Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Разуткина, Людмила Ивановна

  • Разуткина, Людмила Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 187
Разуткина, Людмила Ивановна. Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 2008. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Разуткина, Людмила Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

1.1. Сушдость и структура понятия «музыкальный вкус» в системе философских и психолого-педагогических наук

1.2. Анализ практики формирования музыкального вкуса у школьников в условиях учреждений дополнительного образования.

1.3. Теоретическая модель процесса формирования музыкального вкуса у школьников в детской школе искусств

1.4. Педагогические условия эффективного формирования музыкального вкуса у школьников в детской школе искусств

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

2.1. Программа и организация работы по формированию музыкального вкуса у школьников в детской школе искусств

2.2. Ход и анализ результатов экспериментальной работы.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств»

Актуальность исследования. Среди актуальных вопросов современной педагогики проблема формирования музыкального вкуса учащихся в учреждениях дополнительного образования является одной из приоритетных и стоит достаточно остро. В связи со сменой духовных приоритетов в жизни российского общества обозначилась тенденция вытеснения эстетической среды на второй план. Такое положение чревато весьма опасными последствиями - падением уровня культуры, эстетического сознания, появлением массового производства и репродуцирования музыкальных произведений, ведущих к стандартизации в духовной сфере, а это, в свою очередь, препятствует развитию у школьников музыкального вкуса.

В создавшихся условиях существенная роль в формировании музыкального вкуса детей и молодежи отводится системе общего и дополнительного образования. Музыкальные школы, школы искусств, студии и классы эстетического воспитания предоставляют учащимся свободу творческой деятельности, расширяют круг их общения, обеспечивают индивидуальный подход в темпах и способах развития их способностей, а также помогают в социальном самоопределении и удовлетворении образовательных потребностей, формировании ценностных ориентаций и духовных приоритетов. Известно, что полученные в детстве музыкальные впечатления способствуют развитию умений оценивать, понимать и наслаждаться произведениями музыкального искусства на все последующие годы.

Проблема формирования музыкального вкуса изучалась многими исследователями: с точки зрения философии (Г. 3. Апресян, Г. Ф. Гегель, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье, Ф. Шиллер и др.), общей педагогики (И. П. Волков, А. А. Мелик-Пашаев, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, и т.д.), психологии (JL С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Е. В. Назайкинский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), музыкальной педагогики

JI. А. Баренбойм, Н. JL Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Цыпин, JI. В. Школяр и др.), музыковедения (Б. В. Асафьев, JI. А. Мазель, Г. И. Панкевич, В. В. Стасов, Б. JI. Яворский), музыкальной социологии (Э. Алексеев, В Волохов, Г. Головинский, Г. Зараковский, А. Моль, А. Н. Сохор, В. С. Цуккерман), эстетики (И.-И. Вин-кельман, О. В. Дивненко, JI. Кассиль, К. Е. Кривицкий, Н. И. Киященко, И. Маца, С. А. Наумов, А. В. Пирадов, Б. В. Сафронов, В. К. Скатерщиков, М. С. Каган, Е. Г. Яковлев и др.) а также культурологии (Н. А. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга, Д. Юм, и др.).

В настоящее время музыкальный вкус рассматривается в диссертационных исследованиях в историческом аспекте (О. А. Буракова), эстетическом (JL Г. Ясенева, Е. М. Калачева), педагогическом (Т. А. Суханова, С. М. Борисова), психологическом (И. В. Курышева), культурологическом (Н. А. Благодарова). Особо следует отметить исследования, посвященные вопросам интеграции в сфере основного школьного и дополнительного образования (Г. Н. Савельева, Е. В. Подповетная).

Об актуальности обозначенной проблемы свидетельствует и анализ деятельности ряда школ Чувашской Республики и г. Н. Новгород в процессе которого были выявлены трудности, препятствующие развитию музыкального вкуса у учащихся. Так, по результатам анкетирования и опроса, педагоги отмечают общее снижение интереса учащихся к обучению музыке, низкий уровень музыкального вкуса у выпускников детских школ искусств, стремление подражать веяниям современной музыкальной эстрады, утрату традиций домашнего музицирования.

Однако, несмотря на интерес исследователей к проблеме изучения музыкального вкуса, в настоящее время в музыкальной педагогике пока не определены в полной мере подходы к формированию музыкального вкуса у школьников в условиях дополнительного образования, недостаточно разработаны условия и методы, способствующие эффектйвной организации этого процесса. Кроме того, процесс формирования музыкального вкуса у школьников в условиях детских школ искусств до сих пор не являлся объектом специального исследования.

Налицо противоречие между объективной потребностью формирования музыкального вкуса у учащихся, осознанием педагогической значимости этого процесса и недостаточной разработанностью теоретических положений и практических рекомендаций для целенаправленного формирования музыкального вкуса у школьников в учреждениях дополнительного образования.

Выявленное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы модель и педагогические условия эффективного формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств?

В соответствии с проблемой сформулирована тема исследования: «Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить модель и педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в детской школе искусств.

Предмет исследования — теоретическая модель и педагогические условия эффективного формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

Гипотеза исследования - процесс формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств будет эффективным, если:

-разработана и реализована теоретическая модель данного процесса, включающая цель, задачи, принципы, формы, методы, средства, показатели сформированности музыкального вкуса и результат;

-реализованы следующие педагогические условия: индивидуальный подход с учетом уровня музыкального развития учащихся; разработка методического обеспечения учебно-воспитательного процесса детской школы искусств; активное взаимодействие педагогов и родителей учащихся в создании культуротворческой среды; организация сотрудничества детской школы искусств и общеобразовательного учреждения в музыкальном воспитании школьников;

- разработаны показатели и уровни, позволяющие определить сформированность музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили его задачи:

1. Раскрыть сущность и компоненты музыкального вкуса у школьников.

2. Изучить состояние проблемы формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в системе дополнительного образования.

3. Теоретически обосновать модель и педагогические условия эффективного формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в условиях детской школы искусств (далее ДШИ).

4. Выявить показатели и охарактеризовать уровни сформированности музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста.

5. Экспериментально проверить модель и педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в учебно-воспитательном процессе детской школы искусств.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих друг друга методов: теоретический анализ музыкальной, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ результатов деятельности учащихся; изучение, анализ и обобщение передового педагогического и собственного опыта работы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент; статистические методы обработки данных эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явилась Детская школа искусств муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 6» г. Алатырь Чувашской Республики. В исследовании приняли участие 64 школьника, 12 педагогов детской школы искусств, 6 учителей гимназии эстетического цикла предметов и родители учащихся.

Исследование проводилось с 2003 по 2008 гг. в три этапа.

На первом этапе (2003-2004 гг.) осуществлялось изучение и анализ философской, культурологической, педагогической, музыковедческой, научно-методической литературы по теме исследования, а также изучение опыта работы учреждений дополнительного образования.

На данном этапе выявлялись противоречия и нерешенные задачи, происходило накопление и осмысление информации по проблеме формирования музыкального вкуса у школьников в условиях обучения в учреждениях дополнительного образования. Были определены цель, объект, гипотеза исследования, разрабатывались показатели и уровни сформированности музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста.

На втором этапе (2004-2007 гг.) проводилась корректировка теоретических основ исследования, его общей концепции и научного аппарата, изучение специфики формирования музыкального вкуса у школьников в условиях учебно-воспитательного процесса детской школы искусств. Велась экспериментальная работа по апробации теоретической модели и комплекса педагогических условий, необходимых для эффективного формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в условиях ДТТТИ.

На третьем этапе (2007-2008 гг.) осуществлялась обработка и обобщение результатов исследования, оформлялось диссертационное исследование.

Методологическую основу исследования составили философское учение о всеобщей взаимосвязи процессов и явлений, положения диалектической теории познания; идеи, раскрывающие проблему взаимодействия общества и человека, его всестороннего развития; теоретические исследования по эстетике, педагогике и музыкальной педагогике; концепции индивидуального, личностно-ориентированного, деятельностного и культурологического подходов; фундаментальные положения о творческом развитии личности в процессе музыкально-эстетического воспитания.

Теоретическую основу исследования составили теоретические положения, разработанные в отечественной и зарубежной науке: историко-философский и культурно-педагогический подход к изучению музыкального вкуса (И. Кант, В. А. Сухомлинский, Ф. Шиллер и др.); исследование музыкальной потребности с точки зрения социологии (Э. Алексеев, М. С. Каган,

A. Моль, Р. Г. Рабинович, А. Н. Сохор, В. С. Цуккерман, и др.); изучение эмоциональной сферы личности (Г. М. Бреслав, JI. Дорфман, С. X. Раппопорт и др.); психология музыкального восприятия (Г. В. Иванченко, А. Н. Лебедев,

B. Г. Ражников, Б. М. Теплов и др.); теории оценочных суждений (Б. В. Асафьев, Н. О. Лосский, Ю. М. Лотман, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский и др.). Автор опирался также на труды известных специалистов в области художественно-эстетического и музыкального образования и воспитания: О. А. Апраксиной, Л. А. Баренбойма, М. А. Верба, А. Ю. Гончарука, Д. Б. Кабалевского, Г. М. Когана, Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзерова, В. В. Медушевского, Г. Г. Нейгауза, Т. И. Смирновой, Г. М. Цыпина, Л. В. Школяр и многих др.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью методологических позиций исследования, опирающихся на ведущие концепции философии, музыкальной педагогики и психологии, социологии и культурологии, применением комплексных методов, адекватных предмету, цели, задачам и гипотезе исследования. Объективность результатов подтверждена данными экспериментальной работы, показавшей эффективность предложенных нами теоретической модели и педагогических условий формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детских школах искусств.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- уточнена сущностная характеристика музыкального вкуса школьников младшего и среднего возраста, представляющего собой формирующуюся систему музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, включающую в себя взаимодействие эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала; выделены его компоненты: музыкальные потребности, адекватное восприятие и способность к оценке музыкальных произведений, положительная мотивация к творческой и исполнительской деятельности, сформированный эстетический идеал; разработана теоретическая модель процесса формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в условиях дополнительного образования, включающая в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы, содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса, методы, средства, показатели сформированности музыкального вкуса и результат; определены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в ДШИ (реализация индивидуального подхода с учетом уровня музыкального развития учащихся; разработка методического обеспечения учебно-воспитательного процесса ДШИ; активное взаимодействие педагогов и родителей учащихся в создании культуротворческой среды; организация сотрудничества детской школы искусств и образовательного учреждения в организации музыкального воспитания учащихся).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику музыкально-эстетического воспитания школьников; расширяют теоретическое представление о процессе формирования музыкального вкуса у детей младшего и среднего школьного возраста в системе дополнительного образования; в нем определены показатели и охарактеризованы уровни сформированности музыкального вкуса у детей данного возраста. Результаты исследования создают предпосылки для дальнейшего изучения вопросов музыкального воспитания детей и юношества.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также разработанный под руководством автора учебно-методический комплекс позволяют совершенствовать процесс музыкального воспитания школьников в условиях обучения в детских школах искусств, музыкальных школах, эстетических классах, студиях и т.д.; представленные в исследовании комплект учебных программ и учебное пособие способствуют эффективному формированию музыкального вкуса у обучающихся. Материалы исследования могут быть использованы при разработке методических пособий для учителей детских школ искусств, курсов лекций и специальных семинаров для учащихся средних специальных учебных заведений, а также в системе повышения квалификации учителей музыки и работников культуры.

Апробация результатов. Основные теоретические и методические результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики музыки, на методических семинарах аспирантов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева; в ходе участия в конференциях: III Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование: современные технологии — социум — рынок», г. Омск, 2007; II Всероссийской научно-практической конференции «Власть и воздействие на массовое сознание», г. Пенза, 2006; Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы музыкальной педагогики в контексте модернизации образования», Чебоксары, 2007; Межвузовской научно-практической конференции ГОУ ВПО Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова «Научно-образовательные аспекты современной регионалистики», г. Алатырь, 2005.

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Детской школы искусств МОУ «Гимназия №6» г. Алатырь Чувашской Республики. Основные материалы исследования отражены в 10 публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальный вкус школьника — это разновидность вкуса художественного, представляющая собой формирующуюся систему музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, включающая в себя взаимодействие эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала. Компонентами сформированного музыкального вкуса у школьника являются: развитые музыкальные потребности, адекватное восприятие и способность к оценке музыкальных произведений, положительная мотивация к творческой и исполнительской деятельности, сформированный эстетический идеал.

2. Важным средством эффективной организации процесса формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста выступает научно обоснованная модель, - включающая в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, формы организации учебно-воспитательного процесса, методы, средства, показатели сформированности музыкального вкуса и результат. Модель отражает логику процесса формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в ДТПИ и базируется на принципах, которые обусловлены спецификой музыкально-эстетического воспитания в рассматриваемых возрастных периодах, реализуется посредством включения в учебно-воспитательный процесс эффективных форм, методов и средств, направленных на решение задач формирования музыкального вкуса у школьников в условиях ДТТТИ- Центральным звеном модели является содержание, основанное на авторском комплексе учебных программ. В структуру предложенной модели включены показатели оценивания уровня сформированности музыкального вкуса у школьников, разработанные на основе компонентов музыкального вкуса. Представленная модель обеспечивает достижение поставленной цели.

3. Эффективность формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в системе дополнительного образования обеспечивается реализацией педагогических условий:

- реализация индивидуального подхода с учетом уровня музыкального развития учащихся;

- разработка методического обеспечения учебно-воспитательного процесса ДШИ;

- активное взаимодействие педагогов и родителей учащихся в создании культуротворческой среды;

- организация сотрудничества детской школы искусств и образовательного учреждения в музыкальном воспитании учащихся.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Разуткина, Людмила Ивановна

Выводы по 2 главе

С целью повышения эффективности формирования музыкального вкуса школьников в учебно-воспитательном процессе Детской школы искусств были реализованы разработанные педагогические условия. Была внедрена процессуальная и практико-ориентированная модель исследуемого процесса, основанная на использовании активных методов обучения, был выстроен системообразующий блок взаимодействия и взаимодополнения программ гимназии и Детской школы искусств, продуманы межпредметные связи теоретических и исполнительских дисциплин, разработан учебный программно-методический комплекс.

Динамика уровня сформированности музыкального вкуса у школьников была прослежена по следующим показателям:

- наличие интереса и потребности к освоению музыкальной культуры;

- мотивация к творческой и исполнительской музыкальной деятельности;

- восприятие и понимание музыкального образа;

- наличие эстетического идеала;

- способность к оценке воспринимаемой и исполняемой музыки, основанной на знании музыкального языка.

Предварительная диагностика выявила примерно одинаковый исходный уровень сформированности музыкального вкуса у школьников экспериментальной и контрольной групп.

Основной задачей формирующего эксперимента была проверка эффективности разработанных нами педагогических условий формирования музыкального вкуса у школьников, как структурного компонента музыкальной культуры.

Полученные результаты свидетельствовали о значительном повышении уровня сформированности музыкального вкуса у школьников экспериментальной группы как по отдельным его компонентам, так и в целом. Это позволяет сделать вывод, что данные различия достигнуты благодаря проведенной в учебно-воспитательном процессе экспериментальной группы специальной работе: введения учебного программно-методического комплекса, организации внеучебной деятельности учащихся, реализации педагогических условий.

Таким образом, подтвердилась эффективность теоретической модели и выделенных нами педагогических условий, позволяющих повысить уровень сформированности музыкального вкуса у школьников в Детской школе искусств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование позволило решить поставленные задачи, подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ философской, психолого-педагогической и музыковедческой литературы, учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования показал, что проблема формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в условиях детской школы искусств является достаточно актуальной на современном этапе развития педагогической науки и практики.

2. Результаты научных исследований по проблеме формирования музыкального вкуса у школьников позволили нам уточнить его сущность и компоненты. Музыкальный вкус школьника - это разновидность вкуса художественного, представляющая формирующуюся систему музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, включающая в себя взаимодействие эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала. Компонентами сформированного музыкального вкуса у школьника являются развитые музыкальные потребности, адекватное восприятие и способность к оценке музыкальных произведений, положительная мотивация к творческой и исполнительской деятельности, сформированный эстетический идеал.

3. В нашем исследовании моделирование выступает как один из основных путей теоретического познания, как метод прогностического решения проблемы, так как оно дает возможность проецировать систему процесса обучения в целом. Разработанная нами модель процесса формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в условиях детской школы искусств включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы организации, содержание, формы организации учебно-воспитательного процесса, методы, средства, показатели сформированности музыкального вкуса и результат.

4. Важным средством формирования музыкального вкуса у школьников является разработанный нами и внедренный в учебный процесс ДШИ учебно-методический комплекс, включающий комплект авторских учебных программ по основным дисциплинам и учебное пособие для преподавателей.

5. Эффективность процесса формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в системе дополнительного образования обеспечивается реализацией педагогических условий, включающих в себя: индивидуальный подход с учетом уровня музыкального развития учащихся; разработку методического обеспечения учебно-воспитательного процесса детской школы искусств; активное взаимодействие педагогов и родителей учащихся в создании культуротворческой среды; организацию сотрудничества детской школы искусств и общеобразовательного учреждения в музыкальном воспитании школьников.

6. Анализ научной литературы и практики обучения позволили нам выделить три уровня сформированности музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста (высокий - креативный; средний -продуктивно-исполнительский; низкий - интуитивно-репродуктивный) и определить основные показатели для оценки этих уровней: наличие интереса и потребности в освоении музыкальной культуры; мотивация к творческой и исполнительской деятельности; восприятие и понимание музыкального образа; наличие эстетического идеала; способность к оценке воспринимаемой и исполняемой музыки.

Экспериментальная работа показала, что реализация комплекса педагогических условий и внедрение предлагаемой нами модели процесса формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в учебный процесс ДШИ способствует повышению интереса учащихся к освоению музыкального искусства, уровня их знаний о музыке и умение реализовать себя в музыкально-творческой деятельности, а также адекватно воспринимать и оценивать произведения музыкального искусства.

Проведенное нами исследование и полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели исследования.

Вместе с тем наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы, поскольку влияние музыкального вкуса на развитие личности многогранно и полифункционально.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Разуткина, Людмила Ивановна, 2008 год

1. Авратинер, В. И. Становление и развитие музыкального образования в СССР: учеб.-метод. материалы к курсу педагогики для студентов-заочников / В.И. Авратинер, П.В. Халабузарь. — М., «Музыка». - 1971. -28 с.

2. Алексеев, Э. Некоторые вопросы теории и практики изучения вкусов: Вопросы социологии искусства / Э. Алексеев. — М.: Знание, 1979. — 212 с.

3. Алексеев, Э. На путях исследования музыкальных вкусов / Э. Алексеев, В. Волохов, Г. Головинский, Г. Зараковский // Советская музыка. — 1973. №1. - С. 59-69.

4. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: учебное пособие для вузов / В. И. Андреев. Казань: изд. Казан, ун-та, 1996. - 567 с.

5. Апраксина, О. А. Современный ребенок и музыка / О. А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе: сб. статей. М. : Музыка, 1975. - вып 10. - С. 34-46.

6. Апресян, Г. 3. Эстетика и нравственная культура социализма / Г. 3. Апресян. — М. : изд. Московского ун-та, 1984. — 79 с.

7. Арисменди, А. Л. де Дошкольное музыкальное воспитание : пер.с исп./ А. Л. де Арисменди; общ. ред. М. Шуаре; вст. статья Ю.В. Ванникова; послесл. Л.И. Айдаровой и Э.Е. Захарова. М. : Прогресс, 1989. - 176 с.

8. Арчажникова, Л. Профессия учитель музыки / Л. Арчажникова. — М., «Педагогика», 1984. - С. 210.

9. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. М. : Музыка. Ленинград, отд., 1973. - 144 с.

10. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. М. : Просвещение, 1982. - 192 с.

11. Бальчитис, Э. О восприятии инструментальной музыки в младших классах школы / Э. Бальчитис // Музыкальное воспитание в школе. — 1975.-Вып. 10.-С. 194.

12. Баренбойм, JL А. За полвека : очерки. Статьи. Материалы / JI. А. Баренбойм. JI. : Советский композитор, 1989. - 368 с.

13. Баренбойм, JI. А. Путь к музицированию / JI. А. Баренбойм. JI.-M. : Советский композитор, 1973. - 269 с.

14. Белобородова, В. К. Развитие музыкального восприятия младших школьников / В. К. Белобородова // Музыкальное воспитание в школе. — 1978.-Вып. 13.-С. 65-66.

15. Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство ихтворческого развития : дисс. . канд. пед. наук : 13.00.01 / В. А. Березина. М., 1998. - 198 с.

16. Благодарова, Н. А. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в процессе культурологической подготовки: дисс. . канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Н. А. Благодарова. — М., 2002. — 147 с.

17. Благой, Д. Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов-исполнителей / Д. Д. Благой // Методические записки по вопросам музыкального образования. М.: Музыка, 1979. - Вып 2. - С. 166-184.

18. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб. : Питер, 2004. - 300 с. : ил. - (Серия «Учебник для вузов).

19. Борев, Ю. Б. Эстетика. / Ю. Б. Борев. 3-е изд. -М. : Политиздат, 1981. -399 е.: ил.

20. Борисова, С. М. Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды: дисс. . канд. пед. наук: 13. 00. 01 / С. М. Борисова. Чебоксары, 2006. - 161 с.

21. Бочкарев, JI. JI. Психология музыкальной деятельности / JI. JI. Бочкарев. М. : Издат. дом «Классика XXI», 2008. - 352 с.

22. Брянская, Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития / Ф. Брянская // Вопросы фортепианной педагогики.- М.: Музыка, 1976. -Вып 4. С. 92-98.

23. Буйлова JI. Н. Дополнительное образование в современной школе /

24. JI. Н. Буйлова, Н. В. Кленова ; М. : Сентябрь, 2004. - 8 с.

25. Булычев, Б. Е. Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути ее совершенствования : автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Б. Е. Булычев. Чебоксары, 1998. - 19 с.

26. Буракова, О. А. Воспитание музыкального вкуса у школьников в истории отечественной педагогики: дисс. . канд. пед. наук: 13. 00. 01 / О. А. Буракова Екатеринбург, 2000. - 169 с.

27. Бычков, В. В. Эстетика: учебник. / В.В. Бычков. 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Гардарики, 2006. - 573 с.

28. Верб, М. А. Формирование эстетических ориентаций старших школьников / М. А. Верб. Л.: Знание, 1976. - 12 с.

29. Верб, М. А. Эстетические потребности и духовное развитие личности / М. А. Верб.-Л. : Знание, 1981.-36 с.

30. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В. И. Волынкин. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.-441 с.

31. Гембицкая, Е. Расширение музыкального кругозора учащихся / Е.Гембицкая // Музыкальное воспитание в школе: сб. статей. — М. : Музыка, 1975. Вып 10. - С. 221-229.

32. Герман, Ш. М. Беседы об эстетике / Ш. М. Герман, В. К. Скатерщиков. -М. : Знание, 1982. 224 с. - ( Нар. ун-т. Фак. литературы и искусства).

33. Гесслер, И. В. Начало публичного музицирования / И. В. Гесслер // Вопросы музыкально-исполнительского искусства — М. : Музгиз, 1962. -ВыпЗ.-С. 311-312.

34. Гинзбург, С. Объяснительные беседы на уроках слушания музыки / С. Гинзбург; под ред. И. Глебова // Вопросы музыки в школе. JI. : Брокгауз и Ефрон, 1926. - С. 142.

35. Горбунова, Т. В. Педагогические условия совершенствования подготовки будущих социальных педагогов к профессионально-творческой деятельности : автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13. 00. 08 / Т. В. Горбунова. Чебоксары, 2005. - 22с.

36. Горюнова, JI. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников / JI. Горюнова // Музыкальное воспитание в школе: сб. статей,-М. : Музыка,1975. Вып 10. - С. 202-213.

37. Гродзенская, Н. JI. Школьники слушают музыку / Н. JI. Гродзенская. -М. : Просвещение, 1969. 59 с.

38. Гунько, Б. Две эстетики / Б. Гунько // Наш современник. 1988. - №10.

39. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4 / В. И. Даль. М. : Рус. яз., 1978-1980. - Т.4. - 512 с.

40. Данилевская, J1. Основные принципы музыкального воспитания Н. JI. Гродзенской / JI. Данилевская // Музыкальное воспитание в школе : сб. статей-М.: Музыка,1975. Вып 10. - С.46-71.

41. Дивненко, О. В. Эстетика / О. В. Дивненко. М. : Аз, 1995. - 112 с.

42. Домогацкая, И. Е. О бедном ребенке замолвите слово / И. Е. Домогацкая // Играем с начала. 2005. - №3 (19), март. — С. 2.

43. Дуранов, М. Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер. Магнитогорск : МГПИ, 2000.-362 с.

44. Закон РФ «Об образовании», гл. 2, ст. 12, 26 // Образование и культура. -2000.-№3.-С. 24-29.

45. Зимина, И. Педагоги и родители: некоторые условия взаимопонимания и взаимодействия / И. Зимина // Директор школы. 2002. - №4. - С. 46.

46. Зись, И. А. Эстетическое сознание и процесс его формирования / И. А. Зись, Н. И. Киященко. М. : Искусство, 1981. - 255 с.

47. Золкин, A. JI. Эстетика: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / A. JI. Золкин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 447 с.

48. Зубачевская, Н. А. Дидактические подходы и принципы общего музыкального образования / Н. А. Зубачевская // Музыкальное образование : современные технологии социум - рынок: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / Омск, 2007. — С. 47-50.

49. Иванцова, И. «Школа» и «внешкола»: кто для кого? / И. Иванцова, JI. Митрофанова // Директор школы. 2005. - №2. - С. 68-70.

50. Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике: сборник / под ред. В.П. Шестакова. М. : Искусство, 1973. - 458 с.

51. Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / сост. О. А. Апраксина. М. : Просвещение, 1990. - 207 с. - (Б-ка учителя музыки).

52. Ипполитов Иванов М. М. Письма. Статьи. Воспоминания / М. М. Ипполитов- Иванов. - М., 1986. - С. 252-253.

53. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли : сб. статей. Т.2. - М. : Искусство, 1964. - С.443.

54. Кабалевский, Д. Б. Про трех китов и про многое другое / Д. Б. Кабалевский. Пермь : Кн. изд-во. - 1974. - 183 с.

55. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д. Б. Кабалевский // Музыка: 1-3 классы начальной школы. М., 1988. - С. 29.

56. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. 2-е изд., испр. и доп. — М : Просвещение, 1984. - 206 с. : ил.

57. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. 2-е изд., испр. и доп. - М : Просвещение, 1984. - 206 с. : ил.

58. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. М. : Детская литература. - 1989. - 47 с.

59. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления: избранные статьи и доклады / Д. Б. Кабалевский. М. : Педагогика. - 1986. - 61 с.

60. Калачева, Е. М. Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. М. Калачева. Армавир, 2001. - 135 с.

61. Калужская, Т. О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами / Т. Калужская // Вопросы фортепианной педагогики. -М. : Музыка, 1976. Вып 4. - С. 80-88.

62. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики. Практикум: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. СПб. : КАРО, 2008. -432 с.

63. Кассиль, JI. Дело вкуса / JI. Кассиль. М. : «Искусство», 1958. - 36 с.

64. Киященко, Н. И. Сущность прекрасного / Н. И. Киященко. М. - 1977. — С. 12.

65. Киященко, Н. И. Теория эстетического воспитания. / Н. И. Киященко. -М. : Просвещение, 1986.-268 с.

66. Киященко, Н.И. Эстетическое творчество / Н. И. Киященко, Н. JL Лейзеров. -М.: Знание, 1984. 112 с.

67. Кленова, Н. Дополнительное образование детей: тернистый путь к школе / Н. Кленова, JI. Буйлова // Директор школы. 2004. - №1.- С.58-61.

68. Книга о музыке / сост. Г. Головинский, М. Ройтерпггерн. — М. : Советский комспозитор, 1975. 340 с.

69. Коган, М. Музыка в мире искусств / М. Коган // Советская музыка. -1987. -№3.~ С. 66-70.

70. Коголь, Т.В. Совмещение традиционных и инновационных методик в фортепианном классе / Т.В. Коголь // Музыкальное образование : современные технологии социум — рынок: материалы III Междунар. науч.-практ. Конф. / Омск, 2007. - С.78-79.

71. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Издат. центр «Академия», 2003. 176 с.

72. Кондратюк Н. Н. Музыка в школе: игры, конкурсы, современные методы / Н. Н. Кондратюк. М. : ТЦ Сфера, 2005. - С. 10

73. Кривицкий, К. Е. Школьникам об эстетике / К. Е. Кривицкий. М. : Просвещение, 1975. - 39 с.

74. Кузин, О. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов, соискателей уч. ст. / О.А. Кузин. 4-е изд., доп.— М. : «Ось — 89», 1999. — 208 с.

75. Кукушкин, В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушкин. — Ростов н/Д. : Феникс, 2005. 474 с.

76. Куликова, И.С. Искусство и мир человека (итоги 9 международного эстетического конгресса) / И.С. Куликова. — М.: «Знание», 1981. 9 с.

77. Курышева, И. В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства: дисс. . канд. психол. наук: 19. 00. 07 / И. В. Курышева. -Н. Новгород, 2004. 243 с.

78. Кучерук, О. В. Межпредметные связи в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности: дисс. . канд. пед. наук: 13. 00. 01 / О. В. Кучерук. Белгород, 2000. - 176 с.

79. Кыверялг, А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин : Валгус, 1980. - 334 с.

80. Лармин, О. В. Искусство и молодежь : эстетические очерки / О. В. Лармин. -М.: Молодая гвардия, 1980. 191 с. : ил.

81. Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев / сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. Изд. 3-е. - М. : Дет. лит., 1989. - 238 с. : фотоил.

82. Лобанова, Е. А. Песни Поморья и активизация творческих способностей школьников / Е. А. Лобанова // Музыка в школе. 2004. - №2. - С. 52.

83. Лупан С. Поверь в свое дитя / С. Лупан. Пер. с франц. Е. И. Дюшен, Н. Л. Суслович, 3. Б. Ческис-М. : Эллис Лак, 1993. - 255 с.

84. Матонис, В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности / В. П. Матонис. Л. : Музыка, 1988. - 88 с.

85. Маца, И. Л. Об эстетическом вкусе / И. Л. Маца. М. : Молодая гвардия, 1963.-235 с.

86. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования : учебное пособие / Э. И. Медведь. М. : Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. - 24 с.

87. Медушевский, В. В. Музыка в семье искусств / В. В. Медушевский // Музыкальное воспитание в школе. 1984. - №1. — С. 31-35.

88. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях // Дополнительное образование. — 2002.-№10.-С. 12.

89. Мировая художественная культура. 10 кл. : учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.И. Данилова и др. М.: Интербук, 1999. - 248 е.: ил.

90. Молчанова, А. С. На вкус, на цвет.: Теоретический очерк об эстетическом вкусе / А.С. Молчанова. М. : Искусство. — 1966. -199 с.

91. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. М. : Советская энциклопедия, 1990. - 672 е.: ил.

92. Мясищев, В. Н. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / В. Н. Мясищев, Готсдинер A. JI. JI. : Музыка. 1981. - 22с.

93. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. Восприятие музыки / Е. В. Назайкинский: М. : Музыка, 1980.-91 с.

94. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. М. : Музыка, 1988. - 254 с.

95. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. М. : Музыка, 1972. - 383 с.

96. Наумов, С. А. Эстетический вкус, его воспитание / С. А. Наумов. — Н. Новгород, 1997. 135 с.

97. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : Записки педагога. 4-е изд. / Г. Г. Нейгауз. М. : Музыка, 1982. - 300 е.: портр., ил., нот.

98. Немов, Р. С. Общая психология: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по спец. пед. и соц.-эконом. профилей / Р. С. Немов. — М. : Гуманитар, издат. центр ВЛАДОС, 2008. 396 с.

99. Николаева, Е. В. Организация взаимодействия МХШ «Радость» с образовательными учреждениями САО г. Москвы / Е. В. Николаева // Дополнительное образование. 2004. - № 3. — С. 48-51.

100. Панкевич, Г. И. Искусство музыки / Г. И. Панкевич. М. : Знание, 1987. -112 с.

101. Пастернак, Н. А. Психология воспитания: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Пастернак; под ред. А. Г. Асмолова. М. : Издат. центр «Академия», 2008. - 224 с.

102. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шеянов. -М. -.Школа-Пресс, 1988.-214 с.

103. Первушина, Е. В. Способности ребенка. Как выявить и развить? / Е. В. Первушина. СПб. : Невский проспект; Вектор, 2007. - 287 с.

104. Перспективы развития начального специального образования // Республиканский методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. М., 1988. - 44 с.

105. Петрова, Л. И. Основы управления педагогическими системами: учеб. пособие / Л. И. Петрова. Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 349 с.

106. Петрушин, В. И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника / В. И. Петрушин // Вопросы психологии. 1986. -№ 1. - С. 102-104.

107. Пирадов, А. В. Эстетическая культура личности / А. В. Пирадов. Л., 1978.-236 с.

108. Писарева, Т. А. Общие основы педагогики. Конспект лекций / Т. А.Писарева. М. : Эксмо, 2008. - 128 с.

109. Подласый И. П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М. : Просвещение: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1996., -631 с.

110. Подповетная, Е. В. Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества эстетического воспитания подростков: дисс. . канд. пед. наук: 13. 00. 01. 2006. -210 с.

111. Полунина, В. Н. Искусство и дети / В. Н. Полунина. М. : Просвещение, 1982.- 191 с.

112. Популярная история музыки / автор-сост. Е. Г. Горбачева. М. : Вече, 2002.-512 с., ил.

113. Португалов, К. П. Серьезная музыка в школе: пособие для учителей / К.П. Португалов. 2-е изд., испр. и доп. -М. : Просвещение, 1980. - 144 с.

114. Программа для ДМШ. Класс специального фортепиано. М.: 1973. - 88 с.

115. Психология музыкальной деятельности : теория и практика : учеб. пособие для студентов муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. -М. : Издат. центр «Академия», 2003. — 368 с.

116. Пути активизации музыкально-эстетического воспитания школьников. Методические рекомендации / под ред. М. М. Берлянчик. — М., 1979. -Вып. 1-43 с.

117. Радынова О. П. Слушаем музыку / О. П. Радынова. М. : Просвещение, 1990. - 158 с.

118. Раппопорт С. X. Искусство и эмоции / С.Х Раппопорт. 2-е изд. — М. : Музыка, 1972. - 168 с.

119. Рачина, Б. С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. Учебное пособие. / Б. С. Рачина. СПб. : Композитор, 2007. - 544 с.

120. Роботова, А. С помощью сообщества учителей. Что могут сделать для организации взаимодействия с родителями методические объединения / А. Роботова, И. Шапошникова, И. Хоменко // Директор школы. 2000. -№6. С. 26-32.

121. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского зыка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. 4-е изд., стереотип. - М. : Рус. Яз., 1985. - 393 с.

122. Роль и значение репертуара в воспитании музыканта. Республиканский методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. — М., 1988.-32 с.

123. Роль искусства в развитии способностей школьников / под ред. Е. К. Чухман. — М. : Педагогика, 1985. 144 с.

124. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Сб. статей. / сост. и ред. A. JI. Готсдинер. JI. : Музыка, 1980. - 104 с.

125. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии в 2-х т. / С. JI. Рубинштейн. М. : Педагогика, 1989. - Т. 1. - 486 с .

126. Русская доктрина / под ред. А. Б. Кобякова, В. В. Аверьянова. М., 2005.-С. 71-103.

127. Руссо, Ж-Ж Эмиль, или О воспитании : педагогические сочинения в 2-х т. / Ж-Ж. Руссо; под ред. Г.Н. Джибадзе. М. : Педагогика, 1981. - Т. 1. -412 с.

128. Рыцарева М. Г. Музыка и я: популярная энциклопедия для детей / М. Г. Рыцарева. М. : Музыка, 1994. - 367 с.

129. Савельева, Г. Н. Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников: дисс. канд. . пед. наук: 13. 00. 01. Великий Новгород, 2003. - 196 е.;

130. Саенко, О.Е. Организация и содержание методической работы в колледже: Настольная книга директора, методиста, преподавателя / О.Е. Саенко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. -384 с.

131. Сафронов, Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности / Б.В. Сафронов. М.: Знание, 1984. - 49с.

132. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

133. Селевко, Г. К. Современная российская гимназия в системе полного среднего образования / Г. К. Селевко // Завуч. 2007. - №1. — С. 25.

134. Скавронский А. Преодоление четвертой стены. // Советская эстрада и цирк. 1975.- №9. -С. 4.

135. Скатерщиков, В. К. Твой эстетический вкус / В. К. Скатерщиков. М. : Знание, 1963. - 35 с.

136. Сметанина, Н. И. Музыкально-художественное образование в детской школе искусств «Тутти» / Н. И. Сметанина, Э. Г. Корниенко // Дополнительное образование и воспитание. — 2006. №6 (80). — С. 18-23.

137. Смирнова, Т. И. Программа. Класс специального фортепиано. Интенсивный курс для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств / Т. И. Смирнова. М., 2000. - 4 с.

138. Смольников, Е. В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: историко-педагогический анализ : автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13. 00. 01 /Е. В. Смольников. -Ульяновск, 2006. 21с.

139. Советский энциклопедический словарь. — М. : «Советская энциклопедия», 1980. 1322 с.

140. Сокольников Ю. П. Теория воспитательных пространств / Ю. П. Сокольников. Москва - Белгород, 1998. - 41 с.

141. Сохор, А. Н. Воспитательная роль музыки. / А.Н. Сохор. — JI. : Музыка. Ленинградское отд. Изд. 2-е, доп. — 1975. — 66 с.

142. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; под ред. А.В. Мудрика. М. : Издат. центр «Академия», 2004. - 240 с.

143. Справочные материалы по педагогической психологии / авт. сост. Б. Р. Мандель. -Ростов н/Д: Феникс, 2008. 384 с.

144. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология. / Л.Д. Столяренко — Изд. 5-е., испр. Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 541 с.

145. Суханова, Т. А. Педагогические условия развития эстетических вкусов учащихся в образовательной области «Искусство» : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. А. Суханова. СПб., 2002. - 174 с.

146. Тарасова Г. С. О двух подходах к развитию восприятия музыки / Г. С. Тарасова // Психологический журнал. 1994., - № 6. (т. 15.) — С. 130-132.

147. Тельчарова, Р. А. Уроки музыкальной культуры: кн. для учителя: из опыта работы / Р. А. Тельчарова. М. : Просвещение, 1991. - 158 с. : ил. Теплов, Б. М. Избранные труды в 2-х т. / Б. М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - Т.2. - 357 с.

148. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.

149. B.В. Виноградова. 4-е изд. дополненное. - М. : Азбуковник, 1999. — 839 с.

150. Торшилова, Е. А. Воспитание вкуса в развитии личности ребенка / Е. А. Торшилова // Искусство и образование. — 2002. № 3. - С. 14-26.

151. Уколова, Л. Педагогически организованная среда в творчестве выдающихся педагогов-музыкантов XX века / Л. Уколова // Искусство в школе. 2008. - №3. - С.48-52.

152. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А.Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой.- М. : Педагогическое общество России, 1999. — 264 с.

153. Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах ДМШ: методические материалы для преподавателей / Центральный научно-методический кабинет; Управление учебных заведений по учебным заведениям культуры и искусства. М., 1976. — 97 с.

154. Учебные программы для детских музыкальных школ. М.,Л., 1945. — 216 с.

155. Филиппенко, Л. Возрастные группы и формирование эстетической потребности. Эстетика и современность / Л. Филиппенко ; под общ. ред.

156. C.Е. Можнягуна. М., 1978. - 115 с.

157. Фохт-Бабушкин, Ю. Об эффективности художественного воспитания / Ю. Фохт-Бабушкин // Искусство и школа: книга для учителя. — М. : Просвещение, 1981. С. 17-33.

158. Халабузарь П. Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. -М. : Музыка, 1990. — 175 е., нот.

159. Хижняк, Ю. Как я учу подростков слушать музыку / Ю. Хижняк // Музыкальное воспитание в школе: сб. статей — М. : Музыка, 1970. -Вып.6. С. 102-107.

160. Хохлова, Н. М. Наше управление / Н. М. Хохлова // Завуч. 2007. -№6. -С. 15.

161. Чернышевский, Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Собрание сочинений: в 5 т. /Н. Г. Чернышевский. — М: Изд-во «Правда», 1974. -Т 4. С.5-152.

162. Чернявская, О. Выигрывают все родители, учителя и дети / О. Чернявская // Директор школы. - 2001. - №2. - С. 62.

163. Чич, И. Влюбить в музыку / И. Чич // Искусство в школе. 1999. - №2. — С. 15.

164. Шагинян, М. С. В. Рахманинов / М. Шагинян // Новый мир. М., 1943. -С. 37.

165. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И. В. Шаповаленко. М. : Гардарики, 2007. - 349 с.

166. Шестакова J1. А. Интегрированный курс всеобщей истории искусств. Учебная программа / JI. А. Шестакова. Н.Новгород, 1994. - 34 с.

167. Школяр JI. Ребенок в музыке и музыка в ребенке / JI. Школяр // Дошкольное воспитание. 1992. - № 9-10. - С. 39-42.

168. Шульпяков, О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. Ф. Шульпяков. JI. : Музыка, 1986. - 128 с.

169. Эстетика и современность: сборник / под ред. С. Можнягун. М. : Просвещение, 1978. - 15 с.

170. Юсфин А. Слышишь ли ты меня? // Советская музыка. 1986. - № 9. - С.' 97, 98, 102.

171. Юсфин А. Г. Живой организм музыки. О воспитании музыкальной культуры / А.Г. Юсфин // Семья и школа. 1991. - № 8. - С. 42-44.

172. Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. — 1995. № 2. — С. 31-42.

173. Яковлев, Е. Г. Эстетика / Е. Г. Яковлев. М. : «Гардарики», 2004. - 464 с.

174. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. Д. Якушева. М. : Издат. центр «Академия», 2008. - 256 с.

175. Ясенева, JI. Г. Формирование эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. Г. Ясенева. Уфа, 2004. - 169 с.

176. Sternberg R. Y. Inside intelligence //Amer. Scientist. 1986. Vol. 74. - №2. -p. 137-143.

177. Hardner H. On making the most of young minds /Н. Hardner // The education digest. 2000. - Vol. 65, №6. - p. 4-6.

178. Mildrum N. К. Creativity reigns in the regular classroom /N. K. Mildrum // The education digest. 2000. - Vol. 66, №1. - p. 33-38.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.