Философская антропология Бедила тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Садикова, Насиба Нуруллаевна

  • Садикова, Насиба Нуруллаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 164
Садикова, Насиба Нуруллаевна. Философская антропология Бедила: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2000. 164 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философская антропология Бедила»

Актуальность проблемы. Мирзо Абдулкодир Бедил относится к числу тех титанов мысли, с именем которых связано развитие целого направления общественно-философской мысли. Бедил своим творчеством оказал столь мощное влияние на синтез мусульманской и индийской интеллектуальной культуры , что она пустила глубокие корни в философии и в литературе ряда народов Центральной Азии, в особенности таджикского, узбекского, пакистанского и афганского.

В центре литературно-философского творчества Бедила находится человек, который ищет путь к свободе, личному и общественному счастью. Проблемы, которые волновали Бедила сегодня, также выдвинуты на первый план. Провозглашение независимости Таджикистаном заострило внимание на новый подход к проблемам истории культуры, в особенности, изучение проблемы человека поскольку формирование верного исторического самосознания представляет не только историко-культурный интерес . Эта важнейшая задача, которой ныне придаёт большое значение и государство. Как пишет Президент Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонов: «Величие таджикской нации я вижу в том, что на протяжении тысячелетий она не раз смогла мужественно выдержать натиск чужеземных завоевателей и в тоже время осуществить синтез чужой цивилизации с бессмертными достижениями своей культуры, каждый раз поднимаясь на качественно новый уровень развития».1 Далее он подчеркивает, что мудрость суфийской философии также сыграла важную роль в преграждении пути фанатизма и религиозных предрассудков.2

В этом свете исследование философской антропологии Бедила представляется весьма актуальным и злободневным. Эта философия органически связана с общечеловеческими ценностями, созданные общностью судеб многих народов мира, которые ныне в трудных, порою трагических условиях, ищут свою историческую перспективу. Последняя не возможна без творческого

1 Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории,- Кн.1: От арийцев до Саманидов.-Лондон.,-С.127

2 Там же. освоения мирового, прежде всего собственного, гуманистического наследия. Избрание гуманизма Бедила в философском аспекте объектом анализа объясняется тем, что сегодня данная проблема приобретает большую актуальность в связи с рассмотрением человека в начале нового тысячелетия, как главную ценность, которая должна быть объектом всестороннего исследования. В свете этой задачи новое звучание приобретает классическое наследие, в котором огромное место отводится человеку, как в религиозной так и в философской интерпретации его проблем. В персоязычной культуре Индии, где скрещивались индуистская и мусульманская культуры, особое место занимает Абдулкодир Бедил, мыслитель ХУН-ХУШ вв., оставивший неизгладимый след в истории литературной и философской мысли народов региона, в особенности таджикского народа.

Гуманизм, в понимании Бедила, это возвышение человека, как самого ценного бытия в феноменальном мире. Человек, в представлении Бедила, это микромир, который как зеркало, отражает всю вселенную и божественный мир, поэтому главной задачей Бедил в своей антропологии видит в определении природы человека, его сущности. Бедил, который хорошо знал индийскую философию, подобно Шанкаре, пытался через познания индивидуального "Я" постичь сущность абсолютного "Я", т.е. Бога. Главная задача для Бедила в соответствии с требованиями его эпохи была в поиске путей к свободе человека, а чтобы достичь ее, он считал необходимым доказать божественную природу индивидуального "Я", которая содержит в себе универсальную божественную сущность. В этом состояло основное понимание Бе-дилем гуманизма.

Творчество и личность Бедила до настоящего времени находится в центре внимания литераторов и ученых Центральной Азии, Индии и Афганистана. Для изучения и интерпретации наследия Бедила образовались специальные школы «бедилхони» и «бедилшиноси» («чтение Бедила», «изучение Бедила») в Афганистане и Средней Азии, прежде всего в литературных кругах Бухары, Самарканда, Ходжента, Ура-тюбе, Кабула, Герата, Балха и др. городов.

С.Айни, отмечая роль этих кружков в развитии культуры таджикского народа, высоко оценил их значение. Он говорил, что благодаря, действительно, грамотным знатокам Бедила большинство поклонников его творчества правильно не только понимали труднодоступные философские мысли Бедила, но и многие поэты стали последователями мыслителя.

Хотя много было последователей Бедила, однако комментаторов научных исследований его произведений практически отсутствовало до 30-40 годов двадцатого века. Что касается философского исследования трудов Бедила в отечественной историко-философской науке, то до сих пор они не стали предметом специального изучения, за исключением небольшой монографии узбекского философа, академика И.Муминова, некоторых статей Е.Э.Бертельса и К.Олимова, а так же краткого анализа мировоззрения Бедила академиком А.М.Богоутдиновым.

Актуальность исследования философской антропологии Бедила обусловлено необходимостью творческого освоения достижений философской, религиозной, этической, эстетической мысли различных регионов и народов. На примере Бедила можно будет нагляднее представить взаимодействие индуистской и исламской, индийской и ирано-язычной духовных традиций, положительные стороны которых воздействовали на формирование чувства веротерпимости, совместного созидания, установления мира и взаимодоверия между разными народами.

Эти идеи особо актуальны сегодня после пережитых Таджикистаном трагических событий и установления мира в нем.

Бедил хорошо знал Веды и поэтому идеи индийской философии синтезированы с суфизмом и исламской философией. Он сам был очевидцем или участником многих ритуалов и традиций различных сект и направлений своего времени. Поэтому все это нашло отражение в произведениях Бедила, придав им глубокий философский смысл, углубив мир его образов и идей.

Бедил воспевал могущество человеческого разума, мощь науки, проповедовал идеи прогресса, для достижения которого считал необходимым развитие естественных наук и философии. Он воспевая человека, искал пути его совершенствования.

В конце XX и начале XXI вв. возникли проблемы, которые, с точки зрения психологии, эстетики, этики, интимных отношений, получили разные интерпретации вплоть до полной свободы, извращения сексуальных отношений. Чтение произведений Бедила показывают, что он эти проблемы ставил в рамках философии суфизма и гармонию отношений видит в сознании высоких эстетических и этических норм.

Исходя из вышеизложенного, считаем , что актуальность темы диссертационной работы состоит в следующем:

- во-первых, философское творчество Бедила ныне обладает большим значением в плане взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения и синтеза различных культур, прежде всего, для определения взаимодействия индуистской и мусульманской культур;

- во-вторых, исследование философии гуманизма Бедила необходима с целью понимания и освоения опыта предыдущих мыслителей для содействия современному обществу в формировании чувства веротерпимости, взаимодоверия в обществе, борьбы против насилия и разврата;

- в третьих, в определении концепции Бедила о роли и места человека в мире, его онтологической, эстетической, этической оригинальности и неповторимости как завершения процесса эманации в обще планетарном и в общекосмическом масштабах;

- в четвертых, согласно Бедилу, установление мира есть важнейшее условие формирования Совершенного Человека, поэтому данная идея и концепция имеет непреходящее значение.

Многие идеи Бедила по проблемам этики, эстетики, возвышению роли и места человека в раскрытии пороков общества и возвеличиванию им роли разума, взаимоуважения, миролюбия, сотрудничества, религиозной терпимости и т.д. выглядят злободневными в наших условиях. Особенно сегодня, когда Республика Таджикистан вступила на путь строительства независимого демократического государства, расширяет и укрепляет свои связи с зарубежными странами, в том числе и с Индией, где жил и творил Бедил. Ценные идеи мыслителя могут быть использованы в повышении самосознания нашего народа, в формировании национальной гордости за богатое литературно-философское наследие, включении последнего в живую ткань современной культуры и его освоении нынешним и будущим поколениями.

Степень разработанности проблемы. Изучение наследия Мирзо Абдулко-дира Бедила уже было начато его современниками. Первые сведения о нем можно встретить в «Мир1 от-ул-хаёл» («Зерцало воображения») Шерхон Луди, «Сафинаи Бехабар» - Мир Азаматулло Бехабар. Другое тазкире, в котором упомянуто о Бедиле- это тазкире Гуломали Озода Балгирами «Сарви Озод».

Степень разработанности проблемы исследования творчество Бедила хорошо и широко раскрыто в докторской диссертации Шукурова Шавката. «Жанровые и идейно-художественные особенности лирики Бедила».1 В отдельной главе «Из истории изучения лирического наследия Бедила», обстоятельно изложены некоторые тазкире современников Бедила, а также последующие хронологии, где упомянуты или труды или мировоззрения Бедила. В частности, им упомянуты вышеизложенные тазкире современников Бедила, которые указывают, что Бедил еще при жизни привлекал внимание хронологов, которые уже тогда указывали на него, как на знаменитого мыслителя и поэта. Исследователем указаны те замечания, где упомянуто о Бедиле, как о человеке с «широкой душой» и «ангельским характером». Бедил упоминается как человек, который искал «четкости, личности, красоты поэтической мысли». Мыслитель находит наслаждение в поисках Истины. Его творчество уподобляется «безбрежному морю». Здесь же отмечается, что в «Мир'от-ул-хаёл» есть заметки о семье Бедила, и что в тазкире Афзала Сархушша (1640-1714) он показан, как высоко принципиальный поэт, непримиримый к стихам, содержания которых не отвечают высокому содержанию поэзии.

О Бедиле сообщается в произведении индийского автора «Антология

1 Шукуров Ш. Жанровые и идейно -художественные особенности лирики Бедила . -Дисс.на соискание уч.степ.д-ра филолог.наук (Рукопись).-Душанбе, 1985—С. 14. Мы здесь остановимся в основном иа философские исследования наследия Бедила. Что касается филологических исследований, то ограничимся их названиями, будем обращаться к ним по мере необходимости в соответствующих параграфах диссертации.

Хушгу» ( или « Сафинат-уш-шуаро») Биндрабана Дала, творившего под псевдонимом Хушгу ( род. В 1667-68 гг.), которому посчастливилось быть собеседником Бедила.Биндрабан Дал освещает также самые разные стороны жизни Бедила, рассказывает об отношении к нему правителей Индии, говорит о наличии у него идейных врагов, характеризует его как крупного ученого своего времени, знакомого с богословием, математикой, физикой, естествознанием, медициной, историей, музыкой, который обладая прекрасной памятью, знал наизусть Махабхарату. Очень ценным является сообщения автора антологии об автографе Бедила, оставленном им на книге его собрания сочинений «Куллиёт».

Исследованию творчества Бедила посвящена книга Наби Хади «Мирзо Бедил»1, в котором наряду с характеристикой биографии и творчества прокомментированы на языке урду некоторые газели, а так же суфийские термины. Хорошим вкладом в изучение жизни и творчества Бедила является монография о Бедиле доктора Абдулгани, переведенная Мир Мухаммадом Осаф Ансори, вышедшая в 1351 году (1972 г.) в Кабуле.2 Эта книга состоит из восьми глав, в которых говорится о жизни и творчестве Бедила, проанализированы все жанры его поэзии и прозы.

Творчество и жизнь Бедила привлекло внимание и европейских ученых. Герман Этье упоминает о Бедиле в «Компендиуме по иранской филологии».3 Эдуард Браун в своем труде «История литературы Ирана» упоминает о Бедиле, как о поэте - философе.4

Необходимо упомянуть итальянского ученого Александро Баузани, который посвятил труды определению «индийского стиля». В частности, он считает, что Бедил оказал огромное влияние на персидскую поэзию. В статье «Бедил и Талиб» автор обращает особое внимание на это. Статьи Баузани, переведенные на персидский язык, в сборнике «Бедилшиноси» представляют тг Г^о - J»f^ -vWb^ - с-*-'1^

3 yrrv- cjlfr « ^ц^^^^д. .i-гЛ;—ил ^ ' ^

4 A literary history of Persian. By Edward C.Browne, vol IY, Cambridg at the University Press, 1930. большой интерес для изучения творчества Бедила. Ценными являются его размышления о гносеологических аспектах учений Бедила. В исследовании «реализм»-а Бедила профессором Баузани не замечены социальные аспекты в лирике Бедила. Здесь необходимо отметить, что являются значимыми высказывание Баузани о том, что Бедил один из тех классиков персидской литературы, кто ближе других стоит к мировоззрению Европы.1

Исследованию жизни и творчества Бедила уделялось много внимания афганскими исследователями. В сборнике статей, опубликованном в Афганистане, о Бедиле собраны ценные мысли исследователей творчества Бедила.2

Важным и ценным вкладом является книга известного афганского исследователя Салохиддина Салджуки «Накди Бедил» («Критика Бедила»). Книга разделена на темы, где кратко прокомментированы идеи Бедила о бытии, о познании, об этике и социальных вопросах. Салджуки, как тонкий знаток поэзии и суфизма, дает верные комментарии стихотворениям Бедила. Однако его исследование носит отрывочный характер, комментирует он Бедила, в основном по ключевым понятиям, которые занимают особое место в творчестве мыслителя. Поэтому последовательного анализа произведений Бедила в этом труде С.Салджуки мы не видим.3

Издание полного собрания сочинений Бедила «Куллиёт» в четырех томах в Кабуле под руководством известного поэта и ученого Халилуллохд Халилй было большой заслугой афганских ученых.4

Собрание сочинений Бедила в пяти томах издано и в Душанбе, которые охватывают, в основном, газели и отдельные поэмы, за исключением «Ирфон»(«Познание»). В первых трех томах собраны его газели покойным литературоведом Сахобиддином Сиддиковым, а в пятом томе включены три поэмы Бедила: «Тилисми хдйрат» («Талисман изумления»), «Мудити аъзам» I

Великий океан»), «Тури маърифат» («Синай познания») с примечаниями и введением Бобобека Рахими.1 В последние годы проявили интерес к поэзии Бедила и в Иране, где он раньше не пользовался популярностью. На основе Кабульского издания, с некоторыми уточнениями, в Тегеране изданы сочинения Бедила «Куллиёт» в трех томах, с обширным предисловием Парвиз Аббоса Докони.2

Краткую характеристику Бедила как поэта находим в книге иранского литературоведа Ризозоде Шафак, который одним из первых обратил внимание иранцев на наследие поэта.3 Индийский литературовед Шиблии Ну'мони характеризуя творчество персоязычных поэтов Индии отмечает, что особый стиль и содержание поэзии этих поэтов формировалисх, под влияни-емместных нравов, воззрений и природы Индии.4

Книга иранского ученого Мухаммад Ризо Шафеи Кадкани «Шоири ои-нахо»(«Поэт зеркал»)5 посвящена индийскому стилю и поэзии Бедила. Это хороший вклад, так как до недавнего времени творчество Бедила не получало в Иране широкого освещения. Книга посвящена жизни Бедила, стилю, попытке осмысления его творчества. Здесь же можно отметить о книге Ха-сан Хасине иранского ученого «Бедил, Сипехри ва сабки хинди», («Бедил, Сипехри и индийский стиль»)6 в которой автор старается осмыслить сложные идеи Бедила.

В бывшем Советском Союзе написаны целый ряд статьей посвященные отдельным сторонам творчества Бедила, его поэтическому стилю.

Монография С.Айни «Мирзо Абдулцодир Бедил»7,за которую ему присвоена ученая степень доктора филологических наук, представляет большую научную и практическую ценность, о которой можно сказать, что пока еще

1 Бедил М.А. Ооср. В пяти томах.-Душанбе .-1993.

2 л. Г ~ г - \ . ^з^ь Л -Ч^А^М ь Цу3 V-М

Шафак Р. Таърихи адабиёти Эрон.- Тегеран., 1321 г.х.(на перс.яз.).- С.375.

4 См.Мирзоев А. Сайидо Насафи и его место в истории таджикской литературе.Даджикгосиздат.- 1957.

С.38. .

Л* '¿л?. * С-Г-^

7 Айни С. Мирзо Абдулкодири Бедил.Сталинобад -1954 (на тадж.яз) нет равных. До этой монографии им были написаны ряд статей о Бедиле, которые были хорошо восприняты учеными и литераторами.

Ряд важных методологических указаний, а также характеристику «индийского стиля» и творчесива Бедила дает академик А.Мирзоев в монографии, посвященной Сайидо Насафи. Автор верно замечает, что «индийский стиль» формировался как специфическое литературное течение в Индии, хотя его представители тесно связаны с иранотаджикской литературой.1

X. Мирзозода в своей книге «Антирелигиозные воззрения в таджикско-персидской классической литературе»2, рассматривая идеи Бедила, считает его материалистом,что с нашей точки зрения является спорным.

Холида Айни своим исследованием «Бедиль и его поэма «Ирфон» 3 внесла значительный вклад в изучение жизни и творчества мыслителя. Ее монография до сих пор остается одной из самых лучших работ, посвященных Бе-дилу в бывшем Советском Союзе.

Статьи знаменитого востоковеда Е.Э.Бертельса «Бидил и его учение об эволюции» и «Некоторые замечания о Бидиле»4посвящены некоторым дискуссионным вопросам в творчестве Бедила, в частности, отношению его к теории эволюции. Во второй статье Бедил показан, как прогрессивный ученый, который хотел скрыть свои мысли от представителей «религии ислама», раскрыть которые простому читателю очень трудно.

В «Образцах таджикской литературы»5 авторы М.Рахими и А.Дехоти ставят вопрос об изучении творчества Бедила. Р.Хадизаде издал образцы стихов и прозы Бедила на русском языке.6

О положительных сторонах творчества Бедила, сложности формы его стихов, противоречивости наследия подражателей его наследия говорит Б.Гафуров.7

1 Мирзоев А. Сайидо и его место в истории таджикской литературы.- Таджикгосиздат., 1957,- С. 34-57.

2 Мирзозода X. «Акидахои зидцидини дар адабиети классикии точику форс»,- Душанбе., Ирфон. 1998.-С. 143.

3 Айни Х.С. Бедиль и его поэма «Ирфон». Сталинабад 1956.

4 Бертельс Е.Э. Избранные труды.История литературы и культуры Ирана.-М.,1988.-С.343-362

5 Образцы таджикской литературы.-Сталинобод 1940.

6 Бедиль. Избранное. -Душанбе., 1984.

7 Гафуров Б. Таърихи мухтасари халки точик. Т.1.- Сталинобод., 1947,- С. 348-349.

Важный вклад в дело изучения жизни и творчество Бедила внес Ш.Шукуров.1 Его диссертация посвящена творчеству Бедила и его заслуге в развитии литературы Индии и сопредельных стран, а так же выявлению степени изученности, истокам лирики Бедила, традиции его поэзии. Им выдвинуты суждения о созвучии и идейно-художественной близости рубай Омара Хайяма и Бедила,2 а проблемам этики он посвятил статью «Вопросы этики в четверостишиях Бедила».3

Молодой ученый Хамадамов Бахтиёр в своей кандидатской диссертации раскрыл суфийское содержание и художественные особенности поэзии Мир-зо Бедила и внес вклад в разрешение некоторых вопросов, связанных с познанием и истолкованием ряда сложных образов и мотивов поэзии Бедила.4

Популяризацию и комментированию некоторых газелей Бедила посвящены несколько страниц журнала «Маърифат» изданные в 1994г.№№9-10; 1996 №№ 7-8; 1997 №№1-8; Авторами комментарий более десяти газелей являются Б.Рахими и А.Афсахзод.

О Бедиле упомянуто в «Большой Советской Энциклопедии»5.Статья С.Амиркулова посвящена жизни и творчеству Бедила в «Таджикской Советской Энциклопедии», где Мирзо Абдулкодир Бедил указан, как поэт, прозаик, философ и персоязычный мыслитель Индии.6 В «Энциклопедии шиизма» автор статьи о Бедиле Алиакбар Атрофи очень коротко характеризует жизнь и творчество мыслителя.7

Несмотря на жанровые распространения бедилизма, многие философские и мистические воззрения Бедила нуждаются в научном анализе. Решение этих проблем способствовало бы разрешению проблем его влияния и

1 Шукуров Ш. Жанровые и идейно -художественные особенности лирики Бедила . -Дисс.на соискание уч.степ.д-ра филолог.наук (Рукопись).-Душанбе, 1985.

2 Шукуров Ш.О созвучии и идейно-художественной близости рубай Омара Хайяма и Бедила.//1У всесоюзной научной конференции по иранской филологии.(Тезисы докладов).-Ташкент 1964.-С.62-63

3 Шукуров Ш.Вопросы этики в четверостишиях Бедила. // Некоторые вопросы узбекской классической и советской литературы.-Ташкент:Фан,-1966,-С. 118-127(Узб.яз.). Он же. Концепция человека в поэзии Бедила,- Садои Шарк,1978, № 5-С.140-146.(Тадж.яз)

4 Хамдамов Б.Мирзо Бедил и тематико-стилевые особенности таджикской поэзии Х!Хв.: Автореф.дис. канд. филол наук.-Худжанд 1997.

5 БСЭ. -М., 1990 Т.З.- С. 76.

6 Таджикская советская энциклопедия,- Душанбе. 1978. -С. (Тадж. яз.)

7 Доират-ул маорифи ташаюъ ., -Тегеран. 1371Т. 3,- С.567(Перс.яз.) лучшего понимания таджикской литературы в постбедилевский период.

Что касается философского исследования произведений Бедила, то у нас, в Таджикистане, нужно сказать, что находится на начальной стадии. Академик А.М.Богоутдинов в «Очерках по истории таджикской философии» посвятил несколько страниц Бедилу, указав на пантеистический характер его философии, а также на его критику социальных пороков общества его эпохи.1

Впервые в бывшем Советском Союзе философские взгляды Бедила стали объектом специального исследования академика АН Узбекской ССР И.Муминова. Он анализирует учение Бедила о духе, материи и форме, его теории познания, а также социально-политических воззрениях. Коротко автор остановился на влиянии Бедила на таджикскую и узбекскую литературу, отмечает, что Бедил сумел подняться до уровня передовых мыслителей Европы, призывая к объяснению явлений природы путем изучения самой природы. Он также указывает на наличие диалектических моментов в идеях Бедила. Однако, в данной работе не анализированы все философские произведения Бедила. Некоторые подходы и оценки автором мировоззрения мыслителя на сегодняшний день, в определенной мере устарели. Несмотря на это, данная работа не потеряло своего значения и по сей день.2

Такие важные неисследованные поэмы Бедила как «Талисман изумления» и «Великий океан» стали предметом философского исследования двух статей на таджикском языке Олимова К.О. Автор впервые анализирует эти поэмы с точки зрения онтологии и гносеологии, а также обращает внимание на необходимость специального изучения эстетических воззрений Бедила и проблемы человека, которые в произведениях мыслителя занимают центральное место.3 Однако, эти статьи можно считать постановочными в исследовании философских воззрений Бедила. Поэтому обстоятельный анализ философских произведений Бедила в рамках этих статьей не представлялось возможными.

1 Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.- Сталинабад.-1961.

2 Муминов И.М. Философские взгляды Мирзы Бедиля. -Ташкент., 1957

J Олимов К.О. Баррасихо дар тасаввуф. -Душанбе. ,1999,- С.97-122.

Вопрос о сравнительном изучении учения Шанкары, Бедила и Шопэн-гауэра ставится в статье М.Гулямова «Шанкара- Бедил -Шопенгауэр». Хотя данная статья носит тезисный характер, тем не менее, постановка вопроса интересная.1 Этот же автор (Мухаммад-Али Музаффар) во «Введение в антропологию» указывает на своеобразную постановку антропологических проблем в произведении Бедила «Тилисми хдйрат».2

Цель и задачи исследования. Исходя из уровня :

- охарактеризовать социо-культурные условия эпохи мыслителя, оказавшие определенное влияние на формирование его мировоззрения;

- определить теоретические источники мировоззрения мыслителя;

- раскрыть на основе анализа поэтических трудов мыслителя, философские основания антропологического учения Бедила, его учение о бытии, познании мира и общества;

- на основе анализа поэмы «Талисман изумления» мыслителя выявить основные особенности философской антропологии Бедила, ее гуманистическую направленность;

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые:

- анализированы философские воззрения Бедила главным образом на основе пока неизученных его поэм «Великий океан» и «Талисман изумления»;

- определены источники философского мировоззрения Бедила, на основе анализа его философских произведений;

- исследовано учение Бедила о человеке, смысле его жизни и перспективы;

- показан на основе философского анализа творчества мыслителя глубокое гуманистическое, вольнодумное, миролюбивое содержание его воззрений;

- рассмотрены эстетические воззрения Бедила, особенно его взгляды на телесную и духовную красоту человека, рассмотренного им как самое совершенное и прекрасное существо в мире; - исследованы этические взгляды Бедила с учетом их позитивного значения и использования в воспитании нравственных качеств современного поколения;

1 Гулямов М. «Шанкара, Бедил-Шопенгауэр».//История философии и современность.-Душанбе, 1988.-С. 26-29.

2 Мухаммад-Али М. Введение в антропологию.- Душанбе, 1999.-С. 33

Методологической и теоретической основой диссертации являются основополагающие диалектические принципы историко-философского исследования, принципы научной объективности, единства логического и исторического. Методологической и теоретической основой исследования послужили также основополагающие методы классиков философии и труды известных отечественных и зарубежных исследователей по истории философии.

Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования являются произведения Бедила «Тилисми х,айрат» («Талисман изумления»), «Мух,ити аъзам» («Великий океан»), «Ирфон» («Познание»), «Ча^ор унсур» («Четыре элемента»), «Тури маърифат» («Синай познания») комментарии и глоссарий других авторов к ним.

Практическая ценность работы. Диссертация может быть широко использована в написании работ по истории философии и общественной мысли Индии, Афганистана и Центральной Азии, истории персидско-таджикской литературы позднего средневековья, при составлении и чтении спецкурсов по истории таджикской философии, истории таджикско-персидской литературы, а также учебников родной литературы для средних школ Республики Таджикистан.

Апробация работы . Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах и выступлении на заседании Отдела истории философии Института философии и права АН РТ, в опубликованных статьях автора.

Диссертация была обсуждена на заседании Отдела истории Философии Института философии и права АН РТ «20» октября 2000г. и рекомендована к защите.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключении и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Садикова, Насиба Нуруллаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как видно из анализа основных вопросов философского творчества Мирзо Абдулколира Бедила он занимает особое место в истории общественно-философской мысли ряда народов Центральной Азии. Стремлением к установлению отношений толерантности, взаимоуважения и дружбы между людьми различных рас и вероисповеданий Бедил в очень сложных военно-политических и культурно-религиозных условиях уверенно ставит проблему уникальности человеческого рода, который с его точки зрения является носителем божественной сущности и поэтому он призван жить и творить в соответствии с законами Добра, Любви и Красоты.

Бедил в основных своих произведениях прежде всего в "Мух,ити аъзам", "Тилисми хайрат", "Ирфон" последовательно проводит идею "вавдати вуд-жуд", т.е. суфийского пантеизма. С его точки зрения, мир есть воплощение самого Бога, а в лице человека он достигает самую высокую степень Красоты и Совершенства.

Антропологическое учение Бедила, которое носит глубокий гуманистический характер формировалось на основе творческого освоения Бедилем перипатетического, суфийского, брахманисткого, ведийского учений, которые он синтезировал на почве суфийского пантеизма и создал свою специфическую синкретическую философию.

Подведя некоторые итоги по проведенному диссертационному исследованию, можно сделать следующие выводы:

1 .Философское учение Бедила формировалось в Индии ХУП-ХУШ веков, которое характерезируется синтезом индо - мусульманской культуры. Бедил является крупнейшим представителем этой культуры и эпохи, который своим творчеством развивал наиболее прогресивные идеи, отражающие умонастроение подавляющего большинства народов Индии, как индусов так и мусульман.

2. Исследование основных произведений Бедила показывает, что мнение известного ученого исследователя Бедила академика И.Муминова о том, что система Бедила в основном строилась на материалитической основе, ныне требует серьезной корректировки, ибо пантеистический характер философии Бедила больше ориентирован в сторону идеалистического мистицизма. Хотя Бедилу не чужды идеи вечности и непрерывности движения и непрерывности мира, тем не меннее постоянной и имманентой причиной мира выступает Бог.

3. Непосредственное и плодотворное влияние на философские взляды Бедила оказывали произведения Санои, Аттора, Джалолуддина Руми, Ибн Араби на что он указывает в своих произведениях. Он больше всего от их наследия воспринял дух вольнодумства, свободомыслия и возвеличивание человека.

4. Философским основанием антропологического учения Бедила является эмонационно-пантеистическое возникновение мира от Абсолютного бытия, как самопроявление Бога. Этот процесс Бедил образно уподобляет исте-канию вина из переполненной чаши. Эта идея Бедила, как было указано в диссертации, очень напоминает идеи великого немецкого философа Гегеля об инобытии Абсолютной идеи, которая от простых форм развивается до идеи государства, религии, философии. У Бедила приблизительно также происходит развитие мира человека и человеческого общества.

Исходным методом теории познания Бедила является категория "удивления", которая означает не беспомощность человека в разгадке тайн природы человека и божественной сущности, а является направляющем стимулом к раскрытию тайн мироздания и духовного мира. Удивление для Бедила иногда выступает как положительный скептицизм, методологическая установка для более основательного постижения тайны бытия.

5. Концепция Бедила о происхождении и назначении человека и его силах, о соотношении различных соках поддерживающие нормальное функционирование организма мыслителем рассмотрены в художественно-поэтическом изображении. Происхождение человека, с его точки зрения связано с первоначальной идеей потенциально существовавшей в божественном разуме, которая актуализировалось в качестве последнего звена в процессе эманации. Если с одной стороны эта идея связана с религиозной идеей о свете Мухаммада, с другой стороны сама реализация этой идеи путем истечения, которой имеет пантеистический характер противоречила религиозной догматике.

Бедил высказывает интересные идеи о превращении Единого во множественное и их диалектической связи. Особенно речь идет о неизбежной взаимосвязи духа и тела, где он отходит от мистико-религиозного объяснения вопроса и опирается на естественно - научное и философское его интерпретирование.

Анализ учения Бедила о формах и видах чувств, о соотношение внешних и внутренних чувств, чувственного и рационального знания показывает, что он в основном придерживается перипатетического представления, которое было воспринято также великими суфиями эпохи средневековья.

В поэтическом рассуждении Бедила не редко выражены рационалистические и объективные идеи о том, что Красота, Любовь и Радость зависят от телесного здоровья человека. Хотя, в конечном счете Бедил назначение человека видит в самопознании во имя достижения Абсолютной Истины -Бога.

6. Особое место в учении Бедила занимают эстетические взгляды. Для мыслителя постижение красоты - это главный путь к достижению совершенства. Бедил по сравнению с другими мыслителями и поэтами мусульманского средневековья оригинален именно в этой части своего учения. С точки зрения Бедила человек осознав свою сущность и устремляясь к физическому и духовному совершенству больше обретает свободу, воплощает в себе истинную красоту. Художественное исследование человека в поэме 'Талисман изумления" напоминает прекрасные шедевры художников эпохи Возрождения, где человек, в особенности женщина изображается в наготе, как в воплощении физической и духовной красоты.

7. Главным содержанием нравственного учения Бедила является гуманизм. Бедил отрицает догматическую религиозную идею о полном уповании на Бога и социального бездействия. Возвеличивание роли человека, Бедил видит в повышении его активности, особенно в трудовой деятельности и приобретении профессий, что способствует облагораживанию человека. Он считает достойным поощрения такого труда, который полезен для общества. В своих сочинениях, особенно в "Ирфон"-е Бедил желает возбудить у человека чувство гордости за труд и презрение против паразитизма. Нравственное совершенствование для человека в приобретение им таких необходимых положительных качеств, как великодушие, щедрость, трудолюбие, милосердие выступление против насилия, алчности, тирании и жестокости, во имя торжества справедливости, Бедил считает важнейшей задачей как отдельных людей, так и всего общества. В центре внимания Бедила находится народ и требование заботы о нем. Он считает своей задачей оказание содействия в освобождении людей от материального и духовного порабощения, в обеспечении мира и дружбы между людьми исповедующими различные религии и говорящих на различных языках. Это и придает глубокое гуманистическое содержание наследию Бедила.

8. Бедил создал свою школу "Сабки бедили", которая существует в Афганистане и в Центральной Азии и по сей день. Многие выдающиеся таджикские поэты и мыслители XIX и XX вв., в том числе и просветители испытывали на себе влияние творчества Бедила. Такие известные таджикские поэты и общественные деятели как Ахмад Дониш, Зу-фархон Чавхари, Накибхон Туграл, Исо Махдум, Тамхид, Садридцин Айни, Мугриб и другие в той или иной мере испытывали влияние Бедила, либо творчески и критически развили его идеи в новых исторических условиях. Это свидетельствует о том чш наследие Абдулкодира Бедила чрезвычайно богатое, многогранное значение которого не исчерпывается несколькими исследованиями.

Всестороннее и более полное исследование мировоззрения Бедила должно быть объектом будущих исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Садикова, Насиба Нуруллаевна, 2000 год

1. ОР гIV ^Ц?-Л*. .у^с^ „ЦХ^-V?7"

2. Бедил Абдулкодир. Осор.- Газалиёт.-Т1.- Душанбе, 1993. -351с.Тадж. яз.

3. Бедил Абдулкодир. Осор. -Газалиёт,- Т2.- Душанбе, 1993.-352с.Тадж. яз.

4. Бедил Абдулкодир. Осор.- Газалиёт.- ТЗ.- Душанбе, 1993,- 432с. Тадж. яз.

5. Бедил Абдулкодир. Осор. -Маснавихо.-Т5.- Душанбе, 1993. -672с.Тадж. яз.

6. Бедиль. Избранное.-Душанбе: «Ирфон», 1984.-192с.

7. Бедиль. Комде и Мудан.- Сталинабад, 1949.-106с.

8. Авиценна. Избранные философские произведения. -М.: Наука,1980,- 552с.

9. ГегельФ.Эстетика.- Т.З -М.,1971.- 570 с.

10. Платон. Собрание сочинений.- Т.1.- М., 1990,- 860 с.1. ИССЛЕДОВАНИЯ:

11. Абдуллоев Ш. Маорифпарвари ва озодфикри.-Душанбе, 1994. -151с.Тадж.яз.

12. Айни С. Мирзо Абдулкодири Бедил.- Сталинобод, 1954. -340с.Тадж.яз.

13. Айни С. Мирзо Абдулкодири Бедил.-Душанбе, 1964.-Т. 11.Кн.2. -435с.Тадж.яз.

14. Айни X. Бедиль и его поэма «Ирфон». -Сталинабад, 1956. -127с.

15. Ансори 3. Равобити мо хеле кадимист.// Садои Шарк, 1972.-№1.Тадж.яз.

16. Аникеев Н.П. О материалистических традициях в индийской философии. -М., 1965. -260с.

17. Антонова К.А., Бонгартд-Левин Г. М ., Котовский Г.Г. История Индии .- М.,1973.-558с.

18. Антонова К.А., Бонгартд-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии ,-М. : Прогресс-1979,- 608с.

19. Арабзода Н. Носири Хусрав.- Душанбе, 1994.-176 с.

20. Алаев Л.Б. Южная Индия (Социально- экономическая история XIV-XVIII веков) -М.,1964.- 352с.

21. Асимов -М.С.,Ашуров Г.А., Диноршоев М.Д. Философия и общест венно-политическая мысль таджикского народа//Таджикская ССР. -ЭСТ,-Душанбе, 1984,-С.63-77.

22. Асмус В.Ф. Античная философия.-2-е изд.,доп.-М.:Высш.шк. 1976.- 543с.

23. Ашрафян К.З. Средневековый город Индии XIII-середины XVIII века.-М., 1983. -232с.

24. Афсахзод А. Тахаввули афкори Абдуррахмони Чоми.- Душанбе,1981.-159 с. Тадж.яз.

25. Ашуров Г. Философские взгляды Носира Хисрава.-Душанбе, 1965.-113 с

26. Бартольд В.В.Сочинения -Т.2.- Ч.2.-М.,1964.-С.25-178.

27. Баузани А. Бедил и Галиб. // Мирза Галиб -великий поэт Востока. -М.,1972.-292с.

28. Белинский В.Г. Полн. собр. сочн., Т.5. -М., 1954.

29. Бертельс А.Е.Насир Хосров и исмаилизм-М.: Изд. Вост.лит.1959.- 289с.

30. Бертельс Е.Э. Избранные труды.-Суфизм и суфийская литература.-Т.З. -М.,1965.-523 с.

31. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.-Сталинабад, 1961 .-331 с.

32. Богоутдинов A.M. Избранные произведения.- Душанбе, 1980.- 418 с.

33. Болтаев М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн

34. Сины и его школы. -Душанбе, 1965.600 с.

35. Босворт К.Э. Мусульманские династии. Пер.с англ. П.А. Грязневи-ча.М. 1971,- 324с.

36. Брагинский И.С. Исследования по таджикской культуре. -М.: Наука, 1976.288 с.

37. Вазиров 3. Социально-политические и нравственно- религиозные учения в философской системе футуввата. Автореф.: дис. канд. фи-лос.наук. Алма-Ата, 1981. - 27 с.

38. Вклад эпохи Саманидов в культурное наследие Центральной Азии.// Материалы международного симпозиума.- Душанбе, 1999. 239 с.

39. Гафуров Б.Г. История таджикского народа. М., 1949.

40. Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. -Кн. 1-2,-Душанбе, 1989.

41. Григорян С.Н. Прогрессивная философская мысль в странах Ближ него и Среднего Востока 1Х-Х1У вв. //Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. -М.,1961.352 с.

42. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. -М.„ 1966.

43. Григорьян. Б.Т Философская антропология. -М., 1982.- 188 с.

44. Гулямов М. «Шанкара Бедил-Шопенгауэр» //История философии и современность.-Душанбе,1988.

45. Гулямов.М. Человеческая индвидуальность.- Душанбе, 1991,- 116 с.53.'Гуревич А.Я.Категория средневековой культуры. -М., 1984.-350 с.

46. Диноршоев М. Философия Насириддина Ту си.-Душанбе, 1968.-157 с.

47. Диноршоев М. Кулматов Н. Бахси мутакаллим бо файласуф //Мушкилоти Ибни Сино.-Душанбе,1980.-С. 116-131. Тадж.яз.

48. Диноршоев -М.Натурфилософия Ибн Сины.-Душанбе,1985.- 256с.

49. Додихудоев Х.Философия крестьянского бунта.- Душанбе, 1987.- 432 с.

50. Жуковский P.A. Человек и познание у персидских мистиков. -Санкт-Петербург, 1985.

51. Закуев А.К.Философия «Братьев чистоты».-Баку,1961.-122с. 60.Звезды поэзии,- Душанбе, 1976.

52. Зиеев И. Проблема человека в философии Мухаммада Икбола. -Ду шанбе, 1996.- 98 с.

53. Зиеев Х.М. Мировоззрение Бахоуддина Валада.-Душанбе, 1992.-114 с.

54. Ибн Сино. Трактат «О любви».- Душанбе, 2000.- 62с.

55. Иванов В.Г. История этики Древнего мира.- Л., 1980.- 224с.

56. Иванов В.Г. История этики средних веков.- JI.,1980.- 279с.

57. Ивбулис В.Я. Романтизм и традиционная индийская мысль.// Взаимодействие культур Востока и Запада. -М.,1987.- 200с.

58. Идрис Шах. Суфизм. -М.,1991,- 315 с.

59. Ислам:Энциклопедический словарь. -М., 1991.- 315 с.

60. Исмоилов Ш.Ю. Философия Махмуда Шабу стари. -Баку, 1976.-169 с.

61. Исматов Б.Пантеистическая философская традиция в персидско-таджикской поэзии 1Х-ХУ вв.-Душанбе, 1986.- 256 с.

62. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия.-М.,1991.- 199с.

63. История Индии в средние века. -М., 1960.

64. История Индии в средние века. -М., 1988.

65. Канке В.А.Философия.-М.,1996,- 320 с.

66. Кирабаев Н.С. Проблема человека в доктрине Аль-Газали:Автореф. дис. канд.филос.наук.- М.,1979.- 21 с.

67. Кныш А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма // Ислам: религия, общество, государство. -М., 1984.- С.87-95.

68. Кон И.С. Открытие «Я». -М., 1978,- 367 с.

69. Комилов P.C. Назарияи чомеаи ормони дар таърихи фарханги форсу точик.-Душанбе, 1997.- 288с. Тадж.яз.

70. Косамби Д. Культура и цивилизация Индии. -М., 1968.

71. Кулматов Н. Фахриддини Рози.-Душанбе, 1980.-66с.- Тадж.яз.

72. Курбонмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма. Душанбе,1987.-108 с

73. Лосев А.Ф.История античной эстетики.Софисты, Сократ, Платон.-М.,1963.-715с.

74. Луния Б.Н. История индийской культуры. С древнейших времен до наших дней -М., 1960.

75. Майоров Г.Г.Формирование средневековой философии.- Латинская патристика. М., 1979.

76. Майоров Г.Г. Судьба и дело Боэция // Боэция «Утешение философией и другие трактаты».-М.:Наука ,1990.-С.31586. «Маърифат».- №№ 9-10,- 1994г.; №№ 7-8; 1996. №№1-8.-1997г.

77. Мец А. Мусульманский Ренессанс. -М., 1966. - 458 с.

78. Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони.- Душанбе, 1992.-140 с.

79. Мир философии. 4.1. -М., 1991,- 672 с.

80. Мир философии. 4.2. -М., 1991. -624 с.

81. Муминов И.М. Выдающиеся мыслители Средней Азии. -М., 1966.-47с.

82. Муминов И М. Философские взгляды Мирзы Бедиля.- Ташкент -1957.-1 Юс.

83. Муминджонов X. Философские проблемы зороастризма.-Душанбе, 2000,- 243с.

84. Мухаммадходжаев А. Мировоззрение Фаридуддина Аттора. Душанбе, 1974. - 116 с.

85. Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма,- Душанбе, 1990.-112 с.

86. Мухаммадходжасв А.Идеология накшбандизма.-Душанбе, 1991.- 232 с.

87. Мухаммад-Али М. Введение в антропологию.- Душанбе, 1999.- 130 с.

88. Неру Дж. Открытие Индии,- Кн.1. -М.,1989. 459 с.

89. Неру Дж.Н. Открытие Индии. Кн.2.-М.,1989. -506 с.

90. Насиров Р.Н.Вопросы теории познания во взглядах прогрессивных мыслителей Средней Азии.-Ташкент, 1988.-120с.

91. Одилов Н. Мировоззрение Джалалиддина Руми.-Душанбе, 1974.-117 с.

92. Одинаев Я.К. Ибн Араби. Душанбе, 1979. - 128 с.

93. Олимов К. Мировоззрение Санои.-Душанбе,1973.-135 с.

94. Олимов К. Хорасанский суфизм Душанбе, 1994.- 285 с.

95. Олимов К. Баррасихо дар тасаввуф.-Душанбе,1999.-140 с. Тадж.яз.

96. Осими -М., Пайдоиш ва ташакулли тафаккури фалсафи. Душанбе, 1970,- 140с.-Тадж.яз.

97. Открытие Индии: Филос.и эстет, воззрения в Индии XX в. -М.: 1987.-610с.

98. Очеркхои таърихи фалсафа.-Душанбе, 1982.-287с.Тадж.яз.

99. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ вв.-Л.,1966.- 400 с.

100. Раджабов М. Мировоззрение Убайда Зокони. Сталинабад,1958.-114 с.

101. Раджабов М. Абдуррахман Джами и таджикская философия ХУ века. Душанбе, 1968. - 318 с.

102. Раджабов М. Философские и социально-этические взгляды Амира Хусрава Дехлави. Душанбе, 1982. - 95 с.

103. Радугин Философия.-М.,1998.

104. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1.-М., 1956,- 623 с.

105. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.2.-М., 1957. -713 с.

106. Рахматуллоев Н. Философские взгляды Ибн Сино в книге «Указания и наставления». -Душанбе, 1980.-92 с.

107. Рзакулизаде С. Дж. Мировоззрение Баба Кухи Бакуви.- Баку, 1978. -95 с.

108. Рипка Я. История персидской и таджикской литературы. -М., 1970. 440 с.

109. Сагадеев A.B. Гуманистические идеалы мусульманского средневе ковья.//Человек как философская проблема: Восток Запад.-М.,1991.

110. Сагадеев A.B. Свободомыслие мусульманского средневековья // Свободомыслие и пантеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986.-С.152-211.

111. Сагадеев А.Б. Ибн Сина. -М., 1985.-222 с.

112. Саидов И.А. Проблемы онтологии и гносеологии в философии Хади Сабзавори. -Душанбе, 1998.- 290с.

113. Сирочев Ф. Масъалахои фалсафаи хасти дар «Начоти »-и Ибни Сино. -Душанбе, 1980.-137 с.

114. Серебряков И.Д. Литература народов Индии.-М., 1985.-304 с.

115. Смирнов A.B. Проблема человека в концепции Ибн Араби на мате риалах трактата «Фусус-ал-хикам» //Проблема этики в философских учениях стран Востока. -М., 1986.

116. Соколов В.В. Средневековая философия.-М.,1979.-448с.

117. Соколов В.В. Европейская философия XY-XY11 веков. М.,1984.-448 с.

118. Спиркин А.Г. Сознание и Самопознание.-М.,1972.-304 с.

119. Степанянц М.Т. Исторические судьбы суфизма // Вопр. философии. 1980. -№ 6. - С.101-112.

120. Степанянц М.Т. Проблемы познания в суфизме // Вопр. философии,- 1980.- № 4.-С.118-127.

121. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. -М., 1987,- 190 с.

122. Степанянц М.Т. Концепция совершенного человека в творчестве Джалалиддина Руми и Мухаммада Икбола // Творчество Мухаммада Икбола. -М., 1982. С. 136-152.

123. Султонов М. Концепция совершенного человека в суфийской доктрине Али Хамадани // Истории философии и современность. Душанбе, 1988. -С.83-88.

124. Султонов М. Суфийская доктрина Али Хамадани. Душанбе,1993.-135с.

125. Суфизм в контексте мусульманской культуры.-М.,1988.-337 с.

126. Тагор Р. Избранные произведения. -М.,1989 .- 341 с.

127. Тримэнгем Д.С. Суфийские ордены в исламе.-М., 1989.-328с.

128. Турсунов А.К. Дискуссия вокруг концепции Восточного Ренесанса. //Памир. 1981. - № 10, - С.78-88.

129. Турсунов А.К. От мифа к науке,- М., 1973.- 152 с.

130. Турсунов А.К. Основание космологии. М., 1979.- 237 с.

131. Умаров И. Философские и этические взгляды Айнулкузота.1. Душанбе, 1984.-64 с.

132. Умаров И. Айнулкузот и идеология суфизма.-Такшент, 1979.-10 с.

133. Фалсафа дар ахди Сомониен.- Душанбе, 1999.- 300 с.

134. Фиш Р. Джалолиддин Руми. М.,1972,- 268 с.

135. Фрагменты ранних греческих философов.-4.1.- М.,1989.

136. Фролов И.Т.О человеке и гуманизме.- М.,1989.-558 с.

137. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. -М., 1983.- 168 с.

138. Философский словарь . М., 1986.

139. Хамдамов Бахтиёр. Мирзо Бедил и тематико стилевые особенности таджикской поэзии XIX в.- Автореф.:дис. канд.филол.наук.- Худ-жанд, 1997.-27с.

140. Хадизаде Р. Источники к изучению таджикской литературы второй половины XIX в. Сталинабад, 1956. -139 с.

141. Хазраткулов М. Философские взгляды Садриддина Ширази.-Душанбе,1985.-144 с.

142. Хазраткулов М. Тасаввуф.-Душанбе,1988.-124с.-Тадж.яз.

143. Хазраткулов М. Философия ишрак (озарения): истоки, проблемы, тенденция развития.: Автореф.:дис.д-ра.филос.наук.- Ташкент, 1991.- 42 с.

144. Шукуров М. Чашмандози адабиёти точик.//Маориф ва маданият. 1972,- 16 нояб.

145. Шукуров Ш. Поэтичиское наследие Мирзо Бедила.1. Ташкент, 1979,- 128с.

146. Шукуров Ш. О созвучии и идейно-художественной близости рубай Омара Хайяма и Бедила. // IV Всесоюзная научная коференция по иранской филологии: (Тез. докл.). Ташкент, 1964.

147. Шукуров Ш. Концепция человека в поэзии Бедиля // Садои Шарк.1978.- №5,- С. 140 146.-Тадж.яз.

148. Шукуров Ш.Жанровые и идейно-художественные особенности лирики Бедиля. Дис. . д-ра филолог, наук (Рукопись.).- Душанбе, 1985

149. ИССЛЕДОВАНИЯ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

150. A literary history of Persian. By Edward C.Browne, vol IY, Cambridg at the University Press, 1930.

151. Abdul Hay Tabibi. Sufism in Afganistan. Kaboul,1977,-81pp.

152. Idries Shah. The sufism. London, 1971.-408pp.

153. Triminghan S. The sufi orders in Islam. Oxford, 1971. 333pp.

154. Rastagi T.C. Islamic mysticism, Sufism. New Delhi, 1982-126pp.