Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педагогических вузах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Максимова, Валентина Николаевна

  • Максимова, Валентина Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 186
Максимова, Валентина Николаевна. Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педагогических вузах: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Челябинск. 2000. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Максимова, Валентина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДВУЗЕ.

1.1. Художественно-эстетическое образование будущего учителя начальных классов - как педагогическая проблема.

1.2. Модель процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педвузе.

1.3. Педагогические условия эффективной реализации модели процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов педагогических вузов. 66 Выводы по первой главе

ГЛАВА И. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ.

2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы.

2.2. Реализация модели процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов.

2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы. 141 Выводы по второй главе 162 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164 БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педагогических вузах»

Социально-экономический кризис в России отразился во всех областях жизни, в частности, в культуре и образовании. Прежние культурные ценности и достижения рушатся, нравственные и эстетические идеалы отсутствуют, либо насаждаются извне, лишаясь всякой национальной почвы. Новое поколение ориентируется на кратковременные модные течения, которые внедряются другими культурами, не имея под собой национальной почвы. При этом в большинстве случаев они направлены на разложение, растление истинных русских достижений в области культуры и искусства.

Сегодняшние перемены в обществе объясняют необходимость подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров, обладающих знанием культурных и национальных традиций, гибким мышлением, творческим и духовным потенциалом, а также способностью к непрерывному самообразованию. Эти положения особенно актуальны для системы высшего педагогического образования, так как основная цель педагогической подготовки - не теоретические знания сами по себе, а знания как инструмент. Главная задача и обязанность школы, в том числе и высшей, - образование, воспитание, формирование культуры подрастающего поколения. При этом педагог должен быть функционирующим звеном в передаче накопленного культурного, духовного потенциала и лучших национальных достижений и традиций от предыдущих поколений к будущим.

В этих условиях остро встает вопрос о формировании разносторонне культурного и образованного специалиста, в котором объединены: высокий профессионализм, интеллектуальность,, социальная зрелость и творческое начало. Благодаря перестройке среднего и высшего образования открываются новые возможности для подготовки будущего педагога. О необходимости достижения соответствующего культурного уровня говорится и в Законе Российской Федерации «Об образовании», где сформулированы основные требования к содержанию образования, которое должно обеспечить формирование личности в системе интеграции различных видов культур: «Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образова

1 ния» ( 68,с.57 ).

Выпускник педвуза должен обладать достаточно широким кру

I- гозором как в профессиональной сфере, так и в литературе, музыке,

I живописи, кино и других областях культуры. Ему необходимо иметь i ;ц|

I первичные представления об истории искусств, о современных течениях в них. Культурному человеку необходимы знания общеприня

И тых правил общения с другими людьми как в официальной обстановке, так и в быту, устойчивые привычки выполнения этих правил, принятого этикета в обществе. Эти требования особенно актуальны для учителей начальных классов, так как именно от педагога, работающего в этом звене, зависит в большей степени становление младшего школьника как гармоничной личности. Учитель для ребенка -это не только человек, который может дать знания, но и модель общения и поведения в классе, в школе и в социуме вообще.

Одним из путей развития вышеперечисленных положений, а также творческого и духовного потенциала личности, гибкости мышления и самообразования личности является ее приобщение и овладение художественно-эстетическими ценностями. Формирование ху

I дожественно-эстетических умений у будущих учителей во многом

•А.

I решает эту проблему. Формирование и реализация этих умений может осуществляться в процессе изучения гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин в вузе путем научно-обоснованной переработки программного материала. Для этого учебный материал, j кроме образовательного потенциала, должен обладать и такими качествами, которые способствовали бы максимально эстетическому развитию студентов и показывали бы практическую полезность и значимость материала. В ходе такой работы требуется умелое использование учебного материала, необходима переработка информации как преподавателем, так и студентами. Овладение умениями, способствующими рациональной организации учебной деятельности, ведет к оптимизации процесса обучения. Это означает целенаправленный - подход к совершенствованию процесса обучения, т.е. в единстве рас-f сматриваются принципы, формы и методы обучения, особенности

V учебно-познавательной деятельности студентов, в результате чего f осознанно выбирается наилучший вариант построения учебного процесса в конкретных условиях.

Вопросы, связанные с оптимизацией процесса обучения, рассмотрены в работах С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, М.М.Поташника, В.А.Черкасова и др. Проблемы оптимального сочетания форм, методов и средств как условия эффективного обучения и воспитания представлены в исследованиях А.А.Вербицкого, Т.Т.Загородной, В.А.Синицкой, В.ПТарантай и др.

При формировании у студентов целостного представления о научных основах современного педагогического процесса, художественно-эстетического образования преподавателю необходимо провести такую работу, которая бы раскрывала взаимосвязи наук, показывала бы применение культурологического подхода в ходе изучения программного материала. А это в свою очередь является одним из педагогических условий формирования художественно-эстетических умений у студентов в педвузе.

Возможности использования культурологического подхода в образовании, основу которого составляет теория формирования личности в контексте культуры, рассматривались в работах Л.С.Выготского, В.В. Гуры, Л.С.Рубинштейна, Л.И.Рувинского, Л.Ф.Спирина и др.

Говоря о художественно-эстетических умениях, нельзя не упомянуть о комплексном воздействии искусства, роли эстетического вкуса и художественного интереса. Эти проблемы разрабатывались такими учеными, как А.В.Бакушинский, Л.С.Выготский, С.В.Громакова, В.П.Симонов и др. ( теоретические основы воспитания средствами искусства ); Д.М.Аптекман, В.К.Арсенкин, И.Г.Галицкий, С.Х.Столович и др. ( эстетическое воспитание молодежи ); Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн Б.М.Теплов и др. ( теоретическое обоснование проблемы эстетического вкуса и художественного интереса в педагогике).

Уровень развития художественного сознания, а также художественно-эстетического восприятия педагога определяется умением наблюдать, сравнивать, оценивать, выявлять наиболее значимые художественные явления, которые актуальны в данной педагогической ситуации для формирования и развития у детей эмоционально-образной и чувственной сферы познания мира. Развитию художественного сознания педагога во многом способствует формирование художественно-эстетических умений. На наш взгляд, должна быть построена модель процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов в педвузе, которая способствовала бы выявлению наиболее существенных элементов и сторон этого процесса, а также получению новой информации и знаний о возможностях данного процесса.

В этой связи возникает необходимость теоретической и практической разработки ряда вопросов, связанных с формированием художественно-эстетических умений у студентов в педвузе. Разработке понятия о сущности, целях и задачах художественно-эстетического образования в высшей школе посвящены работы Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова, А.А.Мелик-Пашаева,

Б.М.Неменского, З.Н.Новлянской и др.

Профессиональный аспект подготовки педагога получил освещение в исследованиях педагогов и психологов: А.П.Азарова, Р.Н.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, В.М.Распопова, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина, А.И.Щербакова и др.

Научная организация труда и учебно-воспитательный процесс как главные условия усвоения студентами глубоких и прочных знаний рассматриваются в работах П.Р.Атутова, В.Ф.Ефименко,

A.И.Маркушевича, В.В.Мултановского и др.

Проблемы совершенствования содержания и методов обучения в вузовском аспекте исследуются в работах С.И.Архангельского,

B.А.Беликова, Ю.К.Васильева, В.А.Сластенина, НА.Томина,

A.В.Усовой, В.А.Черкасова, Н.МЯковлевой и других исследователей. Вопросам организации самостоятельной работы студентов посвящены работы А.И.Мелюкова, П.И.Пидкасистого, А.В.Усовой и др.

Вопрос формирования художественно-эстетических умений у студентов педвузов остается полностью не решенным. Появлялись отдельные статьи, разработки ( Н.И.Киященко, Н.И.Лейзеров,

B.П.Зинченко и др. ), диссертационные исследования ( В.Т.Кальянов, Е.П.Зальцман, А.В.Литвинцева и др.), которые, однако, не решили всех проблем по формированию художественно-эстетических умений у студентов педвузов.

Проведенный нами опрос (1994-1995 гг.) на выпускном курсе отделения «Педагогика и методика начального образования» Регионального института педагогического образования и дистанционного обучения ЧГПУ (84 студента) показал, что большинство из них считают свои знания по вопросам художественно-эстетического воспитания недостаточными. Так определить термин «художественно-эстетические умения» могут только 25% опрошенных; 27% студентов считают себя способными формировать художественно-эстетические умения у младших школьников. Эти и другие данные свидетельствуют о том, что существует ряд серьезных недостатков, который мешает решить в полной мере проблему формирования художественно-эстетических умений у будущего педагога: а) недостаточность разработки данной проблемы; б) отсутствие научно-методического обеспечения в данной области; в) невыявленность практических задач по решению данной проблемы.

В связи с тем, что формирование художественно-эстетических умений у студентов педвузов является многоаспектной проблемой, это обстоятельство ставит ее в ряд важнейших вопросов теоретического и практического воспитания и образования. Социальные требования к художественно-творческой личности учителя возрастают с каждым десятилетием, и, естественно, что в 21 веке они станут значительно выше, чем сегодня. В этой связи мы считаем, что процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы деятельность выпускника и через 10-20 лет отвечала динамике социального развития.

Таким образом, проблема формирования художественно-эстетических умений у студентов педвузов определяется противоречием между необходимостью и потребностью формирования художественно-эстетических умений у студентов педвузов с точки зрения подготовки творческих специалистов, с одной стороны, и отсутствием стратегии и условий для осуществления этого процесса в типовой системе подготовки будущих учителей, с другой стороны.

Вышеизложенное послужило основанием для выбора темы нашего исследования «Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педвузе».

Цель исследования состоит в разработке модели процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов в педвузе, определение комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе.

Предмет исследования - процесс формирования художественно-эстетических умений у студентов педагогических вузов.

Гипотеза исследования - повышение эффективности формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педвузе может быть обеспечено, если:

- будет разработана и реализована структурно-функциональная модель процесса формирования художественно-эстетических умений, особенностью которой является ее направленность на достижение поставленной цели и интеграция функций отдельно взятых блоков, позволяющая реализовать функцию всей модели.

- определен комплекс педагогических условий в целях эффективной реализации предлагаемой модели, а именно: культурологический подход к формированию художественно-эстетических умений; оптимальное сочетание форм, методов и средств в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности; система задач, направленных на формирование художественно-эстетических умений.

В соответствии с целью и гипотезой выдвинуты следующие задачи:

1) определить степень разработанности проблемы формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов;

2) определить понятие и состав художественно-эстетических умений у студентов педвуза;

3) разработать структурно-функциональную модель процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов;

4) определить комплекс педагогических условий для эффективной реализации модели процесса формирования художественно-эстетических умений;

5) разработать и внедрить научно-методические рекомендации по совершенствованию формирования художественно-эстетических умений у студентов.

Методологической базой выполненного исследования являются:'

- концептуальные положения теории педагогики о развивающем обучении, гуманизации воспитания, творческом характере педагогической деятельности;

- комплексный системный подход, основывающийся на общей теории систем (И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, В.П. Кузьмин, В.И. Океанов и др);

- личностно-ориентированный подход в образовании, базой которого является теория формирования развития личности (В.А. Беликов, В.В.Сериков, И.С.Якиманская, и др.);

- культурологический подход в образовании, основу которого составляет теория формирования личности в контексте культуры (В.В.Гура, Л.И. Рувинский, Г.К. Селевко, Л.Ф. Спирин, и др.);

- деятельностный подход в образовании, основу которого составляет теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

- идеи по вопросам выбора путей и средств развития творческой личности в различных видах деятельности (Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, В.П. Беспалько, А.Я.Найн, П.И. Пидкасистый, Н.А. То-мин и др.).

Цель и задачи настоящей работы определили использование следующего комплекса методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме, директивных документов по начальному и среднему образованию; моделирование; анкетирование, интервьюирование и тестирование учителей, студентов дневного и заочного отделений и т.д.; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент; наблюдение, изучение продуктов педагогической деятельности студентов; пооперационный и поэлементный анализ; методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- разработана структурно-функциональная модель процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов начальных классов в педвузе, особенностью которой является ее направленность на достижение поставленной цели и интеграция функций отдельно взятых блоков, позволяющая реализовать функцию всей модели.

- определен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, реализация которого обеспечивает эффективную реализацию модели процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов: культурологический подход к формированию художественно-эстетических умений у будущих учителей; отимальное сочетание форм, методов и средств в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности; система задач, направленных на формирование художественно-эстетических умений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- выделены основные направления в исследовании формирования художественно-эстетических умений, конкретизировано и уточнено понятие «художественно-эстетические умения будущего учителя»;

- определен состав художественно-эстетических умений в контексте профессионально-творческой подготовки будущего учителя.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработаны научно-методические рекомендации по проблеме формирования художественно-эстетических умений в рамках профессионально-творческой подготовки студентов;

- разработаны критерии оценки уровня сформированности у будущих учителей художественно-эстетических умений;

Предложенные методические рекомендации позволяют повысить качество подготовки будущих учителей в педвузе и эффективность процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов педагогических вузов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1994-1996 гг.) изучался историко-педагогический аспект проблемы, а также философская, психолого-педагогическая и методическая литература, диссертационные исследования по данной проблеме. Был определен понятийный аппарат; обоснована проблема, изучен уровень теоретической разработанности и ее соотнесенность с практическим применением, а именно: организовано изучение практики работы отделения «Педагогика и методика начального образования» Регионального института педагогического образования и дистанционного обучения 41 НУ. Кроме того определена актуальность исследуемой проблемы; сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования.

На втором этапе (1996-1998 гг.) осуществлялся поиск новых концептуальных подходов к исследованию проблемы формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей. Одновременно разрабатывалась модель процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей, выявлялись педагогические условия ее реализации. Осуществлялась следующая экспериментальная работа: шло моделирование процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности с учетом предмета исследования; проверялись и уточнялись полученные выводы, проводилась оценка итогов опытно-формирующего эксперимента, обобщались результаты процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих педагогов.

На третьем заключительном этапе (1998-2000 гт.) была осуществлена проверка и обработка результатов проведенного исследования, систематизированы и обобщены полученные выводы и результаты, что позволило внедрить их в практику работы высшей школы, разработаны научно-методические рекомендации по совершенствованию данного процесса.

На защиту выносятся: - модель процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов;

- комплекс педагогических условий, применение которого обеспечивает эффективную реализацию модели процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждается положениями современных педагогических теорий профессиональной подготовки, теорией педагогики о развивающем обучении, гуманизации воспитания и творческом характере педагогической деятельности; использованием комплекса надежных методов математической статистики, повторяемостью результатов исследования, репрезентативностью выборок, длительным характером исследования в строго учитываемых и контролируемых условиях, а также результатами внедрения научно-методических разработок по материалам исследования в практику работы Регионального института педагогического образования и дистанционного обучения ЧГГТУ.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:

- разработки автором учебно-методических рекомендаций для студентов педвуза, работников детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов общеобразовательных школ;

- публикаций в печати;

- выступлений на научных конференциях Регионального института педагогического образования и дистанционного обучения (19971998 гг.), Челябинского государственного педагогического университета (1998г.), международной конференции «Инновационные процессы в ДОУ», «Культура и дети» (1998-1999);

- организации и проведения семинаров по обучению преподавателей начальных классов.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Максимова, Валентина Николаевна

Выводы по второй главе

1. Результаты анализа учебного процесса данного вуза показали, что если специально не заниматься формированием художественно-эстетических умений, то у студентов эти умения находятся на низком уровне. Благодаря сравнению существующей в данном вузе системы формирования у обучаемого художественно-эстетических умений и разработанной нами модели процесса формирования этих умений, мы выявили большие потенциальные возможности разработанной модели по формированию названных умений в образовательном процессе вузе.

2. Опытно-формирующий этап экспериментальной работы показал, что формирование художественно-эстетических умений осуществляется более успешно в результате реализации разработанной нами модели, особенностью которой является ее направленность на достижение цели и интеграцию функций отдельно взятых блоков, позволяющих реализовать функцию всей модели.

3. В результате проведенного эксперимента мы доказали, что необходимым и достаточным для реализации модели процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов является комплекс педагогических условий: теоретико-методологической основой для формирования художественно-эстетических умений является культурологический подход к реализации блоков подготовок, оптимальное сочетание форм методов и средств в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности; использование системы задач, направленных на формирование художественно-эстетических умений у студентов.

4. В результате реализации модели процесса исследуемых умений прослеживается динамика этого процесса, характеризующаяся повышением уровня следующих показателей: систематичность применения художественно-эстетических умений, способность и стремление к художественно-эстетическому самообразованию, профессионально-педагогическая готовность к деятельности по формированию художественно-эстетических умений.

По итогам опытно-формирующего этапа эксперимента мы можем утверждать, что студенты в экспериментальной группе, где реализовывалась разработанная нами модель на фоне выделенного комплекса педагогических условий, показали более высокий уровень сформированности художественно-эстетических умений, чем в остальных группах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие общества на современном этапе отражается во всех сферах жизни, в том числе и в образовании, которое нуждается в высококвалифицированных профессиональных кадрах, обладающих гибким мышлением, творческим потенциалом и способностью к непрерывному самообразованию. Эти положения особенно актуальны для системы высшего образования, так как основная цель педагогической подготовки - не теоретические знания сами по себе, а знания как инструмент. Одним из путей развития творческого потенциала, гибкости мышления и самообразования личности является ее художественно-эстетическая направленность. Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей во многом решают эту проблему.

Наше диссертационное исследование мы строили на основе того, что формирование художественно-эстетических умений должно быть поставлено на прочную научную основу. Кроме этого теоретические знания обязательно должны быть закреплены практикой. Между тем, анализируя данную проблему, мы выявили противоречие между необходимостью и потребностью формирования художественно-эстетических умений у студентов педвузов с точки зрения творческого характера подготовки специалиста и отсутствием стратегии и условий для осуществления этого процесса в типовой системе подготовки будущих учителей.

Изучение состояния данной проблемы, анализ психолого-педагогической литературы, опыт работы в общеобразовательной школе показали, что необходимы новые пути и средства формирования художественно-эстетических умений у студентов.

В первой главе диссертации описывается характеристика состояния проблемы художественно-эстетического образования, разрабатывается периодизация данного вопроса, определяется категориальный аппарат, изучаются идеи современных ученых, эстетов, психологов по исследуемой проблеме. С позиции теоретико-методологической основы нами дана авторская трактовка «художественно-эстетические умения у будущего учителя», под которой мы понимаем сформированную в личном опыте на основе знаний и навыков способность будущего учителя осуществлять в качестве субъекта учебной деятельности совокупность действий, направленную на рационально-логическое и эмоционально-чувственное познание мира.

Для изучения объекта нашего исследования - процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов - нами был использован научный метод моделирования, который наиболее полно позволил изучить данный процесс, выделить его существенные элементы и получить новую информацию о его возможностях. Благодаря этому методу мы разработали структурно-функциональную модель процесса формирования у студента педвуза художественно-эстетических умений.

Исходя из того, что оригиналом для нашей модели явилась профессионально-педагогическая подготовка, в основу нашей модели легла интеграция теоретического, методического и практического блоков подготовки. Так как наша модель является структурно-функциональной моделью процесса формирования художественно-эстетических умений, ее особенностью является направленность на достижение поставленной цели и интеграция функций отдельно взятых блоков, позволяющая реализовать функцию всей модели,

Разработанная нами модель процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов педвузов будет эффективно реализована при наличии определенных педагогических условий, которые мы выделили на основании анализа психолого-; педагогической литературы, результатам констатирующего этапа] эксперимента и учету путей построения модели: а) использование в качестве теоретико-методологической основы формирования художественно-эстетических умений культурологического подхода; б) использование оптимального сочетания форм, методов и средств в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности; в) применение системы задач, направленной на формирование у студентов художественно-эстетических умений.

Разработанная нами система формирования художественно-эстетических умений является одной из педагогических систем.

Теоретические положения, описанные в первой главе, экспериментально проверялись нами. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы мы доказали правильность высказанных нами предположений.

1. Опытно-формирующий этап экспериментальной работы показал, что формирование художественно-эстетических умений осуществляется более успешно в результате реализации разработанной нами модели, особенностью которой является ее направленность на достижение цели и интеграция функций отдельно взятых блоков, позволяющая реализовать функцию всей модели.

2. В результате проведенного эксперимента мы доказали, что необходимым и достаточным для реализации модели процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов является комплекс педагогических условий: в качестве теоретико-методологической основы формирования у студентов художественно-эстетических умений принят культурологический подход; осуществлено оптимальное сочетание форм методов и средств в учебной квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности; использована системы задач, направленная на формирование художественно-эстетических умений у студентов. 3. В результате реализации модели процесса исследуемых умений прослеживается динамика этого процесса, характеризующаяся повышением уровня следующих показателей: систематичности применения художественно-эстетических умений, способности и стремления обучаемых к художественно-эстетическому самообразованию, профессионально-педагогическая готовность будущих учителей к деятельности по формированию художественно-эстетических умений.

По итогам опытно-формирующего этапа эксперимента мы можем утверждать, что студенты в экспериментальной группе, где реализовывалась разработанная нами модель на фоне выделенного комплекса педагогических условий, показали более высокий уровень сформированности художественно-эстетических умений, чем в остальных группах.

Наше исследование по данной теме не является исчерпывающим. Дальнейшая разработка проблемы формирования художественно-эстетических умений у студентов педвузов может вестись в следующих направлениях:

- изучение возможностей других методологических подходов для формирования у обучаемых художественно-эстетических умений;

- дальнейшее изучение педагогических условий эффективного формирования у студентов художественно-эстетических умений;

- разработка системных диагностик формирования у будущего учителя художественно-эстетических умений. те

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Максимова, Валентина Николаевна, 2000 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для подготовки специалистов высших учебных заведений. - 2-е изд. Перераб. и доп.- М., 1990. - 141с.

2. Аганисьян В.М. Развитие творческого мышления студентов, педагогов. / / Вопросы психологии. 1982. - №6. - С. 97-100.

3. Актуальные вопросы методологии современного искусствознания / Отв. ред. А.Я.Зись. М.: Наука, 1983.-378 с.

4. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания: Сб. ст. / Отв. ред. Э.В. Бурмакин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1982. -56с.

5. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1988.-238 с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокр. пер. с англ. В.Н.Самохина. Общ. ред. и вступит, статья В.П.Шестакова. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.

8. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. - 200с.

9. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М., 1974. 384с.i

10. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Изд-во «Просвещение». - 1968. - С.57.

11. Ахияров К.Ш., Правдин Ю.П. Формирование познавательной активности студентов в обучении: Учеб. пособие. Уфа: БГПИ, 1988. - 80с.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М., 1982,- 192с.

13. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.; Педагогика, 1982. - 192 с.

14. Бабич JI.B. Воспитание гуманитарно-эстетического компонента культуры будущего учителя // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991. - С.90-99.

15. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Омск, ин-т физ. культуры.-Омск: 1990.-185с.

16. Базовая модель профессиограммы учителя. Челябинск: Чел. обл. ИУУ, 1990. - 72 с.

17. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избр. искусствовед, тр.-М., 1981.-351с.

18. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача». / / Вопросы психологии. 1970. - №6. - С. 75-84.

19. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психол.-пед. аспект. М.: Педагогика, 1990. - 183 с.

20. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Сов. педагогика. 1968.-№4.-С. 52-69.

21. Беспалько В.П. Программное обучение: Дидактические основы. -М.: Высшая школа, 1970. 300с.

22. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, - 1989. - 190 с.

23. Блауберг И.В. Теория системы: Филос. и методол. проблемы. М., 1977.-86с.

24. Блок Б.Б. Сопереживание и сотворчество / / Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. - С. 31-56.

25. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовск. ун-та, 1983. - 173 с.

26. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей / / Поблемы способностей в современной психологии: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. -М.: НИИОП, 1984. С. 5-18.

27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте -Психол. исследование. М., 1968. - 464с.

28. Бокарева Г.А. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисциплинам: Дисс. .д-ра пед. наук. Волгоград, 1993.

29. Бокарева Г.А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов. Калининград: Кн. изд-во, 1985. - 264с.

30. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М.: Высш. шк., 1966.- 150 с.

31. Бухарова Г.Д. Понятие «задача» в психологии, общей и частной дидактиках / / Понятийный аппарат педагогики и образования: сб.тнауч. тр. / Отв. ред. Е.В.Ткаченко. Вып. 1. - Екатеринбург: УрГТТУ, УГППУ, 1995. - С.97-106.

32. Вавилов Ю.П. О педагогических способностях учителя младших классов / / Диагностика познавательных способностей. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1986. - С. 18-25.

33. Валентайн К. Психология красоты М.: Изд-во «Пучина», 1926.1. Ю

34. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусств. -| М.: Сов. художник, 1966. 118 с.

35. Васильев К.И. Проблемы и перспективы современного высшего1.образования. Воронеж: Изд. Воронеж, ун-та, 1977. - 128с.

36. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М., 1981г 128с.

37. Воловичева JI.H. Поиски новых путей подготовки учителей начальных классов / / Начальная школа. 1994. -№11.- С.79-81.

38. Вопросы эстетики: Сб. ст. / Под общ. ред. Г.Недошивина. М.: Искусство, 1958-, 1964. Вып. 6. - 400 с.

39. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование / / Педагогическая технология. 1993. - №3-4. -143с.

40. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1975. - 576с. . 50. Гальперин П.Л. Введение в психологию. - М: Изд. моек, ун-та,1976.-150с.

41. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. -120с.

42. Глинский Б.А. Моделирование^кШГметод научного исследования.

43. М.: Высшая школа, 1965. 234с.

44. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. -Киев: Выща школа, 1980. 141 с.

45. Гоноболин Ф.М. Психология: Учебное пособие для пед. училищ. -М., 1973.-240с.

46. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математическойIстатистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. - 136с.

47. Гура В.В. Культурологический подход как теоретико' методологическая гуманизации информационно-технологическогообучения, Дисс. канд. пед. наук — Ростов-на-Дону, 1994. С. 6264.

48. Дурай-Новакова К.М. /ПНР/ Профессиональное самоопределение как педагогическая проблема // Совершенствование трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в школах Узбекистана. Ташкент, 1983. - С.49-53.

49. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дисс. .д-ра пед. наук. -М., 1983. -340с.

50. Дуранов М.Е., Гостев А.Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: ЧелГУ, 1996. -72с.

51. Ефименко В.Н. Дидактические основы проблемного построения учебных дисциплин в вузе: Авореф. дисс. . канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1990. -19 с.

52. Ефимова Г., Новлянская 3. Почему дети фантазируют? / / Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пединститутов / Сост. В.В.Мироненко. М.:Просвещение, 1990. - С. 275280.

53. Жернов В.И. ДурановМ.Е. Культура и образование личности ( к постановке вопроса ) . -Магнитогорск.: МГПИ, 1998. 12с.

54. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

55. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1988. - 167с.

56. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: МП "Новая школа", 1992. - 57с.

57. Занков JI.B. О предмете и методах дидактических исследований. -М.: АПН РСФСР, 1962. 148с.щ

58. Зинченко В.П. Общие вопросы развития творческих способностей студентов на занятиях по рисунку / / Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов н/Д: РГПИ, 1986. - С.29-39.

59. Зись А .Я. Философское мышление и художественное творчество. -М.: Искусство, 1987. 252 с.

60. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. - 240 с.

61. Интенсификация творческой деятельности студентов / В.И.Андреев и др. Казань: Изд-во КГУ, 1990. - 197 с.

62. Искусство и дети. / / Сб-к «Эстетическое воспитание за рубежом».-М: Изд-во «Искусство», 1969. 278с.

63. Искусство и творческая активность масс / Под рук. Л.Т.Левчук. -Киев: Выща школа, 1985. 200 с.

64. Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А.К.Василевский. М.: Просвещение, 1981. - 288 с.

65. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1987. - 223с.193.

66. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе / / Музыка в школе. 1987. - №4. - С. 28-32.

67. Каган М.С. Системный подход и гуманитарные знания: Избранные статьи. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 384с.

68. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328с.

69. Калмыкова З.Н. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики 11 Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.Н.Калмыковой. М.: Педагогика, 1975. - С. 1030.Ф

70. Калошин Ф.И. Содержание и форма в произведениях искусства. -М.: Госполитиздат, 1953. 239с.

71. Карпов А.В. Разработка принципов психологической диагностики интегральных способностей / / Способности и деятельность. Ярославль: ЯГПИ, 1989. - С. 23-24.

72. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество: О проблемах эстетического творчества в развитии социалистического общества. М.: Знание, 1984. - 112 с.

73. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. - 282 с.

74. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 1989. -212с.

75. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии тврчества. -Пенза: Науч. метод, центр Пенз. гор. отд. образования, 1994. - 340 с.

76. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании / / Обзорная информация. Вып. 2. - М. :НИНОП, 1984. - 47 с.

77. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системе и 1 системном подходе. Челябинск: ЧГПИ. 1986. - 135с.

78. Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1971. - 658 с.

79. Коханович Л.И. Философско-методологические проблемы творчества / / Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности: Сб. науч. тр. М.: НИВШ, 1990. - С. 5-11.

80. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

81. Кримцова О.В. Об эстетической сущности педагогической деятельности // Сов. педагогика. 1983. - Мб. - С.59-60.чт

82. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л: Изд. Ленингр. ун-та, 1970. - 114 с.

83. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.-Л., 1976. 133с.

84. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки / / Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.

85. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.-Ленингр. Отд. Об-ва «Знание» РСФСР, 1985. 32 с.

86. Кулагина Г.Н. Формирование у студентов вечернего отделения познавательной самостоятельности. Дис. . канд. пед. наук. М., 1980.

87. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М.: Высш. шк., 1999. - 511с.

88. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.

89. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учеб. пособие для пед. ин-тов.-3-е изд., перераб. и доп. М., 1964. - 478с.

90. Левитов Н.Д. Психология труда. М., 1963. - 340 с.

91. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во полит, лит., 1975. - 304с.

92. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 287 с.

93. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии / / Вопросы психологии. 1972. - №9. - с.7-16.

94. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 183 с.

95. Лернер И .Я. Как мы учим детей / / Семья и школа. 1976. - №10 - С. 15-17.

96. Лернер И.Я. Развитие мышления в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

97. Лук A.M. Научное и художественное творчество сходство, различие, взаимодействие / / Художественное творчество: Вопр. компл. изуч. / АН СССР, Науч. совет, по истории мир. культуры. - Л: Наука, 1982.-С. 203-216.

98. Лушников A.M. Научно-исследовательская работа и профессиональная подготовка будущего учителя / / Советская педагогика. -1974.-№7.-С.87-91.

99. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебно-методическое пособие. М.: МГПУ, 1989. - 77с.

100. ИЗ. Максимова В.Н. Актуальность изучения мировой художественной культуры в дошкольных учреждениях и начальной школе// Тезисы докладов конференции «Дошкольное воспитание, проблемы, поиски, решения».-Челябинск: ЧГПУ, 1997.-С.41-42.

101. Максимова В.Н. Мировая художественная культура как учебная дисциплина в начальной школе (Часть 1). Челябинск: изд-во ЧГПУ, 1998.-99с.

102. Максимова В.Н. Мировая художественная культура как учебная дисциплина в начальной школе (Часть 2). Челябинск: изд-во ЧГПУ, 1998.-58с.

103. Максимова В.Н. Об актуальности художественно-эстетического обучения студентов в педвузе// Сборник научных трудов преподавателей и сотрудников РИПОДО по результатам научной работы 1999 года. Челябинск: ЧГПУД999.-С.44-45.

104. Максимова В.Н. Факторы, обеспечивающие эффективность формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов//Вестник ЧГПУ. — Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2000.-С.116-117.

105. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: РОУ, 1992. - 272с.

106. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.

107. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.-240 с.

108. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 86 с.

109. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. К проблеме художественных способностей и их развития / / Педагогика искусства и школа. М.: Сов. художник, 1982. - С. 47-49.

110. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Педагогика, 1987. -144 с.

111. Методология и методика научного исследования / Авт. сост. А.Я.Найн. - Челябинск: Челяб. ФИПО, 1993. - 52 с.

112. Методы педагогического исследования / Под ред. В.И.Журавлева. -М.: Просвещение, 1972. 159 с.

113. Методы психологической диагностики. / Под ред. В. Н. Дружинина, Т.В.Галкиной. М.: РАН, 1993. - 87 с.

114. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Науч. метод, пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и науч. работников, занимающихся вопросами методики пед. исследований. - М.: Высш. шк., 1987. - 200 с.

115. Моделирование педагогических ситуаций: Пробл. повышения качества и эффективности общепед. подгот. учителя / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1981. - 120 с.

116. Найн А .Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. области, Челяб. фил. ИПО МО, 1995. - 288 с.

117. Найн А.Я. Общенаучные понятия в педагогике. / / Педагогика. -1992.-№7-8. -С. 12-26.

118. Наумченко И.Л. Самообразование будущего учителя. Саранск,1974.-262с.

119. Научное творчество: Сб. статей / Под ред. С.Ф. Микулинского, М.Г.Ярошевского. М.: Наука, 1969. - 446 с.

120. Неменский Б.М. Культура- Искусство- Образование: Цикл бесед. -М.: Изд-во Центр ХКО, 1993. 79 с.

121. Немыкина И.Н. Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения: Межвузов, сб. науч. тр. М., 1991. - С.96-99.

122. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1975. - 302 с.

123. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 153 с.

124. Огородников И.Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителя в высшей школе / / Советская педагогика.1975. №2. - С.87-94.

125. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. -14-е изд. -М.: Русский язык, 1983. 816с.

126. Органов А.А. Теория отражения и искусство. М.: Искусство, 1978. - 133 с.

127. Педагогика школы: Учебное пособие для пед. ин-тов / Под ред. Г.И.Щукиной. М., 1977. - 383с.

128. Пеня Т. Г. Взаимодействие видов искусства как средство художественно-творческого развития первоклассников П Межпредметные связи в преподавании искусства в школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Е.В.Квятковского. М.: НИИОП, 1981. - С. 8-24.

129. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1981. -750с.

130. Петрова Г.А. и др. Эстетическое воспитание в школе. Казань, 1991,- 182 с.

131. Пидкасистый П.Н. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: Дис. канд. пед. наук. М., 1973.

132. Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980. - 240с.

133. Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях // Советская педагогика. -1963. №11. - С. 40-53.

134. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.- 312с.

135. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 30 с.

136. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань: Изд-во КГУ, 1989. - 206 с.

137. Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса и уроки освоения / / Советская педагогика. 1991. -№1.- С.45-50.

138. Поташник М„М. Проблема оптимизации в педагогике // Советская педагогика. 1985. -№2. -С.14-15.

139. Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков, 1913. - С. 83.

140. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред.

141. A. И.Бурова, Е.В.Квятковского. М.: Педагогика, 1987. - 96 с.

142. Психологические исследования творческой деятельности / Ред. О.К.Тихомиров. М.: Наука, 1975. - 253 с.

143. Пути и средства эстетического воспитания / Отв. ред. Н.И.Киященко, И.А.Конников; АН СССР. М.: Наука, 1989.-190 с.

144. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы / А.П.Дьяков, А.И.Стеценко и др.; Науч. ред.

145. B.С.Рахманин. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 160 с.

146. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М., 1969. - 190с.

147. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. -М.: Просвещение, 1975. 272 с.г

148. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд., доп.-М., 1972.-168с.

149. Ратнер Я.В. Эстетическое восприятие как деятельность // Вестник МГУ.- 1967. №2.- С. 44-43.

150. Раутен В.А. Элементы творческой деятельности в процессе подготовки студентов к овладению новыми знаниями // Реформа школы и развитие педагогического творчества учителей: Сб. науч. тр. / Тю-мен. гос. ун-т. Тюмень: ТГУ, 1988. - С. 89-95.

151. Резванцева Р.В. Самообразовательная работа студентов педагогического вуза // Педагогика высшей школы.- Вып. 6- Алма-Ата, 1976.1. C.96-99.

152. Рейнвальд Н.И. Психология личности: Монография. М.: Изд-во УДН, 1987. - 200 с.

153. Рейнковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. - 392 с.

154. Репкин В.В. Психологическая организация учебного материала и успешность обучения: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М, 1967. -19с.

155. Розет И.М. Психология фантазии: экспериментальное теоретическое исследование внутренних закономернолстей продукта умственной деятельности. 2-е изд., испр. и доп. - Минск: «Университетское», 1991. - 339 с.

156. Роль искусства в развитии способностей школьников / НИИ Худож. Воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1985. -144 с

157. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество. JL: Наука, 1982. - С. 53-72.

158. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2т. / АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 488 с. Т. 2. - 322 с.

159. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии.-М.: АПН СССР, 1959. 553с.

160. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.

161. Рунин Б.М. Психология импровизации // Психология процессов художественного творчества. JL, 1980. - 165с.

162. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / / Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации.- М: Изд-во «Народное образование», 1998. 256с.

163. Сериков Г.Н. Педагогические системы обучения. Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1980. - 96с.

164. Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1992. -227с.

165. Сериков Г.Н. Управление педагогическими системами обучения. -Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1981. 101с.

166. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989.- 254с.

167. Скаткин М-Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. - 152 с.

168. Скаткин М.Н. Проблема современной дидактики. М., 1992. - 6с.

169. Скаткин М.Н. Совершенствования процесса обучения: Проблемы и суждения. М., 1971. - 206 с.

170. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. - 160 с.

171. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JL: Изд. Ленингр. ун-та, 1977. - 136с.

172. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 1632 с.

173. Соколов А.С. О типологии методов художественного мышления // Художественный тип человека: Комплексное исследование. М.: Московская гос. консерватория, 1994. - С.52-65.

174. Социокультурная адаптация индивида средствами комплекса искусств: Уч.-метод. пособие. М: Лаборат. эстетич. освоения ок-руж. мира исслед. центра эст. восп. РАО, 1994. - 104 с.

175. Спирин Л.Ф. Эвристическая программа накопления знаний о формировании профессионально-значимых качеств у будущих учителей. Ярославль: ЯГПИ, 1989. - 17с.

176. Спирин Л.Ф., Степинский М.А., Фрумкин М.Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: Учебное пособие. / Под ред. В.А.Сластенина. Ярославль, 1974. - 130с.

177. Столович Л.Н. Жизнь Творчество - Человек: Функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

178. Столович Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание, 1981. - 64 с.

179. Стрелец Б.И. Квазипрофессиональная деятельность и имитационная игра. // Вестник высшей школы. 1989. №8. - С. 70-72.

180. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. М., 1973. - 272с.

181. Тафель Р.Е., Файн В.М. К исследованию диагностических методик для идентификации творческой личности // Вопросы психологии. -1974. -№6. С. 121-126.

182. Теория эстетического воспитания / Отв. ред. Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров. М.: Искусство, 1979. - 255 с.

183. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. Избр. работы. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.

184. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников в процессе целостного восприятия различных видов искусств. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И.Ленина, 1990. -184 с.

185. Томин Н.А. Пути совершенствования педагогической технологии в подготовке учителя / Челяб. гос. пед. ин-т: Челябинск, 1991. 58с.

186. Томин Н.А., Белокур Н.Ф. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1986. - 66с.

187. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси., 1961.-210с.

188. Управление творческим мышлением и воображением: Метод, разработка / Магнитогор. гос. пед. ин-т. Магнитогорск: МГПИ, 1992- 34с.

189. Усова А.В. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков // Совершенствование педагогической работы в вузе. Челябинск. 1979. - С. 156-157.

190. Усова А.В. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования. Челябинск: ЧГ1ТИ, 1994.-26 с.

191. Ушинский К.Д. / / Собр. соч. Гл. ред. А.М.Елагин. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - Т.2. - 655с.I

192. Философско-методологические основания системных исследований. Под ред. Д.М. Гвишиани и др.- М.: Наука, 1983.- 320с.

193. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983. - 839с.

194. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство., 1996. —333с.

195. Художественно-эстетическое воспитание и задачи гуманитаризации высшего образования: Науч.-пр. конференция. Магнитогорск: МГПИ, 1989. - 61 с.

196. Худяков В.Н. Методика работы по развитию математической культуры учащихся ПТУ на уроках математики. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994. -88с.

197. Худяков В.Н. Самообразование и политехническая подготовка учащихся: Метод, реком. в помощь учителю. Челябинск: ЧГПИ, 1983.-16с.

198. Худяков В.Н. Формирование политехнических знаний и умений у студентов педвуза при изучении дисциплин естественно-математического цикла: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1985.

199. Черкасов В.А., Фомина Т.А., Хайрулин Т.Ш. Развитие духовности школьника: Аспект оптимизации советского образования. Челябинск: ЧГПУ, 1993.-164 с.

200. Шацкий С.Т., Шацкая В.Н. Бодрая жизнь: Собр. соч. В 2-х Т. -М., 1962.-Т.1.-425 с.

201. Шульман А.Я. Критерии, определяющие ценность теста // Сб.: Вопросы политического обучения в средней школе. Ростов н/Д., 1967.-С. 163-179.

202. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М: Высш. шк., 1989. - 143 с.

203. Яковлев Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект: Монография. Челябинск, 1998. - 136с.

204. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дисс. . д-ра. пед. наук. Челябинск, 1992. .

205. Яковлева Н.М. Теория практика педагогического творчества: Учеб. пособие к спецкурсу / Челяб. гос. пед. ин-т: Челябинск, 1987. 67 с.

206. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПУ, 1991.- 128 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.