Формирование креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Томилова, Инга Игоревна

  • Томилова, Инга Игоревна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 280
Томилова, Инга Игоревна. Формирование креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Кемерово. 2002. 280 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Томилова, Инга Игоревна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КРЕАТИВНОСТИ КАК КАЧЕСТВУ ЛИЧНОСТИ.

1.1. Философские и психолого-педагогические аспекты креативности личности.

1.2. Особенности формирования креативности у старших школьников

1.3. Педагогическая модель формирования креативности у старших школьников в условиях гимназии.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

2:1. Организация учебной деятельности гимназии как условие • формирования креативности старших школьников.

2.2. Научно-исследовательская деятельность гимназистов как условие формирования у них креативности.

2.3. Интерпретация результатов экспериментальной работы по формированию креативности у старших школьников в уело- 153 виях гимназии.

Выводы по 2 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии»

Актуальность исследования. В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развитпя. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситу ации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать творческую деятельность.

Разные авторы определяют креативность по разному, но общим в понятии является то, что способность к творчеству видится в создании нечто нового, оригинального. Критерием творчества при этом является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую деятельность - именно это чаще всего подразумевается под понятием «креативность» (Э.М.Фромм).

• Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (278). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности, отсутствие такой личности является причиной многих трудностей в современном обществе.

Современная социально-педагогическая ситу ация наглядно высветила ряд противоречий:

• между новой социально-политической, экономической обстановкой, требующей умения творчески и самостоятельно решать возникающие про' олемы, и сохранившейся регламентированной системой ооразования;

• между необходимостью организации систематической творческой деятельности школьников и недостаточной психолого-педагогической подготовкой к этому учителя;

• между стремлением многих учащихся к самореализации в различных видах деятельности и отсутствием соответствующих условий и др.

• между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы « обучения и насущной потребностью общества в креативной системе развития личности и др.

Эффективность образования в значительной мере зависит от степени проявления креативности личности школьника, что предполагает выход за пределы некоторой ограниченности, предписанной установками, инструкциями, положениями, сложившимися стереотипами. Отказ от стандартизации и универсализации воспитательно-образовательного процесса неизбежно ведет к открытости, вариативности, динамичности в содержании, формах и методах совместной деятельности педагогов и учащихся.

Психологические аспекты проблемы формирования креативности в основном изучены, педагогические же основы этого процесса представлены недостаточно подробно. Особенно актуальна данная проблема для старшего школьного возраста. Современная педагогическая практика пытается решить это противоречие разными путями: реализацией личностно-ориентированной идеи в обучении и воспитании школьника; ориентации на образовательные ценности и др. Четко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью школьника. При всем многообразии подходов их можно разделить на две группы:

1. Формирование креативности через создание специальных условий в разных видах деятельности. % 2. Целенаправленное развитие креативности с помощью новых технологий обучения.

В рамках этих подходов существует целый ряд проблем: таких как, несоответствие методов формирования креативности возрасту школьника, поиски основного содержания при отсутствии системы работы в данном направлении и др. Главная из них - отсутствие стратегии организации такого рода работ.

Концепция обучения как передачи социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, реализуется сегодня недостаточно эффективно. Поэтому основной задачей, стоящей перед школой сегодня, является формирование гармонично развитой, социально-активной и творческой личности, обладающей не только знаниями, но и способностью к саморазвитию и самообразованию, умением решать нестандартные задачи, не имеющие аналогов в прошлом, своевременно реагировать на происходящие в обществе изменения и вместе с тем ориентироваться на вечные общечеловеческие ценности.

Решение этой задачи предполагает увеличение учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, которые реализуют личностно-ориентированную модель образования, основанную на сотрудничестве педагога и учащегося, ориентированную на индивидуальные познавательные запросы и возможности каждого школьника, его интересы и способности.

Проблема творчества до сих пор остается одним из участков «педагогической целины». Так ее называл в свое время В.А. Сухомлинский. И сейчас более 85 % учебной деятельности в школе осуществляется в репродуктивных, нетворческих формах. Преобладает интерес в основном к разным видам творческой деятельности учащихся - к решению проблемных учебно-познавательных задач, в основе которого лежит научное творчество. В учебниках педагогики нередко до сих пор именно этим ограничивают проблему формирования творческой личности, исключая другие вилы творчества.

Различные аспекты развития творчества личности освещены в работах отечественных философов, психологов, педагогов: В.И. Андреева, Т.Г. Бра-же, АЛ. Гайжутиса, С.Р. Евинзон, И.С. Коган, Е.В. Колесниковой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Лисовской, Л.В. Мартынюк, В.А. Моляко, В.Ф. Овчинникова, Г.Л. Пихтовникова, B.C. Розова, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицыной, Е.Л. Яковлевой, Н.М. Яковлевой и других. 4 Проблема формирования креативности старшего школьника рассматривается в науке в связи с изучением вопросов развития творческих способностей школьников (интеллектуальных, литературных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одаренности, креативности личности:

• в отечественных исследованиях - Г.С. Альтшуллером, И.П. Волковым, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, И.В. Дубровиной, Л.Б. Ермолаевой-То.миной, А.Ю. Козыревой, И.С. Коном, М.В. Колосовой, Н.С. Лейтесом, А.А. Мелик-Пашаевым, З.Н. Новлянской, Б.М. Тепловым, В.Э. Чуднов-ским, Т.И. Шамовой, B.C. Шубинским и другими;

• в зарубежных исследованиях - Э. Де Боно, Ф. Барроном, Дж. Гауэном, Дж. # Гетцелсом, Дж. Гилфордом, Ф. Джексоном, Д. Льюисом, Дж. Рензулли, С.

Роджерсом, Р. Стернбергом, П. Торренсом, К. Тейлором, и другими.

В экспериментальных психологических исследованиях А.В. Брушлин-ского, Ю.Н. Кулюткина, A.M. Матюшкина, В.Н. Пушкина, С.Л. Рубинштейна, К.А. Славской, O.K. Тихомирова содержатся предпосылки для решения педагогической задачи развития способности создавать новое. Проблемой формирования мыслительных умений занимались Г.П. Антонова, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др. Изучению творческой личности посвятили свои работы Д.Б. Богоявленская, Э. Боно, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Э.И. Кубышкина, B.C. Кузин, П.Я. Пономарев. Ю.В. Шаро-% нин, Т.Я. Шпикалова, Д.Б. Эльконин и др. Проблемные творческие ситуации и способы их решения с помощью алгоритмических методов разработали Г.С. Альтшуллер, Д.В. Вилькеев, Л.В. Занков, С.И. Мелешко и др.

Доказано, что наличие и уровень интеллектуальных способностей можно зафиксировать у старшего школьника при решении им творческих задач. Однако это требует наличия высокого уровня воображения и сформиро-9 влннсстп мыслительных средств и действий диалектического характера. Базой такого заключения послужили исследования психолого-педагогического характера, касающиеся развития личности на этапах ее становления (J1.A. Венгер, Н.Е. Веракса, J1.C. Выготский, В.Г. Горецкий, J1.A. Григорович, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, А.В. Запорожец, А.И. Иванов, Т.С. Комарова, СЛ. Новоселова, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков, И.В. Смолярчук, С.М. Чурбанова, С.Г. Якобсон и др.).

О необходимости сознательного управления творческими процессами интеллекту альной деятельности свидетельствуют работы Г.С.Альтшуллера, последователей и представителей их научных школ. В качестве методологии креативности здесь выступает теория решения творческих задач, которая ос-^ новывается на положении: все системы развиваются по определенным законам, которые можно познать и применить. Теория доказала практическую значимость и в области педагогики. Так система непрерывного формирования креативности, позволяющая создавать новые технологии креативного образования, в том числе и на начальных этапах становления личности, включает в качестве педагогических средств и процесс формирования креативности.

Разработке творческих способностей в различных образовательных системах посвятили свои исследования: Г.С. Альтшуллер, В.Г. Березина, В.А. Бухвалов, И.М. Верткин, ИЛ. Викентьев, М.С. Гафитулин, В.М. Гера-% симов, А.А. Гин, Л.А. Григорович, М.М. Зиновкина, БЛ. Злотин, А.В. Зусман, Г.И. Иванов, В.В. Кафков, Т.В. Клеймихина, СЛ. Лесникова, С.С. Литвин, И.Н. Мурашковская, Ю.С. Мурашковский, А.А. Нестеренко, М.В. Паскаль, М.С. Рубин, Ю.П. Саламатов, А.Б. Селюцкий, Л.А. Степанова, A.M.

Страунинг, С.В. Сычев, В.И. Тимохов, Д.Н. Трифонов, Р.С. Флореску, Л.П. Халяпина, Н.Н. Хоменко и многие другие.

Анализ психолого-педагогической литературы, исследований по дан-щ ной проблеме, опыта работы школ позволил сделать вывод о том, что проблема формирования креативности у старшеклассников в воспитательно-образовательном процессе гимназии вызывает целый ряд противоречий: между потребностью общества в формировании креативности личности и недостаточным вниманием современной школы к данной проблеме; между необходимостью формирования креативности старшего школьника, потребностью практического воплощения данного процесса в воспитательно-образовательной деятельности и отсутствием его теоретической разработанности и технологического обеспечения и др.

Анализ собственного опыта работы автора позволяет отметить, что в настоящее время неразработанность ряда важнейших аспектов проблемы ^ приводит к снижению эффективности всего воспитательно-образовательного процесса школы.

Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии».

Цель исследования - выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе.

В соответствии с выбранной целью объектом исследования является % процесс формирования креативности у старших школьников, предметом педагогические условия формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии.

Гипотеза исследования: формирование креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии будет эффективным, если: v • процесс совместной творческой деятельности педагогов и старших школьников является целостным, носит системный характер и направлен на формирование креативности развивающейся личности;

• используются усложняющиеся творческие задания двух типов: а) задания, направленные на познание объекта; б) задания на преобразование объекта, которые обеспечивают преемственность в содержании, методах и средствах формирования креативности у старших школьников;

• разработаны педагогические условия формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: организация учебной деятельности, использование научно-исследовательской и внеурочной деятельности, подготовка учителя к этой деятельности;

Общий замысел и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

• определить философские, психолого-педагогические аспекты креативности личности;

• выявить особенности формирования креативности у старших школьников и разработать педагогическую модель этого процесса в условиях гимназии;

• определить педагогические условия формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии и проверить их на практике;

• разработать научно-практические рекомендации по формированию креативности у старших школьников в условиях гимназии.

Методологическую основу исследования составляет гу манистическая философия с ее положениями о диалектике всеобщей связи, взаимосвязанном развитии личности и общества; о преобразующей активной роли личности в ходе исторического развития; диалектика как метод познания; фундаментальные психолого-педагогические исследования о развитии творческого мышления и периодизации психического развития; исследования в области гуманизации воспитательно-образовательного процесса, педагогики сотрудничества, непрерывного творческого образования; философское положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности школьника; исследования в области законов развития различных систем. Базисной дидактической теорией для нашего исследования явилась теория развивающего обучения, которая ориентирует на поиск психолого-педагогических средств, воздействующих на формирование интеллекта школьника, на развитие основ творческой личности. В области методологии и методики проведения исследования за основу взяты работы Г.С. Альтшуллера, Н.Е. Вераксы, Л.С. Выготского, М.С. Гафитулина, J1.A. Григорович, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, М.М. Зиновкиной, А.Н. Леонтьева, A.M. Матюшкина, И.Н. Подъякова, Е.Е. Сапоговой, Н.Ф. Талызиной и других.

Теоретической основой исследования являются положения психологии (Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Л. Данилова, А.Н. Леонтьев, С.Н. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) и педагогики (Д.Б. Богоявленская, А.В. Мудрик, А.Н. Орлов, К.К. Платонов, И.Э. Унт и др.), раскрывающие закономерности и принципы формирования творческой личности; исследования о педагогическом творчестве (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик и др.); закон об образовании Кемеровской области.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретические методы: анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по данной проблематике, публикаций и материалов средств .массовой информации, инструктивно-методологической литературы.

Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы со старшеклассниками и педагогами, опытная работа, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных эксперимента, а также собственный опыт работы в качестве учителя истории в гимназии.

Основная экспериментальная база - гимназия № 44 г. Новокузнецка.

Исследованием было охвачено на разных этапах 300 старшеклассников, 150 преподавателей школы и вузов.

Исследование проходило с 1997 по 2002 годы и включало несколько этапов.

1 этап (1997-1999 гг.) - поисково-теоретический. На этом этапе был проведен анализ философской, психолого-педагогической литературы по данной проблематике; определены исходные положения, имеющие принципиальное значение для исследования, выявления условий, способствующих формированию креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе; обобщен и синтезирован передовой педагогический опыт и личный опыт в качестве учителя истории; была определена методологическая база исследования, понятийный аппарат, гипотеза и организация исследования.

2 этап (1998-2001 гг.) - поисково-экспериментальный. На этом этапе проводилась проверка гипотезы и педагогических условий, способствующих формированию креативности у старших школьников; проводился формирующий эксперимент и выявлялись оптимальные возможности организации воспитательно-образовательного процесса по формированию креативности у старших школьников; анализировались возможности учебных планов, программ, разнообразных дидактических материалов; выявлялись педагогические возможности учебной, научно-исследовательской и внеурочной деятельности по формированию креативности у старших школьников.

3 этап (2000-2002 гг.) - заключительный. На этом этапе анализировались, обрабатывались, обобщались результаты исследования; проводилась количественная и качественная обработка; осуществлялась теоретическая интерпретация выводов и положений исследования; уточнялись научно-методические рекомендации по педагогическому руководству формированием креативности у старших школьников в условиях гимназии.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• обоснована необходимость формирования креативности у старших школьников как целостной дидактической системы, характеризующейся тесной взаимосвязью учебной и научно-исследовательской деятельности школьников;

• определены особенности формирования креативности у старших школьников: креативность не осознается старшими школьниками как ценность; ведущим мотивом положительного отношения к творческой деятельности у старших школьников является потребность в самовыражении; наиболее развиты у старших школьников беглость и гибкость мышления, наименее -оригинальность и разработанность мышления; уровень сформированности креативности зависит от профиля обучения и от возраста школьников; ведущими компонентами формирования креативности у старших школьников является способность видеть проблему, генерировать идеи и способность к творчеству;

• разработана и научно обоснована педагогическая модель формирования креативности у старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса гимназии, включающая цели (социальные, психологические, дидактические, воспитательные), функции (обучающие, развивающие, воспитывающие), содержание деятельности по этапам (поисково-экспериментальный, констатирующий, формирующий эксперимент), формы (организация воспитательно-образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности, деятельности во внеучебное время), методы (диагностики, формирования качеств личности, контроля и самоконтроля), средства, критерии (познавательный, эмоциональный, дея-тельностный, волевой компоненты);

• определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования креативности старшего школьника в учебной деятельности; учет возрастных особенностей и возможностей старших школьников, трансляция творческого потенциала учителя; сотворчество учителя и учащихся; диалогическое взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса, создание творческой атмосферы при организации научно-исследовательской деятельности учеников и учи

9 теля.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении психолого-педагогической основы формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию исследования творческой учебно-познавательной деятельности, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; отсроченной перепроверкой полученных результатов;

• апробацией выводов в Областном институ те усовершенствования учителей; личным участием автора в экспериментальной работе; внедрением полученных результатов в практику работы ряда учителей образовательных учреждений региона.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций, которые могут быть использованы педагогами в процессе формирования креативности старшего школьника.

На защиту выносятся следующие положения:

• креативность рассматривается как общая характеристика личности, заключающаяся в способности находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и глубокое осознание своего опыта;

• особенностями формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии являются: креативность не осознается старшими школьниками как ценность; ведущий мотив положительного отношения к творческой деятельности - потребность в самовыражении; наиболее развита у старшеклассников беглость и гибкость мышления; наименее - оригинальность и разработанность мышления; уровень сформированности креативности зависит от профиля обучения и от возраста школьников; ведущий компонент формирования креативности у старших школьников - способность видеть проблему и генерировать идеи;

• педагогическая модель формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии включает цель, принципы, функции, формы, содержание, средства, методы, критерии;

• педагогические условия формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии включают: учет возрастных особенностей старших школьников, трансляцию творческого потенциала учителя на творчество школьников, сотворчество учителя и учащихся, диалогическое взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса, создание творческой атмосферы при организации научно-исследовательской деятельности учеников и учителя.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается привлечением обширного теоретического и практического материала, его анализом и обобщением; совокупностью результатов, подтверждающих теоретические выводы и проделанную практическую работу.

Обоснованность научных результатов п выводов исследования обеспечивается сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных методов педагогического исследования, репрезентативностью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования ежегодно докладывались и обсуждались на педагогических советах, заседаниях методических советов учителей, на научно-практических конференциях в г. Кемерово (1997-2001 гг.), Новокузнецк (2000-2001 гг.), Белово (2000 г.), Анжеро-Судженск (2000 г.) и др.; на республиканских и региональных конференциях.

Внедрение в практику осуществлялось в школах региона, на курсах в областном ИУУ, в Новокузнецком ИПК, на ФПК КемГУ (19992001 гг.) и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Томилова, Инга Игоревна

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем формирования креативности старшеклассников в творческой деятельности. Нами остались не изученными влияние на формирование креативности профиля обучения: почему в гуманитарных классах динамика формирования креативности ниже, чем в естественно-математических.

За рамками исследования осталось: изучение влияния на формирование креативности наследственных этнокультурных факторов, не прослежена непрерывность и преемственность формирования креативности школьников в цепи: младший школьник - подросток - старшеклассник, что дает основание для дальнейшего изучения проблемы формирования креативности учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования нами были разработаны и внедрены в воспитательно-образовательный процесс гимназии структура, формы и методы формирования креативности; пролонгированная педагогическая диагностика; практически реализована система многопрофильной дифференциации обучения в гимназии с учетом склонностей и творческих способностей учащихся. На основе сравнительного анализа выявлена динамика развития учащихся, рост их интеллектуальных и общеучебных умений, изменения в учебно-познавательной мотивации, самореализации, способности и готовности к творческому саморазвитию и самореализации.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что уровень сформированности креативности у старшеклассников претерпел количественные и качественные изменения. Стало меньше учащихся с низким и сред-ш ним уровнем сформированости креативности и возросло количество школьников с высоким уровнем сформированности креативности.

На основании итогов проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Необходимость формирования креативности у старшеклассников детерминирована качественными изменениями потребностей современного общества, новой ролью знаний во всех видах человеческой деятельности, что требует подготовки людей творчески мыслящих.

2. Анализ состояния качества обучения и развития старшеклассников показал необходимость внедрения в воспитательно-образовательный про

• цесс новых форм и методов обучения школьников на основе личностно-ориентированного подхода, эффективность которого обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием его компонентов: организационных форм, педагогического процесса, квалификацией учителей.

3. Целью процесса внедрения новых форм обучения является создание предпосылок для самореализации старшеклассников в творческой деятельности. Успешной реализации способствуют следующие педагогические условия: максимальное раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей старшеклассника; сотворчество учителя и ученика; диалогическое взаимодействие субъектов учебного процесса, создание творческой атмосферы, организация научно-исследовательской деятельности ученика и учителя. На основе синтеза внешней и внутренней дифференциации, разнообразия профилей обучения, форм разноуровневого подхода создаются благоприятные условия для формирования готовности школьника к учебно-познавательной, экспериментально-исследовательской деятельности, для осуществления его творческих замыслов, формирования у него креативности.

4. Практическим результатом работы явилась интеграция, синтез дифференциации и профилизации обучения, ориентированных на индивидуально-личностное обучение и воспитание. Определена структура формирования креативности, обозначены ее компоненты: целевая установка, мотивация процесса обучения, методы, средства операционно-деятельностной части воспитательно-образовательного процесса, содержание учебного материала, рейтинговая и тестовая оценка.

5. Проведение сравнительного анализа саморазвития и самореализации учащихся в творческой деятельности в условиях гимназии позволило определить меры, способствующие их развитию, в числе которых:

• необходимость создания специально организованной развивающей образовательной среды, где учитываются реальные учебные возможности, индивидуальные особенности и потребности, интересы и способности учащихся;

• необходимость введения психологического обеспечения учебного процесса, системной диагностики с целью создания педагогически обоснованной, систематической и планомерной деятельности учащихся, развития их интеллектуальных и общеучебных умений, психических процессов, способности к творческой деятельности.

• повышение творческого потенциала педагогического коллектива, его методической профессиональной подготовки к дифференцированной и индивидуальной работе со школьниками, к освоению методики изучения и развития их индивидуальных интересов и склонностей.

• психологическая поддержка и обеспечение обучения по новым технологиям и планам.

6. Важным вопросом является обеспечение оценки уровня сформированности креативности школьника, отслеживание его продвижения, обоснованные объективные показатели его интеллектуального развития. Это может быть обеспечено использованием индивидуально-целевых программ, карт наблюдений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Томилова, Инга Игоревна, 2002 год

1. Абульханова-Славская К.А. Активность и созидание личности как субъекта деятельности. Психология личности в социальном обществе. Ак-ь тивность и развитие личности. М.: Наука, 1989. - 1 83 с.

2. Агеева З.А. К проблеме диагностики творческих способностей /Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово: Кузбассвузиздат. -Вып. 2. - 1998.-С. 22-31.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. - 80 с.

5. Акинфиева Н.В. Развитие познавательной самостоятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла: Дис. .канд.пед.наук. -Саратов, 1996.- 178 с.

6. Алейников А. Креативная метапедагогика: время "Ч" // Вестник высшейшколы. 1992. - № 1. - С.34-39.

7. Алексеева Е.А. Творческий потенциал личности. Н. Новгород, 1998. -20 с.

8. Алфимов В.Н. Формирование творческой личности старшеклассников в условиях учебно-воспитательного комплекса "лицей-университет": Программа эксперимента (начальный этап) // Эксперимент в школе: организация и управление. М., 1991. - С.90-102.

9. Альтшуллер Г.С., Вертник И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. - 479 с.• 10. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. 207 с.

10. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. дом Ш.Амонашвили, 1995. - 496 с.

11. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -55 с.

12. Анаетази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. - Т.2.

13. Анохин II.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Знание, 1982.-215 с.

14. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: КГУ, 1996. - 567 с.

15. Андреев В.И. Педагогика творческого самовыражения. Инновационный курс. Кн. 1.-Казань: КГУ, 1998.- 317 с.

16. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: КГУ, 1998. - 317 с.

17. Андреев Ф.В. Уроки творчества: О развитии творческой активности школьников//Известия НАН Чувашской республики. 1997.-JV2 3. - С.6-8.

18. Арнаутов В.В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов//Педагогика. 1998. - JSl> 1.- С.18-23.

19. Артюхов М.В. Муниципальное образование: сущность, структура, управление развитием. Кемерово, 2000. - 270 с.

20. Астахов А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986. - 157 с.

21. Ах Н. Волевая деятельность и мышление. М.: Наука, 1962. -1 12 с.

22. Бабанский Ю.К. По новому строить процесс образования и воспита-ния//Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе. М.: Просвещение, 1998. - С.37-51.

23. Балакирева Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативности личности школьника.: Дис. .канд.пед.наук.- Саратов, 1996.-240 с.

24. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность лично-сти//Вопросы психологии. 1990. - 6. - С.25-37.

25. Басин Е.Я. Двуликий Янус: О природе творческой личности. М.: Магистр, 1996. - 171 с.

26. Батишев Г.С. Диалектический характер творческого отношения человека к миру: Автрореф. .дисс. докт.философ. наук. М., 1989.

27. Батишев Г.С., Лебедева Н.Н. Педагогическое понимание как сотворчество (к философской проблематике нового педагогическою мышле-ния)//Вестник высшей школы. 1989. - JS2 8.

28. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1980. -445 с.

29. Беляева О.А. Динамика логических и творческих компонентов мышления школьников-подростков. М.: МГПУ, 1998. - 16 с.

30. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. Т.1. - 542 с.

31. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -30 с.

32. Берне Развития Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Общ. ред. и вступит, статья Б.Я.Пименовского. М.: Прогресс, 1986. - 442 с.

33. Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993. - 240 с.

34. Библер B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

35. Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур: Теоретические основы программы//Психологическая наука и образование. 1996. -№ 4. - С.66-73.

36. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мыленного диалога). М.: Политиздат, 1975. - 399 с.3S. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1978. - Т. 1. - 369 е.; Т.2. - 319 с.

37. Богин В.Г. Дидактические основы построения методик обучения творческой деятельности//Дидактические проблемы построения базового содержания образования. М. - 1993. - С.113-129.

38. Богоявленская Д.Б. О валидности метода креативного поляАТ1роблемы психологической диагностики. Таллин: ТРГУ, 1977. - С.67-82.

39. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих спо-собностей//Психологический журнал. Т. 16. - 1995. - № 5. - С.49-58.

40. Богоявленская Д.Б. Природа творческих способностей/УВестник РГНФ. -1997.-№ 1.-С. 166-172.

41. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 95 с.

42. Богоявленская Д.Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. - № 2. - С.35-41.

43. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровнем интеллектуальной активности / /Вопросы психологии. 1971. - № 1. - С. 144-146.

44. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дисс. .докт.пед.наук. М., 1993.

45. Бодалев А.А. Психология общения. М., 1996. - 256 с.

46. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. -№ 4.-С.11-17.

47. Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер, 1997. - 316 с.

48. Боно Э. Развитие мышления. Минск: Попури, 1997. - 125 с.

49. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.: Прогресс, 1976. - 143 с.

50. Борисенков В.Г1. Школа России: прошлое и настоящее. М.: Педагогика, 1993.-№4.-С. 3-15.

51. Борисова В.А. Проблемы организации творческой познавательной деятельности старших школьников/УПедагогическая теория: идеи и проблемы. -М., 1992,- С.133-136.

52. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.- 96 с.

53. Бубман Ш.С. Современные условия формирования лингвистических гимназий (1985-1995 гг.): Дисс. .канд.пед.наук. М., 1996. - 272 с.

54. Буева Л.П. Непрерывное образование и развитие способностей массовой школы//Советская педагогика. 1991. - X;? 11. - С.58-61.

55. Буровский А. Размышления о гимназии наших дней//3напие сила. -1992.-№ 10.5S. Бюлер К. Кризис психологии. М.: Наука, 1967. - 112 с.

56. Вайнцович П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.- 187 с.

57. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модели образовательного процесса//Педагогика. 1998. - № 4. - С.12-18.

58. Венгер J1.A. Педагогика способностей. М.: Прогресс, 1973. - 93 с.

59. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество//Вопросы психологии. 1990. - № 4. - С.5-14.

60. Веретенникова JI.K. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. -Казань, 1997.-21 с.

61. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. - 336 с.

62. Верткин И.В. Бороться и искать. О качествах творческой личности//Нить в лабиринте. Серия: Техника молодежь - творчество. - Петрозаводск, 1988.-277 с.

63. Велендинский В.Г. Условия эффективной реализации методики контекстного обучения в социальном образовании//Проблемы и перспективывысшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. -СПб., 1999.-С. 373-374.

64. Викентьев И.Л., Кайнов И.К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательских задач в примерах и задачах. Новосибирск, 1992. -104с.6S. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития творческих способностей. М.: ИМПЭТО, 1995. - 96 с.

65. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск, 1995. - 240 с.

66. Возможные миры или создание практики творческого мышления: Пособие по педагогике для преподавателей/Под ред. В.С.Ефимова, А.В.Лаптевой и др. М.: Интерпракс, 1994. - 121 с. (Программа "Обновление гуманитарного образования в России").

67. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/Под ред. И.С.Якиманской. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

68. Волков И.Б. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. - 84 с.

69. Волков И.П. Учим творчеству//Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1989.-С.101-142.

70. Волович Л. и др. Инициатива. Творчество. Поиск: Научно-методическое обеспечение управления процессом стимулирования творческой активности учащихся//Учительская газета. 1993. - 12 октября (№ 40). - С.4.

71. Вундт В. Современный словарь по психологии. Минск: Современное слово. - 1998. - С.96-97.

72. Выготский Л.С. Проблема создания. М.: Просвещение, 1975. - 175 с.

73. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 90 с.

74. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М: АПН РСФСР, 1956.-423 с.

75. Выготский Jl.C. Проблемы общей психологии: Собр. соч. в :-ти т. -Т.2./Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

76. Вяткин Л.Г. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых//Развивающее обучение: Проблемы и решения. -Саратов: ЛИГА, 1994. 195 с.

77. Габидуллина Э.Р. Параметры установки как критерий творческой деятельности. Тбилиси, 1992. - 20 с.

78. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативно-сти//Развитие и диагностика способностей/Под ред. В.Н.Дружинина, В.Д.Шадрикова. -М.: Наука, 1991. С.170-177.

79. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий//Исследования мышлений в советской психологии. М.: Наука, 1966. - С.236.-278.

80. Гальперин П.Я. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -474 с.

81. Гатьперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание системного мышления в процессе решения малых творческих задач//Вопросы психологии. 1980. - № 1. - С.31-38.

82. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. К вопросу о формировании творческого мышления//Школьный психолог. 1999. - № 8. - С.9-17.

83. Гальперин П.Я., Котин Н.Р. К психологии творческого//Вопросы психологии. 1982. -№ 5.

84. Гатанов Ю.О. О пользе старого дивана или как развить креативность: Задания для учащихся, развивающие творческое мышление)/7Школьный психолог. 1999. - № 4. - С.8-9.

85. Герасимова АД. Формирование творческого воображения учащихся в процессе поиска планиметрических задач, требующих дополнительных построений. М.: МГОПУ, 1995. -16 с.

86. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта'/Психология мышления/Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. - 630 с.

87. Гилфорд Дж. Три стороны интеллектау'/Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. - С. 18-276.

88. Глотова Г.А. Творческая одаренность личности: проблемы и методы исследования. -Екатеринбург, 1992. 12S с.

89. Глухова С.Г. Развитие творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности: Дисс. .канд.пед.наук. 1997. - 254 с.

90. Глухова С.Г. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся//Вестник Оренбургского пед. ун-та. 1998. - Js« 3. - С.128-1 37.

91. Глуховская Е.А. Философский урок как средство развития творческого потенциала старшеклассников//Сб. научных трудов ОГПУ. Оренбург, 1997. - С.25-28.

92. Гнатко Н.М. Преобразование потенциальной креативности в актуальную в ходе овладения шахматной игрой. М., 1994. - 23 с.

93. Гончаров И.Я. Какой быть российской школе//Воспитание школьника. -1993. № 5. - С.8-12.

94. Гостев А. Приобщаем к научному поиску. (О спец. творч. программа для обучения одаренных детей в школе-лицее № 11 Челябинска)//Народное образование. 1993. - № 3. - С. 24-29.

95. Гребенюк О.С. Воспитательные возможности урока//Советская педагогика. 1986.-№3.-С.11-16.

96. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. Калининград: КГУ, 1995. - 94 с.

97. ГрибанскаяЕ.Э. Психолого-педагогические условия развития творческого мышления учащихся 8-9 профильных технологических классов. (На опыте интегрир. уроков трудового обучения и развития связной речи). -Брянск: БГГТИ, 1995. 19 с.

98. Григорович Л.А. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности//Школа. 1997. -№ 2. - С.49-53.

99. ЮЗ.Гриншпун И.Б. Креативность как профессионально значимое свойство личности учителя'/Педагогическое образование. М., 1991. - Вып.4. -С.81-85.

100. Губанова М.И. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в условиях профильного обучения.: Дисс. .канд.пел.наук. -Кемерово, 1994.-230 с.

101. Гузенков В.А. О природных основах творчества и интуиции/УНовые идеи в философии. 1996. - Вып.4. - С.176-178.

102. Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс. - 136 с.

103. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988. - 80 с.

104. Гуревич К.М. Проблема общего и дифференцированного в психологической диагностике/Ю диагностике психического развития личности. -Таллин: НИИ педагогики ЭССР, 1974. С.5-20.

105. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.

106. Ю.Даниленко Л.В. Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (на материале педагогической лаборатории): Дисс. .канд.пед.наук. СПб., 1997. - 189 с.

107. Данильченко В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя: Дисс. .канд.пед наук. М., 1993. - 219 с.

108. Деятельностный подход к развитию творческой личности ребенка в школе: Материалы региональной научно-практической конференции. -Саранск: МГПИ, 1998. 91 с.

109. Диагностика творческих способностей: Методическое пособие для практических психологов, студентов психологических факультетов. Шад-ринск: ПО "Исеть", 1997. - 52 с.

110. Дивненко О.В. Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу: Эстетика. М., 1998. - 24 с.

111. Добротворская С.Г. Педагогическая эффективность факультативного курса для старшеклассников "Основы творческого самоопределения личности". Казань: КГУ, 1994. - 19 с.

112. Домен Г. Гармоничное развитие ребенка. М.: Аквариум, 1996. - 44 с.

113. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве (зарубежный опыт)//Вопросы психологии. 1999. - № 2. - С.101-108.

114. Дроздова Т.В. Исследование креативности мышления решения компьютерных задач (на примере младших школьников). М.: Ин-т психологии РАН, 1998.-25 с.

115. И9.Дрозина В.В. Педагогические условия развития умений творческой самостоятельной работы у школьников (на материалах изучения математических дисциплин): Дисс. .канд.пед.наук. Челябинск, 1993. - 157 с.

116. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1976.- 180 с.121 .Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. - 150 с.

117. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996. - 180 с.

118. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышле-ния//Психология мышления/Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. - 630 с.

119. Дунчев В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с креативностью.: Авореф. дисс. .канд.психологич.наук. Л., 1985. - 17 с.

120. Елисеев В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления // Исследование проблем психологии творчества. М.: 11аука, 1983. - С.247-266.

121. Енин А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков.: Дисс. .канд.пед.нлук. М., 1998. - 228 с.

122. Заруба Н.А. Теория и практика управления адаптивной школой. Кемерово, 2001.-291 с.

123. Захаров Ю.А., Касаткина Н.Э., Невзоров Б.П., Чурекова Т.М. Региональный центр непрерывного образования Кемеровского государственного университета. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. -273 с.

124. Зимина А.Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего возраста в процессе музыкальной деятельности. М.: МГПУ, 1997.-47 с.136.3иновкина М, Гареев Р. Развиваем воображенис/ЛИкола. 1997. - № 2. -С.40-42.

125. Игнатьева JL Каждый выпускник творческая личность: О 1400-й пед. школе-гимназии Москвы)//Народное образование. - 1994.- №1.- С. 54-58.

126. Игра, творчество, развитие: Материалы межрегиональной пед.конференции. Обнинск: Интерколледжи, 1994. - 67 с.

127. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить//Наука и жизнь. 1984. - № 4. - С.14-22.

128. Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика: Материалы республиканской конференции. -Оренбург: "Южный Урал", 1993. 400 с.

129. Интуиция, логика, творчество/Под ред. М.И.Попова. М.: Наука, 1987. -176 с.

130. Исследования проблем психологии творчества/Под ред. А.А.Пономарева. М.: Наука, 1983. - 336 с.

131. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучения. М.: Педагогика, 1981.-200 с.

132. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: МГУ, 1983.- 168 с.

133. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учите-ля//Советская педагогика. 1989. - № 1. - С.97-100.

134. Кап-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.

135. Канн С.Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов. Рязань: НГПУ, 1 997. -22 с.

136. Кант Э. Критика чистого разума. -М.: Мысль, 1959. 591 с.

137. Касаткина Н., Невзоров Б.П., Халяпина Л.П. Социально-педагогические основы становления и развития личности учителя в университете/Под общ. ред. Н.Э.Касаткиной. Кемерово, 1996. - 128 с.

138. Келер В. Некоторые задачи гештальтпсихологии: Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ, 1972. - С. 102-120.

139. Кестлер А. Акт творчества. М.: Знание, 1978. - 82 с.

140. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление: Курс лекций. -М.: Наука 1992.- 171 с.

141. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. -Казань, 1980.-219 с.

142. Кирьянова В.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. - 190 с.

143. Коваленко В.А. Творчество как форма деятельности человеческого сознания: Методическое пособие по курсу "Философия". Обнинск, 1988, -39 с.

144. Козленко В.Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1982. - 169 с.

145. Козленко В.Н. Проблема креативности личности//Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная/Под ред. Я.А.Пономарева. -М.: Наука, 1996.-224 с.

146. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. - 38 с.

147. Козырева А.Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1995. - 230 с.

148. Колесникова Е. Творчество как предмет исследования в ру сской психологической науке//Вопросы искусствознания. 1997. - № 2. - С.42-49.

149. Колошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности: Нормативный подход. М.: МГУ, 1983. - 168 с.

150. Колмогорцева И.С. Проблема повышения творческой активности школьников в увп и формировании личности//Подготовка будущих учителей начальной школы к внеклассной работе. Чита, 1990. - С. 113-115.

151. Коротяев Б.И. Учение процесс - творческий: Из опыта работы. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989. - 159 с.

152. Корытченкова Н.И. Исследование уровня сформированноси творческих способностей школьников с помощью теста творческого мышления Л.Торренса//Вопросы общей дифференциальной психологии. Кемерово: Кузбассвузиздат. - Вып.1. - 1998. - С.111-113.

153. Краснова Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в старших классах: Дисс. .канд.пед.наук. Чебоксары, 1997. - 198 с.

154. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431 с.

155. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995. - 46 с.171 .Крутецкий В.А. Проблемы формирования и развития способно-стей/ЛЗопросы психологии. 1972. - № 2. - С.6.

156. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991. 80 с.

157. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М.: Наука, 1975. -312с.

158. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. - № 1. -С.20-26.

159. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности: Методическое пособие/Научно-исследовательский центр развития творческой молодежи. Рыбинск, 1993. - 54 с.

160. Кузьмина Н.В. Социально-психологические аспекты краетивности подростков // Психология: итоги и перспективы. Тезисы научно-практической конференции. 28-31 октября 1996 г./Под общ. ред. А.А.Крылова. СПб., 1996. - 205 с.

161. Кузьмина Н.В. Некоторые аспекты креативности подростков//Журнал практического психолога. 1998. - № 2. - С.38-41.

162. Кулюткин Ю.Н., Сухобоная Г.С. Развитие творческого мышления школьников. JL: Знание, 1978. - 167 с.

163. Лаптиева Р.П. Особенности взаимосвязи креативности и гибкости мышления младших школьников//Современные проблемы психолого-педагогических наук. Саранск, 1992. - Вып.2. - С.69-72.

164. Лащик Я. Развитие теории и практики педагогики творчества (опыт Ва-шавского кружка). М., 1994. - 37 с.

165. S3.Леонтьев А.А. Научите человека фантазии.//Вопросы психологии. -1998. -№ 5.-С.82-85.1S4.Леонтьев A.M. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.

166. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. М.: Педагогика, 1983. - 248 с.

167. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.

168. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М.: Знание, 1982.- 191 с.

169. Лидере А.С. Социально-психологическая характеристика классного коллектива. М.: МГУ, 1998. - 25 с.

170. Лободина С. Как развить способности ребенка. СПб., 1997. - 295 с.

171. Лопатина Т.С. Творческая атмосфера условие гуманизации учебного процессаУ/Советская педагогика. - 1991. - № 12. - С.70-73.

172. Лук А.Н. Мышление и творчество . М.: Политиздат, 1976. - 125 с.

173. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977. - 94 с.

174. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1989. - 127 с.

175. Лунева И.Г. Формирование у старшеклассников готовности к творческому усвоению знаний: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1987. -17 с.

176. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1957. - 374 с.19S.Лучшие психологические тесты/Под ред. А.Ф.Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992. - 318 с.

177. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М.: РАО, 1992. - 52 с.

178. Маркова А.II., Николаева А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителям/Вопросы психологии. 1987. - № 5. - С.49-59.

179. Маслоу А.Г. Самоактуализация: пер. с англ.//Психология личности: Тесты. М., 1982.-234 с.

180. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.-430 с.

181. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности//Вопросы психологии. 1989. -№ 6. - С.29-33.

182. Матюшкин A.M. и др. Развитие творческой активности школьников. -М.: Педагогика, 1991. 160 с.

183. Махмудов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. - 367 с.

184. Медакова И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла. М., 1995. - 19 с.

185. Мейтув П.Л., Буторин В.И. Развитие индивидуального творческого мышления. -М.: ПАН, 1994, 163 с.

186. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. М., 1994. - 36 с.

187. Меньшиков С.В. Роль воображения в развитии творческой лично-сти//Вестник Челябинского университета. Серия 5: Педагогика. Психология. 1996. - № 1. - С.55-62.

188. Момот Л.Л. Дидактические условия формирования у учащихся готовности к творческой деятельности (по материалам предметов гуманитарною цикла): Автореф. дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1977. - 24 с.

189. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1989. - 190 с.

190. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: Проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. - 64 с.

191. Муляр В.И. Самореализация личности как социальный процесс (методолого-социологический аспект): Дисс. .канд.филос.наук. Киев, 19*90.- 170 с.

192. Муляр В.И. От Гилфорда к Торренсу, или как на практике измерить креативность, природа которой не вполне ясна теорети-кам//Психологическая газета. 1998. - № 10. - С. 18-19.

193. Манкуева А.А. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного образования в школе-гимназии.: Дисс. .канд.пед.наук. Улан-Удэ, 1998. - 199 с.

194. Назаретова А.С. Учебный материал предметов естественно-математического цикла как средство развития креативности мышления школьников.: Дисс. .канд.пед.наук. Калининград, 1999. - 248 с.

195. Науменко Ю.В. Готовность учителя к развитию творчества учащихся в учебной деятельности в условиях гимназии/Юпыт и перспективы развития учебно-педагогического комплекса: Тезисы Всероссийской научной конференции. Волгоград, 1992. - 68 с.

196. Науменко Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности. Волгоград: ВГПУ, 1992. - 28 с.221 .Недельская М.В. Творческая личность: реальность и идеальные перспективы. ИИУ, 1993. 200 с.

197. Новикова Л.И., Куракин Л.Г. Путь к творчеству. М.: Знание, 1966.2230 роли категории неизвестности в творческом процессе. Киев: Знание, 1990.- 14 с.

198. Одаренные дети: пер. с англ ./Под общ. ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. - 371 с.

199. Основы педагогического мастерства/Под ред. И.А.Зазюна. М.: Просвещение, 1989.-302 с.

200. Павлов В.И. Развитие творческих способностей учащихся//Вестник Чувашского пединститута. 1998. - № 2. - С. 102-104.

201. Павлов И.П. Избранные произведения. М.:Госполитиздат, 1951.- 581 с.

202. Парсонс Г. Человек в современном мире. М.: Знание, 1985.

203. Перельман Я.И. Занимательная физика. В 2-х кн. Кн.1. М.: Наука, 1979 - 224 с.

204. Пиаже Ж. Психология интеллекта: Избранные психологические труды. ■ М.: Международная педагогическая академия, 1994. 678 с.

205. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1 994.• 526 с.

206. Пиаже Ж. О природе креативности//Вестник Московского университета Серия 14: Психология. 1996. - № 3. - С.8-16.

207. Пилюшина Н.Ю. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе.: Дисс. .канд. мед. наук. СПб., 1994. - 210 с.

208. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. -311 с.

209. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. - 175 с.

210. Плющева И.В. О взаимосвязи творческих способностей с индивидуально-психологическими особенностями личности будущего учитс-ля//Вопросы общей и дифференциальной психологии. Вып.2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - С.32-37.

211. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. - 631 с.

212. Пойя Д. Как решить задачу? М.: Учпедгиз, 1961. - 194 с.

213. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-289 с.

214. Пономарев Я.А. Исследование проблемы психологии творчества. М.: МГУ, 1983.- 335 с.

215. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. М.: МГУ, 1990. - 221 с.

216. Пономарев Я.А. Психология творчества и учебный процесс: Динамика социального заказа и психология творчества и типов ее зна-ния//Гуманизация образования. 1994. - № 1. - С.34-41.

217. Посталюк М.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: КГУ, 1989. - 204 с.

218. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. -Киев, 1988.- 189 с.

219. Прангашвили А.С. Установка как неосознанная основа психического отражения. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.4. -Тбилиси, 1995.-464 с.

220. Притуляк С.П. Моделирование как средство развития творческих способностей учащихся//Биология. 1998. - № 42. - С.4.

221. Пручкина Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся: Дисс. .канд.пед.наук. Магнитогорск, 1999.-169 с.

222. Прогностическая концепция целей и содержания образования/Под ред. 11.Я.Лернера, И.К.Журавлева. М.: 1994, - 131 с.25 1 .Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. М.: Педагогика, 1981.- 232 с.

223. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.- 253 с.

224. Психологический словарь/Под ред. В.А.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М., 1990.-494 с.

225. Психологический словарь/Под ред. В.П.Зинченко, Б.П.Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 440 с.

226. Психология понимания учащимися творческих задач. Киев: "Знание", 1990.-22 с.

227. Пятако Г.И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения. М., 1996, - 23 с.

228. Развитие в воспитании творческого мышления учащихся в образовательных учреждениях инновационного типа//Сб. научно-методических статей. М.: Прометей, 1998. - 157 с.

229. Развитие системы образования Кемеровской области на 20002010 годы. -Кемерово, 2000, 61 с.

230. Развитие творческой активности/Под ред. А.М.Матюшина. М.: Педагогика, 1991. - 155 с.

231. Райков В. От человека разумного к человеку творческому: О процессе формирования творческой личности//Прикладная психология и психоанализ. 1998. - № 1.-С. 15-28.

232. Решетова З.А. Формирование теоретического мышления учащихся в процессе обучения//Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1992. - № 4. -С.26-34.

233. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. Ульяновск, 1978.

234. Роджерс К. Эмпатия: пер. с англ.//Психология эмоций: тексты/Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гипперрейтер. М.: МГУ, 1984. - 287 с.

235. Российская педагогическая энциклопедия. T.l/Под ред. В.В.Давыдова. -М.: БРЭ, 1993.- 608 с.

236. Рочев С.С. Аналитическая концепция центрального звена творчества. -Пермь: изд-воПерм. ун-та, 1998. 176 с.

237. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.

238. Рубинштейн С.А. Бытие и сознание. М.: МГУ, 1958. - 147 с.

239. Рубинштейн С.А. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.- 148 с.

240. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории//Вопросы психологии. 1960. - № 3.

241. Рудкевич Л.А. Возрастная динамика творческой продуктивности. СПб., 1994.- 16 с.

242. Рындах В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дисс. .д.пед.наук. 1996. -330 с.

243. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. М.: Просвещение, 1996. - 240 с.

244. Семенов И.Н., Степанова Ю. Школа ПЛ. Гальперина и проблема рефлексивности творческого мышления//Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1992. - № 4. - С.34-45.

245. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. - 150 с.

246. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Грингс, 1996. - 1 88 с.

247. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. - 189 с.

248. Симеон Л.Р. Взаимосвязь педагогической творческой направленности с системой жизнедеятельности учителя.: Дисс. .канд.пед.наук. Тарту, 1986. - 240 с.

249. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Знание, 1965. - 48 с.

250. Современная дидактика: теория, практика/Под науч.ред. И.Я.Лернсра, И.П. Журавлева. М.: изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. - 288 с.

251. Современный словарь по психологии. Минск: Современное слово, 1998.-767 с.

252. Современная развивающая школа. СПб., 1997. - 171 с.

253. Современные проблемы теории творчества. М.: НПО Поиск, 1992.

254. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. - 740 с.

255. Современный словарь по психологии/Автор-составитель В.В.Юрчук. -Минск: Современное слово, 1998. 367 с.

256. Степанова J1.A. Психолого-педагогические условия развития креативности личности студента медицинской академии: Дисс. .канд.пед.наук. -Кемерово, 2000.

257. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативно-сти//Психологический журнал. 1998. - Т.19. - № 2. - С.144-160.

258. Столович JI.H. Жизнь Творчество - Человек. - М.: Политиздат, 1985. -415 с.

259. Суббето А.И. Творчество. Сиергетическая теория и проблемы творческого долгожительства. JL: ЛГУ, 1989. - 10 с.

260. Суббето А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. (Этюды креативной онтологии). М.: Логос, 1992. - 183 с.

261. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Т.1. -М., 1979.-523 с.

262. Талызина Н.Ф. Проблема управления учебно-воспитательным процессом. М.: МГУ, 1997. - 237 с.

263. Тафель Р.Е. Диагностические методы для выявления идентификации) творческих личностей в американской психологии: Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1974. - 18 с.

264. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: СПГУ, 1994. - 120 с.

265. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1961. - 535 с.

266. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. - 98 с.

267. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. - 210 с.

268. Толстолуцких Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития в личностно-ориентированном обучении. Саратов, 1997.-22 с.

269. Торшина К.А. Современные исследования проблем креативности в зарубежной психологии//Вопросы психологии. 1998. - j\l> 4. -С.123-132.

270. Трик Х.Е. Креативность как процесс. М.: Наука, 1987. - 87 с.

271. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. - 91 с.

272. Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Дисс. .докт.пед.наук. Л. 1991.- 396 с.

273. Туник Е.Е. Тесты творческого мышления Торренса//Сб. трудов Всероссийской конференции "Психологическая служба системы образования" -СПб., 1995.- 120 с.

274. Туник Е.Е. Диагностика креативности: Тест Е.Торренса. СПб.: ИМА ТОН, 1998.- 169 с.

275. Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей: Методи ческие рекомендации для психологов и педагогов.-СПб.:СПГУ,1 999. • 35 с.

276. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. М. Наука, 1966.- 132 с.

277. ЗЮ.Уразова А.К. Педагогическое управление как фактор развития творче ского потенциала подростка. Оренбург: ОГПУ, 1998. - 22 с.

278. Учитель: здоровье и профессиональное развитие. Кемерово,2001.-228 с

279. Ушачев В.П. Творчество в системе образования. М.: МГПИ, 1995.-217 с

280. Ушачев В.П. Формирование творческой активности личности школьни ка в процессе обучения физике. М.: Наука, 1998. - 36 с.

281. М.Филиппова Н.С. К вопросу о роли педагога в формировании творчески активной личности. (Современная средняя общеобразовательная школа). Владимир: ЛИТА, 1991. - 91 с.

282. Философский словарь/Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991. -560 с.

283. Формы и методы практико-ориентированной педагогической поддержки социально-профессиональной адаптации молодежи в условиях рынка труда. Кемерово, 2001. - 150 с.

284. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем./Под общ ред. Л.Я.Гозмана, Д.Я.Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

285. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение,1990. - 448 с.

286. Хазратова Н.В. Формирование креативности по влиянием микросреды. -М.: Ин-т психолологии РАН, 1994. 16 с.

287. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадигмы исследования. М.Томск: Барс, 1997.-392 с.

288. Холодная М.А., Гельман Э.Г. Интеллектуальное воспитание лично-сти//Педагогика. 1998. - № 1. - С.54-60.

289. Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ, 1972. - 420 с.

290. Хуторский А.В. Методы эвристического обучения//Школьная технология. 1999. - № 1-2. - С.233-243.

291. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Лагос, 1994. - 315 с.

292. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей. М.: Лагос, 1996.-257 с.

293. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманитар, издат. центр ВЛЛДОС, 199S. 512 с.

294. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. -80 с.

295. Шумилин А.Г. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. - 143 с.331 .Щукина Т.П. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. - 144с.

296. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

297. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста//Вопросы психологии. 1994. - № 5. -С.37-42.

298. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997. 22 с.

299. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника// Вопросы психологии. М. - 1996. - № 3. - С.28-34.

300. Barron F. Creative Process and creative person. NY, 1969. - 212 p.

301. Barron F. Putting creativity to work// R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 19-32.

302. Barron F., Harrington P.M. Creativity intelligence and personality// Psychological Inquiry. 1993. - V.4. - P.147-178.

303. Eysemsk H.J. Creativity and personality: A theretical perspective// Psychological Inquiry. 1993. - V.4. - P.147-178.

304. Fromm E. The creativity attitude. In H. Anderson (Ed.), Creativity and its cultivation. New York: Harper & Row, 1959. 147 p.

305. Guilford J.P. Jntellectual factors in Productive Thining// Exploration in Creativity. NY, 1967. - 107 p.

306. Guilford J.P. Measurement of Creativity//Exploration in Creativity. NY, 1967.-P.281-287.

307. Guilford J.P. Trait of Creativity// Creativity/ NY, 1978. - p. 167-188.

308. Rensulli D. The enrichment triad model. Mansfield Centre: Creativt Hearning Ass., 1977.-P.57.

309. Taylor C.W. Various approaches to and definitions of creativity// R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.-P. 27-49.

310. Torrance E.P. The Torrance Test of creativity thinking. London,1974.-243 p.

311. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing/The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 43-75.

312. Tyler L.E. Human abilities. "Ann. rev. of psych." Vol. 23. № 3, London, 1972. - P.17-39.

313. Wollach M.A., Kogan N.E. A new look at creativity and factor affecting its growth// Greativity and learning. 1965. - № 33. - P. 348-369.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.