Формирование художественных интересов подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Дарчиева, Алена Тимофеевна

  • Дарчиева, Алена Тимофеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 141
Дарчиева, Алена Тимофеевна. Формирование художественных интересов подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2007. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дарчиева, Алена Тимофеевна

Введение.

Глава I. Приобщение подростков к изобразительно-творческой деятельности.

1.1. Формирование ценностных ориентаций подростков в области художественной культуры.

1.2. Роль художественного творчества в формировании личности подростка.

1.3. Особенности педагогического воздействия художественного творчества на подрастающее поколение.

1.4. Влияние изобразительного искусства на духовно-эстетическое развитие подростков.

Выводы.

Глава II. Формирование художественных интересов подростков в процессе обучения изобразительной деятельности.

2.1. Особенности развития художественных способностей и восприятия произведений изобразительного искусства в подростковом возрасте.

2.2. Природа как стимул изобразительно-творческой деятельности.

2.3. Влияние музыкальных произведений на художественное творчество подростков.

2.4. Эффективность формирования художественных интересов подростков в ходе опытно-экспериментального обучения.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественных интересов подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности»

Актуальность исследования обусловлена изменениями, происходящими в настоящее время в системе общего образования, необходимостью теоретического обоснования и практической реализации гуманистической парадигмы обучения и воспитания, предполагающей обращение к сущностным основаниям человека, развитие его творческих способностей, духовно-нравственное возвышение, формирование свободной, гуманистически ориентированной личности.

В контексте происходящих перемен в системе образования в существенной корректировке и исследовании нуждается процесс эстетического воспитания подрастающего поколения. Проблема формирования художественных интересов подростков в аспекте развития изобразительно-творческих деятельности до сих пор не становилась объектом педагогического исследования.

Курс на обновление социального и экономического развития общества ставит сложные задачи кардинальной перестройки общественного сознания, нравственного очищения духовной атмосферы жизни, коренного улучшения психологического климата в общении людей. К решению этих задач в определенной мере призвано и изобразительное искусство, представляющее собой одно из наиболее универсальных средств духовного, нравственного и интеллектуального становления подрастающего поколения.

Общение с изобразительным искусством, элементарное рисование благотворно действует на психические и мыслительные процессы подростка, обогащает его внутренний мир, побуждает к самопознанию и самовыражению, формирует способности к творчеству, импровизации и экспериментированию. Развитие художественно-творческих способностей становится неотъемлемой частью личности, ее культурно-нравственной ценностью.

Однако преобладающий в настоящее время подход к проблеме развития ценностных ориентации подрастающего поколения в области художественной культуры не способствует раскрытию его художественно-творческих способностей. Поэтому так актуальна задача поиска наиболее эффективных путей развития изобразительной деятельности подростков, вопрос о роли художественного творчества в процессе их формирования.

В настоящее время в педагогической практике выявился ряд противоречий при рассмотрении процесса приобщения подростков к изобразительному творчеству.

С одной стороны, возрастает потребность социума во всесторонне развитых членах общества, с другой - недостаточно эффективны результаты приобщения подростков к прекрасному, формирования у них художественно-творческих интересов. В таких условиях возникает необходимость применения новых подходов, идей, форм и способов обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

Многие исследователи (А.Н.Леонтьев), решая вопросы развития художественно-изобразительного творчества детей, искали «особый» подход к обучению: «.задача состоит в том, чтобы овладеть процессом активного формирования способностей. Она, хотя и неотделима от задачи собственно обучения, образования, т.е. от формирования знаний, умений и навыков, но прямо не совпадает с ней, требует особого внимания, особого подхода и внесения известных изменений в педагогические методы». Реализацию данного подхода они видели в тесной связи обучения школьников умениям и навыкам на занятиях по изобразительному искусству с развитием их образного мышления, воспитанием художественного воображения, зрительной памяти, культуры эмоций, с формированием эстетического отношения к действительности.

О роли художественно-творческой деятельности во всестороннем эстетическом развитии подрастающего поколения писали многие ученые, философы, психологи, искусствоведы: Б.В.Асафьев, Л.С.Выготский, Я.А.Коменский, В.А.Сухомлинский, К.Юнг и другие. Значительный вклад в разработку теории и практики эстетического воспитания внесли классики советской педагогики А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Большое внимание роли художественного процесса уделяла в своих исследованиях Н.А.Ветлугина. Проблеме приобщения к изобразительно-творческой деятельности подрастающего поколения, роли искусства во всестороннем развитии современного подростка посвящено крупное исследование В.С.Щербакова. О формировании художественных интересов подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности рассказывает в своих работах Г.В.Лабунская.

Роли художественного творчества в формировании личности подростка посвящены труды С.А.Аманжалова, Ш.А.Амонашвили, Н.Н.Волкова, В.И.Кириенко, С.Д.Левина, А.А.Мелик-Пашаева.

Влияние изобразительного искусства на духовно-эстетическое развитие подростков исследовано Б.С.Кругловым, И.В.Лопуховой, Б.М.Неменским, И.Ф.Свадковским и др., взаимовлияние изобразительного искусства и музыки были обоснованы Д.Б.Кабалевским, Т.Н.Поповой, Г.С.Ригиной и др.

Анализ научно-теоретической и методическое литературы, состояние преподавания изобразительного искусства в школе, педагогический опыт работы автора свидетельствуют о том, что современное преподавание изобразительного искусства в общеобразовательной школе нуждается в концептуальном изменении содержания, форм и методов обучения.

Проблема исследования: каковы формы, пути и средства формирования художественных интересов подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе. Решение указанной проблемы стало целью исследования.

Объект исследования: изобразительно-творческая деятельность подростков.

Предмет исследования: формирование художественных способностей подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования художественных интересов подростков посредством изобразительно-творческой деятельности будет протекать наиболее эффективно, если:

- раскрыть научно-теоретические основы развития художественно-творческих способностей подростков в процессе изобразительной деятельности;

- создать необходимые условия для реализации методов обучения изобразительному искусству: соответствующая творческая среда, педагог, способный к художественно-творческой деятельности, дидактические материалы, принадлежности, необходимые для изобразительной деятельности, произведения выдающихся мастеров мирового и отечественного изобразительного искусства;

- разработать систему изобразительно-художественной деятельности подростков, обеспечивающую интеграцию различных видов искусства.

Задачи исследования:

- определить принципы и условия формирования ценностных ориентации подростков в области художественной культуры;

- обосновать роль художественного творчества в формировании их личности;

- показать особенности развития художественных способностей и восприятия произведений изобразительного искусства в подростковом возрасте;

- выявить и экспериментально обосновать педагогические условия обучения изобразительному искусству в разнообразной практической деятельности, обеспечивающей формирование художественно-творческих интересов учащихся;

- раскрыть содержание, формы и методы художественно-творческой деятельности подростков, направленные на их духовно-эстетическое развитие.

Методологической основой исследования послужили: философское положение о всеобщей связи, причинно-следственной обусловленности явлений реальной действительности, необходимости их рассмотрения с разных сторон и во взаимосвязи; философские и психолого-педагогическое концепции о развитии художественно-творческих способностей в активной деятельности; положений системного и личностно ориентированного подходов в образовании; о своеобразии и универсальности художественно-творческих традиций мирового и отечественного изобразительного искусства.

Теоретическими источниками исследования послужили:

- теории личности и индивидуальности (Л.С.Выготский,

A.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сухомлинский и др.);

- исследования по методике обучения изобразительному искусству и руководству изобразительной деятельностью школьников (Л.И.Божович, М.С.Кон, В.С.Мухина, Б.М.Теплов, Д.И.Фельдштейн, В.С.Щербаков, И.П.Волков и др.;

- теории развития творческих способностей в учебной деятельности (В.Н.Бутенко, Л.С.Выготский, Н.А.Дмитриева, В.П.Зинченко, Д.Б.Кабалевский, Г.В.Лабунская, А.А.Мелик-Пашаев,

B.Н.Полунина, С.В.Погодина и др.);

- теории природосообразности и культуросообразности обучения и воспитания (Л.И.Божович, А.Г.Ковалев, Д.СЛихачев, А.В.Луначарский и др.);

- исследования по культурно-нравственному и изобразительному творчеству (Г.В.Лабунская, И.В.Лопухова, Б.М.Неменский, Б.И.Рубина, И.Ф.Свадковский, Я.Я.Чарнецкий, П.М.Якобсон).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический (изучение и анализ научно-теоретической и учебно-методической литературы); социально-педагогические (наблюдение за ходом учебного процесса, индивидуальные беседы с учителями, учениками и родителями, анкетирование); экспериментальные; статистический.

Научная новизна исследования:

- определены основные теоретико-методологические и научно-методические тенденции и принципы творческого развития подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности;

- раскрыта роль взаимовлияния разных видов искусств на развитие художественных интересов учащихся;

- на основании проведенного эксперимента доказано, что приобщение учащихся к художественно-творческой деятельности способствует совершенствованию их знаний по другим предметам;

- обоснована роль художественно-изобразительного творчества в формировании художественных интересов подростка в условиях общеобразовательной школы;

- выявлены и экспериментально доказаны педагогические условия формирования художественного восприятия произведений искусства в подростковом возрасте;

- раскрыты содержание и методы приобщения подростков к изобразительно-творческой деятельности.

Теоретическая значимость исследования:

- определены возможности изобразительно-творческой деятельности в развитии интеллектуальных способностей и формировании духовно-нравственной культуры личности;

- предложена организационно-педагогическая модель обучения рисованию подростков через целенаправленное их включение в изобразительно-творческую деятельность;

- раскрыты сущность и механизмы формирования у школьников умения общения с людьми и природой посредством изобразительно-творческой деятельности, эстетического отношения к действительности.

Практическая значимость исследования определяется его ориентированностью на решение проблем школьного художественно-изобразительного образования, созданной и апробированной моделью интегрированного обучения изобразительному творчеству школьников, разработанной системой приобщения их к изобразительной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены логической непротиворечивостью и научной корректностью исходных теоретико-методологических позиций; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; теоретической и экспериментальной обоснованностью предложенных автором методов обучения художественно-изобразительному творчеству подростков.

Положения, выносимые на защиту:

1. Гуманизация системы общего образования, являющаяся категорическим императивом его развития, переход от просветительской парадигмы к культурно-творческой, от человека образованного к «человеку культуры», ориентированного в своем развитии и деятельности на открытое толерантное диалогическое общение, вызывают необходимость целенаправленного формирования творческих способностей школьника в практической изобразительно-творческой деятельности, создающей гармонию его с окружающим миром через включение в активный творческий процесс.

2. В основе системы изобразительно-творческой деятельности лежат социально-психологические и организационно-педагогические принципы успешности, элементарности, диалогизма, коммуникативной направленности, сотворчества, поликультурности, создающие целостность системы и обеспечивающие возможность максимально-эффективного развития художественно-творческих способностей подростков.

3. Изобразительное творчество, ориентированное на формирование художественных интересов подростка, наблюдательности, воображения, образного мышления, эстетического вкуса, активизирует высшие психические функции, развивает позитивные личностные качества и нравственно-эстетические позиции, воспитывает общую и художественно-изобразительную культуру.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка (193 наименования).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Дарчиева, Алена Тимофеевна

ВЫВОДЫ

1. Развитый уровень восприятия изобразительного искусства оказывает значительное влияние на проявление личности подростка и на формирование его интеллектуально-творческих способностей в сфере других наук.

2. Значительное влияние на интеллектуально-творческое развитие подростка оказывает такая структура художественно-изобразительной деятельности, когда восприятие произведений искусства вызывает потребность эмоционально-художественного осмысления, развивает художественно-творческое исполнительство и развивает художественные способности.

3. Воспитание у подрастающего поколения обостренного чувства природы является в настоящее время одной из важнейших задач эстетики. Природа оказывает глубокое стимулирующее влияние на изобразительнотворческую деятельность подростка, так как в общении с ней дети начинают чувствовать красоту окружающего мира, у них появляется потребность в наслаждении этой красотой. Умение видеть прекрасное в природе развивает соответственное творческое воображение, композиционное мышление, наблюдательность, стимулирует восприятие и приобщение к прекрасному.

4. Повышению уровня творческого восприятия изобразительного искусства способствуют музыкальные произведения. Они пробуждают в подростках творческие силы, активизируют их воображение и фантазию, способствуют формированию их художественных вкусов, дают вдохновение.

5. Условия и факторы, способствующие превращению изобразительного искусства в один из ведущих рычагов гармонического развития старшего школьника, суть следующие: развивающая образовательная среда, наличие квалифицированного педагога, набор самых необходимых материалов, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Все эти слагаемые могут обеспечить положительные результата, если они сбалансированы, представлены на необходимом и достаточном уровне, направлены на создание гуманистического и развивающего поля подростка, вовлекают ненавязчиво, свободно каждого ученика в интересное и увлекательное занятие - рисование.

6. Оптимальная для художественно-творческого развития старших школьников среда создается, с одной стороны, в образовательном учреждении, с другой - в семье, родителями, которые становятся союзниками педагогов, интегрированы в образовательный процесс школы, содействуют своим детям в их общеинтеллектуальном, нравственном и специально-художественном развитии.

Среда - как в школе, так и в семье - предполагает ее ориентированность на удовлетворение созидательных, позитивных запросов и возможностей детей, способность, с одной стороны, изменяться, адаптироваться к их индивидуальным особенностям, с другой - формировать их в соответствии с заданными нормами, образцами, идеалами. Такая среда создает поле умственного и нравственного напряжения и содействует гармонизации школьника с окружающим его миром и со своим внутренним состоянием. В среде удовлетворяются потребности подростков в активности, общении, реализации изобразительно-художественных способностей.

7. Среда и педагог как ее основа делают общение с учениками диалогическим, раскрепощенным, спонтанным. В отличие от семейной обстановки среда в образовательном учреждении более развивающая, творческая, мобилизующая, требующая более высокого уровня межличностного взаимодействия, стимулирующая к формированию познавательной активности, к проявлению волевых качеств, постижению учащимися «языков» разнообразных учебных предметов, научных явлений и представлений.

8. В образовательно-художественной среде ключевой фигурой является педагог. Ведущие качества учителя рисования можно представить в виде трех основных компонентов: психолого-педагогического, профессионально-художественного и личностного. Кроме этого, правомерно выделить такое качество педагога, как наличие у него творческого потенциала, который характеризуется как диалогичность, социальность, системность, рефлексивность, способность к творческой деятельности, креативность мышления, умение придавать своей деятельности нетривиальный характер. Структура творческого потенциала учителя рисования состоит из совокупности индивидуальных способностей, мотивационной составляющей и когнитивного компонента.

Педагог создает творческую обстановку на уроках ИЗО и во внеклассной изобразительно-художественной деятельности учащихся. Такое обучение становится существенным фактором развития творческих способностей старших школьников, становления их психических и личностных новообразований, формирования ученика как субъекта разносторонней деятельности, познания и общения.

Результативность изобразительно-художественной деятельности обеспечивается совокупной реализацией таких психолого-педагогических принципов, как успешность, импровизация, сотворчество, коммуникативная направленность, диалогизм, синкретизм, удовольствие, элементарность, персонификация, толерантность, поликультурность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт обучения и приобщения подрастающего поколения к изобразительно творческой деятельности показывает, что развитие художественного творчества подростков способствует, в первую очередь, духовному восхождению личности. Понимание произведения изобразительного искусства помогает подростку выйти на уровень духовного осмысления жизни.

Художественное творчество формирует у подростка гибкость и продуктивность мышления, дает возможность видеть в нем природные задатки к тому или иному виду творческой деятельности, создает условия для их реализации, для развития задатков в способности.

Художественное творчество в отличие от научного является деятельностью практически духовной, предполагающей специфически исполнительские навыки. Особая роль в процессе развития художественных способностей принадлежит изобразительному искусству, так как оно формирует у подростка эстетический вкус, воображение, образное мышление, наблюдательность и другие черты.

В подростковом возрасте изобразительное искусство приобретает особое значение. Подросток становится более восприимчив, чувствителен к произведениям изобразительного искусства. Он уже способен анализировать, сопоставлять, обобщать свой зрительный опыт.

В процессе изобразительно-творческой деятельности у подростка формируются личностные качества, культура поведения и общения, развивается положительная Я-концепция, происходит развитие культурно-нравственной позиции, эколого-эстетического отношения к природе, подросток способен передать рисунком музыкальный образ.

В подростковом возрасте происходит обогащение эстетической восприимчивости, что способствует художественно-творческому и всестороннему развитию подростка, богатству и прочности его образных представлений. Подростка начинает интересовать, как воспринимается и оценивается результат его изобразительной деятельности товарищами, взрослыми, педагогом. Рисование по представлению все более заменяется рисованием с натуры. Большую роль здесь играет развитие способности наблюдать предметы, детально и осознанно их рассматривать в целях изображения.

Дальнейшее развитие изобразительного творчества подростка связано с появлением у него интереса к живописи и специфическим средствам ее выразительности. Подросток стремится понять на практике и овладеть решением таких вопросов, как композиция, колорит, свет. Интерес к предметам как таковым переносится на изображение, воспринимаемое уже как единое и колористическое целое, не только воспроизводящее действительность, но и раскрывающее эстетический замысел художника. Таким образом, подросток вступает в область собственно изобразительного искусства.

Огромное значение для него приобретает квалифицированное художественное руководство педагога, изучение произведений мастеров изобразительного искусства. Происходит формирование ценностных ориентаций подростков в области художественной культуры.

Большое стимулирующее влияние на изобразительно-творческую деятельность подростка, оказывает природа, так как в общении с ней он начинает глубже чувствовать ее красоту, у него появляется потребность в наслаждении этой красотой, развивается творческое воображение.

Повышению уровня творческого восприятия изобразительного искусства способствует музыка. Музыкальные произведения пробуждают в подростке творческие силы, активизируют воображение и фантазию, способствуют формированию художественных вкусов, дают вдохновение к творчеству.

Огромное влияние изобразительное искусство оказывает на духовно-эстетическое развитие подростка. Чем больше развивается школьник через творчество, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. «Невозможно представить себе духовное воспитание ребенка без музыки, живописи, поэзии», - писал Марк Шагал. Созерцая прекрасное, подросток, озаренный чувством, воспринимает кроме звуков и их сочетаний еще что-то другое, то, что называется внутренней красотой. Изобразительное искусство обладает большим влиянием на эстетические чувства, помогает проявиться скрытым способностям и талантам детей подросткового возраста.

Педагогическими условиями активизации мыслительной, эмоциональной, нравственно-эстетической деятельности старших школьников в процессе обучения являются развивающая среда и собственно организатор деятельности детей - педагог, способный к изобразительно-творческому обучению, имеющий не только соответствующую психолого-педагогическую подготовку и специальную квалификацию, но и убеждение, что изобразительное искусство - это не только и не столько средство эстетического воспитания, а один из ведущих механизмов всестороннего развития детей - как эмоционального, так и интеллектуального, нравственного, художественно-эстетического и духовного.

Образовательная среда призвана создавать такие условия, в которых дети максимально свободны, спонтанны, раскрепощены, имеют возможность заниматься элементарным рисованием.

Художественно-дидактическая среда создается образовательным учреждением по сценарию учителя, который при ее планировании придерживается следующих принципов: активности, насыщенности, стабильности, динамичности, комфортности, творческо-гуманной направленности, интегративности, диалогичности, личностной ориентированности.

Творческую атмсоферу, свободную, раскрепощенную обстановку на занятиях ИЗО создает педагог: стимулирует инициативу детей, выражение творческого начала; открыт, доброжелателен, искренен, не боится выражать свои эмоции, показать свои недостатки, гибок в общении со школьниками, легко разрешает возникающие проблемы, тактичен, уважает достоинства учеников, способен к оперативной педагогической импровизации, умеет создавать необходимый эмоциональный настрой. Психолого-педагогические ситуации каждого урока бесчисленны, поэтому важно ориентироваться на реальную тональность конкретного занятия, воспринимать выражение глаз детей, их настроение, экспрессию, эмоциональное состояние, психологическую атмосферу в классе. От того, насколько учитель предрасположен к импровизационной работе, лично заинтересован в успешности каждого ученика, умеет организовать учащихся с учетом их индивидуально-типологических особенностей, в конечном счете зависит результативность всего процесса развития творческих способностей старших школьников.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами были разботаны специфические формы отчета педагога перед родителями и коллегами, которые заключаются в том, чтобы представить картину о продвижении формирования личности школьника, дать содержательную характеристику умений и навыков элементарного рисования и наметить стимулирующий план дальнейшей работы. Первые два аспекта отчета родители и учителя принимали в качестве зрителей на выставках и конкурсах.

Влияние учителя рисования на родителей осуществлялось косвенно, посредством приглашения их на уроки и различные художественно-творческие встречи, и непосредственно в ходе бесед, консультаций и собраний. Их внимание заострялось на важности создания и поддержки психологически комфортной обстановки в семье, на моральное авансирование ребенка, возвышение его как личности. Определяя положительную основу в личностных качествах ученика, можно раскрыть и обосновать преодолимость отрицательных черт, пробелов и прогнозировать, стимулировать возможность стать более совершенным.

Знакомство с изобразительно-творческой деятельностью создавало у родителей содержательное представление о процессе развития ребенка, его продвижении в художественной деятельности, о его потенциальных возможностях, положительных и отрицательных чертах его формирующегося характера. Личное участие родителей на уроках-выставках, конкурсах вселяло в них веру в детей и педагога, делало их сторонниками системы художественно-творческого обучения. Поддержка родителей и коллег стимулировала нашу работу, создавала оптимистический настрой, способствовала постоянному поиску и совершенствованию методики художественно-изобразительной деятельности.

Дальнейшее исследование рассматриваемой проблемы возможно по следующим направлениям:

1. По нашему мнению, следует продолжать соответствующее опытно-экспериментальное исследование по формированию у учащихся в процессе изобразительно-художественного образования отдельных сторон личности: духовно-нравственной, эколого-эстетической, художественной и др. Думается, что элементарное рисование представляет для этого убедительные возможности.

2. Крайне важно определить содержание и методику изучения индивидуальных особенностей старших школьников, раскрывающихся в изобразительно-творческой деятельности, и на этой основе построить технологию стимулирования их учебно-познавательной деятельности средствами изобразительного искусства. В этой связи весьма перспективным представляется исследование возможностей интеграции рисования и математики, рисования и окружающего мира и т.д. в контексте культурологического подхода к изучению гуманитарных и естественных предметов в общеобразовательной школе.

3. Изобразительную деятельность, как эффективную, целесообразно продолжать в среднем звене общеобразовательной школы за счет часов школьного компонента образования, ибо практическое рисование, в силу имеющегося универсального потенциала, может успешно развивать творческие способности учащихся данного возраста.

4. По нашему убеждению, процесс обучения любому предмету в школе необходимо осмыслить как формирование личности ученика в целом, а не только отдельных аспектов. В связи с этим особое значение приобретает расширение применения изобразительной деятельности на массовую школу, так как типовые программы по изобразительному искусству не решают задачи развития творческих способностей учащихся.

5. Особую роль в формировании мотивационного отношения школьников к изобразительно-творческому обучению имеют соответствующие учебные пособия и учебно-методические материалы. Выходящие в настоящее время книги по элементарному рисованию единичны, и общеобразовательные школы испытывают явный дефицит в учебно-методическом обеспечении.

6. Эффективность постановки обучения изобразительному творчеству в школе на основе элементарного рисования связана с профессиональным уровнем педагога, его педагогической, психологической и специальной готовностью к работе, основу которой составляет интерес к личности ребенка, к его внутреннему миру, творческому духовно-нравственному развитию. Следовательно, возникает проблема исследования содержания, методов и путей подготовки учителей рисования с учетом достижений педагогики, значимости и необходимости обучения рисованию в школе в процессе изобразительно-творческой деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дарчиева, Алена Тимофеевна, 2007 год

1. Актуальные проблемы комплексного перспективного планирования эстетического воспитания молодежи. М., 1986. - 129 с.

2. Алексеева Э.Е. Молодежь и музыка сегодня. М., 1980. - 99 с.

3. Алиев Ю.Б., Белобородова В.К. Музыкальное восприятие школьников. М., 1969. - 116 с.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. М., 1978.

5. Аманжолов С.А. Формирование способностей к изобразительному искусству у школьников//Изобразительное искусство в школе. -2004. №4. -С. 18-22.

6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М. 1996.-494 с.

7. Артеменко М.Н. Природа и эстетического воспитание школьников. -М., 1978.

8. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. - 367 с.

9. Асафьев Б. Избранные произведения о музыкальном просвещении и образовании. — М., 1973. — 311 с.

10. Баранов О.Н. Экран становится другом. М., 1979. - 79 с.

11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-354 с.

12. Буров А.И. Эстетика: Проблемы и споры. М., 1977. - 176 с.

13. Бутенко В.В. О формировании эстетического отношения к искусству у старших школьников. М., 1989. - 81 с.

14. Веремьев А.А. Эстетический потенциал личности учителя//Изобразительное искусство в школе. 2004. № 6. - С.19-22.

15. В мире прекрасного. Казань, 1966. -128 с.

16. Верб М.А. Эстетическое воспитание старшеклассника. Л., 1970. -152 с.

17. Ветлугина М.А. Музыкальное развитие детей. М., 1968. - 416 с.

18. Вишнякова Н.Ф. Творчество школьников в музыкальной деятельности //Искусство в школе. 1985. № 10. - С.3-4.

19. Власова Н.В. Система развития эстетического отношения к миру школьников в процессе занятий эстетическим искусством. М., 2001.

20. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В.Петровского. -М., 1973.-286 с.

21. Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1976. - 101 с.

22. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982. -144 с.

23. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. - 395 с.

24. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1967.-90 с.

25. Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти томах. Т.1.-М., 1954.-421 с.

26. Гедамер Г.Т. Актуальность прекрасного. М., 1991. - 210 с.

27. Герман Ш.К., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. М., 1982.

28. Глазычев В.М. Время быть личностью//Советская культура. 1988. №2. - С.4.

29. Глебов М.Н. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе. Л., 1976. - 151 с.

30. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании. М., 1978. - 125 с.

31. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 1986. - 220 с.

32. Гурджалов В.А. Для чего подросток идет в музей?//Искусство в школе. 1992. № 3-4. - С.29-30.

33. Дарчиева А.Т. Роль художественной деятельности в формировании личности школьника//Вестник КГУ им.Н.А.Некрасова. Кострома, 2007. № 2.-С.39-41.

34. Даниэль С.М. Искусство видеть. M.-JL, 1990. - 144 с.

35. Джидарьян И.А. Эстетические потребности. М., 1976. -182 с.

36. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М., 1956. -208 с.

37. Дмитриевский В.Н. Театр юных поколений. Л., 1975. - 76 с.

38. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблемы развития творческих способностей детей//Вопросы психологии. -1975. № 5.

39. Заброцкая B.C. Литература по изобразительному искусству в школе//Изобразительное искусство в школе. 2005. № 1.

40. Закин Р.И. На пути к творчеству. М., 1978. - 89 с.

41. Завородняя Е.О. О мотивах художественного творчества//Искусство в школе. 1992. №3-4.

42. Зинченко В.П. и др. На пути к творчеству. М., 1978. - 68 с.

43. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М., 1967. - 448 с.

44. Зверев И.Д. Межпередметные связи в современной школе. М., 1981.-160 с.

45. Изобразительное искусство в зеркале других искусств//Искусство в школе. 1992. №3-4.

46. Изобразительное искусство в школе. М., 1975. - 96 с.

47. Иванов ПЛ. О сущности красоты. М., 1967. - 147 с.

48. Ильенков Э.В. О специфике искусства//Вопросы эстетики. Вып.ГУ. -М., 1960.-С.31-40.

49. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 1984. - 495 с.

50. Искусство в жизни детей. Из опыта работы. М., 1991. - 127 с.

51. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. М., 1990. - 260 с.

52. Искусство и школа. М., 1981. - 210 с.

53. Искусство как фактор комплексного подхода к воспитанию -Свердловск, 1978. 160 с.

54. Исследование художественных интересов школьников/Под ред. Е.В.Квятковского. М., 1974. - 101 с.

55. Кабалевский Д.Б. педагогические размышления. М., 1986. - 192 с.

56. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое. М., 1970. -208с.

57. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М., 1977. -187 с.

58. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя. -М., 1981. -206 с.

59. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. Эстетическое воспитание.-М., 1973.-336 с.

60. Каган М.С. Морфология искусства. JL, 1972. - 211 с.

61. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы//Искусство в школе. -1992. № 1.

62. Квятковский Е.Н. Стандартизация художественного образования. Социальный заказ общества в школе//Изобразительное искусство в школе.-2002. №6.

63. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.

64. Киященко Н.И. Философия проблемы теории эстетического воспитания. -М., 1978. 583 с.

65. Клюева И.Н. Предметно-пространственная деятельность детей на занятиях изобразительным искусством. М., 2001.

66. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1969. - 392 с.

67. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. - 207 с.

68. Краковский А.П. О подростках. М., 1980. - 272 с.

69. Кандинский В.О. О духовном в искусстве. М., 1992. - 167 с.

70. Кузин B.C. Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в советской школе. М., 1974. - 310 с.

71. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. М., 1983. -180 с.

72. Крупник Е.П. и др. Учебно-творческие способности школьников и искусство. М., 1979. - 271 с.

73. Крупник Е.П. Некоторые методологические проблемы воспитательного воздействия на личность. М., 1989.

74. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. М., 1963. - 207 с.

75. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т.З. М., 1959. - 696 с.

76. Крупская Н.К. Внимание изобразительному искусству в школе. Сочинения. Т.З.-М., 1959.-494 с. '

77. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М., 1965. - 44 с.

78. Лайдмяэ В.И. Изобразительное искусство и его зритель. Таллин, 1976.-88 с.

79. Левин В.А. Воспитание творчества. М., 1987. - 64 с.

80. Лекции по эстетике и эстетическому воспитанию. М. 1979. -245с.

81. Лельчицка г И. Народное искусство на уроках композиции/ЛОный художник. 1988. № 9.

82. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -302с.

83. Леонтьев Л.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.- 576 с.

84. Леонтьев А.Н. О формировании способностей//Вопросы психологпи. 1960. № 1.

85. Лехт К. Комплексное использование искусства в развитии художественного вкуса. Таллин, 1973. - 166 с.

86. Лихачев Л.Т., Квятковский Е.В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания//Советская педагогика. 1980. № 7.

87. Лопухова Н.В. Духовное воспитание на уроках изобразительного искусства//Изобразительное искусство в школе. 2005. № 2.

88. Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. М., 1975. - 232с.

89. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М., 1980. - 292 с.

90. Манамеров Г. Уроки изобразительного искусства/ЛОный художник. 1988. №2.

91. Марьей ко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школышкои. -М., 1980. 134 с.

92. Марков МЯ. Искусство как процесс. М., 1970. - 218 с.

93. Маркс К. I! Энгельс Ф. об искусстве. — М., 1961. — 442 с.

94. Маца 1Ой эстетическом вкусе. М., 1963. - 99 с.

95. Мелик-i 1ашаев А.А. К проблеме художественных способностей и их развм-п I;:.-М., 1982.- 126 с.

96. Мелик-1 la I паев А.А. Опыт приобщения подростков к художсл в л шой культуре//Искусство в школе. 1992. № 1.

97. Михайлов;1. А.Я. Театр в эстетическом воспитании школьников. -М., 19Ь':>. 128 с.

98. Мудри: А.В. Современный старшеклассник: Проблемы самоопределения. -М., 1977. 176 с.

99. Муратова V.C. Из истории художественного образования/ЛОный художник. 1989. № 10.

100. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как формы усвоения социального опыта. М., 1982. - 240 с.

101. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. М., 1974. - 560 с.

102. Неменский Б.М. Учить и учиться культуре//Искусство в школе. -1992. jYO 3-4.-С.64-69.

103. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987. - 255 с.

104. Нравственное воспитание школьников коллективе. Л., 1970. -150с.

105. Об искусстве и воспитании/ЛОный художник. 1989. № 9.

106. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М., 1968. -128с.

107. Опыт педагогической деятельности С.Т.Шацкого. М., 1976. -120с.

108. Основ!л эстетики и искусствознания/Под ред. ИЛюбинского. М., 1973.- 187 с.

109. Основы эстетического воспитания. М., 1986. - 238 с.

110. Особенности обучения и психологического развития школьников 13-17 лет. М., 1988. - 190 с.

111. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1978.-352 с.

112. Панов В.А. Работа над иллюстрацией/ЛОный художник. 1981. №1. ИЗ. Петролский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.255 с.

113. Печко Л.П. Формирование эстетического сознания у детей школьного возраста. М., 1981. - 168 с.

114. Печко Л.П. Формирование эстетического видения природы//Изобразительное искусство в школе. 2203. № 2.

115. Погодина С.В. Развитие творчества в рисовании у детей 3-7-х классов. М., 2001. - 175 с.

116. Попова Т.Н. Народное музыкальное творчество. М., 1978. - 139 с.

117. Португалов К.Г. Музыка в школе. М., 1979. - 94 с.

118. Полонская И.А. Изобразительное искусство в школе творчество или ремесло?//Изобразительное творчество в школе. - 2004. № 4.

119. Психология одаренности детей и подростков. М., 1996. - 461 с.

120. Психология современного подростка. М., 1987. - 236 с.

121. Поташник М.М. Комплексный подход к воспитанию школьников. -М., 1980.- 104 с.

122. Природа и дети. М., 1964. - 189 с.

123. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. -Л., 1975.- 150 с.

124. Предтеченская Л. Мировая художественная культура пути становления предмета//Искусство в школе. - 1992. № 1.

125. Проблемы теории и методики эстетического воспитания школьников. Тбилиси, 1980. - 201 с.

126. Развитие художественных интересов школьников. М., 1979. -176с.

127. Развиые творческих способностей студентов и школьников средсч вами изобразительного искусства. М., 1980. - 183 с.

128. Разумный 13.А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Метод м.-М., 1969.

129. Раицег.а Т.Е. Формирование творческих способностей школьников в процессе музыкально-игровой деятельности. Дис. . канд.пед.наук. Владикавказ, 2005. - 139 с.

130. Ришн; Г.С. Уроки музыки в школе. М., 1979. - 106 с.

131. Родчамин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист, мыслитель, педагог. Об идеалах В.А.Сухомлинского. М., 1991. - 99 с.

132. Роль искусства в развитии способностей школьников. М., 1985. -141с.

133. Росто. '<ев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусе гва в школе. М., 1984. - 239 с.

134. Рубина Ю.И. и др. Творческая деятельность школьников. М., 1983.- 170 с.

135. Рубин i лтейн С.А. Основы общей психологии. М., 1976. - 517 с.

136. Сатаро JI.A. Интерпретация как способ активации образного мышлсния//Изобразительное искусство в школе. 2004. № 2.

137. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юноше ском возрасте/ТВопросы психологии. 1982. № 1.

138. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М., 1977. - 297 с.

139. Семенив В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995.-327 с.

140. Семаилсо А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. Киев, 1975. - 127 с.

141. Система эстетического воспитания школьников/Под ред. С.А.Герасимова. М., 1983.-264 с.

142. Скатки н М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980. -254 с.

143. Скатерщиков В.К. Эстетический идеал и его формирование у подрастающего поколения//Советская педагогика. -1983. № 2.

144. Смирнов Г.Б. Рисунок и живопись пейзажа. М., 1975. - 191 с.

145. Смольмнинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. -М., 19;;4.-207с.

146. Современная книга по эстетике. М., 1967. - 404 с.

147. Социальные функции искусства и ее видов. М., 1980. - 269 с.

148. Сокольникова И. Искусство в школах России//Искусству в школе. -1994. №4.

149. Смок Б. Разговор с матерью. М. 1987. - 159 с.

150. Сталь М.Г. Развитие способности к самовыражению на уроках изобразительного искусства//Изобразительное искусство в школе. -2005. № 3.

151. Страхов М.В. О развитии эстетического чувства природы в школьном возрасте. Саратов, 1957.

152. Старосельцева Н.П. С.П.Шацкий об эстетическом воспитании. М., 1976.-89 с.

153. Сухомлинский В.А. Сердце отдают детям. Киев, 1972. - 243 с.

154. Сухомлинский В.А. Воспитание личности в современной школе. -Киев, 1965.-214 с.

155. Телеэкран приглашает детей. М., 1995. - 168 с.

156. ТолстойЛ.Н.Собр.соч.Т.З.-М., 1971.-414с.

157. Теплов Б.М. Способности и одаренность. М., 1985.

158. Теория эстетического воспитания. Сборник. Вып.Ш. М., 1975. -255 с.

159. Технология организации художественно-творческой деятельности школьников. Астрахань, 2000. - 122 с.

160. Тихонов С.В. и др. Рисунок. Учебное пособие для вузов. М., 2001.

161. Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей//Вопросы психологии. 1984. № 3.

162. Устинов В.В. Об эстетическом воспитании. Д., 1961. - 110 с.

163. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., 1978. -192 с.

164. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка//Вопросы психологии. 1983. № 1.

165. Формирование личности в переходный период. От подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.

166. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1988.- 127 с.

167. Художественное воспитание подрастающего поколения. Проблемы и перспективы. Новосибирск, 1989. - 240 с.

168. Ценностные ориентации личности и массовая коммуникация. -Тарту, 1968.-164 с.

169. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. Новосибирск, 1967.

170. Чуковский К.И. Культура слова. М., 1962. - 68 с.

171. Чарнецкий К.И. Методика обучения изобразительному искусству. -М., 1988.

172. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М., 1963. - 200 с.

173. Шацкая В.Н. музыкальное воспитание учащихся IX классов. М., 1968.- 188 с.

174. Шимичев В. Путь к творческой личности. М., 1998.- 104 с.

175. Шелковенко М.Н. Быть художественно образованным/ЛОный художник. 1988. № 5.

176. Школа и искусство. Таллин, 1973. - 173 с.

177. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. М., 1956.

178. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства. М., 1977. - 76 с.

179. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., 1979. - 141 с.

180. Шаров Ю.Б. Формирование духовных потребностей школьников как социально-педагогическая проблема. JL, 1971.-88 с.

181. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. -М., 1969.-272 с.

182. Щербаков B.C. Общие вопросы методики преподавания изобразительного искусства//Изобразительное искусство в школе. -2000. № 6. С.28-30.

183. Эдварде Б. Художник внутри нас. Минск, 2000.

184. Эстетическое воспитание школьников. М., 1974. - 303 с.

185. Эстетическое воспитание в семье. М., 1963. - 159 с.

186. Эстетическое воспитание. Пособие для средних ПТУ. М., 1989. -511с.

187. Эстетическое воспитание школьной молодежи. М., 1989. - 325 с.

188. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. -М., 1962.-408 с.

189. Этические беседы с подростками. Книга для учителя. М., 1987.

190. Юон К.Ф. Об искусстве.-М., 1961.-179 с.

191. Юсов Б.П. Изобразительное искусство. М., 1978. - 206 с.

192. Якобсон П.Н. Психология художественного восприятия. М., 1964. -48 с.

193. Ястребова Н.Я. Формирование эстетического идеала в искусстве. -М., 1976.-224 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.