Формирование культуры межэтнического общения социального педагога в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Шаглиева, Галина Павловна

  • Шаглиева, Галина Павловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 152
Шаглиева, Галина Павловна. Формирование культуры межэтнического общения социального педагога в вузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2009. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шаглиева, Галина Павловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

§ 1. Историко-теоретический анализ становления проблемы межэтнического общения в современной педагогической науке.

§2. Степень разработанности проблемы межэтнического общения в процессе подготовки социального педагога в вузе.

§3. Социальные и личностные факторы влияния на процесс формирования культуры межэтнического общения у студенческой молодежи.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

§ 1. Концептуальная модель процесса формирования культуры межэтнического общения будущего социального педагога.

§2. Педагогические условия формирования культуры межэтнического общения будущего социального педагога в образовательном процессе вуза.

§3. Методика проведения опытно-экспериментального исследования и его результаты.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование культуры межэтнического общения социального педагога в вузе»

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в российском обществе за последние десять лет, значительно повысили требования, предъявляемые к работникам социальной сферы, в том числе и к социальным педагогам. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, высоконравственные специалисты, которые готовы к межкультурному взаимодействию». Профессиональная деятельность социальных педагогов происходит в поликультурной среде. Работая с людьми различных национальностей, с детскими и взрослыми полиэтническими коллективами, социальный педагог способствует формированию качественно новых гуманистических взаимоотношений, диалогического стиля общения, демократической культуры. Данный факт диктует необходимость предъявления к подготовке социально-педагогических кадров определенных требований по формированию культуры межэтнического общения. Данная культура не только предопределяет успех профессиональной деятельности социального педагога, но и содействует его профессионально-личностной самореализации, приобщению специалиста к общечеловеческим ценностям, их трансляции и развития в поликультурном социуме.

Особую значимость высокий уровень культуры межнационального общения социального педагога имеет в условиях его деятельности в многонациональном регионе, каковым и является санаторно-курортный регион Краснодарского края. Социальные педагоги, работающие в Анапском районе, который является Всероссийской детской здравницей, круглогодично принимающей для отдыха и лечения семьи с детьми различных национальностей, должны обладать высочайшей культурой межэтнического общения.

В науке сложились определенные предпосылки для разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы формирования культуры межэтнического общения у социальных педагогов в период вузовской подготовки. Общие теоретико-методологические аспекты профессиональной подготовки социальных педагогов рассмотрены в работах В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Ю.Н. Галагузовой, М.П. Гурьяновой, И.П. Клемантович, Л.В. Мардахаева, A.B. Мудрика, Н.И. Никитиной. Л.Я. Олиференко, В.А. Сластенина и др.

В современной отечественной и зарубежной науке имеется ряд исследований, посвященных различным аспектам формирования культуры межэтнического общения специалистов социальной сферы. Теоретико-методологические основы формирования этнотолерантной культуры личности представлены в трудах Дж. Бэнкса, О.В. Лешера, Г.У. Солдатовой, М. Уолцер, К. Цюрхер и др.; концепции воспитания культуры межнационального общения обоснованы в исследованиях Ю.В. Арутюняна, З.Т. Гасанова, Г.Д. Дмитриева, Л.М. Дробижевой, В.А. Тишкова, Р.З. Хайруллина и др. Социально-психологические и социокультурологические аспекты формирования культуры межэтнического общения отражены в работах А.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, A.A. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и др.; теории межэтнической социализации личности нашли отражение в трудах Б.З. Вульфова, З.Т. Гасанова, П.В. Степанова; Т.Г. Стефаненко и др. Вопросам формирования культуры межнационального общения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования посвящены работы А.Н. Голубчикова, Л.Р. Заурбековой, В.П. Комарова, Э.К. Сусловой, М.Г. Тайчинова и др. Отдельные аспекты формирования культуры межнационального общения у студенческой молодежи рассмотрены в диссертационных работах О.В. Исаевой, Н.Ю. Кудзиевой, А.О. Наследовой, Е.В. Рыбак, О.Ю. Харламовой. Однако проблема формирования культуры межнационального общения у социальных педагогов в период вузовской подготовки не получила достаточного проявления в научных исследованиях.

Изложенное свидетельствует, что на сегодняшний день существуют противоречия: между объективной потребностью общества в социальных педагогах с высоким уровнем культуры межэтнического общения и реальной практикой ее формирования у будущих специалистов в период обучения в вузе; между ориентацией профессионально-педагогического образования на дидактоцентризм и индивидуально-творческим характером профессиональной деятельности социального педагога в сфере межкультурных коммуникаций.

Изложенные противоречия определили проблему исследования: каков теоретико-методический и содержательно-технологический базис процесса формирования культуры межэтнического общения социального педагога в период обучения в вузе? В соответствии с проблемой определена тема диссертационного исследования - «Формирование культуры межэтнического общения социального педагога в вузе».

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели формирования культуры межэтнического общения у будущих социальных педагогов в вузе.

Объект исследования — профессиональная подготовка социальных педагогов в вузе.

Предмет исследования - процесс формирования культуры межэтнического общения у будущих социальных педагогов в условиях вуза.

Гипотеза исследования. Высокий уровень культуры межэтнического общения социального педагога является необходимым условием и предпосылкой успешности деятельности специалиста, своеобразным показателем педагогического мастерства. Эффективность формирования культуры межэтнического общения социального педагога в вузе может быть обеспечена, если данный процесс: базируется на личностно-ориентированном, субъектно-деятельностном, системном, этнопедагогическом подходах к подготовке социально-педагогических кадров и взаимосвязан с развитием общей культуры личности будущего специалиста; осуществляется на основе моделирования профессионально-ролевого и речевого поведения социального педагога в различных ситуациях профессионально-личностного межнационального взаимодействия, межкультурных коммуникаций; профессионально-коммуникативная и этнокультурологическая подготовка социального педагога базируется на интерактивных технологиях профессионально-прикладного образования; активизируются проявления студентами индивидуального творчества в процессе овладения культурой межнационального общения; стимулируется самореализация личности будущих социальных педагогов за счет ее профессионализации в полиэтнической среде в периоды волонтерской работы и практики; созданы условия для реализации этнопедагогического подхода в воспитании культуры межнационального общения будущих социальных педагогов.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

- выявить место и роль культуры межэтнического общения в профессионализме социального педагога;

- определить содержательные, структурные, критериально-оценочные, уровневые характеристики культуры межэтнического общения социального педагога;

- осуществить моделирование процесса формирования культуры межэтнического общения социального педагога в условиях высшей школы; экспериментально подтвердить эффективность модели формирования культуры межэтнического общения социального педагога в условиях социального университета.

Методологической основой исследования явились диалектические положения о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объекте; концептуальные положения современной науки о человеке, факторах, влияющих на его формирование, развитие и саморазвитие, о диалектическом единстве процессов обучения и воспитания; о единстве социализации и индивидуализации, о педагогическом потенциале социума и коллектива. В основу исследования положены надэтнический подход (B.C. Агеев, JI.M. Дробижева, Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, A.B. Петровский, В.А. Ядов), предполагающий формирование коллектива на абстрактных ценностях без опоры на национальные традиции его представителей; этнокультурно-ориентированный подход (Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, П.С. Гуревич, Т.С. Стефаненко, Г.У. Солдатова), предполагающий воспитательную работу с учетом национальной культуры каждого из членов коллектива, а также системный, культурологический, аксиологический подходы к изучению образования, его общие принципы, требования к системе образования (Л.П. Буева, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников, Э.И. Сокольникова, Ю.Г. Татур); научные положения о сущности личности и ее психологической структуре (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов и др.); культурологический подход к анализу явлений действительности (М.М.Бахтин, Э.В.Ильенков, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, В.М.Межуев, В.А.Разумный и

ДР-)

Теоретической основой исследования стали: теория системно-деятельностной природы, интеграции и гуманизации педагогического образования (Б.С.Гершунский, В.И.Журавлев, В.Д.Шадриков и др.); концепции сущности и содержания профессиональной культуры педагогов (Е.В.Бондаревская, В.И.Блинов, Б.З.Вульфов, И.Ф.Исаев, Е.Г.Силяева,

В.А.Сластенин и др.); идеи и положения, разработанные в теориях социально-психологического общения (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, A.A. Леонтьев и др.), профессиональной деятельности и образования (А.К. Маркова, A.B. Усова, Н.М. Яковлева и др.), педагогических систем (Т.А. Ильина, Ю.К. Конаржевский, В.А. Сластенин и др.), педагогического моделирования (А.Ф. Аменд, А.У. Варданян, И.О. Яковлева и др.), теории формирования культуры межнационального общения (Т.Ю. Бурмистрова, З.Т. Гасанов, И.И. Серова и др.), «диалога культур» (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.И. Пассов и др.), межкультурной коммуникации (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, C.JI. Суворова и др.)? теории педагогической аксиологии (A.M. Булынин, A.B. Кирьякова, В.А. Сластенин и др.), педагогического эксперимента (Дж. Гласс, Д. Кэмпбелл, Дж. Стэнли и др.); концептуальные идеи о воспитательном потенциале народной педагогики и этнопедагогики (Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков).

В соответствии с замыслом в исследовании использовались методы двух уровней: теоретические (анализ, синтез, классификация; моделирование) и эмпирические (наблюдение, в том числе включенное, различные виды опросов, диагностические методы, математические методы обработки собранного материала, формирующий педагогический эксперимент).

Исследование проводилось на базе Российского государственного социального университета (филиал в г. Анапа). На различных этапах эксперимента исследованием было охвачено более 300 студентов, 29 преподавателей вузов, 28 социальных педагогов баз практики, 13 преподавателей системы повышения квалификации социально-педагогических кадров.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2001-2003 гг.) - теоретическое осмысление проблемы исследования, изучение отечественного и зарубежного опыта этнокультурной подготовки социально-педагогических кадров в высшей школе. Проведенный анализ послужил базой для определения исходных позиций исследования, формирования понятийного аппарата, гипотезы, задач, методологии и методов исследования; проектирование модели формирования культуры межэтнического общения социальных педагогов в вузе.

На втором этапе (2003-2008 гг.) проведен формирующий педагогический эксперимент в соответствии с методикой опытно-экспериментальной работы, уточнялись, корректировались отдельные содержательно-технологические стороны процесса формирования в вузе культуры межэтнического общения социального педагога.

Третий этап (2008-2009 гг.) был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы, интерпретации полученных материалов, выявлению теоретических и практических результатов исследования, разработке практических рекомендаций и их внедрению в образовательный процесс вузов, проведению отсроченного контроля, оформлению диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования:

- раскрыты сущность, специфика культуры межэтнического общения социального педагога; обоснована структурно-содержательная характеристика данной культуры; разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности культуры межэтнического общения социального педагога;

- выявлены группы факторов, влияющих на результативность процесса формирования культуры межэтнического общения социального педагога в период вузовской подготовки;

- теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования культуры межэтнического общения социального педагога в вузе;

- выявлены условия, способствующие эффективной поэтапного формирования культуры межэтнического общения будущих социальных педагогов в вузе.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования материалы обогащают раздел теории профессионального образования «Формирование культуры межэтнического общения педагога», пополняют общую теорию поликультурного воспитания студенческой молодежи; вносят вклад в развитие теории личностно-ориентированного подхода к профессиональному образованию путем обоснования поэтапного формирования культуры межэтнического общения будущих социальных педагогов в условиях высшей школы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные модель и технология формирования культуры межэтнического общения социального педагога в учебно-воспитательном процессе вуза получила внедрение в практику функционирования факультета социальной работы филала РГСУ в г. Анапа и показала свою эффективность, что свидетельствуют о возможности реализации данной модели в других подобных учреждениях различных регионов России с учетом специфики конкретного поликультурного социума. Полученные в ходе практической реализации материалов исследования результаты способствовали формированию высокого уровня культуры межэтнического общения социального педагога в вузе. Разработаны и внедрены в учебный процесс вуза элективные курсы «Педагогика межэтнического общения», «Социально-педагогические технологии межэтнической коммуникации» для студентов колледжей и вузов, ведущих подготовку по специальности «Социальная педагогика». Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы способствуют повышению эффективности процесса формирования профессиональной культуры социального педагога в высшей школе; материалы исследования могут быть использованы студентами и преподавателями вузов, колледжей, как в учебной, так и практической деятельности, для совершенствования стандартов и программ социально-педагогического образования, учебно-воспитательного процесса различных учреждений, занятых профессиональной подготовкой и повышением квалификации социальных педагогов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура межэтнического общения социального педагога — это сущностная интегративная характеристика личности специалиста, отражающая его готовность и способность успешно решать коммуникативные задачи в ситуации межнациональных контактов, осуществлять взаимодействие (интеракцию) с представителями иного этноса на основе системы общечеловеческих норм, этнокультурных ценностей, регулирующих взаимоотношения представителей различных наций и народностей в процессе их коммуникации. Структурными компонентами данной культуры являются: мотивационно-ценностный (принятие общечеловеческих ценностей каждого народа, веротерпимость к религиозным чувствам людей; уважительное отношение к представителям других этносов при конструктивном разрешении проблем и противоречий), этногностический (системность знаний о себе как субъекте межэтнического общения; о культуре межнациональной коммуникации; понимание путей развития этносов в современном мире), профессионально-этический (взаимодействие с субъектами социально-педагогической работы на основе профессионально-этических норм и правил деятельности в полиэтническом социуме), поведенческий (владение способами поведения, способствующими установлению и поддержанию позитивного опыта межэтнического общения; реализация поведенческих моделей, адекватных ситуациям взаимоотношений с представителями различных этнокультур).

Основными функциями культуры межнационального общения социального педагога являются: нормативная; аксиологическая; профессионально-коммуникативная; познавательно-развивающая; воспитательная; регулятивно-корректирующая.

2. Модель формирования культуры межэтнического общения социального педагога в вузе включает в себя единство и взаимосвязь компонентов (функционально-целевого, содержательного, процессуально-технологического, деятельностно-креативного, результативно-оценочного), а также последовательность этапов ее реализации (пропедевтического, интерактивно-практического, профессионально-рефлексивного).

Процесс формирования культуры межэтнического общения социального педагога в вузе базируется на следующих принципах: принцип опоры на позитивный социокультурный опыт этносов; принцип ситуативности; принцип моделирования профессионально-ролевого коммуникативного поведения социального педагога в ситуациях межэтнического взаимодействия; принцип креативности; принцип культурной самоидентификации личности обучающегося, основанный на включении в региональный компонент содержания образования элементов национальной, общероссийской и мировой культуры; принцип включенности изучения национальных культур в общероссийский и мировой контекст, выражающийся в формировании системы общекультурных императивов, присущих всем этнокультурным общностям; принцип развития поликультурного мировоззрения специалиста, базирующегося на восприятии культурных ценностей мировых и локальных цивилизаций; принцип межэтнической и меконфессиональной толерантности, выражающейся в гармонизации национальных отношений, принятии и поминании сущности других этнокультурных традиций; принцип практической и профессионально-прикладной направленности этнокультурного образования социального педагога.

3. Комплекс условий, обеспечивающих реализацию технологии формирования культуры межэтнического общения социального педагога в вузе, включает следующие составляющие: этнокультурная направленность профессионально-ориентированных учебных дисциплин; мотивированность и активность студентов в овладении необходимыми этнокультурными и профессионально-толерантными компетенциями; развитость волонтерской деятельности студентов в поликультурной среде социально-педагогической сферы; подготовленность профессорско-преподавательского состава к реализации задач формирования культуры межэтнического общения студентов; внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза комплексных мер профилактики этнической нетерпимости; стимулирование социальной активности межэтнического общения будущих социальных педагогов на основе создания креативной образовательной среды вуза; ориентация профессиональной подготовки на самореализацию личности будущих социальных педагогов за счет ее профессионализации в полиэтнической среде.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями; соблюдением требований социокультурного, этнокультурно-ориентированного, системного, культурологического, аксиологического подходов; совокупностью использованных исследовательских методов, адекватных цели и задачам исследования; воспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностью; количественным и качественным анализом данных, полученных в ходе исследования.

Внедрение и апробация результатов исследования осуществлялось через опубликование статей, методических материалов, докладов, тезисов; разработку и реализацию программ учебной и социально-педагогической практики, элективных курсов «Воспитание этнотолерантной личности в поликультурном социуме», «Педагогика межэтнического общения» для студентов специальности «Социальная педагогика». Основные идеи исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс факультета социальной работы филиала РГСУ в г. Анапа. Материалы исследования получили одобрение на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях и форумах (Анапа, 2006-2009; Новороссийск, 2008; Саратов, 2008; Ростов-на-Дону, 2009; Москва, 20072009).

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Шаглиева, Галина Павловна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Подводя итоги, отметим, что создание оптимальных психолого-педагогических условий для формирования толерантности у студентов способствует позитивным изменениям таких критериев, как этническая компетентность, национальная идентичность, росту оптимизма относительно будущего межэтнических отношений в России, принятии себя, своей автономности и одновременно социальной общности, рефлексивных и смыслообразующих проявлений во взаимодействии с окружающим миром.

Основными функциями культуры межнационального общения социального педагога являются: нормативная (включает в себя необходимость реализации специалистом норм, принятых во взаимоотношениях с представителями той или иной национальной культуры, соблюдение правил, регламентирующих поведение и общение в данной этнокультуре); аксиологическая (обеспечивает усвоение социокультурных ценностей различных этносов, инициируют сохранение этнокультурной идентичности); профессионально-коммуникативная (обеспечивает нравственно-эмоциональное взаимодействие с представителями разных этнических общностей как носителями различных этнокультурных ценностей); познавательно-развивающая (процесс формирования и развития культуры межэтнического общения представляет собой способ овладения вариативной системой знаний и умений в сфере этнологии, этнопсихологии, лингвистики, этнопедагогики, социокультурным опытом, является фактором развития и саморазвития личности); воспитательная (обеспечивает формирование системы позитивных отношений личности к ценностям национальных культур и их носителям, к традициям и обычаям народов, к их педагогическому опыту); ре гуля тив! ю-коррект ирую щая (выступает фактором регуляции процессов межэтнической коммуникации, развития и саморазвития личности в поликультурном социуме).

Модель формирования культуры межэтнического общения социального педагога в вузе включает в себя единство и взаимосвязь компонентов (функционально-целевого, содержательного, процессуальнотехнологического, деятельностно-креативного, результативно-оценочного), а также последовательность этапов ее реализации (пропедевтического, интерактивно-практического, профессионально-рефлексивного) - Схема 1.

Реализация модели формирования культуры межэтнического общения социального педагога в вузе базируется на этнопедагогическом подходе, который предполагает интериоризацию преподавателями и студентами системных знаний об этно- и социокультурных процессах в современном мире, субъект-субъектное взаимодействие и самоактуализацию личности в пространстве этнокультуры и межнациональной образовательной среды вуза.

Этнопедагогический подход основан на анализе сложностей и трудностей адаптационных процессов, происходящих при вхождении человека в полиэтническую социокультурную среду, на приобретении будущими социальными педагогами позитивного социального опыта взаимодействия с людьми различных национальностей, установления межличностных контактов и взаимодействия с представителями различных этнических общностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом можно констатировать, что культура межэтнического общения социального педагога — сложное интегративное профессионально-личностное образование. Социальный педагог в период учебы в вузе овладевает ее основами, в самостоятельной профессиональной деятельности работает над ее совершенствованием. Отсроченный контроль за профессиональной судьбой участников эксперимента, ставших социальными педагогами-практиками, проводился с использованием анкетирования, интервьюирования, анализа результатов деятельности молодых специалистов; бесед с коллегами, администрацией учреждения. Анализ данных результатов отсроченного контроля показал, что для них характерны самообразовательная деятельность и систематическое повышение квалификации в области этнокультурной подготовки для продуктивных контактов в сфере межэтнического сотрудничества.

Особенности феномена культуры межэтнического общения обусловлены чрезвычайно высокой устойчивостью этноса как социального сообщества, определяющей историю межэтнических взаимодействий и культурные отличия народов. Культура межэтнического общения социального педагога — это неотъемлемая составляющая профессиональной культуры специалиста, выражающаяся в наличии системы объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Внутренние компоненты культуры межэтнического общения определяют мировоззренческий и эмоциональный потенциал социального педагога; внешние - проявление внутреннего потенциала социального педагога в поведении и этике взаимоотношений в межэтнической среде.

Культуры межэтнического общения социального педагога как объективное явление и субъективная интегративная характеристика специалиста имеет своим содержанием следующую совокупность готовности и способностей: изучать различные этнокультуры с целью налаживания комфортного существования в полиэтнической среде, учитывать этнокультурные традиции при взаимодействии с представителями различных национальностей; осмысливать социальные и связанные с ними этнокультурные процессы, путем анализа и систематизации знаний об этнических культурах, нахождения и признания в них общего и различного (специфичного); готовность и способность социального педагога включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного и координированного сотрудничества.

На процесс формирования культуры межэтнического общения социального педагога оказывает влияние ряд факторов: объективных (культурно-исторические особенности полиэтнического социума конкретного региона; уровень образовательного и социокультурного развития общества; специфика современной профессионально-педагогической подготовки в вузе; требования работодателей к этнокультурной компетентности специалиста, к уровню его культуры межэтнического общения и др.) и субъективных (личностные характеристики молодого специалиста; активность самообразовательной деятельности в сфере этнопедагогики; своеобразие поликультурной среды профессионального образования и др.).

Формирование культуры межэтнического общения будущего социального педагога в вузе — это педагогический процесс, направленный на обеспечение студентов теоретическими знаниями о культуре межэтнического общения, развитие ценностно-мотивационной сферы и расширение практического опыта общения с представителями других национальностей. Закономерностями формирование культуры межэтнического общения будущего социального педагога в вузе являются: взаимосвязь и единство общечеловеческого и национального в культуре; детерминированность формирования культуры межэтнического общения общей культурой общества; интегративность теории и практики межэтнического общения.

Модель формирования культуры межэтнического общения социального педагога в вузе включает в себя единство и взаимосвязь компонентов (функционально-целевого, содержательного, процессуальнотехнологического, деятельностно-креативного, результативно-оценочного), а также последовательность этапов ее реализации (пропедевтического, интерактивно-практического, профессионально-рефлексивного)

Система принципов воспитательной деятельности вуза по формированию культуры межэтнического общения социального педагога включает в себя: принцип опоры на позитивный социокультурный опыт этносов; принцип стимулирования межнационального общения; принцип личностной ориентированности и самоценности личности; ситуативности; педагогического моделирования; эмоционализации; креативности.

Процесс развития культуры межэтнического общения будущих социальных педагогов осуществляется в вузе благодаря содержанию учебных дисциплин, в ходе педагогической практики и волонтерской деятельности; в процессе учебно-познавательной и научно-исследовательской работы студентов и преподавателей.

Перспективы дальнейших исследований культуры межэтнического общения социального педагога связаны с изучением особенностей процесса ее развития в условиях самостоятельной профессиональной деятельности, с совершенствованием данной культуры социального педагога в системе повышения квалификации; с подготовкой преподавателей вузов к работе по формированию культуры межэтнического общения социального педагога.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шаглиева, Галина Павловна, 2009 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980. - 335 с.

2. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. Ставрополь, 1997.

3. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.

4. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. — М., 1983.

5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1979. — 111 с.

6. Азаров Ю. П. Не подняться тебе, старик. — М., 1989.

7. Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов // Духовная культура и этническое самосознание наций / Под ред. Л.М. Дробижевой. М.: Ин-т этнографии АН СССР, 1990. Вып. 1. - С. 12-38.

8. Алексеева, А.Т. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации: Дис. . канд. психол. наук. -М., 1983. 167 с.

9. Алексеева, Л.И. Психологические особенности межэтнического восприятия подростками друг друга: Автореф. дис. . канд. психол. наук. -М., 1994.-16 с.

10. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. — 494 с.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Спб.:Питер, 2002.

12. Андреева А. Г. Социальная психология. М., 1988. - С. 331-348.

13. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология.М., 1999.

14. Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического исследования. Выпуск 2. -М., 1984.

15. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал.-2001.-№24.-С. 61-63.

16. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. -М.: Смысл, 2000.

17. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

18. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.-56Ö с.

19. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984—1985. М., 1986.

20. Бацын В.К. Образование в поликультурном обществе: европейский подход // Этнокультурное (национальное) образование в Москве на пороге 21-го века / Отв. ред. JI.E. Курнешова. М.: Центр инноваций в педагогике, 1999.

21. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического поведения // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. JI.: Наука, 1985.-С. 7-21.

22. Башкатов, О.В. Насилие как социокультурный феномен: Автореф. дис. . канд. социол. наук. — Саратов, 2001. 19 с.

23. Белинская, Е.П., Стефаненко, Т.Г. Этническая социализация подростка М., 2000. - 113 с.

24. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. — М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. — 320 с.

25. Березина, Н.И. Мой первый урок толерантности // История. — 2002. — № 20. С. 24-29.

26. Блинов В.И. Практическая подготовка будущих учителей: прагматика перспективы Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. // Сб. науч. статей. Выпуск второй.- М: ИОО МОН РФ, 2:004.

27. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики. // Педагогика. -1998. № 1. - С. 82-87.

28. Боккескоф И., Пинский А. Что такое вальдорфская педагогика?// Семья и школа. 1990. - № 10.

29. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 2001. № 1.

30. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика, 1999. № 3.

31. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1995. № 4.

32. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания /Отв. Ред. Е.В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: РОИУУ, 1992. 4.1. -С. 11-42.

33. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Дону: Учитель, 1999.-560 с.

34. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). -М, 2003. -240 с.

35. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.-472 с.

36. Библер В. С. О сути диалогизма // Вопросы философии, 1989. № 7.

37. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. 283 с.

38. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 412 с.

39. Брохман И. Что такое вальдорфская педагогика? // Семья и школа. —1990.- № 12.

40. ВалитоваР.Р. К истории понятия толерантности. М.: МГУ, 1994.

41. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. — М., 1974.

42. Волков Г. Н. Этнопедагогика. — Чебоксары, 1974.

43. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности.// Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 5. С. 69-75.

44. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М., 1989. - С. 221-237.

45. Газман О.С. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) // Вестник образования,1991.- №8.

46. Галагузова М.А., Мардахаев J1.B. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006.

47. Гасанов H.H. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 233; Он же. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе//Педагогика. 1994. №5. С. 12.

48. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.

49. Гершунский Б. С. Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика, 1992. № 5-6. - С. 3-18.

50. Глазачев Л.И. Методологические аспекты создания педагогики толерантности. // ЭКО. Вып. 6., 2002. 88 с.

51. Гласс, Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии Текст./ Дж. Глас, Дж. Стенли. М.: Прогресс, 1976. - 496с.

52. Глухова И.В. Формирование культуры межнационального общения у будущих регионоведов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Челябинск, 2008.

53. Государственная молодежная политика в республиках Российской Федерации: док. и материалы / под общ. ред. В.А. Родионова. М.: Социум, 1997.-Вып. 1.-141 с.

54. Государственная молодежная политика в Российской Федерации // Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. — М.: Ин-т молодежи, 1995. Вып. 4. - 145с.

55. Государственная молодежная политика в Российской Федерации // Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. — М.: Ин-т молодежи, 1997. Вып. 4.-152 с.

56. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) Электронный ресурс.: Нормативные документы высшего профессионального образования [сайт] http://www.edu.ru/db/portal/spe/

57. Грибанова С. Скаутизм как воспитательная система // Советская педагогика, 1992. № 5-6.

58. Гуманитарная компонента учебной дисциплины ГОС как необходимый элемент гуманизации процесса обучения Текст.: материалы IX регион, науч.-метод. конф. / Алтайский университет. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2005. -175 с.

59. Гусарова, E.H. Современные педагогические технологии Текст. / E.H. Гусарова. М., АПКиПРО, 2004.- 124 с.

60. Данилюк А. Ф. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика. — 1997. № 1.

61. Джуринский А. Н. История педагогики. М.: Флинта 1999. — 386 с.

62. Дим И. Воспитание и толерантность // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М., 2002.

63. Дробижева JI. Об условиях формирования толерантных установок общественного сознания и поведения групп в российском социуме// Век толерантности. Вып. 3-4.

64. Ениколопов С.Н. Направления исследования предубежденности в западной психологии межгрупповых отношений / С. Н. Ениколопов, Н. В. Мешкова // Вопросы психологии : научный журнал. — 2007. — N 1 . — С. 148-158.

65. Ениколопов С.Н. Некоторые проблемы психологии агрессивного поведения детей и подростков // Социальная и клиническая психиатрия. — 2002. — Том 12,N 2 . — С. 40-45.

66. Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985-2001 годы. -М., 2002.

67. Закон Российской Федерации "Об образовании". 4-е изд. М., 2002.

68. Зимняя И.А. Учебник для вузов Текст./ И.С.Зимняя- : Педагогическая72. психология 2-е изд., доп., испр. и перераб. 2007 г., 384 с.

69. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов // Педагогический поиск. -М., 1988.-С. 316-381.

70. Игнатова В. А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика, 2001.- №8.

71. Ионин Л. Философия национальности // Новое время. — 1989. № 2.

72. Караковский В. А. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников, 1993. № 3-5.

73. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание. Теории и практика ШВС. М, 1996.

74. Классному руководителю / Под ред. М. И. Рожкова. — М., 1999. — 223с.

75. Клемантович И.П., Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства: Учебное пособие. М: Педагогическое общество России, 2005. - 192 с.

76. Ковалева А.И., В.А.Луков. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999.

77. Козлова А. Г. За педагогикой ненасилия будущее. — Спб, 1996.

78. Контроль качества образования. Болонский процесс в России: Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы Электронный ресурс.: http://www.bologna.mgimo.ru/about.php7doc

79. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года № 1340-р.

80. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение Правительства РФ от 29.12.01г. № 17-56-Р // Образоват. право. 2002. - 7 марта.

81. Корзинкин A.A. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Курск, 1999. - 20с.

82. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М.: РАО, 1993. 135 с.

83. Крысько В.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. — М.: Academia, 2004.-313с.

84. Кукушкин В. С., Столяренко JL Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.-448 с.

85. Кузьмин М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика, 1999. № 6.

86. Кумарин В. Вперед . к Макаренко // Народное образование, 1989. -№8.-С. 78-81.

87. Куранов М. Культура межнационального общения // Педагогика, 1992. № 7-8.

88. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поиска самоуважения к поискам смысла. // Психологический журнал. 1999. - Т. 20. - № 3. - С. 48 - 58.

89. Леонов А. М. Морально-этические традиции: общее и национально-религиозное // Педагогика, 1994. № 4.

90. Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту. 1974.

91. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст./ А.Н.Леонтьев: М.: Политиздат, 1975.- 304 с.

92. Литвинова В.Л. Социально-психологические условия формирования межэтнической толерантности российской молодежи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Москва 2007.

93. Литвинова В.Л. Феномен межэтнической толерантности в современной научной литературе // Вестник Университета

94. Государственный Университет Управления). Социология и управление персоналом. N02 (9), 2004 г. с. 116 120;

95. Литвинова В.Л. Детерминанты межэтнической толерантности в РФ: социально-психологический анализ // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). Социология и управление персоналом. N03 (14), 2005 г. с. 123 143.

96. Литвинова В.Л. Исследования межэтнической толерантности: концепции и подходы // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). Социология и управление персоналом. N08 (24), 2006 г. с. 90-93.

97. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 1999. - 523 с.

98. Лодкина Т. В. Взаимодействие семьи и школы с трудными детьми. — Вологда, 1998.Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. -М., 1999.

99. Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. Ставрополь. 1999.

100. Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. Ставрополь. 1999.

101. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.

102. Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994.

103. Макаренко А. С. Цель воспитания // Пед. соч. в 8-ми т. — Т. 4. — М., 1983.-С. 47-48.

104. Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. М., 1995.

105. Малхозова Ф.М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе // Дисс. канд. психол. наук. М., 1999.

106. Мардахаев JI.B. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.

107. Мардахаев JI.B. Отечественная социальная педагогика. Хрестоматия: Уч. пособие/ Сост. И автор предисл. М.: Издательский центр "Академия", 2003. 24 п.л.

108. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. — М., 1982.

109. Материалы Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы высшего профессионального образования в России» Текст.: Издательство ЕГПУ, Елабуга, 2007.- с. 281-288.

110. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка // История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия. -М., 1974.

111. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. — 200 с.

112. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / под ред. Малахова B.C., Тишкова В.А., М., 2002. 356 с.

113. Национальна доктрина образования в РФ. Утверждена постановлением правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751.

114. Нечаев В.Я. «Параметры глобализации и факторы Болонского процесса», сб. научных трудов МГУ «Глобализация и образование», 2005г., стр.15.

115. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей. М.: Владос, 2007. 399 с.

116. Нильсен И. Что такое вальдорфская педагогика? // Семья и школа.- 1990 .-№ 12.

117. Новиков, A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении Текст. / А.М.Новиков. М: РАО, 1996.- 131 с.

118. Новикова JI. И. Самоуправление в школьном коллективе. — М.: Знание, 1988.-213 с.

119. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Текст.: М.: 1986.- 796с.

120. Орден милосердия и социальной защиты. Обращение к Президенту Российской Федерации от 28.11.2005. № 201 Электронный ресурс.: http://www.iipc.ru/index.php?cat= 26& doc=150)

121. Орлов Ю. М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика, 1993.-№4.-С. 21.

122. Орлова А. П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика, 1989. № 7.

123. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4—е изд. - М.: Школьная пресса, 2002. — 512 с.

124. Пилиева Г.И. Формирование этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Москва 2008

125. Пилиева Г.И. Формирование этнотолерантности будущих социальных педагогов // Высшее образование сегодня. 2007. - No 7.

126. Пилиева Г.И. Формирование этнотолерантности студентов — будущих социальных педагогов и способы ее укрепления. М.: РГСУ, 2007.

127. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2000- 400 с.

128. Полонский, В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании Текст./ В.М. Полонский , М., Моск. ин-т развития образоват. систем, 1995.- 20 с.

129. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы // Официальные документы в образовании. 1999. - № 22. - С. 8-2.

130. Рачинский С. Христианское воспитание детей. — М, 1905.

131. Резникова И.Б. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях национального региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Владикавказ, 2007.

132. Риэрдон Б.-Э. Толерантность — дорога к миру. М.: Изд-во Бонфи, 2001

133. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

134. Российский статистический ежегодник, 2008: Стат. сб. / Росстат. — М.: 2008.-815 с.

135. Руссо Ж.Ж. Эмиль или О воспитании // Пед. соч.: В 2-х т. М.: 1981.-Т. 1.

136. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

137. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994. № 5.

138. Серова И.И. Культура межнационального общения. Минск, 1986.

139. Силяева Е.Г Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2005 - 192 с.

140. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. — М., 2000.

141. Словарь философский Электронный ресурс.: http://filosof.historic.ru/

142. Созонов В.П. Что возведем на месте развалин? // Народное образование, 1995. № 5, 6.

143. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. Программа, факультативного курса. М., 1992.

144. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993.

145. Солдатова Г.У., Шайгерова JI.A., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. — М.: Генезис, 2000.

146. Степанов Е. Н., Лузина JI. М. Педагогу о современных походах и концепциях воспитания. — М.: Сфера, 2002. 160 с.

147. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН, Академический проект, 1999. 320с.

148. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. М.: Г уманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000

149. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа // Избр. пед. соч.: В 3 т. -М., 1981. -Т. 2.

150. Таланчук Н. М. Идеалы и реальность интерсоциального воспитания: примерная концепция исследования // Советская педагогика, 1989.-№ 1.

151. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. Учебно-методическое пособие . Изд-во: Логос, 2006 г.

152. Тайчинов М.Г. Этнопедагогика. Учебно-методическое пособие для педагогических вузов. М.: МИРОС, 2001. — 246 с.

153. Темирова Ф.А. Психолого-педагогические условия формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы // Гуманизация образования. — Рецензируемый научно-практический журнал. Сочи, 2007. - No3. — С. 53-57.

154. Темирова Ф.А. Психологические особенности формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Курск, 2007.

155. Тихонова Е.В. Общественное мнение в управлении социальными процессами: концептуальный подход. — М., 2000. 158 с.

156. Тишков В. А. Теория и практика многокультурности. // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / под ред. Малахова B.C., Тишкова В.А., М., 2002. 356с

157. Толстой JI. Н. О народном образовании // Собр. Соч.: в 22 т. — М., 1983.-Т. 16.-С. 7-28.

158. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч. M., 1953. Т. 1.

159. Флек-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. М. 1992.

160. Фрейнкман-Хрусталева Н. С., Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты: История и психология. СПб.: Государственная академия культуры, 1995.

161. Ханбиков Я. И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики // Советская педагогика, 1966. № 6.

162. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. 4-е изд., перераб. и доп. - И.: Гардарики, 2000. - 519 с.

163. Хайруллин Р.З. Литература народов России. // Этнокультурное (национальное) образование в Москве./ Под ред. Курнешовой Л.Е., М.: Центр «Школьная книга», 2002. Вып. 10

164. Хайруллин Р.З. Гармонизация межнациональных отношений в школе с многонациональным составом учащихся (этносоциологический аспект). М.: ИНПО, 2002.

165. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя. 2000.

166. Шиповская Л.Б. Подготовка студентов педагогических вузов к межличностному общению со школьниками в многонациональных коллективах: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / МГПУ им. В.И. Ленина. Дис. Совет Д 053.01.03. -М., 1995

167. Шлягина Е. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования. // Век толерантности. Вып. 3-4.

168. Шлягина Е.И. К вопросу построения этнопсихологии личности // Этническая психология и общество. — М., 1997.

169. Шлягина Е.И., Карлинская И.М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения // Психология общения: проблемы и перспективы. М., 2000.

170. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. С.261-372.

171. Шубинский В. С. Человек как цель воспитания // Педагогика. — 1992.-№3-4.-С. 37-43.

172. Щуркова Н. Е. Классное руководство: Теория, методика, технология. — М., 1999.

173. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 126 с.

174. Энциклопедия профессионального образования Текст.: В 3-х т./ Под ред. С.Я. Батышева. М.: АПО, 1998.- 568с., ил.

175. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.

176. Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М.: Наука, 1994.

177. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., Наука, 1988.

178. Этнопсихологический словарь. // Под ред. В.Г. Крысько. М., 1999

179. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст.: М.: УРСС, 1997. — 444 с.

180. Ямсков А. Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М.: Моск. Центр Карнеги. М., 1997. С. 205-224.

181. Яценко И. И. По поводу публикаций Ю. Азарова «Перечитаем Макаренко?» // Советская педагогика. — 1991. № 5. - С. 154-158.

182. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТНАННЫХ ЯЗЫКАХ

183. Jackins Н. The Human Side of Human Being: The Theory of Re-evoluation Counseling. Russian Edition. Seatle: Rational Island Publishers, 1991.

184. Albert B. D. The intercultural sensitizer or culture assimilator: A cognitive approach // Handbook of intercultural training / Ed. by O. Landis, R. W. Brislin. N. Y. etc.: Pergamon Press, 1983. Vol. 2. P. 186-217.

185. Am Y., Sharon I. Are social psychology's laws cross-culturally valid? //J. of Cross-Cultural Psychology. 1987. Vol. 18(4). P.383- 470.

186. Bargal B., Bar H. A Lewinian approach Co intergroup workshops for Arab-Palestinian and Jewish youth // J. of Social Issues. 1992. Vol. 48 (2). P. 139154.

187. Barry H. Description and uses of the Human Relations Area Files // Handbook of cross-cultural psychology. Boston: Allyn and Bacon, 1980. Vol.2: Methodology / Ed. by. H. C. Triandis, J. W. Berry. P. 445-478.

188. Barry H., Child I., Bacon M. Relation of child training to subsistence economy//American Anthropology. 1959. Vol. 61(1). P.51-63.

189. Bar-Tal D. Causes and consequences of delegitimation: Models of conflict and ethnocentrism // J. of Social Issues. 1990. Vol. 46. P. 65-82.

190. Bell D. Ethnicity and Social Change // Ethnicity: Theory and Experience P. 141-174.

191. Benedict R. The chrysanthemum and the sword: Patterns of Japanese culture. Boston: Houghton Mifflin Company, 1946.

192. Bennett M. J. A developmental approach to training for intercultural sensitivity // International J. of Intercultural Relations. 1986. Vol. 10(2). P. 179196.

193. Berlin B., Kay P. Basic color terms: Their universality and evolution. Berkeley: University of California Press, 1969.

194. Berry .1. W. A cultural ecology of social behavior // Advances in experimental social psychology / Ed. by. L. Berkowitz. N. Y.: Academic Press, 1979. Vol. 12. P. 177-206.

195. Berry J.W. Introduction to methodology // Handbook of cross-cultural psychology. Boston: Allyn and Bacon, 1980. Vol. 2: Methodology / Ed. by. H. C. Triandis, J. W. Berry. P. 1-28.

196. Berry J. W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46 (1). P. 5-34.

197. Berry J. W., Poortinga Y. H., Segall M. H., Dasen P. B. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1992.

198. Betancourt H., Weiner B. Attributions for achievement-related events, expectancy, and sentiments: A study of success and failure in Chile and the United States // J. of Cross-Cultural Psychology. 1982. Vol. 13(3). P.362-374.

199. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact / Ed. by S. Bochner. Oxford: Pergamon Press, 1982. P. 5-44.

200. Bock Ph. K. Rethinking psychological anthropology. Continuityand change in the study of human action. N. Y.: W. H. Freeman and Company, 1988.

201. Bond M. H. A proposal for cross-cultural studies in attribution // Attribution theory: Social and functional extensions / Ed. by. M. Hewstone. Oxford: Basil Blackwell, 1983. P. 144-157.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.