Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Осин, Илья Олегович

  • Осин, Илья Олегович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 206
Осин, Илья Олегович. Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Осин, Илья Олегович

Введение.1

Глава I. Теоретические и методические основы формирования эстетического отношения к среде в процессе работы над городским пейзажем.10

1.1. Пленэрная практика, как художественно-педагогический процесс.10

1.2. Из истории становления пленэрной живописи в

Российской художественной школе.20

1.3. Методологические основы художественноэстетического отношения человека к среде.38

1.4. Психолого-педагогические аспекты формирования эстетического отношения к городской среде. 48

Глава II. Содержание и методы формирования эстетического отношения к среде в процессе работы над городским пейзажем.59

11.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента.59

11.2. Методика формирующего эксперимента.75

И.З. Контрольный эксперимент и его результаты.113

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем»

На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает поиск путей усовершенствования и развития методов обучения с целью повышения уровня профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.

В условиях социокультурных изменений в обществе возрастают требования к уробню специальной подготовки педагогических кадров на художественно-графических факультетах. Преподавателю изобразительного искусства необходимо активно проникать в суть явлений, эстетически познавать окружающую его среду, достоинства и специфику произведений живописи, скульптуры и архитектуры.

Повышение уровня подготовки художников-педагогов важно для дальнейшего развития художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Большая результативность преподавания изобразительного искусства и воспитания эстетического отношения к среде, в значительной степени, зависит от разработки более современной и гибкой методики, основанной на достижениях педагогики, эстетики, психологии, философии и физиологии зрительного восприятия.

Окружающая среда и ее архитектурный облик существуют объективно, и человек постоянно соприкасается с ней, тем самым вырабатывая в себе определенное эстетическое отношение к тому или иному ее проявлению, будь то широкие проспекты или кривые переулки, заснеженные крыши особняков или упершиеся в небо трубы заводов, поросшие мхом, опоры старого моста или монстры типового домостроения.

Значительная роль в процессе воспитания и выработки эстетического отношения к архитектурной городской среде принадлежит изобразительному искусству, оно, как один из видов искусства, помогает человеку понять себя как личность и одновременно как часть огромного мира.

В своем исследовании мы изучаем проблему взаимодействия человека и городской среды глазами художника и педагога, предложив вариант ее решения. Данная ситуация предъявляет особые требования к преподавателю изобразительного искусства, который учит детей видеть и диффиринцированно воспринимать многообразие среды.

Успешное решение поставленной выше задачи может быть осуществлено путем' повышения уровня преподавания специальных дисциплин таких, как рисунок, живопись, композиция, история искусств, история мировой культуры и упрочения предметных связей в системе подготовки преподавателей изобразительного искусства.

Формирование эстетического отношения к среде, а в нашем случае к городской среде, при обучении пленэрной живописи невозможно без глубокого изучения этой проблемы в теоретическом и методическом аспектах разработки форм, методов и отдельных педагогических приемов для их практического использования в процессе обучения живописи в условиях пленэра.

Работающий на пленэре студент, эстетически относящийся к окружающему, к среде, приобретает навыки специфического восприятия городских мотивов, объектов архитектуры, находящихся в различных условиях освещения и в разные времена года.

Ознакомление с современным состоянием обучения живописи и, в частности, пейзажной живописи в условиях пленэра на художественно-графических факультетах, анализ программ, студенческих работ, наконец, собственный педагогический опыт убедили нас в необходимости формирования эстетического отношения к среде в процессе обучения живописи в условиях городского пленэра, так как это способствует созданию художественного образа в работе над пейзажем.

Работающий над этюдом на открытом воздухе в городской черте, где основным изобразительным сюжетом, как правило, является архитектурный мотив, способен правдиво воссоздать средствами живописи колористическое и пластическое богатство среды в ее зависимости от состояния природы, климата и солнечной насыщенности атмосферы, стилистических особенностей архитектуры. В создании полноценного в живописном и эстетическом отношении этюда городского пейзажа большое значение для студента имеет не только правильно выбранное место и точка зрения, откуда наиболее полно и разносторонне раскрывается характер объекта или группы объектов, композиция изображаемых элементов, цвето-тоновое состояние натуры, но и знание того, что место для работы выбрано не случайно. Для этого преподаватель должен заблаговременно знакомить группу с целями и задачами, стоящими перед ней, при этом не раз совместно обсуждать характер и колорит местности, ее историю.

Формирование эстетического отношения к среде складывается из множества аспектов. При изучении данного вопроса мы опирались на исследования педагогов, психологов, философов, искусствоведов.

Для нашего исследования при изучении психологических особенностей процесса творчества и профессионального становления особое значение имели работы Ананьева Б.Г., Выгодского Л.С., Давыдова В.В., Игнатьева Е.И., Гальперина П.Я., Григорьева Э.П., Якунина В.А., Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Лейтиса Н.С.

Основополагающим в теории эстетического воспитания и художественного образования, теории и методики обучения изобразительному искусству являются труды известных ученых, таких как: Н.Н.Ростовцев,

B.С.Кузин, А.Д.Алехин, Е.В.Шорохов, В.К.Лебедко, Л.Г.Медведев, А.С.Пучков, Т.С.Комарова, Н.М.Сокольникова, А.С.Хворостов, Н.К.Шабанов, А.В.Триселев, А.Е.Терентьева, А.П.Яшухин, Т.Я.Шпикалова, В.П.Зинченко, А.А.Унковский, Н.Я.Маслов, М.М.Стариков, С.Е.Игнатьев и др.

Исследованию вопросов обучения живописи в условиях пленэра посвящены работы А.А.Васильева, А.С.Рындина, А.А.Унковского,

C.Е.Токарева, в которых есть некоторые упоминания о пленэрной практике в городских условиях. Отдельные авторы касаются в своих исследованиях проблемы межпредметных связей, что представляет определенный интерес. В тоже время еще нет основательных теоретических и методических исследований по вопросу взаимосвязи эстетических, культурологических, искусствоведческих аспектов с вопросами обучения изобразительному искусству и, в частности, пленэрной живописи.

В действующих программах по живописной практике "пленэр", которые состоят из перечня натурных заданий, почти полностью отсутствует связь с такими необходимыми в данной ситуации предметами, как история искусств, история, культурология.

Формирование эстетического отношения к среде, а в нашем случае к городской среде, при обучении пленэрной живописи требует глубокого изучения этой проблемы не только в теоретическом плане, но и разработки форм, методов и отдельных педагогических приемов для их практического использования в процессе обучения живописи в условиях пленэра.

Неразработанность многих вопросов межпредметных связей в обучении живописи, в том числе пленэрной живописи, обусловило актуальность взятой для разработки проблемы и выбор темы диссертационного исследования «Формирование эстетического отношения к среде у студентов Ш-1У курсов художественно-графических факультетов в процессе работы над городским пейзажем».

Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка путей и средств формирования эстетического отношения к городской среде в условиях пленэрной практики.

Объект исследования: эстетическое воспитание студентов художественно-графических факультетов.

Предмет исследования: процесс формирования эстетического отношения к городской среде у студентов художественно-графических факультетов в условиях пленэрной практики.

Гипотеза исследования: пути формирования эстетического отношения студентов к городской среде в условиях работы на пленэре будут более эффективными, если:

1) применить традиционные методы и новые педагогические приемы при проведении пленэра, опираясь на систему методических мероприятий, основанных на опыте художественно-графических факультетов;

2) использовать межпредметные связи с другими дисциплинами как практическими, так и теоретическими (рисунок, композиция, история и теория искусства, история, культурология, эстетика);

3) при индивидуальном подходе опираться на принцип вариативности заданий в использовании изобразительных средств и техники выполнения в определенном материале;

4) объединить теоретические знания и практические навыки при работе с различными художественными материалами;

5) вырабатывать в процессе пленэрной практики навыки эстетической оценки объектов архитектурной среды.

Задачи исследования:

- охарактеризовать на основе исторического анализа возникновение, становление и совершенствование пленэрной практики в России в области художественного и художественно-педагогического образования;

- раскрыть значимость такого вида работы на пейзажем, как городской пленэр в изобразительном искусстве и художественно-педагогической деятельности; раскрыть проблемы работы на натуре, выявив возможные пути формирования эстетического отношения у студентов художественно-графических факультетов к городской среде, изложив в связи с этим содержание и методы эффективного использования практической работы на пленэре; разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методов и отдельных педагогических приемов, основаннных на единстве художественной и педагогической подготовки.

Методологическую основу исследования составили труды по философии, психологии, физиологии, теории и методике обучения изобразительному искусству, эстетике, искусствоведению, архитектуре.

Методы исследования:

1) изучение и анализ литературы по методике преподавания изобразительного искусства, существующих программ и методических пособий, трудов по психологии и физиологии восприятия;

2) разработка специальных вопросов и других форм контроля по выявлению эстетического отношения студентов к городской среде и уровня знаний в области архитектуры Москвы;

3) анализ произведений мастеров живописи, изображающих городской пейзаж;

4) изучение литературы по формированию и планированию городской среды, по истории архитектуры, краеведению;

5) метод наблюдения за работой студентов в процессе проведения пленэрной практики;

6) опытно-экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;

7) статистическая обработка результатов экспериментов и их анализ;

8) изучение и обобщение педагогического опыта в проведении пленэрной практики преподавателями живописи художественно-графических факультетов педвузов;

9) анализ живописных, графических и композиционных работ студентов, выполненных во время пленэрной практики.

Научная новизна исследования заключается в разработке, научном обосновании, содержании эффективных методов и отдельных педагогических приемов формирования эстетического отношения к городской среде при изображении пейзажа, основанных на единстве художественной и педагогической подготовки. Разработаны критерии сформированности эстетического отношения студентов к городской среде при работе над пейзажным этюдом.

В исследовании мы соединили узкопрофессиональные художественные задачи" с задачами эстетического и гуманитарного плана с тем, чтобы способствовать формированию эстетического отношения к среде, необходимого для практической работы при изображении городского пейзажа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты используются в практической подготовке специалистов на художественно-графическом факультете МГОПУ. Разработаны принципы интенсификации учебного процесса и повышения качества получаемого результата, рекомендации и направления по решению поставленных задач. Материалы исследования также могут быть использованы в процессе составления учебных программ и подготовке учебных пособий по пленэру. Осуществление предлагаемой методики преподавателями и студентами в значительной мере способно повысить качество педагогической деятельности будущих учителей изобразительного искусства.

Исследование проводилось в 3 этапа.

Первый этап (1996-1997 гг.) включал в себя изучение истории вопроса, оценку современного состояния проблемы исследования, степень разработанности ее учеными, анализ учебных программ, методических пособий и изучение опыта преподавателей в проведении практики «пленэр». В этот период определялись рабочая гипотеза, предмет и задачи исследования.

Второй этап (1997-1999 гг.) был посвящен опытно-экспериментальной работе, в начале которой определялись педагогические условия, методы, формы и специальные задания, которые могли бы быть использованы в процессе проведения эксперимента с задачей на формирование эстетического отношения студентов к среде при работе над городским пейзажем.

Третий этап (1999-2000 гг.), в этот период проводилось обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной части работы. Уточнялись и оформлялись данные исследования, формулировались выводы.

В эксперименте в разное время приняло участие около 150 человек.

Апробация исследования. Подготовительный материал и впоследствии само исследование, его опытно-экспериментальная часть периодически обсуждались на кафедре живописи и содержались в докладах на научно-методических конференциях Московского Государственного Открытого Педагогического Университета. Результаты исследования были одобрены и нашли практическое применение на художественно-графическом факультете МГОПУ.

На защиту выносится:

Разработанная, научно-обоснованная, экспериментально проверенная методика формирования эстетического и профессионального отношения к городской среде у студентов художественно-графических факультетов, которая включает в себя:

- содержание обучения живописи на пленэре, в том числе основные задания в разных техниках (живопись, графика) и специально разработанная нами система практических и теоретических форм обучения, направленных на поэтапное формирование художественного восприятия находящейся в городской среде архитектуры, ее углубленного анализа, основанного на эстетическом отношении к действительности и ее отражении средствами живописи;

- формы и методы обучения, методические приемы в пленэрной живописи, связанные с задачей формирования эстетического отношения к городской среде;

- средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов обучения (ТСО, наглядные пособия и т.п.).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, изложенных в заключении, библиографии и приложения, состоящего из иллюстративного материала и таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Осин, Илья Олегович

Выводы

Получив результаты контрольного эксперимента, подсчитав их и представив в виде таблиц, мы имеем возможность их сравнить.

Рост высокого уровня в экспериментальных группах А и Б составил 22 %, поднявшись с 14 % до 36 % в I теоретической части, 23 %, поднявшись с 17 % до 40 %, в практической части.

В контрольных группах В и Г рост составил 3 %, поднявшись с 14% до 17% в теоретической части, 46%, поднявшись с 17 % до 23 %, в практической части.

Колебания среднего уровня в констатирующем и контрольном экспериментах не носили крупномасштабного характера, но определенную закономерность все-таки выделить можно.

В экспериментальных группах А и Б рост количества студентов составил 3%, поднявшись с 52% до 55 % в теоретической части. А в практической части количество студентов уменьшилось на 11% - с 55% до 44%.

В контрольных группах В и Г в I теоретической части рост составил 9% - с 52% до 61%, а количество студентов во II практической части уменьшилось на 2% - с 55% до 53%.

Динамика количественных изменений по низкому уровню носит ярко выраженный положительный характер. В экспериментальных группах количество студентов уменьшилось на 25% - с 34% до 9% в I теоретической части и на 12% - с 28%до 16% во II практической части.

В контрольных группах В и Г количество студентов уменьшилось в I теоретической части на 12% - с 34% до 22% и во II практической части на 4 % -с 28% до 24%. Обобщенные результаты контрольного эксперимента представлены наглядно в приложении на стр. 192, 193.

Подведя итоги проведенного исследования, установили:

1) У студентов средних, старших курсов ХГФ - невысокий уровень знаний по истории искусств, истории, культорологии, не развиты межпредметные связи, следствием чего является слоборазвитый мотивационный компонент, в итоге - низкий практический результат и отсутствие почвы для формирования эстетического отношения к городской архитектурно-исторической среде;

2) Навыки живописи и рисунка у студентов изучаемых групп, проявляющиеся в живописных и графических этюдах городского пейзажа в условиях пленэра, характеризуются следующими особенностями: слабое владение основными живописными и графическими материалами и средствами, применяемыми в работе; недостаточные знания в области композиции, перспективы, построения пропорций, передачи общего тона и цветового колорита, как следствие неумение применить их в работе над пейзажем. Также было выявлено отсутствие методической последовательности при выполнении этюда с мотива любой сложности и продолжительности, отсутствие творческого отношения, проявляющееся в неосознанности действий, механическом срисовывании натуры.

3) Состав группы неоднороден как по сформированности практических навыков и умении, так и по знаниям в области теоретических сопредельных дисциплин, таких как история и история искусств, являющихся основой общей развитости и интеллекта. Констатируя существенную разницу уровней внутри групп' одного курса, как следствие этого, мы не можем не заметить практическое отсутствие разницы в подготовке студентов средних и старших курсов (III, IV) в целом. Корни этого явления мы отмечали на страницах констатирующего эксперимента, анализируя качественный состав его участников. Здесь нам очень помог индивидуальный личностный подход, применяемый на практике, когда в расчет берется не только возраст и степень подготовки студента, но и склад характера, система приоритетов, его взгляды и отношение к увиденному и изображаемому;

4) В системе педагогической работы на пленэре возможно формирование эстетического отношения к городской среде, стоящего в основе мотивационного принципа, который сводится к следующему - чем больше человек знает об объекте, тем больше и лучше хочет его изображать, ловя еле заметные черты, передавая внутренний образ, лежащий за пределами визуального и, наоборот, чем больше человек работает над изображением объекта - его формой, тем больше хочет знать о нем, его историю, характер, складывавшийся десятилетиями. На основе нашей твердой убежденности в вышесказанном был проведен эксперимент и получены соответствующие результаты.

Имея возможность сравнивать не только результаты контрольного эксперимента с констатирующим и контрольные результаты экспериментальной и контрольной групп, но и возможность наблюдать обе группы на разных стадиях формирующего эксперимента, мы отметили коренные различия в поведении групп и методах ведения работы. Студенты экспериментальной группы проявляли в несколько раз большую активность с первых же дней практической работы на пленэре. У них отсутствует растерянность перед натурой, они целеустремленно приступали к работе, этап глобального поиска для них остался позади, в то время как контрольная группа только пыталась решать эти вопросы. Визуальная информация и огромный эмоционально-психологический заряд, полученные во время лекции, беседы и экскурсии по Бульварному кольцу, сыграли свою решающую роль. Все это пробудило большой интерес к работе и заставило требовательно относиться к себе, к своему потенциалу. Молодые художники хотели выплеснуть на холст и передать языком цвета и красок все то, что они узнали об историческом центре города, о его архитектуре и свое отношение от этого. Лекция и экскурсия, на первый взгляд, напрямую мало связаны с живописью. Безусловно, они дают впечатления общекультурного и гуманитарного характера и могут представлять интерес для людей разных сфер профессиональной деятельности. Но в конкретной ситуации предложенные нами мероприятия пришлись на аудиторию молодых художников, и педагогов и возымели ярко выраженное каталитическое действие. Информационно-эмоциональный поток подвигает их на активную творческую работу. Процесс становится осмысленным. Человек, узнающий что-то новое в доступной, не традиционной форме, быстро входит в процесс познания и закрепления освоенного материала, закладывая крепкую базу для следующей, качественно новой ступени своего развития как профессионального, так и духовного.

Метод при экспериментальной апробации продемонстрировал свою универсальность. Это выразилось в его действенности на очень широкий слой студентов, отличавшихся друг от друга по множеству параметров, таких как: степень профессиональной подготовки, общее развитие, склад характера, возраст, социальная прослойка. Находили общий язык и начинали общаться между собой совершенно разные люди и целые подгруппы. Помимо обучающего и развивающего действия эксперимент имел еще и действие воспитательное.

Констатируя рост не только экспериментальной, но и контрольной группы, мы предполагаем большой потенциал пленэра вообще как формы педагогической работы. Бывая раз или два в год, в зависимости от программы и формы обучения, пленэр на сравнительно короткое время помещает студента в новую, более не формальную обстановку, давая возможность по-другому взглянуть на процесс обучения и реализовать себя в творческой работе.

В формирующем и констатирующем экспериментах мы применяли такую форму работы, когда один и тот же объект архитектуры фигурировал по нескольким классификациям и мог служить ответом на вопросы разных заданий. Так же это сооружение, имея характерные черты того или иного стиля, привлекало наше внимание и становилось хорошей натурой для живописи и графики студентов. Таким образом, повторенная и закрепленная несколько раз информация прочно и надолго входила в память студентов.

Отмечая прекрасные возможности пленэра в качестве стартовой площадки для внедрения новых прогрессивных методов, с тревогой нельзя не заметить набирающий обороты процесс девальвации общей культуры и гуманитарных знаний. Развитому и культурному человеку, вовсе не обязательно гуманитарию по образованию и роду деятельности, многое из материала, преподносимого студентам и обсуждаемого с ними, может показаться элементарным и слишком простым для будущих художников и педагогов - людей, чей статус подразумевает высокий интеллект и элементарную информированность. Но как показывает практика, последнее время все большее количество знаний из общедоступных и как бы само собой разумеющихся становится достоянием узкой группы людей, использующих их непосредственно в профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении диссертации можно сделать следующие выводы:

- для успешного освоения будущими преподавателями изобразительного искусства задач пленэрной живописи с учетом художественной и педагогической подготовки необходимо в процессе практической работы студентов на пленэре, наряду с приобретением профессиональных навыков, формировать эстетическое отношение к окружающей среде. Это позволит полнее реализовать потенциальные возможности пленэра, как важного компонента всего художественно-педагогического процесса; приобретая знания и практические навыки в использовании изобразительных средств живописи, студенты при эстетическом отношении к среде способны использовать эти средства для художественно-образной характеристики того или иного мотива городского пейзажа;

- эффективное овладение материалом живописи возможно лишь при организованной активной самостоятельной деятельности студентов, когда эта деятельность направляется педагогом с учетом уровня индивидуальных особенностей и возможностей студента в освоении изобразительных средств пейзажной живописи;

- при последовательном методическом построении процесса прохождения пленэрной практики у студентов формируется художественное видение, эстетическое восприятие окружающей городской среды, вырабатываются навыки эстетической оценки объектов архитектуры.

Рассмотрение учебного процесса в условиях городского пленэра по отдельным аспектам необходимо для лучшего понимания природы художественно-эстетического восприятия среды, позволяющего лучше вникнуть в закономерности этого вида живописи.

Проведенное исследование показало, что предложенная форма обучения на пленэре и ее эффективность позволили студентам экспериментальных групп развить эстетическое отношение к среде, художественное восприятие, пространственное и композиционное мышление при наблюдении и изображении городского пейзажа, на основе чего можно рекомендовать осуществлять педагогическую работу по формированию эстетического отношения к городской среде у студентов Ш-1У курсов художественно-графических факультетов педвузов по таким направлениям, как:

- обогащение эмоционально-чувственного и художественного опыта, совершенствование восприятия;

- развитие профессионального (композиционного, пространственного, колористического) видения, как основы для формирования профессиональных изобразительных, живописных и графических навыков;

- овладение в доступной форме элементами техники рисунка, живописи и приемами использования закономерностей композиции и перспективы;

- формирование способностей, позволяющих вести самостоятельную творческую работу в условиях пленэра.

При использовании результатов проведенного исследования пленэрная практика по предложенной схеме может проводиться на художественно-графических факультетах во многих городах России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Осин, Илья Олегович, 2000 год

1. Ажгихин С.Г. Формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники масляной живописи: Диссертация к.п.н. - М.: МГПУ, 1996. - 203 с.

2. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. М.: Сов.художник, 1986.- 253 с.

3. Алексеев С.С. О колорите М.: Изобразительное искусство, 1974.- 170 е.: ил.

4. Алпатов М.В. Композиция в живописи, Исторический очерк.- М.-Л.: Исскуство, 1940,- 129 е.: ил.

5. Ананьев Б.Г. Пространственное различение.- Л.: Изд-во Ленинградского унта, 1955.- 188 с.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.- М.: Изд-во АПК РСФСР, i960.- 486 с.

7. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. / Под ред. А.В.Запорожца и др. М.: Педагогика, 1982.- 336 с.

8. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 249 с.

9. Ю.Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.255 с.

10. П.Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981.- 193 с.

11. Арнхей И.Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974,- 392 с.

12. Архип Иванович Куинджи и его школа. Л.: Художник РСФСР, 1978.-215 е.: ил.

13. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики.- М.: Искусство, 1968.- 654 с.

14. Бабанский Ю.К. Педагогика высшей школы.- Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1972.- 124 с.

15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982.- 192 с.

16. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989. -560 с.

17. Баткин JI.M. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления.- М.: Искусство, 1990.- 413 с.: ил.

18. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства.- М.: Просвещение, 1977. 188 е.: 8л. ил.

19. Бергер Э. История развития техники масляной живописи.- М.: Акад.Художеств СССР, 1961.- 511 с.

20. Блок A.A. Об искусстве.- М.: Искусство, 1980.- 503 с.

21. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссии в эстетике.- М.: Искусство, 1975.- 176 с.

22. Валентин Серов в переписке, интервью и документах. Л.: Художник РСФСР, 1985.- 448 с.

23. Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1976. - 622 е.: дл.ил.

24. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 439 с.

25. Ванслов В.В. Изобретательное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1985.-448 с.

26. Ван Гог В. Письма Л, - М.: Искусство, 1966. - 602 е.: 24 л. ил.

27. Венгер А.Л. Домашняя школа. М.: Знание, 1994. - 240 с.

28. Виннер A.B. Как работают мастера живописи. М.: Советская Россия, 1965.

29. О.Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-506 с.

30. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. - 218 е.: ил.

31. Волков H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. - 260 с.

32. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. Пособие для вузов / М.В.Гамезо, В.С.Герасимова и др. М.: Ноосфера, 1999. - 272 с.

33. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Под ред. Ростовцева H.H. М.: МГПИ 1964. - 274 с.

34. Вопросы художественного образования: Темат.сб.научных трудов Акад. Художеств СССР. JL: Ин-т живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, 1981.-77 с.

35. Выгодский J1.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. - 379 с.

36. Выгодский JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-500 с.

37. Гальперин П.Я. Управляемое формирование психических процессов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1974. - 198 с.

38. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырева, В.Я.Роменова. -М.: Изд-во МГУ, 1976. -295 с.

39. Гайеслер Х.Г. Обзор достижений в современной психофизике (стратегии в психофизических анализах). // Психофизика сенсорных систем. Сб.ст. АН СССР, отв. ред. Б.Ф.Ломов. М.: Наука, 1979. - 199 е.: ил.

40. Гегель Г.В. Эстетика: в 4-х т. М.: Искусство, 1968. Т1. - 312 с.

41. Герасимов C.B. Об искусстве. М.: Молодая гвардия, 1973. - 159 с.

42. Гинсбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. Л. - М.: Искусство, 1940. - 203 е.: ил.

43. Гольденвейзер А.Б. В близи Толстого.- М.: 1959.- с.161.

44. Гольденштрих С.С. О природе эстетического творчества. 2-е изд. - М.:1. Изд. МГУ, 1977.-248 с.

45. Гонолобин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 259 с.

46. Гонолобин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972. -160 с.

47. Гончаров А.Д., Котляров A.C. Теория композиции: Учеб. пособие для спец. 2220 «Графика». М.: 1978. - 59 с.

48. Гончаров А.Д. О композиции // Художник. 1981. - №6. - с. 34-37.

49. Горский Д.П. Вопросы абстракций и образование понятий. -М.: Изд-во АН СССР, 1961.-351 с.

50. Горский Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль, 1985. - 208 с.

51. Горький М. Собр. соч. в 3-х тт., т.2.- М., 1949-1956 гг.

52. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980. -181 с.

53. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. - 42 с.

54. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII в.в.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.-399 с.

55. Даниэль С.М. Искусство видеть. JL: Искусство. Ленинград, отд., 1990. -221 е.: ил.

56. Дерябин A.C. Педагогическая система и методы Д.Н. Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей. Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. М.: 1975. - 231 с.

57. Дейнека A.A. Учитесь рисовать. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961.224 с.

58. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956.- 374 е.: ил.: 1 л. портр.

59. Дмитриева Н. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.:1. Искусство, 1951. 167 с.

60. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Т. 1 Дневники. Письма. JI.-M.: Искусство, 1957. - 227 е.: // ил.

61. Евсеева Афонская книга образцов 15 в.: О методе работы и моделях средневекового художника. М.: Изд-во «ИНДРИК», 1998. - 384 с.

62. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. -- М.: Искусство, 1982. 277 с.

63. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970. -125 е.: ил.

64. Живопись. Практическое руководство для начинающих художников. -М.: Искусство, 1964. 400 е.: 28 л. ил.

65. Живопись. Учебные постановки. М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1960. -20 е.:ил.

66. Живопись. Учебные постановки. М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1963. -20 е.: ил.

67. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М.: Наука, 1977.-168 с.69.3авадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — М.: Искусство, 1975. 439 е.: 16 л. илл. Иностранная литература. - 1969. -№ 12.

68. Зальцман Е.П. Этапы формирования навыков художественного восприятия. // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. — Алма-Ата, 1978.-64-67 с.

69. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-562 с.

70. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М.:

71. Изд-во Моск. ун-та, 1969. 106 е.: черт.

72. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком: Дисс. д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 1996. - 327 с.

73. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965. - 246 е.: черт, и карт.

74. Иванов С.В. Типы и структура уроков в школе. М.: Учпедгиз, 1952. -152 с.

75. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи // Вопросы психологического исследования формирования образа. М.: Просвещение, 1954.224 с.

76. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М.: Просвещение, 1961. 222 с.

77. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописи (в условиях кружковой работы): Дисс. канд. пед. наук. М.: Ml И У, 1982. - 246 с.

78. Из воспоминаний В.К.Бялыницкого-Бируля В кн.: Школа изобразительного искусства. - Вып.У; М., 1962.-с.138.

79. Из творческого опыта. Вып.З В.В. Мешков, Т.Н. Яблонская, М.П. Бобы-шов, Ф.Ф. Федоровский. М.: Сов. художник, 1957. - 171 е.: ил.

80. Илиади А.Н. Природа художественного таланта. М.: Сов. писатель, 1965.535 с.

81. Ильенков Э.В. Идеальное // Ф.Э. Т.2. - М.: Сов. Энциклопедия, 1962. -с.244.

82. Ильин И.А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. - 348 с.

83. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1968. - 198 с.

84. Импрессионизм, их современники и соратники. Сб. статей. Под ред. Чегодаева А.Д. М.: Искусство, 1976. - 319 е.: 56 л. ил.

85. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М.: Акад. художеств СССР., 1952.-213 с.5

86. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развитие обучения.- М.: Знание, 1981.-96 с.

87. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы. // Искусство в школе, 1992, N1, с.11-19.

88. Каган М.С., Холостова T.B. Эстетическое и этическое в системе ценностей.- Л., изд-во Ленинградского ун-та, 1971.- с.202.

89. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. М.: Изобразительное искусство, 1981. - 215 с.

90. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М.: Изд-во Акад.художеств СССР, 1960. - 340 е.: ил.

91. Кибрик Е.А. К вопросу о композиции. М.: Акад.художеств СССР, 1959. -151 е.: 24 л. ил.

92. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак.пед.институтов. Сост. Н.Н.Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

93. Кириенко В.М. Психология способностей к изобразительной деятельности.- М.: Изд-во Акад.наук РСФСР, 1959. 304 с.

94. Ковалев А.Г. Личность и пути ее формирования. М.: Знание, 1971. - 31 с.

95. Ковалев A.A. Методика анализа категории художественного образа в изобразительном искусстве.// Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. статей Вып.2. М.: Прометей, 1998.-226 с.

96. Коменский Я.А. Великая дидактика. // Избранные педагогические сочинения: в 2-х т, т.1. - М.: Педагогика, 1982. - с. 242-476.

97. Кончаловский П.П. Художественное наследие. М.: Искусство, 1964 -302 е.: ил.

98. Кончаловский П.П.- М., 1964. с.27.

99. Копнин В.П. Формы мышления и их взаимосвязь. // Вопросы философии. -1956. N3 - с.44-58.

100. Копнин П.В. Идея, как форма мышления. Киев.: Изд-во Киевского ун-та, 1963.- 108 с.

101. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Политиздат, 1973.- 103 с.

102. Коровин К.А. Константин Коровин вспоминает. М.: Изобразительное искусство, 1990. - 606 е.: ил. : лл. порт.

103. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979.-216 с.

104. Котова. Глаз и законы красоты // Искусство;'- 1966. №12. - с. 8-14.

105. Крымов Н.П. Художник и педагог.Статьи, воспоминания. М. Изд-во Акад. наук СССР, 1960. - 264 е.: 25 л. ил.

106. Крупская Н.К. Педсоч в 11 томах.-М.: 1959. т.З, с.313-317.

107. Кузин B.C. Некоторые вопросы психологии учебного рисунка. // Рисунок. / Под ред. A.M. Серова. М.: Просвещение, 1975. - с. 81-93.

108. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1982. - 256 е.: ил.

109. Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Дисс. д-ра пед. наук. М.: МГПУ, 1994. - 410 с.

110. Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания. М.: Искусство, 1956.331 е.: ил.

111. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. //Полн. собр. соч. т. 18.-е. 133-146.

112. Ленин В.И. Философские тетради. // Полн. собр. соч. т. 29. - с. 149-157.

113. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:.Политиздат, 1975.304 с.

114. Леонтьев А.Н. Формирование способностей.// Вопросы психологии.- 1960 Nl.-c.7-17

115. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства. // Избранные психологические произведения. В 2-х томах. -М., 1983.- т 2 с.232-240.

116. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо живописца и скульптора флорентийского. - М.: Изогиз, 1934. - 383 с.

117. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978.-47 с.

118. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.

119. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. -M.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 270 е.: ил.

120. Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения. // Психологический журнал. 1980. - № 5. - с. 26-42.

121. Ломов Б.Ф. Методические основы обучения. М.: Педагогика, 1981,123. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

122. Лурия А.Р. Язык и сознание М.: Изд-во МГУ, 1979. - 319 с.

123. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: Изд-во МГУ, 1989. -77с.

124. Мальцева Ф.С. Алексей Кондратьевич // Саврасов. Л.: Художник РСФСР, 1984.-192 е.: ил.

125. Манизер М.Г. Подготовка и воспитание молодых художников в художественных вузах. // Вопросы изобразительного искусства. Вып. 5. Сб. статей. -М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1961.-207 с.

126. Маркс К. Глава о деньгах // Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т.4. -с.5-253.

127. Маркс К. Коммунизм. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - т. 42. -с. 113127.

128. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1970. - Т.7. - 654 е.: 47л.ил.

129. Маслов Н.Я. Пленер. Практика по изобразительному искусству. -М.гПросвещение, 1984. 112 е.: ил.

130. Масленников А.И. Система упражнений по усвоению закона пропорциональных тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художников-педагогов. Дисс. канд. пед. наук. М., 1974. - 146 с.

131. Масляев В. Где сегодняшние России? «Известия», 20 ноября 1986г.

132. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 215 с.

133. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

134. Матисс А. Сб. Статей о творчестве. М.: Изд-во иностранной литера туры, 1958.-124 е.: ил.

135. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. - 159 с.

136. Михайлова A.A. О художественной условности. М.: Мысль, 1970. -300 с.: ил.

137. Молева Н.М., Белютин Э.М. Школа А. Ашбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX-XX в. в. М.: Искусство, 1958.-116 с.

138. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины. М.: Сов. художник, 1983. - 375 е.: ил.

139. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и его место в психологии.// Вопросы психологии, 1957.- N5 с. 142-155.

140. Мясищев В.Н. Психология отношений. / под ред. А.А.Бодалева.- М., Ин-т практической психологии. Воронеж: НПОМОДЕК, 1995.- с.356.

141. Мясищев В.Н. Психологическая наука в СССР.// Сб.ст., ред.коллегия Б.Г.Аванесов и др. Т. 1-2.- М.: АПН РСФСР, I960.- 658 с.

142. Недошивин Г.Н. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1972.

143. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 156 е.: ил.

144. Никифоров Б.М. От замысла к картине. Л.: художник РСФСР, 1964. -64 е.: ил.

145. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует. М.: Советский художник, 1965. -70с.

146. Павлов И.П. Полное собр. трудов, в 5 т. М. - Л.: 1949. - т. 3. - 607 с.:ил.: 8 л. ил.

147. Павлюк И.А. Упражнения по композиции как средство формирования образного мышления студентов 1-2 курсов ХГФ педвузов: Дисс. канд. пед. наук. M.: МПГУ, 1988. - 201 с.

148. Панкратова Л.И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования ВУЗа на занятиях изобразительным искусством: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М.:МПГУ,1998.- 24 с.

149. Пейзаж. Страницы истории. / Авт. сост. Богемская К.Г. M.: Галактика, 1992.-336 с.

150. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в обучении: Теор. экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980.-240 с.

151. Пиралишвили. Теоретические проблемы изобразительного искусства. Критерии завершенности в искусстве и теория завершенности в искусстве и теория NON FINITO. - Тбилиси: Изд-во Хеловнеба, 1973. - 191 е.: ил.

152. Пособие по рисованию / Под общ. ред. Д.Н. Кардовского, В.Н. Яковлева, К.Н. Корнилова. М.-Л.: Госстройиздат, 1938. - 162 е.: ил.: прил.

153. Потебня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 622 е.: ил.: 1 л. портр.

154. Пойя Д. Как решать задачу? Львов: журнал «Квантор», 1991. - 214 с.

155. Программа педагогических институтов. M.: Просвещение, 1983. - Сб. 1661 с.

156. Психология / Под ред. Ковалева А.Г. и др. М.: Просвещение, 1966. -451 с.

157. Психологические исследования творческой деятельности. / Под ред. Тихомирова O.K. М.: Наука, 1975. - 251 с.

158. Психология процессов художественного творчества. Сб. статей, Отв. ред. Б.С. Мейлах. Л.: Наука, 1980. - 285 с.

159. Пучков A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982. - 160 е.: ил.

160. Радченко A.M. Моделирование основных механизмов мозга. JL: Наука, Ленинград, отд-ние, 1968. -2 ИС.: черт.

161. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. 3-е изд. - Л.: Художник РСФСР, 1978.-120 с.

162. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством.: Межвуз. Сб. трудов / Под ред. Ростовцева H.H. М.: МГПИ им. Ленина В.И., 1983.- 173 с.

163. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М.: Изд-во Мысль, 1969. 190 с.

164. Раппорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Советский художник. -1978.235 с.

165. Репин И.Е. Далекое близкое. -Л.: Художник РСФСР, 1982. - 518 с.

166. Рей Р.К.Моне.-М.: Слово, 1995.- 95 с.

167. Роднянская И.Б. Художник в поисках истины. М.: Современник, 1989.382 с.

168. Ростовцев H.H. Рисование с натуры. Л.: Учпедгиз. Ленинград, отд., 1962.78 с.

169. Ростовцев H.H. Проблема формы в учебном рисунке. // Рисунок / Под ред. Серова A.M. M.: Просвещение, 1975. - с. 93-105.

170. Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учеб. пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 288 е.: 193 ил.

171. Ростовцев H.H. Академический рисунок. М.: Просвещение. 1984. - 240 е.: ил.

172. Ростовцев H.H. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1985. - 256 е.: ил.

173. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Ак. СССР, 1958. - 147 с.

174. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Глава 5. Внимание. // Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н. Леонтьева, A.A. Пузырева, В .Я. Роменова. M.: Изд-во МГУ, 1976. - 295 с.

175. Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория 177 мышления.// Основы общей психологии. T.I М.: Педагогика, 1989. - 485 с.

176. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. / для преподавателей ВУЗов' и аспирантов/. М., Педагогика, 1976. - с.416.

177. Рылов H.A. Воспоминания. Л.: Художник РСФСР, 1977. - 287 е.: ил.

178. Сапожников А.П. Курс рисования I и П тетрадь. Сб. 1875 1878, тетрадь I - 23с., тетрадь П - 107 с.

179. Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Советский художник, 1984.302 е.: ил.

180. Свидерский В.И., Зобов P.A. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. -Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1970.

181. Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. М. - Л.: Искусство, 1972.-367с.: 37 л. ил.

182. Серова Г.Г., В.Е. Савинский Художник и педагог. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 143 е.: ил.

183. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М.: ГосПолитиздат, 1947. 647 е.: схем.

184. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, - T.I -1952.-772 с.

185. Скаткин М.Н. Формализм в знаниях учащихся и пути его преодоления. М.: Учпедгаз, 1947. - 240 с.

186. Смирнов Г.Б. Соловьев А.М. Начинающему художнику о рисовании с натуры. Л.: Художник РСФСР, 1962. - 108 е.: ил.

187. Смирнов Г.Б. Живопись. М.: Просвещение, 1975. - 142с.: 48 л. ил.

188. Смирнов С.Д. Психология образа; проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 231 е.: ил.

189. Соловьев A.M., Смирнов Г.Б., Александров Е.С. Учебный рисунок. -М.: Искусство, 1953. -238 с.

190. Стариков М.М. Формирование творческого воображения у студентов ХГФ педвузов на занятиях живописью: Дисс. канд. пед. наук. М.: 1993.-207 с.

191. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. М.: Искусство, 1964. -87с.

192. Суздалев П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М.: Изобразительное искусство, 1984. - 479 е.: ил.

193. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-313 с.

194. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А.И. Пис-кунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 207 с.

195. Тарабукин Н.М. Проблема пространства в живописи // Декоративное искусство СССР 1989. - №10. -с.29.

196. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.

197. Терентьев А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку. Дисс. канд. пед. наук. М.: МПГИ, 1977, 254 с.

198. Технология, исследование и хранение произведений станковой живописи. Под ред. Гренберга. М.: Изобразительное искусство, 1987. - 346 е.: ил.

199. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1966. -478 с.

200. Толстой Л.Н. Об искусстве и литературе. T.I. М.: Советский писатель, 1958.-608 с.

201. Тюхтин B.C. О природе образа. М.: Высшая школа, 1963. - 123 с.

202. Угаров Б.С. О картине//Огонек. 1985. - №4.-с. 16-17.

203. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси.: - Изд-во АН. Груз. ССР, 1961. - 210 с.

204. Унковский A.A. Цвет в живописи. М.: Просвещение, 1983. - 63 с.

205. Унковский A.A., Смирнов Г.Б. Пленэр (практика по изобразительному искусству) М.: Просвещение, 1981. - 36 е.: ил.

206. Урсул А.Д. Природа информации. М.: Политиздат, 1968. - 287 с.

207. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. - 588 е.: ил.

208. Федоров-Давыдов A.A. Русский пейзаж XVII нач. XX века. - М.: Советский художник, 1986. - 304 е.: ил.

209. Фейенберг Л.Е. Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. -М.: Изобразительное искусство, 1989. 317.: ил.

210. Флоренский П.А. У водоразделов мысли: ч. 1. [Историогр. ст. Игумена Андроника (A.C. Трубачева), Прим. С.С. Аверинцева и др.] М.: Изд-во «Правда», 1990. -446 е.: 1 л. порт.

211. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. /Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1968.-135 с.

212. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. Ляудис В.Я. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.

213. Хижняк Е.А. Развитие колористического видения у студентов ХГФ на занятиях по живописи. Дисс. канд. пед. наук. М.: 1992. - 187 с.

214. Хогарт У. Анализ красоты. Л.: Искусство, Ленинград, отд., 1987. -254с.

215. Художественно-графический факультет. 50 лет. / 1941-1991 / Юбилейный сборник. / Под ред. Макаровой М.Н. М.: Прометей, МПГУ, 1992. -268 с.

216. Чернышевский В.Г. Эстетика. М., Гослитиздат, 1958. - 375 с.

217. Чистяков П.П. и Савинский В.Е. Переписка 1883-1888 гг. Воспоминания. -Л. -М.: Искусство, 1939. 326 е.: ил.

218. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. (1832 -1919). -М.: Искусство, 1953. 591 с.

219. Шабанов Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе: Дисс. доктора пед. наук. М: МПГУ, 1995. - 338 с.

220. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. -336 е.: ил.

221. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - 496 е.: 8л. илл.

222. Шишкин И.И. Переписка. Дневники. Современники о художнике. -JL: Искусство Ленинград, отд., 1978. 643с.: 25л. ил.

223. Школа изобразительного искусства. В 10-ти выпусках. Вып.-6. -М.: Акад. Художеств СССР, 1963. 142с.

224. Школа, учитель, искусство. Альбом репродукций. / Сост. A.M. Лавров; Под. ред. Ростовцева H.H. -М.: Просвещение, 1981. 191 е.: ил.

225. Шорохов Е.В. Теоретические работы Е.А. Кибрика о композиции в изобразительном искусстве. // Искусство. -1974. №7. - с.40-47.

226. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1979. - 303 е.: ил.

227. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

228. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1988. - 461 с.

229. Шорохов Е.В. Художественный образ и искусство. // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. 1. Сб. статей. М.: Прометей, 1996. - 172 с.

230. Шорохов Е.В. Метод работы над композицией // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. статей. Вып. 2. М.: Прометей, 1998. - 226 с.

231. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. - 584 е.: ил.

232. Щербаков А.И. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. / Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969. - 272 с.

233. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1986.-144 с.

234. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

235. Эсаулов А.Ф. Активизация познавательной деятельности студентов. -М.: Высшая школа, 1982. 221 с.

236. Юон К.Ф. Об искусстве: в 2-х т. М.: Сов. художник, 1959. - т. 1. - 248 с.

237. Яворская Н.В. О французском искусстве XIX XX в.в. - М.: Советский художник, 1987. - 253с.: 64 л. ил.

238. Якиманская И.С. Основные направления исследования образного мышления // Вопросы психологии. 1985. -№ 5. - с.З -29.

239. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. - 95 е.: ил.

240. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.

241. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики М.: Знание, 1986.-62 е.: ил.

242. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 527 е.: ил.

243. Яшухин А.П. Живопись: Учебное пособие для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1985. 287с.: 8 л. ил.

244. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись. Учебное пособие для студентов худож.-графич. фак-тов педвузов. М.: АГАР, 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.