Формальное и неформальное в научной коммуникации: культур-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Дуденкова, Татьяна Александровна

  • Дуденкова, Татьяна Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 188
Дуденкова, Татьяна Александровна. Формальное и неформальное в научной коммуникации: культур-философский аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Нижний Новгород. 2011. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Дуденкова, Татьяна Александровна

Введение

Глава 1. Феномен научной коммуникации в современной культуре

1.1 Сущность и содержание понятия «коммуникация»

1.2 Научная коммуникация как вид социально-культурной коммуникации

1.3 Формальная и неформальная коммуникация в науке

Глава 2. Неформальное в коммуникационных сетях научного сообщества

2.1 Структура, содержание и форма неформального в научной коммуникации

2.2 Социокультурные и эпистемологические способы становления субъекта научной коммуникации

2.3 Социально-культурная роль неформального в научной коммуникации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формальное и неформальное в научной коммуникации: культур-философский аспект»

Актуальность работы. Коммуникация - это важнейший универсальный процесс, на основании которого осуществляется формирование и развитие социальных и> культурных явлений1. В частности, на это указывает Н. Луман, говоря о том, что «без коммуникации не могут возникнуть какие-либо социальные системы. Процесс социокультурной эволюции-следует понимать как преобразование и расширение возможностей перспективной коммуникации; как консолидацию ожиданий, вокруг которых общество образует затем: свои социальные системы»2, а социальные системы, в свою очередь, состоят «из коммуникаций и из их соотнесения в качестве действий»3.

В результате коммуникации между людьми образуются те или иные сообщества, а каждое сообщество на основании коммуникации между его членами формирует собственную культуру. Не бывает культуры вообще, она всегда принадлежит некоему сообществу. «Коммуникация определяет формирование культуры. поскольку культура вводится и передаётся посредством коммуникации»4.

Социум и его культура коммуникативны по своей природе, и их существование и развитие немыслимы вне процессов коммуникации.

С одной стороны, культура социума есть результат человеческой коммуникации, а, с другой — культура выполняет коммуникативную функцию в обществе, которая заключается в закреплении, хранении и передаче социально, значимой информации последующим поколениям. «На протяжении истории

1 Данная точка зрения отражена в работах К.-0. Апеля, М. Кастельса, Н. Лумана, М. Мак-Люэна, А. Моля, Э. Тоффлера, Ю. Хабермаса, К. Ясперса и др.

2 Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. Перевод с немецкого И Д. Газиева Под редакцией H.A. Головина. - СПб.: Наука, 2007. С. 219.

3 Там же. С. 238.

4 Кастельс М. Культура реальной виртуальности: интеграция электронных средств коммуникации, конец массовой аудитории и возникновение интерактивных сетей // Информационное общество: экономика, власть, культура: хрестоматия: В 2 т / Сост. В.И. Игнатьев, Е.А. Салихова. - Новосибирск- Изд-во НГТУ, 2004. - Т. 2. С. 138. человечества культура в целом представляет собой всеобъемлющий, «путь сообщения», соединяющий различные эпохи и людей между собой»5.

Культура возникает в результате коммуникации и оказывает огромное обратное влияние на коммуникационные процессы в обществе через-усовершенствование средств коммуникации в. процессе научно-технического развития.

С одной стороны, средства коммуникации во многом определяют тип обществаи его культуру: устная коммуникация - дописьменное обществом его культура; письменная коммуникация - письменное общество и его культура; книгопечатание — индустриальное общество и книжная культура — «эра-Гутенберга», Интернет - информационное общество, «клип-культура» — электронная 6 эра .

С другой стороны, коммуникация как практическая деятельность непрерывно адаптируется к изменяющемуся социально-культурному контексту. Социокультурный фон во многом определяет коммуникативную среду и результаты коммуникационных процессов.

Очевидно, что роль коммуникации в современном обществе неуклонно возрастает. Информационно-коммуникативная среда претерпела значительные у изменения в последние десятилетия, затронув, в том числе, и сферу науки . Связано это с развитием новых информационно-коммуникативных средств, в первую очередь, Всемирной компьютерной сети. Буквально на, наших глазах рождается- новая коммуникативная реальность и новый тип коммуникации, -мир электронного общения, для которого характерны виртуальность, интерак

5 Фёдоров A.A. Введение в теорию и историю культуры: словарь / A.A. Фёдоров. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 146.

6 См.: Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры / Пер. с англ. А. Юдина. -Киев: Ника-Центр, 2003; Тоффлер Э. Третья волна: [пер. с англ.]. / Элвин Тоффлер. - М.: ACT: ACT Москва, 2007.

7 Об изменениях в информационно-коммуникативной среде современного общества и социокультурных проблемах, связанных с этим см., например: Миронов В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 27-43; Михайлов В.А., Михайлов C.B. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества // Актуальные проблемы коммуникации: Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2004. С. 34-52; Сав-руцкая Е.П.Феномен коммуникации в современном мире // Актуальные проблемы коммуникации: Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2004. С. 75-85. тивность, гипертекстуальность, глобальность, креативность, анонимность и мо-заичность8.

Информационное общество, массовая культура, большая наука — всё' это результаты, процесса глобализации, в ¡том числе, это касается и равного1 доступа к информации и, как следствие, расширения поля коммуникации за счёт постоянного увеличенияколичества её участников. Как замечает В.М. Межу ев: «Глобализация не может обеспечить всем людям на земле одинаковый уровень жизни, но она может облегчить им путь к его достижению, предоставляя каждому равный и свободный доступ ко.всему объёму существующей информации»9. Н. Луман также указывает на то, что через усовершенствование средств коммуникации «достигается неизмеримое расширение дальности процесса коммуникации»10.

В' поле исследования данной диссертации находится феномен формальной и неформальной коммуникации в сфере науки. В современном обществе и его культуре наблюдается, с одной стороны, усиление роли формального начала в коммуникации, а с другой - признание важности и ценности неформального11, что в целом отражает процесс непрерывного расширения коммуникации: сети12 коммуникации разрастаются, их доступность увеличивается, количество коммуникантов растёт, скорость обмена информацией многократно возрастает - таковы реалии нашего времени.

Развитие письменности (особенно книгопечатания) и институциализация науки усиливали влияние в рамках научной коммуникации формального начала, неформальное же выпадало из поля зрения исследователей вплоть до середины XX века. Появление новых телекоммуникационных средств связи, ИнI тернета даёт возможность аудио-визуального общения между людьми в режиме

8 Михайлов В.А., Михаилов C.B. Указ. соч. С. 36.

9 Межуев В.М. Очерки по философии культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. С. 370.

10 Луман Н. Указ. соч. С. 221.

11 См.: Дмитриев A.B., Макарова И.В. Неформальная коммуникация: Очерки теории и практики. - М. Современная гуманитарная академия, 2003.

12 Понятие «сеть» употребляется в данном случае не для обозначения интернет-коммуникации, а понимается шире: как особое коммуникационное пространство, представляющее собой систему многообразных связей между субъектами коммуникации. реального времени, преодолевая огромные расстояния и расширяя тем самым поле неформального в коммуникации, в том числе и в сфере науки. Неформальное начало в научной коммуникации не'менее ценно и значимо, чем формальное, тем более что оно относится непосредственно к самому процессу научного творчества и оказывает влияние на, его результаты. Именно поэтому актуально исследование феномена неформальной коммуникации в науке.

Неформальная коммуникация в науке — это всегда межличностное общение учёных, в процессе которого формируются, уточняются и развиваются новые научные знания.

Неформальная научная коммуникация как специфическая форма связи сама по себе предполагает определённое единство мыслей, взглядов, чувств, нравственных ориентиров, методологических принципов, мировоззренческих убеждений, в результате чего между её участниками складываются партнёрские, товарищеские, дружеские отношения. Коммуникативная активность личности в процессе неформальной коммуникации всегда избирательна, поскольку она формируется на основании взаимопонимания, доверия, личной симпатии, которые не могут быть распространены на всех коллег. Важной составляющей неформальной коммуникации в науке является не только непосредственно решение теоретических и практических задач, но и установление, поддержание особой творческой, дискуссионной атмосферы интеллектуального взаимодействия, в результате чего совершается разносторонний обмен знаниями, суждениями, мнениями, переживаниями; уточняются и согласовываются стремления, потребности, цели учёных; передаются и усваиваются способы мышления и поведения, методологический инструментарий научной деятельности и т.д. Неформальное в научной коммуникации оказывает существенное влияние на творчество учёных, способствует их интеллектуальной, социальной и культурной интеграции.

Степень разработанности проблемы. Феномен коммуникации целенаправленно начали исследовать с 20-х гг. XX века, в это же время получает широкое распространение и сам термин «коммуникация»13. Однако первые шаги по пути осмысления феномена человеческой коммуникации были сделаны ещё в Античности, что связано с развитием риторики. В трудах Платона, Аристотеля, Цицерона14 был дан теоретический задел, ставший основой« дальнейших исследований в области коммуникации в Средние века и Новое время.

Философский анализ феномена социальной- коммуникации осуществлялся в рамках различных школ и направлений: экзистенциализма15 (К. Ясперс),

16 > герменевтики (Фг Шлейермахер, М. Хайдеггер, Р.Г. Гадамер), персонализма

Э. Мунье), диалогической философии18 (М. Бубер, М.М. Бахтин), семиотики19 лл

Ч. Пирс, Ч. Моррис, Ю.М. Лотман), лингвистической философии (Дж. Мур, Л. Витгенштейн, Дж. Остин), социального конструктивизма21 (А. Щютц, П.

13 В научный оборот понятие «коммуникация» ввёл американский социолог Ч. Кули в работе «Социальный процесс», определив его «как механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений»// См.: Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. - М.: КНОРУС, 2010. С. 16.

14 См.: Платон Горгий; Федр // Платон Диалоги. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. С. 85-194; 369-434; Аристотель Поэтика. Риторика. - СПб.: Азбука, 2000; Цицерон Об ораторе // Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. - М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1994. - С. 75-252.

15 По мнению П.П. Гайденко, «коммуникация - ключевое понятие философии Ясперса», а «мир Ясперса - это всегда мир коммуникации» / См.: Человек и история в свете «философии коммуникации» К. Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии. - М.: Наука, 1978. С. 97; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.

16 Представители герменевтического направления внесли большой вклад в осмысление феномена коммуникации: Ф. Шлейермахер, последовательно изучавший проблему общения, М. Хайдеггер, сделавший предметом герменевтического анализа язык, Г.-Г. Гадамер, трудами которого герменевтика стала учением о человеческом бытии и коммуникации // См.: Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики. - М.: Прогресс, 1988.

17 В философии персонализма коммуникация предстает как общение, основанное на дискуссии и взаимопонимании, и является способом существования личности, которая не может существовать иначе как в других и через других. Если же общение нарушается или прерывается, то человек теряет самого себя / См.: Мунье Э. Персонализм. - М.: ИНИОН, 1993.

18 По мнению представителей диалогической философии, личность конституируется и проявляется только через отношения с другими личностями, через общение с ними, через диалог. Так, по Буберу, диалогика - это «бытие человека с человеком» / См.: Бубер М. Я и Ты. - М.: Высш. шк., 1993; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.

19 Семиотика обращает внимание на знаковую природу коммуникации и исследует свойства знаков и знаковых систем. Общие принципы семиотики были заложены Ч. Пирсом и Ф. де Соссюром и развиты 4. Моррисом, К. Леви-Строссом, Р. Бартом, Ю. Лотманом и др.

20 В рамках лингвистической философии была выдвинута теория речевых (коммуникативных) актов, берущая свое начало от Л. Витгенштейна и получившая своё дальнейшее развитие в работах Дж. Остина, который видел основной целью философского исследования - прояснение выражений обыденного языка // См.: Остин Дж. Как производить действия при помощи слов. - М.: Идея-Пресс, 1999.

21 Теории социального конструктивизма, проистекающие от феноменологической социологии А. Щютца, исходят из того, что для индивидов опыт реальности — это непрерывный процесс социального конструирования, который предполагает активный обмен информацией, знаниями, т.е. связан с процессами коммуникации // См.: Щютц А. Смысловая структура повседневного мира. - М.: Ин-т Фонда «Обществ, мнение», 2003; Бергер П.Л. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: Моск. филос. фонд, 1995. лл

Бергер, Т. Лукман), этнометодологии (Г. Гарфинкель), Франкфуртской школы (К.-О. Апель, Ю. Хабермас) и др.

Исследования отечественных учёных в области социальной коммуникации широко представлены,в работах Л.П. Буевой, М.А. Василика, Гавры Д.П., О.Л. Гнатюк, Л.М. Земляновой; М.С. Кагана, В.Б. Кашкина, В.П.Конецкой, Г.Г. Почепцова, Ю.Д. Прилюк, Е.П. Савруцкой, A.B. Соколова, Ф.И. Шаркова, И.П. Яковлеваи многих других.

Развитие науки (в том числе и кибернетики), стремительное техническое усовершенствование средств связи (радио, телеграф, телефон, телевидение и т.д.), осознание того, что общество изменяется под их мощным воздействием, определили интерес к феномену коммуникации. В середине XX в. возникают различные теории коммуникации: математические (К. Шеннон, У. Уивер), технократические (М. Мак-Люэн, Э. Тоффлер, М. Кастельс), социальные (К.-О. Апель, Г.Д. Лассуэл, Н. Луман, Т. Ньюкомб, Ю. Хабермас), лингвистические (PI Барт, Ю. Лотман, Н: Хомский, Р. Якобсон); параллельно складывается новая дисциплина - коммуникативистика (коммуникология).

На коммуникационные процессы в сфере науки обратили внимание ещё Ф. Бэкон24, который указал на то, что социальное окружение влияет на структуру рационального знания, и Г. Лейбниц , который неоднократно отмечал ценность общения между учёными и предложил проект создания универсального языка для научной коммуникации. Осознание того факта, что субъект науки, будь то отдельный учёный или научное сообщество, влияет на познавательную деятельность, привели в результате к пониманию необходимости исследовать

22 Этнометодология исходит из того, что все формы социальной коммуникации сводятся к речевой коммуникации, к повседневной речи. Коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем та, что выражена вербально, поскольку существуют неявные фоновые значения коммуникации, подразумевающие смыслы молчаливых действий, принимаемые участниками коммуникаций. Сама же коммуникация рассматривается как поток неповторимых уникальных ситуаций.

23 У К.-О. Апеля и Ю. Хабермаса философский анализ коммуникативных процессов в обществе сопряжён с понятием «дискурс», который представляет собой вид речевой коммуникации, ориентированный на обсуждение и обоснование, при которой сталкиваются различные мнения, высказывания, содержащие явным или неявным образом притязания на общезначимость //См.: Апель К.-О. Трансформация философии. - М.: Логос, 2001; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2001.

24 См.: Бэкон Ф. Новый органон // Сочинения в двух томах. 2-е испр. и доп. изд. Т. 2. - М.: Мысль, 1977.

25 Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах: Т. 3 / Ред. и сост., авт. вступит. Статей и примеч. Г. Г. Майоров и А. J1. Субботин; перевод Я. М. Боровского и др. - М.: Мысль, 1984. коммуникационные процессы в науке. Большую роль в этом сыграли представители постпозитивизма: М. Полани, Т. Кун, П. Фейерабенд и др.

В 60-70 гг. XX в. активно проявляется интерес к проблемам научной коммуникации как у зарубежных (У. Гарвей, Р. Долби, Д. Крейн, Н. Маллинз, Г. Мензел, Д. Прайс и др.), так и у отечественных (P.C. Гиляревский, Г.М. Доб-ров, С.Е. Злочевский, Е.З. Мирская, Э.М. Мирский, А.И. Михайлов, В.Н. Садовский, А.И. Чёрный, А.Д. Урсул и др.) учёных в рамках науковедения, социологии и философии науки.

Современные философия и социология науки, науковедение исследуют коммуникационные процессы в науке преимущественно в двух аспектах: информационном и социально-организационном. В первом случае коммуникация рассматривается как система движения научной информации, а во втором - как средство интеграции учёных в научное сообщество и его стратификации.

Социально-организационные аспекты коммуникации в науке рассматриваются в работах Д. Блура, Б. Гриффита, Д. Крейн, Д. Прайса, Р. Уитли, а также Г.М. Андреевой, Н.Г. Баранец, Г.М. Доброва, С.Р. Микулинского, В.И. Оноприенко, М.Г. Ярошевского, Н. Яхиела и др.

Информационные аспекты научной коммуникации исследовались У. Гар-веем, Р. Долби, Н. Маллинзом, Д. Прайсом; Г.Г. Дюментоном, С.Е. Злочевским, Е.З. Мирской, Э.М. Мирским, А.И. Михайловым, А.П. Огурцовым, М.К. Петровым, JI.B. Шарахиной, А.Д. Урсулом и др.

Что касается формальной и неформальной коммуникации в науке, то данная диада была выработана науковедением в 60-70 гг. XX в. и нашла своё отражение в рамках обоих подходов (информационном и социально-организационном). Однако наблюдается некоторая неравномерность в исследовании формальной и неформальной коммуникации в науке с преобладанием в сторону формального начала, которое признается более важным и значимым для науки, а неформальная коммуникация рассматривается как дополнение к формальной.

О самостоятельной ценности неформальной коммуникации в науке много писал Д. Прайс в рамках концепции «невидимого колледжа» и его последователи, а таюке сами учёные в своих воспоминаниях, биографиях, работах, посвященных осмыслению процесса научной деятельности, которые являются эмпирической основой данногоисследования26.

Современных отечественных исследований, разрабатывающих проблемы коммуникации в науке мало. Основной массив работ, посвящённых данной тематике, относится к 70-80 гг. XX века. Среди них работы P.C. Гиляревского, Г.Г. Дюментона, С.Е. Злочевского, Е.З. Мирской, Э.М. Мирского, А.И. Михайлова, А.И. Чёрного. Стоит обратить внимание на то, что даже в некоторых новых авторитетных изданиях как, например, «Энциклопедия эпистемологии и философии науки» не рассматривается такое понятие как «научная коммуникация» или «коммуникация в науке», что, на наш взгляд, является большим упущением. В связи с этим интерес представляют диссертационные исследования последнего десятилетия, посвящённые проблемам научной коммуникации, C.B. Филиппова и JI.B. Шарахиной28.

Цель и задачи исследования. Объектом исследования является коммуникация как необходимое условие возникновения, функционирования и развития социокультурных систем, в том числе и научного сообщества.

Предметом - формальное и неформальное в научной коммуникации как условие существования научного сообщества, которое представляет собой не только социальную, но и культурно-коммуникативную общность.

26 См., например: Воспоминания об академике А.Б. Мигдапе. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003; Воспоминания об академике Николае Николаевиче Семенове. - М.: Наука, 1993; Воспоминания о Л.Д. Ландау / Отв. ред. И.М. Халатников. - М.: Наука, 1988; Гейзенберг В. Избранные философские работы. Шаги за горизонт; Часть и целое. -СПб. Наука, 2005; Гинзбург В. О науке, о себе и о других: Статьи и выступления. - М.: Издательство Физико-математической литературы, 2004; Иоффе Б.Л. Без ретуши. Портреты физиков на фоне эпохи. - М. ФАЗИС, 2004, Капица. Тамм. Семёнов. В очерках и письмах - М. ВАГРИУС ПРИРОДА, 1998 и др. Богатый материал для исследований содержит такое многотомное издание, как «Нобелевская премия. - М.- ИД «Нобелевские лекции на русском языке», 2006» по номинациям (литература, мир, физика, физиология и медицина, химия).

27 См.: Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - 1248 с.

28 Филиппов С.В Коммуникация в науке и феномен научного открытия, диссертация. канд филос. наук: 09.00.01. - М., 1999, Шарахина Л.В. Информационная коммуникация в современной науке- диссертация . канд. филос. наук 09.00.08. - СПб , 2007.

Цель, работы - определить место и роль«формального и неформального аспектов в научной коммуникации и их значение в процессе формирования, функционирования и развития научного сообщества.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

1. На основании, анализа^ теоретических концепций феномена коммуникации рассмотрена; сущность, понятия «коммуникация» и выявлены-имеющиеся подходы и- модели исследования феномена социальной коммуникации.

2. Рассмотрено научное сообщество как культурно-коммуникативный феномен.

3. Выявлены характерные черты научной коммуникации как особой разновидности социально-культурной коммуникации.

4. Проанализирован характер соотношения формальной и неформальной коммуникации в единомнаучном коммуникационном процессе.

5. Определены и охарактеризованы структура, содержание и форма неформального в научной коммуникации.

6. Выделены социокультурные и эпистемологические способы включения индивида как субъекта познавательной деятельности в сети неформальной научной коммуникации.

7. Даны объяснение и оценка роли и значения неформального аспекта в научной коммуникации.

Теоретические и методологические основы работы. Коммуникация, рассматриваемая как универсальное средство возникновения, функционирования и развития социокультурных систем29, исследуется на материале коммуникационных процессов, протекающих в сфере науки. А поскольку наука как социально-культурный феномен представляет собой сложный, целостный и многогранный объект исследования, необходимо фрагментировать его, выделив формальную и неформальную коммуникацию в научном сообществе.

29 На это указывают в своих работах К.-О. Апель, М. Кастельс, Н. Луман, М. Мак-Люэн, А. Моль, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас, К. Ясперс, а так же А.А. Деркач, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Б.Ф. Поршнев и др.

Научное сообщество рассматривается в рамках коммуникативного подхода, который является важнейшим общенаучным методологическим средст

- 30 вом познания действительности .

Логика раскрытия темы данного исследования предполагает движение от общего к частному: от рассмотрения феномена социальной коммуникации, через выделение научной коммуникации как разновидности социокультурной коммуникации, различение формальной и неформальной коммуникации в науке, до изучения формального и неформального аспектов в коммуникации научного сообщества.

Одним из главных методов решения поставленных задач является анализ философской и специальной научной литературы (преимущественно XX века), с целью выявления основных аспектов осознания и изучения феномена формальной и неформальной коммуникации в научном сообществе.

Также для данного исследования характерна ориентация на две методологические установки: во-первых - диалектический подход, предполагающий взаимозависимость и взаимообусловленность природных, социальных и культурных явлений, а во-вторых - следование микроаналитической стратегии исследования, т.е. рассмотрение структурных единиц науки (научного сообщества) через изучение научных микросообществ, обозначаемых нами как «мыслительные коллективы».

Научная новизна исследования. Диссертационное исследование обладает следующей новизной:

1. Культур-философский подход к изучению феномена научной коммуникации, рассматривающий научное сообщество как специфическое культурно-коммуникативное образование, дополняет традиционные подходы к исследованию коммуникационных процессов в науке (информационно

Теоретико-методологические основания коммуникативного подхода базируются на трёх типах коммуникативных технологий, где коммуникация представлена как: форма организации языковой среды, являющейся условием социального взаимодействия; смыслопорождение, конструирование смысло-символического пространства; способ функционирования социальных систем». См.: Социальная коммуникация в современном мире / Под общ. ред. АЛ. Деркача, Е.Б. Перелыгиной. - М.: Изд-во «Альтекс», 2004. С. 74-75. му и социально-организационному). Коммуникация в данном случае одновременно представляет собой способ возникновения и существования культуры, в том числе науки как её подсистемы, и механизм её функционирования и развития. Научное сообщество рассматривается как культурно-коммуникативное явление, существующее и развивающееся в результате коммуникации между субъектами науки-в границах её собственного культурного бытия.

2. Выявлены и рассмотрены характерные черты научной коммуникации (когнитивная направленность, наличие научного сообщества, специфической научной проблематики, специального научного языка).

3. Проведён сравнительный анализ двух основных подходов в соотношении формальной и неформальной коммуникации в науке, представленных в современной научной литературе, — противопоставления и дополнительности, а также предложен третий — взаимопроникновение, в рамках которого формальное и неформальное представлены гранями единого целостного коммуникационного процесса. Даны определения формального и неформального в научной коммуникации.

4. Рассмотрены и охарактеризованы структура (сеть), содержание (направленность на процесс научного поиска) и форма (диалог) неформального в научной коммуникации.

5. Выявлены социокультурные и эпистемологические способы включения индивида как субъекта познавательной деятельности в сети неформальной научной коммуникации (через процесс образования, профессиональную деятельность, единство научной проблематики).

6. Определены роль и значение неформального в научной коммуникации (для формирования социально-культурной идентичности, образования мыслительных коллективов, производства и утверждения нового знания), что особенно актуально в условиях современной коммуникативной реальности.

Положения, выносимые на защиту. В результате проведённого исследования, на защиту выносятся следующие положения:

1. Научная коммуникация является необходимым условием существования научного сообщества, как специфического культурно-коммуникативного образования, опирающегося на собственные традиции, ценности, нормы.

2. Научная1 коммуникация - это разновидность социально-культурной коммуникации, которая когнитивно ориентирована, действует в научном сообществе, имеет свой предмет (научная проблематика), средства выражения (язык науки).

3. Коммуникация в науке - это единый целостный процесс, где формальное и неформальное представляют собой разные формы связи учёных в научное сообщество, разные способы взаимодействия в науке, находящиеся между собой в отношении взаимопроникновения.

4. Неформальное в научной коммуникации имеет свою структуру (сеть), форму (диалог) и содержание (направленность на процессуальную сторону научного поиска).

5. Социокультурными и эпистемологическими способами включения индивидуальных субъекта познания в сети неформальной научной коммуникации являются процесс образования, профессиональная деятельность, единство научной проблематики.

6. Неформальное в научной коммуникации оказывает влияние на процессы формирования социокультурной идентичности, является условием образования сплочённых продуктивных научных микросообществ — мыслительных коллективов, играет существенную роль в ходе производства, обоснования и утверждения нового научного знания.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования открывают перспективы для дальнейшего изучения феномена коммуникации в науке и других сферах общественной и культурной жизни, её роли в функционировании научного сообщества и креативно-инновационной деятельности учёных.

Культур-философский подход, представленный в работе, в целом позволяет расширить горизонты исследовательского- поиска и осуществить комплексное изучение феномена коммуникации! в науке. Выводы о-неформальном аспекте научной'коммуникации, и-разработанный подход к исследованию ».'коммуникационных процессов в науке позволяют предметнее изучить латентные стороны научного творчества и формы организации учёных.

Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении научных сообществ различного типа, при организации и- проведении научных исследований, с целью повышения эффективности и оптимизации деятельности учёных, а также дополнять учебные курсы по философии культуры, теории коммуникации, философии и методологии науки.

Апробаг(ия результатов исследования. Основные положения и результаты данного диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии Нижегородского государственного педагогического университета, были представлены в сообщениях и докладах на региональных, всероссийских и международных конференциях, а также нашли свое отражение в девяти публикациях, в том числе в двух статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ: Основные модели соотношения формального и неформального в научной коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 124. С. 144-152; Формальное и неформальное в научной коммуникации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия социальные науки. 2010. № 3 (19). С. 128-134.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Дуденкова, Татьяна Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культур-философской анализ феномена научной коммуникации; проведённый в данном: исследовании, позволяет сделать следующие обобщающие выводы:

Г. Наука — это не только социально-культурный, но и культурно-коммуникативный феномен. Научное: сообщество как субкультура обусловлено не только формальными связями, но и неформальными; которые в своей совокупности образуют единую целостную структуру научной коммуникации, имеющую свои характерные черты и особенности: специфическую направленность (когнитивная), сферу действия (научное сообщество), предметную область (научная проблематика), специальные средства выражения (язык науки).

2. Коммуникация- в сфере науки — это единый целостный процесс, составляющий основу науки как уникального социокультурного явления. Научная коммуникация представляет собой совокупность процессов формальной и неформальной коммуникации, действующих в научном сообществе. Формальное и неформальное в научной коммуникации - это два основных способа взаимодействия и интеграции в науке, находящихся по отношению друг к другу в состоянии взаимопроникновения, которое предполагает возможность перехода из одного состояния в другое при наличии определённых условий коммуникативной ситуации.

3. Неформальное в научной коммуникации имеет свои характерные черты (субъектно-субъектные отношения, интерактивная модель коммуникации, преимущественно горизонтальный способ движения информации, неофициальная обстановка, добровольность, межличностный характер, партнёрские отношения участников, малые группы), структуру (сеть), форму (диалог) и содержание (направленность на процесс научного творчества).

4. Социокультурными и эпистемологическими способами включения индивида как субъекта познавательной деятельности в сети неформальной коммуникации в науке являются процесс образования (отношения между учёным-учителем и учеником, между учениками), профессиональная деятельность (отношения между начальником и подчинённым, коллегиальные отношения), единство научной проблематики (партнёрские отношения между равноправными коллегами-специалистами).

5. Неформальное в научной коммуникации относится непосредственно к процессу научного творчества и имеет большое значение, поскольку является важным средством формирования социально-культурной идентичности в мире науки, механизмом образования высоко продуктивных научных микросообществ (мыслительных коллективов), существенным образом влияет на производство, обоснование и утверждение нового научного знания.

Творческая деятельность учёного развивается в социально-культурном пространстве, которое представляет собой также информационно-коммуникационную среду, включающую в себя мир предметов и явлений, имеющих знаковую природу и содержащих множество закодированной социально значимой информации, а это и есть культура.

В условиях постиндустриального общества информация и процессы, связанные с её получением и использованием, приобретают особую значимость. Преобразуется не только социальная реальность, но и культура. Изменения затрагивают и сферу науки. В связи с этим, очевидно, что необходимо детальное изучение коммуникационных процессов в современном обществе и его культуре, в том числе и в науке, научном сообществе как особой субкультуре. Важно понять, как средства коммуникации и их стремительное усовершенствование влияют на коммуникационные процессы не только в науке, но и в обществе, и в культуре в целом, а также какие последствия они влекут за собой и как ими управлять для гармонизации бытия социума и культуры.

Данное исследование — это попытка осознать, роль и значение коммуникации в научном сообществе как культурно-коммуникативном явлении в целом, и неформального аспекта в научной коммуникации в г частности. Акцент, сделанный в диссертации на неформальном аспекте научной коммуникации, отражает желание автора обратить внимание на. сильные стороны, неформальной коммуникации и их большое позитивное значение для функционирования и развития науки, которые могут и должны учитываться в научно-практических, педагогических целях как средство преодоления формализма в науке.

Культур-философский подход к изучению коммуникационных процессов в науке, представленный в данной диссертации, позволяет соединить информационный и социально-организационный аспекты их исследования, что открывает новые возможности для их дальнейшей разработки не* только в области философии культуры, но и философии и социологии науки, науковедении, коммуникативистике. Данный подход возможно использовать, не только при* изучении коммуникационных процессов-в науке, но и при исследовании1 других социально-культурных систем.

В рамках культур-философского подхода возможно наметить несколько направлений для дальнейшего исследования: формирование коммуникативной культуры учёного и культура коммуникаций в науке; влияние культурно-коммуникативной среды на креативно-инновационную деятельность учёного и мыслительных коллективов; новая культурно-коммуникативная реальность- и её последствия (позитивные, негативные) для коммуникационных процессов как в науке, так и других областях общественной и культурной жизни; межкультурная коммуникация в науке и особенности коммуникационных процессов в науке в, так называемых, высоко- и низкоконтекстуальных культурах и другие.

Культур-философский подход к исследованию коммуникационных процессов в сфере науки и рассмотрение- научного сообщества как культурно-коммуникативного феномена помогает осознать тот факт, что новая коммуникативная реальность требует от современного учёного в процессе научного творчества быть предельно открытым для взаимодействия со всеми каналами и способами научной коммуникации, способным оптимально сочетать их в своей деятельности и извлекать максимум полезной информации, а адекватное исследование деятельности учёного невозможно без учёта той культурно-коммуникационной среды, в которой она протекает.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дуденкова, Татьяна Александровна, 2011 год

1. Абрамова Н.Т. Коммуникация и традиция / Философия науки. Вып. 6. -М.: ИФ РАН, 2000. С. 65-83.

2. Агасси Дж. Наука и общество.,// Современная; философия науки. Хрестоматия. М;: Наука, 1994. - С. 80-951

3. Алфёров Ж.И. Физика и жизнь. — Изд. 2-е, доп.- М.; СПб.: Наука, 2001,288 е., 134 ил.

4. Андреева F.M. Социальная психология:, Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. — 376 с.

5. Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001. - 388 с.

6. Аристотель Поэтика. Риторика / Аристотель; Вступ. ст. и комент. С.Ю. Трохачева; Пер. с греч. В. Аппельрота, Н. Платоновой. СПб;: Азбука, 2000. 346 с. - (Азбука-классика: Философия).

7. Баранец H.F. Метаморфозы этоса российского философского сообщества в XIX начале XX века. В 2-х частях: 4.1. - Ульяновск: УлГУ, 2007. — 252 с.

8. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс; Уни-верс, 1994.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979: -423 с.

10. Ю.Бергер П.Л. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Перевод. / Питер Бергер, Томас Лукман. М.: Моск. филос. фонд, 1995.-322, 1. с.

11. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.-199 с.

12. Н.Болотова А.К., Жуков Ю.А., Петровская JI.A. Социальные коммуникации: учеб; пособие / А.К. Болотова, Ю.А. Жуков, JLÄ. Петровская. М-.:" Гардарики, 2008.- 279 с.

13. Бор Н. Избранные научные труды. Т. 2. М.: Наука, 1971.-е. 675.

14. Борн М. Моя жизнь и взгляды. — М.: Прогресс, 1973. 176 с.

15. Борн М. Размышления и воспоминания физика: Сборник статей. — М.: Наука, 1977.-280 с.

16. Бройль JT. По тропам науки. — М.: Иностранная литература; 1978. с.

17. Бубер М. Я и Ты / Пер. с нем. Ю.С. Терентьева, Н. Файнгольда, послесл. П.С. Гуревича. -М.: Высш. шк., 1993. — 175 с. (Б-ка философа).

18. Буева Л.П. Кризис образования и проблемы философии образования. // Философия, культура и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1999. № 3. С. 12-19.

19. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.:, 1978. 215 с.

20. Бэкон Ф. Новый органон // Сочинения в двух томах. 2-е испр. и доп. изд. Т. 2. Сост. и общ. ред. и вступит, статья А.Л. Субботина. — М.: Мысль, 1977. С. (АН СССР. Ин-т философии. Филос. наследие).

21. Под редакцией и послесловием академика Ю.С. Степанова. М.: «Индрик», 2005.- 1040 с.

22. Винер Н. Информация, язык и общество // Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Наука, 1983. - С. 236-248.

23. Винер Н. Я математик. - М.: Прогресс, 1964. — с.

24. Володарская Е.А. Профессиональная идентичность учёного и имидж науки в обществе // Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки / Под ред. А.Г. Аллахвердяна, H.H. Семеновой, A.B. Юревича. — М.: «Логос», 2005. С. 187-201.

25. Воспоминания об академике А.Б. Мигдале. М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2003. -256 с.

26. Воспоминания об академике Николае Николаевиче Семёнове. М.: Наука, 1993.-302 с.

27. Воспоминания о Л.Д. Ландау / Отв. ред. И.М. Халатников. М.: Наука, 1988.-352 с.

28. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - 366 с. (История эстетики в памятниках и документах).

29. Гадамер Г.-Г.Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. // Г.-Г. Гадамер; Общ. ред. и вступ ст. Б.И. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. -699 с.

30. Гайденко П.П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К. Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии. Критический анализ некоторых буржуазных концепций. М.: Наука, 1978. — С. 97-135.

31. Гейзенберг В. Часть и целое // Гейзенберг В. Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое / Пер. A.B. Ахутина, В.В. Бибихина. -СПб.: Наука, 2005. С. 277-517. - (Сер. «Слово о сущем»).

32. Гейзенберг В. Шаги за горизонт // Гейзенберг В. Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и. целое / Пер. A.B. Ахутина, В.В. Бибихи-на, СПб.: Наука, 2005. - С. 7-274. - (Сер. «Слово о сущем»).

33. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов высших учебных заведений / А.Д: Гетманова. 7-е изд. - М.: Омега-Л^ 2004. - 416 с.

34. Гиляревский P.C. Введение в интеллектуальную коммуникацию: Учебное пособие. М.: Б.И., - 131 с.

35. Гинзбург В.Л. О науке, о себе и о других: Статьи и выступления. 3-е изд., дополненное. М.: Издательство Физико-математической литературы, 2004. - 544 с.

36. Глазман М.С. Творчество как диалог // Научное творчество. М.: Наука, 1965.-с. 221-232.

37. Гнатюк О.Л. Из истории американской коммуник ологии и коммуникати-вистики: Гарольд Лассуэлл (1902-1978) // Актуальные' проблемы теории коммуникации: Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2004. С. 11-19.

38. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л. Гна-тюк. М.: КНОРУС, 2010. - 256 с.

39. Грекова И. Кафедра. Повести. М.: Советский писатель, 1983. - С. 3-326.

40. Горелов И.Н. Проблемы общения: процессы и средства // Избранные труды по психолингвистике. -М.: Лабиринт, 2003.

41. Гриффит Б.Ч., Миллер А.Дж. Сети неформальной коммуникации среди продуктивных учёных // Коммуникация в современной науке. Сборник переводов.-М.: Прогресс, 1976. С. 155-182.

42. Гуревич П.С. Субкультура // Культурология. XX век. Словарь. — СПб.: Уверситетская книга, 1997. — С. 450-453.

43. Дмитриев A.B., Макарова И.В. Неформальная коммуникация: Очерки теории и практики. М.: Современная гуманитарная академия, 2003. - 165 1. с.

44. Добров Г.М. Исследовательская группа— первичное звено социальной структуры науки // Учёный и: научный коллектив: социальные аспекты? деятельности / Отв. ред. Б)Н1 Иванов; Н; Яхиел. Ми Прогресс, 1986. С. 42-55.

45. Дуденкова, Т.А., Основные модели^ соотношения; формального и неформального в научной коммуникации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена; 2010. № 124. С. 144-152.

46. Дуденкова Т.А. Формальное и неформальное в научной;'коммуникации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия социальные науки. 2010; № 3 (19). С. 128-134.

47. Дюментон Г.Г. Сети научных коммуникаций и< организация фундаментальных исследований.-М;: Наука, 1987. 103 2| с.

48. Иоффе Б.Л. Без ретуши. Портреты физиков на фоне эпохи. М.: ФАЗИС, 2004.-160 с.

49. Лейнман И.И. К вопросу типологии научных коллективов // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Л., 1969, вып. 2\ с. 261-270.

50. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 315 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).

51. Каган М.С. Философия культуры. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.

52. Кайданов C.B. Проблемы деятельности учёного и научных коллективов. ' Обзор.-М.: ,1981.

53. Капица. Тамм. Семёнов. В очерках и письмах. Mi: ВАГРИУС ПРИРОДА, 1998.-574 с.

54. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика: Статьи и выступления. — 3-е изд., доп. М.: Наука, 1981. - 495 с.

55. Касьян A.A. Контекст образования: наука и мировоззрение: монография. -Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1996. 184 с.

56. Касьян A.A., Куревина C.B., Петрова Н.Е. Затухающий сигнал: идеологические дискуссии в советской науке середины XX века в региональном контексте // Вопросы истории естествознания и техники. — 2010. № 3. - С. 7695.

57. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. - 175 с.

58. Келле В.Ж. Научное сообщество // Современная западная социология: словарь. М.: Политиздат, 1990. - С. 207-208.

59. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. - 263 с.

60. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. М.: Международный институт бизнеса и управления, 1997. - 302 с.

61. Косарева JI.M. Рождение науки нового времени из духа культуры. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 358 с.

62. Косолапов В.В., Щербань А.Н. Оптимизация научно-исследовательской деятельности. Киев: Наук, думка, 1971. - 298 с.

63. Красиков В.И. Философия и философия науки: учеб. пособие / В.И. Красиков; ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». — Кемерово: Кузбассвуз-издат, 2007. 348 с.

64. Крафт В. Венский кружок: Возникновение неопозитивизма (пер. с англ. Никифорова A.M.) M.: Издательство: Идея-Пресс, 2003. - 224 с.

65. Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания // Компаративистика III: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. — СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2003. С. 72-126.

66. Крейн Д. Социальная структура группы ученых: проверка гипотезы о «невидимом колледже» // Коммуникация в современной науке. Сборник переводов. -M.: Прогресс, 1976. С. 183-218.

67. Кривомазов А.Н. Научное сотрудничество и его психологическая реконструкция // Человек науки (Сборник статей) / Под ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Наука, 1974. С. 198-203.

68. Культугология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. -640 с. - (Культурология. XX век)

69. Культурология: Учеб. для сгуд. техн. вузов/Колл. авт.; Под ред. Н.Г. Ба-гдасарьян. М.: Высш. тик., 1998. - 511 с. ' ;

70. Кун Т. Структурашаучных революций: Пёр^ с англ. / Т. Кун; Сост: В.Ю; Кузнецов. М. : ООО «Издательство; АСТ», 2003; С. 9-268;

71. Курбатов В.Н. Стратегия делового успеха. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. — 414, 1. с.

72. Кучинский Г.М; Диалог и мышление. Минск: Изд-во БГУ, 1983. - 190 с.

73. Левин Т.Д. Непрофессионалыв профессиональном споре,7/ Вопросы философии. 1996.- № 1.- С. 174-185.

74. Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах: Т. 3 / Ред. и сост., авт. вступит. Статей и примеч. Г. Г. Майоров и А. Л; Субботин; перевод Я. М. Боровского и др. М.: Мысль, 1984. - 734 с.

75. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие для студентов.— М;: Смыслу 1999.— 365 с. (Психология для студента).91 .Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. — Вопросы философии. 1996. - № 4. - С. 15-26.

76. Луман Н; Социальные системы. Очерк общей теории. Перевод с немецкого И.Д. Газиева. Под редакцией Н;А. Головина. СПб.: Наука, 2007. - 643 с.

77. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры / Пер. с англ. А. Юдина. Киев: Ника-Центр. - 2003. - 434 с. - (Серия «Сдвиг парадигмы»; Вып. 1).

78. Маллинз Н.Ч. Анализ содержания неформальной коммуникации между биологами // Коммуникация в современной науке. Сборник переводов. М.: Прогресс, 1976. С. 239-265.

79. Мамардашвили М.К. Быть философом — это судьба // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. 2-е изд., испр. и доп. / Сост. и общ. ред. ЮЛ. Оенокосова. М!: Прогресс, 1992. - 415 с.

80. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного! знания. К дискуссиям в современной постпозитивистской философии. науки. -М.: Наука, 1987.- 125 с.

81. Маркова Л.А. Типы социального общения в науке // История науки в контексте культуры. Сб. ст.J (АН СССР, Ин-г философии; [Отв. ред. П.П. Гай-денко. М.: ИФРАН, 1990. - 150 с.

82. Математики тоже шутят / Автор-сост. С.Н. Федин, 3-е изд. — Mi: URSS, 2010.

83. Мензел Г. Планирование последствий непланируемой деятельности в области1 научной коммуникации // Коммуникация в современной науке. Сборник переводов. М.: Прогресс, 1976. С. 110-130.

84. Межуев В.М. Идея культуры; Очерки по философии культуры. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. 408 с.

85. Мигдал А.Б. Поиск истины. М.: Мол. Гвардия, 1983. - 239 с. (Эврика).

86. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Прометей, 1990. — 212 с.

87. Микулинский С.Р. Научная дискуссия и развитие науки // Роль дискуссий в развитии естествознания / Отв. ред. док. психол. наук. проф. М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1986. С. 3-7.

88. Минков Ю. Единство мнений и разногласия среди учёных // Учёный и научный коллектив: социальные аспекты деятельности / Отв. ред. В.Н; Иванов, Н. Яхиел. М.: Прогресс, 1986. С. 200-205.

89. Миронов B.B. Коммуникационное пространство- как фактор трансформации современной? культуры и философии- // Вопросы философии. -2006.-№ 2-С. 27-43.

90. Мирский Э.М., Садовский В.Н. Проблемы исследования коммуникации в науке (Вступительная статья) // Коммуникация в современной науке. Сборник переводов. М.: Прогресс, 1976. С. 5-24:

91. Митрохин Л.М. Мои философские собеседники., СПб.: Изд-во РХГА, 2005. - 648 с.

92. Михайлов А.И., Чёрный А.И., Гиляревский P.C. Научные коммуникации и информатика. М.: Наука; 1976.

93. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно коммуникативной- среды современного общества// Актуальные проблемы коммуникации: Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2004. - С. 34-52.

94. Михайлов Ф.Т. Культурология и теория образования: философская проблема их общего начала / Культура, культурология и образование (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1997. -№ 2. - С. 19-28.

95. Моль А. Социодинамика культуры / Перевод с французского. — М.: Прогресс, 1973. 405 с.

96. Мунье Э. Персонализм: Перевод. / Э. Мунье. М.: ИНИОН, 1993. - 129 с. - (Серия «Лики культуры» ИНИОН РАН).

97. Нан Лиин, У.Д. Гарвей, Нельсон К.Е. Исследование коммуникационной структуры науки // Коммуникация в современной науке. Сборник переводов. -М.: Прогресс, 1976. С. 291-334.

98. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд, Научно-ред. совет: преде. B.C. Степин, заместители преде.: A.A. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. М.: Мысль, Т. II-2010-692 2. с.

99. Огурцов А.П. Исторические типы дискуссий и становление классической науки // Роль дискуссий в развитии естествознания / Отв. ред. док. психол. наук. проф. М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1986. С. 53-77.

100. Огурцов А.П. Наука в перспективе тезаурусной динамики (М.К.( Петров как философ науки) // Эпистемология и философия науки. Т. XVII. №3.2007. С. 211-221.

101. Огурцов А.П. Социальная история науки: стратегии, направления, проблемы // Принципы историографии естествознания. XX век. СПб.: Але-тейя, 2001. С. 34-68.

102. Оноприенко В.И. Науковедение: поиск системных идей. — Киев: ГП «Информационно-аналитическое агентство», 2008 288 с.

103. Основы науковедения / Под ред.: Н. Стефанов, Н. Яхиел (НРБ), Я. Фаркаш (ВНР), Г. Кребер (ГДР), С. Микулинский (СССР), Р. Рихта (ЧССР). -М.: Наука, 1985.-431 с.

104. Основы теории коммуникации: учебник / под. ред. проф. М.А. Ва-силика. М.: Гардарики, 2007. — 615 с.

105. Остин Дж. Как производить действия при помощи слов / Пер. с англ яз. В.П. Руднева; Смысл и сенсибилии / Дж. Остин; Пер. с англ. яз. Л.Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной ich.; Идея-Пресс, 1999. - 329 с.

106. Паули В. Нобелевская лекция // Нобелевская премия. Физика. Т. 3. М.: ИД «Нобелевские лекции на русском языке», 2006. С.

107. Петров В.В. Семантика научных терминов. Новосибирск: Наука, 1982.-127 с.

108. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. - 328 с.

109. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. - 344 с.

110. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход / K.P. Поп-пер; Пер. с англ. Д.Г. Лахути. М.: УРСС, 2002. - 381 с.

111. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. — № 1.-С. 118-138.

112. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палео-псйхологии) / Б.Ф. Поршнев; научн. ред. О.Т. Вите. СПб.: Алетейя, 2007. -720, с. - (Серия «Мир культуры»).

113. Потебня A.A. Из записок по русской грамматике. М., 1958.

114. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук»; К.: Ваклер, 2001.-656 с.

115. Прайс Д. Малая наука, большая наука / Наука о науке. Сборник статей. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1966. - С. 236-254.

116. Прайс Д.Дж. де С. Тенденции в развитии научной коммуникации -прошлое, настоящее, будущее // Коммуникация в современной науке. Сборник переводов. М.: Прогресс, 1976. С. 93-109.

117. Прайс Д.Дж. де С., Бивер Б. де Сотрудничество в «невидимом колледже» // Коммуникация в современной науке. Сборник переводов. М.: Прогресс, 1976. С. 335-350.

118. Прилюк Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме.-Киев: Наукова Думка, 1985. 192 с.

119. Райкова Д.Д. Особенности отношения учёных к различным средствам научной коммуникации // Научный; коллектив: опыт социологического исследования; — Ml: Наука, 1980.- С. 794 02.

120. Розенфельд- JI. Развитие принципа дополнительности // Нильс Бор: Жизнь и творчество (Сборник татей). — М.: Наука , 1967. С. 61-87

121. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. -М., 1998.146; Савруцкая Е.П. Образ жизни и исторические формы общения. Казань: Издательство Казанского университета, 1989. - 262 с. "

122. Савруцкая Е.П. Феномен коммуникации в современном мире // Актуальные проблемы коммуникации: Сборник научных трудов. — СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2004. С. 75-85.

123. Савруцкая Е.П Проблема коммуникации в; немецкой? философии XX века (Ю. Хабермас, Н. Луман, К. Апель) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 3 (1). С. 364-368.

124. Самуилов В. Интегративиая функция общения в науке // Ученый и научный коллектив: социальные аспекты деятельности / Отв. ред. В.Н. Иванов, Н. Яхиел. М.: Прогресс, 1986. - С. 67-77.

125. Сидорова И.М. Культурная обусловленность характера научной дискуссии. Рыбинск: РГАТА, 2002.

126. Слемнев М., Васильков В. Диалектика спора. Минск: Университетское, 1990.-222, 2. с.

127. Словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕС, 1996. - 832 с.

128. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под ред. О. Хеффе, B.C. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. Институт философии. — М.: Культурная революция, 2009.

129. Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. про- > фессора В.Е. Кемерова. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Акадамический проект, 2004. - 864 с.

130. Соколов A.B. Социальные коммуникации. Ч. 1. М.: ИПО Профиз-дат, 2001.-221, 1. с.

131. Социальная коммуникация в современном мире / Под общей ред. заслуженного деятеля науки РФ, академика РАО, д-ра психол. наук, проф. A.A. Деркача, д-ра психол. наук, проф. Е.Б. Перелыгиной. М.: Изд-во «Альтекс», 2004. - 446 с.

132. Социокультурное пространство диалога. М.: Наука, 1999. - 221 с.

133. Станкин М.И. Психология общения: Курс лекций. 2-е изд., испр. -М.:Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 295 с.

134. Степин B.C. Личность в технотронную эпоху // Наука в России. -1993. -№ 2.

135. Степин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 743 с.

136. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учебное пособие). М.: Слово/Slovo, 2008. -264 с.1641 Тоффлер Э. Третья волна: пер. с англ. / Элвин Тоффлер. М:: AGT: ACT Москва, 2010. - 795 [5] с. - (Philosophy).

137. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке (Философ-' ские очерки) М.: Наука; 1975. - 287 с.

138. Учёные шутят / Авторы-сост. С.Н. Федин, Б.С. Роробец, Ю.А. Золо-тов. М.: Издательство ЛКИ, 2010.-248 с.

139. Федоров A.A. Введение в теорию и историю культуры: словарь / A.A. Федоров. М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 464 с.

140. Фейнберг E.JI. Научное творчество Нильса Бора // Нильс Бор. Жизнь и творчество (Сборник статей). М.: Наука, 1967. - С. 88-102.

141. Фейнман Р.Ф. Нобелевская лекция // Нобелевская» премия. Физика. Т. 5. М.: ИД «Нобелевские лекции на русском языке»,,2006.

142. Фейнман Р. Нобелевская лекция. Разработка квантовой электродинамики в пространственно-временном аспекте / Характер физических законов / Пер. с англ. Я.А. Смородинского. М.: Мир, 1968. — С. 193-23 1.

143. Фейнман Р.Ф; Характер физических законов. М.: Наука, 1987. -158 с.

144. Физики шутят: Пер с англ. М.: Мир, 1993. - 208 е., ил.

145. Физики шутят. Сборник переводов. М.: Мир, 1966. - 167 е., ил.

146. Филиппов C.B. Коммуникация в науке и феномен научного. открытия: диссертация. канд. филос. наук: 09.00.01. М., 1999. — 204 с.

147. Флек JI. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. Составл., предисл., перевод с англ., нем., польского яз., общая ред. Поруса В. Н. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. 220 с.

148. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1977. - 488 с.

149. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Перевод с немецкого. Под редакцией Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001. -379 с.

150. Харре Р. Социальная эпистемология: передача знания посредством речи. // Вопросы философии. 1992'. - № 9. - С. 49-60.

151. Цаголова P.C. Обоснование социологии коммуникации как научной дисциплины // Вестник Московского университета. Серия. 18. Социология и политология. 1999. № 4. С. 84-90.

152. Цаголова P.C. Социология коммуникации как учебная дисциплина // Вестник Московского университета. Серия. 18. Социология и политология. 1999. № 3. С. 27-32.

153. Цицерон Об ораторе // Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве: Пер. с лат. Ф.А. Петровского, И.П. Стрельниковой, M.JT. Гаспа-рова / Под ред. M.JI. Гаспарова. М.: Научно-издательский центр «Ладо-мир», 1994.-С. 75-252.

154. Чаянов A.B. Методы высшего образования. // Советская педагогика. 1988. № 10.

155. Человек науки (Сборник статей) / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1974.-391 с.

156. Четвериков С.С. Воспоминания // Четвериков С.С. Проблемы общей биологии и генетики (Воспоминания, статьи, лекции). Новосибирск: Наука, 1983.-С. 41-75.

157. Шарахина Л.В. Информационная коммуникация в современной науке: диссертация . канд. филос. наук: 09.00.08. СПб., 2007. - 172 с.

158. Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы-исследований социальной коммуникации// Социологические исследования. 2001. № 8. С. 52-61.

159. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Словарь-справочник. — М.: Издательский дом «Социальные отношения». AT и СО, 2002. — 100 с.

160. Щютц А. Смысловая структура повседневного мира. Очерки по феноменолог. социологии / Альфред Щютц; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой.; . Фонд «Обществ. Мнение». М.: Ин-т Фонда «Обществ, мнение», 2003. - 334 с.

161. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Mi:: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.- 1248 с.

162. Эдмондс Д., Айдиноу Дж. Кочерга Витгенштейна: История?десятиминутного спора между двумя великими философами / Пер. с английского Е. Канищевой. М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 352 с.

163. Эйнштейн А. Физика и реальность: Сборник статей. — М.: Наука, 1965.-359 с.

164. Эффективность научных групп: Тез. докл. Киев: Наук, думка, 1982.-68 с.

165. Якобсон P.O. Речевая коммуникация; Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. — М.: Прогресс, 1985. С. 306-330;

166. Яковлев В.А. Инновации в ¡науке. М.: ИНИОН» 1997. — 1'6 К с.

167. Яковлев И.П. О коммуникологии как науке о коммуникационных процессах // Вестник Московского университета. Серия. 18. Социология и политология. 1999. № 3. С. 212-214.

168. Ярошевский М.Г. Функция дискуссии в предметно-логическом развитии науки // Роль дискуссий в развитии естествознания / Отв. ред. док. психол. наук. проф. М.Г. Ярошевский. -М.: Наука, 1986. С. 8-38.

169. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. / Карл Ясперс, [Вступит, ст. П.П. Гайденко]. М.: Политиздат, 1991. - 527, 1. с. - (Мыслители XX века).

170. Яхиел Н. О научном сообществе как коллективном субъекте научной деятельности // Учёный и научный коллектив: социальные аспекты деятельности / Отв. ред. В.Н. Иванов, Н. Яхиел. М.: Прогресс, 1986. С. 7-17.

171. Crane D. Transnational networks in basic science. — In: Transnational relations and world politics. Cambridge (Mass.), 1972, p. 235-251.

172. Dolby R.G.A. The transmission of science. — History of science. Chal-font St. Giles, 1977, vol. 15, Pt. 1, N 27, p. 1-43.

173. Frame J.D., Carpenter M.P. International research collaboration. Social studies of science, L., 1979, vol. 9, N 4, p. 481-497.

174. Klukhohn F.R., Strodbeck F.L. Variation in Value Orientation. New York: Row, Peterson, 1961. - 267 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.