Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников: На примере музыкально-ритмической деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Антонова, Татьяна Викторовна

  • Антонова, Татьяна Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 244
Антонова, Татьяна Викторовна. Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников: На примере музыкально-ритмической деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 244 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Антонова, Татьяна Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Становление, развитие и современное состояние музыкально-ритмического воспитания дошкольников.

1.2. Психологические основы развития чувства музыкального ритма.

1.3. Возможности фольклора в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника.

ГЛАВА2. ФОРМИРОВАНИИ: У ДОШКОЛЬНИКОВ МУЗЫКАЛЬНО

РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Исследование уровней развития детей в музыкально-ритмической деятельности (констатирующий эксперимент).

2.2. Содержание, формы и методы формирования музыкально-ритмических движений средствами народного искусства (формирующий эксперимент).

2.3. Динамика овладения детьми музыкально-ритмической деятельностью (контрольная диагностика).

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников: На примере музыкально-ритмической деятельности»

Актуальность темы. Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понимание эстетического развития включает в себя две составляющие: первое - формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе - художественное развитие - приобщение к искусству и художественной деятельности. В специально организованной художественной деятельности, под влиянием окружающей среды, у ребёнка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса, культуры.

По мнению психолога Л.С.Выготского, ведущая роль в становлении личности ребёнка-дошкольника, регуляции его психических функций принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики ребёнка связана сила эмоционально-образного воздействия на него искусства.

Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей - музыкальных, литературных, способностей к изобразительной деятельности, танцевальных, певческих - в соответствующих видах деятельности; а также развитие на их основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня.

Музыкально-ритмической деятельности отводится в этом процессе одно из первых мест. Занятия этим видом деятельности способствуют разностороннему развитию детей. Однако без специальной организации необходимых педагогических условий, развивающей среды, обеспечивающей развитие детской деятельности и сторон личности, овладение этим видом деятельности происходит недостаточно. Именно в этом вопросе огромную помощь может оказать фольклор и метод фольклорного творчества, в которых содержится богатый идейно-художественный потенциал для нравственного и эстетического воспитания детей.

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме; задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодёжь через формирование в ней чувства прекрасного. Народ искал свои собственные методы воспитания, прививая подрастающему поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным - народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых более соответствующих требованиям времени путей массового музыкального образования и воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей.

Поэтому художественное и эстетическое воспитание не могут полноценно развиваться без такого важного компонента как народная культура, которую на наш взгляд следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

Чтобы защитить ребёнка от вредных влияний потока массовой музыкальной культуры, необходимо с самого раннего возраста заложить в нём прочный фундамент нравственных ценностей и хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества. В этом случае ребёнок может интуитивно точно оценить самые различные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления. Именно поэтому в системе музыкально-эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится фольклору.

По мнению исследователя и педагога Е.П.Кашиной, только в соприкосновении с народным творчеством, дети могут получить возможность сменить пассивное восприятие искусства на активную эстетическую деятельность, реализовать свои возможности в самостоятельных художественных формах (пение, танцы, игры и т.д.) (80,с. 113).

Сегодня в дошкольной педагогике уже делаются первые шаги в этом направлении. Музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, пытаются строить музыкально-воспитательную работу на материале народных песен, игр, танцев, достигая при этом хороших результатов (А.И.Ксензовская, В.Я.Дьякова, Н.П.Цирькова, Н.А.Томилина, Е.Н.Сорокина, Е.В.Тараскина, И.А.Шарковская, М.В.Хазова, А.А.Матяшина и др.). Опираясь на методические разработки, собственные знания педагоги-практики предлагают свои, оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приёмы обучения исполнения народных песен и танцев, пытаются применить их в разных группах детского сада.

Однако на практике педагогам приходится преодолевать определённые трудности, в основном организационного порядка. До сих пор не существует специальной программы, учитывающей именно фольклорное направление в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Хотя попытки создать такие программы предпринимались и были опубликованы в журналах "дошкольное воспитание", "Живая старина", в методических разработках лаборатории дошкольного воспитания МИПКРО (Л.А.Павлова, М.Ю.Новицкая, Е.А.Соловьёва, Г\А.Остроух, Е.Г.Боронина и др.). Большинство этих программ заслуживает пристального внимания, так как они являются результатом длительного опыта работы с детьми, но раскрывают в основном этнографическую сторону фольклорного материала (ознакомление с традициями и обрядами, народными песнями и играми). Раздел обучения детей народному танцу недостаточно разработан или отсутствует совсем. Народный танец, как один из видов музыкального искусства, на наш взгляд, требует более внимательного изучения в плане возможностей его влияния на эстетическую сторону развития личности и творческих проявлений детей.

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средства музыкально-эстетического воспитания ребёнка, нам представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трех компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально-ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее изучена и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду, что дало бы возможность использовать новые методы и приёмы, формы воспитания и обучения в музыкально-эстетической работе с детьми.

Все выше сказанное определило цель нашего исследования: разработка и теоретическое обоснование системы специальных занятий, направленных на музыкально-ритмическое развитие детей старшего дошкольного возраста, методической основой которых является фольклор.

Объектом исследования является музыкально-эстетическое воспитание ребенка-дошкольника средствами фольклора.

Предмет исследования: формирование у старших дошкольников музыкально-ритмических движений средствами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального фольклора).

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что эффективность музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста может быть существенно повышена при следующих педагогических условиях: включении ребенка-дошкольника в самобытную художественную систему народной культуры не только в качестве зрителей и слушателей, а в качестве участников художественного творчества, основой которого являются формы активного взаимодействия детей, педагогов и родителей, направленные на максимальное развитие у детей эстетического сознания и раскрепощенности; взаимосвязи трех компонентов народного искусства (поэтического слова, музыки, движений); использование метода фольклорного творчества, который предполагает:

1. Активное сотворчество педагога и ребенка;

2. Деятельное освоение материала через проживание его в зависимости от конкретных условий в виде реальных, личностно важных для детей ситуаций и событий;

3. Общение особого духовного тира, которое складывается в результате деятельности - условно-игровой форме, характерной для народного творчества.

- изучить и охарактеризовать современное состояние проблемы музыкально-ритмического воспитания дошкольников в педагогической теории и практике;

- выявить возможности фольклора в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников с точки зрения взаимосвязи поэтического слова, народной музыки, танца;

- разработать и экспериментально проверить эффективность системы занятий на фольклорном материале, направленную на формирование у детей старшего дошкольного возраста музыкально-ритмических движений средствами народного искусства при взаимосвязи между различными видами фольклора и разными формами организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

Методологической основой исследования являются ведущие идеи и положения философии, искусствознания, эстетики, педагогики об искусстве как художественной форме отражения явлений окружающей действительности; ведущие концепции о гуманизации учебно-воспитательного процесса; о роли народного искусства в эстетическом воспитании ребёнка дошкольного возраста и формировании его художественно-творческих способностей.

Теоретическим фундаментом исследования являются труды в области общей и специальной педагогики и психологии по обоснованию использования искусства в эстетическом воспитании детей Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, И.Я.Лернера, В.В.Краевского, Т.С.Комаровой, И.Е.Игнатьева, Б.М.Теплова, П.М.Якобсона и др.;

- по вопросам фольклористики, осмыслении роли народного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании труды ученых, ведущих специалистов в области народного искусства Ю.Г.Круглова, В.Е.Гусева, Г.С. Виноградова, О.И.Капицы, Е.Э.Линевой, Е.В.Гиппиус, А.В.Бакушинского, Б.М.Василенко, В.С.Воронова, М.А.Некрасовой, М.Ю.Новицкой, Т.Я.Шпикаловой;

- по вопросам теории, методики, практики эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста средствами различных видов искусства Ю.Б.Алиева,

В.С.кузина, Б.Т.Лихачева, Т.С.Комаровой, Т.Н.Дороновой, Т.Я.Шпикаловой Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной, Г.П.Новиковой, М.Н.Братухиной;

- по эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей средствами музыкального искусства послужили труды таких педагогов и ученых, как Л.Г.Арчажниковой, Л.А.Рапацкой, О.П.Радыновой, Е.А.Дубровской, Н.А.Ветлугиной, И.А.Дзержинской, Л.Н.Комиссаровой;

- по вопросам ритма и музыкально-ритмического воспитания труды отечественных ученых, педагогов-исследователей Н.Г.Александровой, М.А.Румер, Б.М.Теплова, А.В.Кенеман, А.Л.Готсдинера, М.А.Павловой, Н.А.Рычковой, С.В.Акишева, К.В.Тарасовой, Е.В.Горшковой, С.И.Букатиной; зарубежных авторов К.Орфа, Ж.Далькроза, З.Кодаи, Б.Тричкова, А.Арисменди.

При решении поставленных задач использовался широкий арсенал методов: теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта работы с детьми по использованию в их эстетическом воспитании различных видов народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального); наблюдения за деятельностью детей и педагогов; срезовые обследования на различных этапах исследования, анкетирование. Ведущим методом нашего исследования явилась опытно-экспериментальная работа с детьми, включающая в себя разработку содержания и системы использования фольклорного материала в музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста.

База исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе яслей-садов № № 1330, 756, 780 г. Москвы. В эксперименте приняло участие 95 детей 5-6 годов жизни. Формирующий , контрольный эксперименты проведены в яслях-саду № 780 Восточного округа г. Москвы. Ими было охвачено 25 детей 6-го и 7-го годов жизни (старшая и подготовительная к школе группы).

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1992-1994г.г.) - подготовительный. Включал анализ и оценку современного состояния проблемы исследования в теории и практике дошкольного воспитания; поиск новейших технологий в области музыкально-ритмического развития ребенка-дошкольника.

Второй этап (1994-1996г. г.) - был посвящен изучению философской, искусствоведческой, психологической, музыкально-педагогической литературы. Формулировались цель, задачи, общая гипотеза исследования. Разрабатывалась методика экспериментальной работы с детьми - определялись диагностические задания, выявляющие уровень музыкально-ритмического развития старших дошкольников; отбирался и систематизировался фольклорный, поэтический, музыкальный и хореографический материал.

Третий этап (1996-1999г.г.) - был связан с осуществлением опытно-экспериментальной работы, которая состояла в проведении констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.

Четвертый этап (1999 - 2000г.г.) - включал анализ итогов экспериментальной работы по теме исследования, обработку, систематизацию и оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- обоснована сущность и выделены основные компоненты процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной хореографией в системе самобытной народной художественной культуры (знакомство с аутентичными (подлинными) образцами народной хореографии; изучение народных танцев, специально переработанных для детей; постановка танцев, созданных на основе народных образцов; постижение детьми народных праздников, традиций и обрядов в комплексе хореографической подготовки);

- выявлена специфика образно-эмоционального воздействия на дошкольников народного искусства в единстве поэтического слова, музыки и танца;

- определены и экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования у детей старшего возраста музыкально-ритмических движений средствами народного искусства.

Практическая значимость состоит в разработке системы использования фольклорного материала в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников; создании программы музыкально-ритмической подготовки детей старшего дошкольного возраста. Материалы исследования могут быть использованы как в специальных так и нормативных курсах по теории и методике музыкального воспитания детей в системе подготовки специалистов дошкольного профиля, педагогов дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Поэтический, музыкальный и танцевальный фольклор во взаимосвязи является одним из эффективных средств формирования выразительности музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.

2. Процесс приобщения дошкольников к фольклору, включающий: формирование предпосылок музыкального (художественного) вкуса; обогащение эмоциональной сферы ребёнка произведениями фольклора (поэтического, музыкального, танцевального); стимулирование художественно-творческих проявлений, качественно улучшают музыкально-двигательное развитие детей.

3. Обучение детей народным танцам есть необходимое условие формирования музыкально-двигательного творчества.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической базой исследования и теоретическим обоснованием проблемы, использованием методик, адекватных предмету и задачам исследования, подтверждается математической обработкой, сочетанием качественных и количественных показателей при изучении предмета, глубоким их анализом.

Апробация работы. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры эстетического воспитания Московского государственного открытого педагогического университета; докладывались на научно-практических конференциях в г.Москве и С-Петербурге (1994г.), научно-практической конференции "Культура - искусство - образование Москвы: теория и современность (г.Москва, 1997г.). Основные положения диссертационного исследования использовались при чтении лекций в курсе "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста"; проведении спецкурса "Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников" для студентов факультета дошкольного воспитания МГОПУ (1996-1997гг.); в публикациях автора. Результаты исследования внедрены в практику подготовки специалистов среднего профессионального звена по специальности № 0310 "Музыкальное образование" на базе Московского музыкально-педагогического колледжа, готовящего музыкальных руководителей для дошкольных образовательных учреждений и учителей музыки общеобразовательных школ (1997-2000гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, библиографии (235 наименований), 10 приложений, в которых содержится поэтический, хореографический и фото - иллюстративный материал. Общий объем диссертации составляет 236 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Антонова, Татьяна Викторовна

выводы

1. В исследовании показаны возможности трех видов фольклора в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников, как ведущего средства формирования музыкально-ритмических движений детей старшего дошкольного возраста.

2. Проведенное исследование подтвердило эффективность предложенной системы обучения на основе фольклорного материала для музыкально-ритмической деятельности, которая включает: музыкальный репертуар, основанный на народной музыке и ее творческой обработке композиторами; систему обучения различным видам движений под тексты народных потешек; систему поэтапного освоения танцевальных элементов детьми 5-7 лет; обучение исполнению народных танцев (русских, украинских, белорусских); систему творческих игр и упражнений;

- комплекс методов и приемов, подобранных в соответствии со спецификой усвоения фольклорного материала детьми старшего дошкольного возраста.

Исследованием установлена доступность возрастному уровню развития старших дошкольников (5-7 лет) отобранный фольклорный материал.

3. Анализ результатов исследования подтвердил предположение о том, что качество музыкально-ритмического развития детей старшего дошкольного возраста может быть существенно повышено при соблюдении следующих педагогических условий: включении детей в самобытную художественную систему народной культуры; взаимосвязи трех компонентов народного искусства (поэтического слова, музыки, движения); ' применения метода фольклорного творчества.

4. Взятые за основу и примененные в формирующем обучении три направления в развитии музыкально-ритмических движений (обучение «музыкальному движению»; танцевальным элементам и приемам выразительного исполнения хореографических композиций; танцевально-игровому творчеству) оказались весьма целесообразными и педагогически оправданными.

5. Результаты проведенного исследования показали, что наибольшая эффективность формирования у старших дошкольников музыкально-ритмических движений средствами народного искусства достигается лишь при условии установления взаимосвязи между комплексом методических приемов и различными формами организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

6. Кроме решения поставленных задач исследованием было обнаружено, что музыкально-ритмическая деятельность обогащает эмоциональный опыт общения детей друг с другом, способствует развитию психических процессов (восприятия, образного и ассоциативного мышления, воображения, памяти), становится средством личностной коррекции, воспитывает положительные качества личности.

7. В дальнейших исследованиях может быть определен объем работы по приобщению к народному искусству детей разных возрастов, необходимый для полноценного эмоционального и художественного развития ребенка. Проведенное исследование позволит разработать и сформулировать в дальнейшем рекомендации по ознакомлению детей с фольклором (во взаимосвязи поэтического слова, музыки и движения), а так же использованию наиболее эффективных методов и приемов, способствующих этому процессу.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Антонова, Татьяна Викторовна, 2000 год

1. Абсалямова А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами народного творчества // Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1993. - 21 с.

2. Акбарова Р.Т. Творческое развитие в процессе музыкально-хореографической деятельности детей 6 лет // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. - 16 с.

3. Акишев С. В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

4. Александрова Н. Г. О ритмическом воспитании.- М.: муз. отд. НКП, 1920.- 7 с.

5. Алексеев М. А. и др. О механизмах координации ритмических движений // Вопросы психологии, 1965. № 5. - С. 82-97.

6. Ананьев Б. П. Теория ощущений. Л.: изд-во ЛГУ, 1961. - С. 456-457.

7. Аникин В. П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л: Просвещение, 1987. - 479 с.

8. Андреева М.П., Конорова Е. В. Первые шаги в музыке / Под ред. Т. М. Сергеевой. М,: Сов. композитор, 1991. - 151 с.

9. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.-Л.: изд-во АПН РСФСР, 1948.- 147 с.

10. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание: Пер. с исп. / Общ. ред. М. Шуаре. М.: Прогресс, 1989.- 176 с.

11. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания. Часть первая: Учебное пособие для студентов 3-его и 4-ого курсов вечернего и заочного отделений музыкально-педагогического факультета. М.: МГЗПИ, 1989, 76 с.

12. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы в профессионально-педагогической подготовке учителя музыки // Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1986.

13. Баешу Н. М. Воспитательное значение детского фольклора / Под ред. И. Д. Чо-бану. Кишинев: Штинница, 1980 - 76 с.

14. Баренбойм Л. А. О музыкальном воспитании в Венгрии, М., 1983. - С. 19 .

15. Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: Просвещение, 1977- 287 е.: ил.

16. Белоусов А. Ф. Детский фольклор. Лекции для студентов-заочников. Таллин, 1989.- 38 с.

17. Беляева-Экземплярская С. Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке. М.: Музыка, 1974.

18. Бекина С. И. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1983 - 208 с.

19. Бекина С. И. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984 - 288 с.

20. Березова Г. А. Хореографическая работа с дошкольниками. 2. Вид. - Киев.: Муз. Украина, 1989. - 208 с.

21. Беркман Т. J1. О методах формирования музыкально-слуховых представлений -В кн. Развитие художественных способностей / Под ред. Н. П. Сакулиной, М,: изд-во АН РСФСР, 1959. - Вып. 100. - С. 326-327.

22. Берштейн Н. А. Построение движений. М.: Медгиз, 1947.

23. Берштейн Н, А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -М.: Медицина, 1966.

24. Бехтерев В. М. Основы учения о функциях мозга. Спб., 1905-1907.

25. Билибин И. Я. Несколько слов о русской одежде в XVI XVII вв. // Старые годы. - 1909. - № 7.

26. Богаткова J1, Н.Танцы разных народов. М.:Молодая гвардия,1958. - 179 с.

27. Бондаренко JI. А. Ритмика и танец в 1-4 классах начальной школы. Киев.: Муз. Украина, 1989. - 232 с.

28. Борев Ю. Б. Эстетика. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 339 е.: ил.

29. Брюзгина В. В.И. Даль детям. Уроки нравственности и доброты // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 12. - С. 65-76.

30. Букатина С. И. Музыкально- ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 18 с.

31. Бырченко Т. В., Франио Г. С. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике / Под ред. Т . Сергеевой, М.: Сов. композитор, 1991. - 200 с.

32. Бюнинг Э. Ритмы физиологических процессов. М.: Мир, 1961. - С.184

33. Бюхер К. Работа и ритм:Пер. с нем. М.: Новая Москва, 1923. - 326 е.: ил.

34. Василенко С. Десять русских народных песен. М.: Музыка, 1986. - 52 с.

35. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1962.-390 с.

36. Верховинец В. М. Теория украинского народного танца. Киев.: Муз. Украина, 1990. - 150 с.

37. Венгер JI. А. Педагогика способностей. М: Знание, 1973. - 96 с.

38. Ветлугина II. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. - 248 с.

39. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка // Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1967. - 46 с.

40. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.415 с.

41. Ветлугина Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. М„ 1980. - С. 229-243.

42. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981.-240 е.: нот.

43. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду (учебное пособие для пединститутов). М,: просвещение, 1983. - 255 с.

44. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

45. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Кн. I. Иркутск, 1930. - 231 с.

46. Виноградов Г.С. Детский народный календарь // Сибирская живая старина. -Иркутск, 1924. Вып. 4. - С. 56-57.

47. Владимиров В. Н. Беседы о музыке. Калинин.: кн. изд-во, 1961. - 108 с.

48. Владыкина-Бачинская Н. М. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М,: Музыка, 1958.

49. Волкова Е. В. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы). В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. -С.73-85.

50. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. И. Т. Огородникова. Чебоксары, кн. изд-во, 1974. - 376 с.

51. Волынский А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца. М.: изд-во Артист. Режиссер Театр, 1992. - 299 е.: ил,

52. Воспитание музыкой: из опыта работы / Сост. Т. Е. Вендрова, И В. Пирогова. -М.: Просвещение, 1991. 205 с.

53. Выготский Л, С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд-е. -М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

54. Гальперин П. Я., Пантина Н. С. Зависимость двигательного навыка от типаориентировки в задании. М., 1958.

55. Генезис сенсорных способностей / Л. А. Венгер, К. В. Тарасова, Т. В. Лаврентьева и др. / Под ред. Л. А. Венгера. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1976. - 256 с.

56. Гилярова Н. Н. Детский фольклор Рязанской области / Обл. науч.-метод. Центр нар. творчества. Рязань, 1992. - 119 с.: нот.

57. Гогоберидзе А. Г. Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми народных хороводных игр // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992 - 15 с.

58. Гоголь Н. В. Собр. Соч. в 7-ми т. М., 1978, т. 6. - С. 178-179.

59. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964. - 368 с.

60. Горький А. М. Человек, уши которого закрыты ватой. Собр. соч., т. 25. М., 1953.-С. 113

61. Гостдинер А. Л. Музыкальная психология. М.: изд-во АПН Моск. Гум. Актерский лицей, 1993. - 190 с.

62. Гостдинер А. Л. О методике исследования процесса восприятия музыки на основе записи и анализа электроэнцефалограммы / Программа докладов. Л.: изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1969. - С. 15 -17.

63. Гостдинер А. Л. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. -Л.: 1981.-С. 41-57.

64. Горшкова Е. В. О соотношении обучения и творчества дошкольников в музыкальном движении // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. -М., 1987. С. 51-55.

65. Горшкова Е. В. О некоторых условиях формирования у дошкольников музыкально-двигательного творчества // Молодежь и творчество: социально-философские проблемы. Ч. I. М„ 1988. - С. 306-308.

66. Горшкова Е. В. Обучение языку движений как средство формирования у дошкольников музыкально-двигательного творчества // Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1989. 16 c.

67. Горшкова E. В. Учимся танцевать. Путь к творчеству, М.: НПО Психотехника, 1993. - 203 с.

68. Горшкова Е. В. Музыкальное движение и слово в создании танцевального образа // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под ред. Л. А. Венгера. М.: Интор, 1996. - С. 117-127.

69. Гринер В. А. Логопедическая Ритмика для дошкольников. М., Учпедгиз, 1951.-С. 10

70. Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991 - 446 с.

71. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. - 319 с.

72. Далькроз Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства // -Пг.: Театр и искусство, 1906.

73. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч. Т. У. М., 1953.

74. Движение и музыка. Игры, пляски, хороводы для детского сада. М,: Музыка, 1966.- 120 с.

75. Детский танец в системе воспитания и образования: Методические рекменда-ции для студентов ФДВ и ФНК / Сост. А. С. Фомин. Новосибирск,!989.-135 с.

76. Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников // Автореф. дис. канд. пед. наук. М„ 1962. - 21 с.

77. Дзержинская И.Л. Способность восприятия музыки у дошкольников. В кн.: Развитие художественных способностей / Под. Ред. Н. П. Сакулиной. - М.: изд-во АПН РСФСР, 1959. - Вып. 100. - С. 178 .

78. Дошкольная педагогика (учебное пособие для студентов пед. институтов). В 2-х ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. -270 с.

79. Древнерусская притча / Сост. Н. И. Прокофьева, Л. И. Алехина. М.: Сов. Россия, 1991. - 528 е.: ил.

80. Дубровская Е. А. Взаимосвязь теории и практики в музыкально-эстетической подготовке студентов-заочников педвузов // Автореф. Дис. канд. пед. наук. М., 1988. -21 с.

81. Евстартова Н. А. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду И Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.,1997.- 21 с.

82. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. Г. Науменко. Вып. 4. - М.: Сов. композитор, 1986. - 104 с.

83. Запорожец А. В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М.: изд-во АПН РСФСР, 1969. - 26 с,

84. Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. М.: Искусство, 1954. 430 е.: ил, нот.

85. Захаров Р. В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983. - 224 е., рис., 24 л. ил.

86. Зеленцовский И. И. Детский фольклор и календарная песня, Белград.: Народное стваралашество. Folklor, 1973. - С, 35-41.

87. Зимина А. Н. Музыкально- ритмическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1964. - 19 с.

88. Зимина А. Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. М.: Просвещение, 1971. - 86 с,: ил., нот.

89. Зинич Р. Т. Развитие музыкально-ритмического слуха и певческого голоса у нечисто поющих дошкольников // Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1968. - 19 с.

90. Из истории музыкального воспитания : Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1990. 207 с.

91. Исаковский М. В. О поэтическом мастерстве. М., 1952. - С. 10 .

92. История философии и культура / В. С. Горский, Ю. В. Кушаков, В. Ферстер и др. Киев, Наукова думка, 1991. - 288 с.

93. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. М.: Карапуз, 1997. - 288 с.

94. Калашникова Н. М., Плужникова Г. А. Одежда народов СССР: Фотоальбом. -М.: Планета, 1990. 224 е.: ил.

95. Капица О. И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. -Л.: Прибой, 1928.-С. 5-9.

96. Каргин А. С. Народное художественное творчество: Структура. Формы. Свойства. М.: Музыка, 1990. - 143 с.

97. Катинене А. И. Педагогические условия формирования певческой деятельности детей 5-7 лет // Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1974. - 24 с.

98. Кенеман А. В. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду // Автореф. дис. канд. гтед. наук. М.,1955. - 21 с.

99. Климов А. А. Основы русского народного танца. В кн.: Народное художественное творчество. - М,: музыка, 1990. - 142 с.

100. Ю1.Колесницкая И. М. О некоторых древнейших формах народных песен. В кн.: Русский фольклор. JL: 1971. - С. 25-36.

101. Комиссарова Jl. Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. - 21 с.

102. ЮЗ.Комарова Т. С. Условия и методика развития детского творчества. М.: Alma mater, 1994. - 32 с.104,Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблема развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1998. - №10. - С. 65-67.

103. Конорова Е. В. Ритмика в театральной школе. М.: Искусство. МСК, 1947.

104. Юб.Конорова Е. В. Ритмика как лечебный фактор в работе с нервнобольнымидетьми. В сб.: Проблемы клиники и терапии психических заболеваний / Под ред. И. И. Кожновича. - М.,1949. - С, 52-54.

105. Конорова Е. В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. М.: изд-во АПН РСФСР, 1953. - 60 с.

106. Краткий словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, Ф. Н. Петрова. -М.: изд-во иностр. и нац. Словарей, 1952. 488 с.

107. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова, -М.: Просвещение, 1983. 233 с.

108. Корой Е. Ф. Вариантность типов занятий музыкой как условие активизации музыкального развития детей старшего дошкольного возраста // Автореф. дис. канд. пед. наук.-м., 1988.- 16 с.

109. ПЗ.Корчаловская Н. В. Формирование интонационно-мелодической ориентации музыкального восприятия у детей дошкольного возраста // Автореф. дис. канд. пед. наук. -М„ 1987.-25 с.

110. Колесов М. С. Место и роль фольклора в духовной культуре общества. JI.:

111. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые неснн (учебное пособие для пед. ин-тов). -2-е изд-е. М.: Высшая школа, 1989. - 320 с.

112. И 6.Крылова Н. Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Пролетарий, 1990.146 с.

113. Кузьмин Б Е. Становление музыкальности у одаренных школьников // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 26 с.

114. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1989.-208 с.

115. Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып.1. - 1904.

116. Липский В.Н.Эстетическая культура и личность. М.:3нание,1987. - 128 с.

117. Литвин Э. С. К вопросу о детском фольклоре. В кн.: Русский фольклор (материалы исследования). - М.-Л.: 1958, т.З. - С. 92-102.

118. Лифиц И. В. Ритмика: В 2-х ч. 4.1.: Методическое пособие для преподавателей / Под ред. Т. В. Челышевой. М.: 1992. - 210 с.

119. Лифиц И. В. Ритмика: В 2-х ч. Ч.П.: Методическое пособие для студентов пед. училищ и учителей общеобразовательных школ / Под ред. Т. В. Челышевой. -М.: 1992. -105 с.

120. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.- 525 с.

121. Лосев А.Ф.и культура XX века: Лосевские чтения. М,:Наука,1991. -221 с.

122. Луговская А. Е. Ритмические упражнения, игры и пляски / Под ред. Т.Дормидонтовой. М.: Сов. композитор, 1991. - 110 с.

123. Лурия А. Р. О генезисе произвольных движений // Вопросы психологии. -1957. -№2.-С. 47-51.

124. Лядов А. К. Детские песни на народные слова. М.: Композитор, 1994. - 32 с.

125. Мамонтова М. Детские песни на русские и малороссийские напевы. М.: 1872.- 127 с.

126. Маслов А. Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М., 1913. - С. 18-49.

127. Матонис В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. - 86 с.

128. Мейлах Б. С. Ритм действительности и искусства // Наука и жизнь. 1970. -№12 . - С. 81-87.

129. Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск.: кн. изд-во, 1970. -218 с.

130. Мельников М. Н. К вопросу об эстетике детского фольклора. В кн.: Эстетические особенности фольклора. - Улан-Удэ.: кн. изд-во, 1969. - С. 152-165.

131. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. В кн.: Сибирский фольклор. - Новосибирск.: кн. изд-во, 1971. - Вып. 2. - С. 78-99.

132. Меркель-Бутом С., Шапиро Ф. Музыкальные игры. Д.: Музгиз, - 1937. - 48 с.

133. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлуги-ной. М.: Просвещение, 1989. - 272 с.

134. Метлов Н. А., Михайлова JI. Н. Музыкальные игры для дошкольников. М.,1941.

135. Метлов Н. А. Музыка детям. - М.: Просвещение, 1985. - С. 60-75. НО.Миропольский С. Народная песня в воспитании // Беседа. - 1872. - №10. - С.273.274; 278-279.

136. Моисеев И. А. Я вспоминаю. Гастроль длиною в жизнь. М.: Согласие, 1996.224 с.

137. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество, детство / Под ред. В. П. Аникина, В. Е. Гусева, Н. И. Толстого. М.: Художественная литература, 1991. - Вып.1. - 590 с.

138. Музыкальные игры, пляски и упражнения в детском саду / Сост. Каява Е. Е., Кондрашова Л. Н., Руднева С. Д. М.: Учпедгиз, 1957. - 174 с.

139. Музыкальные игры и пляски в детском саду / Сост. Н. А. Ветлугина. М.: Мин. прос. РСФСР, 1956. - 263 с.

140. My зыка и хореография современного балета. Л: Музыка. - Вып. 5. - 1987.248 с.

141. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя и муз. руководителя детского сада / Сост. Е. П. Раевская и др. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.-222 с.

142. Музыкальный фольклор и дети: Науч.-метод. Пособие / Сост. И общ. ред. Л. В. Шаминой. М., 1992. - 100 с.

143. Музыкальная хрестоматия современного бального танца / Сост. Л. Ладыгин, Л. Школьников. М.: Сов. композитор, 1979. - 128 с.

144. Музыкальная хрестоматия для уроков историко-бытового танца / Сост. Э. Крупкина, И. Воронина. М.: Музыка, 1980. - 127 с.

145. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта работы. Пособие для воспитателя и муз. руководителя / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. М.: Просвещение, 1984. - 208 с.

146. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

147. Народное искусство в воспитании дошкольников (для педагогов дошкольных учреждений и гимназий, руководителей студий) / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 1996. - 144 с.

148. Новикова Г. П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 20 с.

149. Новицкая М. Ю. Русский детский внеигровой фольклор (стихотворные жанры) // Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.,1985. - 20с.

150. Новицкая М. Ю. Ритм как ведущая эстетическая категория русского детского фольклора. М,, 1984. - 18 с.

151. Новицкая М. Ю. Программа Мир народной культуры в начальной школе // Живая старина. 1994. - №2. - С 55-57.

152. Остроух Г. А. Программа Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей // Дошкольное воспитание. 1994. - № 9, 10. - С. 123-127; 122-124.

153. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. М.:Легпромбытиздат, 1994. - 272 е.: ил.

154. Палавандишвили М. Л. Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет (на занятиях по ритмике в детском саду) // Автореф. дис каид.пед.наук. -М., 1973. 20 с.

155. Пасютинская В. М.Волшебный мир танца. М.:Просвещение.1985. -223 с.

156. Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. 6-19 мая 1919 г.: Документы и материалы: В 2-х кн., 3-х ч. М., 1992. - 400 с.

157. Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество. М.: 1955. - Вып.1.193 с.

158. Попов В. С. Русская народная песня в детском хоре. М.: Музыка, 1985. - 80 с:нот.

159. Поэзия крестьянских праздников / Сост. И. И. Зеленцовский // Общ. ред. В. Г. Базанова. Л.: Сов. писатель, 1970. - 636 с.

160. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А.Васильева. -М.: Просвещение, 1985. 174 с.

161. Психология детей дошкольного возраста. Развитие позновательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.:Просвещение,1964. - 160 с.

162. Радынова О.П. Авторская программа музыкального развития дошкольников "Музыкальные шедевры". М., 1997. - 17 с.

163. Резникова 3. П. Танцуем и играем. М.: Сов. Россия, 1965. - 152 с.

164. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М.: Просвещение, 1989. - 175 е.: ил.

165. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.

166. Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. М.: Сов. композитор, 1990. - 224 с.

167. Руководство для воспитателей детского сада. М.:Учпедгиз,1945. - 167 с.

168. Румер М. А. Из опыта работы по музыке и ритмике в детском саду. М.: Отд. О. П. У. Главсоцвоса, 1926. - 38 с.

169. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю. Г. Круглов. М.: Высшая школа, 1986. - 536 с.

170. Русские народные песни / Под ред. В.В. Варгановой. -М.: Правда, 1988.- 574 с.

171. Русские пляски для детей. Сб. статей. М.: изд-во АПН РСФСР, 1953. - 160 е.:нот.

172. Русские народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области / нижегородский дом фольклора // Подг. Jl. Н. Мечева, Н. Д. Бордюг. Н. Новгород, 1992. - 23 с.

173. Русская народная песня. Антология / Сост. С. Браз. М.: Композитор, 1993.125 с.

174. Русская природа. Музыкальные беседы для детей младшего возраста / Сост. Т. Белонеко, В. Литвинова. 5-е изд. - Л.: Музыка, 1990. - 80 с.

175. Русский народный костюм / Сост. Л. Ефимова. М.: Сов. Россия, 1989. - 312е.: ил.

176. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. - 608 с.

177. Салимханова X. И. Влияние образцов устного народного творчества на формирование нравственных качеств дошкольников // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990.-26 с.

178. Салямон Л. С. О физиологии эмоционально-эстетических процессов. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: 1962. - С. 316-317.

179. Сипинев Ю. А., Сипинева И. А. Русская культура и словесность // Кн. I: Учебно-методическое, литературоведческое и культурологическое пособие. С.-Петербург.: изд-во Сайма, 1993. - 399 с.

180. Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлуги-ной. М.: АПН РСФСР, 1962. - 369 с.

181. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л. А. Ба-ренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 159 с.

182. Смирнов И. В. Искусство балетмейстера. М.:Просвещение, 1986. - 190 с.

183. Соснина В. Ю. , Фабиан Э. М. Ритмическая гимнастика. Киев.: Радяньска школа, 1990. - 225 с.

184. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сб. науч. тр. Вып. 2: В 2-х ч. Ч. I. М.: Гос. центр русского фольклора, 1993. - 172 с.

185. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Традиционные формы досуга: история и современность. М., 1993. - 200 с.

186. Спутник учителя музыки / С. С. Балашов , В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др. // Сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 е.: ил.

187. Сто песен народов СССР. Для детей младшего школьного возраста / Сост. JI. Куприянова. 2-е изд. - М.: Музыка, 1990. - 80 с.

188. Танец и ритмика в начальной школе: Методическое пособие / Под ред. Е. В. Коноровой. М.: Музгиз, 1960. - 97 с.

189. Таранова Т. Н. Подготовка воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей // Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992- 17 с.

190. Тарасова К. В. К онтогенезу чувства музыкального ритма // Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1976. - С. 19-67.

191. Тарасова К. В. Музыкальные способности и их диагностика в дошкольном детстве // Дошкольное воспитание. 1984. - № 11. - С. 27-33.

192. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: 1988. - 176 с.

193. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. - Л.; изд-во АПН РСФСР, 1947.-335 е.: нот.

194. Теплов Б. М. Избранные труды. В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1985. - 328 е.:нот.

195. Толстой Л. Н. Собр. Соч., Т. X. М.: 1963. - 537 с.

196. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1961. - 80 с.

197. Устинова Т. А. Русский народный танец. М.: Искусство, 1976. - 152 с.

198. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. М.: Искусство, 1996.592 с.

199. Учитель // С.-Петербург, 1882. № 11, 12. - С. 467.

200. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М.: 1968. - 130 с.

201. Ушинский К. Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании?//Дошкольное воспитание. 1993. - № 12. - С. 58-61.

202. Федяевская В. М. Что в книжке возбуждает смех детей. М. - Л.: кн. изд-во, 1928.-28 с.

203. Франио Г. С., Лифиц И. В. Методическое пособие по ритмике. М.: Музыка, 1987. - 119 е.: нот.

204. Франио Г. С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей (учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста) / Под ред. Г. Н. Нугер.

205. М.: Сов. композитор, 1989. 104 с.

206. Франио Г. С. Поурочный план по ритмике для дошкольных групп музыкальных школ и школ искусств. М.: 1993. - 36 е.: нот.

207. Харчевникова Е. В. Формирование интереса к русской народной песне у детей 4-6 лет на занятиях по постановке голоса // Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1996. -19 с.

208. Холопова В. Н. Формообразующая роль ритма в музыкальном произведении. -В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL: Наука, 1974. - С. 229 -238.

209. Хрестоматия русского народного танца / Сост. J1.E. Кальвэ. М.: Музыка. -1977. - 112 е.: нот.

210. Хрестоматия русской народной песни. Для учащихся 1-7 классов /Сост. J1. Меканина. 3-е изд. - М.: Музыка, 1991. - 111 с.

211. Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974. - 175 е.: нот.

212. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1972. - 287 с.

213. Челышева Т. В. Теоретические основы музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов Музыки в условиях педагогических училищ // Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1991. -19 с.

214. Черняков И. Эстетика игры и художественное творчество. М.: изд-во ТЕК LTD, 1993.- 122 с.

215. Чичерина Н. А. Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5-6 лет // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. - 16 с.

216. Чичеров В. И. Русское народное творчество. М., 1959. - 347 с.

217. Шахназарова Н. Г. Проблема народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе. М.: Музыка, 1987. - 93 с.

218. Шацкая В. Н. Музыка в детском саду. М.: 1923.

219. Швачкин Н. X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника. В кн.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - M.-J1.: 1948. - С. 97-100.

220. Шереметьевская Н. Е. Танец на эстраде. М.: Искусство, 1985. - 416 с.

221. Школьное пение. Учебно-музыкальные заметки к 1-му выпуску учебно музыкальной хрестоматии А.И.Богородицкого / Сост.Н. Малинин. М.: 1875. - С.46.

222. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

223. Эстетика: Словарь / Под Ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.- 447 с.

224. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М. Просвещение, 1978. - 207 е.: ил.

225. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание. - 48 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.