Феномен свободы в социокультурном пространстве трансформирующегося общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Москаленко, Дарья Николаевна

  • Москаленко, Дарья Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 157
Москаленко, Дарья Николаевна. Феномен свободы в социокультурном пространстве трансформирующегося общества: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Пятигорск. 2014. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Москаленко, Дарья Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Теоретические аспекты анализа феномена «свобода

1.1.Эволюция учений о свободе в контексте историко-философской

рефлексии

1.2. Концептуализация проблемы свободы в современном социогуманитарном знании

1.3. Внутренняя свобода как сущностная черта человека массово-

информационного общества

ГЛАВА II. Особенности реализации свободы в условиях трансформации

современного общества.

2.1. Информационная свобода в коммуникативном пространстве современного общества

2.2.Трансформация идентичности человека в условиях информационной

свободы.

п

;

f I л

2.3. Коммуникативное измерение свободы в контексте информационного

общества

Заключение

Библиографический список использованной литературы

i-b^i

Й: !

т

■I

ч.-кч «.-I ■

- ф'",:

,-л.»';- I

Ш !

■¡илм ' •

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен свободы в социокультурном пространстве трансформирующегося общества»

ВВЕДЕНИЕ

■.••"/.•¿•л

■>,■■ т. игкТиН!**

Актуальность темы диссертационного исследования. Совре"$6ннй||

этап развития общества характеризуется глубокими социокультурными - "«¿^¿й трансформациями, связанными с развитием информационных технологии, ч^.'м« кризисом духовных ценностей. ' .

В результате возникают проблемы выживания человечества ■ и сохранения духовного мира человека. Расширение границ взаимодействия культур приобретает в наши дни новое качество, оказывая воздействие на процесс становления общих жизненных ориентации людей? их; самоутверждение, освобождение от зависимости и принуждения. На п

Л- -¡ч-Ч^ли

Ь^И'г

план выходит проблема свободы, которая является центральной в.'

политической и духовной жизни, а степень достижения свободы является"

' ' '/г ' 'ШШ

основным критерием цивилизованности и демократичности соврешз

общества, его общекультурного развития.

иного 'и^-лЩ-.

.•vii.-iifi.ii:» л'л^&Щ

Важность исследования феномена свободы обусловлена, прежде всего,

.1 ■ человека,

1.

необходимостью изучения сущностных характеристик направленных на возможность самоопределения, выбора нравственной . позиции, формирование собственных ценностных ориентаций. Обладание •.^•^¡Щ»-свободой помогает человеку преобразовывать действительность;,в Г^Щ-Ш соответствии со своими целями и потребностями. Для современного этала ^ЩьШ

развития культуры, когда ее центральной фигурой становится! человек, проблема свободы является актуальной.

I. • ■■'

В условиях широкого распространения информационных технологий, ^Ьтг^

I '4

которые в большой степени определяют характер современной культуры и

I ; . ;

I : . . .»,4^4«

формы взаимодействия человека и общества, важное место занимает вопрос ;

I . •.•'•."•ли

информационной свободы, изучение способов информационного обмена^ в современном коммуникативном пространстве.

Средства массовой

информации играют ведущую роль в формировании жизненных ориеи современного человека. В контексте нарастающей информационной свс появления «виртуального человека», серьезную тревогу вызывает про

Щрв

' ■ ••¡¡•Нт-^«!

олема

м

I

! ■

1

* 11

■оЛМ! ■ I I

.....I. > Тй&Ч«**

1 •• • -. ..!•; С ¿•й'ЬМ*

человеческой идентичности в современных условиях, сохранение духовнри

целостности и нравственных идеалов.

Обращение к проблеме свободы продиктовано не только

м--.;. Н;-

теоретическими интересами, но и потребностями практического характера;'.В результате информационной экспансии наблюдается зависимость общества'

!' '< К

от информации, что способствует отчуждению человека от общества,

созданию иллюзии свободы, освобождению от ответственности. В

•м

.ЭТОЙ Умуы

связи, создавшаяся ситуация представляет собой угрозу социокультурной' безопасности общества. Духовное пространство оказывается в | сишаций^^*!^^-

; ..Г' ч-Л}-..; ..»КяОД . [,;..: ¡к.

значительной трансформации, что способствует «размытости» ориентиров

' „ 'Г'11т

дальнейшего социального и культурного развития и вызывает острый кризис уФ-Щь

- -

человеческой идентичности. В создавшихся условиях глобальных

¡¡ЧЩтч* ЛИЧНОСТНОГО

т ( , ,.:•<' '.\tiji4.

трансформаций ключевой становится проблема самоопределения и самоутверждения, возрождение гуманистических основ во всех сферах жизни.

Сложность и противоречивость свободы, ее способность * к

¿-М-

■I "47

трансформациям под воздействием социокультурных факторов обусловили •

1 необходимость теоретического исследования данного феномена. ' ■ ' г

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретич

[рСКОе,

так и практическое значение, что обусловило выбор темы исследования, |ее

5-п

Исследование

'" '¿ли. '¡гла

объекта и предмета.

Степень научной разработанности проблемы.

проблемы свободы находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. Большое количество работ посвящено , : Д общетеоретическому анализу содержания понятия «свобода», раскрытию онтологических и аксиологических аспектов данного феномена. , .

5 - ■ с.-

• / :

••¿.¡и

4.

I

г; -.\~.и>ги-

V ■ Г--' "

У-.-,

г.- • •

■ -4 , ;'

.. -Л.гфу.р:!*

4з, i {• I Ч'.Ч' i ..»t. i

i i

*

. i i i

-V <

..Л1

If i -<!'•:■ M,;

I i .í!i4-

» i .•'-;<.••!£

i - til

, i И -'jli.tU

¡I v.»rij4i

•ь

il* I jj-I^A 1'* - 'H

f -'si. 'U > t«{> и

1' ( < *>*■

Большое внимание проблеме свободы уделяли философы античности,' ^лич

1 ' • с **{ * ^

средневековья, Возрождения (Аристотель, Эпикур, П.Абеляр, Фома

I >

Аквинский, Данте Алигьери, II. Макиавелли, Эразм Роттердамский). 1 *

, I

Серьезный вклад в формирование представлений о свободе как

| I

нравеIвенной категории внесли философы Нового времени и немецкой

, 1 ' '' классической философии: Р.Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза, И.Кант,, Г.Гегель,

Л.Фейербах .

> , -i I i i.-"

i r~V.4-i . - fr*, i tí i .'Vi ¡VIÍ

•J'-!'

' it ■•■)■'• I ¡I

¡j (У -4-,

Среди представителей пеклассической философии, занимающихся .Л-Vb проблемой свободы как иррационального начала следует отметить работы ' А.Камю, Ф.Пицше, Ж.П.Сартра, М.Хайдеггера, З.Фрейда, Э.Фромма, А.Шопепгауэра и др.3

Большой вклад в исследование нравственных оснований свободы внесли учения русских философов: Н.А. Бердяева, И.А. Ильина,

4 1 5

С.А. Левицкого, Л.Н.Толсюго , B.C. Соловьева, С.Л. Франка, Л.И. Шестова . В современной науке исследования отдельных аспектов свободы^ а

J |-V j-f

,, , l\i\S > ! ,t v }' 1 -г i¡

r u

также ее взаимосвязи с категориями «необходимость» и «ответственность^ tvutó

>

i ч «т й.м < , ' I -{> VJ4

¡-"И--

осуществлены в работах И.В. Бычко, В.П. Голубенко, В.А. Иванова

* ».А4* Г i

. » " ч -U ! Л -I Í

4 Г

" \

'■ff

Л. ч

^'.Па

¡4,4«

J '.I

>: Ч-

I Л 4»«

i i ' SI **

•Vi

Человек: Мысли icjih ирошлою и насюящею о его жизни, смерти и бессмсргии. Древний мир - эпоха Просвещения.-М.,2001.

2 Гоббс Т. Сочинения- В 2i.T. 1.-М.,1989.- С 331; Onxie И.Г. Назначение человека -СПб,2005; Гегель Г.В Ф. Сочинения.- М.,2000,- Т. VII; .Шеллинг В.Й. Сочпнепия.-В 2 Т.-Т1-М.,2007; Ойзерман Т.И. Философия Гегеля как учение о первичносш свободы // Вопросы философии. - М., 1993. - № 11; Ойзерман Т.И Эпжеголошя Канта и'ее современное значеиие//Вопросы философии - 1997. - № 3; Царский И.С. Категория свободы у Каша /Кашовский сборник. - Калининград, 1993. - Вып. 17; Мофошилова II.B. Идейная борьба вокруг философии Спинозы: К пробл. cooiношения де1ерминизма и свободы // Философские науки. - 1982. —№ 6; Спиноза Б.Эшка.- М.:азбука,2012. |

3 Ницше Ф. Сочинения - М.,1980; Фромм Э. Бегство от свободы - М., 2012; Хайде^гер М. Выше и время - М., 1998; Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов:-М., 1990; Камю А. Творчество и свобода. - М.,1992; Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность.- М., 1992; Быховский Б.Э. Шопенгауэр. - М., 1975; Зотов А.'ф. Метфизика свободы // Свободная мысль. - 1992 - № 3; Руткевич A.M. Oí Фрейда к Хайдеперу. Кришческий очерк экзисгенциального психоанализа. - М., 1985.

А

Толстой JI.II. Путь жизни. - М.,2003.

'-г

i. ".TX^V

C*1' fti'

{ '-.«i« ( • •Í Ч> К'-"' i-

,1", «J.

J К ¡' •*'•"«' "1'

I I V

! v. «> t-i

' ч

Соловьев B.C. Оправдание добра- Принесенная философия.- М.,2006; Бердяев H.A. '' n-^'n',-

/ 1 Г 1 \ ,ЛЛЛ. ПТ1 If ' 1 '

Самопознание (опьп философской автобиографии.) -М.,1990; Шесюв Л.И. Кир1егард и „i.

t

экзистенциальная философия (Глас вопиющею в нус1ыне).-М.,2002; Ильин И.А.Путь ' духовного обновления - М.,2006; Франк С.Л. Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии).- М.,2007; Левицкий С.А.Трагедия свободы - М., 2011. | . '< •<

5

»1

i 'У 1 I«f

■■•> И'. -'»

М.С.Кагана, Р.И. Косолапова, B.C. Маркова, Г.Е. Мхитаряна, Л;В; Николаевой, С.Ф. Одуева, П.А. Павловича, В.Н. Шубкина и др.1

Исследование проблемы свободы личности осуществлял следующие

ученые: Н.Р.Вакулич, Ю.А. Ершов, О.И. Кондратьева, JI.A. Ла^ин.

' О г • !'

Логанов, K.M. Никонов, Б.П. Шубняков и другие". j

И.И.

С -.«H.'i •.

В современном социокультурном пространстве проблема свободы

связана с феноменом отчуждения, который отражает особенности процессов информатизации общества и проявляется в различных формах. Для нашего исследования важную роль играет определение свободы, данное Э.Гидденсом при характеристике общества «поздней современности» ¡; ,'

Для изучения особенностей информационной свободы потребовалось

\ ' :

обращение к проблемам информационного общества, информационной

■it iii:'.; KYM

r-tiju'.iJi

I . I'^ilt-'rU

-■c^ii, .. -; »', f <; *•} *

I V.'-.'v.'.y,-/

"ii^j-fij-'l-»

■Ч-'Г''.'." .i-.TV-ii.-^iA

.■^¡ФЫ

.i-yrVM'U

J i »-v

' ,-Vjlj>,M\ ;;•! 'h^i-! i

перегрузки, информационной революции, которые нашли свое отражение "в работах В.М.Глушкова, О.Н.Диденко, А.Д.Елякова4. Большое значенке,;длл

'Бычко И.В. Познание и свобода. - М.,1969; Бычко И.В. В лабиринтах свободы - М., 1976; Голубенко В.П. Свобода и необходимость. - М., 1974; Давидович В.Е., Кагап М;.'С! Диалектика свободы и необходимости //Философские науки. - 1985. - № 4; Левин Т.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ //Вопросы философии. - 1997.!-№л1; Мхитарян Т.Е. Свобода и историческая необходимость. -Ереван, 1976; Николаева JI.B. Свобода - необходимый продукт социального прогресса. - М., 1964; Одуев С.Ф. Свобода и необходимость в истории // Философские науки. - 1983. - № 6; Павлови»! П.А. Детерминанты человеческой свободы//Социальный детерминизм и научно-технический прогресс. -Л., 1982; Шубкин В. Ы. Насилие и свобода. -М., 1996. j

2Вакулич II. Р. Свобода и личность: Социокультурные основания: дисс. ... канд. филос. • наук.- Саратов, 2001; Ганюшкин Б.В. К вопросу о концепции интеллектуальной свободы в , современном обществе (Филос- правовые аспекты) // Моск. журнал международного права. - М., 1992. - № 3; Лахин Л.А. К вопросу о внутренней свободе личности //Свобода и справедливость. - Нижний Новгород, 1993; Ершов Ю.А. Пределы свободы и беспредел индивидуализма/Человеческая ориентация социального и научно-технического прогресса. - Новосибирск, 1992. - 4. 1; Кондратьева О.И. Самоутверждение личности: необходимость и свобода. Проблемы социального познания. - Новосибирск, 1980; Никонов K.M. Социальная активность и свобода личности// Социальная активность и духовное богатство личности. - Волгоград, 1980; Логанов И.И. Свобода личности'. - М'., 1980; Шубнякова Б.Г1. Свобода общества и личность.-Ярославль, 1967. !

3 Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. -1992. -№ 9.

4 Глушков В.М. Основы безбумажной информации - 2-е изд. - М.,1987; Диденко О.Н. Проблема свободы личности в информационном обществе. -М., 2007; Еляков А:Д. Информационная перегрузка людей //Социологические исследования.- 2005-№5.-С.6;

■ : 6

I у,j i.'i'iTOfW

v-irilH«

■«.^ij^Vi-J

.f'rriijj^r.'

• •.•> viik^M ,'■-( (-¿jiyi'vi.l

j/rifjliki

■ KvXtil'i

■".'•¿••iiiv^

,,'.'.. '-¿Ули

-> i'yli-'i'ii

-:s.'.'i'.u'-i.-

■.¿um

л;'.

i

r ■.',":) - i'''

'5 Uli Г

Ж

• t V*

i '.'.•ivli-'H

1 ! (.' и

1 Г •,„ -и.

I* >""!«

■1

им,

■ а *

* '*•-!( I

чк >' 1

>4-1 »» I

1". 1 И:

ч )

г"::

>' .?. ь

; 1 I 1/;'!

11-

Г'

•"г 1Л

гьн

осмысления свободы в контексте информационной культуры представляют Л*

> '{ч'-Ч

ТЧ Я Т I* 1 * 1 ''Л ^ 5

рабрты П. Бергера и Т. Лукмапа, Ж. Бодрийяра, П.Бурдье, М. Вебера,

М.К.

5 ! I

• С ••• , '-»*),

мамардашвили, М. Оссовской, в которых рассмотрено сосременнре' <* общества и место в нем человека, утратившего духовность

в гюлрзу

рациональной прагматичности, потребитслымва и всеобщей свободы1.'

из ■".'¡'^Чл

К

г. л

Проблемы реализации свободы в условиях информационного

прострапства детально исследованы в работах Р.Ф. Абдеева, В.А.Конева,

В.И.Курашова, К.Э.Разлогова, А.И.Ракиюва . Особое значение исследования свободы в условиях современного социокультурного

для

■ г' 4.'

• » VI

' "т

пространства имеют работы, посвященные изучению идентичности '

\м\

человека. Особенности самоидентичносги в аспекте стремления человека к .

внутренней свободе

представлены в работах Т.С.Бараиовой ¡'и'«

Е.И.Ярославцевой3.

XXI век продемонстрировал силу человеческого интеллекта, которая ■

{¡' VI , < .'''V>!•-

' - 'уг'Ч'ЛЧ I | ' Л, >4«:

' I

воплотилась в новейших информационных разработках. В новых условиях у человека появляются большие возможности для раскрытия собственной

индивидуальности. Одновременно возникает опасность растворения

V : -I ' у,}

-. 4

I I . ' р

личности в виртуальном пространстве, ощущения духовного одиночества.

I > и,-

Анализ одиночества, его конструктивного и деструктивного смыслов ....Г1Х

1

! I ! V,,. -V

I ц- ч,*-." £

чсские

1 с I

1 ' олоиии

Еляков А.Д. Современная информационная революция //Социолог^1 исследования - 2003-№ 10. 1

1 Бергер П., Лукман Т. Социальиоене конструирование реальности. Трактат но социс знания-М.: Медиум, 1995; Бер1ер П. Понимание современности //Социологические исследования - 1990.-№7; Бодрш'1яр Ж. Сис1ема вещей - М., 1994; Бурдье II. Начала -М.,1994; Вебер М. Прогесгантская этика и дух капитализма //Вебер М. Избранные произведення.-М.,1991; Дюрк1ейм Э. О разделении общее 1 венного труда. Метод социолопш-М.,1991; Мамардашвили М. Из лекций по социальной философии //Социоло! ический журнал-1994 -№3; Оссовская М. Рыцарь и буржуа-М.,1987. |

2 Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994; Конев В.А.Человек в мире культуры.- М.,2006; Разлоюи К.Э. Культура и «новый консерватизм». -М., 1991; Ракитов А.И. Информация, наука, 1ехнология в глобальных исюрических изменениях. -М., 1998; Курашов В.И. Философия: познание мира и феномены технологии.-Казань,2010. {

о I

Баранова Т.С. Теоретические модели социальной иденшфикации личности // Социальная идентификация личности. - Т.1. -М., 1998; 51рославцева Е.И. Самореализация личности в

системе социальных ошошений - М.,2012.

Ь I-

1

ь

1 Г^ • V.!

1 I И> Г?1

< «И ^¡4

.••чО.'г'чЬ

т. -1 й

- ч "М • ,

. 1 |-'гк Л, 14

' 1 !' ]< Ь

, *гН, " ¡л I1 ,15...» I

представлен в работах Б.Миюскович, В.И.Колосова, Ы.Элиаса . Социальио-

¡": Ц 1

философские аспекты проблемы одиночества рассмотрены Л.А. Рузовой"

Большой интерес для раскрытия темы представляют теории

коммуникации, которые затрагивают проблему свободы !(А.Моль,

I - ! >.

т • . . . Д.1 .1

М.Маклюэн, Ч.Лэш, К.Ясперс) . Аксиологический аспект исследования диалога как фактора свободного выбора человеком культурных ценностей, представлен работами М.М.Бахтина, А. Гжегорчика, Л.П.Карсавина, Э. Левииаса, В.В.Миронова, В.И.Толстых4. I

Таким образом, высокий уровень разработанности проблемы свободы

: :: Г'"

•I ''.ЧуГДЧЬ!

( I j

и i vi v

i l Ч

j r4*

J?

' IV

i

7 * J

* Iе

I <

позволяет констатировать, что феномен свободы существенно ;изу

чеи в

I . • > N. 5 3 • • •

различных областях знания. Однако, несмотря на это, недостаточно исследована проблема понимания свободы в контексте современных трансформационных процессов, поэтому в реалиях современности в большой степени актуализируется необходимость подобного осмысления. Это обусловило определение объекта, цели, задач и структуры диссертационного

I ,-.'->

исследования. |

Объектом исследования выступает свобода как социокультурный

феномен. |

| ■ 1.;

Предметом диссертационного исследования является свобода | в

социокультурнои динамике современности.

1 Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества.;"'-^ М., 1989; Колосов В.И. Отчуждение как социокультурный феномен,- Саранск] 2009;

Элиас II. Общество индивидов. - М., 2001.; Элиас И. Придворное общество. - М., 2002/ >

2 j Рузова Л. А. Социально-философские аспекты проблемы одиночества в современном

обществе // Проблемы гуманизации вузовского образования. - 2000. —Вып. б.-Ч. 3.

Моль А. Социодинамика культуры,- М.,1973; McLuhan М. Understanding Media-

L.,1967; Lash Ch. The Minimal Self- N-Y.-L., 1988; Ясперс К. Смысл и назначение

истории.-М.,1994. j

1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986; Гжегорчик А. Духовная

коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. -1992. -№3; Карсавин

Л.П. Философия истории - М.,2007; Левинас Э. Путь к Другому. - СПб.,2007; Толстых

В.И. Будущее цивилизации в контексте диалога культур / В кн.: Диалог; культур в

"^^г -V

ч ! - i . ' 1 . i

■iWWPitfiK

-.) Vr'Jij.-.-.-bi

..¿(•V'b.^

ЪШщ

i v^IkVIj

I^.V'vi.

i, i

- i V rx

г-'.-гфи**

K-'i';'. Jj'/JA

«-Vibl-J.

.-■'■-.¡„я я j .•.•■. , IV, -.•'i.'-l^

; i ''Ч'л-fffi i' .■¡iV'Oiif'i-r

, - 'Г1:- iuve. -- i i

' « * » r.-ff" : -»fAWW (Viiiib^i

l-U

' -v> н>

tTf'j-.JiiM* ■■ vifri'Hjf.'j}»

глобализирующемся мире. - M., 2005; Миронов В.В. Коммуникация глобал Глобалистика: Энциклопедия. «Диалог»,-М.: «Радуга»,2003.

пая 7/

■■ «едМ* ■/■м-'.

■I* I

'». 1 I

I

, I

>>К

' 1 1 Г

1'л1 I

и I

■П

'-¡' I

'К 1

VI

I 1

-¡I |

, V, 1<< у »■{/

Г - «-• м«

л П I «¿Х'^-и ! > I » •! ^ . ^

Целыо исследования является социально-философский анализ свободьг '¡'^Л'ч

I 1>->|-4у, »1.

_ 1 • и определение особенностей ее проявления в коп тексте современных -и/.^ми

II

.М'-'Ь

Г ЛИ-}* .....

"> .

( А.»

( !•.. '■'»ЛМ ! г

трансформационных процессов.

Данная цель предполагает решение следующих задач: -осуществить концептуализацию свободы в контекст историко-

I I

философской традиции и выявить основные направления в исследовании данного феномена;

! «

-рассмотреть основные подходы к исследованию свободы ! в

I * !•:

современном философском дискурсе; | ! ,

-уточнить содержание внутренней свободы как сущностной ¡черты внутреннего мира человека массово-информационного общества;

I I "V п

1 1. Ч

I" I- м

I Ч ¡~г}'

I •Аг

\ 4

Л 4,

1 Нл -1' ' П < '>Ч,И И и

, " г

I 1' I 1! 1

-конкрешзировать особенности проявления свободы в условиях ' информатизации и виртуализации социокультурного пространства; ' ■

-показать трансформацию идентичности человека в условиях 1 "^ч

О,

информационной свободы; ,

-исследовать взаимосвязь коммуникации и свободы в контексте

информатизации социокультурной реальности.

I

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследс

составили произведения классиков мировой и отечественной филосооии, а !

к ч

также труды современных философов, в которых исследована сущность

5 - .1-. г-гуг ; I 1 1 «1-иЙА

вания

1 ■'>.

1 ПЛ!'-

И

Л».»

I

феномена «свобода». Теоретическую основу исследования свободы' составили работы Аристотеля, З.Баумапа, Н.А.Бердяева, И.Канта, С.Кьеркегора, Г.Лейбница, Э.Мунье, Б.Спинозы, М.Хайдеггера, Л.И. Шестова, а также учение Л.П.Толстого о свободе как устремленности

I

человека к совершенству и гармонии. Применение концепции подлинной свободы Ж.П. Сартра позволяет рассматривать свободу как «великую

ц/ > ' (

ценность», определяющую внутреннюю целостность человека, его духовность, личноешую зрелость. Опираясь на теории коммуникации А.Моля и М.Маклюэна, исследованы особенности проявления свобрды в информационном обществе.

гч -1*?

• ¡г л !• А

, / „»Ч-Ч

< г > '

! • »> Л 1 *,' ' Ь

- ',111

Г " *4*

■Я" .Ч-к

-

к" . , 1.М.1 "А-

Методологической основой исследования выступил социокультурным• подход, использование которого позволило рассматривать свободу как социально-философскую категорию, характеризующую уровень развития культуры и сущностную сторону общественного и личностного бытия.

Важное место в исследовании занимает деятельностный подход, позволяющий анализировать особенности проявления свободы в контексте информационной культуры. Использование исторического | подхода позволило рассмотреть становление и развитие представлении о свос'о.це1 в • историко-философских учениях. Для раскрытия сущностных характеристик

I ' '

свободы как философской категории применялся феноменологический метод. При анализе коммуникативных аспектов свободы, интерпретации диалога и его роли в свободном выборе человеком культурных ценностей в

качестве теоретико-методологической основы исследования был применен !

•■¡/А.*-»

герменевтический метод.

! Научная новизна диссертационного исследования состоит ! в

I

следующем:

- на основе концептуализации феномена «свобода» в истсрико

философской традиции конкретизированы основные направления -..в

■'^•¡У'.'-Ы

.-¿-.¿Лч

исследовании свободы, подчеркнута зависимость понимания свободы-"от уровня духовного развития общества; .

| - проанализированы основные подходы к исследованию феномена

свободы в современных философских учениях и доказано, что теория

! ■ ■ ■

коммуникации является базовой при рассмотрении свободы! как

! У-''';;?»:-:«

фундаментальной ценности человеческого существования в современном обществе; ■ -«кг^м*

- раскрыто содержание внутренней свободы человека и показана' роль

ответственности в проявлении свободы выбора в условиях социокультурных

' 'к"

трансформ аци й;

■п .. ЧУ0'Г.'Т>-■1 '

- доказано, что информационная свобода, с одной стороны,

I •« ■.'<5>р*5<

способствуют свободному общению и раскрытию индивидуальности

f•• * •.

T i. '.j

человека, с другой, - расщеплению личности, одиночеству, кризису собственного «Я»; Г к '

- обосновано, что наиболее адекватной для понимания самоопределения челрвека в условиях информационной свободы является метафора

• : • I

«смешанная идентичность»; I

- рассмотрена социально-прагматическая направлер

«М1

!

ность

'! -[ИМЫХ

, ,1 -л.!. ■: ii-r.•!.•;: м

И '/.-.''lib'Jill

¿i-t'.rifi«^

■ A'^-^-M

■ (-.' ^¡f.'vji .' -ГЦ *

i 1»

( v f.

t -b

> Г j 4 4

V i

информационной коммуникации как процесса взаимодействия свобод» и выявлена роль диалога в обретении человеком подлинной свободы в обществе поздней современности. !.

■ Г.1

Положения, выносимые на защиту:

1. Многообразие интерпретаций сущности свободы в рамках историко-философской традиции связано с многозначностью исследуемого феномена. В истории философии формируются следующие направления в изучении феномена «свобода»: религиозное, основанное на духовно-нравственном понимании; рационально-антропологическое, основанное на пониран|ги свободы как «естественного права человека»; онтологическое - свобода как сущностная черта человеческого бытия; социально-историчес^о|; направление, соединяющее идею общественной свободы и справедливости; экзистенциально-антропологическое направление, рассматривающее свободу как высшую духовно-нравственную ценность человека. Таким образом,

I 1 - ;

интерпретация свободы претерпевает эволюцию от эпистемологического анадиза к осмыслению свободы как социокультурного явления и духовно-нравственной категории. Социокультурная обусловленность | свободы усиливает роль субъективного, нравственного начала в ! процессе деятельности человека. ■I ):

2. В современном информационно-техническом мире проблема свободы связана с проблемой коммуникации, которая отражает особенности использования, передачи и переработки информации. Однако, такая ситуация

г .....

вовсе не исключает возможностей для интерпретации свободы в контексте

i ' - ■<■:

антропологической проблематики: свобода и способность человека к

i

ill

■ i

>';■;>' " г. • ^ "< it t. .

1 ' !

I1

1

ti'I

л

• -'-"I"' . - "И- Й-:

; J., ( »

jrv.--.~f-,-.

iSi

•!-^Ji'i-f-I .-liiis-fiEji.'.

. ¡"и.-

»-"ifi^vti

. . у.

1 '"Jbfi-yit

■ »i'(-'»•' .•iHrrHny;-

■ :,*TCtb.Uj!

t ! iV?»'«--■ I'.vCj-.vi--

' - rt-ffájW

■ (¡b /f.it/rfá.

■■■1 i.'-it

.-.•»5'isU

взаимодействию с другими людьми, связь свободы и ответственности

являются необходимым условием существования человека как целостности (персоналистский подход). Гуманистический подход предполагает',

г --и. ■'■■>>-Г'

рассмотрение свободы в социально-нравственном измерении, что особенно. ценно в условиях преодоления духовного кризиса современной цивилизации: З^Ж

Новые тенденции в развитии представлений об обществе и культуре, идеи

i ' • -i; !":'■

тоанссЬоомании свободы и ее исчезновения послужили источником формирования современных подходов в понимании своооды. исследование свободы вплетено в общий контекст рассуждений об особенностях

постсовременного общества и информационной культуры, особое, занимает

проблема реализации и функционирования свободы в информационном

пространстве. В контексте вызовов действительности либфадьньгё

зднеи

:н6сть ''-^f^í'

'j ;.-.-^r-VÍM-j.'

, ■ i .: iK-t^íá-r;

'J'.j-. «'.'.'rillH.:

1 представления о свободе являются адекватными реалиям общества пс современности. Являясь субъектом свободы, индивид получает возмо» либо реализовать собственную свободу, либо отказаться от нее. : •

3. Основным условием реализации внутренней свободы является возможность человека осуществить самостоятельный выбор на основе внутренних убеждений и интересов, принять решение и реализовать 'его, благодаря активности сознания и воли. Большое значение имеет прорлема ■ нравственной оценки выбора, критерием которой является объективное

содержание положительных или отрицательных ценностей,, которые

составляют основу этого выбора. В массово-информационном ¡обществе наиболее острыми становятся вопросы, связанные с последствиями научно-

технического прогресса, его соответствию уровню духовно- нравственного ¡^Ч'К-

л

...

развития личности. Происходит формирование человека, отличающегося ют

■ t Í .Í¿ ,-i ~Л

'.'(Pí'jn'?".'*

своего реального положения, как правило, человек свободен ли'шь;--в сознании. Именно благодаря этому обстоятельству человек часто вынужден либо демонстрировать внутреннюю свободу, собственный выбор,; либо ' ?-и

к*

проявить конформизм, который подавляет индивидуальность человека и eiro

i. г I';

внутреннюю свободу. Современная реальность, которая создает условия, для.

512' «''V^d .•»■и.

4 4 иф^ ■■ ч^вЩЦЩ ; 1

: ' .'1Л1 . .. - .

отчуждения личности, скрытности, демонстрирует «деформацию» внутренней свободы, иллюзорный способ выбора себя, ложну)о (

утверждения личности.

4. Информационная свобода является результатом информатизации социокультурного пространства и связана с возможностью ;свободно

| • :ц .л

выражать собственные суждения, осознавая ответственность за сказанное.' В новых условиях человек приобретает множество возможностей' для свободного раскрытия своей индивидуальности, что приводит к расширению ^ пространства личной свободы. Одновременно возникает опасность растворения человека в виртуальном пространстве. Созданный информационной системой мир симулякров задает нужные стереотипы: мышления, гарантированную оценку общественных явлений. В результате.•

и..,.

' II

сужаются границы межличностной коммуникации, что приводит к ^гШк-*?

Ьтвию ! ^^й*

ощущению одиночества, кризису собственного «Я», отсутствию ;

: .....•: '!'

гармоничного общения между людьми. 1 г

■ ; Н

5. В условиях информационной свободы на формирование идентичности■ человека серьезное воздействие оказывают средства массоврй коммуникации, в результате формируется особый тип коммуникативных связей, так называемая «сетевая коммуникация», которая

становится

'фактором формирования «виртуальной личности». В информационно^'гу «$¡51$ пространстве возникает иная интерпретация идентичности,, /которая' позволяет абстрагироваться от социокультурных различий, т.е. предлагает .¡^ра*

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Москаленко, Дарья Николаевна, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аббасова, Н.Т. Опыт инаковости Другого в философии Э.Левинаса [Текст] / Н.Т.Аббасова // Вести. Самар. гос. ун-та. Гуманитарная серия. - Самара, 2007.-№5/1(55).~ С.94-99.

2. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации [Текст] / Р.Ф. Абдеев. - М.: Владос, 1999. - 336 с.

3. Абрамов, М.А. Неопределенность свободы [Текст] / М.А.Абрамов. // Вопросы философии. - 1996-№10-С. 29-44.

4. Андреев, Л.Г. Жан Поль Сартр: свободное сознание и XX век[Текст] /Л.Г.Андреев.- М.: Geleos, 2004. - 308с.

5. Антология мировой философии: Древний Восток [Текст]/-Минск,2001.- 654с.

6. Артемов, В.М. Свобода и нравственность [Текст] / В.М. Артемов. -М.: Канон , 2007.- 223с.

7. Архангельская, И.Б. Герберт Маршал Маклюэн: от исследования литературы к теории масс-медиа [Текст] / И.Б.Архангельская- М.: Изд-во МГУ, 2007.-210с.

8. Архангельская, И.Б. Маршал Маклюэн: Путь к теории медиа. [Текст]/ И.Б.Архангельская. - LAP Lambert Academic Publishing, 2011 -381 с.

9. Асмолов, А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформация идентичности в виртуальном мире [Текст]/ А.Г.Асмолов, Г.А.Асмолов. // Вопросы психологии. - 2009 - №3.-С. 15-23.

10. Бакшгаповский, В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения [Текст] / В.И. Бакштановский.-М.: Политиздат ,1983.—376с.

11. Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности [Текст] / Т.С.Баранова. // Социальная идентификация личности. Т.1. - М.: Институт социологии РАН, 1998 - С. 89-96.

12. Бард, А., Зодерквист, Я., Ые^кратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма [Текст]. А.Бард, Я.Зодерквист. // Стокгольмская школа экономики в Санкт - Петербурге. - СПб,2004 - 205с.

13. Барлоу, Дж.П. Декларация независимости киберпрострапства [Электронный ресурс] / Дж.П.Барлоу. -http://www.zhurnal.ru/stanff/gorny/translat/deklare.html.)

14. Бауман, 3. От паломника к туристу [Текст] / З.Бауман. // Ведомости НИИ прикладной этики ТГНУ.-Вып.6.-Тюмень,1996 - С. 10-17.

15. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] /М.М.Бахтин. -М.: Искусство, 1986. -424с.

16. Беляева, H.A. Русская культура и русская философия: от древности до наших дней [Текст] / Н.А.Беляева.- М.: «ACT», 2012. - 476с.

17. Бергер, П. Понимание современности [Текст] /П.Бергер. //Социологические исследования - 1990.-№7.-С.127-141.

18. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П.Бергер, Т.Лукман.- М.: Медиум, 1995.-323с.

19. Бердяев, H.A. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики [Текст] /Н.А.Бердяев.- М.: Республика, 1993-383с.

20. Бердяев, H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии) [Текст] / Н.А.Бердяев.- М. :АСТ, 2007.- 470с.

21. Бердяев, H.A. Философия свободы [Текст] / Н.А.Бердяев.- М.: Оникс,2011- 166с.

22. Бердяев, H.A.Смысл творчества (опыт оправдания человека) [Текст]/ Н.А.Бердяев.-М.:АСТ, 2010.-416с.

23. Березин, В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия [Текст] / В.М.Березин. - М.,2003.-219с.

24. Берлин, И. Философия свободы. Европа[Текст]/ И.Берлин.- М.: Новое литературное обозрение,2001.- 388с.

25

26

27

28

29

30

31

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

Бланшо, М. Неописуемое сообщество [Текст] / М.Бланшо. - Перевод с фр. Ю. Стефанова. - М.: Московский философский фонд, 1998. -39с. Бодрийяр, Ж. Система вещей [Текст] / Ж. Бодрийяр- М.: Рудомино, 1994-24с.

Бубер, М. Два образа веры [Текст] / М.Бубер.- М.: Республика, 1995. -464с.

Бурдье, П. Начала [Текст] / П.Бурдье.- М.: Социо-Логос,1994. -288с. Быховский, Б.Э. Шопенгауэр [Текст] / Б.Э.Быховский. - М.: Мысль, 1975.-206с.

Бычко, И.В. Познание и свобода [Текст] / И.В.Бычко. - М.: Политиздат, 1969. - 215с.

Бычко, И.В. В лабиринтах свободы [Текст] / И.В.Бычко - М., 1976-161с.

Бычков, В.В. Эстетика [Текст] / В.В.Бычков.- М.: Юнити-Дана, 2003-596с.

Бэкон, Ф. Сочинения [Текст] / Ф.Бэкон. - Т. 1,- М., 1971. - 572с. Вакулич, II. Р. Свобода и личность : Социокультурные основания : дисс ... канд. философ, наук [Текст] /Н.Р.Вакулич. - Саратов, 2001 - 131 с.

Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма [Текст] / М.Вебер. //Избранные произведения.-М.:Прогресс,1991. - 808с. Веллмер, В. Модели свободы в современном мире [Электронный ресурс]/ А.Веллмер - http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51 /40-2010-08-3 0-12-17-02/1133-2011 -02-10-02-03-27. Гашошкин, Б.В. К вопросу о концепции интеллектуальной свободы в современном обществе: (Философско-правовые аспекты) [Текст] / Б.В.Ганюшкина. // Московский журнал международного права. - М., 1992.-№3.-С. 3-18.

Гегель, Г.В.Ф. Философия права [Текст] / Г.В.Ф.Гегель. - М.: Мысль, 1990.-524с.

39. Гегель, Г.В.Ф. Философия религии: в 2-х т. [Текст] / Г.В.Ф.Гегель. -М.: Наука, 2006. - Т.2. - 540с.

40. Гейтс, Б. Дорога в будущее [Текст] / Б.Гейтс.- М.,1996 - 77с.

41. Гертых, В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского [Текст] / В.Гертых. // Вопросы философии.-1994.-№1. - С.35-48.

42. Гжегорчик, А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия [Текст] / А.Гжегорчик. // Вопросы философии. -1992. - №3- С.28-37.

43. Гидденс, Э. Стратификация и классовая структура [Текст] /Э.Гидденс. // Социологические исследования - 1992. -№ 9. -С. 112—123.

44. Гидденс, Э. Судьба, риск и безопасность [Текст] /Э.Гидденс.// THESIS. -№ 5. -М., 1994.-С. 107-134.

45. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь [Текст] / Э.Гидденс. - М: «Весь мир», 2006.- 120с.

46. Глушков, В.М. Основы безбумажной информации [Текст] /В.М.Глушков.- М.: Наука, 1987. - 552с.

47. Гоббс, Т. Сочинения: В 2т. [Текст] / Т.Гоббс. - Т.1 -М.,1989 - 627с.

48. Голубенко, В.П. Свобода и необходимость [Текст] / В.П.Голубенко. -М.: Наука, 1974.- 200с.

49. Горохов, В. Г. Научно-техническая политика в обществе we-знания [Текст] // В.Г.Горохов. -Вопросы философии. - 2007. - № 12. - С. 4769.

50. Грибанов, Д.В. Правовое регулирование кибернетического пространства как совокупности информационных отношений: автореф. дисс. ... канд. юридич. наук [Текст] / Д.В.Грибанов. -Екатеринбург, 2003.-165с.

51. Давидович, В.Е., Каган, М.С. Диалектика свободы и необходимости [Текст] / В.Е.Давидович, М.С. Каган. // Философские науки. - 1985. -№ 4. - С.51-58.

52. Дворникова, Е.И. Культурная идентичность и толерантность: концепция, теория и условия формирования [Текст] /Е.И.Дворникова. -Ставрополь,2005 - 256с.

53. Делез, Ж. Симулякр и античная философия [Текст] / Ж.Делез.-М.,1995 - 472с.

54. Делёз, Ж., Гвагари, Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип [Электронный ресурс] /Ж.Делез, Ф.Гватари: ЬЦр:/Мшш.дгато1еу.со1п/?ореп_Г11е=1269057434.

55. Диденко, О.Н. Проблема свободы личности в информационном обществе [Текст] / О.Н.Диденко. - М.: «Логос», 2007- 305с.

56. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии [Текст] / Э.Дюркгейм. - М.: Наука,1991 -575с.

57. Еляков, А.Д. Информационная перегрузка людей [Текст] / А.Д.Еляков. //Социологические исследования - 2005-№5.-С.ЗЗ—43.

58. Еляков, А.Д. Современная информационная революция [Текст] /А.Д.Еляков. //Социологические исследования - 2003-№10 - С. 104114.

59. Ершов, Ю.А. Пределы свободы и беспредел индивидуализма [Текст] / Ю.А.Ершов. //Человеческая ориентация социального и научно-технического прогресса. - Новосибирск, 1992. - С.93-97.

60. Зотов, А.Ф. Метафизика свободы [Текст] / А.Ф.Зотов. // Свободная мысль. - 2002. - № 3.- С.65-76.

61. Иванов, Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0[Текст]/Д.В.Иванов. -СПб., 2002.-218с.

62. Иванов, Д.В. Императив виртуализации. Современные теории общественных изменений [Текст]/Д.В.Иванов.- СПб., 2002-184с.

63. Иванов, Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема [Электронный ресурс]/ Д.В.Иванов-http://www.soc.pu.ru/publications/pts/divanov.html;

64. Ильин, И.А. Путь духовного обновления [Текст] / И.А.Ильин.-М.: «Альта-Принт, 2006.-448с.

65. Ильин, И.А. Путь к очевидности [Текст] / И.А.Ильин. - М.:АСТ,2011-476с.

66. Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы [Текст]/ В.Л.Иноземцев. - М.: Логос, 2000. -259с.

67. Ионин, Л.Г. Идентификация и инсценировка [Текст]/ Л.Г.Ионин. // Социологические исследования.-!995 -№4- С.61- 79.

68. Каганов, Ю.Т. Синергетика [Текст] /Ю.Т.Каганов // Глобалистика : Энциклопедия. -М.: «Радуга»,2003. - 1327с.

69. Камю, А. Творчество и свобода [Текст] / А.Камю. -М.: «Радуга», 1990-607с.

70. Кант, И. Критика практического разума [Текст] / И.Кант. - Соч-Т.4(1). - М.,1965 - 630с.

71. Капитонов, Э.А.Символический интеракционизм [Текст] / Э.А.Капитонов//Социология XX века-Ростов н/Д.,2006-С.215-267.

72. Карлсон, Ю.В. Тематизация повседневности в контексте российско-германского социокультурного взаимодействия: автореф. дисс. ... канд.филос. наук. [Текст] / Ю.В.Карлслон. - Ставрополь, 2012- 26с.

73. Карсавин, Л.П. Философия истории [Текст] / Л.П. Карсавин. - М.: ACT,2007. - 768с.

74. Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура [Текст] / М.Кастельс - М.:АСТ, 2000.- 320с.

75. Кефели, И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике [Текст] / И.Ф.Кефели. - СПб.: «Северная звезда», М., 2004. - 286с.

76. Клеман, Ю.В. Вопросы о человеке [Текст] / Ю.В.Клеман - М.,2002.

77. Колосов, В.И. Отчуждение как социокультурный феномен [Текст] / В.И.Колосов.- Саранск, 2009- 219с.

78

79

80

81

82

83,

84,

85.

86.

87.

88.

89.

90.

Кондратьева, О.И. Самоутверждение личности: необходимость и свобода. Проблемы социального познания [Текст] / О.И.Кондратьева. -Новосибирск, 1980.-297с.

Конев, В.А.Человек в мире культуры (Человек, культура, образование) [Текст] / В.А.Конев.- Самара: Самарский университет, 1999. Костина, О.В. Онтология коммуникации [Текст] / О.В.Костина-Саратов,2004. - 152с.

Курашов, В. И. Философия: познание мира и феномены технологии

[Текст] / В.И.Курашов - Казань: КГТУ, 2010. - 327 с.

Кутырев, В.А. Философия постмодернизма [Электронный ресурс] /

B.A.KyTbipeB:http://samlib.ru/k/kutyrew w a/filosofiiapostmodernizma.sht

ml;

Лахип, Л.А. К вопросу о внутренней свободе личности [Текст] / Лахин Л.А. //Свобода и справедливость. - Нижний Новгород, 1993. - С.74-86.

Лебон, Г., Тард, Г. Психология толп. Мнение и толпа [Текст] / Г.Лебон,

Г.Тард. — М.: Институт психологии РАН, 1998.-416с.

Левин, Т.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ [Текст]

/Левин Т.Д. //Вопросы философии. - 1997. - № 1. - С.56-68.

Левинас, Э. Путь к Другому [Текст] / Э.Левинас. // Пер. Е. Бахтиной. -

СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 240 с.

Левицкий, С.А.Трагедия свободы [Текст] / С.А.Левицкий.- М. '.Канон, 2011.-512с.

Лессиг, Л. Свободная культура [Текст] /Л. Лессиг.- М.: Прагматика культуры, 2007. - 430с.

Леденева, Е.В. Ничто у Сартра и Гегеля / [Электронный ресурс]-Е.В.Леденева: http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/k2-2013/19209-nichto-u-sartra-i-gegelya.html

Логанов, И.И. Свобода личности [Текст] / И.И.Логанов. - М.: Мысль, 1980.- 158с.

91. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении [Текст] / Дж.Локк. - Соч. В 8т.-T. 1.-М.: Мысль, 1985.- 621с.

92. Лурье, C.B. Историческая этнология [Текст] / С.В.Лурье.- М.: «Гаудеамус», 2004- 624с.

93. Маклюэн, М. Галактика Гуттепберга. Становление человека печатающего[Текст] / М.Маклюэн- М.:Академический проект,2013-496с.

94. Маклюэн, М. Средство само есть содержание [Текст] / М.Маклюэн. // Информационное общество. -М.:АСТ,2004.-С. 337-362.

95. Мамардашвили, М. Из лекций по социальной философии [Текст] / М.Мамардашвили. //Социологический журнал.-1994.-№3.-С.28-41.

96. Маркс, К., Энгельс, Ф. [Текст] / К.Маркс, Ф.Энгельс.- Соч. - 2-е изд. -Т. 20,- М.,1985.

97. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права [Текст] / М.Н.Марченко. - М.,2005.-376с.

98. Мацевич, И.Я. Феномен «постинформационного общества» как объект концептуализации [Электронный ресурс]/ И.Я.Мацевич. -intelros.ru>pdf/mediafîlosofia_2/l 4.pdf

99. Мельянцев, В.А. Информационная революция, глобализация и парадоксы современного экономического роста в развитых и развивающихся странах [Текст] / В.А.Мельянцев- М.: Издательский центр Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова, 2000.^27с.

100. Миронов, В.В. Коммуникация глобальная // Глобалистика: Энциклопедия. «Диалог» [Текст] / В.В.Миронов. - М.: «Радуга»,2003. -1327с.

101. Миюскович, Б. Одиночество: междисциплинарный подход [Текст] / Б.Миюскович. // Лабиринты одиночества (сборник статей). / Под ред. Н.Е. Покровского. -М.: Прогресс, 1989 - 624с.

102. Моль, А. Социодинамика культуры [Текст] / А.Моль- М.: Прогресс, 1973 .-326с.

103. Мотрошилова, Н.В. Идейная борьба вокруг философии Спинозы: К проблеме соотношения детерминизма и свободы [Текст] Н.В. Мотрошилова. // Философские науки. - 1982. -№ 6. -С. 120-130.

104. Мунье, Э. Манифест персонализма [Текст] / Э. Мунье Э- М.: Республика, 1999-597с.

105. Мхитарян, Т.Е. Свобода и историческая необходимость [Текст] / Т.Е.Мхитарян. - Ереван, 1976. - 283с.

106. Мясников, А.Г. О влиянии критической философии Канта на мировоззрение Льва Толстого [Текст] /А.Г.Мясников. // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. - Пенза, 2011.- №23.- С.34-41.

107. Нарский, И.С. Категория свободы у Канта [Текст] / И.С.Нарский. //Кантовский сборник. - Калининград, 1993.-Вып. 17.-С.12-21.

108. Неретина, С.С. Время культуры [Текст] / С.С. Неретина, А.П.Огурцов. - СПб.: РХГИ, 2000. -279с.

109. Николаева, Л.В. Свобода - необходимый продукт социального прогресса [Текст] / Л.В.Николаева. -М.: МГУ, 1964. - 292с.

110. Никонов, K.M. Социальная активность и свобода личности [Текст] / К.М.Никонов. // Социальная активность и духовное богатство личности, - Волгоград, 1980. - С.72-86.

111. Ницше, Ф. Сочинения. В 2-Т [Текст] / Ф.Ницше. - Т. 1.-М.Д990-Т.1.-М.: Мысль - 406с.

112. Ноговицын, О.М. Ступени свободы: логико-исторический анализ категории свободы [Текст] / М.Ноговицын. - Л., 1990 - 357с.

113. Одуев, С.Ф. Свобода и необходимость в истории [Текст] / С.Ф.Одуев. // Философские науки. - 1983. -№ 6.-С.81-87.

114. Ойзерман, Т.И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы [Текст] / Т.И. Ойзерман. // Вопросы философии. - М., 1993. - № 11. -С.57-70.

115. Ойзерман, Т.И. Этикетология Канта и ее современное значение [Текст] / Т.И.Ойзерман. //Вопросы философии. - 1997. - № 3. - С. 103-114.

116. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали [Текст] / М.Оссовская. - М.: Прогресс, 1987.-528с.

117. Павлович, П.А. Детерминанты человеческой свободы [Текст] / П.А.Павлович. //Социальный детерминизм и научно-технический прогресс. - Л.: ЛГУ, 1982. - С.124-134.

118. Пахоный, А.Ф. Свобода и ответственность (социологический аспект проблемы) [Текст] / А.Ф.Пахоиный. - Харьков: Основа, 2002. - 159с.

119. Перваков, В.Ю. Ответственность в контексте социокультурного исследования [Текст] / В.Ю.Перваков - Минск, 2004. - 314с.

120. Плеханов, Г.В. К вопросу о роли личности в истории [Текст] / Г.В.Плеханов. // Избр. филос. произведения - В 5Т. -Т.2- М.,1956-24с.

121. Проблема идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия [Текст] // Вестник института Кеннана в России. - Вып. 2 — М., 2002.-117с.

122. Прослигин, Н.Е. Проблема свободного выбора и активности личности [Текст] / Н.Е.Прослигин. - Краснодар,2002. -273с.

123. Прохоров, Е.П. Журналист в демократическом обществе: творческая свобода и социальная ответственность [Текст] / Е.П.Прохоров. // Социальная ответственность журналиста: опыт современного прочтения проблемы - В 2-х ч.-Ч.1.-М.,2003- 149с.

124. Разлогов, К.Э. Культура и «новый» консерватизм [Текст] / К.Э.Разлогов. -М.: Искусство, 1981 -265с.

125. Ракитов, А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях [Текст] / А.И.Ракитов. - М., 1998.-104с.

126. Рейнгардт, Н.В. Трансформация идентичности человека в трансформационно-компьтерном мире: дисс.... канд. филос. наук [Текст] / Н.В.Рейнгардт. - Курск,2006. - 136с.

127. Рикер, П. Повествовательная идентичность [Текст] / П.Рикёр. // Герменевтика. Этика. Политика. -М., 1995-С. 19-27.

128. Рузова, JI. А. Социально-философские аспекты проблемы одиночества в современном обществе [Текст] /Л.А.Рузова. // Проблемы гуманизации вузовского образования. - 2000.- Вып. 6 - ч. 3.-С.76-87.

129. Руткевич, A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа [Текст] / А.М.Руткевич. - М.: Политиздат, 1985.-175с.

130. Савчук, В.В.Конверсия искусства [Текст] /В.В.Савчук. - СПб.: Петрополис,2001 - 156с.

131. Сакутин, В. А. Феноменология одиночества: опыт рекурсивного постижения [Текст] / В.А.Сакутин - Владивосток, 2003 - С.242.

132. Сартр, Ж.-П. Стена [Текст] / Ж.П. Сартр // Избранные произведениями Искусство, 1992.-С. 194-201.

133. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм [Текст] / Ж.П.Сартр // Сумерки богов-М.: Политиздат, 1990 - С.319-344.

134. Сикорский, Б.Ф. Перспективы человека в свете гуманистических идей западной философии XX века [Текст] / Б.Ф.Сикорский. - Курск,2005 — 299с.

135. Симонов, А.К. Свобода СМИ - условие и гарантия открытости общества [Текст] /А.К.Симонов // Социальная ответственность журналиста: опыт современного прочтения проблемы. - В 2-х ч. -Ч. 1. - М., 2003 - С.37-43.

136. Ситниченко, Л.А. Человеческое общение в интерпретациях современной западной философии [Текст] /Л.А. Ситниченко.- Киев: Наукова думка, 1990 - 109с.

137. Скворцов, Л.В. Информационная культура и цельное знание [Текст] /Л.В.Скворцов.- М.: МБ А, 2011.-440с.

138. Слободчиков, И.М. Факторы социально-педагогического прогнозирования одиночества в подростковом возрасте [Текст] / И.М.Слободчиков // Вопросы гуманитарных паук- 2005-№6.-С.7-15.

139. Смирнов, В.И. Информационные системы и современный мир (теория и методология) [Текст] / В.И.Смирпов - СПб.: Лань,2010.-311с.

140. Соловьев, B.C. Оправдание добра: Нравственная философия [Текст] / В.С.Соловьев. -М.: Акад. Проект, 2010. -671с.

141. Спиноза, Б. Этика [Текст]/ Б.Спиноза.-М.: Азбука,2012 -352с.

142. Типсина, А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия [Текст] / А.Н.Типсина.-Л.: ЛГУ, 1984,- 217с.

143. Толстой, Л.Н. Путь жизни [Текст] / Л.Н.Толстой. - М.: Эксмо, 2009-441с.

144. Толстой, Л.Н. Исследование догматического богословия [Текст] / Л.Н.Толстой // Поли. собр.соч.-Т.23- С.241-350.

145. Толстых, В.И. Будущее цивилизации в контексте диалога культур [Текст] / В.И.Толстых // Диалог культур в глобализирующемся мире. -М., 2005.-168с.

146. Тоффлер, А. Футурошок [Текст] /А.Тоффлер - СПб.: Лань2007.^464с.

147. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти [Текст] / Э.Тоффлер- М.: ACT,2003 .-425с.

148. Тощенко, Ж.Т. Социология [Текст] / Ж.Т.Тощенко - М.: Прометей, 2005.-464с.

149. Тюрина, И.К. Великое пророчество: Философская концепция М.Маклюэна[Текст] / И.К.Тюрина.- М.:Академический проект, 2005.-138с.

150. Фихте, И.Г. Назначение человека [Текст] / И.Г.Фихте.- М.:АСТ, 2005. -781с.

151. Франк, С.Л. Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии) [Текст] /С.Л.Франк.- М.,2007. - 861с.

152. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] /Э.Фромм.-М.:АСТ,2012- 112с.

154

153. Фромм, Э. Иметь или быть? [Текст] / Э.Фромм. - М.: Аст, 2000 - 400с.

154. Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] / М.Хайдеггер. - М., 1998.-452с.

155. Хёсле, В. Кризис индивидуальной и культурной идентичности [Текст] / В.Хёсле //Вопросы философии.- 1994. - №10. - C.U2-123.

156. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир- эпоха Просвещения [Текст] .-М.,2001-745с.

157. Черникова, В.Е. Художественная коммуникация: философский анализ теорий XXвека [Текст] /В.Е.Черникова.-Харьков: Основа, 1996- 165с.

158. Черникова, В.Е., Волова, JT.A. Межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве: основные черты и особенности [Текст] / В.Е.Черникова, Л.А. Волова. - Пятигорск, 2005. - 166с.

159. Черникова, В.Е., Молчанова, E.H., Климова, Л.Е. Масс-медиа в культуре информационного общества. [Текст] / В.Е.Черникова, E.H. Молчанова, Л.Е. Климова- Ставрополь,2007 - 142с.

160. Шафоростов, А.И. Самоидептификация личности [Текст] /А.И.Шафоростов. - Иркутск, 2004 - 186с.

161. Шел ер, М. Человек и история [Текст] / М.Шелер // Человек: образ и сущность: Гуманитарные аспекты. - М., 1991. - С. 133-159.

162. Шеллинг, В.Й. Сочинения - В 2 Т. [Текст] /В.Й.Шеллинг. - Т.1-М.,2007.-484с.

163. Шестов, Л.И. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне) [Текст] / Л.И.Шестов.-М.:АСТ, 2002- 304с.

164. Шишков, Ю.В. Информационная революция [Текст] / Ю.В.Шишков //Глобалистика: Энциклопедия. «Диалог» -М.: «Радуга», 2003 - 1327с.

165. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность [Текст] / А.Шопенгауэр.- М.: Республика, 1992.^148с.

166. Шубкин, В.Н. Насилие и свобода [Текст] / В.Н.Шубкин.-М., 1996-132с.

167. Шубнякова, Б.П. Свобода общества и личность [Текст] /Б.П.Шубняков. - Ярославль: ЯГПИ им. К.Д.Ушинского, 1967.-260с.

168. Шубнякова, Б.П., Нажмудинов, Г.М. Свобода как социальный и духовно-психологический феномен [Текст] /Б.П. Шубнякова, Г.Н. Нажмудинов. - Ярославль, 2001 - 376с.

169. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] /У.Эко. - СПб.: Петрополис, 1998.- 432с.

170. Элиас, Н. Общество индивидов [Текст] / Н.Элиас. - М.: Праксис,

2001.-331с.

171. Элиас, Н. Придворное общество [Текст] / Н.Элиас- М.: Праксис,

2002. -368с.

172. Энциклопедия Ума, или Словарь избранных мыслей авторов всех народов и всех веков.- М.,1998.

173. Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис [Текст] /Э.Эриксон. -М.: Прогресс, 1996 -352с.

174. Яковлев, А.И., Катыс, Г.П. Виртуальная реальность — новая информационная технология человеко- машинного взаимодействия [Текст] /А.И.Яковлев, Г.П. Катыс - М.: «Международная инженерная академия», 1999 - 287с.

175. Ярославцева, Е.И. Самореализация личности в системе социальных отношений [Текст] /Е.И.Ярославцева-М.:АСТ, 2012.-160с.

176. Ясперс, К. Истоки философии и ее цель [Текст] / К.Ясперс. - Вып.2-М.: Политиздат, 1991/-435с.

177. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] / К.Ясперс. - М.: Политиздат, 1994.-527с.

178. Fassler, М. Mediale Interaktion [Текст] / M.Fassler.- Munchen,2006.-318 S.

179. Fassler, M. Netzwerke der Kulturen. Orte der Zivilisation [Текст] / M.Fassler.- München, F.Fink,Verlag,1997.- 287S.

180. Fassler, M. Was ist Kommunikation? [Текст] / M.Fassler.- München,2007.

181. Hartman, F. Net-Culture [Текст] / F.Hartman. //M.Fassler CyberspaceMünchen, 2004.- 548S.

182. Kaelin, E. An Existentialist Aesthetic [Текст] / E.Kaelin. - Madison, 1992-182p.

183. Lash, Ch. The Minimal Self [Текст] /Ch.Lash.- N-Y.-L, 1988- 139р.

- 197 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.