Философско-религиозное учение "Уттаратантры" в традиции тибетского буддизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Ринчинова, Сэсэг Захаровна

  • Ринчинова, Сэсэг Захаровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 208
Ринчинова, Сэсэг Захаровна. Философско-религиозное учение "Уттаратантры" в традиции тибетского буддизма: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Улан-Удэ. 2012. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ринчинова, Сэсэг Захаровна

Содержание

Введение

Глава 1. Философско-религиозные истоки сотериологии

«Уттаратантры»

1. 1. Учение о «сущности Будды» (санскр. tathagatagarbha) в литературе

Сутр

1.2. «Уттаратантра» и ее место в философской комментаторской

традиции

Глава 2. Базисные категории учения «Уттаратантры» и их сотериологическое значение

2.1. Основополагающий элемент индивида как субъекта освобождения

2.2. Учение о Трёх Драгоценностях в интерпретации

«Уттаратантры»

Глава 3. Философско-религиозное учение «Уттаратантры» в рецепции тибетского буддизма

3.1. Сотериологическое учение «Уттаратантры» в интерпретации «красношапочных» школ тибетского буддизма

3.2. Интерпретация учения «Уттаратантры» в традиции Гелуг

Заключение

Литература

Приложения

Приложение 1. Сутра о сущности Татхагаты

Приложение 2. Асанга. Махаяна уттаратантра шастра вьякхья

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-религиозное учение "Уттаратантры" в традиции тибетского буддизма»

Введение

Актуальность исследования.

В настоящее время, когда тибетский буддизм начинает приобретать всё большую популярность как на Западе вообще, так и в России в частности, становится важным исследование его теоретических оснований. Одной из основных работ, в которых суммировано религиозно-философское учение буддизма махаяны, является «Уттаратантра». Этот трактат изучается во всех школах тибетского буддизма, причем в таких, как Нингма, Кагью и Сакья - входит в число основных обязательных предметов изучения в монастырских университетах.

Учение, изложенное в «Уттаратантре», всегда находилось в центре философско-религиозного дискурса тибетского буддизма, определяя не только сотерологические аспекты его доктрины, но и социальную практику его адептов. Интерпретация его базовых понятий в разных школах буддизма была постоянным предметом межшкольной полемики, формируя доктринальное своеобразие школ.

В настоящее время религиоведческое исследование учения «Уттаратантры» приобретает особую актуальность. Это обусловлено тем, что это учение занимает исключительное место в религиозно-философском дискурсе прежде всего догелукпинских, «красношапочных» школ буддизма, а именно они в настоящее время, не стесненные институциональными рамками, существовавшими в Тибете, и доминированием традиции Гелук, наиболее активно развиваются за пределами этническогоТибета, в особенности на Западе.

Наше исследование приобретает актуальность также в связи с тем, что в мультикультурном поликонфессиональном пространстве России

строительство национальной и религиозной политики невозможно без изучения особенностей религиозной практики в локальных религиозных традициях.

Степень изученности. Исследованием доктринального содержания «Уттаратантры» занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Этот трактат дважды переводился с тибетского на английский язык. Так, в 1931 г. «Уттаратантра» вместе с комментарием Асанги была переведена Е.Е. Обермиллером1. Этот перевод выполнялся в русле традиции Гелуг с опорой на основной в этой традиции комментарий ученика Цзонхавы Жалсаб Дарма Ринчена, более известный под сокращенным названием «Дартик»2.

В русле традиции Кагью «Уттаратантра» была переведена Холмсами под руководством Кенчена IX Трангу Ринпоче и Кемпо Цультим Жамцо Ринпоче3. Работа состоит из двух частей. Первой частью является общее введение, в котором говорится об авторе трактата и истории его создания. Во второй части дается анализ доктринального содержания трактата,

1 Obermiller Е.Е. The Sublime Science of the Great Vehicle to Salvation, being a Manual of Buddhist Monism. The Work of Arya Maitreya with a Commentary by Aryasangha. Translated from the Tibetan with introduction and notes by E.E. Obermiller / Acta Orientalia, vol. IX., 1931. - 306 p.

2 Rgyal tshab dar ma rin chen. «Theg pa chen po rgyud bla ma'i bstan bcos 'grel ba dang bcas pa'i rnam par bshad ра» («Дартик»). gsung 'bum, Vol. III. L. 4 a. 5.

3 The Changeless Nature. Mahayana Uttara Tantra Sastra written by Arya Maitreya & Acarya Asanga. Translated from the Tibetan under guidance of Khenchen the IXth Trangu Rinpoche and Khempo Tsultrim Gyamtso Rinpoche. Translated by Kenneth Holmes and Katia Holmes M. A., M. Sc with the kind assistance of Dharmacarya Tenpa Negi. Scotland, 1985, 2nd edition.

основанный на комментарии Кенчена Трангу. Этот текст переводился также Р. Фачс1. Е.Х. Джонсон опубликовал санскритский оригинал «Уттаратантры»2.

Среди отечественных востоковедов Е.Е. Торчинов в своих работах освещает учение татхагатагарбхи, которое является главной темой «Уттаратантры», базируясь на китайской версии этого текста и даёт сравнительный анализ этого учения с системой Иогачары . Им также осуществлен перевод с китайского «Махаяна шраддхотпады» («Трактат о пробуждении веры в Махаяну»), трактата, в котором получили развитие принципиальные положения «Уттаратантры». Данная работа была издана в двух выпусках4. С.П. Нестеркиным понятие «сущности Будды анализировалось в связи с персонологией буддизма махаяны5. В работе

1 Buddha Nature. The Mahayana Uttaratantra Shastra with Commentary. Translated by Rosemarie Fuchs. Ithaca, N.Y. 2000. - 410 p.

2 Johnston E. H. The Ratnagotravibhaga Mahayanottaratantrasastra. D. Litt. Patna, 1950. 149 pp.

3 Торчинов E.A. Философия буддизма Махаяны.- СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002.- 320 с.

4 Махаяна шраддхотпада. - Трактат о пробуждении веры в Махаяну (Махаяна шраддхотпада шастра) Перевод с китайского Е.А. Торчинова. // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. - СПб., 1992. - С. 35-65 и Вып. 2. -СПб., 1993.-С. 40-61.

5 Нестеркин С.П. Личность в буддизме махаяны / С.П. Нестеркин -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - 243 е.; Нестеркин С.П. Концепция татхагатагарбхи в философии махаяны // Вестник Бурятского университета. Сер. Востоковедение. Вып. 8. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008. С. 18-24.

«Герменевтика буддизма»1 представлен генезис таких понятий, как «татхагатагарбха», «дхармакая», «татхата», которые являются ключевыми понятиями в «Уттаратантре». В монографии И.Р. Гарри «Дзогчен и Чань в буддийской традиции Тибета» дается сравнение основных положений учений Дзогчен и Чань, как направлений «прямого пути», в основе которых лежит учение татхагатагарбхи.

Отдельные положения этого учения в контексте сотерологической

2 w

проблематики рассматривались в работах С.Д. Руэгга , который в монографии «La theorie du Tathagatagarbha et du gotra»3 рассматривает учение татхагатагарбхи по работам Будона. Такие буддологи, как Д. Такасаки4, Дж. Туччи5 Вайман6, Пол7, Юнь-Шунь8, С.Д. Себастьян1 также

1 Лепехов С.Ю., A.M. Донец, С.П. Нестеркин. Герменевтика буддизма. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. - 264 с.

2 Ruegg D.S. The Gotra, Ekayana, and Tathagatagarbha theories of the Prajnaparamita according to Dhramamitra and Abhayakaragupta // Prajnaparamita and Related Systems, Lewis Lancaster (Ed), California, Berkeley Buddhist studies series, 1977. - pp. 283-312.

3 S.D. Ruegg. «La theorie du tathagatagarbha et du gotra». Paris, 1969.

4 Jikido Takasaki. A Study on the Ratnagotravibhaga (Uttaratantra) Being a Treatise on the Tathagatagarbha Theory of Mahay ana Buddhism. Serie Orientale Roma, XXXIII. Roma, 1966. - 373 p.

5 Tucci G. On some aspects of the doctrine of Maitreya(natha) and Asanga. Calcutta, University of Calcutta, 1930.

6 A. Wayman, "The 'Mahasamghika' and the 'Tathagatagarbha'," Journal of International Association of Buddhist Studies, Vol. 1, no. 3, pp. 35-80.

7 D. Paul, A Prolegomena to the 'Srimaladevi-sutra' and the 'Tathagatagarbha' theory, dissertation, Wisconsin, 1974, pp. 73-80.

8 Yun-shun, Indian Buddhism, Chen-wen Press, Taipei, 1976, p. 167.

рассматривают учение татхагатагарбхи и в частности проблему его генезиса. Так, в работе «Метафизика и мистицизм в буддизме махаяны» рассматривает два класса махаянской литературы: праджняпарамиту и татхагатагарбху. Его исследование полностью посвящено анализу «Уттаратантры» Майтреи.Также встречаются работы по данной проблематике у Б.Э. Брауна2, С.Б. Кинг3, Х.С. Прасад4.

А. Берзиным переведены лекции, данные по учению «Уттаратантры» Далай-Ламой XIV5. Далай-Лама в них дает обзор семи ваджрных предметов, а также делает сравнительный анализ взглядов на учение «Уттаратантры» традиций Гелуг и Сакья.

Таким образом, мы располагаем рядом работ, в которых проводится источниковедческий анализ «Уттаратантры», а также рассматриваются отдельные аспекты её доктринального содержания. Однако «Уттаратантра» не становилась объектом монографического религиоведческого исследования.

1 Sebastian C.D. Metaphysics and mysticism in Mahayana Buddhism. Sri Satguru Publications, a division of Indian Books Centre. Delhi, India, 2005. -323 p.

2 Brown B.E. The Buddha nature: a study of the tathagatagarbha and alayavijnana. Delhi, Motilal Banarsidass Publishers Pvt Ltd, 2001.

3 King, S. Tathagata and Garbha. Wesak Talk UK National Order Weekend and West London Buddhist Centre. May 2004.

4 Prasad H.S., The Uttaratantra of Maitreya. Delhi, Sri Satguru Publications, 1997.-p. 18.

5 Buddha-Nature: First Day of a Discourse on «Uttaratantra». His Holiness the Fourteenth Dalai Lama. Translated by Alexander Berzin. Bodh Gaya, India, January 17, 1982.

Объектом исследования является философско-религиозное учение «Уттаратантры» в контексте канонической и постканонической литературы.

Предмет исследования - базисные сотерологические концепты учения «Уттаратантры» и их интерпретация школами тибетского буддизма.

Цель исследования - экспликация философско-религиозных воззрений «Уттаратантры» и анализ основных концептов её сотерологического учения в контексте канонической и постканонической литературы сутр и шастр.

Задачи исследования:

- выявление доктринальных истоков учения «Уттаратантры» в канонической литературе сутр;

- определение места учения «Уттаратантры» в структуре постканонической литературы шастр;

- выявление в учении «Уттаратантры» базовых сотериологических концепций;

- рассмотрение интерпретации учения о сущности Будды как основополагающего элемента (татхагатагарбха) и элементе происхождения (готра) в «Уттаратантре»;

- исследование учения о «трёх драгоценностях» в интерпретации «Уттаратантры»;

- выявление особенностей рецепции учения «Уттаратантры» школами тибетского буддизма.

Источниковую базу исследования составляют тибетский текст «Уттаратантры», вкупе с комментариями на него: «Уттаратантра-вьякхья»

Асанги и «Дартик» Жалсаб Дарма Ринчена, и канонические сутры махаяны, послужившие доктринальной основой этого сочинения («Татхагатагарбха-сутра», «Ланкаватара-сутра», «Шрималадэви-симханада-сутра»). А также (в меньшей степени) привлекались работы Будона Ринчендуба «История буддизма»1, «Синяя летопись» Го-лоцзавы Шоннупэла2, глава Джонангпа из сочинения Тугана Лобсана Чоки Нимы3, «Основы буддийских тантр» Хайдуба Дже4 и работы Далай-Ламы XIV5.

Исследование текстов осуществлялось в русле устной тибетской комментаторской традиции в сотрудничестве с геше Шераб Гьяцо.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической основой исследования послужили семиотические и герменевтические подходы к изучению буддизма, изложенные в работах таких исследователей, как Г. Гюнтер, Р. Турман, Дж. Хопкинс, A.A. Базаров, A.M. Донец, С.Ю. Лепехов, С.П. Нестеркин, Е.П. Островская, В.И. Рудой, Е.А. Торчинов, И.С. Урбанаева, Л.Е. Янгутов. А также в

1 Будон Ринчендуб. История буддизма. (Перевод с тибетского Е.Е.Обермиллера. Перевод с английского A.M.Донца). - СПб.: «Евразия», 1999-336 с.

2 Гой-лоцзава Шоннупэл. Синяя летопись. (Перевод с тибетского Ю.Н.Рериха, перевод с английского О.В.Альбедиля и Е.Ю.Харьковой). -СПб.: «Евразия», 2001 - 768 с.

3 Туган Дхарма Бхадра. Ясное зерцало философских систем. Школа Джонангпа (перевод с тибетского И.Р. Гарри) // «Буддизм России» №38, СПб., 2004-сс.133-146.

4 Хайдуб Дже. Основы буддийских тантр. М.: «Шечен», 2000 - 240 с.

5 Далай Лама XIV. Мир тибетского буддизма. СПб.: «Нартанг», 1996 - 226 с.

решении вышеизложенных задач автор опирается на разработанные в отечественном востоковедении (Ф.И. Щербатской, О.О. Розенберг, Е.Е. Обермиллер и др.) методологические подходы к изучению буддизма, предполагающие его исследование в контексте живой религиозной традиции.

Также в работе был использован междисциплинарный подход, который предлагает комплексный характер исследования (интеграция знаний в области философии, истории, культурологии и религиоведения, что способствует выявлению универсального характера системы ценностей буддийского мировоззрения и его методологической значимости);

В исследовании конкретного текстологического материала использовались общенаучные принципы познания: принцип системности и структурности; принцип целостности; метод семантического и логического анализа, метод синтеза, сравнения, аналогии.

Научная новизна исследования:

- На основе исследования канонической литературы Сутр установлены доктринальные основания сотериологического учения «У ттаратантры»;

- впервые эксплицирована сотериология «Уттаратантры» и рассмотрены ее базовые категории;

- описан процесс трансформации «основополагающего элемента» (скр. gotra; тиб. rigs) как внутренне присущего качества индивида, в «три тела Будды» в процессе религиозной практики;

- в результате исследования базовых текстов тибетского буддизма, впервые рассмотренных в контексте сотериологической проблематики, эксплицирована эволюция представлений учения о «сущности Будды»;

- проведен сравнительный анализ подходов различных школ тибетского буддизма к интерпретации понятия «сущность Будды»;

- впервые переведены на русский язык «Татхагатагарбха-сутра» и 14 главы «Уттаратантра-вьякхьи» Асанги и проведен их анализ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учение татхагатагарбхи зародилось в литературе сутр. Первое упоминание о сущности Будды (санскр. tathagatagarbha) мы встречаем уже в ранних сутрах, в частности, праджняпарамите, однако в более разработанной форме оно представлено в так называемых «татхагатагарбха-сутрах». Сотерологическая значимость этой концепции определялась различно в зависимости от доктринального направления, в рамках которого она рассматривалась, что нашло выражение в полемике относительно места татхагатагарбха-сутр в системе канонической литературы. В зависимости от позиции автора эти сутры понимались либо как имеющие «окончательный установленный смысл», либо как «подлежащий установлению». Вместе с тем можно констатировать, что в литературе сутр не выработано единой трактовки концепции сущности Будды.

2. Учение о сущности Будды получило дальнейшее развитие в комментаторской литературе шастр, и с наибольшей полнотой - в «Уттаратантре», которая в тибетской традиции рассматривается как основная работа по этой теме. Учение татхагатагарбхи стало краеугольным камнем сотериологии «Уттаратантры», и именно в этой шастре и подкомментариях на неё в наиболее полной форме раскрылось содержание этой категории. Она явилась развитием общебуддийской концепции бессамостности личности (пудгаланаиратмья), и рассматривалась в контексте таких базовых махаянских категорий, как шунья, дхармакая, дхармадхату, готра и других.

3. Основным фактором, определяющим направленность развития индивида как субъекта освобождения, является «основополагающий элемент», «элемент происхождения» (скр. gotra тиб. rigs). Это понятие появилось впервые в абидармистской литературе вайбхашики и претерпело значительное развитие в философских системах саутрантики, йогачары и мадхьямаки. В наиболее развернутой форме оно обсуждается в «Уттаратантре». Концепция татхагатагарбхи возникла как результат эволюции этого понятия. Однако в учении поздней махаяны понятия готра и татхагатгарбха, как и связанное с ними понятие дхармакая, не являются синонимами. В динамике развития основополагающего элемента в сущность Будды в процессе религиозной практики индивида отражен процесс становления от «обычного существа» до Будды как идеальной личности. Этот процесс описывается как процесс очищения основополагающего элемента через ряд последовательных этапов, что отражено в изложении так называемых «семи ваджрных предметов» «Уттаратантры», в своей совокупности представляющих феноменологию пути освобождения.

4. Концепция трех тел Будды, как она представлена в учении «Уттаратантры», допускает различную интерпретацию. Акцент может делаться либо на аспект шунъи, либо ясности, кроме того, три тела могут рассматриваться либо как идеал, возможный результат развития, либо как актуальность, неявно изначально присущая каждой личности. Это создало почву для широкой дискуссии между различными школами тибетского буддизма, которая имела место в процессе рецепции сотериологического учения «Уттаратантры» в Тибете.

5. Благодаря присутствию сущности Будды каждое живое существо может стать совершенной личностью, достичь освобождения и, как результат, вести к этому состоянию других живых существ. Основными

ценностями, определяющими направление развития личности, являются «три драгоценности» - Будда, дхарма и сангха. В качестве идеальной личности принимается Будда, дхарма представляет собой нормативный аспект его бытия, а сангха - идеальный социум, в контексте которого Будда реализует свою активность. Этой триаде внешне (по отношению к индивиду) заданных ценностей корреспондирует триада внутренне присущих идеальной личности модусов её существования, так называемых «Трех Тел» Будды. Весь процесс вторичной социализации личности в буддийской культуре, таким образом, представляет собой процесс интериоризации черт идеальной личности - Будды, и формирования, таким образом, в собственном потоке бытия трех тел Будды как интериаризованного коррелята трех драгоценностей.

6. Уже на раннем этапе вхождения сотериологического учения «Уттаратантры» в «доктринальный обиход» школ тибетского буддизма это учение интерпретировалось различно в зависимости от философских установок школ. «Красношапочные» школы утверждали существование сущности Будды в индивиде как актуальную данность, тогда как Гелуг стояла на позиции, что сущность Будды определяет лишь потенциальную возможность достижения состояния Будды. Наиболее радикальной является трактовка учения о сущности Будды в школе Джонан, где она понимается как некое «высшее Я» (махаатман), сближаясь в этом с субстанционалистским пониманием природы «высшего Я» в индуизме. Другие школы тибетского буддизма, такие как Кагью и Нингма, хотя и разделяли философскую позицию Джонан - учение о «пустоте иным» (тиб.

бШгщ) - и признавали целостный характер сущности Будды и её актуальное присутствие в потоке бытия каждого живого существа во всей её полноте, подвергали критике субстанционализм Джонан.

7. Школа Гелуг кардинально иным способом интерпретировала ключевые положения сотериологии «Уттаратантры», нежели ранее возникшие школы тибетского буддизма. Это различие в понимании обусловило наличие разных стилей религиозной практики в этих школах. В школе Гелуг развивалась концепция последовательной, постепенной практики, в процессе которой культивировались ранее отсутствовавшие качества идеальной личности. В других школах, принимавших актуальное наличие идеальных личностных структур в каждом человеке изначально, развивали тот или иной вариант модели «мгновенного пути» освобождения.

Научно-практическая значимость.

Результаты, полученные в работе, могут быть использованы для религиоведческого и историко-философского исследования проблем буддизма. Работа также может быть привлечена для общих компаративистских исследований по сотериологической проблематике. Выводы и материалы исследования могут быть использованы для создания учебных пособий и разработки учебных курсов для факультетов различных ВУЗов по религиоведению, истории философии, а также для спецкурсов философских факультетов ВУЗов по индийской, тибетской философии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на международной конференции «Тибетська цившзащя та кочов1 народи Сврази: кроскультурш контакта» (Киев, Украина, 2006); на ежегодной преподавательской конференции БГУ по секции: «Философская общественно-политическая мысль стран Центральной и Восточной Азии» -Улан-Удэ, 2006 г.; на международной конференции, посвященной 2550-летию буддизма - «Буддизм в контексте диалога культур» - Улан-Удэ,

2006 г.; на международной конференции, посвященной 125-летию Ц.Ж. Жамцарано «История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность» - Улан-Удэ, 2006; на российской конференции «Санжиевские чтения - 6» Улан-Удэ, 2006 г.; на российской конференции «Цыбиковские чтения-2008».

По теме диссертационного исследования были опубликованы 10 научных статей, в том числе 3 в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Философско-религиозные истоки сотериологии

«Уттаратантры».

1.1. Учение о «сущности Будды» (санскр. tathagatagarbha)

в литературе Сутр.

Центральное место в учении «Уттаратантры» Майтреи, занимает учение о «сущности Будды» (скр. tathagatagarbha).

Рассмотрим этимологию слова «татхагатагарбха». Термин «татхагатагарбха» образован соединением двух слов, а именно «татхагата» и «гарбха». Здесь «татхагата» - это синоним слова «Будда». Что касается термина «гарбха», то он имеет несколько значений. Во-первых, «гарбха» понимается как «зародыш» или «эмбрион». Во-вторых, она имеет значение «матка», «хорион», «лоно». Тибетские лоцзавы (переводчики) эквивалентом слова «гарбха» выбрали тибетское «snying ро», которое переводится как «сердце», «сущность».

Существуют две интерпретации татхагатагарбхи, понимаемой как «зародыш Будды». Согласно первой, татхагатагарбха не есть сущность или субстанция, пребывающая в живых существах, этим термином обозначается потенциальная возможность для каждого существа достичь состояния Будды. Это предполагает, что в природе существ нет ничего, что могло бы помешать им, стать Буддами. Практически все направления Махаяны принимали интерпретацию, согласно которой все без иключения способны достичь состояния Будды, кроме классической йогачары, которая делила всех людей на категории, или классы (тиб. rigs; скр. gotra букв, «семья»), в зависимости от их базовых сотериологических установок. Принадлежащие к различным семьям имели различную возможность достичь пробуждения (тиб. byang chub). В рамках же махаянского учения о

«сущности Будды» существует лишь один класс - готра Татхагаты, «семья Будды». Все живые существа относятся к этой семье, отсюда все в равной степени наделены возможностью достичь просветления1.

Вторая интерпретация отличается от первой тем, что в ней предполагается некая особая сущность или субстанция, называемая «природой Будды». Эта сущность реально присутствует в живых существах. По первой интерпретации все живые существа могут стать Буддами, а по второй - они уже есть Будды, нужно только лишь осознать себя в качестве Будды, понять, что являешься им в данный момент. Имеет место также такая точка зрения, по которой эта природа Будды и так вполне актуальна и нет необходимости в специальной практике для ее реализации. Тибетская традиция в основном придерживается первой интерпретации, тогда как второй следует китайско-дальневосточный буддизм вместе с тибетским направлением Дзогчен .

Когда сущность Будды понимается как матка или лоно, другими словами, вместилище, в котором находится зародыш Будды, она является синонимом абсолютной реальности или же единого, абсолютного ума, порождающего сансару и нирвану. Этот ум наделён благими качествами, не отличающимися от самой субстанции ума, и поэтому он не пуст сам по себе. Постоянство, блаженство, самость и чистота являются качествами этого ума. Но этот ум пуст для нас, так как абсолютно трансцендентен различающему и конструирующему субъектно-объектную дихотомию сознанию3.

1 Торчинов Б. А., Философия буддизма Махаяны.- СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002.- с. 185.

2 Там же, с. 186.

о

Там же, с. 187.

Можно выделить семь ключевых аспектов учения о «сущности Будды», которые составляют его особенность: 1) В учении о «сущности Будды» делается упор на позитивную природу реализации, и, в особенности, даётся позитивная интерпретация учения о пустоте. 2) Существует неразрывная связь между природой живых существ и сущностью Будды. Они нераздельны, и природа живых существ обладает потенцией становления Буддой. 3) Путь освобождения в рамках учения татхагатагарбхи допускает недвойственность субъекта и объекта. 4) Сознание и мир рассматриваются как возникающие одновременно друг с другом. 5) В учении о «сущности Будды» феноменальный мир не отличен от реальности истинной природы (скр. tathata). 6) Практикующие переходят от заблуждения к пробуждению и 7) сущность Будды и буддийская практика являются одним и тем же, сущность Будды - это не теория1.

Далее для того чтобы понять философско-религиозные истоки учения «Уттаратантры», необходимо рассмотреть интерпретацию ее ключевого понятия, сущности Будды (скр. tathagata-garbha), в литературе сутр, и выявить место сутр, излагающих его, в общем корпусе канонической литературы. С этой целью мы, прежде всего, рассмотрим классификацию сутр по трем «поворотам колеса Учения» и место сутр, излагающих учения татхагатагарбхи в этой классификации.

Буддийские сутры весьма разнообразны по своему содержанию. Довольно рано было обращено внимание на противоречия между ними, из-за чего появилась необходимость классифицировать тексты и объяснить эти противоречия. Для решения этой проблемы буддийские герменевтики

1 King, S. Tathagata and Garbha. Wesak Talk UK National Order Weekend and West London Buddhist Centre. 2004. - p. 12.

разделили все сутры на две группы: сутры типа нитартха (установленного смысла) и сутры типа нейартха (требующие интерпретации)1. Но разные школы причисляли сутры к тому или иному типу зачастую по-разному в зависимости от своих доктринальных установок.

Одна из первых классификаций литературы сутр появилась в «Сандхинирмочана-сутре». Основным классификационным признаком явилось отношение к трём «поворотам колеса учения». Эта сутра классифицирует канон по трём поворотам, исходя из троякого понимания отсутствия «Я». Сутры, рассматривающие отсутствие «Я» в аспекте «зависимости», относятся к первому повороту, в аспекте «приписывания» - ко второму, а те сутры, которые понимают отсутствие «Я» в аспекте абсолютном, относятся к третьему повороту. Согласно этой сутре, Будда сначала «повернул колесо учения», изложив четыре истины святого (истина страдания, истина происхождения страдания, истина о прекращении страдания и истина пути). Затем Будда показывает, как индивид должен пройти пять путей перед достижением полного пробуждения. Во втором «повороте» был провозглашен принцип несубстанциональности, согласно которому природой всех феноменов (скр. ёЬагта, тиб. сЪо8)является пустота (скр. Бипуа, тиб. б1:оп§ ра). За этим последовало третье «вращение колеса учения», суть которого -обоснование концепции абсолютной реальности. Здесь Будда показывает, что эта пустота не является тотальным отсутствием, а обладает качествами окончательной природы феноменов. В третьем повороте также показано,

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ринчинова, Сэсэг Захаровна, 2012 год

Литература Источники

1. 'phag pa Thogs med. Thogs med kyi 'grel pa (Асанга. Уттаратантра-вьякхья), Данжур, раздел MDO. XLIV.

2. Byams pa. Shes rab kyi pha rob tu phyin pa'i man ngag gi bstan bcos mngon par rtogs pa'i rgyan ces bya ba bzhugs so (Абхисамаяланкара). - XL, 48 1. - Б/м. Б/г.

3. De bzhin gshegs pa'i snying po mdo (Сутра о сущности Татхагаты). ЬКа 'gyur, mdo, vol ZA, LL.245.2-259.2

4. Будон Ринчендуб. Lung gi snye ma. Агинское издание 203 a.4.

5. 'Jam dbyangs bzhad pa. Phar phyin skabs brgyad ka. (Восемь разделов Парамиты). Издание Чилутайского дацана.

6. 'Phags pa lang kas gzhegs pa'i theg pa chen po'i mdo (Сутра «Посещения Ланки»). XI, 2201/ (1/87 В - 307 А) // The Asian classics input project. Release three. Washington, 1993. P. 85. Catalog # KL 107.

7. Rgyal tshab dar ma rin chen. Theg pa chen po rgyud bla ma'i bstan bcos 'grel ba dang bcas pa'i rnam par bshad pa (Дартик). gsung 'bum, Vol. III.

8. rJe Tsongkhapa. Gser phreng. (Золотые четки). Издательство монастыря Лавран.

9. Theg pa chen po rgyud bla ma'i bstan bcos (Уттаратантра-шастра). Toh. 4024.

10. Ngag dbang nyi ma. Nang pa'i grub mtha' rmra ba bzhi'i 'dod tshul (Воззрения четырех буддийских философских школ). - XL, 4041. - sGo mang, 1971.

11. Gzungs kyi dbang phyug rgyal pos zhus pa'i mdo. (Дхаранишвара-раджа-парипречха). Ганжур. Раздел Сутр. XV. Перевод на китайский язык Ку-фа-ху (Дхармаракша) 265-316 н.э. (Nanjio's catalogue №79).

12. Sangs rgyas kyi yul thams cad la 'jug pa ye shes snang ba rgyan gyi mdo. (Сарва-будда-вишая-аватара-джяна-алока-аламкара-сутра). Ганжур. Раздел Сутр. III. Китайский перевод Фа-ху (1004-1058) и других (960-1127, Nanjio №1013).

13. blo gros rgya mtshos zhus pa'i mdo. (Сугарамати-париприччха). Ганжур. Раздел Сутр. XIV.

14. Nam mkha'io mdzod kyi mdo. (Гаганаганджа-сутра). Ганжур. Раздел Сутр. XIII.

15. Mkhas grub rje. Rgyud sde spyi'i rnam par gzhag pa rgyas par brjod (Fundamentals of the Buddhist tantras. - Основы буддийских тантр). Editional board: L. Alsdorf (Hamburg), H.W. Bailey (Cambridge), D. H. H. Ingalls (Cambridge, Mass.), S. M. Katre (Poona), L. Renou (Paris). Editors in chief: J. W. De Jong (Canberra), F. B. J. Kuiper (Leiden). Indo-iranian monographs. Volume VIII. Mouton. The Hague - Paris. 1968.

Литература на русском языке:

16. Андросов В.П. Происхождение буддизма (к методике и теории изучения) // Религии древнего Востока. - М., 1995. - С. 135-204.

17. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты; РАН. Институт востоковедения. - М.: изд. фирма «Вост. Лит.», 2000.-799 с.

18. Антипова Е.В. Понятие цивилизации в контексте социально-философского знания. //Цивилизация и общественное развитие человека. -М., 1989.-С. 48-57.

19. Аюшеева Д.В. «Современный тибетский буддизм на Западе». -Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2003. - 124 с.

20. Базаров A.A. Институт философского диспута в тибетском буддизме. - СПб., 1998.

21. Бердяев H. А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. -

383 с.

22. Будон Ринчендуб. «История буддизма». Перевод с тибетского Е.Е.Обермиллера. Перевод с английского А.М.Донца. - СПб., «Евразия», 1999.-336 с.

23. Васильев В. Буддизм, его догматы, история и литература. Ч. 3. История буддизма в Индии. Дараната. - СПб., 1869. - 288 с.

24. Васубандху. «Абхидхармакоша» (Гл.1, 2). Перевод с тибетского Б.В.Семичова и М.Г.Брянского. - Улан-Удэ, 1978.

25. Васубандху. «Энциклопедия Абхидхармы» («Абхидхармакоша»), - Т. 2: Раздел III: Учение о мире; Раздел IV: Учение о карме/Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. - М.: Ладомир, 2001. - 755 с.

26. Введение в изучение Ганжура и Данжура. Историко-библиографический очерк. - Новосибирск, «Наука», 1989. - 200 с.

27. Востриков А.И. Тибетская историческая литература. - М.: Вост. лит., 1962.

28. Гарри И.Р. Дзогчен и Чань в буддийской традиции Тибета. -Улан-Удэ, 2003.-208 с.

29. Геше Джампа Тинлей. Ум и пустота. - М.: Издательство «Цонкапа». Московский буддийский центр Ламы Цонкапы, 2002 - 224 с. Перевод с английского: Часть 1 - Т. Проваторова. Часть 2 - М. Малыгина. Приложения - М. Малыгина. Таблицы, глоссарий и редакция: К. Степаненко, М. Малыгина, С. Хос.

30. Гой-лоцзава Шоннупэл. Синяя летопись. Перевод с тибетского Ю.Н.Рериха, перевод с английского О.В.Альбедиля и Е.Ю.Харьковой. -СПб.: Евразия, 2001. - 768 с.

31. Губогло М.Н. Идентификация идентичности. Этносоциальные очерки. -М., 2003.

32. Давид-Неэль А. Посвящения и посвященные в Тибете. - М., 2004.

33. Далай-Лама XIV. Этика для нового тысячелетия. - СПб, 2001.

34. Далай-лама XIV. Гарвардские лекции. - М., 2003.

35. Далай-лама XIV. Мир тибетского буддизма. - СПб.: Нартанг, 1996. - 226 с. Аннот. пер. с тиб. на англ. геше Туптен Чжинпа. Пер. с англ. Б.Лаврентьева (4.1), М. Кожевниковой (4.2) и А.Терентьева (Ч.З и прим.) под общ. ред. А.Терентьева.

36. Дандарон Б.Д. Буддизм: Сб. ст. - СПб.: 1996. - 144 с.

37. Дандарон Б. Д. Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма. - Улан-Удэ, 1992.

38. Дандарон Б.Д. Мысли буддиста. - Владивосток, 1992.

39. Дхармакирти. Обоснование чужой одушевленности. С толкованием Винитадева. Перевод с тибетского Ф.И. Щербатской. - СПб., 1922.

40. Дзунба Кунчог Жигме Ванбо. Драгоценное ожерелье учений философских школ. - Улан-Удэ, 1998.

41. Донец A.M. Герменевтика в бурятском буддизме \\ Мир Центральной Азии. Культурология. Философия. Источниковедение. Том III. Материалы международной научной конференции. - Улан-Удэ, изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - с. 161-169.

42. Донец A.M. Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике. - Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2004. - 268 с.

43. Дылыкова B.C. Тибетская литература. - М., 1990. - 239 с.

44. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). - М., 1990.

45. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. - СПб., 1994.

46. Еше-Лодой Ринпоче. Краткое объяснение сущности Ламрима. -СПб.: Нартанг, 2002. - 318 с.

47. Источник мудрецов. Тибетско-монгольский терминологический словарь буддизма. Подготовка текста, перевод и комментарии P.E. Пубаева и Б.Д. Дандарона. - Улан-Удэ, 1968.

48. Карма Агван Йондан Жамцо. Светоч уверенности. - СПб. 1993.

49. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. - СПб.: Наука, 2003.

50. Конзе Э. Буддийская медитация. Изд-во МГУ. 1993 Конрад, 1966. -Конрад Н.И. Запад и Восток. -М., 1966.

51. Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. - М., 1987.

52. Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. - Улан-Удэ, 1999. - 238 с.

53. Лепехов С.Ю., A.M. Донец, С.П. Нестеркин. Герменевтика буддизма. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. - 264 с.

54. Лепехов С.Ю. Буддийская культура и буддийская цивилизация // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. - Улан-Удэ, 1997.-С. 142-160.

55. Лепехов С.Ю. Буддийская цивилизация как альтернативный путь развития в эпоху глобального кризиса // Буддизм в системе мировой цивилизации. - Элиста. 1998.

56. Лепехов С.Ю. Влияние праджняпарамитских идей на философию буддизма Махаяны. // Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии. - Улан-Удэ, 1995.-с. 5-23.

57. Лепехов С.Ю. Опыт социально-психологического изучения ценностных ориентаций в обществе «Игуаньдао» // Вторая Всесоюзная школа молодых востоковедов. Т. I. Ч. II. - М., 1982. - с. 282-284.

58. Лепехов С.Ю., Очиров Д.Э. Диалектика социального отражения и региональные продлемы науки и культуры // Информационные материалы Философского общества АН СССР.-М., 1984.-е. 8-15.

59. Махаяна шраддхотпада. - Трактат о пробуждении веры в Махаяну (Махаяна шраддхотпада шастра) Перевод с китайского Е.А. Торчинова. // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. - СПб., 1992. - С. 35-65.

60. Махаяна шраддхотпада. - Трактат о пробуждении веры в Махаяну (Махаяна шраддхотпада шастра) Перевод с китайского Е.А. Торчинова. // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2. - СПб., 1993. - С. 40-61.

61. Мялль Л. Некоторые проблемы возникновения махаяны // Центральная Азия в Кушанскую эпоху. Т. II. - М., 1975. - с. 219-222.

62. Мялль Л. Основные термины праджняпарамитской психологии // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 309. Труды по востоковедению. Вып. II, Тарту, 1973.-е. 202-215.

63. Нестеркин С.П. Образовательная система буддийских монастырей // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. - Улан-Удэ, Изд. БНЦ СО РАН, 2002. - С.48-82.

64. Нестеркин С.П. «Абхисамаяламкара» в Индии и Тибете // Тибетский буддизм. - Новосибирск, «Наука», 1995. - С. 146-164.

65. Нидал Л.О. Учение о природе ума. - Владивосток, 1994.

66. Пагсам-джонсан: история и хронология Тибета. Перевод с тибетского, предисловие и комментарий д.и.н. P.E. Пубаева. -Новосибирск, 1990.

67. Парибок A.B. О буддийском понятии "первой арийской личности" в связи с символикой воды в буддизме // Литература и культура древней и средневековой Индии. - М., 1988.

68. Пятигорский A.M. "Знание" как "Знак личности" в духовной культуре Древней Индии // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 309. Труды по востоковедению. Вып. II, Тарту, 1973, с. 216-265.

69. Радхакришнан С. Индийская философия. -М., 1956. Т. 1.

70. Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. -М., 1983-1993.

71. Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М., 1991.

72. Рудой В.И., Островская Т.В., Ермакова Т.В. Религиозный идеал в системе категорий буддийской культуры//Восток. 1997. № 3. С. 45.

73. Сарат Чандра Дас. Тибето-английский словарь с санскритскими параллелями. Калькутта, 1902.- 1353 стр.

74. Семичов Б.В., Парфионович Ю.М., Дандарон Б.Д. Краткий тибетско-русский словарь. - М., 1963.

75. Степанянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока (опыт компаративистского подхода) // Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока. - М., 1993. - С. 3-22.

76. Сопа Лама. Вкус Дхармы. - СПб., 1996.

77. Таранатха. История буддизма в Индии / Пер. с тиб. В. Васильева. -СПб., 1869.

78. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. - 320 с.

79. Туган Дхарма Бхадра. Ясное зерцало философских систем. Школа Джонангпа (перевод с тибетского И.Р. Гарри) // «Буддизм России» №38. - СПб., 2004. - с. 133-146.

80. Туччи, Дж. Религии Тибета. Пер. с итальянского Альбедиль О.В. - СПб.: «Евразия», 2005.

81. Чандракирти. Введение в Мадхямику. - М.: Шечен, 2001. - 331 с.

82. Чже Цзонхава. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения (Lam rim chen mo). Том V - Этап духовного развития высшей личности (продолжение): проникновение (випашьяна) и его сочетание с безмятежностью. Перевод с тибетского языка А. Кугявичуса под общей редакцией А.Терентьева. - СПб.: Нартанг, 2000. - 464 с.

83. Хайдуб Дже. Основы буддийских тантр. - М.: Шечен, 2000. - 240 с. Пер. с англ. Ф. Маликова. Пер. с тиб. и примечания Ф.Лессинга и А.Ваймана.

84. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2001.

85. Шантидева. Путь Бодхисаттвы (Бодхичарьяаватара). - СПб.,

1999.

86. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М., 1988.

87. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. - Новосибирск: Наука, 1995.

88. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

Литература на английском языке:

89. Abhidharmasamuccaya of Asanga. / Ed. By P. Pradhan. Santiniketan,

1950.

90. Astasahasrika Prajnaparamita / Ed. by P.L. Vaidya. - Darbhanga,

1960.

91. A. Wayman. "The Mahasamghika" and the "Tathagatagarbha". Journal of International Association of Buddhist Studies, Vol. 1, no. 3, pp. 3580.

92. Bagby Ph. Culture and history. Prolegomena to the Comparative Study of Civilizations. Westport, 1976.

93. Brown B.E. The Buddha nature: a study of the tathagatagarbha and alayavijnana, Delhi, Motilal Banarsidass Publishers Pvt Ltd, 2001.

94. Buddha-Nature: First Day of a Discourse on «Uttaratantra». His Holiness the Fourteenth Dalai Lama. Translated by Alexander Berzin. Bodh Gaya, India, January 17, 1982.

95. Buston. A History of Buddhism. Tr. by E. Obermiller. Heidelberg, 1931-1032.

96. Conze E. Buddhist thought in India: three phases of Buddhist philosophy, London, George Alien & Unwin, 1983.

97. Conze E. Text, Sources and Bibliography of the Prajnaparamita-hrdaya // Journ. of the Royal Asiatic Society. - 1948. - № 2.

98. Conze E. Buddhist Wisdom Books. L., 1958.

99. Conze E. Materials for Dictionary of Prajnaparamita Literature. Tokyo, 1967.

100. Buddha Nature. The Mahayana Uttaratantra Shastra with Commentary. Translated by Rosemarie Fuchs. Ithaca, N.Y. 2000. 410 p.

101. Dawson Ch. Toynbee's Study of history. The place of civilizations in history // Toynbee and history. Boston, 1956, p. 132-133.

102. King, S. Tathagata and Garbha. Wesak Talk UK National Order Weekend and West London Buddhist Centre. May 2004.

103. Griffiths P.J. On being Buddha: the classical doctrine of buddhahood, Delhi, Sri Satguru Publications, 1995.

104. Guenther H.V. Treasures on the Tibetan Middle Way. - Leiden,

1969.

105. Guenther H.V. Tibetan Buddhism in Western Perspective. Emeryville, 1977.

106. Hookham S.K. The Buddha Within. Delhi, Sri Satguru Publications,

1992.

107. Makransky J.J. Buddhahood embodied: source of controversy in India and Tibet, Delhi, Sri Satguru Publications, 1998.

108. Murti T.R.V. The Central Philosophy of Buddhism. L., 1960.

109. Maitreya's The Uttaratantra A Treatise on Buddha-Essence by Khenchen Thrangu Rinpoche. Ed. Clark Johnson. Delhi 2001. 484 p.

110. Obermiller E.E. Analisis of the Abhisamayalankara. Vol. III.Calcutta, 1943.

111. Obermiller E.E. The Sublime Science of the Great Vehicle to Salvation, being a Manual of Buddhist Monism. The Work of Arya Maitreya with a Commentary by Aryasangha. Translated from the Tibetan with introduction and notes by E. Obermiller / Acta Orientalia, vol. IX., 1931.

112. Obermiller E.E. The Doctrine of Prajna-Paramita, as exposed in the Abhisamayalankara of Maitreya. Acta Orientalia. Vol. XI, 1932-33.

113. Sebastian C.D. Metaphysics and mysticism in Mahayana Buddhism. Sri Satguru Publications, a division of Indian Books Centre. Delhi, India, 2005. - 323 p.

114. Rigzin Tsepak. Tibetan-English Dictionary of Buddhist Terminology. Dharamsala, 1986.

115. Ruegg D. Seyfort. "The Gotra, Ekayana, and Tathagatagarbha theories of the Prajnaparamita according to Dhramamitra and Abhayakaragupta", in Prajnaparamita and Related Systems, Lewis Lancaster (Ed), California, Berkeley Buddhist studies series, 1977, pp. 283-312.

116. Ruegg D. Seyfort. La Theorie Du Tathagatagarbha et Du Gotra. Paris: Ecole Française D'Extreme-Orient, 1969.

117. Johnston E. H. The Ratnagotravibhaga Mahayanottaratantrasastra, D. Litt. Patna, 1950. 149 pp.

118. Jikido Takasaki. A Study on the Ratnagotravibhaga (Uttaratantra) Being a Treatise on the Tathagatagarbha Theory of Mahayana Buddhism. Serie Orientale Roma, XXXIII. Roma 1966. 373 pp.

119. The Changeless Nature. Mahayana Uttara Tantra Sastra by Arya Maitreya & Acarya Asanga. Translated from the Tibetan under guidance of Khenchen the IXth Trangu Rinpoche and Khempo Tsultrim Gyamtso Rinpoche by Kenneth Holmes and Katia Holmes M. A., M. Sc with the kind assistance of Dharmacarya TenpaNegi. Scotland, 1985, 2nd edition.

120. Prasad H.S. The Uttaratantra of Maitreya, Delhi, Sri Satguru Publications, 1997, p. 18.

121. Rinpoche Khenchen Thrangu. The Uttara Tantra: a treatise on Buddha nature, a commentary on the Uttara Tantra Sastra of Asanga, Ken and Katia Holmes (Tr), Delhi, Sri Satguru Publications, 1994.

122. Stcherbatsky F. Madhyanta-Vibhanga. Soviet Indology Series, No. 5; reprint ed., Calcutta: Indian Studies, 1971.

123. Suzuki D.T. Studies in the Lankavatara sutra, Boulder, Prajna Press,

1981.

124. Tucci G. On some aspects of the doctrine of Maitreya(natha) and Asanga, Calcutta, University of Calcutta, 1930.

125. Wayman A. and Wayman H. The Lion's roar of queen Srimala, Delhi, Motilal Banarsidass Publishers Pvt Ltd, 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.