Философские основания этики устойчивого развития Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Цыденова, Ирина Родионовна

  • Цыденова, Ирина Родионовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 142
Цыденова, Ирина Родионовна. Философские основания этики устойчивого развития Китая: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Улан-Удэ. 2004. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Цыденова, Ирина Родионовна

Введение.

I. Китайская философская традиция как ценностно-детерминирующий фактор устойчивости социальных систем.

1. Традиционализм как основополагающий фактор культуры Китая.

2. Конфуцианство, даосизм, буддизм — единство трех учений в контексте концепции устойчивого развития.

3. Неоконфуцианство и современная китайская философия.

II. Социально-философский анализ концепции устойчивого развития Китая.

1. Экологическая ситуация и экологическая этика.

2. Модернизация и политика устойчивого развития Китая.

3. Устойчивое развитие Китая в контексте диалога цивилизаций.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философские основания этики устойчивого развития Китая»

Актуальность темы исследования. В конце XX века общественные и политические лидеры начали говорить о так называемом «sustainable development», то есть о необходимости такого развития, которое удовлетворяло бы жизненные потребности нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений.

Первая Конференция ООН по вопросам окружающей среды и развитию была проведена, как известно, в 1992 году в Рио-де-Жанейро. На этой конференции был сделан вывод о том, что «человечество переживает решающий момент своей истории. Мир столкнулся с проблемами усугубляющейся нищеты, голода, болезней, неграмотности и продолжающейся деградации экологических систем, от которых зависит наше благосостояние»1.

В 2002 году подобная конференция была проведена в Йоханнесбурге, участники которой подвели итоги десятилетней работы, а также уточнили приоритеты с учетом современных актуальных проблем .

Самое активное участие принимали на всемирном Саммите представители Китая, который в настоящее время доказывает своё предпочтение стратегии устойчивого развития (чжунго кэ чисюй фачжань -устойчивое развитие Китая, где «чисюй» - беспрерывный, длительный, тянуться, продолжаться) как единственно возможному варианту осуществления объявленных в стране реформ, решения насущных социальных, экономических, экологических проблем и достижения всеобщего благополучия.

Возрастающее могущество Китая вызывает в современном мире всё больший научный и общественный интерес и дает все основания предполагать, что страна превращается из региональной державы в мировую. Причем китайское правительство не выражает своего стремления к абсолютному лидерству, все еще называя себя развивающейся страной. Китай готов к

1 Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Центр «За наше общее будущее». - Женева, 1993. - С.1.

2 Мантатов В.В. Зеркало расколотого мира / Постнеклассическая наука: проблема человека. Сб. материалов межрегионального философского семинара (8-9 октября 2002г.). Вып.4-5. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2003. - С.447. многостороннему международному сотрудничеству в деле всемирного перехода на путь устойчивого развития и готов максимально внести в него свой вклад.

И у Китая есть, что предложить миру. Это не только успехи социально-экономической политики. Великая китайская традиционная культура содержит много ценностных установок, которые служат основанием для устойчивого развития самой древней цивилизации. Ведь концепция устойчивого развития предполагает необходимую реорганизацию не только и не столько в социально-политической, экономической и экологической сфере, а, прежде всего, - это «революция в ценностях», это духовно-нравственное преобразование общества на основе единения человека, природы и космоса.

С этой точки зрения, морально-этические императивы китайской философской традиции представляют собой особую ценность. Китайская философия играла определяющую роль в формировании мировоззрения китайцев, поэтому они всегда рассматривали себя как органическую часть единой Вселенной. Экологическая этика традиционно не позволяла нарушать гармонию социоприродного взаимодействия. Таким образом, еще в Древнем Китае, по мнению многих исследователей, были заложены аксиологические основы устойчивого развития.

Познание мудрости философских учений Китая, а именно конфуцианства, даосизма и буддизма, вернет человека к истинным ценностям, пробудит в нем стремление к нравственному самосовершенствованию, актуализирует такие понятия, как справедливость, духовность, гармония, единство с природой и другие морально-этические ценности, на которых основывается гуманистический смысл устойчивого развития.

Таким образом, исследование традиционной культуры и философии Китая как основополагающих факторов развития китайского менталитета, а также объективный анализ причин жизнестойкости и стабильности современной китайской цивилизации могут внести определенный вклад в создание общепланетарной стратегии устойчивого развития как новой парадигмы развития человеческой цивилизации в новом тысячелетии.

Степень научной разработанности. Традиционной культуре Китая, роли философского знания в процессе ее формирования, историческому и политическому исследованию китайской государственности посвящено большое количество работ советской и российской синологии.

Изучению истории и культуры Китая, национальных традиций, духовных ценностей, особенностям формирования китайского мировоззрения в отечественной науке посвятили свои труды В.М. Алексеев, JI.C. Васильев, Н.И. Конрад, М.Е. Кравцова, М.В. Крюков, А.Е. Лукьянов, В.В. Малявин, Л.Д. Позднеева, В.А. Рубин, М.Л. Титаренко, Г.А. Ткаченко и многие другие.

В контексте общественных и политических взглядов необходимо отметить коллективную монографию «Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР» / Отв.ред. М.Л. Титаренко, Л.С. Переломов; «Китай: цивилизация и реформы» М.Л. Титаренко; «Китай на пути модернизации и реформ: 1949-1999» Л.П. Делюсина, «Китай и китайцы глазами российского ученого», «Модернизация тайваньского общества» В.Г. Бурова.

Конфуцианству как ведущему философскому учению и основе традиционной культуры Китая, а также исследованию его роли и значения в современное время, в эпоху строительства китайского социализма посвящены работы H.A. Абрамовой, А.И. Кобзева, В.В. Малявина, A.C. Мартынова, Л.С. Переломова, М.Л. Титаренко, В.Ф. Феоктистова и др.1

Философия даосизма, где единство человека, природы и космоса является основной проблематикой философских воззрений, представлена учеными Т.П.

1 Абрамова H.A. Конфуцианство в духовной культуре Китая. - Чита, 1997; Политическая культура Китая. Традиции и современность. - М., 2001; Кобзев А.И. Теоретическая новация в неоконфуцианстве как текстологическая проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг «Дасюе») // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики / Отв. ред. Л.П. Делюсин. - М.: Наука, 1982. — С. 149-176; Малявин В.В. Конфуций. - М., 1992; Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. - М., 1993, Слово Конфуция. - М., 1992; Конфуций. Лунь Юй. - М., 1998; Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. - М., 1985; Феоктистов В.Ф. Философия и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исследования и перевод.-М., 1976.

Григорьевой, A.A., Долиным, А.Е. Лукьяновым, В.В. Малявиным, Н.Е. Померанцевой, И.И. Семененко, Е.А. Торчиновым и др.1

Идею гармонии и всеобщего единства в философии китайского буддизма раскрыл в своих научных трудах JI.E. Янгутов . Философию китайского буддизма также исследовали Н.В. Абаев, М.Е. Ермаков, С.Ю. Лепехов, Е.А. Торчинов3.

Социально-антропологический аспект в древней и средневековой китайской философии исследовал в своей научной работе A.B. Чебунин.

Интерес к экологической культуре Китая как важному фактору социоприродного взаимодействия, а также к проблеме взаимоотношения человека и природы представлен в работах Н.В. Абаева, Л.Л. Абаевой, H.A. Абрамовой, Т.П. Григорьевой, A.M. Карапетьянца, Э.С. Кульпин, A.C. Мартынова, С.П. Нестеркина и др.4

1 Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). - М., 1992; Долин A.A. Наука жизни древних даосов // Проблемы Дальнего Востока. - 1989. - №2. - С.209-218; Лукьянов А.Е. В лабиринтах Дао // Проблемы Дальнего востока. - 1990. - №6. - С.187-198; Философия раннего даосизма. -М., 1991; Цивилизация палингенеза в даосизме // Проблемы Дальнего Востока. - 1998. - №2. - С.126-140; Малявин В.В. Чжуан-цзы. - М., 1985; Китайская цивилизация. - М., 2000; Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. - М., 2000; Померанцева Л.Е. Человек — мера всех вещей. Дао и даосизм в Китае / Под. ред. Е.А. Торчинова. - М., 1982; Семененко И.И. Лао-цзы. Обрести себя в Дао. - М., 2000; Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. - СПб., 1998; Даосизм. «Дао дэ цзин» / Пер. Е.А. Торчинова. - СПб., 1999; Кобзев А., Торчинов Е., Коркевич А., Янгутов Л. Словарь китайской философии и культуры (конфуцианство, даосизм, буддизм) // Проблемы Дальнего Востока. - 1993. - №2. - С.153-164.

2 Янгутов Л.Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. - Улан-Удэ, 1998; Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма.- Новосибирск, 1995.

3 Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психологической деятельности в средневековом Китае. - Новосибирск, 1983; Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск, 1989; Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. - СПб., 1994; Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. - Улан-удэ, 1999; Торчинов Е.А. Философия китайского буддизма. - СПб., 2001; Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века // Сб. статей АН СССР, Отделение истории, ин-т востоковедения / Отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин.- М.: Наука, 1982;

4 Абаев H.B., Абаева ЛЛ. Влияние религиозно-философских учений на экологическую культуру и традиции народов Восточной и центральной Азии // Вестник БГУ.- Улан-Удэ, 1999. Вып. 12. - С.59-79; Абаев H.B., Нестеркин С.П. Человек и природа в чаньской (дзэнской) культуре: некоторые философско-психологические аспекты взаимодействия // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Отв. ред. Т.П. Григорьева -М.: Наука, 1983. - С.57-73; Абрамова H.A. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект). - Чита: ЧитГТУ, 1998; Григорьева Т.П. Человек и мир в системе традиционных китайских учений // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Отв. ред. Т.П. Григорьева. - М., 1983. - С.2; Карапетьянц A.M. Человек и природа в конфуцианском Четверокнижии // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Отв. ред. Т.П. Григорьева. - М., 1983, - С. 192-207; Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. - М., 1990; Мартынов A.C. Конфуцианская личность и природа // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Отв. ред. Т.П. Григорьева. - М.: Наука, 1983. - С. 180192.

Проблемы развития экософии как одного из актуальных направлений эколого-гуманитарных наук разрабатываются в трудах К.И. Шилина1.

Интерес к китайской цивилизации широко представлен в работах современных западных синологов О. Веггеля, Р. Лифтона, Дж. Цзе Сюна, Б.Шварца, Р. Соломона, Я. Скоггарда и многих других.

Необходимо отметить работы крупнейшего китайского мыслителя XX века Фэн Ю-ланя «А History of Chinese Philosophy», а также «Краткая история китайской философии», переведенную с английского Р.В. Котенко, в которых ученый рассматривает духовное наследие китайской философии, пропустив ее сквозь призму европейской метафизики.

Исследования этики устойчивого развития России и мировой цивилизации в целом представлены в работах российских ученых Э.В. Гирусова, В.И. Данилов-Данильяна, H.H. Моисеева, А.Д. Урсула, В.А. Балханова, В.В. Мантатова, JI.B. Мантатовой, А.Б. Вебера, В.А. Коптюга, В.К. Левашова и других2.

Проблему модернизации и устойчивого развития Китая, а также построения «социалистической духовной цивилизации» (шэхуэйчжуи цзиншэн вэньмин) исследуют китайские ученые: Ли Лушэн, Лу Юньбинь, Оуян Чжиюань, Сюй Сяньчунь, Тан Юцин, Хао Чжигун, Хуан Шижуй, Чжан Шаохуа, Чэнь Мэйхао и другие3.

1 Шилин К.И. Глобальная экософия Китая // Информационные материалы. Серия Г: Идейно-теоретические тенденции в современном Китае: развитие традиций и поиски путей модернизации. Вып.1. II Всероссийская конференция. Редколлегия: Титаренко, Феоктистов, Ломанов. - М., 22-24 мая 1996.- С.55-56; Экософия постконфуцианства // Информационные материалы. Серия Г: Идейно-теоретические тенденции в современном Китае: развитие традиций и поиски путей модернизации. Вып.2. III Всероссийская конференция. - С.99-105.

2 Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление.- М.: Наука, 1991; Данилов-Данильян В.И. Возможна ли «коэволюция» природы и человека? // Вопросы философии.- 1998.- №8. - С. 15-26; Моисеев H.H. Человек и ноосфера. - M.: Молодая гвардия, 1990; Моисеев H.H. Алгоритм развития. - М.: Наука, 1987; Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. - 1995. - №1.- С.23-34; Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. - М.: Издательский дом «Ноосфера», 1998; Балханов В.А. Мировоззренческие основы устойчивого развития в контексте диалога цивилизаций // XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие. Тезисы докладов международного симпозиума. 3-5 июля 2001г. - С.55-57; Мантатов В.В. Стратегия разума и устойчивое развитие: В 2 т. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство. - T.I. - 1998. T.2. - 2000; Мантатов B.B., Мантатова Л.В. Этика устойчивого развития в информационную эпоху. - Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 2002; Мантатов В.В. Зеркало расколотого мира // Постнеклассическая наука: проблема человека: Сб. материалов межрегионального философского семинара. Устойчивое развитие. Вып. 4-5. - Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 2003.-С.447-451.

Ли Лушэн. Шиши кэ чисюй фачжань ши сетяо вого жэнькоу, хуаньцзин гуанси дэ чжанлюй цзюецзэ (Основа устойчивого развития - координация роста населения с имеющимися ресурсами и состоянием

Тему устойчивого развития Китая затрагивают в своих научных работах H.A. Абрамова и М.И. Варакина. Однако комплексного исследования проблемы становления этики устойчивого развития Китая в отечественной науке не представлено.

Актуальность темы, теоретическая и практическая значимость и неразработанность проблемы определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является стратегия устойчивого развития Китая как необходимое условие осуществления объявленных в стране реформ.

Предметом исследования выступает проблема формирования этики устойчивого развития Китая.

Целью исследования является философский анализ традиционных и современных предпосылок формирования этики устойчивого развития Китая, а также ее роли в создании глобальной этики.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1) Обоснование роли культурной традиции как основополагающего фактора устойчивости китайской цивилизации;

2) раскрытие в традиционных философских учениях Китая нравственных императивов, созвучных концепции устойчивого развития;

3) выявление в современной китайской философии предпосылок этики устойчивого развития;

4) анализ современной экологической ситуации в Китае и обоснование необходимости формирования экологической этики; окружающей среды) // Нинся шэхуэй юсюе. - 1997. - №2. - С. 19-23. - Кит.яз.; Лу Юньбинь. Кэчисюй фачжань яньцзю гуаньдянь шупин (Подходы к проблеме устойчивого развития) // Лилунь таньтао. - 1997. - №2. - С. 1014. - Кит.яз.; Оуян Чжиюань. Экологические проблемы в процессе модернизации китайского общества // Философские исследования. - М., 2001, №1; Сюй Сяньчунь. Стратегия устойчивого развития с китайской спецификой // РЖ: китаеведение. - М., 2002, №2; Тан Юцин. Boro жэнькоу, цзыюань, хуаньцзин кэ чисюй фачжань дэ сяньчжуан, дуйцэ чжаньлюй янь цзю (Изучение влияния состояния населения, ресурсов, окружающей среды на устойчивое развитие и стратегия контрмер) // Хэйлунцзян шэхуй кэсюе. - 1997. - №2. С.21-26; Хао Чжигун. Защита окружающей среды и устойчивое развития Китая И Проблемы и потенциал устойчивого развития Китая и России в XXI веке. - М., 1996.- 4.1; Хуан Шижуй. Boro гудай цзю юньсюй «кэ чисюй фачжань» дэ сысян (Идейная основа «устойчивого развития» заложена в древнем Китае) // Хуанань шифань дасюе. - 1997. - №2. - С.61-62. - Кит.яз; Чэнь Мэйхао. Шэндай вэньхуа юй кэ чисюй фачжань (Экологическая культура и устойчивое развитие) // Кэцзи даобао. - 1977. - С.7-10. Кит.яз.

5) философский анализ современных социально-политических процессов в Китае в контексте устойчивого развития;

6) исследование устойчивого развития Китая в контексте диалога цивилизаций.

Гипотеза исследования. Этика устойчивого развития во многом созвучна с философской традицией Китая, не случайно концепция устойчивого развития получила в стране всеобщее признание. Опыт Китая в реализации данной концепции имеет мировое значение.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В диссертационном исследовании используются общенаучный системный, а также компаративистский подходы. Основную теоретическую базу исследования составляют принципиальные идеи, положения, выводы ученых отечественной синологии и китайских исследователей. Для раскрытия полноты и целостности проблемы в работе были использованы материалы смежных с социальной философией наук: социологии, политологии, экологии и культурологии, а также материалы конференций ООН в Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002), программные документы КНР.

Научная новизна исследования. Данная диссертация представляет собой одно из первых социально-философских исследований этики устойчивого развития Китая. В диссертации исследуются ценностные основания политики устойчивого развития Китая, в аспекте данной концепции проанализированы современные социально-политические процессы. Определен вклад китайской культурной традиции в формирование глобальной этики; показана конгениальность эколого-этических традиций Китая и России, их созвучность этике устойчивого развития.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Традиционализм китайского общества является важным фактором исторического самосохранения и основой современного устойчивого развития страны, а также может быть примером в деле формирования собственных стратегий развития для многих государств мира, в том числе и России.

2. Традиционные философские учения Китая содержат в себе много ценностных установок, таких, как социальная гармония, единство природы и человека, биосферы и общества, идея самосовершенствования и др., которые необходимо актуализировать в современном обществе для создания единой глобальной этики устойчивого развития.

3. Современная философия Китая, вобравшая в себя ценности собственной традиционной философии, а также русской нравственной и западной экологической философии, может стать исходным пунктом в движении всего человечества к «духовной цивилизации».

4. Для сохранения окружающей среды и улучшения экологической ситуации необходима экологизация сознания. Развитие экологической этики является условием сохранения человеческой жизни на земле.

5. Всесторонняя модернизация общества должна проходить при условии соответствия всем требованиям концепции устойчивого развития.

6. Философско-этические традиции Китая и России созвучны этике устойчивого развития, и их синтез может способствовать формированию глобальной этики человечества. Устойчивое развитие Китая не только будет способствовать расширению партнерских отношений России и Китая, но и внесет значимый духовно-этический вклад в стратегию устойчивого развития всего мира.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в социально-философском рассмотрении устойчивого развития Китая, которое имеет большое значение в изучении современных общецивилизационных процессов.

Основные теоретические положения и выводы, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы в преподавании ряда гуманитарных дисциплин: по восточной философии, регионоведению, теории устойчивого развития. Материалы исследования могут быть полезны в подготовке учебных пособий по социальной философии и различных спецкурсов по устойчивому развитию.

Апробация работы. Основные положения и результаты, полученные в ходе исследования, обсуждались на заседаниях кафедры философии, логики и социальной экологии Института устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного технологического университета (ИУР ВСГТУ), на международном симпозиуме «XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие» (Улан-Удэ, 2001), на ознакомительном семинаре для учащихся среднеспециальных учреждений образования (г.Улан-Удэ), а также раскрыты в ряде научных публикаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по три параграфа, заключения и библиографического списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Цыденова, Ирина Родионовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании показано, какой вклад для создания этики устойчивого развития может внести китайская традиционная культура и, прежде всего, ее центральное ядро - китайская философская традиция.

Традиции и традиционная культура являются настоящим духовным богатством любого народа. От того, насколько современное общество будет ценить и оберегать свои традиции, зависит его самосохранение и устойчивость бытия в мире. В ходе научной работы мы пришли к выводу, что традиционная культура Китая лежит в основе долгого исторического развития китайской цивилизации, что традиционализм определяет устойчивость развития современного китайского государства.

Китайские традиции, которые формировались на основе нравственного отношения к окружающему миру, могут внести существенный вклад в формирование глобальной этики. Ядро китайской традиции - духовное, то есть то, что должно стать аксиологическим основанием устойчивого развития человечества.

Мы попытались доказать, что устойчивое развитие Китая в новом тысячелетии основано на традиционном мировоззрении, глубокой приверженности к собственной традиционной культуре, уверенности в ее величии и востребованности в деле всесторонней модернизации страны. Многие ценностные установки китайской традиционной культуры созвучны с принципом устойчивого развития - достижения всеобщей гармонии.

Философские учения Китая содержат в себе те гуманистические идеалы, актуализация которых очень важна в современном мире. Принцип космической гармонии и единства, коэволюции природы и человека, биосферы и общества, идея постоянного нравственного самосовершенствования, социальная ответственность, приоритет общего над частным и другие морально-этические установки должны стать духовными ориентирами устойчивого развития мира в новом тысячелетии.

В процессе исследования социально-философского учения Конфуция сделан вывод о том, что его учение во многом согласуется со стратегией устойчивого развития, раскрывая нравственный смысл данной концепции. Опираясь именно на конфуцианскую философскую традицию, современные китайские философы и общественные деятели разрабатывают стратегию перехода к будущей «духовной цивилизации».

Если китаец по своим социальным убеждениям, безусловно, конфуцианец, то для того, чтобы достичь успеха в конфуцианском самосовершенствовании, быть цзюнь-цзы, ему необходимо познать духовное совершенство даоса. Внутреннее совершенство человека в единении с вечным Дао является отражением гармонии природы. Необычайная мудрость даосской философии пробуждает в нас чувство единения, гармонии, вечности. Принцип единства и нерасторжимости человека, природы и космоса пронизывает всю философию даосизма и может стать основой этики устойчивого развития.

Необходимо также отметить созвучие понятия «взаимовключенности всего и вся» философии китайского буддизма с эколого-этической основой устойчивого развития. Китайские буддисты говорят о наличии природы Будды во всем сущем, причем все сущее непротиворечиво, едино и целостно. Буддийское учение об изначальной гармонии и тождестве мира также представляет глубокий интерес для концепции устойчивого развития.

Итак, традиционные философские учения Китая содержат в себе множество социально-экологических и морально-нравственных императивов, которые могут внести значимый вклад в создание этики устойчивого развития.

Без глобальной этики невозможно обеспечить выживание человечества. Неоконфуцианцы говорили, что конфуцианская этика может помочь человечеству выйти из современного нравственного кризиса. Человек счастлив тогда, когда он наслаждается тем, что он есть, когда живет в гармонии с самим собой, с Космосом, находясь за пределами разделения вещей. Многие ученые предлагают принять конфуцианскую этику за основу будущей единой мировой этики, в которой нуждается всё человечество в целях духовного объединения, прекращения военных конфликтов, преодоления экологического кризиса, всего того, что составляет угрозу глобальной человеческой катастрофы. В диссертации делается вывод о том, что китайская философская традиция - это ценность мирового масштаба, и она может внести существенный вклад в дело формирования глобальной этики устойчивого развития.

Исследование философских оснований общественного развития является наиболее важным делом, поскольку именно философия Китая, по словам самих же китайских исследователей, есть «зеркало китайской цивилизации».

Китайская философия способствует формированию экологической этики, которая главной своей целью имеет, собственно, сохранение и поддержание человеческой жизни. Достижение этой цели видится в глубинной переоценке ценностей, в отрицании былого отчуждения от природы в связи с техническим прогрессом и в возвращении к изначальному восприятию природы как своего дома.

Сегодня требуется экологическая активность каждого человека, которая подразумевает не пассивно-созерцательное отношение к красотам природы, а максимум личных усилий для сохранения, преобразования и улучшения состояния окружающей среды. Это возможно при соответствующем воспитании. Экологическое воспитание предполагает качественные изменения в сознании человека, глубокую мировоззренческую переоценку и соответствующее новой духовной ориентации поведение в рамках гуманного отношения к природе. Экологическая этика в Китае имеет свои истоки, прежде всего, в конфуцианской этике, объявляющей превосходство не индивидуальных, а групповых ценностей.

Решение экологических проблем является одним из главных условий достижения государственной цели социально-экономического развития страны. Правительство и лидеры Китая понимают ответственность, лежащую на них, за состояние мировой окружающей среды и важность развития экономики и защиты окружающей среды путем реформ, открытости и осуществления модернизации социализма, поэтому оно безотлагательно предприняло ряд мер по реализации обещаний после международных встреч по вопросам окружающей среды и развития.

Экономический подъем, планирование семьи, защита окружающей среды и ресурсов являются важными составляющими политики устойчивого развития Китая, который признает существование множества проблем, характерных для развивающейся страны и требующих для их решения безотлагательного вмешательства со стороны высшего руководства. Речь идет о создании такой системы управления, которая соответствовала бы требованиям социалистической рыночной экономики, была бы высокоэффективной и служила ресурсной гарантией стабильного и долговременного развития страны.

В стране большое внимание уделяют пропагандистской и образовательной работе по устойчивому развитию. Образование имеет огромное значение в процессе формирования духовной составляющей устойчивого развития. Мы можем сказать, что китайская «духовная цивилизация» достойна быть ориентиром для устойчивого развития человечества. В самом Китае гарантию успеха в этом деле видят в сочетании моральных норм китайской традиции с гуманистическими ценностями западной культуры, а также традиций социалистического строительства и национальной культуры.

На основе ценностей традиционной культуры в Китае складывается новый тип модернизации, уже продемонстрировавший свою высокую эффективность в поддержании социальной стабильности и высоких темпов роста, способный в будущем к успешному решению проблем гармонизации социума и окружающей среды.

В настоящее время, в эпоху перехода всего человечества на новый путь развития, необходим диалог цивилизаций. В условиях глобального социального и экологического кризиса не должно быть речи о лидерстве какой-то одной культуры или цивилизации, не должно быть и противостояния между Западом и Востоком. В такой ситуации перед Россией, занимающей особое геополитическое положение, стоит задача соединения западной и восточной цивилизаций, осуществления их диалога на благо всему миру. В диссертации доказывается, что философско-этические традиции Китая и России созвучны этике устойчивого развития, и их синтез может способствовать формированию глобальной этики человечества.

Устойчивое развитие Китая не только будет способствовать расширению партнерских отношений России и Китая, но и внесет значимый духовно-этический вклад в стратегию устойчивого развития всего мира.

Современный Китай устремлен к «духовной цивилизации». С одной стороны, преодолевая сложности экономического подъема, повышая качество жизни многочисленного населения, решая острые проблемы восстановления и охраны окружающей среды, распространяя патриотические настроения и дух традиционализма, и, с другой стороны, осознавая необходимость международной интеграции и содействия мировому порядку, Китай демонстрирует всему миру свою неизменную приверженность к идеалам Мира, Стабильности и Развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Цыденова, Ирина Родионовна, 2004 год

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психологической деятельности в средневековом Китае. — Новосибирск, 1983.

2. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. СПб., 1998г.

3. Абрамов В.А., Абрамова H.A. История философии Китая. Чита, 1997.

4. Абрамова H.A. Конфуцианство в духовной культуре Китая: традиции и современность. Дис. канд.н. - Чита, 1999.

5. Абрамова H.A. Политическая культура Китая. Традиции и современность. -М.: Муравей, 2001.

6. Абрамова H.A., Абрамов В.А. Китайская философия в свете перспектив межкультурного диалога // Гуманитарный вектор. — 1997. №1.

7. Азия. Диалог цивилизаций. СПб., 1996.

8. Алексеева Т.А. Нужна ли философия политике? М., 2000.

9. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов A.C. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. М., 1998.

10. Антология даосской философии. / Сост. Малявин В.В., Виноградский В.В. -М., 1994.

11. Бирюлин Е.В. Охрана окружающей среды в КНР: экологическая ситуация, политика, право. М., 1994.

12. Божанов Е.П. Китай и внешний мир. М.,1990.

13. Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987.

14. Булгаков С.Н. Душа социализма // Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Педагогика — Пресс, 1993.

15. Буров В.Г. Китай и китайцы глазами российского ученого. М., 2000.

16. Буров В.Г. Современная китайская философия. М.,1980.

17. Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае.- М., 1966.

18. Валянский С.И., Калюжный Д.В. Третий путь цивилизации, или спасет ли Россия мир?-М.: Алгоритм, 2002.

19. Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. — М.: Эдиториал УРСС, 1999.

20. Васильев JI.C. Древний Китай.- М., 1995.

21. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001.

22. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989.

23. Васильева В.Н. Социально-экологический идеал как способ регуляции социоприродной среды. СПб., 2002.

24. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

25. Вестник БГУ: философия, социология, политология, культура. Улан-Удэ, 1999. Вып.3-12.

26. Вестник МГУ. М., 2000г. № 1.

27. Великие мыслители Востока. М., 1999.

28. Взаимодействие общества и природы. Сб. ст. — М., 1986.

29. Вопросы философии. М., 1995 -2003гг.

30. Восточная мудрость. (Жизнь и учения мудрецов). М., 1991.31. Всё о Китае. М., 2002.

31. Гаджиев К.С. Политическая философия. М.,1998.

32. Галаганова, Ушков. С.Г., Ушков A.M. Традиции политических учений Востока. М., 1995. - 4.2. - Китайско-конфуцианская традиция.

33. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

34. Го Мо-жо. Философы Древнего Китая. М., 1961.

35. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М., 1992.

36. XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие: Тезисы докладов международного симпозиума. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001.

37. Делюсин Л.П. Китай: полвека две эпохи. - М.: Институт востоковедения РАН, 2001.

38. Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. Статьи и выступления.-М.: Палея, 1997.

39. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994.

40. Зейналов Г.Г. Социально-философские аспекты стратегии устойчивого развития. Дис. д.н. М., 2000.

41. Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984.

42. История китайской философии. Пер. Таскина. М.,1989.

43. Карапетьянц A.M. Китайская цивилизация как альтернатива средиземноморской // Общественные науки и современность. 2000. - №1. - С.132-138.

44. Китай в мировой политике. М., 2001.

45. Китай и АТР на пороге XXI века. М., 1998. - 4.2.

46. Китай на пути модернизации и реформ. М., 1999.

47. Китай: история в лицах и событиях. М., 1991.

48. Китай на пороге 21 века / Независимая газета. 1996. - 24 апреля. - С.4.

49. Китайская философия и современная цивилизация. Сб.ст. М.: Восточная литература, 1997.

50. Китайская философия: энциклопедический словарь. М., 1994.

51. Китайские социальные утопии. М., 1987.

52. КНР: Политика, экономика, культура. М., 1992.

53. А.И. Кобзев. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. — М., 1983.

54. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

55. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.

56. Конфуций. Беседы и суждения. СПб., 1999.

57. Конфуций. Лунь юй. Изречения / Пер. И.И. Семененко. М., 2003.

58. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.,1998.

59. Краткий философский словарь. М., 1999.

60. Кулик Б.Т. Китай в современном мире. М., 1991.

61. Курбатов В.П. Актуальные проблемы КНР: демография, агросфера, экология. М., 1996.

62. Лаоцзы. Обрести себя в Дао / Сост., авт., предисл., перевод, коммент. И.И. Семененко. М.: Республика, 2000.

63. Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. -М., 1985.

64. Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999.

65. Личность в традиционном Китае. М., 1992.

66. Ломанов A.B. Современное конфуцианство: философия Фэн Ю-Ланя. М.: Вост. литература, 1996.

67. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке.

68. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций. Философия Дао. М., 2000.

69. Лю Сумэй, Румянцев E.H. Китай, каким я его знаю. М., 1999.

70. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2001.

71. Малявин В.В. Конфуций. М., 1992.

72. Мантатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2-х томах. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство. Т.1.-1998. Т.2-2000.

73. Мантатов В.В., Мантатова Л.В. этика устойчивого развития в информационную эпоху. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2002.

74. Мантатов В.В., Доржигушаева О.В. Экологическая этика: буддизм и современность. Улан-Удэ, 1997.

75. Международная жизнь. 2000. - № 1.

76. Мир Будды и китайская цивилизация. Восточный альманах. М., 1996. -№2.

77. Моисеев H.H. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.

78. Моисеев H.H. Человек и ноосфера.- М.: Молодая гвардия, 1990.

79. Мугрузин A.C. Особенности китайской цивилизации и китайская классическая философия // Информационные материалы. М., 1996. — Вып.1.

80. Мудрецы Китая. СПб., 1994.

81. Ни Байюнь. За зеленой великой стеной (О мерах по охране окружающей среды в Китае: ст. из КНР). Энергия: экономика, техника, экология. 1989. -№3.

82. Осборн Р., Борин В.Л. Восточная философия. РнД., 1997.

83. От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998.

84. Панарин А.С. Философия политики. М., 1996.

85. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

86. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. -М., 1981.

87. Переломов Л.С. Конфуций. Луньюй. М., 1998.

88. Поздняков Э.А. Философия и Политика. М., 1994. - 2-е изд. - 4.1.

89. Политическая система КНР: 100 вопросов и ответов. М., 1990.

90. Постнеклассическая философия: проблема человека. Материалы межрегионального философского семинара. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2003.

91. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.

92. Проблемы Дальнего Востока. — М., 1995-2003гг.

93. Проблемы и потенциал устойчивого развития Китая и России в XXI веке. Сб.ст. в 2 ч. М., 1996.

94. РЖ: китаеведение. М., 2002. - №2.

95. Роль традиции в истории и культуре Китая. М., 1972.

96. Россия и Восток: проблемы взаимодействия. — Новосибирск, 1999.

97. Рубин В.А. Идеология и культура Древнего Китая.- М., 1972.

98. Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. М., 1999.

99. Сборник научных статей из зала трех сосен. Пекин, 1984.

100. Сморгунов Л.В. Основные направления современной политической философии. СПб., 1998.

101. Социальная философия в конце 20 века. М., 1991.

102. Социально-философские аспекты глобальных проблем. Саратов, 1990.

103. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.

104. Сюй Дисинь. Экологические проблемы Китая. — М., 1990.

105. Титаренко M.JI. Китай: цивилизация и реформы. — М.: Республика, 1999.

106. Томпсон М. Восточная философия. М., 2000.

107. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиоведческого описания. — СПб., 1993.

108. Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР.-М., 1994.

109. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М.: Изд.дом «Ноосфера», 1998.

110. Устойчивое развитие. Информационный сборник. М., 1998.

111. Устойчивое развитие: Россия, Сибирь, Байкальский регион. -Новосибирск, 1998.

112. Устойчивое развитие это революция в ценностях / Под. Ред. В.Е. Сактоева. — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2001.

113. Феоктистов В.Ф. Синтетическая философия профессора Чжан Шаохуа // Информационные материалы. М., 1999. — Вып.4. - С.22.

114. Феоктистов В.Ф. Философия и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исследования и перевод. -М., 1976.

115. Философия и политика в современном мире. М., 1989.

116. Философия и экологическая проблема. М., 1990.

117. Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983.

118. Философская и общественная политическая мысль Китая. — Словарь. // ПДВ, 1994. №1. С.108-112, №2 - С.85-90.

119. Философские исследования. М., 1997-2003гг.

120. Философские науки. М., 1997-2003гг.

121. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.

122. Франк СЛ. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

123. Фэн Ю-Лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия, 1998.

124. Чжуан-цзы. Ле-цзы. / Пер. с кит., вступ. Ст. и примеч. В.В. Малявина. М.,1995.

125. Цзян Цзэминь: Реформы. Развитие. Стабильность. Статьи и выступления. -М., 1996.

126. Шилин К.И. Глобальная экософия Китая // Информационные материалы.1996.-Вып. 1.-С.55-64.I

127. Шилин К.И. Экософия постконфуцианства // информационные материалы. 1997. - Вып.2. - С.99.

128. Штраус Лео. Введение в политическую философию. М., 2000.

129. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». М., 1993.

130. Энциклопедия нового Китая. М., 1989.

131. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

132. Юань Мэй. Новые записи Ци Се, или О чем не говорил Конфуций. Пер. с кит. О.Л. Фишман. М., 1977.

133. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995.

134. Янгутов Л.Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. — Улан-Удэ, 1998.

135. Литература на китайском языке:

136. Гао Мин. Чжунхуа вэньхуа юй жэньтоу цяньту. (Китайская культура и перспективы человечества) // Чжунго вэньхуа. — 1991. №5. - Кит. яз.

137. Ли Лушэн. Шиши кэ чисюй фачжань ши сетяо вого жэнькоу, хуаньцзин дэ чжанлюй цзюецзэ (Основа устойчивого развития координация роста населения с имеющимися ресурсами и состоянием окружющей среды) // Нинся шэхуэй кэсюе. - 1997. - №2. - Кит.яз.

138. Лицзи (Книга ритуалов). В 2-х т. Чанша: юэлу шушэ, 2001. - Кит.яз.

139. Лу Юньбинь. Кэчисюй фажань янь цзю гуаньдянь шупин (Подходы к проблеме устойчивого развития) // лилунь таньтао. 1997. - №2. - Кит.яз.

140. Хуан Шижуй. Boro гудай цзю юньсюй «кэ чисюй фачжань» дэ сысян (Идейная основа «устойчивого развития» заложена в древнем Китае) // Хуанань шифань дасюе. 1997. - №2.

141. Чжу Лиянь, Ван Гоюань, Чжан Цзянь идр. Чжэ сюэ юй дандай вэньхуа (Философия и современная культура). Бэйдин: Жэньминь дасюэ чубанынэ, 1998. - Кит.яз.

142. Чжунго кэчисюй фачжань чжанлюэ (Стратегия устойчивого развития Китая) / Под ред. Чжоу Гуанчжао. — Пекин: Сиюань чубаньшэ, 1999.12. — Кит.яз.

143. Anthony Weston. Before Environmental Ethics / Environmental Ethics. Concepts, Policy, Theory. London-Toronto, 1999. - P. 597.

144. John R.E. Bliese. Traditionalist Conservatism and environmental Ethics / Environmental Ethics. Concepts, Policy, Theory. London-Toronto, 1999. -P.556.

145. Mike Mills. Green Democracy: The Search for an Ethical Solution / Environmental Ethics. Concepts, Policy, Theory. London-Toronto, 1999. — P.562.

146. Padmasiri de Silva/ Environmental Ethics: A Buddhist Perspective / Environmental Ethics. Concepts, Policy, Theory. London-Toronto, 1999. -P.575.

147. Weggel O. China aktuell. Hamburg, 1992.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.