Философское наследие Н. Ф. Федорова в ХХ-ХХI вв.: проблема формирования отечественной исследовательской традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Барановский Дмитрий Владимирович

  • Барановский Дмитрий Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 189
Барановский Дмитрий Владимирович. Философское наследие Н. Ф. Федорова в ХХ-ХХI вв.: проблема формирования отечественной исследовательской традиции: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2021. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Барановский Дмитрий Владимирович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА КАК ФЕНОМЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1.1 Философия Н. Ф. Федорова как философия синтеза и проекта

1.2 Философия общего дела как учение о всеобщем спасении в первых изложениях, исследованиях, рецепциях

1.3. Философские идеи Н. Ф. Федорова в зеркале научной проблематики первой половины XX века

Выводы по главе

ГЛАВА 2. ВОЗРОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА К ФИЛОСОФИИ Н. Ф. ФЕДОРОВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - XXI ВВ

2.1. Философия общего дела на заре космической эры

2.2. Ренессанс религиозно-философского прочтения философии общего дела Н. Ф. Федорова в работах С. Г. Семеновой

2.3. Философское наследие Н. Ф. Федорова

как предмет современных отечественных исследований: опыт систематизации

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философское наследие Н. Ф. Федорова в ХХ-ХХI вв.: проблема формирования отечественной исследовательской традиции»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Русская философия конца XIX - начала XX веков

- богатый источник философского знания, подходов и прозрений. Н. А. Бердяев писал, что в этот период «были открыты новые источники творческой жизни»1. При этом, за более чем столетний период восприятие наследия русского религиозно-философского ренессанса значительно изменилось. Оригинальным явлением в отечественной философской культуре является философия общего дела Н. Ф. Федорова. Восприятие его философских идей в России в Х1Х-ХХ1 вв. на данный момент в философской и научной литературе освещено недостаточно.

Современное общество, столкнувшись с угрозами глобальных кризисов

- экологических, социальных, технократических, антропологических -различным образом ищет способов их предотвращения. Н. Ф. Федоров в «Философии Общего Дела», анализируя пути развития современного ему общества XIX-го века, предрекал эти кризисы и предлагал им альтернативу, что заметно актуализирует его мысль для сегодняшних исследований.

Технологический прогресс, заметно опережающий его философское осмысление, ставит перед человечеством гуманитарные проблемы и угрозы перехода в технократическое общество. Решение этих проблем, вероятно, возможно при участии всего человечества, а не отдельного индивида. Одновременно с этим, рост научного знания усиливает возможности влияния человека на природу и ставит экологический вопрос, который отражен в учении Н. Ф. Федорова в виде регуляции природы.

Добавим к этому, что процесс глобализации требует от человечества поиска универсальной идентичности, для которой преимущественным будет не расовый, национальный или культурный аспект, а единое представление о

1 Бердяев Н. А., Самопознание. Опыт философской автобиографии / Сост., предисл., подгот. текстов, коммент. и указ. имен А. В. Вадимова. - М.: Книга, 1991. - С. 140.

человеке, его месте и роли в мире. Философия общего дела уже своим названием претендует на решение этой задачи.

Наконец, экзистенциальный вопрос смысла жизни и сущности смерти в эпоху секуляризации обретает особенную остроту. XX век принес большой спектр постановок и решений этой проблемы. Можно выделить три наиболее заметных взгляда на феномен смерти - эпикурейская формула «когда я есть, смерти нет - когда я умер, меня нет», экзистенциалистская готовность к смерти в любой момент жизни, и третья - предложенная русской мыслью в лице Н. Ф. Федорова и русского космизма - признание могущества смерти и борьба с нею. Супраморализм Н. Ф. Федорова, таким образом, является одним из наиболее ярких ответов на экзистенциальную проблему, сформулированным именно в русской мысли.

В области социологии, психологии и педагогики давно замечена двойственность поведения человека, деятельность которого выражается либо в деструктивном, либо в конструктивном поведении. Отсюда в культурной политике появляются практики проведения массовых мероприятий, а, например, в социальной работе - методы заполнения досуга с целью профилактики асоциальных явлений. Этот факт Н. Ф. Федоров точно уловил на танатологическом уровне: «Пока человек не будет воскрешать, он будет убивать». В этом подходе Федоров видит и источник демилитаризации и обращения военных армий в орудие борьбы со стихийными силами природы.

Философия Н. Ф. Федорова стала объектом интереса современников с

момента ее появления в публикациях и личных беседах философа с его

современниками, среди которых были Л. Н. Толстой, Вл. С. Соловьев, Л. О.

Пастернак, Н. П. Петерсон, В. А. Кожевников и др. В пореволюционный и

послереволюционный периоды в России сохранялось внимание к идеям Н. Ф.

Федорова, но с 1940 по 1950 гг. наступает затишье в исследованиях,

разработках и даже упоминаниях философии и имени философа общего дела.

Некоторое пробуждение внимания к философии общего дела в СССР

обнаруживается в 1950-60 гг. и поступательно возрастает к 1980-90 гг. уже в

4

другом поколении исследователей. Период с 1990 гг. по наши дни отмечен широким распространением исследований философского наследия Н. Ф. Федорова. Описанный историко-философский пробел 1940-50 гг. в настоящее время остается почти не изученным несмотря на то, что представляет значительный интерес для реконструкции форм и способов историко-философской и научной преемственности в СССР. Проблема появления методологической опоры новейших исследований философии общего дела на работы 1910-30 гг. оказывается разработанной в незначительной степени. Этот научный недостаток стремится восполнить наше исследование.

Сосредотачиваясь на временных рамках диссертационного исследования, нельзя не отметить их актуальность: наметившаяся в 1990 гг. в отечественной истории философии ориентация на изучение русской дореволюционной и зарубежной философии сохраняется до сих пор. При этом во многом игнорируется философское наследие, приобретенное в советский период. Имеющиеся работы по истории философии в СССР охватывают либо общие условия философской деятельности, либо посвящены содержательно философским идеям конкретных авторов. Наше исследование ориентировано на синтез этих подходов. С одной стороны, под рассмотрением находятся объективные факторы возрождения научного интереса к философии Н. Ф. Федорова; с другой, мы анализируем труды определенных авторов с историко-философских позиций для определения их преемственности.

Современная исследовательская традиция отечественного федороведения как области исследований философии и биографии русского философа Н. Ф. Федорова представляет собой большой объем знаний. Философия общего дела входит в сферу научных интересов ученых различных областей знания - истории философии, онтологии, гносеологии, этики, социальной философии, искусствоведения, библиотековедения, музееведения и др.

Будучи частью религиозной философии, философия общего дела Н. Ф. Федорова стала объектом изучения исследователей преимущественно в 19902000 гг., так как в научных условиях советского времени углубленное и объективное изучение его философии не представлялось возможным. В тоже время, библиографический анализ некоторых рецепций и упоминаний имени Н. Ф. Федорова в советское время с 1930 по 1980 гг. показывает интересное и интенсивное идейное движение в этот период отечественной истории. Этот же период становится корневым для формирования исследовательской традиции современного отечественного федороведения.

В современной научной литературе за Н. Ф. Федоровым признан статус родоначальника философского направления русского космизма 2 . Однако русский космизм имеет неоднозначное толкование. Для одной части ученых русский космизм - это направление, объединившее идеи мыслителей разных лет. Другая часть исследователей сомневается в реальности существования единого философского и научного направления русского космизма, аргументируя свое мнение большими концептуальными различиями, наблюдаемыми в работах разных авторов. Появление концепции русского космизма в таком случае предстает результатом идеологического конструирования. Учитывая множество мнений в этом отношении, мы считаем важным исследование истории и философского содержания понятия «русский космизм», особенно учитывая, что становление концепции русского космизма шло параллельно с изучением философского наследия Н. Ф. Федорова в советское время.

Диссертационное исследование рассматривает научное изучение философского наследия Н. Ф. Федорова. Наука, будучи наиболее легитимным в современности способом познания бытия, объединяющим признаваемые методы исследования и познания истины, становится крайне

2 См., напр.: Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой; Вступ. ст. С. Г. Семеновой; Предисл. к текстам С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой; Прим. А. Г. Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.

актуальной для исследования. В истории науки есть представление о науке как о знании и как о деятельности. Два этих понятия взаимосвязаны между собой, т.к. деятельность по формированию нового знания опирается на имеющееся. Таким образом, чтобы избежать репродукции наличествующего научного знания, необходима рефлексия в его отношении, которая также способствует созданию инноваций. Одновременно с этим, формальная составляющая научно-исследовательской деятельности - условия, способы организации и коммуникации и др. - не стоит выводить из фокуса внимания при изучении проблемы формирования научной традиции. Внешние факторы позволяют глубже и шире понять особенности познавательного процесса, установить природу и полноту получаемых результатов исследования.

Важно отметить, что в философском и научном творчестве высока роль личных установок и убеждений автора. Философия в большей степени, нежели наука, является способом самовыражения и самореализации. При этом обстоятельстве усиливается значение проблем социокультурного контекста и мировоззренческих позиций автора философского или научного текста.

Хронологические рамки исследования определены XX-XXI-м вв. Это обусловлено годом смерти Н. Ф. Федорова - 1903 год и тем, что крупная публикация сочинений мыслителя под названием «Философия Общего Дела» произошла в 1906 году. Одновременно с этим вышло первое аналитическое исследование взглядов Н. Ф. Федорова, выполненное его ближайшим учеником В. А. Кожевниковым 3 . Обе публикации спровоцировали волну интереса к философии общего дела. С этого периода представляется возможным говорить о появлении исследований философии общего дела.

3 Работу «Николай Федорович Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам» Владимир Кожевников писал с 1904 по 1906 гг. и издал в 1908 как введение к I тому сочинений Н. Ф. Федорова. В нашем исследовании мы используем новейшее издание: Кожевников В. А., Опыт изложения учения Н. Ф. Федорова по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. / Сост., общ. ред. и вступ. статья Д. А. и А. Д. Кожевниковых. - М.: Мысль, 2004. - 576 с.

Отметим, однако, что интерес к философским идеям Н. Ф. Федорова в среде религиозных мыслителей и философов возник до публикации его сочинений - этот период мы осветили в параграфе 1. Особенно же исследовательски насыщенным оказался период с 1970 гг. по настоящее время.

Таким образом, для понимания современного федороведения и его связи с первыми исследованиями философии общего дела необходимо понять федороведение советского периода, который является связующим для двух других. Решение этой проблемы позволит уточнить научный статус русского космизма, определить преемственность в осмыслении философии общего дела в течение XX-XXI веков, расширить представления о современном федороведении.

Дадим пояснение нескольким терминам, которые мы используем в настоящей диссертации. 1. Федороведения - раздел научного знания, в рамках которого происходит исследование биографии, философского наследия и рецепции философских идей Н. Ф. Федорова. 2. Федоровство -направление философского осмысления, развития, актуализации идей Н. Ф. Федорова. 3. Федоровиана - совокупность философских, литературных, культурных и других рецепций философии общего дела Н. Ф. Федорова. В дальнейшем тексте диссертации термины будут раскрыты подробнее.

Научная разработанность проблемы. В изучение формирования

традиции отечественного федороведения в разные годы внесли большой

вклад различные исследователи. Значительную роль сыграли работы С. Г.

Семеновой, предметный интерес которой сосредоточен на философии

общего дела и русского космизма. С. Г. Семенова во многом разработала те

положения, на которых в данный момент зиждется отечественное

федороведение. Глубоко и тонко чувствуя особенности онтологии, этики и

социальной философии Н. Ф. Федорова, С. Г. Семенова также посвящала

свои работы литературоведению и филологии. А. Г. Гачева частично

восстановила и продолжает работать над проблемой реконструкции

историко-культурной и историко-философской линии отечественного

8

федоровства, публикуя и комментируя труды А. К. Горского, Н. А. Сетницкого, В. Н. Муравьева, участвуя в подготовке собрания сочинений В. А. Кожевникова и др.

Большой объем отечественных и зарубежных рецепций философских идей Н. Ф. Федорова (федоровианы) в XX веке в виде первоисточников представлен в двухтомном издании «Н. Ф. Федоров: pro et contra»4 под общей редакций С. Г. Семеновой и А. Г. Гачевой. Отдавая должное уважение авторам, отметим, что названное издание представляет собой собрание первоисточников - фрагментов трудов, статей, газетных заметок, писем. Концептуализации и историко-философскому анализу федоровианы посвящено введение и примечания к каждой публикации, чего, однако, недостаточно для решения научной проблемы формирования исследовательской традиции отечественного федороведения и историко-философского анализа рецепций философского наследия Н. Ф. Федорова в XX-XXI вв.

В реконструкцию истории становления и теоретического осмысления русского космизма внесли вклад С. Г. Семенова, А. Г. Гачева, А. П. Огурцов, Л. В. Голованов, Б. М. Владимирский, Л. Д. Кисловский, В. П. Римский, Л. П. Филоненко, Н. К. Гаврюшин, А. А. Грякалов, Ф. И. Гиренок и др. Среди иностранных авторов в первую очередь стоит отметить работы Михаэля Хагемейстера (Германия), Джорджа Янга (США), Моники Мадей-Цетнаровской (Польша), Корнелии Ичин (Сербия), Рудольфа Бьерана (Франция), Омата Томофуми (Япония) и др.

О русском космизме как философской концепции, в котором центральное место занимает философия Н. Ф. Федорова, писали С. Г.

4 Н. Ф. Федоров: pro et contra: в 2 кн. Кн. 1 / сост., вступ. ст. А. Г. Гачевой, С. Г. Семеновой; коммент. А. Г. Гачевой при участии А. Л. Евстигнеевой, Т. Г. Никифоровой, С. Г. Семеновой. - СПб.: РХГИ, 2004. - 1112 с.; Н. Ф. Федоров: pro et contra: в 2 кн. Кн. 2 / Сост., вступ. ст.; коммент. А. Г. Гачевой при участии Е. В. Бронниковой, А. Д. Кожевниковой, В. Г. Макарова, Д. В. Фомина. - СПб.: РХГА, 2008. - 1215 с. В дальнейшем ссылки на это издание даются следующим образом: книга 1 - Н. Ф. Федоров: pro et contra, кн. 1; книга 2 - Н. Ф. Федоров: pro et contra, кн. 2.

Семенова, А. Г. Гачева, Ф. И. Гиренок. Академик Н. Н. Моисеев посвятил несколько работ теории ноосферы и называл русский космизм «умонастроением», подчеркивая разнообразные проявления (религиозно -философские, научные, художественные) этого направления в разных видах человеческой деятельности, а также определенную терминологическую и концептуальную неустойчивость русского космизма. Отечественный философ А. А. Грякалов охарактеризовал русский космизм как предельное событие мысли, несводимое к другим направлениям и явлениям. В качестве методологической опоры для исследования русской философии мы использовали работы А. А. Королькова. О культурологичности идей русской философии, в том числе русского космизма, пишет Д. К. Богатырев. Богатый материал по проблеме космоса как предмета философской рефлексии античности содержится в исследованиях А. Ф. Лосева, А. В. Лебедева, Р. В. Светлова, А. С. Степановой.

Среди современных отечественных авторов, посвятивших исследования различным сторонам философии общего дела Н. Ф. Федорова и связанной с ней космической мысли мы выделяем работы С. Р. Аблеева, М. А. Абрамова, Т. В. Абрамовой, Г. П. Аксенова, И. Ю. Александрова, В. И. Алексеевой, М. С. Асимова, В. И. Базанчук, Н. В. Башковой, М. М. Безлюдовой, И. А. Белозеровой, П. Б. Бондарева, В. В. Варавы, М. А. Волошиной, Н. К. Гаврюшина, А. Г. Гачевой, А. А. Грякалова, Л. М. Гиндилис, Ф. И. Гиренка, Л. В. Голованова, Л. И. Гумилевского, В. Н. Демина, Б. Н. Дуденкова, Е. А. Дудко, Н. М. Ефимовой, А. В. Иванова, Н. В Исаковой, В. В. Казютинского, К. А. Кедрова, Б. К. Кнорре, А. А. Куликова, О. Д. Куракиной, В. А. Кутырева, Л. В. Лескова, В. В. Лыткина, Т. Б. Любимовой, В. М. Мапельман, А. Г. Маслеева, А. Н. Маслова, О. Д. Маслобоевой, А. П. Огурцова, А. А. Оносова, В. А. Петрицкий, К. С. Пигрова, В. П. Римского, И. А. Сафронова, С. Г. Семеновой, А. И. Субетто, А. В. Суслов, Е. А. Тимошенковой, Е. А. Трофимовой, А. Д. Урсула, Л. П. Филоненко, Л. В. Шапошниковой и других.

Объектом исследования является процесс формирования традиции отечественных исследований философского наследия Н. Ф. Федорова в XX -XXI вв.

Предмет исследования - работы отечественных исследователей, посвященные изучению философского наследия Н. Ф. Федорова.

Цель исследования заключается в историко-философской реконструкции формирования отечественной традиции исследований философии Н. Ф. Федорова в XX-XXI вв.

Задачи исследования. Для выполнения цели исследования мы ставим следующие задачи:

1. Провести анализ философии общего дела Н. Ф. Федорова для выявления ее родоначальных положений и вторичных по отношению к ним идей.

2. Охарактеризовать особенности восприятия философских идей Н. Ф. Федорова В. А. Кожевниковым (в работе «Н. Ф. Федоров. Опыт изложения его идей...») и Н. П. Петерсоном («О религиозном характере учения Н.Ф.Федорова»)

3. Выделить основные черты федоровства 1920-30 гг. (в работах В. Н. Муравьева, А. К. Горского, Н. А. Сетницкого)

4. Соотнести феномен космической эры с актуализацией философии Н. Ф. Федорова (1950-1960 гг.).

5. Оценить особенности возникновения и содержательного наполнения понятия «русский космизм» в 1970-80 гг. в связи с увеличением научного интереса к философии Н. Ф. Федорова.

6. Подчеркнуть значение вклада С. Г. Семеновой в осмысление философских идей Н. Ф. Федорова и становление отечественной научной традиции федороведения в 1970-2000 гг.

7. Выявить основные проблемы, позиции и подходы современного отечественного федороведения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, занимающихся теоретическими и практическими проблемами истории философии и науки в СССР, философией науки, историей русского космизма. Исследование основывается на историко-философском и социально-культурологическом материале, включающем в себя основополагающие научные методы, категории, принципы, такие как диалектика, феноменология, герменевтика, компаративистика и др.

Положения, выносимые на защиту.

1. Центральной идеей философии Н. Ф. Федорова является представление о сотворческом акте (Бога и человека) преображения человека и мира. Это представление вкупе с этическим посылом неприятия смертности человека, понятым в православном смысле, составляет предпосылку всей системы идей философии общего дела Н. Ф. Федорова. Факт осознания своей смертности этически стимулирует человека к борьбе с ней и изменению существующего порядка природного бытия. Возможность осознания своей смертности, по Н. Ф. Федорову, также выделяет человека среди других представителей живой природы и формирует в философии общего дела особую антропологию (теоантропоургия). Представления о космической роли человека, должном социальном устройстве, деонтическая онтология Н. Ф. Федорова, эстетика и пр. исходят из описанного выше этического посыла.

2. Исследовательские и издательские работы Н. П. Петерсона и В.

А. Кожевникова легли в основу исследований философского наследия Н. Ф.

Федорова в ХХ-ХХ1 вв. Развитое Н. П. Петерсоном представление Федорова

об истории как работе спасения стало существенным в интерпретации

философии общего дела в ХХ-ХХ1 вв., фундаментальной характеристикой

отечественных исследований философии Н. Ф. Федорова в ХХ-ХХ1 вв.

Значительным для отечественного федороведения стало подчеркнутое В. А.

Кожевниковым в работе «Николай Федорович Федоров. Опыт изложения его

12

учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам» (1906) представление Федорова о Деле как онтологической религиозно-философской категории, преодолевающей разрыв между теоретическим и практическим (философия дела).

3. В работах федороведов периода 1920-40 гг. при сохранении религиозно-философской проблематики происходит переход к рассмотрению философии общего дела в связи с новейшими достижениями естественных и технических наук. Дуализм исследовательской проблематики связан с двумя причинами - поиском путей практической реализации федоровского проекта воскрешения отцов и актуализацией философии общего дела для общественности того времени.

4. Философию Н. Ф. Федорова во второй половине XX века в СССР актуализировал интерес к фигуре К. Э. Циолковского на заре космической эры, что привело к становлению историко-философского понятия «русский космизм» в 1960-90 гг. Наблюдаемый в ранних работах о русском космизме (1970-80 гг.) плюрализм представлений о космосе со временем был преодолен общностью трактовок космоса, основанных на философии общего дела Н. Ф. Федорова.

5. Исследовательские работы С. Г. Семеновой, в значительной мере сформировавшие современное научное понимание философии Н. Ф. Федорова, расширившие представление о русском космизме, обосновавшие роль Н. Ф. Федорова как родоначальника русского космизма, являются продолжением исследовательской традиции, заложенной первыми исследователями и интерпретаторами философии общего дела (Н. П. Петерсон, В. А. Кожевников, А. К. Горский, В. Н. Муравьев, Н. А. Сетницкий). Возможность восстановления исследовательской традиции федороведения появилась, благодаря сохранению архивов Н. П. Петерсона его сыном М. Н. Петерсоном, и А. К. Горского и Н. А. Сетницкого О. Н. Сетницкой и Е. А. Крашенинниковой, а также сформированному эмигрантом К. А. Чхеидзе в Праге архивному собранию Fedoroviana Pragensia.

6. В современных отечественных исследованиях философского наследия Н. Ф. Федорова доминирует интегративный междисциплинарный подход, обусловленный особенностями философии общего дела, которая, являясь проективной и синтетической, содержит в себе многопредметный анализ разных областей знания. Главными областями современного федороведения являются историко-философская (по определению места философии общего дела в контексте мировой философии), религиозно -философская (по соотношению философских идей Н. Ф. Федорова и православного учения), иммортологическая и философско-танатологическая (по исследованию вклада Н. Ф. Федорова в нравственное понимание феномена смерти) и ноосферно-экологическая.

Научная новизна исследования. Нами рассматриваются отечественные исследования философии Н. Ф. Федорова как единый философский процесс XX-XXI вв., выделены его основные вехи, определена доминирующая на каждом этапе проблематика, определены характеристики и значение советского этапа отечественного федороведения. Большая архивная и библиографическая работа вводит в научный оборот значительное количество ранее неизвестных историко-философских материалов, исследовательских подходов, авторских имен. Так, наряду с общепризнанными именами отечественного федороведения - Н. П. Петерсоном, В. А. Кожевниковым, А. К. Горским, Н. А. Сетницким, В. Н. Муравьевым, С. Г. Семеновой, В. С. Борисовым, А. Г. Гачевой - обнаружено сильное влияние на становление отечественной федороведческой традиции малоизвестных имен, либо ранее не рассматриваемых в данном контексте -В. Н. Миронович-Кузнецовой, О. Н. Сетницкой, Е. А. Крашенинниковой, А. А. Дорогова, В. Г. Акопяна, В. Е. Гурьева и других. Кроме этого, мы реконструировали вклад в отечественное федороведение ряда исследователей, ранее не воспринимавшихся в этом контексте - Д. Я. Дара, М. С. Арлазорова, К. Н. Королева-Алтайского, Р. А. Гальцевой, И. М. Забелина, Б. Б. Вахтина, С. И. Сухих, Н. Н. Скатова и других.

Научная новизна подтверждается следующими результатами, полученными автором:

- проведен анализ и классификация философских и научно -исследовательских рецепций философии общего дела Н. Ф. Федорова в 19002010 гг., выделены основные периоды и их проблематические характеристики, выявлены подходы к интерпретации философии общего дела в структуре научного знания и истории отечественной и мировой философии, выявлены причины, повлиявшие на эти изменения.

- установлены объективные и субъективные факторы возрождения научного интереса к философии общего дела в 1960-90 гг.

Научно-практическая значимость работы. Сформулированные в диссертации положения, идеи и выводы могут быть использованы для исследований философского наследия Н. Ф. Федорова, советского периода отечественной философии, философского направления русского космизма, истории русской и мировой философии.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в научной и преподавательской деятельности, при разработке курсов истории русской философии, истории и философии науки, истории философии в СССР. Отдельные положения работы могут быть полезны в учебном процессе при чтении лекций по дисциплинам «Философия», «История философии», «Философская антропология», «Методология науки» для студентов философских специальностей вузов и слушателей программ дополнительного профессионального образования.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования представлены в следующих публикациях (из них 3 статьи опубликованы в рецензируемых научных журналах, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук):

1. Барановский Д.В. К вопросу об исследовании философского

наследия Н.Ф. Федорова в советский период (1920-1980-е гг.) /

15

Д.В. Барановский // Вестник Ленинградского Государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия Философия. СПб, 2015. - т.2 - с. 112-123

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Барановский Дмитрий Владимирович, 2021 год

ЛИТЕРАТУРА

Архивные источники

1. Архив А. А. Дорогова. Архив Р. М. Руповой

2. Семенова С. Г., На пороге грядущего. Н. Ф. Федоров. Судьба его идей в русской и советской литературе. Машинопись. Архив музея-библиотеки Н.Ф. Федорова.

3. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки им. В. И. Ленина, Фонд 657

4. Семенова С. Г., Дневник 1976 года. Семейный архив.

Печатные источники

5. Аблеев С. Р., Универсум сознания: философские проблемы сознания в евразийском антропокосмизме. / С. Р. Аблеев. - Тула, 2009. - 483 с.

6. Александров И. Ю., Образ русского космизма в современной западной культурологи // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, №3 (36), сентбря 2018. - С. 53-57.

7. Алексеева В. И., К. Э. Циолковский: философия космизма / В. И. Алексеева. - М.: Самообразование, 2007. - 318 с.

8. Алексеева В. И., Космизм о мире, человеке и обществе: (конценции Х1Х - середины XX вв.) / В. И. Алексеева. - М.: Луч, 2012. - 573 с.

9. Алтайский К. Н., Циолковский рассказывает. Кн. 1. - М., 1967. - 287 с.

10. Арлазоров М. С., К. Э. Циолковский, его жизнь и деятельность, 18571935. - М., 1952. - 128 с.

11. Арсеньев Н. С., А. С.Хомяков и В. А. Кожевников // Возрождение. Независимый литературно-политический журнал. - Париж, 1970. - № 217, январь. - С. 35-55.

12. Барановский Д. В., Возрождение интереса к философским идеям Н. Ф. Федорова в контексте исследования биографии и научного наследия К. Э.

Циолковского (1930-1970 годы) // Московский Сократ: Николай Федорович Федоров (1829-1903). Сборник научных статей / сост.: А.Г. Гачева, М.М. Панфилов; отв. ред. А.Г. Гачева. - М.: Академический проект, 2018. - С. 516525

13. Барановский Д. В., Женщины в судьбе философского наследия Н. Ф. Федорова. А.Г. Гачева, Р.А. Гальцева, В.П. Пазилова // Мужское и женское: сотрудничество и конфронтация: Сборник научных трудов Международной научной конференции 3-4 марта 2016 года / Под общей ред. В.Е. Быданова, Н.А. Вахнина, О.А. Штайн / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» - СПб, 2016. - С. 32-37

14. Барановский Д. В., К вопросу об исследовании философского наследия Н.Ф. Федорова в советский период (1920-1980-е гг.) // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, т.2 Философия, СПб, 2015. - С. 112-123

15. Барановский Д. В., Н. Ф. Федоров и Русская Православная церковь: историко-философский аспект // «Язык христианской традиции и современная культура»: материалы по итогам VI Междунар. конф. «Иоанновские чтения». 22-23 мая 2017 г., Москва / Московский православный институт святого Иоанна Богослова. - М.: Летний сад, 2017. -С. 81-89

16. Барановский Д. В., Светлана Григорьевна Семенова. Памяти ученого. // Роль женщины в истории, обществе, политике и науке: Сборник статей/Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». СПб, 2015. - С. 11-15

17. Барановский Д. В., Современные отечественные исследования философского наследия Н. Ф. Федорова: историко-философский анализ // Тамбов: Грамота, 2018. № 12(98). Ч. 1. - С. 76-79.

18. Барановский Д. В., Философия общего дела в СССР в 1940-1960-е годы: причины возрождения интереса и направления развития // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Том 18. Вып. 4. - СПб.: Изд-во РХГА, 2017. - С. 149-157

19. Барановский Д. В., Философское наследие Н.Ф. Федорова в научном дискурсе СССР 1960—х-70-х гг. // XVII межвузовская научная конференция «Бог. Человек. Мир» 18-19 декабря 2014 г. Аннотации докладов и сообщений / Отв. Редактор Д.К. Бурлака, Д.В. Шмонин. - СПб.: Изд-во РХГА, 2014. - С. 54-55

20. Барановский Д. В., Философское наследие Н.Ф. Федорова в отечественном культурном пространстве первой трети XX века (1900 -1930) // Acta Eruditorum. 2018. Вып. 25. - СПб.: Изд-во РХГА, 2018. - С. 30-34.

21. Бергсон А., Творческая эволюция. Материя и память: Пер. с фр. - Мн.: Харвест, 1999. - 1408 с.

22. Бердяев Н А., Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. // О России и русской философской культуре. / Сост. М. А. Маслин. - М.: Наука, 1990. - С. 43-271.

23. Бердяев Н. А., Истина и откровение: Пролегомены к критике откровения / Сост. и послесл. Безносова В. Г. - СПб: Изд-во РХГИ, 1996. -383 с.

24. Бердяев Н. А., О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. О назначении человека. / Авт. вступ. ст. П.П. Гайденко; Примеч. Р.К. Медведевой. - М.: Республика, 1993. - С. 18-84

25. Бердяев Н. А., Самопознание. Опыт философской автобиографии / Сост., предисл., подгот. текстов, коммент. и указ. имен А. В. Вадимова. -М.: Книга, 1991. - 445 с.

26. Бердяев Н. А., Собрание сочинений. / Общ. ред. Н. А. Струве. - Т. III. Типы религиозной мысли в России. - Париж: YMCA-Press, 1989. - 714 с.

27. Бердяев Н. А., Три юбилея (Л. Толстой, Ген. Ибсен, Н. Ф. Федоров) // Путь. 1928. № 11. - С. 76-94

28. Берковская Е. Н., Судьбы скрещенья: воспоминания / Е.Н. Берковская; сост., подгот. текста, предисл. Ю.Р. Берковского, прим. Ю.Р. Берковского, А.Г. Гачевой. - М.: Возвращение, 2008. - 719 с.

29. Богатырев Д. К., Религии и идеологии / Д. К. Богатырев. - 2-е изд. -СПб.: Изд-во РХГА, 2019. - 190 с.

30. Богданов В. В., Новое о дате рождения Н. Ф. Федорова / В. В. Богданов // «Служитель духа вечной памяти»: Николай Федорович Федоров (к 180-летию со дня рождения): сб. науч. ст.: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Пашков дом, 2010. -С. 326-328.

31. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1977. Т. 27. - 624 с.

32. Борейко В. Е., Философы дикой природы и природоохраны / В. Е. Борейко; Киевский эколого-культурный центр. - Киев: ЛОГОС, 2002. - 158 с.

33. Борзенко И. М., Ноосферный гуманизм / сост. В. И. Борзенко, А. Г. Гачевой, Т. А. Щегляевой, примеч. А. Г. Гачевой и Т. А. Щегляевой. - М.: Академический проект, 2015. - 526 с.

34. Борисов В. С., «Идеальный» библиотекарь // Альманах библиофила. Вып. 6. - М.: Книга, 1979. - С. 201-206.

35. Борисов В. С., Кто же мать Н.Ф. Федорова? // Общее дело. / Сборник докладов, представленных на I Всесоюзные Федоровские чтения (г. Боровск, 14-15 мая 1988 года). - М., 1990. - С. 233-234

36. Булгаков С. Н., Апокалипсис Иоанна: (опыт догматического истолкования) / прот. Сергий Булгаков. - М.: Православное Братство Трезвости «Отрада и Утешение», 1991. - 351 с.

37. Булгаков С. Н., Апокалиптика и социализм (Религиозно-философские параллели) // Булгаков С. Н., Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1993. - С. 368-434

38. Булгаков С. Н., Васнецов, Достоевский, Вл. Соловьев, Толстой (Параллели) // Булгаков С. Н., Тихие думы. Из статей 1911-1915 гг. М., 1996. - С. 142-158

39. Булгаков С. Н., Душа социализма // Журнал «Новый град». / Под ред. И. И. Бунакова, Ф. А. Степуна, Г. П. Федотова. - Париж, 1931. - № 1. - С. 4958; № 3. - С. 33-45; № 7. - С. 35-43.

40. Булгаков С. Н., Загадочный мыслитель (Н. Ф. Федоров) // Два града: Исследования о природе общественных идеалов: В 2 т. Т. 2. М., 1911 - С. 260-277.

41. Булгаков С. Н., Основные проблемы теории прогресса // Два града: Исследования о природе общественных идеалов: В 2 т. Т. 2. М., 1911. - С. 46-94.

42. Булгаков С. Н., Свет невечерний. Созерцания и умозрения. / С. Н. Булгаков. - СПб.: Изд-во Олега Обышко, 2008. - 631 с.

43. Бурлака Д. К., Метафизика культуры / Д.К. Бурлака; Рус. христиан. гуманит. акад. - Изд. 3-е. - СПб: Изд-во РХГА, 2009. - 349 с.

44. Бурлака Д. К., Мышление и Откровение: систематическое введение в христианскую метафизику / Д. К. Бурлака. - Изд. 2-е. - СПб: Изд-во РХГА, 2011. - 444 с.

45. Бурсов Б. И., Личность Достоевского. Роман-исследование. - Л.: Советский писатель, 1979. - 680 с.

46. В. И. Вернадский: Pro et Contra: антология / Под общ. ред. акад. РАН А. Л. Яншина. - СПб.: Некоммерческое партнерство «Научно-образовательное культурологическое общество», 2013. - 891 с.

47. Варава В. В., Рахманин В. С., Глухова А. В., Диспозиция «свой -чужой» в культуре / В. В. Варава, В. С. Рахманин, А. В. Глухова и др.; редкол.: А. С. Кравец (отв. ред.) и др. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2007. - 257 с.

48. Варава В. В., Рахманин В. С., Человек в трансформирующемся мире: (этический и социологический аспекты) / В. В. Варава, В. С. Рахманин. -Воронеж: Научная книга, 2010. - 284 с.

49. Варава В. В., Этика неприятия смерти / В. В. Варава. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. - 240 с.

50. Вахтин Б. Б., Необходимые объяснения с самим собой // Звезда. 2000. № 11. - С. 143-145

51. Вахтин Б. Б., Портрет незнакомца / Борис Вахтин; сост.: И. В. и Н. Б. Вахтины. - СПб: ЗАО «Журнал «Звезда», 2010. - 924 с.

52. Вернадский В. И., Автотрофность человечества // Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-пресс, 1993. - С. 288-303

53. Вернадский В. И., Биосфера и ноосфера. / Предисловие Р. К. Баландина - М.: Айрис-пресс, 2004. - 576 с.

54. Вечное солнце: Русская социальная утопия и научная фантастика второй половины XIX - начала XX века / сост., предисл., коммент. С. Калмыкова. - М.: Мол. гвардия, 1979. - 432 с.

55. Вишев И. В., «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова и биокосмизм // Философия бессмертия и воскрешения: по материалам VII Федоровских чтений (8-10 декабря 1995 г.). - М.: Наследие, 1996. - Вып. 1. - С. 179-186.

56. Вишев И. В., Геронтология и философия // Философские науки. - М., 1974. - № 1. - С. 153-155.

57. Вишев И. В., Гомо Имморталис - Человек Бессмертный: можно ли и нужно ли человеку стать практически бессмертным? / И. В. Вишев. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 150 с.

58. Вишев И. В., Методологическое обоснование идей К. Э. Циолковского и возможности радикального продления жизни человека // Труды XIV Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К. Э. Циолковского. Секция «К. Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». - М.: ИЕТ, 1980. - С. 101-107.

59. Вишев И. В., Проблемы иммортологии: в 3-х кн. Челябинск: ЧГТУ, 1993. Кн. 1. Проблема индивидуального бессмертия в истории русской философской мысли XIX-XX столетий. - 120 с.

60. Владимир Евгеньевич Гурьев // Философия бессмертия и воскрешения: по материалам VII Федоровских чтений. 8-10 декабря 1995. Вып. 2. М.: Наследие. - 1996. - С. 175-178.

61. Воробьев Б. Н., Циолковский. / Б. Н. Воробьев. - М.: Молодая гвардия, 1940. - 264 с.

62. Вселенское дело. Сборник. - Вып. 1. - Одесса, 1914. - 275 с.

63. Вселенское дело. Сборник. - Вып. 2 - Рига, 1934. - 207 с.

64. Выставка «Искусство без смерти: Русский космизм» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://wwwm.berlin-ru.net/news2017-08-21.php

65. Вышеславцев Б. П., Этика преображенного Эроса. / Б. П. Вышеславцев; вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. - М.: Республика , 1994 - 367 с.

66. Гаврюшин Н. К., А был ли «русский космизм»? / Н. К. Гаврюшин // Вопросы истории естествознания и техники. - №3. - М., Наука, 1993. - С. 104-105

67. Гаврюшин Н. К., Воскрешение чаемое или восхищаемое? (О религиозных воззрениях Н. Ф. Федорова) // Богословские труды. - Вып. 24. -М., 1983. - С. 242-259.

68. Гаврюшин Н. К., Из истории русского космизма. Калужский журнал «Урания» 1804 г. / Н. К. Гаврюшин // Труды V и VI Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - М., 1972. - С. 104-106.

69. Гаврюшин Н. К., К. Э. Циолковский и европейский космизм (к вопросу о генезисе теоретической космонавтики) [Электронный ресурс] // 2011 Информационный портал Cosmizm.ru. - Режим доступа: http ://cosmizm.ru/c114 gavryushin-n-k-k-e-ciolkovskij -i-evropejskij -kosmizm-k-voprosu-o-genezise-teoreticheskoj-kosmonavtiki/

70. Гальцева Р. А., Очерки русской утопической мысли ХХ века. / Р. А. Гальцева; ИНИОН РАН. - М.: Наука, 1992. - 204 с.

71. Гачева А. Г., Апокатастасис в русской религиозно-философской мысли последней трети XIX - первой трети XX в. Статья первая: Ф. М. Достоевский, Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев / А. Г. Гачева // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - № 1. - М., 2018 - С. 24-37.

72. Гачева А. Г., Жить и быть христианином: Н. П. Петерсон / А. Г. Гачева // Советская библиография, 1995, №2 - С. 114-125

73. Гачева А. Г., Идеи и образы Достоевского в восприятии А. К. Горского / А. Г. Гачева // Достоевский: Материалы и исследования. — СПб.: Нестор-История, 2016. — Вып. 21. — С. 441-518.

74. Гачева А. Г., Народ и интеллигенция в учении Н. Ф. Федорова / А. Г. Гачева // Народ и интеллигенция. - М., 1990. - С. 51-57

75. Гачева А. Г., Русский космизм и вопрос об искусстве / А. Г. Гачева // Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Федоровских чтений. Вып. 2., 1996. - С. 5-63

76. Гачева А. Г., Ф. М. Достоевский и Н. Ф. Федоров. Духовно -творческий диалог: дис... канд. филол. наук: 10.01.01. / А. Г. Гачева. - М., 2006. - 445 с.

77. Гачева А. Г., Ф. М. Достоевский и Н. Ф. Федоров: встречи в русской культуре / А. Г. Гачева. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 574 с.

78. Гачева А. Г., Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов / А. Г. Гачева; в соавт. с С. Г. Семеновой и О. А. Казниной. - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 399 с.

79. Гачева А. Г., Русский космизм в идеях и лицах / А. Г. Гачева. - М.: Академический проект, 2019. - 430 с.

80. Гиренок Ф. И., Патология русского ума. (Картография дословности) / Ф. И. Гиренок. - М.: Аграф, 1998. - 415 с.

81. Гиренок Ф. И., Экология. Цивилизация. Ноосфера / Ф. И. Гиренок; Отв. ред. Н. Н. Моисеев - М.: Наука, 1987. - 180 с.

82. Глобальный эволюционизм: (Филос. анализ). Сборник статей / Отв. ред. Л. В. Фесенкова. - М.: ИФРАН, 1994. - 149 с.

83. Голованов Л. В., К вопросу об идейных влияниях на К.Э. Циолковского // Труды третьих чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. - Т. 3. - М., 1969. - С. 3-15.

84. Голоушкин В. Н., Костин А. В., Леонтьев П. И., Жизнь, отданная науке. / В. Н. Голоушкин, А. В. Костин, П. И. Леонтьев. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1968. - 163 с.

85. Горский А. К., Сетницкий Н. А., Сочинения. / Сост. Е.Н. Берковской (Сетницкой), А. Г. Гачевой, вступ. статья и прим. А.Г. Гачевой. - М.: Раритет, 1995. - 445 с.

86. Горский А. К., Сочинения и письма. В 2 кн. / А. К. Горский; вступ. ст., сост., подгот. текста, комментарии А. Г. Гачевой. - М.: ИМЛИ РАН, 2018.

87. Горький А. М., Еще о механических гражданах // Собр. соч.: в 30 т. Т. 24. - М., 1953. - С. 447-456.

88. Горький М., Литературные портреты. / Предисл. Е. Тагера, прим. М. Петровой. - М.: Гослитиздат, 1959. - 591 с.

89. Гройс Б., Русский космизм: антология. / Б. Гройс. - М.: Ад маргинем пресс, 2015. - 336 с.

90. Грякалов А. А., Космизм и горизонты рефлексии // Философские исследования, Том 8, № 1 (15) 2019. - С. 34-54.

91. Грякалов А. А., Топос и субъективность. Свидетельства утверждения. / А. А. Грякалов. - СПб.: Наука, 2019. - 568 с.

92. Гурьев В. Е., Русский космизм / В. Е. Гурьев. - М.: Альфа, 1992. - 167 с.

93. Дар Д. Я., Повесть о Циолковском. - Л.: Лениздат, 1956 - 195 с.

94. Дорофеев Д. Ю., Савчук В. В., Светлов Р. В., Иконография античных философов: история и антропология образов / Д. Ю. Дорофеев, В. В. Савчук, Р. В. Светлов. - СПб.: Платоновское философское общество, 2017. - 254 с.

95. Достоевский Ф. М., Полное собрание сочинений: В 30 т. - Л.: Наука, 1972-1988.

96. Забелин И. М., Физическая география и наука будущего. - 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1970. - 176 с.

97. Забелин И.М., Человек и человечество. Очерки. - М.: Советский писатель, 1970. - 264 с.

98. История философии в СССР: В 5 т. Т. 4 / Авт. В. Е. Евграфов, В. Ф. Пустарнаков, Л. А. Коган и др. - М., 1971. - 831 с.

99. Ичин К., Этюды о русской литературе / Корнелия Ичин. - Белград: Фото Футура, 2000. - 171 с.

100. Ким Ю. Ч., И я там был: книга прозы. / Ю. Ч. Ким. - М.: Время, 2016. -383 с.

101. Ким Ю. Ч., Сударь дорогой. (О Б. Вахтине) // Звезда. 1998. № 8. - С. 104-108

102. Кнорре Б. К., В поисках бессмертия: Федоровское религиозно-философское движение: история и современность / Б. К. Кнорре. - М.: URSS ЛКИ, 2008. - 188 с.

103. Кожевников В. А., Буддизм в сравнении с Христианством. В 2 т. Т. 2. -Петроград, 1916. - 756 с.

104. Кожевников В. А., Опыт изложения учения Н. Ф. Федорова по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. / Сост., общ. ред. и вступ. статья Д. А. и А. Д. Кожевниковых. - М.: Мысль, 2004. - 576 с.

105. Кожевников В. А., Философия чувства и веры в ее отношениях к литературе и рационализму XVIII века и к критической философии. / В. А. Кожевников. - М., 1897. - 757 с.

106. Козловская Н. В., Первые фиксации слова космизм в русском языке (по данным текстовых корпусов и баз данных) // Научное наследие и развитие идей К. Э. Циолковского. Материалы 54-х Научных чтений памяти К. Э. Циолковского. Часть 1. Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2019. - С. 124-127.

107. Козырев А. П., Наукоучение Владимира Соловьева // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1997 год. - СПб., 1997. - С. 23-31.

108. Корольков А. А., Нравственная философия Валентина Распутина : очерки, письма, дневники / Александр Корольков; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. - СПб: Росток, 2018. - 271 с.

109. Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А. А. Сурков. Т. 9. - М.: Сов. энцикл., 1978. - 970 с.

110. Куракина О. Д., Русский космизм как социокультурный феномен. / О. Д. Куракина. - М., 1993. - 84 с.

111. Куракина О. Д., Софийная эстетика русского космизма // Ориентиры / отв. ред. Т. Б. Любимова. - М.: Институт философии РАН, 2003. Вып. 2. - С. 91-113.

112. Куракина О. Д., Философская культура отечественного самосознания : русский космизм / О.Д. Куракина. - М.: МФТИ, 2014. - 189 с.

113. Курганская В. Д., Метафизика всеединства: личностный смысл мировоззренческих универсалий. / В. Д. Курганская. - Алматы, 2000. - 227 с.

114. Лиотар Ж.-Ф., Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетея, 1998. - 159 с.

115. Львов В. Е., Загадочный старик - Л.: Л. О. изд-ва «Советский писатель», 1977. - 272 с.

116. Макаров В. Г. Архивные тайны: философия и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» / В. Г. Макаров. // Вопросы философии. 2002. - № 8. - С. 98-133

117. Маслобоева О. Д., Российский органицизм и космизм XIX-XX вв.: эволюция и актуальность. Монография / О. Д. Маслобоева. - М.: Academia: АПК и ППРО, 2007. - 292 с.

118. Меденица В., Тени забытых предков //Вопросы философии. 2001. - № 3. - С.151-158.

119. Метаморфозы русской литературы. Сборник трудов / Филол. фак. Белградского университета; ред.-сост.: Корнелия Ичин. - Белград: Изд-во Филологического факультета в Белграде, 2010. - 386 с.

120. Микулинский С. Р., Так ли надо относиться к наследству? // Вопросы философии. - 1982. - № 12. - С. 151-157.

121. Моисеев Н. Н., Идеи естествознания и общественные науки / АН СССР. ВЦ. - М.: ВЦ АН СССР, 1991. - 55 с.

122. Моисеев Н. Н., Русский космизм и восстановление гуманистических традиций в науке и обществе // Общее дело. Сборник докладов, представленных на I Всесоюзные Федоровские чтения (г. Боровск, 14-15 мая 1988 года). - М., 1990. - С. 7-20.

123. Моисеев Н. Н., Экология и образование. / Н. Н. Моисеев. - М.: Юнисам, 1996. - 190 с.

124. Московский Сократ: Николай Федорович Федоров: сборник научных статей. По материалам XIII, XIV, XV, XVI Международных научных чтений памяти Н.Ф. Федорова, прошедших в 2011, 2013, 2014, 2016 гг. / Сост.: А. Г. Гачева, М. М. Панфилов отв. ред.: А. Г. Гачева. - М.: Академический проект, 2018. - 910 с.

125. Муравьев В. Н., Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. / Сост., предисл. и коммент. Г. П. Аксенова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. - 320 с.

126. Муравьев В. Н., Сочинения. в 2 кн. / В. Н. Муравьев; сост., подгот. текста, коммент., предисл. А. Г. Гачевой. - М.: ИМЛИ РАН, 2011.

127. Н. Ф. Федоров и его воронежское окружение. 1894-1901. / Сост.: А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский. - Воронеж: Воронежский гос. университет, 1998. - 240 с.

128. Н. Ф. Федоров: Pro et Contra: в 2 кн. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. А. Г. Гачевой, С. Г. Семеновой; коммент. А. Г. Гачевой при участии А. Л. Евстигнеевой, Т. Г. Никифоровой, С. Г. Семеновой. - СПб.: РХГИ, 2004. -1112 с.

129. Н. Ф. Федоров: Pro et Contra: в 2 кн. Кн. 2 / Сост., вступ. ст.; коммент. А. Г. Гачевой и при участии Е. В. Бронниковой, А. Д. Кожевниковой, В. Г. Макарова, Д. В. Фомина. - СПб.: РХГА, 2008. - 1216 с.

130. Никитин В. А., Владимир Соловьев и Николай Федоров // Символ. -Париж, 1990. - № 23. - С. 279-300.

131. Никитин В. А., Пасхальный догмат в русском богословии. // Богословские труды. Сб. 30. - М.: изд. Московской Патриархии, 1990. - С. 279-303

132. Никитин В. А., Учение Н. Ф. Федорова и проблемы христианской антропологии // «Служитель духа вечной памяти»: Николай Федорович Федоров: к 180-летию со дня рождения: сб. науч. ст.: в 2-х ч. / сост. А. Г. Гачева, М. М. Панфилов. М.: Пашков дом, 2010. Ч. 1. - С. 243-244.

133. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 2 / Ин-т философии РАН; науч.-ред. совет: В. С. Степин - пред. совета и др. - М.: Мысль, 2010. - 634 с.

134. Носов А. А., Реконструкция 12-го «Чтения по философии религии» В. С. Соловьева // Символ. - Париж, 1992. - № 28. - С. 245-258.

135. Панова В. Ф., О моей жизни, книгах и читателях. - Л.: Лениздат, 1975. - 343 с.

136. Петерсон Н. П., Заметка по поводу статьи кн. Е. Трубецкого «Жизненная задача Соловьева и всемирный кризис жизнепонимания» // Вопросы философии и психологии. - М.,1913. - Кн. 3. - С. 405-411

137. Петерсон Н. П., Из записок бывшего учителя // Международный толстовский альманах. - М., 1909. - С. 257-268

138. Петерсон Н. П., Н. Ф. Федоров и его книга «Философия общего дела» в противоположность учению Л. Н. Толстого «О непротивлении» и другим идеям нашего времени. / Н. П. Петерсон. - Верный: тип. Семиреч. обл. п-ния, 1912. - 184 с.

139. Петерсон Н. П., О религиозном характере учения Н.Ф. Федорова: (По поводу ст. С.А. Голованенки в «Богословском Вестнике» 1914 г.) / Н.П. Петерсон. - М.: печ. А. И. Снегиревой, 1915. - 30 с.

140. Прошечкин Е. В., Русский космизм Федорова и Циолковского: противоречия и сходство // Общее дело: Сборник докладов, представленных на I Всесоюзные Федоровские чтения (г. Боровск, 14-15 мая 1988 года). - М., 1990. - С. 167-170.

141. Римский В. П., Филоненко Л. П., Судьба термина «Русский космизм» // Материалы ХLVII Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - Калуга, 2012. - С. 47-51.

142. Розанов В. В., Христианство пассивно или активно. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dugward.ru/library/pushkin/rozanov hristian.html

143. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: в 3 т. Т. 1. - М., 2005. - С. 351-352

144. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. и предисл. к текстам С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой; Вступ. ст. С.Г. Семеновой; примеч. А.Г. Гачевой. - М.: Педагогика-пресс, 1993. - 365 с.

145. Сайт Музея-библиотеки им. Н. Ф. Федорова. [Электронный ресурс] -Режим доступа: nffedorov.ru

146. Самиздат Ленинграда. 1950-е - 1980-е. Литературная энциклопедия / Под общ. ред. Д. Я. Северюхина. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 624 с.

147. Светлов Р. В., Гнозис и экзегетика / Р.В. Светлов. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - 479 с.

148. Севастьянов В. И., Пряхин В. Ф., Космос, человек, политика: (Космическому веку - космическое мышление). - М.: Знание, 1989. - 64 с.

149. Семенова С. Г., Активное христианство Н. Ф. Федорова в контексте нашего времени // Философия русского космизма. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. - С. 52-78.

150. Семенова С. Г., Активно-эволюционная мысль В.И. Вернадского // Прометей. 1988. № 15. - С. 221-248

151. Семенова С. Г., Валентин Распутин. - М., 1987. - 174 с.

152. Семенова С. Г., Глаголы вечной жизни: Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия. / С. Г. Семенова. - М.: Академический Проект, 2000. - 479 с.

153. Семенова С. Г., Метафизика русской литературы т. Ы1 / Светлана Семенова. - М.: ПоРог, 2004

154. Семенова С. Г., Н. Ф. Федоров: жизнь и учение // Прометей. Т. 11 - М.: Мол. гвардия, 1977. - С. 87-105.

155. Семенова С. Г., Николай Федоров: Творчество жизни. - М.: Сов. писатель, 1990. - 383 с.

156. Семенова С. Г., Тайны Царствия Небесного. - М.: Школа-пресс, 1994. -415 с.

157. Семенова С. Г., Философ будущего века: Николай Федоров. - М.: Пашков дом, 2004. - 584 с.

158. Сетницкий Н. А., Избранные сочинения / Н. А. Сетницкий; сост., авт. вступ. ст. и коммент.: А. Г. Гачева. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 734 с.

159. Сетницкий Н. А., Капиталистический строй в изображении Н. Ф. Федорова. / Н. А. Сетницкий // Высшая школа в Харбине. Известия юридического факультета. - Т. 3 - Харбин: Типография «Заря», 1926. - С. 191-222. - С. 9-25.

160. Сетницкий Н. А., Русские мыслители о Китае (В. С. Соловьев и Н. Ф. Федоров). / Н. А. Сетницкий // Высшая школа в Харбине. Известия юридического факультета. - Т. 3 - Харбин: Типография «Заря», 1926. - С. 191-222.

161. Служитель духа вечной памяти. Николай Федорович Федоров: (к 180-летию со дня рождения). Материалы IX и X Международных научных чтений памяти Н.Ф. Федорова, декабрь 2003 г. и ноябрь 2007 г. Сборник научных статей / сост.: А. Г. Гачева, М. М. Панфилов; науч. ред. А. Г. Гачева, М. М. Панфилов. - М.: Пашков дом, 2010 - 446 с.

162. Советский философский словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др. - М.: Сов. энцикл., 1974. - 840 с.

163. Соловьев В. С., Собр. соч.: В 10 т. - СПб., 1911-1914

164. Соловьев В. С., Кризис западной философии (против позитивистов) / предисл. и коммент. О. Зайцевой. - М.: Иглмосс Эдишинз АиФ, 2012. - 383 с.

165. Соловьев В. С., Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворечения и поэма; Их «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе / Сост., вступ. ст., примеч. А. Б. Муратова. - СПб.: Худож. лит., 1994. - 528 с.

166. Степанова А. С., Мир и человек в философии Стои / А. С. Степанова. -СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. - 159 с.

167. Степанова А. С., Физика стоиков: доминирующие принципы онтокосмологической концепции / А. С. Степанова. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2005. - 163 с.

168. Степанова А. С., Философия Древней Стои. - СПб.: Алетейя Изд-во КЫ, 1995. - 272 с.

169. Степанова А. С., Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры / А. С. Степанова. - СПб: Петрополис, 2012. - 398 с.

170. Субетто А. И., Ноосферизм / А.И. Субетто. - СПб.: Астерион, 2003. Т.1: Введение в ноосферизм. - 2003. - 536 с.

171. Титаренко Е. М., Религиозная эстетика Н. Ф. Федорова // На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829-1903). - М., 2004. -С. 81-102

172. Толстой Л. Н., Полное собрание сочинений (1828-1928) в 90 т. Т. 49 / Л. Н. Толстой; Под общ. ред. В. Г. Черткова; При участии Ред. ком -та в составе: А. Е. Грузинского, Н. К. Гудзия, Н. Н. Гусева и др. - М., 1952. - 309 с.

173. Трофимова Е. А., Русский космизм в культуре Серебряного века: монография / Е. А. Трофимова. - СПб.: СПбГИЭУ, 2012. - 228 с.

174. Трубецкой Е. Н., Миросозерцание Вл. Соловьева. Т. 1. М., 1913. - 654 с.

175. Урсул А. Д., Некоторые философские проблемы освоения космоса: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук / А. Д. Урсул. - М., 1964. - 17 с.

176. Фасмер М., Этимологический словарь русского языка. В 4 т. / Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. - 3-е изд. - Т.1. М., 2004. - С. 363

177. Федоров Н. Ф., «Фауст» Гете и народная легенда о Фаусте // Контекст-1975 - М.: Наука, 1977. - C. 315-336.

178. Федоров Н. Ф., Сочинения / общ. ред. А. В. Гулыга; вступ. ст., прим. и сост. С. Г. Семеновой. - М.: Мысль, 1982. - 711 с.

179. Федоров Н. Ф., Собрание сочинений: В 4-х тт. / Составление, подготовка текста и комментарии А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. - Т. I. - 518 с.

180. Федоров Н. Ф., Собрание сочинений: В 4-х тт. / Составление, подготовка текста и комментарии А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. - Т. II. - 498 с.

181. Федоров Н. Ф., Собрание сочинений: В 4-х тт. / Составление, подготовка текста и комментарии А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. - М.: Традиция, 1997. - Т. III. - 744 с.

182. Федоров Н. Ф., Собрание сочинений: В 4-х тт. / Составление, подготовка текста и комментарии А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. - М.: Традиция, 1999. - Т. IV. - 688 с.

183. Федоров Н. Ф., Собрание сочинений: В 4-х тт. / Составление, подготовка текста и комментарии А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. - М.: Традиция, 2000. - Т. Дополнения. Комментарии к Т. IV. - 638 с.

184. Федоров Николай Федорович // Большая сов. энцикл.: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1977. Т. 27. - C. 260.

185. Фесенкова Л. В., Методологические аспекты исследований жизни в космосе / Л. В. Фесенкова; АН СССР, Ин-т философии. - М.: Наука, 1976. -128 с.

186. Философ космической эры: сборник памяти Н. Ф. Федорова.

Материалы XII Международных научных чтений памяти Н. Ф. Федорова

(2009) и научно-практической конференции «Космонавтика и философия

космизма» (2011) / МБУ «Центральная библиотека МО - городской округ

187

город Сасово», «Краеведческий центр им. Н. Ф. Федорова»; сост.: Л. В. Бабанова, А. Г. Гачева; ред.: А. Г. Гачева. - Сасово, 2011. - 147 с.

187. Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Федоровских чтений. 8-10 декабря 1995. Вып. 2. - М.: Наследие, 1996. - 288 с.

188. Философская энциклопедия / гл. ред. Ф. В. Константинов. Т. 5. - М.: Сов. энцикл., 1970. - 740 с.

189. Философы современной России. Энциклопедический словарь. 4-е изд., испр. и доп. / сост., вступит. ст., прил. М. В. Бахтина. - М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум», 2016. - 473 с.

190. Флоровский Г. В., Пути русского богословия / прот. Г. В. Флоровский. - Париж, 1937. - 574 с.

191. Фрагменты ранних греческих философов / Изд. подгот. А. В. Лебедев; Отв. ред. и авт. вступ. ст. И. Д. Рожанский. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М.,1989. - 575 с.

192. Циолковский К. Э., Гений среди людей / К. Э. Циолковский. - М.: Мысль, 2002. - 542 с.

193. Циолковский К. Э., Гений среди людей. (Рукопись 1918 г.) / К. Э. Циолковский. - М., 1992. - 24 с.

194. Циолковский К. Э., Черты из моей жизни / Предисл. И. Короченцева. -Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - 158 с.

195. Циолковский К. Э., Черты из моей жизни // Гражданская авиация. - М., 1938. - № 3. - С. 18-31.

196. Циолковский К. Э., Черты из моей жизни // Техника - смене. - № 3. -Свердловск, 1935. - С. 6-8.

197. Человек, космос, эволюция: (Традиции рус. религ. философии и современность). Сборник статей / Рос. акад. наук. Ин-т философии; Отв. ред. Л. В. Фесенкова. - М.: ИФ РАН, 1992. - 127 с.

198. Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. / Сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов; отв. ред.: О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 640 с.

199. Чхеидзе К. А., Записка о философии Н.Ф. Федорова // Евразийские тетради. - Вып. 4. - Прага, 1934. - С. 30-34

200. Чхеидзе К. А., Путник с Востока: проза, литературно-критические статьи, публицистика, письма / Константин Чхеидзе; сост., вступ. ст., подгот. текста, коммент. А. Г. Гачевой Дом рус. зарубежья им. Александра Солженицына. - М.: Книжница Русский путь, 2011. - 529 с.

201. Bostrom, N. A History of Transhumanist Thought // Journal of Evolution and Technology - Vol. 14 - April 2005. - URL: http://jetpress.org/volume14/freitas.html

202. Hagemeister, M. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. München 1989. - 550 p.

203. Koehler, L. N. F. Fedorov: The Philosophy of Action. - Pittsburgh. Pa. 1979. - 164 p.

204. Le Roy, E. L'exigence idealiste et le fait l'evolution. - Paris, 1927. - 270 p.

205. Lukashevich, St. N. F. Fedorov (1828-1903): a study of Russian eupsychian and utopian thought / Newark: University of Delaware press, 1977 - 316 p.

206. Young, George M. The Russian Cosmists: The Esoteric Futurism of Nikolai Fedorov and His Followers, Oxford University Press, 2012. - 296 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.