Философско-теоретическая модель контркультуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Ковшова, Ирина Владимировна

  • Ковшова, Ирина Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Саратов
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 131
Ковшова, Ирина Владимировна. Философско-теоретическая модель контркультуры: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Саратов. 2007. 131 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ковшова, Ирина Владимировна

Введение.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРКУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ

§ 1. Место контркультуры в системе культуры.

§ 2. Генезис контркультуры.

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ КОНТРКУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ

§ 1. Стратегия и принципы становления контркультурного ценностного комплекса.

§ 2 Социокультурное воплощение ценностей контркультуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-теоретическая модель контркультуры»

Актуальность темы исследования

Актуальность философского исследования феномена контркультуры определяется сложностью радикальных трансформаций, затронувших современное общество. Необходима переориентация человека на новую систему ценностей, новые нравственные установки, при создании которых контркультура может играть существенную роль.

Контркультура как исторический феномен связана с комплексом идей и ценностей, присущих молодежному протестному движению в странах Запада в конце 50-х - начале 70-х годов и на территории СССР во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века. При наличии эмпирической и теоретической базы изучения контркультуры на Западе и единичных работ, посвященных рассмотрению контркультуры в нашей стране1, практически отсутствуют работы философского характера, которые определяли бы сущность и прослеживали логику развития данного феномена. Поэтому необходимы философско-теоретическое осмысление контркультуры и разработка механизма ее функционирования.

Контркультурные идеи и ценности актуализируются при усилении культурной и ценностной стандартизации, что неизбежно в условиях мировой глобализации, когда основой ответных центробежных тенденций могут выступить контркультурные ценности, но реализующиеся в несколько модифицированных (в соответствии с историческими изменениями) формах, о чем свидетельствуют, например, учащающееся выступления антиглобалистов.

Выведение модели контркультурного процесса, включающего условия возникновения и формы проявления контркультуры, может помочь прогнозировать возможные контркультурные явления в будущем. См.: Bushnell J. An Introduction to the Soviet Sistema: Advent of Counterculture and Subculter // Slavic Review, Vol. 49, No. 2 (Summer, 1990) P. 272-277; Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция//Рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998. Вып. 1. С. 5-33.

Теоретический анализ способствует выявлению закономерности воплощения контркультуры на ценностном и социокультурном уровнях. Изучение контркультуры предоставляет методологическую базу для исследования непосредственно связанных с данной проблематикой областей: ценностей нонконформистских субкультур, рок-творчества, молодежной политики и др.

Степень разработанности проблемы

Различные аспекты контркультуры исследовались в научной литературе, но недостаточно. Традиционно выделяют два направления молодежного протеста 1950-х - 1970-х годов в странах Запада: политическое, представленное движением «новых левых» и аполитичное крыло. Рассмотрению молодежного движения этого периода посвящены работы О. В. Колбасиной, К. Мяло, М. И. Новинской и др.2, о политической программе и выступлениях «новых левых» писали Э. Я. Баталов, Ю. Н. Давыдов, Л. А. Салычева, А. Н. Тарасов . Субкультуры хиппи и битников, которых причисляют к аполитичному крылу, изучали А. М. Байчоров, Т. Б. Щепанская и др.4

Несмотря на отличия в средствах противопоставления доминирующей культуре, оба направления имели общую идейную базу, изложенную в трудах вдохновителей молодежного протестного движения Г. Маркузе, Ж.-П. Сартра, А. Камю, представителей социально-критической философии Р. Миллса, Д. Рисмена, в сочинениях учителя дзен в США А. Уоттса, «проповедника психоделии» Т. Лири, апологета «культа тела» Н. О. Брауна, в работах основателя телесной терапии В. Райха и создателей теории гештальттерапии

2 См.: Колбасина О. В. Протестное движение в США (вторая половина 1950-х - первая половина 1970-х годов): автореф. . канд. истор. наук. Краснодар, 2006; Мяло К. Под знаменем бунта: Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-х - 1970-х гг. М, 1986; Новинская М. И. Социальные и исторические основы радикально-демократического студенческого движения в США (60-е - начало 70-х гг.): автореф. дисс. канд. истор. наук. М., 1974.

3 См.: Баталов Э. Я. Новые левые и Герберт Маркузе. М., 1970; Баталов Э. Я. Философия бунта: Критика идеологии левого радикализма. М., 1974; Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма: Искусство и «новые левые». М., 1975; Салычева Л. А. Студенческое движение: 1960-1970 / Л .А. Салычева // США - экономика, политика, идеология. - 1972. - № 4. - С. 24-31; Салычева Л. А. «Новые левые» десять лет спустя / Л. А. Салычева // США - экономика, политика, идеология. - 1972. - № 11. - С. 113-120; Тарасов А. Н. Революция не всерьёз: штудии по теории и истории квазиреволюционных движений. Екатеринбург, 2005.

См.: Байчоров А. М. От «разбитого» поколения к контркультуре: (Парадоксы молодёжного протеста в США). Мн., 1982; Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этногр. исслед. системы, 1986-1989 гг. СПб., 1993. и др.

Ф. Перлза и П. Гудмена, а также в литературных произведениях битников У. Берроуза, А. Гинзберга, Дж. Керуака, Г. Снайдера и др.5

Понятие «контркультура» было введено в научный оборот Т. Роззаком, который наряду с Ч. РеЙчем является признанным теоретиком контркультуры6. Из зарубежных исследователей контркультуры также следует особо отметить Н. О. Брауна и Дж. М. Иингера .

В отечественной науке начало изучению контркультуры положили Ю. А. Замошкин и Н. В. Мотрошилова8. Исследовали контркультуру в 1970-е годы Г. Василев, В. Лазарев, В. Молчанов, О. Туганова 9. А. Ю. Мельвиль рассматривал консервативную реакцию на контркультуру10. Первая монография под названием «Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь» принадлежит Ю. Н. Давыдову и И. Б. Роднянской11. Авторы систематизировали все накопленные знания по рассматриваемому вопросу, но интерпретировали контркультуру с точки зрения идеологии того времени. Работы И. И. Федоровой, в которых затронуты важные черты контркультуры, тоже носят идеологический характер12. К. Мяло провела сравнение романтического сознания и

5 См.: Антология поэзии битников. М., 2004; Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. M., 1990; Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М., 2003; Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994; Миллс Ч. Р. Властвующая элита. М., 1959; Райх В. Сексуальная революция. СПб.-М., 1997; РисменД. Некоторые типы характера и общество / Д. Рисмен // Социологические исследования. - 1993. - № 3. - С. 121-129 и др.

6 См.: Roszak Th. The making of conter-culture. Reflections on the technocratic society and its youthful opposition. London, 1971; Рейч Ч. Молодая Америка / Ч. Рейч // Мировая экономика и международные отношения. -1971.-XolO.-C. 113-120.

7 См.: Yinger J. M. Presidential Address: Countercultires and Sotial Change // Americal Sociological Review. -1977. - Vol. 42. - № 6. - P. 833-853.

8 См.: Замошкин Ю. «Новые левые» - их взгляды и настроения / Ю. Замошкин, Н. Мотрошилова // Вопросы философии. - 1971. - №4. - С. 43-58.

См.: Василев Г. Без демаркационной линии: Интеллигенция, «контркультура» и революция. М., 1976; Лазарев В. Контркультура и личность / В. Лазарев, О. Туганова // Новый мир. - 1977. - №5. - С. 223-234; Молчанов В. Pro и contra «контркультуры» / В. Молчанов // Вопросы литературы. - 1973. - №1. - С. 107-125.

10 См.: Мельвиль А. Ю. «Контркультура», ее эволюция и ее современные критики на Западе / А. Ю. Мельвиль // Вопросы философии. - 1974. - № 8. - С. 153-161; Мельвиль А. Ю., Разлогов К. Э. Контркультура и «новый консерватизм». М., 1981; Мельвиль А. Ю. Культура, контркультура и неоконсерватизм : Социально-философские аспекты эволюции художественной культуры США в 70-х гг. // Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х годов XX века. М., 1982. С. 78-97.

11 См.: Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. М., 1980.

12 См.: Федорова И. И. Научная несостоятельность истолкования научно-технического прогресса в концепциях «молодежной контркультуры» // Этика и эстетика. Киев, 1985. Вып. 28. С. 77-84; контркультуры13. Восточным религиозным течениям на Западе, неохристианству в молодежном протестном движении, взаимосвязи • и взаимовлиянию восточного мистицизма и неохристианства посвящены работы Е. Г. Балагушкина, П. С. Гуревича, Л. Н. Митрохина и др.14.

Большой вклад в научное изучение контркультуры во второй половине 80-х - начале 90-х годов прошлого века внесли И. Б. Громова, П. С. Гуревич, В. Н. Леонтьева, М. А. Султанова15.

Новый виток интереса к проблеме контркультуры наметился с начала XXI века. В центре внимания Дж. Десмонда, С. О'Донохоу, М. В. Дегтяревой, И. Кристола, П. МакДонаха, А. Н. Хренова16 -рассмотрение отдельных сторон контркультуры, в частности, ее взаимосвязи с массовой культурой, киноавангардом, русской культурой XX века и др.

Изучение контркультуры непосредственно связано с проблемами молодежи, которые изучали И. М. Ильинский, И. Кон, В. В. Павловский, Э. Эриксон и др.17. Особые трудности у молодежи возникают при ее социализации. Альтернативным вариантом социализации молодежи Ю. Н. Давыдов, а также И. Б. Громова и В. Н. Леонтьева считают

Федорова И. И. Гедонизм как принцип контркультуры // Этика и эстетика. Киев, 1983. Вып. 26. С. 122-128; Федорова И. И. Эволюция контркультурного постмодернизма в условиях приоритета идеологии неоконсерватизма// Этика и эстетика. Киев, 1989. Вып. 32. С. 36-41.

13 См.: Мяло К. Проблемы романтического сознания в молодежной «контркультуре» 60-х годов // Культура и идеологическая борьба. М., ¡979. С. 133-168.

14 См.: Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. Истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. М., 1984; Гуревич П. С. Спасет ли мессия? «Христомания» в западном мире. М., 1981; Митрохин Л. Н. «Религии нового века» в США / Л. Н. Митрохин // Вопросы философии. - 1982. - №4. - С. 73-81 и др.

15 См.: Громова И. Б. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта / И. Б. Громова, В. Н. Леонтьева // Социс. - 1991. - № 10. - С. 78-87; Гуревич П. С. Музыка и борьба идей в современном мире. М., 1984; Гуревич П. С. Культура и контркультура / П. С. Гуревич // Свободная мысль. -1994. - №11. - С. 82-92; Леонтьева В. Н. Контркультура в системе современной буржуазной идеологии / В. Н. Леонтьева, Г. 3. Касавина // Философские науки. - 1985. - № 4. - С. 116-121; Леонтьева В. Н. Контркультура как явление буржуазной действительности : автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 1985; Контркультура и социальные трансформации: сб. тез. М., 1990; Султанова М. А. Концепция контркультуры (США: 60 - 80ые годы): автореф. канд. филос. наук. М., 1993.

16 См.: Кристол И. Контркультуры / И. Кристол // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т.2 В.З. - С. 2537; Десмонд Дж., МакДонах П., О'Донохоу С. Контркультура и потребительское общество // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005. С. 268-307; Дегтярева М. В. Контркультура в структуре культуры России XX века : дисс. . канд. культуролог, наук. Краснодар, 2005; Хренов А. Н. Контркультура и основные движения американского киноавангарда сороковых-семидесятых годов двадцатого века: дисс. канд. культуролог, наук. М., 2003.

17 См.: Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. М,, 2001; Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М., 1988; Павловский В. В Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М., 2001; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. и др.

IЯ контркультуру . Способствуют преодолению кризиса социализации молодежные субкультуры, изучению которых посвящены работы С. И. Левиковой, Е. Омельченко, А. И. Ивановой, Е. М. Лысенко,

Д. В. Петрова19. Воплощением ценностей контркультуры является феномен

20 рок-культуры, который рассматривали В. Г. Власова, А. Р. Тугушева и др. , а также рок-творчество21.

Для философско-теоретического осмысления контркультуры необходимо рассмотрение контркультуры в более широком контексте, чему способствовали работы современных исследователей культуры -П. С. Гуревича, Т. О. Варюхиной, О. В. Гуткина, Е. В. Листвиной22, ценностей - М. С. Кагана, Д. А. Леонтьева, В. П. Барышкова, В. Б. Устьянцева, 3. В. Фоминой23, цивилизации - Д. И. Зарова, Н. О. Осиной24, отчуждения - А. А. Грицанова, М. Марковича25, л/ маргинальное™ - С. П. Турина, И. П. Поповой, К. А. Феофанова.

18 См.: Громова И. Б. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта / И. Б. Громова, В. Н. Леонтьев а И Социс. -19 91.-NslO.-C. 78-87; Давыдов Ю. Н. Контркультура и кризис социализации молодежи в условиях «общества потребления» / Ю. Н. Давыдов // Социс. - 1977. - № 3. - С. 78-87.

19 См.: Иванова А. И. Молодежная политика в культурно-дифференцированном молодежном пространстве : дисс. . канд. социол. наук. Саратов, 2005; Левикова С. И. Молодежная субкультура. М., 2004; Лысенко Е. М. Молодежная субкультура: синергетическое осмысление феноменов. Саратов, 2006; Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000; Петров Д. В. Молодежные субкультуры : дисс. канд. социол. наук. Саратов, 1996.

20 См.: Власова Г. В. Рок-культура- феномен XX века : автореф. дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2001; Тугушева А. Р. Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры : автореф. дисс. . канд. филос. наук. Саратов, 2006. и др.

21

См.: Русская-рок поэзия: текст и контекст : сб. науч. трудов. Тверь, 1998. Вып. 1; Русская-рок поэзия: текст и контекст: сб. науч. трудов. Тверь, 1999. Вып. 2. и др.

22 См.: Варюхина Т. О. Культура как ценность: социально-философский анализ : дисс. . канд.филос.наук. Саратов, ¡998; Гуткин О. В. Философские основания исследования развития культуры (методологический аспект): дисс. канд. филос. наук. Саратов, 1997; Листвина Е. В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. Саратов, 2001.

См.: Каган М. С. Философская теория ценности. С-Пб., 1997; Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. -1996. - № 4. - С. 15-26.; Фомина 3. В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов, 1997; Ценностный мир XXI века: история, герменевтика, феноменология / Гасилин В. Н., Устьянцев В. Б., Шугуров М. В. и др. Саратов, 2004.

24 См.: Заров Д. И. Стратегии современного цивилизационного развития // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы Третьего Российского философского конгресса. Т. 3. Ростов-на-Дону, 2002. С. 65-69; Осина О. И. Основания культуры как факторы цивилизационного становления: дисс. . канд. филос. наук. Саратов, 2005.

25 См.: Грицанов А. А. Человек и отчуждение / А. А. Грицанов, В. И. Овчаренко. Минск, 1991; Маркович М. Маркс об отчуждении / М. Маркович // Вопросы философии. - 1989. - № 9. - С. 36-51; Проблема отчуждения в современных теориях культуры, этики и эстетике: сб. ст. Свердловск, 1990.

26 См.: Гурин С. П. Проблем маргинальное™ в антропологии. Саратов, 2002; Попова И. П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) / И. П. Попова //

Актуальность проблемы контркультуры, ее малая степень разработанности, необходимость методологического исследования обусловили выбор темы, постановку цели и задач данной работы.

Цель исследования состоит в разработке философско-теоретической модели контркультуры.

Цель исследования определяет следующие задачи:

1) рассмотреть контркультуру в системе культуры и провести анализ соотношения контркультуры и культурных слоев;

2) проследить процесс образования и становления контркультуры;

3) выделить этапы развития контркультуры и представить их реализацию на ценностном, социальном, поведенческом, символическом, художественном уровнях культуры;

4) выявить закономерность формирования определенного контркультурного ценностного комплекса в рамках разработанной контркультурной модели и установить его принципы;

5) определить сущностные черты субъекта контркультуры;

6) исследовать специфику современной контркультуры с учетом выстроенной контркультурной модели.

Объектом исследования является контркультурный механизм самотрансформации культурной системы.

Предметом изучения является контркультура в индустриально развитых странах.

Методологическая основа исследования

Методологической базой исследования для реализации цели и задач выступают труды Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ф. Ницше, К. Маркса, 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Т. В. Адорно, М. Хоркхаймера, М. Фуко, Г. Маркузе, Э. Фромма, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Й. Хейзинга, Н. Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера, Д. Белла, Н. А. Бердяева, К. Мангейма, Т. Парсонса,

Социс. - 1999. - № 7. - С. 62-71; Феофанов К. А. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии / К. А. Феофанов // РЖ. Общественные науки за рубежом. Серия Социология. - 1992. - № 2. - С. 70-83.

Э. Дюркгейма, Р. К. Мертона, А. Коэна, Р. Э. Парка, Э. В. Стоунквиста, К. Гирца, Р. Бенедикт, М. Мид, Л. Мэмфорда, М. Маклюэна, Ж. Эллюля, Дж. Гелбрейта, Р. Арона, М. Элиаде, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, П. Бергера, Т. Лукмана, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Деррида, Ж. Делеза и др.

В работе использовались методы историко-философской реконструкции и сравнительного анализа философских текстов, применяется аналитический метод, используются элементы историко-культурного анализа.

Научная новизна диссертационной работы, связанная с разработкой авторской концепции философско-теоретической модели контркультуры как механизма самотрансформации культуры, состоит в следующем:

1) проведен анализ соотношения контркультуры и культурных слоев: доминирующей (официальной) культуры, а также субкультур, антикультуры, альтернативной культуры, которые выделяются в соответствии с ценностной градацией по отношению к доминирующей культуре;

2) выявлено, что возникновение контркультуры связано с обесцениванием для части населения смыслов, ценностей, факторов регуляции сложной культурной системы в условиях нарушения ее стабильности, в данном случае при переходе от индустриальной к постиндустриальной стадии развития;

3) поэтапно рассмотрена реализация модели контркультурного процесса на следующих уровнях культуры: ценностном, символическом, художественном, социальном, поведенческом;

4) установлены принципы формирования контркультурного ценностного комплекса в индустриально развитых странах;

5) доказано, что приверженцы контркультуры, как правило, подвержены длительной маргинализации и поэтому слабо интегрированы в доминирующий культурный универсум, в результате чего он становится для них отчужденным; для объяснения их положения и соответствующего им мировоззрения не подходят ни имеющиеся в доминирующем универсуме категории, ни средства, детерминирующие индивида в этот универсум;

6) обосновано, что социокультурное воплощение ценностей контркультуры осуществляется посредством рок-творчества, а также молодежных субкультур контркультурного типа, классификация которых предложена на основе выведенной контркультурной модели.

Положения, выносимые на защиту:

1) контркультура является механизмом самотрансформации наличного ценностного комплекса культурной системы в условиях ее ценностного кризиса. По своему феноменологическому существованию контркультура - сингулярный топос, в котором культурные процессы начинают развиваться иначе, «вызывающе», так как она есть место выхода «подземно-глубинного» в системе культуры, что всегда связано с оборачиванием на первичные архаические, забытые и подавленные формы культуры, выступающие «ферментом» рождения новых культурных феноменов. Процессуальность контркультуры отличает ее от культурных слоев: субкультур, антикультуры, альтернативной культуры, уже получивших оформление в соответствии с ценностной градацией по отношению к доминирующей культуре, определяющей общий вид культурного ценностного универсума данной культурной системы за счет интерпретации исходного ценностного ядра культурного образования в зависимости от образа жизнедеятельности данного общества на конкретно-историческом этапе;

2) контркультура носит необходимо универсальный характер для культуры индустриально развитого общества. Ее возникновение связано с тем, что в сложно организованной культурной системе доминирующий ценностный комплекс в результате резких изменений перестает соответствовать новым условиям, что приводит к увеличению нестабильности системы и усилению центробежных тенденций. Если преодолеть таковые невозможно социально-политическими средствами, протест перемещается на культурный план и приводит к образованию контркультуры, целью которой является поиск средств, способных деконструировать систему и найти выход за ее пределы, в то время как включение контркультурных идей в доминирующий культурный универсум способствует сохранению целостности культурной системы, благодаря чему вырабатывается новый образ доминирующей культуры и совершенствуются механизмы ее поддержания;

3) модель становления контркультурного ценностного комплекса получает социокультурное воплощение на социальном, поведенческом, символическом, художественном уровнях и включает в себя следующие этапы: а) отвержение доминирующих ценностей; б) выработка ценностей путем прямой инверсии принятых; в) актуализация ценностей, заложенных в данном культурном образовании, которые носят маргинальный характер; г) возвращение к исходному ценностному архетипическому ядру; д) обращение к ценностям других культурных систем; е) привнесение ценностей, отличных от доминирующих, в исходную культурную систему, которое вызывает «культурный шок», «переворот сознания»; ж) выработка нового образа доминирующего культурного универсума;

4) формирование контркультурного ценностного комплекса в индустриально развитых странах осуществляется в соответствии с выделенными этапами контркультурного процесса за счет таких принципов, как: а) отвержение сциентистско-технократических установок и принятых форм морали, семьи, церкви, системы образования потому, что они являются средствами поддержания доминирующего культурного универсума; б) выдвижение идей и практик, направленных на восстановление органичной целостности восприятия человека, мира, природы; в) актуализация философских и культурных течений, маргинальных по отношению к доминирующей культуре, с целью восполнения упорядоченного, организованного, аполлонического» начала и уравновешивания его стихийным, «дионисийским»;

5) сущностными чертами субъектов контркультуры выступают длительное пребывание в маргинальном состоянии, отчужденность от доминирующего культурного универсума, представителями которого они изначально являются. В отличие от других маргинальных групп, за которыми закреплено признание их таковыми со стороны общества, субъекты контркультуры идут на сознательное понижение своего социального статуса. Выразительницей идей и ценностей контркультуры в индустриально развитых странах стала именно молодежь, вынужденная пребывать в длительном переходном состоянии на пути к обретению собственного устойчивого социального статуса, так как большая ее часть подвергается сбою социализации и поэтому слабо интегрирована в доминирующий культурный универсум. Одной из реакций на подобную ситуацию явилась контркультура;

6) специфика философско-теоретической модели контркультуры заключается в том, что благодаря ей возможно комплексное рассмотрение данного феномена как универсального механизма культуры, возникающего в условиях несоответствия наличных смыслов культурной системы изменившимся условиям, деконструирующего эти смыслы и способствующего при этом преображению культурного универсума данного культурного образования. Выведенная модель контркультурного процесса позволяет исследовать контркультурные явления прошлого, настоящего и прогнозировать появления их в будущем.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она может способствовать прогнозированию появления контркультурных феноменов, а также расширению теоретической базы изучения символики молодежных субкультур контркультурного типа, роктворчества и др. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах по социальной философии, теории и философии культуры.

Апробация работы прошла несколько этапов. Положения из диссертационной работы обсуждались на теоретических и аспирантских семинарах кафедры философии Саратовского государственного технического университета. Положения диссертации легли в основу выступлений автора на научных конференциях, в том числе всероссийских и международных: научной конференции молодых ученых «Человек в глобальном мире» (Саратов, 2004), Всероссийских научных конференциях «Перспективы самоорганизации современных обществ в стратегиях глобального развития» (Саратов, 2005), «Стратегии современного развития и управления общественными процессами» (Саратов, 2006), «Общество риска и человек в XXI веке: альтернативы и сценарии развития» (Саратов, 2006), «Теория и практика национальной безопасности России в условиях глобализации» (Саратов, 2006), IV Международной конференции под эгидой ЮНЕСКО «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2007), Международной научной конференции «Бытие как центральная проблема онтологии» (Санкт-Петербург, 2007). Материалы исследования нашли свое отражение в восьми научных публикациях, в том числе в издании, рекомендуемом ВАК РФ для опубликования научных достижений.

Структура работы обусловлена логикой решения исследовательских задач, предметом, целью философского анализа и спектром рассматриваемых проблем. Она состоит из введения, двух глав (четыре параграфа), заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Ковшова, Ирина Владимировна

Выводы по параграфу:

1) представители молодежи индустриально развитого общества по ряду причин вынуждены пребывать в длительном переходном состоянии на пути к обретению собственного устойчивого социального статуса, однако адептами субкультур становятся далеко не все, а только прошедшие сбой социализации;

2) сбой социализации части молодежи и формирование молодежных субкультур происходит из-за сосуществования в обществе нескольких ценностных комплексов, их плюралистичное™. При заявляемой общей официальной ценностной системе для всех социальных групп, данная категория молодежи выступает субъектом контркультуры, так как посредством нее выражает свое маргинальное положение; контркультурными могут быть признаны только те молодежные субкультуры, которые образованы на следующих стадиях развития контркультуры: разочарование части молодежи в общепринятых ценностях, отчуждении от них; самоизолирование от официальных культурных установок, неприятие каких бы то ни было ценностных ориентаций, нигилизм; бунт против подобного положения, открытая конфронтация путем «переворачивания» официальных ценностей; продолжение поиска новых ценностных ориентаций посредством обращения к ценностному ядру своей культуры или другим культурным системам; контркультура является глубинным культурным процессом «переоценки ценностей» в конкретном культурно-историческом образовании, который проявляет себя посредством воплощения на различных уровнях: поведенческом, символическом, художественном, ценностном; контркультурные мировоззренческие установки реализуются художественными и исполнительскими средствами рок-творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Контркультура противопоставляет себя не культуре вообще, а доминирующему ценностному комплексу, который господствует в конкретной культурной системе.

В культурной системе на основе ценностного ядра выделяются основные культурные слои: доминирующая (официальная) культура -субкультуры - альтернативная культура - антикультура. Процессуальное^ контркультуры отличает ее от культурных слоев. Контркультура не является слоем культуры наряду с перечисленными, а представляет собой процесс выхода глубинных архаических оснований культуры, возникающий в сложной культурной системе, и вместе с тем является сингулярным топосом, местом «прорыва» бессознательного, нуждающегося в осмыслении и образном выражении, что реализуется на всех основных уровнях культуры: ценностном, символическом, социальном, поведенческом и т. д.

Под культурной системой или образованием мы понимаем сложно организованную культурную общность, имеющую в своей основе безусловные фундаментальные основания. На конкретно-историческом этапе эти основания интерпретируются в соответствии с образом жизнедеятельности данного общества. Сложным культурным образованием, то есть системой, объединяющей в себе несколько подсистем вследствие ценностной дифференциации, является, например, отдельная цивилизация или более крупные образования вплоть до глобального мирового сообщества, функционирующие по определенным, объединяющим все составляющие, принципам.

Контркультура возникает при условии ослабления механизмов интеграции сложного культурного образования, например, при переходе стран от индустриальной к постиндустриальной стадии, когда необходимо происходит стандартизация и унификация культурных ценностей, на основе движущих принципов, обеспечивающих функционирование данной культурной системы на новом этапе ее развития. Причины возникновения контркультуры заключаются в обесценивании для части населения значения дополнительных факторов регуляции сложной культурной системы в условиях нарушения ее стабильности.

Контркультура возникает, когда преодолеть кризис в культурной системе невозможно социально-политическими средствами. Тогда протест перемещается на культурный план. Контркультура осуществляет деконструкцию, кардинальный пересмотр наличных ценностей доминирующей культуры, в том числе выработанного ранее понимания природы человека, принципов организации его инстинктов.

В результате происходят актуализация ценностей, заложенных в данном культурном образовании, которые носят маргинальный характер; возвращение к исходному ценностному ядру, выраженному в мифологии, религии, классических текстах данной цивилизации. Так же при этом осуществляется обращение к ценностям других культурных образований.

Контркультура указывает на кризисное состояние культуры и в то же время является адаптивным механизмом трансляции социального и культурного опыта, благодаря которому удается восстановить целостность культурной системы.

Контркультурой выдвигаются ценности, которые противоположны ценностному комплексу, выработанному в индустриально развитых странах на данном этапе развития, и механизмам его поддержания. В качестве таковых выступают рациональное познание, сращение науки и производства, науки и военно-промышленного комплекса; отношение к природе как к бездушному объекту познания и эксплуатации; принцип производительности, идея постоянного совершенствования, прогресса; механизированный труд; институционализированные религии, основанные на чувстве вины; институт патриархального моногамного брака; мораль, подавляющая проявления сексуальности, не направленной на воспроизводство потомства и т. д.

Технический прогресс представляется контркультурой как результат «расщепления» человеческой природы, благодаря приданию особого статуса одним составляющим, например, роли разума и рационального познания, и принижения статуса других (иррационального и телесного). В культурном плане - это абсолютизирование значения организующей - «уранической», «апполонической» - составляющей при одновременном «избегании» стихийной «дионисийской» и «хтонической» стороны культуры. Именно поэтому идейно близкими контркультуре оказываются такие культурные явления в истории западной и мировой культуры, в которых ярко представлена либо последняя составляющая, например, шаманизм, средневековая карнавальная культура, романтизм и др., либо обе стороны находятся в гармоническом единстве - восточная философия и культура.

Контркультура призывает к «восстановлению» целостности человеческой природы, к восприятию разума, души и тела человека в неразрывном единстве, «реабилитации» значения тела. Основными идеями контркультуры являются изменение качества сознания (психоделическая революция), новая чувственность (сексуальная революция, восстановление значения тела). Подвергаются пересмотру все социальные и культурные формы контроля индивида со стороны общества.

Субъектом контркультуры второй половины XX века выступила молодежь в силу специфического положения, занимаемого ей в индустриально развитых странах. Все представители молодежи индустриального общества по ряду причин вынуждены пребывать в длительном переходном состоянии на пути к обретению собственного устойчивого социального статуса, однако адептами субкультур становятся далеко не все, а только прошедшие сбой социализации. Сбой социализации части молодежи и формирование молодежных субкультур происходит из-за сосуществования в обществе нескольких ценностных комплексов, их плюралистичное™, при заявляемой общей официальной ценностной системе общей для всех социальных групп. Эта категория молодежи выступает субъектом контркультуры, так как посредством нее выражает свое маргинальное положение - выступает в качестве носителя нескольких ценностных комплексов.

Контркультурными могут быть признаны только те молодежные субкультуры, которые образованы на следующих стадиях развития контркультуры: разочарование части молодежи в общепринятых ценностях, отчуждение от них; самоизолирование от официальных культурных установок, неприятие каких бы то ни было ценностных ориентаций, нигилизм; бунт против подобного положения, открытая конфронтация путем «переворачивания» официальных ценностей; продолжение поиска новых ценностных ориентаций посредством обращения к ценностному ядру своей культуры или к другим культурным системам.

Таким образом, контркультура является глубинным культурным процессом самотрансформации культуры в конкретном культурно-историческом образовании, способствующем сохранению целостности культурной системы. Идеи и ценности контркультуры впоследствии абсорбируются доминирующей культурой, благодаря чему происходят выработка нового образа исходного культурного универсума и совершенствование механизмов его поддержания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ковшова, Ирина Владимировна, 2007 год

1. Панк в России 90-х: протест или товар? / О. Аксютина // Философские науки. - 2003. - №4. - С. 32-50.

2. Альтернативная культура: Энциклопедия / Сост. Д. Десятерик. -Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. 240 с. ISBN 5-9681-0028-1

3. Американская социологическая мысль / Р. Мертон, Дж. Мид, Дж. Т. Парсонс, А. Шюц / Под ред. Добренькова В. И.; сост. Кравченко Е. И. М.: Изд-во Москов. у-та, 1994. - 496 с. ISBN 5-21103099-0

4. Антология поэзии битников: Пер. с англ. / Сост. Г. Андреева. М.: Ультра. Культура, 2004. - 784 с. ISBN 5-98042-072-х

5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича; пер. с. фр. Рычагов А. И., Скиба В. А. М.: Изд. гр. «Прогресс», Универс, 1993. - 607 с. ISBN 5-01-003727-0

6. Аршинов Д. М. Трансцендентное в рациональном и мистическом познании: дисс. . канд. филос. наук : 09.00.03 / Аршинов Денис Михайлович. Саратов, 2001. - 172 с.

7. Байчоров А. М. От «разбитого» поколения к контркультуре: (Парадоксы молодёжного протеста в США). Мн.: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1982.- 142 с.

8. Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. Истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. М.: Изд-во МГУ, 1984. -286 с.

9. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционнные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. 1 / РАН. Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 1999. - 244 с. ISBN 5-201-02012-7

10. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. 2 / РАН. Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2002. - 248 с. ISBN 5-201-02094-1

11. Барышков В. Б. Аксиология личностного бытия. М.; Саратов : Логос; Сарат. межрегион, ин-т обществ, наук, 2005. - 187 с. ISBN 5-98704-0469

12. Баталов Э. Я. Новые левые и Герберт Маркузе. М.: Знание, 1970. -80 с.

13. Баталов Э. Я. Философия бунта: Критика идеологии левого радикализма. М.: Политиздат, 1974. - 222 с.

14. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ.; под ред. Иноземцева В. JI. М.: Academia, 1999. - CLXX, 783 5. ISBN 5-87444-070-4

15. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: "Медиум", 1995. - 323 с. ISBN 5-85691036-2

16. Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблема философии и метафизики техники) / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 143162.

17. Варюхина Т. О. Культура как ценность: социально-философский анализ : дисс. . канд.филос.наук : 09.00.11 / Варюхина Тамара Олеговна. -Саратов: СГУ, 1998.- 140 с.

18. Василев Г. Без демаркационной линии: Интеллигенция, «контркультура» и революция. / пер. с болг. Р. Е. Мельцера. М.: Прогресс, 1976. - 175 с.

19. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. -808 с.

20. Власова Г. В. Рок-культура феномен XX века : автореф. дисс. . канд. филос. наук : 09.00.13 / Власова Галина Борисовна. - Ростов-на-Дону. -2001.-27 с.

21. Генон Р. Кризис современного мира / Пер. Мелентьевой Н. В.; под ред. Дугина А. Г. М.: Арктогея, 1991. - 157 3. с. ISBN 5-85928-6-8

22. Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Т 1. Интепретация культуры. С.-Пб.: Университетская книга, 1997. - С. 171-200.

23. Грицанов А. А. Человек и отчуждение / А. А. Грицанов, В. И. Овчаренко. Минск: Вышейшая шк., 1991. - 128 с. ISBN 5-33900586-0

24. Громова И. Б. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта / И. Б. Громова, В. Н. Леонтьева // Социс. 1991. -№ 10.-С. 78-87.

25. Гуревич П. С. Культура и контркультура / П. С. Гуревич // Свободная мысль. 1994. - №11.-С. 82-92.

26. Гуревич П. С. Молодежная культура и музыка // Гуревич П. С. Музыка и борьба идей в современном мире. М.: Музыка, 1984. С. 52-71.

27. Гуревич П. С. Спасет ли мессия? «Христомания» в западном мире. Филос.-публ. очерк. М.: Политиздат, 1981. - 272 с.

28. Гурин С. П. Проблема маргинальное™ в антропологии / Под ред. Петрова Н. И. Саратов: изд-во Сарат. соц.-экон. ун-та, 2002. - 132 с. ISBN 5-87309-297-4

29. Гуткин О. В. Философские основания исследования развития культуры (методологический аспект) : дисс. . канд. филос. наук : 09.00.11 / Гуткин Олег Викторович. Саратов, 1997. - 131 с.

30. Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1974. - 263 с.

31. Давыдов Ю. Н. Контркультура и кризис социализации молодежи в условиях «общества потребления» / Ю. Н. Давыдов // Социс. 1977. -№ 3. - С. 78-87.

32. Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма: Искусство и «новые левые». М.: Искусство, 1975.-271 с.

33. Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. М.: Наука, 1980.-264 с.

34. Дегтярева М. В. Контркультура в структуре культуры России XX века : дисс. . канд. культуролог, наук : 24.00.01 / Майя Владимировна Дегтярева. Краснодар, 2005. - 173 с.

35. Делез Ж. Логика смысла, Фуко М. Theatrum philosophicum: Пер. с фр. -М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. 480 с. ISBN 585735-095-6; ISBN 5-88687-041-5

36. Демченко JI. М. Особенности концепции отчуждения в философии К. Маркса и Д. Лукача / Л. М. Демченко, Л. М. Масгутова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. - № 1. - С. 5865.

37. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только / Пер. с фр. Г. А. Михалкович. Мн.: Современный литератор, 1999. -832 с. ISBN 985-456-147-Х

38. Доманский Ю. В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 94 с.

39. Достай С. А. Рок-текст как средство перевыражения национального менталитета // Понимание и интерпретация текста : сб. науч. трудов / под. ред. БогинаГ. И. Тверь: изд. ТверГУ, 1994. - 4.1. - С. 71-77.

40. Дьяконов И. Ю. Психологические особенности и эмоционально-ценностная сфера у нищих / И. Ю. Дьяконов, М. JL Бутовская // Вопросы психологии. 2003. - № 3. - С. 83-92.

41. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994. - 399, 1. с. ISBN 5-24400574-Х

42. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение: пер. с фран., сост., послеслов. и примеч. Гофмана А. Б. М.: Канон, 1995. -349 3. с. ISBN 5-88373-037-х

43. Евстигнеев Р. Второе дыхание теории конвергенции / Р. Евстигнеев, JI. Евстигнеева // Вопросы экономики. 1999. - № 4. - С. 44-60.

44. Елистратов В. С. «Сниженный язык» и «национальный характер» /

45. B. С. Елистратов // Вопросы философии. 1998. - № 10. - С. 55-63.

46. Замошкин Ю. «Новые левые» их взгляды и настроения / Ю. Замошкин, Н. Мотрошилова // Вопросы философии. - 1971. - №4.1. C. 43-58.

47. Заров Д. И. Стратегии современного цивилизационного развития // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы Третьего Российского философского конгресса. Т. 3. Ростов-на-Дону: изд-во СКНЦ ВШ, 2002. С. 65-69.

48. Иванова А. И. Молодежная политика в культурно-дифференцированном молодежном пространстве : дисс. . канд. социол. наук : 22.00.06 / Иванова Албена Ивановна. Саратов, 2005. - 138 с.

49. Иванько JI. И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность : Опыт социологического исследования / Отв. ред. Л. Н. Коган. -М.: Наука, 1981. С. 50-151.

50. Игнатьев А. А. Размышления о «тяжелом металле»: взыскующие исхода и их болельщики / А. А. Игнатьев // Вопросы философии. 1993. - № 1. -С. 31-47.

51. Иконникова С. Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. JI.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1974. - 166 с.

52. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М. : Интрада, 1998. - 255 с. ISBN 5-87604-038-Х

53. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996. 256 с. ISBN 5-87604-035-5

54. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. М. : Голос, 2001. 692, 4. с. ISBN 5-7117-0280-7

55. Каган М. С. Философская теория ценности. С-Пб.: Петрополис, 1997. -204 с. ISBN 5-86708-101-х

56. Каган М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974.-261 с.

57. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 415 с. ISBN 5-250-01279-5

58. Кант И. Лекции по этике / Общ. ред., сост., вступ. ст. А. А. Гусейнова. -М.: Республика, 2005.-432 с. ISBN 5-250-01896-3

59. Кнабе Г. С. Диалектика повседневности / Г. С. Кнабе // Вопросы философии. 1989. -№ 5. - С. 26-46.

60. Кнабе Г. С. Феномен рока и контр-культура / Г. С. Кнабе // Вопросы философии. 1990. - №8. - С.39-61.

61. Козловски П. Культура постмодерна / Пер. с нем. Федоровой Л. В. и др. -М. : Республика, 1997.-238, 2. с. ISBN 5-250-02636-2

62. Колбасина О. В. Протестное движение в США (вторая половина 1950-х первая половина 1970-х годов) : автореф. . канд. истор. наук : 07.00.03 / Колбасина Ольга Владимировна. - Краснодар, 2006. - 30 с.

63. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988. -63 1. с.

64. Кон И. С. Студенческие волнения и теории «конфликта поколений» / И. С. Кон // США экономика, политика, идеология. - 1971. - № 3. - С. 27-39.

65. Конен В. Об истоках рок-музыки / В. Конен // Советская музыка. 1986. - №7. - С. 101-109.

66. Контркультура и социальные трансформации: Сб. тез. / Отв. ред. Рачков В. П.; Ред.-сост. Султанова М. А.; АН СССР. Ин-т философии. -М.:Б. и, 1990.-141 с.

67. Коршунов А. М. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979.-216 с.

68. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним // Американская социология: перспективы, проблемы, методы: сб. ст. / Сокр. пер. с англ. В. В. Воронина и Е. В. Зеньковского; ред. и вступ. ст. Г. В. Осинова. -М.: Прогресс, 1972. С. 282-298.

69. Клакхон К. Универсальные категории культуры / К. Клакхон // Личность. Культура. Общество. 2001. -Т. 3. - Вып. 2 (8). - С. 111-136.

70. Кребер А. Л. Избранное: Природа культуры / Сост. Л. А. Мостова, пер. с англ. Г. В. Вдовиной, авт. послесл. В. Г. Николаев. М.: РОССПЭН, 2004. - 1006, 2. с. ISBN 5-8243-0475-0

71. Кристол И. Контркультуры / И. Кристол // Личность. Культура. Общество. 2000. - Т.2 В.З. - С. 25-37.

72. Лазарев В. Контркультура и личность / В. Лазарев, О. Туганова // Новый мир.-1977. №5. - С. 223-234.

73. Левикова С. И. Место техники в системе ценностей молодежной культуры / С. И. Левикова // Общественные науки и современность. -2001.- №4.-С. 178-188.

74. Левикова С. И. Молодежная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -607, 1. с. ISBN 5-8183-0759-Х

75. Левикова С. И. О готах, готике и больном российском обществе / С. И. Левикова // Общественные науки и современность. 2006. - № 4. -С. 155-165.

76. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского Университета. Серия 14. - Психология. - 1996. - № 4. -С. 35-44.

77. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. -1996.-№4.-С. 15-26.

78. Леонтьева В. Н. Контркультура в системе современной буржуазной идеологии / В. Н. Леонтьева, Г. 3. Касавина // Философские науки. -1985.-№ 4.-С. 116-121.

79. Леонтьева В. Н. Контркультура как явление буржуазной действительности : автореф. дисс. . канд. филос. наук : 053.05.82 / Леонтьева Вероника Николаевна. М., 1985. - 21 с.

80. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н. А. Шматко М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с. ISBN 5-89329-107-7

81. Лири Т., Стюарт М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах / Под ред. И. Митрофановой; Пер. с англ. «Janusbooks». - СПб.: «Экслибрис», 2002.-224 с. ISBN 5-901620-35-6

82. Листвина Е. В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития / Под ред. В. Б. Устьянцева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.- 168 с. ISBN 5-292-02640-9

83. Листвина Е. В. Состояние измененного сознания и современная культура // Человек в современных философских концепциях: сб. науч. ст. в 4 т. Волгоград: изд-во ВолГУ, 2007. - Т. 3. С. 744-748.

84. Лишаев С. А. Эстетика Другого. Самара : Изд-во Самар. гуманит. акад., 2000. - 362, 6. с. ISBN 5-86465-032-3

85. Логачева Т. Е. Русская рок-поэзия 1970-х 1990-х гг. в социокультурном контексте : автореф. дисс. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Логачева Татьяна Евгеньевна. - М., 1997. - 25 с.

86. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / Пер. с нем. Швейника Г. Ф. М.: Издат. гр. «Прогресс»: Универс, 1994. - 270 с. ISBN 5-01-004449-8

87. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. - 703, 1. с. ISBN 5-210-014886

88. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам V. Уч. зап. ТГУ. Вып. 284. -Тарту, 1971. С. 144-166.

89. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Труды по русской и славянской филологии. XXVIII: Литературоведение. Тарту, 1977. С. 336.

90. Лысенко Е. М. Молодежная субкультура: синергетическое осмысление феноменов / Под ред. В. Б. Самсонова. Саратов: Научная книга, 2006. - 229 3. с. ISBN 5-93888-956-1

91. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Центр фундаментальной социологии. М.; Жуковский: Канон-пресс - Ц: Кучково поле, 2003. - 464 с. ISBN 5-86090-102-х

92. Маклюэн М. Игры продолжение человека / М. Маклюэн // Телерадиоэфир. - 1992. - №7. - С. 50-56.

93. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Сост. Удовик С. JL; Науч. ред. Артемова О. Ю.; Предисл. Редфилда Р., аналит. ст. Стренски И., Леви-Строса К. М.: Рефл-бук, 1998.-288, 8. с. ISBN 5-87983-054-3

94. Мангейм К. Диагноз нашего времени / Отв. ред. и сост.: Бергер Я. М. и др. М.: Юрист, 1994. - 700 с. ISBN 5-7357-0046-4

95. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: Логико-методический анализ. М.: Мысль, 1983. - 284 с.

96. Маркович М. Маркс об отчуждении / М. Маркович // Вопросы философии. 1989.-№ 9. - С. 36-51.

97. Маркс К. Отчужденный труд // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. в 50 т. -М.: Изд-во политической литературы, 1974. Т. 42. - С. 86-99.

98. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе; Пер. с англ. А. А. Юдина. М.: «REFL-book», 1994. - 368 с. ISBN 5-87983-016-0

99. Маркузе Г. Эрос и цивилизация / Г. Маркузе; Пер. с англ. А. А. Юдина. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 312, 8. с. ISBN 5-17-005059-3

100. Мельвиль А. Ю. «Контркультура», ее эволюция и ее современные критики на Западе / А. Ю. Мельвиль // Вопросы философии. 1974. -№8.-153-161.

101. Мельвиль А. Ю., Разлогов К. Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М.: Искусство, 1981. - 264 с.

102. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социс, 1992. № 2. -С. 118-124; №3.-С. 104-114; № 4.-С. 91-96.

103. Миголатьев А. А. Социальная философия. Проблема отчуждения: грани и следствия / А. А. Миголатьев // Социально-гуманитарные знания. -1999.-№ 1.-С. 71-83.

104. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Культура и мир детства : пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева. Сост. и послесл. И. С. Кона. М.: Наука, 1988. - С. 322361.

105. Миллс Ч. Р. Властвующая элита / Пер. с англ. Е. И. Розенталь и др.; Предисл. В. Е. Мотылева; Ред. Л. Я. Розовский. М.: Изд. иностр. литер., 1959.-543 с.

106. Минченков А. В., Елпидифоров Н. Б. Методы структурной психосоматики. С.-Пб.: изд. дом «ЮВЕНТА»; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 409 с. ISBN 5-87399-137-5

107. Митрохин Л. Н. «Религии нового века» в США / Л. Н. Митрохин // Вопросы философии. 1982. - №4. - С. 73-81.

108. Михель Д. В. Тело в западной культуре. Саратов: Научная книга, 2000. -172 с. ISBN 5-93888-008-4

109. Молчанов В. Pro и contra «контркультуры» / В. Молчанов // Вопросы литературы. 1973. -№1. - С. 107-125.

110. Мухина О. В. Теоретико-методологические основания социологического анализа отклоняющегося социального поведения в современном российском обществе : дисс. . канд. социол. наук : 22.00.01 / Мухина Ольга Владимировна. Саратов, 2005. - 161 с.

111. Мэмфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. -М.: Наука, 1986. С. 225-238.

112. Мяло К. Под знаменем бунта: Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-х 1970-х гг. - М.: Молодая гвардия, 1986. -287 с.

113. Мяло К. Проблемы романтического сознания в молодежной «контркультуре» 60-х годов // Культура и идеологическая борьба / Под общ. ред. А. И. Арнольдова. -М.: Мысль, 1979. С. 133-168.

114. Набок И. Л. Рок-музыка : эстетика и идеология. Л.: Знание, 1989. -32 с.

115. Ницше Ф. Воля к власти; Посмертные афоризмы: Сборник / Пер. с нем. Минск: ООО «Попурри», 1999. - 464 с. ISBN 985-438-259-Х

116. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ессе Homo: Сборник / Пер. с нем. Минск: ООО «Попурри», 1997. - 544 с. ISBN 985-438-142-0

117. Новинская М. И. Социальные и исторические основы радикально-демократического студенческого движения в США (60-е начало 70-х гг.) : автореф. дисс. . канд. истор. наук : 07.00.04 / Новинская Майя Исаевна.-М.- 1974. 29 с.

118. Новинская М. И. Студенчество США: социально-психологический очерк.-М.: Наука, 1977.-213 с.

119. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Ин-т социол. РАН, 2000. - 264 с. ISBN 5-89-697-051-х

120. Осина О. Н. Основания культуры как факторы цивилизационного становления: дисс. . канд. филос. наук : 09.00.11 / Оксана Николаевна Осина. Саратов, 2005. - 164 с.

121. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. С-Пб. : Питер, 2000. - 278 с. ISBN 5-272-00027-7

122. Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Акад. Проект, 2001.-301, 3. с. ISBN 5-8291-0105-Х

123. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. М.: Академический Проект, 2002. - 830 с. ISBN 58291-0242-0

124. Переверзев JI. От джаза к рок-музыке // Конен В. Д. Пути американской музыки. -М.: Музыка, 1977. С. 364-391.

125. Перлз Ф. Практика гештальттерапии / Пер. М. П. Папуша. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005. - 480 с. ISBN: 588230-062-2

126. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальттерапии / Пер. М. П. Папуша. -М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. 384 с. ISBN: 588230-091-6

127. Петров Д. В. Молодежные субкультуры : дисс. . канд. социол. наук : 22.00.06 / Петров Дмитрий Владиленович. Саратов, 1996. - 176 с.

128. Печерских Н. А. Отчуждение как феномен коллективности / Н. А. Печерских // Вопросы философии. 2003. - № 5. - С. 30-43.

129. Пигалев А. И. Программа человеческого существования и артефакты культуры в условиях глобализации // Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века: в 2 ч. Саратов: Научная книга, 2004. -4 2. -С. 104-109.

130. Подорога В. А. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию : материалы лекц. курсов 1992-1994 гг. М. : Ad Marginem, 1995. - 339 с. ISBN 5-88059-0062

131. Попова И. П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) / И. П. Попова // Социс. 1999. -№7.-С. 62-71.

132. Проблема отчуждения в современных теориях культуры, этики и эстетике: Сб. ст. / Урал. гос. ун-т. Свердловск: УрГУ, 1990. - 134 с.

133. Райх В. Сексуальная революция : Пер. с нем. В. А. Брун-Цеховского / Общ. ред. и предисл. В. П. Наталенко, СПб. - М.: «Университетскаякнига», ACT, 1997. 352 с. ISBN 5-7914-0005-5

134. Райх В. Функция оргазма: Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии: Пер. В. Костенко. М.-С-Пб.: «Университетская книга», 1997.-297 с. ISBN 5-7914-0015-2

135. Резник Ю. М. Культура как предмет изучения / Ю. М. Резник // Личность. Культура. Общество. 2001. - Т. III. Вып. 1 (7) - С. 176-195.

136. Рейч Ч. Молодая Америка / Ч. Рейч // Мировая экономика и международные отношения. 1971. - №10. - С. 113-120.

137. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество / Д. Рисмен // Социологические исследования. 1993. - № 3. - С. 121-129.

138. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество / Д. Рисмен // РЖ. Общественные науки за рубежом. Серия Социология. 1992. - № 2. -С. 160-190.

139. Русская-рок поэзия: текст и контекст : сб. науч. трудов / под ред. Доманского Ю. В. Тверь: изд. ТверГУ, 1998. - Вып.1. - 131 с.

140. Русская-рок поэзия: текст и контекст : сб. науч. трудов / под ред. Доманского Ю. В. Тверь: изд. ТверГУ, 1999. - Вып.2. - 192 с.

141. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о науках и искусствах // Руссо Ж.-Ж. Собр. соч. в 3 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961.-Т. 1. С. 41-300.

142. Руткевич Е. Д. Типология социального характера Д. Рисмена / Е. Д. Руткевич // Социологические исследования. 1993. - № 3. - С. 118-121.

143. Садков Е. В. Маргинальность и преступность / Е. В. Садков // Социс. -2000.-№4.-С. 43-47.

144. Салычева JI. А. «Новые левые» десять лет спустя / Л. А. Салычева // США экономика, политика, идеология. - 1972. - № 11. - С. 113-120.

145. Салычева Л. А. Студенческое движение: 1960-1970 / Л. А. Салычева // США экономика, политика, идеология. - 1972. - № 4. - С. 24-31.

146. Самохвалова В. И. Масскульт и маленький человек / В. И. Самохвалова // Философские науки. -2001. -№ 1. С. 55-66.

147. Саркитов Н. Д. Социальные функции рок-музыки и ее место в молодежной субкультуре (критика социологической концепции рок-музыки) : автореф. дисс. . канд. филос. наук : 09.00.03 / Саркитов Николай Даутович. М. - 1987. - 20 с.

148. Саркитов Н. Д., Божко Ю. В. Рок-музыка: сущность, история, проблемы (Краткий очерк социальной истории рок-музыки). М.: Знание, 1989. -64 с.

149. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности. -Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 92 с. ISBN 5-8353-0013-1

150. Слюсаревский H. Н. Субкультура как объект исследований / H. Н. Слюсаревский // Социология: теория, методы, маркетинг. 2002. -№3.-С. 117-127.

151. Соколов К. Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепции социокультурной стратификации / К. Б. Соколов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. -1997. № 1. - С. 134-143.

152. Соколов Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. - 228 с.

153. Социальное познание и управление / Под ред. С. И. Попова, Б. И. Сюсюкалова.-М.: Мысль, 1983.-288 с.

154. Старцев M. Е. Деконструкция как способ философствования: историко-философский анализ : автореферат дис. . канд. филос. наук : 09.00.03 / Максим Евгеньевич Старцев. Саратов, 2005. - 16, 2. с.

155. Стеклова И. В. Автономность и сингулярность в науке / Под ред. Борщова А. С. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002. - 138, 2. с. ISBN 5-292-02828-2

156. Стеклова И. В. Связь и суверенность в структуре тотальности науки / Под ред. Борщова А. С. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001. - 232 с. ISBN 5-7433-0880-2

157. Стоунквист Э. В. Маргинальный человек: исследование личности и культурного конфликта / Э. В. Стоунквист // Личность. Культура. Общество. 2006. - Вып. 1 (29). - С. 9-36.

158. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Отв. ред. К. Б. Соколов. СПб. : Дмитрий Буланин. - 1996. - 237 с. ISBN 5-86007. 050-0

159. Султанова М. А. Концепция контркультуры (США: 60 80ые годы) : автореф. . канд. филос. наук : 09.00.11 / Султанова Мира Альтафовна. -М., 1993.-21 с.

160. Сурова О. «Самовитое слово» Дмитрия Ревякина / О.Сурова // Новое литературное обозрение. 1997. - № 28. - С. 304-328.

161. Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. - VI + 346 с. ISBN 5-86457-008-7

162. Тарасов А. Н., Черкасов Г. Ю., Шавшукова Т. В. Левые в России: от умеренных до экстремистов / Под ред. Верховского А. М. М.: Институт экспериментальной социологии, 1997. - 232 с. ISBN 5-87637006-1.

163. Тарасов А. Н. Революция не всерьёз: штудии по теории и истории квазиреволюционных движений / Александр Тарасов. Екатеринбург: Ультра.Кльтура, 2005. - 528 с. ISBN 5-9681-0067-2.

164. Тимоти Лири: искушение будущим: воспоминания, посвященные Тимоти Лири / ред. Р. Форте; пер. с англ. Ш. Валиева. М.: Ультра.Культура, 2004. - 448 с. ISBN 5-98042-041-Х.

165. Тоффлер Э. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. - 464 с. ISBN 5-86617-0043

166. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.: изд-во ЛГУ, 1968. -124 с.

167. Тугушева А. Р. Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры : автореф. дисс. . канд. филос. наук : 24.00.01 / Тугушева Алиса Рашидовна. Саратов. - 2006. - 27 с.

168. Уотте А. Психотерапия. Восток и Запад / Пер. с англ. Руткевича А. М. -М.: Весь Мир, 1997. 237, 3. с. ISBN 5-7777-0019-5

169. Ухов Д. Рок-музыка: взгляд из 80-х / Д. Ухов // Иностранная литература. 1982.-.№4.-С. 228-238.

170. Федорова И. И. Гедонизм как принцип контркультуры // Этика и эстетика. Киев, 1983. - Вып. 26. - С. 122-128.

171. Федорова И. И. Научная несостоятельность истолкования научно-технического прогресса в концепциях «молодежной контркультуры» // Этика и эстетика. Киев, 1985. - Вып. 28. - С. 77 - 84.

172. Федорова И. И. Эволюция контркультурного постмодернизма в условиях приоритета идеологии неоконсерватизма // Этика и эстетика. -Киев, 1989.-Вып. 32.-С. 36-41.

173. Феофанов К. А. Социальная аномия: обзор подходов в американской . социологии // Социс. 1992. - №5. - С. 88-92.

174. Феофанов К. А. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии / К. А. Феофанов // РЖ. Общественные науки за рубежом. Серия Социология. 1992. -№2.-С. 70-83.

175. Философия техники в ФРГ / Пер. с нем. и англ. Арзаканяна Ц. Г. и др.; Сост. и предисл. Арзаканяна Ц. Г., Горохова В. Г. М.: Прогресс, 1989. -528 с.

176. Флиер А. Я. Массовая культура и ее социальные функции / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1998. - № 6. - С. 138-148.

177. Фомина 3. В. Человеческая духовность: бытие и ценности / Под ред. В.Н. Гасилина. Саратов: Изд-во СГУ, 1997. - 250 2. с. ISBN 5-29202065-6

178. Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во Фолио, 2004. - 864 с. ISBN 5-04-000623-3

179. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ. обл. М. В. Драко. Мн.: ООО "Попурри", 1999. - 624 с. ISBN 985-438-308-3

180. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм; пер. с англ. М.: ACT МОСКВА, 2006. - 571, 5. с. ISBN 5-9713-1774-1

181. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году. СПб.: Наука, 2004. - 432 с. ISBN 5-02026849-6

182. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / Пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс-Традиция, 1997.-416 с. ISBN 5-89493-010-3

183. Хоркхаймер M., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / Пер. с немецкого М. Кузнецова. М., СПб.: Медиум, Ювента, 1997. - 312 с. ISBN 5-85691-051-6; 5-87399-043-3

184. Хренов А. Н. Контркультура и основные движения американского киноавангарда сороковых-семидесятых годов двадцатого века: дисс. . канд. культуролог, наук : 24.00.01 / Андрей Николаевич Хренов. М., 2003.- 162 с.

185. Хюбнер К. Критика научного разума / Пер. с нем. Касавина И. Т.; Предисл. Степина В. С.; РАН, Ин-т философии, Центр по изуч. нем. философии и социол. -М. : б. и., 1994. 326 с. ISBN 5-201-01864-5

186. Ценностный мир XXI века: история, герменевтика, феноменология / Гасилин В. Н., Устьянцев В. Б., Шугуров М. В. и др.; под ред. В. П. Барышкова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 124 с. ISBN 5292-03394-4

187. Черносвитов П. Ю. Гражданин субкультуры / П. Ю. Черносвитов // Человек. 1999. -№ 1. - С. 72-79.

188. Шмидт С. Ф. Молодежные субкультуры в пространстве провинциального города // Мультикультуризм и этнокультурные процессы в меняющемся мире / под. ред. Г. И. Зверевой. М.: Аспект-Пресс, 2003.-С. 49-76.

189. Шугуров М. В. Социальный конфликт и самоосуществление личности / Сарат. гос. акад. права. Саратов : б. и., 1994. - 242 с.

190. Шпенглер О. Закат Европы / Вступ. ст. Дубнова А. П. Новосибирск : Наука, 1993. - 593 с. ISBN 5-02-02879-4

191. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этногр. исслед. системы, 1986-1989 гг. / РАН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). СПб.: Наука, 1993. -341 с. ISBN 5-02-027379-1

192. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. М.: София, 2000. - 480 с. ISBN 5-220-00304-6

193. Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек: Антология. М.: Высш. шк, 1995. С.265-284.

194. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Издат. гр. «Прогресс», 1996. - 340, 4. с. ISBN 5-01004479-Х

195. Юнг К. Г. Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. М. : Ренессанс, 1991.-299 с. ISBN 5-7664-0462-Х

196. Юнг К. Г., Фуко М. Матрица безумия. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. -384 с. ISBN 5-699-19137-2

197. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с. ISBN 5-202-017170.

198. Bushnell J. An Introduction to the Soviet Sistema: Advent of Counterculture and Subculter // Slavic Review, Vol. 49, No. 2 (Summer, 1990) P. 272-277.

199. Roszak Th. The making of counterculture. Refrections on the technocratic society and its youthful opposition. London: Faber&Faber, 1971. - 303 p.

200. Sherkat D. E. Counterculture or Continuity? Competing Influences on Baby Boomers' Religious orientations and Participation // Social Forces, Vol. 76 (Mar, 1998), p. 1087-1114.

201. The Subcultures Reader / Edited by K. Gelder and S. Thornton: London and New York, 1997. 600 p. ISBN 0-415-12727-0

202. Yinger J. M. Presidential Address: Countercultires and Social Change. Americal Sociological Review, Vol. 42, No. 6 (Dec, 1977), p. 833-853.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.