Фольклоризм современной бурятской прозы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Баларьева, Туяна Батуевна

  • Баларьева, Туяна Батуевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 191
Баларьева, Туяна Батуевна. Фольклоризм современной бурятской прозы: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Иркутск. 2004. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Баларьева, Туяна Батуевна

Введение.

Глава 1. Проблемы взаимодействия литературы и фольклора.

1.1. О проблеме фольклоризма в отечественной науке.

1.2. Проблема «литература и фольклор» в бурятском литературоведении и фольклористике.

Глава 2. Жанры фольклора в литературной системе.

2.1. Мифы, легенды и предания в бурятской прозе.

2.2. Особенности использования пословиц и поговорок в литературных произведениях.

2.3. Народные песни и их функции.

2.4. Улигеры в прозаических произведениях.

2.5. Прославления в повествовательной ткани произведений.

Глава 3. Фольклор как средство расширения творческого потенциала бурятской прозы.

3.1. Роль фольклорных образов и мотивов.

3.2. Мифологические представления и их отражение в бурятской прозе.

3.3. Фольклорно-этнографический аспект произведений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклоризм современной бурятской прозы»

Попытка осмыслить историческую судьбу народа, ощутить глубинную связь с прошлым вызвала в бурятской литературе заметную активность в освоении фольклора. Наиболее интересным как в плане освоения литературой фольклора, так и в плане исследования литературно-фольклорных взаимодействий являются 70-80-е годы XX века. Этот период характеризуется обращением к фольклору, как средству возможного расширения творческого потенциала литературы, «первоисточнику для нравственно-философских и символических обобщений» (И.Г. Панченко, 1988, с.201).

Изучение «.литературно-фольклорных связей представляет одну из интереснейших задач, как истории литературы, так и фольклористики» (В.Я. Пропп, 1998, с. 164). На современном этапе наметились разные аспекты в исследовании литературно-фольклорных взаимосвязей: фольклоризм литературы (изучение роли фольклора в литературе) и литературность фольклора (определение роли литературы в развитии фольклора). Настоящая работа посвящена исследованию проблемы фольклоризма современной бурятской прозы.

Степень разработанности проблемы. Если первые попытки исследования проблемы взаимосвязи литературы и фольклора сделаны еще в XIX веке (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.), то в XX веке были намечены разные исследовательские направления, которые отразились в многочисленных трудах (Н.П. Андреев, 1936; М.К. Азадовский, 1938; 1958;

A.M. Новикова, 1954; 1959; A.M. Астахова, 1956; П.С. Выходцев, 1963; 1979;

B.М. Гацак, 1975; 1989; А.А. Горелов, 1979; Б.Н. Путилов, 1956; 1979; Л.И. Емельянов, 1966; 1978; В.Е. Гусев, 1963; 1984; Д.Н. Медриш, 1980; 1987; Н.И. Кравцов, 1972; В.Г. Базанов, 1973; 1978; Н.И. Савушкина, 1980; 1991; К.В. Чистов, 1986 и др.). Появляется целый ряд работ обобщающего характера: «Русская литература и фольклор (XI - XVIII вв.), «Русская литература и фольклор. Первая половина XIX века», «Русская литература и фольклор. Вторая половина

XIX века». Главной задачей в них «.является выяснение степени и качества взноса народной культуры, рассматриваемой в аспекте «литература и фольклор», «наряду с типовой общностью.» выявляется «личностная автономность» известных писателей «.в сфере конкретных контактов с народной поэзией» (57, 10). Не менее важными в разработке методологии изучения проблемы становятся дискуссии, отразившиеся на страницах газет и журналов («Литературная жизнь», «Вопросы литературы») в 70-80-е годы прошлого столетия.

Определенным этапом стало появление работ, связанных с национальными литературами. Известны труды В. Петрова (1972; 1978; 1982); У. Далгат (1962; 1981); Ш. Джикаева (1972); Ш. Елеукенова (1968); С. Хайбулгаева (1966), А. Вагидова (1972).

Связь между бурятской литературой и фольклором всегда была самой тесной, а более явной и неоспоримой в период становления молодой бурятской литературы, когда фольклорные традиции все еще довлеют над литературой, опора идет не только на темы и сюжеты, но и художественные средства. «Реализм открывал в фольклоре неизведанные творческие возможности, широко использовал их в своем становлении и развитии» (49, 123).

В бурятоведении проблема литературно-фольклорных отношений освещена в трудах В.Ц. Найдакова, А.Б. Соктоева, Ц.-А. Дугар-Нимаева, Н.О. Ша-ракшиновой, А.И. Уланова, Г.О. Туденова, Б.Д. Баяртуева, Е.Е. Балданмаксаро-вой. Работы преследуют цель раскрыть особенности становления и развития бурятской литературы, в частности, прозы (от фольклора к роману), поэзии и основ ее стихосложения, истоков художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода, фольклорных истоков литературы в контексте этноса, истоки и проблемы поэтики жанра бурятской поэзии XX века. Исследователями также отмечается роль устно-поэтических традиций, средств и приемов в развитии литературных жанров. Вышеназванные работы, несомненно, внесли большой вклад в исследование проблемы взаимодействия фольклора и литературы, отражая ее сложную междисциплинарную природу. В изучении проблемы фольклоризма важным является не только рассмотрение фольклорных истоков литературы, но и «.исследование «последствий» фольклорных проникновений, их дальнейших судеб в литературном контексте» (49, 117). Поэтому актуальным становится комплексное изучение прозаических произведений в аспекте вышеназванной проблемы.

Современная бурятская проза, безусловно, «родившаяся из фольклора» (86, 172) не теряет связей с ним, передавая не только его «художественное совершенство», но и глубокое идейное содержание. Освоение фольклора во всей его многогранности становится симптоматичным для бурятской прозы последних трех десятилетий XX века. Когда возрастает потребность в духовных истоках, и человек приходит к ощущению растущей взаимозависимости и нерасторжимой связи с окружающим миром, к осознанию генетической связи с родом, в целом с народом, лишь народная поэзия с его удивительной способностью насыщать атмосферу общества энергией оказывается способным заполнить ту нишу, которая образовалась в духовной жизни. В такие периоды обращение к фольклору может быть охарактеризовано как «частым и активным». Речь идет не только о прямом фольклорном отражении, но и более осмысленном, а потому глубоком и многоплановом. В трудах С.Ж. Балданова, С.И. Гар-маевой, С.Г. Осоровой, Э.А. Уланова фольклор рассматривается как важнейшее средство развития современной бурятской прозы. При этом, не только прямые, но и более осмысленные формы, а потому глубокие и многоплановые, усваиваются писателями. В этом плане интерес вызывают произведения бурятских прозаиков Ц. Галанова, Д. Эрдынеева, С. Цырендоржиева. Внимание уделялось своеобразию стиля Ц. Галанова, фольклорным деталям (С.Ж. Балданов), фольклорным основам психологического параллелизма у Д. Эрдынеева (С.Г. Осоро-ва), что подтверждает мысль о тесной и неразрывной связи бурятской литературы и фольклора.

Актуальность темы исследования обоснована тем, что фольклоризм бурятской прозы, в частности Ц. Галанова, Д. Эрдынеева, С. Цырендоржиева, как целостная проблема, к сожалению, еще не стал предметом комплексного исследования. Выявление фольклорного материала в его различных формах в произведениях вышеназванных прозаиков определяет как своеобразие фольк-лоризма конкретного автора, так и особенности закономерностей развития фольклорно-литературных отношений. Работа в названном аспекте должна, на наш взгляд, не только способствовать раскрытию идейного замысла произведений, более глубокому их прочтению и осмыслению, но и формированию нового взгляда на них.

Целью данной работы является определение роли фольклора в прозаических произведениях.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

• освещение историографии проблемы взаимодействия фольклора и литературы в отечественном литературоведении и фольклористике.

• выявление фольклорного материала (как в прямой, так и опосредованной форме), вводимого прозаиками в литературный текст;

• определение роли, функциональных особенностей фольклорных единиц;

• выявление стилеобразующего значения фольклора в творчестве прозаиков;

• определение своеобразия творческого освоения конкретным автором фольклорного опыта;

• формирование нового взгляда на произведения бурятских прозаиков

Материалом исследования послужили произведения бурятских писателей: Д. Эрдынеева - «Хулэг инсагаална» («Аргамак ищет хозяина»), «Ехэ у г» («Большая родословная»), «Уйлын Ури» («Судьба»), повести «Энэ наЬан» («В этой жизни») «Хуушан гэрэй газаа» («В тени старого дома»), «Газарай эзэд»

Хозяева земли»), «Эсэгын дуран» («Отцовская любовь») и др.; Ц. Галанова -«Хун шубуун» («Мать-лебедица»), «Саран-ХУхы» («Северомуйская легенда»), «Тайгын эзэн» («Хозяин тайги»), «МУнхэ хабар» («Вечная весна») и др., С. Цы-рендоржиева - «Убгэдтэ - мэндэ» («Поклон старикам»), «Ондоо бодол бай-хагуй» («Устремленность»), «Уурэй солбоной гое гээшэнь» («Где ты, моя утренняя звезда») и др.

Выбор произведений вышеупомянутых авторов мотивирован, прежде всего, стремлением отразить творческие поиски и искания писателей одного поколения и признанием общности их мировоззренческой концепции, а также своеобразием освоения потенциала народной поэзии, концептуальным подходом к осмыслению ее многозначности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном описании закономерностей фольклоризма современной бурятской прозы, в осмыслении фольклоризма творчества конкретных авторов. Представленная работа также развивает и дополняет методологические основы проблемы взаимодействия литературы и фольклора.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что его выводы способствуют пониманию природы проблемы «литература и фольклор», уточняют закономерности развития историографии проблемы, помогают осмыслить своеобразие фольклоризма бурятской литературы.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы при изучении как истории литературы (творчество Ц. Галанова, Д. Эрдынеева, С. Цырендоржиева), так и ее теории (роль фольклора в литературе), также при составлении учебно-методических пособий по фольклору и литературе для вузов и общеобразовательных школ. Отдельные положения, высказанные в диссертации, могут найти применение при разработке спецкурсов по фольклору, бурятской литературе на гуманитарных факультетах вузов.

Ведущими методами настоящего исследования являются сравнительно

- типологический, сопоставительный и герменевтический. Такая методика позволяет наиболее полно отразить взаимосвязь фольклорных и литературных произведений, сходство и различие традиций, а также объективно оценить потенциальные возможности фольклорных элементов, вводимых в литературную систему. При этом выявляется индивидуально-авторская интерпретация фольклорного материала.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на всероссийских студенческих научно-практических конференциях с международным участием «Взаимоотношения общества и природы: история, современность и проблемы безопасности» (Иркутск, 1999, 2003); на международной научно-практической конференции «Россия и Монголия в м::огополярном мире: итоги и перспективы сотрудничества на рубеже тысячелетий» (Иркутск, ИГУ, 2000); на региональной научно-практической конференции «Проблемы современной бурятской литературы» (Улан-Удэ, 2002); на международной научно-практической конференции «Время в социальном, культурном и языковом измерении», посвященной 85-летию ИГУ (Иркутск, 2003). По теме диссертации опубликованы восемь работ, две - в производстве.

По исследуемой автором проблеме читается спецкурс «Литература и фольклор», осуществляется руководство курсовыми и дипломными работами.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Баларьева, Туяна Батуевна

Эти выводы приводят к мысли о том, что, чем цивилизованнее человеческий мир, чем современнее литература, в частности, проза, тем часты обращения к мифу и фольклору, как к источнику духовного и нравственного. И мотив, и образ, как наименьшие фольклорно-мифологические единицы, становятся объектом внимания писателей, для которых важно выявление древних смыслов, скрытых в произведениях, отыскание «наименьшего краткого».

Чтобы воссоздать реальность, окунуть читателя в атмосферу эпохи, т.е. создать достоверность, необходимо суметь понять не только материальную и духовную жизнь народа, но и проникнуть в недры его сознания, а потому, по-новому раскрыть его культуру, устную поэзию. Бурятским прозаикам удалось достичь такой степени понимания народного творчества, которая сближает устные и литературные традиции, создавая нечто оригинальное. Такое обширное и глубокое постижение оказалось бы немыслимым без обращения к древним истокам человечества, «периоду младенчества», к мифологическим воззрениям. Поэтому частым становится апеллирование к таким терминам и понятиям, как «мифологическое мышление», «фольклорно-мифологическое сознание», «пространственно-временной континуум», «сакральность» и др. Обращение к мифологическому материалу дает возможность обнаружить глубинные пласты народного сознания. Значительным по степени семантической наполненности является рассмотрение произведений в рамках мифологической концепции модели мира, благодаря чему анализ идет через такие известные мифологии параметры, как пространственные (горизонтальное и вертикальное) и временные (прошлое, настоящее, будущее), в генеалогическом преломлении (предки-потомки). Пространственно-временной континуум произведений организуется путем реализации такого показателя (маркера), как «своя земля», имеющего параметры (гора, дерево, дом, коновязь, очаг и др.), которые служат связкой для сюжетных линий, героев, и в целом, пронизывают всю структуру художественного текстов. Анализ произведений в данном плане позволяет расширить понятие о фольклоризме,

Как специфику фольклоризма бурятской прозы необходимо отметить использование прозаиками фольклорного материала в совокупности с этнографическим. В данной главе достаточно подробно рассмотрен свадебный обрядовый комплекс, нашедший свое отражение в произведениях прозы, начиная со сватовства, сговора родителей жениха и невесты, института приданого и калыма, заканчивая послесвадебными обычаями. Наряду с ним особо освещается положение мужчин и женщин в условиях патриархального общества. Интерес вызывают упоминания специфичной бурятской национальной кухни, национальной одежды, а также обычаев и традиций. Так называемые «этно-эстетические единицы» стали не только средством передачи национального, колоритного, особенного, постижения культурного комплекса бурятского народа, но возможностью понять природу главного объекта писателей — бурятского народа. Также в художественных текстах нашли свое отражение картины религиозного характера: упоминания божеств буддийского пантеона, молитв и сутр, описания одежды священнослужителей, их жизни, картины священного места «обоо».

Итак, именно фольклор становится той формой, в которой сохранилась универсальная информация, характеризующая нацию, а в целом этнос. Потенциал фольклора оказывается настолько огромным и широким, что позволяет признать мысль об универсальности фольклора, а через него и литературы.

167

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимосвязь между бурятской литературой и фольклором, наблюдавшаяся во все периоды, еще более укрепилась и проявилась в современный период. Актуализация их взаимодействий связана, прежде всего, с обострением внутреннего разлада человеческого «я», духовного распада и разложения, когда размываются нравственные идеалы и ценности, и человек все чаще осознает свою сокровенную связь с природой, пытаясь уловить «зов предков».

Предпринятая нами попытка анализа литературных произведений с точки зрения использования фольклора показала следующее. На современном этапе, действительно, бурятские прозаики продолжают обращаться к традициям фольклора, к его выразительным средствам, жанрам, а также к более опосредованным и глубоким формам. Определяется это, на наш взгляд, установкой самих писателей, для которых народная поэзия является родной стихией. Духовное родство с народной поэзией позволило писателям достичь определенного уровня синтеза, при котором наблюдается органичность во взаимодействиях между двумя разными системами. Определение синтеза литературы и фольклора стало возможным благодаря как «идентификации», так и «интерпретации» фольклорных фактов в литературных произведениях. В тексты прозаических произведений Ц. Галанова, Д. Эрдынеева, С. Цырендоржиева легко вводится фольклорный материал в виде различных жанровых единиц (мифов, преданий, Улигеров, пословиц и поговорок, песен, прославлений). Фольклор в вышеперечисленном жанровом многообразии, получивший «литературную жизнь», сохраняет, что важно, свои первоначальные жанровые признаки. В литературном окружении проявляются скрытые возможности, что приводит к проявлению их полифункциональности. Пословицы и поговорки чаще всего служат средством раскрытия образов, характеров, конфликтных ситуаций, повествовательных сюжетов. Мифы, легенды и предания (о Хоридое-Мэргэне, Бальжин-Хатан, Бабжи-Барас баторе, Саран-ХУхы) становятся одним из наиболее глубоко осмысленных жанров бурятского фольклора. У каждого писателя они служат разным целям: у Д. Эрдынеева - выступают как средство раскрытия образа; у Ц. Галанова - философского осмысления идеи произведения; у С. Цырендоржиева - сближения древности и современности, связи времен и поколений. В народных песнях прозаики нашли возможность раскрыть внутренний мир, психоэмоциональное состояние своих героев. Песни, в которых выражается душа народа, создавшего их, становятся средством передачи психологического и драматического напряжения, дополнительной характеристики героев. Улигерные строки связаны не только с конкретными образами, эпизодами, но и, чаще всего, со всей идейно-содержательной частью произведений. Благодаря своему универсализму вводимые улигерные тексты служат передаче нравственно-философского аспекта произведений. Наряду с улигерами внимание привлекает своеобразный жанр — прославления (магталы и соло). Ими определяется психоэмоциональная атмосфера, всеобщий фон произведения. Несомненной остается их роль в передаче национального духа, колорита, а в целом — менталитета. Выявленные жанровые единицы, представляя в совокупности систему, настолько обогащают литературу, что в итоге перед нами предстает своеобразный, гармоничный сплав традиционного и литературного. Поэтому речь идет не только о внешней стороне использования фольклорного материала, а о внутренней гармонии, о структуре произведения, настроенного на другой лад. Фольклоризм проявляется не только во внешнем оформлении художественных текстов, но и в их составных частях, порою скрытых и не всегда выделяемых. В прозаических произведениях распознаваемыми оказываются фольклорные образы (коня; мудрой девушки; мудрого старика) и мотивы (тоонто; спасения девушкой героя), своеобразные средства генетической связи литературы с народной поэзией. И мотив, и образ, как наименьшие фолыслорно-мифологические единицы, становятся объектом внимания писателей, для которых важным является выявление древних смыслов, скрытых в произведениях, отыскание наименьшего краткого.

Как специфику фольклоризма бурятской прозы необходимо отметить попытку рассмотреть фольклорный материал в совокупности с этнографическим. Так называемые «этно-эстетические единицы» стали не только средством передачи национального, колоритного, особенного, но и средством постижения традиционного культурного комплекса бурятского народа. Национальные обычаи, обряды, традиции, которые до сих пор сохраняются в народе, отражаясь в современной литературе, воплощают идею единства мира и человека. Также в художественных текстах нашли свое отражение картины религиозного характера: упоминания божеств буддийского пантеона, чтение молитв, описания одежды священнослужителей, их жизни, картины священного места «обоо». Чтобы воссоздать реальность, окунуть читателя в атмосферу эпохи, т.е. создать достоверность, необходимо раскрыть глубину сути народного мировоззрения, духовную жизнь народа. Лишь это позволяет понять роль народного творчества, осознать его значение не только в жизни народа, но и в мировой культуре. Такое обширное и глубокое постижение оказалось бы немыслимым без обращения к древним истокам человечества, «периоду младенчества», к мифологическим воззрениям. Поэтому частым становится апеллирование к таким терминам и понятиям, как «мифологическое мышление», «мифологическая концепция модели мира», «сакральность». Мифологическая концепция модели мира в произведениях бурятских прозаиков организуется путем реализации такого показателя, как «своя земля» и основных ее параметров: гора, дерево, коновязь, дом (юрта), очаг. Как очевидно, фольклорный материал обнаруживает свой огромный потенциал именно в литературной системе. Фольклорно-мифологический и этнографический материал, вводимый писателями в прозаические произведения, доносит до современного человека всю совокупность духовной культуры прошлых веков, выработанную человечеством.

Именно фольклор становится той формой, в которой хранится универсальная информация о народе. Поэтому с новых горизонтов раскрываются идея, содержание, сюжеты, образы произведений. Для Ц. Галанова и Д. Эрдынеева характерно тяготение к творческой интерпретации фольклорного материала в связи с основными идеями произведений, тогда как для С. Цырендоржиева приемлемо использование фольклорного материала в более конкретных, частных формах, таких, как средство раскрытия характера, углубления образа. Преломление фольклора чаще всего зависит от самого произведения. Обращения к историческому прошлому требуют воспроизведения конкретных элементов определенной эпохи, атмосферы в целом, уклада жизни, быта. Поэтому наблюдаются прямые отражения фольклора. Разработка современных тем нуждается, на наш взгляд, в переосмысленном фольклоре, в образах и мотивах. Это определяется природой таланта прозаика, конкретными замыслами, творческой инициативой в освоении фольклорного опыта. Тем не менее, независимо от этого, фольклор играет огромную роль в творчестве писателей, влияя как на стиль, так и на произведения в целом.

Говоря о своеобразии освоения фольклора, необходимо признать его обусловленность эстетическими потребностями и устремлениями, в целом, закономерностями историко-литературного процесса. Согласно известному утверждению о том, что на каждом этапе литературного развития происходит обновление связи между литературой и фольклором, признается, что бурятская проза на современном этапе ее развития сохраняет тяготение к народной поэзии. Но данная связь характеризуется повышенной усложненностью, глобальностью, глубинностью. Поэтому вновь наблюдается активность в освоении всего фольклорно-мифологического в целях нравственно-философских и символических обобщений. Актуальными становятся понятия «родовое сознание», «традиции», «генетическая память». Только «генетическая память» может заставить человечество встать на правильный путь, найти именно в народных истоках средство духовного возрождения. Современный человек, живущий в начале XXI века, продолжает попытку прорваться в прошлое, возвратиться к своим началам. И уверенность в этом «возвращении к началу, к истокам» не может быть поколеблена никакими социальными катаклизмами, ибо жива народная поэзия, вечная и вневременная. Литературное произведение, являясь проводником го «вневременного» и «вечного», обретает многоплановость.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Баларьева, Туяна Батуевна, 2004 год

1. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л.: Наука, 1974.-171 с.

2. Азадовский М.К. История русской фольклористики. — М.: Учпедгиз, 1958. — 479 с.

3. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М., Л., 1960. - 547 с.

4. Айтматов Ч. Кирпичное мироздание или энергия мифа //Литературная газета.- 1978.-29 марта.

5. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. М., 1996. - 408 с.

6. Аникин В.П. Фольклор в лирике А.С.Пушкина (методологические заметки) //Филологические науки. — 1999. № 3. — С.15-34.

7. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. — М., 1969. 80 с.

8. Анненский Л. Жажду беллетризма //Литературная газета. 1978. - 4 марта.

9. Астахова A.M. Исследования советского времени о роли фольклора в русской литературе //Вопросы советской литературы. — М.-Л., 1956. Вып.4: Фольклор в русской советской литературе. С.288-328.

10. Ю.Аузинь И. Расширение горизонта //Вопросы литературы. 1977.- № 6. — С. 83-97.

11. Н.Базанов В.Г. Древнерусские ключи к «Ключам Марии» Есенина // Миф. Фольклор. Литература. — Л.: Наука, 1978. 204 — 249 с.

12. Базанов В.Г. Судьба одного мифа //Вопросы литературы. 1978. - № 2. — С.217-239.

13. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. — Л., 1973. 548 с.

14. Балдаев С.П. Бурятские народные песни. Улан-Удэ, 1961. - Т.1. — 289 с.

15. Балдаев С.П. Бурятские народные песни. Улан-Удэ, 1965. - Т.П. — 245 с.

16. Балдаев С.П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ, 1959. — 180 с.

17. Балданмаксарова Е.Е. Бурятская поэзия XX века: истоки, поэтика жанров. —1. М., 2002. 365 с.

18. Балданов С.Ж. Быть на земле человеком. Предисловие //Ц.Галанов. Время созревания брусники. — Улан-Удэ, 1986. — 534-539 с.

19. Балданов С.Ж. Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири (Бурятии, Тувы, Якутии). Улан-Удэ, 1995.

20. Балданов С.Ж. Проза борьбы и труда // Современная литература Бурятии. — Улан-Удэ, 1979. — С.22-36.

21. Балданов С.Ж. Становление и развитие национальных литератур республик Саха и Тыва. Улан-Удэ, 1998. - 96 с.

22. Балданов С.Ж Художественная деталь в бурятской прозе. — Улан-Удэ, 1987.173 с.

23. Балданов С.Ж. Ц.Р.Галановай уран зохеолой шэдитэ хусэн. Предисловие //Ц.Галанов Мунхэ зула. Шэлэгдэмэл зохеолнууд. — Улан-Удэ, 2002. 5 с.

24. Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора. — Улан-Удэ, 1982. — 208 с.

25. Бардаханова С.С. Система жанров бурятского фольклора. Новосибирск: Наука, 1992.-238 с.

26. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. — Улан-Удэ, 1991. — 192 с.

27. Басаева К.Д. Традиционное бурятское жилище и его членение //Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. — Сб.ст. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1984. — С.109-124.

28. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 423 с.

29. Баяртуев Б.Д. Предыстория литературы бурят-монголов. Улан-Удэ, 2001. -222 с.31 .Баяртуев Б.Д. Фольклорные истоки литературы бурят-монголов (в контекстеистории этноса). Автореф. дисс.докт. филол. наук.- Улан-Удэ, 2002 37 с.

30. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. T.I. - М.: Худ. лит-ра, 1976. - 736 с.

31. Бем A.JI. Мотив и сюжет. Приложение //Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике. — Новосибирск, 1999. С.76-85.

32. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971. 544 с.

33. Богатырев П.Г. Рождественская елка в восточной Словакии: к вопросу о структурном изучении трансформации функции этнографических данных //Вопросы теории народного искусства. М., 1971. - С.390.

34. Бочаров А. Звезда Эмрайина и скорлупа обыденности //Лит. газета. — 1978. -26 апреля.

35. Бурчина Д.А. Эпический образ сэргэ в бурятских улигерах //Мир Центральной Азии. Языки. Фольклор. Литература: Мат-лы межд. науч. конф. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - 15-25 с.

36. Буряадай тУУхэ бэшэгУУд Улан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1992. - 240 с.

37. Буряад арадай оньЬон, хошоо УгэнУУд. Соб. и сост. Д.Мадасон. — Улан-Удэ, 1960.-358 с.

38. Бурятский героический эпос «Аламжи Мэргэн». — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние.- 1991.-312 с.41 .Буряад-ород словарь /Сост. К.М.Черемисов. — М.: Изд. Сов. энциклопедия.-1973.-429 с.

39. Вейман Р. История литературы и мифология: Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1975.-344 с.

40. Венгранович М.А. Фольклорный текст и мифологическое сознание //Вопросы филологии. 2002. - № 2. - С. 77-85.

41. Воронова О.Е. Система фольклорных традиций в художественной прозе С.А.Есенина //Фольклорные традиции в русской и советской литературе. — М.: 1987. — С.132-150.

42. Власова З.И. П.И.Мельников-Печерский //Русская литература и фольклор.

43. Вторая половина XIX века. Л.: Наука, 1982. - С. 94 -130.

44. Выходцев П.С. На стыке двух художественных культур (проблема фольклоризма в литературе) //Русский фольклор. Вопросы теории фольклора: АН СССР. Т. XIX. - 1979. - С. 3-30.

45. Выходцев П.С. Об исторических закономерностях взаимосвязей литературы и фольклора //Русская литература. 1977. - № 2. — С.1-20

46. Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. — М., Л., Изд-во АН СССР, 1963. - 549 с.

47. Гамзатов Г.Г. Писатель и устно-поэтическая традиция (проблемы и суждения) //Фольклор в современном мире: аспекты и пути исследования. — М.: Наука, 1991.-С. 113-130.

48. Гармаева С.И. Взаимодействие национального и интернационального в бурятской литературе //Новые тенденции в современной литературе Бурятии. — Улан-Удэ, 1988.-С. 3-12.

49. Гармаева С.И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX века. Улан-Удэ, 1997. - 170 с.

50. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1995. — 479 с.

51. Гацак В.М. Роман и фольклор //Роль фольклора в развитии литератур народов СССР.-М., 1975.-С.16-38.

52. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени (историческое исследование поэтики). — М., 1989.

53. Герасимова Н.Д. Символика орнамента на стрелохранилище. Зап. науч. -иссл. ин-та культуры и экономики. Улан-Удэ, 1948. - Вып. VIII. - С. 173.

54. Гончаров Б.П. Фольклор в творчестве писателей //Литература в школе. — 1995. № 3. -С.48-51.

55. Горелов А.А. Введение //Русская литература и фольклор. Вторая половина XIX века. Л., 1982. - С.З - 11.

56. Горелов А.А. К истолкованию понятия «фольклоризм литературы» (проблема фольклоризма в литературе) //Русский фольклор. Вопросы теории фольклора: АН СССР. Т. XIX. - 1979. - С.31-48.

57. Горький М. О литературе. М., 1955. - 903 с.

58. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1997. — 639 с.

59. Гусев В.Е. Проблема «литература и фольклор» в работах Э.В.Померанцевой //Проблемы взаимосвязи литературы и фольклора. — Воронеж, 1984. С. 3 -11.

60. Гусев В.Е. Проблемы фольклора в истории эстетики. — М.- Л.: Изд. АН СССР, 1963.-205 с.

61. Гусев В.Е. Фольклоризм как фактор становления национальных культур славянских народов //Формирование национальных культур.- М., 1977. — С.127-135.

62. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. — Л.: Наука, 1967. — 319 с.

63. Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. М.: Наука, 1981.-304 с.

64. Дамдинов Н.Г. Ундэр хизаар. Шэлэгдэмэл шУлэгУУд, поэмэнУУд. — Улаан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1966. — 220 с.

65. Дариева Ц.А., Жабон Ю.Ж., Жабон Б.Ж. Тайна вашего имени. Улан-Удэ, 1991.-32 с.

66. Дашибалова Д.В. Фольклор и литературная традиция в монгольской словесности XIX века». Автореф. дисс. . канд. филол. наук. — 20 с.

67. Джикаев Ш. Фольклор и осетинская советская поэзия 1917-1941.- Орджоникидзе, 1972.-160 с.

68. Джусойты Н. Уходя от фольклора //Вопросы литературы, 1977. № 1. — С.106-125.

69. Дугар-Нимаев Ц.-А. Традиция устного эпоса и развитие монгольских литератур //«Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Тезисы докладов. Элиста, 1978.

70. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни хори-бурят. Т.1. - Улан-Удэ, 1964.-С.444.

71. Елеукенов Ш.Р. От фольклора до романа-эпопеи. — Алма-Ата, 1987. — 349 с.

72. Емельянов Л.И. Изучение отношений литературы к фольклору //Вопросы методологии литературоведения. — М., Л., 1966. — С. 256 — 283.

73. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. — Л., 1978. — 206 с.

74. Еремина В.И. Миф и народная песня (к вопросу об исторических основах песенных превращений) //Миф. Фольклор. Литература. — Л.: Наука, 1978. — С. 3-15.

75. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Избр. тр. — Л.: Наука, 1974. — 727 с.

76. Жуковская Н.Л. Бурятская мифология и ее монгольские параллели //Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. — М., 1980. — С. 92 — 116.

77. Жуковская Н.Л.Категории и символика традиционной культуры монголов. — М., 1988.-С.194.

78. Иванов В.В., Топоров В.Н. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах //Типологические исследования по фольклору. — М., 1975. С.44-76.

79. История бурятской литературы. — ч.1. — Улан-Удэ, 1995. — С.256.

80. История бурятской литературы. — ч.2. Улан-Удэ, 1995. — С. 196.

81. История бурятской литературы. Т.З. Совр. бур. лит-ра (1956-1995).- Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997. - С. 298.

82. Каргин А.С., Хренов Н. Фольклор и кризис общества. М., 1993.

83. Ким И.А. Бурятская советская поэзия 20-х годов. Улан-Удэ, 1968. - 252 с.

84. Копылов Н.И. Фольклорная ассоциация как один из приемов поэтики в повести А.Неверова «Ташкент город хлебный» //Проблемы взаимосвязи литературы и фольклора. — Сб.ст. — Воронеж, 1984. — С. 34-44.

85. Кочетов В.И. Роль фольклора в создании образов героев в произведениях

86. B.Я.Шишкова о Сибири. Сб.ст. Омск, 1980. - С. 134-149.

87. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. — М., 1977. -375 с.

88. Кравцов Н.И. Русская проза второй половины XIX века и народное творчество. М.: МГУ, 1972. - 87 с.

89. Краснова Т.В. Традиции волшебной сказки в творчестве русских писателей XX века. Автореф. дисс. .канд. филол. наук. — Улан-Удэ, 1997.

90. Кретова А.А. Фольклорные традиции в повестях И.С.Лескова «Очарованный странник» и «Несмертельный голован» //Фольклорные традиции в русской и советской литературе. — М., 1987. — С.88-111.

91. Кубилюс В. Формирование национальной литературы — подражательность или художественная трансформация //Вопросы литературы. — 1976. № 8. —1. C. 21-57.

92. Лазутин С.Г. Взаимодействие литературы и фольклора: аспекты и методы изучения //Фольклор в современном мире. Аспекты и пути исследования. — М.: Наука, 1991. С.103 - 112.

93. Левинтон Г.А. Заметки о фольклоризме Блока //Миф. Фольклор. Литература. -Л.: Наука, 1978.-С. 171-185.

94. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия. — 1990.-c.238.

95. Липец Р.С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. — М., 1984.-263 с.

96. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа». — М.: Мысль, 2001.-559 с.

97. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X XVII веков. - Л., 1973. -с.254.

98. Макина М.А. Народно-поэтическое начало в рассказах и повестях С.П.Подъячева //Фольклор и литература (проблемы их творческих взаимоотношений). Сб.тр.-М., 1982.-С. 101 124.

99. Максимов Д.М. О мифопоэтическом начале в лирике Блока. Предварительные замечания //Максимов Д.М. Русские поэты начала века: Очерки. — Л.: Сов. писатель, 1986. С. 199 - 239.

100. Матвеева Т.И. Фольклорно-литературные связи: принципы и перспективы исследования //Филологический сборник. Улан-Удэ, 1988. — С. 134-139.

101. Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Интерпретация текста: сюжет и мотив. — Сб.тр. — Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 2001.-328 с.

102. Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы: от сюжета к мотиву. — Сб. тр. Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1996.

103. Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Сюжет и мотив в контексте традиции. — Сб.тр. — Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1998.-267 с.

104. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Саратов, 1980. - 296 с.

105. Медриш Д.Н. Фольклоризм Пушкина: вопросы поэтики. Уч. пособие. -Волгоград, 1987. 72 с.

106. Ю.Мелетинский Е.М. Литературные архетипы и универсалии. — М.: Изд-во РГГУ, 2001.-433 с.

107. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. — М., 1994. — 136 с.

108. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. Уч. пособие по курсу «Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров». М., 2000. -170 с.

109. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 3-е изд., М., 2000. — 407 с.

110. Н.Михайлова Н.Г. Н.С.Лесков и устное народное творчество. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. -М., 1970.

111. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм. История, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. - 288 с.

112. Мифологический словарь. Под ред. Е.М.Мелетинского. — М., 1991. — 736 с.

113. Мифология: Большой энциклопедический словарь /Гл.ред. Е.М.Мелетинский. 4-е репр. изд. М.:БРЭ, 1998. - С. 736

114. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1. /Гл. ред. С.А.Токарев. - М., 1997.-С.671.

115. Мифы народов мира. Энциклопедия. — Т.2. /Гл. ред. С.А.Токарев. — М.,1997. — С.719.

116. Мовчан П. Возвращение ради обновления //Вопросы литературы. — 1978. -№3.-С. 71-88.

117. Найдаков В. Ц. Становление, развитие и распад бурятской советской литературы (1917-1995). Улан-Удэ, 1996.

118. Найдаков В.Ц. Традиции и новаторство в бурятской советской литературе. Улан-Удэ, 1976. - 425 с.

119. Найдаков В.Ц. Традиции и современность в бурятской литературе. Улан-Удэ, 1974. - 142 с.

120. Найдаков В.Ц. Путь к роману: история формирования бурятской прозы. — Улан-Удэ, 1985.-260 с.

121. Найдакова В.Ц. О назначении элементов народности в буддийской мистерии цам //Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. — Сб.ст. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1984. - С.136-148.

122. Намжилова М.Н. Скотоводческие мотивы в улигерах хоринских бурят //Поэтика жанров бурятского фольклора. — Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1982. — С.73-81.

123. Намжилова М.Н. Устойчивые поэтические формулы тУУрээлгэ в улигерах хори-бурят //Типология традиционных жанров бурятского фольклора. — Сб.ст. Улан-Удэ: БНЦ СО АН СССР, 1989. - С. 17-32.

124. Намсараев Х.Н. ШУлэгУУд, поэмэнУУд. Улаан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1987.-384.

125. Неклюдов С.Ю. Монгольская мифология: религиозные и повествовательные традиции //Мифология и литература Востока. — М., 1995.

126. Неклюдов С.Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов //Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. — JL: Наука, 1984. — с.222.

127. Некрылова А.Ф. Г.И.Успенский //Русская литература и фольклор. Вторая половина XIX века. -JL: Наука, 1982. -С.178-230.

128. Некрылова А.Ф. Очеркисты-шестидесятники //Русская литература и фольклор. Вторая половина XIX века. JL: Наука, 1982. -С.131-177.

129. Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: ООО «Изд-во ACT», Мн.: Харвест, 2002. С. 976.

130. Новикова A.M. Фольклор и литература (проблемы их исторических взаимоотношений в русской фольклористике) //Фольклор и литература (проблемы их творческих взаимоотношений). — М., 1982. С.З 42.

131. Новые тенденции в современной литературе Бурятии. Сб.тр. — Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1988.-177 с.

132. Окладников А.П. История и культура Бурятии. — Улан-Удэ, 1976. — 458 с.

133. Окладников А.П. Петроглифы Байкала памятник древней культуры народов Сибири. - Новосибирск: Наука, 1974. - 125 с.

134. Осетров Е. Апология фольклора //Вопросы литературы. 1978. - № 5. - С. 54-78.

135. Осорова С.Г. Обогащение психологического анализа в современном бурятском романе //Новые тенденции в современной литературе Бурятии. — Улан-Удэ, 1988. С. 37-48.

136. Осорова С.Г. Становление психологического анализа в бурятской прозе. Уч.- мет. пособ Улан-Удэ, 1998. — 72 с.

137. Панченко И.Г. О фольклорно-мифологических традициях в современной многонациональной советской прозе //Взаимодействие и взаимообогащение. Русская литература и литературы народов СССР. — JI.,: Наука, 1988. — С. 185-207.

138. Петров В.Т. Роль фольклора в зарождении якутской литературы. Якутск, 1972.-95 с.

139. Петров В.Т. Традиции эпического повествования в якутской прозе.- Новосибирск, 1982. 84 с.

140. Петров В.Т. Фольклорные традиции в якутской советской литературе.- М., 1978.-c.138c.

141. Померанцева Э.В. Фольклор в творческом видении Константина Паустовского //Фольклор народов РСФСР. — Уфа, 1974. — Вып.1.

142. Понизовкина И.Ф. Миф как феномен иллюзорного сознания. Автореф. дисс. . канд. Филос. наук. — М., 1997. С.20.

143. Потапов Л.П. Конь в верованиях в эпосе народов Саяно-Алтая //Фольклор и этнография. Л., 1977.-С. 164-178.

144. Потапов Л.П. Особенности материальной культуры казахов, обусловленные кочевым образом жизни //Сб. Музея антропологии и этнографии. Т.ХИ. М., - Л., 1949. - С. 43-70.

145. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 283 с.

146. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969. — с. 168 с.

147. Пропп В.Я. Поэтика фольклора.-М.: Изд-во Лабиринт, 1998. —С.352.

148. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976. - 244 с.

149. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент //Типологические исследования по фольклору. Сб.ст. - М., 1975. - С. 143.

150. Путилов Б.Н. О некоторых проблемах фольклоризма советской литературы //Вопросы советской литературы. Фольклор в русской советской литературе.- М.-Л., 1956. Т.4. С. 5-32.

151. Путилов Б.Н. Проблемы типологии этнографических связей фольклора //Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями иобрядами. Л.: Наука, 1977. - С.3-14.

152. Развитие социалистического реализма в бурятской литературе /Под ред. В.Ц.Найдакова. Новосибирск: Наука, 1985.- 144 с.

153. Романенко Д. Рождение романа. — М.: Советская Россия, 1970. 220 с.

154. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой. Изд.2. -М., 1978.-С.440.

155. Савушкина Н.И. Постижение глубин фолыслоризма //Фольклор в современном мире: аспекты и пути исследования. М.,: Наука, 1991. — С.93-102.

156. Савушкина Н.И. Проблема фолыслоризма и ее решение на сибирском материале //Фольклор и литература. — Сб.ст. — Омск, 1980. — С.3-8.

157. Савушкина Н.И. Русская советская поэзия 20-х годов и фольклор. — М., 1971.

158. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике. Очерк историографии. — Новосибирск, 1999. 104 с.

159. Скрынникова Т.Д. Изучение традиционной культуры бурят //Монголовед-ные исследования. Улан-Удэ, 1997. — С.3-19.

160. Смирнов И.П. Место «мифопоэтического» подхода к литературному произведению среди других толкований текста (о стихотворении Маяковского «Вот так я сделался собакой») //Миф. Фольклор. Литература. — Л.: Наука, 1978. — С. 186-204.

161. Смолицкий В.Г. Пословицы и поговорки в творчестве А.С. Пушкина //Проблемы взаимосвязи литературы и фольклора. — Воронеж, 1984. — С.19-25.

162. Сокровенное сказание монголов /Пер.С.Козина— Улан-Удэ: Бур. книжн. изд-во, 1990.-318 с.

163. Соктоев А.Б. Хоца Намсараев. Путь к эпосу социалистического реализма. — Улан-Удэ, 1971.-213 с.

164. Соктоев А.Б. Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода. — Улан-Удэ, 1976. — 492 с.

165. Старокалмыцкое искусство.- Элиста, 1991. 128 с.

166. Султанов К. Сложность и многообразие связей //Вопросы литературы. -1978.-№ 11.-С. 105-128.

167. Суразаков С.С. Этапы развития алтайского героического эпоса. — М., 1973.

168. Тагарова Т.Б. Функционирование фразеологических единиц бурятского языка в газетно-публицистическом стиле. — Иркутск, 2002. -178 с.

169. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. -Новосибирск, 1990. 208 с.

170. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. — Новосибирск, 1988. 224 с.

171. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. -Новосибирск, 1989.-241 с.

172. Туденов Г.О Бурятское стихосложение. Ритмическая организация бурятского стиха. — Улан-Удэ, 1958. 167 с.

173. Тулохонов М.И. Бурятские исторические песни.- Улан-Удэ, 1973. — 247 с.

174. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. 574 с.

175. Тюпа В.И. Тезисы к проекту словаря мотивов //Дискурс 2' 96. — Новосибирск, 1996. -С.52-55.

176. Уланов А.И. Бурятский фольклор и литература. Улан-Удэ, 1959.

177. Уланов А.И. Древний фольклор бурят. — Улан-Удэ, 1974. 176 с.

178. Уланов Э.А. Новые тенденции в развитии бурятской повести //Новые тенденции в современной литературе Бурятии. Сб. тр. - Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1988. -С.13-25.

179. Уланов Э.А. Роман о современности в бурятской советской литературе. -Улан-Удэ, 1981.- 135 с.

180. Уланов Э.А.Фольклор в контексте бурятского словесного творчества. -Улан-Удэ: БГУ, 2001. 208 с.

181. Ульяшов П. И миф, и сказ, и притча //Литературная газета. — 1978. — 8 марта.

182. Фольклор в современном мире: аспекты и пути исследования. Сб. ст. — М.: Наука. 182 с.

183. Фольклор и литература Сибири. Сб.ст. — Омск, 1976. - 157 с.

184. Фольклор и литература Сибири. Сб. ст. - Омск, 1980. - 172 с.

185. Фольклор и литература Сибири. Сб.ст. - Омск, 1981. - 157 с.

186. Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1976. - 235 с.

187. Фольклор и этнография: проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. JL: Наука, 1990. - С.231.

188. Фольклор и этнография: связи фольклора с древними представлениями и обрядами. JL: Наука, 1977. - С.200.

189. Фольклор и этнография: у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Сб. науч. Тр. Л.: Наука, 1984. - С.255.

190. Фольклор народов России. Фольклорные традиции и фольклорно-литературные связи. Уфа, 1993. — С.211.

191. Хализев В.Е. Теория литературы. — М.: Высшая школа. — 2000. — с.400.

192. Хамаганов М.П. О повестях Сергея Цырендоржиева. Предисловие //Цы-рендоржиев С.С. Поклон старикам. — Повести. — Улан-Удэ, Бурят, кн. изд-во, 1983. 5-8 с.

193. Хангалов М.Н. Собр. соч.-Т.1., 1958.-551 с.

194. Цыбикова Б-Х.Б. Художественная структура бурятских сказок о мудрой девушке //Типология традиционных жанров бурятского фольклора. — Сб.ст. Улан-Удэ: БНЦ СО АН СССР, 1989. - С.100-108.

195. Цыдендамбаев Ц.Б Бурятские исторические хроники и родословные, как источники по истории бурят. Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография», 2001. — 256 с.

196. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л.: Наука, 1986. — 303 с.

197. Чичеров В.И. Вопросы теории и истории народного творчества. — М.,1959.-310 с.

198. Шаракшинова Е.К. Пословицы и поговорки бурят. — Иркутск, 1981. — с.68.

199. Шаракшинова Е.К. Поэтика бурятских магталов и соло //Мир Центральной Азии. Языки. Фольклор. Литература.

200. Шаракшинова Е.К. Современное бытование бурятских магталов и соло //Актуальные проблемы бурятского языка, литературы, истории (к 10-летию кафедры бурятской филологии). Иркутск: ИГУ, 2000. - С. 59-62.

201. Шаракшинова Е.К. Эпитеты в бурятских прославлениях //Проблемы фольклористики, литературоведения и языкознания/ Мат-лы регион, науч.-практ. конф. Иркутск: ИГУ, 2001. - С.69-73.

202. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. — Иркутск, 1959. 227 с.

203. Шаракшинова Н.О.Бурятское народное поэтическое творчество. — Иркутск, 1975.-234 с.

204. Шаракшинова Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987.-304 с.

205. Шаракшинова Н.О. Загадки. Уч. пособие. — Иркутск, 1981. 113 с.

206. Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. — Иркутск, 1980. — 167 с.

207. Шаракшинова Н.О. Лирические песни бурят. Иркутск, 1978. - 148 с.

208. Шаракшинова Н.О. Хоца Намсараев. Критико-биографический очерк. — Улан-Удэ, 1958.-С. 159.

209. Эбаноидзе А. Не храм, а мастерская //Вопросы литературы. — 1978. № 5. — С. 78-105.

210. Якименко В. Границы и возможности (миф и притча в современной литературе) //Вопросы литературы. — 1978. № 1. — С.82-104.

211. Якименко В. Ценой приобретений и утрат //Литературная учеба. — 1980. -№ 6. С. 162-166.

212. Яновский Н. Марк Константинович Азадовский. Предисловие //М.К.Азадовский. Сибирские страницы. — Иркутск, 1988. 3-25.187 СПИСОКпроизведений-источников на бурятском языке

213. Галанов Ц.Р. МУнхэ хабар /Мунхэ зула. Шэлэгдэмэл зохеолнууд. — Улаан -Удэ: «Буряад Унэн», 2002. С. 146-179.

214. Галанов Ц.Р. Саран-ХУхы. Улаан -Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1979. -144 с.

215. Галанов Ц.Р. Тайгын эзэн. — Улаан -Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1972. -С.3-62.

216. Галанов Ц.Р. Хун шубуун /Мунхэ зула. Шэлэгдэмэл зохеолнууд. — Улаан-Удэ: «Буряад Унэн», 2002. С.200-493.

217. Галанов Ц.Р. Хун шубуун. — Улаан -Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1975. — 343 с.

218. Цырендоржиев С.С. Мунхэ эрьесэ. Улаан -Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1980.-200 С.

219. Цырендоржиев С.С. Ондоо бодол байхагУй /Дуунай шэди. — Улаан -Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1977. С.181 -238.

220. Цырендоржиев С.С. Убгэдтэ мэндэ /Дуунай шэди. — Улаан -Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1977. — С. 84 - 181.

221. Цырендоржиев С.С. Удын халуунаар /Дуунай шэди. — Улаан -Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1977. -С. 21-29.

222. Ю.Цырендоржиев С.С. Уурэй солбоной гое гээшэнь. — Улаан -Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1975. 160 с.11 .Цырендоржиев С.С. Хурьгэнэйдее /Дуунай шэди. — Улаан -Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1977. — С.5 — 84.

223. Цырендоржиев С.С. Шобоодой /Дуунай шэди. — Улаан -Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1977. С. 29-42.

224. Цырендоржиев С.С. Шулуун хадын хойморто /Баяртай, тохорюун шубууд. Улаан -Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1985. - С.69 — 126.

225. Эрдынеев Д.О. Айлшан басаган /Сагай хоер шэнжэ. Повестьнууд, рассказууд Улаан -Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1986. - С.213-228. 15.Эрдынеев Д.О. Газарай эзэд /Сагай хоер шэнжэ. Повестьнууд, рассказууд —

226. Эрдынеев Д.О. Энэ наЬан. — Улаан -Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1968. -258 с.

227. Эрдынеев Д.О. Эсэгын дуран /Сагай хоер шэнжэ. Повестьнууд, рассказууд- Улаан -Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1986. С.79-98.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.