Философские взгляды Махмуда Шабистари (XIV в.): на материале поэмы "Цветник тайны" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Лукашев, Андрей Александрович

  • Лукашев, Андрей Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 176
Лукашев, Андрей Александрович. Философские взгляды Махмуда Шабистари (XIV в.): на материале поэмы "Цветник тайны": дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2009. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лукашев, Андрей Александрович

Введение

Глава I: «Цветник тайны» (Гулшан-и раз) Махмуда Шабари

§ 1. Жизнь и творчво Махмуда Шабари

§ 2 Суфиий фило-дидактичий эп(мавй)

§ 3. Поэма Махмуда Шабистари Гулшан-и раз («Цветник тайны»),

Глава II: «Философские основы онто-гносеологическойстемы Махмуда

Шабари»

§ 1 Соотношение существования и несуществования в античной филфии

§ 2 Соотношение существования и несуществования в средневековой мльмаой филфии.:

§ 2.1 Соотношениеществования и несуществования взкаламе.

§ 2.2 Соотношениеществования и несуществования в арабском перипатетизме (фалфе).

§ 2.3 Соотношение существования и несуществования в ишракизме

§ 2.4 Онтологичаястема аилизма

§ 2.5 Учение о бытии вфизме

§ 3 Суфийская онтологическая система в изложении Махмуда

Шабари (на материале поэмы «Цветник тайны»)

Глава III: Проблема иноконфессиональности в средневековой персидской поэзии как реализация онто-гносеологических интуиций персидского суфизма

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философские взгляды Махмуда Шабистари (XIV в.): на материале поэмы "Цветник тайны"»

Постановка проблемы:

Основной проблемой, решению которой посвящено настоящее исследование, является реконструкция отношений между категориями бытия и небытия в поэме Махмуда Шабистари (ум. 1339) «Цветник тайны». Отношения между указанными категориями определяют облик всей системы философских взглядов автора, а их изучение позволяет исследователю яснее увидеть мировоззрение поэта и лучше понять его взгляды на другие философские вопросы.

Указанная проблема требует комплексного решения, что не позволяет нам ограничиться лишь реконструкцией взглядов Махмуда Шабистари на соотношение бытия и небытия, а делает необходимым решение ряда сопутствующих проблем. Одной из важнейших в этой связи является проблема рассмотрения учения Шабистари в контексте предшествовавших ему философских систем. Сам средневековый суфий не относит себя напрямую ни к одной из существовавших в то время философских традиций. Некоторые из них упоминаются им в критическом контексте (напр. бейты 102 - 1071). Стремление Шабистари к отмежеванию от современных ему философских традиций, как внутриисламских, так и. инорелигиозных, ставит перед исследователем дополнительную проблему рассмотрения творений философа в историко-философском контексте. Доподлинно известно, что он был знаком как с исламской философской традицией во всей ее полноте, так и с творениями античных философов . Таким образом, чтобы выявить своеобразие решения» Махмудом Шабистари вопросов онтологической

1 Перевод указанных бейтов см. в приложении.

2 В его поэме Са'адат-наме присутствуют ссылки на Аристотеля. проблематики, исследователь должен представлять, как те же проблемы решались в мусульманской философии и в античности.

Реконструкция системы философских взглядов Махмуда Шабистари в области онтологии поставила перед нами также проблему проверяемости результатов реконструкции. Соотношение бытия и небытия в исследуемой поэме рассмотрено нами как основание системы философских взглядов. Для проверки полученных результатов нами было предпринято исследование другой немаловажной проблемы суфийской философской поэзии -соотношения веры и неверия в ее связи с онтологической проблематикой. Соотношение веры и неверия в суфийской философской поэзии - проблема весьма важная сама по себе, так как дает исследователю возможность увидеть, как культура воспринимает представителей иных конфессий, для нас получила дополнительное значение как средство проверки результатов историко-философской реконструкции.

Цветник тайны» является не только философским трактатом, но и классическим произведением персидской поэзии. Это сделало необходимым рассмотрение памятника в контексте его поэтической традиции, исследовать его сюжетно-композиционные особенности, а также дать жанровую характеристику композиционным составляющим памятника.

Вместе с тем Шабистари в своей поэме не только излагает основные философские концепции средневекового суфизма, но и систематизирует опыт философско-мистической традиции средневековой персидской поэзии. Таким образом, изучение поэмы способно дать представление о средневековой персидской философеме, а также выявить архетипы иранского национального мышления; до сих пор определяющие облик культуры Ирана.

Цели и задачи исследования:

Целью работы является исследование учения о бытии в философской поэме Махмуда Шабистари «Цветник тайны» (XIV в.). Мы полагаем, что онтологическая проблематика в наибольшей мере определяет мировоззрение автора. По этой причине достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. Реконструкция учения о бытии в поэме Махмуда Шабистари «Цветник тайны» на основании переведенных отрывков из поэмы, комментариев к ней, сделанных Мухаммедом Лахиджи (автором наиболее полного комментария к памятнику) и филологического анализа произведения.

2. Исследование учения о познании в поэме Махмуда Шабистари «Цветник тайны».

3. Проверка полученных результатов на материале иноконфессиональной проблематики в произведениях Шабистари, Аттара, Баба Кухи.

Источники:

В данной работе учение о бытии в поэме Махмуда Шабистари «Цветник тайны» рассматривается всецело- на основании оригинальных источников на персидском языке. Основными источниками стали поэма Махмуда Шабистари «Цветник тайны»3 и комментарий к ней, сделанный Мухаммедом Лахиджи4 . Наиболее репрезентативные отрывки из них переведены нами, присутствуют в тексте диссертационного исследования и даны в приложении. ^ ГЛТ iAjML ^^ JjSj ^LcuaI Aj (Jjl^Jajj j . n" U , jlj .cZjtik'hi

4 .V tjljj . jlj ^ jUcVI j^&L». Лллл (jjjJl

Поэма была написана в начале четырнадцатого века. Она представляет собой относительно небольшое произведение, объемом около тысячи бейтов (строф). Автор произведения стремится рассматривать в поэтической форме проблемы бытия, познания и человека как единое целое. Характерно, что для этого он пользуется привычным для себя философским языком, используя поэтические приемы преимущественно для оформления иллюстративного материала.

Наиболее авторитетный комментарий к поэме был написан в конце пятнадцатого века Мухаммедом Лахиджи. В нем даны пространные комментарии к каждому бейту (строфе) поэмы, а также сведения по биографии Махмуда Шабистари.

В качестве иллюстративного материала нами также переведены отрывки из поэм Фарид ад-Дина Аттара «Язык птиц»5 и Джалал ад-Дина и

Руми «Поэма о [скрытом] смысле» , а также газели Баба Кухи Ширази . Перечисленные поэтические произведения* составляют ту традицию; которой следовал Махмуд Шабистари и философские основы- которой изложил в своей поэме «Цветник тайны».

Методология исследования:

Поскольку данная работа посвящена рассмотрению произведения, относящегося к мусульманской философской традиции, многое почерпнувшей из античности, в диссертации широко используется принцип контекстуализма, а также методы сравнительного философского анализа. Это не делает исследование- компаративистским, мы лишь, пытаемся выявить своеобразие философствования Шабистари в историко-философском контексте. В силу этого используются методы исторических- дисциплин, и, в , 1VYA (<u>LL jijj J gn . n"i f^jJJJUIjj JILC- (jfiJl JIJI /(>»JЬ 4 ^JIVM

6 .y > • v;(jlj4j j»-" ajlijtis v //.isji" .lsj^j*

1 .> yty «su owiji" .ij^js ьь aj j^lc jtii (^ijjj первую очередь, историко-философского исследования, основанные на принципах историзма, опоры на тщательное фундирование теоретических выводов эмпирическим материалом. Вместе с тем привлекая историко-философский материал из различных направлений мусульманской и античной философии, мы не стремимся к сколько-нибудь полному описанию их систем. Мы лишь акцентируем внимание на отдельных концепциях, позволяющих увидеть специфику решения тех же проблем в поэме Махмуда Шабистари «Цветник тайны».

Нами также был использован метод историко-философской реконструкции для изложения учения о бытии в философской поэме-трактате Махмуда Шабистари «Цветник тайны».

Учитывая тот факт, что основой для исследования стал перевод литературного памятника, в диссертации значительное внимание уделяется филологическому анализу поэмы. Указанная причина, а также важность исследования терминологических особенностей текста сделали необходимым использование филологических методов, позволяющих четко определить семантику тех или иных категорий, а также показать разбираемый памятник как единство литературной и философской составляющих. Это единство проявляется в таких вопросах, как формирование автором композиции произведения, выбор художественных приемов и названия поэмы.

Таким образом, философские, исторические и филологические методы наряду со сравнительным анализом стали основными методологическим приемами, использованными в ходе написания данной работы.

Актуальность и новизна исследования:

Поэма Махмуда Шабистари «Цветник тайны» была написана в четырнадцатом веке, и сейчас, семь веков спустя, актуальность ее изучения кажется сомнительной". Однако важно понимать, что высоты, которых достигла персидская поэзия классического периода, создали условия для того, чтобы иранская культура была до сих пор в значительной мере «законсервирована» в том состоянии, в котором ее застали такие классики персидской поэзии, как Аттар, Руми и Шабистари. Именно средневековье, «золотой век персидской поэзии», создало литературный персидский язык, подобно тому, как гений Пушкина создал литературный русский. Это не говорит о том, что со средневековья в культурной жизни Ирана не происходило значимых изменений. Однако классика до сих пор занимает особое место в иранской культуре, определяя во многом направления ее художественного и интеллектуального поиска. Среди носителей культуры трудно встретить человека, который бы не знал наизусть хотя бы сотню стихотворений классического периода. Персидская классика жива и поныне, она определяет облик современной культуры Ирана, следовательно, адекватный диалог с Ираном невозможен без детального изучения его средневекового наследия.

На настоящий момент в отечественной иранистике известно лишь .две работы, посвященные изучению- непосредственно философского аспекта персоязычной культуры Ирана. Первая из них - «Философия Махмуда Шабу стари»8, написанная азербайджанским исследователем ИсмаиловымШ., посвящена исследуемому нами автору, но является устаревшей на сегодняшний день. Более подробно эта работа будет рассмотрена ниже. Вторая - «Поиски путей реформации в исламе.»9, посвященная Али Шариати и Сейд Хосейн Насру.

Философская проблематика также затрагивалась в филологических работах таких как, например, монография Бертельса А.Е. «Насир-и Хосров и исмаилизм», где- автор- пытается дать краткое описание философского'* аспекта исмаилитского учения.

8 Исмашов Шаиг. Философия Махмуда Шабустари. Баку: 1977.

9 Малушков В.Г., Хромова К.А. Поиски путей реформации в исламе: опыт Ирана. М.: 1991.

Таким образом, новизна предлагаемого исследования заключается в том, что впервые в отечественном востоковедении поэтическое наследие классического периода персидской литературы рассматривается как философский памятник, и целью исследования являются именно философские основы мировоззрения автора. Их изучение открывает перспективы реконструкции всей системы философских взглядов Махмуда Шабистари.

Выявление специфики философствования Махмуда Шабистари в области учения о бытии позволило дать адекватную трактовку проблеме соотношения веры и неверия в его поэме «Цветник тайны», а также впервые в востоковедной традиции были подробно объяснены причины выбора автором именно такого названия произведения.

Изученность проблемы. Обзор литературы:

Хотя европейское востоковедение знакомо с Махмудом Шабистари еще с восемнадцатого века, специальные исследования его творчества начали появляться лишь в конце двадцатого века. Самой ранней монографией стала книга Самада Муввахеда на персидском языке «Шейх Махмуд Шабистари»10, опубликованная в 1956 г. Вслед за ней Исмаилов Ш. написал уже упомянутую книгу «Философия Махмуда Шабустари», а в 1995 году вышла работа английского исследователя Леонарда Льюисона «За верой и неверием» 11 . Ее существенными недостатками является значительное количество текстовых совпадений с книгой Самада Муввахеда при отсутствии» ссылок на нее, а также недостаточное внимание к философскому аспекту творчества Шабистари, что привело к неверной трактовке ряда философских воззрении поэта.

10 ^ ^ VYf Ijj ijM^M jcM.Ji.^ Ui <1

11 LeonardLewisohn. Beyond Faith and Infidelity. The Sufi Poetry and Teachings of Mahmud Shabistari. Richmond: Curzon Press, 1995.

Вместе с тем перечисленные работы дали материал для описания биографии автора изучаемого нами памятника.

Филологический анализ произведения делался нами преимущественно с использованием работ по персидской филологии Рейснер M.JI.12, Чалисовой Н.Ю.13, Додыхудоевой JI.P.14 и Шукурова Ш.М.15. Хотя в перечисленных работах и не исследуется непосредственно творчество Махмуда Шабистари, они содержат богатую методологическую и терминологическую базу, использованную в данном исследовании.

Ввиду того, что интересующий нас автор принадлежит к мусульманской философской традиции, ей было уделено значительное внимание в тексте работы.

Калам описан преимущественно на основании исследований Волфсона Г.О.16, Ибрагима Т.К.17, Мир Вали ад-Дина18, Сагадеева А.В.19и Смирнова лл

А.В. Монография Волфсона, написанная еще в 1976 г. до сих пор остается одной из наиболее значительных работ в данной области. Большое количество ценных сведений по каламу содержится, в главе, посвященной этому учению из книги под редакцией Шарифа, написанной Мир Вали ад-Дином: Эти две работы позволяют увидеть подход западного исламоведения к данному направлению мусульманской философии. Значительный вклад в исследование калама внесли такие отечественные исследователи, как Сагадеев А.В. и Ибрагим Т.К. Ибрагим Т.К. в своей докторской диссертации предпринял наиболее полное исследование калама на русском языке. Весьма

12 Рейснер М.Л. Персидская лироэпическая поэзия X - начала X1II века. Генезис и эволюция классической касыды. М.: Наталис. 2006.

13 Рейснер M.JI. Чалисова Н.Ю. Образ поэзии в поэзии: литературная рефлексия в персидской классической поэзии X - XIVbb. (Касыда и маснави). - Поэтологические памятники Востока: художественный образ, стиль жанр. Рукопись. ы ДодыхудоеваЛ.Р., Рейснер М.Л. Поэтический язык как средство проповеди: Концепция Благого Слова в творчестве Насира Хусрава. M.: Наталис. 2007.

15 Шукуров Ш.М. «Охота за смыслом» в искусстве Ирана// Сад одного цветка: сборник статей и эссе. - М. Наука. 1991.

16 Wolfson Н.А. The philosophy of the Kalam. Cambridge, Mass.: Havard University Press, 1976.

17 Ибрагим Т.К. Калам. //Новая философская энциклопедия. М.: 2000.

18 Mir Valmdin, ALA. Mu'tazilism. //A history of Muslim philosophy. Edited and introduced by M.M. Sharif. Wiesbaden: 1963.

19 Taufic Ibrahim, Artur Sagadeev. Classical Islamic Philosophy. Moscow: 1990.

20 Смирнов A.B. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М: Языки славянской культуры, 2001. интересными представляются и работы Смирнова А.В., где при помощи тезаурусного и парадигмального методов выявляются логико-смысловые основания арабской философии и, в частности, калама.

Данные работы представляют различные востоковедные школы и дают возможность представить всю палитру мнений по тем или иным вопросам философского учения калама.

Наиболее весомый вклад в изучение фальсафы в России внесли такие ученые как Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В., Сагадеев А.В., Фролова Е.А. Ибрагимом Т.К. и Ефремовой Н.В. была подготовлена к печати антология «Классическая мусульманская философия» 21 , где фальсафе уделено значительное внимание. Сагадеев А.В. предпринял наиболее подробное изучение этого направления в отечественном исламоведении в своей книге «Восточный перипатетизм.»22. Смирнов А.В. в книге «Логика смысла.»23 предложил иной взгляд на фалъсафу нежели тот, что обнаруживается в упомянутых работах. Заслуживает также внимания глава из книги Фроловой Е.А. «История*арабо-мусульманской философии»24, посвященная восточному перипатетизму. В главе дается краткое и вместе с тем весьма содержательное исследование фальсафы.

Восприятие данного учения в зарубежном исламоведении исследовалось нами преимущественно по работам Али Асгара Халеби25, Парвиза Морведжа26 и Фазула Рахмана27.

Здесь, как и при описании калама, мы следовали принципу представления «полифонии» научных позиций, как отечественных научных школ, так и представителей восточной и западной традиций. Указанный принцип «полифонии» предполагает многоголосье в единстве текста. Таким

21 Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. Классическая мусульманская философия. Антология. Рукопись. ' 22 Сагадеев А.В. Восточный перипатетизм. Нью-Йорк: 1999.

23 Смирнов А.В. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и j культуры. М.: Языки славянской культуры, 2001.

24 Фролова Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность. М.:2006.

25 ,\ГА1 i JjjJtifbU jUM jl^tjjl ji^l^Jlb J&>

26 Parviz Morwedge. The Metaphisica of Avicenna (ibn Sina). A critical translation - commentary and analysis of

1 the fundamental arguments in Avicenna's metaphisica in the Danish Nama-i 'ala'i (the Book of Scientific

Knowledge). N.Y.: Columbia University Press. 1973.

27 A history of Muslim philosophy. Edited and introduced by M.M. Sharif. Wiesbaden: 1963. 10 образом, несмотря на соседство различных научных позиций в интерпретации учения фальсафы, мы попытались описать данное течение как внутренне единое, сделав акцент не на разногласиях в его трактовке, а на единомыслии исследователей.

При описании ишракизма мы опирались преимущественно на работы

Сейда Хосейна Насра** , а также исследования Смирнова А.В., посвященные

00 философии ас-Сухраварди . Последним событием в области изучения Ишракизма стала публикация в журнале «Ишрак» перевода трактата ас-Сухраварди «Шум крыльев Гавриила» , сделанного Янисом Эшотсом с его же вступительной статьей «Несколько слов об образе храма в произведениях Шихаб ад-Дина Сухраварди»31.

Изложение философской системы исмаилизма выполнено преимущественно на материале перевода одного из основополагающих памятников исмаилитской традиции - «Успокоение разума» Хамид ад-Дина аль-Кирмани , сделанного Смирновым А.В. До сих пор сохраняется актуальность исследования, опубликованного в 1959 г. Бертельсом А.Е. «Насир-и Хосров и исмаилизм»33. В ней рассматривается' историческая:роль исмаилитского учения. Вместе с тем автор не мог игнорировать его философскую составляющую, хотя и оговаривается, что не претендует на исчерпывающее изложение его космогонии34. В работах отечественных

-5 г литературоведов-иранистов Додыхудоевой JI.P. и Рейснер M.JL

28 A history of Muslim philosophy. Edited and introduced by M.M. Sharif. Wiesbaden: 1963. P. 372 - 398. ^ , ^ vay 4 olm"* .u' ^^

29 Смирнов А.В. Сущее в арабо-мусульманской философии.// Новая философская энциклопедия. М.: 2000. Смирнов А.В. Ишракизм. // Новая философская энциклопедия. М.: 2000. Смирнов А.В. Философский поиск ас-Сухраварди. - Исламская культура в мировой цивилизации и новые идеи в философии. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001, с.94-106.

30 Шихаб ад-Дин Сухраварди. Шум крыльев Гавриила. Пер. Эшотса Я. — «Ишрак», №1,2009. рукопись. С. 395-410.

31 Эшотс. Я. Несколько слов об образе храма в произведениях Шихаб ад-Дина Сухраварди. - «Ишрак», №1, 2009. рукопись. С. 388 - 395.

32Хамид ад-Дин аль-Кирмани. Успокоение разуми. М.: «Ладомир», 1995.

33 Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм, М.: 1959.

34 Там же: с. 238.

33 Додыхудоееа JI.P., Рейснер М.Л. Насир-и Хусрав: концепция поэтического творчества. М.: 2004. Додыхудоева JI.P., Рейснер М.Л. Поэтический язык как средство проповеди: Концепция Благого Слова в творчестве Насира Хусрава. М.: Наталис. 2007. Рейснер М.Л. Персидская лироэпическая поэзия X - начала XIII века. Генезис и эволюция классической касыды. М.: Наталис. 2006. Рейснер М.Л. Метод разбирается филологический аспект творчества Насир-и Хорсрова. В работах Смирнова А.В. 36 уделено немало внимания философии исмаилизма. Его основной целью является выявление логико-смысловых оснований арабской философии и, в частности, исмаилизма. Из зарубежных исследований заслуживают внимания работы Фархада Дафтари , в которых дается подробное описание исмаилитской традиции. Специфика его работ заключается в том, что они написаны изнутри традиции и в ряде вопросов симпатия автора к учению проявляется в ущерб научной беспристрастности.

Суфизм, будучи сам по себе весьма интересным учением, привлекал внимание многих исследователей, как в России, так и за рубежом. Прекрасные историко-религиоведческие исследования сделаны такими отечественными учеными, как Бартольд В.В. 38, Хисматуллин А.А.39, Петрушевский И.П. 40 , Кныш А.Д. 41 . Филологическим исследованием занимались такие ученые как Майер Ф.42, Читтик У.43, Бертельс Е.Э. 44, Рейснер М.Л., Чалисова Н.Ю.45. Наиболее полно философский аспект учения представлен в работах Насырова И.Р.46, Смирнова А.В.47, Ибрагима Т.К.48, Сагадеева А.В.49, Изуцу Т.50. аллегорического комментирования Корана (та'вил) и символический язык персидской поэзии XI - XII веков. - Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. №4. 2003.

36 Смирнов А.В. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: Языки славянской культуры, 2001.

37 Фархад Дафтари. Краткая история исмаилизма. Традиции мусульманской общины. М.: «Ладомир», 2004.

38 Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М.: Восточная литература. 2002.

39Хисматуллин А. А. Суфизм. СПб.: 1999. Хисматуллин А.А. Ал-Газалй и его «Кймийа-йи са'адат» - Лбу Хамид Мухаммад сш-Газалйат-Тусй. Кймийа-йи са'адат (Эликсир счастья). Часть 1. СПб.: 2002. Хисматуллин А,А. Имам ал-Газали и виды научного творчества. -Абу Хамид Мухаммад ал-Газапйагп-Тусй. Кймийа-йи са'адат (Эликсир счастья). Часть 2. СПб.: 2007.

40 Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII - XV веках. СПб.: 2007.

4' Кныш АД. Мусульманский мистицизм. Краткая история. М. - СПб.: 2004.

42 Frits Meier. Essays of Islamic Piety and Mysticism/ tr. By John o'Kane with editorial assistance of Bernard Radtke. Leiden 1999.

43 Chittick IV.C. The self-disclosure of God: principles of Ibn al-'ArabTs cosmology. State University ofNew York Press, Albany. 1998.

44 Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература М.:19б5.

45 Рейснер М.Л., Чалисова Н.Ю. "Я есмь Истинный Бог": образ старца ал-Халладжа в лирике и житийной прозе Аттара. - «Семантика образа в литературах Востока». М.: 1998.

Насыров И.Р. Онтологические и гносеологические основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). Диссертация на соискание степени д.филос.н. М, 2007. Рукопись.

47 Смирнов А.В. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: Языки славянской культуры, 2001. Ибн 'Араби. «Геммы мудрости» II А. В. Смирнов «Великий шейх суфизма».

Прекрасные работы по персидской суфийской поэзии написаны такими с 1 гл учеными, как Али Дашти и Абд аль-Хосейн Зарин Куб . Несмотря на то, что работы эти - научно-популярные, они представляют интерес для академической науки не только как источник знаний по персидскому суфизму, но и дают возможность познакомиться со взглядом на суфийскую поэзию современной иранской культурной элиты, развивающей в своем творчестве многовековые традиции персидской литературы. Две книги Али Дашти переведены на русский язык53. Качество переводов, на наш взгляд, весьма высокое, однако переводчик скромно оформил их как «пересказы», так как считал невозможным адекватно передать красоту стиля Али Дашти а также сделать поэтический перевод стихов Хафиза и Руми.

В основной части нашей работы, посвященной непосредственно творчеству Махмуда Шабистари, мы, как упоминалось выше, опирались в первую очередь на саму средневековую традицию. Поэтому основными источниками для- нас стали сам текст поэмы54 и комментарий к нему, сделанный Мухаммедом Лахиджи 55 . Вместе с тем ряд проблем по интерпретации тех или иных аспектов философской системы Шабистари был нами , решен благодаря таким исследованиям, как «Зеркало Ислама» Игнатенко А.А., «Великий шейх суфизма», «Комментарий к "Геммам мудрости" Ибн Араби» и «Логика смысла» Смирнова А.В.56, а также

48 Ибрагим. Т. Вуджудизм как пантеизм. - Универсалии восточных культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001.

49 Taufic Ibrahim, Artur Sagadeev. Classical Islamic Philosophy. M.: 1990.

50 Izutsu, Toshihiko. Creation and the timeless order of things : essays in Islamic mystical philosophy. Ashland, Or.: White Cloud Press, 1994. Izutsu, Toshihiko. The concept and reality of existence. Tokyo, Keio Institute of Cultural and Linguistic Studies, 1971. .

VIt.(jlJjjla. (jLojlui (j'jii Ji jjlc. itsjS qijj . 1 W V i^xk .ijmjj (JJ-ill 12)1 ja 1-SjLj j «Uji-J-ijl i^jliSj ijb jj \j <L j(jj> .^tijus. (t—j(jJjj vva ((jixa . ajijjjl j (j^iij ejb ji j^jxju jb tjli-a .^jjii -blhjg.

53 Микеров E.K. Гоша-наме. Попытка пересказа книги Али Дашти «Мое постижение "Дивана Шамса" Моулана Руми». М.: 1998. Микеров Е.К. Пересказы с персидского. Книга вторая. Анна-наме. Попытка пересказа книги Али Дашти «Мой Хафиз» («Наброски о Хафизе»). М.: 1999.

54 ^ vay t4j^ua cilao^ajs j ^jtv.Iй.л ь . jlj (jiils juiiui

55 ,11TY> . jtj ^jjS (ji gjjliu. и ,у*У .1ч-| «1 (jfXa!ЦллЛ

56 Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. М.: Наука, 1993. Смирнов А.В. Комментарий к «Геммам мудрости» Ибн Араби. Рукопись. Слтрнов А.В. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: Языки славянской культуры. 2001.

СП докторская диссертация Насырова И.Р. . Весьма важными для нас стали работы других исследователей, посвященные непосредственно творчеству Шабистари58.

В заключительной, третьей главе, мы остались верными принципу исследования с опорой на тексты традиции. По этой причине в ней изложена рефлексия над памятниками средневековой персидской поэзии59. Вместе с тем привлекался и современный критический материал60.

В целом можно сказать, что хотя литературно-философские памятники мусульманской философии (не в последнюю очередь суфизма) и изучались активно в России и за рубежом, философский аспект персидской поэзии при всей его важности для традиции, изучен весьма слабо и настоящая работа пытается заполнить эту лакуну.

Апробацш работы:

Работа прошла апробацию на семинарах в секторе философии исламского мира Института философии РАН, на конференции, посвященной восьмидесятилетию^ Фроловой Е.А., проходившей в Институте философии РАН 27.09.2007, на лекциях по истории персидской философии на философском факультете ГАУГН, а также на теоретическом семинаре «Культура как способ смыслополагания» в РГГУ 61 . По материалам

57 Насыров И.Р. «Онтологические и гносеологические основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). Диссертация на соискание степени д.филос.н. М. 2007. Рукопись.

58 Leonard Lewisohn. Beyond Faith and Infidelity. The Sufi Poetry and Teachings of Mahmud Shabistari. Richmond: Curzon Press, 1995. vvf tjjS' ^чjл-i11'n . mtyi. jfcjA jij lo'je2. j (jU lsj^ .UJL^^J^J^

59^ ^ y"ya cU^Ua Iijljjj — .U^J®J iigjjAjSiM jUac. Cujp jljl /(j-jjb ()j>UJ jJ jjLJI (З^л .jt-Ьа tty <»la (jb^j ; jljjiji .(jajs bb jjg i*<i j^ja ^ju . y • • Y -Lr4jU jxjZ uSojj jKJl AJUJjS V" £ jj // isU. ij\ jis j vay jjbljijj jjils jjsj ^lum cjuj.^jj ш\ 'jljj . j'j /У^^ С-'" urH^V i"*> 0 ijjJl цалЛ

60 ИбнАраби. Геммы мудрости. - Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. М.: «Наука», 1993. Смирнов А.В. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: Языки славянской культуры, 2001; Смирнов А.В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры. Семиотика и изобразительное искусство. М. 2005. Salman Н. Bashier. Ibn al-Arabi's Barzakh. The Consept of the Limit and the Relationship between God and the World. N.Y.: State University of N.Y. 2004.

61 http://east-west.rsuh.ru/article.html?id=79050.08.04.2009. диссертационного исследования опубликованы две статьи в рецензируемых ВАК журналах62 , тезисы доклада на международной конференции 63 , находится в печати одна статья в рецензируемом ВАК журнале64 и одна - в ежегоднике «Ишрак»65.

Структура работы:

Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, содержащие подразделы, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Лукашев, Андрей Александрович

Заключение:

Целью данной работы было изучение онтологического основания средневекового суфийского мировоззрения на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны». Для ее достижения были решены задачи, поставленные во введении:

1. Реконструкция учения о бытии в поэме Махмуда Шабистари «Цветник тайны» на основании переведенных отрывков из поэмы, комментариев к ней, сделанных Мухаммедом Лахиджи (автором наиболее полного комментария к памятнику) и филологического анализа произведения.

2. Исследование учения о познании в поэме Махмуда Шабистари «Цветник тайны».

3. Проверка полученных результатов на материале иноконфессиональной проблематики в произведениях Шабистари, Аттара, Баба Кухи.

Перевод отрывков из поэмы Шабистари «Цветник тайны» позволил нам частично реконструировать систему философских взглядов Махмуда Шабистари. Ее формообразующим элементом является онтология. Онтологическая система, изложенная в поэме «Цветник тайны», складывается на двух уровнях: на уровне соотношения Абсолютного Бытия и [относительных] бытия и небытия, соответствующих тварному миру и утвержденным воплощенностям.

Тварный мир и утвержденные воплощенности соотносятся как внешнее и внутреннее.

Тварный мир и утвержденные воплощенности, обладая более или менее весомым онтологическим статусом, бытийственны настолько, насколько являются проявлением Абсолютного Бытия. Чистое небытие находится за границами универсума.

Объединяющим систему началом является Истина, Абсолютное Бытие, Бог, включающий в себя противоположности как целое. Он равно присутствует во всех ее проявлениях таким образом, что в бытии нет ничего иного Богу. Все объединено в систему единства бытия, где Бог - все и во всем. Он объединяет в себе множественное, будучи единым, неинаковым внутри себя.

Описанная онтологическая система сама объясняет и ту важность, которую учение о бытии играло в мировоззрении Шабистари, ибо основной задачей суфия является познание Бога, тождественного Абсолютному бытию и заключающему в себе универсум.

Таким образом, настоящее исследование показало, что без детального изучения онтологической проблематики невозможна адекватная интерпретация учения, ибо онтология, будучи тесно связанной с гносеологией, формирует всю структуру учения. Ее влияние просматривается и в мотивации названия произведения, и в таком, на первый взгляд, не связанном с учением о бытии вопросе, как иноконфессиональность.

Благодаря реконструкции онто-гносеологической системы Шабистари нам впервые в истории изучения поэмы удалось выявить причины выбора автором именно такого названия произведения и описать онтологические интуиции, формирующие образ цветника в средневековой персидской поэтической традиции. Было продемонстрировано, что «цветник» символизируя одновременно и мир, и рай, стал образом единства эмпирической и сверхэмпирической реальностей.

Изучение онтологии дало- нам также возможность выяснить, что активное использование иноконфессиональной символики персидскими поэтами' - естественная реализация в поэзии, основополагающей концепции суфизма- «единства бытия» (Ая^ ^-^j). В мире, где все - проявление Бога, ничто не мешает адепту пользоваться символами других религий. Антиисламский же пафос суфийских поэтических произведений с иноконфессиональной образностью - видимость, ибо поэты не сомневались в истинности ислама и считали себя правоверными мусульманами, невзирая на то, что лирический герой их произведений призывает к «истинному неверию».

Нам также удалось выявить и продемонстрировать, что критерий истинности познания для Шабистари заключается не в пути познания, а в его цели. Истинное познание для него - познание Истины, равной Единому Богу. Конкретное средство достижения этой цели не имеет значения. Познание может даже быть интуитивным, непосредственным, независимым от конкретных действий человека. Таким образом, по причине того, что конкретный путь познания не имеет значения для мистика (если цель познания определена верно) суфийские поэты получили возможность описывать свой мистический опыт с привлечением иноконфессиональной образности.

Перечисленные достижения стали нетривиальными не только для российского востоковедения, но и для западной научной традиции. Хотя исследователи и обращались к иноконфессиональной тематике в персидской поэзии, они-не смогли ее адекватно интерпретировать ввиду невнимания к ее философскому аспекту.

Краткое рассмотрение истории философской рефлексии над проблемами онтологии, как в античной, так и в мусульманской философии позволило нам увидеть Шабистари в историко-философском контексте. Мы не ставили себе задачу проследить рецепцию тех или иных философских концепций предшествовавшей Махмуду Шабистари философской традиции. Мы лишь попытались выявить его своеобразие в решении фундаментальных вопросов философии. В исследовании выдвигается предположение, что причина своеобразия- в решении Шабистари ряда вопросов онтологии, в первую очередь, соотношения бытия и небытия, обусловлено тем; что автор принадлежа, с одной стороны, арабской философской традиции, а, с другой -будучи носителем иранской, индоевропейской культуры, пытался подсознательно примирить две интеллектуальные традиции, не вполне сводимые друг к другу. Это привело к нелогичности в решении им ряда проблем: в частности, если вспомнить систему отношений в категориальной паре «бытие-небытие» то мы увидим, что Истина, будучи внутренне неинаковой, единой, тем не менее, включает два аспекта - [относительное] бытие и [относительное] небытие, что разрушает ее внутреннее единство, не говоря уже о том, что само [относительное] бытие — множественно по своей сути. Однако это не умаляет достижений Шабистари в истории философии и вместе с тем дает материал исследователям для изучения специфики иранского мышления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лукашев, Андрей Александрович, 2009 год

1. Y » • V^lj^i .(^gjuojla jsui ciojjjj^-SI AjLiutS V // Jiabk (jljj^ .V

2. YTY toLo jjLa^J ; jljjjuo jS ЬЬ jjg Н1Д ^^Ic- ^fcbjj tjljjj .VtjUjij^ ^JalSi (»Ь»ЗА1 AJ ULllaJjutijJ J ^rjt I «-П Ь .jlj .^^TIHJI.* J^oxo , f1. VAY :(jlj^Jjljj .jlj u* jW^-Vl .у*У<1 (jjjJI(juajjs .о

3. J yauuoj jUЭС (jj-ill ^Jja jtil /(>ujb 4 -V Ui'l (JJILUOI jaiall (jbu ^UaC. f•\ГУЛ eU^L^Ij^j-.oVjajJ

4. Y * « V^Ij^J >tJjuijli i-SsjjjjjSLlI AJLXJIJS V II<£jjj-e . V

5. Ja-Ui lijlj^i .jliaC. AJLUjI J ^Aij 5jL Jj Jb ^(Ла^з .(jj"i^l)jUc- ijS (jJjj1VVA1. TAY y,l^ V V f «^ jJa JjAa-e ■ )<д i <-* .V

6. Tf Y.^jlajjLak Cjl^ljjl jLajLui J-^ .ts-^'-1 .Ahttp://www.loghatnaameh.com/.25.03.2009 CiJ .П^ rvi . jfrjA Jj^j j (jUI ^ул Ija .QjJjJ . ^ *^ YV® Itjlj^j '-iajuoj^a) ts-^J^a <J*jA ja -^aswe . ^ ^^ Vf Г jbJl cMjj 'e-tjLk ^laL^j . > Y

7. Литература на английском языке:

8. A history of Muslim philosophy. Edited and introduced by M.M. Sharif. Wiesbaden: 1963.

9. AliDashti. A Voyage Through Divan-e Shams. Tehran: 2003.

10. Arberry, Arthur J. An introduction to the history of Sufism. London, N.Y., Toronto: 1942.

11. Chittick W.C. The self-disclosure of God: principles of Ibn al-'Arabi's cosmology. State University of New York Press, Albany. 1998.

12. Franklin D. Lewis. Rumi. Past and Present, East and West. Oxford: 2001.

13. Goran Ogen "Did the term "Sufi" exist before the sufis" Acta Orientalia XLIII 1992.

14. Leonard Lewinsohn. Beyond Faith and Infidelity. The Sufi Poetry and Teachings of Mahmud Shabistari. Richmond: Curzon Press, 1995.

15. Salman H. Bashier. Ibn al-Arabi's Barzakh. The Consept of the Limit and the Relationship between God and the World. N.Y.: State University of N.Y. 2004.

16. Taufic Ibrahim, Artur Sagadeev. Classical Islamic Philosophy. Moscow: 1990.

17. The secret garden by. Mahmud Shabistari. Translated by Johnson Pasha. London: Octagon Press. 1969.

18. Wolfson H.A. The philosophy of the Kalam. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1976.

19. Encyclopaedia of Islam. CD-ROM edition, v. 1.0 Leiden: 1999.

20. Литература на русском языке:

21. Абдуллаева Ф.И. Средневековая персидская поэзия. Тексты, переводы, комментарии. СПб.: 2001.

22. Абдулазиз Байындыр. Взгляд на сектантство в свете Корана. М.: 2003.

23. Акимушкин О.Ф. Вдохновенный из Рума// Средневековый Иран: Культура, история, филология. СПб.: Наука, 2004.

24. Арабо-мусульманская философия. Рукопись.

25. АрбериА.Дж. Суфизм. Мистики ислама. М.: 2002.

26. Ардашникова А.Н., Рейснер М.Л. История литературы Ирана в послемонгольское время (VIII XVII вв.). М.: 1996.

27. Аристотель. Метафизика. Переводы, комментарии, толкования. СПб. -Киев: 2002.

28. Ахутин А.В. Античные начала философии. СПб.: Наука. 2007.

29. Бартолъд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М.: Восточная литература. 2002.

30. Бертелъс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М.: 1959.11 .Бертелъс А.Е. Художественный образ в искусстве Ирана IX XV вв. М.:1997.

31. Бертелъс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература М.:1965,

32. Бертельс Е.Э. Избранные труды. История литературы и культуры Ирана. М.: 1988.

33. Ы.Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб.: 2003.

34. Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. М.: 1956.

35. Брагинский И.С. Иранское литературное наследие. М.: 1984.

36. Вышегородцева О. В. Пантеизм. Новая философская энциклопедия. М. 2000.1Додыхудоева Л. Р., Рейснер M.J7. Насир-и Хусрав: концепция поэтического творчества. М.: 2004.

37. Додыхудоева Л.Р., Рейснер M.JI. Образ «мира земного» в поэзии Насир-и Хусрава. Рукопись.20.,Додыхудоева Л.Р., Рейснер М.Л. Поэтический язык как средство проповеди: Концепция Благого Слова в творчестве Насира Хусрава. М.: Наталис. 2007.

38. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., издательство Московского университета: 1986.

39. Ибрагим. Т. Вуджудизм как пантеизм. Универсалии восточных культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001.

40. Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. Классическая мусульманская философия. Антология. Рукопись.

41. Ибрагим Т.К. Калам. Новая философская энциклопедия. М.: 2000.

42. Ибрагим Т.К. Философия калама (VIII XV вв.). автореф. дисс. д-ра филос. наук. М.:1984.

43. Ибн ал-Араби Мекканские откровения (ал-Футухат ал-Маккийа).СПб.: 1995.

44. Ибн 'Араби. «Геммы мудрости». Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби. М.: Наука, 1993.

45. Ибн Сына. Даниш намэ-и 'аля'и. Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. Классическая мусульманская философия. Антология. Рукопись.

46. Кривое М.В. Византия и арабы в раннем средневековье. СПб.: 2002.

47. Коран. Пер.Саблукова. СПб.: 2004.

48. Коран. Пер.Крачковского. М.: 1991.

49. Лосев А. Ф. Бытие, имя, космос. М.: 1993.

50. ЪЪ.Малушков В.Г., Хромова К.А. Поиски путей реформации в исламе: опыт Ирана. М.: 1991.

51. Махмуд Шабустари. Гюлыдан-и раз. Баку: 1976.

52. Микеров Е.К. Гоша-наме. Попытка пересказа книги Али Дашти «Мое постижение "Дивана Шамса" Моулана Руми». М.: 1998.

53. Микеров Е.К. Пересказы с персидского. Книга вторая. Анна-наме. Попытка пересказа книги Али Дашти «Мой Хафиз» («Наброски о Хафизе»). М.: 1999.

54. Насыров И.Р. Опыт рационализации мистического мировидения в творчестве ал-Халладжа. — Известия академии наук республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение № 3, Душанбе: 2007.4в.Нурбахш Джавад. Иисус глазами суфиев. М.:1999.

55. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII XV веках. СПб.: 2007.

56. Пехлевийская божественная комедия. Книга о праведном Виразе (Арда Вираз намаг) и другие тексты. М.: 2001.49 .Платон. Государство. Пер. Аверинцева С.С., Егуновой А.Н., Самсонова Н.В. Собрание сочинений в четырех томах. Том III. М.: 1994.

57. Плотин. Пятая эннеада. СПб.: 2005.

58. Плотин. Шестая эннеада. Трактаты IV IX. СПб.: 2005.

59. Повесть о Йойште Фрияне. Пер. Амбарцумяна. Петербургское востоковедение. Выпуск 8. СПб.: 1996.5Ъ.Пригарина Н.И. Индийский стиль и его место в индийской литературе. М.: «Восточная литература», 1999.

60. Рейснер M.JI. Метод аллегорического комментирования Корана (та'вил) и символический язык персидской поэзии XI XII веков. - Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. №4. 2003.

61. Рейснер M.JI., Чалисова Н.Ю. "Я есмь Истинный Бог": образ старца Халладжа в лирике и житийной прозе Аттара. «Семантика образа в литературах Востока». М.:1998.

62. Рейснер M.JI. Эволюция классической газели на фарси (Х-ХГУвека), М.:1990.

63. РипкаЯ. История персидской и таджикской литературы. М.: 1970.

64. Сагадеев А.В. Восточный перипатетизм. Нью-Йорк: 2000.61 .Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. М.: Наука, 1993.

65. Смирнов А.В. Ишракизм. Новая философская энциклопедия. М.: 2000.

66. Смирнов А.В. Комментарий к «Геммам мудрости» Ибн Араби. Рукопись.

67. Смирнов А.В. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: Языки славянской культуры, 2001.

68. Смирнов А.В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры. Семиотика и изобразительное искусство. М. 2005.

69. Смирнов А.В. Существование// Новая философская энциклопедия. М, 2000.

70. Смирнов А.В. Философский поиск ас-Сухраварди. Исламская культура в мировой цивилизации и новые идеи в философии. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

71. Суждения духа разума (дадестан-и меног-и храд) // Зороастрийские тексты. М.:1997.

72. Фархад Дафтари. Краткая история исмаилизма. Традиции мусульманской общины. М.: «Ладомир», 2004.

73. Ю.Фролова Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность. М.:2006.71 .Хамид ад-Дин ал-Кирмани. Успокоение разуми. М.: «Ладомир», 1995.

74. Хисматуллин А. А. Суфизм. СПб.: 1999.

75. ПЪ.Читтик У.К. В поисках скрытого смысла. М.: Ладомир, 1995.

76. Шиммелъ Аннемари. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. Пригариной Н.И., Раппопорт А.С. М.: 1999.

77. SO.Шихаб ад-Дин Сухраварди. Шум крыльев Гавриила. «Ишрак», №1, 2009. рукопись. С. 395 - 410.81 .Шукуров Ш.М. Искусство и тайна. М.: 1999.

78. Шукуров Ш.М. Искусство средневекового Ирана. М,: 1989.

79. S3.Шукуров Ш.М. «Охота за смыслом» в искусстве Ирана// Сад одного цветка: сборник статей и эссе. М. Наука. 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.