Философско-антропологическое измерение немецкого романтизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Криволапова, Юлия Константиновна

  • Криволапова, Юлия Константиновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Курск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 210
Криволапова, Юлия Константиновна. Философско-антропологическое измерение немецкого романтизма: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Курск. 2007. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Криволапова, Юлия Константиновна

Введение.

Глава 1. Метафизические основания человеческого бытия в философии немецкого романтизма.

1.1. Духовные истоки и идейные предпосылки немецкой романтической философии.

1.2. Традиция и новация в немецком романтизме.

1.3. Воля как основание человеческого бытия.

1.4. Трагедийное начало человеческого существования.

Глава 2. Сущность и назначение человека в немецкой романтической Мысли.

2.1. Идея универсального человека в философской мысли Новалиса.

2.2. Философско-антропологическое измерение поэтики Ф. Гёльдерлина.

2.3. Свобода как сущность человеческого бытия в философской мысли

Ф. Шлегеля.

2.4. Романтическая ирония как принцип творчества и жизни.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-антропологическое измерение немецкого романтизма»

Актуальность темы диссертационного исследования. В настоящее время стало понятно, что нельзя создать одного окончательно верного дискурса о человеке. В первую очередь это связано с доминирующим представлением современной философской антропологии о человеке как неспециализированном, незавершенном существе, открытом миру, что создает возможность для его свободы и творчества1. Во многом настоящая позиция была предвосхищена в немецком романтизме, поставившем многие философские проблемы, которые актуальны и сегодня. Теоретический и художественный опыт немецкого романтизма важен для понимания генезиса этих проблем и для их решения. Немецкий романтизм позволяет по-новому взглянуть на становление европейской философской мысли, на развитие представлений о человеке, на формирование современного понятия индивидуальности. Он ставит глубоко личные, можно сказать, экзистенциальные проблемы судьбы, свободы, творчества, любви, обращая человека к его сущностным истокам. Осмысление философии немецкого романтизма позволяет в необходимой степени осознать антропологический поворот, произошедший в XIX - XX вв., связанный с переходом от классической к неклассической парадигме в философии.

Слово «романтизм» можно понимать в узком и широком смысле. В первом случае под романтизмом понимается тенденция, мировоззрение, особый тип мышления, которые зародились в конце XVIII в. и охватывают период вплоть до XX века. Возникнув как реакция на господство рационалистической парадигмы в философии, романтизм сыграл важнейшую роль в пересмотре традиционных установок и в формировании глубоко гуманистической концепции человека, оказавшей серьезное обновляющее влияние на всю культуру. Во втором случае под романтизмом понимаются

1 Философская антропология как интегративная форма знания. Под ред. Б. В. Маркова, А. В. Говорунова. - Спб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 304 с. определенные течения (ранний, поздний романтизм, постромантизм), которые расположились внутри одной романтической тенденции.

Немецкий романтизм, который составил в истории философии целую эпоху, к сожалению, недостаточно представлен в обобщающих и специальных философских трудах. Исследователи, которые стремились показать формирование философско-антропологической мысли и ее достижения на протяжении истории человечества, так же не уделили немецкому романтизму должного внимания. Феномен человека и основания его бытия, которые раскрывают суть философско-антропологического измерения немецкого романтизма, до сих пор остаются не осмысленными должным образом в отечественной философии. Настоящая работа посвящена восполнению этого недостатка. Раскрыть антропологическую проблематику немецкого романтизма с большей глубиной и продуктивностью становится возможным посредством обращения к философскому наследию раннего немецкого романтизма, в рамках которого была предпринята разработка основных идей, предопределивших ключевые черты романтизма в целом и инициировавших его развитие в дальнейшем, к раннему творчеству Ф. Ницше и поэтике Ф. Гёльдерлина.

Развитие философской мысли невозможно без обращения к своим собственным истокам с целью вернуть нечто утраченное и забытое. Обращение к наследию немецкого романтизма позволяет выявить антропологические идеи и интуиции, не только сохраняющие свою значимость для сегодняшнего дня, но и приобретающие особую актуальность в свете задач современной философской антропологии. Наследие немецкого романтизма выступает вечно живым источником, дающим силы подняться над обыденным, бездуховным, предельно рационализированным и прагматичным миром, противостоять тотальному потребительству, меркантилизму и конформизму. Являясь глубоко гуманистическим мировоззрением, несущим идеи возвышенной, одухотворенной жизни, немецкий романтизм служит постоянным напоминанием о высоком духовном призвании человека в этом мире, столь необходимом в нынешнее время. Все это делает исследование философско-антропологического измерения немецкого романтизма особенно актуальным и настоятельным ныне.

Степень изученности проблемы. Философско-антропологическое измерение немецкого романтизма как философская проблема не была предметом специальных исследований. Надо отметить, что романтизм недостаточно представлен в обобщающих философских трудах. Специальных философских работ по нему крайне мало, и, хотя проблема человека является одной из главных в немецком романтизме, в них она раскрыта достаточно скудно. В работах, цель которых отразить формирование философско-антропологической мысли в истории, романтизму не уделяется должного внимания (М. Бубер, Э. Кассирер, М. Шелер и др.) Использованную в нашем исследовании литературу можно разделить на несколько рубрик.

Работы по литературоведению и эстетике. Крупнейшим исследователями немецкого романтизма в рамках литературоведения являются В. М. Жирмунский, Н. Я. Берковский, А. В. Михайлов. На антропологическую проблему специального акцента в них не делается. Проблема человека периодически затрагивается в тексте при рассмотрении творчества того или иного представителя романтизма, но не является предметом специального анализа. В. М. Жирмунский, по сути дела, впервые вводит немецкий романтизм в круг исследования русских ученых. В работе «Немецкий романтизм и современная мистика» (1914) он рассматривает романтизм как культурный феномен и в его основе отмечает развитие мистического чувства, которое выражается в постепенном переходе от поэтизации природы и лирики любовного чувства к религиозному сознанию. Его ученик, Н. Я. Берковский, продолжает исследования в области немецкого романтизма и выпускает ряд работ. Итогом его деятельности является фундаментальный труд «Романтизм в германии» (1973), который до сих пор остается самой широкой и содержательной работой по немецкому романтизму. Расцветом романтизма считают йенскую школу (ранний романтизм). А. В. Михайлов создает своеобразную и глубокую концепцию немецкого романтизма, но наиболее развитой его формой считает гейдельбергский (поздний) романтизм. Поэтому для нас в работах А. В. Михайлова содержательной оказалась только незначительная общетеоретическая часть. Среди разработчиков теории немецкого романтизма в области литературоведения следует так же отметить П. С. Когана, С. В. Тураева, А. В. Карельского, А. С. Дмитриева, К. Г. Ханмурзаева, В. И. Грешных, О. Б. Вайнштейн. Среди последних исследований следует отметить монографии Е. Н. Корниловой (2001), Ф. П. Федорова (2004) и А. Б. Ботниковой (2005). Ф. П. Федоров в своем теоретико-историческом анализе художественного мира немецкого романтизма проблеме человека отводит особое место: рассматривает идею, структуру и систему персонажей и даже дает свою концепцию человека. Специальные исследования проблем теории и истории романтизма на материалах русской и зарубежных литератур в широких временных рамках ведутся в Научно-исследовательской и учебной лаборатории комплексного изучения проблем романтизма Тверского государственного университета (НИЛ КИПР ТВГУ), созданной в 1994 г. Результаты работы отражены в Ученых записках НИЛ КИПР, вышедших под редакцией проф. И. В. Карташовой («Романтизм: грани и судьбы» в 2 ч.), в публикациях докладов научных конференций, в монографиях и статьях сотрудников лаборатории. Эстетика немецкого романтизма разрабатывается в трудах А. Ф. Лосева, В. В. Ванслова, А. В. Михайлова, Д. Е. Яковлева, О. А. Кривцуна. Так же хочется отметить произведения Г. Шульца, Т. Карлейля, В. И. Иванова, Г. Брандеса и др.

К философским исследованиям частного характера и общего характера, уделяющим особое внимание романтизму, относятся работы Р. М. Габитовой, Р. Гайма, Ю. Л. Аркана, А. Жуссена, Н. Н. Мисюрова, А. Лавджоя, И. Берлина, Б. Рассела, Р. Рорти, М. С. Кагана, В. Виндельбанда, Г. Зиммеля, П. С. Гуревича. Особенно хочется отметить сочинение Р. М. Габитовой, которое до сих пор является одним из самых глубоких исследований философии немецкого романтизма. Однако это работа была написана в начале 80-х, поэтому в ней преобладает диалектико-материалистический подход, что ограничивает разработку проблем немецкого романтизма. Ю. JI. Аркан и Н. Н. Мисюров разрабатывают социально-исторический аспект философии романтизма. Мистические истоки немецкого романтизма можно обнаружить в исследованиях А. Виата и В. Н. Перцева.

Иностранные (непереведенные) работы: Р. Хук, О. Вальцель, П. Клюкхон, Г. Гофмейстер, М. Тальман, Е. Бехлер, JI. Фурст, Ж. Барзен, М. Пекхем, Р. Уэллек, М. Абраме, Д. Айзенберг, В. Дильтей и др. Надо заметить, что большинство иностранных исследователей рассматривают романтизм, в частности немецкий, в его связи с дискурсом модерна или в горизонте социально-исторической проблематики.

Исследования творчества Ф. Гёльдерлина представлены в трудах М. Хайдеггера, К. Ясперса, Г.-Г. Гадамера, Э. Кассирера, В. Дильтея, Я. Э. Голосовкера, А. В. Луначарского, А. И. Дейча, А. В. Маркова, Г. Гейне, И. И. Гарина, С. Цвейга.

К исследованиям, уделяющие особое внимание раннему творчеству Ф. Ницше, относятся работы Ф. Г. Юнгера, К. Юнга, А. Фулье, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж. Делёза, И. И. Гарина, Б. В. Маркова, В. Иванова.

Объектом исследования выступают философские идеи мыслителей раннего романтизма (Новалиса, Ф. Шлегеля, Ф. Шеллинга), а так же Ф. Гёльдерлина и Ф. Ницше.

Предметом исследования является философско-антропологический аспект философии немецкого романтизма.

Целью диссертационного исследования является комплексный анализ и реконструкция философско-антропологического измерения немецкого романтизма, предполагающий раскрытие метафизических оснований

2 Viatte A. Les sources occultes du Romantisme: Illuminisme - theosophie (1770-1820): En 21. -Paris: Libr. Ilonore Champion, 1965-1969. - Т. 1: Le Preromantisme. - 1969. - 331 p. T. 2: La generation de 1'Empire. - 1965. - 332 p.; Перцев B.H. Немецкое масонство в XVIII в. // Масонство в его прошлом и настоящем.: В 2-х т. - М.: «Задруги», 1991. - Т. 1. - 256 с. человеческого бытия, сущности и назначения человека в традиции немецкого романтизма. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи исследования:

1) Обращаясь к ключевым философско-антропологическим идеям Просвещения и немецкого идеализма, раскрыть концептуальное наследие немецкого романтизма. Выявить духовные истоки и идейные предпосылки антропологической мысли немецких романтиков.

2) Определить сложившиеся подходы к немецкому романтизму и его философско-исторический статус. Раскрыть основные философско-антропологические идеи немецкого романтизма, связанные с предшествующей философской традицией и в то же время выявить их своеобразие и оригинальность.

3) Проанализировать волю как метафизическое основание человеческого бытия в немецкой романтической традиции на примере философии Ф. Шеллинга.

4) Провести философско-антропологический анализ трагедийного измерения человеческого существования в раннем творчестве Ф. Ницше.

5) Реконструировать идею универсального человека на основании философской мысли Новалиса.

6) Раскрыть философско-антропологическое измерение поэтики Ф. Гёльдерлина.

7) Эксплицировать свободу как сущность человеческого бытия в философской мысли Ф. Шлегеля.

8) Раскрыть сущность и специфику романтической иронии как основного конституирующего понятия в антропологической теории немецкого романтизма.

Методология исследования. Метод историко-философской реконструкции использовался при изучении источников и критической литературы. Рассмотрение историко-философских оснований антропологической мысли в различных философских традициях предполагает использование метода историко-философского анализа. При сравнении различных философских концепций (например, сократовской и романтической иронии, концепции деятельностного субъекта у И. Г. Фихте и у романтиков и т. д.) используется компаративистский анализ. Метод сравнительного анализа применялся при исследовании преемственности философских идей немецких романтиков и, наоборот, при установлении их новизны. Герменевтический метод использовался при работе с художественными произведениями Новалиса и Ф. Гёльдерлина, которые насыщены символами и образами. Диалектический метод позволял понять становление и внутреннюю взаимосвязь рассматриваемых философских категорий.

Источниковую базу исследования составили сочинения представителей раннего немецкого романтизма: философские труды Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля, художественные произведения, философские работы и фрагменты Новалиса и Ф. Гёльдерлина, ранние работы Ф. Ницше. Были так же привлечены работы классиков мировой философии: Платона, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, И. Канта, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля, С. Кьеркегора, Г. Зиммеля, М. Хайдеггера, К. Ясперса, А. Ф. Лосева и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в преподавании основных и специальных курсов по философским дисциплинам, по культурологи, политологии, социологии и др. Результаты исследования позволяют заполнить пробелы, существующие в историко-философской и антропологической мысли между Просвещением, немецкой классической философией и иррациональной философией XIX века, которые постоянно обнаруживаются в специальной литературе и в учебных курсах. Наше исследование делает более глубоким понимание становления и сущности современных представлений о человеке.

Апробация материалов исследования осуществлялась в ходе выступлений автора на международной научно-практической конференциии «Пятые Илиадиевские чтения: Бытие и культура. История и современность» (г. Курск, 12-13 мая 2004 г.), на всероссийской научной конференции

Проблема свободы личности и общества в социально-гуманитарном дискурсе» (г. Курск, 16-17 мая 2006 г.). Основные положения диссертационного исследования отражены в пяти публикациях. Материалы диссертации использовались автором при чтении курсов по философской антропологии на факультете философии, социологии и политологии Курского государственного университета. Диссертация обсуждена на кафедре философии и культурологи Тульского государственного педагогического университета им. JI. Н. Толстого.

Научная новизна исследования заключается в следующем: Впервые осуществлен философско-антропологический анализ немецкого романтизма как ключевого этапа в становлении западноевропейской неклассической концепции человека. В работе эксплицированы философские предпосылки формирования немецкого романтизма. В контексте романтической мысли дан целостный анализ философии Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля, Новалиса, раннего творчества Ф. Ницше и поэтики Ф. Гёльдерлина, что позволило с большей глубиной и продуктивностью раскрыть философско-антропологическое измерение немецкого романтизма. В немецком романтизме возникает новый образ человека как открытого, незавершенного проекта, перед которым открыты бесконечные возможности самосовершенствования и самосозидания.

Положения, выносимые на защиту: 1. Показано, что на смену всеобщего, естественного человека Просвещения в романтизме приходит конкретная индивидуальная личность, экзистенциальный человек, осознающий себя не только естественным и социальным, но в первую очередь историческим и культурным существом. Выявлены следующие основные конституирующие идеи философско-антропологического измерения немецкого романтизма: идея целостного и универсального человека; введение иррационального в структуру субъективности; индивидуализм; оппозиция конечного и бесконечного; принцип неисчерпаемой полноты и многообразия, который лежит в основе миропонимания и творчества; субъективное истолкование нравственности, основанной на соединении счастья и долга.

2. Определено, что в основе немецкого романтизма лежит фундаментальная метафизическая позиция, впервые артикулированная Ф. Шеллингом, согласно которой бытие понимается как воля. В данном теоретическом горизонте формируется трагическое миропонимание, отражающее представление о безосновности человеческого бытия, на первый план выводятся проблемы иррационального и субъективного. Выяснено, что трагедия индивидуального существования человека заключается в непреодолимом разрыве между индивидуацией, стремлением к утверждению индивидуальности и стремлением к изначальному Единству (к Богу). Расколотость человеческого бытия, тем не менее, определяет экзистенциальное пространство для свободы и самоосуществления. Преодоление трагической раздвоенности человеческого существования в немецком романтизме реализуется в области эстетического. Основной метафизической деятельностью человека провозглашается искусство, которое «оформляет» хаос, стоящий за всякой сущностью, и создает маску, определяющую облик жизни. В этом контексте художник выступает истинным творцом мира.

3. Установлено, что категория игры обретает в романтическом мировоззрении метафизическое значение, в творчестве и жизни она проявляет себя как ирония. Исследование показало, что романтическая ирония, получившая теоретическую разработку у Ф. Шлегеля, выступает универсальным принципом, важнейшей характеристикой отношения человека к самому себе и к окружающему миру. Ирония является методом фрагментарного, несистематического мышления, принципом универсальной философии, теоретическим основанием трансцендентальной поэзии, источником плюрализма и релятивизма в познании и имморализма в этике. В философско-антропологическом измерении ирония предстает символом принципиальной незавершенности и неисчерпаемости индивида, в области человеческого духа она реализуется как абсолютная свобода. Однако миропонимание, основанное на принципе иронии, создает неустранимый разрыв между возможным и действительным, что делает существование человека заведомо трагичным.

4. Определено, что ранние немецкие романтики стоят на позициях абсолютного идеализма, который у них носит мистический характер. Данная позиция предопределяет понимание сущности свободы и назначения человека. Раскрытие этического аспекта свободы в творчестве Новалиса и Ф. Шлегеля позволило установить, что сущность позитивной свободы заключается в любви и общности, в преодолении человеком своей единичности и приобщении к изначальному Единству. На практике позитивная свобода достигается через исполнение нравственного долга, который заключается в восприятии божественной воли как своей и в подчинении себя мировой цели. Так как у каждого человека индивидуальный путь к бесконечному и свое назначение в осуществлении мирового порядка, исполнение нравственного долга позволяет воплотить бесконечные возможности индивидуального существования. В позитивной свободе человека заключается его истинное счастье, поэтому оправдание человеческой воле у немецких романтиков обнаруживается через соединение счастья и долга.

5. На основании исследования философской мысли Новалиса, реконструирована идея целостного и универсального человека, в котором уравновешено индивидуальное и всеобщее, природное и духовное, рациональное и иррациональное. Универсальная сущность человека определяется единством человеческого, космического и божественного начал, что предопределяет возможность познания внешнего мира через познание внутреннего, и наоборот. Определено, что универсальная сущность человека осуществляется путем самосовершенствования, самопознания, духовного созерцания, когда познается связь всего сущего в Едином, т. е. через мистический опыт. Последний открывает возможность подчинения материи духу, тела - душе. Проведенный анализ позволят выявить в философских интуициях Новалиса идею совместной коэволюции человечества - природы -космоса, предвосхитившую теорию русских космистов.

6. Философско-антропологическое измерение поэтики Ф. Гёльдерлина раскрывается исключительно из сущности поэтического слова, в котором установлен смысл творчества как фундаментальной деятельности человека. Поэтическое слово у Ф. Гёльдерлина реализуется в смысле поэсиса -творческого свершения, изменяющего мир, и утверждающего сам творящий субъект. Поэтическое слово учреждает бытие, полагает основание человеческого самоопределения, проникает в будущее и указывает путь из забвения бытия, устанавливая поэтическое основание для метаморфозы человечества.

Структура диссертации включает введение, две главы, каждая из которых состоит из четырех параграфов, заключение, библиографию и три приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Криволапова, Юлия Константиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данный исторический момент, как справедливо отмечает П. С. Гуревич, в философии происходит «антропологический поворот». Пока желание обрести целостную концепцию человека на основании синтеза различных научных подходов обернулось разочарованием. Вовлечение антропологической проблемы в орбиту нынче модной и широко распространившейся постмодернистской философии так же не дало ее положительного решения. Все это делает вопрос о целостном феномене человека открытым. Возможно, в этом отношении сегодня будет

339 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика.: В 2 т. - М.: Искусство, 1983. - Т.1. -479 с. С. 286-287. плодотворным обращение к философским идеям, апеллирующим к целостной человеческой личности, обладающим высоким гуманистическим потенциалом, еще не нашедшим в полной мере своего раскрытия. Такие идеи, на наш взгляд, заложены в немецком романтизме и русской религиозной философии, у которых оказывается много общего в решении антропологической проблематики.

Немецкий романтизм является особым событием в истории культуры. В рамках этого движения произошли важнейшие изменения, которые отличают господствующее мировоззрение с девятнадцатого столетия и до наших дней от мировоззрения предшествующего периода интеллектуальной истории Запада. Немецкий романтизм возник на границе классической и неклассической философской парадигм, заключая в себе черты обоих. Сохраняя прочные идейные связи с Просвещением, романтизм уже возвещает о «новой» эпохе -эпохе модерна. Результатом Просвещения была идея абстрактного человека «разумного», верящего в силу разума, во всесильность науки, в возможность господства в природе и истории, в прогресс и т. д. В романтизме ориентация сменилась на индивидуальное и особенное, идею историзма, к социальному и естественному измерению человека добавилось культурное, в структуру субъективности добавилось иррациональное и т. д. «Образ человека, как он трактован романтиками, соотнесен с множеством прозрений, которые получают истинное признание только в последующие эпохи»340. Истоки становления неклассической модели человека, получившей наиболее глубокое раскрытие в философии жизни и в экзистенциализме, следует искать в философской мысли романтиков.

В немецком романтизме доминирует представление о мире как хаосе и вечном становлении, где основанием всего сущего является безосновная воля. В связи с этим, в мировоззрении романтиков актуализируются категории судьбы, игры, трагического, субъективного и иррационального. У ранних

340 Гуревич П.С. Философия человека.: В 2-х ч. -М.: РАН. Ин-т философии, 2001. — Ч. 2. -206 с. С. 97. романтиков иррациональные силы полны света и позитивной силы, они несут бесконечные возможности для творчества, выступая источником человеческой свободы. Жизнь принимается во всей полноте ее проявлений. Страдания, боль, рок, смерть - все это воспринимается как выражение полноты и многообразия мира. Считалось, что человек должен в жизни и в творчестве наиболее полно выразить все возможные модусы бытия и опыта, тем самым уподобившись Богу-творцу. Находящийся в сотворчестве с богом, человек мыслился способным одухотворить «темную» природу, из хаоса создать космос, произвольно изменять себя и весь мир. Главная роль в этом процессе отводилась творчеству, а точнее - искусству, которое провозглашается основной метафизической деятельностью человека. Идея, высказанная Ф. Гёльдерлином и ранними романтиками, согласно которой бытие и мир являются оправданными в качестве эстетического феномена, развивается в дальнейшем Ф. Ницше и становится ключевой в модернистской философии.

Творчество в немецком романтизме выступает могущественной моральной силой, улучшающей человека и общество в целом. Оно открывает для человека возможность самосовершенствования и самовыражения. Особое осмысление творчества мы находим у Гёльдерлина. Творческое свершение, понимаемое как поэсис, утверждает бытие и учреждает сам творческий субъект. Судьба из предопределенности и рока превращается в предназначение к творчеству. Проблема истинного творчества, создание «нового» в культуре, тревожащая романтиков, актуальна и сегодня. Тиражирование, копирование, повторение в современной массовой культуре убивает возможность творческого созидания, усилие увидеть, понять и преобразовать смыслы культуры. Проблема истинного творчества сегодня важна не столько в масштабе культуры в целом, сколько в масштабе каждой взятой отдельно личности.

Идея целостной творческой личности, находящейся в единстве с природой и космосом, заключающей в себе всю гармонию мира, в немецком романтизме является доминирующей. Романтизм пытается вскрыть целостность человека во всем многообразии его проявлений: духовных и физических, возвышенных и низменных, всеобщих и индивидуальных. Сущностью человека определяется свобода. Присущая самой природе вещей, она, безусловно, характеризует также и человеческую личность. В немецкой романтической мысли свобода является абсолютной ценностью бытия. «Быть свободным - значит быть

341 человеком» , - написал Ф. Шлегель. Подлинная свобода - это творчество. В период расцвета романтизма человек наиболее полно осознал свою свободу. В отличие от предыдущих эпох, в романтизме воля и свобода осуществляются в союзе с природой, а не вопреки ей. Человек, действующий и созидающий, оказывается творцом самого себя и действительности, окружающей его. Власть человеческого разума, человеческого духа признается безграничной. Романтический человек уподобляется Богу-творцу на земле, у него есть неограниченные возможности по преобразованию мира, однако он не возводит свою волю в абсолют, а подчиняет ее божественной воле. Преодоление своей индивидуальности с целью раствориться в изначальном Единстве, восприятие мировой воли и участие в осуществлении мировой цели в сотворчестве с Богом определяют способ достижения истинной, позитивной свободы. В немецком романтизме именно в этом заключается нравственный долг человека. Исполняя его, возможно обрести свободу и счастье в земной жизни. Нравственный закон у романтиков далеко не всегда соответствовал общепринятой морали. По их мнению, нет единого стандарта жизни, единого рецепта счастья, одной неизменной истины. У каждого человека своя истина и свой путь к осуществлению своего назначения. Таким образом, нравственный долг придает жизни романтика возвышенный смысл. Романтический человек жил не интересами настоящего момента. Его мысль устремлена к идеалу, имеющему общечеловеческую ценность, поэтому границы пространства и времени для него безмерно расширяются. Отсюда историзм романтического мышления, понимание национального и особенного как средства для

341 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика.: В 2 т. - М.: Искусство, 1983. - Т. 1 - 479с. С.235. выражения общезначимых ценностей, оценка творчества по абсолютным критериям. Романтик научил европейцев масштабно мыслить. Он существо историческое в большей степени, чем социальное, соотносит себя со своей эпохой и обобщает в своем сознании ее опыт. В романтизме впервые появляется образ «героя времени».

Главным критерием оценки личности у немецких романтиков является человеческое в высоком смысле этого слова, духовное, которое является более значительной ценностью, чем общественное и материальное. На первое место романтики выходят индивидуальную человеческую личность, не скатываясь при этом к радикальному субъективизму, не противопоставляя человека обществу. Ценность человеческой личности рассматривалась в перспективе того, какой вклад она внесла во всеобщее дело, а гражданственность воспринималась как высшее проявление человеческого.

Мировоззрение немецких романтиков носит, по сути, мистический характер. Ему отвечают представления о единстве всего сущего, о тождестве субъета и объекта, ощущение символической связи с миром, стремление к обретению высшего Единства и т. д. Таким образом, философские воззрения романтиков оказываются чрезвычайно близки мистической традиции, зачастую совпадают с ней до полного тождества. Это открывает широкое пространство для исследования мистических корней немецкого романтизма, восходящих к гностическому христианству, герметической традиции и немецкому масонству.

Немецкий романтизм является разнородным и противоречивым явлением, для которого не установлены четкие временные границы и не выявлен единый «теоретический» стержень. В основе содержания и формы немецкого романтизма лежит принцип незавершенности, создающий пространство для философского диалога. Все это требует постоянного переосмысления и реконструкции проблем, заложенных в его наследии. При каждом следующем аналитическом подходе к немецкому романтизму, открываются и актуализируются новые смыслы и значения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Криволапова, Юлия Константиновна, 2007 год

1. Аркан Ю.Л. Некоторые основания романтизма, www.anthropology.ru

2. Аркан Ю.Л. Очерки социальной философии романтизма. СПб.: Наука, 2003.-375 с.

3. Бент М.И. Гёте и романтизм. Челябинск: Челяб. гос. унив., 1986.-71с.

4. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии-СПб.: Азбука-классика, 2001 -512с.

5. Ботникова А.Б. Наследие немецкого романтизма: Диалог художественных форм. М.: Аспект пресс, 2005. - 347 с.

6. Брандес Г. Литература XIX в. в ее главных течениях. Немецкая литература. -СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1900. 306 с.

7. Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М.: РГГУ, 1994. - 80 с.

8. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: «Искусство», 1966. - 403 с.

9. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2 т. М.: Терра-Канон-Пресс-Ц, 2000. - Т. 2. От Канта до Ницше - 512с.

10. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М.: Издание «Звено», 1910. - 152 с.

11. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма: Гёльдерлин, Шлейермахер. М.: Наука, 1989. - 159 с.

12. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма: Новалис, Шлегель. М.: Наука, 1978.-288 с.ч)

13. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - 367 с.

14. Гайм Р. Романтическая школа. -М., 1891.

15. Гарин И.И. Воскрешение духа. М.: ТЕРРА, 1992. - 640 с.

16. Гарин И.И. Ницше. М.:ТЕРРА, 2000. - 845 с.

17. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Москва - Ленинград, 1935. Т. 10.

18. Гейне Г. Романтическая школа // Собр. соч.: В 6т. М., 1982. - Т. 4. - 590с.

19. Гёльдерлин И. X. Ф. Сочинения. М.: Худ. лит., 1969. - 542 с.

20. Гёльдерлин И. X. Ф. Гиперион. Стихи. Письма. М.: Наука, 1988. - 718с.

21. Гёте И.В. Введение в «Пропилеи» // Собр. соч.: В 10 т. М.: Худ. лит., 1980. -Т. 10.-511 с.

22. Гёте И.В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. - 519 с.

23. Гранье Ж. «Концепция хаоса у Ницше». Пер. JI. Гармаш. www.nietzsche.ru

24. Грешных В.И. В мире немецкого романтизма: Ф. Шлегель, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне. Калининград, 1995. - 88 с.

25. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001. - 416с.

26. Гуревич П.С. Философия человека. В 2-х ч. М.: РАН. Ин-т философии., 2001.-Ч. 2.-206 с.

27. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита.-М.: Искусство, 1966.-344 с.

28. Дейч А.И. Судьбы поэтов. Гельдерлин. Клейст. Гейне. М.: Худ. лит., 1968. - 547 с.

29. ДиановаВ.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб., 2000. www.anthropology.ru

30. Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. М., 1975. - 263 с.

31. Дмитриев А.С. Эстетический идеал Новалиса в романе «Генрих фон Офтердинген» // Вестник МГУ. Сер. 10. Филология. 1973. № 1. - С. 3 - 17.

32. Дубин Б. Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и механизмы внутренней динамики в системе литературы//Новое литературное обозрение. 2002. - № 57. http://magazines.russ.ru .:

33. Евлампиев. И.И. Проблема человека в русской философии и культуре. : www.anthropology.ru ■.;

34. Емельянова Т.П. Тип личности эпохи романтизма: взгляд с позиций исторической психологии // Романтизм: Грани и судьбы. В 2 ч. Тверь: Твер гос. унив. - Ч. 2. - С. 108-117.

35. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Аксиома, 1996.-230 с.

36. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.-404 с.

37. Жуссен А. Романтизм и эволюция творчества. Спб.: Т-во «Общественная польза», 1912. - 153 с.

38. Зиммель Г. Избранное.: В 2 т. — М.: Юрист, 1996. Т. 1. Философия культуры. — 671 с.

39. Иванов В.И. О Новалисе // Мировое древо. М., 1994. Вып.З. С. 169 -190.

40. Ильин. И.А. О монархии и республике.-Нью-Йорк: Содружество, 1979-329с.

41. Исрапова Ф.Х. О теории «трансцендентальной поэзии» Ф. Шлегеля // Русская германистика: Ежегодник союза германистов. М.: Языки славянской культуры, 2004.-320 с.

42. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. СПб: ООО «Издательство "Петрополис"», 2003. - Кн. 2. — 320 с.

43. Кант И. Логика. Пособие к лекциям 1800 г. // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.-709 с.

44. Кант И. Соч.: В 6 т. М.: «Мысль», 1966. - Т. 3. - 799 с.

45. Кант И. Собр. соч.: В 8 т. М.: Чоро, 1994. - Т. 4. - 629 с.

46. Карельский А.В. От героя к человеку. М.: Сов. писатель, 1990. - 397с.

47. Карельский А. Революция социальная и революция романтическая // Вопросы литературы. -1992. № 2. - С. 187 - 226.

48. Карлейль Т. Новалис: Литературный этюд // Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб.: Евразия, 1995. С. 191 - 239.

49. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. - 784с.

50. Кнабе Г.С. Основы общей теории культуры. Методы науки о культуре и ее актуальные проблемы // История мировой культуры. Наследие Запада: Античность Средневековье - Возрождение: Курс лекций. - М.: Изд-во РГГУ, 1998.-428 с.

51. Коган П.С. Романтизм и реализм в европейской литературе XIX века. М.: «Девятое января», 1923. - 112 с.

52. Корнилова Е.Н. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. -М.: Наследие, 2001. 447 с.

53. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2000. - 434 с.

54. Кьеркегор С. Законность иронии с точки зрения мировой истории. Перевод и примечания А.Коськовой и С.Косъкова. www.krotov.info

55. Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. — 376 с.

56. Лазарев В.В. Шеллинг. М.: «Мысль», 1976. - 199 с.

57. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М.: Наука, 1990. -168 с.

58. Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. Маркс и Кьеркегор. СПб.: Владимир Даль, 2002. - 672 с.

59. Левит С.Я. Эстетика немецких романтиков. СПб.: СПбУ, 2006. - 575с.

60. Лира Новалиса в переложении Вяч. Иванова. Томск: Водолей, 1997. - 128 с.

61. Литературная теория немецкого романтизма. Под ред. Н.Я. Берковского. -Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. 333 с.

62. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов; В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925.-Т.1., 576 стб.

63. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980.-640 с.

64. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития.: В 2 кн.- М.: Искусство, 1994. Кн. 2 - 604 с.

65. Лосев А.Ф. Конспект лекций по эстетике Нового времени. Классицизм // Литературная учеба. 1990. - № 4. - С. 147.

66. Лосев А.Ф. Понимание стиля от Бюффона до Шлегеля // Литературная учеба. 1988. -№ 1.-С. 161.

67. Лосев А.Ф. Романтические идеи в элегиях и балладах Жуковского // «Московский журнал». 1999. - № 12. - С. 2 - 6.

68. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф — имя — культура // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. 1973. - Вып. 308 (Труды по знаковым системам. VI).

69. Магун А. Поэтика революционного времени: Гёльдерлин и Мандельштам // Новое литературное обозрение. 2003. - № 63. http://magazines.russ.ru

70. Мальцев К.А. Фридрих Гёльдерлин в культуре позднего Просвещения. Дис. .канд. фил. наук. Пермь, 2002. - 132 с.

71. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. - 700 с.

72. Марков А.В. Проблема судьбы творца у позднего Хайдеггера. Дис. .канд. фил. наук. Москва, 2002. - 155 с.

73. Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб.: «Владимир Даль», 2005. - 788 с.

74. Милиев В.А. Немецкий романтизм и формирование консервативной идеи: Автореф. Дис. .канд. фил. наук. Мурманск, 2006.

75. Милюгина Е.Г. Романтический образ поэта-пророка в свете эзотерической традиции // Романтизм: Грани и судьбы. В 2 ч. Тверь: Твер гос. унив. - Ч. 2. - С. 150- 156 с.

76. Миропонимание и творчество романтиков. Калинин: КГУ, 1986. - 154 с.

77. Мисюров Н.Н. Искушение кровью и почвой. Немецкий романтизм от литературной теории к идеологической доктрине постромантической эпохи. -Омск: ОмГУ, 2000.-392 с.

78. Мисюров Н.Н. Хранители короны Священного Рейха. (Об "имперской" христианской утопии немецких романтиков), www.univer.omsk.su

79. Михайлов А.В. Обратный перевод.-М.: Языки русской культуры, 2000.-856с.

80. Мюссе А. Исповедь сына века. М.: Гослитиздат, 1958. - 270с.

81. Назаров В.Н. Введение в теологию. М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

82. Ницше и современная западная мысль: Сб. статей / Под. ред. В.Каплуна. -СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2003. -592с.

83. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Культурная революция, 2005. - 880 с.

84. Ницше Ф. Соч. в 2 т.-М.: «Мысль», 1990.-Т. 1.-831 с.

85. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник. Мн.: ООО «Попурри», 1997. - 624 с.

86. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М.: REFL-book, 1994. - 416 с.

87. Новалис. Генрих фон Офтердинген. М.: Ладомир; Наука, 2003. -280с.

88. Новалис. Фрагменты, www.krugosvet.ru

89. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Проблемы романтизма. Тверь: Тверской гос. ун-ет, 1990. - 134 с.

90. Овсянников М.Ф. Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизм // Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. -496с.

91. Платон. Диалоги. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 501 с.

92. Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.- 1040 с.

93. Проблемы романтизма. Тверь: Твер. гос. ун-т., 1990. - 134 с.

94. Романтизм: вечное странствие // Под ред. Вишневской Н.А., Сапрыкиной ЕЛО. М.: Наука, 2005. - 397 с.

95. Рорти Р. Универсализм, романтизм, гуманизм. Пер. с англ. С.Д. Серебряного. М.: РГГУ, 2004.-54 с.

96. Семенов Л.Е. Романтизм на рубеже тысячелетий: размышления о воззрениях на романтизм в гуманитарном знании // Романтизм: Грани и судьбы. В 2 ч. -Тверь: Твер гос. унив. Ч. 1. С. 40 - 48.

97. Семенов Л.Е. Эстетика Гёльдерлина в полуторавековой ретроспективе: заметки на полях работ Хайдеггера и Голосовкера // Романтизм: грани и судьбы. В 2-х ч. Тверь: Тверской гос. ун-ет, 1998. - Ч. 1. - С. 58 - 69 с.

98. Соколов A.M. Горизонт романтизма в европейском самосознании // Credo New. 2002. - № 2. www.credonew.ru

99. Спадолини Д. Европейская идея в период между Просвещением и романтизмом. СПб., 1994. - 352 с.

100. Торубарова Т.В. И.Г. Фихте о назначении человека // Философско-антропологические исследования: Сборник научных трудов. Выпуск I. Курск: КГУ, 2006. - 284 с.

101. Торубарова Т.В. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме. СПб.: Наука, 1999. - 261 с.

102. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М.: Наука, 1983. - 257 с.

103. Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика. М.: МИК, 2004. - 368 с.

104. Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. М.: ИФ РАН, 1997. - 204 с.

105. Федотова П.И. Новоевропейская цивилизация и интеллигенция: истоки романтизма // Вестник новгородского государственного университета. 2003. -№24.-С. 91-96.

106. Философия культуры. Становление и развитие. Под ред. М. С. Кагана и др. -СПб.: «Лань», 1998. 444 с.

107. Фихте И.Г. Назначение человека // Соч.: В 2 т. Спб.: Мифрил, 1993. - Т. 2. -798 с.

108. Фишер К. История новой философии. В 8 т. СПб., 1901 - 1908. - Т. 7. Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение. - 893 с.

109. Фулье А. Ницше и имморализм. М.: Ком Книга, 2006. - 328 с.

110. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 447 с.

111. Хайдеггер М. Жительствование человека, www.vispir.narod.ru

112. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни // Два текста о Вильгельме Дильтее. -М.: Гнозис, 1995.-202 с.

113. Хайдеггер М. Метафизическая концепция Ницше и ее роль в европейском мышлении. Вечное возвращение равного. (Лекции 1923-1944 годов) / перевод с нем. С. Жигалкина. www.atriumatics.wn.ru

114. Хайдеггер М. Положение об основании. СПб.: СПбГУ. Лаб. метафиз. исслед. при филос. фак.: Алетейя, 1999. - 290 с.

115. Хайдеггер М. Разъяснения к поэзии Гёльдерлина. Спб.: Академический проект, 2003.-320 с.

116. Ханмурзаев К.Г. Раннеромантический роман в Германии. Генезис. Поэтика жанра: ДГУ. Махачкала : Изд.-полигр. центр ДГУ, 1994. - 85 с.

117. Шайтанов И. Русское интервью Исайи Берлина // Вопросы литературы. -2000.-№5.-С. 127- 167.

118. Шеллинг Ф. В. Й. К истории новой философии // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1989.-Т. 2.-636 с.

119. Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма // Соч.: В 2 т.-М.: «Мысль», 1987.-Т. 1.-637 с.

120. Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Соч.: В 2 т. М.: «Мысль», 1989. - Т. 2. -636 с.

121. Шеллинг Ф.: Pro et contra: Творчество Ф. Шеллинга в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.: РХГИ, 2001. - 688 с.

122. Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии // Собр. соч.: В 7 т. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1957. - Т. 6. - 790 с.

123. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. соч.: В 7 т. М.: Гос. изд. худ. лит., 1957. - Т. 6. - 792 с.

124. Шиллер Ф. Философские письма // Собрание сочинений в переводе русских писателей.: В 4-х т. СПб., 1902. - Т. 4. - 542 с.

125. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. М.: Искусство, 1983. -Т.1 -479 с.

126. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. М.: Искусство, 1983. -Т.2.-477 с.

127. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М.: Рефл-book; Киев: ИСА, 1994.-432с.

128. Шульц Г. Новалис сам свидетельствующий о себе и о своей жизни.

129. Челябинск: Урал LTD, 1998. -325 с.

130. Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. М.: Худ. лит., 1981.-687 с.

131. Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1986. - 736 с.

132. Юнг К. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1998. - 715 с.

133. Юнгер Ф.Г. Ницше. М.: Праксис, 2001. - 256 с.

134. Якобе В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика // Вопросы философии. — 1994.— № 1. С. 102-110.

135. Яковлев Д.Е. Философия эстетизма. М.: ООО «Изд. центр науч. и учеб. проф.», 1999.- 188 с.

136. Ясперс. К. Ницше и христианство / Карл Ясперс. М.: Моск. филос. фонд; «Медиум», 1994. - 115 с.

137. Ясперс К.С. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гёльдерлина. СПб.: «Академ. Проект», 1999.-238 с.

138. Abrams. М. Н. Natural supernaturalism; tradition and revolution in romantic literature. N.Y.: Norton 1971. -550 p.

139. Allemann B. Holderlin et Heidegger. Presses Universitaires de France (PUF), 1987.-288 p.

140. Hl.Barzun J. Classic, Romantic and Modern. Garden City. NY: Doubleday 1961. -255 p.

141. Behler E. Irony and the Dicourse of Modernity. Seattle: University of Washington 1990.- 154 p.

142. Behler E. Die Europeische Romantik. Frankfurt am Main: Atheneum, 1972.-567p.

143. Diltey W. Das Erlebnis und die Dichtung: Lessing. Goethe. Novalis. Holderlin. Leipzig: Teubner, 1921. 307 p.

144. Dilthey W. Die romantischen Dichter. Ludwig Tieck und Novalis. // Gesammelte Schriften. Bd. XV, Guttingen 1970. S. 117 149.

145. Friedrich Schlegel und Novalis. Biographie einer Romantiker-Freundschaft inihren Briefen. Auf Grund neuer Briefe Schlegels hrsg. von Max Preitz. Darmstadt, 1957.-271 s.

146. Furst L. R. Romantic irony. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1984. -276 p.

147. Gunzel K. Romantikerschicksale. Gestalten einer Epoche. Munchen: Eugen Diederichs Verlag, 1988. 383 p.

148. Haering Th. Novalis als Philosoph. Stuttgart, 1954. 648 s.

149. Halliburton D. Poetic Thinking: An approach to Heidegger. Chicago: The University of Chicago Press 1981. 235 p.

150. Heinisch K.J. Deutsche Romantik. Interpretationen. Paderborn, 1966. 220p.

151. Hoffmeister G. Deutsche und europaische Romantik. Stuttgart: J.B. Metzler, 1990. 242 p.

152. Holderlin F. Dichtung. Schriften. Briefe. Ausgew. und hrsg. von Pierre Bertaux. Frankfurt a. M. Hamburg, Fischer, 1957. -216 s.

153. Holderlin F. Samtliche Werke. Herg. von Paul Stapf. Berlin: Tempel-Verlag, 1960. -1146 p.tf

154. Holderlin F. Ubersetzungen, Philosophische Schriften. Weimar, Lichtenstein, 1922.-336 s.

155. Holderlin F. Werke, Briefe, Dokumente. Munchen: Winkler, 1990.

156. H6fler O. Homunculus: eine Satire auf A.W. Schlegel: Goethe und die Romantik. V/ien: Bohlau 1972.-366 p.

157. Huch R. Die Romantik. Blutezeit, Ausbreitung und Verfall. Tubingen, R. Wunderlich, 1951.-687 p.

158. Izenberg G.N. Impossible individuality: romanticism, revolution and the origins of modern selfhood 1787-1802. Princeton: Princeton Univ. Pr. 1992.-372p.

159. Kluckhohn P. Das Ideengut der deutschen Romantik. Tubingen, 1953,- 198 p.

160. Koch H. Das philosophische Stil des Novalis. Diss. Munster: Westfallischer Universitat 1972.-583 s.

161. Lerch P. Friedrich Schlegels philosophische Anschauungen in ihrer Entwicklung und systematischen Ausgestaltung. Berlin 1905. 80 s.

162. Novalis. Briefe und Werke. Berlin 1943. In 3 Bd. (492; 486; 997 s.)

163. Novalis. Schriften. Hrsg. von J. Minor: In 4 Bd. Jena 1907. (289; 316; 388; 314 s.)

164. Peckham M. The Triumph of Romanticism: Collected Essays. Columbia (S.C.): Univ. of South Carolina press 1916. 387 p.

165. Prang H. Begriffsbestimmung der Romantik. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1968.-441 p.

166. Schlegel Fr. Kritische Schriften. Hrsg. von Wolfdietrich Rasch. Munchen, C.Hanser, 1964. 710 p.

167. Schlegel Fr. Werke: In 2 Bd. Berlin; Weimar 1980. (352; 343 s.)

168. Thalmann M. Zeichensprache der Romantik. Heidelberg 1967. 115 p.

169. Walzel O. Deutsche Romantik. Bde 1-2. Leipzig Berlin 1923. Bd.l.-l 16s.

170. Wellek R. The Concept of Romanticism in Literary History // Comparative Literature. 1949. V.l. P. 1 23; 147 - 172.

171. Ziolkowski T. German romanticism and its institutions. Princeton (N.J.); Oxford: Princeton univ. press 1990. 440 p.205

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.