Формирование художественной школы Крыма. Региональные особенности, своеобразие и тенденции развития (конец XIX - первая половина XX века) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Алексеева Елена Николаевна

  • Алексеева Елена Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 185
Алексеева Елена Николаевна. Формирование художественной школы Крыма. Региональные особенности, своеобразие и тенденции развития (конец XIX - первая половина XX века): дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова». 2019. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Алексеева Елена Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Формирование художественных центров в Крыму в конце Х1Х - начале ХХ века

1.1. Мастерская и картинная галерея И.К. Айвазовского как центр художественной жизни Крыма в конце Х1Х-начале XX века

1.2. Общества любителей искусства Крыма и их роль в развитии культуры полуострова в 1890-х - 1910-х годах

1.3. Художественные объединения и выставочная деятельность в Крыму в

1900 - 1910-х годах

ГЛАВА 2. Сложение системы художественного образования в Крыму

2.1. Частные студии Крыма первых десятилетий ХХ века как начальная ступень нарождающейся системы художественного образования

2.2. Основание Крымского художественного училища имени Н.С. Самокиша. Его место в системе художественного образования в СССР

2.3. Становление национальной школы крымскотатарского

искусства

ГЛАВА 3. Роль творческих объединений и Союза художников Крыма в активизации художественной жизни и развитии художественного образования в Крыму в 1920-1940-е годы

3.1. Профессиональные объединения художников 1920-1940-х гг

3.2. Союз художников Крыма и его вклад в становление местной школы живописи

3.3. Выставочная деятельность в советском Крыму в зеркале художественной

критики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСТОЧНИКИ И БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественной школы Крыма. Региональные особенности, своеобразие и тенденции развития (конец XIX - первая половина XX века)»

ВВЕДЕНИЕ

Подъем творческой жизни в Крыму в первой половине ХХ века способствовал становлению художественной школы региона, оформлению его изобразительной традиции. Консолидация творческих сил, происходившая в контексте общего подъема художественной жизни полуострова, оказала значительное влияние на процесс создания художественной школы Крыма как самобытного явления. Однако история художественных объединений полуострова этого периода остается малоизученной и требует осмысления и концептуального подхода. Этим обусловлена актуальность темы исследования.

Комплексный анализ таких явлений, как создание творческих объединений художников, студийное движение, выставочная деятельность, музейное строительство, художественное образование и критика в региональных центрах, существенно обогащает картину художественного прошлого, способствует пониманию закономерностей развития искусства как в отдельно рассматриваемом регионе, так и в масштабах страны в целом. Провинциальные города, организуя свою художественную жизнь, не только стремились перенимать столичный опыт, но, зачастую, создавали нечто особенное, самобытное, что обуславливает необходимость изучения истории и феномена таких творческих и профессиональных объединений, как важной составляющей этого явления.

Анализ исследовательской литературы по истории творческих объединений Крыма с точки зрения становления художественной школы полуострова в первой половине ХХ века показывает, что, несмотря на кажущееся обилие трудов, посвященных творческим объединениям Крыма, в научном сообществе до сих пор нет целостного представления об этом процессе.

Актуальность и научная значимость темы, ее недостаточная разработанность определили объект, предмет, хронологические и территориальные рамки, цель и задачи диссертационной работы.

Объектом исследования является художественная школа Крыма, становление которой началось в первой половине ХХ века.

Предметом исследования выступают творческие объединения, союзы художников Крыма, педагогическая и организаторская деятельность отдельных художников, которая разворачивалась в указанный период.

Цель работы - выявить и определить роль и значение отдельных художников, творческих объединений и союзов художников полуострова конца XIX - первой половины ХХ века в формировании художественной школы Крыма.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

- проанализировать широкий круг научной и краеведческой литературы и выявить состояние изученности вопроса;

- систематизировать и проанализировать архивные источники, касающиеся исследуемой темы;

- определить основные этапы формирования художественной жизни в Крыму;

- показать роль отдельных городов в художественной жизни полуострова;

- раскрыть роль отдельных художников в создании традиций крымской художественной школы;

- воссоздать историю студийного движения в Крыму;

- реконструировать историю творческих объединений и союзов (их состав, характер деятельности объединений, их выставочную работу, вклад отдельных художников);

- раскрыть роль художественных выставок в активизации культурной жизни, укреплении творческих связей;

- выяснить роль художественных объединений и союзов в формировании системы художественного образования в Крыму;

- выявить особенности региональной художественной школы, ее своеобразие и тенденции развития.

Хронологические рамки работы обусловлены предметом исследования. Первые объединения в Крыму появляются на рубеже Х1Х -ХХ веков, что определило нижнюю границу исследования. Верхняя граница обусловлена фактом создания Оргкомитета Союза советских художников Крымской АССР в 1940 году.

Географические границы определяются границами крымского полуострова.

В данной диссертационной работе основное внимание уделено деятельности художественных обществ, творческой и выставочной работе объединений и отдельных художников, становлению художественного образования, деятельности ряда личностей, внесших значительный вклад в развитие культуры региона.

В основу данного исследования положены теоретические положения, сформулированные в трудах Григория Юрьевича Стернина по истории художественной культуры России. Им было предложено толкование понятия «художественная жизнь», в которой творческие союзы занимают ведущее место, т.к. само их появление продиктовано задачей формирования коммуникации между художником и зрителем, необходимостью укрепления позиций искусства в жизни общества. По определению ученого, художественная жизнь - «...это само искусство и его взаимоотношение со зрителем, разные виды и формы выставочной деятельности, общественные притязания различных художественных организаций и группировок, и их действительная роль в культурном быте, художественная критика и ее воздействие на творческую практику, равно как и обратное влияние, которое испытывает критическая пресса, отражая тенденции развития искусства»1. В соответствии с этим определением, в данной работе рассматривается процесс становления и развития художественного образования как

1 Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века. М., 1984. С. 17.

необходимого условия передачи традиции, чему в значительной степени способствовала деятельность объединений художников.

Степень научной разработанности проблемы. Всесторонняя характеристика истории творческих художественных объединений, как составляющая художественной жизни России, дана в фундаментальных исследованиях Г.Ю. Стернина, Г.Г. Поспелова, Д.В. Сарабьянова, Т.П. Каждан, Е.А. Борисовой, Е.И. Кириченко и др.

Однако проблема становления художественной школы Крыма в первой половине ХХ века не получила комплексного освещения в исследовательской литературе, хотя разработка некоторых ее аспектов имеет свою историю. Так, картина развития культурной жизни полуострова уточняется и обогащается с открытием забытых или малоизвестных имен художников, сыгравших определенную роль в развитии художественной жизни полуострова.

В массиве научных публикаций, имеющих отношение к теме диссертационного исследования, можно выделить две группы. Первая представлена работами, суммирующими проверенные временем положения, факты, имена. Это труды по истории искусства, ориентированные на воссоздание целостной картины художественного процесса, а также издания справочного характера.

Вторая группа включает научные труды, в которых углубленно разрабатываются проблемы художественной жизни России, и, непосредственно, Крыма. Она представлена диссертациями, монографиями и статьями российских и зарубежных исследователей. В эту группу также входят альбомы, посвященные творчеству отдельных художников, т.к. нередко их выход в свет знаменовал открытие и введение в научный оборот новых или недостаточно оцененных предшественниками имен.

Неоднократные изменения административно-территориального статуса Крыма на протяжении ХХ века, а также исторически сложившаяся этническая пестрота региона обусловили неопределенность в вопросе о

национальной принадлежности художественной культуры полуострова. Как

6

следствие, история художественной жизни Крымской АССР, а затем Крымской области, входивших в состав РСФСР до 1954 года, из-за отдалённости региона от столицы не получила должного освещения в исследованиях российских учёных. В украинской советской науке искусство Крыма рассматривается с 1954 года («История украинского искусства» под редакцией Н. Бажана, изданная в 1960-х годах).

В обобщающих трудах, посвященных советскому изобразительному искусству, Крым практически отсутствует, упоминаются только самые известные мастера. Довоенный период в них представлен именами Николая Семёновича Самокиша и Константина Фёдоровича Богаевского. Однако крымский период деятельности первого не обозначен вовсе, а в богатом наследии Богаевского выделен только жанр индустриального пейзажа, т.к. стилистика более ранних его работ длительное время определялась как буржуазные формалистические изыски2.

В исследованиях 1980-х годов отмечается особая роль крымских художников в развитии украинского искусства. Борис Борисович Лобановский и Пётр Иванович Говдя особенно отмечают творчество Максимилиана Александровича Волошина3. В указанном исследовании также дана краткая характеристика наследия К.Ф. Богаевского, существенно расширяющая границы восприятия творчества мастера, ранее искусственно суженные под давлением соцреалистической эстетики. Авторы указывают на связь «суровых киммерийских фантазий» художника с произведениями М. А. Волошина, отмечают, что К.Ф. Богаевский по-своему интерпретировал пластический стиль Андреа Мантенья в духе требований современного искусства4.

С обретением Украиной независимости меняется научная парадигма истории украинского искусства, появляются новые исследования,

2 Советское изобразительное искусство. 1917-1941 : Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационное искусство. М. : Искусство, 1977. С. 11, 24, 33, 34, 57; 12, 52, 76.

3 Лобановський Б. Б., Говдя П. I. Укра!нське мистецтво друго! половини XIX - початку XX столггтя. Кшв : Мистецтво, 1989. 206 с. С. 150.

4 Там же. С. 150.

посвященные художественной жизни отдельных регионов страны. Однако в связи с тем, что Крым до 1954 года входил в состав РСФР, он не попал в поле зрения исследователей.

Таким образом, анализ трудов обобщающего характера показал, что творчество крымских художников представлено в них фрагментарно. История творческих объединений Крыма в указанных исследованиях не освещалась.

Вторая группа работ намного обширнее и также представлена исследованиями российских и украинских ученых. Важно подчеркнуть, что значительную роль в реконструкции истории художественной жизни Крыма сыграли крымские ученые.

Постановка темы художественной жизни как искусствоведческой проблемы связана с именем выдающегося советского российского исследователя Г.Ю. Стернина. Результатом работы в этом направлении, начатой в 1970-е годы, стал цикл монографий, освещающих художественную жизнь России середины Х1Х начала ХХ века5. Ее разработка знаменовала становление и развитие новой методологии искусствоведческих исследований6.

Для нашей темы особое значение имеет третья часть исследования Г.Ю. Стернина, посвященная художественной жизни России конца Х1Х -начала ХХ века7. Таврическая губерния входила в состав Российской империи, и культурная жизнь ее была неразрывно связана со столичной культурой, прежде всего Петербурга. По меткому замечанию Ларисы Леонидовны Савицкой, художественные мероприятия, в каком бы городе империи они не проходили, по сути, были всероссийскими, «...представляя творчество русских, украинских и польских мастеров, окончивших

5 Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М. : Искусство, 1988. С. 66, 73, 119, 166.

6 Савицкая Л. На пути обновления. Искусство Украины в 1890-1910-е годы. Харьков : ТО «Эксклюзив», 2003. С. 10.

7 Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России...

единственную в России высшую профессиональную школу - Петербургскую академию художеств»8.

В исследовании Г.Ю. Стернина приводятся сведения о мастерах, оказавших влияние на становление художественной школы Крыма, таких как М.А. Волошин, К.Ф. Богаевский, А.Ф. Гауш, М.П. Латри, А.К. Шервашидзе. Особое место занимает анализ критических статей М.А. Волошина, посвященных теоретическим вопросам искусства, а также творчеству отдельных художников9.

Большое внимание уделяется вопросу о творческих связях людей искусства, что позволяет увидеть их деятельность в широком контексте, приблизиться к более точному ее пониманию. В связи с деятельностью художественных объединений, и, прежде всего, «Нового общества художников», стилевая и идейная направленность которого, по мнению исследователя, выражала важные тенденции своего времени, упоминаются имена К.Ф. Богаевского, А. Ф. Гауша, М. П. Латри10. Кроме того, в основном тексте исследования, а также в приложении к нему встречаются факты, важные для понимания масштабов личности отдельных художников11.

Исследование Владимира Павловича Лапшина, посвященное художественной жизни Москвы и Петрограда 1917 года, позволяет расширить диапазон нашей работы12. Как свидетельствуют факты, приведенные автором монографии, многие художники, оказавшие влияние на развитие художественной жизни в Крыму, активно участвовали в культурном процессе в исследуемое время. Имена А.Ф. Гауша, Н.С. Самокиша, Я.П. Бирзгала, К.Ф. Богаевского, А.К. Шервашидзе, Г.А. Магулы неоднократно

13

упоминаются автором13.

8 Савицкая Л. Л. Указ. соч. С. 10.

9 Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России... С. 66, 73, 119, 166.

10 Там же. С. 30, 182.

11 Там же. С. 231, 233, 237, 239, 258.

12 Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М. : Искусство, 1983. С. 16, 19, 209, 318, 368, 432, 451, 470.

13 Там же. С. 16, 19, 209, 318, 368, 432, 451, 470.

К рассматриваемой нами проблеме в отношении Юга Украины конца XIX - первой половины XX века обращались такие украинские исследователи, как Л.Л. Савицкая14, Н.В. Сапак15, С.С. Шевелев16, Е.Н. Светличная17.

Проблематика региональных творческих объединений разрабатывалась в трудах российских ученых, благодаря чему в научный оборот были введены новые имена, то есть панорама художественной жизни России получила более детальную проработку18. Эти работы позволяют понять различные подходы к решению поставленных задач, продиктованных спецификой проблемы.

С учетом опыта этих исследований проблема творческих объединений Крыма первой половины ХХ века рассматривается в контексте всероссийского, а со временем - всесоюзного художественного процесса.

Следующую группу составляют исследования и публикации, в которых рассмотриваются различные аспекты художественной жизни полуострова. Первые из них датируются 1920-1930 годами. Авторами их выступают современники эпохи - поэт, мастер акварели и художественный критик М.А. Волошин; художник, деятель культуры, искусствовед Н.С. Барсамов; историк искусства, краевед А.И. Полканов.

М.А. Волошин рассматривал проблему в широком культурно-историческом контексте, выявляя в пестром и витиеватом узоре, созданном в результате взаимодействия многих культур, региональное своеобразие. В своих критических статьях он дает оценку роли И.К. Айвазовского в

14 Савицька Л. Художне життя Одеси на початку ХХ столггтя [Текст] // Мистецтвознавство Укра1ни : зб. наук. пр. Кшв : Спалах, 2000. Вип. 1.

15 Сапак Н. В. Художне життя Швдня Украши шнця XIX - першо! третини XX столитя [Текст] : дис... канд. мистецтвознавства : 17.00.05. Кшв, 2006. 189 с.

16 Шевелёв С. С. Одесское художественно-театральное училище им. М. Б. Грекова. Очерки. Теория и история. Одесса : Оптимум, 2003.

17 Светличная О. М. Художественная жизнь Екатеринослава - Днепропетровска конца XIX - XX в. [Текст] : автореф. дис... канд. мистецтвознавства : 17.00.05 (образотворче мистецтво).

18 Турчинская Е. Ю. Художественное объединение «Зелёная кошка». Формирование. Тенденции. Мастера (К истории дальневосточного искусства 1910-1920-х годов) : дис... канд. искусствоведения : 17.00.04. СПб., 2003. 254 е.; Журавлёва Н. С. Литературные и художественные объединения на Урале в 20-е годы XX века : дис... канд. ист. наук : 07.00.02. Челябинск, 2004.

художественной жизни Феодосии, поднимает проблему преемственности художественной традиции, вводит понятие «Киммерийская школа пейзажа» как общенационального явления, отмечая при этом, что именно в творчестве художников, именами которых определяется школа, Киммерия «нашла в себе силы, чтобы процвести в русском искусстве» 19. Волошин считал пейзаж ведущим жанром крымского искусства, развитие которого обусловлено ландшафтным и климатическим разнообразием полуострова20. Статьи М.А. Волошина являются важным источником для комплексного изучения художественной жизни Крыма начала ХХ века. Данные им определения и поставленные вопросы получили дальнейшую разработку в научных изысканиях исследователей последующих поколений.

Феодосия, старейший художественный центр Крыма, первой обретает своих исследователей. Вслед за М.А. Волошиным к планомерному исследованию культурного наследия города приступает художник и искусствовед, директор галереи И.К. Айвазовского с 1923 года Н.С. Барсамов. Младший современник художников-киммерийцев он оставил воспоминания о встречах с К.Ф. Богаевским, М.А. Волошиным, запечатлел их образы средствами живописи и графики и, что особенно важно, изучал и систематизировал их творческое наследие. Знание нюансов живописной и графической техник, понимание специфики методов работы с материалом позволяла Н.С. Барсамову глубоко и точно анализировать произведения мастеров полуострова. Его работы являются ключевыми в понимании особенностей становления крымской художественной школы21.

Значительный вклад в изучение художественного процесса в Крыму 1920-1940-х годов внес крымский историк искусства Александр Иванович Полканов. Современник исследуемой эпохи, он многие годы активно

19 Волошин М. Культура, искусство, памятники Крыма // Жизнь - бесконечное познанье. М. : Педагогика-Пресс, 1995. С. 126.

20 Там же. С. 126.

21 Барсамов Н. С. Айвазовский в Крыму : очерки об И. К. Айвазовсском и художниках Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслере, К. Ф. Богаевском, М. А. Волошине, М. П. Латри. Симферополь : Крым, 1970. 96 с. : ил. ; Барсамов Н. С. Богаевский. Художник. 1872-1943. М. : Искусство, 1961. 54 с. ; Барсамов Н. С. 45 лет в галерее Айвазовского. Симферополь : Крым, 1971. 256 с. : 17 л. ил. и др.

участвовал в культурной жизни полуострова. Им составлены и сопровождены обстоятельными вступительными статьями практически все каталоги наиболее значимых выставок, проходивших в Крыму в 1920-е годы. Спустя несколько десятилетий, в 1960-е годы, этот опыт был им обобщен в неопубликованных очерках «Художественная жизнь Севастополя в годы 1920 - 1941», «Изобразительное искусство в Крыму в годы 1920 - 1941», «Организация художественных сил в Крыму»22.

Следует отметить, что в указанных работах исследователь оперирует понятием «художественная жизнь». Восстанавливая историю этого процесса в Севастополе, А.И. Полканов освещает отдельные его составляющие: развитие музейного дела, общественную деятельность художников (агитационные театральные массовые постановки), участие в монументальной пропаганде, становление художественного образования (студийное движение, возглавляемое Э.А. Штейнбергом, Ю.И. Шпажинским, М.П. Крошицким, М. П.Крошечкиным), работу художественных объединений, отношения между представителями противоборствующих идеологических направлений в искусстве, выставочную деятельность. Кроме того, он характеризует наиболее выдающихся мастеров, принимавших

23

участие в культурной жизни города23.

В другой работе, посвященной организации художественных сил в Крыму, А.И. Полканов рассматривает выставки как первые организационные центры художников в 1920-1940-е годы, ставит вопрос о преемственности художественной традиции на примере деятельности И.К. Айвазовского и его преемников; отмечает причастность Ю.И. Шпажинского к школе А.И. Куинджи. Кроме того, исследователь затрагивает вопрос о связи феодосийской художественной традиции с русским искусством в целом, отмечая, что творчество И.К. Айвазовского оказало воздействие на большой

24

круг выдающихся российских художников24.

22 Полканов А. И. Художественная жизнь Севастополя в годы 1920-1941 // Архив А. И. Полканова ; Полканов А. И. Изобразительное искусство в Крыму в годы 1920-1941 // Архив А. И. Полканова.

23 Там же.

24 Полканов А. И. Организация художественных сил в Крыму // Архив А. И. Полканова.

Публикации крымских искусствоведов второй половины ХХ века: Леонии Дмитриевны Холкиной, Розы Дмитриевны Бащенко, Рудольфа Трофимовича Подуфалого, Л.М. Магдесян, Азы Павловны Пальчиковой и других, освещавшие, преимущественно, творчество художников полуострова, в значительной степени способствовали воссозданию целостной картины исследуемого периода.

Деятельность творческих объединений Ялты 1920-1930-х годов в контексте художественной жизни Крыма изучала А.П. Пальчикова25. Некоторые аспекты истории художественной жизни Севастополя первой трети ХХ века раскрываются в исследовании Т.В. Рыжовой, посвященном художнику и педагогу Э.А. Штейнбергу26.

К недавним разработкам по теме данного исследования относится работа Сергея Борисовича Филимонова, построенная на анализе малоизвестных источников по истории интеллигенции Крыма в эпоху

" " 27

«великой русской смуты»27 - многочисленных, но малоизученных, крымских газет 1917-1920 годов.

Таким образом, в истории изучения художественной жизни Крыма прослеживается несколько этапов. На первом этапе (1921 - 1941) художественная жизнь Крыма освещается современниками, непосредственными ее инициаторами и участниками, искусствоведами. Это, преимущественно, статьи в периодических изданиях и каталоги выставок, которые освещали события современности. Однако уже тогда появляются и первые обобщающие работы. Второй этап (1945 - 1990) характеризуется разработкой вопросов, связанных с творчеством отдельных художников полуострова. Появляется целый ряд альбомов и монографий, посвященных творчеству К.Ф. Богаевского, Э.Я. Магдесяна, Н.С. Самокиша, Н. С. Барсамова и др. Последний в эти годы активно работал как

25 Пальчикова А. П. Художественная жизнь Ялты в 20-30-е годы ХХ века // Крымские известия. 2006. 25 янв.

26 Штейнберг Эдуард Антонович. Каталог произведений живописи и графики. Архивные документы / сост. Т. Рыжова ; Севастоп. худ. музей (компьютерная вёрстка ; 1999).

27 Филимонов С. Б. Интеллигенция в Крыму (1917-1920): поиски и находки источниковеда. Симферополь : ЧерноморПресс, 2006. 232 с.

исследователь, результатом чего является целый ряд публикаций, посвященных художественной жизни Феодосии, творчеству И.К. Айвазовского, его учеников и К.Ф. Богаевского. Начавшийся в 1990-х годах третий этап, продолжающийся в настоящее время, характеризуется тенденцией к обобщению более чем столетнего опыта художественной жизни полуострова, открытию забытых имен.

Методологическую основу работы составляет культурно-исторический метод, утвердившийся в современных искусствоведческих исследованиях, обращенных к изучению художественной культуры прошлого. Использование этого метода позволило путем системного анализа, сравнения и сопоставления художественной жизни Крыма с дореволюционной культурой Российской империи, а затем с основными тенденциями культурного строительства молодой советской державы в контексте региональных социокультурных процессов прийти к целостному представлению о формировании художественных традиций Крыма в исследуемый период.

При разработке подхода к изучению художественной жизни Крыма указанного периода мы опирались на исследования российского советского теоретика и историка искусства Валерия Николаевича Прокофьева. Предложенное им определение отдельных видов искусствоведческой деятельности - художественной критики и истории искусства - дало возможность систематизировать материал, выделив массив художественной критики как один из источников изучения художественной жизни28.

При формировании общей методологии исследования были учтены сформулированные и описанные В.Н. Прокофьевым фазы исторического познания. Ученый выделяет четыре этапа исследования: фактографический, реконструктивный, аналитический и системный. Целью первого является наиболее полное выявление всех фактов и документов изучаемой эпохи29.

28 Прокофьев В. Н. Проблемы методологии современного искусствознания : [сб. ст.] / АН СССР, ВНИИ искусствознания ; М-во культуры СССР. М. : Наука, 1989. С. 233-265.

29 Там же. С. 249.

Специфика нашей темы предполагает использование материалов художественной критики, каталогов выставок, дневников и воспоминаний художников и культурных деятелей - современников изучаемой эпохи, личных дел художников. Следующий этап - реконструктивный, цель которого, по мысли В.Н. Прокофьева, состоит в том, чтобы свести воедино добытые факты, описав их связи и отношения в пределах художественной жизни данной эпохи, понимаемой в качестве некой целостой ткани или структуры.30 Третий - аналитический и сравнительно-критический этап предполагает не только констатацию явлений, но и классификацию их, когда внимание сосредотачивается на «ключевых фигурах» и памятниках изучаемого периода31. Завершающим этапом исследования является синтезирующий или системный, когда реализуется попытка взглянуть на факты с некой общей точки зрения - с точки зрения связей. Цель его - поиск

32

и определение связей данного периода с предшествующим и последующим32.

Таким образом, в основе методологии автора лежит системный подход, т.е. формирование художественной школы рассматривается как часть системы в пространственном и временном отношениях. В свете сказанного, важно воссоздать реальную историко-культурную ситуацию, в которой происходило становление художественной школы в Крыму, рассматривая ее развитие в контексте культуры Крыма и с учетом связей с художественной культурой России.

Специфика нашей темы предполагает также обращение к опыту исследователей, стоявших у истоков практической разработки темы художественного образования как искусствоведческой проблемы, прежде всего уже упоминавшегося Г.Ю. Стернина. Им была предложена методика исследования художественной жизни, предполагающая выявление ее целостной картины с привлечением наиболее важных аспектов, таких как художественная критика, проблема академии и академизма, восприятие

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Алексеева Елена Николаевна, 2019 год

ИСТОЧНИКИ И БИБЛИОГРАФИЯ

1. Архив КХУ им. Н. С. Самокиша.

2. Архив Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого. Личное дело М. П. Крошицкого.

3. Архив Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого. Персональные папки художников.

4. Архив Симферопольского художественного музея. Воспоминания учеников Н. С. Самокиша.

5. Архив Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.

6. Архив Художественного музея Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника. Воспоминания и письма художника В. К. Яновского.

7. ГАРК. Ф. Р-4133. Д. 372 (1940, 1944-1975 гг.).

8. ГАРК. Ф. Р-3814 Д. 631 (1884-1971 гг.).

9. ГАРК. Ф. Р-3814. Д. 82. Оп. 1 (1966 г.).

10. ГАРК. Ф. Р-3814. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

11. ГАРК. Ф. Р-3814. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

12. ГАРК. Ф. Р-3814. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.

13. ГАРК. Ф. Р-3814. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.

14. ГАРК. Ф. Р-3814. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.

15. ГАРК. Ф. Р-3814. Оп. 1. Д. 177. Л. 6; Д. 180. Л. 34

16. ГАРК. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 3. Л. 4.

17. ГАРК. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 4. Л. 5.

18. ГАРК. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 8. Л. 2.

19. ГАРК. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 12. Л. 18.

20. ГАРК. Ф. Р-4165. Оп. 1. Л. 5.

21. ГАРК. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 20. Л. 18.

22. ГАРК. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 25. Л. 22.

23. ГАРК. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 26. Л. 36.

24. ГАРК. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 31. Л. 51.

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

ГАРК. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 372 (1940, 1944-1975 гг.). ГАРК. Ф. Р-4165. Оп. 2. Д. 12. Л. 8. ГАРК. Ф. Р-4165. Оп. 2. Д. 12. Л. 5. ГАРК. Ф. Р-4165. Оп. 2. Д. 12.

ГАРК. Ф. Р-4165. Оп. 2. Д. 6. Д. 7. Л. 1-9, 37-40; Д. 10. Л. 6-7.

ГАРК. Ф. 19. Оп. 1. Д. 2691.

ГАРК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 2691. Л. 9.

ГАРК. Ф. 216. Оп.1. Д. 2620.

ГАРК. Ф. 216. Оп. 1. Д. 2694.

ГАРК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 276. Л. 51.

ГАРК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 276. Л. 42.

ГАРК. Ф. Р-4165. Оп. 2. Д. 24. Л. 55-56.

ГАРК. Ф. Р-4165. Оп. 2. Д. 24. Л. 55-56.

Д-2323 (Разная переписка галереи в 1921-1923 гг.).

ИРЛИ. Ф. 562. Оп. 1. Ед. хр. 337.

Аблякимова З. Т. Бахчисарайская художественно-промышленная школа: история создания и концепция развития // Тезисы международной научной конференции «IV Научные чтения памяти Усеина Боданинского (Бахчисарай, 17-19 окт. 2012 г.)». Бахчисарай, 2012. С. 6-7.

Авсиян О. А. Чуткий воспитатель и педагог // Курортная газета. 1960. 25 окт.

Айвазовский : документы и материалы. Ереван : Айастан, 1967. 406 с. Акчурина-Муфтиева Н. М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV - первой половины ХХ в. : (Этапы развития, типология, стилистика, художественные особенности) / КИПУ ; Ин-т искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Рыльского НАН Украины ; отв. за вып. Н. Р. Караманов. Симферополь : ОАО «Симфероп. гор. тип.» (СГТ), 2008. 392 с.

44. Алексеева Е. Н. Студийное движение в Крыму в 1920-1940 гг. // Молодой ученый. 2012. №12. С. 570-572. URL https://moluch.ru/archive/47/5931/ (дата обращения: 15.04.2018).

45. Алексеева Е.Н. Крымское художественное училище им. Н.С.Самокиша и его место в системе художественного образования // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2016. № 12(34). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/4021 (дата обращения: 15.04.2018).

46. Алексеева Е.Н. Художественная жизнь Феодосии 1900—1920 ГГ. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 2(45). - Новосибирск: СибАК, 2015.

47. Алексеева Е.Н. Союз художников Крыма и его роль в худоественной жизни полуострова во второй половине ХХ века. // www.gramota.net/materials/3/2013/1-2/3.html Источник Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2013. № 1 (27): в 2-х ч. Ч. II. C. 21-24. ISSN 1997-292X.

48. Алексеева Е. Н. Искусство Крыма в художественной критике 1910-1920 гг. / Е.Н. Алексеева // Вестник ХДАДМ / Харьковская государственная академия дизайна и искуссв. - №5. - 2014. - С.118-122.

49. Алёшин В. Темы и картины : [о работах крымских художников] // Крым. 1952. № 10. С. 204-207.

50. Андреев П. // Красный Крым. 1925. 26 дек.

51. Андреев П. На выставке крымских художников // Крым. 1947. № 1. С. 250-253.

52. Андросов С. А. Деятельность Крымохриса по созданию и развитию музейной сети в Крыму (1920-1926 гг.) // II Таврические научные чтения : сб. ст. / Крым. респ. краевед. музей. Симферополь, 2002. С. 2732.

53. Андросов С. А. Из музейного прошлого усадьбы «Сельбиляр» в Ялте (1920-1927) // V Таврические научные чтения : сб. ст. / Крым. респ. краевед. музей. Симферополь, 2005. С. 17-22.

54. Андросов С. А. Судьба культурного наследия Крыма на изломе исторической эпохи (1917-1920 гг.) // I Таврические научные чтения : сб. ст. / Крым. респ. краевед. музей. Симферополь, 2001. С. 5-9.

55. Антонюк А. А. Создание и деятельность Центрального музея Тавриды в первые годы становления (1921-1924) // Историческое наследие Крыма. 2006. № 16. С. 120-127.

56. Археология Украинской ССР : библиографический указатель, 19181980 : в 3 т. / И. И. Артеменко [и др.]. Киев : Наук. думка, 1985-1989.

57. Археология Украинской ССР : библиографический указатель, 19181980 / сост. и авт. предисл.: И. Г. Шовкопляс, Н. Г. Дмитриенко. Киев : Наук. думка, 1989. 558 с.

58.

59. Баев Е. Молод и в старости // Советский Крым. 1964. 24 марта.

60. Барановская Т. // Курортная газета. 2005. 2 июня.

61. Барсамов Н. С. Айвазовский в Крыму : очерки об И. К. Айвазовсском и художниках Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслере, К. Ф. Богаевском, М. А. Волошине, М. П. Латри. Симферополь : Крым, 1970. 96 с. : ил.

62. Барсамов Н. С. Богаевский. Художник. 1872-1943. М. : Искусство, 1961. 54 с.

63. Барсамов Н. С. Выставка картин Н. С. Барсамова, приуроченная к 35-летию творческой, музейной и художественной деятельности в Крыму. Феодосия, 1958. 10 с. : 25 л. ил.

64. Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский / под общ. ред. Н. Г. Машковцева. Симферополь : Крымиздат, 1953. С. 205.

65. Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский и Феодосийская галерея. Феодосия : изд-во Феодос. музея, 1926. 32 с.

66. Барсамов Н. С. 45 лет в галерее Айвазовского. Симферополь : Крым, 1971. 256 с. : 17 л. ил.

67. Барсамов Н. Третья выставка картин. Феодосия, 1927. 15 с.

68. Барсамов Н. С. Художники Феодосии: И. К. Айвазовский, Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслер, К. Ф. Богаевский, М. А. Волошин, М. П. Латри. Феодосия, 1928. 55 с.

69. Барсамов Н. С., Барсамова С. А. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского. К 75-летию со дня основания. Симферополь: Крымиздат, 1955. 231 с. : 17 с. : ил.

70. Барсамов Н. Феодосийская галерея Айвазовского - очаг живописной культуры в Крыму. Феодосия, 1929. 23 с.

71. Барсамова С. А. Феодосийская картинная галерея : путеводитель-каталог. Симферополь : Крымиздат, 1954. 45 с.

72. Барсамова С. Удивительный город // Курортная газета. 1964. 27 мая.

73. Барская Т. По призванию // Курортная газета. 1968. 2 июня.

74. Бассехес А. Живописцы Крыма // Крым. 1948. № 1. С. 244-250.

75. Бащенко Р. Д. Константин Фёдорович Богаевский : альбом. М. : Изобраз. исскусство, 1984. 296 с. : 48 л. : ил.

76. Бащенко Р. Константин Фёдорович Богаевский // Крым. 1959. № 23. С. 81-90.

77. Бащенко Р. Приравняли к штыку // Крымская правда. 1984. 8 июля.

78. Бендюкова Н. А. М. П. Крошицкий и Севастопольский художественный музей // Крымский архив. 1997. № 3. С. 122-128.

79. Бендюкова Н., Попова Р. Работы севастопольских художников 18842006. Севастополь, 2007. 230 с.

80. Берестовская Д. С. Синтез искусств в художественной культуре : [монография]. Симферополь. : Ариал, 2010. 230 с. : ил.

81. Благовещенский В. Крым. Гравюры на линолеуме. Иваново, 1940. 19 с.

82. Богаевский К. Ф. Выставка живописи и графики : каталог. Симферополь, 1964. 15 с.

83. Богаевский К. Ф. Киммерия : альбом. М. : Сов. художник, 1972. 31 с. : ил.

84. Бортников Н. Жизнеутверждающее искусство : выставка работ Я. А. Басова // Крымская правда. 1962. 6 янв.

85. Бортников Н. Ф. Выставка произведений : проспект выставки. Симферополь, 1972. 24 с.

86. Бухтоярова В. А. Изучение традиционного костюма крымских татар в трудах У. А. Боданинского // Тезисы международной научной конференции «IV Научные чтения памяти Усеина Боданинского (Бахчисарай, 17-19 окт. 2012 г.)». Бахчисарай, 2012. С. 16-17.

87. Виттер А. Художественно-артистический кружок // Ялтинский вестник. 1915. 30 дек.

88. Волошин М. А. К. Ф. Богаевский - художник Киммерии. Казань, 1927.

89. Волошин М. А. Каталог выставки произведений. Симферополь : Крым, 1964. 6 с.

90. Волошин М. Константин Богаевский // Аполлон. 1912. № 6. С. 5-12.

91. Волошин М. А. Культура, искусство, памятники Крыма // Жизнь -бесконечное познанье. М. : Педагогика-Пресс, 1995. С. 126.

92. Волошин М. Культура, искусство, памятники Крыма // Крым : путеводитель. М. ; Л., 1925.

93. Воронова О. П. Над Понтом Эвксинским : К. Богаевский. М. : Сов. художник, 1982. 183 с. : ил.

94. Вторые крымские искусствоведческие чтения. Вопросы теории, истории и критики искусства Крыма : материалы респ. науч. -теор. конф. / Симфероп. худож. музей. Симферополь : [Б. и.], 1998. 58 с.

95. Выставка произведений крымских художников : каталог. Симферополь, 1964. 30 с.

96. Выставка произведений М. М. Щеглова // Крымская правда. 1956. 2 дек.

97. Выставка работ крымских художников. Симферополь : Красный Крым, 1945. 16 с.

98. Выставки советского изобразительного искусства : справочник. Т. 1 : 1917-1932. М. : Сов. художник, 1965. 557 с.

99. Слава Севастополя. 01.16.11.

100. Галиченко А. А. Старинные усадьбы Крыма. Симферополь : Бизнес-Информ, 2008. С. 416.

101. Галиченко А. А. Усадьбы Крыма в первые годы советской власти // Москва - Крым : ист.-публицист. альманах. М., 2002. Вып. 4.

102. Гейман В. Д. Иван Константинович Айвазовский. К столетию со дня рождения // Известия Таврической учёной архивной комиссии. 1917. № 55. С. 54.

103. Глаголев А. Искусство Крыма. Симферополь : Искусство. 1935. № 2. С. 12-19.

104. Глазунова С. А. Творчество К. Ф. Богаевского и традиции киммерийского пейзажа. Крым. 1982. С. 34.

105. Говдя П. I., Коваленко О. М. Передвижники i Украша. Кшв : Мистецтво, 1978. 118 с.

106. Десятые крымские искусствоведческие чтения. Вопросы теории, истории и критики искусства Крыма : материалы респ. науч. -теор. конф. / Симфероп. худож. музей. Симферополь: [Б. и.], 2005. 100 с. : ил.

107. Димшиць Е. Украшський живопис кшця 1950-х - початку 1990-х роюв // Нариси з юторп образотворчого мистецтва Украши ХХ ст. / редкол.: В. Сидоренко (голова) та ш. ; 1н-т проблем сучас. мистецтва Академп мистецтв Украши : у 2 кн. Кшв : 1нтертехнолопя, 2006. Кн. 2. С. 150193.

108. Дубилей Л. П. Страницы истории Крымского краеведческого музея по материалам ЦГА Крыма // Архив - музеям Крыма : материалы науч.-практич. конф., посвящ. 75-летию Центр. гос. архива Крыма (19 мая 1994 г.). Симферополь, 1995. С. 31-33.

109. Дубилей Л. П. Страницы истории Центрального музея // II Таврические научные чтения : сб. ст. / Крымский респ. краевед. музей. Симферополь, 2002 . С. 4-9.

110. Дубилей Л. П. Центральный музей Тавриды, 1921-1940 гг. // Известия Крымского республиканского краеведческого музея. Симферополь, 1996. № 14. С. 95-98.

111. Ельяшевич Б. С. Караимы : Караимский биографический словарь (от конца VIII в. до 1960 г.). М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1993. С. 202-203.

112. Жизнь Феодосии. 1918. 19 июля (№ 320). С. 1.

113. Жолтовський П. М. Художне життя на Укра!ш в ХШ-Х"УШ столптях. Кшв : Наук. думка, 1983. 179 с.

114. Жураев Х. Х. Художественная жизнь Самарканда (1917-1947) : автореф. дис... канд. искусствоведения : 17.00.04 (изобразительное искусство). Л., 1989. 26 с.

115. За плечами 40 лет // Крымская правда. 1980. 22 апр.

116. Заатов I. А. Кримськотатарське образотворче i декоративно-прикладне мистецтво ХХ ст. (генезис, эволющя, сучасне становище) ; пер. с укр. В. М. Басиров. Симферополь : Доля, 2002. 279 с.

117. Зарубин В. Г., Зарубин А. Г. Периодические издания Крыма (март 1917 - ноябрь 1920). Крымский архив. 2001. № 7. С. 267-288

118. Зубец В. М. Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже ХГХ-ХХ веков : дис... канд. ист. наук : 07.00.02. М., 2004. 209 с. РГБ ОД, 61:05-7/214.

119. Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) : альбом репродукций / текст Н. С. Барсамова. М. : Искусство, 1965. 42 с.

120. Иван Яковлевич Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике / ред.-сост., авт. вступ. ст. и коммент. С. В. Голынец. Л. : Художник РСФСР, 1970. 376 с.

121. Илларионов В. Юбилей Союза художников Севастополя // Крымское время. 2004. 4 авг. С. 4.

122. Искусство в Крыму. Художественная выставка. Ялта : Тип. Лупандиной, 1918. 39 с.

123. История искусств народов СССР. М. : Изобраз. искусство, 1977. С. 176.

168

124. Iсторiя украшського мистецтва : у 6 т. Т. 5 / Наук.-дослщ. ш-т теорii, iсторii та перспектив. проблем рад. архггектури в мют Киeвi Держ. ком. цившьн. будiвництва та архiтектури при Держбудi СРСР ; АН УРСР. Кшв : Голов. ред. УРЕ, 1967. 479 с.

125. Iсторiя украшського мистецтва : у 6 т. Т. 6 / Наук.-дослщ. ш-т теорп, iсторii та перспектив. проблем рад. архггектури в мiстi Киeвi Держ. ком. цивiльн. будiвництва та архгтектури при Держбудi СРСР ; АН УРСР. Кшв : Голов. ред. УРЕ, 1968. 451 с.

126. Iсторiя украшсь^' культури / за заг. ред. I. Крип'якевича. Кшв : Либщь, 1994. 651 с.

127. Каратыгин П. П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная деятельность. М. : Рус. старина, 1878. Т. 21, 22, 23.

128. Каталог «Искусство в Крыму». Художественная выставка. Ялта, 1918.

129. Каталог «Первая выставка картин и скульптуры» Товарищества объединённых художников. Ялта, 1917.

130. Каталог выставки «Искусство Советского Крыма» (Гос. музей восточных культур). М. : Либорец. печатник, 1935. 12 с.

131. Каталог выставки картин московских художников. Ялта [Б. и.], 1936. 40 с.

132. Каталог выставки картин Н. С. Барсамова в связи с 25-летием творческой деятельности. Феодосия, 1948.

133. Каталог выставки картин русских художников (1860-1910-е годы) / авт.-сост. А. Полканов. Симферополь, 1925. 26 с.

134. Каталог выставки картин трёх художников - внуков И. К. Айвазовского / авт.-сост.: Н. С. Барсамов, С. А. Барсамова ; Феодос. картин. галерея им. И. К. Айвазовского. Феодосия, 1970. 46 с.

135. Каталог выставки картин, гравюр, старинных вещей, изящных рукоделий, устраиваемой Симферопольским благотворительным обществом. Симферополь : Тип. Вересотской, 1899. 10 с.

136. Каталог пятой областной художественной выставки, посвящённой 30-летию Советской армии. Симферополь : Крымиздат, 1948. 13 с.

137. Качиони С. А. Биография И. К. Айвазовского. Новь. 1885-1886.

138. Кирьянова С. Жизнь и судьба музея // Крымские известия. 2002. 3 окт.

139. Коваленко А. И. Очерки о серебряном веке Крыма [Электронный ресурс]. URL: http://makedonez49. narod2. ru/olderfiles/1 /Ocherki_o_Serebryanom_ veke_Kryma.doc/ (дата обращения : 20.02.2014).

140. Козин Я. Возросшее мастерство // Крымская правда. 1961. 13 окт.

141. Козин Я. На областной выставке произведений крымских художников // Крым. 1952. № 8. С. 218-220.

142. Колчина Т. А. А. И. Фесслер - ученик и последователь И. К. Айвазовского // Шестые крымские искусствоведческие чтения : респ. науч.-практ. конф. : материалы. Симферополь, 2001. С. 31-35.

143. Кольстет Л. А. История архитектурного образования в России : дис... канд. пед. наук : 13.00.01 [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. Ростов н/Д, 2007. 182 с.

144. Комарова И. Благотворительное участие научных обществ в России до 17-го года по сохранению церковных памятников и культурного наследия России [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/analitika/ 2009/02/20/blagotvoritel_noe_uchastie_nauchnyh_obwestv_v_rossii_do_17 o_goda_po_sohraneniyu_cerkovnyh_pamyatnikov_i_kul_turnogo_naslediya _5, 6 (дата обращения : 20.02.2014).

145. Коренев А. Г. Севастопольская картинная галерея : путеводитель-каталог. Симферополь : Госиздат, 1931. 106 с.

146. Кравцова Л., Мальгин В. Культура Крыма при Врангеле / Крымовед. 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.krimoved-library.ru/books/krim-vrangel-1920-god11.html / (15.10.2012) (дата обращения: 23.04.2015).

147. Кравцова Л., Мальгин В. Культура Крыма при Врангеле [Электронный ресурс]. URL: http://www.krimoved-library.ru/books/krim-vrangel-1920-god11.html. (дата обращения : 05.06.2015).

148. Красный Крым. 1923. 20 мая.

149. Красный Крым. 1928. 22 мая.

150. Крвавич Д. П., В. А. Овсшчук, С. О. Черепанова. Украшське мистецтво : у 3 ч. Львiв : Свщ 2003. 256 с.

151. Критерии и суждения в искусствознании : сб. ст. / Советская нац. секция междунар. ассоциации худож. критиков ; редкол.: В. М. Полевой [и др.]. М. : Сов. художник, 1986. 444 с.

152. Крошицкий М. Ценности картинной галереи // Маяк коммуны. 1940. 8 авг.

153. Кружко Л. П. Имя, возвращённое из забвения. Художник Э. Я. Магдесян // Крымский архив. 2007. № 10. С. 260-263.

154. Крым. 1928. № 1 (5). Вып. 1.

155. Крымские искусствоведческие чтения. Вопросы теории, истории и критики искусства Крыма : материалы респ. науч. -теор. конф. / Симфероп. худож. музей. Симферополь: [Б. и.], 1996. 48 с.

156. Крымский пейзаж : альбом / авт. вступ. ст. Р. Д. Бащенко. Киев : Мистецтво, 1990.

157. Крымское республиканское высшее учебное заведение «Художественное училище им. Н. С. Самокиша». Симферополь : Скиф, 2007. 119 с.

158. Купченко В.П. Труды и дни Максмилиана Волошина. 1917-1932. СПб.: Алетейя, Сонат, 2002. 624 с.

159. Культура Крыма на рубеже веков (Х1Х-ХХ вв.) : материалы респ. науч. конф. Симферополь : Облполиграфиздат, 1993. 120 с.

160. Курзин М. Художественная школа или художественное производство // Красный Крым. 1922. 16 авг. (№ 182).

161. Ланский М. // Одесский листок. 1905. 6 окт.

162. Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М. : Искусство, 1983. 190 с.

163. Ларина Л. Приобщение к творчеству // Крымская правда. 1983. 26 мая.

164. Латри М. П. Каталог выставки. Симферополь, 1975. 10 с.

165. Лебедева Т. В. Сергей Маковский. Страницы жизни и творчества. Воронеж : Воронеж. ун-т, 2004. 464 с.

166. Летняя выставка живописи и графики русских художников : каталог. Феодосия : Крымгосиздат, 1929. 39 с.

167. Либеров И. Тихий формалист Коджак // Независимая газета. 1999. 3 нояб. С. 4.

168. Лобановський Б. Б., Говдя П. I. Украшське мистецтво друго! половини XIX - початку XX столптя. Ки!в : Мистецтво, 1989. 206 с.

169. Лосев Д. Моя тётя - Анна Айвазовская : интервью с М. В. Ровицкой // Крымский альбом : ист.-краевед. лит.-худож. альманах. М. ; Феодосия : Издат. дом «Коктебель», 1997. С. 222.

170. Лукомский Г. К. В Ливадийском дворце: страницы мемуаров // Ялтинский курьер, 1920. 21 янв. (3 февр.), 23 янв. (5 февр.), 25 янв. (7 февр.).

171. Лукомский Г. К. О Ливадийском дворце: «революционеры» и «монархисты» // Ялтинский курьер. 1920. 7 (20) февр. (№ 145).

172. Магдесян Л. М., Зурабов Б. А. Эммануил Магдесян. М. : Изобраз. искусство, 1987. С. 5

173. Маковский С. На Парнасе Серебряного века. Мюнхен: Изд-во Центр. об-ния полит. эмигрантов из СССР, 1962. 336 с.

174. Манжос Н. Н. Становление и развитие среднего художественного образования в регионах России в конце XIX - XX веке : На примере Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова : дис... канд. пед. наук : 13.00.01. Саратов, 2004. 242 с.

175. Материалы искусствоведческой конференции, посвящённой 130-летию со дня рождения К. Ф. Богаевского (Бахчисарай, 28 июля 2002 г.) / Худож. музей Бахчисар. гос. ист.-культ. заповедника ; сост.: И. Б. Арбитайло, Е. И. Лазаренко. Симферополь : Магистр, 2005. 114 с.

176. Материалы международной научно-практической конференции

«Меценаты и коллекционеры» (к истории музейных собраний),

посвящённой 70-летию Севастопольского художественного музея

172

им. М. П. Крошицкого (15-22 сентября 1997 г.) / сост. Н. А. Бендюкова. Севастополь : ЭКОСИ-Гидрофизика, 2001. С.10-16.

177. Мельникова У. П. Мистецьк об'еднання в УкраА'ш 1920-х - початку 1930-х роюв (теоретичш засади та творча практика) : автореф. дис... канд. мистецтвознавства : 17.00.05 (образотворче мистецтво). Харкв, 2007. 20 с.

178. Милина Л. Краски подлинного мастерства // Крымская правда. 2008. 25 марта.

179. Миндлин Э. Необыкновенные собеседники. М., 1968.

180. Митщ Украши : енцикл. довщник / упоряд.: М. Г. Лабшський, В. С. Мурза ; за ред. А. В. Кудрицького. Кшв : УЕ, 1992. С. 426.

181. Мозалевский И. В областной картинной галерее // Крымская правда. 1954. 9 июля.

182. Мозалевский И. М. Щеглов. К 75-летию со дня рождения // Крымская правда. 1960. 12 окт.

183. Молева Н. М., Белютин Э. М. Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX века. М. : Искусство, 1967. 564 с. : ил.

184. Молоденков Е. Искусство в освобожденном Крыму // Красный Крым. 1944. 28 мая.

185. Н. С. Барсамов. Выставка натюрмортов 50-70-х гг. / вступ. ст. Р. Подуфалого. Симферополь : Гортипография, 1973. 42 с.

186. Нагаевская Е. Осенняя выставка произведений художников Крыма // Крымская правда. 1955. 12 нояб.

187. Народный художник Украинской ССР Пётр Кузьмич Столяренко : каталог выставки. Симферополь : Крымоблполиграфиздат, 1988. 4 с.

188. Нащокина М. В. Усадьба в творчестве «Голубой Розы». М. : Жираф, 1999. 384 с.

189. Непомнящий А. А. Арсений Маркевич: Страницы истории крымского краеведения. Симферополь : Бизнес-Информ, 2005. С.155-158.

190. Непомнящий А. А. Музеи Таврической учёной архивной комиссии в

Симферополе и Бахчисарае. Музейное дело в Крыму и его старатели

173

(Х1Х - начало ХХ века) : библиографическое исследование / Тавр. нац. ун-т им. В. И. Вернадского. Симферополь, 2000. С. 250-279.

191. Непомнящий А. А. Музейное дело в Крыму и его старатели (XIX - начало ХХ века) : биобиблиографическое исследование / Тавр. нац. ун-т им. В. И. Вернадского. Симферополь, 2000. 360 с.

192. Нечаев Г. С мольбертом у самого синего моря // Крымская газета. 2005. 26 окт.

193. Ноик В. Выставка картин Третьяковской галереи в Севастополе // Маяк коммуны. 1946. 13 нояб.

194. Носенко А. I. Пленер в живопис Одеси друго! половини ХХ - початку ХХ1 столпгя [Текст] : автореф. дис... канд. мистецтвознавства : 17.00.05 (образотворче мистецтво). Харюв, 2006. 20 с.

195. О присвоении почётных званий : указ Президиума Верховного Совета Крымской АССР // Красный Крым. 1945. 15 мая.

196. О создании в Крымской Республике оргкомитета Союза советских художников // Культурная жизнь в СССР (1928-1941): хроника. М., 1976. С.727.

197. Павлов В. П. Укра!нське радянське мистецтво 1920-1930-х роюв. Ки!в : Мистецтво, 1983. 191 с.

198. Павлова Т. В. Пейзаж як еколопчна концепщя // Вюник Харювсько! державно! академп дизайну i мистецтв. [Сер.] Мистецтво. Арх^ектура. Харюв, 2002. № 10. С. 49-54.

199. Пальчикова А. «Пишу под Баха и Вивальди» // Крымская газета. 2003. 16 июля.

200. Пальчикова А. П. Художественная жизнь Ялты в 20-30-е годы ХХ века // Крымские известия. 2006. 25 янв.

201. Пальчикова А. Художники Ялты - родному городу // Крымские известия. 2006. 25 янв. (№ 14). С. 5

202. Персональная выставка в Ялте В. И. Толочко // Крымская правда. 1997. 3 окт.

203. Печаткина Г. Мастер акварели // Чёрное море. 2003. № 2. С. 176-178.

204. Пивненко А. С. Художественная жизнь города Харькова второй половины XIX - начала XX века (до 1917 г.) : автореф. дис... канд. мистецтвознавства : 17.00.05 (образотворче мистецтво). М., 1990. 24 с.

205. Погребецкая И. Имения и земли И. К. Айвазовского // Пилигримы Крыма. Осень 2000. Т. 2. Симферополь, 2001. С. 110-118.

206. Подуфалый Р. Весна, цветы, акварель // Крымские известия. 2006. 23 марта.

207. Подуфалый Р. Литературные сюжеты в творчестве Михаила Казаса. Симферополь : Симфероп. худож. музей, 1980. С. 58-72.

208. Подуфалый Р. Образ Крыма : (Крым на картинах художников, написанных с 30-х гг. ХХ в. до наших дней) // Крымские известия. 2006.

23 авг.

209. Поздов В. Творческий рост // Курортная газета. 1962. 19 марта.

210. Полканов А. В мастерских крымских художников (К декаде украинского искусства и литературы в Москве) // Курортная газета. 1960. 23 марта (№ 61).

211. Полканов А. Выставка дипломных работ молодых художников // Крымская правда. 1957. 18 сент.

212. Полканов А. И. Выставка картин Ф. З. Захарова // Курортная газета. 1959. № 232.

213. Полканов А. И. Выставка произведений К. Прохорова // Курортная газета. 1957. 19 мая.

214. Полканов А. И. Каталог выставки портрета XVШ и XIX столетий. Симферополь : Центр. музей Тавриды. 1928. 12 с.

215. Полканов А. И. Каталог выставки современного искусства (живопись и графика). Симферополь : Центр. музей Тавриды, 1927. 19 с.

216. Полканов А. И. На юбилейной выставке // Крым. 1958. № 16. С. 60-72.

217. Полканов А. И. Областная художественная выставка // Курортная газета. 1960. 9 июля.

218. Полканов А. И. Художественная жизнь Севастополя в годы 1920-1941 // ГАРК. Ф. Р-3814 (Архив А. И. Полканова). Оп. 1. Д. 82. Л. 1.

219. Полканов А. И. Художественная жизнь Севастополя в годы 1920-1941 // ГАРК. Ф. Р-3814 (Архив А. И. Полканова). Оп. 1. Д. 82. Л. 7.

220. Полканов А. И. Художники Крыма. Творчество. 1941. № 5.

221. Полканов А. Организация художественных сил в Крыму // Архив А. И. Полканова.

222. Полканов А. Очерки изобразительного искусства в Крыму // ГАРК. Ф. Р-3814 (Архив А. И. Полканова). Д. 87. Ед. хр. 8.

223. Полканов А. Очерки художественной жизни Крыма // Литература и искусство Крыма. 1936. № 2. С. 144-149.

224. Полканов А. Творчество молодых художников // Крымская правда. 1956. 15 авг.

225. Полканов А. Художник-публицист. К 75-летию со дня рождения и 5-летию со дня смерти М. Щеглова // Курортная газета. 1960. 12 окт.

226. Приймак Е. Полёт сквозь радугу // Крымская ривьера. 2003. № 6. С. 5052.

227. Прокофьев В. Н. Проблемы методологии современного искусствознания: [сб. ст.] // АН СССР, ВНИИ искусствознания ; М-во культуры СССР. М. : Наука, 1989. 266 с.

228. Прохоров К. Картины Ф. Захарова // Крымская правда. 1959. 16 дек.

229. Прохоров К. Надо дерзать // Крымская правда. 1960. 12 июля.

230. Путеводитель по Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского / сост. С. А. Барсамова. Симферополь : Крымиздат. 1952. 70 с.

231. Путеводитель. Искусство. М., 1959.

232. Пятая выставка живописи и графики современных русских художников / Гос. галерея Айвазовского; Археолог. музей. Феодосия : Крымлит, 1929. 6 с.

233. 50 лет Союзу художников Крыма // Крымская правда. 1990. 27 окт.

234. Пятые крымские искусствоведческие чтения. Вопросы теории, истории и критики искусства Крыма : материалы респ. науч. -теор. конф. Симферополь : [Б. и.], 2000. 106 с.

235. Республиканский крымскотатарский музей искусств. Симферополь. URL: http://www.more.ua/city/909.

236. Русская и украинская живопись XVIII - начала XX века : каталог / сост. и авт. вступ. ст. Л. К. Смирнова. Севастополь : Севастоп. худож. музей. 2003. 46 с.

237. Рыбникова Л. Большой разговор // Крымская правда. 1960. 12 апр.

238. Рыбникова Л. М. Ученики Н. С. Самокиша // Пятые крымские искусствоведческие чтения : респ. науч. -практ. конф. : материалы. Симферополь, 2000. С. 123-145.

239. Савицкая Л. Л. Искусство Украины в контексте художественной жизни рубежа веков. 1890-1910-е годы : дис... д-ра искусствоведения : 17.00.01 / Нац. тех. ун-т ХПИ. Харьков, 2005. 470 с.

240. Савицкая Л. Л. Художественная критика на Украине во второй половине XIX - начале XX ст. (до 1917 г.) : автореф. дис... канд. мистецтвознавства : 17.00.05 (образотворче мистецтво). Л., 1992. 26 с.

241. Савицкая Л. На пути обновления. Искусство Украины в 1890-1910-е годы. Харьков : ТО «Эксклюзив». 2003. 467 с.

242. Савицька Л. Проблеми вивчення украшського мистецтва кшця Х1Х -початку ХХ ст. // Мистецтвознавство Украши : зб. наук. пр. Кшв : СПД Кравчук В. К., 2003. Вип. 3. С. 6-12.

243. Савицька Л. Украшський краевид як мегатекст нащонального свггобачення // Образотворче мистецтво. 2003. № 3. С. 5-10.

244. Савицька Л. Художне життя Одеси на початку ХХ столптя // Мистецтвознавство Украши : зб. наук. пр. Кшв : Спадах, 2000. Вип. 1. С. 85-97.

245. Савицька Л. Художня критика в Укра1ш (друга половина Х1Х -початок ХХ ст.). Кшв : Кадри, 2001. 320 с.

246. Самойлова Е. Творческие объединения Крыма XX века. Симферополь : Бизнес-Информ, 2008. 416 с.

247. Санин А. В студии художника Столяренко // Керченский рабочий. 1959. 25 февр.

248. Сапак Н. В. Художне життя Швдня Украши кшця XIX - першо!' третини XX столптя : дис... канд. мистецтвознавства : 17.00.05. Кшв, 2006. 189 с.

249. Свiрiда I. I. Польське художне життя. Кшець XVIII - перша третина

XIX столптя. М. : Наука, 1978. 271 с.

250. Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого : каталог / авт. текста: Н. А. Бендюкова, Л. К. Смирнова ; авт. -сост. каталога: Т. В. Лесич, Л. К. Смирнова ; гл. ред. Н. Астахова. М. : Белый город, 2002. 64 с.

251. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932) : справочник. СПб., 1992. С. 260.

252. Седьмые крымские искусствоведческие чтения. Вопросы теории, истории и критики искусства Крыма : материалы респ. науч. -теор. конф. / Симфероп. худож. музей. Симферополь: [Б. и.], 2002. 56 с.

253. Семчишин-Гузнер О. I. Художне життя в Галичиш кшця XIX - початку

XX ст. : (Особливост мистецького процесу) : автореф. дис... канд. мистецтвознавства : 17.00.05 (образотворче мистецтво). Львiв, 2000. 18 с.

254. Симферопольский художественный музей : альбом / авт. и сост. Р. Д. Бащенко. Киев : Мистецтво, 1978, 158 с.

255. Скляренко Г. На берегах. Нотатки до украшського мистецтва ХХ столптя : зб. ст. / передм. М. Р. Селiвачова. Кшв : Софiя. 2007. 336 с.

256. Скрядина А. Три внука Айвазовского // Крымская ривьера. 2003. № 6. С. 38-40.

257. Словник художниюв Украши. Кшв : Головна ред. УРЕ. 1973.

258. Смирнова А. Меценаты и коллекционеры // Крымский контекст. № 13. С. 57-70.

259. Советское изобразительное искусство. 1917-1941: Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декоративное искусство. М. : Искусство, 1977. 247 с.

260. Современное искусствознание. Методологические проблемы / отв. ред. А. Я. Зись. М. : Наука, 1994. 255 с.

261. Соколюк Л. Д. К истории художественной жизни Харькова. Эволюция Харьковской художественной школы во второй половине XVIII -начале XX века : дис... канд. искусствоведения : 17.00.04 (изобразительное искусство). Л. : Акад. худож. СССР, 1987. 186 с.

262. Соколюк Л. Д. Михайло Бойчук та його концепщя розвитку украшського мистецтва (перша третина ХХ ст.) : автореф. дис... д-ра мистецтвознавства : 17.00.05 (образотворче мистецтво). Кшв, 2004. 33 с.

263. Соколюк Л. Д. С^я е. Шрейдера у Хар^ // Вюник ХДАДМ. 2008. № 10. С. 103-108.

264. Степан Гаврилович Мамчич 1924-1974 : каталог выставки. Симферополь : Таврида, 1976. 39 с.

265. Степанян М. Вардгес Суренянц. Ереван : Эребуни, 1989. С. 8.

266. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М. : Искусство, 1988. 286 с.

267. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX вв. М. : Искусство, 1970. 293 с.

268. Столяренко П. К. Живопись : каталог / авт.-сост. каталога З. Фогель. Киев : Полиграфкнига, 1990. 12 с.

269. Судейкина В. Дневник: 1917-1919: Петроград. Крым. Тифлис. М. : Рус. путь, 2006. 672 с.

270. Таирова Л. 60 лет назад // Крымская правда. 2002. 2 марта.

271. Теплухин В. Выставка творчества художников города // Слава Севастополя. 1959. 14 апр.

272. Ткаченко В. Я. Н. С. Самокиш. Жизнь и творчество 1860-1944 гг. М. : Искусство. 1964. 156 с.

273. Товарищество южнорусских художников : библиографический справочник : в 2 т. / сост.: В. А. Афанасьев, О. М. Барковская ; Одес. гос. науч. б-ка им. М. Горького. Одесса : Друк, 2000. 299 с.

274. Толстоухова А. В. История развития начального художественного образования в Якутии в контексте современности : конец XIX - XX в. : автореф. дис... канд. пед. наук : 13.00.01 [Место защиты: Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова]. Якутск, 2007. 19 с.

275. Третьи крымские искусствоведческие чтения. Вопросы теории, истории и критики искусства Крыма : материалы респ. науч. -теор. конф. / Симфероп. худож. музей. Симферополь : [Б. и.], 1998. 68 с.

276. III выставка работ Союза советских художников Крыма. Симферополь : Крымиздат, 1946. 16 с. : ил.

277. 30-летие творческой деятельности художника Н. С. Барсамова // Крымская правда. 1953. 23 окт.

278. Тугенхольд Я. А. Антикварное дело и государство // Красный Крым. 1922. 13 июля.

279. Тугенхольд Я. А. Внешняя торговля и художественные ценности // Красный Крым, 1921. 25 марта.

280. Тугенхольд Я. А. Что же дальше? // Красный Крым. 1922. 9 июня.Турченко Ю. Я. Киевская рисовальная школа Н. И. Мурашко : автореф. дис... канд. искусствоведения ; Ин-т искусствоведения, фольклора и этнографии. Киев, 1954. 14 с.

281. Турчинская Е. Ю. Художественное объединение «Зелёная кошка». Формирование. Тенденции. Мастера : дис... канд. искусствоведения : 17.00.04. СПб., 2003. 254 с.

282. Усадьба в творчестве «Голубой розы» // Пути русского символизма: провинция и столица : материалы IX Боголюбовских чтений. Саратов, 2006. С. 35-44.

283. Устав кружка друзей искусства в г. Ялте. Ялта : Тип. «Ялт. вестн.», 1914. 13 с.

284. Устав общества любителей искусств в г. Симферополе. Симферополь : Тип. Тавр. губ., [Б. г.]. 4 с.

285. Устав Ялтинского художественного кружка. Ялта : Тип. «Труд», 1914. 14 с.

286. Федина Т. Ю. Русско-украинские связи в художественном образовании (юг Российской империи) // Культурная жизнь юга России. 2009. № 2 (31). С. 5.

287. Фёдоров А. // Одесские новости. 1903. 7 окт.

288. Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII - начала XIX века. М., 1953. 581 с.

289. Федотова Г. И. Материалы о крымских художниках в Центральном архиве Республики Крым // Симферопольский художественный музей : сб. ст. Симферополь, 2000. С. 66-69.

290. Федотова Г. И. Симферопольский художественный музей (история, сегодняшний день, перспективы) // II Таврические научные чтения : сб. ст. / Крым. респ. краевед. музей. Симферополь, 2002. С. 9-11.

291. Федотова Г. Трагедия и надежды // Крымская правда. 2002. 18 мая.

292. Фельдман В. А. Искусство акварельной живописи. Киев : Искусство, 1967.

293. Феодосийская детская художественная школа им. Айвазовского. Основана 1952 / ред. Л. Ф. Цинклер ; сост. С. И. Малышев. Феодосия : [Б. и.], 2003. 100 с.

294. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского : альбом / авт.-сост. С. С. Полун. Киев : Мистецтво, 1988.

295. Феодосийское литературно-художественное общество «Киммерика» : очерк возникновения, организации и задач общества. Феодосия : Прогресс, 1916. 32 с.

296. Филатова Г. Г. Крымские акварели «Серебряного века» // Материалы республиканской научной конференции / СГУ. Симферополь : Таврида, 1993. 64 с.

297. Филатова Г. Г. Ялтинские выставки 1918 и 1919 годов (комментарий к каталогу) // Культура Крыма на рубеже веков (XIX-XX вв.) : материалы респ. науч. конф. (27-29 апр. 1993 г.). Симферополь, 1993. С. 47-49.

298. Филимонов С. Б. Интеллигенция в Крыму (1917-1920): поиски и находки источниковеда. Симферополь : ЧерноморПресс, 2006. 232 с.

299. Филимонов С. Интеллигенция в Крыму (1917-1920): поиски и находки источниковеда // Отечественные архивы. 2008. № 3. С. 45-67.

300. Филимонов С. К вопросу о составе и содержании периодических изданий Крыма 1917-1920 годов // Крымский архив. 2002. № 8. С. 257259.

301. Хлiвнюк О. В. Охорона культурно!' спадщини в Криму (1887-1941 рр.) : автореф. дис... канд. ют. наук : 26.00.05 (музеезнавство, пам'яткознавство) / Центр пам'яткознавства НАНУ. Ки!в, 2009. 20 с.

302. Холкина Л. Мастерство и вдохновение // Крымская правда. 1980. 16 апр.

303. Холкина Л. Молодые художники Севастополя // Крымский комсомолец. 1959. 23 нояб.

304. Холкина Л. Творить, дерзать! // Крымская правда. 1961. 16 апр.

305. Хоменко В. Где распылены музейные сокровища? // Голос Украины. 2008. 16 дек. С. 10.

306. Художественная выставка, посвящённая 20-летию освобождения Крыма от белогвардейцев (1920-1940). Живопись, графика, скульптура. Симферополь : Крымгосиздат, 1941. 34 с.

307. Художественная выставка, посвящённая 20-летию освобождения Крыма от белогвардейцев (1920-1940) // Выставки советского изобразительного искусства : справочник. М., 1973. С. 47.

308. Художественная жизнь Молдавии : сб. ст. / редкол.: Д. Д. Гольцов [и др.] ; предисл. К. Роднина. Кишинёв : Картя молдовеняскэ, 1971. 75 с.

309. Художественная жизнь Севастополя в 1920-1941 гг. Статья. Машинопись. 13 ноября 1966, 14 л. // ГАРК. Ф. Р-3814 (Архив А. И. Полканова). Оп. 1. Д. 82

310. Художники группы «Тринадцать»: из истории художественной жизни 1920-1930 гг. М. : Сов. художник, 1986. 215 с.

311. Цветкова В. Каталог выставки / вступ. ст. О. М. Малашенко. Киев : Полиграфкнига, 1980. 26 с.

312. Черкезова Э. Я. Крымскотатарское изобразительное искусство довоенного периода (1917-1944 гг.) // Шестые крымские искусствоведческие чтения : респ. науч. -практ. конф. : материалы. Симферополь, 2001. С. 67-72.

313. Черкезова Э. Я. Мамет Абселяметов: страницы жизни художника // Пятые крымские искусствоведческие чтения : респ. науч.-практ. конф. : материалы. Симферополь, 2000. С. 12-17.

314. Четвёртая выставка картин современных русских художников / Гос. галерея Айвазовского ; Археолог. музей. Феодосия, 1928. 12 с.

315. Четвёртая выставка работ Союза советских художников Крыма. Симферополь : Крымиздат, 1948. 14 с.

316. Четвёртые крымские искусствоведческие чтения. Вопросы теории, истории и критики искусства Крыма : материалы респ. науч. -теор. конф. / Симфероп. худож. музей. Симферополь: [Б. и.], 1999. 68 с.

317. Чмелик I. В. Художне життя та мистецький процес 1вано-Франковщини кшця XIX - XX столiття : автореф. дис... канд. мистецтвознавства : 17.00.05 (образотворче мистецтво). Харюв, 2006. 16 с.

318. Шебалов А. Ближе к жизни. С выставки художников Крыма // Крымский комсомолец. 1955. 30 нояб.

319. Шевелёв С. С. Одесское художественно-театральное училище им. М. Б. Грекова. Очерки. Теория и история. Одесса : Оптимум, 2003.

320. Шестые крымские искусствоведческие чтения. Вопросы теории, истории и критики искусства Крыма : материалы респ. науч. -теор. конф. / Симфероп. худож. музей. Симферополь: [Б. и.], 1998. 100 с.

321. Ширяева Л. Крым глазами художников // Русская галерея. 2001. № 2. С. 154-155.

322. Шмагало Р. Мистецька освгга в Укра!ш середини XIX - середини XX ст.: структурування, методолопя, художш позицп. Львiв : Укр. технол., 2005. 528 с.

323. Шмагало Р. Словник митщв-педагопв Укра!ни та з Укра!ни у свт (1850-1950). Львiв : Укр. технол., 2002. 144 с.

324. Штейнберг Эдуард Антонович. Каталог выставки / сост. Т. В. Рыжова. Севастополь : Флаг Родины, 1992. 20 с.

325. Штейнберг Эдуард Антонович. Каталог произведений живописи и графики. Архивные документы / сост. Т. Рыжова ; Севастоп. худож. музей (компьютерная вёрстка ; 1999).

326. Эммануил Яковлевич Магдесян (к вопросу о типологии творчества) // И. К. Айвазовский и маринистическая живопись : сб. докл. и сообщений науч. конф. Симферополь, 1998.

327. Юбилейная выставка М. М. Казаса, посвящённая 100-летию со дня рождения художника : каталог произведений. Симферополь: [Б. и.], 1989. 18 с.

328. Юбилейная выставка работ крымских художников, посвящённая 40-летию Советской власти : каталог выставки. Симферополь : Крымиздат, 1957. 34 с.

329. Юбилейная выставка работ художников Крыма // Крымская правда. 1957. 24 июля.

330. Южные ведомости. 1919. 25 янв. С. 1.

331. Яновский В. К. Каталог / сост. И. Б. Арбитайло ; Бахчисар. гос. ист.-культ. заповедник. Симферополь : Редотдел Крым. ком. по печати, 1992. 28 с.

332. Ярныш Г. В пути // Крымская правда. 1960. 28 авг.Яровой С. К. Каталог / авт. вступ. ст. О. Савицкая. Киев : Полиграфкнига, 1993. 45 с.

333. [Электронный ресурс]. URL: http://www.krim.biz.ua/feodosija_kr_ museum.html.

334. [Электронный ресурс]. URL: http://www.archaeo-photo.chersonesos.org/

335. [Электронный ресурс]. URL: http://old-museum.org/museum/m_ history_041.htm.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.