Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Маркина Елена Павловна

  • Маркина Елена Павловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 154
Маркина Елена Павловна. Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2016. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Маркина Елена Павловна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Антропокосмизм: философский концепт

и культурно-мировоззренческий феномен

1.1. Историко-философские предпосылки антропокосмизма

1.2. Антропокосмизм в религиозно-философском контексте

Глава 2. Антропокосмизм в отечественной философской

традиции: социокультурный генезис и концептуализация

2.1. Антропокосмизм в контексте философии русского космизма

2.2. Концептуализация антропокосмизма в отечественной науке

и философии ХХ и XXI веков

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма»

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема бытия человека, его взаимодействия с окружающим природным миром занимали значительное место во всех основных типах мировоззрения, в которых акцентировалось внимание на месте человека во Вселенной, его связях с бытием природного мира в целом.

На сегодняшний день мир переживает техногенный кризис, который разрушает природу Земли и природу человека, а это означает что техногенные изменения выходят в ближайшие пределы космоса перевоплощаясь при этом из норм повседневного благополучного быта в непосредственную угрозу бытия. Ощущение глубинной причастности человечества к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосмосе, вместившем в себя все природные, космические «стихии и энергии», проходят через всю историю мировой культуры.

Из широкого философского спектра мировых научных направлений и школ, именно философии русского космизма впервые удалось выработать собственный рациональный и этический взгляд на мир как целостную систему, где изменение одного из элементов влечёт за собою изменение других её компонентов. Русский космизм попытался проанализировать и исследовать механизм взаимодействия внешнего и внутреннего мира человека и его социоприродной среды, а также искал пути достойного ответа на вызовы современности.

Актуальность диссертационного исследования состоит и в том, что интерпретация философских концептов «человек», «антропокосмизм», «русский космизм» определена комплеком проблем социально-гуманитарного и философского изучения человека, включая фундаментальные универсально -

антропологические и социально-преобразующие проявления его активности.

Степень научной разработанности проблемы. Основную источниковедческую базу диссертации составили труды классиков отечественной философской традиции русского космизма, в текстах и контекстах которых получила свое осмысление актуальная проблематика: идеи целостной картины мира, онтологии человека и мира в их единстве, связи человека и макрокосма природы, взаимосвязи мироздания. Именно таковым и является научное творчество Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского. В это же время Н.П. Петерсон, Н.А.Умов, Н.Г. Холодный и некоторые другие учёные и философы, близкие по своим воззрениям к философии русского космизма, вводят в научный и мировоззренческий дискурс идеи и труды русских и зарубежных космистов в новом теоретическом и культурно-историческом контекстах. В данный период появляются и работы как деятелей «теософской традиции» (Е.П. Блаватская, Рерихи др.).

Разумеется, в предвоенное и послевоенное время интерес к русскому космизму спадает: на повестке дня стояли вопросы выживания нашего отечества, культуры и цивилизации перед угрозой фашизма и гонки вооружений. Интерес к отечественному космизму возникает вместе с успехами нашей науки и техники в освоении ближайшего космического пространства. Как фиксируют исследователи (В.П. Римский), в конце 60 - х годов прошлого века возникает и сам термин, и концепт «русский космизм». Однако в энциклопедиях, словарях и учебных пособиях того времени («История философии в СССР» в 5 томах, первые тома

«Философской энциклопедии») философия русского космизма

освещается отрывочно и не систематично.

И, тем не менее, философия русского космизма выходит из

забвения, легализуется и популяризируется, трансформируя

«творческий диалектический материализм» в нечто совершенно

новое и оригинальное. К началу 90-х годов ХХ века были

организована серия научных форумов разного формата,

опубликованы научные статьи и монографии, подготовлены и

защищены диссертации, посвящённые творчеству учёных -

космистов, а также философским проблемам космоса и

комплексного исследования человека (работы Н.К. Гаврюшина,

Ф.И. Гиренка, С.Г.Семёновой и др.). Свой вклад внесли таких

видные учёные и философы, как Р.А. Гальцева, А.Г. Гачёва, Л.В.

Голованов, А.В. Гулыга, В.И.Дуденков, Ю.А. Жданов, О.Д.

Куракина, Д.Н. Ляликов, С.Р. Микулинский, Н.Н. Моисеев, А.П.

Огурцов, И.Б. Роднянская, А.Д. Урсул, Л.В. Фесенкова, А.Л.

Яншин и другие.

До конца ХХ века в нашей стране публикуются работы

русских философов-эмигрантов, - Н.А. Бердяева, В.В.

Зеньковского, Н.О. Лосского, Г.В. Флоровского, - в которых была

дана достаточно объективная оценка идей русских космистов. На

рубеже столетий опубликованы монографии и статьи следующих

исследователей космизма: Г.П. Аксёнов, В.И. Алексеева,

Ю.Б.Бахтин, Л.И. Василенко, Н.К. Гаврюшин, А.А. Галактионов,

Н.С. Ганина, А.В. Гачёва, В.Н. Дуденков, Н.М. Ефимова, А.Ф.

Замаляеева, В.П. Казарян, В.П. Казначеев, В.В. Казютинский, Л.А.

Коган, В.А. Кутерев, Л.В. Лесков, В.В. Лыткин, М.А. Маслин,

В.М. Мапельман, С.С. Неретина, Ф.Ф.Никандров, А.П. Огурцов,

В.Н. Сагатовский, С.Г. Семёнова, А.Д. Урсул, К.Х. Хайруллин,

6

С.С. Хоружий, А.А. Шаронова, В.П. Ярышкин и другие. В цикле этих исследований продолжилась и расширилась рациональная реконструкция и интерпретация концептуальных оснований русского космизма и антропокосмизма.

Прошедшие десятилетия показывают устойчивую институционализацию научно-философского дискурса

антропокосмизма и русского космизма в кандидатских и докторских диссертациях С.Р. Аблеева, М.А. Абрамова, Т.В. Абрамовой, Е.В. Авдеевой, Н.В. Башковой, Т.В.Бернюкевича, Е.В. Введенской, Э.В. Гирусов, Б.Г. Григорьян, В.Н.Дёмина, Н.М. Ефимовой, Н.В. Исаковой, С.Н. Касаткиной, О.В.Кашириной, Г.П. Ковалёвой, А.Я. Кожурина, И.А.Козикова, О.М.Корженко, С.В. Кричевского, И.К. Лисеева, В.В. Лыткина, В.В.Макогоновой, И.С. Овечкиной, С.В. Останиной, А.М. Панкрушиной, А.И.Парфёновой, Н.А. Перекусихиной, Д.В.Платоновой, Е.Е. Пурто, И.П.Савельевой, И.Ю. Салминой, Н.В. Самсоновой, А.С. Скачковой, А.В.Суслова, С.В. Терехова, А.О. Туфанова, Е.Т. Фадеев, Л.П. Филенко, Л.И.Хохловой, Н.В. Чемирисовой, Э.Г. Яблонского и многих других исследователей.

Среди зарубежных исследователей выделим М. Хагеймайстера, который попытался охватить учение фёдоровцев (последователей Н.Ф. Фёдорова) - от Н.П. Петерсона и В.А. Кожевникова вплоть до европейской эмиграции. Логическое, а также историко-философское конструирование концептов «русский космизм», «антропокосмизм» и «человек» можно увидеть в работах таких зарубежных исследователей, как Л. Коэн, М. Лапка, С. Лукашевич, И. Михеева, К. Серафимов, А. Тэски, В. Шляпентох.

Анализ степени разработанности проблемы свидетельствует о необходимости дальнейшей специальной философской работа, дающей объективную и адекватную аналитику «антропокосмизма» с позиции его

7

философско-культурологической интерпретации. Все это подводит нас к необходимости восполнить выявленный пробел путем систематического диссертационного исследования.

Исходя из вышесказанного, мы выделили объект нашей диссертационной работы - антропокосмизм в мировом и отечественном общекультурном и философском наследии.

Предмет исследования - антропокосмизм как социокультурный, научно-мировоззренческий и философский феномен.

Цель диссертационной работы - философско -культурологическая реконструкция и интерпретация проблемы человека и человечества в текстах и контекстах отечественного антропокосмизма.

Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:

- рассмотреть историко-философские предпосылки и идейные истоки антропокосмизма в восточной, западной и русской философских традициях и культурно-исторических системах знания;

- проанализировать религиозно-философский дискурс антропокосмизма и выявить специфику понимания человека, его антропокосмической сущности в православной традиции русского космизма;

- исследовать и реконструировать культурно-исторические предпосылки и идеи антропокосмизма в контексте философской традиции русского космизма;

- осуществить концептуализацию антропокосмизма в отечественной науке и философии ХХ - XXI веков в качестве проекта возрождения онтологии целостного видения человека и космоса.

Теоретико-методологические основы исследования. Методологической

основой диссертационного исследования послужили труды классиков

философской традиции русского космизма и представителей отечественной и

8

зарубежной философской, науковедческой, социологической, исторической и культурологической мысли.

Методологическим инструментарием диссертационного

исследования выступает принцип диалектического единства, основанный на взаимной дополняемости научного и метафизического знаний. Особая роль нами отводится культурно-историческому методу (с целью систематизации фактологического материала); методу интегрального анализа истории русской философии и примыкающему к нему методу историко-философского исследования. Антропологические, культурно-исторические, коммуникативные формы существования «проблемы человека» в различных системах духовного производства и культурных практиках, равно как и необходимость реконструкции смыслов и значений базовых концептов («космизм», «антропокосмизм», «человек», «человечество», «космос», «природа» и др.), обусловили использование герменевтического и культурно-семиотического методов, феноменологического и системного принципов, тезаурусного и контекстного подходов. Кроме того, мы прибегаем к компаративистскому подходу (с целью выявления общности позиций в философских проектах антропокосмистов). Одновременно нами используется метод редукции и реконструкции (в целях целостной и адекватной аналитики историко-философских воззрений антропокосмистов).

Научная новизна исследования:

- экспликация историко-философских предпосылок и идейных истоков антропокосмизма позволила проследить социокультурный генезис проблемы онтологии человека на пути гармонического сопряжения двух миров -«природного» и «человеческого»;

- анализ религиозно-философского дискурса антропокосмизма выявил генезис православно-христианских идей, оптимистичных, деятельных и чуждых идее «бесчеловечного бога», утверждающих картину мира, где понятие Бога как «Всемогущего» расширяется до его трактовок как «благого

9

Творца», а проблема человека и его миссии в мире эволюционирует по пути осознания человечеством себя как космического феномена в солидарной связи с Космосом и вселенским бытием.

- критическая реконструкция антропокосмизма в философской традиции русского космизма позволила идентифицировать его в качестве нового типа мировоззрения, предвосхитившего миропонимание космической эры с утверждением модели соразмерности природного и человеческого бытия, стратегии диалога с прошлым человечества, космического универсализма и свободы человека.

- произведена концептуализация антропокосмизма в отечественной науке и философии периода ХХ и XXI веков, что позволило указать на потиворечивость современного дискурса антропокосмизма и выявить его представленность не только рациональными понятийно-концептуальными построениями в русле возрождения онтологии целостного человека, но и спекуляциями паранаучного толка вокруг конструктов «русский космизм» и «антропокосмизм».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Под «антропокосмизмом» мы понимаем проективно направленную, обладающую духовным, научным и эвристически-творческим потенциалом специфическую философскую систему и модель философствования, в русле которой шло становление новой парадигмы осмысления проблемы человека и его космической миссии, что правомерно рассматривать как прелюдию экологического стиля мышления. В этом состоит прогрессивная роль антропологических и социальных идеалов современного космизма, ориентированных на гармонизацию и устойчивое развития мира и человека.

2. С позиции религиозно-философского анатропокосмизма человек

предстает биокосмическим, антропоэкологическим и универсально-

софийным, живым духовным существом, воплощающим единство красоты,

гармонии и веры в Бога. Идейная доминанта православной традиции

10

резюмируется в целостности «боговдохновенного человека» в горизонте его духовного преображения (нахождение Царства Божиего внутри себя), победы над своей «внешней» природой, из чего вытекает его антропокосмическая сущность и смысл бытия. Русский религиозно-философский анатропокосмизм, центрируясь идеями христианства, призывает к «дерзновению во благе» (при этом, православная эсхатология русских космистов не совпадает с православием в его «чистом виде»).

3. В философском и научно-мировоззренческом контекстах традиция русского антропокосмизма ориентирована на соразмерность природного и человеческого бытия и поиск гармонии мира, в чем и состоит специфика философии антропокосмизма конца ХХ - начала ХХ вв., как идеального социокультурного проекта, многие стороны которого остаются и сейчас под вопросом. Не исчерпываясь своим глубочайшим духовным, научным и творческим потенциалом, русский антропокосмизм уникален по своей проективной направленности и оптимистическому взгляду на будущее.

4. Концептуализация антропокосмизма в отечественной науке и философии периода середины ХХ и начала XXI ввеков позволила выявить противоречивость его дискурса, который, с одной стороны, представлен рациональными концептуальными построениями в духе поисков научно-философских основ мировоззрения, дающего ответы на вызовы эпохи и возрождающим онтологию целостного видения человека и космоса (например, «случай В.Н. Сагатовского», создателя целостной концепции «Философии развивающейся гармонии»). С другой стороны, мы констатируем размытость современного антропокосмистского дискурса, тенденцию его засорения разного рода симулякрами, возникновения спекулятивной волны не только паранаучного толка, но и оккультных и религиозных течений, движений и субкультур (от «рериховцев» до «фёдоровцев» и «ноосферистов»).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Полученные результаты диссертационного исследования ориентируют на выработку новых жизненных стратегий современного человечества и оптимизацию стратегий научного поиска, способствуют решению актуальных проблем исследования современной культуры. Результаты работы могут использоваться в ходе чтения курсов по социогуманитарным наукам и философии, при разработке соответствующих учебно-методических материалов, быть полезным при построении комплексных программ духовной безопасности, толерантности, противодействия религиозному экстремизму на региональном и федеральном уровнях.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику преподавания в Орловском государственном университете им. И.С. Тургенева дисциплин философского цикла и специальных курсов, делают возможным подготовку практических рекомендаций по их использованию в в культурно-социальной сфере, в высшем и послевузовском образовании.

Личный вклад автора диссертационной работы заключается в авторской постановке теоретической проблемы критического философского и антрополого-культурологического анализа, в реконструкции концептов «русский космизм» и «антропокосмизм» в текстах и контекстах представителей философии космизма и отечественной науки и культуры, что позволило дать ряд новых и уточнённых определений, связанных с понятийным аппаратом философской антропологии. Личный вклад диссертанта состоит в обосновании теоретической и научно-практической значимости работы, внедрении её результатов в подготовке научных публикаций, отражающих основные положения исследования.

Апробация результатов исследования. Основные результаты

диссертационного исследования были апробированы в выступлениях на

научных конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция

«Основные направления работы с молодежью в современных условиях» (на

12

примере Центрального региона) (Орел, 16-17 апреля, 2008 г.); Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Русский космизм в идеях и лицах» (Орел, 11-13 декабря 2011 г.); XVIII Международная научно-практическая конференция «Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития» (Махачкала, 17 января 2016 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики» (Белгород, 25-26 февраля 2016 г.); Международная научно-практическая конференция «Наука, образование и инновации» (Саратов, 13 мая 2016 г.); Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития научной мысли» (Пенза, 18 мая 2016 г.); и др.

Положения и выводы исследования изложены в 16 научных публикациях, в том числе в 4 статьях журналов, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских и докторских диссертаций, общим объёмом 7,85 п.л.

Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры логики и методологии науки ФГБОУ ВО «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева» и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и библиографического списка.

Глава 1.«Антропокосмизм»: философский концепт и научно-мировоззренческий феномен

В данной главе предпринимается попытка критической реконструкции «антропокосмизма» как концепта и научно-мировоззренческого феномена, в том числе и в типологических контекстах классического русского космизма, не только как оригинального направления, но и достаточно маргинального явления в истории русской философии. С этой целью, нами, во-первых, рассматриваются историко-философские предпосылки и идейные истоки дискурса антропокосмизма, в ходе чего прослеживается социокультурный генезис проблемы человека и бытия человечества в природном мире. Отмечается, что данная проблематика находит свое осмысление в различных философских учениях и культурно-исторических системах знания (на почве восточной, западной и русской философских традиций). Философская проблематизация истоков и предпосылок антропокосмизма позволит нам более основательно разобраться в сути антропологических поисков космистов-классиков, определиться в отношении философского и общекультурного наследия антропокосмизма вообще

Во-вторых, определяется специфика антропокосмизма в религиозно-философском контексте, в связи с чем рассматривается православная традиция в философии русского космизма, в существе своем ориентированная на новую экологическую этику, основанную на «космистских» идеях соборности, всеединства и духовно-нравственного преображения всего человечества.

Важное место уделяется анализу идеям выдающихся представителей классического космизма, подготовивших базу научно-философских и духовно-мировоззренческих оснований для согласованного взаимодействия общества и природы, человека и космоса, что позволит трезво оценить роль и значимость их идей и идеалов.

1.1. Историко-философские предпосылки антропокосмизма

В данном параграфе мы намереваемся исследовать смысл концептов «человек», «человечество», «космизм» и «антропокосмизм», представленных в мыслительных дискурсах и культурных практиках разных эпох. Это поможет получить наиболее полное представление об истоках и предпосылках возникновения «антропокосмизма» и «космизма», выработать собственную точку зрения по данной проблематике.

Дискурс антропокосмизма достаточно противоречив и вмещает в себя как рациональные моменты, интересные концептуальные построения в современном антропокосмизме1, так и откровенные спекуляции паранаучного и парафилософского толка2, поэтому необходима определенная предварительная теоретико-медодологическая работа по уточнению этимологии и смысла конструкта «антропокосмизм». Для этого изначально важно разобраться в массиве исследований и интерпретаций данного концепта, попытаться выявить и синтезировать философские, научно-мировоззренческие смыслы и коннотации, представленные в разных культурно-исторических системах знания, в которых ставилась и определенным образом решалась проблема человека и человечества.

В самом общем виде под антропокосмизмом принято понимать своеобразное течение мысли - проективно направленной, обладающей духовным, научным и творческим потенциалом, сохраняющим повышенный интерес на стадии современной науки и культуры. В то время как «узкий космизм» трактуется как своеобразное направление в русской философской мысли конца ХГХ-ХХ вв., включающей в себя философско-теологический (Н.Ф.Федоров, В.С. Соловьев), естественно-научный (В.И. Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л. Чижевский) и художественный дискурс (Н.К. Рерих),

1 Характерный пример - работы видного российского философа В.Н. Сагатовского, автора целостной философской концепции «развивающейся гармонии», о чем подробно речь пойдет во втором разделе главы второй.

2 В этом плане значительный интерес представляет интернет-дискурс, посвященный спекуляциям вокруг констукта «русский космизм».

центрирующиеся вокруг конструктов «человек», «человечество», «космос», «природа» в их сопряженности в взаимосвязи.

Фундирование источниковедческой базы по данной проблематике показывает, что практически все исследователи в качестве основных характеристик антропокосмизма, отмечают его уникальность, своеобразие, экзистенциальную направленность, наполненность социокультурным смыслом. А в научно-мировозренческом плане это направление насыщено идеями единства человека и Космоса, рассматривает человека не как центр мира (что отличает, скажем, философию антропоцентризма), а как его органическую часть, ответственную за становление мирового единства. То есть, философия антропокосмизма ориентирована на космическую эволюцию сознания, духовное и культурное развитие, ноосферное рассмотрение природы человека на пути его перспективного преображения. Отсюда становится понятным, почему в орбиту «антропокосмизма» как новационной, нестандартной формы мыслительного дискурса, оказываются вовлеченными современные технологии, реализация международных экологических программ, актуальная и свежая теоретическая и прикладная проблематика.

Представляется, что истоки антропокосмической проблематики, центрирующейся вокруг проблемы человека (его природы, сущности и пр.), целесообразно исследовать путем обращения к восточной и западной философской мысли, «знаниевый багаж» которой достаточно богат. Одновременно важно обратиться к философии русского космизма в ее системных характеристиках и специфике.

Если говорить о доктринальной источниовой базе антропокосмизма, то

ею являются: индийский и тибетский буддизм, индийская эпическая мысль

(Махабхарата), ортодоксальные даршаны индийской философии (санкхья,

санкхья-йога и веданта), натурфилософия китайского даосизма, античная

философия (Пифагор, Гераклит, Платон, неоплатоники и др.), египетский и

европейский герметизм, христианская патристика (Климент, Ориген) и

16

христианская гностическая философия, каббалистическая философия, европейский пантеизм и алхимическая мысль эпохи Ренессанса, европейский философский новоевропейский рационализм и эмпиризм (Ф. Бэкон, Г.Лейбниц, Г. Гегель)3. Строго говоря, проблема человека и человечества, их бытия в природном мире находит свое осмысление в различных философских учениях и культурно-исторических системах знания.

В самом деле, обратившись к истории философии мы увидим, что генезис концепта «антропокосмизм» восходит к древним философским представлениям о Космосе как гармоничном, живом целом и о человеке как его «зеркальном» отражении. То есть, человек понимается как «микрокосм», органическая часть великого мирового целого, нераздельно с ним связанная и ему же обязанная своим существованием. Причем, такая модель понимания мира и человека не предполагала жестких водоразделов между ними «нет и не должно быть никаких границ между миром человека и всей остальной Вселенной, и поэтому нельзя противопоставлять их друг другу»4.

Из сказанного выше становится ясно, что, во-первых, «антропокосмизм»5 акцентирует основное внимание на тесной взаимосвязи Человека и Космоса, рассматривая их равноправными «партнерами» во Вселенной; во-вторых, эта связь. Здесь нужно уточнить, что конструкты «антропоцентризм» и «антропокосмизм» предстают как взаимоисключающие противоположности. Космическое миропонимание, в котором человек представлен частью Космоса (гармоничным порядком Бытия), и получило название «антропокосмизма».

Универсализм такого космического мироощущения представлен в разных этико-философских учениях. Считается, что наиболее ярко это выражено в даосизме, конфуцианстве и буддийском учении о дхарме («одно

3 См.: Самохина Н.Е. Философское учение Агни Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ) // Дисс. доктор. филос. наук. : 09.00.13. Москва, 2008. С. 47-48.

4 Холодный Н. Избранные труды. Киев,1982. С. 199.

5 Здесь нужно уточнить, что конструкты «антропоцентризм» и «антропокосмизм» предстают как взаимоисключающие противоположности.

во всём и всё в одном»). Мир здесь рассматривался как единый организм, части которого находились во взаимосвязи. «Всё пронизывает единый путь -дао, всё связано между собой. Жизнь едина и стремление каждой её части должно совпадать со стремлением целого»6. В книгах мудрецов говорится о гармоничных отношениях человека, природы и дао7: «Человек следует земле, земля - небу, небо - дао, а дао самому себе». Однако небо «может и повернуться лицом к человеку и отвернуться от него», ибо оно «действует в зависимости от поступков людей и их нравственности»8. Великое небо следует Дао, которое есть начало всех вещей и для постижения Дао рекомендуется недеяние, безмолвие, спокойствие, умеренность и бесстрастие, которые даруют слияние с Дао.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Маркина Елена Павловна, 2016 год

Библиографический список

1. Аблеев, С.Р. Онтология сознания в философской традиции антропокосмизма: теоретический анализ и системная реконструкция: автореф. дис... д. филос. наук: 09.00.01 / Аблеев Сергей Рифатович. -Киров, 2010. - 51 с.

2. Аблеев, С.Р. Онтология сознания в философской традиции антропокосмизма: теоретический анализ и системная реконструкция: дис. д. филос. наук: 09.00.01 / Аблеев Сергей Рифатович. - Киров, 2010.

3. Абрамов, М.А. Русский космизм: идея единства культуры и многоплановая реальность: дис. д. культурологии: 24.00.01. / Абрамов Михаил Александрович. - Саранск, 2007.

4. Абрамова, Т.В. Космизм в русской религиозной философии: (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков): Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Абрамова Татьяна Владимировна. - М., 1994. - 146 с.

5. Августин, А. Исповедь / А. Августин. - М.: Прогресс, 1991.

6. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.

7. Аристотель. О душе / Аристотель. Соч. В 4 т. - Т.1. - М., 1976.

8. Аристотель. Политика / Аристотель. Соч. В 4 т. - Т.4. - М., 1983.

9. Арлазоров, М.С. Циолковский. 4-е изд., перераб. и доп. / М.С. Арлазоров. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1977. - 287 с.

10.Баландин, Р.К. 100 великих оригиналов и чудаков / Р.К. Баландин. -М., 2010.

11.Баландин, Р.К. Закон природы в жизни общества / Р.К. Баландин // Новый мир. - 1993. -№5.

12.Баткин, Л.М. К истолкованию итальянского Возрождения: антропология Марсилио Фичино и Пико дела Мирандолы / Л.М. Баткин. - М., 1980.

13.Башкова, Н.В. Проблема преображения человека в философии русского космизма: В.И. Вернадский, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, К.Э. Циолковский: дис... канд. филос. наук: 09.00.13 / Башкова Наталья Валентиновна. -Тула, 2004. - 192 с.

14.Башляр, Г. Психоанализ огня / Г. Башляр // Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1993. - 174 с.

15.Беме, Я. Аврора, или утренняя заря в восхождении / Я. Беме // Пер. А.Н.Петровского. - М., 1990. - 416 с.

16.Бердяев, Н.А. О назначение человека / Н.А. Бердяев. - М., 1987.

17.Бердяев, Н.А. Религия воскрешения: «Философия общего дела» Н. Ф. Фёдорова / Н.А. Бердяев // Русская мысль, №7, 1915.

18.Бердяев, Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека) / Н.А. Бердяев. - М.: Изд-во Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1916.

19. Бессмертие философских идей Декарта. // Материалы Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта. / Ответственный редактор Н.В. Мотрошилова. - М.: ИФ РАН, 1997.

20.Бондаренко, Ю.Я. Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов / Ю.Я. Бондаренко. - М., 1994.

21.Боэций. Утешение философией / Боэций // «Утешение философией» и другие трактаты. - М., 1990.

22.Брагин, А.В. Онтологический аспект ноосферного соотношения мира и человека: Дис. ... д. филос. наук: 09.00.01 / Брагин Андрей Витальевич. - Иваново, 2003.

23.Брагина, Л.М. Этические взгляды Джованни пико дела Мирандолы / Л.М. Брагина. - М., 1965.

24.Брюнинг, В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние. Западная философия итоги тысячелетия / В. Брюнинг. - Екатеринбург-Бишкек, 1997.

25.Булгаков, С.Н. Душа социализма / С.Н. Булгаков // Новый град. -Париж, 1931. - №2.

26.Булгаков, С.Н. Религия человекобожества у Л. Фейербаха / С.Н. Булгаков. - М., 1906.

27.Булгаков, С.Н. Свет невечерний / С.Н. Булгаков. - М., 1917.

28.Василенко, Л.И. Космизм и эволюционизм в русской религиозно-философской традиции / Л.И. Василенко // Философия русского космизма. - М., 1996.

29.Васильев, Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли / Л.С. Васильев. -М., 1988.

30. Введенская, Е.В. Утопические идеи в философии русского космизма: Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Введенская Елена Валерьевна. - М., 2007. - 21 с.

31.Венцковский, Л.Э., Смирнов Г.Е. Развитие антропософской концепции / Л.Э. Венцковский., Г.Е. Смирнов // В сб.: Человек, космос, творчество: история и современность. - М., 1992.

32. Вернадский, В.И. Биосфера / В.И. Вернадский. - М.: Мысль, 1967. -376 с.

33.Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1989. - 258 с.

34. Вернадский, В.И. Дневники. 1917-1921 / В.И. Вернадский // Под ред. К.М.Сытника, Б.В.Левшина. - Киев: Наукова думка, 1997. - 325 с.

35. Вернадский, В.И. Живое вещество / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1978. - 261 с.

36.Вернадский, В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / В.И. Вернадский. - М.: Современник, 1993. - 685 с.

37.Вернадский, В.И. Научное мировоззрение / В.И. Вернадский // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. - М., 1999.

38.Вернадский, В.И. Начало и вечность жизни / В.И. Вернадский // Сост. М.С. Бастракова, И.И. Мочалов, В.С. Неаполитанская. - М., 1989.

39.Вернадский, В.И. Публицистические статьи / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1995. - 312 с.

40. Вернадский, В.И. Страницы автобиографии В.И. Вернадского / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1981. - 349 с.

41.Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский.

- М.: Наука, 1988. - 519 с.

42.Владимир Иванович Вернадский. 2-е изд., доп. - М.: Наука, 1992. - 240 с.

43.Володарский, В.М. Образ природы в творчестве Парацельса / В.М. Володарский // Природа в культуре Возрождения. - М., 1992. - 278 с.

44.Гагаев, А.А., Скипетров, В.П. Философия А.Л.Чижевского / А.А. Гагаев., В.П. Скипетров. - Саранск, 1999.

45.Гайденко, П.П., Петров, В.В. Космос и душа. Учения о Вселенной и человеке в Античности и в Средние века / П.П. Гайденко., В.В. Петров.

- М.: Прогресс, 2005.

46.Гараева, Г.Ф. Онтогносеологическая сущность софиологии и её место в русской философии: В.С.Соловьёв, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков: автореф. дис. ... д. филос. наук: 09.00.03 / Гараева Галина Фаизовна. -Армавир, 2000. - 345 с.

47.Гегель, Г.В.Ф. Философия права // Гегель Г.В.Ф. Соч. В 14 т. Т.7. - М., 1934. - 387.

48.Гиренок, Ф.И. Русские космисты / Ф.И. Гиренок. - М.: Знание, 1990. -61 с.

49. Голованов, Л.В. Человек, который дружил с Солнцем / Л.В. Голованов // «Правда», 1997, 1 марта, №30 (202).

50.Голованов, Л.В. Чижевский А.Л. / Л.В. Голованов // Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В.Константинов. В 5 томах. - Т.5. - М.: Советская энциклопедия, 1970. - С.488-489.

51.Гольбах, П. Система природы / П. Гольбах // Антология мировой философии. В 4-х т. Т.2. - М., 1970. - 342 с.

52. Гольбах, П. Система природы / П. Гольбах // Избранные произведения. В 2 Т. Т.1. - М., 1963. - 312 с.

53.Губин, В.Д., Некрасова, Е.Н. Философская антропология / В.Д. Губин., Е.Н. Некрасова // Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000. -240 с.

54.Губман, Б.Л. Тейяр де Шарден / Б.Л. Губман // Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. - 396 с.

55.Гулыга, А.В. Философское наследие: 80 т. / А.В. Гулыга //ЛГ.№ 39.26.09. - Л., 1979.

56.Гулыга, А.В. Стать зеркалом души народа / А.В. Гулыга // Вопросы философии. - 1988. - №9.

57.Гундольф, Ф. Парацельс / Ф. Гундольф // Пер. Л. Маркевич, общ. ред. В.Н. Морозова. - СПб.: Владимир Даль, 2015. - 191 с.

58.Гуревич, П.С. Философская антропология: Учеб. пособие / П.С. Гуревич. - М.: «Вестник», 1997. - 443 с.

59. Диоген Синопский. Гномы и апофтегмы, собранные из разных источников / Диоген Синопский // Антология кинизма. - М., 1984.

60.Дуденков, В.Н. Философия космизма в России рубежа 19-20 веков / В.Н. Дуденков. - СПб., 1998.

61.Ерасов, В.С. Культура, религия, цивилизация на Востоке / В.С. Ерасов. - М., 1990. - 356 с.

62.Ерохин, А. Тёмные пятна / А. Ерохин // «Партийная жизнь», 1964, № 24. - С.66-67.

63.Ефимова, Н.М. Русский космизм о природе жизни и смерти: Н.Фёдоров, К.Циолковский, А.Платонов: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Ефимова Наталья Михайловна. - Киров, 1996.

64.Жизнь. Смерть. Бессмертие. - СПб.: Наука, 1993. - 224 с.

65.Журавлёв, М.С. Космическая философия К.Э.Циолковского как синтез религиозного и научного мировоззрения: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Журавлёв Максим Сергеевич. - Тула, 2005. - 125 с.

66.Зайцев, Н.А. Был ли религиозен Циолковский? / Н.А. Зайцев // Наука и религия. - №11. - 1988.

67.Зарецкая, Н.Я. Особенности, проблемы и принципы философии Древнего Востока. Преемственность с русской философией ХУШ-ХХ веков / Н.Я. Зарецкая // http:kds.eparhia.ru.

68.Зарубин, А.Г. Чижевский о периодичности, как неотъемлемой черте динамического равновесия / А.Г.Зарубин. // Вестник Академии Ростова на Дону. - 1997. - №1. - С.11-19.

69.Захаров, М.Л. Философские идеи А.Л.Чижевского: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Захаров Михаил Леонидович. - Мурманск, 2006. - 24 с.

70.Зеленов, Л.А. Становление личности / Л.А. Зеленов // Волго-Вятское отд-ние сов. Социологической ассоциации АН СССР. - Горький: Волго-Вятское изд-во, 1989. - 168 с.

71.Зеньковский, В.В. История русской философии. В 2 т. / В.В. Зеньковский. Л.: Эго, 1991. - Т.2, ч.1. - 255 с.

72.Зеньковский, В.В. История русской философии. В 2 т. / В.В. Зеньковский. - Л.: Эго, 1991. - Т.2, ч.2. - 269 с.

73.Исакова, Н.В. Феномен глобальности в философии русского космизма: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.03 / Исакова Наталья Владимировна. - Краснодар, 2004. - 23 с.

74.История философии в СССР. В пяти томах. - М.: Наука, 1972. - 831 с.

75. История русской философии: учебник / Под ред. М.А. Маслина. Изд. 2-е. - М.: КДУ, 2008. - 638 с.

76. Казначеев, В.П., Спирин, В.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения / В.П. Казначеев, В.А. Спирин. -Новосибирск: Наука, 1991. - 302 с.

77.Кант, И. Всеобщая естественная история и теория неба. 1755 // И. Кант. Соч. В 6 т. Т.1. - М., 1963.

78. Капра, Ф. Дао физики. Исследования параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока / Ф. Капра. - М., 1994. - 319 с.

79.Кассирер, Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии / Э. Кассирер // Пер. А.Н. Муравьёв., сост. П.С.Гуревич, общ. ред. Ю.Н.Попова. - М.: Прогресс, 1988. -532 с.

80.Клеман, О. Истоки. Богословие Отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии / О. Клеман. - М.: Путь, 1994. - 218 с.

81.Ковалёва, Г.П. Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма: автореф. дис... канд. филос. наук: 09.00.01 / Ковалёва Галина Петровна. - Кемерово, 2003.

82.Ковалёва, М.В. Феномен культуры в русской религиозной философии конца Х1Х-начала ХХ века.: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Ковалева Марина Валерьевна. - Курск, 2009. - 141 с.

83.Корноухова, И.А. Историческое творчество А.Л.Чижевского // Традиции русской исторической мысли. Историография / И.А. Корноухова. - М., 1997.

84. Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. / Под ред. В.В. Фролова, Е.Н. Черноземовой, Т.П. Григорьевой, О.А. Лавреновой, Е.А. Бровко. В 3 т. Т.2. - Москва: Международный центр Рерихов, 2004. - 464 с.

85.Кувакин, В.А. Религиозная философия в России. Начало ХХ века / В.А. Кувакин. - М.: Мысль, 1980. - 376 с.

86.Куракина, О.Д. Русский космизм - истоки третьего тысячелетия / О.Д. Куракина // Человек, Общество, Вселенная: Сб. научных статей. - М., 1994.

87. Куракина, О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен / О.Д. Куракина. - М.: МФТИ, 1993. - 184 с.

88.Куракина, О.Д. Человек в естественнонаучной картине мира русского космизма / О.Д. Куракина // Проблема гуманизации математического и естественнонаучного знания: Сб. научных статей. - М., 1994.

89.Кьеркегор, С. Или-или // Антология мировой философии / С. Кьеркегор. В 4-х Т. - Т.З. - М., 1971.

90.Ламетри, Ж.О. Человек-машина / Ж.О. Ламетри // Сочинения. - М., 1983.

91. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М., 1994. - 460 с.

92. Лосев, А.Ф. Творчество Боэция как переходный антично-средневековый феномен / А.Ф. Лосев // Западноевропейская средневековая словесность. Сборник. - М.: МГУ, 1985.

93.Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. - М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

94.Лосский, Н.О. Мир как органическое целое / Н.О. Лосский. - М.: Высшая школа, 1991.

95.Лыткин, В.В. Понятие космизма и проблема его классификации / В.В. Лыткин // Научные ведомости БелГу. Серия «Философия. Социология. Право». - №8(127). - Вып.20. - Белгород, 2012. - С. 265-272.

96.Лыткин, В.В. Социально-антропологические и философские проблемы русского космизма / В.В. Лыткин. - Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, 2003. - 193 с.

97.Лыткин, В.В. Философско-антропологический проект К.Э.Циолковского: автореф. дис. ... д. филос. наук: 09.00.13 / Лыткин Владимир Владимирович. - Белгород, 2013. - 42 с.

98. Майер, П. Парацельс - врач и провидец / П. Майер // Пер. Е.Б. Мурзина. - М., 2003.

99.Макогонова, В.В. Антропологические проблемы русского космизма: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.05 / Макогонова Владислава Владимировна. - Днепропетровск, 1996. - 151 с.

100. Мапельман, В.М. Этико-экологические тупики русского космизма / В.М. Мапельман // Общественные науки и современность. - М., 1996. - 31. - С.43-71.

101. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собрание сочинений. В 3 т. - Т.З. - М., 1963. - 365 с.

102. Маслеев, А.Г. Человеческое измерение Вселенной: космизм и антропоцентризм / А.Г. Маслеев. - Екатеринбург: УрГУ, 1996.

103. Михаленко, Ю.П. Гоббс и Фукидид (о месте Гоббса в позднем английском Возрождении) / Ю.П. Михаленко // Историко-философский ежегодник. - М., 1986. - С. 104-124.

104. Михеева, И.Б. Философия «общего дела» Николая Фёдорова в контексте русской культурной традиции / И.Б. Михеева. - М., 2002. -98 с.

105. Мосолова, С.В. Софиология: человеческое прочтение книги Божией / С.В. Мосолова // «Вестник Московского университета». Серия «Философия», 1994, №7. - С.43-54.

106. Мотрошилова, Н.В. Жизненный мир / Н.В. Мотрошилова // Новая философская энциклопедия. В 2 т. - Т. 2. - М., 2001. - С. 243.

107. Мотрошилова, Н.В. «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / Н.В. Мотрошилова // Отв. ред. Мотрошилова Н.В. - М.: Канон+, 2010. - 672 с.

108. Мочалов, И.И. В.И. Вернадский и религия / И.И. Мочалов // Вопросы истории естествознания и техники. - 1988. - №2. - С. 36-44.

109. Мочалов, И.И. Владимир Иванович Вернадский. 1863-1945 гг. / И.И. Мочалов. - М.: Наука, 1982. - 488 с.

110. Мочалов, И.И. «Концепция антропокосмизма» Н.Г.Холодного / И.И. Мочалов // Вопросы философии. - 1982. - №11. - С.69-82.

111. На пороге грядущего. Памяти Николая Фёдоровича Фёдорова (1829-1903). - М.: Пашков дом, 2004. - 456 с.

112. Научное и социальное значение деятельности В.И. Вернадского: Сборник научных трудов // Под общ. ред. А.Л. Яншина. - Л.: Наука,

1989. - 416 с.

113. Николай Кузанский. Малые произведения 1445-1447 гг. / Николай Кузанский // Соч. В 2 т. - Т.1. - М.: Знание, 1979.

114. Николай Кузанский / Н. Кузанский // Сочинения. В 2 т. - Т.1. -М.: Знание, 1979.

115. Ойзерман, Т.И. Людвиг Фейербах о религии и путях человеческой эмансипации / Т.И. Ойзерман // Общественные науки. -

1990. - №3. - С. 154-163.

116. Огурцов, А.П. Знание и космос: гносеология космизма / А.П. Огурцов // Философия русского космизма. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. - С. 231-263.

117. Огурцов, А.П. Философия науки: двадцатый век: Концепции и проблемы: в 3 частях. Часть 3: Философия науки и историография / А.П. Огурцов. - СПб.: Изд. Дом «М1ръ», 2011. - 495 с.

118. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет. - М., 2000.

119. Останина, С.В. Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Останина Светлана Валерьевна. - Екатеринбург, 2004. - 160 с.

120. Панфилова, Т.В. Человек в мировоззрении Востока / Т.В. Панфилова. - М.: Знание, 1991.

121. Парфёнова, А.И. Влияние философии космизма на русскую культуру конца Х1Х-начала XX века: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Парфёнова Анна Игоревна. - СПб., 2001. - 169 с.

122. Платонова, Д.В. Экологические идеи в русском космизме: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Платонова Дарья Викторовна. -Москва, 2004. - 162 с.

123. Римский, В.П. Миф и религия: проблема генезиса и культурно-исторической специфики архаических религий / В.П. Римский. -Белгород: Крестьян. дело, 2003. - 200 с.

124. Римский, В.П. Тоталитарный Космос и человек / В.П. Римский. -Белгород: БелГУ, 1998. - 126 с.

125. Рожанский, И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности: Ранняя греческая наука «о природе» / И.Д. Рожанский. - М., 1979.

126. Розанов, В.В. Апокалипсис нашего времени / В.В. Розанов. - М.: Эксмо, 2008.

127. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М.: Республика, 1999. - 656 с.

128. Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. - М.: Алгоритм, 2007. -736 с.

129. Русский космизм: Антология философской мысли. / Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

130. Русский космизм и современность. - М.: Наука, 1990. - 247 с.

131. Сагатовский, В.Н. Есть ли выход у человечества? (критика образа жизни) / В.Н. Сагатовский. - СПб., 2000.

132. Сагатовский, В.Н. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию) / В.Н. Сагатовский. - СПб., 2006.

133. Сагатовский, В.Н. Философии развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях / В.Н. Сагатовский. - СПб., 1997-1999.

134. Сагатовский, В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении / В.Н. Сагатовский. - СПб.: Питер, 2004.

135. Сагатовский, В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях / В.Н. Сагатовский. Ч.2.: Онтология. - СПб., 1999.

136. Сагатовский, В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Мировоззрение антропокосмизма / В.Н. Сагатовский. - СПб, 2006.

137. Сагатовский, В.Н. Философия развивающейся гармонии. Часть III. Антропология / В.Н. Сагатовский. - СПб., 1999.

138. Сагатовский, В.Н. Целостный подход в образовании целостного человека / В.Н. Сагатовский // Современное образование в контексте целостного подхода. - Томск, 2005.

139. Салмина, И.Ю. История формирования идей философии космизма в русской культуре: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Салмина Ирина Юрьевна. - Мурманск, 2005. - 150 с.

140. Сальникова, Л.Г. НТР и возрастание роли живого знания / Л.Г. Сальникова // Человек в системе НТП. - С.171-172.

141. Самохина, Н.Е. Философское учение Агни Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ): дис. ... д. филос. наук. : 09.00.03 / Самохина Наталья Евгеньевна. - Москва, 2008. - 414 с.

142. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто / Ж.П. Сартр // Человек и его ценности. - М., 1988.

143. Сартр, Ж.П. Воображаемое / Ж.П. Сартр. - М., 1940.

144. Сафронов, И.А. Русский космизм / И.А. Сафронов. - СПб., 1998.

145. Семёнова, С.Г. Русский космизм / С.Г. Семёнова // Русский космизм: Антология философской мысли. - М., 1993.

146. Семёнова, С.Г. А.Л.Чижевский / С.Г. Семёнова // Русский космизм. - М., 1993.

147. Семёнова, С.Г. Тайны Царствия Небесного / С.Г. Семёнова. - М., 1994.

148. Сербиненко, В.В. История русской философии XI-XIX вв. / В.В. Сербиненко. - М., 1993. - 148 с.

149. Синеокая, Ю.В. Проблема сверхчеловека у Вл. Соловьёва и Ф. Ницше / Ю.В. Синеокая. - М., 2011.

150. Соловьёв, B.C. Жизненная драма Платона / В.С. Соловьёв // Сочинения: В 2 Т. - Т.2. - М.: Мысль, 1990.

151. Соловьёв, B.C. Идея сверхчеловека / В.С. Соловьёв // Сочинения: В 2 Т. - Т.2. - М.: Мысль, 1990.

152. Соловьёв, B.C. Чтения о богочеловечестве / В.С. Соловьёв // Сочинения. - М., 1994.

153. Булгаков, С.Н. Свет невечерний / С.Н. Булгаков. - М., 1994.

154. Соловьёв, В.С. Собрание сочинений / В.С. Соловьёв // Сочинения в 2 Т. - Т.1. - М., 1988.

155. Соловьёв, В.С. Сочинения / В.С. Соловьёв // Сочинения в 2 Т. -Т.2. - М., 1988.

156. Спирин, Е.А. Феномен человека как система антропокосмической целостности: Дис. ... канд.филос.наук: 09.00.11 / Спирин Евгений Алексеевич. - Новосибирск, 1999. - 253 с.

157. Стёпин, В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Стёпин. - М., 2006.

158. Суслов, А.В. Нравственные основания русского космизма // Дис. канд. филос. наук: 09.00.05 / А.В. Суслов. - М., 1999.

159. Терехов, С.В. Эволюционные идеи в естественнонаучном направлении русского космизма: К.Э. Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский: Дис. канд. филос. наук: 09.00.03 / Терехов Сергей Васильевич. - Москва, 2003. - 187 с.

160. Толстой, Л.Н. Литературное наследство / Л.Н. Толстой. Сочинения. Т. 6. - М., 1961.

161. Трубецкой, Е.Н. Несколько слов о Вл. Соловьёве и Н. Фёдорове (Ответ Н.П. Петерсону) // Вопросы философии и психологии. - 1913. -№ 118. - С. 57-64.

162. Туфанов, А.О. Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании: Дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / Туфанов Александр Олегович. - СПб., 2001. - 143 с.

163. Фёдоров, Н.Ф. Бесчисленные невольные возвраты или единый, сознательный и добровольный возврат? / Н.Ф. Фёдоров. - М., 1993.

164. Фёдоров, Н.Ф. Философия общего дела / Н.Ф. Фёдоров // Сочинения. В 2 т. - Т. 2. - М., 1982.

165. Федотов, Г. Эсхатология и культура / Г. Федотов // Новый град. -Париж, 1938, №13.

166. Фейербах, Л. Сущность религии / Л. Фейербах // Избранные философские произведения. В 2-х т. - Т. 2. - М., 1955.

167. Фейербах, Л. Избранные философские произведения / Л. Фейербах. В 2-х т. - Т.1. - М., 1955.

168. Феньвеш, Т.А. Ноосферная концепция в системе космического направления развития научного и философского знания: Дис. канд. филос. наук: 09.00.01 / Феньвеш Татьяна Анатольевна. - Красноярск, 2003. - 118 с.

169. Филенко, Л.П. Русский космизм: социокультурный проект и рациональный конструкт: Дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / Филенко Любовь Павловна. - Белгород, 2012. - 181 с.

170. Философия русского космизма. Сборник научных статей // Ред. Л.Ф. Пирожкова.- М., 1996.

171. Флоренский, П.А. Оправдание космоса / П.А. Флоренский. -СПб., 1994.

172. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. - М., 1990.

173. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия / Г.В. Флоровский. 4-е издание. - Киев, 1991.

174. Фокин, А.Р. Боэций о человеческой свободе / А.Р. Фокин // Философия и культура, 2008, №3. - С. 44-47.

175. Франк, С.Л. История русской философии / С.Л. Франк. - М., 1991.

176. Франк, С.Л. Николай Фёдоров / С.Л. Франк // Из истории русской философской мысли конца XIX века и начала ХХ века. - Нью-Йорк, 1965.

177. Франклин, В. Исторический очерк конституции и правительства Сильвании / В. Франклин // Избранные произведения. - М., 1956.

178. Фролов, И.Т. Избранные труды / И.Т. Фролов. В 2 томах. - Т. 2. Философия и история генетики. - М., 2002.

179. Фролов, И.Т., Юдин, Б.Т. Многомерный образ человека. Комплексное междисциплинарное исследование человека / И.Т. Фролов, Б.Т. Юдин. - М.: Наука, 2001. - 237 с.

180. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: Мысль, 1992.

181. Холодный, Н.Г. Избранные труды / Н.Г. Холодный. - Киев,1982.

182. Холодный, Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке / Н.Г. Холодный // Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

183. Циолковский, К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1911-1912 гг.) / К.Э. Циолковский // Избранные труды. - М., 1962.

184. Циолковский, К.Э. Космическая философия / К.Э. Циолковский // Техника молодёжи, №4, 1981. Также Архив АН СССР, фонд 555, опись 1, дело 535.

185. Циолковский, К.Э. Космос есть животное / К.Э. Циолковский // Человек, №6, 1991.

186. Циолковский, К.Э. Очерки о Вселенной / К.Э. Циолковский. -Калуга: Золотая аллея, 2001.

187. Циолковский, К.Э. Три! Два! Один! / К.Э. Циолковский. - М.: Советская Россия, 1989. - 495 с.

188. Чаркина, А.С. Проблема человека в философии русского космизма / А.С. Чаркина. - М., 1996.

189. Чижевский, А.Л. Земное эхо огненных бурь / А.Л. Чижевский. -М.: Мысль, 1976.

190. Чижевский, А.Л. Физические факторы исторического процесса / А.Л. Чижевский. - Калуга, 1924.

191. Чижевский и образование: Сборник научных трудов и материалов, посвященных исследованию научно-культурного наследия

А.Л. Чижевского / Под общ. ред. В.В. Лыткина. Сост.-ред. Е.Л. Прасолова. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2000. - 352 с.

192. Шелер, М. Положение человека в космосе // М. Шелер Избранные произведения. - М., 1994.

193. Шеллинг, Ф. Истории новой философии. (Мюнхенские лекции) / Ф. Шеллинг. Соч. в 2 т. - Т. 2. - М., 1989.

194. Шеллинг, Ф. Об отношении реального к идеальному в природе / Ф. Шеллинг // Соч. в 2 Т. - Т. 2. - М., 1987.

195. Шеллинг, Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах / Ф. Шеллинг. -М.: Высшая школа, 1989.

196. Шестов, Л. Н.Ф. Фёдоров / Л. Шестов // Умозрение и откровение. - Париж, 1964.

197. Юнг, К.-Г. О психологии восточных религий и философии / К.-Г. Юнг. - М.: Наука, 1994.

198. Яблонский, Э.Г. Философско-мировоззренческие основания русского космизма: дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Яблонский Эдуард Генрихович. - СПб., 1999. - 139 с.

199. Яншин, А.Л. Он подарил людям Солнце / А.Л. Яншин // Российская газета, 1997, № 26 (1636), 7 февраля.

200. Ясперс, К. Истоки истории и её цель / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. - М., 1991.

Электронные ресурсы

1. Русский космизм Н.Ф. Федорова // Режим доступа: Мр:/^-

brotherhood.narod.ru.

2. Бердяев, Н.А. Новые книги о Якове Бёме / Библиотека Якова Кротова

//Режим доступа: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1926_316.html.

3. Сайт биографии известных людей // Режим доступа:

www.bibliotekar.ru/genii/.

4. Сайт «Все о философии» // Режим доступа: intencia.ru.

5. Сайт «Русский космизм» // Режим доступа: http://cosmizm.ru.

6. Сайт «Академия тринитаризма» // Режим доступа: http:// www.trinitas.ru/rus/000/a0000001.htm.

7. Сайт памяти Н.Ф.Федорова // Режим доступа: http://nffedorov.ru.

8. Сайт «Международный центр Рерихов» // Режим доступа: http:// www.icr.su.

9. Сетевой канал рериховских новостей «Misterium magnum» // Режим доступа: http: //news .roerich.com.

10. Философский портал «Philosophy.ru» // Режим доступа: http:// philosophy.ru.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.