Формирование музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Гаврилова, Елена Здравкова

  • Гаврилова, Елена Здравкова
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 161
Гаврилова, Елена Здравкова. Формирование музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2012. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гаврилова, Елена Здравкова

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств

1.1. Музыкальная грамотность как предмет педагогического исследования.

1.2. Психолого-педагогические основы музыкального обучения студентов (взрослых начинающих) в колледже искусств.

1.3. Педагогические условия формирования музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования музыкальной грамотности студентов колледжа искусств

2.1. Задачи, организация и структура экспериментального исследования.

2.2. Методика формирования музыкальной грамотности студентов колледжа искусств.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств»

Актуальность проблемы исследования. Сегодня особое внимание обращается на подготовку компетентного специалиста, способного ориентироваться и: адекватно действовать в.условиях всё более набирающего темп научно-технического , и социально-экономического прогресса; Именно этим, определяется* значение грамотности, как одной? из ключевых компетенций. Не. является исключением и музыкальная; грамотность,. которая: позволяет специалистам в; сфере музыкального образования и музыкально-исполнительской деятельности легко адаптироваться« в современном обществе и реализовать себяв разнообразных,, в том ¡числе инновационных областях музыкального искусства.

Основная нагрузкашри решении этой задачи отводится средним1специальным ¡учебным заведениям?искусства,- где закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет формироваться грамотный и компетентный музыкант-профессионал; В;соответствии с требованиями«, Государственного образовательного стандарта, процесс обучения на музыкально-исполнительских факультетах; средних специальных учебных заведений культуры и искусства предполагает определенную музыкальную подготовку студентов, на которой строится профессиональное музыкальное образование;,

Однако в последние годы; в связи с изменением социально-экономической и; социокультурной обстановки в обществе, в числе контингента колледжей искусств все чаще появляются абитуриенты, имеющие лишь самую элементарную - музыкальную: подготовку, либо ранее вообще не занимавшиеся музыкой. Обычно их музыкальное образование ограничивается участием в художественной самодеятельности, непродолжительным; обучением в музыкальных студиях, уроками музыки в общеобразовательной школе. В. плане профессионального обучения приоритетными для них являются отделения народного, эстрадного и академического пения; духовых и; ударных инструментов, хорового дирижирования; что, однако, сопряжено со значительными трудностями как в плане содержания образования, так и в отношении сроков обучения;

За. период обучения уровень музыкальной подготовки студентов необходимо довести до соответствующего уровня музыкального образования, то есть обеспечить формирование профессиональной компетентности. выпускников колледжа. Понятия? подготовленность, грамотность и компетентность относятся к одному синонимическому ряду: они сходны по общему значению; но различны по оттенкам, вследствие чего не являются равнозначными. Поэтому мы рассматриваем музыкальную грамотность как профессионально значимое-качество будущего специалиста-музыканта и; компонент его профессиональной компетентности. ,

В педагогике музыкального^ образования, обучающиеся; поступившие в профессиональные музыкальные учебные заведения? без начального музыкального образования, причисляются к. категории «взрослых;, начинающих»,. к которой относятся? все начинающие заниматься музыкой позже оптимального для вхождения в этот род деятельности младшего школьного возраста.

С позиций психологии и физиологии возраст в музыкальном образовании имеет принципиальное значение. В отличие от обучения детей; постепенно входящих в мир музыки и продолжительно развивающих свои музыкальные способности, начало обучения в 15-17 лет ведет к ряду проблем: усложняется адаптация к новой информационной среде и специфике индивидуальных занятий;; с возрастом теряется гибкость и координация двигательно-игрового аппарата* Взрослые начинающие обладают уже сформировавшимся' характером^ сложившимися» музыкальными пристрастиями, у них иначе, по сравнению с детьми, протекают познавательные психические процессы. Исходя из этого, можно утверждать, что методики, предназначенные для начального музыкального обучения детей; могут быть применимы для обучения взрослых начинающих лишь отчасти? (А.Д. Алексеев, А.Д. Артоболевская, JI.А. Баренбойм; H.A. Любомудрова, G.G. Ляховйцкая; A.A. Николаев? и-др:).

Идея обучения музыке взрослых начинающих не нова. В специальной музыкально-педагогической литературе имеются работы, в которых раскрываются отдельные аспекты музыкального обучения взрослых начинающих. Условно их можно разделить на несколько направлений. Музыкальная грамотность затрагивается косвенно и рассматривается как основа формирования 1) эстетического, сознания (В:Г. Мозгот и др.); 2) познавательной активности (М.М. Перелыптейн и др.); 3) творческого развития (F.K. Овакимо-ва, H.A. Терентьева и др.); 4) специальных исполнительских навыков (H.JI. Засимова, А.Н. Чертовской и др.). Однако проблема формирования музыкальной грамотности в контексте компетентностного-подхода, как профессионально значимого качества личности, музыканта до настоящего времени не рассматривалась.

Таким образом, в музыкально-образовательной практике реально существуют следующиепротиворечия:

• между требованиями ГОС к качеству знаний, умений и навыков студентов колледжа искусств и отсутствием теоретико-методологической базы по формированию музыкальной* грамотности взрослых начинающих в профессиональной музыкальнойдеятельности; •• между накопленными альтернативными подходами' в музыкальном образовании учащихся1 в системе дополнительного образования и неразработанностью процессуального и программно-содержательного обеспечения в профессиональном музыкальном образовании взрослых начинающих.

Вышеуказанные противоречия определили проблему исследования, которая-заключается в™, поиске организационных и теоретико-методических оснований-для> выявления педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования музыкальной грамотности взрослых начинающих в' средних специальных учебных заведениях искусства.

Научно-практические потребности и выявленные противоречия определили выбор темы исследования «Формирование музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств».

Цель исследования - выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование музыкальной грамотности студентов, (взрослых начинающих) в процессе профессиональной подготовки.в колледже искусств.

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов в условиях колледжа искусств.

Предмет исследования - педагогические условия формирования музыкальной грамотности студентов как профессионально значимого качества специалиста-музыканта.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования4музыкальной грамотности4 студентов!(взрослых, начинающих) в профессиональной'подготовке в колледже искусств' будет эффективен при реализации комплекса педагогических условий, среди которых мы выделяем:

• - структурно-содержательные (обеспечение логики развертывания содержания, ^систематизации учебного материала);

• ■ организационно-деятелъностные (реализация оптимальных форм« - осуществления учебно-профессиональной деятельности);

•» познавательно-творческие (стимулирование познавательной активности и творческо-интерпретаторской инициативы студентов);

• индивидуально-ценностные (формирование профессионально-ценностного отношения к музыкальной деятельности).

В связи с обозначенной целью исследования и выдвинутой гипотезой, в работе ставились следующие задачи:

1.Уточнить понятие «музыкальная грамотность» с позиций компетент-ностного подхода в контексте задач среднего профессионального музыкального, образования.

2.Выявить психолого-педагогические основы музыкального обучения студентов (взрослых начинающих) в средних специальных учебных заведениях культуры и искусства.

3.Определить и теоретически обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования музыкальной грамотности взрослых начинающих в профессиональной подготовке в колледже искусств.

Ф.Разработать и экспериментально апробировать методику, направленную на реализацию педагогических условий, обеспечивающих формирование музыкальной' грамотности как профессионально значимого качества студентов колледжа искусств.

Теоретико-методологической основой^ исследования являются1 психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); положения возрастной (F.C. Абрамова, B.C. Мухина и др.) и педагогической« психологии (Л.И: Божович,* И.С. Кон, И.Ю. Кулагина* Д.И. Фельдштейн и др.); теория и методика педагогических исследований' (В.И.Загвязинский, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин и. др.); ведущие положения теории профессионального образования (Б. С. Гершунский, А. А. Вербицкий, Л.Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко и др.) и образования взрослых (Б. Г. Ананьев, C.F. Вер-шловский, М.Т. Громкова, С.Н. Змеёв, Ю.Н. Кулюткин* Г.С. Сухобская, В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев и др.); идеи компетентностного*подхода к профессиональному образованию (В1 И! Байденко, Н. А. Гришанова, Э.Ф. Зеер,

A.К.Маркова и др.); психология' художественного творчества (Д.Б.Богоявленская; А. А. Мелик-Пашаев и др.); психология восприятия' искусства (Л.С.Выготский, С.М.Каргапольцев, Е.В.Назайкинский, В.В.Медушевский и др.); психология развития музыкальных способностей (Л.Л.Бочкарёв,

B.И.Петрушин, В.Г.Ражников, Б.М.Теплов и др.); теоретические исследования в области музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Д.Б.Кабалевский, И.Н.Немыкина, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин, Л.В.Школяр и др.).

Нормативно-правовую основу исследования составили Стратегия инновационного развития России до 2012 года, Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция Федеральной целевой программы развития образования; на 2006-2010 и 2011-2015 годы, Национальный приоритетный проект «Образование»:

Для решения поставленных в исследовании задач; а также подтверждения* исходных положений; и проверки, гипотезы использовались следующие взаимодополняющие методы:

• теоретические (теоретический анализ литературы в области философии и ¡истории, общей и-музыкальной: педагогики! и психологии, культурологии, социологии,' эстетики и музыкознания, нормативных документов; материалов, освещающих опыт работыпо проблеме исследования);

• > эмпирические (наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта; по музыкальному образованию взрослых начинающих;: тестирование, беседа, педагогический эксперимент по формированию музыкальной грамотности студентов в условиях колледжа искусств).

Опытно-экспериментальной" базой исследования явился колледж искусств ОГОБУ ВИО «Смоленский государственный институт искусств». Всеми этапами эксперимента охвачено 365 студентов (студенты колледжа' искусств СГИИ; и Смоленского1 областного музыкального училища; абитуриенты, поступающие в Вуз СГИИ) и 12 преподавателей названных учебных,заведений;

Личное участие соискателя состоит в теоретической разработке основных * положений исследования; в непосредственном руководстве и осуществлении опытно-экспериментальной работы в качестве преподавателя; колледжа и вуза искусств:

Эксперимент проводился с 2002 по 2011 учебный год в условиях естественного учебного процесса; на музыкально-исполнительских специальностях колледжа искусств ОГОБУ ВИО «Смоленский государственный институт искусств» (программы среднего профессионального образования):.

Избранная методология исследования и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

Первый этап (организационно-подготовительный) - (2002-2003 гг.) -позволил сформулировать исходные позиции настоящей работы; определить цели и задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, понятийный аппарат; выявить педагогические условия! формирования-музыкальной грамотности взрослых начинающих; составить программу опытно-эксперимептальнойработы; провести констатирующий эксперимент.

На вгоромэтапе (содержательно-процессуальном) - (2003-2011 гг.) - в рамках формирующего эксперимента была проверена эффективность педагогических условий формирования музыкальной грамотности^ взрослых начинающих; выявлены компоненты и признаки музыкальной ¡грамотности, апробированы и уточнены критерии оценки уровней сформированности музыкальной, грамотности студентов колледжа искусств.

На третьем ^ этапе (аналитико-результирующем) - (2007-2011 гг.) - завершены формирующий и контрольный эксперименты; проведена систематизация' и обобщение научных результатов, их качественно-количественный анализ; сформулированы выводы; результаты исследования оформлены в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит вследующем:

1. Уточнено содержание понятия-«музыкальная грамотность» в контексте профессиональной подготовки студентов колледжа1 искусств. Музыкальная грамотность рассматривается как профессионально значимое качество будущего специалиста-музыканта икомпонент его профессиональной компетентности.

2. Выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий'эффективность формирования музыкальной'грамотности взрослых начинающих. Он включает в себя следующие составные элементы: 1) структурно-содержательный как отражение логики развёртывания содержания и систематизации учебного материала; 2) организационнодеятельностный как форма осуществления учебно-профессиональной деятельности; 3) познавательно-творческий как условие стимулирования познавательной активности и творческо-интерпретаторской инициативы студентов; 4) индивидуально-ценностный как выражение ценностного отношения студентов к музыкальной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• конкретизированы ведущие принципы формирования музыкальной грамотности взрослых начинающих как профессионально значимого качества специалиста-музыканта;

• определены компоненты и* признаки- музыкальной грамотности, разработаны критерии. оценки уровней сформированное™ музыкальной грамотности студентов колледжа искусств.

Практическая значимость исследования. Разработано »методическое обеспечение процесса формирования* музыкальной грамотности взрослых начинающих в профессиональной подготовке в колледже искусств.

Реализация предложенной методики формирования музыкальной грамотности взрослых начинающих не только способствует повышению уровня музыкальной грамотности, но и позволяет компенсировать отсутствие начального музыкального образования и довести взрослых начинающих до уровня, позволяющего осуществлять профессиональную деятельность и дающего им возможность поступать в ¡высшие музыкальные учебные заведения.

Универсальный характер полученных результатов исследования позволяет использовать, их- при конструировании музыкальной деятельности студентов как в учебных заведениях культуры и искусства, так и в системе дополнительного музыкального образования взрослых, при разработке альтернативных авторских программ, учебных пособий по обучению музыке, а также профессионально-образовательных программ и проектов.

Достоверность> и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций- обеспечивается методологической базой исходных теоретических позиций; полнотой рассматриваемого объекта изучения, представленного в единстве содержательно-процессуальных характеристик; логикой педагогического исследования; применением совокупности теоретических и эмпирических методов исследования; достаточной экспериментальной базой; сочетанием количественных и качественных характеристик; сопоставимостью практических результатов с теоретическими положениями. Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальная грамотность в подготовке студентов колледжа искусств выступает как профессионально значимое качество будущего специалиста-музыканта и компонент его профессиональной компетентности. Она определяет реализацию основных функций музыкальной деятельности, таких как:

• ипформационно-ориентациошая (восприятие, понимание и толкование музыкального языка разных эпох во всём многообразии его стилей и жанров),

• процессуально-технологическая (владение методами и приёмами теоретической и исполнительской деятельности),

• художественно-творческая (умение исполнять музыкальные произведения в соответствии с законами музыкального искусства),

• аксиологическая (умение критически оценивать музыкальные явления и собственную музыкальную деятельность).

2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования музыкальной грамотности в процессе профессиональной подготовки студентов колледжа искусств, включает в себя:

• структурно-содержательные условия, способствующие освоению музыкального искусства как художественного явления, области науки и средства профессиональной самореализации;

• организационно-деятелъностные условия, направленные на реализацию принципов контекстного и практико-ориентированного обучения;

• познавательно-творческие условия, стимулирующие воспитание познавательной активности и творческо-интерпретаторской инициативы студентов;

• индивидуально-ценностные условия, определяющие формирование устойчивой профессиональной мотивации, воспитание эмоционально-волевой саморегуляции учебной деятельности, развитие способности критического осмысления музыкальных явлений и собственной деятельности.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись путем их использования в практической работе на музыкально-исполнительских специальностях колледжа искусств ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств» у обучающихся по программам среднего профессионального образования. Изложение основных теоретических положений и результатов исследования содержится в статьях, методических разработках, докладах на научно-практических и научно-методических конференциях: международных - «Культура. Искусство. Образование: проблемы* и перспективы развития» (Смоленск, 2005, 2006, 2009 гг.); междисциплинарных - «Научные проблемы развития образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика» (Москва, 2004г.), «Философия современного образования и научная педагогическая-мысль: от исследований к практике» (Москва, 2006г.); в сборниках статей, рекомендованных ВАК (2008,2010 гг.).

Результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре культурологии и методологии музыкального образования МГГУ им. М.А.Шолохова, кафедре художественного образования ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (Москва), и на кафедре инструментального исполнительства ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств» (Смоленск).

13

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Гаврилова, Елена Здравкова

Результаты исследования носят универсальный характер, что позволяет использовать их не только в деятельности учебных заведений культуры и искусства, но и в системе дополнительного образования взрослых, при разработке профессиональных образовательных программ и проектов в различных отраслях музыкального искусства.

Данное исследование не является исчерпывающими и может служить основой для дальнейшего изучения- и разработки принципиально, новых подходов' к обучению взрослых в < условиях реализации, компетентностной модели профессионального музыкального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

В становлении музыканта-профессионала решающую роль играет среднее специальное образование, где закладываются основы будущей профессиональной деятельности. Фундаментом профессионального музыкального образования является музыкальная грамотность, которая выступает как профессионально значимое качество будущего специалиста-музыканта, компонент его профессиональной компетентности, и обеспечивает реализацию информационно-ориентационной, процессуально-технологической;' художественно-творческой и* аксиологической функций музыкальной деятельности. Музыкальная грамотность трактуется нами как специфическая способность человека' оперировать музыкальными понятиями и • образами; определяющая» понимание музыкального языка, владение методами и приёмами-теоретической и исполнительской деятельности, умение исполнять музыкальные произведения в соответствии с законами музыкального искусства и критическое осмысление музыкальных явлений с позиций собственной деятельности.

Специфика формирования музыкальной грамотности взрослых начинающих (студентов, не имеющих начального музыкального образования) определяется их возрастными психолого-педагогическими особенностями и профессиональной заинтересованностью, что обусловливает характер и качество музыкальной деятельности. Психолого-педагогические особенности определяют как позитивные (развитый интеллект, ассоциативно-образное мышление, устойчивость внимания, способность к длительным целенаправленным занятиям, профессиональная мотивация, потребность в самореализации и эмоционально-волевой саморегуляции), так и негативные факторы (ограниченный музыкальный опыт, недостаточно развитые музыкальные способности, слабое развитие игрового и вокального аппарата, сложность адаптации.к новой1информационной среде).

Именно данные факторы, а также функциональная значимость музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств'(взрослых начинающих), стали решающими» при выявлении комплекса педагогических условий, которые, способствуют освоению музыкального искусства как художественного явления, области науки и средства профессиональной^ самореализации, {структурно-содержательные условия); направлены на реализацию принципов контекстного и практико-ориентированного обучения {органнзационно-деятелъностные условия)', стимулируют, воспитание познавательной активности и творческо интерпретаторской инициативы студентов - (познавательно-творческие условия)', определяют формирование устойчивой^ профессиональной мотивации, воспитание эмоционально-волевой- саморегуляции, учебной' деятельности; развитие способности критического осмысленияь музыкальных- явлений и собственной деятельности (индивидуально-ценностные условия).

Проведенное экспериментальное исследование свидетельствует об эффективности предложенного «методического обеспечения процесса формирования музыкальной грамотности, позволяющего компенсировать у взрослых начинающих отсутствие начального музыкального образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гаврилова, Елена Здравкова, 2012 год

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ.высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.

2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие / Г.С. Абрамова

3. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 704 с.

4. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев.

5. Изд. 2-е, доп. М.: издательство «Музыка», 1971. - 277 с.

6. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 336 с.

7. Ананьев, Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б.Г. Ананьев.- М.: Издательство «Знание», 1972. 32 с.

8. Андреев, В.И. Педагогика творческого развития. Инновационный курс.

9. Книга 2. / В.И. Андреев. Казань: Издательство Казанского университета, 1998.-317 с.

10. Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

11. Арановская, И.В. Теория и методика эстетического развития будущегопедагога-музыканта в современной системе высшего образования: Учеб. пособие / И.В. Арановская. Волгоград: Перемена, 2002. — 127 с.

12. Арановский, М.Г. Музыка и мышление / М.Г. Арановский // Музыка какформа интеллектуальной деятельности / Ред. сост. М.Г. Арановский. - М.: КомКнига, 2007. - С. 10-43.

13. Арчажникова, Л .Г. Методика обучения игре на фортепиано. Учебное поtсобие для студентов IV курса вечернего и заочного отделений» музыкально-педагогического факультета / Л.Г. Арчажникова. М.: МГЗПИ, 1982.-82 с.

14. Арчажникова, Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. Для учителя / Л.Г.

15. Арчажникова. М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

16. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы) / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

17. Базиков, A.C. Педагогические условия формирования положительногоэмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям (На материале учебной работы в музыкально-исполнительскоих классах): автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 1997.-25 с.

18. Баренбойм, Л.А. Путьк музицированию / Л.А. Баренбойм. — Ленинград

19. Москва: «Советский композитор», 1973. 268 с.

20. Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб. пособие /B.C.

21. Безрукова. Екатеринбург: Издательство»Деловая книга», 1996. - 344с.

22. Беркман, Т.Л. Методика обучения'игре на фортепиано. Пособие для студентов-заочников музыкально-педагогических факультетов / Т.Л. Беркман М.: «Просвещение», 1977. - 101 с.

23. Бернштейн, H.A. Физиология движения и активность / H.A. Бернштейн.f1. М.: «Наука», 1990. 495 с.воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. М.: Высшая школа, 1998. - 144 с.

24. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие. / Д.Б. Богоявленская. М: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

25. Большая!Советская Энциклопедия. В 30т. Т.7 / Гл. ред. A.M. Прохоров.

26. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1972. 606 с.

27. Большая энциклопед1я. Словарь' общедоступныхъ сведенш по всем.отраслямъ знашя: В 20 т. Т. 7 / Под ред. С.Н. Южакова. С.-Пб.: Типограф1я Товарищества «Просвещение». - 1902. - 794 с.

28. Бонфельд. М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / М.Ш. Бонфельд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-224 с.

29. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарёв.

30. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. 352 с.

31. Бычков, И.Э. Проблема освоения системных знаний о музыке на начальной стадии обучения (на материале уроков фортепиано в ДМШ): авто-реф. дис. канд. пед. наук, 13.00.02. / И.Э. Бычков; М., 1998. -22 с.

32. Васильева, Н.В. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки: автореф. дисс. . канд. пед: наук, 13.00.08. / Н.В. Васильева. Магнитогорск, 2007. - 22'с.

33. Вербицкий, A.A. Контекстное обучение: теория и технологии / А.А, Вербицкий // Новые методы и средства обучения, № 2 (16). Педагогическиетехнологии контекстного обучения / Под ред. A.A. Вербицкого. М.: Издательство «Знание», 1994. - С. 3 - 57.

34. Вербицкий, A.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении

35. A.A. Вербицкий, Н.А, Бакшаева. Монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 200 с.

36. Вербицкий, A.A. Контексты содержания образования 7 A.A. Вербицкий,*

37. Т.Д. Дубовицкая. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. - 80 с.

38. Вершловский, С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы /

39. С.Г. Вершловский. М.: Педагогика;Л 987. - 184 с.

40. Ветлугина, H.A. Музыкальное воспитание в детском саду / H.A. Ветлугина.-М.:'Просвещение, 1981.-240 с.

41. Взаимосвязь психолого-педагогических и специальных дисциплин в профессиональной подготовке учителя музыки. Учебно-методическое пособие. Минск, 1991.- 57 с.

42. Викулина, M'A. Познавательна активность» студентов: Монография /

43. М.А. Викулина, С.Н. Казначеева. Нижний Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2006. - 120 с.

44. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. проф. A.B. Петровского.-Mt: «Просвещение», 1973.-288 с.

45. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. Сб. научных трудов / под ред. В.И. Степановой: Ленинград, 1974.- 89 с.

46. Войшвилло, Е.К. Логика: Учебник для.вузов / Е.К. Войшвилло, М.Е. Дегтярев. М.: Руманит. Изд. центр-ВЛАДОС, 1998. - 528 с.

47. Воробьёва; Ж.А. Формирование эстетической оценки-музыки, у младшихшкольников: Монография / Ж.А. Воробьёва. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. - 180 с.

48. Выготский, JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. — Ростов н/Д:изд-во «Феникс», 1998. 480 с.

49. Выготский, JI.C. Психология развития ребенка / JI.C. Выготский. М.:

50. Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. 512 с.

51. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века: Учеб. пособиедля самообразования. Изд. 2-е, перераб. и дополненное / Б.С. Гершунский. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 512 с.

52. Гинзбург, JI.C. О работе над музыкальным произведением / JI.C. Гинзбург. М.: Издательство Музыка, 1968. - 112 с.

53. Готсдинер, А.Л. Психологические особенности подросткового возраста /

54. А.Л. Готстдинер // Вопросы методики начального музыкального образования. Сб. статей / Ред. сост. В.И.Руденко, В.А.Натансон. - М.: Музыка, 1981. -С. 12- 32'.

55. Громкова, М.Т. Педагогические основы образования, взрослых / H.A.

56. Громкова. Ml: Издательство МСХА, 1933. - 163 с.

57. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии /В:В. Гузеев: М.: НИИ'школьных технологий, 2004.- 128 с.

58. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологическиепроблемы построения учебноых предметов) /В.В. Давыдов. М.: «Педагогика», 1972. - 424 с.

59. Давыдова, Е.В. Методика преподавания сольфеджио / Е. В. Давыдова.

60. М.: Изд. «Музыка», 1975. 158 с.

61. Десятова, E.IO. Направленность управления образовательным процессомна рост качества образованности студентов средних профессиональных образовательных учреждений:;Учеб-метод, пособие / Е.Ю. Десятова. -Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2003. 39 с.

62. Жарова, JI.B; Учить самостоятельности: Кн. для учителя / Л.В; Жарова.

63. Mi: Просвещение, 1993.-205 с. 53Í Загвязинский, В<И: Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / ВМ; Загвязинский; 3-е изд; - М.': Издательский центр «Академия», 2006. - 192 с.

64. Загорный, Н.Н. Фортепианная шра как вспомогательный в музыкальномобразовании; предмет (опыт методического обоснования общего* курса игрышафортепиано)/Н:Н. Загрный.-Л*: «ACADEMIA», 1928: 58с.

65. Закс, Л.А; Художественное сознание / Л . А. Закс. Свердловск: Изд-во

66. Урал, ун-та, 1990. 212 с. 56; Засимова;, НШ; Фортепианное; обучение на факультете общественных профессий, (методические рекомендации) / Н.Л. Засимова. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1980. - 58 с.

67. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный: подход: Учеб. пособие / Э1Ф. Зеер, А.М. Павлова; Э.Э. Сыма-нюк: М.; Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.

68. Землянский, Б.Я. О музыкальной педагогике / Б.Я. Землянский. М.:1. Музыка», 1987.- 144 с. •

69. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 39 с.

70. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2004. - 384 с.

71. Змеёв, С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ.выспг. учеб: заведений / С.И. Змеёв. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 128"с.

72. Зорина, Л.Я. Дидактические основы формирования системности знанийстаршеклассников / Л.Я. Зорина. М.: «Педагогика». - 1978. - 128 с.

73. Ивин, A.A. Аксиология. Научное издание / A.A. Ивин. М.: Высш. шк.,2006.-390 с.

74. Искакова, Ж.Ж. Специфика подготовки ¡студентов с разным уровнем музыкального развития, в классе фортепиано (на материале музыкально-педагогических факультетов Казахстана): автореф. дис. . канд. пед. наук, 13.00.02. / Ж.Ж. Искакова. М., 1997. -19 с.

75. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя,/ Д.Б. Кабалевский. / Сост. В.И.Викторов. М!: «Просвещение», 1981'. - 192 с.

76. Кабанова-Меллер,' E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение /

77. E.H. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981.-91 с.

78. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи / М.С. Каган. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.-384 с.

79. Каган, М.С; Философская теория ценности / М.С. Каган. Санкт

80. Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.

81. Казурова, A.C. Проблемы Государственного образовательного стандартавысшего профессионального музыкального образования: опыт и перспективы. М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов / A.C. Казурова. - 2005. - 95 с.

82. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н.

83. Скаткина, В.В. Краевскго. М.: «Педагогика», 1978 - 208 с.

84. Киященко, Н.И. Теория отражения и проблемы эстетики / Н.И. Киященко,

85. Н.Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1983. - 224 с.

86. Ковальская, Я.А. Музыкальная грамота. Второе издание перераб. и доп. /

87. Я.А. Ковальская. М.: «МУЗГИЗ», 1961. - 120 с.

88. Коган, Г.М. Работа пианиста / Г.М. Коган. М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. — 200 с.

89. Козлов, Н.И. Проблема методов в музыкальной педагогике: Учебнометодическое пособие / Н.И. Козлов. — Чита: Изд-во Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, 1998.-51 с.

90. Коломиец, Г.Г. Ценность музыки: философский аспект. Изд. 2-е. / Г.Г.

91. Коломиец. М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 536 с.

92. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. М.:1. Просвещение, 1989.-255 с.

93. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её сознание / И.С. Кон. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

94. Концепция среднего специального образования. М: НИИВО, 1991.20 с.

95. Концепция федеральных государственных образовательных стандартовобщего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. A.M. Кондакова, A.A. Кузнецова. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 39 с.

96. Коротяев, Б.И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опытаработы. 2-е изд., доп. и испр. / Б.И. Коротяев. — М.: Просвещение, 1989.- 159 с.

97. Корыхалова, Н.П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях / Н.П. Корыхалова. Спб.: Композитор, 2000. -272 с.

98. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. Высш. Пед.учеб. заведений / В.В. Краевский. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-256 с.

99. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; Подред. А.П. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 496 с.

100. Кременштейн, Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классеспециального фортепиано / Б.Л. Кременштейн. — М.: Классика-ХХ1, 2003.- 128 с.

101. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождениядо поздней зрелости: Учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. -М: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. 464 с.

102. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. М.:

103. Просвещение, 1985.- 128 с.

104. Кулюткин, Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. М.: «Педагогика», 1971. - 112 с.t

105. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб / B.C. Леднёв. М.: Высш. шк., 1991. - 224 с.

106. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

107. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения)/ И.Я. Лернер.

108. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

109. Либерман, Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е.Я.

110. Либерман. М.: Музыка, 1988. - 236 с.

111. Любомудрова, H.A. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. Пособие / H.A. Любомудрова. М.: Музыка, 1982. - 143 с.

112. Мазель, Л.А. Анализ музыкальных произведений / Л.А. Мазель, В.А.

113. Цуккерман. М.: Издательство Музыка, 1967. - 751 с.

114. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / В.Н. Максимова. М: Просвещение, 1987. — 160 с.

115. Макуренкова, Е.П. Всеобщая музыкальная грамотность и активизацияпрофессионального музыкального образования / Е.П. Макуренкова. -М.: РИО РАМ им. Гнесиных, 2003. 268 с.

116. Малый толковый словарь русского языка. — М.: «Русский язык», 1990.704 с.

117. Малюков, А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А.Н. Малюков. — Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999.-256 с.I

118. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. -96 с.

119. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: «Педагогика», 1972. - 168 с.

120. Махмутов, М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах. Методические рекомендации / М.И. Матюшкин. М.: Академия педагогических наук СССР, 1983. - 63 с.

121. Махмутов, М.И. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ: Метод, пособие для преподавателей сред. ПТУ / М.И. Махмутов, А.З. Шакирзянов. М.: Высшая школа, 1985. -207 с.

122. Минков, E.F. Мотивация: структура и функионирование / Е.Г. Мин-ков. Дубна: Феникс 1, 2007. - 416 с.

123. Музыкальный энциклопедический, словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. -М- : Советская энциклопедия, 1990: 672 с.

124. Музыкальная-энциклопедия: В 6 т. Т. 2. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш -М.: «Советская энциклопедия», 1974. 960 стб.

125. Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т. 3. / Гл. ред. IO.B. Келдыш -М.: «Советская энциклопедия», 1976: Г104!;стб;

126. Мухина, B.C. Возрастная; психология: Феноменология развития; детство; отрочество: Учебник. — 5-е изд. / B.C. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.

127. Назайкинский, E.B. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. М.: Издательство «Музыка», 1972. - 83 с.

128. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Шестое издание / Г.Г. Нейгауз. М.: Классика-ХХ1, 1999. - 232 с.

129. Немыкина, И.Н. Развитие; интеллектуальной? активности студентовв; условиях музыкально-педагогических учебных заведений: автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02. / ИЛ I. Немыкина. М., 1982. — 16 с.

130. Немыкина, И.Н. Основы- музыкальной. педагогики: Учеб. пособие / И.Н: Немыкина. Екатеринбург:; Уральский педагогический институт, 1993.-64 с.

131. Новая философская энциклопедия: в 4 т., Т.З: / Ин-т философии: РАН; Нац. общ.-науч. фонд / Научно-ред. совет: B.C. Степин и др.. М.: «Мысль», 2001. 692 с.

132. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA 2000: - М.: Логос, 2004. - 296 с.

133. Ныркова, В.Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей: История и методические принципы / В;Д. Ныркова. — М.: Музыка, 1988. -48 с.

134. Огарков, Г.Д. Введение в музыкальное воспитание и обучение: Учебное пособие / Г.Д. Огарков. Ростов н/Д: РГПИ, 1991. - 58 с.

135. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. М;: «Советская энциклопедия», 1973. - 846 с.

136. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин; Е!И; Огарев. СПб, Воронеж.: ИОВ? РАО, 1995.- 231 с.

137. Остроменский, В.Д: Формирование музыкального познания / В.Д. Остроменский. Кишинёв: «Штиинца»; 1988. - 157 с.

138. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей;/ Под ред. П.И; Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.

139. Педагогика профессионального; образования: Учеб. пособие / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В!А. Сластёнина. -М:: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.

140. Перминова, JI.M. Формирование функциональной грамотности учащихся: основы и технология / JI.M: Перминова. СПб: Типография Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства; 1998. - 49 с.

141. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. М.: Академический Проект, 2006.-400 с.

142. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология / Ж. Пиаже: М.: «Просвещение», 1969. - 659 с.

143. Поваренков, Ю1П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. М: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.

144. Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 320 с.

145. Попков, B.A; Рефлексивные стратегии познавательной'деятельности в высшем профессиональном образовании / В.А. Попков, А.В: Коржу-ев. М.: Изд. ИУО РАО, 2004. - 200 с.

146. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие /Д:К.,Кирнарская, Н:И: Киященко; К В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М: Цыпина: Mb Издательский центр-«Академия»; 2003: - 368 с.

147. Развитие творческой активности школьников' / Под ред. A.M. Ма-тюшкина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика; 1991. - 160 с.

148. Рапацкая; Л;А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учебное пособие по курсу «История русской музыки» / Л.А. Рапацкая. М.: МГОГ1У, 1996. - 146 с.

149. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции. Изд 2-е, доп. / С.Х. Раппопорт.- М.: «Музыка», 1972. 166 с.

150. Рекомендации по совершенствованию содержания рубежного и итогового контроля знаний и умений учащихся средних специальных учебных заведений- / Сост. Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко, Г.Г. Город-ничева. М., 1991. - 15 с.

151. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт. — М.: Мир, 1994. — 320 с.

152. Ройтерштейн, М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для студ. пед. высш.учеб. заведений / М.И. Ройтерштейн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 112 с.

153. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. II / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия; 1998. - 672с.

154. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. - 488 с.

155. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

156. Рувинский, Л.И. Психология самовоспитания: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьёва.- М.: Просвещение, 1982. 143 с.

157. Румер, М.А. Вопросы музыкальной грамоты / М.А. Румер // Известия АПН РСФСР, вып. 110. Вопросы системы обучения пению в I VI классах / под ред. М.А. Румер. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960.-С. 105-190:

158. Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета И.Н., Березинымъ. В 16т. Т. V С.-Пб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1875. - 890 с.

159. Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С.И. Савшинский. М.-Л.: Издательство «Музыка», 1964. - 185 с.

160. Семушина, JI.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие / Л:Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. М.: Мастерово, 2001. - 272 с.

161. Сериков, В.В. Общая: педагогика: Избр. лекции / В.В. Сериков: -Волгоград: Перемена, 2004. — 278 с.

162. Славская, К.А. Мысль в действии: Психология мышления. / K.A. Славская: М:: Политиздат; 1968;- 208 с:

163. Слободчиков, В.И. Основы'психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пог собие для вузов?/. В:И. Слободчиков, Е.И; Исаев; М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с. ■■ . ; г

164. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Митсриков, Под общ: редШ.И. Пидкасистого:- М;: ТЦ1Сфера, 2004; 448 с.

165. Сохор, A.M. Логическая; структура учебного материала. Вопросы; дидактического.анализа / A.M. Сохор. М.:;«Педагогика»,. 1974. - 192с:

166. Старова; E.F. Личностное самоопределение в подростковом возрасте. Монография / Е.Г. Старова; М.: МОСУ, 2003 - 64 с.175: Сголович, JI.II. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика; соотношение / Л:Н. Столович; -М;: Знание, 1983; 64 с.

167. Столович, JI.H. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности / Л.Н. Столович. - М.: Политиздат, 1985. - 415с.

168. Столяренко, A.M. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / A.M. Столяренко. 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2008. - 527 с.

169. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы), изд. 2-е доп., испр. / Н.Ф. Талызина. М.: Издательство Московского университета, 1984. — 344 с.

170. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие / Под общ. Ред. А.Г.Каузовой, А.И.Николаевой. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

171. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. I. / Б.М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

172. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / Под ред. A.A. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987.-176 с.

173. Универсальный энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 1551 с.

174. Усова, A.B. формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / A.B. Усова. М.: Педагогика, 1986. - 176 с.

175. Федеральная целевая программа образования на 2006-2010 годы. -М.: 2005.

176. Федеральный закон: Выпуск 54 (321). Об образовании. М.: ИН-ФРА-М, 2005. - 56 с.

177. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004'. -672 с.

178. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец № 2119 «Музыка и пение» / Г.М. Цыпин. — М.': Просвещение, 1984. 176 с.

179. Чертовской, А.Н. Инновационные подходы к начальному обучению игре на .фортепиано (на материале работы с учащимися подросткового и раннего юношеского возраста): автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. / А.Н: Чертовской. Москва, 2000:- 19 с. •

180. Шадриков, В.Д. Интеллектуальные операции / В.Д. Шадриков. М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 108 с.

181. Шамова, Т.И. Активация учения школьников / Т.И. Шамова. М.: Педагогика, 1982.-208 с.

182. Шестаков, В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля / В.П. Шестаков. М.: «Мысль», 1979. - 372 с.

183. Школяр, В.А. Формирование и развитие у учащихся основ содержательного анализа инструментальной музыки на занятиях фортепиано: автореф. дис. . канд. пед. наук, 13.00.01. / В.А. Школяр. М., 1994: -16 с.

184. Щапов, А.П. Фортепианная педагогика. Метод, пособие / А.П. Щапов. М.: Издательство Советская Россия, 1960. - 171 с.

185. Щукина, Г.И: Активизация познавательной1 деятельности1 учащихся в учебном- процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1979: - 160 с.

186. Энциклопедический словарь: В 2т. Т.1А Гл. ред. Б.А. Введенский. -М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1963.-656 с.

187. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз И.А. Ефрон 1890г. - 1907 г. В,82 т. Т. 18. -Ярославль.: «ТЕРРА» - «TERRA», 1991.-974 с.

188. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

189. Яконюк, В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки / В.Л. Яконюк. Мн.: Высш. школа, 1979. - 104 с.

190. Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / В.А. Якунин. / Европ. Ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1998. - 639 с.

191. Яркина, Т.Н. Педагогика среднего профессионального образования: курс лекций / Т.Н. Яркина . ГОУ ВПО Томский государственный педагогический университет. - Томск: Издательство ТГПУ, 2009. - 272 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.