Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов: на материале работы в концертмейстерском классе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Давыдова, Анна Александровна

  • Давыдова, Анна Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 162
Давыдова, Анна Александровна. Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов: на материале работы в концертмейстерском классе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2007. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Давыдова, Анна Александровна

Введение

Глава I. Формирование ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе как психолого-педагогическая проблема

1.1. Основные подходы к проблеме формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе: к вопросу о понятийно-категориальном аппарате диссертационного исследования

1.2. Феномен эмпатии в формировании ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов

1.3.Концепция диалога в разработке теоретико-методической модели процесса формирования ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов

Глава II. Организация, содержание и ход опытно-экспериментального исследования процесса формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе

2.1. Критерии и параметры диагностики уровней сформированности ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов. Факультативный курс «Ансамблевая культура в профессиональной деятельности музыканта»

2.2.Первичная диагностика уровней сформированности ансамблевой культуры на начальном этапе учебно-формирующего эксперимента

2.3. Формирование ансамблевой культуры у учащихся в процессе проведения учебно-формирующего эксперимента в концертмейстерском классе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов: на материале работы в концертмейстерском классе»

Актуальность исследования. Современное состояние культуры носит явно выраженный техногенный характер, определяющий приоритеты в жизни и деятельности общества. Постоянно возрастает роль технического прогресса, совершенствуются различные средства массовой информации и одновременно сокращается объем непосредственно личностного общения. В многочисленных исследованиях социологов, культурологов, психологов отмечается нарастающий процесс дегуманизации бытия, ведущий к отчуждению личности, усложняющий для нее возможности социального взаимодействия, коммуникации, общения, что, в свою очередь, создает предпосылки для возникновения различных проявлений асоциального поведения. Прагматизм, эгоцентризм, рост потребления, смещение ценностных доминант в сторону обретения достатка и материального благополучия, постоянно усиливающаяся конфронтация на этнической, религиозной почве настоятельно обращают систему образования к проблеме гуманизации, созданию предпосылок для формирования готовности личности к совместной сотворческой деятельности в пространстве культуры, «универсальному» (М.Каган) межкультурному диалогу.

В самом понятии «ансамбль», прочно вошедшем в художественное пространство культуры и происходящем от французского «ensemble» (что в переводе на русский язык обозначает «вместе»), уже заложены как этическая составляющая, определяющая потребность в духовном общении, так и эстетическая, несущая в себе поиск гармонии и красоты в устремленности к общему идеалу. В своих фундаментальных трудах, посвященных русской музыкальной культуре, Б.Асафьев многократно подчеркивает роль песенного начала, той основополагающей интонации, которая лежит в основе национального «мелоса», цементирующей собой все жанры русского музыкального искусства. И действительно, ансамбль голоса и инструмента как выразитель потаеннейших движений души царствует в русском музыкальном искусстве на всем протяжении его развития. В вокальных сочинениях М.Глинки и А.Даргомыжского, М.Мусоргского и Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского и С.Рахманинова, А.Гречанинова и Н.Метнера, С.Прокофьева и Д.Шостаковича всегда действуют два равных партнера -голос и фортепиано, вместе создающие целостный художественный мир, вхождение в который - результат создания чуткого и тонкого ансамбля, а условие для рождения такого ансамбля - обладание высокой ансамблевой культурой воспитание которой является одной из важнейших задач в подготовке музыканта.

Ансамблевая культура как синтез этического и эстетического начал в значительной степени определяет возможность осуществления в профессиональной деятельности «духовного сотворчества», ведущего к созданию пространства «соучастного бытия» (М.Бахтин). Термин «духовное сотворчество» интерпретируется в философии и психологии художественного 1 творчества (В.Блок, Л.Выготский, М.Каган, К.Сельченок, О.Ранк, В.Соловьев, А.Шведерский и др.) как осознаваемая потребность и способность к диалогу, к эстетически-ценностному взаимодействию в творчески-созидательной деятельности в пространстве культуры.

Однако, при всей очевидности существования проблемы формирования ансамблевой культуры как структурного компонента профессиональной культуры будущего музыканта она часто оказывается на периферии музыкально-педагогического процесса, что свидетельствует о явной недооценке роли ансамблевой культуры в становлении духовной и профессиональной культуры учащихся-музыкантов.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования ансамблевой культуры музыканта, непосредственно связанная с обретением потребности и способности к совместной творчески-созидательной деятельности, к «духовному сотворчеству», обращает исследователя к широкому кругу работ в области философии, эстетики, психологии, культурологии, общей педагогики и педагогики музыкального образования, затрагивающих различные аспекты процесса формирования и развития потребности и способности к творческому диалогу в пространстве культуры.

Эти идеи отражены в работах, посвященных философии искусства и культуры, теории и законам саморазвития культуры (И. Баховен, Н.Бердяев, И.Блауберг, В.Библер, А.Брушлинский, М.Бубер. М.Вебер, В.Воррингер, В.Дильтией, Л.Заде, М.Каган, И.Кондаков, В.Кузьмин, Л.Леви-Брюль, Т.Липпс, Б.Ломов, Ю.Лотман, Ф.Ницше, Б.Поршнев, Г.Померанц, В.Садовский, Вл.Соловьев, Г.Федотов, Ф. Шлегель и др.)

Проблемы духовного сотворчества как фундамента творческого созидания освещаются в основных положениях этики А.Швейцера, в теории Доминанты А.Ухтомского, в социокультурном психоанализе Э.Фромма, разработке личностно-центрированного подхода М. В-Б. Боуэна, в идеях о духовной и символической сущности феномена Музыки в трудах Б.Асафьева,

A.Лосева, В.Медушевского, Г.Орлова, Ю. И.В.Холоповых и др. Значимость обретения диалогического стиля мышления, готовности к духовному сотворчеству отражена в работах А.Асмолова, Л.Грачева, В.Блока, Е.Замятина, Ю.Клименко, О.Ранка, Н.Рождественской и др., посвященных эстетике и психологии художественного творчества. Огромную роль потребности и способности к сотворческой деятельности в становлении личности выявляют в своих работах Л.Выготский, Т.Грининг, Э.Днепров,

B.Зинченко, И.Кон, А.Леонтьев, А.Орлов, А.Петровский, Н.Роджерс,

C.Рубинштейн, Дж.Фейдмен, Э.Фромм, К.Юнг, М.Ярошевский и др.

В отечественной и зарубежной педагогике и психологии (А.Адлер, С.Борисенко, Т.Гаврилова, А.Ковалев, Я.Корчак, В.Куницына, Т.Маркарьян, А.Маслоу, Т.Пашукова, К.Роджерс, В.Рябухин, В.Сухомлинский, Л.Шевченко и др.) освещаются сущностные особенности проявления потребности и способности к духовному сотворчеству как проявления эмпатии, духовного единения и активного сопричастия. Изучение этих особенностей позволяет сделать выводы о приоритете духовного сотворчества в выполнении педагогом-музыкантом своих социальных и профессиональных функций

Э.Абдуллин, К.Аджемов, Н.Алексеев, Л.Арчажникова, Л.Баренбойм, Е.Бондаревская, С.Глазачев, В.Загвязинский, О.Зимина, Д.Кабалевский, М.Кларин, И.Лернер, Б.Лихачев, А.Малинковская, А.Малюков, Л.Наумов, Г.Нейгауз, И.Подласый, В.Ражников, В.Сериков, М.Скаткин, С.Фейнберг, Б.Целковников, Г.Цыпин и др.)

Однако, несмотря на то, что проблема формирования потребности и способности к духовному сотворчеству рассматривается в значительном количестве работ, следует подчеркнуть, что специального исследования, направленного на разработку психолого-педагогической концепции формирования ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов до настоящего времени не проводилось.

Объект исследования - теоретико-методическая подготовка учащихся в концертмейстерском классе.

Предмет исследования - процесс формирования ансамблевой культуры в теоретико-методической подготовке учащихся в концертмейстерском классе

Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование педагогических условий, необходимых для осуществления процесса формирования ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов.

Поставленная цель выдвигает перед исследователем широкий круг задач:

• раскрыть сущность понятия «ансамблевая культура» в контексте гуманитарных знаний (философия, культурология, искусствоведение, музыкознание, педагогика, психология)

• выявить роль ансамблевой культуры в становлении личности учащегося-музыканта;

• применить современные научные подходы к процессу формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе;

• разработать на основании современных научных подходов авторскую теоретико-методическую модель формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе;

• определить педагогические условия, необходимые для осуществления процесса формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе;

• разработать параметры и критерии сформированности ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов;

• внедрить и проверить эффективность разработанной теоретико-методической модели формирования ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов в процессе проведения опытно-экспериментальной работы;

• провести анализ и статистическую обработку полученных данных.

Гипотеза исследования состоит в следующем:

• учебно-воспитательная работа с учащимися-музыкантами на современном этапе социального и культурного развития нуждается в новых подходах, направленных на формирование у них потребности и готовности к соучастию, со-единению, равноправию, партнерским отношениям, духовной общности между людьми, их со-звучию, ансамблю, в котором каждый из партнеров готов к совместной творчески-созидательной деятельности;

• готовность к совместной творчески-созидательной деятельности, отвечающая задаче гуманизации образования, возможна только при сформированной в учебно-воспитательном процессе ансамблевой культуре как структурной составляющей профессиональной культуры будущего музыканта, а решение проблемы формирования ансамблевой культуры в концертмейстерском классе является существенным компонентом образовательного процесса, влияющим на становление духовной и профессиональной культуры будущего музыканта;

• процесс формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе может быть эффективным при следующих условиях: а) признании ансамблевой культуры значимым компонентом профессиональной культуры, основанным на альтруистической ценностной ориентации; б) организации учебно-воспитательного процесса по принципам построения художественно-творческой мастерской, базирующейся на осознаваемой потребности в духовной общности при осуществлении совместной творчески-созидательной деятельности; в) обладании диалогическим стилем мышления, определяющим способность к эстетически-ценностному взаимодействию в музыкально-педагогическом процессе.

Методологической основой исследования являются концепции, посвященные проблеме творческого созидания, самореализации и самоактуализации личности в художественном пространстве культуры: в античной философии (Аристотель, Платон, Сократ и др.); философии нового времени (М.Бахтин, М.Каган, Ф.Ницше, Ф.Шлегель и др.); психологии (Л.Выготский, З.Фрейд, К.Юнг и др.); музыкознании (Б.Асафьев, Г.Орлов, Ю.Холопов, Б.Яворский и др.); современной философии образования (Б.Гершунский, В.Сластенин, М.Фишер и др.); труды, освещающие проблемы в области: философии культуры и искусства (И.Баховен, Н.Бердяев, Г.Гегель, Ю.Лотман и др.); сущности музыки как феномена в пространстве культуры (В.Конен, А.Лосев, В.Холопова и др.); психологии творчества (М.Арановский, Е.Басин, Б.Теплов и др.); сущности эмпатии как духовного сотворчества (Ш.Амонашвили, Л.Надирова, Л.Шевченко и др.); эстетической культуры и эстетически-ценностного воспитания личности (Д.Кабалевский, Н.Киященко, А.Малюков, М.Плохова, А.Щербакова и др.); психологии межличностного взаимодействия (А.Орлов, Е.Рогов, В.А.Соснин и др.); музыкального исполнительства (К.Игумнов, Г.Нейгауз, С.Рихтер, Г.Цыпин и др.); педагогики музыкального образования (Э.Абдуллин, Т.Бакланова, Д.Гостева, Б.Критский, А.Малинковская, Т.Мариупольская, А.Николаева, Е.Николаева, Г.Стулова, А.Юдин и др.).

База исследования: МГУКИ, РАМ им. Гнесиных, Колледж эстрадно-джазового искусства, ДМШ №100. Методы исследования:

• изучение и анализ специальной литературы (философской, культурологической, музыковедческой, психологической, педагогической) по теме исследования;

• обобщение теоретических положений из различных областей научного знания, интеграция изученного в область педагогики музыкального образования;

• обобщение передового педагогического опыта, анализ собственного педагогического опыта автора исследования;

• педагогические наблюдения и беседы;

• анкетирование, интервьюирование учащихся, студентов и педагогов-музыкантов;

• проведение констатирующего и формирующего экспериментов;

• методы статистической обработки экспериментального материала.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на протяжении 2000-2007 гг. Условно его можно разделить на четыре этапа.

Первый этап - предварительный (2000 - 2002 гг.) - можно определить как теоретико- аналитический. На этом этапе формулировалась проблема исследования, ее актуальность и значимость для развития и совершенствования музыкально-педагогического процесса, определялся объект и предмет исследования, выявлялись основные направления исследовательской деятельности. В процессе работы на первом этапе изучался и анализировался широкий круг литературы по поставленной проблеме, рассматривался и обобщался отечественный и зарубежный педагогический опыт, формулировалась гипотеза исследования, определялась методика проведения опытно-экспериментальной работы, формулировались положения, выдвигаемые на защиту.

Второй этап - основной (2003 - 2004 гг.) - включал себя организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, разработку и внедрение методики диагностики уровней сформированное™ ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов, разработку и внедрение теоретико-методической модели формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе, разработку и внедрение факультативного курса «Ансамблевая культура в профессиональной деятельности музыканта», проведение констатирующего и учебно-формирующего эксперимента, выявление педагогических условий, необходимых для осуществления процесса формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе, формулировку выводов, сделанных на основании проведенного опытно-экспериментального исследования.

Третий этап - дублирующий (2005 - 2006 гг), на котором анализировались и проверялись полученные на основном этапе результаты, корректировались разработанные способы и методы формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе, проводился дублирующий эксперимент, были разработаны и изданы две хрестоматии к факультативному курсу «Ансамблевая культура в профессиональной деятельности музыканта», посвященные вокальной музыке западноевропейских композиторов XVI - XX вв. (2005 г.) и русской вокальной музыке XVIII - XX вв. (2006 г.)

Четвертый этап - заключительный (2007г.) - подведение итогов проведенного исследования, анализ и статистическая обработка результатов, формулировка выводов и рекомендаций на основании полученных в процессе проведения основного и дублирующего этапов исследовательской деятельности и обработанных данных. Общее число участников эксперимента составляет 198 человек.

Научная новизна исследования определяется тем, что: • в широком контексте гуманитарных знаний (философия, культурология, искусствоведение, музыкознание, педагогика, психология) раскрыта сущность понятия «ансамблевая культура» и определена роль ансамблевой культуры в личностном и профессиональном становлении музыканта; применены современные научные подходы - системный, диалогический и аксиологический, на основе которых создана четырехуровневая (первый уровень - эмоционально-мотивационный, второй - эстетически-ценностный, третий - сотворчески-преобразоваительный, четвертый -синтетически-диалогический) теоретико-методическая модель формирования ансамблевой культуры в учебно-воспитательной работе в концертмейстерском классе; разработаны критерии и параметры уровней сформированности ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов, позволяющие выявлять динамику формирования у них ансамблевой культуры в учебно-воспитательном процессе

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: разработаны теоретические и методические основы формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе; определены педагогические условия, способствующие эффективности формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе; разработан факультативный курс «Ансамблевая культура в профессиональной деятельности музыканта», который позволяет значительно расширять границы теоретико-методической подготовки будущих специалистов, открывать им в учебно-воспитательной работе новые грани профессиональной культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что внедренная и доказавшая в процессе проведения опытно-экспериментального исследования свою эффективность теоретико-методическая модель формирования ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов может стать основой для разработки новых авторских методик, направленных на совершенствование процесса формирования ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов;

• разработанные методы диагностики уровней сформированности ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов могут быть востребованы в практической деятельности педагогов-музыкантов, позволяя им анализировать динамику профессионального и личностного становления каждого учащегося;

• факультативный курс «Ансамблевая культура в профессиональной деятельности музыканта» может найти широкое применение в учебных заведениях, а изданные хрестоматии к курсу «Ансамблевая культура в профессиональной деятельности музыканта», в которых представлена вокальная музыка западноевропейских композиторов XVI - XX вв. и русских композиторов XVIII - XX вв., могут оказать помощь педагогам-музыкантам в систематизации и расширении педагогического репертуара.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ансамблевая культура является структурным компонентом профессиональной культуры музыканта, обусловливающим направленность его сознания на со-переживание, со-единепие, со-творчество, готовность воспринимать личность партнера по музыкальной коммуникации как союзника и единомышленника в достижении единой цели - постижении смыслов и ценностей авторского художественного мира и создании адекватной этому миру интерпретации, являющейся плодом совместной сотворческой деятельности.

2. Формирование ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе как многоступенчатый процесс систематического и целенаправленного становления личности, ее устремленности к широкомасштабному межкультурному диалогу, эстетически-ценностному взаимодействию, готовности к совместной творчески-созидательной деятельности представляет собой одну из важнейших задач современной педагогики музыкального образования, основным критерием эффективности которой является подготовка высоко квалифицированного специалиста, способного к максимальной самореализации и самоактуализации в социокультурном пространстве третьего тысячелетия.

3. Осуществление процесса формирования ансамблевой культуры в теоретико-методической подготовке учащихся в концертмейстерском классе должно опираться на активизацию таких базовых компонентов как: толерантность, эмпатия, вовлеченность в совместную творческую деятельность, готовность к диалогическому общению.

4. Оптимальной моделью организации учебно-воспитательной работы в концертмейстерском классе, направленной на формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов, является художественно-творческая мастерская, представляющая собой художественное пространство сотворческой деятельности Мастера и его учеников, способствующей воспитанию креативной личности и отвечающей требованиям новой гуманистической парадигмы образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены:

• методологической и теоретической обоснованностью исходных научно-педагогических позиций, опирающихся на широкий круг отечественных и зарубежных научных источников в различных областях гуманитарного знания (философских, культурологических, искусствоведческих, музыковедческих, психологических, педагогических, музыкально-педагогических), в которых освещаются различные аспекты изучаемой проблемы;

• адекватностью методологических подходов специфике рассматриваемых проблем, цели и задачам работы, ее объекту и предмету;

• подтверждением концептуальных положений, выдвинутых в работе, в опытно-экспериментальной работе.

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялись через публикации научно-методических материалов автора, в процессе опытно-экспериментальной работы со студентами РАМ им.

Гнесиных, учащимися Колледжа эстрадно-джазового искусства и ДМШ №100, в ходе обсуждений на кафедре музыкального образования МГУКИ.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, содержащей научные труды по теме исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Давыдова, Анна Александровна

Заключение

Проведенное исследование процесса формирования ансамблевой культуры в теоретико-методической подготовке учащихся в концертмейстерском классе позволяет сделать следующие выводы:

1.Формирование ансамблевой культуры в теоретико-методической подготовке учащихся в концертмейстерском классе является существенным компонентом образовательного процесса, основанным на альтруистической ценностной ориентации, осознаваемой потребности в духовной общности и диалогическом стиле мышления.

2.Формирование ансамблевой культуры как структурного компонента профессиональной культуры музыканта создает в концертмейстерском классе атмосферу со-пережиеания, со-единения, со-творчества, обусловливая потребность и готовность к осуществлению эстетически-ценностного взаимодействия как в учебно-воспитательном процессе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

3.Формирование ансамблевой культуры в теоретико-методической подготовке учащихся в концертмейстерском классе активизирует такие базовые компоненты, как эмпатия, толерантность, креативность, готовность к диалогическому общению, что способствует активной вовлеченности личности в творчески-созидательную деятельность.

4.В качестве педагогических условий, необходимых для осуществления процесса формирования ансамблевой культуры в теоретико-методической подготовке учащихся в концертмейстерском классе, выступают: а) применение современных научных подходов - системного, диалогического, аксиологического, позволяющих создавать в учебно-воспитательном процессе атмосферу соучастного бытия; б) создание на основе этих подходов модели художественно-творческой мастерской, отвечающей требованиям современной гуманистической парадигмы образования; в) осуществление принципа ценностного взаимодействия между объектом (музыкой) и коллективным субъектом (солистами, концертмейстером, педагогом-музыкантом) познания; г) воплощение идеи эмпатии, согласия и любви как системообразующего фактора в осуществлении процесса формирования ансамблевой культуры и становления духовно-нравственного облика будущего музыканта-профессионала.

5.Проведенное опытно-экспериментальное исследование полностью подтверждает положения, выдвинутые в работе, и позволяет утверждать, что осуществление процесса формирования ансамблевой культуры в теоретико-методической подготовке учащихся в концертмейстерском классе создает предпосылки для значительного расширения у них профессионального горизонта, повышения творческой активности, устремленности к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, готовности к эффективной самореализации и самоактуализации в пространстве культуры третьего тысячелетия.

155

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Давыдова, Анна Александровна, 2007 год

1. Абдуллин Э.Б. Методология музыкально-педагогическогообразования.//Программы по спец. 03.07.00. М.: МПГУ, 1997, - С, 1 - 24.

2. З.Абульханова Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334 с.

3. Аджемов К.Х. Незабываемое. М.: Музыка, 1972. - 152с.

4. Адорно Т. В. Избранное: социология музыки. М. - С. - П.: Университетская книга, 1999, - 445с.

5. Адорно Т. В. Проблемы философии морали. М.: Изд-во Республика, 2000. - 239с.

6. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры подростков . -Автреф. диссер. докт. пед. наук. М., 1987. - 32с.

7. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. - 296 с.

8. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 496с.

9. Ю.Андреева И.Н. Философия и история образования. М.: Моск. Гор. пед. общество, 1999. - 190с.

10. Антология исследований культуры. Гл.ред. серии С.Я.Левит. Т.1. С -П.: Университетская книга, 1997. 728с.

11. Апраксина О.А. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы. //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. М., 1986. - с. 5 -15.

12. Апрелева В.А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры. -С.-П.: Инфо да, 2004. - 368с.

13. М.Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе. //Процессы музыкального творчества. Сб.З М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - с. 56 -57.

14. Аристотель Поэтика Риторика. С - П.: Изд-во Азбука, 2000. - 347с.

15. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.1. М.: Изд-во академии наук СССР, 1952.-397с.

16. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.2. М.: Изд-во академии наук СССР, 1954.-383с.

17. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т,3. М.: Изд-во акад. наук СССр, 1954. -333с.

18. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.4. М.: Изд. академ., 1955. - 439с.

19. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.5. М.: Изд-во акад. наук СССР, 1957.-386с.

20. Байрон Дж.Г. Сочинения в трех томах. Т.1. Стихотворения. Поэмы. -М.: Изд-во Худ. лит., 1974. 462с.

21. Баренбойм Путь к музицированию. Исследование. Изд. 2-е допол.= Л.: Сов. комп., 1979.-352 с.

22. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка. Ленингр. отд., 1974. - 334с.

23. Бахтин под маской //Волошинов В.Н., Медведев П.Н., Канаев И.И. Статьи. Ред. Г.Н. Шелогурова. М.: Изд-во Лабиринт , 1996. - 176с.

24. Бахтин М.М. К философии поступка. М.: Изд-во Лабиринт, 1996. -176с.

25. Белинский В.Г. Полное собр. соч., Т.7. М.: Худ. лит, 1955. - 736 с.

26. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М.: Инф. изд. агентство Русский мир, 1997. - 402с.

27. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999.- 1407с.

28. Бердяев Н.А. Смысл творчества философия свободы. М.: Правда, 1989,-607 с.

29. Бернандт И.Г. Черты личности //Сов. муз. №8, 1977. С. 52 - 54.

30. Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта профессоров Московской консерватории. М., 1999. - 77с.

31. Благой Д.Д. Образная речь педагога. //Сов. муз. 1966, №6. - С.81 - 84.

32. Боткин В.П. Литературная критика. Публицистика. Письма. М.: Изд-во Сов. Россия, 1984. -320с.

33. Браудо И. (о произношении истории). Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1973.- 197 с.

34. Зб.Булез П. Идея. Реализация. Ремесло. //Homo musicus Альманах музыкальной психологии. М: МГК им. П.И.Чайковского., 1994. - С.91 -136.

35. Булез П. Музыкальное время. //Homo musicus Альманах музыкальной психологии. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1995. - С. 66 - 75.

36. Бунин В. Педагогика С.Е. Фейнберга. М.: Музыка, 2000. - 79с.

37. В фортепианных классах ленинградской консерватории. /Сб. статей под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Музыка, 1968. - 187с.

38. Вейнингер О. Последние слова. Пол и характер. Минск: Попурри, 1997-416с.

39. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: изд-во МПГУ, 1984.- 143с.

40. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. - 350.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 341с.

42. Гаккель Л. Величие исполнительства. С. - П.: Северный олень, 1995. -96с.

43. Гаккель Л. Исполнителю. Педагогу. Слушателю. // Статьи, рецензии. -Л.: Всесоюз. изд-во Сов. комп., Ленингр. отд., 1988. - 168с.

44. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера три мира. - М.: Радуга, 1986.-480с.

45. Гачев Г.Д. Творчество. Жизнь. Искусство. М.: Дет. лит., 1980. - 143с.

46. Гегель. Г. В.Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т.1. Отв. Ред. А.В.Гулыга. Пер. с нем. М.И.Левиной. М.: Мысль,1976. - 532 с.

47. Гейне Г. Собр. соч. в шести томах. Т. 1. М.: Худ. лит., 1980. - 518с.

48. Гейне Г. Собр. соч. в шести томах. Т.З. М.: Худ. лит., 1982. - 486с.

49. Герасимова Персидская Н.А. Русская музыка ХУН века. Встреча двух эпох. - М.: Музыка, 1994.- 125с.

50. Герцман Е. Музыка Древней Греции и Рима. С.-П.: Алетейя, 1995. -334с.

51. Гете И.В. Собр. соч. Т.1. М.: Худ. лит., 1975. - 524с.

52. Гинзбург Г. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Сов. комп., /Сост. М.Яковлев 1984. - 288с. с ил.

53. Гольдшмидт Г. Франц Шуберт. М.: Музыка, 1968. - 450с.

54. Гофман Э.Т.А. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. Дневники. М.: Наука, 1972. - 664с.

55. Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений в шести томах. Т.1. М.: Худ. лит., 1994. 444с.

56. Гофман Э.Т.А. Эликсиры сатаны. JL: Наука, 1984. - 284с.

57. Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М.: Современник, 1986. -351с.

58. Григорьев А. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1980. - 496с.

59. Грум Гржимайло Т.Н. Музыкальное исполнительство. - М.: Знание, 1984.- 155с.

60. Гуревич П.С. Философия человека. Часть 1. М.: ИФРАН, 1999. - 221с.

61. Делез Ж. Логика смысла. М., Екатеринбург: раритет, Деловая книга при участии ЗАО Академия - центр, 1995. - 298с.

62. Денисов Э.В.Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Музыка, 1986. - 206с.

63. Дельсон В. Святослав Рихтер. М.: Гос. муз. изд-во, 1961. - 122с.

64. Долгов К. Театр Вселенная человеческой души. //Альманах «Катарсис. Вып.1 М, 1994. С.3-16.

65. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Изд.2-е доп. //Основные методы психологического исследования. Планирование психологического эксперимента. Современные теории психологического тестиорования. М., С.-П.,Нижний Новгород,

66. Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск: Изд. дом Питер, 2003. 319с с илл.

67. Друскин М. Вагнер. М.: Гос. муз. изд-во, 1963. - 96с.

68. Друскин М. Избранное. Монографии. Статьи. М.: Сов. коми., 1981. -336с.

69. М.Г.Соколова. М.: Музыка, 1980. - 208с. 72.3етель И. Н.К. Метнер - пианист. - М.: Музыка, 1981. - 231с. 73.Зимина О.В. Диалог в профессиональной деятельности учителя музыки.-: ТГУ, 2006.- 118с.

70. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. М.: Смысл, 2001. -264с.

71. Иллюстрированная хроника открытий и изобретений с древнейших времен и до наших дней. Наука и технология: люди даты - события. / Дж.Кларк, пер. с англ. М.Я.Беньковской, О.А.Герасиной, А.В.Шерстнева - М.: ACT Астрель, 2002. - 333с.

72. Ионин Л.Г. Социология культуры. -М.:Логос, 1998. 280с.

73. История русской музыки. Т.6 50-е 60-е годы XIX века. - М.:Музыка, 1989.-384с.

74. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.-336с.

75. Каган М.С. Философия культуры. С. - П.: ТОО ТК Петрополис, 1996. -415с.

76. Каган М.С. Эстетика как философская наука. С.-П.: Петрополис, 1997.- 544с

77. Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд ленинградская галерея, 1990. - 66с.

78. Кант И. Сочинения в шести томах. Т.З. М.: Наука, 1964. - 799с.

79. Кармин А.С. Основы культурологии. С. - П.: Лань, 1997. - 507с.

80. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры. М.: Nota bene, 1988.-536 с.

81. Кафка Ф. Реальность абсурда. Симферополь: Реноме, 1998. - 423 с.

82. Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время. -М.: Музыка, 1973.-470 с.

83. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. М.: Знание, 1984.- 110с.

84. Киященко Н.И. Эстетика. М., С.-П., Киев, 2005. - 588с.

85. Клименко Ю. Философия согласия на театре» //Альманах «Катарсис»Вып.1. М., 1994. С.80-96.

86. Коган Г.М. Избранные статьи. Вып.З. М., 1985. - 46с.

87. Коган Г. Работа пианиста. -М., 1978. 180с.

88. Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход) Оренбург: ОИКПРО, 2002, 238с.9393.Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1997.-640с.

89. Корто А. О фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1965. - 364с.

90. Кремлев Ю. Избранные статьи. М. - Л.: Музыка, 1969. - 203с.

91. Кроче Б. Эстетика. Тула: ИНТРАДА ММ, 2000. - 157с.

92. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М.: Издательский центр «Академия» 2002г.

93. Ландовска В. О музыке. М.: Радуга, 1991. - 438с.

94. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.

95. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М.: Фигаро -центр, 1997. - 136с.

96. Либерман Е. Фортепианные сонаты Бетховена. М.: Классика -XXI век, 1996.- 123с.

97. Лист Ф. Ф.Шопен. /Общ. ред. и вст статья Я.И.Мильштейна. М.: Гос. муз. изд-во, 1956. - 427с.

98. Лихтенберг Г.К. Афоризмы. М.: Искусство, 1965. - 343с.

99. Лонг М. За роялем с Клодом Дебюсси, Габриелем Форе, Морисом Равелем. М.: изд. дом Композитор, 2000. - 288 с. С илл.

100. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.:

101. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М.:

102. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 526с.

103. Мазель Л. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1991. -80с.

104. Малинковская А.В. Фортепианное интонирование как музыкально педагогическая и исполнительская проблема. Автреф. диссер. докт. педа. наук. - М., 1995. - 46с.

105. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Феникс, 1999. - 256с.

106. Мандельштам О.Э. Об искусстве. М.: Искусство, 1995. - 416с.

107. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М.: Прометей, 2002. - 204с.

108. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. Исследование. М.: Композитор, 1993. - 262с.

109. Медушевский В. Религиозная природа музыкального слуха. //Альманах музыкальной психологии. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1995.-С. 8- 16.

110. Медушевский В.В, О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

111. Меркулов А. Фортепианные сюитные циклы Шумана (вопросы целостности композиции и интерпретации). М.: Музыка, 1991. - 94с.

112. Мерриам А. Антропология музыки. //Альманах музыкальной психологии. М.,: МГК им. П.И.Чайковского 1995. С. 29 - 64.

113. Метнер Н.К. Воспоминания. Статьи. Материалы, //сост., авт. вст. статьи и коммент. З.А.Апетян. М.: Сов. комп., 1981. - 251с.

114. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Гос. муз. изд-во, 1963. - 95с.

115. Методологические проблемы музыкальной педагогики. Мат. межресп. науч. прак. конференции. /Отв. ред. Э.Б.Абдуллин. - М.: МПГУ, 1991.- 125с.

116. Мильштейн Я.И. Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987. - 176с.

117. Мильштейн Я.И. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Сов. комп., 1990. -288с.

118. Минаев Е.А. Музыкально информационное поле в эволюционных процессах искусства. - М.: Музыка, 2000. - 389с.

119. Михайлов С. Стиль в музыке. Л.: Музыка. Ленингр. отд., 1981. - 262с.

120. Монсенжон Б. Рихтер. Дневники. Диалоги.М.: Классика XXI век, 2005, 480 с. с илл.

121. Мясоедова Н.С. Музыкальные способности и педагогика. М.: Преет, 1997. - 80с.

122. Музыка. Мысль. Творчество. У истоков традиций, //отв. ред. М.С.Старчеус. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1998. - 244с.

123. Надирова Л.Л. Теоретические основы и методы формирования эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов.Автореферат диссертации на соиск. учен. степ, доктора пед. Наук. М.: МГОПУ, 2000. - 59с.

124. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254с. с нот. ил.

125. На уроках Антона Рубинштейна. /Ред. сост. и автор вст. статьи Л.А.Баренбойм. - М. - Л.: Музыка, 1964. - 100с.

126. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Гос. муз. изд-во, 1961.-320с.

127. Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники /Изб. Статьи. Письма к родителям. Сост. Я.И.Мильштейн М.: Сов. комп., 1983. -526с.

128. Немецкая поэзия XIX века. Сб. Сост. А.С.Дмитриев. М.: Радуга, 1984. -704с.

129. Николаева Е.В. История музыкального образования. Древняя Русь. Конец X середина XVII столетия - М.: Владос, 2003 - 208с.

130. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепинно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. М: Прометей, 2003. - 252с.

131. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Минск: Попурри, 1997-51 1с.

132. Окраинец И.А. Доменико Скарлатти. Через инструментализм к стилю. М.: Музыка, 1994. -208с.

133. Онеггер А. О музыкальном искусстве. Л.: Музыка. Ленингр. отд., 1979.-264с.

134. Орлов Г.А. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М.- л.: Музыка, 1966,- 120с.

135. Основы этических знаний, /отв. ред. М.Н.Росенко. С. П.: Лань, 1998.-252с.

136. Перельман Н.Е. В классе рояля: короткие рассуждения. 3-е изд., доп, Л.: Музыка. Ленингр. отд, 1981. -96с.

137. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гумм. Изд. центр Владос, 1994. -304с.

138. Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. -М.: Владос. 400с.

139. Покровский Б. Что, для чего и как?- М.: Слово, 2002. 311с. Пономарев Я.И. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280с.

140. Психология XXI века //под ред. В.Н.Дружинина. М: Per Se, 2003.-864с.

141. Психология самосознания //ред.-сост. Д.Я.Райгородский -Самара: Изд. Дом «Бахрах М», 2000. - 672с.

142. Равичер Я. Василий Ильич Сафонов. М.: Музгиз, 1959. - 365с.

143. Ражников В.Г. Психолого педагогическая модель музыкальной культуры. - М.: ЦАПИ, 1993. - 90с.

144. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989.- 141с.

145. Рапацкая JI.A. Основы общехудожественной подготовки учитея музыки. М.: МГОПУ, 1996. - 142с.

146. Рапацкая JI.A. Русская художественная культура. М.: Гум. изд. центр Владос, 1998. - 608с.

147. Рассел Б. История западной философии. -С.-П.: Азбука, 2001. -957с.

148. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2003. - 336с. с илл.

149. Рожина JI.H. Развитие эмоционального мира личности. Минск: «Вышейшая школа», 2003. - 272с.

150. Россихина В.П. Рассказы о русских композиторов. М.: Детская литература, 1971.-318с.

151. Рыбин В.А. Гуманизм как этическая категория. М.: Логос, 2004. - 270с.

152. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М. - Л.: Музыка. Ленингр. отд., 1964. - 186.

153. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Классика - XXI век, 2002. - 136с.

154. Секреты фортепианного мастерства. /Сост. Н.Енукидзе, В.Есаков. М.: Классика-XXI век, 1998. - 146с.

155. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. -М.: Наука, 1975. 175с.

156. Современный словарь по психологии. Минск: Слово, 1998, 768с.

157. Соловьев B.C. Избранное. М.: Сов. Россия, 1990. - 492с.

158. Соловьев B.C. Сочинения Т.1. 1873 1876. - М.: Наука, 2000. -392 с.

159. Соловьев В. Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999.-911с.

160. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. -Минск: Совр. литератор, 1998. 1407с.

161. Стасов В.В. Избранные сочинения. Т.З. М.: Искусство, 1952. -886с.

162. Старобинский СЛ. Методика стиле-слухового анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе. М.: Северо-Западный учебный округ, 1999. - 60с.

163. Тарасов Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности. //Вопросы психологии №4. М.: Прометей, 1990. - С. 131 - 134.

164. Теория и методика обучения игре на фортепиано.- М.: Гумм. Изд. центр Владос, 2001. 368с.

165. Теплов Б.М. Избранные труды в двух томах. Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1985.- 328с.

166. Торопова А.В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике. /Э.Б.Абдуллин. Вместо предисловия. М.: Изд-во Прометей МПГУ,1997. - 104с.

167. Традиции и новаторство. //Материалы международной конференции. М.: МПГУ, 1999. - 296с.

168. Тэн И. Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов. -М.: Искусство, 1995. 159с.

169. Туманина И. Великий мастер. М.: Изд-во Наука, 1968. - 485с.

170. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. Пер. с анг. Сост. И.Т.Касавин.Общ. ред. И вступ. Статья М.А.Кисселя М.: Прогресс , 1990.-716с.

171. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. -М.: Музыка, 1975.- 109с.

172. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. Вст. статья В.Натансона.-М.: Музыка, 2003.- 335с.

173. Франк С. С нами бог. Три размышления. Париж, 1964 - 470с.

174. Фролова С. Фортепианные сонаты П.И.Чайковского. М.: Музыка, 1955.-39с.

175. XX век. Композиторы о композиторах. Сост. Н.Хотунцов. С.-П.: Совр. Худ.-48с.

176. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. С. - П.: Лань, 2001.-496с.

177. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М.: МГК, 1992. -258с.

178. Холопова В., Чигарева Е. Альфред ШНитке. Очерк жизни и творчества. - М.: Сов.комп., 1990. - 346с.

179. Хопрова Т. Сергей Иванович Танеев. Л.:Музыка, 1980. - 104с. с илл.

180. Хоруженко К.М. Схемы культурологи. М.: Владос, 2003. - 336с.

181. Хохлов Ю.Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 528с.

182. Царева Е.М. Иоганнес Брамс: Монография. М.: Музыка, 1986. -383с., с ил. нот.

183. Цахер И. Поздние квартеты Бетховена. М.: Музыка, 1997. -141с.

184. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога музыканта в поисках смысла. Исследование /Отв. ред. Э.Б.Абдуллин, - М.: Изд-во Текст, 1999.-209с.

185. Цуккерман В. Музыкально теоретические очерки и этюды. - М.: Всесоюзн. Изд-во Сов. комп., 1970. - 558с.

186. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М.: Academia, 1999.-192с.

187. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М.: Сов. Комп., 1988 - 382с.

188. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности, проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 374с.

189. Цыпин Г. Шопен и русская пианистическая традиция. М.: Музыка, 1990. -96с.

190. Чачава В.Н. «Искусство концертмейстера» С-П.: «Композитор» 2003г.

191. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 2. -Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. 173с.

192. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М.: Политиздат, 1989.-208 с.

193. Швейцер А. Культура и этика. /Пер. с нем. Н.А.Захарченко и Г.В. Калшанского. Общ. ред. и пред. В.А.Карпушина. М.: Прогресс, 1973. -342с.

194. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства //Музыкальная эстетика Германии XIX века. Т.1. М.: Мысль, 1981. -430с.

195. Шендерович Е.М. «В концертмейстерском классе» М.: «Музыка» 1996г.

196. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика.

197. Т. 1. М.: Искусство, 1983. - 479с.

198. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.2. М.: Искусство, 1983.-448с.

199. Шиабель А. "Ты никогда не будешь пианистом". М.: Классика -XXI век, 1999.- 336с.

200. Шопен Ф. Письма. Т. 1. М., 1976. - 527с. с ил.нот.

201. Шопен Ф. Письма. /Сост., авт. ком. Г.С.Кухарский. Т.2. М.: Музыка, 1980- 468с.

202. Шопенгауер А. Афоризмы и максимы. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, Харьков: Фолио, 1998. - 736с.

203. Шор Ю.М. Культура как переживание. С.-П.: Санкт -петербургский университет профсоюзов, 2003. - 220с.

204. Шуман Р. Жизненные правила для музыканта. М.: Музыка, 1959.- 63с.

205. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собр. стат. в двух томах, /сост., ред., вст. статья и ком. Л.В.Житомирского. Т.1. М.: Музыка, 1975. - 407с. с ил. нот.

206. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. II А. - М.: Музыка, 1978. -327с. с ил. нот.

207. Щербакова А.И. Аксиология музыкально педагогического образования. - М.: изд-во Прометей, 2001. - 423с.

208. Эмери У. Орнаментика Баха. Пер. с англ. И вст. Статья А.Майкапара-М.: Музыка, 1996.- 159 с.

209. Эррио Э. Жизнь Бетховена. М.: Музыка, 1975. - 349.

210. Юм Д. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1996. - 729с.

211. Юм Д. Сочинения в двух томах. Т.2. М.: Мысль, 1996, 800с.

212. Юнг К. Психологические типы. Минск: Попурри, 1998 - 653с.

213. Яворский Б. Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. /Ред. сост. И.С.Рабинович. - М.: Всесоюз. изд-во Сов. комп., 1972. - 711с.

214. Яконюк B.JI. Музыкант. Потребность. Деятельность. Минск: Белор. Академия музыки , 1993. - 147с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.