Философия Джорджа Сантаяны тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Епоян, Тигран Альбертович

  • Епоян, Тигран Альбертович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 172
Епоян, Тигран Альбертович. Философия Джорджа Сантаяны: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2008. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Епоян, Тигран Альбертович

Введение.

Глава 1. Жизнь и творчество. От поэзии к моральной философии.

1.1. Биография как фактор мировоззрения.

1.2. Годы преподавания. Ранние произведения.

1.3. Годы странствий и размышлений. Зрелые произведения.

1.4. «Золотой век» Гарварда. Джемс, Ройс и Сантаяна.

1.4.1. Ройс. Преодоление метафизики и сокрушение абсолюта

1.4.2. Джемс. От «воли к вере» к « животной вере».

1.5. Платон и Шопенгауэр глазами Сантаяны.

1.5.1. Платон. Единое и благо.

1.5.2. Шопенгауэр. «Первобытная Воля».

Глава 2 От «Жизни разума» к «Скептицизму и животной вере».

2.1. Разум, гармония, счастье.

2.2. Семья, общество, государство.

2.3. Рациональная мораль и либеральное общество.

2.4. Отчаяние и пострациональная мораль.

2.5. Природа познания, реализм и рациональность.

2.6. Скептицизм, животная вера и здравый смысл.

Глава 3 «Царства бытия».

3.1 Сущность и существование.

3.1.1 «Царство сущности».

3.1.2 «Царство материи».

3.2 Интуиция сущностей, познание и истина.

3.2.1 Интуиция.

3.2.2 «Царство истины».

3.3 «Царство духа» и психическое.

3.4 Царства бытия как онтология Троицы.

3.5 Самопознание, благо и единое.

Глава 4 «Господство и власть».

4.1 Человек, господство и власть.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия Джорджа Сантаяны»

Актуальность темы исследования

Представленная на защиту диссертационная работа является историко-философским исследованием творчества Джорджа Сантаяны (1863-1952) — классика американской философии XX века. Наряду с Ч. Пирсом, У. Джемсом, Дж. Ройсом, Дж. Дьюи, Дж. Мидом, он внес в нее свой оригинальный вклад. Сантаяна был философом, писателем, поэтом. Его перу принадлежат около тридцати произведений по эстетике, онтологии, гносеологии, религии, социальной философии. Им опубликованы эссе по истории, культуре, литературе, истории философии, философский роман и поэтические сборники, нескольких автобиографических произведений.

Основные философские труды - «Чувство прекрасного» (1896), «Жизнь разума» (1905-1906), «Скептицизм и животная вера» (1923), «Царства бытия» (1927-1940), «Господство и власть» (1951) — входят в стандартные учебные курсы в университетах и продолжают переиздаваться. Образный и метафорический литературный стиль обеспечил ему широкую читательскую аудиторию, а многие афоризмы вошли в язык журналистики. В 1927 году Сантаяне была присуждена Золотая медаль английского Королевского литературного общества, роман «Последний пуританин» (1936) был выдвинут на Пулитцеровскую премию, в 1948 году была развернута кампания по его выдвижению на Нобелевскую премию в области литературы.

В России Сантаяна долгое время был малоизвестным автором. Переводы некоторых его работ появились сравнительно недавно. На русском языке опубликованы большая философская работа Сантаяны «Скептицизм и животная вера» (2001) и важная с точки зрения понимания его отношения к культуре и традициям США (и вызвавшая много споров) книга «Характер и мировоззрение американцев» (2003). Остальные публикации - это переводы небольших статей или их отдельных разделов.

Историко-философским анализом творчества Сантаяны в России занимались немногие авторы (Н.С. Юлина, Д-М. Луканов, В.Д. Ендовицкий). Как правило, они выбирали какие-то отдельные его аспекты, чаще всего относящиеся к дискуссиям неореалистов и критических реалистов, метафизике «Царств бытия» и эстетической тематике. Практически не были рассмотрены принесшая ему известность серия книг «Жизнь разума» (1905-1906), поздняя работа «Господство и власть» (1951), в которой представлены взгляды на общество, политику и государство, работы о религии и искусстве.

Чтобы восполнить этот пробел, автор диссертационного исследования поставил перед собой задачу проанализировать творчество Сантаяны в целостности и через призму скрепляющих его установок. В ограниченных рамках кандидатской диссертации невозможно детально рассмотреть его многочисленные публикации и спектр обсуждаемых в них вопросов. В качестве приоритетной определена задача показа единства философии мыслителя, взаимосвязи эстетических, эпистемологических, онтологических, моральных и политических взглядов. Большая роль отведена выявлению ключевых идей, составлявших это единство. Автор диссертации исходит из посылки, что разнообразная тематика философии Сантаяны связана его исходной целью — определить, каким образом в современном мире, в котором наступление науки, технической цивилизации и материальных интересов оттесняет «свободную жизнь духа» на обочину, можно спасти этот взращенный европейской культурой образ жизни.

Сантаяна начал заниматься философией в период, когда культурная доминанта предшествовавших веков — религия — уступала место другой доминанте - науке. В его aima mater — Гарвардском университете — становление самостоятельной профессиональной философии происходило в поле напряжения, сложившемся между наукой и религией. Противостояние научно-атеистического и религиозного сознания сказалось на творчестве Джемса, Ройса и Пирса и проявилось в том, что эти мыслители много сил потратили на поиски компромисса религии и науки.

В отличие от них, Сантаяна отказался искать компромисс и уже в молодости выбрал для себя натуралистическое и атеистическое мировоззрение. При этом наиболее ценными плодами культуры он считал те, которые были вдохновлены «христианским духом». Он поставил перед собой задачу показать возможность натуралистического объяснения психологии религиозного сознания — духовных исканий — и построения на их основе «нецерковной религии», удовлетворяющей духовным, моральным и эстетическим потребностям человека XX века. Мысль о компенсации традиционной религии «нецерковной религией» пронизывает все его работы, в том числе относящиеся к гносеологии и метафизике.

Поскольку в центр своей философии Сантаяна поставил внутренний духовный мир человека, он часто именовал ее «моральной». Но традиционными для этической дисциплины проблемами он не занимался. В задачи его моральной философии входила оценка истории культуры и общества с точки зрения имеющихся в них возможностей для свободной игры воображения и эстетического мироотношения, освобождающих человека от рабства природной и социальной необходимости.

В диссертации показано, что для концептуального обоснования самоценности «морального» взгляда на мир Сантаяне потребовалось построение особой метафизической системы, соединяющей натурализм с платонизмом. Его работы «Скептицизм и животная вера» и «Царства бытия» посвящены гносеологическому и онтологическому обоснованию наличия природной основы у всех проявлений интеллектуальной деятельности человека, и в то же время доказательству оторванности продуктов этой деятельности от материальной основы и обретения ими автономного («платоновского») бытия идеальных сущностей.

В диссертации прослежено влияние дискуссий неореалистов и критических реалистов о схеме познавательного процесса и возможности эпистемологического реализма на поворот Сантаяны от культурологической проблематики к онтологической и гносеологической. Введенные им понятия «животная вера», «интуиция сущностей», «царства бытия» надолго вошли в лексикон эпистемологических дискуссий. А позиция реализма в отношении идеальных сущностей в сочетании с агностицизмом в отношении материального существования до сих пор в той или иной форме воспроизводится в современной философии.

Довольно большой раздел диссертации содержит обзор творческой биографии Сантаяны. Его необходимость диссертант объясняет тем, что по отношению к этому мыслителю больше, чем по отношению к кому-либо другому, подходит наблюдение Джемса о том, что философские системы отражают темперамент их создателей. Без «личностного среза» невозможно понять истоки моральной философии Сантаяны и те специфические методы, которые он использует в онтологии и гносеологии для обоснования возможности культивирования эстетического чувства в практической и рациональной жизни.

Степень разработанности темы

За рубежом о Сантаяне написаны десятки монографий и статей. В известной серии «Библиотека живых философов» под редакцией П. Шилпа в 1940 году вышел том, посвященный творчеству Сантаяны. Свое мнение о различных аспектах его учения выразили многие известные философы, включая его друга Бертрана Рассела. Философские воззрения Сантаяны, его материализм, натурализм, гуманизм, теория сущностей, понятие «животной веры», интуиция и способность воображения, учение о духовной жизни были предметом анализа и критики других его современников, в том числе Д. Дьюи, Р.В. Селларса, Д. Дрейка, Р.Б. Перри. Среди специальных исследований следует выделить работы М. Муница, Дж. Хаугейта, Т. Мансона, монографию М. Кирквуда «Сантаяна. Святой воображения» (1961)', книгу Т.Л. Сприджа «Сантаяна. Анализ философии» (1974). Из последних работ можно отметить изданную в 1994 году книгу Г. Левинсона «Сантаяна. Прагматизм и духовная жизнь», в 2007 году вышел сборник статей «Под любым небом», в котором современные авторы представили свое видение творчества Сантаяны1.

Рассуждения о религии занимают значительное место в трудах Сантаяны, что дало богатую почву для интерпретации его философии с точки зрения различных конфессий . Тщательностью своей аргументации выделяется работа известного католического теолога и философа Р. Батлера «Мысль Сантаяны», лично знакомого с мыслителем, написавшего о нем много статей и несколько книг . Анализу эстетических взглядов философа посвящено несколько книг и множество статей, среди которых следует

1 Список этих публикаций содержится в библиографии диссертационной работы.

2 Список этих публикаций содержится в библиографии диссертационной работы.

3 Butler R. The Mind of Santayana. Chicago:Regnery, 1955; Butler R. The Life and the World of George Santayana. Chicago: Regnery, I960. отметить книги У. Арнетта «Сантаяна и чувство прекрасного» и И. Сингера «Эстетика Сантаяны»4.

Разные авторы выделяют различные аспекты философии Сантаяны. Некоторые отмечают черты платонизма и неоплатонизма, другие прослеживают связь с индийской философией, прагматизмом Джемса, инструментализмом Дьюи, идеализмом Ройса, трансцендентализмом Эмерсона5. Социально-политическим взглядам Сантаяны посвящены монографии Р. Давидоффа, Б. Зингера, а также статьи Д. Спитца, С. Лампрехта и других6. Много статей написано по поводу размышлений Сантаяны об американской культуре, ее материализме, прагматизме и особой ментальности.

В 80-90-ые годы XX века вышли в свет две биографии Сантаяны, написанные Дж. МакКормиком и Д. Картером . Ранее, в 1963 году, секретарь и помощник Сантаяны Д. Кори выпустил в свет историю жизни и творчества мыслителя, написанную на основе писем, — «Сантаяна: поздние годы. Портрет из писем»8. С 1983 года издается ежегодный бюллетень Общества Сантаяны, проводятся ежегодные собрания Общества, где выступают академические философы, любители поэзии и эссеистики. Среди постоянных авторов бюллетеня - лично знавший Сантаяну Р. Лайон, а также П. Кунц, Дж. Лахц, Дж. МакКормик, Г. Сааткамп, И. Сингер, Г. Левинсон и др.

В Советском Союзе упоминание о философии Сантаяны датируется 1948 годом9, а статья о нем (в которой он представлен как «идеолог империализма») вышла в свет в 1953 году в журнале «Вопросы философии»10. Первым академическим исследованием творчества Сантаяны была диссертационная работа Н.С. Юлиной «Критика философии Джорджа Сантаяны» (1962), в которой в контексте дискуссий неореалистов и критических реалистов

4 Arnett W.E. Santayana and the Sense of Beauty. Bloomington: Indiana University Press, London: M.Paterson, 1955; Singer I. Santayana's Aesthetics: A Critical Introduction. Cambridge: Harvard University Press, 1957.

5 Список этих публикаций содержится в библиографии диссертационной работы.

6 Список этих публикаций содержится в библиографии диссертационной работы.

7 McCormick J. George Santayana: A Biography. N.Y.: Paragon House Publishers. 1988; Carter D. George Santayana. (Hispanics of Achievement Series) N.Y. and Philadelphia: Chelsea House Publishers, 1992.

8 Cory D.M. Santayana: The Later Years.A Portrait with Letters. N.Y.: Braziller, 1963.

9 Быховский Э. Философия антигуманизма // Философские записки. Т.2. 1948.

10 Епископосов Г.Л. Философия Дж.Сантаяны - идеологическое оружие империализма // Вопросы философии. №3. 1953. анализируется, главным образом, онтология «царств бытия» и эпистемология «животной веры». Материалы этого диссертационного исследования легли в основу главы «Философия Д. Сантаяны и американский реализм»11 в сборнике «Современный объективный идеализм».

Этим работам предшествовал анализ эстетического отношения Сантаяны 1 к действительности в статье 1961 года . Философия Сантаяны была

1 ^ представлена в учебном пособии по истории философии (1974) и монографии А. С. Богомолова «Буржуазная философия США XX века»14 (1977). В 1968 году опубликована книга В.Д. Ендовицкого «Критика философии американского критического реализма (Философия культуры Дж.Сантаяны)», и в начале 80-х годов появилось несколько статей о Сантаянеь.

Объект исследования

Объектом исследования является философия Джорджа Сантаяны в контексте развития американской и западноевропейской мысли XX века.

Предмет исследования

Предметом диссертационного исследования является совокупность взглядов Сантаяны на онтологию, гносеологию, мораль, культуру, социально-политические системы и смысл духовной жизни.

Цель исследования

Цель диссертационного исследования состоит в анализе онтологических, гносеологических и культурологических посылок философии Сантаяны в понимании моральной и духовной жизни. Практической целью является ознакомление российского читателя с общей ситуацией и контекстом

11 Юдина Н.С. Философия Д. Сантаяны и американский реализм // Современный объективный идеализм. М.: Наука, 1963.

12 Юлина Н.С. Философия «эстетической морали» Джорджа Сантаяны // Вопросы философии. № 2. 1961.

13 Буржуазная философия кануна и начала империализма. Учебное пособие. Под ред. Богомолова A.C., Мельвиля Ю.К., Нарского И.С. М.: Высшая школа, 1977.

14 Богомолов A.C. Буржуазная философия США XX века. М.: Мысль, 1974. ь Ендовицкий В.Д. Критика философии американского критического реализма (Философия культуры Дж. Сантаяны). М., 1968; Луканов Д.М. Джордж Сантаяна и экзистенциализм // Вопросы философии. № 7. 1981. американской философии первой половины XX века и с ее видными представителями, одним из которых был Дж. Сантаяна. Предполагается, что реализация этих целей послужит развитию отечественной философской американистики.

Задачи исследования

Задачи исследования определяются целями диссертационной работы и внутренней логикой взглядов Сантаяны. Они состоят в том, чтобы:

1) Описать формирование и развитие философских взглядов Сантаяны в контексте «золотого века» американской философии, показать влияние на эти взгляды идей Ройса, Джемса, Шопенгауэра, Платона и Плотина, дискуссий неореалистов и критических реалистов;

2) Определить характер эпистемологии и онтологии Сантаяны и его моральной и социально-политической философии; дать теоретико-методологическую оценку его варианту натурализма и платонизма; показать связь его толкования истины с прагматизмом и критическим реализмом; выявить основные аргументы, предлагаемые им в пользу морально-эстетического мироотношения;

3) Оценить предложенный Сантаяной метод «предельного скептицизма» для изучения познавательного процесса, концепцию «интуиции сущностей» и роль «животной веры» в обосновании реализма, роль воображения и символических систем в познании;

4) Проанализировать сопряженность натурализма в толковании генезиса сознания, платонизма в идеализации его продуктов и учения о рациональном устройстве общества для понимании смысла духовной жизни человека - центральной темы всей философии Сантаяны;

5) Обозначить место философии Сантаяны в традиции американской мысли.

Методология исследования

Для решения поставленных в диссертации задач диссертант использовал несколько методов.

Метод историко-философской дескрипции — систематического описания этапов творческой деятельности Сантаяны, смены тематики и концептуальных установок использовался для воссоздания общей картины движения мысли.

Метод исторической реконструкции - при описании контекста формирования взглядов Сантаяны в рамках американской философии первой половины XX века.

Метод сравнительного анализа — при сопоставлении философских позиций Сантаяны, Джемса, Ройса, Шопенгауэра, неореалистов, критических реалистов и других философов.

Метод биографического описания — для показа влияния фактов биографии на формирование и эволюцию философских взглядов. Этот метод особо актуален для понимания Сантаяны, для которого характерна само-рефлексия по поводу событий его жизни, которая, в свою очередь, стремилась быть воплощением идей его философии.

Широко использованы источники и материалы, не переведенные на русский язык, в том числе «Жизнь разума», «Царства бытия» и «Господство и власть».

Источники исследования

В качестве материала исследования использованы публикации Дж. Сантаяны (на русском и английском языках), комментаторская литература отечественных и западных историков философии, материалы конференций.

Новизна и научная ценность

Новизна и научная ценность проведенной диссертантом работы состоит в том, что впервые в отечественной исторической литературе дан целостный анализ творчества Дж. Сантаяны.

Проведена историко-философская работа по анализу текстов произведений Сантаяны, их стилистики, рефлексии самого Сантаяны по поводу его идей, а также оценочных работ комментаторов. Более полно представлен идейный климат американской философии первой половины XX века и роль философов Гарвардского университета в его создании.

Прослежено формирование и развитие философских взглядов Сантаяны в контексте «золотого века» американской философии. Показана роль идей Джемса и Ройса, Шопенгауэра, Платона и Плотина, дискуссий неореалистов и критических реалистов в выработке его собственной позиции.

Показано, что поворот Сантаяны к эпистемологической и онтологической проблематике был стимулирован дискуссиями неореалистов и критических реалистов по поводу схемы познания. Признание сущностей посредниками познавательного процесса (критический реализм) послужило эпистемологической основой концепции идеального («Царства сущности»).

Дана теоретико-методологическая оценка его варианта платонизма, построенного на натуралистической основе. Показано, что, в силу натуралистической установки, придание Сантаяной идеальным сущностям самостоятельного бытия не тождественно платонизму. В толковании истины Сантаяна соединил платонизм («Царство истины») с умеренным агностицизмом («полная» истина об отдельных фактах и о мире в целом до конца непостижима) и прагматизмом («частная» истина о фактах удостоверяется основанной на «животной вере» практикой). Сделан вывод о том, что с помощью «Царства сущности» Сантаяна уравнивает в правах все формы интеллектуального и духовного творчества человека — науку, религию, поэзию, искусство.

Показано, что плюралистическая система бытия использовалась Сантаяной как аргумент в пользу идеи о самостоятельной значимости и приоритетности духовной жизни и «легитимности» позиции отстраненности от материальной и социальной практики.

Рассмотрение учения Сантаяны об обществе и государстве показало его утопичность в контексте реалий современной жизни.

Теоретическая и практическая значимость

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что сформулированные в ней выводы и результаты могут быть использованы в историко-философских исследованиях философской мысли

США. Материал диссертации полезен в подготовке специальных курсов по философии США, в учебной литературе для студентов и аспирантов. Отдельные положения проделанного исследования могут быть использованы для составления курсов по истории американской социально-политической мысли и культуры.

Апробация работы

Основные идеи и выводы диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора, были представлены на международных и российских конференциях. Автором данного исследования был написан'раздел о творчестве Дж. Сантаяны в учебном пособии для университетов «Западная философия в XX веке» (под редакцией Мельвиля Ю.К., Зотова А.Ф.). Пособие выдержало два издания в 1994 и 1998 годах.

Структура и объем работы

Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Епоян, Тигран Альбертович

Заключение

Среди мыслителей и философских течений XX века личность и учение Сантаяны выделяются грандиозностью замысла и классическим способом его решения. Обнаруживая в себе черты прагматизма, экзистенциализма, философии жизни и феноменологии, его философия не сводима ни к одному из этих направлений и отмечена собственной оригинальностью. В век, когда старая и «новая» метафизика уступили место позитивизму, логическому и лингвистическому анализу, Сантаяна сохранил верность изначальному пониманию философии как любви к мудрости, ищущей пути к благой жизни и счастью. В поисках оснований для своей созерцательной и, вместе с тем, рационально-прагматичной философии, он объял в своем учении почти все богатство и многообразие западной философской мысли, начиная от древнегреческих классиков и заканчивая современниками, мыслителями XIX и XX веков.

Его занятия философией в Гарвардском университете совпали по времени с периодом жарких научных и философских споров о человеке и свободе воли, о причинности и случайности в мире, о сознании и возможностях познания. Эти дискуссии были вызваны величайшими открытиями в науке - теорией эволюции Дарвина, учением о физиологии психических процессов и деятельности головного мозга, теорией клеточного строения организмов и атомарного строения материи и др. Эти открытия выбили последнюю почву из-под ног религии и заострили до предела дискуссии о познавательной способности человеческого разума, а по большому счету, об основном вопросе философии — отношении сознания к бытию.

Оказавшись между двумя противоположными позициями — объективного идеализма Ройса и субъективного идеализма Джемса, Сантаяна примкнул к критическим реалистам и разработал цельную философскую систему — удивительный сплав платонизма и натурализма, идеализма в понимании духа и духовности и материализма в объяснении сил, действующих в природе и в обществе.

Натурализм и плюралистическая онтология.

В отличие от Джемса, который свел все бытие к потоку сознания, то есть к психическому, и Ройса, для которого весь мир существовал через мышление Абсолюта, то есть был чисто идеальным, Сантаяна показал действительно плюралистическую Вселенную. Признавая материю единственной существующей субстанцией и силой в мире («царство материи»), он одновременно постулировал бытие идеального — «царство сущностей», или непосредственных данных сознания. Самостоятельную сферу бытия он определил также за сознанием («царство духа») и «истиной факта» -виртуальной сущностью каждого индивидуального существования, совокупность которых образует свое «царство истины».

Он оставался последовательным натуралистом в объяснении природы и происхождения всех явлений и фактов. Сознание он трактовал как продукт эволюции органической природы, а познание - как функцию организма, необходимую для ориентации и деятельности в окружающей среде.

Эпистемологический реализм и интуиция сущностей.

В эпистемологии Сантаяна придерживался позиции критического реализма и признавал эффективное действие критерием истинности «частного мнения». Он использовал метод «предельного скептицизма», схожий с феноменологической редукцией Гуссерля, для выявления «предельных» данных сознания - «вечных, самотождественных, неизменных» сущностей, благодаря которым объекты репрезентируются в сознании, становятся предметами чувственного восприятия и элементами дискурсивного мышления. В основе каждого отдельного момента сознательности он обнаружил интуицию - естественную активность и способность сознания направлять внимание на сущность, «схватывать» и созерцать ее.

Животная вера

Рассматривая познание в качестве функции организма, Сантаяна показал неизбежное присутствие в каждом познавательном акте непреодолимой, инстинктивной уверенности живого существа в существовании объектов познания, представленных в интуиции сущностями. Связав эту уверенность с животной природой познающего субъекта, философ переосмыслил представление о гносеологической вере и ввел в обиход новый термин «животная вера». Знание получило у него не теоретическое, а практически-деятельное, жизненное обоснование. Вместе с тем, оно оказалось символическим, как и весь мир человеческого сознания.

Став свидетелем «обрушения» некогда стройных и неколебимых научных теорий, Сантаяна не просто утверждал относительность всякой «истины мнения» — научной концепции, философского учения, частных суждений, — но и обосновал фундаментальную символичность познания через принципиальное различение сущности (идеального) и существования (материи). Это позволило объяснить ошибки и заблуждения в познании, а также уровнять в правах все формы интеллектуального, духовного творчества человека — науку, религию, поэзию, искусство. Практическую эффективность обыденного и относительную истинность научного знания Сантаяна объяснил тем, что во время «утилитарного» познания сущности появляются в интуиции под «принуждением» познаваемых объектов и достаточно адекватно их представляют.

Воображение

Сантаяна показал, что спонтанность и свобода воображения, лежащие в основании всей ментальной деятельности и скованные в познании внешним «принуждением», восстанавливаются в «чистом», незаинтересованном созерцании сущностей. Благодаря демонстрации возможности такого созерцания он объяснил происхождение не имеющих утилитарного предназначения феноменов духовной культуры и отражение в них «заботы» человека о своей судьбе.

Через раскрытие органического единства широко толкуемого психического — психеи и сознания - он показал, как эта «забота» пронизывает всю сферу сознательного и бессознательного, придает всему процессу мышления и восприятия определенную морально-эстетическую окраску, определяет индивидуально-личностный, эмоциональный фон когнитивной деятельности.

Задолго до того, как воображение стало предметом целенаправленного изучения в теории познания и развития научного знания, Сантаяна в своей феноменологической трактовке сознания, по словам Н.С.Юлиной, «на главное место поставил особую человеческую способность - воображение. Именно игре воображения обязаны своим появлением искусство, литература,

71 7 архитектура, философия, религия и наука» .

Духовная жизнь

На выбор Сантаяной способности воображения в качестве одной из главных тем творчества существенное влияние оказали природная склонность к созерцательности, усиленная в детские и отроческие годы одиночеством, вынужденным поиском утешения в мире фантазий и грез, а также внутренний моральный конфликт желания и неспособности поверить в Бога.

Восстановление в правах способности воображения через демонстрацию ее природной необходимости и универсальности в качестве механизма функционирования сознания позволило Сантаяне если не буквально, то морально реабилитировать религию и показать, как вместе с поэзией и философией, она является самовыражением человеческой души, самых сокровенных, глубоких и сильных потребностей его плоти и духа.

Через систему своей онтологии и эпистемологии он демистифицировал «духовную жизнь», показал ее реальность и (не меньшую по сравнению с практически-деятельной жизнью) актуальность для человека. Противостояние

217 Юлина Н.С. Философская мысль в США. XX век. 2008. (в производстве) внешней, практической, познавательной, «разумной» и внутренней — созерцательной, связанной с творчеством, «духовной» жизни он нивелировал их постоянным «чередованием» в опыте человека.

С возможностью свободного творчества, обращения к искусству и простого наслаждения прекрасным Сантаяна связывал реализацию человеческого потенциала и поэтому объединил этическую задачу поиска путей к благой жизни с возвышением созерцательно-эстетического отношения к жизни.

В своем социально-этическом учении он предложил идеал рационально-организованного общества, в котором возможно преодоление отчуждающего и отчужденного труда, превращение его в отдаленной перспективе в свободное творчество, освобождение времени для интеллектуальных, духовных занятий, в которых люди смогут реализовать свою свободу.

Оставаясь последовательным натуралистом и материалистом, убежденным в том, что «не идеи, а вещи управляют миром», он настоятельно рекомендовал «жить в соответствии с истинными потребностями», «жить по природе». Для этого первейшую задачу человека он определил, как самопознание в сократовском смысле слова. Только познавший себя, свои истинные потребности и интересы человек сможет стремиться к своему подлинному, а не мнимому благу, сможет избегать воздействия разрушающих и подавляющих его сил (dominations) и в то же время использовать силы (powers), организующие и обеспечивающие его существование и процветание.

В эпоху омассовления человека, утраты значимых ориентиров, деформации ценностей, погони за призрачным экономическим прогрессом и проявлений чудовищной разрушительной силы «воли к власти» Сантаяна возродил античный идеал рациональности, разумности в жизни отдельного человека, общества, целого народа и всего человечества. Он показал, что в мире существования единственно возможная свобода для человека — это познанная необходимость. В то же время, он обозначил безграничную свободу воображения в мире сущностей — феноменов человеческой культуры.

Большую часть своей жизни Сантаяна прожил вне Соединенных Штатов, но по его собственному признанию, его интеллектуальные достижения коренятся и принадлежат американской культуре. Воспитанник Гарвардского университета времен его расцвета, Сантаяна сам стал одним из тех, с чьим именем связывают золотой век американской философии. Признаваемый ее классиком, он занимает совершенно особое место, поскольку его философия, по оценке американского историка философии Г.Томаса, скорее «универсальна, нежели национальна», ибо его интересовали «вечные идеи, нежели временные проблемы»" .

Неприятие Сантаяной американского практицизма, в целом, и его выражения в философии, в частности, дало повод историку философии Джону Смиту исключить Сантаяну из списка крупнейших американских философов, объясняя это тем, что его (Сантаяны) «пассивный интеллектуализм чужд американскому духу» и духу американской философии219. Профессор Колумбийского университета Дэвид Дилворф еще более провокационно относит Сантаяну к числу «маргинальных фигур»220 среди выразителей господствующих в американской мысли прагматизма и трансцендентализма. Но делает это специально, чтобы показать несоразмерность масштабности учения Сантаяны прокрустову ложу американской, англо-американской, континентальной и даже современной философии, в рамки которой его пытаются «загнать» историки философии. Признавая «современность» Сантаяны в смысле участия в философских дискуссиях его современников, американских и европейских философов, Дилворф справедливо признает, что Сантаяна одинаково критично относился и к американскому прагматизму, и к европейскому идеализму. Вполне заслуженное место Сантаяны, по мнению Дилворфа, — за рамками временных и национальных границ среди величайших философов-классиков.

218 Thomas H. Understanding the Great Philosophers. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1962. P.335.

219 Smith Jh.E. The Spirit of American Philosophy. N.Y.: Oxford University Press, 1963. P. X

220 Dilworth D.A. The Place of Santayana in Modern Philosophy // Bulletin of the Santayana Society No. 15. 1997. P.2.

Другие историки философии считают, что, несмотря на любовь к античности, которая «возродилась» в его платонизме, и восторженное отношение к европейской культуре, Сантаяна, тем не менее, — плод американской культуры: «Америка сложна и разнообразна, ей присущи многие качества жизни, и различные типы культур, находящиеся на разных стадиях развития, сосуществуют в ней в одной системе. И сам испанский поэт лл 1 образец этого американского разнообразия» . Можно согласиться с Н.С. Юлиной, которая справедливо считает, что своими корнями творчество Сантаяны уходит в Америку: «Сантана писал на английском языке, пользуясь запечатленным в его смысловом поле культурным наследием, в период формирования взглядов его родной почвой был Гарвардский университет. Самое же главное — где бы он не жил, его притягивал опыт и интеллектуальный климат этой страны.»222.

Скитаясь по миру, Сантаяна - путешественник создал «философию странствия» по царствам Бытия, где утративший родину дух страстно желает ее обрести и совершает восхождение от «жизни разума» к «духовной жизни», к царству чистых и вечных сущностей, чистого Бытия. Как он сам признавал, главный предмет его философии - «.счастье и освобождение, плод высшего проявления человеческой воли и воображения» .

Отойдя от преподавательской деятельности в сравнительно молодом возрасте, он не основал философской школы, практически не имел учеников. По словам Рассела: «В мире прагматизма, демократии, механизма и протестантского модернизма Сантаяна остался платонизирующим схоластом, теоретическим приверженцем аристократии.»224. Справедливо критикуя его за отсутствие строгих определений понятий философского дискурса, Рассел ценил вклад Сантаяны в эстетику и этику, признавал его дар философа

221 Browhell В. The man and the Philosopher // The Philosophy of G.Santayana. Ed. by P.A.Schilpp. P. 56.

222 Юдина H.C. Очерки по философии в США. XX век. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С.69.

223 Santayana G. Brief History of My Opinions. P.248-249.

224 Russell B. Philosophy of Santayana // The Philosophy of George Santayana. Ed. by Schlipp P.A. P.454. культуры, которого стоит изучать, «чтобы узнать, в чем заключается благая жизнь, и каких ценностей он придерживается в морали и в искусстве»225.

В середине XX века, в период бурного развития аналитической и лингвистической философии учение Сантаяны оказалось в стороне от этой «столбовой дороги», но оказало большое влияние на последующее развитие философии как в Америке, так и в Европе.

По мнению американского исследователя Г.Сааткампа, философия Сантаяны «уходит корнями в экстраординарный синтез европейской и американской мысли, который развивает две драматические темы: натурализм

226 и творческое воображение» . Во взгляде Сантаяны на разум как на средство «гармонизации различных интересов через институты социальной практики» и на знание как «не буквальное, а контекстуальное и символичное»227 он видит его основной вклад в развитие мировой философской мысли.

По мнению Тимоти Сприджа, философия Сантаяны представляет собой «одну из самых совершенных сложных философских систем, .самую убедительную, тщательно проработанную и всеобъемлющую версию материализма или натурализма из когда-либо существовавших, . в которой найдено достойное решение вопроса духовных ценностей и этики, в которой

22R разум ни к чему не редуцируется» .

Не случайно, акцентируя вклад Сантаяны в разработку конкретных философских концепций и понятий, историки философии Мортон Уайт, Роберт Уитмор и Мосси Кирквуд называли Сантаяну «мудрецом ллл 72f) материализма» , «певцом животной веры» и «святым воображения» .

225 Ibid. Р.453.

226 Сааткамп Г. Джордж Сантаяна // Американская философия. Под ред. А.Марсубяна и Дж.Райдера. М.: Идея-Пресс, 2008. С.225.

227 Там же. С.225. ш Sprigge T.L.S. George Sanîayana//American Philosophy Ed. by M.Singer. Cambridge, 1985. P.l 17118.

229 White M. G. George Santayana: Sage of Materialism // Science and Sentiment in America: Philosophical Thought From Jonathan Edwards to John Dewey. N.Y.: Oxford University Press, 1972. P.240-265.

230 Whittemore R.C. The Poet of Animal Faith // Makers of the American Mind. N.Y.: William Morrow & Company, 1964. P. 405-418.

231 Kirkwood M.M. Santayana: Saint of the Imagination. Toronto, 1961.

Историк философии Ван Уезеп причислил Сантаяну к «семи

232 мудрецам» , семи выдающимся мыслителям, творчество которых по праву Чарльз Франки относит к «золотому веку» американской философии . Пол Конкин234 включил Сантаяну в число восьми выдающихся американских мыслителей. Современник Сантаяны и издатель его трудов Ирвин Эдман называл его «последним греком», «платоническим мыслителем, материалистом в природе и в морали», чьи «работы раскрывают подлинную,

23 5 классически взращенную мудрость» . Место Сантаяны в истории философии ёмко определил Д. Дилворф: «На основе античного материализма, в понятиях которого он одновременно прояснил смысл сущности, духа и истины, Сантаяна создал, возможно, самую важную и синкретическую систему XX

236 века» .

232 Van Wesep H.B. George Santaya: Spiritual Materialist // Seven Sages: The Story of American Philosophy. N.Y.: Longmans, 1960. P.251-315.

233 Frankel Ch. The Golden Age of American Philosophy. P. 262-263.

234 Conkin P.K. Puritans and Pragmatists. P.405-474.

235 Edinan I. An Introductory Essay // Philosophy of Santayana: Selections From the Works of George Santayana. Ed. by I. Edman. N.Y.: Modern Library, Toronto: Macmillan-Random House, 1942.

236 Dilworth D.A. The Place of Santayana in Modern Philosophy. P. 10.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Епоян, Тигран Альбертович, 2008 год

1. Сантаяна Дж. Люди и страны. Моя жизнь // Пер. с англ. Новая Юность. 2002. № 5. http://magazines.russ.rU/novyun/2002/5/san.html

2. Сантаяна Дж. Отсутствие религии у Шекспира // Пер. с англ. Начало: Журнал Санкт-Петербургского Института богословия и философии. 2000. № 7 http://www.ibif.org.ru/nachalo07.htm

3. Сантаяна Дж. Прогресс в философии // Пер. с англ. Вопросы философии. 1992. №4

4. Сантаяна Дж. Скептицизм и животная вера. Пер. с англ. СПб.: Владимир Даль, 2001.

5. Сантаяна Дж. Характер и мировоззрение американцев. Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, 2003.

6. Другие работы на русском языке

7. Ado П. Плотин или простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А.Шичалина, 1991.

8. Богомолов A.C. Буржуазная философия США XX века. М.: Мысль, 1974.

9. Буржуазная философия кануна и начала империализма. Учебное пособие. Под ред. Богомолова A.C., Мельвиля Ю.К., Нарского И.С. М.: Высшая школа, 1977.

10. Быховский Э. Философия антигуманизма// Философские записки. Т.2. 1948.

11. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Издательство Политической Литературы, 1950.

12. Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. М.: Космос, 1911.

13. Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. СПб.: Издание Пирожкова, 1904.

14. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. М.: Русская мысль, 1910.

15. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.15 .Джемс В. Прагматизм. СПб.: Шиповник, 1910.

16. Джемс В. Существует ли сознание? // Новые идеи в философии. №4. СПб. 1913.17Ендовицкий В.Д. Критика философии американского критического реализма (Философия культуры Дж.Сантаяны). М., 1968.

17. Епископосов Г.Л. Философия Дж.Сантаяны идеологическое оружие империализма//Вопросы философии. №3. 1953.

18. Епоян Т.А. Дж.Сантаяна и традиции американской философии и культуры // Материалы II научной конференции «Американское общество на пороге XXI века». Москва, 1995.http ://www. amstud.msu.ru/fiilltext/texts/confl 995/epoyan28 .htm

19. Епоян Т.А. Философская концепция Джорджа Сантаяны в «Скептицизме и животной вере» (на армянском и на русском языках) // Вестник Ереванского государственного университета, Серия общественные науки № 2 (77), Ереван, 1992.

20. Луканов Д.М. Джордж Сантаяна и экзистенциализм // Вопросы философии. №7, 1981.

21. Рассел Б. История западной философии. М.: Миф, 1993.

22. Сааткамп Г. Джордж Сантаяна. // Американская философия. Под ред. А. Марсубяна и Дж. Райдера. М.: Идея-Пресс, 2008.

23. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М. 1900.

24. Юлина Н.С. Очерки по философии в США. XX век. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

25. Юлина Н.С. Философия Д.Сантаяны и американский реализм // Современный объективный идеализм. М.: Наука, 1963.

26. Юлина Н.С. Философия «эстетической морали» Джорджа Сантаяны // Вопросы философии. №2. 1961.

27. Юлина Н.С. Философская мысль в США. XX век. (в производстве).

28. Произведения Дж.Сантаяны на английском языке

29. Santayana G. Apologia Pro Mente Sue // The Philosophy of G.Santayana. Ed. by P.A.Schilpp. Evanston and Chicago: Northwestern University Press, 1940.

30. Santayana G. Brief History of My Opinions // Contemporary American Philosophy. Ed. by G.Adams and W.Montague. N.Y.: Macmillan, 1930.

31. Santayana G. Character and Opinion in the United States. N. Y.: Scribner's, London: Constable, Toronto: McLeod, 1920.

32. Santayana G. The Coming Philosophy // Journal of Philosophy, Psychology, and Scientific Methods, №11. 1914.

33. Santayana G. Dialogues in Limbo, With Three New Dialogues. N.Y.: Scribner's, 1948.

34. Santayana G. Dominations and Powers: Reflections on Liberty, Society and Government. N.Y.: Scribner's; London: Constable, 1951.

35. Santayana G. Egotism in German Philosophy. London, Toronto: Dent, 1939.

36. Santayana G. A General Confession // The Philosophy of George Santayana. Ed.by P.A. Schilpp. Evanston and Chicago: Northwestern University Press, 1940.

37. Santayana G. The Genteel Tradition in American Philosophy // Selected Critical Writings of George Santayana. Ed. by N. Henfrey. Cambridge: The University Press, 1968. Vol. II.

38. Santayana G. The German Mind: A Philosophical Diagnosis. N.Y.: Thomas Y. Crowell Co., 1968.

39. Santayana G. The Idea of Christ in the Gospels or, God in Man. N.Y.: Scribner's, Toronto: Saunders, 1946.

40. Santayana G. Interpretation of Poetry and Religion. N.Y.: Scribner's, 1921.

41. Santayana G. The Life of Reason or The Phases of Human Progress // The Philosophy of Santayana. Ed. By I.Edman. N.Y.: Scribner's, 1936.

42. Santayana G. The Life of Reason or The Phases of Human Progress. (One-Volume Edition) N.Y.: Scribner's, London: Constable, 1954.

43. Santayana G. Literal and Symbolic Knowledge // Journal of Philosophy, Psychology, and Scientific Methods, № 15. 1918.

44. Santayana G. Lucifer. A Theological Tragedy. Chicago and N.Y.: Herbert S. Stone, 1899.

45. Santayana G. The Last Puritan. A Memoir in the Form of a Novel. N.Y.: Scribner's, 1936

46. Santayana G. The Middle Span. (Persons and Places, vol. 2) N.Y.: Scribner's 1945

47. Santayana G. My Host the World. (Persons and Places, vol.3) N.Y.: Scribner's 1953.

48. Santayana G. Obiter Scripta: Lectures, Essays, Reviews. Ed. by J.Buchler and B.Schwartz, N.Y.: Scribner's, 1936.

49. Santayana G. Persons and Places // The Philosophy of Santayana, Ed. by I. EdmanN.Y.: Scribner's, 1953.

50. Santayana G. Platonism and the Spiritual Life. N.Y.: Scribner's, London: Constable, 1927.

51. Santayana G. Poems. N.Y.: Scribner's, London: Constable, 1923.

52. Santayana G. The Realms of Being. N.Y.: Scribner's, 1942.

53. Santayana G. The Realm of Spirit. N.Y.: Scribner's, London: Constable, 1940.

54. Santayana G. The Reason in Common Sense // The Philosophy of Santayana. Ed. by LEdman. N.Y.: Scribner's, 1936.

55. Santayana G. The Reason in Science // The Golden Age of American Philosophy. Ed. by Ch. Frankel, N.Y.: Braziller, 1964.

56. Santayana G. Scepticism and Animal Faith. N.Y.: Dover, 1955.

57. Santayana G. The Sense of Beauty: Being the Outlines of Aesthetic Theory. N.Y.: Scribner's, 1936.

58. Santayana G. Soliloquies in England and Later Soliloquies. N.Y.: Scribner's, London: Constable, 1922.

59. Santayana G. Sonnets and Other Verses. Cambridge and Chicago: Stone and Kimball, 1894.

60. Santayana G. Some Meaning of the Word "Is" // Journal of Philosophy, Psychology, and Scientific Methods, № 11. 1915.

61. Santayana G. Three Philosophical Poets: Lucretius, Dante, Goethe. Cambridge: Harvard University Pre s s, 1910.

62. Santayana G. Three Proofs of Realism // Essays in Critical Realism: A Cooperative Study of the Problem of Knowledge. Second Edition. N.Y.: Peter Smith, 1941.

63. Santayana G. Winds of Doctrine: Studies in Contemporary Opinion. N.Y.: Scribner's, 1913

64. Другие работы на английском языке

65. Alexander Th. Beauty and the Labyrinth of Evil: Santayana and the Possibility of Naturalistic Mysticism // Bulletin of the Santayana Society. No. 18. 2000.

66. Arnett W.E. George Santayana. N.Y.: Washington Square Press, 1968.

67. Arnett W.E. Santayana and the Sense of Beauty. Bloomington: Indiana University Press, London: M.Paterson, 1955.

68. I.Butler R. George Santayana: Catholic Atheist // Spirituality Today. Vol. 38, 1986.

69. Butler R. The Life and the World of George Santayana. Chicago: Regnery, 1960.

70. Butler R. The Mind of Santayana. Chicago: Regnery, 1955; London: Routledge, 1956.

71. A,.Carter D. George Santayana. (Hispanics of Achievement Series) New York and Philadelphia: Chelsea House Publishers, 1992.

72. Comstock W.R. Dewey and Santayana in Conflict: Religions Dimensions of Naturalism // Journal of Religion, 45, 1965.

73. Conger G.P. Santayana and Modern Liberal Protestantism // Journal of Philosophy, 18, 1921.

74. Conkin P.K. Puritans and Pragmatists: Eight Eminent American Thinkers. N.Y.: Dodd, Mead & Company, 1968.

75. Cory D. (Ed.) The Letters of George Santayana. N.Y.: Scribner's, London: Constable, 1955.

76. Cory D.M. Santayana: The Later Years.A Portrait with Letters. N.Y.: Braziller, 1963.

77. Dawidoff R. The Genteel Tradition and the Sacred Rage: High Culture vs. Democracy in Adams, James, and Santayana. University of North Carolina Press, 1992.

78. Dewey J. Half-Hearted Naturalism // Journal of Philosophy, 24, 1927.

79. Dewey J. Value, Objective Reference and Criticism I I Philosophical Review, 34, 1925.

80. Dilworth D.A. The Place of Santayana in Modern Philosophy // Bulletin of the Santayana Society, No. 15, 1997.

81. Drake D. The Illusive Doctrine of Essence // Philosophical Review, 37, 1928.

82. Edman I. An Introductory Essay // Philosophy of Santayana: Selections From the Works of George Santayana. Ed. by I. Edman. N.Y.: Modern Library, Toronto: Macmillan-Random House, 1942.

83. Essays in Critical Realism: A Cooperative Study of the Problem of Knowledge. London: Macmillan, 1920.

84. Flower E. and Murphey G.M. George Santayana: The Exile at Home // A History of Philosophy in America, N.Y. 1977.

85. Fisher J.J. Santayana on James: A Conflict in Views on Philosophy // American Philosophical Quarterly, 2, 1965.

86. Flamm M.C., Skowronski K.P. (Ed.) Under Any Sky: Contemporary Readings of George Santayana. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2007.

87. Frankel Ch. The Golden Age of American Philosophy. N.Y.: Braziller, 1960.

88. Geoghegan W.D. Platonism in Recent Religious Thought. N.Y.: Columbia University Press, 1958.

89. Goodwin W.F. Sankhya and the Philosophy of George Santayana // Kenyon Review, 16, 1954. '

90. Holt E.B. The Concept of Consciousness. N.Y.: Macmillan, 1914.

91. HookS. William James and George Santayana. Carbondale, 1973.

92. Howgate G.W. George Santayana. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, London: Oxford University Press, 1938.

93. Kallen H.M. The Laughing Philosopher// Journal of Philosophy, 61, 1964.

94. Kinney C.E. A Critique of the Philosophy of George Santayana in the Light of Thomistic Principles. Washington D.C.: Catholic University of America Press, 1942.

95. Kirkwood M.M. Santayana: Saint of the Imagination. Toronto: University of Toronto Press, 1961.

96. Kuntz P.G. Santayana's Neo-Platonism // Bulletin of the Santayana Society, No 3, 1985.

97. Kuklick B. George Santayana // The Rise of American Philosophy, New Haven, 1977

98. Lacks J. George Santayana // Bulletin of the Santayana Society No. 2. 1984.

99. Lachs J. Spirituality without Moral Concern // Bulleting of the Santayana Society №18, 2000.

100. Lamprecht S.P. Normal Madness and the Political Life // Journal of Philosophy, 49, 1952.

101. Levinson H.S. Santayana, Pragmatism, and the Spiritual Life. Chapel Hill and London: The University of North Carolina Press, 1992.

102. Leavis F.R. Tragedy and the Medium: A Note on Santayana's Tragic Philosophy // The Common Pursuit. N.Y.: George W.Stewart, London: Chatto and Windus, 1952.

103. Lyon R.C. Santayana: Some Recollections and Asides // Bulletin of the Santayana Society, No. 4, 1986.

104. McCormick J. George Santayana: A Biography. N.Y.: Paragon House Publishers, 1988.

105. Michelsen J.M. Santayana's Platonic Nominalism // Transactions in the Charles Pierce Society, 13, 1977.

106. Munitz M.K. The Moral Philosophy of Santayana. N.Y.: Columbia University Press, London: Oxford University Press, 1939.

107. Munson Th.N. The Essential Wisdom of George Santayana. N.Y.: Columbia University Press, 1962.

108. The New Realism. Cooperative Studies in Philosophy. Second edition. N.Y.: Macmillan, 1922.

109. Perry R.B. American Philosophy in the First Decade of the Twentieth Century // Revue Internationale de Philosophie, 1, 1939.

110. Perry R.B. Present Philosophical Tendencies. N.Y.: Longmans, 1912.

111. Perry R.B. Santayana: Impressions of an International Figure in Philosophy and Letters // Harvard Alumni Bulletin, 55, 1952.

112. A Philosopher's Farewell. Time, May 7, 1951. at www.time.com

113. The Programm and First Platform of Six Realists // Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. Vol. VII, №15, 1910.

114. Randal J.H.Jr. Josiah Royce and American Idealism // Journal of Philosophy, 63, 1966.

115. Ratner J. George Santayana's Theory of Religion // Journal of Religion, 3, 1923.

116. Royse J. The Religious Aspects of Philosophy. Boston. 1885.

117. Saatkamp H.J.Jr., Jones J. George Santayana: A Bibliographical Checklist, 1880-1980. Bowling Green: Philosophy Documentain Centre, Bowling Green State University, 1982.

118. Saatkamp H.J.Jr. Santayana's Autobiography // Bulletin of the Santayana Society, No 4, 1986.

119. Sellars R.W. Critical Realism and its Critics // Philosophical Review, 33, 1924.

120. Sellars R.W. What is the Correct Interpretation of Critical Realism? // Journal of Philosophy. 24. 1927.

121. Singer B. The Rational Society: A Critical Study of Santayana'a Social Thought. Cleveland: Press of Case Western University, 1970.

122. Singer I. George Santayana. Literary Philosopher. New Haven: Yale University Press, 2000.

123. Singer I. Santayana's Aesthetics: A Critical Introduction // Cambridge: Harvard University Press, 1957.

124. Schilpp P.A. (Ed.) The Philosophy of Santayana. Evanston and Chicago, 1940.

125. Smith Jh.E. The Spirit of American Philosophy. N.Y.: Oxford University Press, 1963.

126. Spitz D. George Santayana: Politics as Secular Theology // Ethics, 62, 1952.

127. Sprigge T.L.S. Santayana. An Examination of his Philosophy. London and Boston: Routledge & Kegan Paul, 1974.

128. Thomas H. Understanding the Great Philosophers. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1962. P.335.

129. Van Wesep H.B. George Santaya: Spiritual Materialist // Seven Sages: The Story of American Philosophy. N.Y.: Longmans, 1960.

130. Weirick B. Neoplatonism in George Santayana. From Whitman to Sandburg in American Poerty. N.Y.: Macmillan, 1924.

131. Wermith P.C. Santayana and Emerson. // Emerson Society Quarterly, 31, 1963.

132. White M. G. George Santayana: Sage of Materialism // Science and Sentiment in America: Philosophical Thought From Jonathan Edwards to John Dewey. N.Y.: Oxford University Press, 1972.

133. Whittemore R.C. The Poet of Animal Faith // Makers of the American Mind. N.Y.: William Morrow & Company, 1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.