный, комплексный феномен; во-вторых, поскольку в фокусе синергетики находятся процессы становления, становится возможным совмещение аналитики старости как формы бытия (ставшего) с исследованием механизмов старения (становящегося); в-третьих, с точки зрения метафорического заимствования, мировоззренческий потенциал синергетических понятий позволяет предварительно освоить то проблемное исследовательское поле, в пространстве которого находится феномен старости и которое остается недоступным для четкого анализа с позиций современного типа рациональности.

В контексте нашего исследования была продемонстрирована продуктивность использования таких синергетических понятий, как нелинейность, бифуркационный переход, открытая система, параметры порядка, а также теории аттракторов для осмысления процессов старения и самого феномена старости.

На социально-синергетической основе была предпринята попытка вычленения основных моделей старости в современном обществе в качестве способов личностной геронтологической идентификации.

В исследовании показано, что геронтологическая идентификация личности результируется в двух противоположных моделях старости: старости мнимой и старости подлинной, имеющих каждая свой специфический этос.

Подлинная старость определяется способностью человека принять завершающий этап своего жизненного пути как новую культурную реальность, направленную на постепенное завершение, исчерпание задач жизненной экспансии. Это переход к другому типу жизнедеятельности, где главным становится не активное вбирание в себя нового, а сохранение, удержание в себе старого, его структурирование и передача другим I поколениям.

Мнимая старость (старость-симулякр) связана с непринятием старости как новой культурной реальности и себя в ней. Здесь человек продолжает жизненную экспансию, жестко идентифицируя себя со своей телесностью, пытается усовершенствовать ее, чтобы «убежать» от старости. При этом не приводит свой духовный мир в соответствие с новой социокультурной реальностью. Если подлинная старость представляет собой сбалансированность желаний и возможностей, то мнимая, неудавшаяся старость являет собой их трагический конфликт.

Процесс формирования двух противоположных моделей старости определяется, в первую очередь, доминированием того или иного параметра порядка в жизнедеятельности человека. Параметры порядка опосредуют диалектику человеческого «Я», задают векторы движения (притяжения) к одному из геронтологических аттракторов, как конечной цели личностного развития.

Параметром порядка, управляющим движением к геронтологическому аттрактору мнимая старость является эмпирическое «Я». Этот параметр порядка задает эмпирически-горизонтальный слой бытия человека, ориентирует его на данные, которые доставляются внешним миром. Предпочтительное внимание уделяется объектам внешнего мира и обладанию ими.

Параметром порядка, управляющим движением к геронтологическому аттрактору подлинная старость является глубинное «Я». Этот параметр порядка разворачивает духовный, внутренний слой бытия человека, обращает его к непреходящим, духовным и вечным благам, утверждая их в качестве главных ценностей жизни.

Поступательное развитие личности в поздние годы жизни, построение нового жизненного уклада, нахождение новых путей включения ' в общественные связи обусловлены широтой спектра адаптивных стратегий. Более поливариантным набором этих стратегий обладает личность, пребывающая в конусе притяжения геронтологического аттрактора подлинная старость. Доминирование глубинного «Я» позволяет личности рассматривать жизнь и ее события в разных системах координат, выявлять латентные возможности жизненных ситуаций, воспринимать неожиданность, неопределенность, многозначность обстоятельств жизни как стимул для своего развития. Актуализация потенциальных личностных структур-набросков» может помочь человеку преодолеть хаотичное кризисное состояние бифуркационного перехода к старости, успешно адаптироваться к новой реальности.

Выделенные в исследовании модели старости — «старость подлинная» и «старость мнимая» — в чистом виде не существуют, в реальности они достаточно сильно переплетены и взаимосвязаны. Отдельные элементы этих моделей могут присутствовать в бытийственном пространстве одного человека. Однако для лучшего понимания феномена старости в современных социально культурных реалиях, важно иметь общее представление о пространствах выбора, пространствах самоопределения человека, находящегося в завершающем периоде жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дьяченко, Лиана Инсафовна, 2009 год

1. Авиценна. Канон врачебной науки / Авиценна. — Минск: Попурри, 2000. 448 с.

2. Агамов A.A. История древней и средневековой философии Кн. 1. / A.A. Агамов, В.А. Горшков. — Ставрополь: Ставропольский ун-т, 1994.-356 с.

3. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М.Д. Александрова. JL: Изд-во Ленинград, ун-та, 1974. - 136 с.

4. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет / В.Д. Альперович. М.: Изд-во ПРИОР, Экспертное бюро, 1998.-272 с.

5. Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии / Б.Г. Ананьев // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. М.: Академия, 2003. - С. 112-118.

6. Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1.4. 1.: Философия древности и средневековья / ред. сост. и автор вступ. статьи В.В. Соколов. — М.: Мысль, 1969. 576 с.

7. Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2.: Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения / ред. сост. и автор вступ. статьи В.В. Соколов. М.: Мысль, 1970. - 776 с.

8. Анисимов В.Н. Эволюция концепций в геронтологии / В.Н. Анисимов, М.В. Соловьев. СПб.: Эскулап, 1999. - 130 с.

9. Анурин В. Некоторые проблемы социологии старости: сборник материалов конференции: Пожилые люди взгляд в XXI век / В. Анурин; под. ред. проф. З.С. Саралиевой. - Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2000.-С. 114-117.

10. Ю.Анцыферова Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти / Л.И. Анцыферова // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. — М.: 1997. — С. 39-48.

11. П.Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. / Аристотель; ред. В.Ф. Асмус. -Т. 1.-М.: Мысль, 1976.-550 с.

12. Аршинов В.И. Синергетический подход к управлению российским обществом / В.И. Аршинов, В.И. Редюхин // Синергетика и социальное управление. М., 1998.— С. 152-164.

13. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы / О.Н. Астафьева. М.: изд-во МГИФ, 2002. - 295 с.

14. Н.Афанасьева В.В. Симуляция / В.В. Афанасьева // Виртуальное пространство культуры. — Саратов: изд. центр «Наука», 2008. 238 с.

15. Бауэр Э.С. Теоретическая биология / Э.С. Бауэр. СПб.: Росток, 2002. - 352 с;: илл., схем., граф.

16. Библия. Электронный ресурс. Режим доступа: http.V/lib.aldebaran.ra/author/bibliya/bibliyabibliya/bibliyabibliya.rtf.zip, свободный. - Проверено 28.09.2009.

17. Бобахо В.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? / В.А. Бобахо, С.И. Левикова // Общественные науки и современность. 1996. - № 3. - С. 56-65.

18. Бовуар С. Старость (Эссе) / С. Бовуар. // Социальная геронтология: Современные исследования. -М.: РАН ИНОН, 1994. С. 17-40.

19. Богомолец A.A. Продление жизни / A.A. Богомолец. Киев: Изд-во АН УССР, 1940. - 140 с.г

20. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. М.: Республика, 2006. - 269 с.

21. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: Рудомино, 1995. -174 с.

22. Бородавкин C.B. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме / C.B. Бородавкин // Вопросы философии. 2004. - № 5. - С. 163-176.

23. Бочаров В.В. Антропология возраста / В.В. Бочаров. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.-196 с.

24. Буданов В.Г. Принципы синергетики и язык / В.Г. Буданов // Философия науки. — Вып.8: Синергетика человекомерной реальности. — М., 2002.-С. 340-353.

25. Бунимович Н.Т. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова / сост. и общ. ред. В.А. Макаренко. 2-е изд. - М.: Республика, 1995. - 510 с.

26. Буровский A.M. Человек из биосферы / A.M. Буровсксий // Общественные науки и современность. — М.: — 1998. — № 3. — С. 146.

27. Бэкон Ф. Опыты, или Наставления нравственные и политические // Сочинения: в 2 т. / Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1978. - Т. 2. - 575 с.

28. Бэкон Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон. Л.: Соцэкгиз, 1935. - 384 с.

29. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации) / В.В.

30. Василькова. СПб.: Лань, 1999.- 480 с.

31. Велецкая H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов / H.H. Велецкая. -М.: Наука, 1978. 237 с.

32. ЗГ.Визигин В.П. Ницше и Марсель: «Смерть бога» и кризис культуры / В .П. Визигин // Философские науки. 2007. - № 4. - С. 36-55.

33. Вишневский А. Похвала старению / А. Вишневский // Отечественные записки. 2004. .-№ 4. - С. 78-96.

34. Волкова Т.Н. Социальные и психологические проблемы старости / Т.Н. Волкова//Вопросы психологии. 2005.- № 2. - С. 118-126.

35. Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. Пер. с фр. С.Я. Шейнман-Топштейн / Отв. ред., сост. и авт. вступ. ст. В.Н. Кузнецов; АН СССР, Инт-т философии. М.: Наука, 1988. - 752 с.

36. Гаврилов Л. А. Биология продолжительности жизни / Л. А. Гавр ил о в, Н.С. Гаврилова. -М.: Наука, 1991.-280 с.

37. Гомаюнов С.Г. От истории синергетики к синергетике истории / С.Г. Гомаюнов // Общественные науки и современность. 1994. — № 2. — С. 99-107.

38. Гундаров И.А. Влияние духовного состояния населения на динамику смертности в России / И.А. Гундаров // Философские науки. 2008. -№ 3. - С. 97-106.

39. Гуревич П.С. Феномен деантропологизации человека / П.С. Гуревич // Вопросы философии. М., - 2009. - № 3. - С. 19-31.

40. Гуфеланд Х.В. Искусство продлить человеку жизнь (Макробиотика) / Х.В. Гуфеланд. СПб. Типография Эдуарда Праца, 1856. - 530 с.

41. Давыдовский И.В. Старость и эволюция организмов / Психология старости: Хрестоматия / редактор-составитель Д.Я. Райгородский. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2004. С. 179-199.

42. Демидов В.П. Старость как социально-философский феномен: дис. . канд. филос. наук: 09.00.11 / В.П. Демидов; Нижегор. гос. ун-т. -Н.Новгород, 2005. 226 с.

43. Демидов В.П. Старость как социально-философский феномен: Автореф. дис. . канд. филос. наук: 09.00.11 / В.П. Демидов; Нижегор. гос. ун-т Н. Новгород, 2005. - 34 с.

44. Демокрит. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности / Демокрит. -М.: Соцэкгиз, 1935. 382 с.

45. Добреньков В.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Возрасты человеческой жизни / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. М.: Инфра-М, 2005.-Т. 9.-1094 с.

46. Документы по проблемам образования взрослых Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.znanie.org/AEdocs/AEdocs.htm, свободный. - Проверено 28.09.2009.

47. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В.Р. Дольник. — 3-е изд., дополненное. СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. - 320 с.

48. Домострой / вступ. ст., сост. и коммент. В. Колесова. М.: Художественная литература, 1991. — 317 с. - (Литература Древней Руси).

49. Душенко К.В. Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин / К.В. Душенко, Г.П. Манчха, 6-е, перераб. изд. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 640 с.

50. Егорова Е.А. Эволюция процесса постарения населения России / E.Ä. Егорова // Проблемы социального и демографического развития. — М.: 1995.-С. 76- 93.

51. Елютина М.Э. Социальная геронтология / М.Э. Елютина, Э.Е. Чеканова. Саратов: Изд-во Сарат. гос. техн. ун-та, 2001. - 168 с.

52. Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления / Д.Е. Еремеев. — М.: Политиздат, 1990. 286 с.

53. Ермилов В.А. Долголетие и творчество / В.А. Ермилов. — М.: Наука, 2003.-203 с.

54. Иванов Д.В. Глэм-капитализм / Д.В. Иванов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008. - 176 с.

55. Иванов A.B. Университетские лекции по метафизике / A.B. Иванов, В.В. Миронов. -М.: Современные тетради, 2004. 647 с.

56. Иванова C.B. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания / C.B. Иванова // Вопросы философии. — 2007. — № 10.-С. 19-28.

57. Ильин И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. М.: Республика, 1993. — 431 с.

58. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. -М.: Политиздат, 1990. 415 с.

59. Кант И. Трактаты и письма / И. Кант. М.: Наука, 1980. - 710 с.

60. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант //

61. Собр. соч. : в 6 т. М.: Политиздат, 1966. - Т. 6. - 513 с.

62. Капица С.П. Демографическая революция в России / С .П. Капица // Век глобализации. -2008. -№ 1. С. 128-143.

63. Капустин B.C. Введение в теорию социальной самоорганизации / B.C. Капустин. М.: Изд-во РАГС, 2003. - 135 с.

64. Карсаевская Т.В. Коллизии старости в условиях глобализации / Т.В. Карсаевская // Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 24. СПб., 2002. - С. 64-66.

65. Карсаевская Т.В. Этапы жизненного цикла человека: зрелость, старость: социально-философский аспект / Т.В. Карсаевская // Психология зрелости и старения. 1997. - № 1. — С. 8-12.

66. Колесов В.В. Мир человека в слове древней Руси / В.В. Колесов. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1986. - 311 с.

67. Князева E.H. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов. -М.: Наука, 1994.-229 с.

68. Князева E.H. Единая наука о единой природе / E.H. Князева, А.Л. Туробов // Новый мир. 2000. - № 3. - С. 161-178.

69. Козлов A.A. Старость: социальная разобщенность или целостность? (Теории и традиции западной социальной геронтологии) / A.A. Козлов // Мир психологии. 1999. - № 2. - С. 80-96.

70. Комфорт А. Биология старения: пер. с англ. / А. Комфорт; под. ред. и с предисловием В. Алпатова. М.: Мир, 1967. - 397 с.

71. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. М.: Прогресс, 1990.-367 с.

72. Конфуций. Беседы и суждения Конфуция / Конфуций; под. общ. ред. Р.В. Грищенкова; предисл. П.С. Переломова. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Кристалл, 2001. - 1119 с.

73. Конфуций. Суждения и беседы / Конфуций // пер. с кит. П.С. Попова. -СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. 224 с.

74. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время / И.М. Концевич. — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1970-1995. 680 с.

75. Корсаков С.Н. Идеи комплексного подхода, единой науки о человеке и научного гуманизма в трудах И.Т. Фролова / С.Н. Корсаков // Вопросы философии. 2007. - № 8. - С. 23-33.

76. Котельников Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика / Г.А. Котельников. Белгород: БелГТАСМ: Крестьянское дело, 2000. - 161 с.

77. Красиков В.И. Синдром существования / В.И. Красиков. Томск: ИПП «Наука», - 256 с.

78. Краснова О.В. Социальная психология старения / О.В. Краснова, А.Г. Лидере. М.: Академия, 2002. - 288 с.

79. Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии / Психология старости: Хрестоматия / редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2004. - С. 426-442.

80. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. СПб., Питер, 2000. - 992 с.

81. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В.А. Кутырев. -Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1995. 199 с.

82. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров / В.А. Кутырев. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. 240 с.

83. Кутырев В.А. Философия постмодернизма / В.А. Кутырев. — Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 2005. 84 с.

84. Курцмен Дж. Да сгинет смерть! / Дж. Курцмен, Ф. Гордон. М.: Мир, 1982.-216 с.

85. Кьеркегор С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор. Киев: АкЬапс1, 1994.-512 с.

86. Ласло Э. Бифуркации (колебания) в глобальной окружающей среде,волна деколонизации, волна гласности и волна экологии / Э. Ласло.

87. Пущино: ПНЦ РАН, 1992. 201 с.

88. Лебедева Л.Ф. Социальная политика в отношении престарелых / Л.Ф. Лебедева // США: Экономика. Политика. Идеология. 1997. - №7. — С. 33-46.

89. Леви-Строс К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. — М.: Мир, 1984.-223 с.

90. Лекторский В.И. Идеалы и реальность гуманизма / В.И. Лекторский // Вопросы философии. 1994. - № 6. - С. 22-28.

91. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? / В.И. Лекторский // Вопросы философии. 2004. - № 3. - С. 44-49.

92. Ливехуд Б. Кризисы жизни шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / Б. Ливехуд. - Калуга: Духовное познание, 1994. - 224 с.

93. Лихницкая И.И. Академик З.Г. Френкель и становление геронтологии в России / И.И. Лихницкая // Успехи геронтологии. 1997. - № 1. - Вып. 1.-С. 16-19.

94. Лэнгле А. Виктор Франкл поверенный человечности / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - С. 107-112.

95. Малинецкий Г.Г. Современные проблемы нелинейной динамики / Г.Г. Малинецкий. М.: УРСС, 2002. - 358 с.

96. Марков Б.В. Культура повседневности / Б.В. Марков. — СПб.: Питер, 2008.-352 с.

97. Медведева Г.П. Роль психологической компетентности социального работника / Г.П. Медведева // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. М.: Академия, 2003. -С. 363-364.

98. Мечников И.И. Этюды о природе человека / И.И. Мечников. М.: Медицина, 1961.-290 с.

99. Мечников И.И. Этюды оптимизма / И.И. Мечников. М.: Наука, 1988.-328 с.

100. Мечников И.И. Сорок лет искания рационального мировоззрения / И.И. Мечников. М.: Государственное издательство, 1925. - 282 с. — Доступно также по Интернет: — http://www.iqlib.rn/book/preview/7005303C81B84452B5B08943AE683D6 9. - Проверено 3.10.2009.

101. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / М. Мид. — М.: Наука, 1988.-429 с.

102. Михайлова О.Н. Значение международного сотрудничества для развития геронтологии в Российской Федерации: дис. .канд. биолог, наук : 14.00.53 / О.Н. Михайлова; С.Петерб. ин-т. биорегуляции и геронтологии. — СПб., 2003. 198 с.

103. Морозов А. Скучно с жизнью старческой, други, в мире жить./А. Морозов // Факультет твое здоровье. М.: Знание, — 1989. -№ 2. - С. 87-89.

104. Нагорный A.B. Проблема старения и долголетия / A.B. Нагорный,

105. B.Н. Никитин, И.Н. Буланкин. Харьков: ХГУ, 1940. - 446 с. Ю2.Назаретян А.П. От будущего - к прошлому (Размышление о методе) /

106. А.П.Назаретян // Общественные науки и современность. 2000. — №3. -С. 142-150.

107. ЮЗ.Наливайко Н.В. Философский анализ системы образования в трансформирующемся обществе / Н.В. Наливайко, Е.В. Ушакова // Философия образования. 2009. - № 1 (26). - С. 124-133. Ю4.Нибел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. Т. 1. /

108. Б. Нибел. М.: Мир, 1993. - 424 с. Ю5.Никитюк Б.А. Валеологическая антропология и восстановительная медицина // Спортивная биология и медицина в повышении качества жизни: XXI век / под ред. П.К. Лысова. - М.: Советский спорт, 1999.1. C. 13-18.

109. Юб.Николаева Е.М. Социализация личности как проблема социальнойсинергетики: дис д-ра. филос. наук: 09.00.11 / Е.М Николаева ;

110. Казан, гос. ун-т. 2006. 303 л.

111. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник / Ф. Ницше // Пёр. с нем. 3-е изд. - Мн.: ООО Попури, 2004. - 624 с.

112. Ю8.Ницше Ф. Утренняя заря: Пер. с нем. / Ф. Ницше. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — 384 с.

113. Ю9.0рлокк К. Старение / Психология старости: Хрестоматия / редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2004.-С. 200-227.

114. Ю.Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. — М.: Наука, 1991.- 408 с.111 .Павлов И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. 2-е изд. Кн. 1. - М.; - Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - Т. 3. - 392 с.

115. Петрарка Ф. Книга мудрости Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.premydrosti.ru/g20.Html, свободный. — Проверено 28.09.2009.

116. ПЗ.Пигров К.С. Экзистенциальный смысл настоящей старости. Философия старости: геронтософия: сб. матер, конф. // Серия «Simposium». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. -2002.-Вып. 24.-С. 3-6.

117. Платон. Государство / Платон. // Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3: перевод с древнегреч. / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи.-М.: Мысль, 1994. 434 с.

118. Платон. Диалоги / Перевод с древнегреч. В.Н. Карпова// Платон. -СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. — 448 с.

119. Подольская И.А. Феномен старости: Социально-философский анализ: дис. . к. филос. наук: 09.00.11 / И.А. Подольская; М.: 2002.-125 с.

120. Пригожин И. Перспективы исследования сложности / И. Пригожин // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник.1986.-М., 1987.-С. 45-75.

121. Рамбо А. Живописная история древней и новой России / А. Рамбо. -М.: Современник, 1994.-445 с.

122. Режабек Е.Я. Становление понятия организации. Очерки развития философских и естественнонаучных представлений / Е.Я. Режабек. — Ростов н/Д: изд-во Рост, ун-та, 1991. — 130 с.

123. Розанов В.В. Опавшие листья / В.В. Розанов. — М.: ООО «издательство ACT», 2004. 383 с.

124. Розанов В.В. Сочинения / В.В. Розанов. JL: «Васильевский остров», 1990.-575 с.

125. Рубакин А. Похвала старости / А. Рубакин. М.: Советская Россия, 1979.-224 с.

126. Рыбаков Н.С. Cogito. Избранные работы по философии / Н.С. Рыбаков. Псков: Изд-во AHO «ЛОГОС», 2008. - 572 с.

127. Рыбакова H.A. Феномен старости / H.A. Рыбакова. Москва-Псков, 2000. - 169 с. - Доступно также по Интернет: http://www.diplomplus.ru/doc/books/rybakova.rar. - Проверено 28.09.2009.

128. Рыбакова H.A. Проблема старости в европейской философии: от античности до современности / H.A. Рыбакова. СПб.: Алетейя, 2006. -288 с.

129. Савельева Ж.В. Рекламная коммуникация и процессы медикализации современного общества / Ж.В. Савельева // Вестник экономики, права, социологии. 2007. -№ 1. - С. 146-152.

130. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. — М.: Аспект-Пресс, 2005. 460 с.

131. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 2000. - 639 с.

132. Сачук H.H. Пожилой человек, семья и общество / H.H. Сачук // Руководство по геронтологии. М.: 1978. - С. 429-443.

133. Седов Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем / Е.А. Седов // Общественные науки и современность. 1993. -№5.-С. 92-100.

134. Сенека JI.A. Нравственные письма к Луцилию: пер. с лат. С. Ошерова / Л.А. Сенека. М.: ACT, 2006. - 408 с.

135. Симонова H.H. Пожилые в семье: взаимоотношения между поколениями / H.H. Симонова // Социально-экономические проблемы нетрудоспособных. М.: 1991. - С. 79-87.

136. Симпсон Дж.Г. Темпы и формы эволюции / Дж.Г. Симпсон. М.: изд-во иностр. лит., 1948. - 358 с.

137. Синельников А.Б. Отношения между поколениями в американских и Российских семьях / А.Б. Синельников, Д.Ф. Децнер // Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: ин-т социологии РАН, 1995. — С. 108-128.

138. Словарь-справочник по социальной геронтологии/ ответственный редактор Б.Г. Тукумцев. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003.-208 с.

139. Смит Э.Д. Старость и взаимоотношения / Психология старости: Хрестоматия / редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2004. - С. 613-646.

140. Сонин М.Я. Пожилой человек в семье и обществе / М.Я. Сонин, A.A. Дыскин. -М.: Финансы и статистика, 1984. 175 с.

141. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

142. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни / С.Г. Спасибенко // Социально-политический журнал. — 1995. — № 4. — С. 101-122.

143. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы / B.C. Степин. М.: Гардарики, 2006. - 384 с.

144. Супрун В.И. Социальные науки и социальная философия в контексте вызовов XXI века / В.И. Супрун // Наука, Философия. Общество: матер. V Российского философского конгресса. Т. 3. — Новосибирск: Параллель, 2009. 496 с.

145. Таранов П.С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями / П.С. Таранов. М.: Эксмо, 2004. — 896 с.

146. Тащева А.И. Концепция организации психологической подготовки одиноким пожилым людям в структуре Министерства труда и социального развития / А.И. Тащева // Психология зрелости и старения. 1998.-№4.-С. 75-87.

147. Телегин A.A. Геронтософские поиски в русской мысли на рубеже XIX-XX вв.: Автореф. дис. . канд. филос. наук: 09.00.03 / A.A. Телегин; Курск, гос. мед. ун-т. М., 2003. — 16 с.

148. Толстых А. На старости лет / А. Толстых // Психология старости: Хрестоматия / редактор-составитель Д.Я. Райгородский. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2004. С. 3-33.

149. Тушина Н.В. Одиночество (социально-политический аспект) / Н.В. Тушина // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Социально-полит, исслед. -1992.-№3.-С. 51-58.

150. Урланис Б.Ц. Народонаселение: исследования; публицистика: сб. статей / Б.Ц. Урланис. М.: Статистика, 1976. - 360 с.

151. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Т.1 / Н.Ф. Федоров. // Сочинения. М.: Мысль, 1982. - 711 с.

152. Феофанов К.А. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии: Реферативный обзор / К.А. Феофанов // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова,

153. A.Г. Лидере. М.: Академия, 2003. - С. 29-35.

154. Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк — М.: Республика, 1992. 510 с.

155. Френкель З.Г. Удлинение жизни и деятельная старость / З.Г. Френкель. Л.: Изд. АМН СССР, 1949. - 394 с.

156. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет / И.Т. Фролов. -М.: Политиздат, 1989. 559 с.

157. Фролов В.А. Болезнь как нарушение информационного потока: Монография / В.А. Фролов, Т.Ю. Зотова, А.К. Зотов. М.: Изд-во РУДН, 2006.- 188 с.

158. Фролысис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни /

159. B.В. Фролькис. Л., 1988. - 239 с.

160. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фромм. М.: ACT МОСКВА, 2008. -314 с.

161. Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? / Г. Хакен // Синергетика и психология: Социальные процессы. М.: 1999.-Вып. 2.-С. 11-26.

162. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М.: Ad Marginem, 1997.-451 с.о о

163. Хейзинга И. Homo Ludens. Статьи по истории культуры / И. Хейзинга / Пер., сост. Д.В. Сильверстова. -М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.

164. Хейфлик Л. Как и почему мы стареем? Советы специалиста / Л. Хейфлик. М.: Вече, 1999. - 432 с.

165. Хрисанфова E.H. Основы геронтологии (Антропологические аспекты) / E.H. Хрисанфова. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999,- 160 с.

166. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е.И. Холостова. М.: ИТК «Дашков и К», 2008. - 346 с.

167. Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях / Цицерон. М.: Наука, 1975.-248 с.

168. Шалаев В.П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире / В.П. Шалаев. Йошкар-Ола: Периодика Марий Эл, 1999.-272 с.

169. Шахматов Н.Ф. Старение. Норма и патология / Психология старости: Хрестоматия / редактор-составитель Д.Я. Райгородский. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2004. С. 228-322.

170. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1992. - 576 с.

171. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. -М.: Советский писатель, 1990. 230 с.

172. Шопенгауэр А. Поли. собр. соч. / А. Шопенгауэр. М., - 1900-1910. -Т. 2. - 673 с.

173. Эбелинг В. Образование диссипативных структур при необратимых процессах: введение в теорию диссипативных структур / В. Эбелинг. -М.: Мир, 1979.-279 с.

174. Эпштейн М. К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов / М. Эпштейн // Звезда. 2006. - № 4. -С. 200-211.

175. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон — М.: Прогресс, 1996. 344 с.

176. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем / Б.Г. Юдин // Вопросы философии. 2004. - № 2. - С. 16-28.

177. Ярыгин В.Н. Биология: учебник для медиц. спец. Вузов: В 2 кн. Кн. 1. / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков. / под. ред. В.Н. Ярыгина. — 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1999. - 448 с.

178. Ясперс К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс М.: ИНИОН, 1990.-214 с.

179. Mainzer К. Thinking in Complexity. The Complex Dynamics of Matter, Mind and Humankind. Berlin: Springer-Verlag, 1994.

180. Building a Society for all Ages. Second World Assembly on Ageing. Madrid. Spain, 08-12.04.2002 Deportment of Public Information DPV 2264. March. 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.