Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Серякова, Светлана Брониславовна

  • Серякова, Светлана Брониславовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 166
Серякова, Светлана Брониславовна. Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Новосибирск. 2002. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Серякова, Светлана Брониславовна

Введение

Глава 1. Социально-педагогические основы формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования

1.1. Проблема этнокультурной компетентности в теории и практике педагогики

1.2. Социокультурные и психолого - педагогические предпосылки формирования этнокультурной компетентности педагога

1.3. Специфика формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования

Глава 2. Процесс формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования

2.1. Содержание, структура и основные направления деятельности этноэстетического центра как системообразующего фактора 82 формирования этнокультурной компетентности педагога 2.2. Психолого - педагогические условия и динамика формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования»

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в стране необычайно актуализировали потребность в гуманизации системы образования. В этой связи формирование личности, способной к активному утверждению своей позиции в процессе педагогической деятельности, является неотъемлемым условием совершенствования системы подготовки педагога, в том числе и педагога дополнительного образования.

Провозглашение аксиологических принципов образования ставит на повестку дня восстановление собственных культурных традиций, так как именно национальная культура, представляющая собой результат интеллектуальной творческой деятельности народа, придает самобытный колорит среде, в которой функционируют все образовательные учреждения, формирует у подрастающего поколения готовность к межкультурному диалогу, позволяющему выйти на уровень «принятия» общечеловеческих ценностей.

На этом фойе особую значимость приобретает деятельность учреждений системы дополнительного образования, которая в силу своей «дополнительности» основывается на добровольном, целенаправленном и осмысленном участии ребенка в учебно-воспитательном процессе, и выступает одним из ведущих факторов гуманизации образования.

Как отмечают ученые, учитель работает не с «человеком вообще», а с человеком, органично включенным в определенную природную, историческую, этнолингвистическую, этнокультурную, этносоциальную среду. Путь ребенка к овладению универсальными (общечеловеческими) ценностями лежит через конкретные формы их существования в национальной культуре. Процесс «трансплантации» культурного опыта родного народа и человечества в духовный мир личности с необходимостью требует присвоения этого опыта самим педагогом (146, с.237).

Присвоение культурно-исторического опыта, лежащее в основе социализации ребенка, осуществляется в теснейшем контакте со взрослым, занимающим в этом процессе активную позицию. С учетом меняющегося идеала образования от «человека образованного» к «человеку культуры» возрастает потребность в педагогах - носителях традиционной культуры. Педагог способствует интериоризации культуры ребенком, помогает процессу его адаптации в обществе, а также выступает своего рода посредником между формирующейся личностью ребенка и накопленными достижениями человеческой культуры.

Исследования содержания воспитательной работы в системе дополнительного образования показали, что уровень общекультурной и особенно этнокультурной компетентности педагогов отстает от диктуемых настоящим временем требований. Большинство из них не обладает необходимым уровнем философских, социологических, культурологических и этнопедагогических знаний для реализации аксиологического основания гуманистической концепции профессиональной деятельности. Этнопедагогическая подготовка современного педагога в вузе не обеспечивает необходимый уровень его этнокультурной компетентности, что ведет к недооценке и даже к формированию негативного отношения у многих учителей к изучению и использованию богатого опыта традиций народного воспитания.

Отсюда возникает необходимость разработки научно-педагогических основ формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования в процессе его профессиональной деятельности.

В основе нашего исследования лежат труды педагогов-классиков, заложивших основу гуманистической педагогики и теории образования (П.П. Блонский, К.Н. Вентцель,

B.И.Водовозов, С.И. Гессен, А. Дистервег, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский,

C.Т. Шацкий и др.); раскрывающие философию и методологию образования (Б. 3. Вульфов, П.Я. Гальперин, Т.А. Ильина, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Е.Н. Шиянов и др.).

Общетеоретический подход к содержанию подготовки педагога заложен в трудах В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Е.А. Левановой, М.М. Левиной, А.И. Мищенко, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппова и др.

Психологические аспекты креативности основательно разработаны Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Я.А. Пономаревым, С.Л. Рубинштейном и др.

Социально-философские основы развития ценностных ориентаций изложены в трудах И. Канта, М. Вебера; духовно-нравственного совершенствования человека в философских концепциях Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева, И.А. Ильина, В.О. Ключевского, И.С. Кона, Д.С. Лихачева, И.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева и др.

Особенности организации дополнительного образования детей рассмотрены в работах А.Г. Асмолова, И.В. Бестужева-Лады, В.А.

Березиной, Л.И. Васехи, Е.Б. Евладовой, М.Р. Катуновой, М.Б. Коваль, Л.Г. Логиновой, А.И. Щетинской и др.

Г.Н. Волков ввел в научный оборот понятия «этнопедагогика», «этническая педагогика», «педагогическая культура народа».

Этнологический и этнопедагогический подходы развиты в трудах Г.С. Виноградова, А.С. Каргина, С.В. Лурье, Г.Е. Маркова, Г.П. Мельникова, В.В. Пименова, П.Ф. Преображенского и др.

Выполнен ряд исследований, посвященных обоснованию необходимости этнопедагогической подготовки учителя (Н.С. Александрова, Т.В. Анисенкова, Т.И. Березина, А.Л. Бугаева, Е.П. Жирков, В.А. Иванов, К.Ж. Кожахметова, В.А. Николаев, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов, А.С. Шаалы, В.К. Шаповалов и др.); диалога культур в профессиональном становлении личности учителя (Л.И. Орешкина); изучения этнокультурных особенностей социального развития молодежи (Н.Г. Арзамасцева, Д. А. Филимонов).

В то же время, имеющиеся научные исследования недостаточно ориентированы на формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования, в современной педагогической литературе отсутствует единое понятие этнокультурной компетентности.

В многолетнем опыте отечественной высшей школы этнопедагогическая и этнокультурная подготовка учителей оценивалась как недостаточная, хотя в исследованиях Т.В. Анисенковой, Т.Н. Березиной, В.А. Николаева, М.Г. Харитонова, В.К. Шаповалова и др. рассматриваются аспекты этнопедагогической подготовки специалистов.

Отсутствие в современной высшей школе целостной концепции профессиональной подготовки педагога дополнительного образования в целом, в том числе, формирования его этнокультурной компетентности породило противоречие между потребностью образовательных учреждений в педагогах с высоким уровнем сформированности этнокультурной компетентности и недостаточностью научной разработки этой проблемы в теории педагогики.

С учетом этого противоречия сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования в процессе профессиональной деятельности?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - деятельность педагога в системе дополни тельного образования.

Предмет исследования - процесс формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования в профессиональной деятельности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. охарактеризовать социально-педагогические основы этнокультурной компетентности педагога;

2. дать сущностную характеристику и обоснование специфики формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования;

3. определить содержание, структуру и основные направления развития этноэстетического центра как системообразующего фактора формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования;

4. выявить и обосновать психолого - педагогические условия и динамику эффективности формирования этнокультурной компетентности педагога.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования может быть обеспечен, если:

• педагогический процесс учреждения дополнительного образования детей организован с учетом принципов системности и вариативности и обеспечивает нравственное, общекультурное, этнокультурное и профессиональное развитие и саморазвитие специалиста;

• в учреждении дополнительного образования создаются условия, способствующие формированию у каждого педагога мотивационно-ценностного отношения к гуманистическим ценностям и духовно-нравственным основаниям традиционной культуры;

• процесс формирования этнокультурной компетентности моделирует систему субъект-субъектных отношений, создает условия для развития личностно-творческого потенциала педагога, интериоризации ценностей традиционной культуры;

• процесс развития этнопедагогической и этнокультурной компетентности педагогов в учреждении дополнительного образования достаточно технологизирован;

• в учреждении дополнительного образования создается профессиональная среда, стимулирующая у педагогов реализацию субъектной позиции, накопление и осмысление опыта профессионально-ориентированной деятельности, основанной на гуманистических принципах образования, максимальном использовании воспитательных возможностей этнопедагогики, а также развитие профессионально-значимых личностных качеств, таких как флексибильность, эмпатия, толерантность и готовность к межкультурному диалогу.

Методологической основой данного исследования являются важнейшие философские положения о личности как субъекте и индивидуальности, как высшей ценности; системно-целостный, личностно-деятельностный, аксиологический (предполагающие гуманизацию образования), этнопедагогический (предполагающий единство общечеловеческого, национального и индивидуального) подходы к познанию и преобразованию педагогической действительности.

Теоретической основой исследования явились труды, раскрывающие философию и методологию образования (В. Г. Афанасьев, Б.З. Вульфов, С.И. Гессен, Н.Ф. Гоноболин, Б.Т.

Лихачев, А.В. Мудрик, Н.Д, Никандров, В.А. Разумный, II.И. j

Третьяков, А.И. Щербаков и др.); общие закономерности развития высшей школы ( С.И. Архангельский, В.П. Бесналько, А.А. Вербицкий, Н.Ю. Посталюк, Н.Ф. Талызина, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппов и др.); теорию педагогического управления (Ю. А. Конаржевский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, Т.Н. Шамова и др.); общие и специфические особенности педагогической деятельности, заложенные в работах К.А. Абульхановой, С.А. Гильманова, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.И. Кочегова, Н.В. Кузьминой, Е.А. Левановой, Н.Е. Мажара и др.

В целом исследование строится в русле разрабатываемой на кафедре педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета под руководством действительного члена РАО, доктора педагогических наук В.А. Сластенина теоретической концепции профессионального педагогического образования, ведущей идеей которой является субъектное развитие и саморазвитие личности педагога в процессе осуществления им профессиональной деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования, включающий: теоретический анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, этнологической и этнопедагогической литературы; изучение учебно-методической документации; обобщение массового и передового педагогического опыта; опытно-экспериментальную работу; педагогическое наблюдение; методы анкетирования, собеседования, интервьюирования, тестирования; анализ продуктов творческой деятельности педагогов и учеников; методы статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования служили Детско-юношеский этноэстетический центр «Берегиня», Детская музыкальная школа, общеобразовательные школы г. Бердска Новосибирской области. Исследованием было охвачено более 400 учащихся и 128 педагогов и руководителей образовательных учреждений.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1995-1997) - поисково-теоретический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, проделан анализ философской, психологической, педагогической, этнопедагогической литературы по исследуемой проблеме. В результате были определены объект и предмет исследования, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.

Второй этап (1998-2000) - опытно-экспериментальный. На данном этапе была подвергнута эмпирической проверке и уточнению общая гипотеза исследования, выполнены констатирующий и формирующий этапы эксперимента, выявлялись и обосновывались психолого-педагогические условия и технология формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования в процессе его педагогической деятельности.

Третий этап (2000-2001) - обобщающий. Он связан с анализом результатов исследования, уточнением теоретических выводов и рекомендаций, систематизацией и обработкой материалов диссертации, ее литературным оформлением.

Основные положения, выносимые на защиту:

• этнокультурная компетентность составляет важную сущностную характеристику профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, характеризующую степень усвоения им традиционной культуры народа, готовность к трансляции ее ценностей и к реализации основных положений народной педагогики в конкретной практической деятельности педагога дополнительного образования;

• эффективное формирование этнокультурной компетентности является сложным многомерным, многоуровневым процессом, в котором происходит преобразование внутренней сущности педагога через духовно-практическую деятельность, непрерывный нравственный выбор, основанный на системе освоенных ценностных ориентаций традиционной культуры, оптимальное природосообразное развитие всех сфер личности: когнитивной, нравственно-волевой, действенно-практической, эмоциональной.

• процесс формирования этнокультурной компетентности педагога обеспечивает интериоризацию им ценностей традиционной культуры, накопление собственного этнопедагогического опыта, обеспечивающего реализацию воспитательного процесса через приобщение детей и подростков к миру народной культуры;

• формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования детерминировано совокупностью психолого-педагогических условий, среди которых определяющее значение имеют: деятельность учреждения дополнительного образования, организованная как системный и вариативный процесс, обеспечивающий нравственное, общекультурное, этнокультурное и профессиональное развитие и саморазвитие специалиста; создание в учреждении дополнительного образования детей условий, способствующих формированию у педагогов мотивационно-ценностного отношения к гуманистическим ценностям и духовно-нравственным основаниям традиционной культуры; моделирование системы субъект-субъектных отношений, создающих условия для развития личносгно-творческого потенциала педагога, интериоризации ценностей традиционной культуры; технологизация процесса развития этнопедагогической и этнокультурной компетентности педагогов; создание в учреждении дополнительного образования профессиональной среды, стимулирующей у педагогов реализацию субъектной позиции; накопление и осмысление опыта профессионально-ориентированной деятельности, основанной на гуманистических принципах образования, максимальном использовании воспитательных возможностей этнопедагогики, а также развитие профессионально-значимых личностных качеств, таких как флексибильность, эмпатия, толерантность и готовность к межкультурному диалогу.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

•дана характеристика социально-педагогических основ этнокультурной компетентности педагога;

• определена специфика и сущностные характеристики процесса формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования;

•определено содержание, структура и основные направления развития этноэстетического центра как системообразующего фактора формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования;

• выявлена и экспериментально подтверждена совокупность психолого - педагогических условий успешности формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования содержащегося в нем теоретического и методического материала и выводов в практической деятельности педагогов; совершенствования организационных форм и методов управления развитием учреждения системы дополнительного образования; повышения квалификации специалистов дополнительного образования; с обоснованием модели этноэстетического центра как системообразующего фактора формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с системно-целостным, личностно-деятельностным, аксиологическим, этиопедагогическим подходами, совокупностью методов, адекватных целям, задачам, логике исследования, контрольным сопоставлением полученных данных с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные идеи диссертационного исследования доложены, обсуждены и получили одобрение на международных конференциях: «Развитие личности в системе непрерывного образования» (Новосибирск, 1998 г.), «Проблемы этнологии и этнопедагогики» (Новосибирск, 1999 г.); на VII научно-практическом семинаре Сибирского регионального вузовского центра по фольклору «Народная культура Сибири» (Омск, 1998 г. );областной конференции, посвященной 400-летию освоения Сибири (Новосибирск, 1998 г.); зональных педагогических чтениях (Бердск, 1999г, 2000 г.); городских конференциях: «Бердск: прошлое, настоящее, будущее» (Новосибирск - Бердск,

1998 - 2000 гг.), «Традиционная культура и дети» (Новосибирск, 1998 г.).

Так же они были обсуждены на заседаниях межфакультетской кафедры педагогики НГПУ, на педагогических чтениях педагогов дополнительного образования Новосибирской области, педагогических советах в Детско-юношеском этноэстетическом центре «Берегиня» г. Бердска Новосибирской области.

Результаты исследования апробированы путем публикаций статей по теме исследования.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе педагогической деятельности и организации научно-методической и учебно-воспитательной работы Детско-юношеского этноэстетического центра «Берегиня» г. Бердска Новосибирской области.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Серякова, Светлана Брониславовна

Заключение

В социокультурной и духовной жизни современного общества, характеризующейся обострением межнациональных конфликтов, особую значимость приобретает проблема культурно-гуманистической направленности образования. Провозглашение аксиологических принципов образования ставит на повестку дня восстановление собственных культурных традиций, так как именно национальная культура, представляющая собой результат интеллектуальной творческой деятельности народа, придает самобытный колорит среде, в которой функционируют все образовательные учреждения, а также воспитание готовности к межкультурному диалогу, позволяющему выйти на уровень «принятия» общечеловеческих ценностей.

Деятельность учреждений системы дополнительного образования, которая в силу своей необязательности, добровольности основывается на целенаправленном, сугубо осмысленном участии ребенка в учебно-воспитательном процессе, выступает одним из ведущих механизмов гуманизации образования.

В этой связи особая ответственность возлагается на педагога дополнительного образования, так как именно от его личностных качеств, уровня профессиональной и этнокультурной компетентности зависит результат воспитательной и образовательной деятельности учреждения.

Уровень этнокультурной компетентности педагогов полифункциональных учреждений дополнительного образования не всегда соответствует требованиям, предъявляемым обществом, государством, воспитанниками и родителями, так как отсутствует система подготовки специалистов для учреждений дополнительного образования в области этнопедагогики, этнопсихологии в высших учебных заведениях. Но возможно создать соответствующие условия в организации практической деятельности учреждения по типу школы народной культуры, дающих возможность педагогу осознать необходимость личностного и профессионального развития, повышения своего уровня этнокультурной компетентности.

Проведенное исследование по апробации концептуальной модели формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования позволило нам сформулировать следующие выводы:

1. В современной философской, психолого-педагогической и этнопедагогической литературе создана научная основа для изучения теоретических основ формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования, но данная категория не имеет единого научного толкования.

Обзор словарных источников позволил определить понятие «этнокультурная компетентность», но без учета специфики преподавательской деятельности. В ходе исследования мы определили понятие «этнокультурная компетентность педагога» как психолого-педагогический феномен, характеризующий степень усвоения педагогом традиционной культуры народа, теоретическую и практическую готовность к трансляции ее ценностных ориентации и к реализации основных положений этнопедагогики как системы воспитания в условиях педагогической деятельности учреждения образования с учетом своеобразия национально-психологических особенностей представителей разных национальностей.

2. Полученные данные позволили выявить и охарактеризовать социально-педагогические основы этнокультурной компетентности педагога:

• формирование этнокультурной компетентности обусловливается процессом, в котором происходит преобразование внутренней сущности педагога через духовно-практическую деятельность, непрерывный нравственный выбор, основанный на системе освоенных ценных ориентаций традиционной культуры, оптимальное природосообразное развитие всех сфер личности: когнитивной, нравственно-волевой, действеннопрактической, эмоциональной; •этнокультурная компетентность характеризуется степенью усвоения педагогом знаний традиционной культуры народа, интериоризации ее ценностей, оснований и смыслов, теоретической и практической готовности педагога к трансляции этих ценностей, имеющих ярко выраженную гуманистическую направленность, в практической педагогической деятельности; •этнокультурная компетентность педагога предполагает реализацию им в профессиональной деятельности основных положений этнопедагогики с учетом этнокультурных и национально-психологических особенностей представителей разных национальностей.

3. В ходе исследования выявлено, что специфика формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования обусловлена:

•отсутствием подготовки специалистов - педагогов дополнительного образования в высших учебных заведениях;

•отсутствием подготовки специалистов в области этнопедагогики в средних и высших учебных заведениях;

•структурной неопределенностью системы дополнительного образования.

4. Обобщение практического опыта работы в многопрофильном учреждении системы дополнительного образования позволяет обозначить: а) социокультурные и психолого - педагогические предпосылки формирования этнокультурной компетентности педагога следующими блоками:

-этническая идентификация педагога, включающая в себя две характеристики:

1).объективную - культурная база

2).субъективную - самоприписывание;

- включение в творческую педагогическую деятельность через «погружение» в мир традиционной культуры;

- этнокультурная теоретическая подготовка начинающих педагогов как основа будущей готовности к осуществлению практической педагогической деятельности в школе народной культуры системы дополнительного образования детей; б) факторы:

• во-первых, изменение социокультурной обстановки в стране, пробуждение интереса к национальным корням, к национальному опыту воспитания;

• во-вторых, сама педагогическая деятельность, ее сущность и специфика в условиях полифункционального этноэстетического центра дополнительного образования;

• в-третьих, администрация школы, организующая процесс и осуществляющая внешний контроль достигнутого уровня этнокультурной компетентности педагога.

Логика исследования потребовала выявления критериев оценки и уровней сформированности этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования. К этим критериям относятся: мотивационно-ценностное отношение к наследию традиционной культуры; природосообразное развитие всех сфер личности: когнитивной, нравственно-волевой, действенно-практической, эмоциональной; креативность, толерантность, готовность к межкультурному диалогу.

5. Степень сформированности этнокультурной компетентности педагога носит многоуровневый характер.

На основе выделенных критериальных характеристик нами определены четыре уровня сформированности этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования: высокий, достаточный,средний, низкий.

6. Логику поэтапного формирования этнокультурной компетентности в условиях целенаправленно организуемой управляющей системой профессиональной деятельности педагога в учреждении дополнительного образования по типу школы народной культуры можно представить в соответствии с обозначенными в исследовании периодами следующим образом:

1 этап - включение в творческую педагогическую деятельность школы народной культуры через погружение в мир традиционной культуры, приобщение к ее ценностям - средняя продолжительность - год -полтора года;

2 этап - овладение мотивационно-ценностным отношением к наследию традиционной культуры; высокой духовно-нравственной культурой; креативностью, толерантностью, готовностью к межкультурному диалогу, формирование потребности саморазвития профессиональных качеств - два-три года.

7. Разработанный механизм управленческого влияния на формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования направлен на повышение эффективности данного процесса.

В проведенном исследовании получены факты, которые подтверждают правомерность первоначально выдвинутой гипотезы о том, что эффективность формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования детерминирована следующими психолого-педагогическими условиями:

• деятельностью учреждения дополнительного образования, организованной как системный и вариативный процесс, обеспечивающий нравственное, общекультурное, этнокультурное и профессиональное развитие и саморазвитие специалиста;

• созданием в учреждении дополнительного образования детей условий, способствующих формированию у педагогов мотивационно-ценностного отношения к гуманистическим ценностям и духовно-нравственным основаниям традиционной культуры;

• моделированием системы субъект-субъектных отношений, создающих условия для развития личностно-творческого потенциала педагога, интериоризации ценностей традиционной культуры;

• технологизацией процесса развития этнопедагогической и этнокультурной компетентности педагогов;

• созданием в учреждении дополнительного образования профессиональной среды, стимулирующей у педагогов реализацию субъектной позиции;

• накоплением и осмыслением опыта профессионально-ориентированной деятельности, основанной на гуманистических принципах образования, максимальном использовании воспитательных возможностей этнопедагогики, а также развитием профессионально-значимых личностных качеств, таких как флексибильность, эмпатия, толерантность и готовность к межкультурному диалогу.

Полученные в исследовании результаты и сформулированные на их основе выводы позволяют дополнить и уточнить представление о сущности этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования, об особенностях реализации процесса ее формирования в профессиональной педагогической деятельности, о модернизации организационных форм и методов управления учреждением системы дополнительного образования; повышения квалификации специалистов дополнительного образования.

В итоге проведенного исследования есть основания сформулировать ряд научно-практических рекомендаций, направленных на интенсификацию процесса формирования этнокультурной компетентности педагога.

При разработке программ и технологий формирования этнокультурной компетентности педагога следует учитывать эффективность личностно-деятельностного, культурологического и этнопедагогического подходов в исследовании. Через «погружение» в ценностный мир традиционной культуры, а не формальное изучение отдельных курсов в области народного художественного творчества достигается успешность формирования этнокультурной компетентности педагога, а через него, и подрастающего поколения.

Также эффективности формирования этнокультурной компетентности способствует обеспечение в структуре многоуровневой системы образования преемственности довузовского ( а) группы комплексного этноэстетического развития на базе дошкольных образовательных учреждений; б) создание профильных (этнопедагогических) классов, введение факультативов этнокультурной направленности в общеобразовательных учреждениях; в) деятельность учреждений дополнительного образования детей по типу школы народной культуры, этноэстетического центра, отделений музыкальных, художественных школ и школ искусств и т.п., ориентированных на народную культуру), вузовского (расширение сети высших учебных заведений, факультетов, введение дополнительной специализации «этнопедагогика», «народная художественная культура» для существующих педагогических специальностей с целью подготовки специалистов в области этнопедагогики, традиционной культуры), послевузовского (активно использовать наработанный опыт образовательных учреждений в реализации разнообразных концептуальных моделей по этнокультурному, этнопедагогическому воспитанию детей и подростков средствами и методами традиционной культуры) этапов подготовки и переподготовки специалистов.

Выполненное нами исследование не исчерпывает рассматриваемой проблемы. Изыскания в этой области могут быть продолжены в следующих направлениях: зависимость уровня профессиональной и этнокультурной компетентности педагога от стиля управленческой деятельности администрации учреждения; зависимость уровня этнокультурной компетентности педагога от уровня его профессиональной подготовки; зависимость результатов воспитания учащихся средствами народной педагогики от типа отношений в его семье и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Серякова, Светлана Брониславовна, 2002 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-334с.

2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.

3. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис.д-ра пед. наук. М., 1998.

4. Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен (на материале дошкольного образования): Дисс. .д-ра пед наук. -М., 2000.- 352 с.

5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс Казань: Издательство казанского университета, 1996.

6. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

7. Анисенкова Т.В. Этнопедагогическая подготовка учителя к работе в сельской школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000. - 14с.

8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд. МГУ, 1984.

9. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 4-х т. М.: Индрик, 1994-1996.

10. Афанасьев И.И. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1995. -172 с.

11. Байченко А.А. Формирование этнической идентичности городских подростков. М., 1999. - 252 с.

12. Бердск: прошлое, настоящее, будущее: Материалы научно-практической конференции, вып.1. Новосибирск, 1996. - 36с.

13. Бердск: прошлое, настоящее, будущее: Материалы научно-практической конференции, вып.4. Новосибирск, 1998. - 59с.

14. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

15. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; Харьков: Изд-во «ФОЛИО», 1998.-736с.

16. Березина Т.И. Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (на материале истории Сибири): Авореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1998. -24 с.

17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -190с.

18. Библер B.C. От научения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1 991. - 4 1 1 с.

19. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века 6 Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994,- 1 12 с.

20. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., Издательство Российского открытого университета, 1994. -48 с.

21. Большая советская энциклопедия / Под. Ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1976.

22. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. // Педагогика, 1999. №3.

23. Борев В.Ю. Видео: Техника. Досуг. Культура. М., 1990. -207 с.

24. Боровиков Л.И. Этнокультурная компетентность социального педагога и социального работника. М, 1993.

25. Бугаева Л.П. Социальная среда и сознание личности. -М.:, 1968.

26. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216с.

27. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского как иностранного. М., 1990.

28. Вершловский С.Г. Учитель о себе и профессии. Л., 1988. -32 с.

29. Виноградов Г.С. Страна детей. С-Пб.: Изд-во «Анатолия», 1998.-547 с.

30. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики /Под ред. Т.Н. Шамовой. М.: Педагогика, 1991.-192с.

31. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986. - 474 с.

32. Возрождение народной культуры и художественное воспитание в социальной среде: Научно-метод. бюллетень. -Вып. 7. М., Новосибирск, 1991. - 218 с.

33. Волков Г.Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования. // Педагогика. 1998. - №8.

34. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. сред, и высш. учеб. заведений. М.: Изд. «Академия», 1999, -168 с.

35. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

36. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. - 78с.

37. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

38. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996. - 534 с.

39. Выготский Л.С. Педология школьного возраста // Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.

40. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: УРАО, 1997.

41. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995.-448 с.

42. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1997. - 693 с.

43. Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ГюмГУ, 1998. -88 с.

44. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека. М., 1982.

45. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1994. 376 с.

46. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 .

47. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика -межвозрастной педагогике: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во «Совершенство»; Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997.

48. Гумилев JI.H. От Руси к России: очерки этнической истории.- М., 1992.

49. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

50. Данилов Н.А. Место и роль ценностных ориентаций в системе мировоззрения : Дисс. канд. филос. н., М., 1990. 186с.

51. Дистервег А. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1956.

52. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под. Ред. О.Е. Лебедева.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 256с.

53. Дополнительное образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции/Сост. Н.В. Брусенцова. М.: АПКиПРО, 2001. 366с.

54. Дробижева Л.М., Аклаев А. Р., Коротаева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996.

55. Дьяченко М.И., Кандыбович А.А. Психология высшей школы. -Минск, 1981. 383с.

56. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.

57. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.

58. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.

59. Загвязинский В.И. Проектирование региональных образовательных систем.// Педагогика. 1999.-№ 5.

60. Закон Об образовании. 1992.

61. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. -Нижний Новгород, 1993.

62. Зверева В.И. Самоаттестация школы. М.: Изд-во

63. Педагогический поиск», 2000.63. Здоровье нации: образование и духовность. Материалы международного конгресса «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия». Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. - с. 375.

64. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социологические исследования 1 993.- №8. -с. 12-21.

65. Земцовский И.И. Народная музыка и современность // Современность и фольклор. -М., 1977.

66. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. /Под ред. Н.П. Полторацкого. Typeset by Hermitage, 1991.- 367 с.

67. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. -М.; Белгород, 1993. 217 с.

68. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974 - 328 с.

69. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.

70. Кант И. Сочинения в 6 томах, т.6, М.: Наука, 1973.

71. Кант И. О педагогике. // Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., Издательство Российского открытого университета, 1994,с.27-39.

72. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.

73. Каргин А.С. Народная художественная культура. М.: Гос. Республиканский центр фольклора, 1998. - 288с.

74. Козберг Г.А. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000, 22с.

75. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991.

76. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности /Под ред. М.И. Бобневой, Е.в. Шороховой. М.: Наука, 1979. - с.85-1 13.

77. Кон И.С. Этноцентризм //Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. - с. 812.

78. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ воспитательного процесса и управление школой. «Педагогический поиск», 1997. 78с.

79. Конаржевский Ю.А. Технология педагогического учебно-воспитательного процесса. «Педагогический1997. 78с.

80. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск, 1995.

81. Корольков А.А. Духовно-национальные основания личности в образовании // Развитие личности в системе непрерывного образования, вып.5. (Тезисы докладов). Новосибирск: НГПУ,1998.

82. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. Группа «Прогресс-Энциклопедия», 1994.

83. Кузьмина Н.В., Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993.

84. Кузьмина П.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. - 183 с.учебно- М.:анализа поиск»,

85. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.: Знание, 1985.

86. Культурология. Энциклопедический словарь /Под. ред. Хоруженко К.М. -Ростов-на-Дону: Феликс, 1997.

87. Культурология XX век. Энциклопедия в 2-х т. -С-Пб.: Университетская книга, 1998.

88. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. -М.: Просвещение, 1990.

89. Кухарев Н.В., Решетько B.C. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества (Опыт, критерии измерения, прогнозирование): В 3-х ч. Ч.П. Диагностика педагогического творчества. Минск: Ред. журн. "Адукацыя i выхаванне", 1996. - 96 с.

90. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла.//Психологический журнал. Т.20, № 3. М.: Наука, МАИК «Наука/интерпедагогика», 1999.- с. 48-58.

91. Леванова Е.А. Готовясь к работе с подростками. М., 1993. -152 с.

92. Леванова Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеучебной деятельности: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1994. -32с.

93. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

94. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса/ Пер. с англ. О.Е. Биченковой. -М.: Новая школа, 1995. 48с.

95. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики.// Педагогика. -1999.- №1.

96. Лихачев Б.Т. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. - 528с.

97. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 240 с.

98. Лопуха А.Д. Россия и русские: проблемы возрождения жизненных сил нации. Новосибирск, 2000. -148 с.

99. Лосский Н.О. Характер русского народа. -Франкфурт -на-Майне, 1987.

100. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур //Избранные статьи: В 3-х т. Таллин: Александра, 1992. - Т.1.-с.102-109.

101. Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. -448 с.

102. Мажар НЕ. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 1996.

103. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Правда, 1986.447 с.

104. Макаренко А.С. Общие основы теории педагогики. Воспитание в советской школе. Соч.: в 7-ми т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- Т.5. - 558 с.

105. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001. - 208 с.

106. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя //Педагогика. 1995. - 36. - с. 5563.

107. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика, 1990.- №8. с 82.

108. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

109. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. -199 с.1 10. Мельников Г.П. Культура зарубежных славянских народов. -М.: Интерпракс, 1994. 190 с.

110. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

111. Михайлова Л.Н. Социология культуры: Учебное пособие. -М.: Фаир-Пресс, 1999. ~ 232 с.

112. Мифы народов мира. Т. 1,2. М., 1982

113. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии. - 1997. - 365 с.

114. Мудрик А.В. Социализация// Магистр. 1993. - №3. - с.40-50.1 16. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.

115. Народная культура Сибири: Мат. VII НПС Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск: Омский Гос. Ун-т, 1998. - 240 с.

116. Некрылова А.Ф. Традиции русской культуры в массовых народных праздниках // Проблемы этнологии и этнопедагогики: Сб. статей и материалов международной научно-практической конференции, вып.10. Новосибирск, 1997. - с. 66-85.

117. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в подготовке учителя // Магистр. 1 994. № 6. - с. 34-4 1.

118. Николаев В.Л. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 1998. - 28 с.

119. Новейший энциклопедический словарь /Под. общ. ред. редколлегии «Вестник Знания». JL: П.П. Сойкин, 1926-27.

120. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. М.: Дрофа, 19918. - 208с.

121. Одаренные дети: Пер. с англ./Общ. Ред. Бурменской Г.В. и Слуцкого В.М. М.: Прогресс, 1991.

122. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под. ред. Шведовой Н.Ю. М.: Советская энциклопедия, 1973. - 846 с.

123. Орешкина Л.И. Диалог культур в профессиональном становлении личности учителя: Дисс. .канд. пед. наук. ~ М., 1996. 213 с.

124. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. - 159 с.

125. Педагогическая энциклопедия в 3 томах /Под редакцией Калашникова А.Г., Эпштейна М.С. М.: Работник просвещения, 1927-1930.

126. Педагогическая энциклопедия в 4-х т/ под ред. Каирова. М.: Советская энциклопедия, 1966.

127. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Издательство МГУ, 1989. -216с.

128. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа, 1996.

129. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989.

130. Проблемы этнологии и этнопедагогики: Материалы международной научно-практической конференции, вып.4 -Новосибирск, 1996. 36с.

131. Проблемы этнологии и этнопедагогики: Материалы международной научно-практической конференции, вып.6 -Новосибирск, 1996. 36с.

132. Проблемы этнологии и этнопедагогики: Материалы международной научно-практической конференции, вып.7. -Новосибирск, 1999.

133. Проблемы этнологии и этнопедагогики: Материалы международной научно-практической конференции, вып.8. -Новосибирск, 1999. 183с.

134. Профессиональная деятельность молодого учителя: социально-педагогический аспект / Под. ред. С.Г. Вершловского, J1.H. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. - 144 с.

135. Психологические аспекты деятельности классного руководителя./сост. Петрушин В.И. М., 1998.

136. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. М., 1995.

137. Разумный В.А. Интеграция культуры и образования // Педагогика. 1998 -. №8

138. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.

139. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 - 1999.

140. Русский народ: его нравы, обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. -М., 1992.

141. Серых Л.Б. Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с виктимными младшими школьниками. Автореф. дис. .доктора пед. наук. -М.,2001.

142. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста// Магистр. 1991.-№1. - С.16-25.

143. Сластенин В.А. О критериях формирования социально-активной личности будущего учителя // Формирование социально-активной личности в условиях развитого социализма: Сб. научных трудов. М., 1983. -С. 147-155.

144. Сластенин. М.: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488с.

145. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: просвещение, 1976.-160с.

146. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.:ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-224с.

147. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. уч. заведений. М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

148. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. -№7. С. 82-88.

149. Словарь иностранных слов/ Под ред. Спиркина А.Г., Апчурина И.А., Кариинской Р.С. М.: Русский язык, 1979.

150. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемеровой. М., 1996.

151. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Изд-во Политической литературы, 1992.

152. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект. 1999. - 320 с.

153. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы.- М., 1979.

154. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В.В. Краевского , И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. -352 с.

155. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961.

156. Тыщенко В.П. Философия культуры диалога: Введение. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993.

157. Турченко В.Н. Парадигмы стратегии образования //Педагог. -1998. -№ 1.

158. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах.- Соч.: в 8-ми т.- М.-Л.: Издательство Академии Педагогических наук, 1948. -т.2. С.66-74.

159. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. -Соч.: в 8-ми т. М.-Л.: Издательство Академии Педагогических наук, 1948. - т.2. - С. 69-166.

160. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими- Соч.: в 8-ми т. М.-Л.: Издательство Академии Педагогических наук, 1948. - т.2. - С. 207-213.

161. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании- Соч.: в 8-ми т. М.-Л.: Издательство Академии Педагогических наук, 1948. - т.2. - С. 425-488.

162. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева.-2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989.

163. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для высшей школы. М.: Изд-во «Академический Проект», 2000. 496 с.

164. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

165. Харитонов М.Г. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1999. -32 с.

166. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Новости, 1992.

167. Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление: Дисс.д-ра фолос. наук. Челябинск, 1984.

168. Шаалы А. С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1997. - 199 с.

169. Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996.

170. Шакуров Р.Х. Как определить качество педагогической деятельности // Специалист. -1995.-№1. С. 53-58.

171. Шамова Т.Н., Третьяков ГТ.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Т.Н. Шамовой. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 320 с.

172. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования : Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М., 1997. - с.

173. Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания //Советская педагогика. -1991.-№7. с. 53-58.

174. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - с.261-372.

175. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 45с.

176. Энциклопедический словарь С-Пб.: Типография Акционерного Общества Бронгаузъ-Ефронъ, 1904. - т.16.

177. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987.

178. Этнология /под. ред. Маркова Г.Е., Пименова В,В. М.: Наука, 1994.

179. Этнопсихологический словарь /Под. ред. В.Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный словарь, 1999. - 343 с.

180. ЮНЕСКО. Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора: Международные нормативные акты Юнеско. М., 1993. - с.495-499.

181. Яковлева E.J1. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинт, 1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.