Феномен веры и достоверности в учении Фомы Аквинского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Демидов, Александр Николаевич

  • Демидов, Александр Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Самара
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 164
Демидов, Александр Николаевич. Феномен веры и достоверности в учении Фомы Аквинского: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Самара. 2005. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Демидов, Александр Николаевич

Введение

Глава I. Средневековый схоластический дискурс

1.1. Прагматика средневековой схоластики: специфика и функции

1.2. Схоластическая идеология и церковь

1.3. Дилемма веры и разума в средние века

Глава II. Теолого-рационалистические поиски Фомы Аквинского

2.1. Стиль и методы научного познания Фомы Аквинского

2.2. Феномен достоверности и теория истины

2.3. Интеллектуализм Фомы Аквинского и неосхоластика

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен веры и достоверности в учении Фомы Аквинского»

Проблема эволюции научного знания находится в поле зрения эпистемологии, методологии и философии науки приблизительно с середины 50-х гг. XX века. Интенсивное развитие науковедческих и когнитивных дисциплин привело к активизации историко-научных исследований. В истории философии этот процесс способствовал критическому переосмыслению некоторых в прошлом фундаментальных эпистемологических установок, например, проблемы истины,' проблемы рационального познания, проблемы разделенности субъекта и объекта в теории познания. Неклассическая эпистемология обеспечила релятивизацию норм научности теорий и гипотез. В истории философии такой подход позволяет полнее выявить механизмы социокультурного воздействия на формирование знаний. Кроме того, он позволяет считаться с инновациями в обществе и с ценностными изменениями в различных областях духовной жизни. При таком подходе границы историко-философского знания расширяются за счет учета социокультурного контекста, присутствующих и доминирующих стилей мышления в изучаемой эпохе и их социальной детерминации.

На современном этапе историко-философского познания, используя методологию редукционизма, эволюционной реконструкции, аутентичной реконструкции, интерпертации удается провести когнитивно-эволюционный анализ средневекового схоластического дискурса. В рамках данного анализа экзистенциальная включенность субъекта позволяет рассматривать науку как безусловную, но далеко не единственную форму знания. В когнитивной деятельности субъекта особое эвристическое значение приобретают до-научные и ненаучные формы знания: нарративное знание, сакральное знание, основанное на вере, мистико-экстатическое знание.

Средневековое христианское вероучение как основа европейского мировоззрения, может служить индикатором наметившихся сдвигов в когнитивном типе мышления. Специфическое христианское не только теолого-философское, но и рационально-теологическое понимание природы человека как активного деятельного существа, связанного с Творцом узами подобия, подготовили последующие изменения европейской ментальности в пользу возрастающей автономии рационального мышления.

Актуальность исследования феноменов веры и достоверности в учении Фомы Аквинского обусловлена следующими факторами:

- необходимостью критического анализа традиционного подхода к проблеме веры и истины;

- потребностью включения социокультурного контекста в поле предметного исследования, для получения аутентичного, достоверного знания;

- учетом инновационных изменений в подходах к изучению средневекового схоластического дискурса, в частности прагматикой средневекового схоластического познания;

- значением наследия Фомы Аквинского, так как именно он наиболее близко подошел к осуществлению схоластического идеала - единства веры, разума, истины.

Фома Аквинский теоретически обосновал истинность образа жизни доктора, ученого, клирика в одном лице. В его учении органически соединились теологическая, философская, научная мысль.

Степень разработанности проблемы

Основным источником при написании диссертации послужили труды Фомы Аквинского на латинском языке, те места из «Суммы теологии», «Суммы против язычников», «Дискуссионных вопросов о истине», «О истине», «О правлении государей» и др. произведений, в которых изложено томистское учение о вере, истине, интеллекте. Поскольку феномены веры и достоверности в учении Фомы Аквинского рассматривались в историческом контексте, привлекались и труды античных и средневековых мыслителей - Аристотеля, Блаженного Августина, Северина Боэция, Петра Дамиани, Ансельма Кентербер-рийского, Пьера Абеляра, Сигера Брабантского, Боэция Дакийского, Джованни Бонавентуры и др., в основном в имеющихся переводах на русский язык.

Философия Фомы Аквинского долгое время находилась на периферии внимания отечественных исследователей. До 1917 года исследования были возможно только в русле критики католицизма в сравнительном богословии. В это время появились немногочисленные работы, в их числе наиболее крупной работой являлся труд А. Бронзова «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности» (СПб. 1884.). В начале XX века делались попытки сравнения экономической теории марксизма с социально-экономическими взглядами Фомы Аквинского, в работах Струве П.Б., Туган-Барановского М.И.

Исследователи, работавшие в годы советской власти, периодически обращались к философии Фомы Аквинского. Ряд статей был посвящен критике социальной философии и философии истории Фомы Аквинского.1

Первой попыткой комплексного исследования учения Фомы Аквинского стала статья Качановой И.М. «Философия Фомы Аквинского» появившаяся в 1958 году. В последующее время были опубликованы переводы отдельных фрагментов из сочинений Фомы Аквинского, энциклопедические статьи. Общая характеристика философии Фомы Аквинского была дана в учебниках, написанных Трахтенбергом О.В. и. Соколовым В.В; были раскрыты отдельные аспекты томизма - политическое учение Грацианским П.С., Малашенко И.Е., Срединской Н.Б., эстетика Лосевым А.Ф.; Дзикевич Е.А., логика Поповым П.С. л и Стяжкиным Н.И., гносеология Стокяло В.А.

Мировая историко-философская мысль была отражена в сборнике обзоров и рефератов «Современные зарубежные исследования по средневековой философии» (М., 1979). Несмотря на определенные достижения отечественных исследователей, философия Фомы Аквинского не была представлена в отечественной истории философии должным образом. Российский читатель составлял мнение о томизме в основном из переведенной с польского языка книги Ю. Боргоша «Фома Аквинский» (М., 1966 и 1974), написанной довольно тенденциозно.

За последние годы отечественным исследователями и переводчиками сделано немало для того, чтобы философия Фомы Аквинского была представлена полнее. Появились многочисленные публикации переводов отдельных вопросов и статей из «Суммы теологии» и других произведений. Бандуровским

К.В выполнен перевод произведения «Дискуссионные вопросы об истине», глава первая «О единстве интеллекта против аверроистов», и некоторые вопросы из «Суммы теологии»; Гайденко В.П. переведен трактат «О смешении элементов» и ряд фрагментов из «Суммы против язычников» и «Суммы теологии»; Гейде М. «Комментарий на «Книгу о причинах», Доброхотовым A.JI. «О сущем и сущности», Кобриным К. вопрос 76. Статья 4, посвященные душе.3 Вышел перевод первой книги из «Суммы против язычников», выполненный Т.Ю. Бо-родай.

Опубликован в переводе на русский язык ряд исследовательских трудов монографического характера - знаменитое биографическое произведение, написанное Г.К. Честертоном, фундаментальные труды Э. Жильсона и Ф. Коплсто-на, лекции С. Свежавски , а также ряд других исследований.

Появилось также большое число исследований, написанных отечественными авторами. Большое внимание философии и теологии Фомы Аквинского в целом уделяет В. Рожков в «Очерках по истории Римско-католической церкви». (М., 1998). Дальнейшее освещение получили различные аспекты учения Фомы Аквинского: онтология - Гайденко П.П.; Гайденко В.П., Смирнов Г.А.; Душин О.Э., Доброхотов A.JL, теория познания, учение о природе - Гайденко В.П.; Лупандин И.В.; Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л., антропология и учение о душе Гарнцев М.А.; Кобрин К.; Грецкий С.В., Бандуровский К.В и др.4 Отечественным исследователям удалось раскрыть новые аспекты в понимании учения Фомы Аквинского.

Важная работа в понимании феномена веры в учении Фомы Аквинского проделана Апполоновым А., Бибихиным В.В., Гараджой В.И., Неретиной С.С., Шевкиной Г.В.5 Специальных исследований по проблеме веры и достоверности в учении Фомы Аквинского не проводилось. В сравнении с неотомистской постановкой проблемы истины Стокяло В.А. изучались некоторые аспекты теории истины в учении Фомы Аквинского. Душин О.Э. рассматривал концепцию истины в контексте схоластичесиких учений Фомы Аквинского и Дунса Скота о бытии. Представления о истине Фомы Аквинского исследовались в рамках проблемы двойственной истины Алиевой Б.А., Апполоновым А., Бибихиным В.В., Соколовым В.В., Трахтенбергом О.В., Шевкиной Г.В.

В отечественной истории философии интерес к средневековой схоластике и наследию Фомы Аквинского проявился лишь в последние десятилетия. Западная философия обладает развитой традицией исследований в области томизма и охватить все исследования данном кратком обзоре даже в общих чертах невозможно. Идея гармонии веры и разума стала официальной доктриной западного томизма. Существует много коплексных работ, где освещается учение Фомы в целом, в том числе сочинения Э. Жильсона, Ж. Маритена, Ф.Ч. Коплстона, С. Свежавски и др.

Без внимания исследователей томизма не осталось ни одного частного вопроса его учения: теологическая проблематика рассматривалась С. Свежавски, Ю.М. Бохеньски, вопросы онтологического содержания N. Bathen, М.Н. Worner, метафизика света М. Heul, этика I. Brachtendorf, М. Hauskeller, G.B. Sala, проблемы социальной философии исследовались Ж. Маритеном, проблемы войны N. Gmiir, и даже проблемы музыки H.-I. Burbach.6

Следует отметить большое число исследований в компаративистском направлении, задачей которых является актуализация томистских идей через сравнение с работами известных современных исследователей. Томизм сравнивался и с экзистенциализмом - Жильсон Э., Маритен Ж., Meyer Н., Lotz J, с кантианством — Jansen В., с аналитической философией - Teuwsen R., Bathen N., с феноменологией - Anzenbacher А., и многими другими.7

Объектом диссертационного исследования является теолого-рационалистическое схоластическое учение Фомы Аквинского, предметом - анализ феноменов веры, достоверности, истины в схоластическом учении Фомы Аквинского.

Целью диссертационного исследования является актуализация проблемы веры и достоверности в учении Фомы Аквинского, связанная с анализом схоластического дискурса и идеологическими противоречиями в эпоху зрелого средневековья. Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач:

- выявления специфики средневековой схоластики, выраженной в ее прагматической направленности;

- рассмотрение детерминации христианской идеологией и Церковью тео-лого-рационалистических поисков Фомы Аквинского;

- определения эпистемологического статуса феномена веры как основания достоверности

- экспликации доминирующих стилей познания античности, средневековья, Нового времени, XX века в зависимости от социкультурного контекста;

- анализа концепций истины Фомы Аквинского в контексте схоластических представлений о достоверности.

Методологической базой исследования является эпистемологический подход к историко-философскому анализу учения Фомы Аквинского. Данный подход позволяет обнаружить специфику схоластического дискурса, прагматической направленности и проанализировать в этом контексте феномены веры и достоверности.

Существенно важным методологическим принципом является метод интерпретации как смыслополагающая и смыслосчитывающая операция истолкования текста, а также герменевтический метод, позволяющий понимать текст как целостную структуру и учитывать многоуровневость текста.

Компаративистский подход позволил актуализировать проблему веры и достоверности в неосхоластическом дискурсе.

Диалектический подход позволил рассмотреть проблему веры и разума, теории истины и феномена достоверности в их противоречивости и единстве. При анализе учения Фомы Аквинского использовался метод реконструкции средневековых схоластических проблем.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- показано, как прагматическая направленность средневекового схоластического дискурса обусловила понимание феномена достоверности в качестве разновидности веры в учении Фомы Аквинского;

- выявлена зависимость эпистемологического статуса феномена веры и достоверности от схоластического идеала веры, знания, истины;

- рассмотрены различия в понимании истины и достоверности, обусловленные высоким эпистемологическим статусом феномена веры;

- уточнена специфика интеллектуалистской позиции Фомы Аквинского в системе средневековых схоластических идей;

- предложен компаративистский анализ понимания феномена веры и достоверности в учении Фомы Аквинского и философии экзистенциализма.

1 Вайнштейп О. Историческая наука в средние века. // Исторический журнал. 1940. №9. Розенберг Д. Экономическая мысль средних веков. // Проблемы экономики. 1937. №3-4.

2 Грацианский П.С. Фома Аквинский/Политические учения: История и современность: Домарксистская политическая мысль. М.,1976, Дзикевич Е.А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. М.,1986, .Лосев

A.Ф. Начальные стадии неоплатонической этетики Ренессанса/Типология и периодизация культуры Возрожде-ния.М.,1978, Малашенко И.Е. Данте и Фома Аквинский: Два подхода к решению ворпоса о соотношении светской и духовной власти/Вестник МГУ. С.7.Философия.1980, Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского «О правлении государей»/Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI-XVII в.в.). Л.,1990, Попов П.С. и Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения.М.,1974, Соколов

B.В. Средневековая философия. Москва, 1979, Стокяло В.А. Гносеология Фомы Аквинского и ее интерпретация западно-германскими неотомистами. М.,1967, Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. Москва, 1957.

3 Дискуссионные вопросы о истине». / Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. Москва, 1998, Фома Аквинский. Комментарий на «Книгу о причинах» // Философско-культурологический журнал «Z». 2000. №3, Фома Аквинский. О единстве интеллекта против аверроистов. Глава 1. / Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. Москва, 1998, Фома Аквинский. О смешении элементов. / Философия природы. Москва, 2000, Фома Аквинский. О сущем и сущности. / Историко-философский ежегодник 88. Москва, 1988, Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще. // Вопросы философии. 1997. №9, Вопрос 76. Статья 4: Если в человеке другая форма помимо мыслительной души? // Логос. Москва, 1991. №2, Вопрос 114. Нападение демонов. // Человек. 1999. №5.

4 Гайденко В.П. О трактате Фомы Аквинского De mixtione elementorum. / Философия природы. Москва, 2000,. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. Москва, 1989, Грецкий C.B. Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского. Душанбе. 1990, Доброхотов АЛ. Трактат Фомы Аквинского «О сущем и сущности». / Историко-философский ежегодник 88. Москва, 1988, Дущин О.Э. Истина и бытие в высокой схоластике: Фома Аквинский и Дуне Скот. СПб. 1992, Бандуровский K.B. Демонология Фомы Аквинского. / Человек. 1999. №5, Бандуровский K.B. Основные понятия теории «истины» у Фомы Аквинского. / Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. Москва, 1998,. Бандуровский K.B. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского. / Вопросы Философии. 1997. №9, Лупандин И.В. Атомизм и континуализм в средневековой философии. М., 1989.

5 Апполонов А. «Латинский аверроизм» - миф или реальность? // Философско-культурологический журнал «Z». 2000. №3, Бибихин В.В. Предисловие к публикации трактатов Боэция Датского. // Вопросы философии. 1994. №5, Гараджа В.И. Проблема веры и знания в томизме. // Вопросы философии. 1963. №9, Гараджа В.И. Фома Аквинский и современная католическая философия. // Философские науки. 1976. №2, Неретина С.С.Верующий разум. Архангельск. 1996, Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре: концептуализм Абеляра. Москва, 1996, Шевкина Г.В. Проблема отношения разума и веры у парижских аверроистов. / Средние века. Москва, 1965. Вып.27, Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты. Москва, 1972.

6 Burbach H.-I. Studien zur Musikanschaung des Thomas von Aquin. Regensburg. 1966., Gmur N. Thomas von Aquino und der Krieg. Leipzig, 1933., Hauskeller M. Geschichte der Ethik. Munchen.1999., Worner M.H. Der Sinn von «Ewigkeit» und seine Deutung bei Thomas von Aquin/Ontologie und Theologie. Frankfurt a. M.1988, Sala G.B. Das Bose und Gott als Erstursache nach dem Thomas von Aquin/ Theologie und philosophic.2001.77-1., Brachtendorf I. Die Ffinalitat der Handlung /Theologie und philosophie.2001.76-4, Bathen N. Tomistische Ontologie und Sprachana-lyse. Munchen. 1988.

7 Anzenbacher A. Die Intentionalitat bei Thomas von Aquin und Edmund Husserl. Wien-Munchen. 1972., Meyer H. Martin Heidegger und Thomas von Aquin. Munchen. 1964., Teuwsen R. Familienahnlichkeit und Analogie zur Seman-tik genereller Termini bei Wittgenstein und Thomas von Aquin. Munchen. 1988.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Демидов, Александр Николаевич

Заключение

Специфика содержания феноменов веры и достоверности в учении Фомы Аквинского, раскрывается в процессе анализа схоластического дискурса.

Средневековый схоластический дискурс в целом характеризуется прагматической направленностью, которая находила выражение в подчиненности всех сторон духовной жизни социально-политическим интересам и целям, включенности субъекта в контекст церковно-религиозной доктрины, слабой расчлененности научной, ценностно-предпосылочной и социально-политической проблематики, ориентации науки на практику преподавания и распространения письменности, корпоративности мышления, совмещении канонов научного и нарративного знания, строгой ритуализации научной жизни.

Включенность субъекта в церковно-схоластический контекст означало принятие идеологических установок Церкви. Учение Фомы Аквинского -есть идеология по методам работы с материалом, по структуре, по содержанию. Идеологическая доктрина Фомы Аквинского предполагала придание феномену веры эпистемологического статуса. Авторитет Откровения утверждал, что истины, покоящиеся на вере выше истин умозаключений, они постоянно контролирует разум, задают ему познавательные пути развития. Вера как идеология дает систему ориентиров, необходимую ученому, который одновременно должен быть верующим.

Схоластическая идеология определяла границы веры и разума, истины и достоверности в процессе познания. Истина сохранялась как догма, как данность, но схоластическая идеология позволяла заниматься поисками путей методов), ведущих к истине, в пределах религиозной достоверности. Благодаря идеологическим установкам Фомы, вера и разум становятся относительно автономными, каждый из них обладает своей логикой развития. Вера восходит к истинам абсолютно непознаваемым, разум способен опускаться к ложным заключениям, противоречащим вере. Вера и разум «равны», но их равенство таково, что разум, рациональное знание, наука являются «слугами богословия», веры. Несмотря на функцию «служанки богословия», наука и разум, тем не менее получали прочный статус в системе средневековой схоластики.

Трансляция достоверного знания, несмотря на влияние феномена веры, стало возможным, благодаря идеологической интерпретации веры и разума Фомой Аквинским. Трансляция происходила в условиях господства единой церковной идеологии, и поэтому феномен веры был наиболее существенным фактором обеспечения достоверности.

Фома Аквинский не ограничивается постулированием превосходства веры, его теология - это рациональная теология. В его задачи входило формулирование таких доказательств бытия Бога, которые позволили бы обосновывать Его истинность без догматов Церкви. В качестве подобных доказательств Фома Аквинский предлагает научный метод. Особенности использования научного метода в учении Фомы Аквинского обнаруживаются при сопоставлении наиболее характерных качеств схоластического стиля познания и методов познания. Фоме Аквинскому удалось в своем учении преодолеть контрадикторность религиозной культуры и научных способов познания. Сочетая метод аналогии и принцип иерархичности бытия Фома Аквинский преодолевает апоретичность своих исходных тезисов. «Правильность» схоластического стиля сочинений Фомы Аквинского определяется способностью включать философскую и научную проблематику в социокультурный контекст — и это свойство является основным отличием учения Фомы Аквинского от других перипатетиков, в том числе парижских аверроистов.

Перед Фомой стояла нелегкая задача адаптации научного знания в контексте схоластических представлений о вере и достоверности. Он успешно справился с ней, как в сфере богословия, так и в сфере научных изысканий. Идеологическая часть его учения стала официальной доктриной Римско-католической церкви на последующие семь столетий, а рационально-теологические поиски стали основой для трансформации европейской мен-тальности и подготовили почву для развития идей гуманизма, индивидуализма, либерализма и рационализма.

Актуализация феномена веры и достоверности позволила пересмотреть традиционный взгляд на характер теории истины в учении Фомы Аквинского и в средневековом схоластическом дискурсе. При сопоставлении истины и веры удалось выяснить обусловленность всякой истины феноменами веры, доверия, уверенности. Совпадение понятий научная истина и достоверность является скорее исключением, наблюдать которое можно в европейской культуре Нового времени, так как содержание понятия научной истины в ней тождественно культурно-историческому идеалу достоверности. В средневековой схоластике содержание феномена достоверности не ограничивалось требованиями адекватности миру вещей. Основным критерием достоверности в схоластике являлось соответствие догмам Священного Писания. Фома Аквинский сумел объединить столь различные подходы к определению истинности знания применив прием иерархии, выделив высшие и низшие истины.

Фома Аквинский выстроил стройную, логически выверенную, последовательную «теорию истины», которая позволила преодолеть контрадиктор-ность взглядов христианских перипатетиков, выражавшихся в «теории двойственной истины».

Сочетание иррациональных постулатов и рациональных способ является достоинством учения Фомы Аквинского, благодаря которому его философия остается «вечной» классикой на протяжении семи столетий.

Интеллектуализм в учении Фомы Аквинского стал прочным базисом для развития рациональной науки Нового времени, в том числе, схоластическая терминология использовалась в философии и науке вплоть до начала XIX века.

Мистицизм Фомы Аквинского обнаружил свое эвристическое значение в XX веке и начале XXI века. Он стал опорой современной философии, в ее стремлении преодолеть жесткий рационализм Нового времени.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Демидов, Александр Николаевич, 2005 год

1. Thomas Aquinas. Summa contra gentiles. Rome.1918-1930.

2. Thomas Aquinas. Summa theologica. Roma. 1894.

3. Thomas Aquinas. Summa wieder die Heiden. Leipzig. 1935.

4. Thomas Aquinas. Summe der Theologie. Leipzig, 1933.

5. Thomas Aquinas De regiminie principum libri quator. Leiden. 1630

6. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Долгопрудный.2000.т.1

7. Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы об истине/ Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. Москва. 1998.

8. Фома Аквинский Комментарий на «Книгу о причинах»/Философско-культурологический журнал «Z». 2000. №3.

9. Фома Аквинский. О единстве интеллекта против аверроистов. / Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. Москва. 1998.

10. Ю.Фома Аквинский. О смешении элементов. / Философия природы в античности и средние века. Москва. 2000.

11. П.Фома Аквинский. О сущем и сущности. / Историко-философский ежегодник 88. Москва. 1988.

12. Фома Аквинский. Сочинения. Москва. 2004.

13. Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 76. ст.4: Есть ли в человеке другая форма помимо мыслительной души? / Логос. Москва. 1991. №2.

14. М.Авдеев В.И. Становление культуры мышления как проблема. Воронеж, 1992.

15. Алиева Б.А. Теория двойственной истины. Москва. 1972.

16. Андреева И.С. Попова А.А. Философия Фомы Аквинского в современных зарубежных исследованиях / Современные зарубежные исследования по средневековой философии. Москва. 1979.

17. Ансельм Кентерберийский Монологион/Сочинения. Москва. 1995.

18. Ансельм Кентерберрийский. О истине/Сочинения. Москва. 1995.

19. Апполонов А. «Латинский аверроизм» миф или реальность? / Философско-культурологический журнал «Z». Москва. 2000. №3.

20. Аристотель. Риторика. / Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск. 1998.

21. Баткин Л.И. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. Москва. 1978.

22. Бибихин В.В. Предисловие к публикации трактатов Боэция Датского/ Вопросы философии, 1994, №5.

23. Бицилли П. Элементы средневековой культуры. Петроград. 1919.

24. Бонавентура Д. О возвращении наук к теологии./ Вопросы философии. 1993. №8.

25. Бонавентура Д. Путеводитель души к Богу. / Вопросы философии. 1993. №8.

26. Боргош Ю. Фома Аквинский. Москва. 1975.

27. Бородай Т.Ю. Фома Аквинский и его «Сумма против язычников» / Фома Аквинский. Сумма против язычников. Долгопрудный. 2000. Т.1.

28. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. Москва. 1990.

29. Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. Санкт-Петербург. 1884.

30. Брук К. Возрождение XII века. / Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.

31. Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. Москва. 1979.

32. Виндельбанд В. История философии. Киев. 1997.

33. Витгенштейн Л. О достоверности/Вопросы философии, 1991, №2.

34. Гайденко В.П. О трактате Фомы Аквинского «De mixtione elementorum». / Философия природы в античности и средние века. Москва. 2000.

35. Гайденко В.П. Смирнов Западноевропейская наука в средние века. Москва. 1989.

36. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. Москва. 1980.

37. Гараджа В.И. Проблема веры и знания в томизме. // Вопросы философии. 1963, №9.

38. Гараджа В.И. Фома Аквинский и современная католическая философия./Философские науки. 1976, №2.

39. Гейде М., Бандуровский К.В. Рецепция «Книги о причинах» у св. Фомы Аквинского / «Z» 2000, №3.

40. Головатенко А. Гуманизм: странная судьба загадочного термина. / История. 1995, июнь, №21.41 .Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. Москва. 1977

41. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. Санкт Петербург. 1996.

42. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. Москва. 1972

43. Добиаш-Рождественнская О.А. Церковное общество во Франции в XIII веке. Петроград.1914.

44. Доброхотов A.JI. Трактат Фомы Аквинского «О сущем и сущности» / Историко-философский ежегодник 88. Москва. 1988.

45. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и «Сумме теологии». Москва. 2000.

46. Жильсон Э. Введение в философию св.Фомы Аквинского. Москва-Санкт-Петербург.2000.

47. Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века. / Богословие в культуре Средневековья. Киев. 1992.

48. Жукоцкая А.В. Идеология. В поисках оснований. Москва. 1997.

49. Карсавин Л.П. .Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках преимущественно вИталии. Петроград. 1915

50. Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии XII-XIII вв. Санкт-Петрбург. 1912.

51. Католическая энциклопедия. Москва. 2000.

52. Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. Москва, 1988.

53. Кобрин К. история души в избранных сюжетах. / Логос. Москва. 1999. №6.

54. Козлова М.С. Вера и знание. Проблема границы/Вопросы философии, ^ 1991, №2.

55. Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Долгопрудный. 1999.

56. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. Москва. 1997.

57. Кун Т. Объективность, ценностные суждения и выбор теории/Современная философия науки. Хрестоматия. Москва. 1994.

58. Кун Т. Структура научных революций. Москва. 1978

59. Лакатос И. История науки и её рациональная реконструкция. / Структура1. Ц'и развитие науки. Москва. 1978.

60. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный. 1997.

61. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. Москва. 1992.

62. Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая история становым хребтом истории? / THEESIS. Москва. 1994. Т.2. вып.4.

63. Лебон Г. Психология народов и масс. Санкт Петербург. 1995.

64. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Москва.

65. Н- 66.Лей Г. Очерки истории средневекового материализма. Москва, 1962.

66. Либера А. Средневековое мышление. Москва.2004.

67. Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики. //Вопросы философии. 1995.№1.

68. Лобковиц Н. Что случилось с томизмом? / Вопросы философии. 1997. №1.

69. Лосев А.Ф. Диалектика мифа/Философия. Мифология. Культутра. Москва. 1991.

70. Лосев А.Ф. Расцвет и падение номинализма. Мыслительно-нейтралистская диалектика XIV века/ Философия. Мифология. Культура. Москва. 1991.

71. Лосев А.Ф.Начальная стадия неоплатонической эстетики/Типология и периодизация культуры Возрождения. Москва. 1978.

72. Мангейм К. Идеология и утопия / Диагноз нашего времени. Москва. 1994.

73. Маритен Ж. Философ в мире. Москва. 1994.

74. Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного познания. Ленинград. 1977.

75. Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры. Москва, 1992.

76. Микешина Л.А. Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. Москва. 1997.

77. Микешина Л.А. Стиль и метод научного познания / Проблема методологии и научного творчества.Ленинград.1977.

78. Микешина Л.А. Философия познания. Москва.2002.

79. Наука как социальное явление. Москва. 1978.

80. Неретина С.С. Верующий разум. Архангельск. 1995.

81. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре: концептуализм Абеляра. Москва, 1996.

82. Новая философская энциклопедия. Москва. 2001.

83. Новиков А.И. О методах историко-философского исследования / Проблема методологии и научного творчества.Ленинград. 1977.

84. Новиков А.И. О методах историко-философского исследования / Проблема методологии и научного творчества.Ленинград.1977.86.0льшки Л. История научной литературы на новых языках. Москва -Ленинград, 1933. Том 1.

85. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика/Богословие в культуре Средневековья. Киев. 1992.

86. Пархонский Б.А. Стиль мышления. Киев. 1982.

87. Петр Абеляр. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином/Вопросы философи. 1995. №3.

88. Петров В.В. Тотальность природы и методы ее исследования в Перифюсеон Эриугены. Москва. 2000.

89. Пирс Ч.С. Закрепление верования/Вопросы философии, 1996, №12,

90. Письмен Л.М. От чуда к числу. Москва. 1973.

91. Православная энциклопедия. Москва. 2001. Т.2.

92. Проблемы истории домарксистской философии. Москва. 1985.

93. Рабинович B.JI. . Ученый средневековья. Психологический очерк/ Научное творчество. Москва. 1978

94. Рабинович B.JI. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. Москва, 1991.

95. Рассел Б. История западной философии. Москва, 2000.

96. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Санкт-Петербург. 1994. Том 2.

97. Ренан Э. Аверроэс и аверроизм./Собрание сочинений. В 12-и Т. Киев, 1902. Том 8.

98. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. Москва. 1992.

99. Российская педагогическая энциклопедия. Москва, 1999. Том 2.

100. Сачков Ю.В. Проблема стиля мышления/ Философия и естествознание. Москва. 1974.

101. Сигер Брабантский. Вопрос к VI книге «Метафизики». / Философско-культурологический журнал «Z». Москва. 2000. №3.

102. Словарь философских терминов. Москва.2004.

103. Смирнов А.В. Логика смысла: Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. Москва.2001.

104. Соколов В.В. История философии и формализация/Философские науки. 10, 1988.

105. Соколов В.В. Средневековая философия. Москва, 1979.

106. Социальная природа познания. Теоретические предпосылки и проблемы. Москва. 1979

107. Степин B.C. Теоретическое знание. Москва.2000

108. Тарнас Р. История западного мышления. Москва, 1995.

109. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. Москва. 1957.

110. Устюгова Е.Н. Стиль жизни как текст / Жизнь и текст. Санкт-Петербург. 2001

111. Февр JI. Бои за историю. Москва. 1991.

112. Философская энциклопедия. Москва. 1970. Т. 1-5

113. Фуллье. История схоластики. / Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.

114. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Москва. 1995.

115. Хайдеггер М. Бытие и время. Москва. 1997.

116. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики/Вопросы философии, 1989, №9.

117. Хейзинга Й. Осень средневековья. Москва. 1988.

118. Чернышева Л.А. Фома Аквинский и особенности схоластического способа философствования/Проблемы истории домарксистской философии. Москва. 1985.

119. Честертон Г. Св. Фома Аквинский. / Вечный человек. Москва. 1991. Шевкина Г.В. Проблема соотношения разума и веры у .парижский аверроистов. / Средние века. 1965. Вып.27.

120. Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аврроисты. Москва. 1972.

121. Шишков A.M. Метафизика света в средневековой европейской культуре. // Вопросы философии. 2000. №5.

122. Шкуратов В.А. Историческая психология. Москва. 1997.

123. Штекль А. История средневековой философии. Санкт-Петербург, 1996. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. Санкт-Петербург. 1907.

124. Anzenbacher A. Die Intentionalitat bei Thomas von Aquin und Edmund Husserl. Wien-Munchen. 1972.

125. Bathen N. Tomistische Ontologie und Sprachanalyse. Munchen. 1988.

126. Berdenbewer О. Die pseudo-aristotelische Schrift «Uber das reine Gute», bekannt unter den Namen «Lber de Causis». Freiburg 1882.

127. Bochenski Y.M. Europaische Philosophie der Gegenwart. Bern. 1947. Dempf A. Christliche Philosophie. Bonn. 1952.

128. Brachtendorf I. Die Ffinalitat der Handlung /Theologie und philosophie.2001.76-4.

129. Burbach H.-I. Studien zur Musikanschaung des Thomas von Aquin. Regensburg. 1966.

130. Gmiir N. Thomas von Aquino und der Krieg. Leipzig, 1933.

131. Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen method. Berlin. 1957.

132. Haase C. Die Lehre des Thomas von Aquino uber das Verheltnis von Vernunft und Offenbazung. Berlin. 1914.

133. Hauskeller M. Geschichte der Ethik. Munchen.1999.

134. Manser Y. Das Wesen des Thomismus.

135. Meyer H. Martin Heidegger und Thomas von Aquin. Munchen. 1964.

136. Teuwsen R. Familienahnlichkeit und Analogie zur Semantik genereller Termini bei Wittgenstein und Thomas von Aquin. Munchen. 1988.

137. Sala G.B. Das Bose und Gott als Erstursache nach dem Thomas von Aquin/ Theologie und philosophie.2001.77-1.

138. Worner M.H. Der Sinn von «Ewigkeit» und seine Deutung bei Thomas von

139. Aquin/Ontologie und Theologie. Frank 88.

140. Wyse P. Der Thomismus. Bern. 195

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.