Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Исламов, Руслан Рафаэльевич

  • Исламов, Руслан Рафаэльевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 158
Исламов, Руслан Рафаэльевич. Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2009. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Исламов, Руслан Рафаэльевич

Введение.

Глава I. Теоретические основы формирования исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений.

1.1 .Особенности башкирской народной музыкальной культуры.

1.2. Сущность и структура приоритетных вокальных умении, необходимых для исполнения башкирской народной музыки.

1.3. Содержание подготовки будущих учителей к исполнению башкирских народных музыкальных произведений.

Выводы по главе.

Глава II. Опытно-поисковая работа по апробации методики формирования исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений.

2.1. Цель, задачи и этапы опытно-поисковой работы.

2.2. Методика формирования исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений.

2.3. Результаты опытно-поисковой работы по формированию исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений.

Выводы по главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений»

Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью общества в сохранении и преумножении национальных культурных традиций. Народную культуру во всех ее проявлениях необходимо рассматривать в контексте современных процессов, когда ее элементы вписываются в современное культурное пространство российского общества. Отдельные элементы и целые направления культуры далекого или недавнего прошлого могут попадать в сферу актуальной культуры или оставаться на ее периферии, однако, в любом случае, их важно и нужно анализировать как артефакты культуры в ее сегодняшнем состоянии и не относить ее примеры только к достоянию истории. В связи с этим возникает проблема внедрения в образовательный процесс на всех его уровнях и этапах артефактов культуры того региона, в котором формируется и развивается молодое поколение. Не случайно Законы «Об образовании» Российской Федерации и Республики Башкортостан включают в качестве приоритетов развитие личности, которая осваивает особенности национальной культуры и традиций своего народа [118,119].

В настоящий момент в Республике Башкортостан проживают представители более ста национальностей. Титульной национальностью республики являются башкиры. В силу определенных исторических условий они сохранили в большей мере, чем ряд других народов, проживающих на территории Башкортостана, свою празднично-обрядовую культуру, различные устно-поэтические жанры, музыкально-хореографический фольклор, декоративно-прикладное искусство. Особенностью музыкального искусства башкирского народа являются вокальные жанры, например, протяжные песни узун-кюй, исполняемые певцами-сказителями (сэсэнами), народными певцами-исполнителями (йырау) и кураистами, которые аккомпанируют вокалистам на национальных инструментах.

Исполнение произведений разнообразных вокальных жанров башкирского народа требует особых умений: импровизационное™, длительного певческого дыхания, речитативности, умения слушать аккомпанемент и исполнять.мел одическую орнаментику национальных напевов.

Особенностью подготовки современного учителя музыки является освоение им культурного национального наследия не только на уровне знаний, но и на уровне исполнительских умений. В различных видах профессиональной деятельности учителя (коммуникативная, проектировочная, конструктивная и т.д.) особое место занимает музыкально-исполнительская деятельность, осуществление которой невозможно без сформированных умений исполнять, музыкальное произведение на инструменте, дирижирования и управления хором, пластического интонирования; вокального исполнения-(Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Е.В. Николаева,и др:). В процессе осуществления вокальной исполнительской деятельности учитель музыки развива-, ет певческие навыки учащихся,.формирует их вокальную культуру, прививает любовь и интерес к различным жанрам вокальной музыки, в том числе - к музыке своего народа.

По статистике, около половины населения Башкортостана, составляют сельские жители, которые бережно сохраняют национальные башкирские культурные традиции, в т.ч. — традиции исполнения вокальных произведений. Прибывая на работу в сельскую местность, учитель музыки - выпускник педагогического вуза — не всегда владеет такими исполнительскими вокальными умениями. Между тем, в последнее время родители, причем как в сельской местности, предъявляют к учителю музыки требования, связанные с обязательностью освоения их детьми культурных традиций башкирского народа. Отсутствие таких сформированных умений у учителей музыки не позволяет удовлетворять потребности родителей и.учащихся: Поэтому возникает необходимость обучения, будущего учителя умению исполнять произведения башкирской национальной певческой культуры.

В работах современных авторов, рассматривающих пути повышения эффективности профессиональной подготовки, - Ю.Б. Алиева, В.В. Емельянова, Г.П. Стуловой, Л.В. Черновой и др. — указывается на необходимость повышения уровня вокальной подготовки будущего учителя музыки. Постижение будущими учителями вокального искусства включает совокупность вокально-технических средств, которые позволяют обеспечить высокий уровень исполнительства не только академических вокальных произведений, но и народных произведений. В результате освоения таких произведений у будущих учителей музыки формируются технические вокально-исполнительские навыки и понимание особенностей музыкальной культуры своего региона. Однако воспитательные возможности вокальной работы, включающей национальные вокальные произведения, осознаются педагогами не в полной мере, отчего удельный вес указанных произведений в репертуарном учебном списке студентов бывает небольшим.

Проблема внедрения- национальных традиций в образовательный процесс школьников и студентов отражена в трудах Б.Ф. Афанасьева, К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волкова, P.F. Гарданова, Т.К. Исхакова, З.Д. Киекбае-вой, Ю.З: Кутлугильдиной, З.Г. Нигматова, С.И; Рахимовой, A.M. Сафина, Н.Х. Халитовой, А.Ф. Хинтибидзе. Идеи о необходимости народного искусства в формировании личности детей воплощены в работах педагогов-просветителей прошлого: М. Акмуллы, М. Бикчурина, К. Насыри, В.Ф. Одоевского, М. Уметбаева, И.Я. Яковлева и др.

В исследованиях P.M. Асадуллина, JI.M. Кашаповой, B.C. Хазиева, Э.Ш. Хамитова раскрываются гуманистические аспекты профессионального педагогического образования, в том числе — внедрение в процесс профессиональной педагогической подготовки национальных культурных традиций. В работах музыкантов, этнографов, фольклористов, (Л.П. Атановой, Н.В. Ах-метжановой, Д.Ж. Валеева, Л.Н. Лебединского, Р.Г. Рахимова) исследуются особенности национальной вокальной культуры башкирского народа, рассматриваются направления внедрения в учебный процесс башкирских национальных традиций для формирования нравственной и этноэстетической культуры будущих учителей (А.Г. Абсалямова, З.Ф. Исламова).

Идея о необходимости обращения к национальной музыке в художественном воспитании школьников содержится в работах Б.В. Асафьева, В.А. Афанасьева, Б. Бартока, JI.B. Горюновой, Л.П. Дугановой, Д.Б. Кабалевского, JI.M. Кашаповой, 3. Кодая, JI.B. Кузнецовой и др. Использование национальных традиций в преподавании музыки освещено в работах JI.JI. Куприяновой, Т.Г. Мариупольской, JI.A. Тарасовой, Н.Р. Туравец, А.Ш. Хаса-нова и др. Специфика освоения будущими учителями национальных особенностей башкирской вокальной музыки отражена в научно-методических работах Р.А. Ахмадеевой и З.А. Бакировой.

Анализ диссертационных исследований, монографий, научных статей, методических пособий по указанной тематике позволяет сделать заключение о том, что проблема формирования у будущих учителей музыки Республики Башкортостан умений исполнять народные башкирские вокальные произведения является нерешенной. Имеющиеся исследования не позволяют охарактеризовать особенности формирования умений исполнять башкирскую вокальную музыку будущими учителями, не раскрывают этапы, методы, формы, способствующие успешной реализации данного процесса.

Актуальность настоящего исследования определяется противоречиями между:

• признанием необходимости внедрения элементов национальной культуры в систему профессионального педагогического образования и недостаточной реализацией данного направления в практике высшего профессионального педагогического образования;

• требованиями родителей и учащихся, связанными с необходимостью ознакомления школьников с вокальной музыкальной культурой башкирского народа и невозможностью осуществления этих требований в связи с недостаточной- подготовленностью будущих учителей музыки в высшем профессиональном учебном заведении;

• признанием необходимости разработки методики формирования умений исполнения народной вокальной музыки и отсутствием её в системе профессиональной педагогической подготовки учителей музыки в Республике Башкортостан.

На основании выделенных противоречий, а также в результате изучения, и анализа литературы была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении и проверке эффективности этапов и направлений методической работы по обучению- исполнительским вокальным умениям будущих учителей музыки в Республике Башкортостан.

Актуальность, и недостаточная разработанность данной проблемы, обусловили' выбор темы исследования: «Формирование исполнительских умений у- будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений».

Цель исследования;— теоретическое обоснование, разработками экспериментальная^ проверка методики формирования умений'у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирской народной вокальной традиции.

Объектом, исследования выступает процесс профессиональной вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе Башкортостана.

Предмет исследования - педагогические особенности формирования* у будущих учителей умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку.

Задачи исследования:

Г. Изучение специфики башкирской народной вокальной музыки в процессе анализа и обобщения культурологической, искусствоведческой (включая фольклористику), психологической.и педагогической литературы.

2. Определение умений, необходимых для исполнения будущими учителями башкирской народной вокальной музыки.

3. Разработка методики формирования умений у будущих учителей исполнения башкирской народной вокальной музыки и проверка ее эффективности в процессе опытно-поисковой работы.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование умений у будущих учителей исполнять башкирскую народную вокальную музыку будет осуществляться эффективно, если: в процессе вокальной подготовки, учителя в вузе будет осуществлена взаимосвязь теоретических знаний о башкирской народной вокальной музыке (содержательный компонент вокальной подготовки), практических умений исполнять эту музыку (операциональный компонент вокальной подготовки), желаний изучать башкирскую вокальную музыку (мотивационный компонент) и методических умений, способствующих формированию этих: знаний и умений у школьников; данные умения будут формироваться на всех этапах обучения будущих учителей музыки в вузе от первого до последнего курса, а их закрепление будет осуществляться в процессе различных видов концертной и кон-цертно-просветительской деятельности студентов, что позволит сделать процесс формирования исполнительских умений творческим и непрерывным; будет разработана методика, включающая три этапа, на которых последовательно, с помощью репродуктивных, поисковых, проблемных методов и творческих заданий, будут формироваться приоритетные исполнительские умения, закрепляемые в процессе различных видов концертной деятельности студентов.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

• положения о гуманизации педагогического процесса (Е.А. Ануфриева, В:П. Зинченко, В.А. Сухомлинский и др.);

• положения о деятельности как активной форме преобразований человеком мира и о человеке как субъекте такой деятельности (J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.);

• научно обоснованные подходы к изучению проблемы профессионального образования, (Н.М. Болдырев, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов);

• идеи,о роли искусства в духовном развитии личности1 (Э.Т. Ар-даширова, Ю.В. Борев, М.С. Каган, Г.Г. Коломиец и др.);

• положения о различных видах музыкально-педагогической деятельности учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева);

• идеи ученых-этнопедагогов и этнопсихологов по использованию народного опыта в воспитании детей (Б.Ф. Афанасьев, К.Ш. Ахияров, В:Г. Крысько, Э.А. Саракуев и др.);

• концепции зарубежных и отечественных исследователей о роли родной национальной музыки в воспитании- подрастающего поколения (Б. Барток, 3. Кодаи, К. Орф, Э. Сайкпер, Ш. Сузуки, Ю.Б. Алиев, Л.П. Ата-нова, Л.М. Кашапова, Г.М. Науменко);

• идеи о внедрении национальной башкирской культуры в образовательный процесс (А.Г. Абсалямова, Г.З. Дайнова, А.С. Зиннурова, З.Ф. Ис-ламова, Л.М. Кашапова);

• основные подходы к методике преподавания вокального искусства (ДЛ. Аспелунд, В.А. Багадуров, Л.Б. Дмитриев, Е.М. Малинина, В.П. Морозов, Г.П. Стулова и др.).

Методы исследования:

• теоретические: изучение и анализ научной литературы, сравнение, обобщение, систематизация;

• эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, творческие задания, педагогический эксперимент.

Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в течение 2003—2009гг.

На первом этапе (2003-2004гг.) определялись концептуальные основы исследования, выявлялась и изучалась научная литература, проводилось констатирующее обследование студентов, осуществлялась разработка методики формирования у будущих учителей умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку.

На втором этапе (2004-2008гг.) осуществлялась опытно-поисковая работа на музыкальном отделении Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

На третьем этапе (2008-2009гг.) систематизировались, анализировались и обобщались материалы исследования, обрабатывались данные опытно-поисковой работы, формулировались выводы исследования, оформлялся текст диссертации.

Базой опытно-поисковой работы явилось музыкальное отделение Башкирского государственного педагогического1 университета им. М. Акмуллы. В этой работе участвовали студенты очного и. заочного отделений; обучающиеся по специальности «Музыкальное образование», всего — 148 человек.

Научная новизна проведённого исследования заключается: в определении приоритетных умений, необходимых для исполнения башкирской народной вокальной музыки (владение длительным певческим диафрагмальным дыханием, голосовой орнаментикой, филировкой звука; умение импровизировать, многовариантно исполнять произведения под аккомпанемент башкирских народных инструментов; умение раскрыть содержание и историю создания песни перед ее исполнением (узун-юой)); в разработке методики,поэтапного формирования умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку: первый этап включает в себя репродуктивные методы, специальные упражнения; на основе которых формируются умения применять длительное певческое дыхание и исполнять песни под аккомпанемент башкирских народных инструментов; второй этап включает поисковые задания, концертно-исполнительские формы деятельности (концерты в школе, в вузах), где формируются умения исполнять народные песни под собственный аккомпанемент на башкирских национальных инструментах; третий этап включает проблемные методы, творческие задания, концертно-просветительские формы исполнения музыки (лекции-концерты для учащихся различных типов школ), в процессе которых закрепляются ранее приобретенные умения и в целом актуализируется творческий характер выражения образного содержания произведений.

Теоретическая значимость исследования заключается: в выявлении особенностей башкирской народной вокальной музыки, к которым относятся: мелодическая яркость песен, многовариантность воплощения, широта мелодии, импровизационность, развитая орнаментика, свободная нерегулярная ритмика (особенно в песнях протяжного характера), использование бурдона при аккомпанементе народного башкирского инструмента, басовый фон в узляу, сопровождение на башкирских народных инструментах — курай; кубыз, думбыра; в разработке методов обучения (репродуктивных, поисковых, проблемных, творческих), позволяющих эффективно формировать исполнительские умения студентов в процессе освоения башкирской народной вокальной музыки. в разработке показателей сформированности у будущих учителей умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку.

Практическая значимость исследования заключается: в составлении нотной хрестоматии башкирских народных вокальных произведений, используемых на всех трех этапах разработанной методики; в создании фонда видеозаписей исполнения солистами башкирской народной вокальной музыки; в составлении репертуара башкирских народных вокальных произведений для студентов в течение всего периода обучения; в разработке и реализации программ и методического обеспечения курсов по выбору «История вокальной музыкальной культуры Республики Башкортостан», «Исторические основы и методические рекомендации по изучению вокального искусства в педагогических вузах (на примере Республики Башкортостан)».

Положения, выносимые на защиту:

1. Подготовка будущего учителя музыки к освоению'башкирской народной вокальной музыки включает в себя те же компоненты, что и общая вокальная подготовка в педагогическом вузе: а) мотивационный компонент, на котором формируется ценностное отношение к башкирской народной вокальной музыке, потребность в ее изучении и передаче своих знаний школьникам на уроках музыки; б) содержательный компонент, на котором формируется, знания-о стилевых особенностях башкирской-народной вокальной музыки, об особенностях ее исполнения, о методах преподавания башкирской народной вокальной музыки детям на музыкальных занятиях; в) операциио-нальный компонент, на, котором формируются умения, соответствующие обозначенным в исследовании знаниям об особенностях вокального башкирского народного исполнительства.

2. К приоритетным умениям исполнять башкирскую народную вокальную музыку относится: длительное диафрагмальное дыхание, округленное звучание, голосовая орнаментика, филировка звука, сомбирование (мужские голоса), колоратура (женские голоса); использование свободной нерегулярной ритмики (особенно в песнях протяжного характера).

3. Методика формирования умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку реализуется поэтапно: а) на первом этапе актуализируются* в основном репродуктивные, наглядные, иллюстративные методы и приемы, с помощью которых развиваются навыки длительного диафрагмального певческого дыхания и округленного звучания голоса; б) на втором этапе с помощью не только наглядных, репродуктивных, но и поисковых приемов и методов формируется овладение голосовой орнаментикой, филировкой звука, сомбированием (мужские голоса), колоратурой (женские голоса), способность исполнять вокальные произведения под собственный аккомпанемент на башкирском народном инструменте, закрепление которых происходит в процессе концертной деятельности студентов (концерты класса определенного педагога, концерты в школах); в) на третьем этапе с помощью проблемных методов и методов творческих заданий в опоре на приобретенные вокальные умения формируются навыки творческого исполнения- произведений (многовариантность, импровизационность, развитая орнаментика; свободная нерегулярная ритмика; использование бурдона при' аккомпанементе народного башкирского инструмента, басовый фон в узляу; сопровождение на' башкирских народных инструментах - курай, кубыз, думбыра), которые воплощаются., в процессе концертно-просветительских форм (лекции-концерты для учащихся школ, гимназий, лицеев).

Апробация № внедрение результатов» исследования; Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры музыкального образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Ак-муллы, кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета. Отдельные теоретические положения- исследования были представлены на международных (Москва, 2008, Уфа, 2008), на всероссийских (Екатеринбург, 2007) и региональных (Уфа, 2006, 2007) научно-практических конференциях.

Материалы исследования внедрены в практику подготовки будущих учителей музыки на музыкальном отделении Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Достоверность и' обоснованность основных положений и выводов диссертации обусловлены аргументированностью ее теоретических положений, совокупностью методов исследования, адекватных специфике исследуемого объекта, результатами опытно-поисковой работы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Исламов, Руслан Рафаэльевич

Выводы по второй главе

Опытно-поисковая работа, содержание и результаты которой отражены во второй главе данного исследования, позволила сделать следующие выводы:

1. Проведенное социологическое исследование (анкетирование) студентов - будущих учителей музыки показало, что большая часть из них проявляет интерес к проблеме формирования умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку, но продемонстрировали такие умения только 5 % от общего числа опрашиваемых. Большая часть студентов не смогли назвать ни жанры башкирской народной вокальной музыки, ни ее стилистические особенности, ни особенности ее исполнения. В целом отмечая то, что такая музыка может положительно повлиять на становление самосознания школьников, на формирование их знаний о традициях вокального исполнительства, все-таки некоторые студенты считали, что произведения башкирской вокальной народной музыки не вызовут должного интереса у школьников, а, потому, изучение таких песен в школе не является нужным и обязательным. Полученные результаты анкетирования подтвердили необходимость разработки методики формирования умений исполнятьt башкирские1 народные вокальные произведения у будущих учителей музыки.

2. Для проведения опытно-поисковой работы (ее констатирующего и итогового этапов) было необходимо выявление определенных показателей. Определенные в первой главе основные компоненты вокальной подготовки будущих учителей музыки, позволили определить основные показатели по каждому из выделенных компонентов. Таковыми стали: в мотивационном компоненте: личностное отношение к башкирской народной вокальной музыке, ценностное отношение к такой музыке, потребность в ее изучении и осознание ее значимости в профессиональной деятельности; в содержательном компоненте: знания студентов о стилевых особенностях башкирской народной вокальной музыки; в операционном компоненте: знания о конкретных действиях-операциях певцов при исполнении башкирской народной вокальной музыки, а также знания о способах и приемах вокального исполнения таких произведений.

3. Методика формирования у будущих учителей музыки состояла из трех основных этапов:

A), на первом этапе актуализировались репродуктивные, наглядные, иллюстративные методы и приемы, с помощью которых развивались навыки длительного диафрагмального певческого дыхания и округленного звучания голоса будущего учителя музыки;

Б), на втором- этапе с помощью наглядных, репродуктивных, поисковых методов и приемов формировалось овладение голосовой орнаментикой, филировкой звука, колоратурой исполнения, умение исполнять вокальные, произведения под собственный аккомпанемент на башкирском народном инструменте;

B), на третьем этапе с помощью проблемных методов, методов . творческих заданий1 в опоре- на приобретенные вокальные навыки формировались навыки творческого исполнения произведений.

4. Проведенная опытно-поисковая работа в условиях учебного процесса* на базе музыкального отделения у студентов специальности «Музыкальное образование» в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы показала положительные результаты, что говорит об эффективности разработанной нами методики.

5. Подводя итоги всех этапов опытно-поисковой работы, можно констатировать значительную динамику в формировании исполнительских умений у студентов экспериментальной группы, тогда, как в контрольной группе такой динамики не наблюдалось.

118

Заключение

Теоретическое обоснование диссертационного исследования, результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать в заключении следующие выводы:

1. Особенностями башкирской народной вокальной музыки являются: мелодическая яркость песен, многовариантность воплощения, широта мелодии, импровизационность, развитая орнаментика, свободная нерегулярная ритмика (особенно в песнях протяжного характера), использование бур-дона при аккомпанементе народного башкирского инструмента, сопровождение на башкирских народных инструментах — курай, кубыз, думбыра. Выявленные особенности позволили определить приоритетные умения ее исполнения студентами: владение длительным диафрагмальным певческим дыханием, округленным звучанием голоса, сомбированием (мужские голоса), колоратурой (женские голоса); способность устанавливать ансамбль между, собственным специфическим вокальным исполнением башкирской' народной музыки и звучанием аккомпанирующего народного башкирского инструмента.

2. В процессе формирования умений исполнения башкирской народной вокальной музыки у будущего учителя необходимо расширение содержания их общей вокальной подготовки. Так, в мотивационный компонент включается формирование ценностного отношения к башкирской народной вокальной музыке, потребность в ее изучении и передаче своих знаний школьникам на уроках музыки; в содержательный компонент - формирование знаний о стилевых особенностях башкирской народной вокальной музыки, об особенностях ее исполнения, о методах преподавания башкирской народной вокальной музыки детям на музыкальных занятиях, в операциональный компонент - овладение такими умениями, как длительное диафрагмальное дыхание, округленное звучание, голосовая орнаментика, филировка звуj ка, сомбирование (мужские голоса), колоратура (женские голоса); использоs вание свободной нерегулярной ритмики (особенно в песнях протяжного характера), бурдона - при собственном аккомпанементе с помощью народного башкирского инструмента (курай, кубыз, думбыра).

3. Методика формирования умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку реализуется поэтапно: на первом этапе используются в основном репродуктивные, наглядные, иллюстративные методы и приемы, с помощью которых развиваются навыки длительного диафрагмального певческого дыхания и округленного звучания голоса; на втором этапе с помощью не только наглядных, репродуктивных, но и поисковых приемов и методов формируется овладение голосовой орнаментикой, филировкой звука, сомбированием (мужские голоса), колоратурой (женские голоса), способность исполнять вокальные произведения под собственный аккомпанемент на башкирском народном инструменте, закрепление этих умений в процессе концертной деятельности студентов,(концерты класса определенного педагога, концерты в школах); на третьем этапе с помощью проблемных методов-и методов творческих заданий в опоре на приобретенные вокальные умения, формируются навыки творческого исполнения произведений (многовариантность, импровизационность, развитая-орнаментика; свободная нерегулярная ритмика; использование бурдона при аккомпанементе народного башкирско- -го инструмента, сопровождение на башкирских народных инструментах — курай, кубыз, думбыра), закрепление данных умений происходит в процессе концертно-просветительских форм работы (лекций-концертов для учащихся школ, гимназий, лицеев).

4. Сопоставление результатов констатирующего и итогового этапа опытно-поисковой работы, проводимой в течение всего времени обучения будущих учителей музыки в вузе, позволило выявить положительную динамику сформированности у них исполнительских умений, что подтверждает эффективность разработанной нами методики формирования умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку.

Перспективы дальнейшего исследования по проблеме могут быть следующими: разработка методов формирования других исполнительских вокальных умений, отличных от рассмотренных нами в диссертационном исследовании; обоснование методики изучения особенностей башкирской народной вокальной музыки у студентов, обучающихся в средних специальных музыкальных учреждениях; обоснование специальной методики формирования умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку у детей младшего и старшего школьного возраста в процессе обучения в детских музыкальных школах, в детских школах искусств, в которых ведется преподавание академического вокала.

121

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Исламов, Руслан Рафаэльевич, 2009 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Mill У им. В.И. Ленина, 1990. -188с.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для ст-тов высш. пед. учеб. завед. Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. — М.: «Академия», 2004 336с.

3. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. — М.: Просвещение, 1990. — 141с.

4. Абдуллина О.А. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски // Наука и школа, 1998. С.34-37.

5. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Мысль, 1980.-334с.

6. Абсалямова А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами башкирского народного творчества. — Дисс. канд. пед. наук. — М., 1993.-195с.

7. Абт Ф. Школа пения. М.: Музгиз, 1965.

8. Александрова Н.В. Инструментальная транскрипция башкирской народной песни // Вопросы искусствоведения / Ред.-сост. В. Башенев, Ф. Кама-ев. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1983. - С. 43-52.

9. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыканта. — М.: ВЛА-ДОС, 2000.-336с.

10. Ю.Ананьев В.Г. Избранные психологические труды. — Т.2. — М.: Педагогика, 1980.-228с.

11. П.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: КГУ, 1988. - 238с.

12. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань: КГУ, 1996. - 566с.

13. Аникин: В .П. Теория фольклора: Курс лекция. М.: КД Университет, 2004.-280с.

14. Апраксина О.А. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы // Музыкальное: воспитание в школе. Вып. 17: Сб.ст. / Сост. О.Апраксина. - М.: Музыка, 1986. - С.5-15.

15. Арановская И:В. Эстетическое развитие будущего?педагога-музыканта в современной системе высшего образования. — Автореф. Дисс. д-ра пед. наук. Волгоград, 20021 - 48с.

16. Арнаутов В.В., Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию ^образовательных процессов // Педагогика. -М.: Перемена,— 1998.-№1. С. 34-37.

17. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. — М;: Просвещение,, 1984!; 111с.

18. Арюткин Б.В. Формирование способности^ самоорганизации, самоуправлению и саморегуляции у будущего музыканта-педагога: Дисс. канд. пед; наук. — Казань, 1998. -263с.

19. Асадуллин P.M. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход. — Уфа: БГПИ, 1999.- 145с.

20. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. — Л.: Музыка, 1971. 312с.

21. Асафьев Б.В! О музыкально-творческих навыках детей // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /. сост. О.Апраксина. М.: Просвещение, 1990*-С. 106-109.

22. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. М.: Музыка, 1974. —187с.

23. Атанова Л.П. Музыкальная культура Башкортостана// Очерки по культуре народов Башкортостана: учеб. пособие. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1994. - С. 118-136.

24. Ахияров К.Ш. О методологии и методах педагогических исследований // Проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования: Сб. ст. Уфа: изд-во БГПУ, 1991. - С. 3-7.

25. Ахмадеева Г.Н. Нариман Сабитов. Уфа: Башкортостан, 1995. - 18с.

26. Ахметгалеева Г.Б. Обрядовый фольклор башкир // Искусство Башкортостана: исполнительские школы, наука, образование Сб. науч. статей. — Уфа, РИЦ УГАМ им. 3. Исмагилова, 2004. С. 109 - 120.

27. Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка // Музыка композиторов баш-кирской АССР (СССР) и округа галле (ГДР). — Уфа: УГИИ, 1990. с. 22-29.

28. Ахметова Г. Нариман Сабитов (камерно-вокальное творчество). .Музыковедческий очерк. — Уфа.: Башкирское книжное издательство, 1982. — 96с.

29. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-559с.

30. ЗГ.Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1-3. М.: Музгиз, 1929-1937.

31. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики, 2 М.: Музгиз, 1956.

32. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: Музыка, 2002. - 357с.

33. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. — М.: Педагогика. -184с.

34. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336с.

35. Баренбойм Л.А. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. - 368с.

36. Барсова И. Опыт этимологического анализа // Сов. Музыка. М.: Музыка, 1985.-№9.-С. 59-66.

37. Барсова И. Специфика языка музыки в создании,художественной картины мира // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. — Л.: Наука, 1986. С. 99-116.

38. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров.// Литературно-критические статьи. -М.: Художественная литература, 1986. С. 428-473.

39. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: Академия, 2002. - 415с.

40. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая-концепция): монография. — Челябинск: Факел, 1995. — 144с.

41. Березовчук Л., О восприятии элементов стиля прошлого в современном-произведении // Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности: Сб. науч. тр. ЛГИТМиК. Л., Наука, 1981. - С. 6080.

42. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. —М.: Перемена, 1996. №1. - С.9-11.

43. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192с.

44. Бестужев-Лада И.В. Школа XXI: размышления о будущем // Педагогика, -М.: Перемена, 1993. №6. -С.103-112.

45. Бикбулатов Н. В. Об изучении проблемы происхождения и этнической истории башкирского народа // Вопросы этнической истории Южного Урала. Уфа: АН СССР, 1982. - С. 132-142.

46. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики образования. М.: Российский университет, 1994. — 336с.

47. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.-694с.

48. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления: очерки. — Вып. 1.-М.: Музыка, 1989.

49. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия:, 1995. - 388с.

50. Божович Л.И. Проблема^ формирования личности /Под ред Д.И.Фельдштейна. -М.: Институт практической психологии, 1995. 352с.

51. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов на Д.: РПУ, 2000. - 352с.

52. Бондаревская В:В. Технология личностно-профессионального, развития творческого педагога: Автореф. дисс. канд. пед. наук, Волгоград, 2002: -20с.

53. Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык, Речь, мышление / Опыт системного исследования музыкального искусства. — М.: Музыка, 1991. 221с.

54. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений. в 2 ч. - М.: Владос, 2003.-251, 207с.

55. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. — М.: Владос, 2001. 220 с.

56. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. М.: Перемена, 1993. - №.2 — С. 12-16.

57. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Сов. Педагогика. -М.: Перспектива, 1989. №8. - С. 89-94.

58. Браже Т.Г. Слагаемые профессионализма // Учитель. — М.: Знание, 2001. -№2 . С.59-64.

59. Брайнин В. О музыкальном языке и музыкальном образовании // Искусство в школе. — М.: Искусство, 1996. №1. - с. 55-57.

60. Брунер Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1997. 409с.

61. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.-36с.

62. Брянцева В.Н. С.В. Рахманинов. -М:: Сов. композитор, 1976. 645с.

63. Бурепина А.И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования: Дисс. канд. пед. наук. СПб. - 1995. - 116с.

64. Бычков Ю.Н. К вопросу о природе и типологии музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и»педагогика. — Мат-лы 1 Российской* науч.-практ. конф. М., Уфа: Изд-во УГАИ, 2002. - С. 7-24.

65. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. — М.: Перемена, 1998. №3/14. - С.22-31.

66. Василенко JI. М. Взаимодействие вокального и методического компонентов в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки: дисс. канд. пед. наук. Национальный педагогический ун-т им. М.П. Драгоманова. - К., 2003. - 216с.

67. Венгрус JI.A. Пение и «фундамент музыкальности».- Великий Новгород: НГУ, 2006.- 137 с.

68. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. 207с.

69. Вербов А. М. Техника постановки голоса: М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. - 118с.

70. Взаимосвязь методологической и методической подготовки- учителя музыки: Материалы 2 междунар. научн.-практ. конф. М.: МГЛУ. - 1994. -156с.

71. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963.-440с.

72. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В.Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. — 244с.

73. Волков Г.Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. - 335с.

74. Вопросы вокальной*педагогики. Вып.1-7. - М.: Музыка, 1962-1984.

75. Вопросы истории музыкального искусства Башкирии: сб. науч. тр. вып. 71. — М. Издание гос. муз-пед ин-та им. Гнесиных, 1984 112с.

76. Воробьев Н.Е., Суханцев В.К., Иванова Т.В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. М.: Перемена, 1992. - №12.

77. Воронцов В.Г. Гуманитарно-аксиологические особенности поступенного образования*педагога. Псков: ПОИКРО, 1993. — 421с.

78. Выготский JI.C. Педагогическая-психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480с.

79. Габитов М. Г. Формирование у студентов педагогического вуза нравственно-эстетического отношения к природе средствами музыки: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2005. - 209с.

80. Габитова Р.К. Жанровый состав башкирского музыкального фольклора: Учеб. пособие. Уфа: РИЛО РУНМЦ Госком науки РБ, 2001 - 50с.

81. Галимуллина Р.Т. Фольклор в системе музыкального образования/ Искусство Башкортостана: исполнительские школы, наука, образование Сб. науч. статей. Уфа, РИЦ УГАМ им. 3. Исмагилова, 2004. С.99-108

82. Галина Г. Хусаин Ахметов. Жизнь Творчество, время: Монография Уфа, КИТАП, 1994-128с.

83. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение и поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления советской психологии.-М.: Наука, 1966.-С. 112-119.

84. Гарипова Н.Ф. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1990.- 17с.

85. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. -Челябинск, Факел, 1995. 238с.

86. Гегель Г.Ф. Эстетика в 4х томах. Т.З «Музыка». — М.: Искусство, 1971. -350с.

87. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М.: Современник, 1998.-608с.

88. Гильманов G.A. Классическая музыка и музыкальная педагогика // Метот дологические проблемы^музыкальной педагогики: Матер: Межреспуб. науч.- практ. конф. -М.: МПГУ им: В.И. Ленина, 1991. С. 21-24.

89. Горелов А.А. Древо духовной жизни. М.: Аргус, 1994. - G.56-63.

90. Горленко В.П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы // Педагогика. М.: Перемена, 1996. - № 5. - С. 63-69.

91. Горюхина Н. А. Поэтичность музыки // Очерки по вопросам музыкального стиля и формы. Киев: Муз, 1985. - С.26-37.

92. Гостева Д.Р. Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001. - 26с.

93. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2002. - 22с.

94. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. — М.: МИП «Магистр», 1993. -194с.

95. Грабарь М.М. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Ml: Педагогика, 1977. - 134с.

96. Григорьев В. Поэтика слова. М.: Наука, 1979. - 350с.

97. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.-240с.

98. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: Интор, 1996. — 544с.

99. Далецкий О.В. Обучение пению: учеб. пособ. М.: Москва, 2003 255с.

100. Далецкий О.В. Самоучитель певца. Вопросы-ответы. Бельканто без секретов. М.: Композитор, 2003. 57с.

101. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика, М.: Перемена, 1998. - №2. - С.8-12.

102. Дидактический анализ музыкальных произведений: Методическая разработка. Сост. Иванова Н.А. Саратов: СГПИ им. К.А. Федина, 1993. -17с.

103. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. М.: Музыка, 2004. - 368с.

104. Дмитриев Л.Д. В классе профессора М!Э. Донец-Тессейер. М.: Музыка, 1974. - 64с.

105. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Академия, 2000. - 240с.

106. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. — Дисс. д-ра пед. наук. М. -1983.-356с.

107. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Народная асвета, 1976. - 119с.

108. Егоров A.M. Гигиена голоса и его физиологические основы. М., Муз-гиз, 1962. - 164с.

109. Емельянов В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе. Дисс. канд.пед. наук, Екатеринбург, 2005. -23с.

110. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. СПб., Лань, 1997.-192с.

111. Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре // Вопросы философии. М.: Наука, 1994. - № 6. -С.82-88.

112. Желещикова Н.А. Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки: Дисс. канд. пед. наук. — Магнитогорск. 1999. -209с.

113. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, -1987. 160с.

114. Закон Республики Башкортостан об образовании // Известия Башкортостана. 1992. - 23 авг. (Ms 214 - 216). - С. 9-15.

115. Закон Российской Федерации Об образовании»// Учит. Газ.- 1992*. 4 авг. (№4). — С.10-15.

116. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII-первой половины XVIII века. -М.: Музыка, 1983. 180с.

117. Захарченко Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя //Педагогика. -М.: Перемена, 2001.№ 1. — С.77 — 81с.

118. Зеер Э.Ф. Личностно-ориетированное профессиональное образование. -Екатеринбург: Урал. гос. проф. пед. универ., 1998.-224 с.

119. Зейдлер Г. Искусство пения. -4.1. -М.: Музыка, 1964. -62с.

120. Зейдлер Г. Искусство пения. 4.2. - М.: Музыка, 1964. - 67с.

121. Земцова В.И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: Дисс. д-ра пед. наук. СПб, 1995. — 229с.

122. Зенкин К.В. Музыка в контексте «высшего синтеза» А.Ф. Лосева // Вопросы философии. М.: Наука, 1999. - №9. - С.66-75.1 f

123. Зимняя И.Л. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Ростов-на Д.: Феникс, 1997. 480с:

124. Золтай Д. Этос и аффект: история философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977. - 372с.

125. Иваницкий А.И. и др. Системно-деятельностный подход к разработке внедрению обобщенных технологий обучения// Наука и школа. М.: Наука, 1998. - №5. - С.43-50.

126. Ильясов И;И. Структура процесса обучения: — М.: Издательство МГУ, 1986.-200с.

127. Имамутдинова З.А. Камерно-инструментальная музыка композиторов Башкирии // Музыка композиторов Башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР): Сб. статей. Уфа: УГИИ, 1990. - С. 71-77.

128. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 208с.

129. Искусство* Башкортостана: исполнительские школы, наука, образование: Сб. науч. ст. Уфа: РИЦ УГАИ им. 3: Исмагилова, 2004. - 154с.

130. Исмагулова Р.Х «Салават Юлаев» З.Г. Исмагилова. Уфа: РИЦ Уфимского государственного института искусств, 2001 — 88с.138: Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 206с.

131. Каган М.С. Музыка в мире искусства // Сов. Музыка. — 1987. №1,3. -С.26-38, 56-66.

132. Казанцева .Л.П. Музыкальный портрет. М.: Консерватория, 1995. -125с.

133. Казанцева Л:П. Основы теории музыкального содержания. Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001. - 365с.

134. Казанцева Л.П. Анализ музыкального содержания. Астрахань, ИПЦ «Факел» 2002. - 128с.

135. Калмыков З.И Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.:. Педагогика, 1981. 114с.

136. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика; , 1990. 141с.

137. Каргапольцев С.М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной от- -зывчивости младших школьников. — М.: «Педагогический вестник», 1994. -83с.

138. Каргапольцев С.М. Человек и личность как эстетические феномены // Вестник ОГУ. Оренбург: Южный Урал, 1999. - №3. - С.29-37.

139. Кац Б. О культурологических аспектах анализа // Сов. Музыка. М.: Музыка, 1978. - №1. - С.37-43.

140. Кашапова Л.М. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе. Дисс. канд. пед. наук. - Уфа, 1996. - 186с.

141. Кашапова Л.М. Концепция развития музыкального образования в школах Республики Башкортостан // Музыкальное образование и современная школаУфа: Издательство БГПУ, 1999 —Вып.1. С.5-11.

142. Кашапова JI.M. Моделирование и реализация непрерывного этномузы-кального образования как целостной национально-региональной образовательной системы. Дисс. докт. пед. наук. - Уфа, 2006. - 400с.

143. Кириченко П.В. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом (на примере клавирных произведений XVII-XVIII вв.): Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2002. -23с.

144. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург: Южный Урал, 1996. — 187с.

145. Колесникова И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя-к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин. Автореф. дисс. док. пед. наук. Л., 1991. - 36с.

146. Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки-жизни и творчества Уфа, Китап, 2002. - 240с:

147. Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люли до на- . ших дней. -М:: Музыка, 1967. С. 93-104.

148. Концепция подготовки-специалиста-учителя музыки на музыкальных факультетах высших учебных заведений / Mill У, НИИ дидакт. и психол. высш. образ.; Автор-сост. Абдуллин Э.Б. (отв. ред.), Николаева Е.В., Ур-банович Г.И. М.: МПГУ, 1995. - 29с.

149. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: ГНИ, 1994. - 165с.

150. Краевский В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа // Гуманизация образования. — М.: Наука, 1994.-№1.-С.114-132.

151. Крюков В.А. Подготовка учителя к воспитанию творческой самостоятельности учащихся на уроке музыки. — Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 2000.-16с.

152. Кудряшов А.Ю. Семантика в музыке и.типология музыкальных знаков // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Мат-лы 1 Российской науч.-практ. конф. М., Уфа: Издательство УТАИ, 2002. - С. 31-40.

153. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. - 119с.

154. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя (тексты лекций). Гомель: ГПУ, 1976. - 57с.

155. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. М.: Наука, 1986. - №2. - С.21-30.

156. Кунавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика, М.: Перемена, 2002. №6. - С.44-49.

157. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. -334с.

158. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши:,- М.: Наука, 1965. 265с.

159. Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования. -М.: изд. Центр «Академия», 2001. 272с.

160. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-306с.

161. Леонтьев А.Н; Избранные психологические произведения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1983. Т.1. - 280с.

162. Лернер И.Я. Внимание технологии обучения // Советская педагогика. -М.:.Перемена, 1990. №3. - С.138-141.

163. Лихачёв Д. С. Избранные работы: В 3-х т. Т. 3. Л.: Художественная литература, 1987. 312с.

164. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. — М.: Сов. Композитор, 1990. -312с.

165. Ломов Б.М. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -444с.

166. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525с.

167. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. -550с.

168. Луканин В. Мой метод работы с певцами. — Л.: Музыка, 1972. — 68с.

169. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. -М.: Перемена, 2001. № 10. - С. 56-61.

170. Люш Д.В. Развитие и охрана певческого голоса. Киев: Муз. Украина, 1988. - 144с.

171. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений: Учебное пособие. — 3-е изд. М.: Музыка, 1986. - 528с.

172. Мазель Л.О., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1967. 725с.

173. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. — Дубна: «Феникс», 1999. 256с.

174. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1986.-303с.

175. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -114с.

176. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ, 1993. - 88с.

177. Медведева И.А. Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки ::Автореф. дисс. докт. пед. наук. — Mi, 2002. 39с.

178. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки:- М:: Музыка, 1976: 254 с.

179. Медушевский В.В; Музыкальный стиль как семиотический: объект // Сов. Музыка, М.: Музыка, 1979. -№3. С.30-39.189; Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы// Сов. Музыка. М.: Музыка: 1980. - №9. - С.39 -48;

180. Мелик—Пашаев А.А. Способности человека к художественному творчеству// Искусство в школе. 1996. - № 4. — С.30-33.

181. Мельников Н., Морева Н. Готовим педагога инноватора // Нар. Образование. - 1996. - №4. - С.56-58.

182. Менабени А.Г. Некоторые г краткие сведения о голосовом аппарате и певческомt звуке \\ Вопросы хороведения на музыкально-педагогическом г факультете.- М., 1981. С.32-39.

183. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособ. для ст-тов нед. ин-тов. ~М.: Просвещение, 1987 95с.

184. Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. М-, 1995: -165с.

185. Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно-ориентированной системы образования в средней школе: Дисс. канд. пед. наук.- СПб^ 1985. — 176с.

186. Методические рекомендации по освоению детской вокальной музыки (хрестоматия)\ Сост. Л. Пашкина, М., 1986.

187. Мешков Н.И. О моделях: педагогической подготовки // Педагогическое образование для XXI века: материалы международной науч.-практ. конф. 13-16 апреля: 1994 г. М.: МГПУ им: В.И.Ленина. 1994.-С. 84-93.

188. Мещерякова JI.B. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, 1998.-22с.

189. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта, 1998.-220с.

190. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).--М.: Флинта, 1994. 166с.

191. Михайлов М. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981.- 178с.

192. Морозов В.Д. Биофизические основы вокальной речи. Л., 1977. -112с.

193. Морозов Е., Пидкасистый П. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Сов. Педагогика. 1991. - № 10. - С. 88-93.

194. Музыкальное образование в школе / под ред. Л.В. Школяр. М.: Академия, 2001.-232с.

195. Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии: Межвуз. сб. науч. тр. /под ред. И.С. Кобзевой. Вып. 2. - Саранск: МГПУ им. Евсевьева, 1998. — ; 68с.

196. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. — М.: МГПИ им. Ленина. 1988.62с. 1

197. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка. - 254с.

198. Назаренко И.К. Искусство пения. М.: Музыка, 1968. - 32с.

199. Назарова А.И. Формирование основ педагогической импровизации в процессе профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1984. 16с.

200. Назарова Г.С. Педагогические технологии: Новый этап эволюции // Педагогика. М.: Перемена, 1997. - № 3. - С. 20-27.

201. Назарова И.С. Формирование основ опыта профессионально-педагогического саморегулирования)у будущих учителей музыки : дисс. канд. пед. наук : 13.00.08 Кострома, 2000. 268с.

202. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Книга для учителя.- — 2-е изд. М.: Просвещение, 1987. — 255с.

203. Немудрая- Е.Ю. Формирование инновационных умений у будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, 1999. — 18с.

204. Немыкина И:Н. Методические основы, специальной подготовки'учителя музыки: Учебное пособие. Свердловск: Сверд. пед. ин-т, 1988. - 64с.

205. Нечаева JI.B. Подготовка студентов-педагогических институтов к взаимодействию с учащимися: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Харьков, 1991.-18с.

206. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на-рубеже тысячелетий. -М.: Педобщество России, 2000. — 304с.

207. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы, наследия. Векторы развития. — М.: Эгвес, 2000. — 268с.

208. Овчарова С.В. Педагогические основы преодоления'противоречий при подготовке учителя-музыки: Автореф. дисс. канд. пед наук. Липецк, 2000.-21с.

209. Овчинников В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда: Автореф. дисс. доктор, филос. наук. -М., 1982. 31с.

210. Орлов А.А. Проектирование содержания педагогических дисциплин в вузе // Педагогика. М.: Перемена, 2001. - №10. - С.48-56.

211. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. — М.: Академия, 2001. 370с.

212. Остроменский В.Д. Формирование музыкального познания. Кишинев: Штиинца, 1988: - 157с.

213. Очерки по истории башкирской'музыки: В 2-х вып. Вып 1 Уфа.: РИЦ УГИИ, 2001 - 132с.

214. Очерки по истории башкирской музыки: Учеб. пособие. Вып. 2 — Уфа.: РИЦ УГАИ, 2006 - 153с.

215. Очертовская H.JI. Содержание и форма в музыке. Л.: Музыка, 1985. -112с.

216. Папцова Т.И. Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Ставрополь. — 2000. — 19с.

217. Пашкина Л:Я. Вокально-педагогическая практика как средство совершенствования профессиональной подготовки студентов \\ Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. М.: МГПИ им. В.И. Ленина. 1982. - С.54-63.

218. Пашкина Л.Я. Детская вокальная музыка и профессиональная подготовка студентов \\ Вопросы вокально-хорового воспитания школьников*. — М.: Педагогика, 1988. С.12-18:

219. Педагогика: учебник для с педагогических вузов и педагогических колледжей \ Под ред. И.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое -- общество России, 2008. - 576с.

220. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528с.

221. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-252с.

222. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Владос, 1997. — 384с.

223. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М*.: Педагогика, 1980. - 240с.

224. Платонов К.К. Структура развития личности. М.: Наука, 1986. - 255с.

225. Плеханова О.Е. Технология формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006 24с.

226. Плужников К. Механика пения. СПб: «Композитор-Санкт-Петербург», 2004 - 88с.

227. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Педагогическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Владос, 2001. - 320с.

228. Полева Т.И. Педагогические условия формирования готовности учителя музыки к профессионально-творческой деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2002. 24с.

229. Полякова Е.Н. Подготовка студентов педколледжей к творческой художественно-педагогической деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Уфа, 2003. - 25с.240.® Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогики. — М.: Педагогика, 1976.-279с.

230. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе. — М.: Просвещение, 1974. 127с.

231. Посталюк Н.Ю. Творческий' стиль деятельности: педагогический аспект. -Казань: КГУ, 1989. 203с.

232. Программа развития образования Республики Башкортостан на 19931998 гг., Уфа: Китап, 1993. 64с.

233. Программы для общеобразовательных учебных заведений. «Музыка». -М.: Просвещение, 1994. -324с.

234. Протопопов В.В. Позднее симфоническое творчество С.В. Рахманинова // С.В.Рахманинов. Сб. ст. и мат. / Под ред Т.Э. Цытович. — М.: Советский композитор, 1947. — С.130-155.

235. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 1993. -235с.

236. Проценко М.В. Инновационные технологии преподавания педагогики в формировании творческой)личности будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2002. 20с.

237. Радынова О.П., Груздова И.В., Комисарова JI.H. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. -М.: Академия, 1999: 172с.

238. Ражников B.F. Три принципа^новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. М.: Наука, 1988. - №1. — G.33-41. .

239. Ражников B.C. Резервы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 2002. — 78с.

240. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций иверы //Педагогика.-М.: Перемена- 1998. №5. - С.17-23.

241. Рапацкая JI.A. История русской музыки. От древней Руси до «Серебряного века». М.: Владос-пресс, 2001. — 385с.

242. Рапацкая JI.A. Формирование художественной культуры учителя-музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1991. 19с.

243. Ровнер В.И. Исполнительская традиция вокальных ансамблей в русской музыкальной культуре. Л.: ЛГИК, 1988. - 46с.

244. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов на / Д.: Феникс, 1986. -512с.

245. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. М.: Владос, 2001. -112с.

246. Российская педагогическая энциклопедия: В' 2 п. / Гл. ред. В.В:Давыдов. М.: Рос. Энциклопедия, 1993. - Т.1. - 608с.

247. Рубинштейн М.И. Основы общей психологии. 2-е изд. - М.: Педагогика, 1976.-467с.

248. Рудницкая О.П. Культурологический аспект профессиональной подготовки педагога-музыканта // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век: Материалы III международной науч. практ. конф. М.: Искусство, 1996. - С. 38-41.

249. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман, с очерком их быта. 204 мелодии, СПб., 1897. - 114с.

250. Рындак В.Г. Формирование творческого потенциала учителя. Теория и-диагностика. -М.: Педагогический вестник, 1994. — 114с.

251. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя * (теория взаимодействия). Монография. — М.: Педагогический вестник, 1997. — 244с.

252. Рытов Д.А. Традиции'народной культуры в. музыкальном воспитании детей: М.: Владос. - 382с.

253. Савостьянов А.И. 132 упражнения для учителя по развитию дыхания и голоса. Учебно-практ. пособие. М.: Педагогическое общество России,. 2002. - 80с.

254. Садохина В.В. Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. -17с.

255. Семин Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования // Педагогика. М.: Перемена 2001. - №2. - С.20-25.

256. Сергеева Практикум по методике музыкального воспитания. М.,1999.

257. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. — М.: Логос, 1999. 270с.

258. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. — М.: Пед. общество России, 1999. 140с.

259. Сиразетдинова Р.Ф. Музыкальное искусство в контексте нравственного воспитания будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Уфа, 2002.-19с.

260. Ситникова М.И. Творческая самореализация личности учителя как компонент профессионально-педагогической культуры // Профессионально-педагогическая культура, история, теория, технология. Белгород: БГУ, 1996.-С. 35-40.

261. Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность. Уфа: Гилем, 2005 - 320с.

262. Сластенин В.А. Доминанта деятельности: профессиональная культура учителя. Педагогические технологии // Народ. Образование. М.: Наука, 1997. - №9. - С.43-46.

263. Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. Барнаул: Барн. пед. ин-т, 1996. — С.3-6.

264. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический-контекст // Педагогическое образование и наука. М.:. Педагогика, 2002. - №4. - С. 4-9.

265. Сластенин В.А. Целевая исследовательская программа «Учитель»: поиски, находки, потери (Теория и практика высшего педагогического образования). М.: Наука, 1992. - 24с.

266. Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Мищенко Е.Н., Шиянов Е.Н. Педагогика. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512с.

267. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-пресс, 1995. - 384с.

268. Смирнов С.А. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. — М.: Педагогика, 1998.- 460с.

269. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект-пресс, 1995. — 271с.

270. Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя. Оренбург: ОГПУ. - 1999. - 299с.

271. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. Л.: Сов. Композитор, 1981. - 296с:

272. Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: учеб: пособ. для ст-тов высш. учеб заведений М.: Классик Стиль, 2005 - 152с.

273. Стулова Г.П. К вопросу об, особенностях работы голосового аппарата у детей в- пении \\ Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников.- М.: Искусство, 1982. С85-72.

274. Стулова Г.П. Методические основы развития вокального слуха у детей \\ Научные труды МПГУ. М, 1998: - С. 115-129.

275. Сулейманов Р.С. Башкирское народное вокальное искусство. Том IX. (часть первая): Музыкальный фольклор северо-западных башкир. Уфа: Гилем, 2006. 144с.

276. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х томах. -М.: Педагогика, 1979. 198с.

277. Талызина И.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.': МГУ, 1984.-357с.

278. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.-176с.

279. Тельчарова Р:А. Уроки музыкальной культуры: книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. - 150с.

280. Теория и методика музыкального образования, детей / Л.В. Школяр, М.С. Красильников и др. М.: Флинта: Наука, 1999. - 336 с.

281. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Л.: АПН РСФСР, 1947.-335с.

282. Трофимова Г.С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых. — Автореф. дисс. док. пед наук. — СПб, 2000.-33с.

283. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Избр. психол. труды.- М.: МОДЭК, 1996. 512с.

284. Фоменков М.П. Башкирская народная песня. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1976. — 204с.

285. Фридман Л.М. Психо-педагогика общего образования. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 229с.

286. Холодная М.А. Психология интеллекта. Томск - М., Барс, 1992. — 176с.

287. Холопов Ю.Н. О формах постижения бытия // Вопросы философии. . М.: Наука, 1993.-№4.-С. 106-114.

288. Холопова В.Н. Мелодика: Научно-методический очерк. М.: Музыка, 1984.-89с.

289. Цечисин Т.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1998. - 384с.

290. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. — М.: Музыка, 1964.- 156с.

291. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. Кн. 1. - М.: Сов. композитор, 1988. - 384с.

292. Чебышев Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества // Высшее образование в России. М.: Современный университет, 2000. - № 1.-С. 19-26.

293. Черемсина А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Оренбург, 2000. - 22 с.

294. Черникова Т.А. Подготовка будущих учителей к реализации деятель-ностного подхода к обучению учащихся: Дисс. канд. пед. наук. Бирск, 2000.-219с.

295. Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. -М.: «Экспедитор», 1996. 288с.

296. Чернов Д.Е. Психомоторное развитие учащихся мужского хорового колледжа в период мутации. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008 22с:

297. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование,.!996. 320с.

298. Шадриков В.Д. Деятельность и способности.— М.: Логос, 1994. — 320с.

299. Шаймухаметова Л.Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. — М.: Искусство, 1999. — 310с.

300. Шамова Т.И. и др. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития; Ы.\. Знание, 1993:-84с.

301. Шишкина В.В. Организационно-педагогические условия совершенствования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогического колледжа'в.процессе внеаудиторной деятельности: Дисс. канд: пед. наук. — Тамбов, 2002. — 178с.

302. Шишкина С.В. Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки: Дисс. канд. пед. наук. Саранск, 2001.-148с.

303. Шиянов Е.М. Аксиологический подход как методологическая основа изучения профессионально-педагогической культуры // Профессионально-педагогическая культура: история, теория; технология. Мат-лы конференции. — Белгород: БГУ, 1996. — 307с.

304. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. — М.: Академия, 1999.-288с.

305. Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований // Сборник научных трудов. / Под ред. Ю.И. Юрички. — Вып. 3. — М.: Педагогика, 1998. -320с.

306. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 144с.

307. Щурков Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. -М.: Перемена, 1993. № 2. - С. 66-70.

308. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560с.

309. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 91с.

310. Яковлева Н.М. Подготовка студента к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1981.-128с.

311. Яковнюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Минск.- Белорус. Акад. Музыки, 1993. - 147с.

312. Ямилова О. Вокальное искусство Башкортостана в контексте истории национальной культуры. Уфа, УГАИ, 2003 - 208с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.