Формирование этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Герасимова, Эльвира Павловна

  • Герасимова, Эльвира Павловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Йошкар-Ола
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 225
Герасимова, Эльвира Павловна. Формирование этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Йошкар-Ола. 2006. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Герасимова, Эльвира Павловна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в духовно-нравственном воспитании

1. 2. Этническая толерантность и особенности ее формирования у учащихся подросткового возраста в учреждениях дополнительного образования

1.3. Музыкальный фольклор как важнейшее средство формирования этнической толерантности школьников

Выводы по главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

2. 1. Педагогические условия эффективного формирования этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования детей

2. 2. Программа, ход и результаты опытно-экспериментальной работы

Выводы по главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования»

Мир вступил в третье тысячелетие, в новую цивилизацию, связанную прежде всего с информационными технологиями. Происходят глубокие, кардинальные экономические, социально-политические, культурно-просветительские преобразования в Российской Федерации и в суверенных республиках. На этапе переоценки общечеловеческих ценностей и роста общественного самосознания народов, наряду с проблемой национального воспитания подрастающего поколения, большое практическое значение приобретают задачи по воспитанию у граждан чувств уважительного отношения друг к другу, миролюбия, толерантности. В связи с этим, современная образовательная система должна эффективно решать задачи по формированию нового поколения людей, социально активных членов общества, достойных продолжателей обычаев, обрядов, традиций предшествующих поколений, преемников духовной культуры своего народа и, вместе с тем, равноправных граждан своего отечества.

В условиях новой общественной и государственной ситуации перед образовательной системой выдвинулись задачи выражать интересы не только государства, но и отдельных этносов, в том числе и различных слоев населения. Перед педагогической наукой и практикой соответственно встает важная и одновременно сложная проблема организации национального воспитания учащихся в диалектическом единстве с их подготовкой к жизни в многонациональном культурно-языковом пространстве России.

Национально-демографическая карта сегодняшней России отличается значительной пестротой и сложностью построения. Многовековые процессы этнического развития народов России, а также их межэтнических взаимосвязей, расширительный смысл понятию исторической родины. Малой родиной для многих этнических групп по тем или иным историческим причинам стали новые районы обитания, где сложились новые социально-экономические и культурно-языковые взаимосвязи. Эти процессы межэтнического взаимодействия породили новые социально-культурные и, соответственно, педагогические проблемы. Одной из таких проблем является проблема формирования нового типа сознания у подрастающего поколения, подчиненного сотрудничеству с представителями других этносов и сосуществованию с ними, сохраняя при этом в условиях компактного проживания в многонациональном культурно-образовательном пространстве свою национальную самобытность.

Решающую роль в формировании культуры личности играет система образования с ее многоступенчатыми составляющими: школа - средние специальные учебные заведения - вузы, перед которыми в той или иной степени поставлены задачи по подготовке кадров, способных сохранять национальные культурные традиции, развивать народное творчество, идеалы духовности и патриотизма.

Достижение высот нравственного воспитания возможно лишь на основе активного использования в учебно-воспитательном процессе всего достояния духовного опыта народа - языка, обычаев, традиций, истории, духовной и материальной культуры, музыкального устного народного творчества. В этом видится реализация одного из важнейших педагогических принципов - связи воспитания и обучения с жизнью народа. В свете этих задач перед учеными, педагогами, методистами, учителями и воспитателями-практиками встают задачи осмысления роли национальной музыки в воспитательном процессе на всех ступенях обучения и воспитания подрастающего поколения. В современных условиях особенно возрастает роль учреждений дополнительного образования, в которых имеются широкие возможности для осуществления задач по формированию у подростков чувства терпимого отношения к сверстникам, другим людям в условиях разнонационального общения.

Целенаправленное, всестороннее, многогранное и глубоко продуманное воспитание подрастающего поколения осуществлялось уже на ранних ступенях развития человеческого общества. Приоритетное место в этом процессе отводилось произведениям устного народного творчества - народным песням и играм, инструментальным наигрышам и танцам. В своей воспитательной деятельности народ опирался на многовековые традиции, находил оригинальные пути и средства воздействия на юное поколение, с целью формирования его в нужном направлении.

Педагоги-мыслители прошлого в своей исследовательской деятельности широко изучали и опирались на идеи народного опыта (Я. А. Коменский, П. Ф. Лесгафт, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский). Особенно высоко оценены идеи и опыт народного воспитания в педагогической системе великого русского педагога К. Д. Ушинского. Он ввел в педагогику понятие «народная педагогика», зачатками которой он считал народную мудрость, заключенную в его песнях, сказках, былинах, пословицах, поговорках и т. д. В родной речи, по его мнению, заключена вся история народа, весь его опыт, нравственные и эстетические идеалы и оценки, его отношение к Родине, чаяния и надежды, идеи и идеалы воспитания. Не случайно родной язык К. Д. Ушинским назван «величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории» [240, с. 98]. Педагогическая наука, по мнению ученого-педагога, должна опираться на идеи и многовековой опыт народного воспитания, всепобеждающая сила которой заключена прежде всего в человечном, добром и гуманном подходе к личности воспитуемого, а также и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Для решения этих непростых задач в народной педагогике использовались самые различные средства. Одним из первых являлась колыбельная песня - уникальное средство развития музыкального начала личности, гуманных качеств и духовности человека. Так, горцы про никчемного человека говорили: «Наверное, мать не пела над его колыбелью», а чуваши, характеризуя злого человека, утверждали, что «он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань». О влиянии песен на формирование характера малыша марийцы говорили так: «Эпле муро эпле еным кушта» («Спокойная песня воспитает спокойного человека»).

В этнографических трудах П. М. Ерусланова, И. Я. Молярова, Н. В. Никольского, И. Н. Смирнова, в публикациях Г. Я. Яковлева, ученых-путешественников А. Ф. Риттиха, Г. Георги, А. Фукс, преимущественно занимавшихся описаниями обычаев и быта мари, также затрагивались вопросы воспитания детей. Хотя в их трудах сведения о воспитании у древних мари культуры межэтнического общения достаточно скупы, тем не менее, взгляды народа на воспитание и обучение, ценности и идеалы подрастающего поколения представлены широко.

В трудах отечественных ученых и педагогов-практиков, занимающихся исследованием проблем этнопедагогики, народного опыта воспитания: нравственного (И. П. Ильин, Я. Корчак, 3. Г. Нигматов, Н. И. Пирогов, С. И. Шацкий, Я. И. Ханбиков), эстетического (Ю. В. Борев, М. С. Каган, Е. В. Квят-ковский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев), духовного (Н. А. Бердяев, Р. К. Бикмухаметов, В. И. Вернадский, С. А. Гильманов, В. В. Зиньковский, И. А. Ильин, Д. А. Леонтьев, Н. Е. Щуркова), музыкального (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, Д. Кирнарская, А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьев, В. И. Петрушин, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Г. Г. Тенюкова [227], Г. С. Юдовина-Гальперина) воспитания молодежи - содержится немало ценных и интересных высказываний, касающихся вопросов воспитания добрососедского, уважительного отношения между представителями многоязычного бывшего время Советского Союза. В своей диссертационной работе мы опирались на труды В. А. Васильева, В.И Гараджи, Б.С. Гершунского, О.Н. Дамениа, В.А. Лекторского, АЛО. Шадже в области философии, Е.Ю. Загорулько. А. Капто, Н.С. Ладыжец, М.П. Мчедлова, В.М. Соколова, М.Б. Хомякова, В.В. Шалина в области социологии.

Вопросам формирования толерантности, культуры межнационального общения посвящено большое количество исследовании. В ряду своевременных и интересных публикаций последних лет отметим труды Г. Н. Волкова

56], Т. Н. Петровой [187], учебные пособия И.Н. Афанасьева и Т.Н. Петровой [29], С. Н. Федоровой [244], а также диссертационные исследования Т. А. Дзюбы [79], И. В. Жирновой [85], Е. Н. Третьяковой [236], Хакимова Э. Р. [253], Г. И. Фазылзяновой [242].

Дополнительное образование изначально ориентировано на свободу выбора учащимися видов и сфер деятельности, ориентацию на личностные интересы, способности ребенка, на практико-деятельностную основу образовательного процесса (Е.Б. Евладова, В.А. Горский, О.И. Мотков, H.H. Михайлова), что обусловливает реализацию принципов воспитания толерантной личности, выдвинутых JI.B. Байбородовой, М.А. Ковальчук, В. А. Лекторским, М. С. Миримановой, М.И. Рожковым, Г. У. Солдатовой.

Актуальность темы исследования обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, толерантной личности. Современное состояние воспитания высоких нравственных качеств молодого поколения, особенно учащихся, все настойчивей требует неотложность вдумчивой разработки программы по формированию и развитию культуры межэтнического общения учащихся на уроках специальных дисциплин детских музыкальных школ. Перед теоретиками и педагогами-практиками остро встают проблемы формирования не только этнического самосознания учащихся, но прежде всего выработке у них устойчивого иммунитета ко всевозможным проявлениям шовинизма, национализма и т. д.

Формирование у учащихся таких черт, как культура общения вообще и культура межэтнического общения - в особенности, наиболее полно и ярко характеризующих толерантную личность, является важнейшим участком работы педагога-наставника в таких полинациональных регионах, каковыми являются республики Поволжья.

В подготовке специалистов-музыкантов, в становлении гармонично развитой, духовно воспитанной и толерантной личности большую роль играют детские музыкальные школы. Они призваны, наряду с общемузыкальным и общеэстетическим воспитанием, подготавливать молодое поколение для продолжения своего духовного, профессионального роста в средних, а затем и в высших специальных (музыкальных) учебных заведениях, из стен которых выходят будущие педагоги, преподаватели музыки, пения общеобразовательных школ.

Термин «толерантность» включает в себя широкий спектр понятий, но при всей многозначности данного термина, в его основе присутствует главный характерный признак - «терпимость». Терпимость межконфессиональная (религиозная) и межнациональная (этническая), профессиональная и межличностная (независимо от национальной принадлежности сторон), политическая, расовая и другие разновидности терпимости. В качестве объекта научного исследования нами выбран лишь один вид - толерантность этническая (межнациональная). То есть мы рассматриваем толерантность как готовность личности к выстраиванию отношений с представителями иной социальной, национальной, нравственной, культурной среды, как искусство отношения к людям, уважения различных культур и религий, мнений и взглядов других, дружелюбие и мирная настроенность к окружающим.

Вопросам роли национального музыкального искусства в формировании толерантности у подростков в учреждениях дополнительного образования внимания уделено недостаточно. На современном этапе обозначились противоречия между значительным образовательным и воспитательным потенциалом национального музыкального искусства и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий его реализации в работе с учащимися подросткового возраста; между огромным потенциалом народного опыта воспитания толерантной личности и отсутствием должного и результативного его применения в педагогической практике музыкальных школ. Современное состояние профессионального музыкального воспитания и образования в детских музыкальных школах (равно как и в школах искусств) далеко от решения проблемы формирования толерантности своих воспитанников. Некоторые педагоги не считают эту проблему «прерогативой» детских музыкальных школ, а другие просто некомпетентны в вопросах решения данной проблемы. Среди уязвимых участков в деятельности педагогических коллективов являются учебные программы, менее всего адаптированные (адаптирующиеся) к местным, национальным (региональным) условиям.

С учетом данных противоречии нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования? Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования».

Цель исследования - выявление педагогических условий формирования этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования детей.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования - педагогические условия формирования этнической толерантности учащихся средствами национального музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования.

Гипотеза исследования: процесс формирования этнической толерантности у учащихся-подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования будет протекать успешно при:

• разработке и внедрении модели исследуемого процесса, центральным компонентом которой является программа факультатива «Музыка вокруг меня»;

• организации межличностного взаимодействия подростков путем включения их в коллективную музыкально-творческую деятельность на основе фольклора народов Поволжья;

• обеспечении взаимосвязи учебно-поисковой и музыкально-творческой деятельности учащихся во внеурочной работе;

• развитии компетентности педагогов в формировании толерантной среды образовательного учреждения.

Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования, нами выдвинуты следующие задачи:

1. Раскрыть особенности формирования этнической толерантности у подростков средствами национального музыкального искусства;

2. Определить критерии и уровни сформированности этнической толерантности у учащихся подросткового возраста.

3. Изучить опыт использования музыкального фольклора в воспитании этнической толерантности у учащихся в учреждениях дополнительного образования.

4. Выявить, обосновать, и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования.

5. Разработать методическое сопровождение процесса формирования этнической толерантности средствами национального музыкального искусства.

Методологическую основу исследования составляют:

• основные положения материалистической философии о сущности гуманизма, морали, социальном опыте, социально-культурном наследии народов;

• учения об общественных отношениях и общественном сознании, их роли в развитии личности и обусловленности развития личности социальными факторами, характером деятельности и общения;

• программные документы по вопросам воспитания и образования.

Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали концепции: ценностного образования М. Липмана; личностно-ориенти-рованного подхода в обучении В. А. Беликова, Д. А. Белухина, С. В. Бонда-ревской, С. В. Кульневича, И. С. Якиманской; дополнительного образования А. Г. Асмолова, А. К. Бруднова, В. А. Горского, Е. Б. Евладовой, С. Т. Шацкого, А. И. Щетинской и др.

В ходе работы мы опирались также на идеи, изложенные в историко-педагогических исследованиях по этнопедагогике С. М. Абрамзона, П. А. Апакаева, В. Ф. Афанасьева, Г. Н. Волкова, А. Э. Измайлова, В. Г. Максимова, О. Г. Максимовой, Г. А. Никитиной, Т. Н. Петровой, С. Н. Федоровой, С. И, Фоминой, Я. И. Ханбикова, И. А. Чурикова, Р. X. Шаймарданова и других.

Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ литературы по вопросам национальной музыкальной культуры, народной педагогике, материалов устного народного творчества, анализ программ; изучение и теоретический анализ трудов, посвященных проблемам культуры межэтнического общения, этнопедагогики, а также архивных материалов и программных документов правительства РФ, РМЭ; ретроспективный анализ личного опыта; целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование подростков, педагогов в образовательном процессе, педагогический эксперимент; обобщение экспериментальных данных; аналитическая и математическая обработка полученных данных.

Экспериментальная база исследования:

МОУДОД ДШИ им. П. И. Чайковского г. Йошкар-Олы, Ежовская ДМШ Медведевского района РМЭ. В нашем исследовании принимали участие 96 учащихся-подростков (У-УН классы) и 16 преподавателей дополнительного образования.

Исследование проводилось в 2000-2006 годы в три этапа:

I. Подготовительный - 2000-2001 гг.;

II. Основной - 2002-2004 гг.;

III. Заключительный - 2004-2006 гг.

На первом - подготовительном - (2000-2002 гг.) этапе осуществлялись:

• сбор необходимого материала и изучение имеющихся источников по выбранной теме исследования - философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы;

• анализ опыта работы ведущих педагогов по формированию основ духовно-нравственной культуры толерантности учащихся средствами национального музыкального искусства;

• анализ и оценка современного состояния выдвинутой проблемы;

• определение исходного уровня сформированное™ этнической толерантности учащихся подросткового возраста;

• разработка методики опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2002-2004 гг.) был посвящен:

• обоснованию педагогических условий эффективного формирования этнической толерантности;

• разработке и внедрению педагогической модели совершенствования процесса формирования этнической толерантности;

• разработке и опытной апробации педагогического обеспечения этого процесса;

• разработке программы факультатива «Музыка вокруг меня» и процедуре диагностики уровня сформированности этнической толерантности у подростков;

• осуществлению целенаправленного педагогического эксперимента - в результате проведения многочисленных тестовых проверок были определены критерии и уровни этнической толерантности.

На этом этапе была составлена и дополнительная образовательная программа факультатива «Музыка вокруг меня», разработана процедура диагностики и сформулированы педагогические условия формирования этнической толерантности подростков средствами национальной музыкального искусства.

На третьем этапе (2004-2006 гг.) проводили систематизацию и обобщение результатов исследования, были разработаны рекомендации по формированию этнической толерантности у учащихся в учреждениях дополнительного образования, сформулированы выводы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Разработана модель процесса формирования этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства.

2. Выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования этнической толерантности у подростков средствами национального музыкального искусства.

3. Определены основные критерии и охарактеризованы уровни сформированное™ этнической толерантности у подростков.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет теоретические положения педагогической науки о формировании этнической толерантности у подростков. В нем представлено расширенное толкование термина «этническая толерантность» путем обоснования таких ее уровней, как пассивная и активная толерантность. В исследовании раскрыта специфика среды учреждения дополнительного образования и выявлен педагогический потенциал национального музыкального искусства в формировании этнической толерантности у подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что она направлена на совершенствование процесса формирования этнической толерантности учащихся средствами национального музыкального искусства. Материалы теоретического исследования, методические рекомендации и дополнительная образовательная программа факультатива «Музыка вокруг меня» создают реальные предпосылки для успешного формирования этнической толерантности у учащихся. В ходе опытно-экспериментальной работы на базе ДШИ им. П. И. Чайковского был создан детский коллектив «Семо-то», отмеченный многими призами на различных конкурсах и Дипломом на

Международном фестивале финно-угорской народной музыки «Воршуд» (г. Ижевск).

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается использованием научной методологии и взаимодополняющих методов исследования, анализом современных достижений психологии и педагогики и опорой на закономерности формирования этнической толерантности личности; учетом опыта работы учреждений дополнительного образования и оценкой полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось автором на международных, всероссийской, межрегиональных, республиканских научно-практических конференциях (г. Йошкар-Ола, 2003, 2004, 2005, 2006, г. Казань, РТ, 2005, Кулегаш, Агрызского района РТ, 2001), на методических семинарах, педагогических чтениях по проблемам музыкально-эстетического воспитания для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств Республики Марий Эл. Кроме того, автором был проведен цикл телепередач «Семалан» («Музыкальная поляна») на марийском телевидении (13 передач), в которых были практически решены теоретические положения диссертационного исследования - привлечение учащихся к проведению различных игр и песен народов, компактно проживающих на территории Республики Марий Эл.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этническая толерантность подростка представляет собой качество личности, проявляющееся в уважительном отношении к представителям других национальностей, признании их ценностей, готовности личности к выстраиванию отношений с представителями иной социальной, национальной, нравственной, культурной среды, уважении различных культур и религий, мнений и взглядов других народов, дружелюбии и мирной настроенности к окружающим.

2. Модель процесса формирования этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства основывается на гуманистическом, культурологическом, коммуникативном, социокультурном и личностно-ориентированном подходах и включает следующие обоснованные компоненты: цель, закономерности, принципы, задачи, формы, методы, средства, центральным компонентом модели является программа факультатива «Музыка вокруг меня».

3. Эффективность формирования этнической толерантности у подростков средствами национального музыкального искусства обеспечивают следующие педагогические условия:

• реализация модели процесса формирования этнической толерантности у подростков средствами национального музыкального искусства, центральным компонентом которой является программа факультатива «Музыка вокруг меня»;

• организация межличностного взаимодействия подростков путем включения их в коллективную музыкально-творческую деятельность на основе фольклора народов Поволжья (проведение праздников, концертов, мини-спектаклей, музыкальных олимпиад, викторин и т. д.);

• обеспечение взаимосвязи учебно-поисковой и музыкально-творческой деятельности учащихся во внеурочной работе (формирование интереса к определенной теме поиска, исследования; создание развивающей среды, способствующей формированию мотивов самообразования и социального сотрудничества, реализация личностно-ориентированного подхода);

• развитие компетентности педагогов в формировании толерантной среды образовательного процесса, заключающейся в наличии у них знаний о нормах толерантного поведения подростков, оценки результатов их учебной, музыкально-творческой деятельности, умений реализовывать концепции обучения и воспитания, создавать воспитывающую и развивающую среду.

4. Уровни сформированности этнической толерантности у подростков (высокий, средний, низкий) позволяют определить следующие критерии: когнитивный (знание различных элементов этнической культуры своего и других народов, глубина и устойчивость нравственно-духовных ценностей, потребность познать себя в многообразной культуре народов), эмоционально-оценочный (эмоционально-ценностное отношение к принадлежности к тому или иному этносу, умение улавливать богатство духовно-эмоциональных оттенков, разнообразие испытываемых духовно-нравственных чувств, умение переживать и сопереживать, умение анализировать и оценивать действительность;), деятельностный (собственное участие в народных праздниках, обрядах, поддержание традиций и обрядов своего и другого этноса, степень развитости коммуникативных, нравственных качеств, стремление к сотрудничеству, к пониманию мнения окружающих и друзей.

Структура диссертации:

Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, состоящий из 281 наименования, приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Герасимова, Эльвира Павловна

Выводы но второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новый тип социальных отношений, строящихся на принципах диалога и толерантности - это потребность, ставшая реально ощутимой в российском обществе. Это огромной важности задача, решение которой невозможно без активного привлечения потенциала образовательной системы страны. Обретение подрастающим поколением политических, социальных, жизненных компетенций в многокультурном обществе неразрывно связано с изменением содержания образования, структуры взаимодействия образовательных программ, их практического воплощения в вариативную систему образования.

Уже немало сделано в последние годы и в этом направлении. Возросший интерес к возможностям художественного образования на основе национально-культурных традиций проявил себя в таких документах, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (2000 г), Федеральная программа «Сохранение и развитие художественной культуры и искусства» (1996-2004 гг), программа ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» (2000 г), в которых отмечается важность внимания к традиционной отечественной культуре при разработке программ современного гуманитарного образования, воспитания и развития детей. Весьма своевременной стала и принятая 25 августа 2001 года Правительством Российской Федерации целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005)», направленная на «разработку стратегии миролюбия, веротерпимости, доверия, социальной безопасности и согласия в многонациональном российском обществе». Принятие данных (и ряда подобного рода) документов для такой полигенной страны как Россия представляет чрезвычайную важность.

Не менее важна подобная установка и для многонационального населения Республики Марий Эл. Жизненно важно развивать в своей «малой родине», в первую очередь у молодежи, этническую толерантность, потому что цивилизованный диалог культур - один из факторов взаимного обогащения и взаимопроникновения их, как залог сохранения и воспроизводства культур Республики Марий Эл.

Анализ психолого-педагогических трудов по проблеме формирования этнической толерантности подростков, опора на системный и личностно-деятельностный подходы позволили уточнить сущность понятия «этническая толерантность». «Толерантность» и «этническая толерантность» представляют собой уровни развития личности, когда основными ориентирами жизнедеятельности становятся общечеловеческие ценности, мораль и нравственные нормы поведения. Трудно переоценить роль семьи, сохраняющей и передающей «этническое» из поколения в поколение, закладывающей основы уважительного отношения не только к живущим рядом соседям, но и соседним народам или их представителям, об уважении к их жизни - обычаям, нравам, традициям, то есть основы формирования этнической толерантности.

Проведенная экспериментальная работа с учащимися-подростками в условиях учреждения дополнительного образования обеспечила конкретные изменения в их личностной сфере. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования, отзывы педагогов и подростков.

В результате проведенного исследования мы можем констатировать, что учреждения дополнительного образования обладают реальным потенциалом для формирования этнической толерантности у учащихся-подростков.

Подводя итоги исследования по формированию у подростков этнической толерантности, которые подтвердили нашу гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Формирование этнической толерантности у подростков представляет собой процесс, который включает развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям национального искусства, положительной мотивационной направленности на восприятие этой музыки, умений и навыков практического их применения в музыкально-творческой и учебно-поисковой деятельности, а также формирование на основе нравственно-духовного потенциала национального музыкального искусства качеств толерантной личности.

2. Этническая толерантность, как и все ее сопровождающие компоненты нравственной культуры человека (этническое самосознание - в том числе), не является врожденной; она формируется вместе с личностью человека. Поэтому этническую толерантность подростка мы рассматриваем как качество личности, проявляющееся в уважительном отношении к представителям других национальностей, признании их ценностей, готовности личности к выстраиванию отношений с представителями иной социальной, национальной, нравственной, культурной среды, уважении различных культур и религий, мнений и взглядов других народов, дружелюбии и мирной настроенности к окружающим.

3. На основе анализа исследований в области музыкальной психологии и педагогики выявлены критерии (когнитивный, эмоционально-оценочный, дея-тельностный) и уровни (низкий, средний, высокий) формирования этнической толерантности средствами национального музыкального искусства.

4. Проведенное исследование доказывает, что эффективность формирования этнической толерантности у подростков обеспечивается комплексом педагогических условий:

• реализацией модели процесса формирования этнической толерантности у подростков средствами национального музыкального искусства, центральным компонентом которой является программа факультатива «Музыка вокруг меня»;

• организацией межличностного взаимодействия подростков путем включения их в коллективную музыкально-творческую деятельность на основе фольклора народов Поволжья;

• обеспечением взаимосвязи учебно-поисковой и музыкально-творческой деятельности учащихся во внеурочной работе;

• развитием компетентности педагогов в формировании толерантной среды образовательного процесса.

5. Теоретической основой формирования у подростков этнической толерантности средствами национального музыкального искусства является педагогическая модель, включающая цель, задачи, закономерности, принципы, содержание; формы, методы и средства формирования этнической толерантности у учащихся подросткового возраста. Она предполагала также реализацию информационно-теоретического и музыкально-практического направлений деятельности и способствовала повышению эффективности процесса формирования этнической толерантности у подростков в учреждениях дополнительного образования.

6. Реализация разработанной модели и педагогических условий в процессе обучения демонстрирует существенные сдвиги в формировании этнической толерантности у учащихся-подростков экспериментальной группы в положительную сторону, что подтверждают результаты констатирующей и итоговой диагностики.

Данное исследование не решает всего комплекса проблем, касающихся формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования. Перспективным, на наш взгляд, является изучение особенностей формирования этнической толерантности у подростков, разработка диагностических методик для определения уровней сформированности толерантности, а также выявление педагогических условий по формированию этнической толерантности у учащихся подросткового возраста.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Герасимова, Эльвира Павловна, 2006 год

1. Абакумова, И. В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании /И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков //Вопросы психологии. -2003.-№.3.-С. 78-82.

2. Абдуллатипов, Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я» /Р.Г. Абдуллатипов. М., 1991.- 11 с.

3. Абдуллин, Е. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе /Е. Б. Абдуллин. М.: Просвещение, 1983. - 156с.

4. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности /К. А. Абульханова-Славская. М, 1960. - 335 с.

5. Аблинов, В. Н. Марийская школа и народное образование в конце XIX-начале XX века /В. Н. Аблинов //Вопросы дореволюционной истории марийского края. Йошкар-Ола, 1978. - 55 с.

6. Ависентьев, Г. Н. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения /Г. Н. Ависентьев, В. А. Ависентьев. Ставрополь, 1993.-222 с.

7. Акцорин, В. А. Взаимосвязь фольклора с этнографией /А. Акцорин //Основные тенденции развития марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1989.-С. 5-11.

8. Акцорин, В. А. Мировоззренческие представления финно-угорских народов по данным фольклора /В. А. Акцорин //Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1994. Вып. 11. - 129 с.

9. Алексеева, О. Л. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста /О. А. Алексеева. Чебоксары, 2002. - 165 с.

10. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания /Под ред. A.A. Бодалева, М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.

11. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. /В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2001.-608 с.

12. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: кн. I /В. И. Андреев. Казань, Изд-во КГУ, 1996. - 567 с.

13. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. /В. И, Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2001.-608 с.

14. Андрюхина, Л. М. Дополнительное образование: возможности развития личности /Л. М. Андрюхина //Дополнительное образование. 2000. -№9.-С. 11-15.

15. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция / Нац. обществ.-науч. фонд. Акад. политич. науки; руководитель проекта Г.Ю. Семигин и др. М., Мысль, 1997.-832 с.

16. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУН вв. /Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985.-363 с.

17. Античная музыкальная эстетика //Вступительный очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева.-М.: Музгиз, 1960.-С. 129, 193-194.

18. Апакаев, П. А. Некоторые вопросы народной педагогики //Вопросы марийского фольклора и искусства /П. А. Апакаев. Йошкар-Ола, 1986. Вып. 5.

19. Апакаев, П. А. Структура народной педагогики по материалам фольклора /П. А. Апакаев //Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 7. Йошкар-Ола, 1989. - С. 65-81.

20. Ардаширова, Э. Т. Основы культуры и этики учителя /Э. Т. Арда-широва М.: Просвещение, 1997. - 282 с.

21. Аристотель. О душе. Кн. 2. Гл. 1. М., 1

22. Асадуллин, Р. М. В лабиринтах педагогики, Размышления о валь-дорфской школе /Р. М. Асадуллин. Казань: Дом печати, 1997. - 230 с.

23. Асафьев, Б. В. О народной музыке /Б. В. Асафьев. JI., 1987. - 246 с.

24. Асипова, Н. А. Общение школьников в многонациональной среде /Н. А. Асипова//Советская педагогика. -1991. №12. - С. 23.

25. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития /А. Г. Асмолов //Внешкольник. 1997. № 7. - С. 6-8.

26. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования /А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1984. - 104 с.

27. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа /А. Г. Асмолов //Толерантность в общественном сознании России. М., 1998, 223 с.

28. Афанасьев, И. Н. Этнический характер и проблема толерантности (психолого-педагогические аспекты межэтнической толерантности в социокультурном пространстве Чувашии) /И. Н. Афанасьев, Т. Н. Петрова. Москва-Чебоксары, 2005.

29. Ахаян, Т.К. Мировоззрение и гражданская активность школьников /Т. К. Ахаян //Педагогика школы. М.: Просвещение, 1978. - С. 74-92.

30. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного прогресса (методические основы) /Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

31. Баграмов, Э. Ф. А. Национальный вопрос в борьбе идей /Э. Ф. Баг-рамов. М.: Политиздат, 1982. - 336 с.

32. Базовая культура личности: Теоретические и методологические приемы /Под ред. О. С. Газмана. М.: АПН СССР, 1989. - 149 с.

33. Баренбойм, JI. А. Путь к музицированию /Л. А. Баренбойм. Ленинград: Советский композитор, 1979. - 352 с.

34. Бачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие /И. В. Бачков. М: Изд-во «Ось-89», 2000. - 224 с.

35. Белобородова В. К. Музыкальное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1975. -297 с.

36. Берне, Р. Развитие «Я концепции» и воспитание /Р. Берне. - М.: Прогресс, 1986.-422 с.

37. Богуш, Т. А. Формирование культуры межнационального общения в западном регионе Белоруссии: Дисс.канд. пед. наук /Татьяна Алексеевна Богуш. Минск, 1992. - 166 с.

38. Бодина, Е. А. Древнерусские педагогические традиции как источник патриотического и интернационального воспитания /Е. А. Бодина //Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах. Чебоксары, 1995.

39. Большая советская энциклопедия. Т. 26 М., 1977. С. 124.

40. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия /Главн. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. М.: МФЦП, 2002. - 1008с.

41. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1456 с.

42. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания /Е. В. Бондаревская //Педагогика. 1995. - № 4.-С. 29-36.

43. Боровиков, Л. И. Этнокультурная компетентность социального педагога и социального работника: Научно-методические материалы для работы в школе социальной педагогики и социальной работы /Л. И. Боровиков. -М., 1993.- 19 с.

44. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности /Л. Л. Боч-карев. -М.: Инст. психологии РАН, 1997. 142 с.

45. Бояркин, Н. И. К проблеме взаимосвязи марийской и мордовской традиций инструментальной музыки /Бояркин Н. И.//Вопросы марийской1. KJкультуры и искусства, вып.7. Йошкар-Ола, 1992, - 25 с.

46. Бромлей, Ю. В. Этнос и этнография /Ю. В. Бромлей. -М., 1973. 283 с.

47. Бруднов, А. К. Внешкольное дополнительное образование — насущное явление времени (проблемы, поиски, решения) /А. К. Бруднов //Воспитание школьников. 1992.-№ 3-4. - С. 10-14.

48. Булычев, Б. Е. Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути ее совершенствования /Б. Е. Булычев. Чебоксары,1998.-78 с.

49. Бурхинов, Д. М. Народная педагогика и современная национальная школа /Д. М. Бурхинов, Д. А. Данилов, С. Д, Намсараев. Улан-Удэ, 1993. -136 с.

50. Василенко, В.А. Ценности и ценностные отношения. Проблема ценности в философии /В. А. Василенко. М., 1966. - 253 с.

51. Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001. 264 с.

52. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М., 1991.-204 с.

53. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка /Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1968.-414 с.

54. Волков, Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии в сфере воспитания /Г. Н. Волков. Чебоксары,1999.-88 с.

55. Волков, Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. /Г. Н. Волков. М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002.-Т. 1.-460 е.; Т. 2.-460 с.

56. Волков, Г. Н. Этнопедагогика/Г. Н. Волков. -М.: Academia, 1999. 168 с.

57. Воронцов, В. Симфония разума /В. Воронцов. М., 214 с.

58. Всемирная энциклопедия: Философия. -М.: ACT, 2001. 1265 с.

59. Вульфиус, А. Г. Очерки по истории идеи веротерпимости и религиозной свободы в XVIII веке: Вольтер, Монтескье, Руссо /А. Г. Вульфиус. -СПб., 1911.-145 с.

60. Выготский, JI. С. Психология искусства /Л. С. Выготский. М.: 1975.-576 с.

61. Вяткин, Б. А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности /Б. А. Вяткин, В. 10. Хотинец //Психологический журнал. -1996,-№ 5.-С. 69-75.

62. Гаджиев, К. С. Американская нация: Национальное самосознание и культура /К. С. Гаджиев. М., 1990. - 144 с.

63. Гараджа, В.И. Толерантность и религиозная нетерпимость /В. И. Гараджа //Философские науки. 2004. - № 3. - С. 18-31.

64. Гегель, Г. В. Философия поведения /Г. В. Гегель. M., 1971. - 265 с.

65. Герасимов, О. М. Музыкальный фольклор как неотъемлемая часть духовного развития личности /О. М. Герасимов //Педагогические воззрения мари. С. 5-7.

66. Идеи к философии истории человечества /И. Г. Гердер //Философия истории: антология. -М., 1995. С. 49-56.

67. Гершунский, Б. С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития /Б. С. Гершунский. М.: Пед. общ-во России, 2001. - 460 с.

68. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов ВУЗов /Н. Ф.Голованова. Санкт-Петербург: «Речь», 2004.-272 с.

69. Головинский, Г. Л. Композитор и фольклор /Г. Головинский. М., 1981.-324с.

70. Гордон, А. Парижский перекресток /А. Гордон //Экспресс. 2004. № 7. С. 70-72.

71. Горюнова, Л. Пение как состояние души /Л. Горюнова //Искусство в школе. №2. 1994. С. 34-35.

72. Гумилев, Л. Н. Этносфера: история людей и история природы /Л. Н. Гумилев. М., 1990. - С.56.

73. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности /А. А. Гусейнов. — М., 1988.- 170 с.

74. Давиташвили, М. Роль народной и классической музыки в воспитании молодежи /М. Давиташвили //Музыкальное воспитание в современном мире.-М., 1973.-С. 89-129.

75. Демидова, В. Н. Ключевые понятия человеческого бытия //Школа духовности /В. Н. Демидова. М., 1997. - №2. С 45-48.

76. Демократия: конфликтность и толерантность /Под ред. В.С. Рахма-нина. Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2002. - 402 с.

77. Дзюба, Т. А. Этнопедагогическая подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в сельской школе Чувашии: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 /Татьяна Алексеевна Дзюба. Чебоксары, 2004. - 208 с.

78. Дмитриева, Ю. А. Подготовка будущего учителя к использованию чувашской национальной музыки в современной школе, дис. канд. пед. наук /10. А. Дмитриева. Чебоксары. 1999. - 192 с.

79. Дробижева, Л. М. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений /Л. М. Дробижева. Л. М., 1981.-289с.

80. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. сред. проф. Образования /Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. - 352 с.

81. Егорова, О. К. Национальное и современное в творчестве композиторов Поволжья /О. К. Егорова. Казань, 1993. - 59 с.

82. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 228 июня 2003 г.: В 8 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 198 с.

83. Жирнова, И. В. Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников: автореф. дис. .канд. пед.наук: (13.00.01) /Ирина Васильевна Жирнова. Йошкар-Ола, 2005. - 24 с.

84. Жукушкин, В. С. Этнопедагогика. Этнопсихология /В. С. Жукуш-кин, Л. Д. Столяренко. Ростов-Дон, 2000. - 234 с.

85. Закирьянов, К. 3. Воспитание культурного общения /К. 3. Закирья-нов.-М.: Знание, 1987.- 132 с.

86. Закон РФ «Об образовании» //Народная школа, 1992. № 2. 34 с.

87. Земцовский, И. И. Народная музыка и современность /И. И, Зем-цовский //К проблеме определения фольклора/Современный фольклор. Статьи и материалы. М., 1977. - 43 с.

88. Зиннурова, А. С. Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук: (13.00.01) /Альфия Субаевна Зиннурова. Уфа, 2002. - 186 с.

89. Зиятдинова, Ф. Г. Социальные проблемы образования /Ф. Г. Зият-динова. М.: Рос. гос. гуман. унив., 1999. - 282 с.

90. Зубайраев, В. Л. В познании национального и общечеловеческого нет мелочей /В. Л. Зубайраев //Советская педагогика. 1991. - №1. - С. 54-68.

91. Иванов, В. П. Расселение, численность и межэтническое взаимодействие титульной нации и этнических групп на территории республики /В. П. Иванов. Чебоксары, 1997. - 176 с.

92. Иванов, Д. Е. Возрождение духовности народа /Д. Е. Иванов. Чебоксары, 1996.-305 с.

93. Игровые и плясовые песни мари. Йошкар-Ола, 1994. - 20 с.

94. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах /под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова и А. Малашенко. М., 1998. 256 с.

95. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

96. Из истории развития народного образования и просветительства в среднем Поволжье. Йошкар-Ола, 1993. 152 с.

97. Исламшина, Т. Г. Интернациональное воспитание: перестройка форм и средств/Т. Г. Исламшина. Казань, 1990.-213 с.

98. История и культура марийского народа //Сост. Андреянов А. А., Герасимов О. М. и др. Хрестоматия для учащихся X классов. Йошкар-Ола, 1998.-216 с.

99. История культуры России: Курс лекций для негуманитарных специальностей. М.: Знание, 1993. - 224 с.

100. И. Я. Яковлев и реализация его идей и наследия в современной многонациональной школе /Сборник научных трудов. Чебоксары, 2003.

101. Кабалевский, Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке /Д. Б. Кабалевский. М.: Дет. лит., 1970. - 223 с.

102. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. /Д. Б. Кабалевский. -M.: Просвещение, 1981.- 192 с.

103. Каган, M. М. О месте музыки в современной культуре /М. М. Каган //Советская музыка. 1985. №11.-6-11 с.

104. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения /В. А. Кан-Калик. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1995. - 108 с.

105. Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса /В. А. Караковский. -М:, 1993.-80 с.

106. Каргапольцев, С. М. Восприятие музыки как фактор воспитания: теория, история, практика: Монография /С. М. Каргапольцев. Оренбург: Изд-во ОПТУ, 1997.-313 с.

107. Кант, И. Сочинения в 6-и т. /И. Кант. -М.: Мысль, 1963 1966.

108. Кириллов, В. К. Организация воспитательной работы в классе /В. К. Кириллов. Чебоксары, 1992. с 60 с.

109. Кирнарская, Д. К. Психология музыкальных способностей /Д. К. Кирнарская. М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.

110. Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография /А. В. Кирьякова. Оренбург, 1996. - 188 с.

111. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности /Отв. ред. А. А. Бодалев АН СССР, Институт психологии /В. И. Ковалев. М.: Наука, 1988. -193 с.

112. Коваль, М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Дис. д-ра пед. наук /Михаил Борисович Коваль. М., 1992. - 340 с.

113. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений /Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров АЛО. -М.: Изд. Центр «Академия», 2000. 176 с.

114. Козлова, К. И. Очерки этнической истории марийского народа /К. И. Козлова. Йошкар-Ола, 1978.-46 с.

115. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения /Я. А. Ко-менский.- М.: Педагогика, 1982. Т 2. С. 382.

116. Комелина, В. А. Политехническая культура учителя /В. А. Коме-лина.-М., 1998.- 176 с.119/ Кондратьев, М. Г. О некоторых параллелях между чувашскими и марийскими песнями /М. Г. Кондратьев. Йошкар-Ола. С. 276-283.

117. Кондратьев, М. Г Чувашская музыкальная литература. Тема 1: Чувашская народная музыка /М. Г. Кондратьев. Чебоксары, 1982.

118. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Официальные документы в образовании. 2002. - №4. - С. 3-31.

119. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание /И. С. Кон. -М., 1984.-332 с.

120. Кон, И. С. Национальные особенности психологии людей /И. С. Кон//Социалистическая психология. М., 1975.-С. 141-153.

121. Кон, И. С. Психология предрассудка /И. С. Кон /Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11. 02. 2002 № 393).

122. Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие как научная категория //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Вып.З.Отв. ред. М.А. Галагузова,- Екатеринбург, 1998. С. 100-111.

123. Корчак, Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании /Я. Корчак -М., 1990.-С. 146.

124. Краткий этнологический словарь. -М., 1994.

125. Кузнецов, В. И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе: Учеб. пособие /В. И. Кузнецов. М.: «Академия», 2001.-201с.

126. Кукушкин, В. С. Этнопедагогика. Этнопсихология /В. С. Кукушкин, Л. Д. Столяренко. Ростов-Дон, 2000. - 333 с.

127. Культура межнационального общения //Советская педагогика. -1991.-№3.-С. 3-25.

128. Лейсиё, Т. Культура, общество, традиции, идентитет с системно-аналитической точки зрения /Т. Лейсиё //Фольклорная культура и ее межэтнические связи в комплексном освещении. Петрозаводск, 1997. - С. 57-77.

129. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности /И. Я. Лер-нер. М.: Знание, 1980. - 95-123 с.

130. Лекторский, В. А. О толерантности /В. А. Лекторский //Философские науки. 1997.-№3-4.-С. 14-19.

131. Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме /В. А. Лекторский //Философия, наука, цивилизация. М., 1999.

132. Леонтьев, А. H. Деятельность, сознание, личность /А. Н. Леонтьев. -M.: Полит, лит-ра, 1992.-351 с.

133. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: страницы истории педагогической мысли /П. Ф. Лесгафт. -М., 1991. 176 с.

134. Липман, М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия /М. Липман // Вопросы философии. 1996. -№ 5. - С. 110-121.

135. Лихачев, Б. Т. Педагогика /Б. Т, Лихачев. М:, 1993. - 300 с.

136. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекции. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК /Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992. - 528 с.

137. Локк, Дж. Опыт человеческих разумений. Соч. в 3-х т. /Локк Дж. -М., 1985. Т. 2.-638 с.

138. Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики /А. Ф. Лосев. М.: Правда, 1990.-367 с.

139. Луковицкая, Е. Г. Неопределенность и толерантность к неопределенности психологическое определение /Е. Г. Луковицкая. - Новгород, 1996.-С. 16.

140. Макаренко, А. С. Собрание сочинений. В 7 т. /А. С. Макаренко -М., 1958, Т.1.-656 с.,Т.5.-575с.

141. Малыгон, Л.И. Развитие культуры диалога в процессе подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности: автореф. дис.канд. пед. наук: (13.00.01)/Малыгон Лидия Ивановна. Хабаровск, 1999.-21 с.

142. Максимова, О. Г. Социально-профессиональная деятельность учителя / О. Г. Максимова, О. В. Чернова. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2003 г. - 154 с.

143. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В. Г. Максимов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

144. Маркова, А.К. Психология труда учителя /А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

145. Музык хрестоматий = Хрестоматия по музыке для учителей I-IV классов /Сост. С. Маков и Е. Петриченко. Йошкар-Ола. 1 вып.: 1987; 2 вып.: 1994.-204 с.

146. Милюков, П. Н. Национальный вопрос (Происхождение национальности и национальные вопросы в России) /П. Н. Милюков. М., 1925. -124 с.

147. Мириманова, М. С. Толерантность как проблема воспитания /М. С. Мириманова //Развитие личности. 2002. - № 2. - С. 104-116.

148. Мириманова, М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений /М. С. Мириманова. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-320 с.

149. Мириманова, М.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие //Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник /М. С. Мириманова, А. С. Обухов. М.: Народное образование, 2001. - С. 88-99.

150. Михайлов, Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивидуума /Ф. Т. Михайлов. М., 1990. - 222 с.

151. Митина, JÏ. М. Психология профессионального развития учителя /Л. М. Митина. M., 1998. - 206 с.

152. Мудрик, А. В. Общение как объект психологического исследования /А. В. Мудрик //Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. - ч. 1 : -39 с.

153. Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время» /А. В. Мудрик. -М.: Знание, 1992.-80 с.

154. Мухина, B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999.-С. 80.

155. Мухина, В. С. Развитие межнациональных отношений основа формирования самосознания личности /В. С. Мухина //Просвещение на крайнем Севере. № 25. - СПб., 1992.

156. Наин, А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент/А. Я. Найн //Педагогика. 1996. - № 5. - С. 9-14.

157. На пути к толерантному сознанию /Под ред. А.Г. Асмолова. М.,2000.-456 с.

158. Народная культура в современных условиях. Учебное пособие. /Отв. ред. Н. Г. Михайлова. М., 2000. - 156 с.

159. Народная педагогика и психология. Йошкар-Ола, 1998. - 10 с.

160. Национальное, интернациональное и общечеловеческое в воспитании учащихся в интернатных учреждениях республики: опыт, проблемы, перспективы. Тезисы докладов научно-практической конференции. -Чебоксары, 1991.-21 с.

161. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2-х кн. Кн.1 /Р. С. Немов. М.: Просвещение: Владос,1994. 576 с.

162. Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.-344 с.

163. Нетерпимость в России: старые и новые фобии /под ред. Г. Вит-ковской и А. Малашенко. М.: Московский Центр Карнеги, 1999. - 564 с.

164. Никитина, Г. А. Народная педагогика удмуртов /Г. А. Никитина. -Ижевск, 1997.- 133 с.

165. Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2001, т.4. 476 с.

166. Новая философская энциклопедия в 4 томах. Том IV. М.: «Мысль»,2001.С. 75-76.

167. Новый энциклопедический словарь. М.: «Рипол классик», 2000. С.1216.

168. Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры /А. С. Обухов //Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 48-63.

169. Опыт ненасилия в XX веке. М., 1996. С. 96-119.

170. Орджоникидзе, Г. Ш. К вопросу о специфике музыкального мышления. Вопросы музыкознания. Сборник статей т. 3 /Г. Ш. Орджоникидзе. -М., 1960. С. 282-301.

171. Очерки по истории народов Поволжья и Приуралья. Вып. 1. Казань, 1967.- 114 с.

172. Палантай, И. С. Мурызылан /И. С. Палантай. Йошкар-Ола, 1960.-34 с.

173. Педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических классов /под ред. В. Г. Максимова. Чебоксары 1999. ч.П общ. основа педагогики, ч. IV - общ. основа нар. педагогики.

174. Педагогика: учеб, пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей /под ред. П. И. Пидкасистого. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. о-во России, 1998.-640 с.

175. Педагогика межнационального общения: учебное пособие /под ред. Д. И. Латышиной/. М., 2004 г. 320 с.

176. Педагогика. Учебное пособие для учащихся педагогических классов. /Авт. Сост. А. И. Мищенко (ч. I), В. Г. Максимов (ч. II), В. П. Ковалев и 3. А. Петрова (ч. Ill), А. Е. Земляков (ч. IV) Чебоксары, Чув. кн. изд-во, 1999.-254 с.

177. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /Под ред. П. Н. Пидкасистого. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. общ-во России, 1998. - 640 с.

178. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. B.C. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издатель-скийцентр «МарТ», 2004. - 336 с.

179. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1 и 2. /И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1981.

180. Петриченко, Е. С. Марийская музыка в начальных классах /Е. С. Петриченко. Йошкар-Ола, 1992.- 101 с.

181. Петрова, Т. Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации /Т. Н. Петрова. М.: Прометей,2000. - 201 с.

182. Петрова, Т. Н. Этнопедагогическая и этномузыкальная экспедиция на элитной земле /Т. Н. Петрова, М. В. Чернова //И. Я. Яковлев и реализация его идей и наследия. Чебоксары, 2003. С. 102-108.

183. Петрушин, В. И. Муз. психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. /В. И. Петрушин. М., ВЛАДОС. 1997. - С. 287.

184. Погодина, А. А. Толерантность: Термин. Позиция; Смысл. Программа /А. А. Погодина //История: прил. к газ. «Первое сентября»: 2002. -март (№ 11).-С. 4-7.

185. Пидкасистый, П. И.Технология игры в обучении и развитии /П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М., 1996. - С. 164-185.

186. Подуровский, В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности /В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. М., 2001. -387 с.

187. Платон. Теэтет. Соч. в 3-х т. /Платон. М., 1970. Т.1. - 598 с.

188. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Лейтеса Н. С. M.: ACADEM, 1996. - 407 с.

189. Программа по музыке для I-IV классов общеобразовательных школ Марийской АССР /Сост. Е. С. Петриченко и С. Н. Маков. Йошкар-Ола, 1987.-209 с.

190. Психологические тесты /Под ред. A.A. Карелина: В 2 т. М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, - Т. 1. - 312 с.

191. Раппопорт, С. X. Искусство и эмоции / С. X. Раппопорт. М.; Музыка, 1072.- 168 с.

192. Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и уважения прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО. Париж, 1974.-4-5 с.

193. Риэрдон, Б. Э. Толерантность дорога к миру /Б. Э. Риэрдон. - М., 2001.-237 с.

194. Рожков, М. И. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие /М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук. -Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2003. 192 с.

195. Романова, А. С. Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях: дисс. канд. пед. наук /А. С. Романов. Чебоксары, 1999.

196. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. 2. /С. Л. Рубинштейн. М.:Педагогика, 1989. - 328 с.

197. Русакова, Е. Методические аспекты работы по теме «Образ врага» //Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя /Е. Русакова. М., 2000. - С. 56-73.

198. Сайгушев, Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: Монография. М.; Магнитогорск: МГПУ, МаГУ, 2002.-273 с.

199. Семакова, И. Б. Певческий тембр как способ этнической идентификации /И. Б. Семакова //Культурные коды двух тысячелетий. Петрозаводск: СТВ-Оптима, 2000. С. 67-83.

200. Семыкина, Е.Ю. Формирование невербального общения учащихся общеобразовательной школы. Дис.кандидата пед. наук. - Магнитогорск, 2001.- 194 с.

201. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. /Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970.-212 с.

202. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики /М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1984.-96 с.

203. Скворцова, Л. В. Культура самосознания /Л. В. Скворцова. М., 1989.-278 с.

204. Сластенин, В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя /В. А. Сластенин, А. И. Мищенко //Советская педагогика. 1991.-№10. - С. 79-85.

205. Современный словарь по культурологи. /Сост. Юрчук В. В. -Минск: Соврем, слово,1999. 736 с.

206. Сознание //Философский словарь. М., 1975. С. 373-374.

207. Соколова, В. В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования. Дисс. докт. пед. наук /В. В. Соколова. Н. Новгород, 1999. - 449 с.

208. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности /Г. У. Солдатова/. М., 1998.- 176 с.

209. Сохор, А. Н. Музыка и общество /А. Н. Сохор. М.: Знание, 1972. - 48 с.

210. Спецкурс: воспитание у детей этики межнационального общения. /Под ред. Э. К. Сусловой. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1994.-80 с.

211. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание /А. Г. Спиркин. М., 1983.-256 с.

212. Спутник учителя музыки /Балашов, Медушевский, Тарасов и др. Сост. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 298 с.

213. Суслова, Э. К. Воспитание у детей этики межнационального общения /Э. К. Суслова. М., 1994. - 80 с.

214. Суханов, И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений /И. В. Суханов. М., 1976.-216 с.

215. Сухомлинский, В. А. Воспитание личности в советской школе /В. А. Сухомлинский. Киев, 1965. - 165 с.

216. Сухомлинский, В. А. О воспитании /В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1973. - 272 с.

217. Таймасова, Р. М. К вопросу о гражданском воспитании молодежи //Музыкальное образование в контексте /Р. М. Таймасова. С. 116-122.

218. Тайчинов, М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе //Педагогика, № 2, /М. Г. Тайчинов. -М, 1999.-С. 79-103.

219. Таранов, П.С. 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Мысли: Универсальный аналитический справочник по истории философии: В 2 т. -Симферополь: «Реноме», Т.1, 2002. 704 с.

220. Тарасов, Г. С. Проблема духовной потребности /Г. С. Тарасов. -М.: Наука, 1979.- 198 с.

221. Тенюкова, Г. Г. Художественно-педагогические проблемы хормейстерского образования в России (II половина XIX начала XX столетия) /Г. Г. Тенюкова: Монография; - Чебоксары, 1998.

222. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 208 с.

223. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей //Избранные труды в 2 т. /Б. М. Теплов. М.: Просвещение, 1985. - 304 с.

224. Технология воспитательной работы с детьми на основе марийского фольклора /под ред. Чурикова И. А. Йошкар-Ола, 1998. 156 с.

225. Толстой, JI. Н. В чем моя вера? Полн. собр. соч., т. 23. /Л. Н. Толстой.-М. 1957.-597 с.

226. Торукало, В. П. Нация: история и современность /В. П. Торукало. -М., 1996.-С. 67.

227. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. М.: Флинта-наука, 1999. - 285 с.

228. Третьякова, Е. Н. Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения. Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 /Екатерина Николаевна Третьякова /Йошкар-Ола, 2005. -183 с.

229. Тюников, Ю. С. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования /Ю. С. Тюников, Г. Ф. Хасанова, Ф. Ф. Харисов. Казань, 1996.-С. 6-7,25.

230. Уледов, А. К. Духовное обновление общества /А. К. Уледов. -М., 1990.- 134 с.

231. Уолцер, М. О терпимости. /М. О. Уолцер. М., 2000. - 297 с.

232. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т. 3. /К. Д. Ушинский. -М. -Л., 1978.-469 с.

233. Учебное пособие по марийской музыкальной литературе для ДШИ /сост. Р. С. Волкова. Йошкар-Ола. - 2000. - 35 с.

234. Фазылзянова, Г. И. Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства: авто-реф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /Гузалия Ильгизовна Фазылзянова. Казань, 2004.-19 с.

235. Федорова, С. Н. Педагогическая деятельность в контексте этнокультурного анализа: учебное пособие /С. Н. Федорова. Йошкар-Ола, 2004. -114с.

236. Федорова, С. Н. Проблемы этнокультурного образования на современном этапе /С. Н. Федорова //Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Йошкар-Ола. - 2005. - С. 6-11с.

237. Федорова, С. Н. Этнокультурная компетентность педагога /С. Н. Федорова. Йошкар-Ола, 2002. - С. 18-27.

238. Федорова, С. Н. Этнопедагогические воззрения марийского народа /С. Н. Федорова Йошкар-Ола, 1998. - 53 с.

239. Философский словарь /под ред. И. Т. Фролова. Изд. 7-е, переизд., дополн. М., Изд-во «Республика», 2001. - 896 с.

240. Фомина, А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель /Учебно-методическое пособие. В 2 ч. Ч. 1 /А. Б. Фомина. - М., 1996. - 70 с.

241. Фомина, С. И. Этнокультура и экологическое воспитание школьников /С. И. Фомина. Йошкар-Ола, 2000. - 186 с.

242. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М., 1989. 285 с.

243. Фельдштейн, Д. И. Психология воспитания подростка /Д. И. Фельдштейн. М.: Знание, 1978. - 48 с.

244. Хабибуллин, К. А. Национальное самосознание и интернационалистское поведение /К. А. Хабибуллин. -Л.: Знание, 1989. 36 с.

245. Хакимов, Э. Р. Этническая позиция личности и ее влияние на профессиональную деятельность педагога. Автореф. дис. . канд. пед. наук /Каз. гос. универс. им. А. Н. Туполева /Эльдар Рахимович Хакимов. Казань, 2000.-20 с.

246. Халабузарь, П. В. Теория и методика музыкального воспитания. Учебное пособие /П. В. Халабузарь, В. С. Попова. Санкт-Петербург, Издательство «Лань», 2000,224 с.

247. Халфин, Ю. А. Пробуждение души /Ю. А. Халфин //Народный университет. Педагогический факультет. 1985 № 4. С. 25-34.

248. Ханбиков, Я. И. Народная педагогика /Я. И. Ханбиков. Казань, 1966.-234 с.

249. Харисов, Ф. Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии. Автореф. дисс. . канд. пед. наук/Ф. Ф. Харисов. Казань, 1995. - С. 7-8.

250. Харитонов, М. Г. Мудрость воспитания в процессе учебной деятельности этнопедагогических классов /М. Г. Харитонов. М., 1993. - С. 46-78.

251. Харитонов, М. Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов: Учеб. пособие /М. Г. Харитонов. М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. - 110 с.

252. Хасанова, Г. Ф. Принципы формирования национального самосознания у учащихся /Г. Ф. Хасанова //Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. -М., 1994. С. 172-184.

253. Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности /В. Э. Чудновский. М., 1986. - 80 с.

254. Чуриков И. А. Этнопедагогика народа /И. А. Чуриков. М.; Академический проект, 2005. - 302 с.

255. Шабалина, В. А. Школа музыкальной толерантности (проект программы «Музыка XX века» для 7 класса ДМШ) /В. А. Шабалина //Музыкальная культурология . С. 95-106.

256. Шаймарданов, Р. X. Этнокультурная подготовка будущего учителя сельской школы в педвузе /Р. X. Шаймарданов //Современная сельская школа: реалии и перспективы. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Елабуга, 1993.- С. 214-217.

257. Шацкая, В. М. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества /В. М. Шацкая. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

258. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.-Т.1.-804 с.

259. Шиянов, E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образо-вания: Автореф. дис.д-ра пед. наук /Евгений Николаевич Шиянов. — М., 1991.-33с.

260. Шнекендорф, 3. К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека /3. К. Шнекендорф //Педагогика, 1997. № 2. -43-50 с.

261. Шнекендорф, 3. К. Воспитание юных интернационалистов /3. К. Шнекендорф/. -М.: Просвещение, 1974. 176 с.

262. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: игровые методики /Н. Е. Щуркова/. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 224 с.

263. Энциклопедический музыкальный словарь. -М., 1966. 574 с.

264. Этническая педагогика /Сост. Патин В. А., Трещев А. М., Алексеева Г.В. и др. Астрахань, 1995. - 476 с.

265. Этнокультурные ориентации школьной молодежи как фактор национального согласия в обществе. Казань, 1996. - 38 с.

266. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. -Чебоксары: ЧНИИ, 1993. С. 46-77.

267. Эшпай, Я. А. Национальные музыкальные инструменты марийцев /Я. А. Эшпай. Map. Госиздат, 1940. - 46 с.

268. Якиманская, И. С. Принцип активности в педагогической психологии /И. С. Якиманская//Вопросы психологии .-1989.-№6.-С. 103-110.

269. Яковлев, А. Н. Идеология американского империализма /А. Н. Яковлев/. -М., 1967. -С. 56.

270. Яковлев, И. Я. Воспоминания /И. Я. Яковлев. Чебоксары: Чу-вашкнигоиздат, 1983.-286 с.

271. Якубов, 3. Я. Народные традиции и фольклор /3. Я. Якубов //Народная педагогика в воспитании детей, подростков и молодежи: Материалы VII Виноградовских чтений. Ч. II. Екатеринбург: ЧТИ, 1993. - 231 с.

272. Deutsch К. W. Nationenbildung Nationalstaat-Integration. Hrgs. von A. Aschkenasi und Р. Schulze. Düsseldorf, 1972. P. 204.

273. Dihle A. Die goldene Regel. Eine Einführung in die Geschichte der antiken und frühchristlichen Vulgärethik. Gött, 1962.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.