Фольклор донских казаков в контексте культурных традиций в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Пономарев, Ярослав Алексеевич

  • Пономарев, Ярослав Алексеевич
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 171
Пономарев, Ярослав Алексеевич. Фольклор донских казаков в контексте культурных традиций в России: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2011. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Пономарев, Ярослав Алексеевич

Введение.

Глава I Социокультурное пространство казачьего мира.

1.1 Казачество как этнокультурный феномен. Особенности духовной культуры казаков.

Семья. Образования и воспитание.

1.2. Самобытность казачьего фольклора. Стереотипы поведения.

Менталитет.

Выводы из I главы.

Глава II Традиционная народная культура донских казаков.

2.1. Песенный фольклор; жанровая специфика: социокультурные аспекты.

2.2. Песни и обряды в контексте традиционной культуры.

2.3. Народная одежда; казачий военный и обыденный костюм.

2.4. Жилище донских казаков; усадьба; храмы; этнокультурные традиции.

Выводы из II главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклор донских казаков в контексте культурных традиций в России»

Актуальность темы исследования. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история - сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее ее тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны принимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.

Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на долю России, она выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закаленная, благородная и прекрасная страна. Русские люди с их отзывчивыми на добро и красоту сердцами поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и в чувствах негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

В глобальном мире, где стираются все границы, национальная культура перестает соотносится с определенной территорий, физическим пространством. Само слово «Родина» все более становится духовным понятием. Именно отрыв от Родины, ее обычаев, быта, традиций привел к кризису национального, нравственного и религиозного воспитания. Встают задачи сохранения и развития национальной, духовной, языковой и ментальной среды, традиций отечественной культуры и науки. «Русская идея и есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Вот главный источник русской веры и русской культуры. Вот главная сила России и русской самобытности. Вот путь нашего возрождения и обновления».1

Этнокультурный облик России характеризуется огромным разнообразием, обусловленным обширностью территории, природными различиями. Сохранение и возрождение национальных культурных традиций может быть осуществлено лишь на

1 Ильин И.А. Избр. соч М,, 1995, с. 148. основе взаимообогащения и обращения к истокам традиционных народных культур, прежде всего - фольклора. О необходимости содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами, этносами и субэтносами говорится и в законе РФ "Об образовании". Ученые всемерно подчеркивают, что главной задачей обеспечения безопасности нации является воспитание в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности и патриотизма через формирование ценностей многокультурного общества, воспитание установок возрождения национальных культур.

В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности российского социума актуальны проблемы сохранения народной культуры субэтносов. В ряде недавно принятых документов (например, ФГОС ВПО) подчеркнуто, что "этнокультурные и социокультурные общества - сферы бытования народной художественной культуры и ее трансляции посредством этнокультурных центров., руководителей коллективов народного художественного творчества, формы и методы приобщения различных групп населения к национально-культурным традициям народов России".

Мы рассматриваем вопросы сохранения и развития традиционной народной культуры не только как имеющие значение в социокультурной, художественно-творческой, организационно-педагогической деятельности, но и с точки зрения возможностей проявления личностью, гражданских, патриотических инициатив, роста ее эстетической, нравственной, политической культуры. Этнокультурные ценности и идеалы, бережно сохраняемые и развиваемые, безусловно, будут способствовать духовно-нравственному воспитанию молодежи, укреплению единства нашей страны. Многие государственные документы, принятые в последнее время, свидетельствуют о том, что традиционная народная культура является объектом внимания и заботы государства ("О государственной поддержке традиционной народной культуры" -Решение Госсовета РФ, 2006г; "Культура России (2005-2011гг.)" - Федеральная целевая программа, 2005г; "Этнокультурное развитие регионов России на 2008-2012 годы" -Концепция федеральной целевой программы, разработанная Министерством регионального развития РФ, а также ряд законов о традиционной народной культуре, принятых субъектами РФ - Закон Краснодарского края "О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае, 2007г. и др.")- Везде в этих принятых документах подчёркивается большая роль традиционной народной культуры в развитии современного общества, в сохранении национальной самобытности. Традиционная народная культура должна быть сохранена, должна жить и активно развиваться, а для этого она должна быть интересна, прежде всего, молодежи.

Традиционная народная культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных народом. Из поколения к поколениям передаются традиции праздников, обрядов, семейного уклада, обычаи, традиции народной педагогики, художественной культуры (устный, хореографический, музыкальный фольклор, народный театр, народные промыслы, декоративно-прикладное творчество). Во всём этом воплощен в яркой образной форме национальный менталитет, духовно-нравственные ценности, идеалы, нормы поведения, этикет, стереотипы поведения, которые представляют собой специфические черты этнического самосознания. Нам близка точка зрения Т.И. Баклановой, которая выделяет как главные ценности русской традиционной культуры следующие: ценностное отношение к материи (мать - главная святыня); ценность семьи, семейных отношений, построенных на уважении к старшим, взаимопомощи и сопереживании; ценность родной земли, Родины; ценность трудолюбия; ценность здорового образа жизни, духовной красоты человека. Отсюда как важнейшая функция традиционной народной культуры - аксиологическая, наряду с регулятивной, коммуникативной, познавательной, адекватной. В традиционной народной культуре воплощена этнокультурная деятельность (создание произведений народного художественного творчества, обрядов, праздников, в культурах отражены национальный менталитет, этнические стереотипы, характер народа), а также необходимость ее трансляции в современное социокультурное пространство (см: Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова "Концепция этнокультурного образования в РФ"). Одним из источников, из которого современный человек черпает сведения об историческом прошлом своего народа, является фольклор во всем его жанровом многообразии, среди которого большое место занимает фольклор песенный. Песня - это облеченное в поэтическую форму представление человека об окружающем мире. В песне люди не просто рассказывают о тех событиях, которые происходили в их жизни или свидетелями которых они стали, но и дают этим событиям собственную оценку через эмоциональный "рассказ" о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях. Создавая песни, наши предки заложили в них столько полезной информации о своей жизни, что трудно переоценить вклад этого вида искусства в развитие культуры, истории народа.

Культура Донского края по своей природе уникальна и многогранна. Из поколения в поколение народ бережно передавал культурные традиции, накопленные в течение столетий. Большое место в донской культуре принадлежит фольклору, обрядам, обычаям. Среди них особой любовью пользуется старинная казачья песня, в которой, так или иначе, нашла отражение вся история казаков. Сохраняя в целом черты, характерные для общерусского стиля, она имеет и ряд отличительных, самобытных особенностей, о которых очень точно сказал в романе "Тихий Дон" большой знаток и ценитель казачьей культуры Михаил Александрович Шолохов: "Пели ее всегда в три-четыре голоса. Над густыми басами, взлетывая, трепетал редкой чистоты и силы тенор подголоска - "дишкант". Басы еще не обрывали последние слова, а подголосок уже взлетывался над ними, и звуки, трепеща, как крылья белогрудого стрепета в полете, торопясь, звали за собой.".

Однако время неумолимо идет вперед, и сегодня все реже можно услышать настоящую казачью песню в ее оригинальном, первозданном виде, аутентичном варианте. Конечно, многие традиции и по сей день сохранились в донских хуторах и станицах, но с годами постепенно от нас уходят носители этих традиций - старики-казаки. И для того, чтобы окончательно не потерять накопленный столетиями уникальный песенный фольклор донских казаков, необходимо кардинально менять отношение к народному творчеству, традиционной культуре в целом.

Культурная жизнь России в последние десятилетия характеризуется нарастающей агрессивностью массовой культуры. Масштабы этого явления представляют реальную угрозу для традиционной народной культуры. В результате выхолащивается ее духовное содержание, что лишает народную культуру возможности выполнять функции этнического объединения и общения, трансляции и межкультурного диалога. Этим процессам может противостоять государственная концепция сохранения традиционной народной культуры.

В конце XX века Россия столкнулась с феноменом возрождения казачества. Духовное, культурное возрождение казачества представляет собой одно из ярких и сложных явлений отечественной и мировой истории. Оно протекает в условиях недостатка достоверной информации об исторических корнях и культурных традициях казачества, его роли в истории русского и других народов нашей страны. На этот процесс накладывает отпечаток не только многолетнее замалчивание некоторых страниц трагической истории казачества, но и нынешняя кризисная ситуация в России, обострение политических и межнациональных отношений.

Активные процессы возрождения казачества сделали проблемы его происхождения, истории, культуры одними из самых актуальных в отечественной науке. Накоплен значительный материал, отражающий разные стороны жизни казачества, однако комплексных исследований по изучению фольклора, народной культуры и культурного наследия донских казаков на сегодняшний день недостаточно. В особенности необходимо рассматривать фольклор донских казаков как фактор сохранения и развития культурных традиций в России. Всем этим и определяется актуальность исследования.

Степень изученности вопроса:

В исследованиях в области теории, методики и организации социокультурной деятельности разработано понятие «социокультурная среда» как совокупность разнообразных природных, культурных и цивилизационных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека, сообществ, этносов, и определяющих во многом их существование; качество природного и социокультурного окружения. (М.А.Ариарский, Т.Г.Киселева, ЮД.Красильников, Н.Ф.Хилько и др.), раскрыты сущность и технологии проектирования социально-культурных процессов (А.Д.Жарков, Г.М.Бирженюк, АЛ.Марков, Ю.А. Стрельцов, Н.Н.Ярошенко и др.), обоснована взаимосвязь социокультурного и этнокультурного подходов к организации, педагогическому руководству и кадровому обеспечению процессов сохранения и развития традиционной народной культуры (Т.И.Бакланова, М.И.Долженкова, М.С. Жиров, В.М. Захаров, А.С.Каргин и другие), выявлены особенности организации и руководства общественными объединениями и движениями (Э.И.Летрова, Е.И.Смирнова, В.Е.Триодин, и др.).

Проблемы социального проектирования в контексте государственной культурной политики рассматриваются в философских, социологических и культурологических исследованиях О.И.Генисаретского, В.Л.Глазычева, М.Драгичевич-Шешич, Т.М.Дридзе, В.Ю.Дукельского, С.Э.Зуева, Н.И.Лапина, А.В.Лисицкого, В.АЛукова, Г.А.Никич-Криличевского, Э.А.Орловой, П.А.Сорокина, Г.П.Щедровицкого и др. Различным аспектам российской федеральной и региональной национально-культурной политики посвящены исследования Р.Г.Абдулатипова, Г.А.Аванесовой, О.Н. Астафьевой, Л.Е. Вострякова, И.Я. Горлововой, Н.Г.Денисова, ОЛ. Кубышкина, В.В. Савельева, С.П. Шевчугова и др. В работах этих и других авторов отмечается значение этнокультурных традиций как одного из факторов устойчивого развития регионов и сохранения культурного разнообразия нашей страны.

Своеобразные ракурсы анализа этнокультурных проблем регионов представлены в философских трактовках таких дефиниций, как «культурное гнездо» (Н.Л. Анциферов, И.М. Гревс, В.А. Горский, Н.К. Пиксанов и др.), «культурное наследие» (А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, Н.И. Воронина, Н.С. Злобин, С.Н. Иконникова, С.М. Ковалев, И.К. Кучмаева, Э.А. Орлова, В.М. Межуев, А.К.Хачиров и др.), «культурная среда» (О.Н. Андреева, Г.Н. Баженова, Н.В. Кирьянова, Л.В. Ошман, В.О. Кутьев, И.Б. Стояновская и др.), «провинциальная культура» (В.Ю. Афиани, И.Л. Беленький, Е.Я. Бурлина, Н.И. Воронина, Н.М. Инюшкин, М.С. Каган, Т.Н. Кандаурова, Л.Н. Коган, Т.А. Чичканова и др.) и т.п.

Культуру малых территорий (сел, городов, губерний, областей) на материале конкретных исторических периодов исследовали Л.Н. Гончаренко, Н.М. Дмитриенко, ЕЛ. Лезииа, Г.Н. Рябова, Д.Н. Смирнов и др.

Отдельные аспекты развития культуры в том или ином конкретном регионе раскрыли в своих работах Л.М. Артамонова, Г.Г. Габдельганеева, В.А. Гуркин, И.А.

Зеткина и др. В ряде исследований представлены этнокультурные традиции отдельных регионов (A.A. Ашхамахова, O.A. Богатова, Г.М. Давлетшин, P.A. Данакари, M. М. Зязиков, М.З. Саблиров, А.Д. Тлеуж, Д.Л. Хилханов, JI.JI. Шабалина и др.).

Особенности русских этнокультурных традиций, видо-жанровая структура и формы бытования традиционной русской культуры исследования историками, этнографами и фольклористами М.К.Азадовским, В.Л.Аникиным, А.Н.Афанасьевым, Ф.И. Буслаевым, Г.С.Виноградовым, М.М. Забылиным. П.В. Киреевским, Ю.Г.Круглов, Е.А. Покровским, И.Л. Сахаровым, A.B. Терещенко, П.В. Штейном, и др.

Художественно - эстетическое содержание народного искусства как части традиционной народной культуры раскрывается в трудах по эстетике, истории культуры и искусствознанию В.В.Бычкова, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотман, М.А.Некрасовой, В.М. Захаров, Л.А.Рапацкой, и др. Роли народного искусства в мировой художественной культуре и дизайне уделено внимание в трудах Н.М.Сокольниковой и в исследованиях, выполненных под ее научным руководством И.П. Гладилиной, C.B. Городецкой, Л.Н. Романовой и др.

Проблемы сохранения и возрождения традиционной народной культуры, этнохудожественного профессионального образования исследователи в работах Генинга В.Ф., Голошумовой Г.С., Дадиановой Т.В., Захаров В.М., Кривых C.B., Лыковой И.А., Макарени A.A., Мкртхмяна Ю.И., Нилова В.Н., Тишкова В.А., Хакимовой Л.А, Ясючени Е.Л. Чудко Ю.М. и др.

Необходимость специального изучения данной проблемы обосновывается социальными факторами. К их числу можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к обновлению национального образования, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что, в свою очередь, часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить, по возможности, рост постотрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов - новая социальная функция образования и всей системы воспитания молодежи.

Этническая принадлежность «задается» вместе с рождением, умением говорить на «родном» языке, культурным окружением, в которое он попадает и которое, в свою очередь, «задает» общепринятые стандарты поведения и морализации личности. В научной литературе встречаются два термина: «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание». Хотинец В.Ю. утверждает, что чувство принадлежности к своему этносу, сформулированное англоязычный учеными как «этническая самоидентификация» % (ethnic identity), эквивалентен русскоязычному термину «этническое самосознание», именно этот термин более приемлем для этнопедагогических исследований.

С точки зрения психологии, самосознание - относительно устойчивая' система представлений индивида о себе самом, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Педагогика определяет самосознание в качестве осознания и оценки человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности, а также своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков.

Отождествляя себя с определенным этносом, индивид воспринимает и включает в свой внутренний мир те ценности, идеи, убеждения, образцы, которые выработаны и характерны по преимуществу для этой общности, являются во многом уникальными и специфическими.

В результате обобщения рассмотренных представлений этнического самосознания (Арутюнян Ю.В., Бромлей Ю.В., Гаджиев А.Х., Мкртхмян Ю.И., Солдатова Г.У. и др.) можно дать следующее определение: этническое самосознание есть относительно устойчивая система осознанных представлении и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса. Данное определение этнического самосознания позволяет выделить в его структуре три основных компонента: когнитивный (знание об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своего народа), эмоционально-ценностный (этнокультурные и этнопсихологические потребности, мотивы, интересы), регулятивный (деятельности, поведения). Этническое самосознание включает в себя:

- осознавать себя в качестве этнокультурных субъектов в родной среде;

- выявлять культурные различия и сходства между представителями различных этнических групп с целью расширения рамок собственной групповой принадлежности за пределами национальных границ родного края;

- определять свое место, роль, значимость и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах;

- инициировать и принимать активное участие в действиях против этнокультурной агрессии, дискриминации и культурного вандализма.

Первая публикация о казачьем песенном творчестве появилась в 1824 году (статья Сухорукова и Корниловича «Общежитие донских казаков в XVII-XVIII ст.» с 5 казачьими песнями). Среди публикаций XX века следует отметить статью В. Самарцева «Хуторские игры и гульбища с Бузулука» в «Донских областных ведомостях» за 1903 год и статью Е.Савельева «Проводы казака» в тех же «Донских областных ведомостях» за 1904 год, где были представлены тексты казачьих песен, исполняемых при проводах казака-новобранца.

После 1917 года в советской историографии интерес к истории и культуре казачества значительно снизился, однако он устойчиво сохранялся в культуре российского зарубежья, которую сегодня мы рассматривает как неотъемлемую часть истории российской культуры XX века.

В послевоенные годы появляется первое крупное собрание донского песенного фольклора, которое представил в своём пятитомном труде «Песни донских казаков» (Москва-Ленинград, 1949-1954 гг.) Александр Михайлович Листопадов (1873 -1949). Отечественная музыкальная фольклористика не знает другого издания, столь же широко представившего местную песенную культуру. На сегодняшний день этот труд остаётся самым крупным собранием русских народных песен с нотами.

В обширной коллекции А. М. Листопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры.

Несмотря на ряд недостатков (запись по слуху, с вытекающей из этого неточностью фиксации музыкально-песенного материала и авторской аранжировкой), этот пятитомный свод A.M. Листопадова по-прежнему сохраняет свою познавательную и художественно-практическую ценность. Однако это песенное собрание всё ещё недостаточно изучено как с текстологической стороны, так и со стороны музыкально-песенного и в целом - историко-культурологического анализа. Сравнительно недавно стали появляться статьи, посвященные как анализу наследия A.M. Листопадова, так и изучению современного бытования песенной традиции донских казаков. Среди таких работ следует отметить едва ли не единственный опыт критической оценки текстологической методики А. М. Листопадова - книгу Б.М. Добровольского «Народная устная поэзия Дона». (Ростов-на-Дону, 1963 г.) Статья Т. Рудиченко «О песенной традиции родины A.M. Листопадова» посвящена вопросу многоголосия донской казачьей песни.

В конце XX в. активизировались исследования по материальной и духовной культуре казачества, возникло мощное движение по изучению и возрождению донской песенной традиции, проводились полевые исследования по сбору и обработке фольклора (Т.С. Рудиченко, В.М. Щуров, H.H. Гилярова, Т.С. Бершадская). Т.С. Рудиченко на основе песенного фольклора реконструировала традиционную картину мира донских казаков.

Нельзя не отметить и книги, выходившие за рубежом и хранившиеся в спецхранах, начиная от изданий справочного характера2 и исторических исследований о казаках3 до воспоминаний и работ, включающих сведения о лидерах Белого движения4. Помимо специальных работ, посвященных казачеству, сведения о казаках содержатся практически в каждом издании мемуарного характера, а также в работах современных авторов о Белом движении. Полное переиздание «Архива русской революции»5 дало возможность более детально познакомиться со свидетельствами очевидцев -политических и общественных деятелей России о предоктябрьском периоде, гражданской войне и роли казачества в этих событиях.

2 Казачий словарь-справочник / Изд. А.И. Скрылов, Г.В. Губарев. - М.: 1992, Т. 1-3 (репринтное воспроизведение издания: Кливленд, Огайо, 1966).

3 Гордеев A.A. История казаков. М.:1991-1993.

4 Денисов C.B. Белая Россия СПб.: 1991 (репринтное воспроизведение издания: Нью-Йорк, 1937).

5 Архив русской революции (Русский архив) в 22 тт./ Изд. Г.В. Гессен. - М.: 1991-1993. (репринт с издания, выходившего в 20-30 -х годах в Берлине).

Изучению историко-культурного наследия казачества посвящен ряд современных исследований.6 Значительные материалы по культуре казачества содержатся в очерках по истории Волгоградского края. Существенным вкладом в изучение казачьего сказочного фольклора являются работы В.В. Когитина. Необходимо отметить 4-х томное исследование "Поэтика русского танца" В.М. Захарова, которое носит энциклопедический характер и раскрывает многообразные стороны традиционной народной культуры (обряды, обычаи, промыслы, танцевальный, устной фольклор). В этом исследовании ряд глав посвящен донскому казачеству.

Таким образом, имеется достаточная база для комплексного исследования традиционной культуры донских казаков на материалах фольклора. Заметим, что многие исследователи подчёркивали необходимость синтетического подхода к изучению культурного наследия казачества, однако на практике таких попыток было реализовано мало.

Объект исследования: фольклор как этнокультурный феномен традиционной народной культуры донского казачества.

Предмет: различные виды и жанры фольклора донских казаков в контексте сохранения и развития культурных традиций России.

Целью исследования является комплексный, историко-культурологический анализ различных жанров фольклора донского казачества как основы выявления характерных особенностей традиционной казачьей культуры. •

Поставленной целью обусловлены следующие задачи:

- проанализировать современные научные концепции историко-культурной специфики фольклора донского казачества;

- рассмотреть условия формирования и развития донского казачества как этнокультурного феномена;

- выявить самобытные черты фольклора донских казаков; охарактеризовать феномен казачьего песенного фольклора и

6 Пономарев A.B. Субкультура донского казачества (19-20 вв.) как феномен региональной культуры. - автореф. канд. дисс. культурологии, М.: 2009г.

7 Захаров В.М. Поэтика русского танца в 4-х тт. М.: 2004-2009г,

13 продемонстрировать его отличительные черты, главными из которых является «историзм» и «реализм»;

- раскрыть специфику и функции декоративно-прикладного и песенного фольклора в традиционной культуре донского казачества, во взаимодействии с обрядами, играми, обычаями.

Методологическая основа и методы исследования базируется на историческом и диалектическом подходах к изучению культурных феноменов. Основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по теории и истории культуры и литературы, философии, православия: М.М. Бахтин, И.А. Ильин, C.JI. Франк, H.A. Бердяев, С.С. Аверинцев, Д.С. Лихачев, Л.А. Успенский, И.А. Есаулов, прот. Василий Зеньковский, о. Сергий Булгаков, прот. Георгий Флоровский, о. Павел Флоренский. Методологической основой исследования является междисциплинарный подход к решению выдвинутых цели и задач, рассмотрение проблематики исследования с привлечением гносеологических средств философии, культурологии, педагогики, психологии, политологии, этнологии, регионоведения и других смежных отраслей науки.

В исследовании нашли применение:

-социокультурный подход. Специфика состоит в том, что он имеет многомерный характер и позволяет интегрировать, например, социологическое, культурологическое и этнологическое рассмотрение общества. При таком подходе традиционная народная культура (ее идеи, ценности, нормы и образцы), а также этнокультурная деятельность по ее сохранению и распространению в социуме рассматриваются как один из факторов социокультурного развития;

-философско-антропологический подход; -системный подход;

-исторический1 подход (Ф. Боас, В.Н. Тенишев, Г.Спенсер, Р.Раппопорт, A.A. Потебня), позволяющий раскрыть феномен региональной культуры в ее динамике и необходимый для понимания современных реалий культуры территории;

-культурологический подход, позволяющий рассматривать этнокультурные процессы в русле этнической истории России (Н.Я. Данилевский), экология культуры

Д.С. Лихачев), этногенеза (Л.Н. Гумилев) и культурогенеза (А.Я. Флиер), выделяя в качестве предметов изучения этническую культуру личности, человеческих общностей (этносов) и в целом человеческой цивилизации (ее этносферы) И.К. Кучмаева;

-аксиологический подход (H.A. Бердяев, Н.О. Лосский и др);

Использовались как общенаучные, так и специальные методы историко-культурологического исследования; теоретическое изучение этнического самосознания, историко-генетический анализ литературы и современного состояния науки по изучаемой проблеме. Исследование песенного творчества донского казачества предполагает изучение весьма значительного круга литературы и сравнительный анализ источников исследования. Сравнительно-исторический метод позволил на основе широкого круга фольклорных образцов выявить общие и самобытные черты традиционной донской казачьей культуры. Аксиологический метод позволил определить доминирующие традиции, нормы и ценности в песенном фольклоре, а также в иных видах народного искусства донского казачества. С помощью функционального метода исследовались формы и способы воздействия песенного творчества донских казаков на нравственный потенциал общества, на углубление самосознания людей, на совершенствование и укрепление их духовных сил, патриотизма, гражданственности. Характер работы обусловил необходимость междисциплинарного, синтетического подхода, позволяющего исследовать традиционную культуру комплексно, привлекая достижения культурологии, истории, этнографии, фольклористики и лингвистики.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она показывает возможность использования фольклора в качестве культурологического источника и способствует повышению интереса к песенному и иным видам народного творчества донских казаков. Отдельные положения нашей работы могут быть использованы при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров в творческих колледжах и вузах.

Новизна исследования определяется тем, что на основе анализа казачества как этнокультурного феномена комплексно исследован фольклор донских казаков: песенный фольклор, декоративно-прикладное искусство в контексте традиций, обрядов, обычаев, а также особенности жилища, одежды, ведения хозяйства. При этом мы рассматривали виды и жанры фольклора в контексте эволюции духовной культуры казачества, выявляя ее специфику, проявляющуюся в стереотипах поведения, менталитете, обрядах и обычаях. Все в целом определяет параметры социокультурного пространства казачьего мира в его целостности.

Гипотеза

Фактором сохранения и развития культурных ценностей в России является фольклор донских казаков как одна из составляющих традиционную народную культуру. Процессы современного культурного развития общества определяются как глобализацией, так и самоидентификацией, стремлением этносов сохранить своего национальную идентичность, проявляющуюся в сохранении верований, традиций, обычаев, обрядов, форм ведения хозяйства, типа семьи, системы воспитания детей (традиции народной педагогики) и, безусловно, в бережном, любовном отношении к фольклору во всех его разновидностях, развитии и преумножении его богатств, что только и может обеспечить высокий дух патриотизма, нравственности, верности гражданскому и общественному долгу современного человека.

Положения, выносимые на защиту:

- задачи сохранения и развития лучших традиций народной культуры имеют приоритетное значение в современном мире и связаны с преодолением унификации культурных различий в ходе глобализации;

- духовная культура народа, сформированная веками, приобретает огромную ценность в патриотическом, нравственном, эстетическом и религиозном воспитании молодого поколения;

- традиционная народная культура включает в себя культурные пласты разных эпох и связана с самоидентификацией, определяет стереотипы социального поведения, представления, культурные эталоны и нормы, обычаи, формы досуга, ведения хозяйства, типа семьи и воспитания;

- активизация интереса к народной культуре связана с вопросами включения культурных архетипов прошлого в современную культуру, что обусловлено, в том числе и проблемой возрождения казачества;

- песенный фольклор донских казаков - явление яркое и самобытное; в казачьей песне, сохраняющей в целом черты, характерные для общерусского стиля, отразилась уникальная, сложная история казачества;

- декоративно-прикладное искусство донских казаков демонстрирует, своеобразие форм коммуникации и межкультурного диалога (народная одежда; жилище; национальная кухня);

- казачий фольклор в различных его видах и жанрах развивался в тесном взаимодействии с обрядами, играми, обычаями, что является залогом его жизнеспособности и сохранения как русской общекультурной ценности.

Апробация работы

Содержание диссертации отражено в научных публикациях автора, в докладах на научно-практических конференциях, статьях, программе спецкурса, читаемого автором в колледже. Основные положения диссертации обсуждены на заседаниях кафедры теории и истории культуры ГАСК, на заседаниях Отделения культурологии в Международной академии наук педагогического образования, на семинарах молодых ученых в Российской академии образования.

По проблеме исследования опубликовано 8 работ, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ - 2 статьи.

Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих междисциплинарную научно-теоретическую базу исследования - обращение к смежным отраслям знаний (философии, психологии, истории, фольклористике, лингвистике, этнографии); логичностью общей структуры исследования - его целей, задач, методов изучения; оптимальным сочетанием теоретического и эмпирического аспектов исследования. Можно также отметить использование системно-деятельностный и социокультурный подходы; опору на данные современной педагогической науки; целесообразное сочетание комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету.

Структура работы подчинена решению основных целей и задач данного исследования; оно состоит из Введения, 2 глав, 6 параграфов, Заключения, списка использованной литературы и Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Пономарев, Ярослав Алексеевич

Выводы из II главы

Традиционная народная культура донских казаков определяла все стороны их жизни: обряды, обычаи, формы ведения хозяйства, тип жилища, специфику семейной жизни, воспитание и образование детей, формы досуга; костюм; но прежде всего - язык, верования, фольклор во всем его жанрово-видовом разнообразии.

Казачья песенная культура необычно богата и многообразна. В ней в образной народной памяти отражены социально-исторические условия формирования казачества, проявился своеобразный историзм и реализм. Казачье пение по преимуществу мужское, с преобладанием военизированных, героических традиций сурового военного братства, истинного патриотизма, глубокой веры и верности Отечеству. Мужская песня -центральный жанр песенного фольклора донских казаков: походные, строевые, полковые, плясовые песни - с лирическим и героическим содержанием, поэтической детализацией, протяжным песенным ладом, широкораспевностью, многоголосием, дроблением в слоговом ритме. Удаль, лихость, молодечество и глубокий лиризм -отличительные черты песенного казачьего фольклора. Песни, бытовавшие в женской среде ("бабьи песни"), не столь характерны для казачьего песенного фольклора и связаны более всего с обрядами (например, свадебным). Песенный фольклор донских казаков всецело связан с обрядами: христианскими; народным календарем; обычаями, бытовавшими на Дону: инициации (посвящение мальчика в казака), проводы, встречи казаков из боевых походов; игры, хороводы (карагоды) и пляски (танки; боевой гопак). Казачий фольклор бытовал и в устной форме: сказки, легенды, пословицы, поговорки; детский и материнский фольклор (потешки, колыбельные песни).

Традиционная народная культура донских казаков своеобразно проявились в одежде (как женской, так и мужской), в военном и обыденном костюме, со всеми его трансформациями во времени.

Оригинален тип казачьего жилища: курень, двор, усадьба; декор и интерьер, предметы быта.

Одежда, жилища, национальная кухня раскрывают специфику традиционной народной культуры донских казаков, которая веками существовала рядом с культурой других этносов, подвергаясь взаимодействию и взаимовлиянию.

Заключение

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам.

Казачество можно рассматривать как этнокультурный феномен. В современной науке распространена точка зрения на казачество как субэтнос русского народа. Казаки оставили оригинальное и самобытное наследие в русской культуре. Менталитет, стереотипы поведения в среде донских казаков, при всей их трансформации во времени, сохранили как неизменное героический дух, высокое понимание патриотического и воинского долга, нравственно-этические, общественные и семейные нормы, основанные на толерантности, уважении к сложившимся традициям.

В исследовании были рассмотрены социально-исторические условия формирования донского казачества, отраженные и закрепленные в его фольклорной традиции; выявлены самобытные черты песенного и устного творчества донских казаков; охарактеризован феномен «казачьей песни» и показан её глубокий историзм и реализм; раскрыта специфика и функции традиционной культуры донского казачества.

В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала в себя традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Казачья фольклорная традиция формировалась на общерусской основе, которая при этом подверглась существенным изменениям. Историко-ретроспективный анализ традиционной песенной казачьей культуры позволяет констатировать наличие в ней бинарных качественных характеристик. С одной стороны, для неё характерно доминирование военизированных, героических традиций, норм, ценностей. С другой стороны, она отличается высокой способностью к восприятию инокультурных влияний, культурной толерантностью.

Традиционная народная культура донских казаков определяла все стороны их жизни: обряды, обычаи, формы ведения хозяйства, тип жилища, специфику семейной жизни, воспитание и образование детей, формы досуга; костюм; но прежде всего - язык, верования, фольклор, представленный разными жанрами. Казачья песенная культура необычно богата и многообразна. В ней в образной народной памяти отражены социально-исторические условия формирования казачества, проявился своеобразный историзм и реализм. Воинское служение, как доминанта исторического развития казачества, закреплена во всех элементах его традиционной культуры. Наиболее ярко и полно специфика историко-культурного бытия казачества отражена в его фольклорной традиции. Наибольшее число смысловых значений в песнях, сказках, пословицах связано с понятиями Россия, Дон, служба, честь. Они охватывают основные ориентиры мировосприятия казаков. Такие понятия, как дом, семья, быт в фольклоре донских казаков не были доминирующими, хотя и очень важными. Особенностью песенной традиции донских казаков является то, что в течение длительного времени она была исключительно мужской привилегией. Мужская протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона. Они составляют оригинальную часть донского наследия, в то время как походные, строевые, полковые, плясовые песни являются, как правило, казачьими интерпретациями русских песен. Наряду с этим существует репертуар, бытующий в основном в женской среде («бабьи песни»), который мужчинами-казаками исполняется крайне редко. Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм. На уровне содержания музыкального -большие развёрнутые композиции, где главную формообразующую роль выполняет не просто мелодия, а мелодия широкораспевная, объёмная. В музыкальном содержании нашли воплощение особые художественные приёмы музыкального развёртывания материала: частое употребление широких интервальных ходов, большие диапазоны напевов, превышающие октаву (даже внутри одной партии), значительная мелодическая орнаментация, обязательное наличие многоголосной фактуры. Таким образом, важнейшим жанровым атрибутом в протяжной песне в содержательном отношении является вторичный тип композиции (имеется в виду расширение внутрислоговой мелодики, которое, в свою очередь, вызывает насыщение поэтического текста песен сверхнормативными слоговыми вставками - восклицаниями, междометиями, короткими вставными частицами или словами). Они увеличивают объём поэтического текста, вызывают дробление в типовых рисунках слогового ритма. Таким образом, вторичная ритмическая композиция возникла в рамках исходной, сохранив её временную протяжённость, даже ритм слоговых времён в незатронутых преобразованиями участках структуры. Первичная ритмическая композиция подспудно осталась в песне в качестве глубинной основы, выявить которую можно путём аналитических операций. Анализ фольклора донского казачества выявил наличие своеобразной оппозиции, когда песня противопоставляется сказке. Первая символизирует «правду жизни», вторая - «сладкую выдумку». Именно песня в мировоззрении казачества наиболее полно отражает историко-культурные реалии бытия народа. Удаль, лихость и поэтичность казачьих песен послужили причиной их быстрого и повсеместного распространения, причем восприятие их было настолько полным, что многие из них стали называть русскими народными: "Черный ворон", "Ты воспой, ты воспой в саду, соловейка", "Распрягайте, хлопцы, коней".

Раскрывая своеобразие обычаев и обрядов, мы подчёркиваем, что своими корнями они уходят в те далекие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни донских казаков. Обычаи и обряды определяли не только личные взаимоотношения и поведение каждого члена общины, но и играли решающую роль в жизни Войска Донского - этой своеобразной военно-политической организации казачества. В суровом обществе, где основой жизни человека были военные походы, сражения, сложилась свое обрядность, которая давала возможность эмоционально переживать общность интересов и традиций Войска Донского. Обрядовые формы отличались торжественной суровостью и простотой: проводы и встречи походного войска, сбор и проведение казачьего Круга, выборы атамана, прием послов, заключение мира и объявление войны, суд, бракосочетание и развод, посвящение мальчиков в казаки и т.д. В соответствии с этими обрядами и обычаями, военными играми и состязаниями, хороводами, песнями, календарными праздниками раскрыта специфика и функции песенного и декоративно-прикладного творчества.

Бережное отношение к народным традициям, их развитие в современных условиях способствуют духовно-нравственному становлению личности, воспитанию патриотизма и толерантности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Пономарев, Ярослав Алексеевич, 2011 год

1. Аверинцев С.С. Культурология Йохана Хейзинги . Вопросы философии 1969. №6.

2. Агафонов А.И. История Донского края. Ростов-на -Дону, 2001

3. Актуальные проблемы казачьего движения («круглый стол») Социол. исслед. -1992. № 9.

4. Александров М.А. Казаки. Арабески истории. М., Танаис, 1996.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988.

6. Аникина H.A. Донской народный костюм, Ростов-на-Дону, 1985.

7. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник. М., 1995.

8. Античность как тип культуры. (Отв. ред. А.Ф. Лосев.) М., 1988.

9. Артинский И. Очерк истории Новочеркасской войсковой гимназии, Новочеркасск, 1907.

10. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса//Советская этнография. 1982. № 1.

11. Астапенко М.П. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII -XX вв. Ростов-на-Дону, 2002.

12. Астапенко М.П. Донские казачьи атаманы. Ростов-на-Дону, 1996.

13. Астапенко М.П. Донское казачество 1550-1920. Ростов-на-Дону, 1992.

14. Астапенко М.П. Останется вечно монументом. Ростов-на-Дону, 1984.

15. Бабичев Д. С. Донское трудовое казачество в борьбе за власть Советов. Ростов н/Д, 1969.

16. Багалей Д.И. Материалы для истории и быта степной окраины Московского государства. Харьков, 1889.

17. Бакланов Я. П. К 100-летию со дня рождения: Сборник. Б. м., Б. г.; Генерал-лейтенант Яков Петрович Бакланов: На память донскому казачеству. - Новочеркасск, 1911.

18. Бардадым В. Черноморские казаки-герои 1812 года // Кубань. 1990. - №1.

19. Барихновский Г. В. Идейно-политический крах белой эмиграции и разгром внутренней контрреволюции (1921-1924 гг.). Л., 1978.

20. Батырев В.Д., Матвеев О.В., Изюмов А.И. Союз казаков России: 1990-2000, Москва, 2000.

21. Башкирова Г. Б., Васильев Г. В. Путешествие в Русскую Америку: Рассказы о судьбах эмиграции. М., 1990.

22. Белов В. Белое похмелье: Русская эмиграция на распутье. М.; Пг., 1923.

23. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990.

24. Берз Л. И., Хмелевский К. А. Героические годы: Октябрьская революция и гражданская война на Дону. Ростов н/Д, 1964.

25. Бериитам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX начале XX века. М., 1983.

26. Борцов В.К. Поет и танцует ансамбль «Хопер». 2000

27. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) //Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2002.

28. Броневский В.Б. Описание Донской земли, нравов и обычаев жителей. СПБ., ч.З, 1834.

29. Бугай Н. Ф. Казачество России: отторжение, реабилитация, возрождение // Россия и современный мир. М., 1993. - Т. 2.

30. Бугай Н. Ф. Казачество России: проблемы возрождения // Обозреватель. 1993. -№28.

31. Буданов И.П. Дон и Москва. Париж, 1954.

32. Бургиньон Э. Измененные состояния сознания // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. М.,2001.

33. Васильдова З.Н. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988.

34. Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997.

35. Вершинин В. Воспитание в патриархальной семье. Мудрость предков // Народное образование. 2001. №4.

36. Власкин А.Г. Мораль и традиции. Л., 1981.

37. Возрождение казачества (история, современность перспективы). Тезисы докладов, сообщений, выступлений на V Международной научной конференции. Ростов-на-Дону, НМЦ «Логос», 1995

38. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993.

39. Выготский Л.С. Психология воспитания. М., 1993.

40. Гаврилюк В.В., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход). Социс. 2002. №1.

41. Гавриляченко С. Рыцари долга и чести (казаки в России). Радонеж век XX. -1992.-№3.

42. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985.

43. Глушков А. Ф. Трудовое казачество Терека в борьбе за власть Советов: Дис. канд. ист. наук. Нальчик, 1969;

44. Головань П., Лощинин Б. Народный театр на Дону. Ростиздат, 1947.

45. Голованова С. А. История казачества: проблемы методологии и терминологии, Первая общероссийская научно-практическая конференция «Казачество как фактор исторического развития России», Спб, 1999.

46. Гордеев A.A. История казаков. М., Страстной бульвар, 1992.

47. Гордеев A.A. История казачества, Москва, 1991.

48. Горлач М.Г. Тендерный аспект семейно-ролевого диссонанса // Социс. 2002. №1.

49. Григорьев В.М. Народные игры и праздники России. Пособие. М., 1991.

50. Грунтовский A.B. Русский кулачный бой. История, этнография, техника. СПб, 2001.

51. Губарев Г.В. Казачий словарь -справочник. Сан-Ансельмо(США), 1996.

52. Гуржиева И., Соколенком. Портреты донских героев. №9, Дон, 1987.

53. Гусева А.Ю. Типология игры: «поэзия» и этнология. Игровое пространство культуры. СПб, 2002.

54. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. Москва, 1989.

55. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

56. Даль В.Н. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. СПб., 1996.

57. Денисов А.К. Записки донского атамана. СПб, 1999.

58. Дмитриев В.А., Иванова В.П. Опыт сравнительно-типологического анализа детских игр . «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР. JL, 1991.

59. Донская церковная старина. Новочеркасск, 1906.

60. Донские казаки в походе и дома. Ростов-на-Дону, 1991.

61. Донские казаки в прошлом и настоящем. Редакция Волкова Ю.Г.,. Ростов-на-Дону, 1998.

62. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции. Автореф.дисс.канд.псих.наук. JL, 1972.

63. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М, 2000.

64. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, РГУ, 1979.

65. Заседателева Л. Б. Терские казаки (середина XVI начало XX вв.): Историко-этнографические очерки. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.

66. Захаров В.М. Поэтика русского танца. Москва, 2004

67. Зенкова Т., Проценко Б. Донской вариант // Народное образование. 1997. №2.

68. Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М, 1964.

69. Золотарев И.И. Казачье самоуправление, Ростов-на-Дону, 1999.

70. Зубкова Е.Ю., Куприянов А.И. Возвращение к «русской идее»: кризис идентичности и национальная история // Отечественная история. 1999. - № 5.

71. Зюзин Ю. А. Российское казачество (историческая справка). Краснодар: Кубан. казачья Рада, 1991.

72. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. М., 1991.

73. Иванченко В. А. Тайны русского закала. М., 1986.

74. Иловайский Д. И. Краткие очерки русской истории: курс старшего возраста: Учебное пособие. М.: Центр соц. исслед. Моск. фонда культуры, 1992. - Ч. 1-2.

75. Ионин А. Р. Городовое казачество Западной Сибири в XVII первой четверти XIX в.: Автореф. дис. д-ра ист. наук. - Новосибирск, 1987.

76. История Дона с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Ростов-на-Дону, 1965.

77. История Кубани: Библиографический указатель советской литературы, вышедший в 1963-1975 гг. Краснодар: Кн. изд-во, 1975. - Вып. 1. Досоветский период истории Кубани; Вып. 2. Советский период истории Кубани.

78. История народов Северного Кавказа с древнейщих времен до конца XVIII в., Москва, 1988.

79. Кабардино-русские отношения в ХУ1-ХУИ вв., Москва, 1957.

80. Казаки России (Прошлое. Настоящее. Будущее). М., 1992. - Кн. 1.

81. Казачий дон.Пять веков воинской славы. История и Современность. Москва, 2010.

82. Казаки России. М., 1992. - Кн. 1; Сагнаева С. К. Российское казачество. - М., 1992. - (Исслед. по неотлож. этнологии. Сер. А; Док. №28).

83. Казаки Урала и Сибири. В ХУП XX вв. Екатеринбург, 1993.

84. Казачество в истории России: Тезисы докладов международной науч. конф. -Краснодар, 1993.

85. Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем, будущем казачества. Ростов-на-Дону, 1992.

86. Казачий Дон. Очерки истории. Ч. II. Ростов на-Дону, 1995.

87. Казачья песня. Орел, 1998.

88. Казачий словарь-справочник / Изд: А. И. Скрылов, Г. В. Губарев. М.: ТОО "Созидание", 1992. - Т. 1-3 (репринтное издание: Кливленд, Огайо, 1966).

89. Казачьи войска: Хроники гвардейских казачьих частей / Под ред. В. К. Шенка; сост. В. X. Казин. Б. м.: АО «Дорваль», 1992 (репринт, изд.).

90. Кияшко В., Косьяненко В., Максименко В. Легенда и быль донских курганов. Ростов-на-Дону, 1972.

91. Клименко А. И. Российское казачество: между прошлым и будущим. Библиография. 1992. - №5-6.

92. Ключевский В.О. О русской истории. М, 1993.

93. Коваленко Ю. Москва Париж: Очерки о русской эмиграции. - М., 1991.

94. Козлов А. И. На историческом повороте. Ростов н/Д, 1977; Ермолин А. П. Революция и казачество (1917-1920 гг.). - М., 1982;

95. Козлов А. И О путях возрождения казачества. Проблемы казачьего возрождения. 1993.

96. Козлов А. И Возрождение казачества, Ростов на Дону, 1995г.

97. Козлов С. А. Пополнение вольного казачества на Северном Кавказе в XVI-XVII вв. // Совет, этнография. 1990. - №5.

98. Козырев К. Хороши на Дону вечера. 1972

99. Комин В. В. Крах российской контрреволюции за рубежом. Калинин, 1977.

100. Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явления. М., 1992.

101. Королев В. Н. Донские казаки в ХУП-ХУШ вв. Походы, кругозор, просвещение Проблемы источниковедения и отечественной истории. Ростов на-Дону, 1999.

102. Коротин Е. И., Щуров В. М. Не один казак гулял. (фольклорный ансамбль уральских казаков). Уральск: Диалог, 1991.

103. Косарев А. Философия мифа. М, 2000.

104. Костиков В. В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции. М., 1990.

105. Костомаров H.H. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.

106. Костомаров H.H. Стенька Разин. Русская история в жизнеописания её главнейших деятелей. Кн.2, Москва, 1991.

107. Кравцова Т. Ю., Петрова Л. А. Казачество: истоки и возрождение: Библиографический список литературы. Ставрополь, 1991.

108. Краснов П. Н. Казаки империи. Ростов, 1998.

109. Краснов П.И. Картины былого тихого Дона. Ч 1. М., 1992.

110. Круглов Ю.Н. Многоликий мир казачества. Ростов-на-Дону, 2007

111. Крысько В.Г., Деркач A.A. Этнопсихология. Теория и методология. М., 1992.

112. Кубанские станицы: этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани / Отв. ред. К. В. Чистов. М.: Наука, 1967.

113. Ленивов А.К. Донской казачий словарь-лексикон. Мюнхен, 1971.

114. Листопадов A.M. Песни донских казаков. М., 1955.

115. Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. М, 2001.

116. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994.

117. Лунин В. Гроза Кавказа казак Я. П. Бакланов и его битвы с Шамилем: Рассказ Кукеля, заимствованный из достоверных источников. М., 1899;

118. Любимова Г.В. Обрядовые игры с переходной семантикой в русской традиционной культуре//Этнографическое обозрение. №4. 1998.

119. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996.

120. Маева П.И., Новак Л.А. Обряды и праздники на Дону. 1953

121. Мамонов В. Ф. История казачества России. Екатеринбург; Челябинск: Ин-т гуманитар, исслед., 1995. - Т. 1.

122. Маркаян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. Советская этнография. №2. 1981.

123. Матвеев В.А. С чего начать возрождение? Проблемы казачьего возрождения, Ростов-на-Дону, 1996.

124. Мещеряков Н. Л. На переломе (из настроений белогвардейской эмиграции). М., 1922.

125. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

126. Миников H.A. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671г.), Ростов-на-Дону, 1998.

127. Миников H.A. Донское казачество на заре своей истории. Ростов-на-Дону, 1992

128. Мифология и повседневность. Тендерный подход в антропологических исследованиях. СПб., 2001.

129. Мостовая И.В., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности. Политические исследования. М., 1995.

130. Мужев И. Ф. Казачество Дона, Кубани и Терека в революции 1905-1907 гг. -Орджоникидзе, 1963.

131. Мухачев Ю. В. Идейно-политическое банкротство планов буржуазного реставраторства в СССР. М., 1982.

132. Назаров М. В. Миссия русской эмиграции. Ставрополь, 1992. - Т. 1.

133. Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций. (Под ред. Некрасовой М.А., Макарова К. А.) М., 1991.

134. Немов P.C. Психология образования. М., 1994.

135. Никитин Н. И. О происхождении, структуре и социальной природе сообществ русских казаков XVI середины XVII в. //История СССР. - 1986. - №4.

136. Новак JI.A., Фрадкина Н.Г. Как у нас было на Тихом Дону. Историко-этнографический очерк. Ростов-на-Дону, 1985.

137. Новак JI.A., Фрадкина Н.Г. Обряды и праздники донских казаков. Ростов-на-Дону, 1979.

138. Новик Е.С. Архаические верования в свете межличностной коммуникации // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994.

139. Номикосов С.Ф. Народный казачий быт // Дон. 1992. №1-2.

140. Номикосов С.Ф. Статистическое описание области Войска Донского. Новочеркасск, 1884.

141. Носик Б. Привет эмигранта, свободный Париж! М., 1992.

142. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.

143. Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон. СПб., 1999.

144. Памятная книжка Области Войска Донского на 1900 год. Под ред. Ф.С. Савченкова. Новочеркасск, 1990.

145. Пашуто В. Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1992.

146. Первая общероссийская научно-практическая конференция «Казачество как фактор исторического развития России. Спб, 1999.

147. Плахов В.Д. Традиции и общество. М., 1987.

148. Подробнее, см.: Бугай Н. Ф. Казачество России: проблемы возрождения // Обозреватель. 1993. - №28 (32).

149. Политология на Российском фоне: Учебное пособие / Рук. авт. коллектива В. В. Рябов.-М.: Луч, 1993.

150. Поляков С.Д. Проблема инноваций в обществе коллективного творческоговоспитания. Воспитательная система учебного заведения. М., 1992.

151. Пономарев A.B. Субкультура донского казачества (XIX-XX веков) как феномен региональной культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата Культурологии. Государственная акадамия славянской культуры, Москва, 2009.

152. Постикова- Лосева М.М. Русские серебряные и золотые ковши. Москва, 1953.

153. Права и привилегии Войска Донского Российскими Государями дарованные. // Статистическое описание земли Донских казаков, составленное в 1822-1832 гг. Новочеркасск, 1891.

154. Проблемы истории казачества: Сб. науч. трудов. Волгоград, 1995.

155. Проблемы развития казачьей культуры: Материалы научно-практической конф., пос. Тульский, 7 июня 1997 года. Майкоп, 1997.

156. Пронштейн А.П. Земля Донская в XVIII в. Ростов-на-Дону, 1961.

157. Пронштейн А.П. История Дона. Изд-во Ростовского университета, 1973.

158. Пропп В. Я. Русский героический эпос. М., 1999.

159. Проценко Б .Н. Инициальные обряды как элемент духовной- культуры донских казаков // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1996. №1.

160. Проценко Б.Н. История духовной культуры донского края. Ростов-на-Дону, 1993.

161. Проценко Б.Н. Оппозиция «свой-чужой» и менталитет донских казаков // История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. Сб. научн. статей. Ростов-на-Дону, 1999.

162. Пряжников Н.С. Право на нравственность: этические проблемы практической психологии. Психологическая наука и образование. М., 1999.

163. Ретюнских Л.Т. Философия игры. М., 2002.

164. Ригельман А. История о донских казаках. Ростов-на-Дону, 1993.

165. Римский СВ. Казачество, религия, терпимость. Международная жизнь, М., 1992.

166. Розин В.М. Природа и генезис игры // Вопросы философии. 1999. №6.

167. Руднев В.А. Древо жизни: об истоках народных и религиозных обрядов. Л. Лениздат, 1989.

168. Русская эмиграция в Дарданеллах // Военная мысль и революция. 1923. - №4.

169. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

170. Рыблова. М.А. Понятие «граница» в представлении донских казаков // Этнографическое обозрение. 2002. №4.

171. Рыблова. М.А. Типы традиционных жилищ донских казаков, ЭО,№6, 1998

172. Савельев Е.П. Войсковой круг на Дону. Исторический очерк. Ростов-на-Дону, 1993.

173. Савельев Е.П. История Дона и донского казачества. Новочеркасск, 1918.

174. Савельев Е.П. История казачества в 3 частях. 1980

175. Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. М., 1970.

176. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. -СПб., 1896. Т. 1.; СПб., 1896. - Т. 2.; Спб., 1898. - Т. 4.

177. Сборник «Слава тебе Господи, что мы казаки!»

178. Семенова М. Мы славяне! Популярная энциклопедия. СПб., 1997.

179. Сергеев О. И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. М., 1983;

180. Сигов К.Б. Игра как проблема философской антропологии. Автореф. дис. канд. филос. наук. Киев. 1990.

181. Скорик А.П. Казачий Дон. Очерки истории. Ростов-на-Дону, 1995.

182. Славянская мифология. М, 1995.

183. Словарь русских донских говоров, В 3-х томах. Ростов-на-Дону, 1975-1976.

184. Словарь русских донских говоров. Т.1. Ростов-на-Дону, 1991.

185. Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России. М.: Панорама, 1993.

186. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн.7, М.,1962.

187. Соничева H. Е. На чужом берегу. М., 1991.

188. Сонов A.B. Некоторые особенности ментальности казаков // Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры. Майкоп, 1998.

189. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

190. Станиславский A. JI. Русское казачество в первой четверти XVII в.: Дис. д-ра ист. наук. М., 1984.

191. Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. М., 1976.

192. Сухоруков В. Частная жизнь донцов в конце XVII начале XVIII вв.// Донские казаки в походе и дома. Ростов-на-Дону, 1991.

193. Сухоруков В.Д. Историческое описание земли Войска Донского. Ростов-на-Дону, 1988.

194. Сухоруков В.Д. Историческое описание Земли донских казаков, Ростов-на Дону, издательство «ГинГо» 2001.

195. Сухоруков В.Д. Частная жизнь донцов в конце ХУЛ в. в 1-й половине ХУШ века. Донские казаки в походе и дома. Ростов-на-Дону, 1992.

196. Таболина Т. В. Казачество: Историка, хроника, перспектива: 1989-1994. М., 1994.

197. Таболина Т. В. Панорама современного казачества: истоки, контуры, типологизация. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. №58, Москва, 1994.

198. Тезисы докладов см.: Казачество в истории России / Отв. ред. П. В. Волобуев. -Краснодар, 1993.

199. Тесемников В. А. Российская эмиграция в Югославии (1919-1945 гг.) // Вопр. истории, 1988. -№10.

200. Толстов С. П. Сорок лет советской этнографии // Совет, этнография. 1957. - №5.

201. Топоров В.Н. Образ соседа в становлении этнического самосознания //Славяне и их соседи. Вып. 2. М., 1990.

202. Трут В.П. Казачий излом (Казачество Юго-Востока России в начале XX века ив период революции 1917г.). Ростов-на-Дону, 1997.

203. Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. М., 1998.

204. Тумилевич A.M. К вопросу о сохранности и классификации песен казаками-некрасовцами. 1963.

205. Тумилевич Р.В. Свадебный обряд у казаков некрасовцев. 1958.

206. Тцкиджъян Р.Г. Донское казачество: история и современность. Учебно-методич.пособие. Шахты, 1992.

207. Уайтинг Дж. Процесс социализации и личность // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М.,2001.

208. Ульянов И.И. Казаки и Советская республика. М.; Л., 1929.

209. Ульянов И.И. Казаки, церковь и Советская власть. М., 1920.

210. Ульянов И.И. Первые страницы новой истории казачества. Самара, 1920.

211. Ульянов И.И. Славные страницы трудового казачества в истории гражданской войны. -М., 1920.

212. Уразманова Р.К. Народный праздник сабантуй у татар // Советская этнография. 1977. №1.

213. Усиенко О. Терпи, казак. Родина №10,1993.

214. Философский словарь. /Под ред. И.Т.Фролова. 6-е изд. М., 1991.

215. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

216. Футорянский Л. И. Борьба за массы трудового казачества в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую (март октябрь 1917 г.): Учебное пособие. - Оренбург, 1972.

217. Футорянский Л. И. Казачество в период буржуазно-демократических революций в России: Автореф. дис. д-ра ист. наук. М., 1974.

218. Ханаху Р. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Ростов-на-Дону, 2001.

219. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. 1999 №2.

220. Харузин М. Сведения о казацких общинах на Дону. 1985.

221. Харитовов М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов. М., 1994.

222. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб, 2000.

223. Христова Е.Л. Народная педагогика: исторические и теоретико-методологические проблемы. Автореф.канд.пед.наук. М., 1988.

224. Центральный государственный исторический архив Ленинграда (ЦГИАЛ). Ф.733, оп.96, д.242

225. Цуккермая Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.

226. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М, 1996.

227. Человек и его символы. М, 1998

228. Черницын C.B Обычаи и обряды донских казаков, связанные с воинской службой //Памяти A.M. Листопадова. Сб. научн. тр. Ростов-на-Дону, 1997.

229. Черницын С.В Некоторые аспекты этнических процессов в войске Донском XVII в. Дон и Северный Кавказ в древности и средние века. Ростов-на-Дону, 1990.

230. Чернышов В. Н. Казачество и его традиции. Минеральные Воды: Кавказ, здравница, 1992.

231. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.

232. Что можно прочитать о казачестве России: Библиография / Сост. Н. Ф. Бугай, О. М. Чащарина//Роман-газета. 1993. - №9-10.

233. Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена. Л.: Наука, 1991.

234. Шкаренков Л. К. Агония белой эмиграции. М., 1981.

235. Щелкунов З.И. Преступления против Войска по древнему казачьему праву. //СОВДСК. Вып.8. Новочеркасск, 1908.

236. Щепанская Т.Б. Драки и браки // Материалы полевых этнографических исследований. Вып. 4. СПБ., 1999.

237. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Краснодар: Совет. Кубань, 1992. - Т. 1-2 (репринтное издание: Екатеринодар, 1910-1913).

238. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1998.

239. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

240. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящений. СПб., 1999.

241. Эльконин Д.Б. Психология игры. М, 1999.

242. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991.

243. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.

244. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

245. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1998

246. Яровой A.B. Атональное пространство культуры // Рубикон. 2003. №22.

247. Яровой A.B. Воинские состязания в среде сельского населения Задонья // Вопросы казачьей истории и культуры. Вып. 2. Майкоп, 2003.

248. Яровой A.B. Инкультурация в среде донских казаков// Рубикон. 2001. № 11.

249. Яровой A.B. Мифология кулачного боя // Рубикон. 2000. №8.

250. Ямщиков С. Казаки-художники. Советская литература, 1983.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.