ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Г.А. ЛАНДАУ (ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук ГУРИН Дмитрий Валерьевич

  • ГУРИН Дмитрий Валерьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 149
ГУРИН Дмитрий Валерьевич. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Г.А. ЛАНДАУ (ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ): дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2016. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат наук ГУРИН Дмитрий Валерьевич

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Г.А. ЛАНДАУ

1.1. Предпосылки философии культуры Г.А. Ландау

1.2. Теоретические основания философии культуры Г.А. Ландау: структура философологии и объектные мотивы

1.3. «Сумерки Европы» как первая попытка изложения концепции развития культуры Г.А. Ландау

Выводы по главе

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Г.А. ЛАНДАУ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛЕМИК РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

2.1. Судьба России: полемика с евразийцами

2.2. Н.О. Лосский и Г.А. Ландау: встреча идей

2.3. Основания и проблемы культуры

2.4. Гносеоморфные мотивы

Выводы по главе II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Г.А. ЛАНДАУ (ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Философские идеи мыслителей русского зарубежья приобретают сегодня особую актуальность и прежде всего потому, что в этих идеях содержится уникальный исторический опыт освоения чужой культуры, опыт философствования в отрыве от родной культуры. Ведь, как известно, философия невозможна без культурных и языковых оснований, и фактически мыслители в эмиграции должны были создать свой «русскоговорящий» мир, способствовавший их выживанию именно как русских мыслителей. И, на наш взгляд, именно этот опыт создания специфического мира культуры в рамках другой (чужой) культуры представляет для исследователей русской мысли особый интерес. В процессе осмысления этого мира интеллектуальной культуры русского зарубежья как целостного феномена для нас важны каждая деталь, каждое событие, каждый участник. В этом искусственно созданном мире одновременно существовали различные мыслители, имеющие разные взгляды и концепции, но все же их объединило общее поле «разговора», они понимали друг друга не только потому, что говорили на русском языке, но и потому, что понимали философское слово друг друга. Одним из характерных мыслителей русского зарубежья является Григорий Адольфович Ландау (1877-1941) - основательно забытый сегодня, но некогда широко известный в эмигрантских кругах. Факты его жизни и интеллектуальное наследие только начинают выходить из забвения. Тем интереснее посмотреть на его оригинальную концепцию философии культуры в историко-философском ракурсе.

Настоящее диссертационное исследование призвано заполнить пробелы в изучении философии Серебряного века и русского зарубежья. Попыткой целостного представления периода русской эмиграции является

исследование творческого наследия Г.А. Ландау, идеи которого находили отзыв в интеллектуальных кругах русского зарубежья и представляли собой концептуальное единство. Сегодня они основательно забыты в силу множества обстоятельств, поэтому важно ввести их в научный оборот современной философской мысли не только для полноценного восприятия эпохи русского зарубежья, но и для более широкого понимания сегодняшних философских проблем.

Степень разработанности темы. Диссертационная работа также предполагает непосредственное обращение к личности и идеям Г.А. Ландау. В современной истории русской философии (и конкретно в истории философии русского зарубежья) отсутствуют монографии и диссертации, посвященные системному анализу идей философа. Его имя и отдельные статьи упоминаются в контексте осмысления «культурологических идеологем» (диссертация С.И. Дудника, 2001), проблемы «национальных интересов» (диссертация Ю.Н. Касперовича, 2008) и рационализма в контексте кризиса культуры (диссертация Г.П. Кузьменко, 2004). Идеи Г.А. Ландау косвенно затрагиваются в процессе исследования «нравственного опыта русской эмиграции» (диссертация А.В. Кохановой, 2003), а также присутствуют в диссертациях, посвященных социально-философским идеям мыслителей русского зарубежья (диссертация Е.О. Веселковой, 2011) и конкретно философскому наследию М.О. Гершензона (диссертация Е.В. Герасимовой, 2005), культурологическим идеям Л.П. Карсавина (диссертация Б.Е. Степанова, 1998), интеллектуальному наследию Ф.Ф. Куклярского (диссертация А.С. Нилогова, 2011) и

Ф.М. Достоевского (диссертация Н.Ф. Шипуновой, 2006).

Первой основательной попыткой встроить идеи Григория Ландау в общефилософский контекст является работа В.И. Повилайтиса «Что есть история? Версии русского зарубежья»1. В ней автор обращается к деятельности ряда мыслителей философии русского зарубежья (в том числе Г.А. Ландау) с целью выявить определенные общие моменты их историософских концепций. Эта работа является ключевой для понимания целостной личности философа и позволяет добавить еще один элемент к мозаичной картине философии русского зарубежья. Кроме этого, В.И. Повилайтису принадлежат две статьи, затрагивающие творчество

Л

Григория Ландау: «Философия истории и культуры Г.А. Ландау» (2010) и

-5

«Философия культуры Григория Ландау» (2011). Работа

А.И. Мариниченко «Статья "Сумерки Европы" Г.А. Ландау в контексте общественной реакции России на начало Первой мировой войны»4 (2013) проливает свет на историко-философскую позицию философа. Биографические данные о Г.А. Ландау почерпнуты из работы В. Крейда «Чужой в каждом стане»5 (2007). К этому необходимо добавить еще ряд работ В. Гессена касающихся жизни и творчества мыслителя:

1 Повилайтис В.И. Что есть история? Версии русского зарубежья: монография. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. 184 с.

Повилайтис В.И. Философия истории и культуры Г.А. Ландау // Слово.ру: Балтийский акцент. 2010. № 1-2. С. 211-220.

Повилайтис В.И. Философия культуры Григория Ландау // Вопросы философии. 2011. №3. С. 101-108.

4 Мариниченко А.И. Статья "Сумерки Европы" Г.А. Ландау в контексте общественной реакции России на начало Первой мировой войны // Русская публицистика и периодика эпохи Первой мировой войны: политика и поэтика: исследования и материалы / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; редкол.: В. В. Полонский (отв. ред.) и др. М., 2013. С. 460-465.

5 Крейд В. Чужой в каждом стане // Ставрополь-на-Волге - город - Тольятти. Городской литературный журнал. 2007. №19. С. 292-303.

«Г.А. Ландау: Необходимые уточнения»6 (1994) и «Г.А. Ландау: Арест в Риге и смерть на Урале» (2002).

Анализ философии культуры Григория Адольфовича Ландау в контексте его онтологических и гносеологических построений невозможен без опоры на историко-философские исследования, посвященные философии в России первой половины ХХ века, в которую вплетаются и труды по истории философии русского зарубежья.

Осмысление философии этого периода зачастую осуществляется в контексте рассмотрения ключевых фигур философского сообщества того времени. Несмотря на многообразие русских философов начала ХХ века, оказавшихся в эмиграции, внимание исследователей привлекает небольшое количество знаковых персоналий, которые повлияли на формирование культуры той эпохи. Исходя из их идей и деятельности, современные исследователи делают вывод обо всех философах русского зарубежья и идейной направленности их творчества. Основное внимание уделяется, как правило, Н.А. Бердяеву, С.Н. Булгакову, Л.П. Карсавину, Н.О. Лосскому, П.А. Сорокину, Г.В. Флоровскому, П.Б. Струве и др. Активно публикуются их работы, неизвестные произведения (также продолжаются поиск и обработка архивов), переписка, проводится сравнительный анализ, выявляется степень влияния на современников и актуальность для современных философских проблем. При этом исследованию иных важных проблем и философских идей русского зарубежья зачастую уделяется меньшее внимание. Часть философских проблем рассмотрена в контексте истории, литературы, идеологии, культуры в целом, так как академический жанр философствования был

6 Гессен В. Г.А. Ландау: Необходимые уточнения // Вестник Еврейского университета в Москве. 1994. №3. С. 189-192.

Гессен В. Г.А. Ландау: Арест в Риге и смерть на Урале. URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/120/gessen.htm (дата обращения: 05.08.2015).

менее популярен среди мыслителей русского зарубежья. Это во многом определило степень влияния русских философов на западную философию.

О.Т. Ермишин отмечает, что многие аспекты русской философии конца XIX - первой трети XX века еще мало исследованы, и делит историографию по теме этого периода на несколько групп: исследовательские труды современников, обобщенные работы по русской философии и исследования рубежа XX - XXI веков. Также принято выделять два этапа в изучении этого периода: первый - это взгляд изнутри (конец XIX - середина XX в.), второй начинается в конце XX века (с конца 80-х годов), когда в отечественной науке в полной мере стало возможным исследование философии Серебряного века и русского зарубежья. С этого момента стали активно проникать в страну и переиздаваться работы запрещенных прежде авторов (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и т.д.). Кроме этого, было положено начало исследованию не только творчества главных представителей, но и самого социокультурного контекста философии русского зарубежья.

Исходя из вышесказанного, важными для данного диссертационного исследования стали работы, теоретически осмысливающие как историю русской философии в целом, так и философию русского зарубежья в частности. В данной диссертационной работе делается упор не только на основополагающие труды по истории русской философии за авторством В.В. Зеньковского8, Н.О. Лосского9, Б.В. Яковенко10 и др., но и на

11 19

современные исследования Н.В. Мотрошиловой , М.А. Маслина ,

о

Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001. 880 с.

9 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 480 с.

10 Яковенко Б.В. История русской философии. М., 2003. 510 с.

11 История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 3: Философия XIX-XX в. / под ред Н.В. Мотрошиловой и А. М. Руткевича. М., 1999. 448 с.

12 История русской философии: учеб. для вузов / редкол.: М. А. Маслин и др. М., 2001. 639 с.

В.Ф. Пустарнакова13, М.И. Раева14, О.Т. Ермишина15, С.С. Хоружего, Ю.Б. Мелих, В.Л. Махлина, Т.Г. Щедриной, Н.А. Дмитриевой, В.В. Янцена, В.А. Кувакина, И.И. Евлампиева, Г.Д. Гачева и др. Для актуализации и проблематизации идей и концепций русских философов первой половины ХХ века особую ценность приобретают сегодня книги из серии «Философия России первой половины XX века» (под общей редакцией Б.И. Пружинина)16, посвященные таким ключевым фигурам русской философии (в том числе и русского зарубежья), как Л.П. Карсавин, Г.В. Флоровский, Б.В. Яковенко, П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, Ф.А. Степун, И.А. Ильин и др.

Таким образом, как показывает степень разработанности проблемы, философия культуры Г.А. Ландау является фактически неразработанной тематической областью и прежде всего потому, что он сам ее не успел до конца развить в силу трагических объективных обстоятельств. Как и многие другие русские мыслители того времени он был вынужден менять траекторию своей интеллектуальной жизни и писать зачастую на практически, а не теоретически ориентированные темы. Поэтому для осмысления философии культуры Г.А. Ландау требуется особое историко-философское исследование, предполагающее ее реконструкцию в контексте целостного рассмотрения его онтологических и гносеологических идей.

13

Пустарнаков В.Ф.Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. СПб., 2003. 919 с.

14 Раев М.И. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939 / предисл. О. Казниной. М., 1994. 296 с.

Ермишин О.Т. Русская историко-философская мысль (конец XIX - первая треть XX в.) / Акад. гуманитар. исслед. М., 2004. 160 с.

16 Совместный проект ИФ РАН, Фонда им. Г.П. Щедровицкого и издательства «РОССПЭН», в рамках которого уже вышло 20 томов.

Объектом исследования является философское и публицистическое наследие Г.А. Ландау.

Предмет исследования - философия культуры Г.А. Ландау в контексте его общих онтологических и гносеологических построений.

Целью данного диссертационного исследования является реконструкция философии культуры Г.А. Ландау в контексте его общих онтологических и гносеологических построений и мировоззренческих установок.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

• выявить идейные предпосылки философии культуры Г.А. Ландау;

• исследовать гносеологические и онтологические основания философии культуры Г.А. Ландау;

• продемонстрировать влияние теоретических построений Г.А. Ландау на его публицистические работы;

• раскрыть философский смысл социально-политических дискуссий Г.А. Ландау с евразийцами и Н.О. Лосским, показать их истоки, тематические предпочтения и идейные противоречия;

• определить значение философской концепции развития культуры Г.А. Ландау в истории русской философии и философии русского зарубежья.

• ввести в научный оборот малоизвестные работы Г.А. Ландау об основаниях культуры, философологии и ее составляющих;

Источники диссертационного исследования. Необходимо отметить, что в период русского зарубежья важное место отводилось издательской деятельности. Печатная продукция была самым действенным культурным инструментом объединения разобщенных эмигрантских диаспор. Особой популярности достигла периодика. В основных центрах русской эмиграции активно появлялись и издавались различные газеты и журналы. Они носили научный, политический, литературно-художественный, развлекательный и религиозный характер. Многие периодические издания затрагивали философскую тематику, часто жанр был смешанным. Периодика стала транслятором культурных идей и значимым материалом для исследователей этого периода русской культуры. Поэтому важными источниками для изучения наследия Г.А. Ландау явились газетные и журнальные публикации. В своих статьях его упоминали С.П. Мельгунов17, П.М. Бицилли18, В.В. Руднев19, Л.П. Карсавин20, Ст. Иванович21, И.М. Херасков22, М.В. Вишняк23, С.И. Гессен24,

17

Мельгунов С.П. Антисемитизм и погромы // Голос минувшего на чужой стороне.

Париж, 1927. №5. С.231.

18

Бицилли П.М. Bertrand de Jouvenel. Vers les Etats-Unis d'Europe. Paris, 1930, G. Valois (Bibl. Syndicaliste, xxi) // Новый град. Париж, 1932. №4. С. 92.

19 Руднев В.В. Восстановление буржуазного строя в России и социалистические партии

// Современные записки. Париж, 1922. № XIII. С. 267.

20

Карсавин Л.П. Европа и Евразия // Современные записки. Париж, 1923. №XV. С. 298.

21

Иванович Ст. О врагах социализма // Современные записки. Париж, 1923. №XVII. С.

390, С. 391, С. 399.

22

Херасков И.М. Прогресс (Социологический очерк) // Современные записки. Париж, 1924. №XIX. С. 354, С. 357.

23

Вишняк М.В. Оправдание демократии // Современные записки. Париж, 1923. №XVI. С.331-332; Он же. «Смена Вех». Сборник статей // Современные записки. Париж, 1921. №VIII. С. 384; Он же. На Родине (Партия с.-р.) // Современные записки. Париж, 1922. № XII. С. 326; Он же. На Родине («Мы» и «они») // Современные записки. Париж. 1922. №X. С. 327; Он же. На Родине (Судьбы революции) // Современные записки. Париж,

М.А. Алданов25, Р.Б. Гуль26. Заметное место ему уделено в воспоминаниях

27 28

Ф.А. Степуна , его упоминает и М.И. Цветаева . Следует особо отметить две публицистические дискуссии. Так, в 1922 году на страницах газеты «Руль» развернулся спор Г.А. Ландау с представителями евразийского движения, а в 1925 - с Н.О. Лосским.

К работам раннего периода творчества Г.А. Ландау следует отнести: «О политике права (К теории прикладных наук)» (1906); «Бессилие националистского творчества. К критике национальных программ Сионистской и Еврейской Народной Партии» (1907); «Объектные мотивы философских построений» (1913); «Сумерки Европы» (Статья, 1914); «Польско-еврейские отношения» (1915). К работам позднего периода относятся: «Евразийское самоутешение» (1922); «Именинники (ответ евразийцам)» (1922); «О преодолении зла: (К систематике общественных явлений и к теории идеала)» (1923); «Сумерки Европы» (Книга, 1923); «Пушкин как воспитатель» (1924); «Революционные идеи в еврейской общественности» (1924); «Философия и политика» (1925); «Пессимизм и оптимизм» (1925); «Эпиграфы» (1927); «Тезисы против Достоевского» (1932); «Культура слова как культура лжи» (1933); «О мистическом опыте. Очерк систематической философологии» (1935).

1921. №V. С. 348-354; Он же. На Родине (Кронштадт) // Современные записки. Париж, 1921. №IV. С. 369.

24

Sergius. Philosophie und Recht. Sonderheft «Russische Rechtsphilosophie» (2 Heft, 192223), Herausg. von Dr. Etme und Dr. Fr. Raab. A. W. Zickfeldts Vertag. Osterwreck-Harz // Современные записки. Париж. 1923. №XVII. С. 524; Sergius. Григорий Ландау. Сумерки Европы. Книгоиздательство «Слово». Берлин. 1923. 374 с. // Современные записки. Париж, 1923. №XVI. С. 436-444; Sergius. Сборник статей, посвященных П.Б. Струве. Прага. 1925. 449 с. // Современные записки. Париж, 1925. № XXIV. С. 451, 454.

25

Алданов М.А. Д. Мережковский. Тайна Запада. Атлантида-Европа. Белград. Русская Библиотека // Современные записки. Париж, 1931. №XLVI. С.490.

26 Гуль Р.Б.Я унес Россию: Апология русской эмиграции: в 3 т. Т. 1. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2001. URL: http://www.dk1868.ru/history/gul1_2.htm (дата обращения: 16.05.2015).

27

Степун Ф. А. Москва и Петербург накануне войны 1914 г. // Новый журнал. Нью -

Йорк, 1951. Кн. 27. С. 181-182.

28

Цветаева М. Нездешний вечер // Современные записки. Париж, 1936. № LXI. С. 180.

В обобщенном виде работы философа можно разделить на следующие группы. К основным философским произведениям мыслителя можно отнести: «Объектные мотивы философских построений», «О мистическом опыте: очерк систематической философологии», «Пессимизм и оптимизм». Концепцию философии культуры Г.А. Ландау можно представить работами: «Пушкин как воспитатель», «Тезисы против Достоевского», «О преодолении зла: (К систематике общественных явлений и к теории идеала)», «Культура слова как культура лжи» и «Сумерки Европы». Большой массив в творчестве мыслителя занимают работы на тему причин российской революции и судьбы государства: «Революционные идеи в еврейской общественности», «Польско-еврейские отношения», «Бессилие национального творчества». Ряд работ отображают многогранность творческого духа мыслителя: «Философия и политика», «О политике права (к теории прикладных наук)», «Эпиграфы» и пр.

Для компаративистского анализа были использованы труды М.О. Гершензона, А.Я. Бромберга, Н.О. Лосского, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, И. Канта, ряд работ евразийцев и представителей философии русского зарубежья. Уделено внимание известности Г.А. Ландау среди философствующей интеллигенции своего времени, что выразилось в анализе источников, упоминающих его.

Теоретико-методологическая основа исследования. Основой методологией диссертационного исследования послужил комплексный историко-философский анализ источников, относящихся к творчеству Г.А. Ландау. Конкретно-исторический метод и метод компаративистского анализа позволили точнее определить философское содержание идей мыслителя в историко-философском контексте. Применение

исторического метода в изложение материала дало возможность обозначить хронологические рамки в исследовании и рассмотреть источники по двум периодам: раннее (российский период) и позднее (период эмиграции) творчество Г.А. Ландау. Кроме того, для диссертационного исследования важен ряд методологических подходов. В первую очередь необходимо обозначить применяемую Т.Г. Щедриной концепцию «архива эпохи»29. Данная концепция подразумевает «погружение» в конкретный историко-философский материал и сопоставление его с определенным периодом. «Такое погружение необходимо сегодня для нас, поскольку многие опубликованные и "отработанные" идеи, - идеи, оставленные историей позади, - при погружении в архив эпохи предстают в новом свете и становятся остро

30

современными» . Другим концептом, который разработан Т.Г. Щедриной и используется в данной диссертации, является «сфера разговора». С помощью него нами обозначен круг общения Г.А. Ландау, а также отклики современников на творчество мыслителя и публицистические дискуссии. Также для анализа творчества Г.А. Ландау использованы стратегии

31

«культурно-исторической эпистемологии» , которые разрабатывают Б.И. Пружинин и Т.Г. Щедрина. В рамках этой концепции они предлагают

29

Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. М.: РОССПЭН, 2008. 391 с.

30

Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. С. 12.

31 Концепт «культурно-исторической эпистемологии» рассматривается в книгах: Пружинин Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии / Б.И. Пружинин. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 423 с.; Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. М., 2010. 415 с.; Современные методологические стратегии: Интерпретация. Конвенция. Перевод. Коллективная монография / под общ. ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. М., 2013. 526 с.; Культурно-историческая эпистемология: проблемы и перспективы. К 70-летию Бориса Исаевича Пружинина / отв. ред.-сост. Н.С. Автономова, Т.Г. Щедрина; науч. ред. Т.Г. Щедрина. М., 2014. 599 с.

концепт «эпистемологический стиль» (стиль научного мышления) , с помощью которого можно контурно наметить общее направление мысли философов русского зарубежья, продолжающих интеллектуальные традиции русской философии. В философии мы зачастую встречаем не жестко закрепленные понятия, а концепты и эпистемологические метафоры. Таким образом, «эпистемологический стиль» скорее является эпистемологической метафорой, хорошо описывающей фактуру русской

33

философии. Корнями эта концепция уходит к Н.Я. Гроту , к проекту «положительной философии» и идее «цельного знания».

Не менее важными для данного исследования являются размышления современных философов, касающиеся оснований философии науки, онтологии и теории познания. С этой точки зрения интересны работы В.С. Степина34, В.А. Лекторского35. В рамках диссертационного исследования значимой представляется концепция «диалога когнитивных практик», разработанная Л.А. Микешиной36 и концепция «открытой

37

структуры» Н.С. Автономовой .

Научная новизна полученных результатов. В диссертационном исследовании впервые предпринята реконструкция философии культуры представителя русского зарубежья Г.А. Ландау в контексте его целостной

32

Эпистемологический стиль в русской интеллектуальной культуре XIX-XX веков: От личности к традиции / под ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. М., 2013. 447 с.

33

Н.Я. Грот (1852-1889) - русский философ, основатель журнала «Вопросы философии и психологии».

34 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2006. 384 с.

35

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. 256 с.

36 Эта концепция представлена в работах: Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. М., 2005. 464 с.; Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. М., 2010. 575 с.

37Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон—Бахтин—Лотман—Гаспаров. М., 2009. 503 с.

философской системы (философологии). Получены следующие результаты:

• выявлены идейные предпосылки философии культуры Г.А. Ландау, среди которых особое значение имеет критически переосмысленная концепция политики права Л.И. Петражицкого;

• исследованы теоретические основания философии культуры Г.А. Ландау: осуществлен систематический анализ его концепции философологии, которая в целом оказывается теоретическим прообразом его поздних построений мира интеллектуальной культуры;

• выявлены сходства и различия концепций кризиса европейской культуры Г.А. Ландау и О. Шпенглера, показано, что мыслители сходятся в оценках роли культуры в жизни человека и своеобразия западноевропейской культуры, но по разному интерпретируют упадок Европы;

• продемонстрировано влияние теоретических построений Г.А. Ландау на его публицистические работы (особенно на статьи периода эмиграции);

• выявлен философский смысл социально-политических дискуссий Г.А. Ландау с евразийцами и Н.О. Лосским, показаны их истоки, тематические предпочтения и идейные противоречия;

• актуализированы и введены в научный оборот малоизвестные работы и философские идеи Г.А. Ландау, среди которых «Объектные мотивы философских построений», «Философия и политика», «О мистическом опыте: очерк систематической философологии»;

• определено значение для истории русской философии и философии русского зарубежья философской концепции развития

культуры Г.А. Ландау, состоящее в том, что мыслитель построил диалектически развивающийся мир интеллектуальной культуры, в рамках которой человек только и становится человеком.

Научно-практическая значимость работы. Полученные результаты представляют интерес для исследователей русской философии, философии культуры, философии права, онтологии и гносеологии. Материалы диссертации могут послужить основой для разработки и чтения спецкурсов по истории философии и культурологии.

Положения, выносимые на защиту:

• переосмысленная концепция политики права Л.И. Петражицкого является важной идейной предпосылкой философии культуры Г.А. Ландау, позволяющей увидеть некоторые положения, лежащие в основе построения его мира интеллектуальной культуры;

• фундаментальным основанием философии культуры Г.А. Ландау является его философология - своеобразная философская концепция, в которой восприятие опыта проходит через взаимодействие мотива мышления, философемы и эпохи; данную систему можно считать прообразом его поздних построений диалектически развивающегося мира интеллектуальной культуры;

• философия культуры Г.А. Ландау в контексте его философологической концепции и в сопоставлении с философией культуры О. Шпенглера является важным феноменом эпохи русского зарубежья, значимым для адекватного ее понимания;

• критика Г.А. Ландау идей евразийского движения исходит из его понимания мира интеллектуальной культуры, теоретические построения евразийцев философ считает методологически несостоятельными и утопическими;

• предметом полемики Н.О. Лосского и Г.А. Ландау является вопрос о соотношении философии и политики в мире интеллектуальной культуры, что объясняется глубинными философско-мировоззренческими установками мыслителей.

Апробация результатов исследования. Основные идеи диссертации были апробированы в докладах на следующих конференциях: Международная научная конференция «Дни науки философского факультета-2013» (КНУ им. Т. Шевченко. Киев. Украина); Научная конференция памяти профессора Г.П. Жидкова (БФУ им. И. Канта. Калининград. 2013); XXI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2014», лучший доклад подсекции «История русской философии» (МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва); XXII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов -2015», лучший доклад подсекции «История русской философии» (МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва).

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук ГУРИН Дмитрий Валерьевич, 2016 год

Источники

1. Ллданов M.A. Д. Мережковский. Тайна Запада. Aтлантида-Европа. Белград. Русская Библиотека. 1931 г. // Современные записки. Париж, 1931. №XLVI. С. 489-491.

2. Бердяев НА. Истоки и смысл русского коммунизма [Репринтное воспроизведение (Париж, 1955)]. М.: Наука, 1990. 222 с.

3. Бердяев НА. Мое философское миросозерцание // НА. Бердяев: pro et contra: антология: в 2 т. СПб.: Изд-во РХГИ, 1994. Т. 1. С. 23-28.

4. Бердяев НА. Смысл истории. М.: Канон+, 2002. 447 с.

5. Бицилли П.М. Bertrand de Jouvenel. Vers les Etats-Unis d'Europe. Paris, 1930, G. Valois (Bibl. Syndicaliste, xxi) // Новый град. Париж, 1932. №4. С. 92-93.

6. Бромберг A^. Запад, Россия и еврейство // Бромберг A^. Евреи и Евразия. М.: Aграф, 2002. С. 5-232.

V. Вишняк М.В. «Смена Вех». Сборник статей // Современные записки. Париж, 1921. №VIII. С. 380-385.

8. Вишняк М.В. На Родине («Мы» и «они») // Современные записки. Париж. 1922, № X. С. 324-343.

9. Вишняк М.В. На Родине (Кронштадт) // Современные записки. Париж, 1921. № IV. С. 347-3V2.

10. Вишняк М.В. На Родине (Партия с.-р.) // Современные записки. Париж, 1922. № XII. С. 298-328.

11. Вишняк М.В. На Родине (Судьбы революции) // Современные записки. Париж, 1921. № V. С. 329-358.

12. Вишняк М.В. Оправдание демократии // Современные записки. Париж, 1923. №XVI. С. 322-349.

13. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры // Вышеславцев Б.П. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 181-434.

14. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. 368 с.

15. Гершензон М.О. Судьбы еврейского народа. Берлин: Эпоха, 1922. 61 с.

16. Гессен И.В. Искания общественного идеала. Берлин, 1922. 71 с.

17. Гуль Р.Б. Я унес Россию: Апология русской эмиграции: в 3 т. Т.1. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2001. URL: http://www.dk1868.ru/history/gul1_2.htm (дата обращения: 16.05.2015).

18. Гурвич Г.Д. Русская философия первой четвери ХХ века // Исследования по истории русской мысли: ежегодник за 2006-2007 год. М.: Модест Колеров, 2009. С. 495-515.

19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / сост. и коммент. Ю. А. Белова; отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2008. 816 с.

20. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. В 2 т. Т. 2 / коммент.

A. Батюто, А. Березкина, В. Ветловской, Е. Кийко, Г. Степановой,

B. Туниманова. М.: Книжный Клуб 36.6, 2011. 752 с.

21. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. 880 с.

22. Йванович Ст. О врагах социализма // Современные записки. Париж, 1923. № XVII. С. 390-415.

23. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1996. Т. 5. С. 31-220.

24. Кант И. Критика чистого разума / Соч. в 6-ти томах. М.: Мысль, 1964. Т. 3. 799 с.

25. Карсавин Л.П. Европа и Евразия // Современные записки. Париж, 1923. № XV. С. 297-314.

26. Л. Григорий Ландау // Возрождение. 1937. 12 ноября. С. 3.

27. Ландау Г.А. Бессилие националистского творчества. К критике национальных программ Сионистской и Еврейской Народной Партии. СПб.: Типография т-ва «Общественная Польза», 1907. 32 с.

28. Ландау Г.А. Евразийское самоутешение (Руль. 1922. №353 и 355) // Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 20112012. С. 328-340.

29. Ландау Г.А. Именинники (ответ евразийцам) (Руль. 1922. №376 и 378) // Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 2011-2012. С. 348-358.

30. Ландау Г.А. Культура слова как культура лжи // Числа. 1933. Кн. IX. С. 154-167.

31. Ландау Г.А. О мистическом опыте. Очерк систематической философологии // Записки русского научного института в Белграде. Белград, 1935. Вып. 2. С. 133-159.

32. Ландау Г.А. О политике права (К теории прикладных наук). СПб.: Сенатская типография, 1906. 166 с.

33. Ландау Г.А. О преодолении зла: (К систематике общественных явлений и к теории идеала) // Труды русских ученых заграницей / под ред. А.И. Каминка. Берлин: Слово (Б.), 1923. С. 69-87.

34. Ландау Г.А. Объектные мотивы философских построений // Логос. 1913. № 3-4. С. 127-190.

35. Ландау Г.А. Пессимизм и оптимизм (Отрывок) // Сборник статей, посвященных П.Б.Струве: Ко дню тридцатипятилетия его науч.-публицист. деятельности: (1890 - 30 янв. 1925) / Коллект. автор. Прага: Б.и., 1925. С. 383-392.

36. Ландау Г.А. Польско-еврейские отношения. (Ст. и заметки). Пг.: тип. Петрогр. т-ва печ. и изд. дела "Труд", 1915. 119 с.

37. Ландау Г.А. Пушкин, как воспитатель. Руль. 1924. № 1067. С. 2-3.

38. Ландау Г.А. Революционные идеи в еврейской общественности // Россия и евреи. Сборник первый. Берлин, 1924. С. 97-119.

39. Ландау Г.А. Сумерки Европы // Северные записки. 1914. №12. С. 28-54

40. Ландау Г.А. Сумерки Европы. Берлин: Слово, 1923. 374 с.

41. Ландау Г.А. Тезисы против Достоевского // Числа. 1932. Кн. VI. С. 145-163.

42. Ландау Г.А. Философия и политика // Руль. 1925. № 1501 (от 7 ноября). С. 2-3.

43. Ландау Г.А. Эпиграфы. Берлин: Логос, 1927. 67 с.

44. Лосский Н.О. В защиту демократии // Современные записки. Париж, 1926. №ХХШ1. С. 369-381.

45. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. 480 с.

46. Лосский Н.О. Органическое строение общества и демократия // Современные записки. Париж, 1925. № XXV. С. 343-355.

47. Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. С. 237-360.

48. Лукаш И.С. Эпиграфы // Возрождение. 1930. 22 мая. С. 3.

49. Мельгунов С.П. Антисемитизм и погромы // Голос минувшего на чужой стороне. Париж, 1927. № 5. С.231-246.

50. Новгородцев П.И. Об общественном идеале // Вопросы философии и психологии. М. 1911-1913. Кн. 109 (IV). С. 395-435; кн. 110 (V). С. 491-530; кн. 115 (V). С. 361-398; кн. 119 (IV). С. 279-312; кн. 121 (I). С. 1-147; кн. 134 (IV). С. 440-511; кн. 136 (I). С. 114-164.

51. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Лань, 2000. 608 с.

52. Руднев В.В. Восстановление буржуазного строя в России и социалистические партии // Современные записки. Париж, 1922. № XIII. С. 265-297.

53. Савицкий П.Н. Дела и призраки - I (ответ г. Григорию Ландау) (Руль. 1922. №370) // Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 2011-2012. С. 340-343.

54. Савицкий П.Н. К обоснованию евразийства (Руль. 1922. №349,350) // Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 20112012. С. 318-328.

55. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трех разговоров». Краткая повесть об Антихристе. СПб.: Худож. лит., 1994. 527 с.

56. Сорокин П.А. Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор. М.: ИСПИ РАН, 2009. 390 с.

57. Степун Ф. А. Религиозный смысл революции // Современные записки. Париж. 1929. № 40. С. 427-460.

58. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. М.: Прогресс-Литера; СПб.: Алетейя, 1995. 651 с.

59. Степун Ф.А. Письма / сост., археогр. работа, коммент., вступительные статьи к тому и разделам В. К. Кантора. М.: РОССПЭН, 2013. 683 с.

60. Степун Ф.А. Россия накануне 1914 года // Вопросы философии. 1992. № 9. С. 89-120.

61. Степун Ф.А. Москва и Петербург накануне войны 1914 г. // Новый журнал. Нью-Йорк, 1951. Кн. 27. С. 169-201.

62. Толстой Л.Н. Царство божие внутри вас // Полное собр. соч.: в 90 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 28. С. 1-294.

63. Флоровский Г.В. Дела и призраки - II (ответ г. Григорию Ландау) (Руль. 1922. №374) // Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 2011-2012. С. 343-348.

64. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. СПб.: АБРИС-КНИГА, 1993. 97 с.

65. Херасков И.М. Прогресс (Социологический очерк) // Современные записки. Париж, 1924. № XIX. С.351-380.

66. Цветаева М.И. Нездешний вечер // Современные записки. Париж, 1936. № LXI. С. 172-184.

67. Шварц М. Шпенглер и Данилевский: два типа культурной морфологии // Современные записки. Париж, 1926. № XXVIII. С. 436-456.

68. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1998. 663 с.

69. Яковенко Б.В. История русской философии. М.: Республика, 2003. 510 с.

70. Sergius. Philosophie und Recht. Sonderheft «Russische Rechtsphilosophie» (2 Heft, 1922-23), Herausg. von Dr. Etme und Dr. Fr. Raab. A. W. Zickfeldts Vertag. Osterwreck-Harz // Современные записки. Париж, 1923. №XVII. С. 519-524.

71. Sergius. Григорий Ландау. Сумерки Европы. Книгоиздательство «Слово». Берлин. 1923. 374 с. // Современные записки. Париж, 1923. № XVI. С. 436-444.

72. Sergius. Сборник статей, посвященных П.Б. Струве. Прага, 1925. 449 с. // Современные записки. Париж, 1925. № XXIV. С. 451-460.

73. Landau Grigori. Die Gewalt der Geschichte // Der Morgen : Monatsschrift der Juden in Deutschland (1.1925/26(1925) - 13.1937/38; 14.1938,1-7; damit Ersch. eingest.). Iss. 3, Pg. 104-113.

74. Landau Grigori. Die Katastrophe in Rußland // Der Morgen : Monatsschrift der Juden in Deutschland (1.1925/26(1925) -13.1937/38; 14.1938,1-7; damit Ersch. eingest.). 6-7, Pg. 254-261.

75. Landau Grigori. Die schöpferische Diaspora // Der Morgen : Monatsschrift der Juden in Deutschland (1.1925/26(1925) -13.1937/38; 14.1938,1-7; damit Ersch. eingest.). Iss. 10, Pg. 428-432.

Литература

76. Абызов Ю.И. А издавалось это в Риге. 1918—1940. М.: Русский путь, 2006. 416 с.

77. Аванесова Г.А., Вахренова П.Е. Духовный проект Н. Бердяева (Опыт системного подхода к наследию) // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2005. № 4. С. 37—57.

78. Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон—Бахтин—Лотман— Гаспаров. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 503 с.

79. Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917—1940: матер. к библиографии. СПб.: Наука. 1993. 202 с.

80. Асоян Ю. Открытие идей культуры. Опыт русской культурологи середины XIX - начала XX веков. М.: ОГИ, 2000. 343 с.

81. Атманских А.С. Философия в России: диалог двух традиций // Философия и общество. 2008. № 1 (49). С. 159—175.

82. Бабаева К.Б. Образ Древней Руси в историософии евразийцев и Г. Федотова. Философские науки. 2006. № 5. С.82 - 94.

83. Базанов П.Н. Издательская деятельность политических организаций русской эмиграции (1917-1988 гг.). СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2004. 430 с.

84. Боулт Дж. Бегство в Берлин // Русский Берлин: 1920—1945. М.: Русский путь, 2006. С. 223—238.

85. Булдаков В.П. Революция как проблема российской истории // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 53-64.

86. Бычков В.В. Эстетика Серебряного века: пролегомены к систематическому изучению // Вопросы философии. 2007. № 8. С. 47-57.

87. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 66-77.

88. Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М.: Памятники исторической мысли, 1997. 350 с.

89. Варава В.В. Единство и многообразие русской философии // Вопросы философии. 2009. № 2. С. 167-170.

90. Веселкова Е.О. Социально-философский анализ российской эмиграции: дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2011.

91. Вестник РСХД (1925-1939). Роспись содержания // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник. М.: Модест Колеров, 2004. С. 641-733.

92. Византизм и славянство: Великий спор: сборник. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 735 с.

93. Волкогонова О.Д. Образ России в философии Русского Зарубежья. М.: РОССПЭН, 1998. 325 с.

94. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание// Вопросы философии. 1994. № 1. С. 65 - 68.

95. Гайденко П.П. «Вехи»: неуслышанное предостережение // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 103-122.

96. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 472 с.

97. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. 544 с.

98. Гачева А.Г. Неизвестные страницы евразийства конца 1920 - 1930-х годов. К.А. Чхеидзе и его концепция «совершенной идеократии» // Вопросы философии. 2005. № 9. С. 147-167.

99. Герасимова Е.В. Философия культуры М.О. Гершензона: дис. ... канд. филос. наук. М., 2005.

100. Гессен В. Г.А. Ландау: арест в Риге и смерть на Урале. URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/120/gessen.htm (дата обращения: 05.08.2015).

101. Гессен В. Г.А. Ландау: Необходимые уточнения // Вестник Еврейского университета в Москве. 1994. №3. С. 189-192.

102. Голлербах Е. Религиозно-философское издательство «Путь» (1910 -1919) // Вопросы философии. 1994. № 2. С. 129-153.

103. Грановский В.В. Религиозно-мистическая атмосфера Серебряного века и имяславие // Вестник Московского университета. 2007. № 4. С. 95-110.

104. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. 310 с.

105. Гумилев Л.Н. Историко-философские труды князя Н. С. Трубецкого (заметки последнего евразийца) // Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. С. 31—54.

106. Густав Шлет: жизнь в письмах. Эпистолярное наследие. / Отв. ред.-сост. Т.Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2005. 720 с.

107. Динерштейн Е.А. Советская власть и эмигрантская печать (20-е годы) // Книга: Исследования и материалы. М., 2001. Сб. 79. C. 197—228.

108. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество). М.: Высш. шк., 1993. 271 с.

109. Дмитриева О.О. Петербург как символ русской Европы. Русская эмиграция в поисках скрывшейся Атлантиды петербургской культуры // Вопросы философии. 2009. № 6. С. 128-138.

110. Дмитриева Н.А. Русский неокантианец в коммуникативном пространстве Серебряного века // Труды «Русской антропологической школы»: Вып. 4, ч. 2. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2007. С. 19-32.

111. Дмитриева Н.А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 512 с.

112. Дудник С.И. Философия как самосознание культуры: К генезису культурологических идеологем XX в.: дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2001.

113. Дьяков В.А. «Русская идея» в эмигрантских изданиях 1920—1968 годов // Славяноведение. 1995. № 4. С. 3-16.

114. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX - XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. В 2-х частях. СПб., 2000. Часть I. 416 с.

115. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX - XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. В 2-х частях. СПб., 2000. Часть II. 414 с.

116. Евлампиев И.И. История русской философии. М.: Высшая школа, 2002. 584 с.

117. Евлампиев И.И. Религиозность русской философии как проблема // Вопросы философии. 2012. № 1. С. 117-128.

118. Емельянов Б.В. Очерки русской философии ХХ века. Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2001. 340 с.

119. Ермичев А.А. Философская и общественная жизнь в журналах русского зарубежья // Вестник Русского христианского гуманитарного института. СПб. 1999. № 3. С. 325-343.

120. Ермишин О.Т. Б.В. Яковенко и философия русской эмиграции // Вопросы философии. 2009. № 6. С. 71-79.

121. Ермишин О.Т. Русская историко-философская мысль (конец XIX-первая треть XX в.) / Акад. Гуманитар. Исслед. М.: Гуманитарий, 2004. 160 с.

122. Жданова Г.В. Философия культуры евразийства (методологические аспекты) // Вестник Московского университета. 2004. № 5. С. 36-46.

123. Жирков Г.В. Культура и журналистика Русского зарубежья 20—40-х гг. // Зарубежная Россия 1917—1939 гг.: сборник статей / Ответ. ред.

B.Ю. Черняев. СПб.: Suomin Pietarin, Европейский Дом, 2000.

C. 246—249.

124. Залевский В., Голлербах Е. Распространение русской печати в мире: 1918—1939 гг.: справочник. СПб.: Изд-во Российской национальной библиотеки, 1998. 302 с.

125. Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. М.: РОССПЭН, 2010. 415 с.

126. Иван Александрович Ильин / под ред. И.И. Евлампиева. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 543 с.

127. Ивлев Ю.В. Логико-методологичские критерии научности и ненаучности знания // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2008. № 5. С. 40—45.

128. Ивоницкая Л.А. Периодическая печать эмиграции как источник по истории российского зарубежья // Из истории российской эмиграции: сб. науч. ст. СПб.: Третья Россия, 1992. С. 58—62.

129. Йованович М. Русская эмиграция на Балканах: 1920 - 1940. / Пер. с серб. А.Ю. Тимофеева. М.: 2005. 487 с.

130. Исаева О.С., Кошарный В.П. Учение об организационной идее П.Н. Савицкого: к анализу философских оснований социального проекта классического евразийства // Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом: сб. науч. ст., посвященный 70-летию кафедры истории русской философии / под общ. ред. В.А. Кувакина, М.А. Маслина; сост. М.А. Маслин. М.: Изд-во МГУ, 2013. С. 440-453.

131. Историческая наука российской эмиграции 20-30-х гг. XX века (Хроника) / Сост. С.А. Александров. М.: «АИРО-XX». 1998. 312 с.

132. История русской философии: учеб. для вузов / редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. 639 с.

133. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 3: Философия XIX — XX в. / под. ред. Н.В. Мотрошиловой и А.М. Руткевича. 2-е изд. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999. 448 с.

134. История этических учений. М.: Гардарики, 2003. 911 с.

135. Кантор В.К. История и нация в русской мысли начала XX века // Вопросы философии. 2006. № 4. С. 184-188.

136. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). М.: РОССПЭН, 2001. 704 с.

137. Касперович Ю.Н. Национальный интерес в контексте современной российской национальной политики: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2008.

138. Короткая Т.П. В поисках новой рациональности: Религиозная философия в России конца XIX - начала XX в. Минск: Навука и тэхника, 1994. 190 с.

139. Коханова А.В. Нравственный опыт русской эмиграции первой волны: Аспект свободы: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2003.

140. Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX -начала XX веков. М.: Издатцентр. 1997. 297 с.

141. Краснова Т.И. Типы эмигрантских газет 1918 года по содержательно -идеологическим признакам: Опыт изучения содержания и формы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История, языкознание, литературоведение. 1995. Вып. 2. С. 110—113.

142. Крейд В. Чужой в каждом стане // Ставрополь-на-Волге - город -Тольятти. Городской литературный журнал. 2007. №19. С. 292-303.

143. Кувакин В.А. Личная метафизика надежды и удивления. М.: «Коффи», 1993. 224 с.

144. Кувакин В.А. Личность и Просвещение: От постмодернизма к неомодернизму. М.: Росс. Гуманист. О-во, 2011. 200 с.

145. Кузьменко Г.П. Рационализм в контексте кризиса культуры: Философский анализ постклассических тенденций духовной ситуации XIX-XX веков: дис. ... канд. филос. наук. Мурманск, 2004.

146. Культурно-историческая эпистемология: проблемы и перспективы. К 70-летию Бориса Исаевича Пружинина / отв. ред.-сост. Н.С. Автономова, Т.Г. Щедрина; науч. ред. Т.Г. Щедрина. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 599 с.

147. Лазарев В.В. Идея целостности в русской религиозно-философской традиции // Философские науки. 2011. № 3. С. 116-132.

148. Ласинскас П. Лев Карсавин. Универсальная личность в контекстах европейской культуры. М.: Изд-во Ипполитова, 2011. 206 с.

149. Лев Николаевич Толстой / под ред. А.А. Гусейнова, Т.Г. Щедриной. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 574 с.

150. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.

151. Лысков А.П. Язык и культура, самопознание и судьба России в творческом наследии Н. С. Трубецкого // Проблемы русской философии и культуры. Калининград: Издательство КГУ, 2002. С. 47-59.

152. Мариниченко А.И. Статья "Сумерки Европы" Г.А. Ландау в контексте общественной реакции России на начало Первой мировой войны // Русская публицистика и периодика эпохи Первой мировой войны: политика и поэтика : исследования и материалы / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького; редкол.: В.В. Полонский (отв. ред.) и др. М.: ИМЛИ РАН, 2013. С. 460-465.

153. Маслин М.А. «Вехи»: Россия, зарубежье и современный контекст // Вестник Московского университета. 2009. № 4. С. 3-17.

154. Махлин В.Л. Второе сознание: Подступы к гуманитарной эпистемологии. М.: Знак, 2009. 632 с.

155. Мелих Ю.Б. Метаморфозы русской философии за границей // Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом: сб. науч. ст., посвященный 70-летию кафедры истории русской философии / под общ. ред. В.А.Кувакина, М.А.Маслина; сост. М.А.Маслин. М.: Изд-во МГУ, 2013. С. 472-491.

156. Мелих Ю.Б., Хоружий С.С. Философия Карсавина в Серебряном веке и в наши дни // Лев Платонович Карсавин / под ред. С.С. Хоружего. М.: РОССПЭН, 2012. С. 8-29.

157. Мелюхин С.Т. Избранные труды: наследие и современность. В 3-х тт. Т.1. Лекции. Воспоминания. М.: 2010. 232 с.

158. Микешина Л.А. Интерпретация как фундаментальная операция познания // Эпистемология & философия науки. 2008. Т. 17, № 3. С. 5—13.

159. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.

160. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 624 с.

161. Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. М.: РОССПЭН, 2010. 575 с.

162. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. 464 с.

163. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк). М.: Республика; Культурная революция, 2006. 478 с.

164. Мысль (1922). Роспись содержания // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник. М.: Модест Колеров, 2004. С. 811-814.

165. Накануне (1918) Роспись содержания // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник. М.: ОГИ, 1998. С. 536-539.

166. Народничество (1917-1918) Роспись содержания / Исследования по истории русской мысли. Ежегодник. СПб.: Алетейя, 1997. С. 277-286.

167. Национальные проблемы (1915) Роспись содержания // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник. М.: ОГИ, 2000. С. 337-340.

168. Некрасова Е.Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в рус-ской религиозной философии ХХ века. М.: Мартис, 1997. 160 с.

169. Нижников С.А. Философия И. Канта в отечественной мысли. М.: Изд-во РУДН, 2005. 234 С.

170. Нилогов А.С. Философско-культурологический анализ идейного наследия Ф.Ф. Куклярского: дис. ... канд. филос. наук. М., 2011.

171. Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907 - 1917) / Перевод и предисловие Ирины Блауберг. М.: Модест Колеров, 2008. 432 с.

172. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. СПб.: Алетейя, 1999. 448 с.

173. Павлов А.Т. Было ли в России в начале XX века религиозно-философское возрождение? // Вопросы философии. 2004. № 9. С. 163-169.

174. Пащенко В.Я. Социальная философия евразийства. М.: Альфа-М, 2003. 368 с.

175. Периодические издания русской эмиграции в Белграде // Русский Белград / Сост. В.А. Тесемников, В.И. Косик. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 257—272.

176. Повилайтис В.И. П.М. Бицилли: от философии истории к философии культуры // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2011. № 2. С. 24-32.

177. Повилайтис В.И. Русские философы в Литве. Карсавин, Сеземан, Шилкарский / сост., подгот. к публ. и вступ. ст. В.И. Повилайтиса. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. 94 с.

178. Повилайтис В.И. Философия истории в трудах историков русского зарубежья // Философские науки. 2007. № 10. С. 68-81.

179. Повилайтис В.И. Философия культуры Григория Ландау // Вопросы философии. 2011. №3. С. 101-108.

180. Повилайтис В.И. Что есть история? Версии русского зарубежья: монография. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта. 2009. 184 с.

181. Повилайтис В.И. Философия истории и культуры Г.А. Ландау // Слово.ру: Балтийский акцент. 2010. № 1-2. С. 211-220.

182. Порус В.Н. У края культуры (философские очерки). М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2008. 464 с.

183. Порус В.Н. Онтология культуры С.Л. Франка // Философские науки. 2009. № 6. С. 8-28.

184. Пружинин Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 423 с.

185. Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2003. 919 с.

186. Раев М.И. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939 / предисл. О. Казниной. М.: Прогресс-Академия, 1994. 296 с.

187. Рубцова Т.Н. Концепция культуры К.Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. 1991. № 4. С. 20-30.

188. Русская жизнь (1922-1923) Роспись содержания // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 2001-2002. М.: Три квадрата, 2002. С. 765-767.

189. Русская Мысль (1921-1927) Роспись содержания // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник. СПб.: Алетейя, 1997. С. 287-317.

190. Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: в 2 т. / вступ. ст., сост. В. М. Пискунова. М.: Искусство, 1994. Т. 1. 538 с.

191. Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: в 2 т. / вступ. ст., сост. В. М. Пискунова. М.: Искусство, 1994. Т. 2. 684 с.

192. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1998. С. 5-123.

193. Сиземская И.Н. Русская философия и поэзия: согласие ума и сердца // Вопросы философии. 2006. № 3. С. 155-164.

194. Современные методологические стратегии: Интерпретация. Конвенция. Перевод. Коллективная монография / под общ. ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. М.: Политическая энциклопедия, 2013. 526 с.

195. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. В. В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. 639 с.

Солженицын А.И. Двести лет вместе: в 2 т. Т. 1. М., 2001. URL: http://jewniverse.ru/RED/Solzhenitsin/dvesti6.htm (дата обращения: 17.05.2015).

197. Степанов Б.Е. Становление теоретической культурологии в трудах Л.П. Карсавина: дис. ... канд. культурол. наук. М., 1998.

198. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2006. 384 с.

199. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 795 с.

200. Хагемайстер М. Вера в прогресс и ожидание конца света: видение будущего в России на рубеже Х1Х-ХХ веков // Вопросы философии. 2012. № 2. С. 151-154.

201. Хоружий С.С. Жизнь и учение Льва Карсавина // Лев Платонович Карсавин / под ред. С.С. Хоружего. М.: РОССПЭН, 2012. С. 30-96.

202. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. 448 с.

203. Шапошников Л.Е. А.С. Хомяков и евразийство // Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом: сб. науч. ст., посвященный 70-летию кафедры истории русской философии / под общ. ред. В.А.Кувакина, М.А.Маслина; сост. М.А.Маслин. М.: Изд-во МГУ, 2013. С. 492-500.

204. Шипунова Н.Ф. Достоевский в русской культуре конца XIX - первой трети XX века: дис. ... канд. культурологии. М., 2006.

205. Щедрина Т.Г. «Я пишу как эхо другого». Очерки интеллектуальной биографии Густава Шпета. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 416 с.

206. Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. М: РОССПЭН, 2008. 391 с.

207. Щедрина Т.Г. Философский архив Густава Шпета: опыт историко-философской реконструкции // Исследования по истории русской мысли: ежегодник за 2004-2005 годы. М.: Модест Колеров, 2007. С. 81-92.

208. Эпистемологический стиль в русской интеллектуальной культуре XIX - XX веков: От личности к традиции. Коллективная монография / под ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. М.: Политическая энциклопедия, 2013. 447 с.

209. Яковлева Т.А. Политико-экономическая печать российской эмиграции: к истории создания // Историко-экономический научный журнал (Иркутск—Чита). 1998. № 3. С. 32—36.

210. Янцен В.В. Неизвестный Чижевский. Обзор неопубликованных работ СПб.: РХГА, 2008. 162 с.

211. Янцен В.В. Диалог немецких и русских религиозных мыслителей: Orient und Occident (1929-1934), Neue Folge (1936) // Исследования по истории русской мысли: ежегодник за 2003 год. М.: Модест Колеров, 2004. С. 611-640.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.