Формирование и развитие русского художественного стеклоделия на примере завода "Красный гигант" (бывшего Никольско-Бахметевского) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Шебаршин, Петр Владимирович

  • Шебаршин, Петр Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 140
Шебаршин, Петр Владимирович. Формирование и развитие русского художественного стеклоделия на примере завода "Красный гигант" (бывшего Никольско-Бахметевского): дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2012. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шебаршин, Петр Владимирович

Содержание

Введение

Гл. 1. Художественное стекло Никольско-Бахметьевского завода XVIII - начала XX вв. в контексте развития русского стеклоделия

1.1. История становления и развития Никольско-Бахметьевского хрустального завода

1.2. Стилистические и технологические особенности бахметьевского художественного стекла

1.3. Роль цвета в формировании художественного образа изделий из стекла Бахметьевского завода

Гл. 2. Традиции и новации в художественном стекле завода «Красный гигант» в советский и постсоветский период

2.1. Реорганизация стекольного производства на заводе «Красный гигант» (бывшего Никольско-Бахметьевского). 1917 - 1940-е гг

2.2. Поиски новой художественной выразительности в стекольной продукции завода «Красный гигант». 1950 - 1960-е гг

2.3. Расцвет производства художественного стекла на заводе «Красный гигант» в 1970 - 1980-е гг. Авторское стекло и промышленное производство

2.4. Новейшие тенденции в производстве художественного стекла на заводе

«Красный гигант» в 1990 - 2010 гг

Заключение

Примечания

Библиография

Приложение

Словарь терминов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и развитие русского художественного стеклоделия на примере завода "Красный гигант" (бывшего Никольско-Бахметевского)»

Введение

Диссертационное исследование посвящено искусству отечественного художественного стеклоделия, рассматриваемого на примере Никольско-Пестровского завода Бахметьевых, в советский период преобразованного в крупнейшее предприятие - завод «Красный гигант».

Русское стекло, наделенное своеобразием и не уступающее по своим художественным достоинствам западным образцам, представляет собой целостное явление, заслуживающее глубокого и всестороннего искусствоведческого анализа. Без внимательного и полного изучения проблем, связанных с искусством стекла, осмысление развития отечественного стекольного производства будет далеко не полным.

В отечественном художественном стеклоделии постепенно формировались свой неповторимый стиль, манера и способы обработки изделий, а также складывались учебная и производственная «школы», что позволяет выделять и рассматривать русское художественное стекло как самостоятельное явление. Важной особенностью искусства стекла является тесная взаимосвязь творческих поисков с технологией производства. Формирование искусства русского художественного стекла представляет собой сложный и многоаспектный процесс, в котором слились воедино тенденции европейского художественного формообразования, технологии производства и специфика самобытной отечественной культуры.

Рубеж ХУП-ХУШ веков стал поворотным моментом в истории русского искусства. Серьезные изменения наблюдаются и в декоративно-прикладном искусстве, которое подверглось меньшей трансформации, чем, например, архитектура и живопись. Наряду с традиционными производствами, основанными на ручном труде мастера-ремесленника, появились новые производственные формы, конечный результат которых являлся плодом коллективных усилий. Зарождалась русская художественная промышленность. И едва ли ни первой ее отраслью стало

стеклоделие, возникшее в России в XVII веке и получившее свое самостоятельное развитие в первой половине XVIII столетия.

Представленное диссертационное исследование посвящено специфике отечественного искусства стеклоделия, сложившегося на российском частном предприятии Бахметьевых, его становлению, развитию, расцвету и последующей эволюции в соответствии с социально-политическими изменениями и преобразованием производства в предприятие «Красный гигант». Бывший Никольско-Бахметьевский завод, который являлся одним из крупнейших в России, выпускал на протяжении более двух веков продукцию мирового уровня. Исследование охватывает историю возникновения этого предприятия в середине XVIII столетия, этапы его развития в XIX веке, новую и новейшую историю завода с первой трети XX века до настоящих дней. Таким образом, история завода представлена обширным периодом времени, которым обусловлены хронологические рамки данной работы.

Актуальность исследования состоит в изучении истории и технологии производства русского художественного стекла на примере завода Бахметьевых - «Красного гиганта», всестороннем исследовании формирования и развития уникальной школы стеклоделия и определении перспектив ее развития в общем русле отечественного и мирового декоративно-прикладного искусства конца XX - начала XXI веков. Актуальность подкреплена стойким интересом к истории этого предприятия и его художественной продукции со стороны исследователей, коллекционеров и практикующих художников стекла. Представленная работа является первой попыткой обобщающего и всестороннего исследования эволюции художественного стекла, выпускавшегося Бахметьевским заводом - «Красным гигантом» на протяжении всей истории этого предприятия.

Таким образом, предметом исследования стали художественное оформление и стилистика изделий из стекла конца XVIII - начала XXI века

Никольско-Бахметьевского завода - «Красного гиганта». Объектом изучения - сами изделия указанного предприятия. Параллельно в работе анализируется творческий процесс создания образцов для отечественной промышленности, рассмотрена деятельность художников в области декоративно-прикладного искусства, в частности, художественное проектирование стекла и моделирование стекольных форм изделий.

Художественное стекло обозначенного периода можно условно разделить на несколько групп: изделия конца XVIII века - до 1917 года, изделия 1917 - 1940-х гг., 1950 - 1980, и, наконец, изделия с 1990 годов по сегодняшний день. Такой принцип условного деления объясняется последовательным формированием и развитием художественно-образного решения предметов, выполненных из стекла и хрусталя, их связью с социальным заказом и с развитием технико-технологического потенциала производства.

Как показано в исследовании, творческие опыты художников воплощались в жизнь, благодаря поддержке технологов и мастеров производств. Для художественного стекла Никольско-Бахметьевского завода - «Красного гиганта» на всем протяжении его существования была всегда характерна образная яркость, виртуозность исполнения и «узнаваемость», чему в немалой степени способствовала деятельность художников, имена которых приводятся в работе, согласно хронологическим периодам. Мастера и художники предприятия привнесли в производство художественного стекла неповторимые авторские идеи, отличающиеся новаторским подходом в проектировании. Высока была и роль художников завода в наполнении жилой среды функциональными и эстетически выразительными предметами.

Образцы стекольного производства Никольско-Бахметьевского завода - «Красного гиганта» являются уникальными с точки зрения отражения различных направлений в искусстве, в свою очередь передававших социо-культурные реалии своего времени: политические

преобразования, достижения научного прогресса, культурные события, техническую революцию, изменения коммуникативных принципов эстетического восприятия. Эти процессы повлияли на художественное решение уникальных и массовых изделий из стекла и хрусталя.

Таким образом, цель диссертационной работы - изучение художественно-стилистических особенностей стекла для промышленного производства Никольско-Бахметьевского завода - «Красного гиганта», анализ художественно-образного содержания работ в эволюционном историко-культурном контексте обозначенного периода. Задачи исследования состояли в следующем:

• проследить эволюцию художественного стекла Никольско-Пестровского завода - «Красного гиганта»;

• выделить этапы его развития;

• проанализировать творчество художников-стекольщиков, работавших на заводе и в экспериментальной творческой мастерской;

• обозначить роль художников и мастеров в создании новых образов и идей в художественном стекле;

• ввести в научный оборот новые архивные материалы, касающиеся деятельности художников с 1950-х по 1980-е годы;

• рассмотреть механизм внедрения в производство созданных ими образцов;

• обозначить роль и место предметов, выпускаемых на Никольско-Бахметьевском заводе, а позднее на «Красном гиганте» в развитии отечественной стекольной промышленности;

• выявить роль цвета и фактуры материала в решении художественных задач и обогащении внешнего вида предметов.

Методика исследования определялась комплексным подходом. Автором использован сравнительно-типологический принцип рассмотрения художественно-стилевых и технологических особенностей художественного стекла Бахметьевского завода - «Красного гиганта».

Культурно-исторический метод позволил воссоздать достоверный контекст, в котором создавалось и развивалось стекольное производство завода Бахметьевых - «Красного гиганта» и рассмотреть его в тесной взаимосвязи с развитием русской культуры и искусства исследуемого периода.

Степень изученности темы. Художественное наследие Бахметьевского завода - «Красного гиганта» занимает видное место в отечественной истории стеклоделия. Однако до настоящего времени оно оставалось мало изученным, его исследование носило фрагментарный характер.

Прежде всего, сведения об истории завода были представлены в редком юбилейном издании «150 лет Никольско-Бахметевского хрустального завода князя А. Д. Оболенского» (СПб., 1914). Это исследование появилось по серьезным причинам. В 1913 году Съезд хранителей иностранных музеев высказал мнение о том, что многие отечественные предметы из хрусталя являются на самом деле произведениями иностранных создателей. Доказать обратное представлялось довольно сложным из-за отсутствия марок на изделиях и сведений о русском стеклоделии в целом. Важный импульс дали сведения С.Н. Тройницкого о том, что в музее барона Штиглица находится некий стеклянный «cachepot» из темно-синего стекла, на поддоне которого есть надпись золотом о его изготовлении в 1789 году «на хрустальной фабрике» Бахметьева в Пензенском наместничестве Городищенской округи, при селе Никольском на реке Выргане. Комитету стеклозаводчиков России удалось выяснить, что этот сосуд был подарен музею князем Александром Дмитриевичем Оболенским. В то же время в российских архивах имелась весьма скудная информация о Бахметьевском заводе. Издатели обратились к владельцу завода в тот период, А.Д. Оболенскому, за разрешением использовать материалы заводского и личного архива князя и экспонаты заводского музея. Именно богатство этих материалов позволило

достоверно осветить развитие завода с момента его возникновения (с того времени, как «голое место» стало принадлежать Алексею Ивановичу Бахметьеву), и наглядно представить лучшие образцы его продукции, выпускавшиеся до революции 1917 года.

Таким образом, этот исторический очерк был выпущен в свет при поддержке комитета стеклозаводчиков России. Он состоит из двух самостоятельных разделов - истории Бахметьевского завода и истории развития стеклоделия в России. Необходимо отметить, что в этом издании впервые были исследованы крупнейшие музейные собрания и частные коллекции стекла, а также архивы Министерства торговли и промышленности и Общий архив Министерства императорского двора. Видную роль в подготовке книги сыграл член Императорского археологического института С.Н. Смирнов.

Важной основой для написания представленной диссертации послужили работы искусствоведов, занимавшихся историей отечественного стеклоделия дореволюционного периода. Большая их часть посвящена рассмотрению художественного стекла различных заводов России, в том числе Никольско-Бахметьевского, в контексте стилистической эволюции и развития отечественной художественной промышленности в целом.

Одним из крупнейших специалистов в этой области является H.A. Ашарина. В своей работе «Русское стекло» (М., 1998) она рассматривает зарождение и развитие отечественного стекольного производства на примере Императорского стекольного завода и частных предприятий России. H.A. Ашарина проводит подробный сравнительный анализ их продукции, начиная с момента зарождения в XVII столетии и вплоть до начала XX века.

Бахметьевское стекло XVIII века включено в обширный каталог произведений из собрания Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», составленного Е.В. Долгих (М., 1985). В нем

приводятся подробные аннотации и описания экспонатов. Каталог сопровождается вступительной статьей Е.В. Долгих, в которой отмечены неповторимые особенности исторического бахметьевского стекла.

Своеобразие и высокие художественные достоинства бахметьевского хрусталя и стекла отмечали все исследователи, касавшиеся истории отечественного стеклоделия. Изделия Никольско-Пестровского завода Бахметьевых упоминаются во всех трудах, посвященных этой области декоративно-прикладного искусства. Из крупных современных исследователей, безусловно, необходимо отметить работы E.H. Смирновой - хранителя стекла Государственного исторического музея. Особенно интересной и ценной явилась ее публикация, посвященная русскому сульфидному стеклу, в которой приводятся редкие образцы Никольско-Пестровского завода (Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. М., 2004. № 11).

В работе использовались многочисленные труды отечественных исследователей, являющихся ведущимися специалистами в области отечественного современного художественного стеклоделия. Обсуждение специфики искусства стекла, его эстетики, воспитание общественного вкуса, вызвали бурную дискуссию в середине прошлого века на страницах таких журналов как «Декоративное искусство», «Искусство и быт», в периодической прессе и др. Авторами этих публикаций были H.H. Качалов, Б.А. Шелковников, В.И. Мухина, Н.В. Воронов, С.М. Бескинская, Б.А. Смирнов, Н.С. Степанян, Л.Г. Крамаренко и другие ведущие искусствоведы и художники страны. Все чаще в исследованиях поднималась тема художника на производстве, тема связи мастеров искусства и художественной промышленности.

Искусство стекла, его специфика, композиция, приемы, цветность рассматривались в исследованиях таких известных авторов, как Л.Г. Крамаренко, Л.В. Казакова, Н.С. Степанян, Н. Николаева и др.

Последние годы отмечены появлением большого количества публикаций, посвященных современному стеклу. Немаловажный интерес для исследования представляет книга Л.Г. Крамаренко «Отечественное декоративное искусство XX века» (М., 2003), в которой большое внимание уделяется анализу общих вопросов стекольного производства, композиционной и колористической структуре предметов, разнице школ и художественных почерков отечественных мастеров. В книге также предпринята попытка исследовать законы рождения новых, необычных художественных образов изделий, что затрагивает пластические свойства материала и вопросы формообразования в стекле.

Базовые характеристики советского стеклоделия нашли отражение в книге Н.В. Воронова «Советское стекло» (Л., 1973).

Особенно информативными являются публикации Л.В. Казаковой, изложенные в многочисленных книгах и статьях, таких как «Советское художественное стекло» (Каталог «Русское и советское художественное стекло 11-20 вв.» Л., 1989); «Авторское стекло как художественный феномен 20 века (из истории отечественного опыта)» (Пути и перепутья. М., 2006); «Декоративное стекло в современной архитектуре (1960-1980 гг.)» (М., 1989); «Мировое художественное стекло XX века. Основные тенденции. Ведущие мастера» (М., 2007) и мн. др.

Большой документальной значимостью обладают исторические очерки и статьи директора заводского музея стекла и хрусталя Г.С. Головой в периодических изданиях 2000-х годов, ее заметки в местной прессе.

Кроме того, искусство отечественного стекла преимущественно представлялось в изданиях альбомного типа и каталогах выставок: «Прикладное искусство конца 19 - начала 20 века» (Л., 1974); «Художественное стекло 16-18 веков» (М., 2006); «Русское стекло XVIII века» (М., 1985); «Советское цветное стекло» (М., 1982); «Русское и советское художественное стекло» (Л., 1989) и др.

К настоящему моменту имеется многочисленная литература по технологии стекольного производства и составах сырья. К ранним и редким относятся ценные сведения о развитии стекольной промышленности до революции, представленные в книге А. Чугунова «Исследование стекловаренного производства», вышедшей в 1856 году. Она содержит обстоятельный анализ сырьевой базы, методов и технических приемов, применявшихся на частных стекольных предприятиях того времени.

Проблемам производственного дизайна стекла было посвящено относительно мало работ, и в настоящее время они не теряют своей остроты. Отчасти они затрагиваются в книге В.Ф. Рожанковского «Стекло и художник» (М., 1971). Автор анализирует основы композиции стекла, которыми руководствуются при создании произведений, специфику художественного проектирования изделий для промышленного производства.

В последнее время, с приходом в науку молодых специалистов, ситуация стала улучшаться. Совсем недавно прошла успешную защиту диссертационная работа М.В. Чумаковой, посвященная Дятьковскому хрустальному заводу и проблеме уникальных и массовых изделий в творчестве художников XX века.

Настоящее исследование, его цели и задачи, перекликаются с работой М.В. Чумаковой, хотя оно посвящено другому крупному отечественному стекольному предприятию.

Историография темы представленной работы показывает, что художественное стекло Никольско-Бахметьевского завода - «Красного гиганта», в своей целостности, не стало пока предметом пристального внимания специалистов. До сих пор не была введена в научный оборот богатейшая коллекция заводского музея. До настоящего времени не применялся комплексный подход в исследовании эволюционного развития художественного стекла этого крупнейшего предприятия нашей страны в

обозначенный период и вплоть до наших дней. К сожалению, в настоящее время не существует публикаций, содержащих систематизированную информацию о творчестве художников-стекольщиков, работавших на производстве в советский и постсоветский период. Таким образом, отсутствуют исследования, посвященные российскому дизайну стекла, выпускавшегося и выпускаемого в настоящее время на заводе «Красный гигант».

Материалы и источники:

Основным источником исследования стала коллекция музея стекла и хрусталя Никольско-Бахметьевского завода - «Красного гиганта». В то же время, в ходе сбора материала были изучены собрания художественного стекла Государственного исторического музея, Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Рыбинского музея-заповедника, частных собраний и др.

В качестве источников использовались не только произведения из стекла и хрусталя, но и графические работы, эскизы, материалы из личных архивов художников и мастеров.

Впервые были привлечены достоверные документы - архивные материалы заводского музея, среди которых «Нормы выработки и расценки на продукцию», вырабатывавшейся заводом в 1936-1941 гг., 1953-1954 гг.; «Приказы» за 1946 г.; Производственно-технический паспорт стекольного завода «Красный гигант»; «Статистическая книга приема и увольнения рабочих и служащих»; «Новые образцы изделий, выпущенные заводом в 1950-е годы» и др.

В ходе работы над диссертацией были изучены материалы российских архивов и библиотек: РГБ, научной библиотеки МГХПА им. С.Г. Строганова, РГАДА, ЦИАМа, РГАЛИ и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые представлена обобщающая история формирования и развития производства художественного стекла Никольско-Бахметьевского завода -

«Красного гиганта» в историко-художественной парадигме Россия -Европа. На основе обширного архивного, фактологического, библиографического и иконографического материала проведен комплексный анализ стекольной продукции завода, выявлена взаимосвязь между уникальными и массовыми изделиями, определены своеобразие и самобытность художественного стекла Никольско-Бахметьевского завода -«Красного гиганта» в контексте стилевых направлений XVIII - XXI вв. Впервые подробно рассмотрена деятельность заводских художников и мастеров, впервые в научный оборот вводится обширный круг произведений. В работе проведен сравнительный анализ художественных изделий из стекла Никольско-Бахметьевского завода - «Красного гиганта» и ведущих отечественных и зарубежных производств, выявлены общие и специфические черты данного производства в общем русле развития отечественного и зарубежного художественного стеклоделия.

Практическая значимость работы. Основные положения диссертации, а также собранный иллюстративный материал могут использоваться в разработке курсов лекций по истории декоративно-прикладного искусства, стекла, интерьера, дизайна, в семинарах, в составлении специализированных словарей по искусству стекла, в подготовке курсовых и дипломных работ студентов творческих вузов, в проектной работе. Материалы исследования станут документальной и иконографической базой в атрибуции музейных и частных коллекций, в составлении каталогов, научно-справочного аппарата к выставкам, в оформлении добавочного этикетажа коллекций стекла.

Структура работы определена поставленными в ней задачами. Она состоит из введения, двух глав и заключения. Диссертация включает подробные примечания к тексту и список использованной литературы. Исследование сопровождается приложениями, в которое вошли: аннотированный иллюстративный ряд и словарь терминов.

Гл. 1 . Художественное стекло Никольско-Бахметьевского завода XVIII - начала XX вв. в контексте развития русского стеклоделия

1.1. История становления и развития Никольско-Бахметьевского

хрустального завода

Производство художественного стекла, как самостоятельной отрасли, сформировалось в России к концу XVIII века. И если на раннем этапе, в XVII - начале XVIII веков, стекольные заводы располагались вокруг Москвы, то к концу XVIII столетия основными районами стеклоделия становятся Владимирская, Орловская, Петербургская, Пензенская и Смоленская губернии.

Изначально производство художественного стекла являлось делом государственного значения, изделия выпускались для царских нужд. К первым крупным стекольным предприятиям относится Измайловский завод, находившийся в окрестностях Москвы (в настоящее время территория Москвы), построенный в 1668 году. Он выпускал хрустальные изделия с гравировкой и золочением, а также простые вещи из бесцветного и зеленого стекла. С 1710 года Измайловский завод перешел на производство аптекарской посуды и был передан в Аптекарский приказ. Воробьевский завод, построенный в 1705 году в Москве на Воробьевых горах, выпускал зеркала и посуду; последнее упоминание о нем относится к 1720 году. Ямбургский завод, основанный в 1705 году князем А.Д.Меньшиковым, в 1727 году перешел в казну после опалы соратника Петра I и прекратил свое существование в 1735 году. Здесь выпускали оконное стекло, гладкую и гравированную посуду из бесцветного стекла. Около 1735 года на реке Фонтанке в Петербурге В. Эльмзелем был простроен стекольный завод, куда были переведены мастера и оборудование Ямбургского предприятия; с 1738 года он был отписан в казну. Этот завод выпускал хрустальную посуду со шлифовкой и гравировкой, а также зеркала и оконное стекло.

Начиная со второй половины XVIII века, по мере зарождения капиталистических отношений, все большую роль в развитии российской промышленности начинают играть частные предприниматели. На территории России было построено более 80 стекольных заводов, подавляющее большинство которых производило оконное стекло и «ординарную» посуду, только на некоторых из них изготавливали художественные изделия из бесцветного и цветного стекла и хрусталя с применением техники шлифовки, гравировки и росписи.

Необходимо подчеркнуть, что большую роль в сложении отечественного стекольного производства играли личности самих предпринимателей: купцов и дворянства. Среди них - представители высшего сословия: князья А.Д. Меньшиков, Г.А. Потемкин, А.М.Голицын, граф Ф.Г. Орлов, дворяне Бахметьевы. В ряду лиц купеческого звания выделяются представители семьи Мальцевых, с фамилией которых связано основание, развитие и процветание Дятьковского хрустального завода, а также Петр и Емельян Немчиновы, построившие хрустальную и стекольную фабрики в Дрогобужском уезде Смоленской губернии.

Одной из побуждающих причин устройства частных заводов в России в первое время было стремление удовлетворить потребности в художественном и простом стекле своего хозяйства. Нередко такие стеклянные фабрики работали в убыток, поскольку стремились производить высокохудожественные изделия, спрос на которые не был велик. Однако в скором времени мощь русских стекольных предприятий значительно возросла, они приобрели серьезную техническую базу, появились различные механизмы, приводимые в движение «водяными машинами».

В XVII веке почти все мастера были иноземцами или выходцами из Украины. Но уже в первой четверти XVIII века более заметную роль начинают играть русские мастера. Россия достаточно быстро взращивала свои кадры: талантливые отечественные мастера становились ведущими

специалистами заводов. Благодаря их усилиям русское стеклоделие к концу XVIII века стало процветающей областью промышленности, а изделия - гордостью русского декоративно-прикладного искусства.

Заметная роль в исследовании оптических и химико-технологических свойств стекла в России принадлежит М.В.Ломоносову, который в 1753 году в селе Усть-Рудица в окрестностях Санкт-Петербурга построил свой собственный завод для изготовления смальт, бисера и стекляруса. В основном его производство должно было реализовать научные идеи в области оптических и технических свойств стекла. Вместе с тем, на этом заводе также выпускались изделия бытового назначения: кружки, стаканы, подносы, графины из белого, бирюзового и синего стекла. После смерти ученого в 1765 году предприятие перешло к его дочери и в 1768 году прекратило свое существование.

В первую очередь, важно отметить, что начиная с XVIII века и вплоть до настоящего времени, на территории центральной России, самыми крупными предприятиями, внесшими неоспоримый вклад в развитие отечественного стеклоделия, были Императорский стеклянный завод (с 1890 года он вошел в состав Императорского фарфорового завода), Дятьковский и Гусь-Хрустальный заводы, принадлежавшие Мальцовым, а также Никольско-Бахметьевский, или Никольско-Пестровский завод, являвшийся центром производства художественного стекла в Пензенской губернии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шебаршин, Петр Владимирович, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абстракция в России. 20 век. В 2-х т. - СПб., 2000.

2. Адлерова А. Характер русского стекла // Декоративное искусство СССР. - 1972.-№4.

3. Античное стекло в собрании Эрмитажа / Авт.-сост. Н. Кунина. - СПб., 1997.

4. Аппен A.A. Химия стекла. - Л., 1974.

5. Аркин Д. Искусство бытовой вещи. - М., 1932.

6. Аствацатурьян A.C. Мастера Ленинградского завода художественного стекла. - СПб., 2004.

7. Ахметов С. Беседы о геммологи. - М., 1989.

8. Ашарина H.A. Русское стекло XVII - начала XX века. - М., 1998.

9. Батанова Е.И., Воронов Н.В. Советское художественное стекло. - М., 1964.

10. Бартенев Г.С. Строение и механические свойства неорганических стекол. — М., 1966.

11. Бахтиаров А. Стекло. - СПб., 1912.

12. Безбородов М.А. Очерки по истории русского стеклоделия. - М., 1952.

13. Безбородов М.А. Стеклоделие в Древней Руси. - Минск, 1956.

14. Безбородов М.А. Химия и технология древних и средневековых стекол. -М., 1969.

15. Безбородов М.А., Шур М.Ф. Производство стекла. - Л., 1932.

16. Бирюкова Н.Ю. Прикладное искусство конца 19 - начала 20 века: Каталог.-Л., 1974.

17. Богусевич В.А. Мастерские XI века по изготовлению стекла и смальты в Киеве // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 3. - Киев, 1954.

18. Болыпова К.А. К истории мальцовского стекольного производства. Т.1. -Л., 1927.

19. Бондарев К.Т. Стекло в строительстве. - Л., 1969.

20. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. - М., 1994.

21. Браиловская Л.В., Маркин A.B. Мастерская дизайнера. - Ростов-на-Дону, 2005.

22. Бреховских С.М. Стекло за рубежом. Производство и применение. - М., 1960.

23. Бужинский И.М. Сквозь призму стекла и времени. СПб., 1997.

24. Буровик К.А. Родословная вещей. -М., 1985.

25. Василевская Н.И. С. Бескинская // Декоративное искусство СССР. -1976,-№5.

26. Василевская Н.И. Хрустальная клоунада Остроумова // Декоративное искусство СССР. - 1983. - №1.

27. Ведомость о мануфактурах в России 1813-14 гг. - СПб., 1816.

28. Воронова О.П. В.И. Мухина. -М., 1976.

29. Воронов Н.В. Вера Мухина. - М., 1989.

30. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. - М., 1997.

31. Воронов Н.В. Светлана Бескинская. - М., 1974.

32. Воронов Н.В. Советское стекло. - Л., 1973.

33. Воронов Н.В., Дубова М.М. Невский хрусталь. - Л., 1984.

34. Воронов Н.В., Рачук Е.Г. Советское стекло. - Л., 1981.

35. Воскресенский А.П. Стекольная промышленность Владимирской губернии // Наше хозяйство. - 1926. - № 2-3.

36. Галибин В.А. Состав стекла как археологический источник. — Л., 1989.

37. Таранов К. Художественный образ и его историческая жизнь. - М., 1970.

38. Гир А., Фристоун Б. Роспись по стеклу. - М., 2008.

39. Голова Г.С. Пестровы, Бахметевы, Оболенские // Любимая газета (г. Никольск). - 2007, № 38-52. - 2008, № 1-19, 22-30, 32.

40. Горбатова И.В. Художественное стекло 16-18 веков: Каталог. - М., 2006.

41. Гребенщиков И.В., Фаворская Т.А. О химической стойкости стекла. -Л., 1931.

42. Дралле Р., Кеплер Г. Производство стекла. В 2-х т. - М., 1928.

43. Дижур Б. Стеклянная река. - М., 1958.

44. Долгих Е.В. Русское стекло 18 века. -М., 1985.

45. Евстропьев К.С., Торопов H.A. Химия кремния и физическая химия силикатов. - М., 1950.

46. Иванчикова O.A., Сазонов В.П. Вершинин Александр Петрович // Пензенская энциклопедия. - М., 2001.

47. Испанское стекло в собрании Эрмитажа / Авт.-сост. О.Э. Михайлова. -Л., 1970.

48. Каган М. О прикладном искусстве: некоторые вопросы теории. - Л., 1961.

49. Казакова Л.В. Авторское стекло как художественный феномен (из истории отечественного опыта) // Пути и перепутья. - М., 2006.

50. Казакова Л.В. Декоративное стекло в современной архитектуре (19601980 гг.).-М., 1989.

51. Казакова Л.В. B.C. Муратов. - М., 1980.

52. Казакова Л.В. Гусь-Хрустальный. - М., 1973.

53. Казакова Л.В. Звезды мирового стекла // Декоративное искусство СССР. - 1991.-№4.

54. Казакова Л.В. Мировое художественное стекло XX века. Основные тенденции. Ведущие мастера. - М., 2007.

55. Казакова Л.В. О новых художественных тенденциях в чехословацком стекле // Искусство. - М., 1980. - №5.

56. Казакова Л.В. От предмета к арт-объекту. Студийное художественное стекло // Художественная культура XX века. - М., 2002.

57. Казакова Л.В. Пространственные поиски в декоративном искусстве // Советское декоративное искусство - 6: Сб. ст. - М., 1983.

58. Казакова Л.В. Русский хрусталь // Декоративное искусство СССР. -1972.-№5.

59. Казакова Л.В. Стекло Бориса Федорова // Советское декоративное искусство - 8: Сб. ст. - М., 1986.

60. Казакова Л.В. Творчество Рене Лалика // Стекло - СПб., 2005. - № 1.

61. Казакова Л.В. Три взгляда на стекло // Сезоны. - М., 1995.

62. Казакова Л.В. Стекло Э. Галле и Л. К. Тиффани как художественный феномен. - М., 2006.

63. Казакова Л.В. Художественное стекло XX века. К проблеме мирового студийного движения. - М., 2000.

64. Качалов Н. Стекло. - М., 1959.

65. Китайгородский И.И. Крашение и глушение стекла. - М., 1935.

66. Китайгородский И.И. Стекло и стекловарение. - М., 1950.

67. Коцик М. Окрашивание стекла. - М., 1983.

68. Крамаренко Л.Г. Два почерка в стекле // Декоративное искусство СССР. - 1988,-№2.

69. Крамаренко Л.Г. Знакомство с Тиффани // Юный художник. - 2010. - № 7.

70. Крамаренко Л.Г. Искусство, рожденное огнем // Декоративное искусство СССР. - 1972. - № 8.

71. Крамаренко Л.Г. Новые возможности стекла // Юный художник. - 2003. -№ 10.

72. Крамаренко Л.Г. От сосуда - к декоративной пластике // Советское декоративное искусство - 8: Сб. ст. - М., 1986.

73. Крамаренко Л.Г. О творчестве Шушкановых // Шушкановы: Каталог выставки. - М., 1984.

74. Крамаренко Л.Г. Отечественное декоративное искусство XX века: Очерки.-М., 2003.

75. Крамаренко Л.Г. Художественный язык стекла // Декоративное искусство СССР. - 1962. -№4.

76. Крамаренко Л.Г. Художник. Материал. Форма. - М., 2009.

77. Краткая химическая энциклопедия. Т. 5. - М., 1961.

78. Кубе А.Н. Венецианское стекло. - Петроград, 1923.

79. Ланцетти А.Н., Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла.-М., 1972.

80. Левинсон Е.А., Смирнов Б.А., Шелковников Б.А., Энтелис Ф.С. Художественное стекло. - Л.-М., 1953.

81. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. -М., 1974.

82. Ломоносов М.В. Избранные произведения. Т.2.: История. Филология. Поэзия.-М., 1986.

83. Лукас А. Материалы и ремесленные производства древнего Египта. -М., 1958.

84. Льюис Д.Р., Оливер И.Д. Энциклопедия ангелов. - Ростов-на-Дону, 1997.

85. Любовь Савельева: Альбом. -М., 2008.

86. Людмила и Дмитрий Шушкановы. - М., 1981.

87. Люцкевич Д. Роспись по стеклу. - М., 2007.

88. Мазурин О.В., Порай-Кошиц Е.А., Шульц М.М. Стекло: природа и строение. - Л., 1985.

89. Макаров В.И. Ломоносовские мозаики. - Л., 1949.

90. Малинина Т.А. Соло для трубки стеклодува: Каталог. - СПб., 2006.

91. Малинина Т.А. Формула стиля. Ар Деко. - М., 2005.

92. Маркой Ф. Художественное стекло в интерьере. - М., 2007.

93. Минералогическая энциклопедия. — JL, 1985.

94. Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древних времен до наших дней. - М., 1982.

95. Москалева А.Е. Хрустальные заводы князя Н.Б. Юсупова. - М., 2009.

96. Мухина В.И. Литературно-критическое наследие. - М., 1960.

97. Насонов С.М., Насонова И.С. Ленинградский завод художественного стекла. - Л., 2007.

98. Наташа Мурадова, Тимур Сажин, Лидия Фомина: Альбом. - М., 2003.

99. Николаева Н. Мирона Грабарь. Пластический ансамбль предметов в стекле. -М., 1978.

100. Николаева Н. Пространственные лики стекла // Декоративное искусство СССР. - 1982. -№2.

101. Оболенский А.Д. 150 лет Никольско-Бахметевского хрустального завода князя А.Д. Оболенского: Исторический очерк // Аполлон. - 1915. -№3.

102. Оболенский А.Д.. 150 лет Никольско-Бахметевского хрустального завода // Старые годы. - 1914. - Июнь.

103. Орнаменты народов мира. - СПб., 1998.

104. Отчет о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Санкт-Петербурге. - СПб., 1870.

105. Павлинская А.П. Борис Александрович Смирнов. - Л., 1980.

106. Петухов С.П. Стеклоделие. - СПб., 1898.

107. Полторацкий В.В. Гнездо Хрустального Гуся. - М., 1959.

108. Пономарев И.Ф. За дальнейшее развитие науки о стекле! // Труды, посвященные памяти академика И.В. Гребенщикова. Т. 24. Вып. 145. - М., 1956.

109. Пономарев В.Т. Художественное стекло и хрусталь. - М., 2007.

110. Поправко Е.А. Музееведение: Научно-методические материалы. -Владивосток, 1999.

111. Савин B.K., Ярокер Х.Г. Применение стекла в строительстве. - М., 1983.

112. Прокофьев Е. Русский хрусталь. - М., 1970.

113. Прокофьев Е. Гусевский хрустальный завод. - JL, 1970.

114. Промышленность строительных материалов в СССР (1917-1967) / Под ред. A.C. Болдырева. -М., 1967.

115. Рагин В.Ч., Хиггинс М.К. Искусство витража. От истоков к современности. - М., 2003.

116. Раусон Г. Неорганические стеклообразующие системы. - М., 1970.

117. Рачук Е. Советское сульфидно-цинковое стекло. - М., 1975.

118. Рачук Е. Советское цветное стекло: Альбом. - М., 1982.

119. Рожанковский В.Ф. Стекло и художник. - М., 1971,

120. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. - М., 1974.

121. Русское декоративное искусство. В 3-х тт. / Под ред. А.И. Леонова. -М., 1965.

122. Русское и советское художественное стекло: Каталог выставки. - Л., 1989.

123. Русское художественное стекло XI-XX веков: Каталог. - Л., 1989.

124. Савельева Л.И. Стекло. Фаянс. Стихи. -М., 1995.

125. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. -М., 1989.

126. Сборник адресов фабрик и заводов Европейской России [...] со многими для торговли и промышленности полезными сведениями. - М., 1889.

127. Сезоны: хроника российской художественной жизни. - М., 1995.

128. Смирнов Б.А. Художник о природе вещей. - Л., 1970.

129. Смирнова Е. Сульфиды // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. - М., 2004. - № 11 (22).

130. Советский Энциклопедический словарь. - М. 1983.

131. Советское декоративное искусство. Фарфор. Фаянс. Стекло: Материалы и документы. 1917-1932 гг. / Под ред. В.П. Толстого. - М., 1980.

132. Советское декоративное искусство. Вып. 5 / Сост. Т.К. Стриженова. -М., 1982.

133. Современное чешское стекло: Каталог. - JL, 1973.

134. Справочник по производству стекла. Т. 2. - М., 1963.

135. Стекло: Справочник. - М., 1973.

136. Стекло Дятьковского хрустального завода: Каталог выставки. - М., 1971.

137. Стекло-2003. III Триеннале художественного стекла: Каталог. - М., 2003.

138. Стекло. Образ. Пространство: Каталог. -М., 1981.

139. Степанян Н.С. Виктор Шевченко. Современная пластика стекла. - М., 1978.

140. Степанян Н.С. Галина Антонова. - Л., 1989.

141. Степанян Н.С. Искусство России 20 века. - М., 1999.

142. Степанян Н.С. Уроки Б.А. Смирнова. - М., 1976.

143. Степанян Н.С. Флагман и эскадра // К 100-летию Б. Смирнова: Сб. ст. -М., 2003.

144. Терминологический словарь. - М., 1997.

145. Технология стекла. Т. 2. - M.-JI., 1939.

146. Трощинская A.B. Русский фарфор эпохи классицизма. - М., 2007.

147. Фазиль Ибрагимов: Альбом. - М., 2008.

148. Финское стекло: Каталог. -М., 1987.

149. Хворых Т. Вот стакан пустой, он предмет простой // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. - М., 2005. - № 12(33).

150. Химическая технология стекла и силикатов. - М., 1983.

151. Художественное стекло и витраж. - М., 2000.

152. Цейтлин M. А. Очерки по истории развития стекольной промышленности в России. - M.-JL, 1939.

153. Чижова И. Стекло Лейды Юрген // Декоративное искусство СССР. -1974.- №2.

154. Чугунов А. Исследование стекловаренного производства и современного состояния его в России. - Казань, 1856.

155. Шапова Ю.Л. Византийское стекло. Очерки. - М., 2008.

156. Шедевры американского стекла: Каталог выставки. - М., 1990.

157. Шелковников Б.А. Русское художественное стекло. -М., 1969.

158. Шелковников Б.А. Художественное стекло. - Л., 1962.

159. Шмидт В.В. Очерк стекольного производства в России // Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности России. Т.1. - СПб., 1862.

160. Шубников A.B. Симметрия. Законы симметрии и их применение в науке, технике и прикладном искусстве. - М.-Л., 1940.

161. Шульц М.М. О природе стекла // Природа. - 1986. - № 5.

162. Шульц М.М., Мазурин О.В. Современные представления о строении стекол и их свойствах. - Л., 1988.

163. Энтелис Ф.С. Формование и горячее декорирование стекла. /Учебное пособие. - Л., 1982.

164. Энтелис Ф. С. Хрустальный фонтан на Международной выставке в Нью-Йорке // Стекольная промышленность. - 1939. - № 9.

165. 150 лет Николо-Бахметьевского хрустального завода Князя А.Д. Оболенского. Исторический очерк. - СПб., 1914.

166. Яглова Н. Двести лет стекольного завода // Декоративное искусство СССР. - 1964.-№ 10.

167. Adlerova A. Contemporary Bohemian Glass. - Prague, 1979.

168. Amaya, Mario. Art Nouveau. - London, 1966.

169. Beard, Geoffrey. International Modern Glass. - London, 1976.

170. Brunhammer Y. Verreries français contemporains. Art at industrie. - Paris, 1982.

171. Böhmische Glasgravuren / Z. Pesatova - Prague, 1969.

172. Dimarzio E.A. Equilibrium theory of glasses// Ann. N.-Y. Acad. - N.-Y., 1981.

173. Freiing A.C. Tiffany L.K. at the Metropolitan Museum of Art. - N.-Y., 1998.

174. Giover R.L. Contemporary art glass. - N.-Y., 1975.

175. Kazakova L.V. Soviet Glass // Russian Glass of the XVII-XXth centuries. -N.-Y, 1990.

176. Layton, Peter. Glass Art. - London, 1996.

177. Lucas A. Ancient Egyptian materials and industries. - London, 1948.

178. Lucas A. Glazed ware in Egypt, India and Mesopotamia // Journal of Egyptian Archaeology. -London, 1936.

179. Makhek V. Etimologicky slovnik jazika ceskego. - Praha, 1968.

180. Mittelalterliche Glasmalerei in der DDR / Katalog zur Ausstellung im Erfurter Angermuseum. - Berlin, 1989.

181. Neue Forschungen zur mittelalterliche Glasmalerei in der DDR. - Berlin, 1989.

182. Nordrhein-Westfalen: Spitzenland fur Glass. Ministerium fur Wirtschaft, Mittelstand und Technologie des Landes Nordrhein-Westfalen. - DusseldorfDuisburg, 1990.

183. Philippe, Joseph. Contemporary Western European Sculptures in crystal and glass (1983-1986). Liege. 1986.

184. Revi A. Ch. American Art Nouveau Glass. - N.-Y, 1978.

185. Ricke, Helmut . New Glass in Europe. 50 Artists - 50 Concepts. -Dusseldorf, 1991.

186. Riley, Noel. Victorian Design source book. - Oxford, 1989.

187. Russian Glass of 17-th to 20-th Centuries. A special exhibition / A Corning Museum of Glass, Corning. - N.-Y., 1990.

188. Schlosser J. Venezianer Glaser. - W., 1951.

189. Schmutzler R. Art Nouveau. - London, 1978.

190. Three great centuries of Venetian glass. - N.-Y., 1958.

191. Varshneya A.K. Fundamentals of iconographie glasses / Society of Glass Technology. - Sheffield, 2006.

192. Whitehouse D. English Cameo Glass / Corning. -N.-Y., 1994.

АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. РГАДА, ф.277, оп.2, д. 1652.

2. РГИА, ф. 503, оп.1, д. 1, л.38.

3. «Нормы выработки и расценки на продукцию, вырабатываемую заводом на 1936-1941 годы». На 330 листах. Стекольный завод №1 «Красный гигант». Отдел труда и зарплаты. Опись 13, ед. хр. 536.

4. «Завод № 354. г. Никольск. Общий отдел. Приказы директора завода № 354 по производственным вопросам с № 1 по № 250» (начато 3 января 1946 г, окончено 31 декабря 1946 года. На 310 листах. Опись 13 ед. хр. 154 (19).

5. «Новые образцы изделий, выпущенные заводом в 1950 году»

(бежевый картон на ленте, в ереплете). Архив Музея завода «Красный гигант».

6. «МВП СССР Завод №354. Отд. №30. Нормы выработки расценки по цеху на 1953-54 годы». На 35 листах. Опись №3 (ведомости).

7. «Народный комиссариат легкой промышленности СССР. Главное управление стекольной промышленности Главстекло. Производственно-технический паспорт стекольного завода. Стекольный завод «Красный гигант». Адрес: Николо-Пестровка,

Пензенской области». Опись 3. Ед. хр. 11. Стеклопроект НКЛП СССР Ленинград, 1940 г.

8. «Статистическая книга приема и увольнения рабочих и служащих 3-

я». На 79 листах. Ед. хр. 60 с № 5488 по № 6845.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.