Философско-культурологическое основание педагогической антропологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Грешилова, Ирина Александровна

  • Грешилова, Ирина Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Чита
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 141
Грешилова, Ирина Александровна. Философско-культурологическое основание педагогической антропологии: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Чита. 2005. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Грешилова, Ирина Александровна

Введение.

Глава первая

Философско-методологическое и философско-мировоззренческое обоснование педагогической антропологии.

1.1.Методология исследования педагогической антропологии.

1.2.Философско-культурологическая ориентация в образовательном процессе.

1.3.Аксиологические установки педагогической антропологии.

Глава вторая

Культурная среда образования как сфера философско-антропологической и педагогико-антропологической парадигмы.

2.1. Процесс трансформации «человека культуры» в «человека культурного».

2.2.Роль знаков культуры в образовательном процессе.

2.3.Стагнация и динамика преемственности с позиций педагогической антропологии.

2.4.Поликультурный аспект философский и педагогической антропологии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-культурологическое основание педагогической антропологии»

Актуальность темы диссертационного исследования. Проблема человека является предметом изучения различных наук на протяжении столетий. Человек - это причина и следствие философских размышлений. Во все времена проблема человека являлась одной из главных тенденций в развитии философской мысли. В XXI веке «вечные вопросы» философии приобретают новое звучание. Противоречия между эпохой глобализации и тенденцией сохранения национальных культур, между рыночным темпом развития и потерей личностной самоидентификации, между стремлением сохранить значимость и ценность общественных интересов и самоотстраненностью личности.

Рубеж веков называют особым временем, по причине того, что в этот период происходят существенные изменения в мыслях и действиях людей. И так же как все сферы жизни человека подвергаются широкомасштабным изменениям, не остается без изменения важнейшая область человеческой жизнедеятельности - образование. Образование всегда было зеркальным отражением общества. В кризисные эпохи оно имело тенденцию предсказывать обществу те противоречия, которые его ожидают.

В современное время рыночная экономика, стремление к международному сотрудничеству на уровне высоких технологий ставит систему российского образования перед выбором - применять европейский стандарт или формировать свой, российский, на основе новых образовательных парадигм. Но в стремлении формирования новых образовательных технологий мы может забыть главное - человека. Наша система образования, ориентированная десятилетиями на общественные ценности, воспринимает демократические тенденции, к сожалению, иногда, без Человека. Эта ориентация была отмечена в 90-е годы философией образования, ценностное содержание которой бьио выражено мыслью, что пространство культуры формирует не только человека культуры, но и культурного человека.

Апофеоз идеи человека в образовании на рубеже XXI века предопределил вновь обращение к педагогической антропологии, которая в российской науке зародилась еще в XIX веке. Антропологизация гуманитарного знания, процесс, который стал современным направлением в развитии науки, предопределила и необходимость нового видения составляющих компонентов образования (воспитания и обучения).

Обращение к философско-культурологическому анализу проблем педагогической антропологии основывается на том, что человек определяет себя как личность во взаимодействии с обществом и культурой. Благодаря педагогической деятельности, образование - двойственно. Это и фактор культуры, и средство формирования, раскрытия ее содержательных компонентов. Поэтому через механизмы образования содержание культуры, становясь достижением Человека, через различные формы его деятельности вновь возвращается в культуру. Таким образом, образование - качественно изменяющийся «канал кругооборота» культуры.

Не случайно, что рядом с философской, социальной, культурной антропологией оформляются юридическая, политическая, педагогическая антропология. Педагогическая антропология в XXI веке претендует на должное место в системе человекознания. Если педагогика- это наука о воспитании, образовании, обучении подрастающего поколения, то педагогическая антропология - это система философского, культурологического, филологического, социально-политического, историко-логического знания. Ее можно назвать своеобразным мостом от региональных теорий к всеобщему учению о человеке, к интегральной антропологии. Это обусловлено тем, что педагогическая антропология -учение о человеке развивающемся и воспитывающемся.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования на теоретическом уровне диктуется философско-культурологическим содержанием педагогической антропологии, которая ориентирована на свободную и творческую личность, смысл существования которой в самосовершенствовании и самореализации в самых разнообразных формах и проявлениях. В период модернизации системы российского образования, когда отсутствуют выверенные стратегические приоритеты, продолжается поиск ответов на вопросы, связанные с тем, сможет ли образование ответить на социальные вызовы времени и оправдать возлагаемые на него надежды, что и определяет практическую целенаправленность диссертационного исследования.

Классики отечественной философии и современные философы А.С.Ахиезер. Э.В.Ильенков, А.Ф.Лосев, М.К.Мамардашвили, В.С.Степин и др. в своих работах говорят о том, что именно философии в нашем отечестве принадлежит выполнить духовно интегрирующую миссию. Философия, осуществляя себя в определённой воспитательной направленности, не просто способствует жизненной ориентации человека, она помогает становлению «человеческого в человеке». Особое звучание приобретает слово «помогает», потому что, как замечает, М. Мамардашвили «все философские утверждения, имеющие термин «человек», никогда не разрешимы на каких-либо антропологических свойствах».1 Философ говорит о том, что человек - единственное существо в мире, которое находится в состоянии «постоянного зановорождения».

Решение задач, обусловленных темой диссертации, несомненно, входит в компетенцию философии, культуры, педагогики, что подтверждает, на наш взгляд, обоснованность и целесообразность выбора педагогической антропологии в качестве объекта исследования. Поэтому актуальность постановки проблемы исследования выражается в следующем:

Первое. Традиционно проблемы педагогической антропологии в отечественной литературе рассматривались на уровне истории педагогической мысли как конкретизация соответствующих систем и концепций. Педагогическая деятельность представлялась как целостный процесс, направленный на развитие не только сознания, чувств и воли воспитуемого, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, связанных между собой. Это был

1 Мамардашвили М.Пробдема человека в философии//0 человеческом человеке/Под общ. рея. ИТ.Фролова М, 1991.-С.15 процесс, который выполнял функции передатчика культуры от одного поколения к другому. Он представлялся деятельностью механического характера, своеобразным мостом от одного поколения к другому. Антропологическое направление в педагогической мысли обусловило особый интерес к проблеме, которая стала предметом философских размышлений, оказавших значительное влияние на становление педагогической антропологии. В настоящее время, когда наличие духовного кризиса общества не оставляет сомнения, философское осмысление сущности человека и механизмов его становления позволит прийти к выводу, что между культурой и образованием существует прочная двусторонняя связь.

Второе. С 90-х годов XX века в научный оборот вошёл термин «человек культуры», впервые употреблённый А.Ф.Малышевским, в связи с рассмотрением смысловой природы личности и диалогического характера взаимодействия личности и культуры. Культура выступает духовным компонентом человеческой деятельности, она, как замечает Б.Ерасов, вездесуща, однако в каждом конкретном виде деятельности «представляет лишь собственно духовную сторону».'Сознание человека, который оказывается в ситуации пересечения разных культур, делает его не просто наблюдателем происходящего, но и вовлекает в активное и творческое взаимодействие с окружающим миром, людьми. Современный период ряд исследователей характеризует как время «многомерного диалога» человека и культуры, но, несмотря на достаточно глубокое освещение данной проблемы, остаётся открытым вопрос, как сделать диалог универсальным, всеохватывающим способом существования культуры и человека в культуре. Контур современного представления о человеке, который складывается при анализе данных, полученных различными науками настолько многообразен, что в нём прямо обнаруживаются противоположные свойства. Это подтверждает необходимость определения взаимодействия классических и совре

1 Ерасов Б.С.Социальная культурология. - М.,2000,- С.8 менных подходов к бытию человека в культуре, открывает путь историко-эволюционной ориентации в области педагогической антропологии.

Третье. Педагогическая антропология рассматривает человека как существо, имеющее индивидуальную - физическую и ментальную ограниченность, «вместимость». Природная, предметная и духовная сферы представлены определёнными знаками, посредством которых осуществляется соединение человека с миром. Общепризнано, что образовательный процесс составляет основу человеческой деятельности, а современная культура базируется на способности работать с различными типами культур, что возможно только при постижении знаковой системы своей культуры. Немаловажным аспектом диссертации является рассмотрение поликультурности педагогической и философской антропологии. Необходимость переосмысления концептуальных подходов в системе образования обусловлена изменениями социального и культурного статуса личности в современном мире, задача которого в становлении ценностно-ориентирующей роли личности в мире, где доминируют альтернативные позиции. Полилог культур, таким образом, будет выступать средством взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых ценностей сосуществования разных культур как равных в философском контексте.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы педагогической антропологии в современной и классической, зарубежной и отечественной литературе тесно связаны с проблемами философского мировоззрения, историей философской и педагогической мысли. Человек как предмет философских размышлений получал самую разнообразную трактовку в различных философских направлениях, которые оказывали существенное влияние на становление идей педагогической антропологии. Философское мировоззрение, философская рефлексия, философский диалог в культурологической ретроспективе представлены в трудах В. Вивдельбандта, В.Вундта. Р.Г.Гарднера, А.А.Гусейнова, И.А.Ильина, А.Ф.Лосева, М.К.Мамардашвили. В трудах Н.Бердяева рассматривается экзистенциальный взгляд на становление человека, его связь с обществом, их взаимовлияние, И.А.Ильин развивает антропологическую идею целостности человека.

Введение понятия «человек культуры» в современную педагогическую практику не только отвечает запросам сегодняшнего времени, но и помогает выстроить нетрадиционный взгляд на такие феномены как человек и культура. Как показывают исследования, природа образования требует обращения к различным сущностным аспектам культуры, которые представлены в трудах М.М.Бахтина. В.С.Библера, Г.Д.Гачева, М.С.Кагана. Н.О.Лосского, В.М.Межуева и др.

Важным фактором формирования личности является мыслительная деятельность. Психология и педагогика решают эту проблему сообща. В школе диалога культур В.С.Библера, в трудах Л.Н.Краснопольской, А.Ф.Малышевского звучит не просто обеспокоенность состоянием современного общества, но и уверенность в том, что философии принадлежит доминирующая роль в решении этой проблемы.

В трудах Н.Бердяева, С.Л.Франка, М.М.Бахтина, С.Л.Рубинштейна представлена идея о двойственной природе человека. Н.А.Бердяев характеризует важнейшую особенность двойственной природы, конкретизируя его одновременную принадлежность к духовному и материальному. По мысли философа, одной из центральных характеристик человеческого существования является противоречие между временностью его бытия, его деяний и его принадлежностью к вневременному. Этот философско-психологический подход подразумевает наличие в жизни человека пространственно- временных и содержательно-смысловых аспектов. Это означает, что человек несёт ответственность за формирование собственного смыслового единства и его реализацию. Таким образом, становление человека обретает форму определения себя в мире. В контексте нашего исследования теоретические положения взаимосвязи настоящего, прошедшего и будущего легли в основу рассмотрения проблемы стагнации и динамики преемственности в педагогической антропологии.

В современной западной философской мысли средством достижения взаимопонимания представлен диалог. М.Бубер, Г.Г.Гадамер, К.Гарднер, Ж.Деррида, М.Г.Хайдегегтер, К.Ясперс и др. рассматривают диалог в тесном взаимоотношении с характером эпохи и социокультурной ситуацией.

Социальная неопределённость, размытость нравственных критериев и усиливающаяся дифференциация общества создают ситуацию непонимания между реальным и идеальным бытием человека. Однако ориентация современного процесса образования на гуманизацию - задача такой степени сложности, решить которую под силу только тому, кто будет иметь высокий личностный уровень развития. Современному обществу необходим антропологический подход в решении проблем образования, совершенствование педагогического мировоззрения в направлении его антропологизации.

Концептуальные аспекты идей становления человека культуры, обоснование смысловых механизмов этого процесса, теоретико-методологические основы взаимосвязи культуры и воспитания представлены в исследованиях А.В.Роговой.

Осмыслению духовного состояния общества в философском контексте посвящены работы М.Н.Фоминой.

В последнее время особое звучание приобретают вопросы, связанные с поиском мировоззренческих ориентаций будущего. Поиск новой системы идеалов всегда был трудным и важным, потому как только на этом пути возможен выход из духовного и культурного кризиса.

Эти проблемы побудили нас обратиться к философско-культурологическому анализу педагогической антропологии, так как по мере развития человечества укрепляются философские основания образования, оно становится всё более антропологически ориентированным. Опираясь на идеи М. Бубера, М.М.Бахтина. В.С.Библера о всеобщности диалога как основы человеческого сознания можно вести речь о проблемном поле диалоговой культуры в отношениях субъектов образовательного процесса.

Цель исследования: Целью данного исследования является анализ ан-тропологичности философско-культурологической составляющей образовательного процесса.

Поставленная цель определила следующие задачи:

- охарактеризовать аксиологические установки педагогической антропологии в их философском контексте, что позволит выявить специфику ценностей как компонента культуры;

- проанализировать становление культурной среды как фактора образования, которое представляет сферу социокультурной и антропокультурной практики человечества;

- выявить особенности трансформации «человека культуры» в «человека культурного» как показатель социокультурной динамики и идентификации;

- определить роль знаков культуры в образовательном процессе с позиций их культурно-антропологического содержания;

- обосновать преемственность как необходимое условие сохранения целого и видоизменения частного, основываясь на диалогической природе человека, на его готовности к участию в конструктивном диалоге, к обмену идеями, ценностями, опытом, знаниями.

Не претендуя на окончательное решение проблемы становления личности в современных социокультурных условиях, мы стремимся определить перспективность и необходимость этой области исследования. Без антропологического обоснования образования сложно определить направленность становления культуры личности. Поэтому данная работа представляет собой стремление обосновать философский подход к проблемам образования человека в культуре. Это, по мнению диссертанта, будет способствовать преобразованию тех жизненных ценностных ориентиров, которые пришли в противоречие с социальной практикой образования, препятствуя её дальнейшему развитию.

Объект исследования: Философское обоснование и культурологический компонент педагогической антропологии

Предмет исследования: Аксиологичность и антропологичность культурных знаков современного образования

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют принципиальные идеи, положения и выводы, изложенные в трудах классиков отечественной и зарубежной философии, культурологии, педагогики и психологии.

Сложность и многоплановость избранной темы потребовала привлечения материалов и источников философского, культурологического, исторического литературного и философского содержания. Это способствовало не только расширению интерпретации изучаемой темы, но и позволило сформировать основу для новых подходов, предоставило возможность определить практическую область реализации сформулированных принципов в экспериментальной программе развития школы полилога культур.

Концепция диалогического онтологизма В.С.Библера, философской рефлексии А. Ф.Лосева, М.К.Мамардашвшщ, В.С.Степина, диалогичности сознания М.М.Бахтина и Л.Выготского, ценностная характеристика объект-субъектного взаимодействия М.С.Кагана послужила основой для рассмотрения процесса трансформации «человека культуры» в «человека культурного», то есть формирования личностной культуры. Мы использовали междисциплинарный подход, который позволил выявить методологию анализа философско-мировоззренческого основания. Методологическую роль для нас сыграли труды по истории философии, гносеологии, педагогике, психологии.

Культура, будучи исключительно гибкой и динамичной в своём развитии способствует преодолению замкнутости и завершённости развития личности. Стремление личности к самоизменению и самосовершенствованию при определённых условиях позволяет говорить о близости механизмов взаимодействия развития человека и культуры. Об этом свидетельствуют исследования Л.С.Выготского, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, С.Л.Франка, Г.Г.Шпета и др.

В исследовании факторов становления «культурного человека» мы опирались на работы Л.Н Боголюбова, Л.П. Буевой., Э.Н.Гусинского, М.Н. Дуди-ной, К.А. Шварцман и др., которые посвящены проблемам гуманизации образования. Труды указанных авторов позволили нам не только сформулировать проблему, но и, учитывая полученные результаты, определить дальнейшую перспективу развития.

Основными методами и принципами исследования явились анализ и синтез, единство всеобщего и частного, историчность и преемственность в стагнации и динамике.

Применение принципа всеобщего и единичного объясняется, прежде всего, тем, что основу философско-мировоззренческого основания составляют биологические, психические, физиологические знания, способствующие поиску ответа на вопросы, связанные с особенностями развития индивидуальности.

Соотношение традиций и новаторства считается извечной проблемой культуры. В работе преемственность рассматривается как диалектическое взаимодействие двух её ипостасей - сохранение ранее достигнутого и творческое обновление имеющегося. И если культура передаётся из поколения в поколение, то правомерно предположить, что поколение - это движущая сила преемственности.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ней:

- определены аксиологические установки в философском контексте

- проанализировано становление культурной среды как сферы социокультурной и антропокультурной практики человечества

-выявлены особенности трансформации «человека культуры» в «человека культурного»

- определена роль знаков культуры в образовательном процессе

-раскрыт механизм преемственности, основанный на диалогической природе человека.

Диссертация является специальным исследованием, в котором представлено философско-культурологическое основание педагогической антропологии.

На защиту выносятся следующие положения, исходя из главной цели, задач и научной новизны исследования:

1. Осмысление педагогической антропологии в единстве культурологического, социологического и личностно-ориентированного уровней. Педагогическая антропология предстаёт как специальное течение в человекознании, интегрирующее естественно-научное, философское и педагогическое представления о человеке.

2. Культура как конкретное содержание пространства бытия любого человека заключает в себе огромные потенциальные возможности воздействия на индивида, его развитие, воспитание, социализацию. Становление «культурного человека» внутренне противоречивый процесс, требующий решения смысло-жизненных вопросов, влияющих на определение духовных ориентиров.

3.Диалог лежит в основе преемственности культуры. Его многоплановое воздействие предстаёт на уровне осмысления аксиологических установок, передаваемых из поколения в поколение и закрепление в каждом последующем наиболее стабильных и нравственно ёмких мировоззренческих ценностей соответствующего социума.

4.0бразование рассматривается как социокультурный феномен, как культурная сфера необходимой социокультурной практики человечества. Культурно-антропологические проблемы образования предстают в полной мере в фило-софско-антропологической и педагогико - антропологической парадигмах.

5. Философская антропология, являясь методологией образовательного процесса, концентрирует взаимодействие философских установок и педагогических идей. Отсюда её двоякое методологическое влияние на образование. Первое - функциональное, так как речь идёт о воспитательной функции и, второе - содержательное, поскольку именно ей принадлежит разработка методологических установок и принципов, используемых при анализе образовательно-воспитательного процесса.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость рассмотрения философско-культурологического основания педагогической антропологии определяется поиском методологических подходов к образовательно-воспитательному процессу. Результаты диссертационного исследования расширяют научные представления о сущности философско-педагогического подхода к воспитанию, могут быть значимыми в решении вопросов, связанных с модернизацией современного образовательно-воспитательного процесса. Теоретические положения диссертации могут быть использованы в качестве элективных курсов по проблемам философии, педагогики и культурологии.

Представленная работа позволяет по - новому взглянуть на проблемы взаимоотношения субъектов образовательно-воспитательного процесса, что нашло воплощение в экспериментальной программе образовательного учреждения инновационного типа - школе с этнокультурным компонентом образования.

Апробация результатов работы. Выводы и результаты исследования докладывались на международных, российских, региональных, областных научно* практических конференциях в гг. Чите, Улан-Удэ, Перми, Воронеже, Великом Новгороде, как в очной, так и в заочной формах. Автор выступал с докладами на научно-практических конференциях, семинарах преподавателей средней и высшей школы.

По теме диссертации проведён ряд научно-методических семинаров при городском информационно-методическом центре г. Читы по линии городской Лаборатории управления развитием образованием при Комитете образования г. Читы.

Принципиальные выводы положены в основу концепции экспериментальной программы «От школы народных традиций к школе полилога культур». (Региональная модель образовательного учреждения). Результаты диссертационного исследования отражены в статьях и тезисах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Грешилова, Ирина Александровна

Заключение

В процессе нашего исследования философских, культурологических аспектов педагогической антропологии мы пришли к выводу, что современный образовательный процесс требует глубокого осмысления, так как он отражает глобальные процессы, происходящие не только в России, но и в мире в целом. Мы отмечаем, что среди многообразия форм общественной практики именно образованию принадлежит доминирующая роль. Большинство современных концепций и программ развития образования переходят на новое измерение -гуманитарно-антропологическое. Это означает, что образование должно стать универсальной формой становления и развития базовых способностей человека, которые позволили бы человеку быть подлинным субъектом культуры и исторического развития.

В сфере гуманитарного знания укореняется антропологический подход, ориентирующий на человеческую реальность во всей её полноте. Это предполагает поиск условий становления человека как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с «другими».

Расширение сферы социогуманитарных знаний определило переход от «человека образованного» к «человеку культурному», и это вызывает необходимость исследования человека в горизонтальном и вертикальном срезе культуры.

Пересмотр философских, психологических, социально-педагогических, экономических основ в сфере образования задаёт новые горизонты его развития, которые должны отвечать социальным вызовам времени.

В России за последние пятнадцать лет появилось более десятка новых подходов и концепций к образованию. Философско-антропологическое проникновение в процесс образования позволяет говорить о преломлении теоретических установок в непосредственной практике образовательно-воспитательного процесса.

Инновационное движение выстраивает новые механизмы взаимодействия науки и практики, делает это взаимодействие динамичным и результативным. Формирование новых культурно-образовательных норм, новой культурной среды в образовании требует изменения мировоззрения в направлении антро-пологизации. Антропологическое мировоззрение предполагает глубокое осознание гуманистических целей воспитания, оно достигается в процессе овладения интегрированным знанием о человеке, его природе, закономерностях развития, роли в мире.

Синтез философского и педагогического понимания образовательно-воспитательного процесса на основе антропологического подхода предстаёт в философско-кулыурологическом основании педагогической антропологии.

Философско-культурологическое основание педагогической антропологии является важным компонентом в постижении общей культуры человека. Педагогическая антропология - теория современного гуманитарного мировоззрения, ей принадлежит доминирующая роль в сложной системе современного общества, где необходимо переосмысление происходящих процессов в связи с переоценкой незыблемых когда-то ценностей.

В свете проведённых исследований оказывается совершенно очевидным, что взаимоотношения человека и культуры - динамичный процесс. Из одного и того же культурного источника человек в разные периоды своей жизни черпает что-то своё, особенное, и поэтому культура предстаёт не только как уровень жизнедеятельности человека, но и как единство процесса и результата. Это находит воплощение в своеобразной модели «человека культурного», который в процессе трансформации из «человека культуры» приобретает духовные потребности в познании и самопознании автономии своего внутреннего мира, что проявляется в его способностях к культурной идентификации.

Результатом диссертационного исследования является определение концептуальных подходов к проблемам современного образования, философского осмысления его оснований. Философско-антропологический подход, ориентируясь на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке, обучающемся и воспитывающемся, предполагает: -обращение к выводам философской антропологии как сущностным характеристикам человека;

-установление понимания и взаимопонимания между субъектами образовательного процесса посредством диалогического общения;

-рассмотрение способности человека к самоопределению, саморазвитию в процессе постижения культурных знаков;

-определение поликулыурной составляющей образовательного процесса, недооценка значимости которой снижает эстетический и нравственный уровень.

Практическая реализация основополагающих выводов представлена в экспериментальной программе развития «От школы народных традиций к школе полилога культур» (региональная модель образовательного учреждения).

Полифония самобытного и общечеловеческого в их оптимальной связи находит воплощение в учебном плане на культурологической основе. Федеральный компонент обеспечивает целостность образования, где выделены курсы общекультурной и общегосударственной значимости. Национально-региональный компонент отражает национальное и региональное своеобразие культуры, школьный компонент - специфику образовательного учреждения.

В системе внеклассной работы поликультурное воспитание позволяет ощутить собственное культурное своеобразие, осознать факт существования своей культуры в ряду других культур. Поликультурная среда предоставляет личности богатый материал, с которым можно работать, отбирая и комбинируя то, что созвучно духовным запросам.

Обновление и совершенствование образовательной сферы возможно только путём переосмысления подходов и концепций образовательной практики. Философско-культурологический подход открывает неисчерпаемые возможности практической реализации идей.

Определение философско-мировоззренческих основ педагогической антропологии позволяет прийти к выводу: педагогическую антропологию нужно рассматривать в качестве культурной доминанты современного общества. Совокупность принципов и категорий, созданных духовной элитой общества, не просто транслируется на уровень массового сознания, но и реализуется через философско-педагогическое наследие, распространяется в форме моральных принципов. Внутренняя динамика, присущая развитию философско-педагогической мысли влечёт за собой переосмысление системы образования согласно изменениям, происходящими в мире. Диалог с прошлым и будущим позволяет не только значительно раздвинуть границы жизненного пространства, но и увидеть себя в гуманистической прогрессии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Грешилова, Ирина Александровна, 2005 год

1. Аверинцев, С. С. Эволюция философской мысли / С. С. Аверинцев // Культура Византии 2-7вв. - М.: Наука, 1984. - С. 8-20.

2. Антология исследований культуры: в 3 т. СПБ: Университет. Книга, 1997. - Т.1: Интерпретация культуры. - 728 с.

3. Арнольдов, А. И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии / А. И. Арнольдов // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. -С. 5-27

4. Багдасарьян, Н. Г. Язык культуры / Н.Г. Багдасарьян // Социально-политический журнал. 1994. - №2. - С. 51-57.

5. Баллер, Э. А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер М.: Наука, 1969. 294 с.

6. Барчугов, А. П. Культура мышления и мышление в культуре (опыт антропологического исследования) / А. П. Барчугов // Философские науки. 1990. -№10.-С. 13-21.

7. Батшцев, Г. С. Особенности культуры глубинного обучения / Г.С. Ба-тищев // Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М.: Наука, 1987. - С. 13-52.

8. Бахтин, М. М. Два способа изучать историю культуры / М.М. Бахтин // Вопросы философии. 1986. - №12. - С. 152-159.

9. Бахтин, М. М. Философия и культура XX века / М.М. Бахтин // Сб. науч. тр./ СПбГУ. -1991.- 4.1. 128 с.

10. Бахтин, М.М. Поэтика Достоевского.

11. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / H.A. Бердяев // Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - С. 14-229.

12. Берне, Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне; пер. с англ. общ. ред. и вст. ст.: В.Я.Пиликовского. - М.: Прогресс, 1990. - 334 с.

13. Бибихин, В. В. Язык философии. / В. В. Бибихин М.: Прогресс, 1993.-416 с.

14. Библер. В. С. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах / B.C. Библер // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / сост. А. А. Гусейнов и др. М.: Политиздат, 1990.-С. 16-57.

15. Библер, В. С. О логической ответственности за понятие «диалог культур» / B.C. Библер // На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - С. 207 - 219.

16. Библер, В. С. Программа школы диалога культур (Материалы для учителя, желающего думать и работать) / B.C. Библер М.: Экспериментальное Педагогическое Издательство, 1991. - 40 с.

17. Библер, В. С. Сознание и мышление / B.C. Библер // Философско-психологическая предпосылка. Школы диалога культур. М.: Русское феноменологическое общество, 1998. - С. 13 -87.

18. Библер B.C. Наши интервью:о морали и нравственной ситуации в стране/В.С.Библер//Этическая мысль: науч. публист. чтения.-М.:1988.-С.384

19. Болотов, В. А. О культурологических основаниях базисного учебного плана общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации / В. А. Болотов, А. Ф. Малышевский // Мир человека, 1994. № 3. С. 51 - 73.

20. Бом, Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре / Д. Бом // Человек, 1993. № 1. С. 7 - 17.

21. Брагин, Г. М. К вопросу о диалоге и сотрудничестве в философии / Г. М. Брагин // Диалог в философии: традиции и современность: межвузовский сборник под ред. проф. М. Корнеева. СПб.: Университет, 1995. - С. 33 - 36.

22. Бубер, М. Два образа веры. / М. Бубер; пер. с нем. / под ред. П. С. Гуревича и др.- М.: Республика, 1995. 464 с.

23. Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер // Два образа веры. М.: Республика. 1995. - С. 23 - 157

24. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер // Два образа веры. М.: Республика, 1995.-С. 15-92.

25. Буева, JI. П. Духовность, художественное творчество. Нравственность / Л. П. Буева // Вопросы философии. М., 1996. - № 2. - С. 3 - 40.

26. Бытие человека в культуре: опыт онтологического подхода / под. ред. Е. К. Быстрицкого. Киев: Наукова думка, 1992. - 173 с.

27. Вагнер, Г. Дерзание духа / Г. Вагнер // Слово. 1990. - № 1. - С.5-8

28. Вагнер, Г. Духовной жаждою томим / Г. Вагнер // Наше наследие. -1990.-№5-с. 12-16.

29. Вальверде, К. Философская антропология / К. Вальверде. М., 2000. -354 с.

30. Виндельбандт, В. Прелюдии. Философские статьи и речи / В. Вин-дельбандт; пер. с нем. / под ред. Франка.- СПб.: Изд. Д. Жуковского, 1994. -374 с.

31. Виндельбандт, В. Философия культуры: Избранное / В. Виндельбандт; пер. с нем. М.: ИНИОН РАН, 1994. - 350 с.

32. Вышеславцев, Б.П. Вечное в русской философии / Б.П. Вышеславцев. Нью - Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. - 350 с.

33. Гадамер, X. Г. Я человек диалога / беседу вела Ю.Д. Артамонова и др. // Вестник Моск. Ун-та. Серия 7, Философия.- 1998. - № 5. - С. 3 - 24.

34. Гадамер, Х.Г. Актуальность прекрасного / Г.Г. Гадамер; пер. нем. -М.: Искусство, 1991. 367 с.

35. Гадамер, Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер. М., 1998. - 264 с.

36. Гайденко, П. П. История науки в контексте культуры / П. П. Гай-денко, -М.: Наука. 1990. 150 с.

37. Гегель, Г. В. Философия права / Г.В. Гегель. М.: Мысль, 1990.524 с.

38. Гегель, Г. В. Философская пропедевтика: в 2 т. / Г. В. Гегель. Работы разных лет. М.: Наука. 1971. - Т. 2. - С. 243 - 278.

39. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практически-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. - 607 с.

40. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен; пер. с нем. Берлин: Слово, 1923. - 419 с.

41. Гуревич, П.С. Философия культуры: пособие для студентов гуманитарных вузов / П.С. Гуревич. М.: Аспект-пресс, 1994. - 317 с.

42. Джуринский, АН.Педагогика: История педагогических идей / А.Н. Джуринский. М.: педагогическое общество России, 2000. - 350 с.

43. Дудина, М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике / М. Н. Дудина Екатеринбург: «Наука» Уральское отделение, 1998. - 321 с.

44. Ерасов, Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. М.: Аспект-пресс, 1994, ч.2 -384 с.

45. Жуков, В. Д. Философское знание как фактор формирования личности / В. Д. Жуков // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона Кемерово С. 13 - 16.

46. Зеньковский, В. В. Основы христианской философии / В.В. Зень-ковский. М.: Канон, 1997. - 560 с.

47. Зиммель, Г. Избранное: в 2 т. / Г. Зиммель. М.: Юрист, 1996. - Т. 1.-563 с.

48. Зотов, А. Ф. Феномен философии: о чём говорит плюрализм философских учений / А. Ф. Зотов // Вопросы философии 1991.- № 2. - С. 14 - 21.

49. Иванов, А. В. Принципы формирования культурного космоса / А. В. Иванов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 7, Философия. 1994. - № 2. -С. 19 -27.

50. Иванова, A.A. Русская классическая философия. От Ф.М. Достоевского к И.А. Ильину / A.A. Иванова. М.: Диалог - МГУ, 1999. - 110 с.

51. Ивин, А. А. Средневековый стиль мышления и «нормальная наука»: внешние ценности научной теории / А. А. Ивин // Исследования по логике научного познания. М.: Наука, 1990. - С. 18-30.

52. Иконникова, С.И. Диалог о культуре / С.И. Иконникова. Л.: Лен-издат, 1987.-412 с.

53. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков // Мыслители XX века М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

54. Ильенков, Э. В. Школа должна учить мыслить / Э. В. Ильенков // Народное образование. 1964. № 1. - С. 14 - 23.

55. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин // Мыслители XX века-М.: Республика, 1993.-431 с.

56. Каган, М. С. Гуманизм как проблема научной философской антропологии / М. С. Каган // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М.: Наука. 1997. - С. 23 - 28.

57. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Университет, 1996.-216 с.

58. Каган, М. С. Мир общения: проблема межсубъективных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат. 1988. - 319 с.

59. Каган, М.С.Философия как мировоззрение / М. С. Каган // Вопросы философии. 1997. - № 9. - С. 36 - 45.

60. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения: в 6 т. / И. Кант. М., 1990. - Т. 6. - 454 с.

61. Кармин, А.С. Основы культурологии. Морфология культурологии / А.С. Кармин. СПб. - 1997. - 507 с.

62. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский и др. ; В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. - 416 с.

63. Козловский, В.П. Культурный смысл: генезис и функции / В.П. Козловский. Киев: Наукова Думка, 1990. - 128 с.

64. Конев, В. А. Развитие методологии познания культурных явлений / В. А. Конев // Философия культуры: межвузовский сборник научных статей-Самара: Самарский университет, 1993. С. 3 - 20.

65. Конев, В. А. Философия культуры и парадигмы философского мышления / В. А. Конев // Философские науки. 1991. - № 6. - С. 16 - 29.

66. Корольков, А. А. Восхождение к нравственной философии / А. А. Корольков // Какая философия нам нужна. Д.: Лениздат, 1990. - С. 89 - 106.

67. Корсунцев, И.Г. Субъект и знаковые системы / И.Г. Корсунцев. -М.: Российское философское общество ИПК госслужбы, 2000. 149 с.

68. Кочергин, А. Н. Теоретические и методологические вопросы формирования философской культуры / А. А. Корольков М.: МГУ, 1989. - 104 с.

69. Кузнецова, Т. Ф. Философия и проблемы гуманизации образования / Т. Ф. Кузнецова. М.: ФО СССР, 1990. - 272 с.

70. Кузнецова, Т. Ф. Философия как основание культуры и познавательной деятельности специалиста / Т. Ф. Кузнецова М.: Прометей, 1990. -144 с.

71. Кузнецова, Т. Ф. Формирование философской культуры как условие гуманитаризации образования / Т. Ф. Кузнецова // Педагогическое образование . 1990. - № 2. - С. 17-18

72. Куликов, В. Б. Диалогическая философия и философская антропология / В. Б. Куликов // Диалог в философии: традиции и современность. -СПб.: Университет, 1995. С. 61 - 64.

73. Куликов, В. Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы / В. Б. Куликов. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. 192 с.

74. Культура и развитие человека: Очерк Философско-методологических проблем. Киев: Наукова думка, 1989. - 320 с.

75. Культура. Нравственность. Религия: материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1989. - №11. - С.30-33.

76. Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова и др.. М.: Наука. 1995.-278 с.

77. Культурология: учебное пособие для студентов технических вузов / под ред. Н.Г.Багдасарьян. М.: Высшая школа, 1998.-509 с.

78. Купцов, В.И.Образование в современном мире / В.И. Купцов // Свободная мысль. 1991. №16. - С. 70-81.

79. Курганов, С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: книга для учителя / С.Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989. - 127 с.

80. Курганов, С.Ю. Учебный диалог как форма обучения / С.Ю. Курганов, В.Ф. Литовский // Психология. Киев. - 1983. - Вып.22 - С. 15-27.

81. Кургузов В.Л. Гуманитарная среда технического вуза. Методология. Опыт. Проблемы / В.Л. Кургузов. Улан-Удэ: ВСГТУ, 1997. - 184 с.

82. Ларченко, С.Г. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе / С.Г. Ларченко, С.Н. Ерёмин. Новосибирск: Наука, 1991.-174 с.

83. Лекторский, В.А. Л.Витгенштейн и некоторые традиции отечественной мысли / В.А. Лекторский, Л. Витгенштейн // Вопросы философии. -1998. -№5.-С. 23-28.

84. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. - Т.2. - 320 с.

85. Ловекцкий, Г.И. Синицкий А.Н.Ценностные основы современного образования / Г.И. Ловекцкий, А.Н. Синицкий // Мир человека. 1994. - №4. -С.9-23.

86. Лосев, А.Ф. Дерзание духа / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1988.364 с.

87. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат. 1991. - 525 с.

88. Лосев, А.Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа / А.Ф. Лосев. М.: Советский писатель. 1990. - 320 с.

89. Лосский, Н.О. История русской философии И.О. Лоссикий. М.: Высш.шк., 1991.-559 с.

90. Лотман, Ю.М. Статьи по типологии культуры / Ю.М. Лотман. -Тарту: ТГУ, 1970. 106 с.

91. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX вв.) / Ю.М. Лотман. 2-е изд. доп.- СПб: Искусство, 2002.-413 с.

92. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст-семиосфера - история / Ю.М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1996. -464 с.

93. Любшцев, A.A. Линии Демокрита и Платона в истории культуры / A.A. Любшцев. СПб.: Алетейя, 2005. - 255 с.

94. Максакова, В.И. Педагогическая антропология / В.И. Максакова. -М.: изд. центр «Академия», 2001. 207 с.

95. Малышевский, А.Ф. Мир человека: пособие для учителя / А.Ф. Ма-лышевский- М.: Интерпркс, 1995. 192 с.

96. Малышевский, А.Ф.Образование: социально-философский аспект проблемы / А.Ф. Малышевский // Мир человека. 1994. - №1. - С.4-9.

97. Мамонтов, С.П. Основы культурологии / С.П. Мамонтов. М.,РОУ, 1996. - 338 с.

98. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию? / М.К. Мамар-дашвили. М.: Прогресс. 1990-368 с.

99. Мамардашвили, М.К.Лекции по современной европейской философии / М.К. Мамардашвили // Мир человека. 1994. - №1. - С.54-65.

100. Мамардашвили, М.К.Проблема человека в философии //О человеческом в человеке/Под общ. Ред.И.Т.Фролова. М.: 1991.-384с.

101. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ / Э.С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. - 284 с.

102. Марков, Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории / Б.В. Марков. СПб.: Лань, 1997. - 380 с.

103. Межуев, В.М. Культурология и философия культуры / В.М. Межу-ев // Культурология. М., 1997. - №2-3. - С. 15-24.

104. Межуев, В.М. К вопросу о границах и структуре современного знания о культуре / В.М. Межуев // Культурология: новые подходы. М., 1997. -№32.-С.24-35.

105. Межуев, В.М. Национальная культура и современная цивилизация / В.М. Межуев // Освобождение духа. М.: Политиздат, 1991. - С.255-271.

106. Мёрдок, Дж. П.Фундаментальные характеристики культуры: в 2 т. / Дж.П. Мёрдок // Антология исследований культуры. СПб: Университет, книга, 1997. - Т.1: Интерпретация культуры. - С.49-56.

107. Мид, М. Культура и мир детства: избранные произведения / М. Мид; пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева. М., 1988. - 429 с.

108. Микешина, JI.A. Новые образы познания и реальности / JI.A. Ми-кешина, М.Ю. Опенков. М.: РОССПЭН, 1997. - 240 с.

109. Мир философии: книга для чтения: в 2 ч. / сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. М.: Политиздат, 1991. - Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - 624 с.

110. Михайлов, A.B. Языки культуры: учебное пособие по культурологии / A.B. Михайлов. М.: Язык русской культуры, 1997. - 909 с.

111. Новое педагогическое мышление / под ред. A.B. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. 278 с.

112. Огурцов, А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы / А.П. Огурцов // Вопросы философии. 2002. - №1. - с.71-87

113. Ойзерман, Т. И. Философия как история философии. / Т.И. Ойзер-ман. СПб.: Алетейя, 1999. - 447 с.

114. Ортега-и-Гассет , Хосе. Что такое философия? / Хосе Ортега-и -Гассет; АН СССР Институт философии. М.: Наука, 1991.-403 с.

115. Освобождение духа / под ред. А.А.Гусейнова, В.И.Толстых. М.: Политиздат, 1991.-352 с.

116. О человеческом в человеке / под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат: 1991. -383с.

117. Параховский, Б.А.Стапь мышления. Философские аспекты анализа стиля в сфере языка, культуры и сознания / Б.А. Параховский. Киев: Наукова думка, 1982 -119 с.

118. Петров, М.К. Язык, знак, культура / М.К. Петров. М.: Наука, 1991. - 328 с.

119. Петровский, В.А. Личность в психологии / В.А. Петровский. Ростов н/Д, 1996. - 365 с.

120. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / Платон; пер. с древнегреч. под ред. А.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1999. - 528 с.

121. Проблемы философии культуры: Опыт историко-маиериалистического анализа / под ред. В.Ж. Келле. М.: Мысль, 1984.-325 с.

122. Рерих, Н. Избранное / Н. Рерих. М., Советская Россия 1979. -381с.

123. Рогова, A.B. Идеи становления человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX -начало XX вв.) / A.B. Рогова. Четга: Изд-во ЗабГПУ, 2003. - 146.

124. Рождественский, Ю.В. Введение в культуроведение / Ю.В. Рождественский. М.: Наука, 1999. - 287 с.

125. Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура / В.В. Розанов. М.: Республика, 1992. - 399 с.

126. Рорти, Р.Философия и зеркало природы / Р.Рорти. Новосибирск: НГУ, 1997.-320 с.

127. Светличная, Т.Н.Философия культуры и развитие человека / Т.Н. Светличная //Новое понимание философии: проблемы и перспективы. М.: РАН, 1993.-С.68-69

128. Сиземская, И.Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте / И.Н. Сиземская, Л.И. Новикова // Педагогика. 1998. - №7. -С. 14-20.

129. Смирнова, H.A. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога: книга для учителя / H.A. Смирнова. М.: Социально-гуманитарный институт молодёжи, 1997. -303 с.

130. Соловьёв, Э.С.Прошлое толкует нас: очерки по истории философии и культуры / Э.С. Соловьев. М.: Политиздат, 1991. - 432 с.

131. Соловьёв, В.С.Философские начала цельного знания: в 2 т. / В.С.Соловьёв; ред. и сост. АГулыга, АЛосев. М.: Мысль, 1988.- Т. 2 .С.339-350.

132. Соловьев, B.C. Сочинения: в 2 т. / B.C. Соловьев. М.: Правда, 1989. - Т.1: Философская публицистика. - 688 с.

133. Соломин, Ю.Н. Философия перед духовным вызовом современности / Ю.Н. Соломин // Какая философия нам нужна? Л.: Лениздат, 1990. - С. 7-18.

134. Стёпин, В.С.Философия и образы будущего / B.C. Степин // Вопросы философии. 1994. - №6. - С. 10-21.

135. Сыродеева, A.A. Поликультурное образование / A.A. Сыродеева. -М.: Наука, 2001. 180 с.

136. Толстых, В.И. Важнейшие условия культурного возрождения / В.И. Толстых // Культура и судьбы мира. М., 1997 - С. 142-145.

137. Толстых, В.И. Духовное производство как проблема исторического материализма В.И. Толстых // Вопросы философии.- 1978. №2. - С. 12 - 23.

138. Туровский, М. Б. Культурная сущность образования / М.Б. Туровский, C.B. Туровская. М., 1990. - 298 с.

139. Уледов, А.К. Духовное обновление общества / А.К. Уледов. М-Мысль. 1990.-333 с.

140. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский. -М., 1990.-Т. 5.-563с.

141. Фейербах, JI. Основные положения философии будущего: соч. в 2 т. /Л.Фейербах. -М.: Наука, 1995 -Т. 1. С.90-145.

142. Фомина М.Н. Философская культура: онтологический диалогизм / М.Н. Фомина. Чита.: Поиск, 1999. - 160 с.

143. Франк, С.Л.Смысл жизни / С.Л. Франк // Вопросы философии. -1990. -№6. С.69-131.

144. Франкл, В. Человек в поисках смысла. Библиотека зарубежной психологии / В. Франкл; пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

145. Фромм, Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу / Э. Фромм // Философские науки. 1990. - №8. - С.85-95.

146. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры / под ред. Гуревич А .Я. М.: Наука, 1990. - 240 с.

147. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер; пер с нем./сост. И поел. А.А.Гусейнова. М.: Прогресс, 1992. - 576 с.

148. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1973342 с.

149. Шелер М.Формы знания и образование / М. Шелер // Человек. -№4-С.85-96.

150. Шопенгауер, А. Избранные произведения / А. Шопенгауер; сост., авт. вст. ст. и примеч. И.С.Нарского. М.: Просвещение, 1993. - 479 с.

151. Шор, Ю.М. Человек. Образование. Культура / Ю.М. Шор // Мир человека. -1994. №1. - С. 10-15.

152. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность / О. Шпенглер; пер. с нем. М.: Альманах «Русская идея», 1997. - 448 с.

153. Эксперимент в школе: организация и управление / общ ред. М.М.Поташник. М.: изд. МГПУ,1991. - 214 с.

154. Эфроимсон, В. Предпосылки гениальности (биосоциальные факторы повышения умственной активности) / В. Эфроимсон // Человек. 1997. -№3.-С. 15-20

155. Юркевич, П.Д. Философские произведения / П.Д. Юркевич. М.: Правда, 1990. - 324 с.

156. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; пер. с нем. -М.: Политиздат, 1991. 527 с.

157. Гелен, А. О систематике в антропологии Электронный ресурс. -М., 1998. Режим доступа: http: // www.anthropolojgv.ru (25 окт. 2005).

158. Плеснер, X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию Электронный ресурс.- М., 1995. Режим доступа: http: // www.anthropology.ru (29 авг. 2005).

159. Шелер, М. Положение человека в космосе Электронный ресурс.-М., 1998. Режим доступа: http: // www.anthropology.ru (20 авг. 2005).

160. Щедровицкий, П.Г. Введение в философию образования. Проблемы педагогической антропологии в системно-мыследеятельностном подходе космосе Электронный ресурс.- Режим доступа: http: // www.anthropologv.ru (15 окт. 2005).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.