Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования: На традициях народной педагогики якутов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Корякина, Надежда Афанасьевна

  • Корякина, Надежда Афанасьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 210
Корякина, Надежда Афанасьевна. Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования: На традициях народной педагогики якутов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2002. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Корякина, Надежда Афанасьевна

Введение

Глава I. Научно-теоретические аспекты формирования духовной культуры учителя

1.1. Сущность и содержание духовной культуры. Духовность и духовная культура учителя

1.2. Формирование духовной культуры учителя на основе познаний о человеке

1.3. Особенности духовно-нравственных традиций народной педагогики якутов

1.4. Формирование этнокультурной компетенции учителя в сфере духовности

Глава II. Совершенствование духовной культуры учителя в процессе послевузовского образования педагогов

2.1. Современная ситуация традиционной педагогической культуры в школах республики

2.2. Этнопедагогизация процесса взаимодействия школы и родителей как фактор стимулирования духовной культуры учителя

2.3. Этнопедагогическая модель формирования духовной культуры учителя в послевузовском образовании учителя

2.4. Апробация этнопедагогической модели формирования духовной культуры учителя в Республике Саха (Якутия) Заключение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования: На традициях народной педагогики якутов»

Актуальность исследования. Одной из серьезных причин распространения бездуховности, моральной деградации, межнациональных войн социологи, эт-„ нологи, психологи и педагоги считают игнорирование традиционной культуры воспитания. Кризис общества создает некий ценностный вакуум, социальную апатию, нигилизм по отношению к традициям, культуре народа, в результате чего появляются поколения, не знающие родного языка, обычаев, истории, культуры своего народа, утратившие сформированные веками нравственно-этические понятия. В критических для общества и человека ситуациях начинают теряться культурные формы, стереотипы поведения, дегуманизируются системы ценностей, они становятся не «полем» развития £ «человеческого в человеке», а средством его одичания (Л.П. Буева), что побуждает к пересмотру существенных характеристик человека и культуры. Посредником между культурой и человеком становится сфера образования. Имеются объективные основания считать, что возрождение страны во многом зависит от успешного функционирования образования. В современной ситуации особенно значимыми становятся вопросы народности воспитания, выработки нового содержания образования, опирающегося, с одной стороны, ^ на общечеловеческие ценности, с другой - на национально-культурные, регионально-этнические традиции.

Образование, являясь одним из социокультурных феноменов, вступает в новый этап своего развития, когда «именно учителю принадлежит центральная роль в культурном прогрессе наступающей эпохи» [189;9], следовательно, ему необходим высокий уровень духовной культуры. В обучении и воспитании многое зависит от личности учителя. Влияние учителя на молодую душу составляет, как считает К.Д. Ушинский, ту воспитательную силу, которую нельзя «заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений». Только народный учитель, «вобравший в себя лучшие черты трудового народа», может озарить мир «светом образования».

На рубеже веков образование, являясь одним из социальных и духовных феноменов, вступает в новый этап своего развития. Оно связано с осознанным стремлением к обновлению содержания образования, к развитию духовной культуры учителя. С.И. Гессен считает, что ведущая цель образования - формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Спектр теоретических разработок о развитии духовной культуры учителя в системе образования представлен С.И. Архангельским, Е.И. Артамоновой, B.C. Библером, И.В. Бестужевым-Ладой, Л.П. Буевой, Б.З. Вульфовым С.И. Зиновьевым, В.А. Сухомлинским, И.С. Коном, Ф.Ф. Королевым, А.В. Мудриком, В.А. Сластени-ным, В.Н. Столетовым, Н.Ф. Талызиной, В.Н. Турченко, Н.Б. Крыловой, В.Д. Шадриковым и др.

Духовная культура учителя является той созидающей силой, которая влияет не только на образовательную сферу, но и на всю жизнь общества, народа и выводит общество к достойной жизни. Понятие «духовная культура учителя», оставаясь белым пятном в теории и практике образования, до сих пор не получило общепризнанного определения: педагогическая энциклопедия, словари по психологии, социологии, философии не содержат его.

Еще в XIX веке К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, С.А. Рачинский и др. отмечали необходимость опоры воспитания на специфические национальные особенности личности. Основным фактом, из которого исходил К.Д. Ушинский, являлось наличие у каждого народа своей особенной национальной системы воспитания. В национальном образовании громадное значение имели уроки родного языка - живого организма, в котором отражаются судьбы, думы, чаяния народа, усвоение которого означает погружение в сокровищницу национальной культуры. В XX веке А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. призывали учитывать опыт народной педагогики.

Национально-специфическое, народное, самобытное, являясь формой выражения общечеловеческого, способствует всестороннему развитию и обогащению наций, духовному расцвету человечества. Для нашего исследования принципиальными становятся идеи единства этических ценностей, рассматриваемые Л.Н Толстым, Н.К. Рерихом, основополагающие идеи Я.А. Коменского, Н.А. Добролюбова о значимости народных традиций, убеждения В.Н. Сороки-Росинского, концепции В.А. Сухомлинского о нравственной обязанности воспитываемого и воспитывающего. Особое научно-теоретическое значение имеют труды К.Д. Ушинского о принципах народности воспитания, доказывающие, что народная педагогика охватывает все возрастные категории человека от его рождения до смерти и направлена на формирование личности.

Анализ работ В.Г. Афанасьева, Г.Н. Андреевой, Е.В. Бондаревской, И.В. Бестужева-Лады, Г.Н. Волкова, В.А. Разумного, В.М. Коротова, В.А. Караков-ского, М.Я. Ковальзона, И.С. Кона, Б.Т. Лихачева, B.C. Мухиной, Л.И. Новиковой, П.В. Симонова, Е.Н. Шороховой, В.К. Шабельникова, И.Т. Фролова, Г.Н. Филонова и др. убеждает в том, что конкретные модели воспитания регулируются обществом в процессе передачи культуры этноса через содержание морально-этических традиций и нравственных ориентиров.

Поиск путей демократизации и гуманизации национального образования, Концепция обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия) определили необходимость перехода к новому этапу ее развития, одним из главных принципов которого является признание ценностей традиционной культуры в процессе формирования личности ребенка. Это актуализирует проблему формирования духовной культуры учителя и оптимизацию послевузовского образования, базирующуюся на педагогическом наследии народа. В Республике Саха (Якутия) происходят существенные изменения, ориентированные на выполнение одной из важнейших функций - функции культурообра-зования, трансляции из поколения в поколение и обогащения каждым последующим из них культурных, духовных, нравственных ценностей, традиционных воспитательных средств. Проблеме приобщения человека традиционному мировоззрению как основе духовного воспитания в условиях Республики Саха (Якутия) посвящают свои работы исследователи этнопедагогики якутов: У.А. Винокурова, Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, В.Д.

Михайлов, А.П. Оконешникова, Б.Н. Попов, Г.С. Попова, И.С. Портнягин и др. В системе образования Республики Саха (Якутия) в своих исследованиях Г.П. Андреев, М.И. Борисов, Е.П. Жирков, Р.Е. Тимофеева, М.П. Федоров видят основу программ развития школ республики в изучении и распространении уникального культурного, духовного наследия народа.

Для нашего исследования определяющее значение имеет идея целостности педагогического процесса, определяемого гармонией факторов воспитания и наличием продуманной системы воздействия на чувства, осознание, поведение, деятельность воспитуемого. Именно духовный потенциал педагогических традиций способен стать фактором формирования духовности личности. Формирование духовной культуры учащегося возложено в настоящее время в основном на учителя общеобразовательной школы. Но путь от духовной парадигмы предков к духовной культуре современного учителя сложен, тем более, что долгое время традиционное воспитание игнорировалось. В педагогических вузах нет систематических курсов по изучению педагогического наследия предков, традиционных культур воспитания, если не считать факультативов и отдельных спецкурсов. Этот пробел можно ликвидировать при помощи специально созданной системы послевузовского образования, нацеленной на формирование духовной культуры учителя. Одновременно оно может осуществляться также и через спецкурсы, как части предлагаемой системы, способной ввести учителя в новое гуманное педагогическое мышление. Однако проблема существует, еще недостаточно полно исследованы возможности послевузовского образования по формированию духовной культуры учителя. Об этом свидетельствуют выявленные нами противоречия между:

- воспитательным потенциалом традиционных для национальной культуры духовных ценностей и их невостребованностью системой подготовки педагогических кадров;

- объективной потребностью общества в учителях с четко сформированным социально ценностным жизненным ориентиром и недостаточным количеством научных исследований, охватывающих весь спектр актуальных педагогических проблем духовно-нравственного развития учителя в системе послевузовского образования;

- потребностью родителей и учащихся в знаниях о духовной культуре и недостаточной подготовленностью учителей для передачи этого уникального опыта народа;

- требованиями формирования духовной культуры учителя на традициях народной педагогики в системе послевузовского образования и организационно-теоретической неразработанностью этой идеи.

Все вышесказанное и определило выбор темы исследования: «Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (на традициях народной педагогики якутов)».

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить этнопедагогическую модель формирования духовной культуры учителя в процессе послевузовского образования педагогов с учетом опыта Республики Саха (Якутия).

Объект исследования: духовная культура учителя, формируемая в системе послевузовского образования.

Предмет исследования: процесс формирования духовной культуры учителя в системе послевузовского образования на основе народных педагогических традиций якутов.

Гипотеза исследования: использование традиций народной педагогики (якутов) в послевузовском образовании педагогов в формировании духовной культуры учителя будет эффективным, если:

- осмыслена система народных традиций педагогики якутов, обеспечивающая формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования;

- разработано содержание формирования духовной культуры учителя в системе послевузовского образования, позволяющее широко использовать народную педагогику как одну из основных компонентов в условиях развертывания этнопедагогического диалога культур;

- определены факторы, способствующие превращению духовных ценностей народа в объект потребности учителя;

- внедрена в практику послевузовского образования этнопедагогическая модель формирования духовной культуры учителя.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Выявить содержание духовной культуры и определить пути ее эффективного формирования у учителя.

2. Разработать теоретико-методологические основы процесса формирования духовной культуры учителя средствами традиционной педагогики якутов во взаимодействии с общероссийскими и общечеловеческими ценностями.

3. Проанализировать содержание и организацию послевузовского образования с позиций отражения в них традиций народной педагогики якутов как средства формирования духовной культуры учителя.

4. Разработать и апробировать этнопедагогическую модель формирования духовной культуры учителя на основе комплекта фундаментальных, проблемных, авторских учебных курсов, научно-методических материалов в послевузовском образовании.

Методология исследования базируется на принципах, отражающих национальные, общечеловеческие этические ценности духовной жизни народа, призванных определять одну из сущностных основ стратегии в системе повышения квалификации учителей.

Теоретическую основу исследования составили идеи, раскрывающие национальную обусловленность процесса формирования человечности в человеке (Ш.М.-Х. Арсалиев, В.Ф. Афанасьев, A.JT. Бугаева, Г.Н. Волков, Б.С. Гершун-ский, С.И. Гессен, Т.Н. Петрова, З.Б. Цаллагова), работы, исследующие проблемы развития личности (Т.Г. Браже, Р.Г. Гурова, В.А. Кан-Калик, С.А. Козлова, В.М. Коротов, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, P.M. Рогова). Нами широко использовались психологические теории духовного развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферов, Е.И. Артамонова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн), работы по теории духовной культуры (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, B.C. Библер, Л.П. Буева, Г.П. Выжлецов, З.И. Равкин, Л.К. Рахлевская и др.), рассматривающие теорию духовности (Б.З Вульфов, Б.Т. Лихачев, К.В. Кулаев, Г.В. Платонов, А.И. Шемшурина), исследования по формированию личности учителя (В.А. Бочарова, В.Г. Гришин, В.А. Крутецкой, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, В.А. Сластенин), обосновывающие развитие самосознания учителя, его духовности (О.С. Богданова, Е.А. Бодина, В.Д. Михайлов, И.С. Портнягин, Л.В. То-доров, К.Д. Уткин, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова), идеи, раскрывающие особенности послевузовского образования (В.Г. Воронцова, С.Г. Вершловский, Р.А. Исламшин, Г.М. Коджаспирова, Э.Н. Никитин, Е.Р. Солитбаева, Н.Н. Че-годаев).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы: анализ литературы по теме исследования, анализ программ учебных курсов, спецкурсов и факультативов, моделирование, беседа, опрос, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, экспертная оценка, систематизация и обобщение опыта учителей, проектирование, методические и научные экспедиции.

Исследование выполнено на основе материалов образовательных учреждений (школы, методические службы улусных управлений образования, Институт повышения квалификации учителей) Республики Саха (Якутия).

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1988-1993 гг.) изучалась педагогическая, философская, культурологическая литература, посвященная проблемам этнопедагогики, исследовались особенности теоретических концепций, определялись исходные позиции исследования на основе анализа проблем духовности и духовной культуры учителя.

На втором этапе (1993-1997 гг.) осуществлялись изучение и анализ состояния развития системы повышения квалификации, определялись опытно-экспериментальные школы, апробировались авторские спецкурсы на курсах повышения квалификации учителей.

На третьем этапе (1997-2001 гг.) разрабатывались теоретические и педагогические основы реализации задач исследования, осуществлялось моделирование этнопедагогической системы повышения квалификации, способствующей формированию духовной культуры учителя, обобщались результаты исследования и оформлялась диссертационная работа в целом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- выявлено содержание духовной культуры учителя, выражающееся в сочетании ее национальных компонентов - гармонизации трех состояний «кут» -души: {«дух от матери» - разум, чувство, ориентация в среде, «дух от земли» -мемориальная оболочка генной информации, внешний облик, «дух от воздуха»

- «атмосфера отношений» с другими людьми, самим собой, окружающим миром), мифоэкологического представления якутов о Человеке как части Природы, традиционного поведенческого кодекса учения «Айыы» (педагогическая культура учителя на основе понятий «ай» - твори, «алгыстаа» - благословляй, «тургутун» - анализируй, «аньыыны онорума» - не греши) — общероссийских и общечеловеческих ценностей;

- обоснована эффективность процесса формирования духовной культуры учителя посредством интеграции трудовых, семейных, праздничных, игровых педагогических традиций якутов, основанных на общинности, и современных культурных реалий, требующих от человека жизнестойкости, высокого уровня готовности к определению и достижению перспектив собственного развития;

- сконструирована целевая этнопедагогическая модель формирования духовной культуры учителя, в основе которой - блочно-модульный принцип повышения его квалификации, позволяющий систематизировать инвариантные (общечеловеческие и общероссийские) и вариативно-этнические компоненты процесса повышения квалификации педагогов на основе междисциплинарного, деятельностного подходов, реализации диалоговых, интегральных форм и методов обучения;

- разработано этноориентированное содержание послевузовского образования учителя, направленное на развитие духовной культуры, выражающееся в последовательной реализации спецкурсов: «Духовная культура учителя», «Этнопедагогические основы образования», «Педагогическая этносоционика», «Диалог культур» (24-72 часа) и др.;

- определены критерии и показатели эффективности процесса формирования духовной культуры учителя в системе послевузовского образования, наиболее важными из которых являются мифоэкологическое представление о мире, вытекающее из традиционных учений Якутии, ценностные ориентации, в частности, эстетическое отношение к жизни, восприятие добра и зла.

Практическая значимость исследования: разработанная теоретическая этнопедагогическая модель послевузовского образования учителей позволяет создать комплект научно-методических материалов: методические рекомендации и программы по формированию духовной культуры учителя для работы в методических кабинетах, для практического использования педагогами, методистами, лекторами с различными категориями учителей в зависимости от стажа педагогической деятельности и преподаваемого предмета.

Для этой цели в 1998 г. в институте повышения квалификации создана специальная кафедра культуры и духовности, на базе которой определяется эт-нопедагогическое содержание, разрабатываются и внедряются специальные курсы повышения квалификации с использованием ценностей народной педагогики в системе послевузовского образования.

Достоверность полученных результатов диссертационного исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, научно-обоснованными теоретическими положениями концепции послевузовского образования педагогов Якутии, комплексами методов исследования, адекватных задачам и логике изложения содержания исследования, репрезентативным объемом обобщенных и проанализированных эмпирических данных и практической воспроизводимостью результатов в педагогической практике школ Республики Саха (Якутия). Книги, учебное пособие, программы спецкурсов на тему диссертации обсуждались учителями школ республики, студентами выпускных курсов факультета психологии и педагогики МПГУ (научно-практические конференции, семинары).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовная культура учителя есть определенная позиция ценностного сознания, обусловливающая характер нравственных отношений, качество личности, характеризующееся совокупностью ценностных ориентаций, интересов К гуманистическим преобразованиям в школе на основе этнопедагогических традиций, общероссийских и общечеловеческих ценностей. Она способствует целостности профессионально-педагогической самосозидательной деятельности: учителя, в основе которой лежат потребность служить людям и добру, стремление к духовному саморазвитию, самосовершенствованию.

2. Система непрерывного этнопедагогического образования представляет собой синтез общечеловеческой, общероссийской культуры с этническим сознанием и является одним из звеньев послевузовской подготовки и переподготовки педагогов в многонациональной Республике Саха (Якутия). В результате чего система непрерывного этнопедагогического образования становится ведущим фактором формирования духовной культуры учителя.

3. Этнокультурная компетентность педагогов (освоение гуманистической педагогической позиции, диалога культур, гармонии идеалов общечеловеческих, общероссийских) способствует формированию новых личностных качеств учителя, его антропоцентристской, личностно-рефлексивной позиции и является показателем уровня духовной культуры учителя.

4. Этнопедагогическая модель формирования духовной культуры учителя объединяет методы, средства достижения, критерии качества и эффективности послевузовского образования в единую целевую систему и позволяет индивидуализировать процесс приобщения к этническим традициям (якутов, народов, населяющих Якутию, Российскую Федерацию), общечеловеческой культуре, стимулирует творческое развитие личности учителя.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в школах республики, при проведении спецкурсов для студентов педагогических вузов, в выступлениях на семинарах, мастер-классах, Республиканских, Всероссийских, Международных научно-практических конференциях (1989-2001 гг.), проведенных в г. Якутске, Мирном, Нерюнгри, Москве, на педагогических чтениях, курсах повышения квалификации при ИПКРО, а также на лекциях и творческих встречах с родителями, учащимися. В опытно-экспериментальных школах кафедры культуры и духовности ИПКРО (30 школ республики) успешно апробируется и используется учебно-методический комплект автора исследования по формированию духовной культуры учителей и учащихся на основе знаний о народной педагогике и культуре.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Корякина, Надежда Афанасьевна

Выводы экспедиции говорят о том, что многие респонденты из числа педагогов, в основном, знают народные пословицы и поговорки, «золотые правила» взаимоотношений взрослых и детей. Многие также отмечают, что учатся у своих детей. В основном, учителя одобряют народные методы воспитания и при полном знании готовы применять их в жизни. Они считают наиболее эффективным методом воспитания детей личный пример (18,9%), приобщение к труду (13,7%), мягкое, уважительное отношение к детям (20%), метод наказания

Что касается знания родителями-педагогами научных трудов, статей этно-педагогов, основных идей этнопедагогики, результаты оказались низкими. Именно поэтому необходима работа с учителями по их этнопедагогизации, т.е. естественно организованного процесса интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими этнопедагогическое пространство. О необходимости роли учителя как носителя этнопедагогических, этнокультурных идей свидетельствует распределение ответов родителей на вопрос: какие

5,3%). воспитательные задачи должна, по-вашему, в первую очередь ставить перед собой современная школа?

- Школа должна способствовать возрождению народной культуры, усвоению школьниками традиций, обычаев, моральных ценностей своего народа -51,61%;

- Готовить школьников к жизни в постоянно меняющемся обществе, приобщать детей к мировой культуре, воспитывать в них уважение к старшим-61,20%;

- Воспитывать детей в духе уважения и понимания ко всем народам, проживающим в Республике Саха (Я) - 16,50%;

- Воспитывать бережное отношение к семейным ценностям, заботливое отношение к членам семьи - 25,80%;

- Воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к ней-35,50%;

- Воспитывать у ребенка стремление занять более высокое положение в обществе - 22,60%.

Родители не озадачены воспитанием у своих детей народных видов прикладного искусства, не придают должного значения национальной культуре. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос о значимости школьных дисциплин: какие предметы должны изучать ваши дети, чтобы стать культурными и образованными? Опрошены родители в Вилюйском улусе (157 человек, из них отцов - 35), в Сунтарском улусе (92 человек, из них отцов - 14).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе исследована проблема формирования духовной культуры учителя в системе послевузовского образования педагогов. С этой точки зрения в исследовании рассматривалась структура целостного содержания послевузовского образования. Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что послевузовское образование педагогов Республики Саха (Якутия) в условиях новой социокультурной ситуации вышло на качественно новый уровень, осуществляется поиск новых форм, методов образования, способствующих сохранению и развитию национальных традиций якутов.

До недавнего времени практика повышения квалификации не всегда создавала условия для всестороннего развития, саморазвития личности педагога, запуская, в основном, технологический механизм, не обеспечивая запросы и потребности слушателей. Учебные планы и программы были жесткими, не допускали принципиальных изменений по форме. Разработано новое содержание системы послевузовского образования, появилась устойчивая сеть пилотажных школ по формированию духовности педагогов и учащихся.

Результаты проведенного исследования дают основания для следующих выводов, подтвердивших правомерность выдвинутой гипотезы.

1. Определено понятие духовной культуры учителя как определенная позиция ценностного сознания, обусловливающая характер нравственных отношений, интегральное качество личности педагога. Выявлено содержание духовной культуры, основанное на сочетании трех национальных компонентов: дух от матери», «дух от земли», «дух от воздуха». Их взаимосвязь способствует конкретизации и взаимопроникновению общечеловеческих, общероссийских, национальных ценностей, составляющих основу духовной культуры учителя.

2. Доказана целесообразность реализации специально разработанного содержания, передовых методов, приемов народного воспитания в системе послевузовского образования, которое создает благоприятные условия для формирования совершенного, гармоничного (бутун оноЬуулаах, куттаах-сурдээх чел киЬи) учителя. Именно духовный потенциал педагогических традиций способен стать фактором формирования самосознания творческой личности, передачи традиций от поколения к поколению.

3. Разработана и апробирована целевая этнопедагогическая модель формирования духовной культуры учителя, включающая в себя, согласно блочно-модульному принципу, инвариантные (общечеловеческие и общероссийские) и вариативные компоненты системы послевузовского образования («Духовная культура учителя», «Этнопедагогические основы образования», «Педагогическая этносоционика», «Мир ребенка», «Диалог культур» и др.). Учебно-методический комплекс (фундаментальные, проблемные и авторские учебные курсы, научно-методические материалы, учебное пособие) позволяет значительно повысить эффективность процесса формирования духовной культуры учителя.

4. Практическая апробация этнопедагогической модели формирования духовной культуры учителя показала, что уровень духовно-нравственной сформированное™ учителей качественно изменяется в позитивном направлении: активизируется практическая деятельность, вырабатывается своя собственная система ценностей, мировоззренческих идей, принципов, убеждений, отношений, переживаний, общения.

5.Приобщение учителей к традиционной педагогической культуре якутов способствуют социально-культурной, национальной самоидентификации, становлению внутренних убеждений: «Я» этическое и «Я» этническое строю педагогическую деятельность на принципах ненасилия духа, педагогической поддержки, знаний традиций учения «Айыы», школы «Кут-сюр», общероссийских и общечеловеческих ценностей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Корякина, Надежда Афанасьевна, 2002 год

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -229 с.

2. Аверинцев С.С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. М.: Правда, 1988.-45 с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

4. Азаров Ю.П. Искусство любить детей. М.: Молодая гвардия, 1987. -174 с.

5. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы: Учеб. пособие. СПб: Крисмас+, 1995. - 104 с.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1980.-Т.1.-230 с.

7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. -Т.2. -287 с.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.

9. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в - М.: Педагогика, 1990. - 603 с.

10. Антонова Л.Г. Педагогический дневник и личность учителя: Пособие для учителя. М.: Флинта: Наука, 1998. - 86 с.

11. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности. //Проблемы психологии личности. М., 1982. - С. 140-147.

12. Арнольдов А.И. Культурология наука познания человека и культуры.-М., 1995.-20 с.

13. Арнольдов А.И. Социальная педагогика и культурология: содружество наук. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1996. - 28 с.

14. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: Автореф. дис. . д-ра. пед. наук. -М., 2000. 39 с.

15. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагическое наследие чеченцев. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 1998. - 286с.

16. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1999. - 270 с.

17. Архангельский С.И., Михеев В.И., Перельцвайг М.Ю. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований: (Материалы лекций). М.: Знание, 1975. - 43 с.

18. Архангельский С.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса (Материалы лекций). М.: Знание, 1975. - 42 с.

19. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во 1979. - 182 с.

20. Афанасьев Jl.A-Тэрис. Ьоп-паа! 05ону ус сааЬыгар диэри иитии. — Якутск, 1994. 62 с. ~ (Якут. яз).

21. Афанасьев Л.А-Тэрис. Айыы уерэ5э. Якутск: КИФ «Ситим», 1993. -183 с. - (Якут. яз).

22. Баишев И.Г. Айыы сырдыга. Якутск, 1993. - 128 с. - (Якут. яз).

23. Баишев И.Г. Айыы тыына. Якутск, 1993. 112 с. - (Якут. яз).

24. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб: Рус. христиан. гуманитар, ин-т, 1997. -463 с.

25. Батищев Г.С. Ступени. Взгляд философа на любовь к детям //Семейная психология и семейная терапия. 1997. — №1. - С. 5-7.

26. Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7т- М.: Рус. Словари, 1997. — Т.5: Работы 1940-х начала 1960-х годов. - 731 с.

27. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 382 с.

28. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. тр. /Ред.-сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999.-310 с.

29. Бердяев Н.А. Самопознание: (Опыт филос. автобиогр.). М.: Книга, 1991.-445 с.

30. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //Мир философии. М., 1991. - С.48-56.

31. Берштейн А.А. Оставайтесь после уроков. М.: АО «АКРОН», 1997. -224 с.

32. Бестужев-Лада И.В. Будущее семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования: Семья: вчера, сегодня, завтра. М., 1986.

33. Бестужев-Лада И.В. Содержание и структура категории «образ жизни» //Общественные науки. 1981. - №2. - С. 52-68.

34. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Филос. размышления о жизн. пробл.). М.: Знание, 1990. - 64 с.

35. Библер B.C. Школа диалога культур: Исход, принципы и узлы прогр. -//Учит. газ. 1992. - №1. - С. 4.

36. Билюкина А.А. Языческие обряды якутов: (Истоки якут, драмы). -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. 80 с.

37. Богданова О.С. Проблема формирования у школьников нравственного отношения к действительности //Сов. педагогика. 1981. - №8. - С. 19-24.

38. Бодина Е.А., Ашеулова К. Педагогические ситуации //Воспитание школьников. 1998. - № 3. - С. 23-25.

39. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопр. теории. -М.: Педагогика, 1979. 224 с.

40. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1986. -120 с.

41. Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива: (К развитию теории и практики системы служб соц. помощи населению) / Всесоюз. ассоц. соц. педагогов и соц работников. М.: Б.и., 1991. - 32 с.

42. Бочарова В.Г. Социальная работа: знакомство с профессией: М.: Б.и.,1997.- 13 с.

43. Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов (XVII-XIX): Учеб. пособие. Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 1996. - 232 с.

44. Браже Т.Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования, //Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя: Материалы к конф / Ин-т образования взрослых РАО. СПб., 1992.-86 с.

45. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: (Психол. исслед.). -М.: Знание, 1985.-64 с.

46. Бугаева A.JI. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Дис. . д-ра пед. наук. М., 1996, -380 с.

47. Бугаева А.Л., Садовский Н.А. Традиционная педагогика в современном образовании Республики Коми. Сыктывкар: Б.и., 1994. - 164 с.

48. Бугаева А.Л. О дальнейшем совершенствовании программ, учебников и учебно-методической литературы для национальных школ Севера //Просвещение на Крайнем Севере: Сб. в помощь учителям шк. народностей Крайнего Севера. Л., 1990 - № 24. - С. 3-7.

49. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии. -1996. -№2. С.3-9.

50. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.-268 с.

51. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Бэлиг, 1993. - 133 с.

52. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека: (Концепция, технология). Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1999. 255 с.

53. Васильев Е.К. Новое качество образования. Якутск: Изд-во ИПКРО,1998.-64 с.

54. Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. -М: Педагогика, 1983. 96 с.

55. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. -М.: Педагогика, 1987. 183 с.

56. Вершловский С.Г. Учитель о себе и профессии. JL: Ленингр. орг. О-ва «Знание» РСФСР, 1988. 31 с.

57. Винокурова У.А. Добро и зло на жизненном пути человека /Человек и неблагоприятные условия социализации. Якутск, 1999. - 82 с.

58. Винокурова У.А., Третьякова С.А. Образование в жизни индейцев севера Америки. Якутск: Бичик, 1999. - 112 с.

59. Волков Г.Н. Вечность воспитания //Нар. образование. 1994. - №4. -С. 68-71.

60. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании //Сов. педагогика. 1971.-№10.-С. 107-113.

61. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры //Сов. педагогика. 1989. - №7. - С.98-103.

62. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся IV-VIII классов сельской национальной школы: Пособие для учителя. -М.:Б.и., 1986. 105 с.

63. Волков Г.Н. Обыкновенное дело педагога. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993.-334 с.

64. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. -334 с.

65. Волков Г.Н. Созвездия земли. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. -446 с.

66. Волков Г.Н. Этнопедагогика /Под ред. И.Т. Огородникова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. - 376 с.

67. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М., ГосНИИ семьи и воспитания, 2001 г. - 160 с.

68. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 1999. - 167 с.

69. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция современного национального образования и воспитания //Вестн. Ун-та Рос. акад. образования. 1999. — №1.- С. 13-24.

70. Волков Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания. //Мир образования образование в мире. - 2002. -№1. - С. 3-24.

71. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Моногр. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. - 421 с.

72. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая шк. 1994. - 77с.

73. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность //Педагогика. — 1995. -№2.- С. 48-52.

74. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. ~М.: Изд-во УРАО, 1997. 284 с.

75. Выготский JI.C. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.

76. Выготский J1.C. Психология воспитания. М.: Мысль, 1990. - 293 с.

77. Выготский J1.C. Собрание сочинений: В 6 т.: Т 1.: Вопросы теории и истории психологии /Под ред. А.Р. Лурия -М.: Педагогика, 1982. - 487 с.

78. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.:Педагогика-Пресс, 1993. - 221 с.

79. Выжлецов Г.П. Эстетика в системе философского знания. Л.: ЛГУ, 1984.- 175 с.

80. Гаврилов В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике (1945-1985 гг). Кишинев: Штиинца, 1990. - 169 с.

81. Ганди Махатма: Избр. труды. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998. -220 с.

82. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры //Педагогика. 1998. - №2. - с. 49-57.

83. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры: (Прогност. гипотеза образоват. триумфа). М.: Моск. психол.-соц. ин-т 1997.- 117 с.

84. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практ.-ориентир. образоват. концепций) М.: ИнтерДиалект+, 1997. - 697 с.

85. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов. М.: Шк.-Пресс, 1995. - 447 с.

86. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 217 с.

87. Горохов С.Н. Ысыах. Якутский экспонат в коллекции Британского музея. Якутск, Центр культуры и искусства им. А. Кулаковского М-ва культуры Республики Саха (Якутия), 1993 - 40 с.

88. Григорьева А.А. Теория и практика семейной эгнопедагогики народа саха: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1999. - 32 с.

89. Гришин В.Г., Гришин И.Г. Малые олимпийские игры в сельской школе: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1989. 63 с.

90. Гришин В.Г., Осипов Н.Ф. Малыши открывают спорт. 2-е изд. - М.: Педагогика, 1978. - 167 с.

91. Громкова М.Т. Если вы преподаватель.: .Позиция. .Модели .Технологии. - М.: Дид-Арт, 1998. - 152 с.

92. Гурева Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.- 176 с.

93. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. - 134 с.

94. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. Т. 23. М.: Наука, 1981. 342 с.

95. Данилов Д.А., Федорова К.И., Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции в региональном образовании. (Республика Саха и США). Якутск: Изд-во ИПКРО, 2000. - 96 с.

96. Данилов. Д.А. Наслежно улусное социальное воспитание. - М.: РАО, 1997. Ч. 1, 2.- 127 с.

97. Дежникова Н.С. Первин И.Б. Товарищеская взаимопомощь школьников. М.: Педагогика, 1981. - 112 с.

98. Духовность сердечного разума основа формирования философии толерантности. Терпимость: идея и традиции: Материалы Междунар. науч. конф. «Через толерантность к взаимопониманию и миру». - Якутск: Якут. Науч. центр СО РАН, 1995.- 162 с.

99. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. - 334 с.

100. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Идеи и новые подходы. Концепция; Шаги Республики Саха (Якутия): Прогр. действий. Пути и механизмы реализации. М.: Просвещение, 1992. - 239 с.

101. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу: Идеи и новые подходы. Концепция; Шаги Республики Саха (Якутия). М.: Просвещение, 1992. —-А239 с.

102. Жирков Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе: Дис. . д-ра пед. наук в форме науч. докл. -М., 1993.-45 с.

103. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.-166 с.

104. Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха: (Ак-туал. пробл. развития образоват. процесса): Метод, материалы к обучающим семинарам. СПб: Петроградский и К0, 1995.-64 с.

105. Зеленко В. Учительские курсы за истекший год //Рус. учитель. 1912. —№1. - С.42-55.

106. Зинченко В.П. Живое знание. Психолог, педагогика: Материалы к курсу лекций: Учеб. пособие. Самара: Самар. гос. пед. ун-т РАО, 1998. Ч. I. -212 с.

107. ПО.Ибн Сина А.А. Канон врачебной науки: Избр.разделы: В 3 ч. М.: МИКО «Коммерч. вестн.»; Ташкент: Фан, 1994. - 4.1. - 398 с.

108. Иванов Г. Социально-философский анализ духовности человека //Вестн. Академии духовности Республики Саха (Якутия). 1999. - №2. - С. 313.

109. Из истоков народной педагогики якутов: (Материалы, науч.-практ. конф. Якутск: Госкомпечать Я.-С. ССР, 1992. - 122 с.

110. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 253 с.

111. Иванов В.Н. Элитарная школа в национальной системе образования. — Чебоксары, 1999. 184 с.

112. Ильенков Э.В. Философия и культура: Сб. М.: Политиздат, 1991. — 462 с.

113. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. М.: Рус. кн., 1993. - Т.1. -398 с.

114. Исламшин Р.А. Научные основы функционирования модели непрерывного образования учителей в национально-региональных условиях Татарстана. М.: Б.и., 1995. - 227с.

115. Исламшин Р.А., Гильмеева Р.Х., Медников В.В. Моделирование лич-ностно—ориентированного обучения учителей в условиях системы повышения квалификации: (Информ. аналит. материал по результатам социол. исслед.) — Казань: Медицина, 1997. - 54с.

116. Истоки народной педагогики и проблемы современной школы: Сб. ст. /Управление образования Верхневилюйского района, Кафедра культуры Верх-невилюйской республ. гимназии. Мирный, 1993. - 38 с.

117. Исторические предания и рассказы якутов: Тексты и переводы: В 2 ч. -М.; Л: Изд-во АН СССР, 1960.-Ч. 1.-322 с.

118. Исторические предания и рассказы якутов: Тексты и переводы: В 2 ч.- М.; Л: Изд-во АН СССР, I960.- Ч. 2.-359 с.

119. Каган М.С. Философская теория ценности СПб: Петрополис, 1997. -204 с.

120. Каган М.С. Эстетика как философская наука: Унив. курс лекций /СПб гос. ун-т, Акад. гуманит. наук. СПб: Петрополис, 1997. - 543 с.

121. Кан-Калик В.А. Педагогика как культура //Магистр. 1991. - Июнь. -С.1-9.

122. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987. 190 с.

123. Кант И. Сочинения: В 6 т.- М.: Мысль, 1964.- Т.З. 799 с.

124. Караковский В.А. Воспитай гражданина: Записки директора школы. -М.: Моск. рабочий, 1987. 144 с.

125. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. М.: Знание, 1979.-96 с.

126. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. Магнитогорск: Амрита-Урал, 1994 - 849 с.

127. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие /Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Б. и., 1994. - 342 с.

128. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для учителей. -М.: Интерпракс, 1994. 206с.

129. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М.: Педагогика, 1988. - 102 с.

130. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.

131. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке //Социол. исслед.- 1978.-№3.-С. 76-86.

132. Кон И.С. Этнография детства. Исторический очерк //Этнография детства: Традиц. формы воспитания детей и подростков у народов Вост. и Юго-Вост. Азии. М., 1983. - С. 9-50.

133. Кондаков В.А. Добун халлаан быыЬын сэгэтэн. Якутск: Ситим, 1993.- 68 с. (Якут. яз.).

134. Кондаков В.А. Тайны сферы шаманизма. Якутск, 1999. - 156 с.

135. Кондаков В.А. Урукку дьыллар уор5аларыгар. Якутск: Бичик, 1995.- 208 с. (Якут. яз.).

136. Концепция непрерывного образования //Нар. образование. 1989. — №10. - С.3-12.

137. Кочнев В.П. Пути повышения эффективности применения традиционных народных упражнений, игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания в условиях Якутии: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Якутск, 1995.-26 с.

138. Кротов В.Г. Государство чувств: Ориентирование во внутр. мире. -М.: Новая шк., 1997. 255 с.

139. Крупное А.И. Психологическая структура действий человека. М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1990. - 56 с.

140. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и классных руководителей. М,: Просвещение, 1976. - 303 с.

141. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высш. шк, 1990.- 142 с.

142. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990.- 146 с.

143. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 114 с.

144. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психол. структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1967.- 183 с.

145. Кулаковский А.Е. Научные труды /Подгот. к печати: Н.В. Емельянов, П.А. Слепцов. Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 484 с.

146. Кулаев К.В. Специфика эстетического воспитания в коммерческом колледже //Педагогика. 1998. - №1. - С. 49-54.

147. Леонтьев А.А. Психология общения: Пособие для доп. образования. -2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997. - 364 с.

148. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

149. Леднев B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. М.: АПН СССР, 1988.-282с.

150. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. /Под ред. В.В. Давыдова и др. -М.: Педагогика, 1983. -Т.1. 380 е.; Т.2. - 317 с.

151. Лихачев Б.Т. Воспитание и космизм. Земные смыслы неземной любви: Филос.-пед. эссе. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. - 139 с.

152. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода //Педагогика. — 1994.-№2.-с. 35-40.

153. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.- 168 с.

154. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподгот. науч.-пед. кадров. М.: Прометей, 1993. - 526 с.

155. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. -192 с.

156. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Спец. курс: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Прометей, 1995. - 280 с.

157. Лихачев Д.С. Без культуры нет учителя. Интервью Д.С. Лихачева /Интервью взял Л.З. Красновский //Нач. шк. 1993. —№1. - С. 7-10.

158. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда //Нов. мир. 1994. - №8. -С.3-8.

159. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя.: Истор. самосознание и культура России. //Нов. мир. 1994. - №6. - С. 113-120.

160. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Русико, 1993. — 163 с.

161. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - 366 с.

162. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.

163. Лосский Н.О. Мир как осуществление Красоты: Основы эстетики. — М.: Прогресс-Традиция, 1998. -412 с.

164. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. — 368 с.

165. Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления. Якутск: Кн. изд-во, 1983.- 120 с.

166. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Шк.-Пресс, 1994. —95 с.

167. Махаров Е.М. Философия человеческого общества: Социальная онтология. Социальная гносеология. Социальная динамика. М.: Мысль, 1999. -335 с.

168. Менегетти А. Мудрец и искусство жизни /Пер. с итал. Д.Ю. Петрова. -Пермь: Хортон Лимитед, 1993. 44 с.

169. Мерлин B.C. Личность и общество: Учеб. пособие к спецкурсу /Перм. гос. пед. ин-т, Урал, отд-ние О-ва психологов при АН СССР. Пермь: ПГПИ, 1990.-90 с.

170. Мерлин B.C. Очерк психологии личности: Кн. для учителей. Пермь: Кн. изд-во, 1959.- 174 с.

171. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения М.: Наука, 1988.-429 с.

172. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Моск. психол.-соц. ин-т. Флинта, 1998. -201 с.

173. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал: (Психолог, проблемы). М.: Дело, 1994. - 215 с.

174. Михайлов В.Д. Поднимись над собой: Нравств. аспекты активизации челов. фактора. Якутск: Кн. изд-во, 1989. - 145 с.

175. Михайлова Е.И. Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия) /М-во образования PC (Я). Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МОРС(Я), 1999.-152 с.

176. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: (Содерж., формы и методы воспитания). Махачкала: Дагучпедизд, 1986. - 123 с.

177. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников: Кн. для клас. руководителей. 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

178. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. -М.: Просвещение, 1986. 160 с.

179. Мурашов В.И. Воспитание духовности российских школьников: Программа курса для учителей. М.: Школа, 1997. -30 с.

180. Мурашов В.И. Дух как субъект-объект педагогики: Курс интегр. педагогики. -М.: РИЦ «Татьянин день», 1994. Вып. 2. - 124 с.

181. Мурашов В.И. Идея духовности: Фундам. принцип практ. мировоззрения и гос. политики нового столетия. М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2000. — 180 с.

182. Национальная культура в системе гуманитарного образования в вузе и в школе: Материалы и тез. науч.-практ. семинара. Якутск, 1995. - 48 с.

183. Непрерывное повышение квалификации: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. «Науч.-метод, обеспечение непрерыв. повышения квалификации работников образования». Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. - 125 с.

184. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учеб. пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера. Якутск: ИПКРО, 1999.- 140 с.

185. Николаев М.Е. Духовное развитие народа стратегия государственной политики XXI века. - М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2000. - 96 с.

186. Никандров Н.Д. «Круглый стол». Реформирование образования в России// Педагогика. 1997. № 5. С. - 25.

187. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика. 1998.-№3.-с. 3-10.

188. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. Педагогика. - 1998,-№4.-с. 3-8.

189. Новиков А.Г. О менталитете народа саха: Моногр. Якутск: Изд-во Аналит. центра при Президенте Республики Саха (Якутия), 1995. - 141 с.

190. Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств: Материалы междунар. семинара. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.-297 с.

191. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.

192. Палтышев Н.Н. Педагогическая гармония: Учеб.-метод, пособие для учителей. Киев.: Магистр-S, 1996. - 102 с.

193. Песталоцци /Сост. и авт. предисл. В.М. Кларин. — М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998. 222 с.

194. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: Здоровье как ценность,- СПб: Балт. пед. акад., 1998. 120 с.

195. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М.: Прометей, 2ООО - 91с.

196. Печко JI.FI. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: ВНМЦиКПР, 1991.-101 с.

197. Пигилова Т.А. Введение в предмет «Народная культура». М., 1993.16с.

198. Пигилова Т.А. Предмет «Народная культура». «Русский дом»: Автор, тем. курс по предмету. М., 1993. - 41 с.

199. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск, Издательство ИСКРО PC (Я), 1993. - 64 с.

200. Попов Б.Н. Семейная культура народов Северо-Востока России: традиции и инновации. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. - 262 с.

201. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха. Якутск: Бичик, 1998.80 с.

202. Попова Г.С. Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей: (На примере сев. улусов Респ. Саха): Ав-тореф. дис. . канд. пед. наук.-Якутск, 1998. -21 с.

203. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа Саха. М.: Academia, 1999. - 184 с.

204. Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение айыы. Школа «кут-сюр». Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. - 74 с.

205. Последипломное образование педагога: история и современность. -Якутск: Изд-во ИПКРО, 1999. 144 с.

206. Прокопенко В.И. Этнопедагогические основы физического воспитания народов Севера: (История, теория, практика): Автореф. дис. . д-ра пед. наук.-М., 1994.-67 с.

207. Прутченков А.С. «Ньюландия» в условиях лагеря: Комплекс, политэконом. игра //Нар. образование. 2000. - № 4 - 5. - С. 235-251.

208. Пророк Мухаммад /Сост. и авт. предисл. М.И. Махмутов. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1997. - 219 с.

209. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры: (Концепция исслед.) //Педагогика. 1995. - №5. - С. 87-90.

210. Разумный В.А. Драматизм бытия, или обретение смыслов. М.: Пихта, 2000.-555 с.

211. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления. -Новосибирск: ВО «Наука». Сиб. изд. фирма, 1994. 159 с.

212. Романова Е.Н., Слепцов П.А., Колодезников С.С. Жизненный круг якутов //Илин. 1992. - С.64-73.

213. Рогова P.M. Формирование коммунистического мировоззрения школьников. М.: Просвещение, 1984. - 144 с.

214. Рубинштейн C.JL Принцип творческой самодеятельности: (К философским основам современной педагогики) //Вопр. психологии. 1986. — № 4 — С. 101-108.

215. Рубинштейн C.J1. Человек и мир М.: Наука, 1997. - 189 с.

216. Рубинштейн C.JL Эмоциональные процессы //С.Д. Рубинштейн. Основы общей психологии. М.; - 1940. - С. 385-428.

217. Самсонов Н.Г. Наши имена. Якутск: Кн. изд-во, 1989. - 141 с.

218. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.-161 с.

219. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя //Психология труда и личности учителя: Сб. науч. тр. -Л., 1976.-Вып. 1.-С. 30-46.

220. Сластенин В.А. Учитель и время //Сов. педагогика. -1990-№9. С. 39.

221. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Посвещение, 1976. - 160 с.

222. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 221 с.

223. Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX начало XX в.). - Якутск: Кн. изд-во, 1989. - 160 с.

224. Словарь по этике /Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

225. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия //B.C. Соловьев. Сочинения: в 2 т. - М., 1988. - Т. 1.-С. 47-548.

226. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. /АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. - М.: Мысль, 1988. - Т. 1 - 892 с.

227. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика,1991.-239 с.

228. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат,1992.-542 с.

229. Софронеев П.С. Якуты в первой половине XVIII века. Якутск: Кн. изд-во, 1972.- 191 с.

230. Столетов В.Н. Становление личности. М.: Мысль, 1987. - 334 с.

231. Стракач Ю.Б. Народные традиции и подготовка современных промы-слово-сельскохозяйственных кадров. Новосибирск: Наука, 1966. - 147 с.

232. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учеб. для студентов вузов по спец. «Психология». М.: Ин-т психологии РАН: Академический проект, 1999. - 320 с.

233. Субетто А.И. Проблемы фундаментализации и источников формирования содержания высшего образования: грани государственной политики. -Кострома; М.: КГПУ, Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.-332 с.

234. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония: (Этюды креатив. онтологии). М.: Логос, 1992. - 202 с.

235. Сухомлинский В.А. /Сост. и авт. Г.Д. Глейзер. М.: Изд. дом Ш. Амо-нашвили, 1997.-223 с.

236. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. М.: Педагогика, 1981. - Т. 3: Разговор с молодым директором школы. Мудрая власть коллектива. Родительская педагогика. - 639 с.

237. Сухомлинский В.А. О воспитании. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985. -270 с.

238. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.

239. Тимидзане Я. Японские реалии. М.: Русико-Пресс, 1994. - 157 с.

240. Тимофеева Р.Е. Концепция последипломного образования педагогов Республики Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ИПКРО, 1998. - 119 с.

241. Тимофеева Р.Е. Культура и гуманизация образования: Учеб. пособие. -Якутск: Изд-во ИПКРО, 1999. 160 с.

242. Тимофеева Р.Е. Национальная культура в последипломном образовании педагогов: Моногр. Якутск: Сорук, 1998. - 240 с.

243. Тимофеева Р.Е. Профессиограммы работников образования. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1998. - 76 с.

244. Тодоров JT.B. Родное слово в духовном развитии личности //Сов. педагогика. 1990. - №10. - С. 105-110.

245. Торшилова Е.М. Критический анализ американских психологических концепций эмоционального восприятия искусства //Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников: Сб. науч. тр. - М., 1986. - С. 108-120.

246. Толстой JI.H. /Сост. и авт. предисл. С.Ф. Егоров. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1997.-221 с.

247. Указ Президента PC (Я) М.Е. Николаева целевая программа «Дети PC (Я)». В Законе PC (Я) «О правах ребенка» и в Концепции семейной политики

248. Уткин К.Д. Культура народа Саха: этнофилософский аспект. Якутск: Бичик, 1998.-368 с.

249. Уткин К.Д. Сахаларга киЬи ейдебулэ. Дьокуускай, 1998. (Якут. яз.).

250. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт пед. антропологии: Т. I. //К.Д. Ушинский. Собр. соч. М., Л., 1950. Т. 8. - 776.

251. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт пед. антропологии: Т. 2. //К.Д. Ушинский. Пед. соч.: В 6 т. М., 1990. Т. - 6. С. 7-384.

252. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М: Учпедгиз, 1939.-Т. 2.-468 с.

253. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: М., Л: Изд-во АПН РСФСР, 1952. Т. 11.- 727 с.

254. Федорова JI.И. Этнопедагогическая общность традиций нравственного воспитания народа Саха (Республика Саха) и коренных народов Аляски (США): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 16 с.

255. Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. - 101 с.А

256. Франкл В. Человек в поисках смысла /Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 367 с.

257. Человек и неблагоприятные условия социализации: Материалы рес-публ. семинаров /Сост. Т.М. Ильина, Е.С. Никифорова., Т.К. Эверстова, А.П. Шамаева Якутск, 1999. - 80 с.

258. Чиряев К.С. Воспитание детей в семье: Пед. беседы Якутск: Кн. изд-во, 1973.- 120 с.

259. Чиряев К.С. Педагогика жизни. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1998. ~ 496 с.

260. Чиряев К.С. Поговорим открыто: Пед. беседы. Якутск: Кн. изд-во, 1984.-79 с. (Яку г. яз).

261. Чиряев К.С. Семья колыбель нации: Записки этнопедагога в командировке. - Якутск: Кн. изд-во, 1990. - 214 с.

262. Чиряев К.С., Васильева Ф.А. Направления народного образования (В помощь учителю, родителю, общественности) /Ассоциация нар. педагогики, Музей народной педагогики. Оросу, 1995. - 53 с.

263. Чиряев К.С., Васильева Ф.А. Программа по народной педагогике: В помощь учителю, родителю, общественности. Оросу, 1997. - 77 с.

264. Чиряев К.С., Васильева Ф.А. Тропою народной педагогики Якутск: Ситим, 1995.- 130 с.М

265. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры //Сов. этнография. 1972. - №3. - С.73-85.

266. Цаллагова З.Б. Воспитание гражданского сознания и национального самосознания учащихся в процессе изучения родной литературы в 9-10 кл. -Владивосток: Ир, 1996. 111 с.

267. Цаллагова З.Б. Комплементарность и диалог культур в этнопедагоги-ческой афористике. Матер, межд. науч-практ. конф. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. - С. 83-85.

268. Цаллагова З.Б. Этнопедагогический диалог культур. Владикавказ, 2001.-197 с.

269. Цветкова И.В. Социокультурный опыт как средство и результат экологического воспитания//Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников (Сборник научных трудов)/Под редакцией Н.С. Дежниковой. — Выпуск № 2. М., 2000. - 80 с.

270. Ханбиков Я.И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики //Сов. педагогика. 1966. - №6. - С.83-92.

271. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. - 315с.

272. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: Логос, 1999. - 199 с.

273. Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 285 с.

274. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика: (Эксперим.-дидакт. комплекс). М.: Соборъ, 1997. - 506 с.

275. Шредингер Э. Избранные труды по квантовой механике.-М.: Наука, 1976.-234 с.

276. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Пед. цент «Эксперимен», 1993. - 154 с.

277. Щербаков А.И. Волевые процессы и свойства личности: (Природа и формирование): Лекции из курса «Основы общей психологии»: Для студентов заоч. и вечерних отд-ний пед. ин-та. Л., 1963. - 96 с.

278. Щербаков А.И. Воля и ее воспитание у детей. Л.: Знание, 1968. - 20с.

279. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-554 с.

280. Этическая мысль: Науч.-публицист, чтения. М.: Политиздат, 1988. -283 с.

281. Этнография детства: Традиц. методы воспитания детей у народов Австрии, Океании и Индонезии. М.: Наука; Изд. фирма «Вост. лит.», 1992. -188с.

282. Этнос. Идентичность. Образование /Под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - 267 с. - (Труды по социологии образования; Т. 4, вып. 6).

283. Этнос: традиции и современность: Сб. научн. тр. Якутск: Якут. науч. центр СО РАН, 1994. - 92 с.

284. Якутские народные песни. Якутск: Кн. изд-во, 1983. Ч. 4: Якутские народные поэмы-тойуки.- 280 с.

285. Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект: В контексте мирового опыта). — М.: Б.и., 1996.-81 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.