Философия сердца в истории русской религиозно-философской мысли XI-XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Лебеденко, Анатолий Андреевич

  • Лебеденко, Анатолий Андреевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 194
Лебеденко, Анатолий Андреевич. Философия сердца в истории русской религиозно-философской мысли XI-XX вв.: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2010. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лебеденко, Анатолий Андреевич

ВВЕДЕНИЕ.

Раздел 1. Социально-исторические предпосылки и теоретические источники процесса становления и развития философии сердца в России.

Раздел 2. Содержание и смысл основных идей философии сердца в русской религиозно-философской мысли

Раздел 3. Исторические судьбы идей философии сердца в отечественной религиозно-философской мысли XX века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия сердца в истории русской религиозно-философской мысли XI-XX вв.»

Тема сердца всегда занимала особое место, как в отечественной духовной культуре, так и в русской философской традиции. Сегодня, в переломный период развития цивилизации она обретает еще большую актуальность, ибо человек нуждается в нравственно обоснованном, цельном мировоззрении, в формировании которого может сыграть одну из главных ролей философия сердца - религиозно-философское течение, направленное на познание человеческого сердца как центра духовной жизни человека. Это направление философской мысли способствует преодолению «раздробленности» в понимании человека, гармонизации духовной и телесной сторон его жизни.

Философия сердца является основой исследования многомерной природы человека. Сердце его - это не просто лишь физиологический орган, это обитель Духа, как тысячелетиями учила мудрость Востока, т. е. пространство сверхсознания, которое невозможно описать чисто лишь рациональными категориями. Стремление исследовать и описать сердце, с одной стороны, как духовный центр, «ядровую точку»1 личности и, с другой стороны, как «корень единства тела» с глубокой древности побуждало мыслителей и философов размышлять на эту тему с метафизической точки зрения. В этом трудность и одновременно интерес разработки темы сердца в русской философской традиции.

Метафизическое познание сердца как средоточия духовной сущности человека, начатое Платоном, было активно продолжено и обогащено восточно-христианской традицией, оплодотворившей духовную жизнь Древней Руси. Неслучайно, что философия сердца зародилась в России, где духовный уклад и особая ментальность ее народа способствовали становлению и развитию этого направления философии в традициях ее

Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х томах. - Т.1. 4.1. -М., 1990. С. 271.

2 Там же. С. 265. лучших представителей периода XI - XX вв. С XVIII века метафизика сердца весьма плодотворно разрабатывалась русской религиозно-философской мыслью в течение трех веков. Это богатое наследие - вклад русской философии в духовную сокровищницу мировой культуры, что также заслуживает внимания исследователей, тем более, что в настоящее время отечественная философия сердца развивается как особое направление гуманитарного знания.

Обретение гуманной ориентации, как основы духовного единства личности и общества в целом, становится все более актуальной в ситуации глобальной мировоззренческой перестройки, характерной для современного этапа развития цивилизации. Принципиально новые взгляды на природу и человека заключаются в признании существования духовного начала в недрах самой материи. Сегодня становятся все более актуальными слова Вл. Соловьева: «истинный гуманизм есть вера в Богочеловека, и истинный материализм есть вера в Богоматерию»1. Таким образом, современный человек остро нуждается в нравственно обоснованной антропологической парадигме, способной привести сознание к цельности и гармонизировать сердце и разум на основе индивидуальных и общечеловеческих ценностей.

В начале XXI века особого внимания заслуживает мировоззренческий потенциал отечественной философии сердца, как парадигмы цельного видения человека, природы и общества, где человек выступает «естественным посредником между Богом и материальным бытием, проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность, устроителем и организатором вселенной»2. В этой связи философии сердца является основой исследования сердечной сущности человека, ибо именно сердце представляет собой не просто особый орган, но

Соловьев B.C. Чтения о Богочеловеке; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: краткая повесть об Антихристе. - СПб., 1994. С. 5. Там же. С. 12. и сакральное место, духовный центр, где сходятся все энергии, и формируется сознание каждого индивида.

Для отечественной мысли жизненная «ось» сердца, которая «сшивает воедино все сферы и уровни сознания»1 всегда выступала важнейшим предметом философской рефлексии. Такое метафизическое познание средоточия духовной и телесной сущности человека берет начало в платонической традиции и затем в раннехристианской святоотеческой мысли. Будучи, по емкому определению А.Ф. Лосева, чуждой всякому субъективизму и безоговорочно онтологичной2, русская философия изначально постулирует обусловленное функционированием сердца антропологическое и природное единство. В этой связи можно вести речь о том, что посредством своего сердца человек констатирует не только образ мира и не только свою жизнь, а сам мир и его жизненную организацию.

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена:

Во-первых, на рубеже XX - XXI вв. созрели предпосылки для формирования философии сердца на новом витке исторического развития. Изменившиеся реалии философской жизни требуют объединения всех наработанных концепций и учений сердца отечественных философов в целях создания принципиально новой мировоззренческой парадигмы. Тема сердца, сердечных отношений, «жизни по сердцу» исконно близка России, русскому человеку и русской культуре. Наша страна была и остается «сердечно ориентированной», как отмечали русские святые, славянофилы, Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев и другие мыслители. В современной исторической ситуации, когда западная цивилизация с ее приматом потребительских ценностей переживает системный кризис, духовный потенциал России, проявленный, в частности, через философию сердца, способен сыграть жизнеутверждающую роль в построении новой

1 Иванов A.B., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. - М., 2004, с. 454.

2 Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991, с. 509. одухотворенной цивилизации. Доказательством этому могут служить примеры нашей великой, и порой трагической, тысячелетней истории, когда Россия, как легендарный феникс, возрождалась из небытия.

Достаточно вспомнить Смутное время (1598-1613). Враг восседал в Кремле и глумился над русскими святынями, но героический дух России, воспламенивший сердце народного ополчения, смел врагов с родной земли. И это повторялось много раз, когда внешние враги нападали на Россию.

Новым испытанием для нее стал «троянский конь» демократии, подаренный России рыночной цивилизацией. Испытание на прочность врагом внутренним, допущенным в сознание и сердце русского народа, требует особых духовных сил на его преодоление.

Поэтому крайне важно в настоящее время исследовать тему сердца, ее проблематику в сфере историко-философского анализа, а затем, в перспективе - и в сфере междисциплинарного синтеза.

Во-вторых, особенности русской религиозной философии вообще и философии сердца, в частности, определяются тем, что отечественная культура оплодотворена восточным (православным) христианством, которое отводит сердцу центральную роль в духовном становлении и преображении человека. Христианские идеалы и ценности повлияли на развитие общественного сознания русского этноса и стали реальной почвой для актуализации в его ментальном поле особого направления знаний -философии сердца. Помимо своего научного, собственно теоретического содержания, философия сердца включает в себя мощный нравственный и религиозный компоненты, которые могут способствовать духовному развитию человека и гуманизации социальных отношений.

В-третьих, философия сердца - одно из важнейших учений о главном, духовном органе познания Истины. Однако обоснование, генезис и значение философии сердца в целях дальнейшей эволюции человека до сих пор не было исследовано в отечественной религиозно-философской мысли.

Социально-исторические предпосылки и теоретические источники формирования и становления философии сердца в России не разрабатывались достаточно глубоко и разносторонне. Также не определено реальное место философии сердца в духовном наследии русской культуры и не дана ее объективная оценка с аксиологической и мировоззренческой позиций.

В-четвертых, повышенный интерес к проблематике сердца в настоящее время закономерен. Он находится в русле общего интереса к русской религиозной философии, исследуя которую мы переосмысливаем свою историю, восстанавливаем культурно-историческую память. Поэтому идеи философии сердца созвучны сегодняшним мировоззренческим исканиям нашего общества. Словом, актуальность исследования философии сердца в истории русской религиозной мысли обусловлена объективной потребностью проследить процесс становления и развития философии сердца в отечественной мысли, ее духовно-нравственную роль в возрождении российского общества и духовном развитии человека.

Степень научной разработанности темы диссертации в литературе. В XX столетии тему сердца затрагивали многие русские философы и мыслители: В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, П. Сорокин, М.М. Тареев, С.Л. Франк. Среди зарубежных авторов научный интерес представляет творчество Д. Биллингтона, о. И. Кологривова, И.Ф. Мейендорфа, М. Шелера и Т. Шпидлика, которые с разных позиций рассматривают проблематику философии сердца в русской мысли1.

Анализ современной философской литературы показывает востребованость темы философии сердца в контексте поиска путей совершенствования человека и общества. Наиболее активно в сегодняшней

1 См.: Бшлингтон Д. Икона и топор. - М., 2001.-319 е.; Кологривов И. Очерки по истории русской святости. - Брюссель : Жизнь с Богом, 1961.-413 е.; Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1982. - 359 е.; Шелер М. Избранные произведения : Пер. с нем. - М.: Гнозис, 1994. - 413 е.; Шпидлик, о. Томаш Русская идея: иное видение человека / Пер. с франц. - СПб., Издательство Олега Абышко, 2006. - 464 с.

России проблематику сердца разрабатывает группа алтайских ученых -Л.Г. Апёнышева, A.B. Иванов, И.В. Фотиева, Ю.В. Хвастунова и М.Ю. ТТТитттин. Первая, к примеру, в своей кандидатской диссертации убедительно доказывает, что сердце является не только органом тела человека, но, прежде всего, энергоинформационным центром - главным координатором всей нашей жизнедеятельности, задающим духовный вектор развития человека1.

В своем исследовании Апёнышева Л.Г. представила сердце как категорию, которая имеет различные смысловые значения: в биологическом аспекте - это орган тела; в религиозном понимании сердце является средоточием души, органом Богопознания. Философский аспект -раскрывает сердце как центр духовности и нравственной жизни человека2.

В работе Ю.В. Хвастуновой3 предпринята попытка фундаментального изучения познавательных способностей сердца в религиозно-философской традиции и современных научных концепциях. Главное внимание ею уделяется трактовке сердца в восточной и западной религиозной мысли, а затем - в русской религиозной философии. Автор отмечает, что особое понимание сердца и сердечного познания с опорой на восточно-философскую традицию было дано в трудах наших соотечественников Е.П. Блаватской, Н.К. и Е.И. Рерихов и в учении Живой Этики.

Выводы о том, что сердце является своеобразным органом созерцания и имеет в себе код ко всему разнообразию эмоционально-ценностной жизни, крайне важны для целостного философского понимания проблемы сердца. Оно является не только «нравственным индикатором» внутреннего мира

1 Апёнышева Л.Г. Концепция сердца в системной философии. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Барнаул, 2004. С. 16.

2 Апёнышева Л.Г. Концепция сердца в системной философии. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Барнаул, 2004. С. 16.

3 Хвастунова Ю.В. Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Барнаул, 2005. - 22 с. человека, но и созвучит пульсу Вселенной, так как сущностно встроено в ткань мироздания1.

В советский период развития отечественной философии глубокое понимание сердца проявил в своих работах хирург, священник и мыслитель В.Ф. Войно-Ясенецкий. Особенно это касается его научно-богословской работы «Дух, душа и тело» (1945-47 г.г.), в которой автор рассматривает феномен сердца и, опираясь на библейские постулаты, аргументировано показывает, что сердце является, не только центром психической жизни человека, но и органом высшего познания . Развивая идеи православия, В.Ф. Войно-Ясенецкий делает акцент на эмоциональную сторону жизни, сосредоточенную в сердце: оно может «веселиться» и «скорбить», «радоваться» и «терзаться», «рваться от злобы» и «гореть трепетным предчувствием» и т. д. В то же время духовное сердце способно к великому чувству упования на Бога и «сокрушению о грехах своих», может быть вместилищем «кротости и смирения»3.

В конце XX и начале наступившего века проблематику философии сердца развивали такие отечественные ученые, как Н.К. Гаврюшин, Л.О. Кострюкова, Г.Я. Стрельцова, С.С. Хоружий, И.Ш. Шенгелая4. Следует отметить, прежде всего, работы С.С. Хоружего, в которых, однако, тема сердца освещена в контексте учения о синергии - теории о качественном усилении энергий, объединенных под началом духа. Несмотря на интересную авторскую трактовку, на наш взгляд, это является определенным сужением многомерной реальности сердца, так как сущностные, «усийные»

1 Хвастунова Ю.В. Указ. соч. С. 7.

2 Войно-Ясенецкий В.Ф. Дух, душа, тело. - Волгоград, 1990, с. 24.

3 Там же. С. 25.

4 См.: Гаврюшин Н.К. Б.П. Вышеславцев и его философия "сердца" // Вопросы философии, 1990, № 4, - С. 55-62; Кострюкова Л.О. П.Д. Юркевич и его философия «сердца». - Днепропетровск, 2001. - 84 е.; Шенгелая И.Ш. Философия сердца Г.С. Сковороды и П.Д. Юркевича // Вып. I. Международный сборник исследовательских работ. СевГТУ - Севастополь, 1995. С. 57-59. по выражению П.А. Флоренского) характеристики сердца не рассматриваются Хоружим С.С.

Историко-философский анализ учения о сердце, по мнению диссертанта, необходимо сочетать с исследованиями сердца в социально-историческом и духовном контекстах. Это положение аргументируют ученые В.П. Ануфриев, Е.И. Ануфриева, М.Г. Старченко, доказывающих в своих исследованиях влияние мысли как «лучистой энергии» на работу сердца1, и

А.И. Гончаренко, который обосновывает интегрирующую роль сердца, его 2 нравственное значение, организующее нашу жизнедеятельность .

Новый подход к философской разработке проблематики сердца в отечественной мысли представлен работами - В.Н. Бабиной, H.JI. Бильчук, Р. Голович, А.Б. Мусакуловой, Ф.Н. Юсуповой, предпринявших попытку интегративного подхода к сердцу на базе как рациональных (научных, философских), так и внерациональных форм его познания (религиозных, мистических, художественных) . Их работы реально отражают все те противоречия, которые имеют место в философии сердца, развиваемой в рамках рационального дискурса. Авторы раскрывают общие характеристики философии сердца, ее генезис и противоречия развития. Ими представлен

1 Ануфриева Е.И., Ануфриев В.П., Старченко М.Г. Сердце мыслит! // Новая Эпоха. 1999, С. 80-85.

2 См.: Гончаренко А.И. Пространство сердца как основа сверхсознания // Сознание и физическая реальность. 1997. - Т.2. - №3, С. 25-35; Непознанное сердце // Дельфис. 2003. Ежегодник. - С. 181-184; Сопряжённые связи сердца // Дельфис. 2003. - №3 (35). - С. 112-116.

3 См.: Бабина В.Н. Метафизика сердца в русской философии второй половины XIX века: П.Д. Юркевич : Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М, 2005. - 29 е.; Бильчук H.JI. Кордиоцентризм как методологический принцип целостного понимания человека и его места в обществе. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Харьков. 2001. - 30 е.; Голович Р. Философия преображенного Эроса и метафизика сердца Б.П.Вышеславцева : Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М, 2003. - 28 е.; Мусакулова А.Б. Кордиоцентризм отечественной философии // Актуальные проблемы философии: Общество, политика, культура: Материалы XXXV научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. - Симферополь, 2006. - С. 97-98; Юсупова Ф.Н. Метафизика сердца в европейской и русской философии и культуре XX века : сравнительный анализ. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Нижневартовск, 2009. - 25 с. исторический и философский анализ философии сердца в разные исторические эпохи.

Следует отметить, что литературные и философские произведения отечественной мысли XX века по большей части раскрывают феномен сердца на уровне его внешних проявлений. При этом глубинные, внутренние связи этого духовного центра человека остаются недостаточно раскрытыми, и концепция сердца, таким образом, не получает целостного философского осмысления.

В последние годы ряд известных российских ученых гуманитарной сферы, прежде всего, В.И. Гидиринский, М.Н. Громов, A.B. Иванов,

В.В. Мильков, В.В. Миронов, Г.Я. Стрельцова, В.В. Фролов, Ю.В. Шаповал и

J1.B. Шапошникова развивают философию сердца, пытаясь найти точки соприкосновения европейской и восточной философских традиций1. В их работах феномену сердца уделяется значительное место, так как «сердце 2 есть и главный орган познания, и носитель высшего Я личности» .

В отличие от западной философской традиции, которая более склонна к рационально-логическому осмыслению проблемы сердца, русская мысль больше ориентирована на выявление чувственно-душевного и духовного статуса человеческого сердца. Отметим также, что для отечественной философской традиции, имеющей истоком платонизм, а затем идущей от раннехристианской святоотеческой мысли к русскому исихазму, через

См.: Гидиринский В. И. Идея любящего сердца // Национальные интересы. 2003. - №2 (25). - С. 59-63; Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. -СПб.: РХГИ, 2001. - 960 е.; Иванов A.B., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. - М., 2004. - 647 е.; Стрельцова Г.Я. Культура сердца в этике будущего // Дельфис. 2001. Ежегодник. - С. 112-115; Фролов В.В. Воспитание сердца как путь развития человека новой эпохи / Новая эпоха - новый человек. Материалы международной научно-практической конференции. - М., МЦР, 2000. - С. 230-236; Шаповал Ю.В. Философия сердца в творчестве Н.К.Рериха / Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления: сб. науч. тр. / - Минск, Технопринт, 2005. - С. 267-269; Шапошникова Л.В. Без сердца нет сознания // Содружество. - 2005. №17.

2 Иванов A.B. Феномен сознания и перспективы его изучения с позиций Живой Этики // Культура и время. 2005. - №2. С. 6. протофилософию Г.С. Сковороды к славянофильству и религиозной идеалистической философии «русского Ренессанса», ближе учение сердца, выражающее идею божественного Логоса. Согласно такому подходу, именно зерно Логоса, хранящееся в глубине сердца, должно быть развернуто, прочувствовано и познано для обожения человеческого существа.

В классической западной философии рассмотрение проблемы сердца носит явно ограниченный характер, а такие направления философии как позитивизм и марксизм обнаружили определенную тенденциозность по отношению к этой проблеме. Исключением, в этой связи, являются идеи «логики сердца» Б. Паскаля, «порядка любви» у М. Шелера, своеобразие «ирреальности сердца» в «Философии религии» Г. Гегеля. Кроме того, представляют определенный интерес идеи «персонализации» или «внутреннего самоуглубления сознания» Тейяр де Шардена, которое происходит через призму сердца и таким образом превращает человека в подлинного субъекта эволюции и творца культурно-исторического процесса. Именно эти мыслители являются первооткрывателями философской проблематики сердца на Западе, которая в той или иной мере оказалась созвучной отечественным философским изысканиям.

Анализ литературы по теме истории философии сердца, проведенный автором, выявил: во-первых, нехватку обобщающих, фундаментальных работ, в которых философское знание о сердце было бы представлено более системно, в виде целостного учения. Во-вторых, позволил осмыслить философию сердца как особое направление русской религиозно-философской мысли. В-третьих, исследование источников дало возможность увидеть культурно-исторические корни философии сердца в отечественной мысли. И, в-четвертых, позволил интегрировать различные подходы исследования темы сердца в русской религиозно-философской мысли XI - XX веков - ее зарождения, становления и развития.

В данном диссертационном исследовании предпринята попытка историко-философского анализа, систематизации и обобщения теоретического материала русской религиозно-философской мысли по проблеме сердца.

Объект исследования: русская религиозно-философская мысль XI -XX веков о проблемах сердца человека.

Предмет исследования: предпосылки и основные идеи русской философии сердца.

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в историко-философском анализе и обобщении знаний о сердце как органе духовной жизни человека в русской религиозно-философской мысли Х1-ХХ вв. Достижение поставленной цели исследования определило решение следующих задач:

1. Обобщить теоретические источники и социально-исторические предпосылки формирования философии сердца в России.

2. Выявить содержание основных идей философии сердца в русской религиозно-философской мысли XI - XX вв.

3. Раскрыть смысл и обосновать роль философии сердца в истории отечественной философской мысли и - шире - в духовно-идейном наследии России.

4. Обосновать роль философии сердца в истории отечественной философской мысли и показать ее значение для духовного возрождения России.

Источники и методологическая основа исследования. В исследовании заданы рамки историко-философского анализа темы философии сердца в отечественной мысли - это период с XI по XX вв., что определило широкий и многоплановый круг источников.

Первая группа - книги и трактаты, относящиеся к религиозно-мистической традиции восточно-христианских исихастов: Исаака Сирина,

Макария Египетского, Иоанна Дамаскина, Максима Исповедника, схимонаха Иллариона, Григория Паламы, Симеона Нового Богослова и др.

Вторая группа работ связана с религиозно-философскими источниками русской православной традиции христианства: Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Нила Сорского, Максима Грека, Серафима Саровского, Игнатия Брянчининова, В.Ф. ВоЙно-Ясенецкого. Кроме того, проблемы сердца рассмотрены в творчестве монахов-исихастов, представленных в «Добротолюбии» и «Откровенных рассказах странника своему духовному отцу», трудах Паисия Святогорца, Феофана Затворника и др.

Третью группу источников отечественной философии сердца составляют более поздние идеи и концепции русских философов XVIII - XX вв., в которых более полно, предметно и целостно раскрывается тема сердца. Это труды Г.С. Сковороды и П.Д. Юркевича; славянофилов И.В. Киреевского и A.C. Хомякова; B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, П.А. Флоренского, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, а также их исследователей и оппонентов.

Методологической основой исследования явились принципы историко-философского анализа проблемы сердца, среди которых выделяются: исторический и комплексный подходы, методы сравнительно-исторического анализа, философской реконструкции, а также описательный и герменевтический методы.

Научная новизна диссертации выражена в следующих положениях и выводах:

- доказано, что философия сердца является оригинальной и самобытной идейно-теоретической линией в рамках русской религиозно-философской мысли;

- раскрыто духовное содержание, специфика и смысл философии сердца в русской религиозно-философской мысли исследуемого периода;

- осуществлен анализ происхождения, становления и развития отечественной философии сердца в духовно-идейном религиозно-философском наследии России;

- обобщены признаки, условия и способы формирования будущей «культуры сердца» на примерах исторических судеб идей философии сердца в отечественной религиозно-философской мысли XX столетия.

В соответствии с авторской концепцией и идеями новизны диссертационного исследования на защиту выносятся следующие основные положения:

1. Философия сердца в истории отечественной мысли представляет собой направление религиозной философии, в котором сердце понимается как источник самобытной жизни человека, активно способствующий восстановлению в значительной мере утраченного единства его духовного и материального мира и воссозданию человека в качестве целостного социального существа.

Истоки философии сердца восходят к античной, а затем христианской традиции, но в относительно завершенном виде это течение сложилась именно в лоне русской религиозной культуры. Русский народ, как совокупный национальный разум, приняв православную идею сердца, в течение трех веков давал ей творческое развитие и душевное наполнение. И к концу XX века она оформилась в самостоятельное и значимое направление русской религиозно-философской мысли.

2. Становление философии сердца как течения в отечественной религиозно-философской мысли с XI по XX век прошло несколько важнейших этапов — от понимания сердца в античности и византийском исихазме, через средневековую кардиогносию до достаточно разработанного, отличающегося оригинальностью и законченностью, собственно философского учения о сердце в XIX —XX веках.

Основными фигурами в его становлении и развитии выступают: Г.С. Сковорода, П.Д. Юркевич и, в определенной мере, И.В. Киреевский и A.C. Хомяков с их философско-антропологическими представлениями о сердце. Новый этап философской рефлексии в этом направлении открыли Вл. Соловьев, П.А. Флоренский, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин. Опираясь на мысль, что «дух пребывает в сердце человека», они сформировали итоговый для отечественной мысли XX века вывод: философия сердца тесно связана с метафизикой человеческого духа, где сердце - точка соединения божественной и человеческой природы, центр его творческого сознания.

3. В настоящее время русская философия сердца - это сложившееся целостное религиозно-философское направление, которое многоаспектно раскрывает идею сердца как средоточия духовно-чувственной жизни человека.

Через сердце формируются основы внутренней жизни человека, его идеалы и ценности, способы познания и векторы жизненных устремлений, направляя личность к любви, благу и красоте. Высшие чувства - любовь к Родине, патриотизм, милосердие, бескорыстие и преданность идеалам -зарождаются в пламенном сердце. Именно сердце, ответственное за высшую способность сознания, - созидательную любовь к Творцу и бытию, способствует духовному преображению человека и человечества.

4. На пороге XXI века философия сердца выступает мировоззренческой и методологической основой переосмысления роли сердца в процессе одухотворения современного человека и общественных отношений.

Потенциал философии сердца огромен и полностью еще не раскрыт. Это предстоит сделать будущим исследователям, так как с его помощью можно решать главную эволюционную задачу новой эпохи -совершенствование человека в единстве его духовно-нравственных, познавательных и творческих способностей.

Русская религиозно-философская традиция раскрывает сущность добродетельного сердца следующим образом: а) сердце - орган, инициирующий усилия духовно-нравственного порядка, которые гармонизируют рационально-логический и интуитивно-творческий компоненты личности; б) сердце - сакральный центр, где происходит очищение всех действий, чувств и мыслей человека, собирание его в целостную личность; в) сердце осуществляет особое познание, исходя из высших смыслов и принципа единства всего сущего, в чем проявляется синтез и универсализм; г) сердце рождает, аккумулирует и излучает безусловную любовь, благодатно преображающую человека и окружающий мир.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты, выводы, предложения и практические рекомендации, авторское определение философии сердца и философских оснований для реинпретации действительности могут послужить определенным фундаментом для дальнейших теоретических и прикладных исследований как в данной области, так и в области науки и культуры.

Данное исследование позволяет представить развитие проблемы сердца в истории русской мысли как целостный духовный процесс, выявить смысловые доминанты этой области философского знания и наметить перспективы ее развития.

Данное диссертационное исследование выполняет важную социальную функцию, так как в российском обществе идет сложный процесс обретения новых ценностей и духовных ориентиров. Отечественная философия сердца в этом направлении дает целый спектр духовно-нравственных идей, раскрывающих сущностные силы человека, ориентированного на созидание и творчество.

Более конкретно, опираясь на разработанные в диссертации положения, раскрывающие сущностные и содержательные черты философии сердца, представляется целесообразным более полно и системно исследовать ряд перспективных направлений, значительно расширяющих объем научного знания по данной проблеме:

- в исследовательской практике в области отечественной и зарубежной философии, антропологии, культурологии и при изучении характерных особенностей европейской и русской мысли;

- в исследовании взаимовлияния философских культур, в том числе византийской на русскую;

- в решении проблемы типологизации русской философской мысли;

- в более глубоком и точном понимании специфики отечественной философской традиции, реального многообразия, представленных в ней идей и направлений;

- в комплексном изучении творческого наследия отечественных мыслителей: Г.С. Сковороды, И.В. Киреевского, A.C. Хомякова, П.Д. Юркевича, B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, П.А. Флоренского, Б.П. Вышеславцева, H.A. Ильина, интерпретации их идей в контексте современной политической и культурной ситуации как в России, так и в мире, поскольку проблемы сердца, нравственного и правового воспитания являются актуальными и в XXI веке.

Результаты диссертационного исследования способствуют разработке проблемно-теоретической основы для возможных подходов к изучению разнообразных аспектов взаимодействия философии и социальных наук.

В силу тематической специфики диссертации ее результаты применимы в области психологического консультирования, в разработке новых диагностических и коррекционных методик и психотерапевтических стратегий в целом.

Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах по истории отечественной философии, по культурологии и педагогике, в спецкурсах, посвященных проблемам философии сердца, а также воспитанию и образованию молодежи. Материалы диссертации могут послужить основой для разработки учебных программ и методических пособий по рассмотренной теме.

Апробация работы. Материалы диссертационной работы использовались в процессе чтения культурно-просветительских курсов: «Культура и этическая ценность человека», «Передовая русская и мировая мысль», «Основы ратного труда» в Народном университете культуры Черноморского флота РФ в 1995 - 2006 гг., а также при выступлении в лектории и на научном семинаре Международного Центра - Музея имени Н.К.Рериха в 2006 - 2010 гг.

Некоторые положения исследования апробированы в ходе обсуждения на кафедре философии и религиоведения Военного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и изложена на 194 страницах машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Лебеденко, Анатолий Андреевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема сердца всегда была генетически близка России, русскому человеку и русской культуре в силу нашей национальной особенности -преобладания души над рассудком. Исторически сложилось, что Россия по типу характера и ментальности - сердечно ориентированная страна, как определяли славянофилы, Н. Бердяев и другие философы, и она всегда пребывала под покровом и водительством Божественного начала - Софии Премудрости Божией и самой Богородицы. Как предмет осмысления тема сердца утвердилась в древнерусской культуре с момента зарождения отечественной философской мысли в недрах православия - восточно-христианской традиции, пришедшей из Византии.

Восточно-христианская традиция стала важнейшим шагом в духовном развитии русского народа. Она оформила сердечное ведение как особую религиозную практику, цель которой - очистить сердце и соединить в его сакральном, сокровенном пространстве два потока: нисходящий сверху - от Бога и идущий снизу - от материи (Матери-Земли). Это таинственное соединение, чрезвычайно глубокое и неподдающееся интеллектуальному анализу, преображает человека в светоносную личность или, говоря словами Вл. Соловьева, в Богочеловека. Византийское монашество (теоретически и практически) сделало очевидным для многих последователей процесс восприятия божественного, Фаворского света сердцем и результат преображения сознания и тела человека под воздействием этой энергии. Симеон Новый Богослов, которого современные исследователи считают одним из наиболее одаренных мистиков, развил практику, ведущую к сверхсознательному озарению - одновременному трансцендированию вовне и погружению в себя1, что возможно только через сердце. В XX веке Б.П. Вышеславцев подчеркнет, что никакие рациональные методы не

1 Иванов A.B., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. - М., 2004. С. 454. способны описать этот духовный уровень. «Был в сердце моем, как бы горящий огонь» (Иер. 20, 9), - сказано в Библии.

Другими словами, развитие темы сердца в русской культуре на первом этапе предстало духовной практикой, ведущей к особому мистическому переживанию и доступной немногим - избранным. Этими немногими были исихасты. Позднее многие выдающиеся мыслители, поэты и художники переживут и опишут подобный опыт, который назовут «искусством из искусств» и «художеством из художеств».

Русской религиозно-философской мысли исихазм дал понятие сердца как глубинного центра сущности человека, в котором сходятся и

1 и V-» соединяются все радиусы его физическои, душевной и духовной жизни. Человек, как триединство духа, души и тела, имеет в сердце «храмину внутреннюю», где происходит естественный процесс «самособирания» его в целостное существо и преображение в светоносную личность - нового человека.

Следующим этапом развития философии сердца явилась кардиогносия древнерусской мысли, тесно связанная с софиологией. Истоки этого учения -тексты Писания и Святых Отцов, паламитское учение и иконография, а также благодатное влияние славянской письменности, привнесенной св. Кириллом и Мефодием в отечественную культуру в IX веке. Безусловно, кардиогносия еще не философское, но уже достаточно оформленное знание о сердце, несущее в себе глубинную интуицию богочеловеческого всеединства, свойственного Культу Софии. Это всеединство возможно только на основе безусловной любви, которая рождается в сердце и изливается из него в мир.

Становление православия на Руси и развитие «общинножительской святости» ознаменовало переход учения о сердце из созерцательной, интроспективной стадии в деятельную, социально-значимую и культурно-созидательную стадию. С исторической точки зрения это был период «взросления» и нравственного становления русского этноса и российской государственности. Выработка нравственных ценностей, организующих индивидуальную и общественную жизнь, происходила под воздействием таких великих святых подвижников как Феодосий Печерский, Сергий Радонежский и, позднее, Серафим Саровский, духовность которых «всемирная, наднациональная, вселенская». Преподобный Сергий внес в древнерусское учение о сердце новые, конкретно-деятельные черты: 1) жизнь для пользы или общего блага; 2) самоотверженный личный труд в постоянной молитве, исполненной радости духа; 3) нестяжательство. Сергий Радонежский подтвердил это учение своей жизнью и личным подвигом, поэтому для Руси оно стало «практической заповедью и идеалом», а сам Преподобный - ее «вечным спутником и путеводителем», по определению В.О. Ключевского. Таким образом, в эпоху ассимиляции православия национальной культурой сердце стало пониматься как деятельная, облагораживающая мир и человека, духовная сила.

Собственно философское оформление знания о сердце в России начинается с учения Григория Сковороды, который сочетал духовное подвижничество с универсальной образованностью. Он знал много языков, исходил страны Европы, переводил Платона, Плутарха и других греческих и римских мыслителей, изучал философию Нового времени. Именно такой универсальный гений мог дать синтез христианских постулатов и идей выдающихся античных философов. Сковорода создал оригинальную антропологию, опираясь на понятие «внутреннего человека», в котором усматривал два сердца - физическое, смертное, и духовное, вечное. Библия, как особый, смысло-образующий и символический мир, дает направление стремлению людей раскрыть в себе духовное сердце, а «когда дух человека радостный, мысли светлые, сердце мирное - то все светло, счастливо, блаженно. Это и есть философия»1. Таким образом, философское творчество Григория Сковороды неразрывно с нравственной заповедью и выполнением

1 Цит. по: Воецкая Т.В., Чунаев A.A. Философия. - Одесса, 1999. С. 382. воспитательной миссии подвижника. Его метафизика сердца посвящена духовно-нравственному преображению человека, поэтому «пульсирует» духовным сердцем - как живое учение Христа, и доказательна - как идеи Сократа, изложенные Платоном. Можно сказать, что в истории русской культуры Григорий Сковорода стал отправной точкой развития философии сердца и своеобразным мостом, соединившим религиозное знание о сердце с философским.

Славянофилы, по мнению Н. Бердяева, «положили основание русской философской традиции, как конкретной философии целостного духа»1. Они продолжили просветительские тенденции XVIII века в России, но обогатили религиозно-философское учение о сердце новыми идеями. В их онтологии сердце - центр внутренней жизни. Истина доступна лишь целостной личности, которая проявляется, когда вера, надежда и любовь цементируются энергией воли в едином сердце. Цельность сердца, считал И.В. Кириевский, достигается цельностью нравственной жизни - духовным трудом, основа которого в следовании христианскому вероучению2. Ум не может быть самодостаточным, он рабочая сила сердца и прав только когда осознает и добровольно подчиняется божественной истине, хранящейся в глубине сердца.

A.C. Хомяков развил идею соборности, т.к. жизнь человека всегда по сути своей соборная как в социальном, так и в космическом смысле. Соборность - это множество, объединенное силою любви в органическое о единство . Как «согласие личных свобод» соборность осуществляется в истинной Церкви, которую славянофилы не отождествляли с социальной церковью своего времени.

Таким образом, славянофилы обосновали концепцию целостной личности, объединенной с другими через сердце в Церковь, которая в любви,

1 Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков. - Томск, 1996. С. 5-7.

2 Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М, 1979. С. 294-330.

3 Хомяков A.C. Сочинения в 2-х томах. - М., 1994. - Т.2. С. 242. истине и согласии соборно устраивает земную жизнь. В этом смысле, учение славянофилов было обращено к будущему. Целостность, соборность и глубокая религиозность - основополагающие понятия этой философской традиции. Критика европейского рационализма и опора на православие и святоотеческое учение сердца объединяют родоначальников славянофильства с предшествующей и последующей русской философско-религиозной традицией.

Во второй половине XIX века П.Д. Юркевич продолжил развитие темы сердца, но уже в контексте академической науки. Он расширил и углубил это учение, привлекая новые антропологические и психофизиологические данные. Работа П.Д. Юркевича «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия» по глубине проникновения в суть проблемы сердца принадлежит к числу лучших творений отечественной философской классики, освещающих многотрудные поиски нравственной гармонии личности. Мыслитель исходит из библейского учения о сердце, как средоточия жизни человека, подтверждая религиозные постулаты данными современной ему науки. Вникнув в богатую религиозно-философскую символику «сердца», Юркевич открывает внутренние смысловые пласты святоотеческой традиции и «расшифровывает» их, создавая тем самым свою философско-антропологическую концепцию, значительно отличающуюся от способов философской аргументации предшественников. Главная ценность философии сердца П.Д. Юркевича выражена в фундаментальной мысли: «Человек начинает свое нравственное развитие из движений сердца»1. Эта позиция делает мыслителя одним из выдающихся последователей самобытного Г.С. Сковороды, который развивал столь близкую русской душе и русской культуре «метафизику любви и философию сердца»2.

1 Юркевич П.Д. Философские произведения. - М., 1990. С. 181.

2 Абрамов А.И. Памфил Данилович Юркевич // Юркевич П.Д. Философские произведения. - М., 1990. С. 6.

Вл. Соловьев, потомок Григория Сковороды, считан П.Д. Юркевича своим учителем1 и развивал многие, поставленные им проблемы. Будучи мистиком и софиологом, Соловьев привнес в русскую философскую традицию необычайную глубину и проникновенность своими мистическими прозрениями о сердце. Сердечное ведение (или разум сердца) выступает в софиологии объединяющим началом всех познавательных способностей сознания. Таким образом, развитие сознания невозможно при бездеятельном сердце, ибо только открытым чувствующим сердцем можно постигнуть триединство Добро - Истина - Красота. Важнейшей целью софийного бытия (целостного гармоничного формирования) человека является личностное преображение сознания. Поэтому самая напряженная борьба происходит в глубинах человеческого существа, где разум сердца и нравственная чуткость оказываются самыми верными проводниками к идеалам софийной жизни.

П.А. Флоренский начал разработку темы сердца в книге «Столп и утверждение истины» и развивал ее в других работах в течение всей жизни. Он аргументировал положение, что в духовно-восходящем бытии сознания огромную роль играет разум сердца и любовь, дающие подлинную мудрость. Обретенные через духовное усилие нравственно-психологические качества являются базовыми софийными элементами праведной душевной жизни, поэтому философия сердца в софиологическом аспекте выстраивается вокруг особой категории - любви к мудрости сердца. Сам Флоренский своей жизнью, духовным трудом и трагической смертью сумел проявить софийный идеал в земном, социальном бытии.

Оформление философии сердца как самостоятельного направления в русской религиозно философской мысли является безусловной заслугой Б.П. Вышеславцева, внесшего тем самым вклад в русскую и мировую философскую культуру. В книге «Сердце в христианской и индийской мистике» мыслитель дал сущностный анализ различных подходов к сердцу в

1 Абрамов А.И. Предисловие // Юркевич П.Д. Философские произведения. - М., 1990. С. 3. истории цивилизации в таких разных культурных контекстах как Индия и Европа.

Вышеславцев стремился возродить традицию древнерусского любомудрия, дающего нравственные ориентиры жизни в мире. Его философское обоснование вечных ценностей духовной культуры, стало мировоззренческой платформой наступающей новой эпохи и наметил пути их достижения.

Уникальный вклад в разработку «культуры сердца» и «морали сердца» внес русский религиозный философ и мыслитель И.А. Ильин, который в XX столетии переосмыслил метафизический феномен «сердечного созерцания» как самый благородный и возвышенный способ познания души. Он утверждал, что «все великое и гениальное было создано из созерцающего и поющего сердца»1, а способность петь сердце приобретает, когда открывается «божественным содержаниям жизни». Это сущностно религиозное определение, бесспорно, принадлежит русской философской традиции онтологического теизма. Но мыслитель добавляет сюда личностно-экзистенциальное и оптимистическое звучание: Сердечное пение «не исчерпывается и не иссякает, потому что течет из вечно обновляющейся радости. Сердце зрит во всем Божественное, радуется и поет; и светит из той глубины, где человечески-личное срастается со сверхчеловечески-божественным до неразличимости»2.

Подытожить изложенные в диссертационной работе идеи философии сердца можно следующим образом:

Истоки философии сердца восходят к античной и христианской религиозным традициям, в рамках которых была дана первая интеллектуальная рефлексия на духовное узрение феномена сердца, но в относительно завершенном виде это течение сложилось именно в лоне русской религиозной культуры. Философия сердца - это исторически

1 Ильин И А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. - М., 2006. С. 13.

2 Ильин И.А. Поющее сердце // Огни жизни. М., 2007. С. 289. сложившееся в духовном пространстве России направление, в котором сердце должно выстраивать все сферы внутренней жизни: способы познания личности и мира, идеалы и ценности, векторы жизненных устремлений, направляя человека к всеобщей любви, благу, к духовной наполненности бытия.

Становление философии сердца как течения в отечественной религиозно-философской мысли с XI по XX век прошло несколько важнейших этапов - от понимания сердца в античности и византийском исихазме, через средневековую кардиогносию (сердцеведение или «сердечное знание») до достаточно разработанного, отличающегося оригинальностью и законченностью, собственно философского учения о сердце в XIX - XX веках. Основными фигурами в этом становлении являются Г.С. Сковорода, П.Д. Юркевич и, в определенной мере, И.В. Киреевский и A.C. Хомяков, с их философско-антропологическими знаниями о сердце.

Новый этап знаний о сердце открыли Вл. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.О. Лосский, Б.П. Вышеславцев И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, С.Н. Булгаков и Рерихи, связавшие философию сердца с духовным синтезом. Опираясь на постулат «Дух пребывает в сердце человека», они дают итоговый для XX века вывод: философия сердца есть метафизика человеческого духа, где сердце - точка соединения божественной и человеческой природы.

В широкой панораме отечественной мысли сердце представлено и обосновано как средоточие души и сущности человека. Русская религиозно-философская традиция в понимании сущности и познавательных функций сердца раскрывает следующие постулаты: сердечное познание генетически опережает интеллектуальное, но в функциональном плане для гармонизации ума и сердца человека требуются психо-волевые усилия нравственного порядка. Через сердце происходит очищение всего человека и собирание его в целостную светоносную личность.

Сердце в отечественной мысли выступает носителем глубинных духовно-психических качеств личности и органом «разумения», так как: во-первых, сердечное познание является первичным для Богопознания, самопознания и познания других человеческих «я»; во-вторых, в нравственном познании сердце обладает собственным разумом, превосходящим логику интеллекта. В русской философии соотношение мозга и сердца есть фактически соотношение материи и духа, где первая дает познание и овладение миром вещественным, физическим, в то время как второй открывает путь к познанию и овладению мирами Высшими - более тонкими.

Таким образом, центральной антропологической задачей является совершенствование человека в единстве духовно-нравственных, познавательных и творческих способностей. Соответственно, высшей ценностью и благом является все, способствующее совершенствованию, а негативным полюсом выступает то, что невежественно искажает основу бытия и задерживает совершенствование. Центральный познавательный, духовно-творящий и нравственный орган, который обеспечивает гармоничное преображение человека и человечества на современном этапе эволюции - это его сердце, ответственное за высшую способность сознания -созидательную любовь к Творцу и бытию.

Философия сердца развивается как особое направление научного философского знания, являясь открытой и развивающейся системой знаний. Закономерно, что философия сердца зародилось в России, так как исторически русский народ, преемственно приняв восточно-христианскую идею сердца, дал ей творческое обоснование и развитие в отечественной религиозно-философской традиции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лебеденко, Анатолий Андреевич, 2010 год

1. Авдасев В.Н. Трудовое братство Н.Н. Неплюева. Его история и наследие. -Сумы: РИО «АС-Медиа», 2003. 64 с.

2. Авдасев В.Н. Свет памяти. Н.Н.Неплюев в воспоминаниях современников.- К.: Издательский дом «Фолигрант», 2008. 108 с.

3. Алексеев Н.Н. В бурные годы. Наш академический мир // Новый журнал. Нью-Йорк, Кн. 54. 1958.

4. Алпатов М.В. Андрей Рублёв. М.: Искусство, 1959. - 36 с.

5. Амонашвили Ш.А. Без сердца, что поймем? М.: ООО «Издательский Дом Шалвы Амонашвили», 2004. - 64 с.

6. Ануфриева Е.И., Ануфриев В.П., Старченко М.Г. Сердце мыслит! // Новая Эпоха. М. Рига: Международный Центр Рерихов. 1999. №21. - С. 80-85.

7. Арсеньев Н.С. О жизни Преизбыточествующей / Николай Арсеньев.- Bruxelles : Жизнь с Богом, 1966. 285 с.

8. Архангельский А.С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: Их литературные труды и идеи в Древней Руси. Историко-литературный очерк. Ч. 1. Преподобный Нил Сорский. СПб., 1882. / Памятники древней письменности и искусства.

9. Апёнышева Л.Г. Концепция сердца в системной философии. Автореф. дис. . канд-та филос. наук. Барнаул, 2004. - 18 с.

10. Бабина В.Н. Метафизика сердца в русской философии второй половины XIX века: П.Д. Юркевич : Автореф. дис. . канд-та филос. наук. М, 2005. -29 с.

11. Белёвцев А.В. Социально-философское учение классиков славянофильства И.В. Киреевского и А.С. Хомякова (Опыт реконструкции) : Автореф. дис. .канд-та филос. наук. Ставрополь, 1997. -23 с.

12. Бергсон А. Творческая эволюция; Материя и память : Пер. с фр. Анри Бергсон. Минск : Харвест, 1999. - 1407 с.

13. Бердяев H.A. Дух и реальность / вступ. ст. и сост. В.Н. Калюжного М.: ACT; Харьков : Фолио, 2003. - 679 с.

14. Бердяев H.A. Русская идея. СПб.: «Азбука», 2008. - 320 е.

15. Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков. Томск : Водолей, 1996. -159 с.

16. Бердяев H.A. Диалектика божественного и человеческого / H.A. Бердяев; Сост. и вступ. ст. В.Н. Калюжного. М.: ООО «Издательство АТС»; Харьков: «Фолио», 2003. - 620 с.

17. Биллингтон Д. Икона и топор. М., 2001. - 319 с.

18. Бильчук H.JI. Кордиоцентризм как методологический принцип целостного понимания человека и его места в обществе. Автореф. дис. . канд-та филос. наук. Харьков. 2001. - 30 с.

19. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII века М.: Издательство МГУ, 1986. - 120 с.

20. Бубнов В.А. Нил Сорский: Историческое повествование. СПб, 1992. -158 с.

21. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. Подгот. текста и коммент. В.В. Сапова; Послеслов. K.M. Долгова. М.: Республика, 1994. -414 с.

22. Булгаков Сергей, протоиерей. Купина неопалимая. Париж, 1927. - 288 с.

23. Булгаков С.Н. О Софии премудрости Божией : Указ Моск. патриархии и Докл. зап. проф. прот. Сергея Булгакова митрополиту Евлогию. Париж. YMCA-press 1935.-63 с.

24. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. К.: Лыбидь, 1991.-416 с.

25. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. - 255 с.

26. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1961, № 38-39.-С. 66-67.

27. Вернадский Г.В. Киевская Русь: Пер. с англ. Е.П. Беренштейна, Б.Л. Губмана, О.В. Строгановой. Под ред. Николаева Б.А. Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 1999. - 448 с.

28. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. -Париж, 1929. 78.

29. Вышеславцев Б. П. Образ Божий в существе человека // Путь. -1935.-№49.-С. 48-71.

30. Вышеславцев Б.П. Значение сердца в религии // «Путь». Орган русской религиозной мысли. Кн. 1 (I-VI) М., 1992. - С. 59-79.

31. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. -367 с.

32. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. Т. 1. Проблемы закона и благодати. Париж.: ИМКА-ПРЕСС, 1931. - 273 с.

33. Вышеславцев Б. П. Образ Божий в существе человека //Путь. 1935, -№49. -С. 48-71.

34. Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии Нью-Йорк : Изд-во им. Чехова, 1955.-296 с.

35. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Философы России XIX-XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. М., 1995. - 752 с.

36. Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцедентальной философии. 1914 г. М. : Печатня А.И. Снегиревой, 1914. XIX, - 437 с.

37. Войно-Ясенецкий В.Ф. Дух, душа и тело. М., 1997. - 163 с.

38. Визгин В.П. Культура как искусство целей // От философии жизни к философии культуры. СПб.: Алатейя, 2001. - 400 с.

39. Гаврюшин Н.К. Б.П. Вышеславцев и его философия "сердца" // Вопросы философии, 1990, № 4, с. 55-62.

40. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Философия религии. В двух томах / Общ. ред. A.B. Гулыги. М.: Мысль, 1976-1977. - 573 с.

41. Гидиринский В.И. Введение в русскую философию: Типологический аспект. М.: ТИД «Русское слово» - PC, 2003. - 320 с.

42. Гидиринский В.И. Русская идея и армия: философско-исторический анализ. М.: ВУ, 1997. - 323 с.

43. Гидиринский В.И. Идея любящего сердца. // Национальные интересы, №2 (25). М.: Институт национальной стратегии реформ, 2003. - С. 59-63.

44. Головин Радое Философия преображенного Эроса и метафизика сердца Б.П. Вышеславцева : Автореф. дис. канд-та филос. наук. М, 2003. - 28 с.

45. Гончаренко А.И. Непознанное сердце // Ежегодник «Дельфис». М.: Дельфис. 2003.-С. 181-184.

46. Гончаренко А.И. Сопряжённые связи сердца // Дельфис. М., - №3 (35) 2003.-С. 112-116.

47. Гончаренко А.И. Пространство сердца как основа сверхсознания // Сознание и физическая реальность. М., 1997. - Т.2. - №3. - С. 25-35.

48. Горский B.C. Святые Киевской Руси. К., 1994.

49. Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. -СПб.-.РХГИ, 2001.-960 с.

50. Грушевская Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.

51. Демина H.A. Черты героической действительности XIV XV вв. в образах людей Андрея Рублева и художников его круга // ТОДРЛ. Т. 12. -М., Л., 1956. Т. 12.-С. 311-324;

52. Добротолюбие: В 5-ти томах. / По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

53. Древнекитайская философия : собран, текстов : в двух томах М.: Мысль, 1972 - 1973. (сост. Ян Хин-Шун; вступ. ст. В.Г. Бурова и М.Л. Титаренко).

54. Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. В четырех томах. Т.1. Нижний Новгород, 1996.-476 .

55. Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Мыслители Киевской Руси. К., 1987, - 181 с.

56. Замалеев А.Ф., Зоц В. А. Отечественные мыслители позднего средневековья. К., 1990, - 171 с.

57. Зеньковский В.В. История русской философии. М: ЭКСМО - Пресс; -Харьков: Фолио, 2001. - 894 с.

58. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. Т.1. М., 1992. - 268с.

59. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М., 1991. - 208 с.

60. Иванов A.B. Идея Софии в русской философии // Алтай-Космос-Микрокосм. Материалы III Межд. конф. Барнаул, 1995.

61. Иванов A.B. Мир сознания. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2000. - 240 с.

62. Иванов A.B., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул, 2001. - 240 с.

63. Иванов A.B. Живая Этика как метазнание // Культура и время. М., 2002. -№ 1-2.-С. 209-215.

64. Иванов A.B., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. -М., 2004. 647 с.

65. Иванов A.B., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. Барнаул. 2006.- 640 с.

66. Ильин И.А. Наши задачи: Ист. судьба и будущее России: Ст. 1948-1954 гг.: В 2-х т. / Сост. и авт. вступ. ст. И.Н. Смиронв. М., 1993.

67. Ильин И.А. Что дало России православное христианство? // День Русской Славы. Белград, 1938.

68. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. - 324 с.

69. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М.: Мартин, 2006. - 256 с.

70. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ACT, 2004. - 588 с.

71. Ильин И.А. Путь к очевидности. Мюнхен, 1957. - 151 с.

72. Ильин И.А. О грядущей России. М., 1993. - 367 с.

73. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948-1954 годов. В 2 т. Т. 1. / Подготовка текста и вступ. статья И.Н.Смирнова. М.: МП «Рарог», 1992. Т. 1, - 344 с.

74. Ильин И.А. Путь к очевидности. Сборник. М.: Республика, 1993. - 430 с.

75. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. М., 2007. - 464 с.

76. Ильин И.А. Огни жизни. М., 2007. - 544 с.

77. Иоанн Кологривов Очерки по истории русской святости. Siracusa: istina, 1991.-415 с.

78. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1998. - 462 с.

79. Киреевский И.В. Слово. Ангелы вхождения пречистыя зряще удивишася. РГАЛИ, ф.236, оп. 1, ед. хр. 15.

80. Киреевский И.В. Полн. собр. соч. В 2-х томах. М., 1911.

81. Климент Александрийский. Строматы // Отцы и учителя Церкви III века: Антология. В 2 т. Т. 1. М., 1996.

82. Климент Охридский. Похвала Кириллу Философу // Ундольский В.М. Климент епископ Словенский. М., 1895.

83. Климент Охридски. Събрани съчинения. Т.З: Пространни жития на Кирилл и Мефодий. София, 1973.

84. Ключевский В.О. Благодатный воспитатель русского народного духа // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М., 1991. - С. 9-22.

85. Коваленко В.В. Время Григория Сковороды // Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 280-летию со дня рождения Г.С. Сковороды. Севастополь, 2003. - С. 46-48.

86. Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды // Сковорода Г.С. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1973, с. 373-414.

87. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. - 227 с.

88. Кологривов И. Очерки по истории русской святости. Брюссель : Жизнь с Богом, 1961.-413 с.

89. Конотоп Л.Г. Идеи «созерцания» и «любви» в исихазме и миронаставлении славянских народов. К., 1997.

90. Коптев Ю.Н., Моисеев Н.Ф., Гусев Ю.Г. Российская космонавтика и общество в XXI веке // Космическое мировоззрение новое мышление XXI века: Материалы Международной научно-общественной конференции 2003. -М., 2004.-116-148.

91. Косолапов В.Н. Оптина пустынь, ее герои и тысячелетние традиции // Писатель и время. Вып. 6. М., 1991.

92. Кострюкова Л.О. П.Д. Юркевич и его философия «сердца». -Днепропетровск, 2001. 84 с.

93. Коцюбинский С.Д. Литературное наследие Паскаля, М., 1985.

94. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. - 496с.

95. Левицкий С.Б. П. Вышеславцев // Грани. 1965. №57.

96. Лихачёв Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премудрого. М.; Л.: Изд - во АН СССР, 1962. - 172 с.

97. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. - 525 с.

98. Лосев А.Ф. Жизнь: Повести. Рассказы. Письма. Спб., 1993. - 533 с.

99. Лосев А.Ф. Мне было 19 лет. Дневники. Письма. Проза. М., 1997. -340 с.

100. Лосев А.Ф. Я сослан в XX век. В двух томах. М.: Время, 2002. Т. 1. -574 с.

101. Лосев А.Ф. Русская философия // Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М., 1990. - 318 с.

102. Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. - 719 с.

103. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 2009. - 617 с.

104. Лосев А.Ф. Переписка с A.A. Мейером // Начала. М., 1994. №2-4, - С. 47-62.

105. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. -М, 1991.-288 с.

106. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М., 1995.-399 с.

107. Лосский В.Н. Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

108. Лощиц Ю.М. Сковорода. М., «Молодая гвардия», 1972. - 224 с.

109. Маккарти Р. и др. Наука Сердца. Институт Heart Math, Сан-Франциско, 2001.

110. Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. Богословские и аскетические трактаты. М., 1993. - 352 с.

111. Манн Т. Собрание сочинений. Т. 10, М., 1961.

112. Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 280-летию со дня рождения Г.С. Сковороды. — Севастополь, 2003.-78 с.

113. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1982. -359 с.

114. Мельник Л.Г. Состоявшаяся утопия, или Машина времени H.H. Неплюева. Сумы, 2004. - 56 с.

115. Молдован A.M. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев, 1984. - 240 с.

116. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради. 1860-1881 гг. Т. 83,-М., 1971.

117. Неплюев H.H. Собрание сочинений. В 3-х томах. Христианская гармония духа. / СПб., ООО «Профи-Центр», 2007.

118. Неплюев H.H. «подвижник земли русской» : (Венок на могилу).- Сергиев Посад: типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1908. 40 с.

119. Николаев А. «Богословские труды», сб. 5. М., 1970, - 296 с. // Журнал Московской Патриархии. - М., 1971. №11.

120. Нил Сорский. Важнейшие правила жизни христианской из слова Божия и писания св. Отцов извлеченные. Отдел рукописей РГБ, ф. 99, ед. хр. 15.

121. О стяжании Духа Святого. Беседы и наставления Серафима Саровского.- 2-е изд. М.: Амрита-Русь, 2006. - 224 с.

122. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М.: Издание Сретенского монастыря, 1998. - 368с.

123. Памятники литературы древней Руси. XIV середина XV века. - М.: Худ. лит, 1981.-602 с.

124. О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. - 528 с.

125. Очерки по истории русской святости. Брюссель, Жизнь с Богом. 1961. -413 с.

126. Паскаль Б. Мысли. К, 1994. - 478 с.

127. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева // Древнерусская живопись как исторический источник. М, 1974.

128. Повесть временных лет : Сборник произведений литературы Древней Руси. М.: Эксмо. 2007. - 604 с. (под ред. Дмитриева Л.А, Лихачева Д.С.)

129. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение. Сборник статей. СПб.: Эрмитаж, 1989. - 320 с.

130. Преподобный Нил Сорский. Учитель умного делания. М.: Центр БЛАГО; КАЗАК, 1997. - 64 с.

131. Преподобный Сергий Радонежский. М.: Панорама, 1992. - 272 с.

132. Прот. Сергий Булгаков о Софии Премудрости Божией. Париж, 1935.

133. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV XV веков,-Л., 1987.

134. Прохоров Г.М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. М., Наука, 1972. - 238 с.

135. Путь: орган русской религиозной мысли. Книга 1. М.: Издательство «Информ-Прогресс», 1992. - 752 с.

136. Священник Павел Флоренский. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней; Генеалогические исследования : Из Соловецких писем, Завещание.- М.: Московский рабочий, 1992. 559 с.

137. Священник Павел Флоренский. Сочинения. В 4 т. Т.З (2). М., 1996.- 878 с.

138. Сирин Исаак. Преподобного отца нашего Исаака Сирина слова подвижнические. М.: Лепта. Книга. 2008. - 790 с.

139. Сковорода Г. С. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М., 1973.-511с.

140. Сковорода Г.С. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1973. - 486 с.

141. Сковорода Г.С. Собрание сочинений. С биографией Г.С. Сковороды М.И. Ковалинского. СПб., 1912. - 530 с.

142. Сковорода Г.С. Сочинения. -Минск: Современный литератор, 1999.- 703 с.

143. Слова Симеона Нового Богослова. М., 1982.

144. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. -М.: Канон. 1995.-380 с.

145. Слова Симеона Богослова. Слово 90. М., 1892.

146. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров» : краткая повесть об Антихристе / Сост. вступ. ст., примеч. А.Б. Муратова. СПб. : Художественная литература, 1994. - 528 с.

147. Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. Т. 1. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и A.B. Гулыги; Примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. - 892 с.

148. Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. Т.2. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и A.B. Гулыги; Примеч. С.Л. Кравца и др. М., 1988. - 822 с.

149. Соловейчик С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. -М., 1972.-256 с.

150. Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль. М., 1979. - 237 с.

151. Стрельцова Г.Я. Декарт и Паскаль // Вопросы философии. 1985. №3. -С. 100-112.

152. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М.: Республика. 1994. - 494 с.

153. Стрельцова Г.Я. Разум и сердце у Декарта и Паскаля. // Декарт в канун 21 столетия. М., 1998 (Материалы Международной конференции. Апрель, 1996, Тверь).

154. Стрельцова Г.Я. Культура сердца в этике будущего. // Дельфис. Ежегодник. Материалы Московской междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего», М., 2001. - С. 112-115.

155. Столович Л.Н. История русской философии. Очерки. М., 2005. - 495 с.

156. Табачников И.А. Григорий Сковорода. М.: Мысль, 1972. - 250 с.

157. Таранов П.С. 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Мысли : Универсальный аналитический справочник по истории философии : В 2 т. -Симферополь : «Реноме», 2002. 704 с. : ил. - Т. 2. - (Рус. яз.).

158. Тареев М.М. Основы христианства. Система религиозной мысли. 2-е изд. Сергиев-Посад, 1908. Т. 2 : Евангелие. 367 с.

159. Тареев М.М. Основы христианства. Краткое изложение. СПб., 1908. -74 с.

160. Толстой Л.Н. Недельное чтение. Паскаль. ПСС в 90 томах. Т. 41, М., 1991.

161. Толстой Л. Н. Г. С. Сковорода // Толстовский листок. М., 1994. - №4. -С. 37-40.

162. Трубецкого E.H. Умозрение в красках. М., 1990. - 44 с.

163. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., 1994. - 431 с.

164. Узкова Е.С. Божественные энергии в философии исихазма // Дельфис. — М., -№3 (35) 2003.-С. 55-61.

165. Узкова Е.С. Энергия: от физики к философии // Ежегодник «Дельфис». -М.: Дельфис. 2003.

166. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Ростов-на-Дону, 1999. - 379 с.

167. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // О России и русской философской культуре. М., 1990. - с. 454.

168. Феодосий Печерский. Слово святого Феодосия Печерского, игумена Печерского монастыря о вере христианской и латинской // Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. М., 1990.

169. Фигура М. О необходимости воспитания сердца. // Дельфис. М., 2002. - №4. - С. 109-113.

170. Филиппов М.М. Паскаль, его жизнь и научно-философская деятельность. СПб., 1891.

171. Фишер К.Гегель. Его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом. -М.-Л., 1937.

172. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: ACT: ACT Москва, 2007. - 633 с.

173. Флоренский П.А. Сочинения в 2-х томах. Т.2. У водоразделов мысли. — М., 1990.-448 с.

174. Флоренский П.А. Сочинения в четырех томах. Т.2. М., 1996.

175. Флоренский П.А. Сочинения в четырех томах. Т.З (2). М., 1999.

176. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма. // Философские науки.-М., 1990. №12.

177. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. - 324 с.

178. Флоренский П.А. Оправдание космоса. СПб., 1994. - 217 с.

179. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996.

180. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев, 1991.

181. Франк C.JI. Свет во тьме: опыт христианской этики и социальной философии. / С.Франк. Париж: YCMA-press, 1949. - 402 с.

182. Франк C.JI. Реальность и человек : Метафизика человеческого бытия. -Париж, 1956.-415 с.

183. Франк C.J1. С нами Бог: Три размышления. Париж, 1964. - 378 с.

184. Франк С.Л. Предмет знания об основах и пределах отвлеченного знания; Душа человека: Опыт введения в философскую психологию СПб.: Наука. 1995.-655 с.

185. Фролов В.В. Воспитание сердца как путь развития человека новой эпохи / Новая эпоха новый человек. Материалы международной научно-практической конференции. - М., МЦР, 2000. - 230-236.

186. Фурсей Г.Н. Поиск пути. СПб.: Издательство «АураИнфо», «ВИС», 2008. - 60 с.

187. Хвастунова Ю.В. Российская традиция философии сердца и западная теория эмоциональной культуры. Вестник Томского государственного университета. Томск. 2008. № 310. - С. 19-25.

188. Хвастунова Ю.В. Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации. Автореф. дис. . канд-та филос. наук. Барнаул, 2005. - 22 с.

189. Хомяков A.C. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М., 1994. - 589 с.

190. Хомяков A.C. Сочинения в 2-х томах. Т.2. М., 1994. - 476 с.

191. Хомяков A.C. Церковь одна // Собр. соч. М., 2001. - 250 с.

192. Хомяков A.C. Полное собрание сочинений. В 8-ми т., Т.1. М., 1900.

193. Хомяков A.C. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях // Сочинения. Т. 2. М., 1900.

194. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998. - 352 с.

195. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000. - 475 с.

196. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005. - 445 с.

197. Худушина И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства (конец XVIII первая треть XIX вв.). - М., 1995. - 231 с.

198. Шарден Т. Феномен человека. М., 2002.

199. Шапошникова JI.B. Без сердца нет сознания // Содружество. 2005. №17.

200. Шелер М. Избранные произведения : Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. -413 с.

201. Шенгелая И.Ш. Философия сердца Г.С. Сковороды и П.Д. Юркевича // Вып. I. Международный сборник исследовательских работ. СевГТУ -Севастополь, 1995. С. 57-59.

202. Шпагин С.А. Ранние славянофилы (У истоков «русской идеи»): Автореф. дис. .канд-та филос. наук. Томск, 1997. - 23 с.

203. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Сочинения. М., 1989.- 342 с.

204. Шпидлик, о. Томаш Русская идея: иное видение человека / Пер. с франц.- СПб., Издательство Олега Абышко, 2006. 464 с.

205. Экземплярский В. В. Старчество // Дар ученичества. -М., 1993.

206. Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение // Борьба за Логос. Г.Сковорода. Жизнь и учение. М., 2000. - 592 с.

207. Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. - 672 с.

208. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики с приложениями. М., 1869.

209. Юсупова Ф.Н. Метафизика сердца в европейской и русской философии и культуре XX века : сравнительный анализ. Автореф. дис. . канд-та филос. наук. Нижневартовск, 2009. - 25 с.

210. Paskal В. Pensees. Р. 523, fr. 172.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.