Формирование эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе ознакомления с искусством портретного жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Пантелеева, Наталья Георгиевна

  • Пантелеева, Наталья Георгиевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 170
Пантелеева, Наталья Георгиевна. Формирование эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе ознакомления с искусством портретного жанра: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2007. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пантелеева, Наталья Георгиевна

Введение.3

Глава I. Теоретические и методические основы формирования эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе ознакомления с искусством портретного жанра.13

1.1.Эстетическая оценка как философская и психологопедагогическая проблема.13

1.2.Возможности портретного жанра (живописи, графики, скульптуры) в формировании эстетической оценки у детей 5-7 лет.39

1.3. Состояние современной практики по использованию портретного жанра в работе с детьми 5-7 лет с целью формирования эстетической оценки и эстетического воспитания.57

1.4. Критерии и уровни сформированное™ эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе ознакомлении с жанром портрета.78

Выводы по I главе.89

Глава II. Педагогические условия формирования эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе ознакомления с портретным жанром.92

2.1. Построение экспериментальной программы для детей 5-7 лет по формированию эстетической оценки в процессе ознакомления с искусством портрета и подготовка научно-практических рекомендаций для педагогов.92

2.2. Содержание, формы и методы формирования эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе ознакомления с искусством портрета.112

2.3. Уровни сформированности эстетической оценки у детей

5-7 лет.130

Выводы по II главе.144

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе ознакомления с искусством портретного жанра»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Воспитание детей дошкольного возраста - одна из важных проблем педагогики и современного общества. В дошкольном детстве ребенок интенсивно развивается и необходимо, чтобы это формирование было разносторонним и гармоничным. Особую роль в развитии играет эстетическое воспитание, задачей которого является приобщение детей к общечеловеческим ценностям, осуществляющие важную роль в духовно-нравственном формировании личности ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Психолого-педагогические исследования (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Р.М.Чумичева, Н.М.Сокольникова, Л.Г.Савенкова и др.) свидетельствуют о важности использования изобразительного искусства в воспитании детей с самого раннего возраста, которое развивает личность, совершенствует чувства. Б.М.Теплов доказал значение искусства для воспитания человека: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека - не только воображение и чувства, что представляет само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому художественное восприятие и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности» [197; 7]. Период дошкольного детства, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным этапом в приобщении к искусству портрета. Главное, как указывал Л.С.Выготский, что ознакомление состоит не в том, чтобы изучить искусство, а чтобы открыть перед ребенком прекрасный мир действительности в художественных образах, показать красоту гуманных чувств человека. Согласно исследованиям психологов и педагогов полноценное развитие детей дошкольного возраста возможно, если в обучении используется культурно-исторический опыт, составной частью которого является портретный жанр. Ученые доказали, что ознакомление с изобразительным искусством не только доступно детям старшего дошкольного возраста, а носит осмысленный характер и способствует их творческому развитию. Для того чтобы дети 5-7 лет, соответственно своему возрасту, осмыслили художественное содержание и эмоционально откликнулись, необходима целенаправленная педагогическая работа по подготовке их к восприятию искусства. Портретный жанр в живописи, графике, скульптуре раскрывает мир чувств и мыслей людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и их отношений. На наш взгляд, познание и оценка значимости социального опыта, выраженного в искусстве портрета, где ярко и образно отражается духовный мир человека, влияют на эстетическое и нравственное развитие личности ребёнка, формирование его поведения. При создании определенных условий искусство становится частью окружения, в котором живут дети, помогающее формировать эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное. Поэтому приобщение детей 5-7 лет к искусству портрета является действенным средством в познании и формировании эстетической оценки, основы которой закладываются в дошкольном детстве. Это имеет особую значимость в повышении качества воспитания детей.

В теории и практике воспитания уже имеется определённый опыт по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством. Восприятие детьми отдельных жанров искусства изучались Т.С.Комаровой, Е.В.Лебедевой, Н.М.Зубаревой, Т.Н.Дороновой, Р.М.Чумичевой, А.А.Грибовской - в живописи; ВЛ.Кионовой, Р.А.Мирош-киной, Н.А.Курочкиной - в графике; Н.Б.Халезовой, Г.М.Вишневой, Е.В. Гончаровой, А.А.Грибовской - в скульптуре. Исследования учёных позволили по-новому взглянуть на понимание важности ознакомления детей 5-7 лет с искусством портрета. Мир человека и все, что связано с человеком, вызывает у ребенка большой интерес - познание человека в жизни, на образцах искусства портрета расширяют его эмоциональный и нравственный опыт. Это приоритетная развивающая среда и содержание для гармоничного развития ребенка, которому мы придаем большое значение. Старший дошкольный возраст характеризуется, как особый период в воспитании и развитии детей. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению, поэтому наиболее благоприятен к восприятию искусства и формированию эстетической оценки. Необходимо отметить, что это направление в работе с детьми менее всего изучено. Глубокое изучение и разработка данного вопроса позволили бы обогатить теорию и практику эстетического воспитания детей 5-7 лет; определить условия, содержание, формы и методы знакомства с портретным жанром, вводящих их в мир человека, его эмоциональных переживаний и духовных ценностей. И через познание образа человека в искусстве формировать личность, развивать умение ценить прекрасное в действительности и искусстве. Исходя из сказанного, следует отметить существующие противоречия между:

- недостаточной теоретической проработанностью вопроса и его реализацией в практике;

- воспитательными возможностями искусства портрета и недооценки педагогами значимости работы с детьми в этом направлении;

- совершенствованием воспитания, обучения и недостаточным его методическим обеспечением;

Таким образом, проблема исследования заключается в отсутствии теоретико-практических разработок по формированию эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе ознакомления с жанром портрета. Названная проблема требует разрешения и связана с поиском эффективных способов влияния на эстетическое развитие детей, с обновлением содержания, форм и методов в работе с детьми 5-7 лет. Вышеуказанные противоречия определили выбор темы исследования «Формирование эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе ознакомления с искусством портретного жанра». Эстетическая оценка-это ценностное отношение человека к конкретному явлению или образу на основе его сопоставления с эстетическими нормами, выработанными человечеством. Она позволяет увидеть красоту объекта, его эстетическую значимость и через суждение выразить свое отношение к действительности и искусству.

Цель исследования: разработать, научно обосновать условия и содержание воспитательно-образовательного процесса по формированию эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе ознакомления с искусством портрета и экспериментально проверить их эффективность.

Объект исследования: ознакомление детей 5-7 лет с изобразительным искусством портретного жанра.

Предмет исследования: педагогические условия формирования эстетической оценки в процессе приобщения детей 5-7 лет к искусству портрета.

Гипотеза исследования: эстетическая оценка у детей 5-7 лет в процессе ознакомления с жанром портрета может быть сформирована при следующих педагогических условиях:

- организации эстетической развивающей среды, включающей искусство портрета (картинные галереи, выставки) и детское творчество в оформление учреждений, ее вариативности; систематическом общении с произведениями; связи с художественной деятельностью детей, сотворчестве педагогов, детей и родителей;

- подготовки детей к восприятию искусства портрета: обогащение эмоциональной сферы, художественного видения и образной речи, умение выделять эстетические качества в окружающем, жанре портрета;

- специально отобранных произведениях для ознакомления с портретным жанром, разнообразных форм обучения и воспитания (творческие задания, экспериментирование) с опорой на увлекательность и вариативность занятий; - включении в педагогический процесс искусства родного края и др. Цель, объект, предмет и гипотеза позволили определить задачи исследования:

1.Определить сущность эстетической оценки и возможности ее формирования у детей 5-7 лет в процессе ознакомления с портретным жанром.

2. Проанализировать и охарактеризовать современное состояние практики по формированию эстетической оценки у детей 5-7 лет при ознакомлении с изобразительным искусством.

3. Разработать систему занятий по ознакомлению детей с искусством портрета с целью формирования у них эстетической оценки и экспериментально проверить ее эффективность.

4.Разработать критерии и определить уровни сформированности эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе ознакомления с жанром портрета.

5. Подготовить научно-практические рекомендации для педагогов по формированию эстетической оценки у детей 5-7 лет при восприятии портретного жанра.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения отечественной и зарубежной философии, эстетики, искусствознания об изобразительном искусстве как важнейшем факторе духовного формирования личности (Аристотель, Я.А.Коменский, Н.Г.Чернышевский, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, Ю.Б.Борев, Б.Т.Лихачев,

B.А.Разумный, А.А.Унковский, В.С.Кузин, Т.Я.Шпикалова и др.); положения психологии и педагогики о развитии восприятия действительности и искусства, основные подходы к формированию личностных качеств (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец,

C.Л.Рубинштейн, Л.А.Венгер, Н.Н.Волков, В.А.Сухомлинский, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Л.Г.Савенкова, Н.М.Сокольникова, О.А.Соломенникова и др.); положение об изобразительном искусстве как основе развития художественно-творческих способностей (Б.М.Теплов, В.А.Сухомлинский, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Р.М.Чумичева и др.); положение о роли художественно-дидактической игры в процессе воспитания (Н.К.Крупская, А.В. Запорожец, Н.А.Ветлугина и др.).

В соответствии с целью и задачами для проверки выдвинутой гипотезы использовали теоретические методы исследования:

- анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- изучение специальных исследований по использованию в работе с детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства;

- эмпирические методы: наблюдение, беседа, описание, анкетирование педагогов и родителей, изучение детских работ, педагогической документации, обобщение педагогического опыта дошкольных учреждений по эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства, моделирование новых форм обучения, срезовые обследования (диагностика), обработка результатов исследования.

Основной метод исследования - педагогический эксперимент, включающий разработку условий и содержания портретного жанра в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Исследование осуществлялось в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап (2000-2001 гг.) - поисково-аналитический выбор и теоретическое осмысление темы исследования. Изучалась научная и методическая литература по проблеме. Определялись исходные позиции исследователя, методология и методика, понятийный аппарат, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи. Проведение констатирующего эксперимента с помощью специально разработанных заданий, определение критериев эстетической оценки.

Второй этап (2001-2004 гг.) - формирующий эксперимент, уточнялась рабочая гипотеза, велась апробация системы занятий по ознакомлению детей с искусством портрета на основе интеграции и вариативности обучения. Проведение контрольных срезов, анализ и обобщение результатов.

Третий этап (2004-2005 г.) - контрольный эксперимент, теоретическое обобщение и систематизация результатов исследования. Оформление диссертации. Внедрение результатов исследования в практику.

База исследования: ДОУ № 5, ДСКВ № 145 (детский сад комбинированного вида) г. Можайска. Участвовало 215 детей от 5 до 7 лет. Научная новизна исследования заключается в том, что:

- на основе изученной литературы и нашего исследования дано рабочее определение эстетической оценки у детей старшего дошкольного возраста, включающее эмоциональный и познавательный компоненты;

- аргументирован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе ознакомления с искусством портрета (организация эстетической среды, совместная деятельность педагогов и детей, использование разнообразных форм обучения и воспитания);

- разработана научно обоснованная система педагогической деятельности (модель обучения) по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с искусством портрета и формированию у них эстетической оценки, включающая комплексное обучение на занятиях и вне занятий, активные формы обучения (развлечения, праздники), художественно-творческую деятельность;

- подтверждена взаимосвязь ознакомления с искусством портрета и художественной деятельностью детей в формировании эстетической оценки;

- выявлено образно-эмоциональное воздействие на внутренний мир детей искусства портрета в единстве с поэтическим словом, музыкой;

- разработаны критерии эффективности формирования эстетической оценки по ознакомлению детей с живописными, графическими и скульптурными портретами, включающие развитие умения воспринимать произведения, эмоционально откликаться, умение выделять выразительные средства создания образа человека в искусстве и выражать свое видение в суждении.

- выявлена возможность формирования эстетической оценки у детей 5-7 лет при ознакомлении с портретным жанром в живописи, графике, скульптуре.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы, полученные в результате исследования, вносят определенный вклад в развитие теории и методики дошкольной педагогики:

- по-новому осмысленно понимание значимости портретного жанра в формировании эстетической оценки у детей 5-7 лет и эстетическом воспитании;

- подтверждено положение о том, что эстетическая оценка у детей 5-7 лет может сформироваться при определённых педагогических условиях;

- разработано содержание педагогического процесса (модель обучения) по приобщению детей 5-7 лет к искусству портрета во взаимосвязи с другими сторонами воспитания;

- отобраны и систематизированы произведения искусства портрета для ознакомления детей 5-7 лет;

Практическая значимость исследования состоит в разработке для педагогов дошкольных учреждений содержания, форм и методов формирования эстетической оценки в процессе ознакомления с произведениями жанра портрета как эффективного пути активизации обучения и воспитания детей:

- организация условий и построение системы занятий по ознакомлению с портретным жанром: самостоятельные и интегрированные занятия, их вариативность; опора на эмоциональную основу деятельности позволили повысить уровень эмоционально-эстетического развития детей; -определена система воспитательной работы, разнообразной художественной деятельности детей по приобщению их к искусству портрета (общение, сотрудничество, развлечения, экспериментирование).

- классифицированы и предложены разнообразные виды творческих заданий;

Результаты исследования внедряются в практику работы дошкольных учреждений. Практический материал по организации эстетической среды и ознакомлению детей 5-7 лет с искусством портрета может успешно использоваться в системе дошкольного обучения, дополнительного образования, в работе студий, кружков эстетического воспитания, в индивидуальном домашнем обучении. Содержание экспериментальной программы может найти свое применение в системе повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

На защиту выносятся следующие положения: 1.Работа по формированию эстетической оценки у детей 5-7 лет эффективно осуществлялась при следующих педагогических условиях:

- организации эстетической развивающей среды, включающей искусство портрета (картинные галереи, выставки) и детское творчество в оформление дошкольных учреждений; ее вариативности, систематическом общении с произведениями; связи с художественной деятельностью детей; сотворчестве педагогов, детей и родителей;

- подготовки детей к восприятию искусства портрета: обогащение эмоциональной сферы, художественного видения и образной речи, умение выделять эстетические качества в окружающем, в портретном жанре;

- специально отобранных произведениях для ознакомления с портретным жанром, разнообразных форм обучения и воспитания (творческие задания, экспериментирование) с опорой на увлекательность и вариативность занятий;

- включении в педагогический процесс искусства родного края и др.

2.Формирование эстетической оценки осуществлялось путем последовательной организации обучения - поэтапность в преподнесении и усложнении познавательного материала с учетом возрастных особенностей детей. 1 этап, подготовка к восприятию жанра портрета, осуществляющая с детьми пяти лет - это накопление их художественного опыта посредством развития образных форм познания и речи во взаимосвязи с окружающей и природной средой. II этап - непосредственное ознакомление с искусством портрета, формирование умения выделять характерные особенности образа человека, изображенного в живописном, графическом и скульптурном портретах. III этап -использование регионального компонента в приобщении к портретному жанру.

3.Предложенная программа формирования эстетической оценки, соответствующая данному возрасту, включающая специально организованное комплексное обучение (самостоятельные, интегрированные занятия и работа вне занятий), активные формы обучения - праздники и развлечения, художественно-творческую деятельность детей являлись эффективным средством воспитания личностных качеств (умение понимать и ценить прекрасное в окружающем, уважительно относиться к людям).

Достоверность исследования: обеспечена теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, исходными методологическими позициями, использованием комплексной методики, положительными результатами экспериментальной работы и многолетним опытом практической деятельности в этом направлении.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе проведения экспериментальной работы в дошкольных учреждениях г. Можайска: организовывались консультации, семинары для педагогов дошкольных учреждений. Основные положения диссертации и результаты эксперимента обсуждались на заседаниях кафедры дошкольного образования Педагогической академии последипломного образования, на региональной научно-практической конференции г. Софрино Пушкинского района (2002 г.). Результаты исследования отражены в ряде научных публикаций, методических рекомендаций.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (238 названий) и 6 приложений. Общий объем диссертации 170 страниц. В диссертации содержится 12 таблиц, 2 схемы, 6 диаграмм, 2 гистограммы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Пантелеева, Наталья Георгиевна

Выводы по второй главе Итоги исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1.В ходе исследования выработано рабочее определение эстетической оценки при восприятии искусства портрета. Под эстетической оценкой понимается эмоциональный отклик, умение выделять выразительные элементы создания образа человека в искусстве портрета, высказывать свои суждения об увиденном. Применительно к детям 5-7 лет оценка заключается в эмоциональном отклике (сначала выражается в чувствах - взгляде, мимике, без слов), затем опирается на знания (опыт восприятия - ребенок выделяет эстетические свойства образа). По мере обогащения чувственного опыта оценка проявлялась в высказываниях. Формирование эстетической оценки строилось на основе понимания необходимости приобщения детей 5-7 лет к искусству портрета, чтобы на конкретных примерах показать духовную суть человека. Опираясь на эмоционально - положительное отношение детей 5-7 лет к красоте окружающего мира, знакомили с прекрасным в портретном жанре.

2, Анализ состояния педагогической практики выявил недостатки, трудности в ознакомлении детей с искусством портрета, что обусловлено отсутствием целенаправленной работы, отрывом от других направлений воспитания, осуществляемых эпизодически и непоследовательно, не используются современные формы и методы работы с детьми. В результате у детей слабо развит чувственный мир, интерес, эмоциональный отклик к жанру портрета и окружающему миру.

3.Разработанная и проверенная опытным путём программа формирования эстетической оценки оказалась доступной детям 5-7 лет, соответствовала их возможностям и интересам, связана с чувственным познанием мира. Экспериментальное исследование выявило педагогические условия формирования эстетической оценки в процессе ознакомления с портретным жанром. К ним относятся: создание эстетической развивающей среды, её вариативность, подготовка детей к восприятию портретного жанра, которая начинается с пяти лет. Это запас конкретных эмоциональных представлений, образов, возникших в результате непосредственных наблюдений, сенсорного воспитания и знаний детей об окружающем и природном мире. Система педагогической работы включала специально организованное комплексное обучение и воспитание на занятиях и работа вне занятий на основе интеграции, как часть общевоспитательной работы. Система воспитания включала методику руководства процессом приобщения детей старшего дошкольного возраста к искусству портрета, представленную в конспектах занятий, разнообразных формах работы: вариативные и интегрированные занятия, совместное творчество детей и педагогов, содержательное общение на основе развивающего обучения. В результате применения системы занятий, воспитательных мероприятий нам удалось сформировать ряд умений; эмоциональный отклик, эстетическое видение, образное суждение. Формирование эстетической оценки с помощью портретного жанра опиралось на требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» (2004г.). Большое значение придавали отбору произведений искусства портрета, связи с художественной деятельностью детей. Материалом исследования служили художественные репродукции, эстампы, фото, открытки, альбомы, слайды, диафильмы и др. Развитие эстетической оценки у детей осуществлялось и в процессе их изобразительной деятельности: выбор сюжета и материала для создания своих работ, использование выразительных средств, участие детей в анализе готовых работ, способствовало умению высказывать своё видение образов. После систематического обучения творческие работы детей отличались разнообразием, выразительностью сюжетов, интересной композицией, грамотным использованием цветовых сочетаний. Наше исследование подтвердило гипотезу, что эстетическая оценка у детей 5-7 лет может быть сформирована при определенных педагогических условиях.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило правомерность положенной в его основу гипотезы и позволило сформулировать в заключении выводы: 1.Данные исследования убеждают, что предложенная нами система работы с детьми 5-7 лет способствует расширению их возможностей в познании портретного жанра, формированию эстетической оценки и полноценного воспитания личности. Это определяется содержанием произведений - жизнь человека, выраженная в зримых образах, явилась основой не только развития познавательных, художественных потребностей, но и способствовала воспитанию чувств, эмоциональной отзывчивости. В исследовании выделены ведущие факторы формирования эстетической оценки:

- организация эстетической развивающей среды, её вариативность;

- широкое включение произведений искусства портрета во все виды педагогического процесса, их связь с творчеством детей;

- использование среды региона.

Анализ психолого-педагогической литературы и современное состояние практики в ознакомлении детей 5-7 лет с жанром портрета выявил существенные недостатки в реализации задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» (2004). Ознакомление с искусством портрета в практике воспитании детей почти не реализуется: отсутствие целенаправленного обучения, нет методических разработок, что сказывается на эмоциональном развитии детей, на воспитании чувств. С другой стороны, не все педагоги готовы к организации педагогического процесса, в котором искусство становится развивающей средой и фактором воспитания творческой личности.

II.Разработанная экспериментальная программа по формированию эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе ознакомления их с искусством портретного жанра (живописный, графический, скульптурный) включает взаимосвязанные задачи, основанные на духовно-практической деятельности детей. Осуществление программы логически вывело на необходимость познакомить детей с художниками региона, прошлого и современного искусства, с портретами земляков, историей родного края, что способствовал патриотическому воспитанию. Реализация экспериментальной программы осуществлялась поэтапно в тесной связи со всей общепедагогической работой. Это позволило реализовывать поставленные задачи исследования в системе, включая в процесс обучения детей их самостоятельную художественную деятельность: праздники, развлечения, путешествия и т.д. Проведенная работа показала доступность и эффективность ознакомления с портретным жанром детей 5-7 лет. Это проявилось в высказываниях и эмоциональном настрое детей. Так на констатирующем этапе эксперимента, не имея достаточной подготовки, большинство детей без интереса воспринимали произведения, не проявляя эмоционального отклика, но после систематического обучения, дети совершенно по- иному относились к произведениям: появился устойчивый интерес, эмоциональный отклик, образные высказывания, увлеченность деятельностью. Эффективной формой интегрированных и вариативных занятий были ярмарки, мастерские, путешествия, выставки и др.

III. В процессе исследования были определены и проверены педагогические условия формирования эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе ознакомления с портретным жанром. К ним относятся: подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию искусства портрета, которая осуществлялась с детьми 5 лет. Организация эстетической среды, развитие эмоциональной сферы детей обеспечили накапливание эстетических впечатлений, знаний, суждений, что послужило формированию восприятия и эстетической оценки искусства портрета, готовность детей включаться в художественно-творческую деятельность.

IV.Ознакомление детей с портретным жанром строилось на усложнении содержания воспринимаемых произведений, художественных средств выразительности, а также методов работы, обусловленных особенностями обучения на каждом этапе. Введение в подготовку активных методов обучения: творческие задания, ситуации-развлечения и др. стимулировали проявление инициативы, самостоятельности детей и эмоционального отношения. Исследовательская работа осуществлялась в определенной последовательности: знакомство детей с детскими портретами, отражающими мир сверстников, жанровыми картинами, где раскрывались гуманные отношения. На втором году обучения использовали не только живописные и графические, но и скульптурные портреты как отечественных, так и зарубежных мастеров. На третьем году использовали произведения регионального компонента. Сначала вводили общие понятия об изобразительном искусстве (живопись, графика, скульптура), затем выделяли образы, давая им эстетическую характеристику, связывая со средствами выразительности. Понимание выразительных средств детьми позволило выделять их при знакомстве с произведениями и явилось основой для самостоятельного общения с искусством и высказываний детей. В самостоятельной художественной деятельности дети использовали накопленные знания и умения, проявляли их в творчестве. Исследование показало, что поэтапное освоение искусства портрета дает возможность ребенку высказывать свою мнение в процессе общения с художественными произведениями.

V. Реализация экспериментальной программы зависела от выбора методов обучения на каждом этапе. Наиболее эффективными методами и приемами были на первом этапе: игровые формы, экскурсии, эмоциональный рассказ-образец педагога об окружающем, об изобразительном искусстве, диалог с детьми, показ слайдов, диафильмов, драматизация литературных произведений, фантазирование, творческая деятельность детей, организация выставок и т.д. Эти методы и приемы способствовали пробуждению интереса детей к портретному жанру, формированию умений эмоционально рассматривать произведения, воспринимать и общаться, эмоционально откликаться. На втором этапе методы и приемы усложнялись: искусствоведческий рассказ педагога об искусстве, о детстве и творчестве художников, «вхождение» в картину, беседа по опорным вопросам, «словесное рисование», создание коллекций, эмоциональный рассказ педагога об изобразительных материалах, выполнение творческих заданий, художественный анализ произведений и др. На третьем этапе, по мере накопления детьми эстетического опыта по восприятию портретного жанра использовали приемы, активизирующие их мыслительную деятельность (анализ, сравнения, обобщения), в основу которых входило сопоставление произведений разных художников, разных жанров, по настроению, средствам выразительности, по выделению главного. Благодаря приёмам мысленного создания собственной картины по произведению художника, мысленное изменение колорита картины, рассказы-описания, рассказы-рассуждения, создание эстетических ситуаций и т.д., дети овладели обоснованной эстетической оценкой. VI. Ознакомление детей 5-7 лет с портретным жанром, на основе которого формировалась эстетическая оценка показало, что предлагаемая экспериментальная программа соответствует возрастным особенностям детей и их интересам: обогатился эмоциональный опыт общения и художественная деятельность, расширились эстетические представления об окружающем и искусстве портрета. Дети овладели умением чувствовать, анализировать художественные произведения и высказывать свое мнение, т.е.выработалось стремление к систематическому общению с произведениями искусства. В результате обогащения речи детей их суждения приобрели эстетическую окраску. Вся работа по формированию эстетической оценки, включала взаимосвязанные компоненты эстетической деятельности: развитие эстетического восприятия, образных представлений, оценки, суждений и творческой активности.

Опыт проведенной работы подтвердил необходимость приобщения детей к искусству портрета. Дети приобрели художественный опыт, что способствовало развитию эстетической оценки произведений портретного жанра, личностных качеств ребёнка в деятельности, в общении. Об этом свидетельствуют высказывание детей, которые стали разнообразнее, интереснее и эмоциональнее. Проведенное исследование повысило качество эстетического воспитания вообще и позволило разработать практические рекомендации, направленные на их использование в работе дошкольных учреждений, семьи: включить в учебно-воспитательную работу дошкольных учреждений ознакомление детей 5-7 лет с портретным жанром; использовать искусство портрета, как компонент эстетической среды, искусство региона. Таким образом, в настоящем исследовании подтверждена выдвинутая гипотеза, реализована цель, решены поставленные задачи. Вместе с тем, проведенное исследование не охватывает всей работы по ознакомлению детей 5-7 лет с искусством портрета и позволяет наметить пути дальнейшего изучения данной проблемы.

151

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пантелеева, Наталья Георгиевна, 2007 год

1.Абрамова М.А. Путешествия в мир искусства. Якутск, 1995. 79с.

2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: «Топикал», 1994.608с.: ил.

3. Алексеева В.В. Что такое искусство. М.: Советский художник, 1991. 240с.

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольника. М., 2004. 256с.

5. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. М.: Знание, 1973. 48с.

6. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М.: Просвещение, 1988. 207с.

7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Просвещение, 2001.

8. Андроникова М.И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975. 326с.: ил.

9. Аристотель. Поэтика. М.: Художественная литература, 1961.183с.

10. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 2004.

11. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. М., 1982. 56с.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Методические основы. М.: Просвещение, 1982. 192с.

13. Бакушинский А.В. О материале в скульптуре / Иссл., ст. М., 1981. 351с.

14. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. 188с.

15. БедаГ.В. Живопись. М: Просвещение, 1986. 190с.

16. Белинский В.Г. П.с.с. М.: Политиздат, 1956. т.6. 799с.

17. Бегак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. 94с.: ил.

18. Блонский П.П. Избр.пед. и пс.соч.М: АПН РСФСР., 1979,т. 1.304с.,т.2. 399с.

19. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.464с.

20. Бореев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 2002. 511с.

21. Бурдель Э.А. Искусство скульптуры. М.: Искусство, 1968. 311с.

22. Буров А.И. Системный подход к эстетическому воспитанию. М.: Педагогика, 1980., 290с.

23. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. 292с.

24. Быстрова Е. Напитай душу искусством /Народное образование. 2000. №7-8.

25. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Просвещение, 1966. 118с.

26. Варкки Н.А., Калинина P.P. Программа творческо-эстетического развития дошкольников. СПб., 2002.168с.

27. Венгер Л.А.Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. 365с.

28. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988. 144с.

29. Ветлугина Н.А.Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1985.207с.

30. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. М., 1972. 287с.

31. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М.: Просвещение, 1989. 72 с.

32. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе/Сб. ст.М., 1989.155с.

33. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970.591с.

34. Вишнева Г.М. Формирование эстетического восприятия скульптуры малой формы у детей старшего дошкольного возраста. Автор, дис. . канд.пед. наук. М„ 1984.20с.

35. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Просвещение, 1976.

36. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. 32с.

37. Вопросы художественного развития школьника на занятиях изобразительным искусством / Под ред. Б.П. Юсова. М.: Просвещение, 1981.

38. Выготский JT.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1997. 91с.

39. Выготский JT.C. Избр. пс. иссл. М.: Педагогика, 1982. 425с.

40. Выготский JT.C. Психология искусства. Ростов- на-Дону, 1998.480с.

41. Галанов А.С., Корнилов С.Н., Куликова C.JI. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М.: ТЦ Сфера, 2000. 80с.

42. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. М.: РИО полиграф, 1998.176с.

43. Головин В.П. От амулета до монумента. М.: МГУ, 1999.128с.

44. Гончарова Е.В. Воспитание эстетического отношения к произведениям монументальной скульптуры у детей старшего дошкольного возраста.

45. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987.15с.

46. Грнгорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: АРКТИ, 2000. 342с.

47. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников со скульптурой. М.: Пед. общ-во России, 2004. 96с.

48. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. М.: Пед. общ-во России, 2004. 192с.

49. Грищенко З.А. Пришли мне чтения доброго. М.: Просвещение, 2001. 144с.

50. Гуружанов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. М.: РИА: Мы и мир, 1999.105с.

51. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2004. 282с.

52. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера и др. М.: Просвещение, 1978. 96с.

53. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. М.: Просвещение, 2001.160с.: ил.

54. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве /Наглядный альбом для старшего возраста. М.: Просвещение, 1999. 64с.: ил.

55. Дыбина О.В. Творчество как сущностная характеристика человеческого опыта.М.: Пед.общ-во России, 2001.

56. Езикеева В.А. О художественном восприятии иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста/Дошкольное воспитание. 1976. № 7. С.6-12.

57. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры. М.: Искусство, 1964.56с.

58. ЕрофееваТ.И.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2000.341с.

59. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1971. 223с.

60. Изобразительное искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп /Сб. ст. М.: Просвещение, 1981. 120с.

61. Искусствознание и педагогика /Сб. научн.тр. М.: Знание, 2004. 270с.

62. Искусство в жизни детей /Опыт художественных занятий с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1991. 128с.

63. Искусство и педагогика / Сб. научн. тр. СПб., 2002. 219с.

64. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе /Ст., докл., выст. М., 1973. 334с.

65. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. 206с.

66. Каган М.С. Философия культуры. СПб: ТОО ТК Петрополис, 1996.414с.

67. Каган М. С. Лекции по истории эстетики. Л.: Политиздат, 1973. кн.1. 114с.

68. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., 1995.192с.: ил.

69. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность в художественном развитии дошкольника. М.: Педагогика, 1983.

70. Каменева Е.О. Мы знакомимся с художниками. М., 1960.80с.: ил.

71. Кандинский В.В. О духовном в искусстве (живопись). М., 1992.107с.

72. Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии детей/Избр.пед.соч. М., 1982.

73. Кионова В.Я. Развитие у детей 5-7 лет восприятия книжной иллюстрации. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1975., 20с.

74. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1977.191с.

75. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970, 391с.

76. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. 94с.

77. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Академия, 1998.

78. Комарова Т.С.Концепция эстетического воспитания и развитие художественно -творческих способностей детей дошкольного возраста. Шуя, 1994.

79. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.157с.

80. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2005.120с.: цв.вкл.

81. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия /Дошкольное воспитание. 1991. №9. С.26.

82. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М., 2006. 188с.

83. Комарова Т.С.,Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество. М., 2000. 128с.

84. Комарова Т.С., Лебедева Е.В. Знакомство детей с изобразительным искусством / Дошкольное воспитание. 1967. № 1. С. 66-69.

85. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.: Пед. общ-во России, 2002. 144 с.

86. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. М: АРКТИ, 2001. 96с.

87. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. М.: Пед. общ-во России, 2005. 128с.

88. ЮО.Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. М., 2002. 160с. 101.Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. М.: Мозаика-Синтез, 2005.128с.

89. Ю2.Коменский Я.А. о воспитании. М.: Педагогика, 2003., 190с.

90. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985.

91. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное воспитание. 1989. № 5.

92. Костин В.И. и др. Язык изобразительного искусства. М.: Знание, 1978. Юб.Котова И.О. Картина средство нравственного воспитания / Дошкольное воспитание. 1990. №5. С. 8-10.

93. Ю7.Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. Пед. соч. в 6т. М.,1978, т.2.452с., т.6. 511с.

94. Кузнецова И.А. Красота человека в искусстве. М.: Искусство, 1980.

95. Куликовская И.Э., Чумичева P.M. Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира. М.: Пед. общ-во России, 2004. 160с.

96. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. СПб., 2003. 40с.

97. Курочкина Н.А Знакомство с натюрмортом. СПб., 2004. 112с.

98. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб.: Детство-Пресс, 2000.

99. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М: ЛИНКА-Пресс, 2003. 176с.

100. Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное. М., 2002. 416с.

101. Куцакова Л.В.Творим и мастерим. М., 2004. 112с.: ил.

102. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.,1985. 207с.

103. Лабунская Г.В. Беседы о живописи. М.: Знание, 1966. 47с.

104. Лазурский А.Ф. Избр.тр. по общ. пс. М.: Просвещение, 2001. 288с.

105. Лайне С.В. Искусство XX века: Россия и Европа. М., 2003.168 е.: ил.

106. Леонардо да Винчи и культура Возрождения. М.: Ладомир, 2004. 269с.

107. Леонтьев А.Н. Эмоция чувства. М.: МГУ, 1976,336с.

108. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983.304с.

109. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 185с.

110. Лилов А.И. Природа художественного творчества. М., 1981.199с.

111. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. А.Г.Рузской. М.: МПСИ Воронеж. 2001. 384с.

112. Лихачёв Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.159с.

113. Лихачёв Б.Т.Воспитательные аспекты обучения. М.: Прометей, 1982.191с.

114. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.,1988. 238 е.: ил.

115. Лукьянов Б. В мире эстетики. М.: Просвещение, 1988. 272 е.: ил.

116. Луначарский А.В. Собр. соч. в 8 т., М., 1967. т.7. 734 е.: ил.

117. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.: ,1972. 256с.

118. Любинский И.Л. Основы эстетического восприятия. М., 1986., 238с.

119. Любинский И.Л., Скатерщиков В.К. Основы эстетики и искусствоведения. М.: Политиздат, 1997.

120. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Правда, 1985. 448с.

121. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1988.159с.: ил.

122. Мейлах Б.С. Художественное восприятие. М: Наука, 1985. 318с.

123. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985.207с.

124. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Просвещение, 1981. 96с.

125. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. и др. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Дубна: Феникс+, 2006. 112с.

126. Мелик-Пашаев А.А. и др. Ступеньки к творчеству. М., 1995. 142с.

127. Мирошкина Р.А. Формирование представлений у ребёнка- дошкольника о выразительных средствах иллюстрации. Челябинск, 1975. с.70-83

128. Мирошкина Р.А. Детям 6-7 лет о русской культуре и искусстве. Магнитогорск, 2000.

129. Мой родной край. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. ред. Т.И. Оверчук. М., 2004. 136с.

130. Мухина B.C. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1985.272с.: ил.

131. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М.: Просвещение, 1981.

132. Мясищев В.Н. Склонности и способности. Л.: Лен. унив., 1962.125с.

133. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр. пс. тр. М., 2004. 398с.

134. Народное искусство в воспитании дошкольника /Под ред. Т.С.Комаровой. М.: Пед.общ-во России, 2005.256с.

135. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. 192с.

136. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2002. 224с.

137. Новосёлова C.JI. Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2004.40с.156.0всянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. М.: Просвещение, 1988. 191с.: ил.

138. Пантелеева JT.B. Рисуем портрет. Путешествие в музей. М.: Карапуз, 2001.

139. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. М.: Просвещение, 1988. 110с.: ил.

140. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 1982. 143с.

141. Паустовский К.Г. Книга о художниках. М.: Искусство, 1966. 152с.: ил.

142. Песталоцци И.Х. Как Гертруда учит своих детей / Избр. пед. соч. в 2 т. М., 1981. т. 1.560с.

143. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М.,1991.100с.

144. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников /Вопросы психологии. 1990. № 1.

145. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. 191с.

146. Платон. Соч. в 3-х т. М.: Политиздат, 1972, т.1,623с.

147. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой, М.А.Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 208с.

148. Психология детей дошкольного возраста /Под ред. А.В.Запорожца, Д. Б. Эль конина. М.: Просвещение, 1964, с.347.

149. Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред. О.С.Ушаковой. М.: ТЦ СФЕРА, 2002.144с.

150. Развитие эмоционального мира детей /Под ред. Н.Л.Кряжева. Ярославль: Академия развития, 1997. 208с.: ил.

151. Развивающие игры для дошкольников /Под ред. Н.Н.Васильевой и др. Ярославль: Академия развития, 1997. 208с.: ил.

152. Разумный В.А. Эстетического воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Просвещение, 1969. 190с.

153. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. М.: Педагогика, 1996.55с.

154. Разумный В.А. Прекрасное во всем. М.: Политиздат, 1988.183с.

155. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции М.: Музыка, 1972.166с.

156. Рисование с детьми дошкольного возраста/Под ред. Р.Г.Казаковой. М.: ТЦ Сфера, 2004. 128с.

157. Роден О. Сб. ст. о творчестве. М.: Ин. лит-ра, 1960. 128с.

158. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 2000. 705с.

159. Рубинштейн СЛ. Человек и мир. М.: Просвещение, 1997.189с.

160. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2003. 192с.: ил.

161. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.

162. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1982.208с.

163. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддъякова. М.: Просвещение, 1981. 192с.: с ил.

164. Слободчиков В.И. Новое образование, как путь к новому обществу /Новые ценности образования. М.: Инноватор, 2005. вып. №5., 183с.

165. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство в 4 ч. Обнинск. 2001.

166. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 364с.

167. Соломенникова О.А. Программы дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2002.112с.

168. Соломенникова О.А. Радость творчества. М.: ИПК и ПРНО, 2006. 167с.

169. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. 95с.

170. Стасевич В.Н. Искусство портрета. М.: Просвещение, 1972.80 е.: ил.

171. Столович Л.Н. Философия красоты. М.: Политиздат, 1978. 118с.

172. Столович Л.Н. Прекрасное в жизни и в искусстве. М., 1964. 70с.

173. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.,1985. 298с.

174. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Просвещение, 1988. 269с.

175. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 2003. 189с.

176. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Просвещение, 1987. 542с.

177. Теория и практика приобщения к искусству/Тезисы докл. Курск, 1995.

178. Теплов Б.М. Избр.пс.тр. /Психологические вопросы художественного воспитания. М.: Просвещение, 2004. 638с.

179. Тимофеева Л.Л.Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками. М.: Пед. общ-во России, 2006. 112с.

180. Тихеева Е.В. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981. 159с.

181. Толстой Л.Н. П.с.с. М.: Политиздат, 1936. т.8. 655с.

182. Толстой Л.Н. Что такое искусство. Ст., письма, дневн. М.: Современник.

183. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Ярославль: Академия развития, 2001.238с.

184. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования М.: Педагогика, 1997. 143с.

185. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1982. 78с.: ил.

186. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Пед. соч. М.: Просвещение, 1950. т.9. 628с.

187. Ушакова О.С. и др. Речевые игры для дошкольников М., 1996.144с.

188. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника /Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Просвещение, 1961.334с.

189. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: АПН РСФСР, 1956. 160с.: ил.

190. Формирование восприятия у дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1968. 278с.2Ю.Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М., 1982.1 Юс.

191. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1984.112с.

192. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005. 1 Юс.

193. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А. и др. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1986. 141с.

194. Чумичева P.M. Восприятия живописи и развития образной речи /Дошкольное воспитание. 1987. № 11. С. 44-47.

195. Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. М: Искусство, 1982.152с.

196. Шмидт И.М. Беседы о скульптуре. JI.,1963.95с.: ил.

197. Шмидт И.М. В мастерской скульптора. М.: Искусство, 1966. 95с.: ил. 221.1Цацкая В.Н. Эстетическое воспитание учащихся. М., 1960. 209с.

198. Шорыгина Т.А. Красивые сказки. Эстетика для малышей. М., 2003. 136с.

199. Шпикалова Т.Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Просвещение, 1996.192с.

200. Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства в 2ч. М., 2001.

201. Шпикалова Т.Я. и др. Волшебный мир народного творчества. М., 2004.

202. Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. М., 2005. 94с. 227.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1999. 358с.

203. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д.Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176с.: ил.

204. Юсов Б.П. Изобразительное искусство в начальных классах. Минск, 1992.

205. Юсов Б.П. Потенциальные возможности видов искусств и общее развитие личности М.: Просвещение, 1973. 60с.

206. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964, 86с.

207. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация. Избр.пс.тр.М.: Педагогика, 1998. 304с.

208. Якобсон П.М. Почему надо воспитывать чувства детей. М., 1964. 75с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.