Формирование культуры межнационального общения: На примере республики Дагестан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.03, кандидат политических наук Исаев, Абдулгамид Рамазанович

  • Исаев, Абдулгамид Рамазанович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.03
  • Количество страниц 152
Исаев, Абдулгамид Рамазанович. Формирование культуры межнационального общения: На примере республики Дагестан: дис. кандидат политических наук: 23.00.03 - Политическая культура и идеология. Москва. 2000. 152 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование культуры межнационального общения: На примере республики Дагестан»

Актуальность темы исследования. Россия исторически многонациональное государство. Проблема общения этносов в едином государстве была всегда актуальной.

Рост масштабов межнационального общения как массового явления -существенная закономерность современного общества. Она и обусловливает значимость проблемы культуры межнационального общения, этики и этикета этнического поведения индивидов. Несмотря на свою очевидную актуальность, культура межнационального общения, цивилизованные формы и нормы поведения людей в сфере межнациональных отношений остаются в течение многих лет одной из наименее разработанных, освещенных научно-теоретических проблем национальных отношений.

В ходе межнационального общения осуществляется коммуникативный процесс обмена этнокультурной, политической информацией, символами и знаниями, мыслями и чувствами, социальным и нравственным опытом этносов. Соответственно, межнациональное, общение - это одна из форм межнационального, межэтнического, взаимодействия социальных общностей и индивидов. Межнациональное взаимодействие нуждается в социально-культурном, политико-правовом, морально-психологическом регулировании, социальном контроле. Одной из важнейших форм общественного развития, системы в формировании ценностных ориентаций и даже социального контроля за деятельностью личности и общностей в многонациональном, полиэтническом обществе и является культура межнационального общения.

Между тем актуальность этой темы все более усиливается в этнополитической ситуации, когда потребность людей в межнациональном общении реализуется на фоне роста социальной напряженности, усугубляющегося экономического кризиса и политической нестабильности в обществе, которые в свою очередь стимулируют проявления межэтнической, межнациональной противоречивости и конфликтности. Однако межнациональной противоречивости и конфликтности. Однако межнациональные противоречия и конфликты не только не отрицают социальную ценность, социальную практику межнационального общения в конкретных этнополитических, этнокультурных контекстах, но в определенном смысле они сами стимулируют осознание необходимости культуры межнационального общения как альтернативы межнациональной конфронтации.

Отсюда - настоятельная необходимость научного осмысления проблем регулирования поведения людей в сфере межнациональных отношений средствами не только политико-правового, но и морального, социально-психологического и педагогического воздействия, путем моделирования культуры поведения, в системе межнационального общения, в целом культуры национальных отношений и межэтнического общения. Теоретико-методологическая разработка данной проблематики имеет прямое отношение к вопросам национального строительства, воспитания толерантного отношения к инонациональным ценностям и традициям культуры и образа жизни, предполагает уточнение места и роли межнационального общения в системе межнациональных отношений в целях включения его механизмов и закономерностей в контекст формирования культуры межнационального общения. Отсюда же настоятельная необходимость изучения и обобщения позитивного социально-культурного опыта народов России и стран СНГ в области межнационального общения, их исторических традиций межнационального сотрудничества, кооперации, традиций дружбы и взаимной поддержки.

Современная практика межнационального общения требует иного сознания, создания новых правовых, нравственных и социальных норм, регулирующих отношения, в которые вступают этносы и представители разных национальностей в ходе переустройства модели и структуры общества.

Необходимость выработки новых концептуальных подходов к решению одной из сложных проблем обустройства этносов в едином политико-правовом, информационном, культурном пространстве, пространстве общения обусловливает актуальность темы данного исследования.

Состояние исследования проблемы. Отечественные исследователи долгое время исходили из такого понимания национального вопроса, что с ликвидацией классовых антагонизмов исчезают антагонизмы и противоречия между нациями. Нерушимая дружба народов страны "победившего социализма", идущих по пути все более тесного единения, а в перспективе - слияния, не вызывала сомнений. Исследователи раскрывали в своих трудах практику двух тенденций: расцвета и сближения наций, которое обусловливали экономическое и культурное сотрудничество народов на основе принципов интернационализма и духовной общности народов1.

В условиях монополии политического руководства на истину статус официальной точки зрения получил вывод о решенности в СССР национального вопроса. Это практически обусловливало в целом ряде научных работ, апологетический уклон, заданность на позитивные выводы, а следовательно, и минимальную возможность критического восприятия и анализа реальной жизни.

Проблема культуры межнационального общения как самостоятельный предмет исследования вошел в научный оборот лишь с начала 80-х годов. С содержательной точки зрения она подменялась понятиями "дружба народов", "интернационализм", "интернациональная солидарность". Отмечались лишь отдельные ее компоненты - причины и формы проявления национальной

1 См.: Ким М.П. Торжество ленинских идей пролетарского интернационализма. На материалах республик Средней Азии. - М., 1974; Калтахчян С.П. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. - М., 1976; Джунусов М.С. Две тенденции социализма в национальных отношениях. - Ташкент, 1975; Цамерян И.П. Нации и национальные отношения в развитом социалистическом обзестве, - М., 1979. неприязни , необходимость уважительного отношения к национальным чувствам, языку и традициям3 ряд других.

Как известно, интернационализм был одним из основополагающих элементов советской идеологии, внутренней и внешней политики КПСС и Советского государства. Он оставил противоречивый след в мировой и отечественной истории и культуре. С одной стороны, он выступал как идеология солидарности и единения трудящихся разных стран и национальности в борьбе против национального и расового гнета и неравноправия. С другой-идеология интернационализма выражала требование жесткой интернациональной классовой дисциплины, безоговорочно подчиняющей интересы отдельных стран и народов интересам классовой борьбы. Пролетарский интернационализм в качестве политики властных структур насаждал узкоклассовый, бюрократический подход к явлениям и событиям в истории и взаимоотношениях народов СССР, искажая и упрощая их, и тем самым, умножая старые обиды, взаимные претензии и противоречия.4

В конкретных социологических исследованиях был обобщен значительный социологический материал, отработана методология и методика изучения межнационального взаимодействия, сделаны ценные выводы и обобщения5.

Собственно культура межнационального общения как отдельная проблема научного характера начинает рассматриваться в 80-е годы;

6 V опубликованы монографии , статьи в журналах и сборниках .

2 См.: Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций в СССР. - М., 1981. - С. 158-161.

J См.: Баграмов Э.А. Ленинская национальная политика: достижения и перспектива. - М., 1977. - С.170.

4 Павлова Т. А. Культура мира в России // На пути мира и ненасилия. -М.,1998.

5 См.: Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований в Татарской ССР. - М., 1973.; Кахк Ю.Ю. Черты сходства. - Таллин, 1974; Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М., 1981.

6 См.: Бурмистрова Т.Ю. Дмитриев O.A. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения в СССР. - М., 1986; Серова И.И. Культура межнационального общения. - Минск 1986; Сужикова М.М., Сапаргалиев Г.С. Некоторые философско-правовые проблемы совершенствования культуры межнациональных отношений. - Алма-Ата, 1989; Пирек М.И. Социалистическая культура межнационального общения. - Львов, 1990; Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. — Ставрополь, 1993.

Авторы указанных работ, оставаясь на принципиальных основах сложившейся в советской науке концепции наций и национальных отношений, анализировали сущность, признаки, функции культуры межнационального общения ее социальное содержание, критерии зрелости и факторы формирования.

В работах, написанных под влиянием углубляющихся всесторонних изменений в жизни общества, его демократизации, активизации национального фактора все более настойчиво в научных изысканиях о пробивают дорогу новые подходы . В них полнее и объективнее раскрываются факторы, влияющие на содержание, характер и направленность межнациональных контактов. С привлечением данных из социальной психологии, социологии, этнографии, культурологии, этики и других сопредельных наук, а также опираясь на результаты исследований зарубежных ученых, авторы определяют причины, формы проявления, пути преодоления, условия гармонизации межнациональных взаимоотношений. Новым и плодотворным для дальнейшего анализа интересующей нас проблемы является тезис о роли социокультурных факторов в межнациональной направленности9, о взаимодействии социально-политической ситуации с динамикой и климатом в межнациональных

7 См.: Апине И.К. Культура межнационального общения // Коммунист Советской Латвии. - 1984. - №8; Коган Л.Н. Культура межнационального общения // Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. - М., 1985; Крачковская Е. О культуре межнационального общения // Коммунист Эстонии. - 1984. - №11.; Абдулатипов Р.Г. Нравственная культура межнационального общения. // Межнациональное общение и проблемы коммунистического воспитания трудящихся. - М., 1985; Горовский Ф.Я., Римаренко Ю.И. Воспитывать культуру межнационального общения. // Коммунист Украины. - 1997. - №9; Некрасова А.Н. Проявление культуры межнационального общения в семье и межнациональные браки // Русская нация и обновление общества. -М, 1990.

8 См.: Джунусов М.С. Культура межнационального общения. // Коммунист Азербайджана. - 1988. - №5.; Губогло М.Н. Национальный вопрос: предпосылка перестройки. - М., 1990; Социологические исследования проблем межнациональных отношений. М.: А.О.Н., 1989; Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. - М., 1988: Зоц В. Культура межнационального общения // Агитатор, 1989. - № 17; Андреева Н., Голубкова Н., Отметая амбиции, неприязнь // Коммунист Белоруссии. - 1989. - №10.; Машкова Н.Р. Межнациональное общение: методологические проблемы этносоциологического исследования. - М., 1990.; Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах (по результатам социологических исследований) - М., 1996; Ильяева И. А. Культура общения. - Воронеж, 1990; Зачесов К.Я., Кадиев З.М. Интернационализм сегодня //Философские науки. - 1990. - №2.; Дашдамиров А.Ф. Культура межнационального общения: предпосылки, проблемы, принципы. // Известия Академии педагогических и социальных наук. - М., 2000, Bbin.IV.

9 См.: Есть мнение. Под общей редакцией Ю.А. Левада. - М., 1990. отношениях10, о гуманистической концепции национальных отношений и воспитания в ее рамках высокой культуры межнационального общения11. Определенное место в историографии проблемы занимают диссертационные работы12, труды зарубежных авторов, много и результативно разрабатывающих этнополитические аспекты межэтнических и межкультурных контактов, содержания и функционирования этностереотипов и национальных предрассудков, их влияние на взаимное восприятие, оценку и результаты общения, а также вопросы, связанные с противодействием этому негативному явлению13.

В последние годы в рамках политологии и политической конфликтологии ведется разработка ненасильственных форм разрешения конфликтов, поиск идеологической альтернативы национальному экстремизму, конфронтационным отношениям.14 Усилия эти, однако, все еще не привели к заметным продуктивным результатам в плане разработки, формирования идеологических принципов конструктивных национальных отношений.

Некоторым современным исследователям представляется, что идейно-политической, нравственно-философской основой культуры межнационального общения должен стать интернационализм, освобожденный от классово-корпоративной ограниченности, очищенный от казенной пропаганды, от утративших свою жизненность идеологем.15

10 См.: Социально-политическая ситуация в СССР: состояние и прогноз. - М. - 1990.

11 Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. -М., 1991.

12 См.: Проскурин Д.Т. Межнациональное общение как объект социально-философского анализа. - JL, 1984; Фарадов Т.Л. Социально-психологические аспекты межнационального общения в условиях совершенствования социализма. - Баку, 1987; Мастонов K.X. Совершенствование культуры межнационального общения в трудовом коллективе; M., 1987; Заурбекова Л.Р. Формирование культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания. - М., 1991; Ханстантинов В.А. Культура межнационального общения; сущность, тенденции развития. - М., 1992.

J Симпон Дж., Ингер Дж.М. Социология расовых и этнических отношений // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины XX века. - М., 1965.; Almond G, and Verbas. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations // Princeton, N.J. 1963$ Tucker R. Political Culture and Leadership in Soviet Russia. From Lenin to Gordachev.N.Y., 1987.

14 Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. -М., 1996.

15 Дашдамиров А.Ф. Указ.соч.

В настоящее время в научный оборот входит понятие "культура мира",16 которое часть исследователей отождествляет с культурой межнационального общения, что кажется не совсем верным. Культура мира акцентирует мнение на отрицании войны. Культура же межнационального общения понятие более содержательное, отрицание войны в ней подразумевается само по себе, более того, оно охватывает все стороны исследуемой нами проблемы. Отождествление этих понятий не правомерно.

Анализ литературы показывает, что, хотя отечественные и зарубежные исследователи изучали различные аспекты этой проблемы, однако, как и любой другой этнополитический феномен, современные национальные отношения порождают новые проблемы, а динамизм и радикальный характер изменения общественно-политической жизни быстро обесценивают многие казавшиеся ранее незыблемыми истины.

Трудно не согласиться с упреком в адрес диссертационных исследований за то, что "нет диссертаций, в которых в полной мере рассматривались бы содержание культуры межнационального общения и ее место в духовной культуре, закономерности становления, развития и совершенствования.17 Ясно, что с учетом современных реалий не изучены, либо сделаны первые шаги в осмыслении сущности, норм, критериев зрелости, особенностей формирования и функционирования культуры межнационального общения. Не изучены источники формирования симпатий и антипатий в межнациональном общении, источники, которые могли бы лечь в основу формирования культуры межнационального общения.

Цель и задачи диссертационного исследования. Учитывая актуальность проблемы, её теоретическую и практическую значимость, недостаточную научную разработанность, особенно к новой парадигме общества, автор поставил цель - на основе комплексного исследования выявить сущность,

16 Морозова А.Н. Этническое многоязичие,межкультурный диалог и миротворчество// Известия Академии педагогических и социальных наук. - М., 2000. Вып.4.

17 См.: Дороченко А.И. Проблемы теории наций и национальных отношений в диссертационных трудах // Социально-политические науки, 1980.-№10. - С. 118, 120. этнополитические аспекты формирования культуры межнационального общения, наметить основные направления, по которым необходимо вести работу по её формированию и проанализировать феномен "культурные ценности" как основа межнационального общения.

Поскольку рамки диссертационной работы не позволяют рассмотреть все аспекты этой сложной темы, автор для достижения поставленной цели сосредоточился на следующих задачах:

- исследовать теоретико-методологические и исторические традиции изучения межнационального общения, идущие от крупнейших представителей общественной мысли России;

- исследовать взаимозависимость состояния этнополитических процессов и культуры межнационального общения;

- проанализировать этнополитические аспекты формирования культуры межнационального общения в Республике Дагестан;

- выявить и по возможности раскрыть основные направления, по которым необходимо вести работу по формированию культуры межнационального общения;

- выработать некоторые рекомендации теоретического и практического плана.

- изучить исторический опыт межнационального общения через призму выявления потенциала дружбы, добрососедства и сотрудничества.

Источниковую базу исследования составляют результаты научных разработок в области национальных отношений политологического, философского, государствоведческого, психологического, социологического, исторического и педагогического направлений, а так же существующая нормативно- правовая база международного, федерального и регионального уровней. В осмыслении новых проблем определенную роль сыграли наблюдения автора, накопленные за годы педагогической деятельности.

Научная новизна диссертации обусловлена темой диссертации. В ней впервые в новых исторических условиях предпринята попытка комплексного исследования культуры межнационального общения в период становления и развития нового типа федеративных и национальных отношений. Речь идет о формировании культуры межнационального общения демократической модели межнациональных отношений.

Автор впервые попытался рассмотреть сущность культуры межнационального общения в самобытно- этническом и общероссийском измерениях, и в зависимости от их конкретного применения осветил зависимость политического процесса от уровня культуры межнационального общения. Исходя из этого наметил основные направления работы по её формированию. Новизна состоит также в том, что в ней критически осмыслен опыт деятельности политических и государственных структур власти, национальных движений, всего гражданского общества в таком уникальном многонациональном регионе России как Дагестан в области самобытно-национального развития и межнациональных отношений.

В работе осуществлена попытка проанализировать роль таких социальных институтов как старейшин, куначество и аталычество в формировании традиционной культуры межнационального общения в Республике Дагестан, прослежена роль традиций и обычаев народов и их место в ряду культурных ценностей в формировании высокой культуры общения.

Исследование позволяет выделить культурные ценности как основу межнационального общения. Автор обращается к религиозному фактору в работе по формированию культуры общения.

Автор пытается ввести в научный оборот трехступенчатую модель самоидентификации гражданина многонационального региона на примере Республики Дагестан.

Исследование представляет возможность осмыслить проблему формирования культуры межнационального общения, как задачу и составную часть деятельности политических институтов, в рамках правового государства и гражданского общества, управления, ориентированного на гуманизм, демократию, уважение прав человека, принципы справедливости.

Автор попытался вычленить традицию в исследовании и научной интерпретации культуры межнационального общения, которая может быть сформулирована как утверждение гуманистического подхода демократии к проблеме взаимоотношений различных национальностей, признающего их равенство, право на самобытную культуру, предполагающего взаимное уважение.

Объект исследования является межнациональное общение на современном этапе развития дагестанского и российского общества.

Предмет исследования - культура межнационального общения, её сущность, самобытно-этнические и общероссийские этнополитические аспекты развития, основные направления и содержание процесса формирования новой системы ценностных ориентаций в сфере межнационального общения.

Методологическую основу диссертации составили принципы научного познания, обусловливающие зависимость науки от массы накопленных знаний, критического их переосмысления, выявления противоречий в предмете исследования. В работе применён метод философского, политического, социологического и исторического анализа, другие общенаучные методы исследования.

Важные теоретические положения, касающиеся проблемы исследования, высказаны в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории наций и национальных отношений, культуре, по политическим, философским, социологическим, психологическим аспектам общения, а также в работах, посвященных социальному управлению, теории правового государства, гражданского общества, прав человека.

Практическая значимость работы заключается в исследовании проблемы в современных условиях. Принципиальные положения диссертации, обобщенный в ней фактический материал, выводы и предложения могут представлять интерес для практических работников и ученых, занимающихся проблемами в сфере межнациональных отношений. Содержащиеся в работе материалы и выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке этнополитической, этнопсихологической, этнопедагогической проблематики культуры межнационального общения: как методологический материал преподавания определенных разделов курсов этнополитологии и педагогики; в практике нравственного воспитания; в многообразных формах лекционно-пропогандистской работы.

Основные положения исследования могут иметь практическое значение при принятии управленческих решений в сфере межнациональных отношений.

Апробация работы Основные положения диссертации изложены автором и обсуждены в работе "Круглого стола" на тему: "Формирование культуры межнационального общения как психолого-педагогическая проблема" в Академии педагогических и социальных наук (январь 2000 г.), а также в публикациях автора "Пути формирования культуры

1 Я межнационального общения" ; "Изучение обычаев и традиций народов Дагестана как важное направление формирования культуры межнационального общения"19.

18 Вопросы национальных и федеративных отношений. М. 1999.

19 В печати // Народы Дагестана: этнос и политика.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политическая культура и идеология», Исаев, Абдулгамид Рамазанович

Заключение.

Проведенный анализ показывает, что культура межнационального. общения - это совокупность идеологических, морально-психологических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, регламентирующих поведение общности, личности и отдельной группы в сфере межнациональных отношений.

Межнациональное общение является одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности людей во всех сферах жизни многонациональной России. Качество, способ взаимосвязи и взаимодействий, обмена продуктами материального и духовного производства, знаниями, информацией, навыками характеризуют культуру общения, которая естественно влияет на результативность общения, на то, в какой степени достигаются поставленные цели.

Культура межнационального общения не претендует на то, чтобы определять содержательное наполнение межнациональных контактов, она не предлагает конкретных решений национальных и межнациональных проблем, но моделирует форму, способы и методы этих решений, формулирует определенное конструктивное отношение к самим межнациональным отношениям как особой социально - политической ценности, формирует определенное отношение к проблемам, возникающим в этой сфере.

В качестве культуры поведения культура межнационального общения отвечает не столько за то, что делать, сколько за то, как поступать, как действовать, чтобы общение было взаимополезным и конструктивным.

Поскольку культура межнационального общения есть реально действующее социально-политическое явление, воздействующее на все стороны общественного развития. Она возникает еще на заре появления различных этносов, поэтому мы рассматривали её с учетом исторического развития национальных отношений.

Сущность понятия "культура межнационального общения" мы рассматривали с учетом этимологии этого понятия.

При этом убедились, что это не простая сумма его составляющих, а более широкое в содержательном смысле понятие, чем исходные категории.

Актуальность исследования культуры межнационального общения не вызывает сомнений. Невысокий уровень культуры межнационального выступает фактором тормозящим демократические процессы, является серьезной преградой на пути формирования новой модели всех национальных отношений.

Отсюда, собственно и вытекает объективная необходимость высокой культуры межнационального общения как силы, способной оказывать неоспоримое, облагораживающее гуманистическое воздействие на межнациональные отношения. Проведенный анализ позволяет делать вывод о многофакторности в формировании культуры общения. Они складываются под влиянием общего климата межнациональных отношений, личного опыта и характера инонациональных контактов, сообщений средств массовой информации, в связи со сложившейся ситуацией в том или ином национальном регионе, в зависимости от политических взглядов и убеждений человека. При этом наблюдается устойчивая тенденция снижения национальных симпатий к тем или иным национальностям, которые втянуты в острые межнациональные конфликты, особенно если проливается кровь.

Отсюда следует, что ключевыми факторами утверждения культуры межнационального общения в реальной политической практике является моделирование конструктивных форм и принципов межнациональных отношений, культивирование терпимости и благожелательного взаимопонимания как элементарной нормы этих отношений, как важной формы социального творчества народов. Этим можно объяснить тот факт, что в Концепции государственной национальной политики "главное внимание уделяется духовному сотворчеству, культурной жизни народов и культуре межнационального общения"187 в одном едином контексте.

Анализ состояния проблемы приводит к убеждению, что культура межнационального общения становится элементом образа жизни и поведения личности под совокупным воздействием следующих взаимосвязанных факторов: 1) приобретение человеком положительного личного социального и эмоционального опыта общения в многонациональной среде; 2) познание ценностей, традицией культуры других народов; 3) овладение общими нормами и требованиями культуры человеческих отношений, поведения, нравственной культурой.

Исследуя культурные ценности как основу межнационального общения, мы обнаружили совершенно не изученный пласт культурных ценностей как религия, которая несомненно оказывает влияние на формирование нравственности этноса, общества в целом.

Религия связана с многовековым нравственно - психологическим наследием. Поэтому общество отводило религии решение этнических, социальных, культурных и некоторых политических вопросов.

Задачей ученых, действующих политиков в области национальных отношений изучить этот феномен культуры и органически вплести в ткань всей политики межнациональных отношений те религиозные ценности, которые способствовали бы воспитанию толерантности, гуманизма.

В нашей стране, где представлены чуть ли не все мировые религии, адекватный анализ культуры межнационального общения и выработка приемлемых приемов, принципов её формирования просто невозможен без учета этого фактора.

Особого интереса заслуживают традиционные кавказские социальные институты куначества, аталычества и старейшин и их роль в формировании представлений об инонациональных ценностях.

187 Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А., Чичановский А.А. Национальная политика Российской Федерации. От концепции к реализации. - М., 1997. - С. 46.

Современные политические реалии требует серьезного изучения этого опыта с целью включения позитивных элементов национальных культур во все вновь создаваемые и ныне осуществляемые этнополитические программы. Адаптация политических программ в многонациональном регионе возможна только в том случае, когда они учитывают особенности региона, традиции, обычаи, нормы обычного права и другие национальные особенности.

В целях развития культуры межнационального общения целесообразно было бы:

1. Принять государственные программы по развитию культурных связей народов России (соответственно и в субъектах свои адаптированные программы), учредить телевизионные и радиоканалы с соответствующей квотой эфирного времени для распространения информации о жизни народов, о культуре, традициях, истории, достопримечательностях.

2. Подготовить на основе имеющихся материалов научно-методические пособия, цель которых - организовать работу по формированию культуры межнационального общения в системе дошкольного, школьного и вузовского образования: вооружить работников государственной службы суммой этнополитических, этнокультурных, этнопсихологических и этнолингвистических знаний о народах России, их истории и культуре, а также об идеологических, политических и социально-психологических аспектах современной культуры межнационального общения, об обычаях, традициях и национальном характере народов России, о формах и методах их учета в практической работе.

3. Организовать систему обучения и повышения квалификации кадров управления, народных депутатов, работников средств массовой информации, политических партий и общественных организации по вопросам совершенствования национальных отношений, государственной национальной политике, международно-правовым аспектам зашиты прав и свобод человека.

4. Оказывать содействие и поощрять создание интернациональных, политических, культурно-спортивных, религиозных и иных организаций, ставящих своей целью развитие дружбы и укрепления взаимных связей.

5. Восстановить традицию братания городов, республик и народов, которая способствовала укреплению дружбы и взаимопознания народов.

Проведенный анализ убеждает нас в том, что проблемы общения, её национальной специфики, а значит и вопросы, связанные с культурой межнационального общения оказываются включенными в область этнополитики. Культура межнационального общения представляет собой самостоятельный предмет изучения, который формируется на стыке нескольких обществоведческих дисциплин: политологии, социологии, культурологии, психологии и педагогики.

Достижение высокой культуры межнационального общения непосредственно связанно с состоянием экономических, политических, культурных и иных связей между народами. Её эффективное формирование невозможно без стабилизации экономического положения, социально-политической обстановки, укрепления законности, развития духовно-нравственных начал.

Происходящие в стране процессы противостояния, войны и дезорганизации в экономической сфере неблагоприятно сказывается на возможности установления климата доверия, взаимоуважения, взаимодоверия и терпимости между народами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Исаев, Абдулгамид Рамазанович, 2000 год

1. Специальная литература.

2. Абдулатипов Р.Г. Авторитет разума. М., 1999.

3. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть. М., 1994.

4. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научная мысль Кавказа. 1995. №1.

5. Абдулатипов Р.Г. Нравственная культура межнационального общения. // Межнациональное общение и проблемы коммунистического воспитания трудящихся. М., 1985.

6. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "я".- М.,1991.

7. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М., 1991.

8. АбдулатиповР.Г.Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности.-М., 1999.

9. Абдусаламов A.A. Дагестан страна гор и "гора языков".// Возрождение. 1994., №1.

10. Агаев А.Г. Квопросу о теории народности,- Махачкала., 1965

11. Агаев А.Г. Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала., 1995

12. Агаев А.Г. "Философия совести" Махачкала., 1995.

13. Авксентьев A.B., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.

14. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального и патриотического воспитания. М., 1988.

15. Алибеков М. Адаты кумыков. Хасавюрт., 1994.

16. Алиев А-Г. К. Россия и Дагестан: федерализм, полномочия и статус. -Махачкала., 1996.

17. Арутюнян В.В. Преемственность, взаимодействие ивзаимовлияние национальных культур в СССР.// Социология и проблемы современности развития. -М., 1978.

18. Баграмов Э.А. Ленинская национальная политика; достижения и перспектива. М., 1977.

19. Батурин Ю.М. Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. М., 1989.

20. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик,1983.

21. Бердяев H.A. Судьба России. M., 1990.

22. Больше доверия. Сб./Сост. С.Б. Скороходов, B.C. Шабалин. — Алма-Ата, 1990.

23. Бороноев А.О. Национальные отношения и этническая психология // Перестройка общественных отношений и личность. Межвузовский сб. Л., 1988.

24. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М., 1988.

25. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

26. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

27. Бурмистрова Т. Ю. Дмитриев О. А. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения в СССР. М., 1986.

28. В поисках правды. Сб./ Ред.- составитель C.B. Захаров. М.,1990.

29. Вагабов М.В., Вагабов Н.В. Ислам как мировая религия. -Махачкала. 1999.

30. Вениаминов И. Е. Записки об островах Уналашкинского отдела. — Спб, 1840.

31. Венюков М.М. Поступательное движение России в Средней Азии // Сборник государственных знаний. т.З. - Спб. 1877.

32. Всеподданнейший отчет за семь лет управления Кавказом генерал-адъютанта графа Воронцова-Дашкова. Спб., 1913.

33. Галаев А., Королева-Конопляная Г. Федерализм в России: исторические предпосылки и современный этап развития. -М., 1997.

34. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала, 1990.

35. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Соч. -т.7. -М.-Л., 1934.

36. Гельвеций К.А. Об уме. Соч.-т.1. М., 1973.

37. Гершунский Б.С. Менталитет в структуре образовательно-педагогической аксиологии. Национальные ценности образования: история и современность. -М., 1996.

38. Градовский А.Д. Национальный вопрос // Сборник государственных знаний. Т.З. - Спб., 1877.

39. Губогло М.Н. Национальный вопрос: предпосылка перестройки // Социология перестройки. М., 1990.

40. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

41. Дашдамиров А.Ф. Проблема личности в марксистско-ленинской теории наций и национальных отношений. Баку., 1984.

42. Джунусов М.С. Вопросы истории интернационального воспитания.-Ташкент., 1980.

43. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. Алма-Ата., 1990.

44. Дневник Д.А. Милютина. 1873-1875.-т.1., М., 1947.

45. Доронченков А. И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. Спб., 1995.

46. Достоевский Ф.М. О русской литературе. Сб. М., 1987.

47. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР: Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М., 1981.

48. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. -Спб., 1913.

49. Ершов Ю.Г. Человек. Социум. История: Социально-философскиепроблемы теории исторического процесса. Свердловск., 1990.

50. Журавлев Г.Т. Научные основы управления педагогическим процессом. М., 1976.

51. Замятин С.Н. О локальных различиях в культуре палеолетического периода // Труды Института этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. Новая серия. -М., 1951., - т. 16.

52. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.,1986.

53. Зинатула от Терази. Исламский шариат. Казань., - 1995.

54. Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

55. Ильяев И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. Воронеж., 1990.

56. Каган М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений. -М., 1988.

57. Калинина К.В. Национальные отношения в СССР: История и современность М., 1991.

58. Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. М., 1976.

59. Кант И. О поговорке "Может быть, это и верно, но не годится для практики". Соч. в 6-ти т. -Т.4.-4.2.- М., 1965.

60. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. М., 1988.

61. Каутский К. Национальность нашего времени. Спб., 1905.

62. Каутский К. Кризис Австрии. (Язык и нация). Киев., 1905.

63. Кахк Ю.Ю. Черты сходства. Социологические очерки. Талин.,1974.

64. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти т. - т.Ш. М., 1988.

65. Ключевский В.О. Статьи по русской культуре. Воспоминание о Н.И. Новикове и его времени. Соч. в 9-ти т. - т. IX. - М., 1990.

66. Коган JI. Н. Культура межнационального общения //

67. Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского, народа.-М., 1985.

68. Конституционный статус гражданина. М., 1989.

69. Корж М. А. Корж Ю.Н. Высокая культура межнационального общения как фактор укрепления единства советских наций и народностей // Вопросы научного коммунизма. Киев., 1989.

70. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. -M.-JL, 1949.

71. Куличенко М. И. Расцвет и сближение наций в СССР. М. 1981.

72. Культурная среда и ее освоение. Материалы советских ученых к XVIII Всемирному философскому конгрессу "Философское понимание человека". Великобритания. Брайтон. 21-27 авг. 1988. -М., 1988.

73. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

74. Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. Собр. Соч. - т.6.- М.,1912.

75. Лукашева Е. А. Правовое государство и обеспечение прав человека // Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990.

76. Магомедов A.A. Дагестан на пороге XXI века: волны времени и контуры грядущего. Махачкала., 1996.

77. Магомедов A.A. Становление Дагестана завтрашнего: самоузнавание, опасности и шансы. Махачкала., 1997.

78. Магомедов Р. М. Обычаи и традиции народов Дагестана. -Махачкала., 1992.

79. Малахов В. А. Культура и человеческая целостность. Киев.,1984.

80. Маркарян Э.С. Очерки истории культуры. Ереван., 1969.

81. Маркс К. Философско-экономические рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956.

82. Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология // Соч.- 2-е изд. Т.З.

83. Машкова Н. Р. Межнациональное общение: методологические проблемы этносоциологического исследования. -М., 1990.

84. Наказ Главному управлению Закавказским краем. Спб., 1842.

85. Научное мировоззрение и социалистическая культура. Киев.,1988.

86. Национально-языковые отношения в СССР: Состояние и перспективы / Отв. ред. В.П. Перознак. М., 1989.

87. Национальные процессы в СССР / Отв. ред. М. Н. Губогло. М.,1991.

88. Невельской Г. И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России, 1849-1855 г. Владивосток., 1950.

89. Некрасова А. Н. Проявление культуры межнационального общения в семье и межнациональные браки // Русская нация и обновление общества. М., 1990.

90. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Отв. ред. Г. М. Андреева. -М., 1987.

91. Окусов А.П. Культура управления: взаимодействие объективного и субъективного в социальном управлении. Ростов-на-Дону., 1989.

92. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

93. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени // Что такое философия? М., 1991.

94. Павлова Т.А. Культура мира в России // На пути мира и ненасилия. -М.,1998.

95. Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979.

96. Пирен М. И. Социалистическая культура межнационального общения. Львов. 1990.

97. Повесть временных лет // Сборник произведений Древней Руси. -М., 1969.

98. Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост. JT.H. Шестаков. -М., 1990.

99. Радугин A.A. Философия. Воронеж., 1995.

100. Родионов В.В. Культура и духовно-нравственные здоровье человека: проблемы и реалии. // Экология и религия. М., 1994.

101. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах (по результатам социологических исследований) М., 1996.1100.Рытхеу Ю.Н. Свет и тени полярного слияния. Владивосток,1989.1101.Серова И. И. Культура межнационального общения. Минск,1986.