Философия религии Аврелия Августина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Макаров, Николай Олегович

  • Макаров, Николай Олегович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 125
Макаров, Николай Олегович. Философия религии Аврелия Августина: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2007. 125 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Макаров, Николай Олегович

1). Введение. - 3 -

2). Глава I. Философское учение Августина о Боге и человеке. -16

§ 1. Философская антропология Августина. -16

§ 2. Философская теология Августина. - 42

3). Глава II. Учение Августина о природе и сущности религии. - 65

§ 1. Критика Августином политеистических верований. - 65

§ 2. Философское учение о сущности религии. - 89

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия религии Аврелия Августина»

Аврелий Августин является ключевой фигурой в истории европейской теологической и философской мысли. С этим тезисом не могут не согласиться исследователи творчества данного автора, да и просто люди, хоть немного знакомые с историей европейской теологии и философии. Наследие Августина обширно и многогранно. В огромном корпусе его творений есть философские, апологетические, полемические, богословские, исторические, автобиографические сочинения.

Одной из задач нашего исследования является реконструкция философии религии Аврелия Августина. Постановка подобной задачи подразумевает раскрытие того, что мы понимаем под «философией религии». Исследователи философии религии отмечают сложность определения этого понятия1. Мы не можем согласиться с Д. В. Пивоваровым, который в область понятия «философия религии» включил теологию, религиозную философию и философское религиоведение. Подобное определение кажется нам методологически неверным, поскольку оно не делает прямого различия между религиозной философией и философией религии. Д. М. Угринович относит философию религии к области теоретического религиоведения, выделяя в качестве ее задач объяснение сущности и природы религии, гносеологический анализ религии и исследование гносеологических корней религии2. Несмотря на определение задач философии религии, Угринович не дает ее определения. Другую точку зрения занимает Джон Хик, который считает, что философия религии представляет собой религиозное философствование, имеющее целью защиту истинной религии3. Подобное определение представляется нам не совсем корректным, поскольку сводит философию религии к религиозной философии. Несколько по-другому расставляет акценты Мэл Томпсон, который признает философию религии в качестве инструмента для проверки логической

1 См.: Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. М., 1989. С. 4.

2 См.: Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985. С. 6.

3 См.: Hick J. Philosophy of Religion. New Jersey, 1964. P. 1. 3 согласованности притязаний религии на обладание истиной4. Гарольд Гефдинг определяет философию религии как мышление, имеющее религию своим объектом5. Два последних определения кажутся нам более близкими к истине, но в то же время они носят расплывчатый характер и не дают четкого представления о сути философии религии. Наиболее точным нам кажется мнение Ю. А. Кимелева, который определял философию религии в широком смысле как «совокупность актуальных и потенциальных философских установок по отношению к религии, концептуализаций ее природы и функций, а также философских подтверждений существования Бога, философских рассуждений о Его природе и отношении к миру и человеку»6. Философию религии, независимую от теологии, Ю. А. Кимелев называет философией религии в узком смысле7. В рамках философии религии Кимелев выделяет философскую теологию и философское религиоведение. Под философским религиоведением понимается совокупность философских рассуждений, предметом которых является «религиозное отношение» или «религиозное о сознание» человека. Философская теология понимается в двух смыслах: широком, как любое позитивное отношение философа к христианству и в узком, как создание учения о Боге сугубо философскими средствами, безотносительно содержания христианского Откровения9.

При анализе философии религии Августина возникает определенная трудность. А именно: Августин, как всем известно, был верующим христианином и в конце жизни занимал должность епископа. Соответственно, почти все его значительные труды написаны с точки зрения христианина, верующего человека, и, как следствие, не содержат эксплицитной философии религии. По мнению проф. И. Н. Яблокова, экспликация философии религии как специальной предметной области философии произошла лишь в XVIII-XIX

4 См.: Томпсон М. Философия религии. М., 2001. С. 6-7.

5 См.: Гефдинг Г. Философия религии. СПб., 1912. С. 1-4.

6 См.: Кимелев Ю. А. Философия религии. М„ 1999. С. 7.

7 См.: Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. М., 1989. С. 4.

8 См.: Кимелев Ю. А. Философия религии. М., 1999. С. 12.

9 См.: Там же. С. 15. веках10. Это связано с тем, что только в Новое время философия перестала быть «служанкой теологии» и обрела самостоятельный статус. Результатом этого стала автономия философии, ей был придан статус высшего знания, которое дает легитимацию всем остальным сферам человеческого интеллекта, в том числе и религии. Августин же, в свою очередь, считал христианское откровение основой всего, и в том числе базисной истиной для любого философствования.

В связи с этим встает вопрос, была ли у Августина философия религии? Безусловно, не может быть и речи о философии религии Августина в узком смысле, поскольку она не была свободна от диктата теологии. В то же время в наследии Августина можно найти достаточное количество элементов философии религии в широком смысле, таких как рассуждения о Боге и человеке, критика политеистических верований, этимологическое определение термина «религия».

На наш взгляд, под определение «философия религии» подпадают следующие аспекты наследия Августина: философское учение о Боге, критика современных Августину политеистических воззрений, философское понимание сущности религии. Логика раскрытия обозначенной проблематики требует от нас детального изучения антропологии и теологии Августина, поскольку именно из их идейного содержания реконструируется учение Августина о природе и сущности религии. Антропология Августина не входит в философию религии Августина, но тем не менее является одной из основополагающих предпосылок для ее реконструкции. Без основательного экскурса в антропологию невозможно выявить основные философско-религиоведческие интуиции теологии Августина. Вслед за изложением антропологии и теологии Августина мы переходим к рассмотрению критики политеистических верований, поскольку без нее невозможно понять, что есть августиновское понимание истинной религии. В соответствии с данным пониманием структурно наша работа будет разбита на две главы: «Философское учение

10 См.: Яблоков И. Н. Религиоведение // Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. - М.: Гардарики, 2000. С. 11.

Августина о Боге и человеке», которая будет посвящена анализу философской теологии Августина в широком смысле; и «Учение о природе и сущности религии», в которой будут раскрыты элементы философского религиоведения Августина. Первая глава будет состоять из 2-х параграфов: философская антропология и философское учение о Боге. Вторая глава будет состоять из параграфов: критика современных Августину политеистических верований и философское учение о сущности религии. Поскольку теология и религиозная философия Августина уже достаточно изучены как за рубежом, так и в России, основная новизна нашей работы заключается в рассмотрении элементов философского религиоведения в наследии Августина: критики политеистических верований и учения о сущности религии.

Для раскрытия поставленной задачи нами были использованы следующие основные произведения Августина: De Civitate Dei («О Граде Божьем»), De libero arbitrio («О свободном произволении»), De vera religione («Об Истинной религии»), De Trinitate («О Троице»), Confessiones («Исповедь»), De doctrina Christiana («О христианской науке»), De dono perseverantiae («О даре постоянства»), De Genesi ad litteram («О книге Бытия буквально») и др.

Исследованию наследия Августина посвящен довольно широкий круг трудов отечественных и зарубежных ученых. Интерес к изучению его творчества возник сразу же после смерти Августина и продолжается вплоть до наших дней. В связи с объективными причинами нами были использованы российские исследования творчества Августина, переводные работы и основная литература по Августину на английском языке.

Интерес к исследованию наследия Августина появился в России в XIX веке и связан с именами JI. И. Писарева, И. В. Попова, В. И. Герье, Д. В. Гусева и др.

В работе Д. В. Гусева «Антропологические воззрения бл. Августина в связи с учением пелагианства»11 анализируется полемика Августина с См.: Гусев Д. В. Антропологические воззрения бл. Августина в связи с учением пелагианства // Православный собеседник. - № 7. - ч. 2 - 1876. - С. 59 - 92. последователями Пелагия и, в частности, становление воззрений Августина на природу божественной благодати, на происхождение души человека.

Изучению антропологии Августина также посвящен труд Л. И. Писарева12. Автор дал исчерпывающий анализ проблемы свободы воли человека в ее соотношении с божественным предопределением, проблемы «испорченности» природы человека грехопадением, роли божественной благодати в деле «восстановления» человека. Л. И. Писарев в своей работе придерживался взгляда, что божественная благодать и предопределение Бога не противоречат свободе воли человека.

Работа И. В. Попова «Личность и учение блаженного Августина»13 посвящена эволюции философских и теологических воззрений Августина в тесной связи с его личностным развитием: от прочтения философского диалога Цицерона «Гортензий» через увлечение манихейством и академическим скептицизмом до ортодоксальной христианской теологии. Несомненными достоинствами работы является систематическая реконструкция философии Августина в ее развитии, детальное раскрытие некоторых ее составляющих, таких как, например, его гносеологии. Кроме того, из всех работ по Августину до 1917 г., данный труд представляет собой наиболее полное и систематическое изложение философии и теологии Августина.

В. И. Герье в монографии «Блаженный Августин»14 дал обстоятельную характеристику исторического контекста жизни и творчества Августина, осветил множество аспектов деятельности Августина как христианского епископа: его полемику с приверженцами политеистических религий, борьбу с донатизмом, философию истории Августина.

Из дореволюционных российских исследователей также стоит отметить работу П. И. Верещацкого «Плотин и Августин в их отношении к тринитарной

12 См.: Писарев Л. И. Учение блаженного Августина, епископа Иппонийского о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894.

13 См.: Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина. - Т. 1. - Ч. 1-2. - Сергиев Посад, 1916.

14 См.: Герье В. И. Блаженный Августин. - М., 1910. проблеме»15. В данной работе произведено сопоставление философии Плотина и учения Аврелия Августина о Троице, выявлено ключевое различие философии Плотина и теологии Августина: наличие у Августина идеи живого Бога и равенства ипостасей Троицы в отличие от иерархии и эманационизма у Плотина.

Следует отметить, что труды вышеприведенных авторов богаты суждениями, которые способствуют исследованию философии религии у Августина в аспекте его философской теологии, понимания воззрений Августина на религию. Тем не менее, в этих работах не рассматриваются собственно воззрения Августина на религию, тем более философское или теологическое религиоведение Августина систематически.

Из российских и советских исследований наследия Августина в XX веке стоит отметить труды Г. Г. Майорова, А. Г. Гаджикурбанова, В. В. Бычкова, А. А. Столярова, 3. В. Комлевой.

Существенное внимание анализу философии Августина уделяет Г. Г. Майоров в своей монографии «Формирование средневековой философии»16. Автор рассматривает онтологию, гносеологию, антропологию Августина в сопоставлении с античной и средневековой философией. Исследователем не оставлена без внимания этика и эстетика Августина. Этот труд может смело претендовать, вслед за работой И. В. Попова, на систематический анализ философии Августина. Большой вклад Г. Г. Майорова в изучение антропологии, философской теологии и антропологии Августина ни у кого не вызывает сомнений. Особой ценностью в плане изучения философского религиоведения работа обладает в том плане, что Г. Г. Майоров первым из российских исследователей указал на значимость исследования критики политеистических религий Августином.

15 См.: Верещацкий П. И. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме // Августин: pro et contra / Сост., примеч. Р. В. Светлова; сост., вступ. ст., примеч. В. Л. Селиверстова. - СПб.: РХГИ, 2002. -С. 193-231.

16 См.: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика), - М.: Мысль, 1979. С. 181 -340.

A. Г. Гаджикурбанов в диссертации «Антропология Августина и античная философия»17 продолжает линию, начатую в работах JL И. Писарева и Д. В. Гусева. Он также рассматривает проблему соотношения свободы воли человека и божественной благодати у Августина, делая акцент на невозможности первой в свете наличия последней.

1 fi

B. В. Бычков в работе «Эстетика Аврелия Августина» делает обширный экскурс в философские воззрения Августина, обстоятельно разбирая историю становления Августина как теолога и философа, его философию истории, теорию познания. Итоговым положением своего труда В. В. Бычков считает тезис о том, что у Августина наличествует эстетическая система, сложная и стабильная в целом, но не лишенная отдельных противоречий в частностях. Автор утверждает, что эстетика Августина теоцентрична и во многом отождествляет понятия «Бог» и «Красота». К другим важным выводам автора относится утверждение о том, что структурные закономерности бытия у Августина почти полностью сводятся к собственно эстетическим законам. Вклад В. В. Бычкова в изучение философской теологии Августина заключается в том, что он продемонстрировал наличие теодицеи у Августина: прекрасный мир мог быть сотворен только Богом, Который сам есть красота.

А. А. Столяров в монографии «Свобода воли как проблема европейского морального сознания»19 также не оставил без внимания проблему свободы воли, божественного предопределения и благодати. Впервые в отечественном августиноведении А. А. Столярову удалось удачно применить проблемно-исторический метод в анализе доктрин Августина о свободе воли человека и божественной благодати и предопределении. Автор монографии придерживается тезиса о том, что учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения не является однородным, оно менялось в зависимости от периодов философского и теологического развития Августина и потребностей полемики. Научная

17 См.: Гаджикурбанов А. Г. Антропология Августина и античная философия: Дис. канд. филос. наук. - М., 1979.

18 См.: Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. - M.: Искусство, 1983.

19 См.: Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. ценность данного труда также заключается в выделении автором трех периодов развития концепции свободы воли и предопределения у Августина.

Диссертация 3. В. Комлевой «Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианами» продолжает анализ проблематики соотношения проблемы свободы воли и предопределения. Новизна и научная ценность заключается во введении в научный оборот новых источников по пелагианской полемике, в обстоятельном анализе истоков пелагианства. Можно сказать, что работы двух последних авторов подвели итог исследованию определяющей проблематики антропологии Августина - соотношения божественного предопределения, благодати и свободы воли человека.

Из новейших работ, посвященных Августину, следует также упомянуть докторскую диссертацию Ю. А. Чуковенкова21. Диссертация посвящена анализу формирования православной христианской антропологии, в числе основоположников которой автор признает и Августина. Основной упор автор делает на анализе антропологии Августина. Ю. А. Чуковенков выдвигает тезис о том, что августинова антропология, в отличие от гностиков и манихеев, реабилитировала тело человека, сделала его неотъемлемым условием спасения, общий характер антропологии Августина признается пессимистическим.

Из зарубежных исследований наследия Августина нами были использованы труды Мэри Кларк (Mary Clark), Ван дер Меера (Van der Meer), О'Дейли (O'Daily G.), Ристо Сааринена (Risto Saarinen), Мэла Томпсона (Mel Thompson), Вайли Спенсера (Wylie Spencer), Герберта Дина (Herbert Deane), Дэвида Бентли-Тейлора (David Bentley-Taylor), Геральда Боннера (Gerald Bonner), Вернона Бурк (Vernon J. Bourke) и проч. Особо хотелось бы отметить труд Этьена Жильсона (Etienne Gilson) «Христианская философия Святого Августина»22, который является наиболее систематичным и базовым по философии Августина. Автор уделяет большое внимание философскому анализу текстов Августина, выбирая в качестве отправной точки для своего

20 См.: Комлева 3. В. Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианами: Дис. канд. филос. наук. - M., 2000.

21 Чуковенков Ю. А. Генезис христианской православной антропологии: Дисс. д-ра филос. наук - М.: РГБ, 2005.

22 Gilson Е. The Christian Philosophy of Saint Augustine. New York, 1983.

10 труда антропологию Августина. Э. Жильсон убедительно доказывает, что исходной интуицией в построении антропологии и теологии Августина является учение о счастье человека, причинах его отсутствия и необходимых путях его достижения. Данное положение очень важно для прояснения тезиса об антропологии Августина как предпосылки для формирования учения о религии. К сожалению, данный труд до сих пор не переведен на русский язык.

Главным достоинством труда Вернона Бурк «Поиск мудрости Августином. Жизнь и философия гиппонского епископа»23 является систематический анализ труда Августина «О Граде Божьем», с привлечением исторического контекста времени написания трактата. В. Бурк уделяет значительное внимание критике Августином политеистических религий при анализе первой части труда «О Граде Божием».

Основной упор в работе Дональда Берта «Дружба и общество. Введение в практическую философию Августина»24 сделан на анализе социальной философии Августина. Автор монографии выделяет отчуждение от Бога как основную трагедию человека и видит любовь основной силой, которая способна его преодолеть. Подобное утверждение важно для реконструкции учения Августина о религии как «восстановлении связи» человека с Богом.

Кроме того, нами привлекались новейшие зарубежные диссертационные исследования по Августину. Среди них можно назвать работу А. Д. Барри (Alan David Barry) «Святой Августин о Божественном предопределении» , защищенную в Университете г. Торонто в 2000 г. Автор уделяет внимание анализу доктрины Августина о божественном предопределении с учетом периодов развития Августина, его полемических интересов, влияния на него других интеллектуальных традиций.

Диссертационное исследование Альтимари Адлер (Donna Maria Altimari Adler) «Августин и учение о Боге: от Зенона-стоика к учению о Едином Боге»26, защищенное в Университете Нотр-Дам штата Индиана в 2002 г., посвящено

23 Bourke V. Augustine's quest of wisdom. Life and philosophy of the bishop of Hippo. Milwaukee, Bruce, 1945.

24 Burt D. X. Friendship and society. An introduction to Augustine's Practical Philosophy. Cambridge, 1999.

25 Barry A. D. St. Augustine on divine foreknowledge. Toronto, 2000.

26 Adler A. Augustine and the doctrine of God: to De Deo Uno from Zeno the stoic. Indiana, 2002.

11 изучению построения Августином не-дуалистической теологемы на основании признания несубстанциональности зла и невиновности Бога в его появлении.

Исследование Филлипа Кари (Сагу Phillip S.) "Теологическая эпистемология Августина", защищенное в 1994 г., посвящено анализу становления концепции внутреннего познания у человека от Платона до Августина. Автор делает вывод, что «внутреннее пространство» души по Августину, в котором происходит познание Бога, не тождественно интеллигибельному миру идей и божественному разуму Плотина27.

Труд Кристофера Гилберта (Christopher Scott Gilbert), «Разум и благодать: свобода воли у Августина, Аквината, Декарта»28, защищенный в 1998 году, затрагивает проблему развития августиновской концепции свободы воли человека у последующих ведущих европейских мыслителей.

Подводя итог, следует сказать, что ни один из рассмотренных зарубежных исследователей не выделяет философию религии Августина в качестве проблемного поля для исследования. В основном изучается теология и философия Августина, разнообразные аспекты его антропологического наследия. Касательно темы нашего исследования стоит отметить наличие предпосылок к определению философии религии Августина в трудах таких авторов, как Д. Берт, В. Бурк, Э. Жильсон.

Как уже отмечалось выше, традиция изучения наследия Августина началась сразу же после смерти мыслителя. Очевидным является то, что детальнейший обзор трудов, написанный европейскими мыслителями по наследию Августина, может составить основу отдельного библиографического

29 труда .

Целью нашего исследования является выделение элементов философии религии в наследии Аврелия Августина на материале его трудов и работ, посвященных его творчеству.

27 См.: Сагу P. S. Sign and inwardness: Augustine theological epistemology. Yale University, 1994. P. 612.

28 Gilbert C. S. Grace and reason: freedom of the will in Augustine, Aquinas, Descartes. Riverside, 1998.

29 Например, можно посмотреть книгу: Andresen Carl. Bibliographia Augustiniana. Darmstadt, 1973.

В соответствии с этим, предметом исследования является философия религии Августина - как философская теология в широком смысле, так и отдельные элементы философского религиоведения. Объектом исследования является теология и философия Августина, его антропология, экклесиология, гносеология.

Для достижения указанной цели необходимо было выполнить следующие задачи:

1. Продемонстрировать влияние теологии и религиозной антропологии

Августина на учение о религии Августина.

2. Показать новизну, которую внес Августин в трактовку термина religio.

3. Определить место и роль Августина в становлении рационалистической критики религии.

4. Выявить влияние имплицитных представлений о религии в римском обществе на понимание сущности религии Августином.

Положениями, выносимыми на защиту, являются:

1) Понимание Августином религии как «повторного избрания» и «связи с Богом» является производным от его религиозной антропологии.

2) Антропология Августина стала отправной точкой для становления диалектического характера понимания религии как познания полноты бытия и диалога двух личностей.

3) В критике Августином политеистических верований присутствуют элементы рационалистической религиоведческой критики. Августин тем самым продолжает традицию античной рационалистической критики религии.

4) Августин привнес новое содержание в понимание римского термина religio - связь с Богом стала пониматься не как данность, а как заданность, то есть то, что человеку необходимо вновь обрести.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. Впервые философско-теологическое наследие Августина анализируется с точки зрения религиоведения, предпринимается попытка эксплицировать философию религии Августина, показывается влияние на нее его антропологии.

2. Впервые осуществляется опора на всю совокупность текстов Августина, в том числе на тексты, ранее не привлекавшиеся при исследовании антропологии Августина, его учения о религии. Например: «О благодати Христа и первородном грехе», «Проповедь 26», «О природе и благодати к Тимасию и Иакову», «О нравах католической церкви и о нравах манихеев», «Против Секундина-манихея», «Против второго ответа Юлиана, незаконченное сочинение».

3. Впервые вводятся в научный оборот новейшие канадские и американские исследования философии и теологии Августина.

Методологическая основа исследования.

Перечисленные задачи обусловили избрание в качестве основного метода

30 /-< диссертационного исследования сравнительный метод . Сравнивая представление о религии, бытовавшее в древнеримской культуре и христианское понимание религии у Августина мы выявляем новизну в понимании религии. Также мы использовали метод классификации, анализа через выделение ключевых понятий, относящихся к обозначенной проблематике, и их взаимосвязи. Кроме того, мы следовали требованию объективности исследования, которое предполагает беспристрастность и воздержание от оценочных суждений31. Отдавая дань уважения богатой традиции Западного христианства, мы руководствуемся принципом «исключения трансцендентного» и стараемся дать реконструкцию воззрений Августина с внеконфессиональной точки зрения.

Теоретическая и практическая значимость исследования

30 См.: Красников А. Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск, 2004. С. 27 - 28.

31 См.: Красников А. Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск, 2004. С. 31.

Результаты данного исследования могут быть использованы при изучении истории религиоведения как в рамках исследовательских работ, так при составлении учебных пособий и лекционных курсов по предмету религиоведения и философии религии. Кроме того, философия религии Августина может быть использована философами и теологами в рамках диалога религиозного и нерелигиозного мировоззрения для определения общих исходных точек и последующей рефлексии.

Апробация диссертации

Основные положения, методология и план диссертации обсуждались на аспирантском методологическом семинаре. Текст диссертации был представлен и обсужден на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (Протокол № .от 17 октября 2006 г.) и рекомендован к защите.

Основные положения диссертации нашли свое отражение в следующих публикациях автора:

Макаров Н. О. Религиоведческое наследие Аврелия Августина // Религиоведение. - 2007. - № 1. - С.

Макаров Н. О. Августин // Религиоведение / Энциклопедический словарь. - М.: Академический проспект, 2006. - С. 7.

Объем диссертации - 125 страниц.

Библиография насчитывает 125 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Макаров, Николай Олегович

Заключение

В разделе «Введение» нами была обозначена следующая цель: выделение элементов философии религии в наследии Аврелия Августина. Проанализировав религиозно-философскую антропологию и теологию, критику политеистических верований, имплицитное учение о религии гиппонского епископа, мы пришли к следующим выводам.

Одной из предпосылок философии религии является теология Августина. Учение о том, что Бог есть творец мира, Абсолютное Благо, Красота, Совершенство, источник счастья стало причиной формирования учения о Боге как основном объекте религиозной устремленности человека.

Другой важнейшей предпосылкой философии религии является антропология Августина. Человек, по Августину, несовершенен, слаб, не может своими силами достичь настоящего счастья и блаженства. Возможность обретения счастья человеком полностью зависит от Бога, Который является его источником. Обретение совершенства человеком тождественно восстановлению утраченной из-за грехопадения связи Бога и человека. Соответственно, понимание Августином сущности религии как «повторного избрания» и «связи с Богом» является производным от его антропологии. Несовершенство человека в земной жизни навело Августина на мысль о возможности существования идеального человека в будущей жизни. Идеализация положительных качеств человека явилась отправной точкой для формирования представления о Божественной Личности.

Понимание Бога Августином как абсолютной Личности позволяет сделать вывод о тесной связи теологии Августина с психологией. Кроме того, трактовка Бога как совершенной Личности послужила выделению в понимании религии двух диалектических моментов: с одной стороны, религия рассматривалась как отношение человека к Абсолюту, полноте бытия, а с другой стороны, религия понималась как отношение между одной Личностью и другой. Это, в свою очередь, привело к пониманию религии в двух разрезах: религия как диалог и религия как познание.

Политеизм признается ложной религией, его происхождение Августин связывает с происками дьявола и демонов, порчей человеческой воли вследствие грехопадения и просто досужими вымыслами людей. Очень показательна рационалистическая критика Августином политеизма. Критикуется не только обрядовая практика политеизма, но и его мировоззренческие и философские основы, такие как вера в судьбу и стоическо-платонические интерпретации политеизма. Августин демонстрирует аморализм мифологии и основанных на ней обрядов, показывает иррациональность и бессистемность построения языческого пантеона. Кроме того, Августин вскрывает антропоморфный характер политеистической религии, апеллируя к учению Эвгемера. Он также доказывает несостоятельность магических, гадательных и предсказательных практик, говоря, что люди по своей воле трактуют туманные пророчества в пользу произошедших de facto событий. Безоговорочно осуждается фатализм как возможность подобных предсказаний. Августин осуждает философскую теологию образованных политеистов, показывая, что любые попытки совместить политеизм с философской системой, предполагающей существование единого порождающего Начала, заканчивается противоречиями и крахом. Августин осуждает лицемерие философов, которые вместе с народом отправляют обряды политеистической религии, а в своих школах высказывают о природе богов мнения, делающие подобное почитание бессмысленным (De vera relig. 5; PL 34, 126). Таким образом, Августин продолжает линию рационалистической критики религии, начатой Эпикуром, Эвгемером, продолженной Цельсом и Лукианом Самосатским. Кроме того, Августин систематизировал все предшествовавшие ему критические взгляды на политеистическую религию и подвел итог апологетической традиции раннего христианства.

Истинный характер христианской религии Августин считает не подлежащим сомнению и нигде особо не берется его обстоятельно и систематически доказывать. Согласно Августину, религия есть путь обретения расторженной ранее связи Бога с человеком, «повторное избрание» Бога. Кроме того, только с помощью религии возможно преодолеть отчуждение, возникшее вследствие грехопадения. Для человека религия существует в двух планах. В первом, внешнем, человек должен принадлежать к Церкви, совершать молитвы, соблюдать посты, исполнять обряды христианской религии. В плане внутреннем человек, обладая такими способностями, как свободное решение воли, разум, память, должен направить все свои усилия на познание Бога и достижение блаженства. Чтобы эти попытки стремления души и разума человека к Богу увенчались успехом, требуется «исправить» волю человека, которая имеет направленность к низшим благам: чувственному удовольствию и комфорту. Подобной «исправительной» силой является уже упомянутая нами благодать. Бог «знает» всех людей, которые смогут принять благодать, и именно им и дает ее. Таким образом, в деле религии, как восстановлении связи человека с Абсолютом, главенствующую роль играет Бог, поскольку именно Он дает благодать.

Учение Августина о сущности религии во многом повторяет имплицитное понимание религии, бытовавшее в римской политеистической культуре. Там религия понималась также как связь с богами, но не разрушенная, а действующая. Она носила договорной характер и действовала по принципу «ты мне, я тебе». То есть, если богам приносились жертвы, отправлялись игры и обряды, они оказывали благосклонность по отношению к индивиду, группе людей, государству в целом.

Помимо имплицитного представления о религии, на Августина во многом повлияла рефлексия на тему почитания богов предшествующих ему мыслителей. К ним мы относим прежде всего Цицерона и Варрона. Несомненно, Августин, как показывает трактат «О Граде Божьем» был знаком с философией религии стоиков, эпикурейцев и неоплатоников. Он категорически не соглашался с их оправданием политеизма. Учение Цицерона о религии как «правильном почитании богов» (relegere) подтолкнула апологета Лактанция на его корректировку и на толкование религии как «связи» (religare) с Богом. Августин усвоил данную трактовку, но существенно обогатил ее учением о «повторном избрании» (re-eligo), дав ему обширное антропологическое толкование. Августин рассматривал религию как «повторное избрание» Бога человеком в целях «восстановления» утраченного грехопадением совершенства, обретения счастья и блаженства. Таким образом, Августин, отталкиваясь от исконно римского понимания religio как связи богов и людей, привнес в это понятие новое содержание - связь с Богом стала пониматься не как данность, а как заданность - задачей каждого человека стало ее обретение.

Важной заслугой Августина в деле осмысления феномена религии является то, что он очистил понятие «религия» от коннотаций, связывавших его также с почитанием родителей, родственников, патронов. Именно он раз и навсегда закрепил за ним смысловые значения «связи с Богом», «благочестивого почитания Бога», «культа по отношению к Богу».

Все вышесказанное свидетельствует в пользу того, что тезис о возможности философии религии у Августина имеет право на существование. Наряду с философией религии в широком смысле, которая основывается на теологии и антропологии Августина, в его наследии можно найти элементы философского религиоведения, связанные с критикой политеистических верований, этимологическим исследованием термина «религия» и выявлением его точного значения применительно к христианству.

Имплицитная философия религии Августина во многом повлияла на дальнейшее становление западной философии и теологии. Идеи Августина о Боге и человеке стали отправной точкой для работ Эриугены, Ансельма Кентерберийского, Петра Ломбардского, Бернара Клервоского, Фомы Аквинского. Помимо ученой схоластики, наследие Августина в контексте учения о божественном предопределении оказало существенное влияние на становление учения протестантизма в лице Лютера и Кальвина и других теологов. На всем протяжении Нового и Новейшего времени наследие

Августина использовали многие философы и теологи для формирования своих учений о Боге и человеке.

Рассмотрение философии религии Августина является значимым для истории религиоведческой науки. Несмотря на то, что Августин был верующим человеком и теологом, его вклад в критическое осмысление политеизма и понимания сущности религии не вызывает никаких сомнений.

Результаты данного исследования могут быть использованы при изучении истории религиоведения как в рамках исследовательских работ, так при составлении учебных пособий и лекционных курсов по предмету религиоведения и философии религии. Кроме того, философия религии Августина может быть использована философами и теологами в рамках диалога религиозного и нерелигиозного мировоззрения для определения общих исходных точек и последующей рефлексии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Макаров, Николай Олегович, 2007 год

1. Aurelius Augustinus. De ordine (De ordin., «О порядке») 1.I Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. - P. Migne. - T. 32. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845. - P. 974 - 1020.

2. Aurelius Augustinus. De beata vita («О блаженной жизни») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 32. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845.-P. 959-976.

3. Aurelius Augustinus. De Trinitate (De Trin., «О Троице») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 42. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845.-P. 819-1100.

4. Aurelius Augustinus. De Civitate Dei ad Marcellinum (De Civ. Dei, «О Граде Божием к Марцеллину») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. -P. Migne. T. 41. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845. - P. 13 - 804.

5. Aurelius Augustinus. De vera religione (De vera relig., «Об Истинной религии») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 34. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845. - P. 121 - 172.

6. Aurelius Augustinus. De Genesi contra manichaeos (De Gen. cont. manich., «О Книге Бытия против манихеев») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 34. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845. - P. 173 - 218.

7. Aurelius Augustinus. De quantitate animae (De quant, an., «О количестве души») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 32. -Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845. - P. 1035 - 1080.

8. Aurelius Augustinus. Confessionum (Conf., «Исповедь») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 32. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845.-P. 659-868.

9. Aurelius Augustinus. Sermo XXIV (Serm. 26, «Проповедь 26») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 38. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845.-P. 171-178.

10. Aurelius Augustinus. Tractatus in Joannis Evangelium (In Johan. Evang., «Рассуждение на Евангелие от Иоанна») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 35. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845. - P. 1379- 1976.

11. Aurelius Augustinus. Enarrationes in Psalmos (Enarr. in Ps., «Толкования на Псалмы») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 36-37. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845. - 3765 p.

12. Aurelius Augustinus. Soliloquorum (Solil., «Монологи») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 32. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845.-P. 869-904.

13. Aurelius Augustinus. Contra Secundinum manichaeum (Contra Secund. manich., «Против Секундина-манихея») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 42 - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845. - P. 577 - 602.

14. Aurelius Augustinus. De natura boni contra manichaeos (De nat. boni, «О природе блага против манихеев») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 42 - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845. - P. 551 - 576.

15. Aurelius Augustinus. De dono perseverantiae (De dono pers., «О даре постоянства») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. -T. 45 - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845. - P. 993 - 1049.

16. Aurelius Augustinus. De correptione et Gratia (De corr. et Gratia, «Об упреке и благодати») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 44. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845. - P. 915 - 958.

17. Aurelius Augustinus. Epistolae. (Epist., «Письма») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 33. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845. -1025 p.

18. Aurelius Augustinus. Expositio epistolae ad Galatas (Epist. ad Galat. Expos., «Разъяснение Послания к Галатам») // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J. P. Migne. - T. 35. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1845. - P. 2105-2148.

19. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергеенко. Общая редакция и статья А. А. Столярова. М.: Канон +, ОИ «Реабилитация», 2005 - 464 с.

20. Августин А. Монологи // Творения. Т. 1. - СПб.: Алетейя, 2000. — С. 313 — 372.

21. Августин А. Об истинной религии // Творения. Т. 1. - СПб.: Алетейя, 2000. -С. 394-468.

22. Августин А. О бессмертии души // Творения. Т. 1. - СПб.: Алетейя, 2000. -С. 373-393.

23. Августин А. О блаженной жизни // Творения. Т. 1. - СПб.: Алетейя, 2000. -С. 86-113.

24. Августин А. О Граде Божием. Кн. I XIII // Творения. - Т. 3 - СПб.: Алетейя, 1998.- 595 с.

25. Августин А. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А. Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. - С. 567 - 575.

26. Августин А. О Граде Божием. Кн. XIV XXIII // Творения. - Т. 3 - СПб.: Алетейя, 1998. - 586 с.

27. Августин Аврелий. О Троице: в пятнадцати книгах против ариан / Перевод, вступительная статья и примечания А. А. Тащиана. Краснодар: Глагол, 2004.-416 с.

28. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. - № 3. - С. 3 - 13.

29. Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей / Пер. с лат. яз. Г. Прохоровой. Казань, 1908 - 379 с.

30. Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. - 400 с.

31. Баткин JI. М. «Не мечтайте о себе»: О культурно-историческом смысле «я» в «Исповеди» бл. Августина / Рос. гос. гуманит. ун-т., Ин-т. высш. гуманит. исслед. М., 1993.-77 с.

32. Бибихин В. В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. - №7. -С. 34-45.

33. Буассье Г. Собрание сочинений в 10 т. Т. 5. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на западе в IV веке. Книги I -III / Под ред. проф. Фролова Э. Д. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 400 с.

34. Булгаков С. Н. О влиянии триадологии Августина на русское богословие // Августин: pro et contra / Сост., примеч. Р. В. Светлова; сост., вступ. ст., примеч. В. Л. Селиверстова. СПб.: РХГИ, 2002. - С. 385 - 388.

35. Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1983. - 264 с.

36. Бюркле, X. Человек в поисках Бога: Проблема нехристианских религий. Пер. с нем. М.: Христианская Россия, 2001. - 232 с.

37. Верещацкий П. И. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме // Августин: pro et contra / Сост., примеч. Р. В. Светлова; сост., вступ. ст., примеч. В. Л. Селиверстова. СПб.: РХГИ, 2002. -С. 193-231.

38. Гаджикурбанов А. Г. Антропология Августина и античная философия: Дис. канд. филос. наук. М., 1979. - 171 с.

39. Гарнак А. История дошатов // Раннее христианство: В 2 т. Т. 2. - М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 512 с.

40. Гарнцев М. А. Августин // Августин: pro et contra / Сост., примеч. Р. В. Светлова; сост., вступ. ст., примеч. В. Л. Селиверстова. СПб.: РХГИ, 2002. -С. 723-756.

41. Герье В. И. Блаженный Августин. М., 1910. - 682 с.

42. ГефдингГ. Философия религии. СПб.: Общественная польза, 1912. - 403 с.

43. Гревс И. М. Августин // Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т.: т. 1: А К / Ред. кол.: С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - С. 16 - 28.

44. Гусев Д. В. Антропологические воззрения бл. Августина в связи с учением пелагианства // Православный собеседник. № 7. - ч. 2 - 1876. - С. 59 - 92.

45. Иванова Ю. В. Августин // Католическая энциклопедия. Т. 1. - М.: Издательство францисканцев, 2002. - С. 20 - 28.

46. Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1989.-287 с.

47. Кимелев Ю. А. Философия религии: Систематический очерк. М.: Nota bene, 1998.-422 с.

48. Комлева 3. В. Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианами: Дис. канд. филос. наук. М., 2000. - 144 с.

49. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии / Пер. с англ. И. Борисовой; Послесл. М. Гарнцева. М.: Энигма, 1997. - С. 38 - 63.

50. Кремлевский А. М. Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонийского. СПб., 1902 - 84 с.

51. Кремона К. Августин из Гиппона. М.: Дочери св. Павла, 1995. 301 с.

52. Кюнг Г. Великие христианские мыслители: Пер. с нем О. Ю. Бойцовой. -СПб.: Алетейя, 2000. 442 с.

53. Лейн Т. Христианские мыслители. СПб.: Мирт, 1997. - 349 с.

54. Лосев А. Ф. Августин // Августин: pro et contra / Сост., примеч. Р. В. Светлова; сост., вступ. ст., примеч. В. Л. Селиверстова. СПб.: РХГИ, 2002. -С. 822-849.

55. Лосский В. Н. Августин учитель. Элементы отрицательного богословия в мышлении блаженного Августина // Августин: pro et contra / Сост., примеч. Р. В. Светлова; сост., вступ. ст., примеч. В. Л. Селиверстова. СПб.: РХГИ, 2002.-С. 399-410.

56. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М.: Мысль, 1979. - 431 с.73 .Майоров Г. Г. Цицерон как философ // Цицерон. Философские трактаты. -М.: Наука, 1985.-С. 5-59.

57. Максимова И. Интерпретация римской религии у Арнобия и Лактанция // http://ancientrome.ru/publik/maximova/maxO 1 .htm.

58. Марру А. И. Святой Августин и августинианство / Пер. О. В. Головой. -Долгопрудный: Вестком, 1999. 365 с.

59. Пивоваров Д. В. Философия религии: Учеб. пособие. М.: Академический проект, 2006. - 640 с.

60. Писарев JI. И. Учение блаженного Августина, епископа Иппонийского о человеке в его отношении к Богу. Казань: Типогр. имп. ун-та, 1894. - 359 с.

61. Плотин. Избранные трактаты. М.: ACT, 2000. - 320 с.

62. Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина. Т.1. - Ч. 1-2. -Сергиев Посад, 1916. - 567 с.

63. Роуз С. Вкус истинного православия // Августин: pro et contra / Сост., примеч. Р. В. Светлова; сост., вступ. ст., примеч. В. Л. Селиверстова. СПб.: РХГИ, 2002.-С. 426-466.

64. Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. -СПб.: Алетейя, 2001. 242 с.

65. Соколов В. В. Средневековая философия: Учебное пособие для студентов и аспирантов филос. фак. и отделений ун-тов. М.: Высшая школа, 1979. - 448 с.

66. Спасский А. А. Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в раннейший период христианской истории (150 254). - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006.-360 с.

67. Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. - 208 с.

68. Суинберн Р. Есть ли Бог? // Пер. с англ. Кимелева Ю. А. М.: Праксис, 2001. -193 с.

69. Суини М. Лекции по средневековой философии. Выпуск 1: Средневековая христианская философия Запада. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. - 304 с.

70. Томпсон М. Философия религии: Пер. с англ. М.: Фаир-Пресс, 2001. - 383 с.

71. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Блаженного Августина // Творения. Т. 2. - СПб, Алетейя. - 2000. - С. 681 - 750 с.

72. Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке // Августин: pro et contra / Сост., примеч. Р. В. Светлова; сост., вступ. ст., примеч. В. JI. Селиверстова. СПб.: РХГИ, 2002. С. 96-150 с.

73. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985 - 270 с.

74. Успенский JI. Идея прогресса в философии Бл. Августина. Лекция, прочитанная на юр. фак. Моск. Университета. М., 1916. - 78 с.

75. Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука, 1985. - 382 с. 96.Чуковенков Ю. А. Генезис христианской православной антропологии:

76. Диссертация доктора философских наук. М.: РГБ, 2005. - 486 с. 97.Чуковенков Ю. А. Формирование христианского человековедения (религиоведческий анализ). - М.: Издательство МГУК, 2002. - 512 с.

77. П1айд Дж. Религия римлян / Пер. с фр. О. П. Смирновой. М.: Новое издательство, 2006. 280 с.

78. Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. М.: Наука, 1987.-318 с.

79. Эриксен Т. Б. Августин. Беспокойное сердце. Перевод с норв. Л. Горлиной. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 384 с.

80. Яблоков И. Н. Религиоведение // Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000. - 536 с.

81. Adler A. Augustine and the doctrine of God: To de Deo Uno from Zeno the stoic: Ph. D. diss. Indiana, 2002. - 388 p.

82. Andresen C. Bibliographia Augustiniana. Bearb. u. hrsg. von C. Andresen. -Darmstadt, 1973-317 p.

83. Barry A. St. Augustine on divine foreknowledge: Ph. D. diss. Toronto, 2000. -281 p.

84. Bentley-Taylor D. Augustine: wayward genius. Stoughton, 1980. - 272 p.

85. Bonner G. St. Augustine of Hippo: Life and controversies. London: SCM, 1963.-429 p.

86. Bourke V. Augustine's quest of wisdom. Life and philosophy of the bishop of Hippo. Milwaukee, Bruce, 1945. - 323 p.

87. Burt D. Friendship and society. An introduction to Augustine's Practical Philosophy. Cambridge: William B. Eerdmans publishing company, 1999. - 239 P

88. Cary P. Signs and inwardness: Augustine's theological epistemology: Ph. D. diss. Yale University, 1994. - 647 p.

89. Chadwick H. Augustine. Oxford, New York: Oxford univ. press, 1986. - 122 P

90. Clark M. Augustine, philosopher of freedom. A study in comparative philosophy. New York: Desclee, 1958. - 273 p.

91. Cress D. Creation ex nihilo and Augustine's Account on Evil in Contra secundam Juliani responsionem imperfectum opus, Book 4 // Collectanea Augustiniana. Augustine: Second Founder of the Faith. New York, 1990. - p. 243.

92. D'Arcy M., Blondel M. Saint Augustine. New York: Meridian books, 1960. -367 p.

93. Deane H. The political and social ideas of St. Augustine. New York, London: Columbia univ. press, 1963. - 365 p.

94. Gilbert C. Grace and reason: freedom of the will in Augustine, Aquinas and Descartes: Ph. D. diss. Riverside, 1998. - 310 p.

95. Gilson E. The Christian philosophy of Saint Augustine / Translated by L. E. M. Lynch. New York: Octagon books, 1983. - 398 p.

96. Hagendahl H. Augustine and the Latin classics. Vol. 1. - Gdteborg, 1967. -375 p.

97. Hick J. Philosophy of Religion. New Jersey: Englewood Cliffs, 1964. - 111 p.

98. Kirwan C. Augustine. London, New York: Routledge, 1989. - 247 p.

99. Lactantius L. Divinarum institutionum // Patrologiae cursus completes. Series Latina. Ed. J.-P. Migne. T. 6. - Paris: Pres la barriere D'Enfer, 1844. — P. Ill — 818.

100. Meer Van der F. Augustine the bishop. The life and work of a father of the church / Transl. by B. Battershaw. London, New York: Sheed and Ward and G. R. Lamb, 1961.-1961 p.

101. O'Daily G. Predestination and freedom in Augustine's ethics // The Philosophy in Christianity. Cambridge, 1989. - P. 57 - 93.

102. O' Meara J. The young Augustine. The growth of St. Augustine's mind up to his conversion. London: Longmans, Green, 1954. - 215 p.

103. Saarinen R. Weakness of the will in medieval thought. From Augustine to Buridan. Helsinki, 1993. - 207 p.

104. Spencer W. St. Augustine and the influence of Religion on Philosophy // International Journal ofEthics. Vol. 41.-№4. -1931,-P. 23-41.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.