Формирование готовности у студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Афонченко, Людмила Федоровна

  • Афонченко, Людмила Федоровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 197
Афонченко, Людмила Федоровна. Формирование готовности у студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Воронеж. 2002. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Афонченко, Людмила Федоровна

ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ИСКУССТВ К

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 .Проблема педагогической подготовки музыканта: исторический аспект.

2.Современные проблемы профессиональной подготовки студентов в вузах искусств.

3.Обучение педагогической деятельности с позиций системного подхода и теории управления.

4.Проблема готовности к педагогической деятельности.

5.Педагогическое проектирование.

6.Педагогический контроль и оценка результатов образовательного процесса.

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ

ВУЗА ИСКУССТВ.

1 .Современное состояние педагогической подготовки студентов вуза искусств.

2. Содержание профессиональной педагогической подготовки студентов вуза искусств.

2.1. Нормативно-регламентированное содержание профессионально-педагогической подготовки студентов вуза искусств.

2.2. Общекультурный компонент профессиональной подготовки музыканта.

2.3. Музыкально-дидактический компонент профессиональной подготовки студента вуза искусств.

3. Проектирование комплексной системы формирования готовности к профессиональной педагогической деятельности у студентов вузов искусств.

3.1. Разработка концептуальной модели педагога-музыканта.

3.2. Проектирование целей и содержания профессионально-педагогической подготовки студентов вуза искусств.

4. Разработка технологий обучения, обеспечивающих формирование готовности студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности.

ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ИСКУССТВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.115.

1.Тесты как оценочно-диагностические средства, используемые для определения эффективности комплексной системы профессионально-педагогической подготовки студентов вуза искусств.

2. Анализ эффективности системы профессионально-педагогической подготовки студентов в вузе искусств.

3. Оценка уровня сформированности готовности студентов вузов искусств к профессиональной педагогической деятельности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование готовности у студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности»

В период глубочайших социально-экономических преобразований, которые характеризуют современный этап развития российского общества, как никогда, возникает потребность в творчески активной личности, способной не только найти свое собственное место в постоянно меняющемся мире, но и реализовать свои возможности в решении сложных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью, социальными задачами сегодняшней действительности. Квалитативная революция ввела понятие «качество» как системообразующий фактор во все сферы жизнедеятельности человека: производство, науку, технику, культуру, образование. В этих условиях резко возрастают требования к качеству образовательной системы, качеству профессиональной подготовки выпускника высшей школы.

Традиционная система подготовки специалиста в вузах искусств к будущей профессиональной деятельности, направленная, преимущественно, на воспитание исполнительского мастерства, не обеспечивает необходимого качества педагогической подготовки, не соответствует современным требованиям. В то же время общественная потребность в музыкантах-исполнителях не столь велика и большая часть выпускников этих учебных заведений, как показывает практика, занимается именно педагогической деятельностью, зачастую не обладая достаточным запасом профессиональных знаний и умений.

Наш анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных работ, материалов конференций по проблемам подготовки студентов вузов искусств к профессиональной педагогической деятельности выявил практически полное отсутствие исследований в этой области. Опубликованные исследования охватывают лишь частные аспекты воспитания педагога-музыканта - педагогическую направленность (В.Е. Хананаева), отдельные педагогические умения (Э.И. Ткач, А.А. Эвина) и фактически не рассматривают проблемы формирования готовности музыканта к профессиональной педагогической деятельности. Актуальность же этих проблем чрезвычайно высока в связи с тем, что от педагога искусства, в большой степени, зависит культура человека на всех уровнях его образовательного маршрута и культура нашего общества в целом. Поэтому одной из важнейших задач вузов искусств должна стать подготовка конкурентоспособных, востребованных действительностью квалифицированных специалистов, способных нестандартно мыслить и творчески работать, достойно выполнять свою великую миссию воспитателя подрастающего поколения и транслятора высоких духовно-нравственных, музыкально-эстетических ценностей.

Проблемы подготовки специалистов образования интенсивно разрабатываются в современной психолого-педагогической литературе. Вопросы качества образования рассматриваются в трудах В.И. Байденко, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, З.Д. Жуковской, Н.В. Кузьминой, B.C. Леднева, И.Я. Лернера, Н.А. Селезневой, В.М. Соколова, А.И. Татура, В.Д. Шадрикова, Т.И. Шамовой, В. А. Якунина и др.; проектирование образовательного процесса, его контроль и оценка эффективности — в исследованиях Л.И. Божович, З.Д.Жуковской, Н.В. Кузьминой, А.А. Реана, Г.Б. Скок, И.С. Якиманской и др. Но все эти работы, в основном, посвящены подготовке специалистов в системе профессионального образования по различным направлениям, кроме направлений культуры и, в частности, музыкального искусства, и не могут в полной мере отражать специфику подготовки педагога в профессиональном музыкальном заведении.

Актуальность проблем подготовки студентов вузов искусств к профессионально-педагогической деятельности: проектирования системы педагогической подготовки, определения критериев готовности выпускника к педагогическому труду - очевидна. Решение обозначенных проблем является важным фактором повышения качества обучения специалистов образования в вузах искусств. Этими обстоятельствами и обусловлен выбор темы данного диссертационного исследования «Формирование готовности у студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности» (на примере специальности «Фортепиано»).

Диссертационная работа выполнена в рамках научного направления Воронежского государственного технического университета «Проблемы качества подготовки специалистов».

Цель исследования: разработка комплексной системы формирования готовности студентов исполнительских специальностей вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности.

Объект исследования: подготовка студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности.

Предмет исследования: структура, содержание и технология педагогической подготовки студентов вузов искусств как основа формирования готовности выпускников к профессиональной педагогической деятельности.

Гипотеза исследования: готовность студентов вузов искусств к профессиональной педагогической деятельности может быть сформирована при условии, если: модель профессионально-педагогической подготовки студентов в вузе искусств спроектирована на основе системно-деятельностного подхода к обучению;

- комплекс образовательных технологий, обеспечивающих реализацию спроектированной системы профессионально-педагогической подготовки разработан в соответствии с целями и содержанием обучения, с учетом современных требований к деятельности педагога-музыканта;

- процесс обучения студентов в вузе строится на принципах личностно ориентированного, личностно-деятельностного, контекстного и комплексного подходов, позволяющих не только сформировать профессионально-значимые качества выпускника, но и раскрыть творческие возможности обучающихся как будущих специалистов образования;

- постоянный мониторинг качества педагогической подготовки студентов осуществляется с помощью специально разработанной системы оценочно-диагностических средств.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ состояния исследуемой проблемы по литературным источникам, диссертационным исследованиям, непосредственным наблюдениям.

2. Проанализировать структуру и содержание профессионально-педагогической деятельности педагога-музыканта.

3. Разработать концептуальную модель выпускника вуза искусств и систему профессионально-педагогической подготовки студентов вузов искусств.

4. Разработать методическое обеспечение профессионально-педагогической подготовки музыканта в вузе.

5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности спроектированной системы педагогической подготовки студентов вуза искусств, уровня сформированности готовности выпускников к профессиональной педагогической деятельности

6. Разработать методические рекомендации и дидактические материалы для практической реализации системы формирования готовности специалиста к профессиональной педагогической деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция личностно-деятельностного подхода (И. А. Зимняя, Н.В. Борисова), личностно-ориентированного подхода к обучению (В.В. Карпов), концепция гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса в вузе (А.А.Бодалев, А.П. Бондаревский, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский и др.), методология комплексного исследования и системно-структурный подход к деятельности педагогических систем (З.Д. Жуковская, Н.В. Кузьмина, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто), теория развивающего обучения (Л.Б. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская), методологические основы проблемного обучения (Д. Брунер, И.Я. Лернер A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, С.А. Рубинштейн), ценностный подход к содержанию учебной информации (З.Д. Жуковская), концепция педагогических технологий (В.П. Беспалько, Н.В. Борисова, Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко), контекстный подход к обучению (А.А. Вербицкий), подход к обучению как к управлению учебно-познавательной деятельностью (З.Д. Жуковская, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин), технология системного педагогического проектирования В.И. Байденко, Ю.Г. Татур), методологические подходы к оценке качества педагогической подготовки (З.Д. Жуковская, М.Б. Челышкова, А.И. Субетто), теория музыкальных способностей (Б.А. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.Г. Теплов, В.Г. Ражников), концепция музыкально-эстетического воспитания (Б.А. Асафьев, Б. Барток, Д.Б. Кабалевский, 3. Кодай, К. Орф, Б.Л. Яворский).

В процессе исследования использованы методы: изучение отечественной и зарубежной научно-методической, учебной и психолого-педагогической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы; анализ теории и практики подготовки студентов вузов искусств к профессиональной педагогической деятельности; изучение нормативно-правовых документов; наблюдение за деятельностью педагогов и студентов в музыкальных учебных заведениях; опрос; интервью; тестирование; метод экспертных оценок; педагогический мониторинг; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); статистическая обработка экспериментальных данных.

Достоверность полученных результатов и обоснованность выдвинутых положений обеспечены четким определением проблемы, задач и предметной области исследования, последовательной реализацией его методологических и теоретических основ, применением комплекса методов исследования, адекватных целям, задачам и логике.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- определены и теоретически обоснованы научно-дидактические основы проектирования системы формирования готовности студентов вузов искусств к профессионально-педагогической деятельности;

- разработана концептуальная модель педагога-музыканта (выпускника фортепианного отделения вуза искусств) на основе исследования основных видов и задач его профессионально-педагогической деятельности и концепций развивающего обучения, личностно-деятельностного, личностно-ориентированного, системного, контекстного подходов к обучению, теории музыкально-эстетического воспитания и музыкальных способностей;

- впервые разработана комплексная инновационная система формирования готовности выпускника вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности;

- разработан с учетом специфики вуза, комплекс интегрированных образовательных технологий формирования готовности студентов вуза искусств к профессиональной деятельности педагога-музыканта;

- разработана система квалиметрического мониторинга качества педагогической подготовки студентов вуза искусств, позволяющая осуществлять оперативный контроль, оценку и своевременную коррекцию процесса формирования готовности выпускников к профессиональной педагогической деятельности;

- разработана авторская программа формирования готовности студентов вуза искусств к профессионально-педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования:

- результаты исследования апробированы и внедрены в образовательный процесс подготовки студентов фортепианного отделения Воронежской государственной академии искусств, в процесс переподготовки специалистов в системе повышения квалификации (ФПК при ВГАИ, курсы повышения квалификации при Воронежском областном кабинете по учебным заведениям культуры и искусств);

- проведена коррекция содержания учебных дисциплин, осуществляющих педагогическую подготовку специалиста в вузе искусств;

- результаты многолетнего пролонгированного эксперимента подтвердили эффективность и практическое значение спроектированной системы формирования готовности у студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности;

- спроектированная система подготовки студентов фортепианного отделения вуза искусств, разработанный комплекс технологий обучения и диагностико-оценочных средств могут быть успешно применены в профессионально-педагогической подготовке студентов исполнительских специальностей музыкально-учебных заведений разного образовательного уровня - как высшего, так и среднего;

- методические рекомендации и дидактические материалы, разработанные для студентов вуза искусств, могут использоваться педагогами-музыкантами в целях контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) педагогических умений, диагностики уровня сформированности готовности к профессионально-педагогической деятельности своих учащихся, а также могут быть использованы в процессе переподготовки преподавателей музыкальных учебных заведений в системе повышения квалификации;

- разработанные научно-дидактические основы проектирования системы формирования готовности музыканта к профессиональной педагогической деятельности могут быть применены при проектировании системы педагогической подготовки студентов-исполнителей в разных музыкальных учебных заведениях.

На защиту выносятся:

Научно-дидактические основы проектирования системы педагогической подготовки студентов вуза искусств, соответствующие современным общественным требованиям и личностным запросам обучающихся; методика комплексного проектирования системы формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у студентов вуза искусств; система образовательных технологий и система оценочно-диагностических средств, обеспечивающих эффективность педагогической подготовки студентов вуза искусств; система непрерывного квалиметрического мониторинга, позволяющего осуществлять диагностику и оценку качества сформированности педагогических умений у студентов на всех этапах их обучения.

Организация и этапы исследования. Основной экспериментальной базой исследования являлась Воронежская государственная академия искусств (ранее Воронежский государственный институт искусств). Разными видами экспериментальной работы были охвачены студенты 1-5 курсов и преподаватели вуза, слушатели факультета повышения квалификации при ВГАИ (преподаватели музыкальных училищ зоны методического руководства ВГАИ) и курсов повышения квалификации Воронежского областного методического кабинета по учебным заведениям культуры и искусств (преподаватели музыкальных школ города и области), всего более 1200 человек.

Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый этап (1990 —1994 гг.) - поисково-теоретический. Целью этого этапа было изучение литературы по теме исследования, анализ состояния проблемы, проведение констатирующего эксперимента — изучение и оценка качества процесса формирования педагогических умений у студентов вуза искусств, формулирование цели, гипотезы и задач исследования.

На втором этапе (1994-1996 гг.) проводился анализ внешней деятельности выпускников фортепианного отделения академии искусств, выявлялись недостатки полученной ими в вузе профессионально-педагогической подготовки, несоответствие подготовки требованиям практической деятельности педагога-музыканта, уточнялись некоторые теоретические положения исследования.

На третьем этапе (1996-1999 гг.) — была спроектирована, экспериментально проверена и практически апробирована концептуальная модель педагога-музыканта.

Четвертый этап (1999-2002) - обобщающий результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности. На этом этапе завершился итоговый эксперимент, осуществлялись систематизация и обработка полученных данных, внедрение результатов исследования в образовательный процесс, диагностировались изменения в педагогической подготовке студентов, участвующих в эксперименте, оформлялось диссертационное исследование.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международной конференции «Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века» (Тольятти, 1998), региональной методической конференции «Роль предмета «Фортепиано» в профессиональной подготовке студентов (Курск, 1999), межрегиональной методической конференции «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования в учебных заведениях культуры и искусств (Воронеж, 2000), Международных симпозиумах «Квалиметрия человека и образования: методология и практика» (Москва, 2000, 2002), Международных конференциях «Современные технологии обучения» (Санкт-Петербург, 2001, 2002), Всероссийских научно-практических конференциях «Интеллектуальные информационные системы» Воронеж, 2001, 2002), «Проблемы качества образования» (Уфа-Москва, 2002) научно-методических семинарах кафедры педагогики, методики и общего фортепиано Воронежской государственной академии искусств.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 19 научных работ. В работах, опубликованных в соавторстве и приведенных в конце диссертации, лично соискателю принадлежит: в [7-15,17,18] — разработка комплексной системы формирования профессионально-педагогической готовности у студентов вуза искусств, в [10] -анализ содержания педагогической подготовки музыканта, в [2,4,194] - исследование проблем оптимизации образовательного процесса в музыкальных учебных заведениях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Афонченко, Людмила Федоровна

ВЫВОДЫ:

1 .В результате анализа состояния педагогической подготовки студентов вуза искусств в свете современных требований к образовательному процессу была выявлена актуальность проблемы повышения качества педагогической подготовки специалиста в высшем учебном заведении искусств и необходимость комплексного проектирования системы педагогической подготовки.

2.Разработана концептуальная модель выпускника фортепианного отделения вуза искусств на основе исследования основных видов и задач профессиональной деятельности педагога-музыканта и на основе теорий развивающего обучения, оптимизации обучения, поэтапного формирования умственных действий, музыкально-эстетического воспитания, личностно-деятельностного, личностно-ориентированного, контекстного, системно-деятельностного подходов к обучению, позволяющая разработать дидактическую модель педагогической подготовки и спроектировать систему формирования готовности к профессиональной педагогической деятельности у студентов вуза искусств.

3.Применение ценностного подхода к конструированию содержания учебной информации, обеспечивающей педагогическую подготовку специалиста в вузе искусств, позволило выявить, что главным фактором значимости учебной информации, который необходимо учитывать при построении учебного курса, является практическая значимость.

4.Реализация системы формирования готовности к профессиональной педагогической деятельности у студентов-музыкантов требует разработки комплекса разнообразных интегрированных технологий, среди которых технологии активного обучения занимают ведущее место.

5.Спроектирована система непрерывного квалиметрического мониторинга качества профессионально-педагогической подготовки студентов в вузе искусств, осуществляемого с помощью специально разработанных фондов диагностико-оценочных средств и контрольно-оценочных мероприятий.

6.Эффективность спроектированной системы формирования у студентов вуза искусств готовности к профессионально-педагогической деятельности подтверждена в ходе экспериментальной работы статистическими исследованиями по критериям: уровень профессионально-педагогической мотивации, компетентности, коммуникативной культуры, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.

7.Разработанные методические рекомендации и дидактические материалы могут быть использованы в процессе обучения студентов вузов искусств, а также в процессе переподготовки педагогов-музыкантов в системе повышения квалификации.

8. Анализ результатов формирования готовности студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности показывает, что разработанная модель профессионально-педагогической подготовки музыканта является эффективной и ставит задачу дальнейшего научного поиска подходов к проектированию целостной педагогической подготовки студентов-музыкантов на всем пути их непрерывного профессионально-педагогического маршрута (в среднем и высшем звене образования).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение качества профессионально-педагогической подготовки студентов исполнительских специальностей вуза искусств является одной из актуальных проблем современной музыкально-педагогической науки и практики. Традиционная система подготовки специалиста в вузе искусств, направленная на формирование музыканта-исполнителя, как показывает исследование, не может воспитать выпускника, готового к эффективному выполнению сложных и разнообразных задач, стоящих сегодня перед педагогом-музыкантом. Решение проблемы эффективности подготовки студента в вузе искусств к профессиональной педагогической деятельности возможно только при условии комплексного проектирования системы профессионально-педагогической подготовки, определении критериев готовности выпускников к деятельности педагога-музыканта.

Экспериментальная работа по формированию готовности к профессиональной педагогической деятельности у студентов вуза искусств началась с исследования основных видов и задач деятельности педагога-музыканта, анализа состояния профессиональной подготовки специалистов музыкального образования в высшей школе, изучения научно-педагогической литературы по данной проблеме. Результаты констатирующего эксперимента, который проводился в течение всего пятилетнего периода обучения студентов в вузе искусств, показали низкий уровень педагогических знаний, несформированность педагогических умений, несоответствие полученной в вузе подготовки требованиям современной действительности. Анализ педагогической деятельности выпускников вуза, начавших самостоятельную педагогическую деятельность в различных музыкальных учебных заведениях выявил недостатки в педагогической подготовке бывших студентов. Недостаточный уровень профессиональной подготовки продемонстрировали и преподаватели музыкальных училищ и музыкальных школ, проходившие переподготовку в системе повышения квалификации. Исследования привели к выводу о том, что необходим пересмотр содержания и структуры педагогической подготовки специалиста в вузе искусств.

Проектирование системы профессионально-педагогической подготовки студентов фортепианного отделения вуза искусств началось с построения концептуальной модели педагога-пианиста на основе изучения научной литературы, учебно-нормативных документов и мнений экспертов (высококвалифицированных специалистов музыкального образования). При разработке концептуальной модели был использован системно-деятельностный подход. Были выявлены основные виды педагогической деятельности педагога-музыканта (обучающая воспитывающая, развивающая, пропагандистская и исследовательская) и основные задачи его деятельности. В проектированной системе профессионально-педагогической подготовки специалистов в вузе искусств формирование профессионально-педагогической готовности студентов является главной дидактической целью, основные виды деятельности - промежуточными целями (подцелями), а основные задачи — конкретными целями, для достижения которых разработаны алгоритмы решения. Разработанная дидактическая модель подготовки педагога-музыканта в вузе искусств позволяет определить учебные дисциплины, участвующие в решении задач профессионально-педагогической деятельности музыканта и уровень требований к усвоению учебного материала.

Коррекция содержания учебного курса методики производилась по результатам исследования значимости учебной информации с помощью ценностного подхода к конструированию содержания обучения по четырем установленным признакам.

Была разработана система интегрированных технологий обучения, направленная на формирование у студентов-музыкантов готовности к профессионально-педагогической деятельности.

Спроектированная система непрерывного квалиметрического мониторинга позволила осуществлять диагностику и оценку качества педагогической подготовки студентов в течение всего периода обучения будущих специалистов образования в вузе. В процессе мониторинга использовалась система разработанных диагностико-оценочных средств. Результаты выполнения диагностических заданий трех уровней сложности в курсе методики и данные непрерывного квалиметрического мониторинга являются основанием для выявления уровня сформированности готовности к профессиональной педагогической деятельности у студентов-музыкантов.

Анализ эффективности спроектированной системы педагогической подготовки студентов вуза искусств включал в себя изучение уровней сформированности всех основных компонентов профессионально-педагогической готовности: мотивации, компетентности, коммуникативной культуры, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Результаты экспериментальной работы, подтвержденные статистическими методами исследования, показали положительную динамику развития всех компонентов профессионально-педагогической готовности у студентов экспериментальной группы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Афонченко, Людмила Федоровна, 2002 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для педагогических высших учебных заведений. - 2-е изд., М.: Педагогика, 1990. - 238 с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. — М.: Музыка, 1992. 146 с.

3. Аванесов B.C. Основы научной организации педагогическогоконтроля в высшей школе. — М.: Изд-во МИСиС, 1989. 168 с.

4. Активные методы обучения в системе непрерывного образования: Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1991. - 101с.

5. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1988.-288 с.

6. Ананьев Г.Н. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.

7. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.

8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — Изд. 2-е. — Л.: Музыка, 1971. 376 с.

9. Афонченко Л.Ф. Вопросы педагогического мастерства: Методические рекомендации. — МК РСФСР ВГИИ. Воронеж, 1990.-39 с.

10. Афонченко Л.Ф., Тарасова Г.К. Программа общего фортепиано для ДШИ. Воронеж: ВГИИ, 1997. - 10 с.

11. Афонченко Л.Ф., Тарасова Г.К. Об интенсификации подготовки современного педагога-музыканта // Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века: Тезисы Международной научно-практической конференции. Тольятти, 1998. - С. 20-22.

12. Афонченко Л.Ф. Проблема оптимизации процесса обучения в классе общего фортепиано // Роль предмета «Фортепиано» в профессиональной подготовке студентов: Тезисы Региональной методической конференции. Курск, 1999. - С. 5-6.

13. Афонченко Л.Ф., Жуковская З.Д. Интеграция технологий обучения в профессиональной подготовке студентов вузов искусств //

14. Интеллектуальные информационные системы: Труды Всероссийской конференции. — Воронеж, 2001. — С. 72-73.

15. Афонченко Л.Ф., Жуковская З.Д. Общекультурная подготовка как важнейший компонент профессиональной подготовки студентов вузов искусств // Интеллектуальные информационные системы: Труды Всероссийской конференции Воронеж. 2001. - С. 84-87.

16. Афонченко Л.Ф., Жуковская З.Д., Селигеева И.Р. К проблеме выбора технологий обучения в вузах искусств // Современные технологии обучения: Тезисы 8 Международной конференции. — СПб., 2002. С. 98-99.

17. Афонченко Л.Ф., Жуковская З.Д. Технология проектировочно-конструктивной деятельности педагога-музыканта // Современные технологии обучения: Тезисы Международной конференции. — СПб., 2002. С. 97-98.

18. Афонченко Л.Ф., Жуковская З.Д. Использование тестов в качестве измерительных средств в профессионально-педагогической подготовке студентов вузов искусств // Квалиметрия в образовании: методология и практика: Материалы Десятого Симпозиума. Т.2.

19. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. С. 279-283.

20. Афонченко Л.Ф., Жуковская З.Д. Проектирование системы профессионально-педагогической подготовки студентов вуза искусств // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2002. -76-78.

21. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.

22. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1977. 254 с.

23. Байденко В.И., Дж. Ван Занворт. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса (подход, ориентированный на цели ). Доклад 2 / Изд. 2-е. — М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 79 с.

24. Бакшаева Н.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1998. 21 с.

25. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с.

26. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.

27. Беспалько В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. — М.,1968. — 32 с.

28. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. - 304 с.

29. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 191 с.

30. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высш. шк., 1989.- 144 с.

31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Педагогика, 1968. 207 с.

32. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Вопросы психологии. 1978 - № 4.

33. Бордовская И.А., Реан А.А. Педагогическая психология. — СПб., 2001.-318 с.

34. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учебное пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 98 с.

35. Брудный А.А. Понимание и общение. — М.: Знание, 1989. — 63 с.

36. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе:контекстный подход. -М.: Высш. шк., 1991. -207 с.

37. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. 1982. - № 3 (39). - С. 130-131.

38. Вербицкий А.А. Педагогическая технология контекстного обучения в системе непрерывного образования // Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. трудов. М.,1989. - С. 108121.

39. Верхола Л.П. Оптимизация процесса обучения в вузе. — Киев: Вища школа, 1979 176 с.

40. Викторова Л.Г. О педагогических системах. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1989.- 102 с.

41. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.-479 с.

42. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т. М.: ПедагогикаД982. - Т.1 -487с.

43. Выготский Л.С. Психология искусства/ Общ. ред. В.В. Иванова. — М.: Искусство, 1986. 573 с.

44. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. — Т.1/ Под ред. Б.Г. Ананьева. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — С. 441-470.

45. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. - № 1.

46. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978. — 118 с.

47. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб.: Педагогика, 1992. 391 с.

48. Голеш А.А., Юрова Т.В. О работе педагога над учебным репертуаром: Методические рекомендации: на примере класса специального фортепиано ДМШ / МК РСФСР: М, 1986. 43 с.

49. Горбатова Р.Е., Сергеев В.М., Чудинов В.Н. Определение содержания обучения на основе программно-целевого подхода // Содержание подготовки специалистов: Сб. тр. М., 1988. — С. 4850.

50. Горбатова Р.Е., Сергеев В.М., Чудинов В.Н. Программно-целевой подход как основа для создания системы управления качеством подготовки специалистов // оптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. Сб. Горький, 1988. - С. 43-50.

51. Государственный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 05.09.00 «Инструментальное исполнительство». — М., 1996.- 16 с.

52. Грибов B.C. Комплексные научно-исследовательские работы в педагогике // Советская педагогика. 1973. - № 3. - С.49-58.

53. Гузаиров М.Б. Квалиметрия качества подготовки специалиста вузов // Квалиметрия человека и образования: методология и практика: Сб. науч. Трудов 1У Симпозиума. М., 1995. - Кн. 11.— Ч. 111-1У.-С. 57-59.

54. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972.- 142 с.

55. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. 239 с.

56. Давыдов В.В. Связь теорий обобщения с программированным обучением // Исследование мышления в советской психологии. — М.: Наука, 1966.-443 с.

57. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психология обучения. М.: Просвещение, 1987. - 205 с.

58. Дорошевич A.M. Проблема совершенствования познавательной деятельности студентов // Новые методы и средства обучения: Науч. труды. М.: Знание, 1988 - С. 3-10.

59. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. - 189 с.

60. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Д.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 112 с.

61. Жариков Е.С. Научная проблема /Логика научного познания. — М.: Наука, 1969.-С. 19-44.

62. Жигалова Л.Б. Модель контекстного обучения целостной педагогической деятельности (на материале подготовки учителя музыки.): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998. - 21 с.

63. Жуковская З.Д. Мучник И.Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях. М.: Статистика, 1976. - 153 с.

64. Жуковская З.Д. Комплексное исследование контроля усвоения учебной информации (на материале преподавания курса высшей математики в вузе): Дис. . канд. пед. наук. Л., 1977. -273 с.

65. Жуковская З.Д. Методика ценностного подхода к конструированию учебной информации на всех этапах обучения будущего специалиста // Вопросы совершенствования подготовки специалистов в вузе. Волгоград: Изд-во ВПИ, 1984. - С. 148-156.

66. Жуковская З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. — СПб., 1994.-34 с.

67. Жуковская З.Д. Управление качеством фундаментальной подготовки инженера в вузе // Оптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. трудов. — Горький, 1988. — С. 61-70.

68. Жуковская З.Д., Лукина З.С. Квалиметрические основы проектирования учебного курса // Квалиметрия человека и образования: методология и практика: Труды У1 симпозиума. — Кн. 11. —М.,1997. — 4.1 -С. 165-166.

69. Жуковская З.Д., Данкова И.Н. Индивидуализированный подход к организации и проектированию технологии самостоятельной работы учащихся // Современные технологии обучения: Материалы У11 Междунар. конф. СПб., 2001. - Ч. 2. - С. 86-87.

70. Журавлев И.К., Зорина Л.Я. Дидактическая модель учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. — М., 1979. -№ 1.-С. 18-23.

71. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — Л.: Педагогика, 1987. 187 с.

72. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 175 с.

73. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997.-478 с.

74. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований Государственного образовательного стандарта. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 6 7с.

75. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович. Л.В. Благонадежиной. -М.: Педагогика, 1972. 495 с.

76. Ильин Г.Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практика применения). М.: Педагогика, 1999. —

77. Ильин Г.Л. Научно-педагогические школы: проективный подход. — М.: Педагогика. 1999. — 24 с.

78. Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. - 496 с.

79. Использование в учебном процессе высшей школы методов активного обучения: Сб. науч. трудов. — Л., 1990 187 с.

80. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1981. 194 с.

81. Казаков В.Г., Талалаенко А.Н., Каменецкий М.С., Гарина М.Г. Система программно-целевого управления качеством подготовки специалистов. М.: Изд-во МИСиС, 1990. - 28 с.

82. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные пед. соч. — М.-JL: Педагогика, 1982. 367 с.

83. Кан-Калик В.А., Никандров В.Б. Педагогическое творчество. М.: Просвещение. 1980. - 128 с.

84. Кнебель Н.А. Поэзия педагогики. -М.: Искусство, 1976. — 89 с,

85. Карпов В.В. Методический анализ качества технологий обучения // Квалиметрия человека и образования: Тезисы докл. У симпозиума. -М., 1996.-С.189.

86. Карпов В.В., Громов В.А. Новые технологии обучения. — М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1990. 39 с.

87. Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. -М.-СПб.: Изд-во МИСиС, 1992.- 142 с.

88. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием: методические рекомендации по разработке. — М.: Государственный комитет СССР по народному образованию, 1989. -32 с.

89. Кендэл М. Дж. Ранговые корреляции. — М.: Статистика. 1975. — 216 с.

90. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995. — 169 с.

91. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1982. Т.1. - 656 с.

92. Концепция общего среднего образования / Под ред. Э.Д. Днепрова. М.: Просвещение, 1988.-С. 10-11.

93. Котов В.Е. Психолого-педагогические основы управления процессом обучения в вузе. — Киев Одесса: Вища шк.,1976. — 96 с.

94. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1972. 255 с.

95. Кузьмин Е.С., Никандров Н.Д., Турбович JI.T. Социально-психологические и педагогические проблемы высшей школы. — Л., 1971.

96. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. -149 с.

97. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 142 с.

98. Кузьмина Н.В. Педагогическая теория и научный факт // Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе: Сб. науч. тр. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. С. 3-8.

99. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: высшая школа, 1989. - 167 с.

100. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Знание, 1985.-32 с.

101. Лаврентьева Н.Б. Контекстное обучение как инновационная технология. — Барнаул: Изд. Алтайского гос. ун-та, 1995. — 120 с.

102. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул: Изд. Алтайского ун-та, 1994. — 128 с.

103. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. — М.: Просвещение, 1966.-523 с.

104. Левитов Н.Д. Психология характера. — М.: Просвещение. 1969. — 424 с.

105. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М.:Высшая школа, 1991. 224 с.

106. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.-575 с.

107. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 20е. — М.: Политиздат. 1977. — 304 с.

108. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.-Нальчик, 1996. — 96 с.

109. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 185 с.

110. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.

111. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444 с.

112. Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод: Пер. с англ. М.: Мир. 1967. - 144 с.

113. Любомудрова Н.П. Фортепианные классы Московской консерватории в 60-70 годы прошлого столетия. — М.: Музыка, 1962.-283 с.

114. Лысенко В.Г., Тихонычева М.Д., Челышева Т.В. Общекультурное и художественно-педагогическое образование в контексте национальных традиций России. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 22 с.

115. Майоров А.И. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. — СПб.: РПГУД992.— 258 с.

116. Майорова Н.В. Соответствие человека его профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1998.24 с.

117. Малинковская А.В. Бела Барток педагог. - М.: Музыка.1985. — 102 с.

118. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано: Очерк. -М.: Музыка, 1990. 190 с.

119. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.

120. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993.- 192 с.

121. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика. 1875. — 367 с.

122. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах воздействия музыки. М.: Музыка. 1976. - 253 с.

123. Медушевский В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. — М.: Центр содействия духовному, гражданскому и профессиональному становлению личности, 2001. -78 с.

124. Михалева Т.Г. Методологические аспекты управления качеством высшего образования // Оптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. сб. Горький, 1988. - С. 17-19.

125. Методика научно-обоснованного определения содержания обучения по специальности на основе новых квалификационных требований: Метод, указания / Моргунов И.Б., Нерсесов Т.В., Селезнева Н.А., Роменец В.А. -Ч. 1.-М., 1999.- 166 с.

126. Музыкальное воспитание в Венгрии / Сост. и общ. ред. JI.A. Баренбойма. М.: Советский композитор, 1983. — 399 с.

127. Музыкальное образование и воспитание: от истоков до современности. Воронеж: ВГПУ, 1997. - 246 с.

128. Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии: Материалы научно-практической конференции 25-29 октября 1994 года. М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. - 108 с.

129. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка. 1972.-89 с.

130. Нейгауз Г.Г. Автобиографические записки. Избранные статьи. Письма к родителям/ Под ред. С.Г. Нейгауза, Д.В. Житомирского, Я.И. Милыитейна. — М.: Советский композитор, 1975. — 528 с.

131. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. — 5-е изд. — М.: Советский композитор, 1987. — 237 с.

132. Немов P.M. Психология: В 3 кн. Кн. 2. - М.: Владос, 1998. -608с. - Кн. 3 - М.: Владос, 1999. - 682 с.

133. Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. — М.: Наука, 1970. 206 с.

134. Нужин В.Н. Система развития индивидуального творческого мышления: Итоги и проблемы создания новой технологии обучения. Иваново: Изд-во Иван, энерг. ин-та, 1990. - 60 с.

135. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общая ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. - 376 с.

136. Окунь Я. Факторный анализ: Пер. с польск. — М.: Статистика, 1974.-200 с.

137. Основы вузовской педагогики / Отв. ред. Н.В. Кузьмина. — JL: Изд-во ЛГУ, 1972.-311 с.

138. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М.: Изд-во МГУ. 1986. - 303 с.

139. Петровский В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 509 с.

140. Петрушин В.И. Музыкальная психология. — М: Владос, 1997. — 384 с.

141. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании: Автореф. . канд. искусствоведения. -Новосибирск, 2000. 24 с.

142. Проблемы психологии образования / Труды Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов. М., 1992. - 20 с.

143. Проблемы подготовки педагогических кадров в музыкальных вузах / Материалы межвуз. научно-методической конференции. — Тбилиси, 1965.-452 с.

144. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1994. - 130 с.

145. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта — исполнителя-пианиста. -М.: Музыка, 1956. 158 с.

146. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: Межвуз. сб. трудов. Вып. 4. - Новосибирск, 1986. -153 с.

147. Радионов В.Г. Теоретические основы педагогического проектирования: Автореф. дис. д-ра пед.наук. СПб., 1996. - 32 с.

148. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989.-276 с.

149. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики, М.: Знание.-96 с.

150. Решетова З.А. Психологические основы профессионального образования. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 207 с.

151. Роменец В.А. Управление качеством подготовки специалистов. — М.: Изд-во МИСиС, 1983. 43 с.

152. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии: в 2 т. — М.: Педагогика, 1989. т. 1. - 485 с.

153. Рубинштейн C.J1. Проблемы Общей психологии. — М.: Педагогика, 1976. 414 с.

154. Савельев А .Я. Технология обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование. — 1994. № 2. — С. 3037.

155. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. - 218 с.

156. Селезнева Н.А. Актуальные задачи научных исследований в области совершенствования управления качеством высшего образования // Оптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. сб. -Горький, 1988.-С. 6-10.

157. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. — М.: Пед. общество России, 1999. — 430 с.

158. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовская Е.В. Как проектировать учебный процесс по курсу: Учебное пособие. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 98 с.

159. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986. — 150 с.

160. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1984. 95 с.

161. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. — М.: Знание, 1981. — 96 с.

162. Сластенин В.А., Филиппенко И.И. Профессиональная культура учителя. М.: Педагогика, 1993. — 143 с.

163. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 270 с.

164. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. — М.: Музыка, 1990. 320 с.

165. Совершенствование педагогической подготовки студентов музыкальных вузов исполнительских специальностей: Методич. рекомендации для преподавателей вузов и ср. спец. уч. зав.- М., 1987.-74 с.

166. Современные проблемы педагогики музыкального вуза: Материалы научно-методической конференции 2-4 ноября 1998года / Ред.-сост. О.П. Сайгушкина. — Санкт-Петербург: Канон. 1999.- 150 с.

167. Соколов В.М. Стандарты в управлении качеством образования. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1993. — 95 с.

168. Соколов В.М., Кострова Н.Б., Маршевская В.А., Урман П.Н. О возможном методе построения промежуточных (этапных) целей обучения. // Оптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. сб. — Горький, 1988. С. 50-55.

169. Соколов В.М., Кострова Н.Б., Маршевская В.А., Урман П.Н. О возможном методе анализа содержания учебных дисциплин // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Сб. науч. тр. Волгоград, 1984. - С. 53-57.

170. Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.

171. Сохор A.M. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования. Л.: Советский композитор, 1981. - 295 с.

172. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ./ Под ред. Н.Ф. Талызиной,,. Педагргика, 1984.-472 с.

173. Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы //Квалиметрия человека и образования: Методология и практика: Материалы У11 симпозиума. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста, 1999.

174. Субетто А.И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования. Кострома: Изд-во КГПУ, 1996. -332 с.

175. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт.- М.: Педагогика, 1981. Т. 3. - 640 с.

176. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М: Изд-во МГУ, 1984. 133 с.

177. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: Изд-во МГУ. 1984. — 343 с.

178. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования: учебное пособие по курсу «педагогика» для студентов муз. вузов / МК РСФСР, ГМПИ им. Гнесиных. М., 1986. - 47 с.

179. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей / НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. -173 с.

180. Тезисы докладов У1 симпозиума. Кн.2. - М.: Исследовательскийцентр проблем качества подготовки специалистов, 1997. Ч. 1. — С.5.9.

181. Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. — 278 с.

182. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. -316с.

183. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1983. -328 с.

184. Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: Научно-методический сборник. Вып. 3./ Под ред. А.С. Петелина, Б.Д. Яркина. Воронеж: ВГПУ, 1998. - 52 с.

185. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 336 с.

186. Те плов Б.М. Избранные труды: В 2т. М.: Педагогика, 1985. -Т.1. -328 с.

187. Тихомиров С.А. Проектирование учебного процесса по конкретной дисциплине // Оптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. сб. Горький: Изд-во ГГУ. 1988. - С. 70-75.

188. Ткач Э.С. Музыкально-педагогическая диагностика и некоторые аспекты подготовки музыканта—педагога в вузе. // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования: Межвуз. сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. — вып. 43. М., 1979. - С. 54-73.

189. Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе: Межвуз. сб. — Горький: Изд-во ГГУ, 1989. — 92 с.

190. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2т. — М.: Педагогика, 1974. -Т.1.-584 с.

191. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. М.: Советский композитор, 1973. - 156 с.

192. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. = 239 с.

193. Хананаева В.Е. Формирование профессионально-педагогической направленности исполнителя в музыкальном вузе: Дис. . канд. искусствоведения. — Д., 1981. 173 с.

194. Харман Г. Современный факторный анализ. — М.: Статистика, 1972.-488 с.

195. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.- 175 с.

196. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. -М.: Музыка, 1988. -275 с.

197. Мельникова М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей: Учебное пособие. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 50 с.

198. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1993. - 268 с.

199. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-209 с.

200. Эвина А.А. Принципы дидактики и их проявление в практике обучения: Методическая разработка по курсу «Педагогика» для студентов муз. вузов / МК РСФСР, ВГИИ. Воронеж, 1992. - 38 с.

201. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1989.

202. Эрдниев П.М. , Эрдниев Б.П. Системность знаний и укрупнение дидактических единиц // Советская педагогика. — 1975. № 7. — С.72-81.

203. Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи: В 2т. — М.: Музыка, 1978.

204. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 160 с.

205. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М. -СПб.: Логос. 1994. 160 с.

206. Якунин В.А. Психолого-педагогические аспекты управления процессом усвоения знаний // Психология и управление. Л., 1979. -С. 12-20.

207. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. — 2-е изд. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.

208. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М.: Просвещение, 1979.- 169 с.176

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.