Фигурационное письмо в западноевропейской и русской клавирной (фортепианной) музыке: от истоков до середины ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, доктор искусствоведения Черная, Марина Радославовна

  • Черная, Марина Радославовна
  • доктор искусствоведениядоктор искусствоведения
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 1339
Черная, Марина Радославовна. Фигурационное письмо в западноевропейской и русской клавирной (фортепианной) музыке: от истоков до середины ХХ века: дис. доктор искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2005. 1339 с.

Оглавление диссертации доктор искусствоведения Черная, Марина Радославовна

Часть первая '

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИГУРАЦИОННОГО ПИСЬМА, ФИГУРАЦИИ И ДУБЛИРОВКИ

1.1. Терминологические подходы к изучению фигурации и дублировки

1.2. Формирование теории фигурации, дублировки и фигурационного письма в русле создания теории фактуры в отечественном музыкознании

1.3. Основные понятия, связанные с фигурационным письмом, фигурацией и дублировкой.

1.4. Фигурационные приёмы.

1.5. Композиционные подходы к фигурации.

1.6. Виды фигурации

1.7. Мелодическая фигурация согласно учению

Ю. Тюлина

1.8. Функции фигурации.

1.9. Динамические качества фигурации.

1.10. Сонорные фигурационные образования.

1.11. Роль фигурации и дублировки в формообразующих процессах

1.12. Выводы по первой главе

Глава II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ФИГУРАЦИОННОГО ПИСЬМА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КЛАВИРНОЙ (ФОРТЕПИАННОЙ) МУЗЫКЕ ОТ ЕЁ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА

2.1. Этап универсальных фигур

2.1.1. Ранние европейские клавирные школы

2.1.2. Английские вёрджинелисты

2.1.3. Клавирное барокко

2.1.4. Органная хоральная обработка

2.1.5. Итальянская клавирная музыка Раннего и Среднего барокко, формирование нового виртуозного стиля

2.2. Этап перехода от универсализации к индивидуализации фигур в фигурационном письме

2.2.1. Д. Скарлатти и его ученик А. Солер

2.2.2. Роль фигурации в клавирном аккомпанементе, практиковавшемся в музыке с basso continuo

2.2.3. Клавирное творчество Г.Ф. Генделя и И.С. Баха.

2.2.4. Французские клавесинисты, клавирное рококо.

2.2.5. Переход от клавира к фортепиано

2.3. Этап классического фигурационного письма.

2.3.1. Лондонская фортепианная школа

2.3.2. Венская фортепианная школа

2.3.3. Фигурационное письмо венских классиков

2.3.4. Мотивная комбинаторика В.А. Моцарта

2.3.5. Динамические и фонические возможности фортепианной фигурации в музыке JI. Бетховена

2.4. Этап романтического фигурационного письма (обилие манер и многообразие фигурационно-дублировочных приёмов)

2.4.1. Ф.Шуберт

2.4.2. Лирика и блеск романтического фигурационного стиля (К. М. Вебер, Ф. Мендельсон-Бартольди, композиторы-виртуозы).

2.4.3. Вершины романтического фигурационного стиля в творчестве Ф. Листа и Ф. Шопена

2.4.4. Р. Шуман

2.4.5. И. Брамс

2.5. Обогащение фигурационного письма принципами и приёмами фольклорного музицирования в национальных школах последних десятилетий XIX - первых десятилетий XX века

2.5.1. Эдвард Григ и норвежская фортепианная музыка

2.5.2. Испанская фортепианная музыка

2.6. Этап размежевания стилей фигурационного письма и развития тенденций к его преобразованию (начиная с последнего десятилетия XIX века до середины XX века)

2.6.1. Клод Дебюсси и Морис Равель: специфика стиля и . особенности фактурных решений в музыкальном импрессионизме

2.6.2. Бела Барток

2.6.3. Французская постимпрессионистская музыка

2.6.4. Польская фортепианная музыка

2.6.5. Пауль Хиндемит

2.7. Выводы по второй главе

Часть вторая

Глава III. ИСТОРИЯ ФИГУРАЦИОННОГО ПИСЬМА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ ОТ НАЧАЛА ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ ДО СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА

3.1. Этап формирования оригинального стиля фигурационного письма в русской фортепианной музыке

3.1.1. Ранняя клавирно-фортепианная музыка в России доглинкинского периода

3.1.2. М.И. Глинка - основоположник русского стиля в фигурационном письме

3.2. Классический этап русского фигурационного письма.

3.2.1. А.Г. Рубинштейн

3.2.2. М.А. Балакирев

3.2.3. А.П.Бородин

3.2.4. Н.А. Римский-Корсаков.

3.2.5. М.П. Мусоргский

3.2.6. П.И. Чайковский .,?.

3.2.7. А.К.Лядов

3.3. Интенсификация фигурационных явлений в русской фортепианной музыке на рубеже XIX-XX веков

3.3.1. С.В. Рахманинов

3.3.2. А.Н.Скрябин

3.3.3. Н.К.Метнер

3.4. Этап размежевания стилей фигурационного письма в русской музыке первой половины XX века

3.4.1. И.Ф. Стравинский

3.4.2. С.С. Прокофьев

3.4.3. Н.Я. Мясковский

3.4.4. Д.Д.Шостакович

3.4.5. Д.Б. Кабалевский

3.5. Выводы по третьей главе

Глава IV. РОЛЬ ФИГУРАЦИОННО-ДУБЛИРОВОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ

4.1. Динамический и статический подходы к изучению фактурных явлений

4.2. Фигурация и дублировка в их взаимодействиях с формообразующими процессами в фортепианной музыке различных стилей

4.3. Выводы по четвёртой главе

Глава V. ПИАНИСТ И ФИГУРАЦИЯ

5.1. Фортепианное фигурационное письмо и этапы фортепианного искусства

5.2. Место фигурации и дублировки в формировании исполнительского отношения к нотному тексту

5.3. «Опережающий кинетизм» и его отражение в фортепианной музыке

5.4. Выводы по пятой главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фигурационное письмо в западноевропейской и русской клавирной (фортепианной) музыке: от истоков до середины ХХ века»

Актуальность исследования. Глубокое познание многообразных музыкальных процессов находится в центре внимания отечественного искусствоведения. Формирование комплёксной теории фактуры закономерно привлекло внимание к тем явлениям, которые связаны с особенностями музыкальной ткани. Фигурация и дублировка, а также t их воплощение в фигурационном письме постоянно затрагиваются исследователями при рассмотрении самых разных вопросов. Музыкальная ткань, образующиеся в ней рисунки изучаются с позиций как теории, так и интерпретации. В рисунках раскрываются фонические, колористические, динамические качества музыки, здесь формируются некоторые её жанровые черты, проявляются специфические свойства ткани, проявляющиеся, например, при исполнении произведения. Поэтому характер рисунка нередко становится центральным объектом внимания музыкантов-исполнителей, исследующих особенности музыкальной ткани.

В целом, накоплен обширный материал по анализу фигурационных явлений в фактуре произведений, созданных в разные музыкальные эпохи и относящихся к различным стилям. Вместе с тем приходится констатировать, что в музыкознании существуют разночтения относительно проблем фигурации, даже в терминологическом аспекте. Например, такие ключевые понятия, как «фигура», «фигурация», «фигуративный», «дублировка», «диминуция» и др., в работах отечественных и зарубежных исследователей нередко получают различную трактовку.

На сегодняшний день отсутствует научно обоснованная, базирующаяся на результатах разностороннего анализа каждого отдельного этапа, с определением чёткой периодизации, концепция истории фигурационного письма. Актуальной является также проблема взаимодействия и взаимовлияния русской и зарубежной музыки, особенно на уровне фактурной организации, непосредственно соприкасающейся с фигурационным письмом. Фигурация как таковая до настоящего времени не рассматривалась с позиций динамического подхода, её роль в фактуро- и формообразовании не получила необходимого изучения. Тем не менее .ряд фактурных явлений в музыке XX века ставит такую задачу перед исследователями и заставляют по-новому взглянуть на историческую эволюцию фигурационного письма. Формирование инструментального мышления и инструментальных стилей обычно увязывается с преобразованиями в изложении материала, происходившими в активные периоды смены фактурных типов. В частности, в истории и теории пианизма видоизменение фигурационных типов в произведениях для клавира (фортепиано) непосредственно связывается с этапами развития фортепианного искусства.

Фигурационное письмо имеет как общие принципы, действующие во всех видах музыкального искусства, так и особенные, связанные со спецификой вокальной и инструментальной музыки, разделяющейся, в свою очередь, на подвиды. Фортепианная музыка имеет богатую историю и обширнейшую нотную литературу, дающую благодатный материал для изучения истории фигурационного письма.

Таким образом, осознание фигурационного письма в клавирной (фортепианной) музыке как объекта комплексного изучения рождает несколько ракурсов исследования - исторический (создание научно обоснованной периодизации истории фортепианного фигурационного письма), теоретический (роль фигурации и дублировки в фактурообразовании и формообразовании), исполнительский (связь этапов развития фигурационного письма с развитием фортепианного искусства; импульсы, идущие от пианизма той или иной эпохи; взаимодействия пианиста с нотным текстом).

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Исследование вопросов голосоведения неизбежно соприкасается с фигурационными явлениями в музыке. Поэтому исследователи, изучавшие взаимодействие голосов в гомофонном многоголосии, обращали внимание на фигуры и фигурацию. Западные теоретики А. Маркс и Э. Рихтер, а позднее X. Риман, великие русские композиторы П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков, в своих трудах ещё в XIX веке рассматривали фигурацию как средство оживления голосоведения. Фигурационная техника нашла своё теоретическое отражение в трудах А.С. Аренского. Последователи отечественных композиторов и теоретиков, такие как А.Ф. Мутли, J1.M. Рудольф, С.С. Григорьев и другие, продвинулись далеко вперёд в теоретической разработке проблем фигурационных явлений в композиции.

Наиболее полно теория фигурационной техники разработана в трудах Ю.Н. Тюлина. Основы, заложенные в его фундаментальной работе «Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации», к сожалению, не получили того серьёзного развития в отечественном музыкознании, которого они заслуживали. В частности, именно в этой работе впервые была поставлена проблема исследования истории фигурационного письма на фоне стилевого спектра европейской и русской музыки. Основные положения фигурационной теории, применимые к практическому анализу, были отражены также в ряде других трудов Ю. Тюлина.

Некоторые аспекты фигурационного письма рассматривались в работах В. Цуккермана, С. Скребкова, Е. Ручьевской, Е. Назайкинского, А. Шнитке и др. Важное обобщающее значение имели фундаментальные исследования фактуры, выполненные В. Холоповой и М. Скребковой-Филатовой. Новый аспект изучения фигурационного письма затронут в диссертации Г. Игнатченко «О динамических процессах в музыкальной фактуре (на материале произведений украинских советских композиторов)», в которой на первом плане оказываются динамические свойства фактуры, её активность в формообразовании. Обращение к музыкальной комбинаторике XVIII века, предпринятое английским учёным JI. Ратнером, а затем продолженное и углублённое J1. Гервер и её учениками в России, привлекло внимание к фактурообразующей активности фигур, раскрывшейся в необычном ракурсе.

С. Фейнберг в работе «Пианизм как искусство», где автора «интересуют отдельные симптоматические черты, связанные с отрезками исторической перспективы, с передачей "эстафеты стиля"» [245, с. 117], затрагивает вопросы изучения фигурационного письма в интерпретационном аспекте Тонкие наблюдения выдающегося исполнителя и исследователя легли в основу теории исполнительского стиля.

В последнее время результаты научных исследований в области проблем фигурации получили отражение в учебниках и учебных пособиях не только по гармонии1, где раньше рассматривались проблемы фигурации, но и по анализу музыкальных произведений2.

Изучение и обобщение избранной проблематики выявило её актуальность, обусловленную обострением главного противоречия между необходимостью введения в современный научный обиход и

1 Так, JI. Рудольф включил раздел «Фигурация» в свой «Практический курс гармонии» в 1939 г.

2 В частности, в учебнике В. Задерацкого «Музыкальная форма» [84] фигурационным процессам уделяется серьёзное внимание при анализе примеров из музыкальной практики, а в учебное пособие «Основы теоретического музыкознания», вышедшее под редакцией М. Ройтерштейна и предназначенное для музыкально-педагогических специальностей, включён раздел «Фигурация» [180]. педагогический процесс материалов исследования фигурационного письма, фигурации и дублировки, которые значительно обогатили теорию фактуры, и недостаточной методологической, теоретической и фактологической разработанностью этой проблематики.

Основное противоречие, выявившие существенные пробелы в изучении фигурационного письма, осветило проблему исследования: до настоящего времени фигурационное письмо в фортепианной музыке не рассматривалось как целостное многостороннее явление. Всё изложенное подтверждает необходимость теоретического осмысления и систематизации фигурации и дублировки как важных фактурных явлений, взаимодействующих с формообразованием, а также воссоздания истории фигурационного письма и изучения проблем интерпретации произведений различных стилей сквозь призму фигурационного письма.

Цель исследования составляет историко-теоретический концептуальный анализ фигурационного письма в фортепианной музыке: выявление сущности фигурации и дублировки, их роли в фортепианном письме различных стилей; основных тенденций, этапов и периодов развития фигурационного письма; места фигурации и дублировки в формообразующих процессах, а также взаимодействия пианиста с фигурационньгм письмом. Объект исследования составили разнообразные фактурные явления в западноевропейской и русской музыке для клавира (фортепиано), связанные с повторяемостью и дублированием элементов, а также их воплощение в фигурационном письме.

Предметом исследования выступают теория и практика фигурационного письма, фигурации и дублировки в клавирно-фортепианной музыке композиторов Западной Европы и России от периода становления клавирного искусства до середины XX века исторические, фактурообразующие, формообразующие и исполнительские аспекты процесса развития).

Гипотеза исследования сформировалась из следующих предположений:

• фортепианное фигурационное письмо развивалось неравномерно в зависимости от эволюции средств музыкального языка, характерного для каждого конкретного исторического периода, а также в зависимости от специфики инструментальных средств;

• в развитии фигурационного письма существовали определённые этапы, в той или иной мере связанные с развитием клавиризма-пианизма и со сменами типов музыкального мышления;

• фигурационное письмо является прямым отраэюением стилевых направлений в музыкальном искусстве и особенностей авторского стиля композитора вплоть до создания уникальных техник;

• существуют сложные опосредованные связи между фигурацией, дублировкой и формообразованием, воплощающиеся в особенностях письма.

В соответствии с постановкой проблемы, определением цели, объекта и предмета были поставлены следующие задачи исследования:

• изучать музыкальную ткань произведений сквозь призму фигурационного письма;

• уточнить понятийный аппарат исследования фигурационного письма;

• раскрыть сущность, содержание, формы проявления, функции, виды фигурации и дублировки, а также композиционные подходы к фигурации;

• составить целостное представление о фортепианном фигурационном письме, фигурации и дублировке как исторически развивавшихся явлениях;

• проанализировать особенности фигурационного письма в различных музыкальных и индивидуальных стилях и взаимовлияние западноевропейской и русской музыки;

• создать периодизацию этапов развития фигурационного письма;

• рассмотреть динамическую роль фигурации и дублировки, в частности, их использование как факторов формообразования;

• выявить значение изучения фигурационного письма для формирования исполнительского отношения к нотному тексту.

Материал исследования: широкий спектр клавирных и фортепианных сочинений композиторов различных эпох, начиная с «великого века фигурации» (английского вёрджинельного искусства) до размежевания стилей фигурационного письма в музыке первой половины XX века.

Ведущими методами исследования стали историко-стилевой, комплексный, системно-структурный, сравнительно-сопоставительный и функциональный методы. Применялись методы анализа, синтеза, аналогии, систематизации и классификации.

Методологическая основа данного исследования включает в себя целый ряд подходов, сложившихся в современном отечественном и зарубежном музыкознании в области истории и теории стиля, теории фортепианной фактуры, стилевого и фактурного анализа музыкального произведения. Важным аспектом исследования является исполнительский подход к освоению поставленной проблемы, поэтому базисными становятся также работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам пианизма и интерпретационному освоению стилистики и фактурообразования фортепианных сочинений. Среди специфических методик, использовавшихся в исследовании, необходимо особо выделить методику снятия фактурных слоёв, отражённую в трудах Ю. Холопова; методику изучения музыкальной комбинаторики, оформленную в трудах JI. Гервер, и др. Созданные ранее методики пополнены новым графическим методом разделения фигурного (обычно фактурного) поля на составляющие элементы. Использование широких возможностей компьютерной техники при реализации этого метода упрощает работу и обеспечивает наглядность при проведении анализа фактурного строения произведения.

Концепция исследования. Диссертационная работа посвящена историко-теоретическому осмыслению и обобщению сущности, а также содержания исторически сложившегося фигурационного письма, опирающегося на развитие фигурации и дублировки, в фортепианной музыке Западной Европы и России. Фигурация рассматривается как многоаспектное фактурное явление, которое исследуется как самодостаточный феномен и в то же время - составляющая фактурообразования и формообразования в клавирно-фортепианной музыке. История фигурационного письма представлена как совокупность стилевых и интерпретационных компонентов, имеющая чёткую периодизацию и связь с этапами развития пианизма. Рассмотрение истории фигурационного письма ограничено в современном периоде первой половиной XX века, так как в это время обозначилось угасание интереса композиторов к композиционным средствам, образующим фигурационное письмо. В музыкальном искусстве происходили знаковые явления, указывающие не только на смену музыкального языка, но и на фундаментальный пересмотр всей системы композиции, в ходе которой сама фактура утрачивает своё былое значение, что, однако, не исключает возможности обращения композиторов к традиционному музыкальному языку и дальнейшего развития известных фактурных средств. Осмысление композиционных процессов, происходивших во второй половине XX века и продолжающихся в наши дни, требует специальных исследований и может рассматриваться как необходимое продолжение данной работы. Одной из проблем является установление преемственности между явлениями, связанными с повторяемостью и дублированием элементов, в новых системах по отношению к традиционной системе с фактурной записью.

Основные идеи концепции определили структуру и содержание исследования, в котором нашёл последовательное изложение анализ эволюции фигурационного письма в западноевропейской и русской фортепианной музыке и их взаимовлияние в этой сфере. Изучение истории фигурационного письма в предложенном ракурсе позволяет глубже понять и усвоить многие вопросы истории фортепианной музыки, с научной точки зрения подходить к интерпретации музыкальных произведений, ощущая при этом живое дыхание музыки. Диссертационное исследование позволяет прогнозировать перспективность разработки проблем фигурационного письма для современной образовательной практики. Научная новизна исследования

• В диссертации впервые в отечественной науке проведено системное, историко-теоретическое исследование фигурационного письма в фортепианной музыке, выявляющее основные особенности и направления его эволюции.

• Впервые обоснована периодизация истории фигурационного письма в западноевропейской и русской музыке.

• Составлена объёмная и достоверная панорама фигурационного письма в клавирной (фортепианной) музыке.

• Выявлена роль фигурационно-дублировочных процессов в формообразовании.

• Представлена теория фигурации и дублировки, что является вкладом в формирование современной теории фактуры.

• Фигурация рассматривается с позиций динамического подхода, что позволяет вывести некоторые неизвестные ранее закономерности.

Теоретическая значимость исследования

• В работе уточнён терминологический аппарат, необходимый для изучения фигурационного письма; выделены не отмечавшиеся ранее разновидности и функции фигурации; определены существовавшие композиционные подходы к фигурации; введены понятия «фигурационный стиль», «фигурационная модель».

• Создана комплексная методика изучения фактурных явлений.

• Целостный концептуальный подход к изучению фигурации и фигурационного письма позволяет раскрыть сущность исторического процесса развития фигурационного письма, благодаря чему определены исторические этапы развития клавирного (фортепианного) фигурационного письма.

• Результаты и выводы исследования пополняют научно-теоретический потенциал знаний в области теории и истории музыкального искусства, прежде всего в разделе, связанном с фортепианным искусством

Практическое значение исследования.

• Итоги исследования могут служить научной базой для дальнейшей разработки актуальной проблемы исследования фактурных явлений.

• Разработан новый учебный курс «История фортепианной фигурации», способствующий решению проблем совершенствования историко-теоретической подготовки музыкантов.

• Исследование будет способствовать развитию перспективного направления отечественной музыкальной науки - целостному концептуальному изучению композиционных явлений с включением исторического, фактурообразующего, формообразующего и исполнительского аспектов.

• В области художественно-педагогической, просветительской и художественно-творческой деятельности итоги исследования будут способствовать обогащению учебного и концертного репертуара.

Структура исследования: диссертация включает в себя введение, 5 глав, заключение, список литературы, нотографию и приложения. Первая глава «Основы теории фигурации и дублировки» посвящена рассмотрению базовых положений, то есть вопросов, связанных с уточнением понятийного аппарата, определением сущности, видов, функций, композиционных подходов к фигурации и др. Во второй главе «Исторические вехи развития фигурационного письма в западноевропейской клавирной (фортепианной) музыке от её зарождения до середины XX века» и третьей главе «История фигурационного письма в русской музыке от начала формирования русской фортепианной школы до середины XX века» исследуются

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Черная, Марина Радославовна

5.4. Выводы по пятой главе .883

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .885

Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Черная, Марина Радославовна, 2005 год

1. Д. Шостакович выступил в молодости на Первом всемирном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, где был удостоен диплома. Многие сочинения Шостаковича впервые прозвучали в авторском исполнении.

2. Сочетание звуков полного или неполного аккорда с неаккордовыми звуками (особенно проходящими), уравненными в правах с собственно аккордовыми;

3. Возникновение проходящих или вспомогательных аккордовых пассажей, контрапунктирующих мелодии, выдержанным или остинатным голосам;

4. Внедрение элементов соседних гармоний (наподобие задержаний и предъёмов), нарушающее простейшие аккордовые и фнкциональные формы;

5. Д. Кабалевский окончил Московскую консерваторию по композиции (в классе Н.Я. Мясковского) и по фортепиано (в классе А.Б. Гольденвейзера).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.