Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Сумин, Юрий Михайлович

  • Сумин, Юрий Михайлович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 190
Сумин, Юрий Михайлович. Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург. 2007. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сумин, Юрий Михайлович

Введение

Глава 1. Коммуникативная культура как фактор профессиональной деятельности продюсера

1.1. Сущность и природа коммуникативной культуры

1.2. Особенности коммуникативной деятельности продюсера

1.3. Коммуникативно-личностный потенциал социально-культурной деятельности продюсера

1.4. Социально-психологические трудности в продюсерских коммуникациях

Глава 2. Педагогика коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности

2.1. Современные условия формирования коммуникативной культуры продюсера

2.2. Учебно-методические и организационно-практические средства формирования коммуникативной культуры продюсера

2.3. Инновационные методики педагогики коммуникативной культуры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности»

В начале XXI века динамичные и сложные процессы перехода к рыночной экономике обуславливают возрастание роли коммуникаций в социальной экономической, политической и других сферах деятельности. От успешности коммуникаций зависят процессы производства и потребления социально-культурного продукта. Повышение роли воздействия коммуникаций на все стороны жизни человека, наращивание интеграционно-коммуникативного потенциала общества становится основным условием его развития и обеспечения конкурентоспособности в сфере бизнеса, экономики, производства, предпринимательства и других областей. Профессиональная деятельность менеджера, журналиста, продюсера, режиссера, педагога и представителей других социально-значимых профессий не может осуществляться без коммуникаций. Их профессиональная успешность будет зависеть от уровня сформированное™ коммуникативной культуры. Коммуникации сопровождают профессиональную деятельность продюсера от стадии маркетинговых исследований по оценке продюсерской идеи проекта до реализации этой идеи в художественном продукте.

Ключевую роль в решении задач формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов играет система образования и целенаправленность высшей школы на разработку и внедрение интегрированных программ воспитания и развития коммуникативных компетенций. Сложившаяся система подготовки продюсеров строится на освоении основных теоретических знаний в области искусствоведения, культурологии, менеджмента, экономики, юриспруденции, а дисциплины призванные воспитывать коммуникативную культуру и развивать практические навыки бесконфликтного взаимодействия и управления производственно-творческими коллективами отсутствуют. Низкий уровень коммуникативной культуры начинающих продюсеров приводит к увеличению числа стрессов в процессе адаптации к новым производственным условиям, возникновению межличностных конфликтов, снижению уровня удовлетворенности социально-культурной деятельностью.

Актуальность данного диссертационного исследования определяется широким кругом проблем и рядом противоречий между: потребностью современной социально-культурной практики в продюсерах, умеющих активно взаимодействовать в различных формах коммуникации и нехваткой такого рода подготовленных специалистов; необходимостью повышения коммуникативной компетентности будущих продюсеров в процессе вузовской образовательной деятельности и отсутствием стройной системы, ориентированной на воспитание их коммуникативной культуры; наличием значительных ресурсов формирования коммуникативной компетентности в учебных программах подготовки продюсеров и отсутствием интегрированной системы дисциплин, ведущих к усовершенствованию последней; значительным научным фондом знаний по проблеме деловой коммуникации и дефицитом научно-обоснованных методик эффективного совершенствования коммуникативной компетентности будущих продюсеров.

Объект исследования: коммуникативная культура продюсера социально-культурной деятельности.

Предмет исследования: педагогический процесс формирования и развития коммуникативной культуры продюсера.

Цель диссертационного исследования: разработка модели оптимизации педагогического процесса по формированию коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности.

Основные задачи исследования:

1. Раскрыть содержание коммуникативной культуры в социально-культурной деятельности.

2. Охарактеризовать основные направления и структуру профессиональной деятельности продюсера.

3. Выявить проблемы формирования коммуникативной культуры продюсера.

4. Проследить тенденции развития технологий формирования коммуникативной культуры продюсера в социально-культурной деятельности и выработать требования к коммуникативной компетентности продюсера.

5. Обосновать и апробировать модель формирования коммуникативной культуры в образовательной деятельности вуза.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика социальной коммуникации исследуется в предметах обществоведческих наук, изучающих различные грани коммуникативной деятельности, разновидности коммуникационных каналов и социально-коммуникационных институтов. В систему социально-коммуникационного знания можно объединить следующие науки: философию, психологию, педагогику, психоанализ, прикладную культурологию. Из состава обществоведческих наук к социально-коммуникативной системе можно отнести: лингвистику, литературоведение, искусствознание, журналистику. Довольно отчетливо выражена проблематика социальной коммуникации в социологии и социальной психологии, что является результатом бурного развития прикладной коммуникационной деятельности, востребованной политикой и бизнесом во второй половине двадцатого века. Рекламное дело, паблик рилейшнз, деловое общение, имиджмейкерство, сегодня нуждаются в социологическом, психологическом, а также педагогическом обосновании. Исследование социально-коммуникационных проблем представляют такие культуроведческие науки, как: социология культуры, семиотика, книговедение, теория массовой коммуникации.

Исследование формирования коммуникативных умений и способностей нашли свое отражение в работах отечественных философов, культурологов, педагогов и психологов (Л.П. Буева, М.С. Каган, A.A. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, A.B. Соколов), в которых общение выделяется как вид человеческой деятельности. Рассматривая коммуникативную культуру, как элемент духовной культуры, такие исследователи, как М.С. Каган, Э.С. Маркарян, Э.В. Соколов, трактуют культуру, как специфический человеческий способ деятельности и вводят понятие «культуры общения». Понятия «общение», «коммуникация», рассматриваются с позиций деятельностного подхода, а именно деятельности в процессе социального взаимодействия. Рожденные социальной коммуникацией процессы социализации, инкультурации, воспитания, ведущие к развитию личности, исследуются в работах С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, A.B. Соколова,

Б.А. Титова.

Коммуникативное развитие личности определяют, как основную цель образовательной деятельности такие авторы, как A.A. Бодалев, A.B. Петровский Б.Д. Парыгин. Возможности целенаправленного формирования коммуникативных качеств исследуются H.A. Березовиным, JI.K. Грицюк, М.С. Кобзевым, Д.И. Романовым.

Использование коммуникативно-воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в процессе формирования коммуникативной культуры личности рассматриваются в работах М.А. Ариарского, Г.М. Биржешока, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Н.Ф. Максютина, А.П. Маркова, А.П. Панфиловой, Ю.А. Стрельцова, A.A. Сукало, В .Я. Суртаева, П.П. Терехова, В.Е. Триодина, Г. JI. Тульчинского.

Несмотря на глубину вышеуказанных исследований, проблема формирования коммуникативной культуры будущего продюсера в системе высшего образования до настоящего времени изучена недостаточно. Практические курсы и тренинги не всегда используют возможности межпредметной интеграции и внедряются без учета профессионально-ориентированной специфики образования. Указанные выше исследования подробно характеризуют функции и содержание коммуникативной культуры личности, выявляют общие закономерности ее формирования, определяют интерактивные методики в развитии коммуникативной компетентности специалистов социально-культурной деятельности. Полученные в этих работах результаты могут послужить теоретической и эмпирической базой, которая позволяет рассмотреть процесс формирования коммуникативной культуры продюсеров в образовательном пространстве вуза.

Гипотеза исследования. Педагогический процесс профессионального становления продюсера социально-культурной деятельности в рамках образовательного пространства вуза будет эффективен если:

1. Профессиональная модель деятельности продюсера строится на основе единства владения административно-организационными навыками создания, сохранения и распространения культурных ценностей и художественно-содержательными технологиями социально-культурной деятельности.

2. Коммуникативная культура продюсера формируется интерактивными методами организации образовательного процесса, построенными на органичном синтезе педагогических, психологических, драматургических и режиссерских знаний.

3. Мастерство профессиональных коммуникаций продюсера приобретает естественно-рефлекторные формы.

Методология исследования. Учитывая сложность рассматриваемого явления, лишь междисциплинарный подход может помочь прийти к адекватно полным выводам. Исследование основано на достижениях науки в различных отраслях социально-гуманитарных знаний и синтезе передовых педагогических технологий в формировании коммуникативной культуры, требующих корректировки образовательных программ. Обязательным условием корректировки образовательных моделей выступает единство и взаимодополняемость образования и культуры, что определяет трактовку практической социально-культурной деятельности, как важнейшего условия развития личности и совершенствования образовательного процесса. При этом, образование, как форма развития культуры и реализации ее творческого потенциала, обеспечивает развитие человеческой индивидуальности и подготовку личности к успешному существованию в социуме и культуре, что определило теоретическую базу научной работы.

Идеи и концепции, положенные в основу диссертационного исследования: положения теории развивающего обучения (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); обобщенные идеи, утверждающие духовные приоритеты в воспитании и обучении, идеи диалога, сотворчества, соучастия в педагогическом процессе (А Б. Добрович, Л.А. Петровская, А.П. Панфилова); положения социологии, культурологии, педагогики, о социокультурной и коммуникативной направленности профессии в системе деятельности «человек-человек»; концепция социокультурной деятельности, как важнейшего резерва оптимизации воспитания коммуникативной культуры специалиста в период его вузовской подготовки.

Методология исследования исходила из системного анализа профессиональной деятельности продюсера, в рамках которой коммуникативная составляющая представляется как одна из базовых.

Предмет, цели, задачи диссертационного исследования определили методы исследования: анализ научной и учебной педагогической, психологической, культурологической, социологической, искусствоведческой литературы по проблемам, связанным с профессиональной деятельностью продюсера и формированием коммуникативной культурой личности; анализ содержательных учебно-воспитательных процессов формирования коммуникативной культуры в вузе.

Ведущими методами исследования, представленными поисково-констатирующим (диагностическим) и формирующим социально-педагогическим экспериментом, выступали:

- прямое и опосредованное наблюдение;

- профессиональная и общественная экспертная оценка;

- изучение объективной документации.

Экспериментальной базой исследования стали факультет искусств, факультет режиссуры и продюсерского мастерства, факультет народно-исполнительского искусства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, факультет журналистики и массовых коммуникаций Европейского университета Молдовы.

Организация и методика исследования. Комплексное исследование осуществлялось в три этапа на протяжении десяти лет (1995-2005гг.).

На первом - диагностическом этапе (1995-2001гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись методологические подходы к исследованию проблемы, отбирался практический материал, проводилось предварительное обследование объекта исследования. В этот же период был разработан понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи исследования, намечены пути и средства разработки экспериментальных программ и выявлены организационно-педагогические условия ее реализации, проведен ряд эмпирических экспериментов.

На втором — аналитическом этапе (2001-2003гг.) осуществлялся анализ первых полученных результатов, проводились экспериментальные занятия на базе факультета искусств, где апробировались и адаптировались разработанные креативные методики по формированию коммуникативной культуры в программах курсов: «Воспитание коммуникативной культуры и псхогигиена общения», «Психология продюсерской деятельности», «Искусство деловых и общественных связей», «Коммуникативная культура продюсера». Было проведено исследование среди студентов факультета, позволяющее определить уровень развития их творческих способностей, характер мотивации, а также личностные особенности коммуникативной культуры. Разрабатывалась концепция диссертации и методический аппарат опытно-экспериментальной работы. Разработана и адаптирована программа, оптимизирующая процесс развития коммуникативной культуры будущих продюсеров.

На третьем - формирующем этапе (2003-2006гг.) осуществлен анализ данных опытно-экспериментальной работы, обобщены и систематизированы полученные результаты, дана оценка результатов развития коммуникативной культуры, проведена качественная и количественная обработка материалов, анализ и обобщение экспериментальных и теоретических результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций, подготовлена окончательная редакция текстов диссертационного исследования. В итоге была разработана и апробирована программа оптимального построения процесса формирования коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности, проанализирована ее педагогическая эффективность и перспектива внедрения.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Сумин, Юрий Михайлович

Заключение

Таким образом, проанализировав использование организационно-практических и учебно-методических средств, внедрение инновационных методик в педагогику коммуникативной культуры можно сделать следующие выводы:

На основе выявленной в первой главе роли коммуникации в деятельности продюсера была представлена обобщенная модель его коммуникативных компетенций, которая была апробирована всем ходом научной акции.

Овладение навыками коммуникативной компетентности, помимо приобретения важных профессиональных качеств, необходимых для продюсерской деятельности, приводит к повышению уровня личной культуры продюсера социально-культурной деятельности.

Воспитание коммуникативных компетенций продюсера должно проходить комплексно - объединяя лекционно-практические, тренинговые занятия с профессиональной подготовкой и практической деятельностью.

Представленный и апробированный комплекс программ по формированию коммуникативной компетентности продюсера показывает следующее: посредством изучения коммуникативных дисциплин закладываются ее теоретические основы; организация групповой и коллективной работы обеспечивает отработку основных коммуникативных умений, характеризующих содержательные компоненты коммуникативной компетентности.

- освоение умений и навыков может быть успешным, если они закрепляются в практических коммуникативных контактах.

Проведенный научный эксперимент позволил подтвердить гипотезу исследования о том, что разработка интегрированной программы образовательного процесса с введением специальных курсов теоретических, практических, тренинговых и индивидуальных занятий в систему подготовки продюсеров содействует овладению креативно-коммуникативными технологиями и способствует развитию коммуникативной культуры, которая влияет на уровень профессиональной деятельности продюсера.

Цель диссертационной работы - изучить процесс формирования коммуникативной культуры, как фактора развития профессиональной компетенции продюсера достигнута. Выполнены соответствующие этой цели задачи.

Для формирования и развития коммуникативных компетенций продюсера, в учебном процессе, необходимо предусматривать дополнительное изучение предметов коммуникативного цикла, внедрение идей и технологий интегрированных, инновационных дисциплин в групповую и индивидуальную организацию обучения.

Проведенный эксперимент позволяет утверждать эффективность предписанных интерактивных методик формирования коммуникативной культуры. Формирующиеся коммуникативные умения и навыки должны апробироваться, проявляться и закрепляться в практической деятельности на производственных базах учреждений культуры, что способствует воспитанию продюсера как профессионального коммуникатора и квалифицированного специалиста.

Таким образом, в результате проведенного исследования на защиту выносится:

1. Понятие коммуникативной культуры продюсера как совокупности убеждений, ценностей, правил и установок, определяющих процесс целесообразного взаимодействия продюсера с субъектами его профессиональной деятельности. Коммуникативная культура как открытая социально-культурная система включает следующие составляющие: соответствие поведения продюсера к ситуационному контексту; уважительные отношения продюсера с участниками социально-культурной деятельности; открытость и вовлеченность продюсера во взаимодействие со всеми участниками творческого процесса подготовки проекта; способность продюсера к построению коммуникации с учетом преодоления возможных социально-психологических барьеров; развитие межличностных отношений на основе взаимопомощи и взаимовыручки для достижения целей проекта;

- естественность, органичность, ненавязчивость общения, порождающие благоприятную психологическую атмосферу.

Содержание коммуникативной культуры позволило самостоятельно выделить и определить педагогику коммуникативной культуры, которая понимается как процесс формирования и развития знаний, умений и навыков социальной коммуникации. Педагогика коммуникативной культуры призвана воспитывать коммуникативные компетенции, являющиеся одной из ведущих составляющих социально-культурной деятельности продюсера.

2. Понятие коммуникативной компетенции, как универсальной базовой дефиниции коммуникативной культуры продюсера. Эта компетенция проявляется в его поведении и реализуется на ценностном, психологическом, педагогическом, культурном уровнях.

3. Основа профессиограммы продюсера, которая определяется находящимися в постоянном взаимодействии между собой составляющими: целями и задачами, тактикой и стратегией его профессиональной деятельности, личностными качествами. Весь комплекс функциональных ролей продюсера реализуется в интеграции административно-управленческих навыков и знаний технологии художественной социально-культурной деятельности. Роль коммуникативной культуры заключается в установлении коммуникативных регуляторов поведения для формирования эффективной продюсерской деятельности.

4. Технология выявления коммуникативных ограничений в деятельности продюсера, которая включает: анализ конкретной ситуации, определение социально-психологических барьеров, требования адаптации к ситуации.

5. Модель оптимизации педагогического процесса по формированию коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности включает:

- разработку профессиональных компетенций продюсера, включающих цели, направление и этапы его деятельности; определение комплекса функциональных ролей и сферы коммуникативных контактов продюсера; выявление коммуникативных ограничений в профессиональных ситуациях деятельности продюсера; разработку коммуникативных компетенций и выявление коммуникативных регуляторов поведения продюсера; использование в учебном процессе интерактивных, креативных технологий для формирования коммуникативной культуры продюсера, в основе которых лежат: знания психолого-педагогических принципов общения, социальных и экономических отношений; законы драматургии, ораторского искусства, режиссерского анализа и проектирования ситуации на всех этапах деятельности продюсера; постоянное совершенствование коммуникативной культуры преподавателей, владеющих инновационными образовательными методиками и работающими в режиме инновационного саморазвития;

- отслеживание показателей формирования коммуникативной культуры на протяжении всего процесса подготовки продюсеров в образовательном пространстве вуза.

Научная новизна определяется интеграцией педагогического, психологического, культурологического, искусствоведческого и управленческого подходов к комплексному решению проблем формирования коммуникативной культуры продюсеров социально-культурной деятельности.

В результате исследования:

- выявлена сущность коммуникативной культуры как открытой системы, в которой педагогика коммуникативной культуры рассмотрена как процесс формирования, воспитания, развития и образования знаний, умений, навыков социальной коммуникации; дано определение профессии продюсера как руководителя или доверенного лица компании, осуществляющего идейно-художественное и организационно-финансовое руководство, и контроль над производством, хранением и распространением культурных ценностей, что требует высокого знания технологий художественной социально-культурной деятельности и административно-управленческих умений по созданию и реализации социально-значимых проектов;

- обоснованы профессиональные компетенции продюсера, определяющие проектную, планово-производственную, производственно-организационную, координационную, управленческую, коммуникативную и личностную деятельности;

- определены основные этапы деятельности продюсера при подготовке проекта: разработка идеи, материальное и финансовое обеспечение, подбор художественно-постановочного, творческо-исполнительского и технического персонала, производство художественных ценностей и их реализация; систематизированы барьеры коммуникативной деятельности продюсера и определено его рациональное поведение по их преодолению; теоретически обоснована программа и практически апробирована авторская интегративная модель формирования коммуникативной культуры продюсера, отражающая специфику педагогического понимания феномена коммуникативной культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа полученных автором результатов:

1. Обосновано содержание коммуникативной культуры в профессиональной деятельности продюсера.

2. Определены функции и содержание деятельности продюсера, в отличие от предпринимателя, администратора, менеджера.

3. Предложена диагностика коммуникативных трудностей и намечены пути преодоления барьеров общения в профессиональной деятельности продюсера.

4. Представлена модель коммуникативных компетенций продюсера.

5. Внедрена и апробирована программа тренинговых практических занятий, активизирующих коммуникативно-творческие способности личности на основе креативных технологий. Разработана программа проведения практики продюсеров социально-культурной деятельности, стимулирующая инновационную и коммуникативную активность студентов в процессе адоптации к различным производственным этапам и ситуациям социально-культурной деятельности.

6. Разработана программа курса «Коммуникативная культура продюсера», обогащающая социально-психологическую группу дисциплин интерактивными методами и формами образовательной деятельности, включающая систему практических, индивидуальных и тренинговых занятий.

Апробированная на факультете режиссуры и продюсерского мастерства СПбГУКИ в режиме педагогического эксперимента программа «Коммуникативная культура продюсеров» может быть использована для оптимизации содержательных, технологических сторон образовательного процесса в вузах культуры и искусств при формировании учебных планов, программ курсов и корректировки учебно-воспитательной политики.

Дальнейшие научные исследования коммуникативной культуры могут касаться проблем применения методик её формирования в различных областях производственной деятельности. Сами методики могут быть исследованы и трансформированы с учетом введения новейших технических средств в образовательный процесс. Особый интерес представляют исследования внедрения инновационных методик формирования коммуникативной культуры в образовательный процесс постдипломного профессионального образования, что поможет поднять и расширить уровень общенациональной производственной культуры в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сумин, Юрий Михайлович, 2007 год

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / B.C. Агеев.— М.: Изд-во МГУ, 1990. — 239 е.: ил.

2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. — М.: Наука, 2001. —505 с.

3. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение / С.Ф. Анисимов. — М.: Мысль, 1979.142 с.

4. Атватер И. Я вас слушаю: советы руководителям как правильно слушать собеседника / И. Атватер; сокр. пер. с англ. Н.В. Симонова. — 2-е изд. — М.: Экономика, 1988. — 110 с.

5. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A. Бодалев.

6. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.

7. Бодалев A.A. Психология межличностного общения / A.A. Бодалев. — Рязань: РВШ МВД, 1994. — 90 с.

8. Бороздина Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 1989. — 224 с.

9. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия / Ф. Бурнард. — СПб.: Питер, 2002. —304 с.

10. Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим: очерки о человеческом общении / А.Е. Войкунский. — 2-е изд., дораб. и доп. — М.: Знание, 1990. — 238 с.

11. Вундт В. Очерки психологии / В. Вундт. — М.: Московское кн-во, 1912. — XIV, 300 с.

12. Выготский JI.C. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 140 с.

13. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. — 1006 с.

14. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Лабиринт, 1997. — 413 с.

15. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Соврем, гуманитар, ун-та, 2001. — 209 с.

16. Галыгин В.Ф. Психологический барьер и профессиональная адаптация к автоматизированным системам управления: автореф. дис. . канд. психол. наук/В.Ф. Галыгин. —Л., 1978. —23 с.

17. Генов Ф. Психология управления : основные проблемы / Ф. Генов ; общ. ред. и вступ. ст. Б.Ф. Ломова, Ф.В. Венды. — М.: Прогресс, 1982. — 422 с.

18. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация: учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 272 с.

19. Голов A.B. Деловая игра как форма практического занятия / A.B. Голов // Коммуникации и управление: сборник. — Воронеж, 2001. — С. 17-21.

20. Грановская P.M. Элементы практической психологии / P.M. Грановская. — СПб.: Свет, 1997. —608 с.

21. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. — М.: Просвещение, 1987. — 207 с.

22. Доценко E.J1. Межличностное общение: семантика и механизмы / Е.Л. Доценко. — Тюмень: ТОГИРРО, 1998. — 214 с.

23. Зимбардо Ф. Застенчивость: пер. с англ. / Ф. Зимбардо. — М.: Педагогика, 1991. —212с.

24. Иванова C.B. Искусство подбора персонала : как оценить человека за час / C.B. Иванова. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 160 с.

25. Изард К. Эмоции человека / К. Изард. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 439 с.

26. Каган М.С. Мир общения/ М.С. Каган. — М.: Политиздат, 1988. — 315 с.

27. Конецкая В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. — М.: МУБУ, 1997. —450 с.

28. Константинов А.И. Звуки в жизни зверей / А.И. Константинов, В .А. Мовчан. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 303 с.

29. Коробейников B.C. Редакция и аудитория: социологический анализ / B.C. Коробейников. — М.: Мысль, 1983. — 255 с.

30. Краткий психологический словарь. — М.: Политиздат, 1985. — 658 с.

31. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. —512 с.

32. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголыпа. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.

33. Леонтьев A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. — М.: Смысл, 1997.364 с.

34. Леонтьев A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. — 2-е изд. — М.: Смысл, 1999. —365 с.

35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

36. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. — 3-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 369 с.

37. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.

38. Меннинг О. Поведение животных / О. Меннинг. — М.: Мир, 1982. — 360 с.

39. Михальская А.К. Как учить риторике / А.К. Михальская. — М.: Просвещение, 1996. — 96 с.

40. Общение и деятельность: на рус. и чеш. языках. — Прага: Карлов ун-т, 1981. — 211 с. — Из содерж.: Принцип деятельности и исследование общения / Г.М. Андреева.

41. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М.: Рус. яз., 1987.795 с.

42. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, НЛО. Шведова. — М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.

43. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми: практическое руководство / В.Н. Панкратов.— М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. —336 с.

44. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие / А.П. Панфилова. — СПб.: Знание: СПбИВЭСЭП, 1999. — 496 с.

45. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: учеб. пособие / Б.Д. Парыгин. — СПб.: Изд.-во Михайлова В.А., 1999. — 300 с.

46. Парыгин Б.Д. Социальная психология: проблемы, методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. — 591 с.

47. Перминова С., Тульчинский Г. Культура фирмы / С. Перминова, Г. Тульчинский. СПб.: Алетейя, 2006. - 292 с.

48. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура: введение в теорию и историю : учеб. пособие / Л.В. Петров. — СПб.: СПбГАК, 1999. — 211 с.

49. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.

50. Пиз А. Язык телодвижений / А. Пиз. — СПб.: Издательский дом Гутенберг, 1996.—249 с.

51. Практическая психология: методология и методика науч. исследований: сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; отв. ред. В.Н. Панферов. — СПб.: Образование, 1996.— 152 с.

52. Практическая психология для преподавателей. — М. Филинъ, 1997. — 328 с.

53. Психология: учебник. / Под ред. A.A. Крылова. — М.: ГТБОЮЛ, 2001. — 584 с.

54. Психология: словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

55. Рай Л. Развитие навыков эффективного общения / Л. Рай. — СПб.: Питер, 2002. —288с.

56. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2001. — 334 с.

57. Розанова В.А. Психология управления : учеб. пособие / В.А. Розанова. — М.: Бизнес-школа: Интел-Синтез, 1999. — 352 с.

58. Рояк A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка/ A.A. Рояк. — М.: Педагогика, 1988. — 117 с.

59. Сметанин А.Г. Формирование коммуникативной компетентности студентов / А.Г. Сметанин // Коммуникации и управление: сборник. — Воронеж, 2001. — С. 41-49.

60. Советский энциклопедический словарь / науч.-ред. совет: А.М. Прохоров (пред.). — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600 с.

61. Соколов A.B. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие / A.B. Соколов. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. — 461 с.

62. Соколов A.B. Феномен социально-культурной деятельности / A.B. Соколов. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. — 204 с.

63. Социальная психология / ред. А.Н.Сухов, A.A. Деркач. — М.: Academia, 2001. —600 с.

64. Социологический энциклопедический словарь. — М.: МУБУ, 1997. — 600 с.

65. Спивак В.А. Современные бизнес коммуникации / В.А. Спивак. — СПб.: Питер, 2002. — 447 с.

66. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Т. 2. / К.С. Станиславский. — М.: Искусство, 1955. — 424 с.

67. Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / под ред. A.A. Бодалева. — М.: НИИ общ. и пед. психологии, 1979. — 195 с. — Из содерж.: Взаимопонимание и проблемы психологического тренинга / A.C. Золотнякова.

68. Тимченко Н.М. Тайны делового общения / Н.М. Тимченко. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 1995. —253с.

69. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. — М.: Высш. шк., 1989. — 159 с.

70. Фридман JI.M. Психологический справочник учителя / JI.M. Фридман, И.Ю. Кулагина. — М.: Совершенство, 1998. — 411 с.

71. Хабермас 10. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. — СПб.: Наука, 2000. — 377 с.

72. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 2003. — 519с.

73. Хитарова Э.И. Изучение и формирование коммуникативной культуры личности в социокультурной сфере / Э.И. Хитарова II Образование и культура: традиции и новаторство / СПбГАК. — СПб., 1998. — С. 59-63.

74. Холл Э. Как понять человека без слов / Э. Холл. — М.: Вече: Персей: ACT, 1995.—145с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.